Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ограничения по найму на работу в гуп двойное гражданство». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Двойное и второе — два отдельных случая множественного гражданства. Несмотря на кажущуюся близость этих двух понятий, они имеют различное правовое наполнение и юридическую силу для его обладателей:
- Двойное гражданство означает, что лицо обладает двумя различными гражданскими паспортами, при этом государственные органы обеих стран признают права и обязанности лица по отношению к другому государству. Двойное гражданство всегда подкрепляется межгосударственными договорами, так как именно они определяют разграничение прав и обязанностей граждан с двумя паспортами по отношению к обеим «родинам»;
- Второе гражданство означает наличие у лица двух паспортов различных стран, однако в этом случае каждое из государств считает его исключительно своим гражданином. Все права и обязанности, возникающие по факту обладания гражданскими паспортами, у такого лица сохраняются в полном объеме по отношению к обоим государствам, их разграничения и взаимного признания не происходит.
Лица с двумя или более гражданскими паспортами именуются бипатридами. Второе гражданство — распространенная мировая практика, двойное гораздо менее распространено, так как основывается на двусторонних соглашениях между конкретными государствами. Многие страны вовсе отвергают институт двойного подданства или разрешают его для представителей отдельных государств-партнеров.
Содержание:
Ограничения по найму на работу в гуп двойное гражданство
Правоотношения в данной области регулируются Законом «О гражданстве РФ», однако вопрос о гражданской принадлежности поднимается и в основном законе страны — Конституции. В ст.
62 утверждается, что россияне, обладающие паспортами иного государства, рассматриваются только в качестве граждан РФ, если обратное не предусмотрено межгосударственными соглашениями или законами. Этот же постулат звучит и в Ч. 1 ст. 6 «Закона о гражданстве».
Оговорка насчет договоров или законов и означает косвенное разрешение на двойное подданство в российском законодательстве.
Права и обязанности лиц с двойным подданством определяются законодательством каждой из стран и текстом соглашения о взаимном признании гражданства друг друга. На практике бипатрид обладает гражданскими правами обоих государств, но в полной мере реализовать их может в той стране, в которой проживает на данный момент.
В качестве примера можно рассмотреть соглашение между Российской Федерацией и Таджикистаном. Бипатрид не может получать пенсию в обеих странах, пользоваться льготами, получать социальные выплаты и пособия. Все это доступно ему только в том государстве, в котором он проживает на конкретный момент времени.
При переезде в страну-партнер соглашения бипатрид приобретает право пользоваться всеми правами на новом месте жительства:
- Он вправе оформить пенсию и социальные льготы;
- Получать пособия и другие выплаты.
Некоторые конституционные права гражданина могут быть реализованы и без переезда.
Например, гражданин РФ и Таджикистана, постоянно проживающий в среднеазиатской республике, может принимать участие в выборах президента и в представительные органы России. В то же время право быть избранным для бипатридов ограничено. Такие лица не могут занимать выборные должности и избираться в парламент.
Исключением являются выборы в представительные органы местного самоуправления.
Некоторые ограничения на права бипатридов накладываются отдельными законодательными актами, касающимися службы в силовых структурах и органах правопорядка.
Административной или тем более уголовной ответственности для россиян за второй паспорт не существует, так что его получение вполне законно. Право на оформление паспорта другой страны гарантируется ст. 62 Конституции, если такой акт не нарушает правовые акты и международные договоренности РФ.
Поэтому наказание гражданина РФ не предусмотрено в случае получения второго гражданства и тем более оформления двойного подданства с Таджикистаном, которое разрешается отдельным международным договором.
С 2014 года введена ответственность для граждан РФ за несвоевременное уведомление государственных органов о получении паспорта другого государства.
Согласно «Закону о гражданстве», обладатель отечественного паспорта обязан известить орган, ответственный за миграцию (ГУВМ МВД), о приобретении подданства иного государства, в том числе и Таджикистана. Максимальный ненаказуемый срок составляет 60 суток с даты выдачи иностранного паспорта.
Ответственность за несвоевременное уведомление государственных органов о получении гражданства может лежать в административной или уголовной плоскости. За несвоевременное уведомление или предоставление неполной информации о факте приобретения гражданства нарушителю грозит административный штраф от 500 до 1 000 рублей.
Более строгие меры грозят нарушителю, если к нему будет применена уголовная ответственность по ст. 330.2 УК РФ. Последствия в виде уголовного дела могут наступить, если будет установлен факт заведомого сокрытия наличия второго паспорта россиянином, что прямо запрещается УК РФ.
В таком случае нарушителю грозит суд и возможный уголовный приговор. К осужденному могут быть применены санкции в виде штрафа до 200000 рублей или в размере годового дохода, либо до 400 часов принудительных работ.
Законодательная база РФ позволяет россиянам становиться гражданами любой страны мира.
Однако в большинстве случаев для государственных органов РФ это не будет иметь значения — они будут рассматривать бипатрида только как российского гражданина. Исключением является лишь Таджикистан, с которым допустимым является двойное гражданство, позволяющее человеку реализовать права обоих государств.
Возможность получить гражданином РФ гражданства другого государства в чистом виде, помимо двух ранее приведённых примеров на самом деле вполне допустима и закрепляется за 62 статьёй Конституции.
В статье говорится о том, что при имеющихся гражданствах иностранных государств российский гражданин не освобождается от тех обязанностей, которые требуются от него как от российского гражданина, в то же время не умаляются его права и свободы.
Само собой разумеется, что это действует в том случае, когда иное не предусматривается законодательством или договором Российской Федерации на международном уровне.
Таким образом, Закон Российской Федерации обосновывает вероятность получения двойного и множественного гражданства. При этом не имеет никакого значения тот факт, какое количество гражданств у человека имеется.
Основное, чего необходимо придерживаться в данном случае, — это отсутствие законного оформления выхода из российского гражданства. Тогда россиянин остаётся гражданином своей страны, несмотря на то, что стал подданным или приобрёл гражданство другого государства.
Кроме того, в соответствии с Федеральным законом «О гражданстве РФ» от 31. 05. 2002г., становится понятно, что гражданин России имеет право стать гражданином других государств неограниченное количество раз.
Наличие этого факта не ставит его перед выбором, и от него не требуется прекращения российского гражданства.
Согласно 64 конституционной статьи РФ, двойное гражданство по большому счёту ни коим образом не находит своего отражения касательно прав, свобод и обязанностей, которые были предусмотрены ранее двойным гражданством.
В конечном счёте, лица, при наличии двойного гражданства имеют необходимость осуществлять свои права в той стране, где они проживают. Сюда относится и обслуживание в клиниках и других медицинских учреждениях, и получение социальных выплат, и обучение, и получение образования в высших, средних учебных заведениях и школах. То же правило касается воинской службы.
Итак, лицо с двойным подданством имеет право пользоваться всеми полагающимися ему благами, включая лечение, обучение, налоговые льготы и социальные выплаты, но только в пределах одной из стран, а не в обеих, где имеется гражданство. Причём выбор страны человек осуществляет по своему желанию. Что касается детей, то они имеют право получить двойное подданство в автоматическом режиме.
Федеральный закон о принятии двойного гражданства со всеми правилами и положениями, нашедшими свое отражение в статьях, был принят, утвержден и вступил в силу с 1.06.2002 г.
В данном законе:
- детально разобраны правила и условия для получения двойного или множественного гражданства,
- содержатся все основные принципы российского законодательства, касательно урегулирования данного вопроса,
- четко расставлены приоритеты оснований для получения двойного гражданства,
- установлен порядок его оформления и определены условия, соблюдение которых является обязательным.
В законе даны чёткие разъяснения всем понятиям и терминам, а все статьи в совокупности представляют собой практическое руководство, написанное буквой закона.
Определение понятия двойного гражданства содержится в следующих нормативных актах:
• в Конституции Российской Федерации;
• в Федеральном законе от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (в ред. от 31.12.2014; далее — Федеральный закон № 62-ФЗ).
Согласно чч. 1 и 2 ст. 62 Конституции РФ гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Словарь Двойное гражданство — наличие у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства (абзац 4 ст. 3 Федерального закона № 62-ФЗ).
Гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Россией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом (ст. 6 Федерального закона № 62-ФЗ).
Приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации.
Лиц, имеющих два и более гражданства (подданства), еще называют бипатридами.
Наличие у лица, принимаемого на работу, двойного гражданства может повлиять на трудовые отношения с ним только в определенных случаях.
Сразу отметим, что ограничения при трудоустройстве, связанные с наличием двойного гражданства, установлены главным образом для случаев, когда работник принимается на государственную гражданскую службу, правоохранительную службу, на работу, связанную с допуском к государственной тайне. В такой ситуации проверкой кандидата занимаются соответствующие органы (кадровые подразделения, органы ФСБ России).
Ограничения на прием на работу бипатридов содержатся в федеральном законодательстве. Приведем примеры таких ограничений.
Какое максимальное количество гражданств может иметь человек в 2021 году?
Из-за разных жизненных обстоятельств некоторые из нас живут “на две страны”. Чтобы не иметь различные визовые проблемы, лучше получить второе гражданство или вид на жительство во второй стране, и не заниматься частным оформлением виз для въезда.
Однако стоит заранее проанализировать возможность получить второй паспорт. Если законодательство новой родины подразумевает взимание налога на доход физических лиц, полученный за рубежом, тогда можно “попасть” на двойное налогообложение.
Гражданство Мальты или США позволит своему обладателю путешествовать по миру без виз в Шенген, Великобританию, США и во множество других направлений. Вы можете покинуть российскую федерацию, предъявив российский паспорт, а въехать в США с предоставлением на таможне уже американского паспорта. При этом вы не нарушите законодательство ни одной из стран.
Потеря паспорта не означает утраты одного из гражданств. Достаточно написать заявление об утере паспорта в консульстве соответствующей страны, чтобы разрешили въезд. После этого можно восстановить паспорт в стандартном порядке.
Как мы уже сказали выше, Конституция Российской Федерации не запрещает своим гражданам иметь вторые паспорта, то есть второе гражданство. Соответственно, ничем не регламентируется максимальное количество гражданств для наших сограждан. Однако при получении россиянин должен уведомить о произошедшем Федеральную миграционную службу. На это даётся максимум 60 дней с момента получения второго паспорта.
Также стоит знать, что в федеральном законе “О воинской обязанности и военной службе” есть норма об освобождении от воинского учета граждан РФ, которые проживают за границей на постоянной основе.
В Украине, по состоянию на 2021 год, запрещено двойное гражданство. Однако в прошлом году украинское правительство начало работать над его введением в законодательство. До этого почти три десятка лет государство Украина являлось противником наличия у своих граждан паспортов других стран.
Благодаря ожидаемым изменениям в законодательстве в украинском государстве появится не только толерантность к бипатридам, которые живут, как внутри страны, так и за её пределами. Потомки украинских мигрантов смогут получить полноценное украинское гражданство, не отказываясь от своего собственного.
На сегодняшний день в мире насчитывается несколько миллионов так называемых зарубежных украинцев. Ими называют граждан других государств, либо лиц без гражданства, которые имеют украинские этнические корни и являются выходцами из Украины. Пока такие иностранцы имеют лишь льготы для получения вида на жительство в Украине и и для поступления в украинский ВУЗ.
Достаточно в Украине и противников бипатризма. Они считают, что двойное гражданство будет стимулировать сепаратизм, из-за которого уже пострадало государство. Тем более, Российская Федерация начала раздачу своих паспортов жителям ОРДЛО на востоке Украины. На Закарпатье активно увеличивается количество венгерских граждан среди украинского населения, так как официальный Будапешт тоже выдает свои паспорта. Ту же самую политику проводит Румыния на землях Буковины и Бессарабии.
В настоящее время сотни тысяч украинцев имеют на руках второй и третий паспорта. Именно они и выступают в украинском обществе за введение двойного гражданства в законодательство. Украинский миллиардер Игорь Коломойский в открытую сообщает, что он имеет украинское, кипрское и израильское гражданство.
По статистике, ежегодно около 100 000 украинцев становятся гражданами других стран. При этом, как правило, они не отказываются от украинского паспорта и оставляют его при себе.
Украинское законодательство имеет множество внутренних противоречий. На самом деле, в нём нет никакой нормы, которая бы напрямую запрещала второе гражданство. Поэтому украинцы могут иметь неограниченное количество гражданств.
Также законодательство Украины разрешает натурализованным украинским гражданам сохранить за собой на бессрочной основе другие иностранные паспорта.
Двойное гражданство всегда подразумевает, что лицо, приобретая второе гражданство, получило согласие от государства, чьим гражданином он уже являлся до этого. Есть конкретный перечень стран, которые разрешают второе гражданство. Например, Российская Федерация, в которой обязательно нужно уведомить Федеральную миграционную службу об изменении статуса в течение месяца. Лицо может иметь двойное гражданство, если между странами заключено соответствующее соглашение со взаимным признанием двух гражданств, то есть считают их равноценными.
Конституция Российской Федерации не запрещает своим гражданам иметь вторые паспорта, то есть второе гражданство. Соответственно, ничем не регламентируется максимальное количество гражданств для наших сограждан. Однако при получении россиянин должен уведомить о произошедшем Федеральную миграционную службу. На это даётся максимум 60 дней с момента получения второго паспорта. Также стоит знать, что в федеральном законе “О воинской обязанности и военной службе” есть норма об освобождении от воинского учета граждан РФ, которые проживают за границей на постоянной основе.
Наличие второго гражданства при трудоустройстве в бюджетную организацию
В Украине, по состоянию на 2021 год, запрещено двойное гражданство. Однако в прошлом году украинское правительство начало работать над его введением в законодательство. В настоящее время сотни тысяч украинцев имеют на руках второй и третий паспорта. Именно они и выступают в украинском обществе за введение двойного гражданства. Украинское законодательство не имеет никакой нормы, которая бы напрямую запрещала второе гражданство. Поэтому украинцы могут иметь неограниченное количество гражданств. Также оно разрешает натурализованным гражданам сохранить за собой на бессрочной основе другие иностранные паспорта.
Главное — понимать разницу между фразами: «двойное гражданство» и «два гражданства». В случае первого подразумевается наличие подданства в двух или более стран, но при этом между этими государствами заключено специальное соглашение о том, что гражданин исполняет свои обязанности лишь в той стране, в которой проживает на данный момент.
Когда человек имеет два подданства без соглашения между государствами, то и обязанности у него перед каждой страной вне зависимости от того, где он находится.
На сегодняшний день получение второго паспорта доступно лишь в двух ситуациях:
Получение второго паспорта это ещё не всё. После в течение 60-ти дней обязательно надо будет отметиться в Миграционной службе. Отсчёт дней начинается только по прибытии в Россию. Информацию можно предоставить лично в любом отделении МВД по месту жительства или же отправить заказным письмом по почте.
Если человек не может сам предоставить документы, через нотариуса можно оформить доверенное лицо. За несовершеннолетнего гражданина несут ответственность родители или опекуны.
Некоторые страны разрешают своим гражданам иметь паспорта других государств без утраты текущего гражданства. Другие — не признают второе гражданство, и если гражданин приобретает второе гражданство, то автоматически утрачивает первое. Есть и такие государства, которые позволяют иметь два паспорта только при определенных обстоятельствах, например если отказаться от первого гражданства невозможно.
Как отмечают в Минтруде, в России создан механизм проверки сведений о гражданстве. За взаимодействие с органами иностранных государств для проведения подобных проверок отвечает Генеральная прокуратура.
В 2014 году президент Владимир Путин подписал изменения в закон «О гражданстве Российской Федерации», вводящие уголовную ответственность за сокрытие россиянами наличия у них гражданства другого государства. Согласно законодательству, россияне обязаны уведомить ФМС о наличии иного гражданства в течение 60 дней со дня его приобретения. Исключение сделано только для «граждан РФ, постоянно проживающих за пределами РФ, имеющих также иное гражданство, или вид на жительство, или иной документ, который подтверждает право на его постоянное проживание в иностранном государстве».
За неисполнение закона грозит штраф в размере до 200 тыс. руб., или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, или наказание в виде обязательных работ на срок до 400 часов.
Федеральный закон о российском гражданстве со всеми правилами и положениями, нашедшими свое отражение в статьях, был принят, утвержден и вступил в силу с 1 июля 2002 г.
В данном законе:
- детально разобраны правила и условия для получения иностранцами гражданства России;
- содержатся все основные принципы российского законодательства, касающиеся урегулирования данного вопроса;
- четко расставлены приоритеты оснований для получения гражданства России, отменена норма отказа от имеющегося гражданства заявителя;
- установлен порядок его оформления и определены условия, соблюдение которых является обязательным.
Сегодня двойное гражданство возможно только с Таджикистаном.
Однако это не означает, что вы не можете получить гражданство другой страны, помимо России. Просто это будет считаться не двойным гражданством, а вторым гражданством. В России второе гражданство признаваться не будет, и вы будете считаться только гражданином РФ.
Нового законодательства по вопросам двойного гражданства в 2020 году в России не принималось.
Что касается действующего в настоящее время законодательства, то 04.08.2014 начал действовать закон от 4 июня 2014 № 142-ФЗ (далее по тексту — Закон), вносящий поправки в закон «О гражданстве РФ» от 31.05.2002 № 62-ФЗ. Изменения были разработаны, исходя из следующих соображений.
- Человек, у которого помимо российского гражданства есть также гражданство другой страны, тем самым имеет определенную связь с другой страной, в гражданстве которой он состоит.
- В итоге у него имеются различные обязанности не только перед Россией, но и перед другой страной.
- Эти факторы снижают патриотизм такого гражданина и его привязанность к России. Ведь принимая те или иные решения, связанные с Россией, подданный другой страны будет руководствоваться не только интересами России и ее граждан, но и интересами того государства, в чьем гражданстве он также состоит.
В связи с этим предполагается, что государство (Российская Федерация) вправе знать, кто именно из его граждан стоит на страже не только российских интересов, но и иностранных, имея гражданство других стран. При этом необходимо отметить, что данный закон не ставит перед российскими гражданами запрет на наличие гражданства другой страны (в этом плане ничего не меняется), а всего лишь предусматривает обязанность сообщать о факте наличия такого гражданства. Но такая обязанность по сообщению касается не только наличия другого гражданства, но также случаев, когда человек имеет вид на жительство в другой стране или документ, дающий право человеку жить за границей. Что понимается под таким документом, гражданин должен определить самостоятельно, основываясь на законодательстве страны, выдавшей такой документ.
Вышеуказанный закон предусматривает, что теперь все российские граждане, которые постоянно живут в России и имеют второе гражданство, вид на жительство или другой документ, дающий право проживать в другой стране, обязаны уведомить об указанных обстоятельствах МВД по вопросам миграции по месту постоянного проживания или, при его отсутствии, по месту пребывания или по фактическому нахождению в течение 60 календарных дней с момента наступления таких обстоятельств. Что же касается детей до 18 лет, а также лиц, ограниченных в дееспособности, то в отношении них такое уведомление подается родителями (достаточно, если его подаст один из них) или другими официальными представителями (усыновителями, опекунами, попечителями и т. д.).
Вступившие в силу поправки, касающиеся необходимости уведомлять о двойном гражданстве в России, изначально имели ряд неопределенностей, которые на практике вызывали существенные сложности. В частности, на момент установления обязанности по уведомлению о получении/наличии двойного гражданства в условиях постоянного проживания за границей, не было определено, что именно является постоянным проживанием. Кроме этого, не было ясно, как следует поступать человеку в ситуации, когда он в силу тех или иных причин временно находится за границей (учеба, работа и т. д.), при этом зарегистрирован в России. Ведь статья 6 закона «О гражданстве РФ» предусматривают возможность подать требуемое уведомление либо лично, либо почтой через организацию федеральной почтовой связи, то есть через Почту России. Соответственно, исполнить свою обязанность, находясь в другой стране, было невозможно.
Возникали трудности и у тех лиц, которые проходили лечение в медицинском учреждении. Ведь даже для почтовой отправки такого уведомления требуется личное присутствие с предъявлением паспорта.
Однако уже 31.12.2014 был подписан закон № 507-ФЗ, устраняющий большинство правовых коллизий. В частности, для граждан, временно находящихся за границей, возможность подать уведомление в течение 30 календарных дней со дня возвращения в Россию. Также определено, что если гражданин постоянно проживал в другой стране, а теперь вернулся в Россию для постоянного проживания, то он должен подать уведомление в течение 60 календарных дней со дня возвращения. Для граждан, проходящих лечение в медицинском учреждении за границей, предусмотрена возможность подачи уведомления через представителя, которому гражданин выдал доверенность, удостоверенную нотариусом или главным врачом медицинского учреждения, в котором он находится.
Еще больше материалов по теме в рубрике: «Гражданство РФ».
Граждане Украины, ставшие россиянами, смогут работать даже в ФСБ
Государства, предоставляющие гражданам других стран своё гражданство, не уведомляют об этом официальные власти этих других стран. Однако, в России такая обязанность с недавнего времени (с 4 августа 2014 года) возложена на самих граждан РФ, получивших второе гражданство.
Гражданин РФ (за исключением граждан РФ, постоянно проживающих за пределами РФ), имеющий также иное гражданство либо вид на жительство или иной действительный документ, подтверждающий право на его постоянное проживание в иностранном государстве, обязан подать письменное уведомление о наличии иного гражданства или документа на право постоянного проживания в иностранном государстве в территориальный орган Федеральной миграционной службы РФ (ФМС России) по месту жительства данного гражданина в пределах РФ (в случае отсутствия такового – по месту его пребывания в пределах РФ, а в случае отсутствия у него места жительства и места пребывания в пределах РФ – по месту его фактического нахождения в РФ) в течение 60 дней со дня приобретения данным гражданином иного гражданства или получения им документа на право постоянного проживания в иностранном государстве (пункт 3 статьи 6 Закона о гражданстве). Если гражданин не подал такое уведомление в установленный срок в связи с нахождением за пределами РФ, он обязан подать уведомление не позднее 30 дней со дня въезда в Россию.
За граждан РФ, не достигших 18 лет либо ограниченных в дееспособности (кроме граждан РФ, постоянно проживающих за рубежом), уведомление о наличии иного гражданства обязаны в те же сроки подать их законные представители.
Подача уведомления гражданином или законным представителем осуществляется лично, либо уполномоченным представителем, либо в установленном порядке почтовым отправлением через организацию федеральной почтовой связи (при предъявлении подающим уведомление лицом удостоверения личности).
В уведомлении, в частности, указываются наименование имеющегося иного гражданства, серия, номер и дата выдачи паспорта иностранного государства; дата и основание приобретения иного гражданства. К уведомлению прилагается копия имеющегося у гражданина РФ паспорта иностранного государства (нотариальное заверение и перевод не требуются), а также копия паспорта гражданина РФ или иного документа, удостоверяющего личность указанного гражданина на территории РФ. В случае подачи уведомления уполномоченным представителем, к уведомлению также прилагаются копия доверенности, удостоверенной в соответствии с законодательством РФ о нотариате, и копия паспорта уполномоченного представителя.
Форма и порядок подачи уведомлений о наличии у гражданина РФ иного гражданства либо вида на жительство утверждены Приказом ФМС России от 28.07.2014 № 450. Подтверждением исполнения гражданином данной обязанности будет являться отрывная часть бланка уведомления с отметкой органа ФМС России о его принятии.
В случае приобретения гражданином РФ каждого следующего гражданства или получения им каждого нового документа на право постоянного проживания в иностранном государстве данный гражданин или его законный представитель обязан подать об этом новое уведомление.
От обязанности по уведомлению о втором гражданстве или ВНЖ освобождаются граждане РФ, постоянно проживающие за пределами РФ. Однако, что следует понимать под «постоянным проживанием за пределами РФ» ни законом, ни иными нормативными актами не установлено.
В этой связи правоприменитель, скорее всего, будет исходить из того, что граждане РФ, которые живут в основном за рубежом и лишь время от времени приезжают в Россию, особенно, в случае, когда в России у них сохраняется регистрация по месту жительства, все равно обязаны подавать уведомление о наличии иного гражданства или ВНЖ. Регистрация гражданина РФ по месту жительства («прописка») в России означает фиксацию органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина РФ и о его нахождении в данном месте жительства. Поэтому граждане, зарегистрированные по месту жительства в России, не могут считаться постоянно проживающими за пределами РФ.
Рассмотренная выше обязанность граждан РФ подкреплена мерами как административной, так и уголовной ответственности (приводимое ниже законодательство актуально по состоянию на ноябрь 2015 года).
Административная ответственность | ||
---|---|---|
Состав административного правонарушения | Административное наказание | Орган, уполномоченный рассматривать дела об административных правонарушениях |
Статья 19.8.3 КоАП РФ Нарушение установленного порядка подачи гражданином Российской Федерации или законным представителем гражданина Российской Федерации уведомления о наличии у гражданина гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве, выразившееся в несвоевременной подаче такого уведомления, либо в предоставлении сведений, которые должны содержаться в таком уведомлении, в неполном объеме, либо в предоставлении заведомо недостоверных сведений. | Наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей. | ФМС России (статья 23.67 КоАП РФ). Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени ФМС России вправе: 1) руководитель ФМС России, его заместители; 2) руководители территориальных органов ФМС России, их заместители; 3) руководители структурных подразделений территориальных органов ФМС России, их заместители. |
Уголовная ответственность | ||
Состав преступления | Наказание | Подследственность |
Статья 330.2 УК РФ * Неисполнение лицом установленной законодательством Российской Федерации обязанности по подаче в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, уведомления о наличии у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве. * Относится к преступлениям небольшой тяжести (ч. 2 ст. 15 УК РФ). | Наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года либо обязательными работами на срок до четырехсот часов. | Предварительное следствие производится следователями Следственного комитета РФ (подпункт «а» пункта 1 части 2 статьи 151 УПК РФ). |
В качестве обоснования таких мер в пояснительной записке к законопроекту приводилось мнение о том, что в связи с наличием у гражданина РФ политико-правовой связи с иностранным государством, «значение для него гражданства Российской Федерации как политико-юридического выражения ценности связи с Отечеством объективно снижается». Кроме того, по мнению инициаторов законопроекта, «волеизъявление такого лица может обусловливаться не только требованиями конституционного правопорядка Российской Федерации и интересами ее народа, но и требованиями, вытекающими из принадлежности к иностранному государству». Однако, никаких пояснений относительно того, каким образом данную проблему решает введение вышеназванных обязанностей и ответственности (а также в каких целях будет использоваться формируемая база данных лиц с двумя (или более) гражданствами и обладателей иностранных ВНЖ), ни в пояснительной записке, ни в самом законе, не содержится.
Документом, подтверждающим наличие у гражданина РФ иностранного гражданства, является его паспорт, выданный компетентными органами соответствующего иностранного государства. Но поскольку Российская Федерация в этом случае продолжает рассматривать данное лицо исключительно как гражданина РФ, наличие второго паспорта при вступлении в различные правоотношения на территории РФ не принимается во внимание (за исключением ограничений, которые будут перечислены ниже). Пользуясь в России государственными и муниципальными услугами, обращаясь в российские органы власти и управления, гражданин должен использовать российский паспорт. Въезд в Россию и выезд из нее граждане РФ осуществляют по действительным документам, удостоверяющим личность гражданина РФ за пределами территории РФ (то есть по российскому загранпаспорту).
При этом второй (иностранный) паспорт может свободно использоваться гражданином РФ как в стране, его выдавшей, так и в любых иных странах помимо России.
Гражданин РФ может использовать свой второй паспорт, выданный страной, с которой у России действует визовый режим, в качестве подтверждения права на въезд в данную страну. В этом случае он выезжает из России по российскому загранпаспорту без соответствующей визы. Если такой гражданин не уведомлял ФМС России о наличии второго гражданства, он рискует быть привлеченным к установленной законом ответственности в случае, если данное обстоятельство будет установлено при пограничном контроле в России (при условии, что на подразделения пограничного контроля будет возложена такая функция).
Получив (или планируя получить) иностранный паспорт, гражданин России должен быть готов к ряду ограничений, предусмотренных для таких лиц российским законодательством. В основном они касаются права быть избранным в представительные органы государственной власти и местного самоуправления, доступа к государственной гражданской службе и службе в правоохранительных органах.
Граждане РФ, имеющие также гражданство иностранного государства
- не имеют права быть избранными (Президентом РФ, депутатами Государственной Думы, высшим должностным лицом субъекта РФ, депутатами законодательного органа субъекта РФ, депутатами муниципальных советов);
- не могут быть наделены полномочиями члена Совет Федерации;
- не могут быть назначены Председателем Правительства РФ, его заместителями и федеральными министрами;
- не могут быть назначены Секретарем Совета Безопасности РФ, постоянными членами и членами Совета Безопасности РФ;
- не могут быть приняты на государственную гражданскую службу и находится на такой службе;
- не могут быть судьями;
- не могут быть приняты на службу в органы и организации прокуратуры и находиться на указанной службе;
- не могут быть приняты на службу в Следственный комитет РФ;
- не могут быть сотрудниками органов федеральной службы безопасности;
- не могут быть приняты на службу в органы внутренних дел и находиться на указанной службе;
- не могут быть членами Общественной палаты РФ;
- не вправе выступать учредителями телеканалов, радиоканалов, теле-, радио-, видеопрограмм.
Допуск лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством РФ (статья 21 Закона РФ «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г. № 5485-1). Соответствующий порядок утверждён Постановлением Правительства РФ от 22.08.1998 № 1003.
Приобретение второго гражданства не влияет на воинскую обязанность гражданина РФ (если иное не предусмотрено международным договором об урегулировании вопросов двойного гражданства).
Граждане, имеющие гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранные граждане могут служить в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях (под последними понимаются инженерно-технические, дорожно-строительные воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти и спасательные воинские формирования МЧС России).
Однако, такие граждане не могут проходить военную службу во внутренних войсках МВД России, Службе внешней разведки РФ, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ (это следует из определения военной службы, содержащегося в части 1 статьи 2 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»).
До 1 августа 2013 года граждане, прошедшие военную службу в другом государстве, освобождались от призыва на военную службу в России. В настоящее время к данному основанию добавлена существенная оговорка, фактически его отменяющая: такая возможность теперь существует только в случаях, предусмотренных международными договорами РФ (подп. «г» части 1 статьи 23).
При определении налоговой обязанности физического лица его гражданство не является значимым фактором. Получение гражданином РФ второго гражданства само по себе не влечет изменение его статуса налогового резидента РФ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 207 НК РФ налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в России не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в России не прерывается на периоды его выезда за пределы территории России для краткосрочного (менее 6 месяцев) лечения или обучения, а также для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья. При этом НК РФ не содержит требований о непрерывности течения указанных 183 дней.
Статус налогового резидента или нерезидента РФ определяется только на основании вышеуказанного критерия («правило 183 дней»), вне зависимости от гражданства физического лица или иных признаков.
Таким образом, чтобы признаваться налоговым резидентом РФ, физическое лицо должно фактически находиться в РФ в совокупности (но не обязательно непрерывно) не менее 183 дней (то есть 183 дня или более) в течение 12 следующих подряд месяцев. Соответственно, физическое лицо перестает быть налоговым резидентом РФ, если в течение 12 следующих подряд месяцев оно фактически находится в РФ суммарно менее 183 дней (то есть от 0 до 182 дней включительно).
Для путешествий
Запасной аэродром
Для детей
Doblhoffgasse 9, 1010
+43 (650) 540-49-79
Если вы сообщили о втором гражданстве, но не уложились в отведенные для этого 60 дней, или перепутали документы, или рассказали только о втором гражданстве, а у вас есть еще и третье, – это обойдется в 500–1000 рублей штрафа (ст. 19.8.3 КоАП РФ).
Если же вы вообще не подавали уведомления, и это подтвердится в суде, то сокрытие двойного гражданства чревато:
- штрафом 200 000 руб.;
- или штрафом, равным годовому доходу;
- или принудительными работами до 400 часов.
Общий для всего Евросоюза момент: гражданства лишат за поведение, причиняющее ущерб интересам государства (работа на иностранную разведывательную службу, терроризм, участие в незаконных вооруженных формированиях и тому подобное).
Кроме того, в Австрии можно потерять свои права гражданина, если поступить на военную службу иностранного государства.
Также Австрия и Испания предусматривают утрату гражданства, если гражданин поступает на любую госслужбу иностранного государства.
Как жить в России с двумя гражданствами
Но и лишиться гражданства можно в любой из этих стран. Гражданство может быть аннулировано, если гражданин в течение первых пяти лет своего гражданства совершит преступление, которое наказывается сроком более 12 месяцев.
Лишение гражданства последует также, если в любой другой стране вы совершите преступление, которое наказывается сроком более 7 лет.
Разработаем индивидуальное решение, подберем страну и статус, которые решат ваши задачи, сопроводим весь процесс.
Москва, Россия
ул. Охотный Ряд, 2, 109012 +7 (495) 150-40-55
Санкт-Петербург, Россия
Невский проспект, 55, 191025 +7 (812) 425-31-16
Вена, Австрия
Doblhoffgasse 9, 1010
+43 (650) 540-49-79
Лимассол, Кипр
Victory House, 205, Archbishop Makarios Avenue, 3030 Limassol, Cyprus
+357 (22) 232-044
Сент-Джулианс, Мальта
Dragonara Business Centre, Office 506, Dragonara Road, Paceville, St Julian’s, STJ 3141 Malta
+356 (277) 811-04
[yop_poll id=5]
Бипатризм – распространенное и легальное явление на территории России. Единственное, чего требует закон, – уведомить российские власти о наличии иностранного паспорта, за непрохождение процедуры предусмотрена ответственность.
Регистрация предельно проста и предполагает направление в ГУВМ уведомления и минимального пакета документов. Государство не вводит какие-либо санкции в отношении бипатридов, единственное ограничение – запрет на работу в правительстве, на госслужбе и в руководстве избирательных комиссий.
Лицам с двойным гражданством запретили занимать ряд государственных должностей
ЗВОНИТЕ В ЕКАТЕРИНБУРГЕ +7 (343) 383-59-64
Чем мы можем Вам помочь?
Двойное гражданство в России законом не запрещено, за исключением некоторых категорий граждан, которые ограничены в возможности иметь двойное гражданство. Однако теперь, если человек имеет одно или несколько гражданств помимо российского, он обязан сообщить об этом в МВД по вопросам миграции. Приведем список стран, с которыми возможно двойное гражданство, а также расскажем о том, какие трудности в связи с этим могут возникнуть, а также кто ограничен в двойном гражданстве. Кроме того, важно понимать, что многие страны не допускают двойное гражданство, например Литва, поэтому даже при желании стать гражданином двух стран в этом случае придется отказаться от одного из гражданств.
Возможность иметь двойное гражданство в России предусмотрена ст. 62 Конституции РФ и ст. 6 Федерального закона «О гражданстве РФ» от 31.05.2002 № 62-ФЗ. В соответствии с этими статьями россияне могут являться подданными другой страны, если это допускается российскими законами или имеются договоренности России с зарубежными странами. При этом факт наличия гражданства другой страны не прекращает российского гражданства и не мешает человеку пользоваться всеми правами российского гражданина, если это не противоречит законодательству или международным договорам, которые заключила Россия.
В настоящее время Российская Федерация подписала и ратифицировала соглашения, которые решают вопросы, касающиеся двойного гражданства, с Республикой Таджикистан (закон от 15.12.1996 № 152-ФЗ). До 18.05.2015 года действовало соглашение о двойном гражданстве с Туркменистаном (закон от 25.11.1994 № 41-ФЗ), но начиная с указанной даты эти отношения прекращены. Однако это не значит, что россиянин не может иметь гражданство того государства, с которым Россия не заключила договор. Просто в данном случае такое лицо рассматривается со стороны Российской Федерации не как человек, имеющий двойное гражданство в России, а исключительно как российский гражданин, не принимая во внимание наличие еще одного гражданства.
То есть получается, что двойное гражданство официально возможно только с двумя странами (лица, получившие гражданство Туркмении до 18.05.2015, сохраняют его на условиях двойного гражданства). Во всех остальных случаях это не будет являться двойным гражданством. Но так как законом не предусмотрено однозначного и четкого запрета на наличие гражданства той страны, с которой отсутствуют международные договоренности, и никаких санкций за наличие такого гражданства российским законодательством не предусмотрено, то многие российские граждане пользуются этим и имеют гражданство других стран.
При этом стоит отметить, что некоторые категории российских граждан все же ограничены в возможности иметь какое бы ни было иностранное гражданство. В первую очередь данное ограничение распространяется на людей, которые поступают на гражданскую службу (подпункт 6 пункта 1 статьи 16 закона от 27.06.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ»). Такие лица не могут быть госслужащими в случае наличия у них иностранного гражданства, если иное не содержится в международных договорах, заключаемых Россией. Нарушение запрета на двойное гражданство в России повлечет освобождение нарушителя от должности в связи с утратой доверия.
В КонсультантПлюс есть множество готовых решений, в том числе о том, возможно ли в России иметь двойное гражданство. Если у вас еще нет доступа к системе, вы можете оформить пробный онлайн-доступ бесплатно! Вы также можете получить актуальный прайс-лист К+.
Нового законодательства по вопросам двойного гражданства в 2020 году в России не принималось.
Что касается действующего в настоящее время законодательства, то 04.08.2014 начал действовать закон от 4 июня 2014 № 142-ФЗ (далее по тексту — Закон), вносящий поправки в закон «О гражданстве РФ» от 31.05.2002 № 62-ФЗ. Изменения были разработаны, исходя из следующих соображений.
- Человек, у которого помимо российского гражданства есть также гражданство другой страны, тем самым имеет определенную связь с другой страной, в гражданстве которой он состоит.
- В итоге у него имеются различные обязанности не только перед Россией, но и перед другой страной.
- Эти факторы снижают патриотизм такого гражданина и его привязанность к России. Ведь принимая те или иные решения, связанные с Россией, подданный другой страны будет руководствоваться не только интересами России и ее граждан, но и интересами того государства, в чьем гражданстве он также состоит.
В связи с этим предполагается, что государство (Российская Федерация) вправе знать, кто именно из его граждан стоит на страже не только российских интересов, но и иностранных, имея гражданство других стран. При этом необходимо отметить, что данный закон не ставит перед российскими гражданами запрет на наличие гражданства другой страны (в этом плане ничего не меняется), а всего лишь предусматривает обязанность сообщать о факте наличия такого гражданства. Но такая обязанность по сообщению касается не только наличия другого гражданства, но также случаев, когда человек имеет вид на жительство в другой стране или документ, дающий право человеку жить за границей. Что понимается под таким документом, гражданин должен определить самостоятельно, основываясь на законодательстве страны, выдавшей такой документ.
Вышеуказанный закон предусматривает, что теперь все российские граждане, которые постоянно живут в России и имеют второе гражданство, вид на жительство или другой документ, дающий право проживать в другой стране, обязаны уведомить об указанных обстоятельствах МВД по вопросам миграции по месту постоянного проживания или, при его отсутствии, по месту пребывания или по фактическому нахождению в течение 60 календарных дней с момента наступления таких обстоятельств. Что же касается детей до 18 лет, а также лиц, ограниченных в дееспособности, то в отношении них такое уведомление подается родителями (достаточно, если его подаст один из них) или другими официальными представителями (усыновителями, опекунами, попечителями и т. д.).
При этом предусмотренное законом уведомление подается при приобретении каждого нового гражданства или нового документа, который дает право проживать за границей.
Данная обязанность по уведомлению не распространяется на тех, кто имеет двойное гражданство в России, но живет за границей, а также в тех случаях, если это предусмотрено законодательством или действующими договоренностями России с другими странами. Что же касается жителей Крыма, которые не так давно стали российскими гражданами, то на них обязанность по уведомлению о двойном гражданстве распространяется с 01.01.2016.
Уволят ли чиновника с двойным гражданством?
Вступившие в силу поправки, касающиеся необходимости уведомлять о двойном гражданстве в России, изначально имели ряд неопределенностей, которые на практике вызывали существенные сложности. В частности, на момент установления обязанности по уведомлению о получении/наличии двойного гражданства в условиях постоянного проживания за границей, не было определено, что именно является постоянным проживанием. Кроме этого, не было ясно, как следует поступать человеку в ситуации, когда он в силу тех или иных причин временно находится за границей (учеба, работа и т. д.), при этом зарегистрирован в России. Ведь статья 6 закона «О гражданстве РФ» предусматривают возможность подать требуемое уведомление либо лично, либо почтой через организацию федеральной почтовой связи, то есть через Почту России. Соответственно, исполнить свою обязанность, находясь в другой стране, было невозможно.
Возникали трудности и у тех лиц, которые проходили лечение в медицинском учреждении. Ведь даже для почтовой отправки такого уведомления требуется личное присутствие с предъявлением паспорта.
Однако уже 31.12.2014 был подписан закон № 507-ФЗ, устраняющий большинство правовых коллизий. В частности, для граждан, временно находящихся за границей, возможность подать уведомление в течение 30 календарных дней со дня возвращения в Россию. Также определено, что если гражданин постоянно проживал в другой стране, а теперь вернулся в Россию для постоянного проживания, то он должен подать уведомление в течение 60 календарных дней со дня возвращения. Для граждан, проходящих лечение в медицинском учреждении за границей, предусмотрена возможность подачи уведомления через представителя, которому гражданин выдал доверенность, удостоверенную нотариусом или главным врачом медицинского учреждения, в котором он находится.
Еще больше материалов по теме в рубрике: «Гражданство РФ».
- Гражданские споры
- Сделки
- Наследственные споры
- Трудовые споры
- Жилищные споры
- Семейные споры
- Брак
- Алименты
- Дети
- Особое производство
- Судебный приказ
- Восстановление срока
- Судебные расходы
- Ходатайства в ходе исполнения
- Ходатайства по экспертизам
В законодательстве РФ не существует градаций по этим двум понятиям. Однако с юридической точки зрения различия можно сформулировать так:
- Двойное. Претендент получает паспорт второй страны при условии, что в его родном государстве такую позицию одобряют. Это возможно, если между странами заключено международное соглашение о двойном гражданстве;
- Второе. Вручается при отсутствии договора между странами. При этом термин также можно обозначить как «множественное гражданство», поскольку человек вправе иметь сразу несколько паспортов. Россиянин обращается за паспортом иной страны, только руководствуясь собственными потребностями. Разрешение родного государства значения не имеет.
И тот, и другой статус россиянина имеет свои особенности.
Гражданин одновременно должен следовать законам обеих стран, уважать их традиции и национальные обычаи. Все действия человека должны соответствовать Конституции обоих государств. Его права сохраняются и действуют на обеих территориях.
У России международный договор на двойное гражданство заключен только с Таджикистаном. Он был подписан 7 сентября 1995 года. По его правилам граждане обеих стран могут получать двойные паспорта. На них накладываются обязанности и права подданных Таджикистана и РФ.