Варновый строй по законам ману

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Варновый строй по законам ману». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

ЗАКОНЫ МАНУ — древнеиндийский сборник предписаний, определяющих поведение человека в частной и общественной жизни в соответствии с господствовавшими в древнеиндийском обществе системой взглядов и религиозными догматами брахманизма. Составление З.м. приписывается мифическому прародителю людей Ману. В дошедшем до нас виде З.м. были составлены, по-видимому, около П в. до н.э. — I в. н.э. З.м. написаны на санскрите, содержат 2650 двустиший (шлок), разбитых на 12 глав.

Появляются сословия – варны. Первые варны были привилегированными: брахманы — варна, в которую вошли знатные жреческие роды, и кшатрии — варна, в которую вошла военная знать. Этим двум варнам противостояла основная масса свободных общинников, составлявшая третью варну — вайшьев. Участившиеся войны и усиление имущественного и общественного неравенства привели к появлению большого количества людей, не являвшихся членами общин.

Содержание:

Сословно-варновый строй в Индии. Законы Ману

Индийское общество традиционно было построено на системе сословий, каст, хотя применительно к Индии выражение «кастовый строй» не корректно, ибо слово каста происходит от латинского. В Индии исторически существуют 4 сословия — варны (varna), которые в свою очередь подразделяются на джати (jati — профессиональные группы), собственно индийские джати и принято называть касты. Когда Пурушу (изначального, божественого человека) расчленили… его рот стал брахманом, его руки сделались раджанья [кшатрии], его бёдра — вайшья, из ног родился шудра.

Слово «варна» индийского происхождения и означает «цвет», «способ», «сущность», «каста». Варны были древними социальными группами, объединявшими в определённых районах людей, связанных общей профессией, общими религиозными обрядами и стоящих на одной ступени социальной лестницы. Деление людей на варны восходит ко времени разложения родового строя, когда выделяется и всё более укрепляется родовая аристократия.

Таким образом, к концу периода «Ригведы» общество делилось на четы­ре варны: брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры. Такая иерархия считалась изначальной, божественной волей, установлен­ной и незыблемой в своей основе. Интересно, что указанное деление общества, несмотря на свой религиозный характер и древнее происхождение, имеет место и в современной Индии.

Хотя литература брахман предоставляет вайшьям весьма скромный статус с немногочисленными правами, буддийская и джайнская литература, созданная несколькими столетиями позд­нее и в дальневосточных областях, показывает, что в действитель­ности вайшьи не всегда были угнетаемым сословием. Эти произ­ведения повествуют о многих богатых купцах, живущих в роскоши и организованных в могущественные гильдии, которые выполняли роль торговых агентов царя, сборщиков налогов и пошлин. В них идеал вай­шьи — не смиренный скотовод, а налогоплательщик, т. е. человек, обладающий 80 млн. пан. Богатые вайшьи находились в большом почете у царей, пользовались их милостью и доверием. Скорее вайшьи, а не кшатрии оказывали главное покровительство набиравшим силу неортодоксальным религиям — буддизму и джайнизму. К этому времени, по крайней мере, в об­ластях Магадхи и Кошалы, они представляли собой подлинную «буржуазию», правда немногочисленную, но достаточно влиятель­ную. Многие надписи, начиная со времен Шунгов, свидетельст­вуют о том, что от имени вайшьев — купцов и искусных ремесленников — совершались щедрые пожертвования для религиозных целей, особенно буддистам. Судя по надписям, вайшьи в то время процветали и пользовались большим влиянием.

Царь являлся главой административного аппарата. От него зависели назначения должностных лиц и контроль за их деятельностью (VII, 54—63, 81). Все царские чиновники, согласно Артхашастре, делились на группы центрального и местного управления. Особое место занимали советники царя — высшие сановники (ман-трины, махаматры,). Из советников царя состоял и совещательный коллегиальный орган — мантрипаришад, своеобразный пережиток органов племенной демократии. Членство в мантрипаришаде не было четко установлено, наряду с сановниками в него иногда приглашались представители городов. Этот орган сохранял некоторую независимость, но лишь по ряду второстепенных вопросов мог принимать самостоятельные решения.

Предписания Ману-самхита и Артхашастры о семейных отношениях. Свадебные традиции согласно Ману-самхита. Соотношение прав мужчин и женщин в Древней Индии. Обзорная характеристика исследований Законов Ману и правового положения женщины в индийском обществе.

Достоверные сведения о классовой структуре и политической организации общества этого времени до нас не дошли, однако известно, что здесь происходило разложение первобытнообщин­ ного строя, началось социальное расслоение населения.

У вторгшихся во втором тысячелетии в Индостан ариев, разрушивших существовавшую на севере полуострова Хараппскую цивилизацию, еще существовал родовой строй . основной ячейкой которого был родовой союз — гана.

С середины II тыс. до н.э. территория Индии подвергается завоеванию пришедшими с севера племенами ариев, говоривших на языке, близком ныне живущим европейским народам. В древнейшем литературно-религиозном памятнике того времени — Ригведе — рассказывается о жизни и государственном строе в Древней Индии.

Напомню читателю, что в древней Индии существовала исторически сложившаяся у древних ариев (арийцев) система сословий — варн. которая строилась на учете индивидуальности человека, а потому разрешала переход из одной варны в другую, подробнее в статье Глава 3 посвящена правилам брака между представителями разных варн и кастам, которые образуются при смешении варн. Закон Ману также регламентирует деятельность, разрешенную для разных индийских каст.

2.1.

Балаболина, А.В. Соотношение понятий варна и каста (джати) в отечественной науке // Вестник Казанского Государственного Университета культуры и искусств. – 2010. — № 1. – С. 57-69.

2.2.

Бонгард–Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Древняя Индия. М.:, Б.м., 1969. — 736 с.

2.3.

Бонгард–Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Индия в древности. М.:, Б.м., 1985. – 758 с.

2.4.

Вигасин А.А. История Древнего Востока. – М.: Дрофа, 2007. – 223 с.

2.5.

Всеобщая история государства и права / З.М. Черниловский – М.: Б.м., 1999. – С. 36.

2.6.

Ильин Г.Ф. Шудры и рабы в древнеиндийских сборниках законов //ВДИ.- 1950. -№2. -С. 94-107.

2.7.

Индия сегодня. Справочно-аналитическое изд. Под ред. Т.Л. Шаумян, Е.Ю. Ваниной и др. – М.: Ариаварта-Пресс, 2005. – 591 с.

2.8.

История государства и права зарубежных стран / Под ред. О.А. Жидкова, Н.А. Крашенинниковой и др. – М.:, «Норма», 2004. –480 с.

2.9.

История политических и правовых учений. Учебник для вузов / под ред. В.С. Нерсесянца. М.: НОРМА, 2004. –352 с.

2.10.

Касты в Индии (Сборник статей) — М.: ГРВЛ «Наука», 1965. – 352 с.

2.11.

Котовский, Г.Г. Некоторые аспекты проблемы каст. М.: «НАУКА», 1965. – 428 с.

2.12.

Кудрявцев, М.К. Неприкасаемые. О некоторых особенностях кастовой организации в Индии//Советская этнография. – М.:, 1951. — №2. – С. 152

2.13.

Куценков А.А. Из истории изучения индийской касты //Народы Азии и Африки.- 1980. — №4. – С. 383-420

2.14.

Куценков А.А. Эволюция древнеиндийской касты. М.: Издательство «Наука», 1983. – 323 с.

2.15.

Развитие рабства привело к углублению классовых противоречий, к экономическому и социальному усилению правящего класса — рабовладельческой аристократии. Родовая аристократия, состоящая из жрецов, старейшин и племенных вождей, выделившаяся из среды общинников, противопоставляется простому народу, объединённому в общины (вишас).

В данной статье проводится общая характеристика Законов Ману, а также исследуется несколько правовых институтов частного права, подчеркивается их как правовое, так и культурологическое, сакральное аксиологическое значение для современного права, а также проводится диахронный анализ между отдельными положениями в Законах Ману и некоторыми нормами Гражданского кодекса (в частности, права собственности) РФ.

Весьма часто в различных контекстах мы читаем о дхарме варн и ашрам — этапов жизни (варна — ашрама — дхарма). В далеком «золотом веке» это было очевидное и незыблемое; понятно, но в наше время его часто толкуют превратно или вообще предают забвению. Долг брахманов — объяснять дхарму, а царя — сохранять ее и следить за ее выполнением.

2. Патанджали взял в долг до следующего урожая 20 мешков пшеницы, но вернуть долг вовремя не смог. Подождав несколько дней, кредитор явился в сопровождении многочисленных слуг в дом к Патанджали и изъял имущество, стоимость которого компенсировала долг. Патанджали обратился с жалобой на самоуправство в суд. Какое решение должен вынести суд? А как было бы по законам Хаммурапи?

1. Капур продал соседу вола, но уже через день пожалел об этом и предложил соседу расторгнуть сделку. Капур возвращает соседу деньги, а тот возвращает Капуру вола. Но сосед отказался. Капур обратился с жалобой в суд. Правомерны ли действия Капура?

Основные черты права.В Древней Индии понятие права как совокупности самостоятельных норм, регулирующих общественные отношения, было неизвестно.

Повседневная жизнь индийцев подчинялась правилам, утверждаемым в нормах, по своему характеру являвшимися скорее этическими, чем правовыми. При этом данные нормы носили яркий отпечаток религии.

Нормы, определяющие поведение людей в их повседневной жизни (дхармы), содержались в сборниках — дхармашастрах. Наиболее известной в нашей литературе дхармашастрой являются Законы Ману (они носят имя мифического бога Ману).

Законы Ману определяют положение женщины следующим образом: в детстве ей полагалось быть под властью отца, в молодости — мужа, после смерти — под властью сыновей, ибо «женщина никогда не пригодна для самостоятельности». Законы Ману прямо требуют от жены почитать своего мужа, как бога, даже если он лишен добродетелей.

Слово «каста» в переводе с португальского языка означает «род, качество», оно стало употребляться, когда португальцы в XVI в. проникли в Индию и познакомились с индийской социальной организацией. Изначально же в Индии существовали группы, которые обозначались словом «варна», которое соответствует понятиям «вид», «разряд».

Уже с глубокой древности это слово использовали для противопоставления основных социальных слоев. О том, что разделение общества берет свое начало в конце II – начале I тысячелетия до н.э.

, можно судить по сведениям из «Ригведы», одного из четырех индуистских религиозных текстов, сборника религиозных гимнов, составленного приблизительно в 1700 – 1100 гг. до н.э., древнейшего памятника древнеиндийской литературы и древнейшего религиозного текста в мире.

Несмотря на то, что в первоначальной версии «Ригведы» нет прямого упоминания о варнах, в этом сборнике уже говорится о существовании жрецов, знати и простого люда, хотя и деление это пока не жесткое и не контролируется.

Рекомендуем прочесть: Есть Скидки По Студенческим На Автобусы

Варновая система не только не распалась со временем, но, обрастая новыми разрядами, более дробными подразделениями, претерпев множество изменений, просуществовала несколько тысячелетий, существует и по сей день.

Ведущими направлениями в политической и правовой идеологии Древней Индии являлись брахманизм и буддизм. Они возникли в середине I тысячелетия до н.э. когда у арийских племен, покоривших Индию, началось образование классов.

Своими корнями оба направления восходили к религиозно-мифологическому мировоззрению, изложенному в Ведах — древних ритуальных книгах ариев.

Идейные расхождения между брахманизмом и буддизмом произошли на почве толкования мифов и правил поведения, которые освящала религия.

Варновый Строй По Законам Ману Дхармы Варн

Индия, одна из великих стран мира, имея обширную территорию и многомиллионное население, сыграла большую историческую роль в человеческой цивилизации. К сожалению, до настоящего времени история Индии не изучена основательно, так как учеными не обнаружены письменные источники, которые бы позволили установить общественно-политические процессы, происходившие на территории Индии в IV тысячелетии до н.э. И только археологические раскопки, осуществленные в Северо-Западной Индии, свидетельствуют, что уже в это время существовали крупные центры Харапп и Махенджо-Даро, вокруг которых сосредотачивались ремесленное производство, орошаемое земледелие и торговля. Можно предположить, что это были своеобразные города-протогосударства, между которыми велась постоянная борьба за первенство. Данный период можно назвать Древним периодом (IV – первая половина II тысячелетия до н.э.).

Второй период (вторая половина II тысячелетия – середина I тысячелетия до н.э.) называется учеными ведическим периодом. Такое название дано ему в силу того, что сведения о данном периоде черпаются из письменных источников литературно-религиозного характера – ведов, которые были священными книгами индусов. Именно из ведов установлено, что коренное темнокожее население – дравиды – было завоевано арийскими племенами, которые в течение нескольких столетий осуществляли свои военные походы на Северо-Западную Индию, пока полностью не подчинили своей власти местное население. Именно во второй период ярко проявилась такая причина возникновения государства, как внешняя – завоевание части Индии арийскими племенами.

Классы и социальные группы населения. Их правовое положение. Социальная структура общества Древней Индии, как и в любом другом государстве Древнего Востока, формировалась под воздействием не только развития экономики, основой которой было орошаемое земледелие, но и под влиянием завоевания территории Индии «арийскими» племенами. Именно последнее обстоятельство способствовало складыванию особого кастово-варнового строя, наличие которого несколько отодвинуло на задний план деление общества на свободных и рабов. Кроме того, наличие продолжительное время сельской общины (грамы) и большая роль, которую она играла в индийском обществе, содействовали незыблемости кастово-варновой структуры общества.

Уже в «Артхашастре» упоминается четырехварновое общество – «чатурварнья», члены которого именуются «арии» и противопоставляются варварам, лесным племенам, другим низшим кастам и рабам. О четырех варнах речь идет и в Законах Ману (§§ 88–91 главы I). Из всех четырех варн самой высшей является варна брахманов, представители которой согласно религии созданы из уст Самосущего (бога) и им определены такие занятия, как обучение, изучение (Веды), жертвоприношение для себя и других, раздачу и получение милостыни (§ 88 главы I Законов Ману). В Законах Ману прямо указывалось на первое место брахманов в социальной структуре общества, ибо согласно ст. 96 главы I из живых существ наилучшими считаются «между людьми – брахманы», так как брахман «занимает высшее место на земле как владыка всех существ» (§ 97 главы I) и «все, что существует в мире – это собственность брахмана; вследствие превосходства с рождения именно он (брахман) имеет право на все это» (§ 100 главы I Законов Ману).

Второй по правовому статусу в обществе была варна кшатриев (воинов), представители которой должны были осуществлять «охрану подданных, раздачу милостыни, жертвоприношения, изучение (Веды) и неприверженность мирским утехам» (§ 89 главы I Законов Ману). И если сравнить обязанности брахмана и кшатрия, то видно, что кшатрий не может обучать других Ведам, осуществлять жертвоприношения за других и получать милостыни (дары). Представители этой варны были не только воинами, но и чиновниками государственного аппарата, назначаемыми царем. Третьей привилегированной частью свободного населения индийского общества была варна вайшиев, для которых Законы Ману предписывали «пастьбу скота, а также раздачу милостыни, жертвоприношение, изучение (Веды), торговлю, ростовщичество и земледелие» (§ 90 главы I). Несмотря на занимаемое третье место в социальной структуре древнеиндийского общества, вайшии наряду с брахманами и кшатриями относились к дваждырожденным, что значительно расширяло их права по сравнению с другим населением Древней Индии. Так, по Законам Ману дваждырожденный путник, лишенный средств существования, за использование двух стеблей сахарного тростника или двух съедобных корней не уплачивал штраф (§ 34 главы VIII Законов Ману). Дваждырожденным разрешалось браться за оружие, если наступало для варн «время бедствия» и если им препятствуют выполнять их «дхармы». Но вместе с тем представители варны вайшиев, занимающиеся торговлей, должны были уплачивать в царскую казну одну двадцатую часть стоимости товара, провозимого через таможню (§ 398 главы VIII Законов Ману).

Для того, чтобы пользоваться преимуществами правового статуса трех первых варн (брахманов, кшатриев и вайшиев), недостаточно было иметь только надлежащее происхождение (рождение), но обязательно надо было пройти особый обряд посвящения, время которого четко определялось законом. Так «на 8 году совершается обряд посвящения для брахмана, на 11 – для кшатрия, на 12 – для вайшия» (§ 369 главы II Законов Ману). Заботясь о сохранении варнового строя, законодатель предусматривал и суровую санкцию за уклонение от совершения обряда посвящения: «пропустивший время посвящения объявляется презренным арием» (§ 39 главы II Законов Ману).

По государственному устройству Древняя Индия в названный период представляла собой относительно централизованное унитарное государство. Территория его была обширной, включая почти всю территорию Индии и часть территории нынешнего Афганистана. Но в отличие от Древнего Египта и Древнего Вавилона Древняя Индия даже в период своего наибольшего могущества и расцвета (конец IV–III в.в. до н.э.) не была в классическом понимании единым централизованным государством, так как со ставные ее части имели значительную автономию, с которой монарх и его администрация считались. Об этом неоднократно говориться в «Архашастре» Каутильи (Чанакьи) и Законах Ману.

По форме правления Древняя Индия представляла собой монархию, которая никак не может быть поставлена в один ряд с такой ее разновидностью как «восточная деспотия».

Во главе государства стоял монарх, но правовой статус и полномочия его отличались от того, какими они были у монархов Древнего Египта и Древнего Вавилона. Во-первых, личность монарха в Древней Индии не обожествлялась. Более того, он не мог применять не только смертную казнь, но и телесные наказания к брахманам (жрецам), совершившим тяжкие правонарушения. Во-вторых, он рассматривался как высшее должностное лицо, обязанное охранять подданных (§§ 2, 3 главы VII Законов Ману). В-третьих, закон предусматривал ответственность монарха за неисполнение им или ненадлежащее исполнение главной обязанности (§ 111 главы VII Законов Ману). В-четвертых, власть монарха не была безграничной, так как закон предписывал монарху соблюдать обычаи, нормы права. Он и посланные им судьи при рассмотрении дел должны были руководствоваться не своим усмотрением, а обычаями, дхармами и нормами права. В-пятых, власть монарха в Древней Индии не была единоличной, так как он осуществлял ее с помощью шаришада – совета должностных лиц при царе.

Свою власть цари осуществляли с помощью государственного аппарата, состоящего из центральных и местных органов. Государственный аппарат Древней Индии по сравнению с государственным аппаратом Древнего Египта был менее бюрократическим и многочисленным, хотя и был построен на таких принципах, как единоначалие, назначение, ответственность перед царем непосредственно и других, присущих государственному аппарату стран Древнего Востока.

Глава 3 посвящена правилам брака между представителями разных варн и кастам, которые образуются при смешении варн. Закон Ману также регламентирует деятельность, разрешенную для разных индийских каст.

1. “Три варны дваждырожденных, придерживающиеся своих обязанностей (svakarmastha), пусть изучают [Веду], но из них только брахман может обучать [Веде], а не [члены] других двух [варн]: таково решение .2. Брахману согласно правилу следует знать средства существования, [предписанные] для других, наставлять других и самому жить соответственно [дхарме].3.

Вследствие своей исключительности, превосходства происхождения, соблюдения ограничительных правил и особенности посвящения брахман – владыка варн.4. Брахманы, кшатрии и вайщий – три варны дваждырожденных, четвертая же – шудры – рожденные один раз, пятой же нет.5.

Законы Ману Общая Характеристика Варновый Строй

Вмешиваться в дела собственника запрещалось. В законах Ману говорится, что если несобственник поля засевает чужое поля своими семенами, то он не имеет права получать урожай.

Лишь сам собственник земли решал вопрос о своей земле, которую он мог передать, подарить, заложить, сдать в аренду.

Законы Ману охраняют и движимое имущество, наиболее значительным из которого были рабы, скот, инвентарь.

При этом подчеркивалось, что первые три способа были доступны для всех жителей, четвертый — только для кшатриев, пятый и шестой -только для вайшьев, седьмой был привилегией брахманов. Хотя, конечно, в жизни это не всегда строго соблюдалось.

Рекомендуем прочесть: Статья 228 Ук Рф Для Несовершеннолетних

Слово «каста» в переводе с португальского языка означает «род, качество», оно стало употребляться, когда португальцы в XVI в. проникли в Индию и познакомились с индийской социальной организацией. Изначально же в Индии существовали группы, которые обозначались словом «варна», которое соответствует понятиям «вид», «разряд».

Уже с глубокой древности это слово использовали для противопоставления основных социальных слоев. О том, что разделение общества берет свое начало в конце II – начале I тысячелетия до н.э.

, можно судить по сведениям из «Ригведы», одного из четырех индуистских религиозных текстов, сборника религиозных гимнов, составленного приблизительно в 1700 – 1100 гг. до н.э., древнейшего памятника древнеиндийской литературы и древнейшего религиозного текста в мире.

Несмотря на то, что в первоначальной версии «Ригведы» нет прямого упоминания о варнах, в этом сборнике уже говорится о существовании жрецов, знати и простого люда, хотя и деление это пока не жесткое и не контролируется.

Варновая система не только не распалась со временем, но, обрастая новыми разрядами, более дробными подразделениями, претерпев множество изменений, просуществовала несколько тысячелетий, существует и по сей день.

Известен был в Древней Индии и договор аренды земли. Этот договор приобретает значение и получает распространение в связи с проникновением в общину процесса имущественной дифференциации. Разоряющиеся общинники, лишившиеся земли, вынуждены были арендовать ее.

Ману дают общее представление о судебном процессе того времени. Отделения суда от администрации не существовало. Верховный суд вершил царь с брахманами. Не было различия между уголовным и гражданским процессом, процесс носил состязательный характер. Законы называют поводы для рассмотрения исков. Это — неуплата долга, заклад, продажа чужого, соучастие в торговом или другом объединении, неуплата жалованья, нарушение соглашения (спор хозяина с пастухом; спор о границе, клевета и оскорбление, кража, насилие, прелюбодеяние; раздел наследства, игра в кости и битье об заклад). Всего насчитывалось восемнадцать поводов судебного разбирательства. Дела тяжущихся сторон рассматривались, следуя порядку варн.

Ведущими направлениями в политической и правовой идеологии Древней Индии являлись брахманизм и буддизм. Они возникли в середине I тысячелетия до н.э. когда у арийских племен, покоривших Индию, началось образование классов. Своими корнями оба направления восходили к религиозно-мифологическому мировоззрению, изложенному в Ведах — древних ритуальных книгах ариев. Идейные расхождения между брахманизмом и буддизмом произошли на почве толкования мифов и правил поведения, которые освящала религия.

Появляются сословия – варны. Первые варны были привилегированными: брахманы — варна, в которую вошли знатные жреческие роды, и кшатрии — варна, в которую вошла военная знать. Этим двум варнам противостояла основная масса свободных общинников, составлявшая третью варну — вайшьев. Участившиеся войны и усиление имущественного и общественного неравенства привели к появлению большого количества людей, не являвшихся членами общин.

Касты и варны, а также общественная иерархия на их почве в Древней Индии

Они должны были изучать священные книги Вед и обучать религии людей трёх высших варн, а также совершать религиозные обряды. По брахманским законам брахман считался высшим среди остальных людей и даже сравнивался с богом. Древние законы устанавливали, что всё на свете принадлежало брахманам и брахман имел право потребовать себе всё, что он хотел.

Древней Индии свойственны черты, хорошо известные и другим государствам Древнего Востока, в частности высокий уровень религиозности, а также наличие крепкой сельской общины. В истории Индии выделяется особая прочность общественных отношений с яркой выраженностью сословных делений, отчасти сохранившихся до настоящего времени. С середины II тыс. В древнейшем литературно-религиозном памятнике того времени — Ригведе — рассказывается о жизни и государственном строе в Древней Индии.

Источники права древней Индии. В Древней Индии источниками права являлись как Религиозные законы, так и систематизированные людьми своды различных правил, возникших в результате политических и экономических преобразований, происходивших в процессе развития общества. Традиционно выделяют следующие источники древнеиндийскогоправа: 1. Веды. Ве́ды (санскр. वेद, véda IAST — «знание», «учение») — сборник самых древних священных писаний индуизма . На протяжении многих.

Введение……………………………………………………………………….2 Глава 1. Законы Ману как источник права Древней Индии………………..5 1.1 Общая характеристика и структура Законов Ману……………………..5 1.2 Особенности основных отраслей древнеиндийского права согласно Законам Ману………………………………………………………………………………..9 Глава 2. Преступления и наказания по законам Ману……………………..14 2.1 Понятие преступления и виды преступлений по Законам Ману……. 14 2.2 Наказание, его виды и особенности согласно Законам Ману…………19 Глава 3. Судебный процесс по Законам Ману……………………………. 23 .

Административным правонарушением (проступком) признается противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, которое посягает на государственный или гражданский порядок, собственность, права и свободы граждан.

Принятие государством конституции само по себе означает, что оно берет на себя обязанность следовать конституционным порядкам. Однако в понятие «конституционный строй» включается не только формальное соблюдение конституции.

5 4. Брак и семья. 8 5. Преступление и наказание по законам Ману. 9 6. Судебный процесс. 12 7. Заключение. 13 8. Список литературы. 14 Введение. Право Древней Индии было теснейшим образом связано с религией и религиозной моралью.

которая строилась на учете индивидуальности человека, а потому разрешала переход из одной варны в другую, подробнее в статье Глава 3 посвящена правилам брака между представителями разных варн и кастам, которые образуются при смешении варн.

Многим европейским жителям может показаться, что кастовая иерархия в Индии уже давно в прошлом, но это не правильное мнение. Число каст все увеличивается, и это краеугольный камень среди простых людей и представителей государственной власти.

Многообразие подгрупп иногда удивляет, например, можно кратко выделить недавно появившиеся касты:

  • бхатра — браманы, зарабатывающие подаянием;
  • джинвар — доставщики воды;
  • дарзи — изготавливают одежду;
  • бханги — уличные дворники.

Общая характеристика варнового строя

Первой по важности и привилегиям считалась варна жрецов — брахманов. По официальным представлениям брахман — высший из людей[3]. Он предстает в древнеиндийских текстах великим божеством в человеческом облике. Считалось, что его духовная сила столь велика, что брахман может мгновенно уничтожить царя и его войско, если они попытаются посягнуть на его права. Брахман требовал особых, освященных законом привилегий и во всем притязал на превосходство, почести и поклонение. Даже буддийский канон, хотя и отвергает чрезмерные притязания брахманов и постоянно подчеркивает превосходство кшатрия над брахманом, признает величие последнего, если он искренен и благочестив.

Варна кшатриев осуществляла управление государством, она возникла в результате войн, со временем превратившись в правящую. В отличие от варны брахманов, она не была такой замкнутой. Но несмотря на это, брахманы занимали самое почетное место в обществе: «Из живых существ наилучшими считаются одушевленные, между одушевленными — разумные, между разумными люди, между людьми — брахманы. Само рождение брахмана — вечное воплощение дхармы, ибо он рожден для дхармы и предназначен для отождествления с Брахмой. Все, что существует в мире, это собственность брахмана; вследствие превосходства рождения именно брахман имеет право на все это. Брахман ест только свое, носит — свое и дает — свое; ведь другие люди существуют по милости брахмана» («Законы Ману»), их называли «авадхъя» — неприкосновенные. Важной особенностью положения брахманов было то, что их нельзя было казнить, самым существенным наказанием могло быть только изгнание.

Вторая варна представляла собой правящее сословие; в ведийский период члены ее назывались «раджанья», а позднее — «кшатрия». Особая воинская верхушка, военная аристократия, начала складываться в процессе завоевания ариями речных долин Северной Индии. В эту категорию первоначально входили только арии, но в ходе ассимиляции завоеванных племен варна кшатриев пополнялась и местными вождями, главами сильных родовых групп, на что, в частности, указывает существование в Древней Индии особой категории «вратья-кшатриев», т.е. кшатриев по обету, а не по рождению 1 .

Решительное признание того, что люди не одинаковы и что существует иерархия сословий, причем у каждого из них свой долг и свой жизненный путь, относится к наиболее примечательным чертам древнеиндийской социологии. Время от времени претензии высших варн оспаривались и выдвигались даже предложения в пользу равноправия, но в общем эта концепция удерживалась с конца периода «Ригведы» до наших дней.

Проектно-исследовательская работа на тему: Древнеиндийские варны и касты

Договор считался действительным, если совершался в присутствии свидетелей и в качестве продавца выступал собственник вещи. Закон устанавливал определенные требования к предмету договора и запрещал продавать товар плохого качества.недостаточный повесу. В течение 10 дней после совершения купли-продажи сделку можно было расторгнуть без каких-либо уважительных причин.

ВАРНОВЫЙ СТРОЙ ПО ЗАКОНАМ МАНУ

Курсовая работа

студента 1 курса, группы Ю-101

Кирьянова Андрея Александровича

Научный руководитель:

к.и.н, доцент

Ляшенко Елена Николаевна

Допускается к защите Дата сдачи:____________

Руководитель Дата защиты:__________

«____»__________________2008 Оценка:_______________
^

Весьма часто в различных контекстах мы читаем о дхарме варн и ашрам — этапов жизни (варна — ашрама — дхарма). В дале­ком «золотом веке» это было очевидное и незыблемое; понятно, но в наше время его часто толкуют превратно или вообще предают забвению. Долг брахманов — объяснять дхарму, а царя — сохра­нять ее и следить за ее выполнением. Значит, дхарма не одна и та же для всех. Правда, есть общая дхарма — та норма поведения, которой должны следовать все без исключения, но существует также особая дхарма для каждого сословия и для каждого периода жизни того или иного индивидуума. Дхарма лица благородного происхождения не совпадает с дхармой простолюдина, а дхарма ученика — с дхармой умудренного опытом человека.

Решительное признание того, что люди не одинаковы и что су­ществует иерархия сословий, причем у каждого из них свой долг и свой жизненный путь, относится к наиболее примечательным чертам древнеиндийской социологии. Время от времени претен­зии высших варн оспаривались и выдвигались даже предложения в пользу равноправия, но в общем эта концепция удерживалась с конца периода «Ригведы» до наших дней.

Итак, к концу периода «Ригведы» деление общества на четы­ре варны считалось изначальным, божественной волей, установлен­ным и незыблемым в своей основе. Прообразом индийских варн был социальные подразделения древних ариев. Определенная социальная стратификация наблюдалась во многих индоевропей­ских обществах; в древнем Иране были четыре пиштры, или сос­ловия, в некоторых отношениях совпадавшие с варнами в Индии. В Индии социальная стратификация стала более устойчивой в ведийский период, когда возникла ситуация, напоминающая ны­нешнее положение в Южной Африке, где господствующее белое меньшинство населения стремится сохранить свою расовую чистоту и власть над темнокожим большинством. Племенные социаль­ные разграничения становились все более жесткими, и темноко­жие аборигены находили себе место только на низшей ступени арийского общества в качестве почти совершенно бесправных ра­бов. Вскоре идея варны настолько глубоко вошла в сознание ин­дийца, что это понятие использовалось даже для классификации ценностей и полезных материалов, например жемчуга и древеси­ны. Теоретически каждый арий принадлежал к одной из четырех варн, за исключением детей, отшельников и вдов, находившихся вне этой системы.1

^

Глава 2. Правовое положение брахманов

Реферат: Законы Ману в истории Индии

В этом сословии были и другие категории. Брахманы послеведийского периода разделялись на экзогамные кланы (готры), и эта система явилась образцом для других варн и дожила до нашего времени. Позднее брахманское сословие образовало мно­жество каст, которые были связаны между собой эндогамией и об­щими обычаями. Последующим подразделением была шакха, т. е. «ответвление», опирающееся на ту или иную редакцию ведийских текстов, которую данный брахманский род считал канонической.

Во все времена многие брахманы вели жизнь, действительно согласную с предписаниями религии. В «Шакунтале» Калидасы выведено поселение таких благочестивых брахманов, живущих простой, но не слишком аскетической жизнью в лесных хижинах; даже дикие олени не боятся смиренных отшельников; лес напоен благоуханием их священных костров. Подобные брахманские поселения существовали за счет пожертвований царей и вельмож и приношений крестьян соседних деревень. Некоторые брахманы становились одинокими отшельниками. Позже, в средние века, были основаны брахманские монашеские общины, в известной степени по буддийскому образцу.

Не было единого мнения о том, заслуживает ли брахман, име­ющий светскую профессию, такого же уважения, как и брахман-священнослужитель. По этому поводу не существовало четкого правила. В «Законах Ману», наиболее авторитетном из сочинений литературы смрити, вопрос остается невыясненным. Как можно заключить из общей литературы, особые привилегии обычно присваивались только тем брахманам, которые исполняли обязанности жрецов и наставников.

2. «Индия в древности»; Г.М. Бонгард-Левин, Г.Ф. Ильин; СПб.: Алетейя, 2001г.

3. «История Древнего мира. Древний Восток. Индия, Китай, страны Юго-Восточной Азии»; А.Н. Бадак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек и др. — М.: АСТ, 2000г.

4. «История Древнего Востока»; В.И. Авдиев. — Ленинград: Госполитиздат, 1953г.

5. « Индия». / Пер. А. Б. Халидова, Ю. Н. Завадовского, комм. А. Б. Халидова, В. Г. Эрмана. М.: Ладомир, 1995г.

Религиозно-моральные наставления, изложенные в стихотворной форме, — вот что представляют собой Законы Ману. Общая характеристика этого сборника дает представление об индивидуальной и общественной жизни народа Древней Индии. Считается, что наставления, изложенные в данном своде, даны от имени полубога Ману, являвшегося легендарным прародителем всего человечества.

Варновый общественный строй Древней Индии

Двенадцать глав включают в свой состав Законы Ману. Общая характеристика и специфические особенности свода правил таковы, что все его статьи (а их 2685) изложены в форме двустиший (шлок). Такая ритмитизированная подача характерна для многих религиозно-законодательных актов древних государств. Примером тому может служить Библия.

Каковы же Законы Ману (общая характеристика)? Кратко основную направленность данного документа можно понять из описания его глав. В первой излагаются сведения о мироздании, а также о божественном Самосущем (Творце). Говорится в ней и о происхождении варн (основных 4 сословий), а также о роли брахманов, охраняющих сокровища вселенского Закона, предначертанного для всех людей.

Во второй главе дается повествование о воспитании индуса, придерживающегося правовых норм. Согласно ему человек должен быть приобщен к знанию Вед. Только в таком случае его можно считать подготовленным к новому духовному существованию. Повествует вторая глава о той роли, которую играют ритуалы и обычаи в жизни правоверного индуса. Говорится в ней и о священной мудрости, которой является дхармашастр.

Какие еще направления включают в себя Законы Ману? Общая характеристика свода правил описывает требования, а также нормы, предъявляемые к семейной жизни. Их можно прочесть в главе III. В тексте этого раздела говорится о правильных браках (ануломах) и о последствиях неправильных семейных уз (пратилом). Здесь же выдвигаются и требования к проводимым обрядам.

В главах от IV до VI приводятся сведения о повседневных правилах гигиены, способах сакрализации обыденной жизни, а также о правильном распорядке дня. В них же даются перечисления запрещенных поступков, описываются ритуалы очищения и образ жизни.

С развитием общества и углублением процесса разделения труда продолжался процесс его расслоения. Четкое представление об этом дают Законы Ману (общая характеристика). Деление на варны и джати (касты) существует в Индии и на сегодняшний день.

В средневековом государстве существовала следующая иерархия:

— высшие касты, представленные классом средних и крупных феодалов;

— низшие касты, в которые входили торговцы и ростовщики, мелкие феодалы и землевладельцы.

Джати в отличие от варн представляли собой своеобразные корпорации. Внутри каст были сформированы органы управления, существовали специфические обряды, обычаи и ритуалы. Такая корпорация всецело поддерживала своих членов и стояла на страже их интересов.

О многих специфических особенностях Индии могут рассказать Законы Ману (общая характеристика). Деление на варны и джати существовало только в этом государстве. При этом касты обладали строго иерархичной системой. Законы Ману позволяли заключать браки только между членами джати, утверждали наследственное членство и т. д.

Данную отрасль права отражает девятая глава Законов Ману. Уже первые ее статьи утверждают подчиненное положение женщины в семье, которая должна беспрекословно подчиняться отцу, а также мужу и сыну. При отсутствии таковых царем должен быть назначен опекун.

В Законах Ману говорится и о том, что отец не имеет права брать за свою дочь вознаграждение. Однако в Древней Индии брак являлся ничем не прикрытой продажей. Зачастую супруги имели большую разницу в возрасте. Такое положение дел было связано с низким брачным возрастом.

По Законам Ману младший брат не имел право жениться раньше, чем старший. Также нормы запрещали браки кровных родственников вплоть до седьмого колена. Отдельные статьи посвящаются охране жены и «чистоте потомства». Эти обязанности Законы Ману возлагают на мужа (глава IX, ст. 6, 7).

В Древней Индии существовали свои традиции. По предписаниям, данным Законами Ману, собственность отца должны были получать только сыновья. На наследство не имели права слабоумные, государственные преступники, люди, изгнанные из касты, и т. д. Жена имела право на собственность только своего сына, если у него не было детей.

В Законах Ману был установлен порядок наследования. В наследство не должно было входить все подаренное. Собственность переходила в руки родных сыновей. Если их не было, то все нажитое отдавалось сыновьям дочери. Далее наследниками считались сыновья, покинувшие дом, а затем принятые обратно. При отсутствии таковых все имущество могло перейти к гуру. Это был домашний жрец. Если не было ни его, ни дочерей, то все нажитое отправляли в царскую казну.

На основании проведенного анализа Законов Ману можно сделать вывод о том, что они являются древним образцом наследственного права. Завещания в те времена не составлялись. Право наследования переходило только по этому своду правил.

В Законах Ману отражены такие понятия, касающиеся уголовного права, как «рецидив», «формы вины», «соучастие», а также «тяжесть вины» в зависимости от того, к какой варне принадлежит виновный или потерпевший.

Отражает сборник правил и норм Древней Индии и виды преступлений. Они делятся на:

— государственные;

— против собственности;

— против личности;

— посягающие на отношения в семье.

Утверждали Законы Ману и различные наказания. Среди них:

— смертная казнь;

— членовредительство;

— изгнание;

— штрафы;

— заключение в тюрьму;

— бритье головы (для брахмана).

Процессы как по уголовным, так и по гражданским делам велись одинаково и имели состязательный характер. Верховный суд вершился царем с брахманами. Помимо этого, соответствующие инстанции имелись и во всех административных единицах. На каждые десять деревень назначалась судебная коллегия. Все дела рассматривались, исходя из иерархии варн.

Основным источником доказательств являлись свидетельские показания. Причем для суда они имели различную ценность. Все зависело от принадлежности свидетеля к той или иной варне. В качестве доказательства могли применяться испытания огнем, водой, весами и т. д.

Царь как высший судья по Законам Ману имел право на ежегодное объявление амнистий.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *