Причинение смерти при дтп

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Причинение смерти при дтп». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

ДТП с летальным исходом регулируется ст. 264 УК РФ. Кроме возникновения смерти в результате эксплуатации транспортного средства, статья регламентирует преступления по причинения тяжкого вреда здоровью в результате аварий.

Объектом преступления в данном случае выступает жизнь и здоровье человека, а также общественная безопасность на дороге.

Ответственность за ДТП с летальным исходом

Чтобы установить виновность конкретного лица в аварии проводится ряд следственных мероприятий. Сотрудники ГИБДД, полиции, прокуратура и эксперты должны проверить техническое состояние авто на предмет наличия неисправностей, траекторию его движения, поведение водителей на дороге.

Уголовное дело не будет возбуждено, если будет доказано, что водитель не мог затормозить и предотвратить столкновение.

Наказание водителю будет избираться на основании неких обстоятельств его жизни и поведения на дороге в момент ДТП.

В частности, отягчающим обстоятельствами могут быть признаны:

Смерть родственника, особенно трудоспособного возраста, – это не только трагедия, но существенное ухудшение материального положения семьи.

В гражданском порядке родственники имеют право потребовать выплаты им компенсации за моральные страдания, понесенные в результате смерти родного человека.

Размер возмещения морального вреда нигде не прописан и может иметь абсолютно любое значение. Другое дело, что судья в процессе анализа преступления и обстоятельств жизни подсудимого, может существенно снизить размер такой выплаты.

Чтобы получить больше, нужно похлопотать о сборе необходимых документов, подтверждающих Ваше плачевное состояние.

Итак, для выплаты морального вреда потребуются следующие документы:

Наказание за ДТП с летальным исходом

В первую очередь это наступление летального исхода вследствие управления машиной под действием спиртного или наркотических препаратов. Но реалии таковы, что даже пьяным водителям суды иногда выносят крайне мягкие приговоры.

Уезд с места ДТП также играет свою роль. И не имеет значения, насколько далеко сидевший за рулем успел отъехать.

Не в пользу водителя играет его предыдущее привлечение уголовной ответственности или административной по пьяным статьям. Особенно это актуально, когда предыдущие санкции были связаны с нарушением ПДД.

Под ними подразумеваются, прежде всего, действия водителя. В некоторых случаях роль могут сыграть объективные факторы. К ним относятся состояние дорог или погодные условия на момент происшествия.

Круг причин, для возможно снисхождения, не является исчерпывающим. Суды каждой из них дают свою оценку. Вот примерный список, используемый при формировании приговоров.

Перечень смягчающих обстоятельств:

  • возраст обвиняемого, состояние здоровье, наличие группы инвалидности;
  • семейное положение, имеющиеся иждивенцы;
  • признание своей вины в ДТП, возмещение ущерба родственникам погибшего;
  • отсутствие фактов привлечения к административной или уголовной ответственности ранее.

Свою роль может сыграть благоприятная характеристика с места работы или жительства. По некоторым делам к сведению принимается отсутствие учета в психиатрическом, наркологическом диспансере.

Даже если смертельная авария вызвана поведением нетрезвого водителя, он все равно может рассчитывать при определенных условиях на снисхождение. Так, Прикубанский районный суд Краснодара рассмотрел уголовное дело в отношении гражданина Антонова.

Он обвинялся в том, что управляя автомобилем в нетрезвом состоянии и с превышением скорости, допустил столкновение с другой машиной. Ее водитель и пассажир получили тяжкие увечья, повлекшие за собой смерть.

Вынося решение в отношении Антонова, суд принял во внимание целый ряд смягчающих обстоятельств. В их число вошли раскаяние, а также наличие на иждивении у подсудимого четырех детей. Учтено и возмещение материального и морального вреда родственникам потерпевших.

В результате приговором от 27.02.2019 г. по делу № 1-253/2019 Антонов признан виновным в совершении преступления, указанного в ч. 6 ст. 264 УК РФ и ему назначено наказание в виде 4 лет лишения свободы с изъятием прав на год.

В то же время судья посчитала возможным заменить реальное наказание условным с возложением на Антонова набора обязательств.

Автокатастрофа повлекшая гибель человека может наступить и в результате нарушения установленной скорости движения. Иллюстрацией может служить следующее уголовное дело. Водитель Федотов нарушил предписания ПДД, передвигаясь со скоростью 90 км/час. В результате смертельно пострадал гражданин, стоявший на обочине дороге.

Федотов свою вину в случившемся признал. Кроме того, с его стороны последовала компенсация вреда близким потерпевшей. Не последнюю роль сыграли также состояние здоровья и наличие инвалидности.

В итоге Островский городской суд Псковской области приговором от 19.02.2019 г. по делу № 1-7/2019 назначил Федотову наказание в 3 года лишения свободы с испытательным сроком в 2 года и 9 месяцев.

При наступлении смертельного исхода в результате дорожного происшествия, максимальная страховая выплата родственникам погибшего определена на уровне полумиллиона рублей.

75 % от этой суммы направляется на компенсацию реального ущерба, а 25 % предоставляется в качестве возмещения расходов на погребение. Когда сумма страховки будет меньше документально подтвержденного вреда, разницу обязан доплатить виновник ДТП.

Члены семьи погибшего дополнительно вправе претендовать на компенсацию моральных страданий. Однако она находится за пределами действия полиса ОСАГО. Поэтому вопрос с моральным ущербом решается в суде посредством предъявления иска к причастному к аварии водителю.

В некоторых случаях страховая компания имеет право регресса к виновнику происшествия. Все основания конкретно прописаны в законодательстве по ОСАГО.

Положения ст. 264 УК РФ предполагают заведение уголовного дела на водителей, виновных в ДТП, при наличии последствий, рассматриваемых в статье. Но они должны вызываться именно нарушениями Правил дорожного движения либо ненадлежащей эксплуатацией транспортного средства. То есть суду потребуется установить причинную связь данных событий с возникшими последствиями.

Объекты преступления в данном случае – жизнь человека, его здоровье, безопасность движения и управления транспортным средством. Предметами преступления выступают только механические средства передвижения, работающие от двигателя. К ним относят машину, трактор, трамвай, самоходный автомобиль. Остальные виды ТС, не относящиеся по определённым параметрам (скорость, объём двигателя, мощность двигателя) к механическим видам транспорта в таком качестве в статье не рассматриваются.

Суды считают субъектом преступления только лицо, которое достигло 16-летнего возраста. Если оно стало виновником ДТП, управляя механическим ТС, то полностью отвечает за его последствия, предусмотренные в статье 264.

Субъектами преступления считаются следующими лица:

  1. Получившие водительское удостоверение на законных основаниях.
  2. Не имеющие удостоверения, но управляющие ТС.
  3. Лишённые документа в результате его изъятия за предыдущие нарушения.

Таковыми признаются также инструкторы, которые обучают вождению на учебном автомобиле с двойным управлением. При обучении на машине, где не предусмотрено двойное управление, наказанию за нарушение ПДД подвергается лицо, фактически управляющее ТС.

Водители военной техники не отвечают за последствия аварии, наказуемые по статье 264 УК. Если же они при управлении механическим (не военным) средством передвижения нарушают ПДД, то привлекаются к ответственности по этой статье на общих основаниях.

Приговоры в отношении преступлений, рассматриваемых в статье 264 Уголовного Кодекса, могут быть отменены и возвращены прокурору в следующих случаях:

  1. Отсутствие в обвинительном документе ссылок на соответствующие пункты ППД, правила эксплуатации ТС, несоблюдение которых привели к печальным последствиям.

Важно! Основанием к отмене приговора апелляционным судом будет отсутствие указаний на конкретные пункты Правил.

  1. Отсутствие в приговоре прямого указания, в чём состоит нарушение.
  2. Наличие в обвинительном приговоре пунктов Правил, где нарушения не соответствуют реальным обстоятельствам дела. В соответствии со статьёй 237 УПК РФ судья может самостоятельно либо по настоянию ответчика возвратить дело в прокуратуру. Сторона обвинения должна конкретно указать пункты Правил, которые были нарушены и вызвали последствия, описанные в ст. №264.

К главным причинам, приводящим к нарушению водителями Правил передвижения по дороге, относятся:

  • повышенная скорость передвижения;
  • проезд водителя на красный сигнал светофора;
  • управление ТС в пьяном состоянии;
  • невнимательность при вождении;
  • сознательное нарушение Правил (неправильный обгон, выезд на встречную полосу, несоблюдение дистанции);
  • неоправданно рискованное вождение;
  • неправильное поведение при возникновении экстренных ситуаций.

Основные нарушения при использовании транспортного средства: стоянка в неположенном месте, эксплуатация неисправного ТС.

Самой распространённой причиной ДТП является несоблюдение скоростного режима.

Интересно! Согласно судебной практике, из-за превышения скорости происходит 40% всех дорожных происшествий.

Виновность лица определяется по тому, насколько он придерживается требований ПДД (п. 10.1). В этом пункте сформулированы правила безопасности, которых водители должны выполнять при управлении ТС:

  • движение со скоростью не выше установленных ограничений;
  • учёт его интенсивности;
  • погодные условия (видимость и др.);
  • состояние и особенности ТС, перевозимого груза.

При обнаружении водителем опасности передвижения по дороге ему следует снизить скорость ТС, при необходимости – до полной остановки. Статья 264 УК РФ предполагает введение уголовной ответственности для водителя, который организовал ДТП. Но это осуществимо, если установлено, что он имел техническую возможность не допустить такую ситуацию. Также должна быть установлена связь между действиями нарушителя и их последствиями.

Аварийная ситуация может возникнуть при технической неисправности средства передвижения, не дающей шансов избежать столкновения. Определяя меру наказания водителя в каждом конкретном случае, судьи учитывают, какова была обстановка на дороге перед ДТП.

Если ДТП случилось в тёмное время дня из-за плохой видимости, то принимая решение о наказании нарушителя движения, судьи учитывают его действия до аварии. Согласно пункту 10.1 Правил водитель должен в критической ситуации выбирать скоростной режим, который бы позволял ему контролировать движение своего ТС. Соблюдение этого пункта помогает смягчить ему приговор в суде.

По преступлениям, предусмотренным в ст. 264 УК РФ, обязательно проводят автотехническую экспертизу. Она должна ответить на вопросы, значимые при расследовании происшествия на дороге. Например, определить скорость и тормозной путь автомобиля (другого ТС) во время ДТП, возможность его остановки.

Важно! Автоэксперты решают лишь специальные вопросы, которые связаны с техническим проблемами.

Обращение к ним судебных органов с вопросами, которые не входят в их компетенцию, не допустимо. Нередко судьи пытаются добиться от экспертов ответа на правовые вопросы (например, определение степени вины участников движения). В этом случае заинтересованные лица вправе просить о назначении повторной экспертизы.

Анализ заключений автоэкспертизы позволяет судить об обстоятельствах, при которых действовали участники движения. При активности адвокатов и профессионально выполненной экспертизе виновной стороне нередко удаётся добиться требуемого результата.

Многие думают, что пешеходы не несут никакой ответственности, даже если нарушают ПДД. Но это не так. Да, в большинстве случаев виновным признаётся именно управляющий транспортным средством, так как он должен всегда держать ситуацию под контролем, ехать со скоростью, позволяющей вовремя тормозить и т. д.

Но когда будет доказано, что водитель не имел никакой ни технической, ни физической возможности не допустить аварию, виновником признают пешехода. В последнее время, с повсеместным использованием видеорегистраторов и, главное, принятием видеозаписей в суде, найти правду становится легче.

Так что же будет пешеходу, если суд установит именно его виновником происшествия, в котором есть человеческие жертвы? Статья 264 к нему применяться не может, так как она только для управляющих ТС. Но в Уголовном кодексе есть другая статья – 268 для пешеходов, пассажиров и других участников движения, не являющихся водителями.

Виновному в смерти одного лица максимум на четыре года грозит (одно из списка):

  • ограничение свободы;
  • принудительные работы;
  • лишение свободы.

В случае гибели из-за подозреваемого двух и более человек, максимально возможный срок принудительных работ увеличивается до 5 лет, а лишения свободы до 7 лет, ограничение свободы не применятся. Состояние алкогольного и другого опьянения не предусматривает отдельного наказания, но может быть признано судом отягчающим обстоятельством.

Я думаю, что многие из вас, когда слышат слова «уголовный срок», «лишение свободы», сразу представляют тюремные казематы. На самом деле осуждённые за неумышленные преступления отбывают срок в колониях-поселениях.

В таких учреждениях нет охраны и постоянного надзора, нет ограничения по почтовому общению и личным свиданиям. Живут в общежитиях, но возможно и предоставление отдельной жилплощади, если осуждённый хочет жить с супругом. В некоторых случаях позволяется жить и вне колонии. Труд осуществляется и оплачивается согласно ТК РФ. За отказ трудиться налагаются взыскания, например, запрет выходить из общежития.

В общем, самое существенное отличие от обычной жизни – это необходимость находиться на строго определённой территории и периодически отмечаться в органах, а также то, что администрация может в любое время провести проверку, осмотреть вещи и т. п.

Основной минус колоний-поселений – вероятность того, что среди заключённых окажутся настоящие уголовники, отбывающие срок за тяжкие преступления, но приведённые в колонию за хорошее поведение или по другим причинам. Такие лица привносят тюремную атмосферу в колонии.

Наказание за ДТП со смертельным исходом в 2020 году

К отягчающим обстоятельствам при причинении смерти в ДТП можно отнести повторное совершение преступления. Причинение смерти и нетрезвое состояние сами по себе оцениваются отягчающие вину обстоятельства, но так как они составляют признак преступлений, описанных в ст. 264, то как при вынесении приговора они не учитываются в качестве отягчающих.

Формально законодательство дозволяет примирение сторон при любом преступлении средней тяжести. Однако достаточно давно идут споры как среди законодательного, так и судебного общества о правомерности примирения сторон по делам, связанным со смертью людей.

Противники примирения утверждают, что родственники и другие представители погибшего, которые признаются потерпевшими не имеют права примиряться с виновником от лица погибшего.

В любом случае решение о прекращении дела по примирению сторон принимается судом по каждому конкретному случаю отдельно, прекратить дело – это право судьи, а не его обязанность. И так как окончательного решения нет, в зависимости от региона и даже конкретного суда возможно различное решение этого вопроса.

Например, Свердловский областной суд считает недопустимым примирение сторон, если произошла гибель людей, а суды Татарстана, в том числе и высшие, практически всегда прекращают дела, связанные со смертельными авариями, по примирению сторон.

Теоретически, так как любое причинение смерти в ДТП считается неосторожным деянием и имеет среднюю тяжесть, условный срок возможен, если назначаемый срок не больше 8 лет. Условный срок назначается тогда, когда судья считает, что человек может исправиться и без изоляции от общественности.

Конкретную меру наказания выбирает судья. Как показывает практика, за ДТП, совершённые в пьяном виде, условный срок не назначается. В некоторых регионах судьи отказывают в условном наказании даже за причинение смерти в трезвом состоянии одному лицу.

В общем, вероятность отделаться условным сроком у виновника существует, но для этого потребуются существенные смягчающие обстоятельства, отсутствие возражений у потерпевших и обвинителей, и грамотная адвокатская поддержка. Если авария, приведшая к смерти, совершена в нетрезвом состоянии, реального срока не избежать.

  • наказание виновнику смертельного ДТП довольно суровое;
  • на решение судьи о назначении того или другого наказания значительно влияние отношение виновника и потерпевших к делу, подтверждённое соответствующими заявлениями;
  • примирение сторон и условный срок – возможное, но необязательное разрешение дела;
  • потерпевшие получат выплату от страховой компании и могут требовать от виновника компенсировать моральный вред.

Уголовная ответственность за преступление, предусмотренное статьей 264 УК РФ, может иметь место лишь при условии наступления последствий, указанных в этой статье, и если эти последствия находятся в причинной связи с допущенными лицом нарушениями правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств.

Субъектом преступления, предусмотренного статьей 264 УК РФ, является достигшее 16-летнего возраста лицо, управлявшее автомобилем, трамваем или другим механическим транспортным средством, предназначенным для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем (пункт 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, далее − Правила).

Им признается не только водитель, сдавший экзамены на право управления указанным видом транспортного средства и получивший соответствующее удостоверение, но и любое другое лицо, управлявшее транспортным средством, в том числе лицо, у которого указанный документ был изъят в установленном законом порядке за ранее допущенное нарушение пунктов Правил, лицо, не имевшее либо лишенное права управления соответствующим видом транспортного средства, а также лицо, обучающее вождению на учебном транспортном средстве с двойным управлением.

В силу пункта 1.2 Правил к механическим транспортным средствам не относятся мопеды и другие транспортные средства, приводимые в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 кубических сантиметров и имеющие максимальную конструктивную скорость не более 50 километров в час, а также велосипеды с подвесным двигателем, мокики и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками.

Лица, управлявшие указанными транспортными средствами и допустившие нарушение правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, при наличии к тому оснований несут ответственность соответственно по частям 1, 2 или 3 статьи 268 УК РФ.

Действия водителя транспортного средства, повлекшие указанные в статье 264 УК РФ последствия не в результате нарушения правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, а при погрузке или разгрузке, ремонте транспортных средств, производстве строительных, дорожных, сельскохозяйственных и других работ, а равно в результате управления автотранспортным средством вне дороги, должны квалифицироваться в зависимости от наступивших последствий и формы вины по соответствующим статьям Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающим ответственность за преступления против личности либо за нарушение правил при производстве работ.

При рассмотрении дел о преступлениях, предусмотренных статьей 264 УК РФ, судам следует указывать в приговоре, нарушение каких конкретно пунктов Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства повлекло наступление последствий, указанных в статье 264 УК РФ, и в чем конкретно выразилось это нарушение.

Если же в приговоре суда будет отсутствовать указание на пункты правил, то приговор будет однозначно отменен судом апелляционной инстанции.

Если в обвинительное заключение (обвинительный акт) включены отдельные пункты названных правил, нарушения положений которых не соответствуют установленным в судебном заседании фактическим обстоятельствам дела, суд, исходя из положений статьи 237 УПК РФ, по ходатайству стороны или по собственной инициативе вправе возвратить уголовное дело прокурору для предъявления обвинения с указанием конкретных пунктов правил, нарушение которых повлекло указанные в статье 264 УК РФ последствия, если это не связано с восполнением неполноты произведенного дознания или предварительного следствия и при этом не ухудшается положение подсудимого.

Дтп с летальным исходом — тюрьма или нет?

Нередко результатом ДТП является техническая неисправность транспортного средства, которая не позволяет водителю избежать столкновения (наезда).

При решении вопроса о технической возможности предотвращения дорожно-транспортного происшествия судам следует исходить из того, что момент возникновения опасности для движения определяется в каждом конкретном случае с учетом дорожной обстановки, предшествующей дорожно-транспортному происшествию. Опасность для движения следует считать возникшей в тот момент, когда водитель имел объективную возможность ее обнаружить.

При анализе доказательств наличия либо отсутствия у водителя технической возможности предотвратить дорожно-транспортное происшествие в условиях темного времени суток или недостаточной видимости следует исходить из того, что водитель в соответствии с пунктом 10.1 Правил должен выбрать скорость движения, обеспечивающую ему возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил.

По статистике, ежегодно в России происходит около 85 тысяч дорожно-транспортных происшествий. В них погибает около 13 тысяч человек, а также ранены более 100 тысяч. К сожалению, с каждым годом эти цифры не уменьшаются, а даже наоборот, увеличиваются. Это связано с повышением количества автомобилей на дорогах, а некоторые из них старые и не могут обеспечить безопасное передвижение.
Правительство и ГАИ стараются сократить число ДТП со смертельным исходом. Это достигается путём качественного ремонта дорог, открытия новых трасс, а также введением более жёстких ограничений для водителей и постоянным патрулированием опасных участков. На данный момент такие меры хоть и помогают, но не так хорошо, как хотелось бы. Поэтому наказание за последствия такой аварии всё ещё предусмотрены и довольно строгие, чтобы водители понимали всю серьёзность.

При таком ДТП возникает много нюансов, так как вид наказания будет назначено в соответствии с УК РФ, а также Правилами дорожного движения. Обычно такое дело в суде рассматривается долго, так как выясняются все обстоятельства произошедшего. Однако дольше года расследование продолжаться не может. В некоторых случаях водитель признаётся невиновным, но это очень редко.

Уголовная ответственность за совершение такого нарушения наступает с возраста 14 лет. Конечно, в таком возрасте водительское удостоверение получить невозможно, но ведь наезд на пешехода может быть совершён и на мопеде или скутере. Однако несовершеннолетие виновника является смягчающим обстоятельством, поэтому наказание в таком случае будет не слишком суровым.

В случае дорожной аварии с пострадавшими, а также с гибелью одного и более лиц в дело вступает статья УК РФ № 264 “Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств”. При выборе меры пресечения суд принимает во внимание все причиной трагедии, включая отягчающие и смягчающие обстоятельства.

Согласно действующим правилам при внезапном возникновении на пути движения пешеходов, других автомобилей, мотоциклистов или иных препятствий, с которыми может произойти столкновение, водитель должен принять все меры для снижения скорости транспортного средства вплоть до полной остановки. Если не удалось избежать аварии и в дальнейшем выяснится, что разрешённый скоростной режим не превышался, экспертиза устаноит, имелась ли техническую возможность предотвратить трагическое событие на дороге.

Уголовная ответственность наступает, если в ходе расследования выясняется, что причиной ДТП стали именно действия водителя, когда он мог своевременно заметить препятствие на пути движения и имел техническую возможность остановить транспортное средство. Несоблюдение ПДД также потерпевшим суд будет рассматривать как смягчающее обстоятельство.

Далее рассмотрим, какое наказание за ДТП со смертельным исходом в России применяется.

Виды ответственности могут применяться по отдельности или вместе. Всё зависит от обстоятельств дорожного происшествия, а также степени вины водителя.

Если в результате аварии был причинён тяжкий вред здоровью или гибель хотя бы одному человеку – пассажиру или пешеходу -, следствие заводит уголовное дело. В случае легких травм все может закончиться административной ответственностью. Степень тяжести травм определят врачи. Вред здоровью считается лёгким, если пострадавший полностью восстановился менее чем за 21 день с момента поступления в лечебное учреждение.

Уголовная ответственность при ДТП с погибшими согласно статье №264 УК РФ предусматривает следующие меры наказания:

  • лишение свободы в колонии-поселении (максимальный срок – 9 лет);
  • ограничение свободы;
  • принудительные исправительные работы;
  • запрет вести конкретный вид деятельности или занимать определённые должности.

Важно также отметить, что грозит водителю при ДТП с летальным исходом, если в ходе расследования выяснится, что он действовал умышленно. При подобном развитии событий уголовная ответственность наступает уже не по 264, а по 105 статье УК РФ “Убийство”, по которой мера пресечения будет значительно жестче.

Виновника привлекут одновременно к уголовной и административной ответственности, если причиной аварии стало нарушение ПДД. Кроме отбывания наказания по УК РФ, ему придётся выплатить штраф или лишиться водительских прав. Административная ответственность наступает и при причинении лёгкого вреда здоровью.

Гражданская ответственность всегда наступает в случае небольших аварий, но она не теряет свою актуальность, когда имеет место смерть в ДТП. Виновник обязан финансово возместить утраченное имущество пострадавшего, а также выплатить компенсацию за причинение тяжкого вреда здоровью или гибели. В случае смерти собственника автомобиля, являющегося пострадавшей стороной, деньги получают его наследники.

Не всегда водитель, управлявший автомобилем, является виновником аварии. Им может оказаться и его работодатель, предоставивший неисправное транспортное средство для исполнения служебных обязанностей. Ответственность работодателя при ДТП, повлекшем смерть человека, наступает согласно статьям 1068 или 1079 ГК РФ, руководствуясь которыми суд обяжет собственника автомобиля выплатить компенсацию пострадавшему или его родственникам.

Полис ОСАГО предусматривает выплаты только пострадавший стороне в отличие от КАСКО, которая дает возможность получить компенсацию и виновнику дорожно-транспортного происшествия. Согласно статье 13 Федерального закона «О страховании гражданских лиц» в рамках страхового полиса ОСАГО получить денежную компенсацию могут следующие категории граждан:

  • иждивенцы умершего человека, которые находились на его полном попечении (нетрудоспособные и несовершеннолетние родственники);
  • ребенок, рожденный до ДТП или же вскоре после его совершения;
  • близкие родственники умершего человека, которые получили нетрудоспособность на протяжении пяти лет с момента совершения аварии и гибели родственников;
  • лица, назначенные опекунами погибшего человека.

Важно! Выплата страховой суммы не происходит автоматически, а требует предварительной подачи заявления в страховую компанию заинтересованным лицом. Заявление рассматривается на протяжении 30 дней, в течение которых на счет человека должна поступить разовая сумма страховки.

Для получения денежной компенсации необходимо выполнить следующие шаги:

  • надлежащая фиксация ДТП;
  • вызов скорой помощи, подтвердившей смерть человека;
  • получение справки ГИБДД и копий необходимых документов у следователя/дознавателя;
  • передача полученных документов вместе с заявлением в страховую компанию.

Внимание! Погашение компенсации происходит из счета застрахованного виновника аварии, поэтому среди обязательных документов — копия полиса ОСАГО нарушителя или же полные данные, необходимые для списания средств с его страхового счета.

В Уголовном кодексе есть статья 264. В ней указаны все меры пресечения за аварию, вследствие которой есть один погибший или более. Именно на неё опираются в расследовании и в дальнейшем, в суде.

В этой статье указано, что для наказания обязательно должна быть причинно-следственная связь между происшествием и гибелью пострадавшего. Если связь не установлена, то, скорее всего, обвиняемому лицу удастся остаться на свободе.

Во время судебного разбирательства во внимание берутся все поступки и действия обвиняемого, которые он ранее совершал при управлении автомобилем, а также то, что он сделал или не сделал во время и после ДТП. Наличие отягчающих обстоятельств существенно усугубляет положение подсудимого и лишает его шансов на снисхождение, поэтому ему могут назначить максимальный срок наказания.

Список обязательных мероприятий зависит от участника. Работники ГИБДД обязаны выполнить следующие действия:

  • ограждение места происшествия;
  • получение данных всех участников, в том числе свидетелей и очевидцев;
  • полноценная фиксация ДТП;
  • вызов скорой помощи;
  • принятие решения об освидетельствовании нарушителя;
  • арест транспортных средств и их помещение на специальную площадку отдела полиции.

Приговоры в отношении преступлений, рассматриваемых в статье 264 Уголовного Кодекса, могут быть отменены и возвращены прокурору в следующих случаях:

  1. Отсутствие в обвинительном документе ссылок на соответствующие пункты ППД, правила эксплуатации ТС, несоблюдение которых привели к печальным последствиям.

Важно! Основанием к отмене приговора апелляционным судом будет отсутствие указаний на конкретные пункты Правил.

  1. Отсутствие в приговоре прямого указания, в чём состоит нарушение.
  2. Наличие в обвинительном приговоре пунктов Правил, где нарушения не соответствуют реальным обстоятельствам дела. В соответствии со статьёй 237 УПК РФ судья может самостоятельно либо по настоянию ответчика возвратить дело в прокуратуру. Сторона обвинения должна конкретно указать пункты Правил, которые были нарушены и вызвали последствия, описанные в ст. №264.

Нет никаких сомнений, что в случае смерти участника происшествия виновное лицо понесет заслуженное наказание. Исключение может быть лишь в том случае, если погиб сам виновник.

Данная ситуация регламентируется Уголовным кодексом Российской Федерации, если быть конкретнее, статьей 264 УК РФ. Конкретный вид наказания виновному лицу может определить только суд. При этом обязательно будет учитываться вся ситуация в целом, причины действий виновного лица, и его отношение к произошедшему.

Также решающее значение будут иметь все действия виновного лица, начиная с самого момента происшествия и до вынесения судебного решения. Например, если лицо активно сотрудничало со следствием, признало свою вину, раскаялось, оказывало помощь близким погибшего, то это однозначно будет являться смягчающим обстоятельством. Бывают и такие случаи, что уголовная ответственность не наступает вообще. Такое возможно в случае, если стороны пришли к примирению. Рассмотрим ситуацию более подробно.

Какое наказание может последовать согласно ст. 264 Уголовного кодекса:

  • в случае гибели 1 человека – принудительные работы либо заключение под стражу на срок до 5 лет;
  • в случае, если авария наступила, когда виновное лицо находилось в состоянии алкогольного опьянения – заключение под стражу до 7 лет;
  • если управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения выявлено не в первый раз – лишение водительских прав, штраф в размере от 200 до 300 тысяч рублей, принудительные работы либо обязательные работы;
  • если в аварии погибло более двух человек – заключение под стражу на срок до 9 лет.

Минимальное наказание будет следующим:

  • если водитель был пьян – от 2 лет заключения под стражу;
  • если погибло несколько людей – от 4 лет заключения под стражу.

Когда в процессе судебного разбирательства будет установлено, что виновник имел умысел, применяется другая статья – 105 УК РФ. Она предусматривает наказание за умышленное убийство одного или более лиц. В данном случае автомобиль будет являться орудием убийства. В таком случае предусмотрено более суровое наказание – до 15 лет заключения под стражу.

ДТП со смертельным исходом, статья УК РФ

Как правило, это зависит от следующих обстоятельств:

  • Состояние автомобиля в момент происшествия;
  • Информация о том, как часто лицо ранее нарушало ПДД;
  • Есть ли у виновника право на управление автомобилем;
  • Возраст виновника аварии.

Также к отягощающим обстоятельствам относится превышение разрешённой скорости, неоказание помощи лицу, пострадавшему в аварии, а также, если водитель скрылся с места аварии.

Действующее законодательство предусматривает уголовное наказание только в случае смертельного исхода в результате аварии, либо если в ПДД были получены травмы, несовместимые с жизнью. Также случаются ситуации, когда смерть наступает не сразу, а через определённый период времени.

При этом может быть и так, что в ходе осмотра не было обнаружено каких-либо серьезных повреждений. В таком случае обязательно проводится судебно-медицинская экспертиза, в которой выясняется, есть ли причинно-следственная связь между аварией и наступившей смертью лица.

Может выясниться, что смерть наступила в результате продолжительной болезни или в результате непредвиденных обстоятельств, например, случился сердечный приступ.

Также в рамках судебного разбирательства устанавливается скорость автомобиля, которым управлял виновник (очень важно, имело ли место превышение скорости или нарушение скоростного режима отсутствовало).

Если скорость была в рамках допустимых норм, суд назначает проведение дополнительной экспертизы. В результате нее устанавливается, какие действия предпринял водитель, мог ли он предотвратить аварию, пытался ли он это сделать.

Если будет установлено, что водитель не имел возможности предотвратить аварию, его действия не могут быть квалифицированы по ст. 264 УК РФ

Если у вас есть опытный адвокат, в совершенстве знающий своё дело, наверняка он поможет вам обеспечить ряд смягчающих обстоятельств. К ним можно отнести:

⁃ Нахождение на иждивении виновного лица несовершеннолетних или недееспособных лиц;

⁃ Плохая освещенность, неблагоприятные погодные условия, плохое состояние дорожного покрытия;

⁃ Виновное лицо предприняло все возможные действия для спасения жизни погибшего;

⁃ Ранее виновник аварии не участвовал в ДТП, либо повреждения в ДТП были незначительные;

⁃ Активное содействие следствию при проведении расследования ДТП;

⁃ Компенсация причинённого ущерба близким и родным погибшего, всевозможная помощь по собственной инициативе;

⁃ Если виновником аварии является беременная женщина, она также может рассчитывать на смягчение наказания.

Каким образом изменится наказание, если виновным лицом будет пострадавший? Разумеется, это в корне меняет дело. Большое значение для определения наказания имеют действия погибшего, например, если последний был пьян и выбежал на дорогу, или пешеход спокойно переходил дорогу в положенном месте – совершенно разные случаи, и наказание также будет отличаться.

Данный вариант предусмотрен ст.76 уголовного кодекса. В ней указано, что виновник аварии и потерпевшая сторона (например, близкие родственники погибшего) могут прийти к примирению. Данный факт обязательно фиксируется судом, кроме того, в решении также указываются все смягчающие обстоятельства.

Факт примирения сторон должен быть обязательно зафиксирован в решении суда, помимо этого, в решении обязательно должны быть отражены все смягчающие обстоятельства по данному делу. Сам процесс примирения выглядит следующим образом: потерпевшая сторона заявляет в судебном разбирательстве ходатайство о прекращении производства по делу в связи с примирением сторон. После поступления такого ходатайства суд имеет право прекратить производство по делу, но не обязан это делать, и, если считает нужным, продолжает проводить разбирательство.

Суд может уточнять обстоятельства произошедшего ДТП, требовать имеющиеся доказательства по данному делу, уточнять, с чем связано примирение сторон, с целью исключения оказания давления на потерпевшую сторону. Производство по делу закончится только в том случае, если суд достоверно установит, что виновник аварии действительно нашел способ примирения с пострадавшим стороной. Возможно, что он произвёл выплату компенсации морального вреда, так называемого ущерба, причинённого близким родственникам погибшего и действительно урегулировал данный вопрос.

Только после того как суд убедится в достоверности всей информации, представленной сторонами, дело действительно может быть закрыто и виновнику не будет грозить уголовная ответственность в виде тюремного заключения. Размер компенсации ничем не регламентирован и устанавливается исключительно по договорённости сторон, суд не может вмешиваться в данную договорённость и регулировать размер выплачиваемой компенсации.

В завершении темы также хотелось бы добавить, что совершенно неважно, воспользовалась ли потерпевшая сторона возможностью получения компенсации в рамках примирение сторон или нет, у потерпевшей стороны однозначно есть право на получение суммы денежной компенсации по ОСАГО. На текущий момент данная сумма составляет 500.000 руб. в случае причинения вреда жизни или здоровью, и 400.000 руб. в случае причинения вреда только имуществу.

В рамках данной статьи мы рассмотрели все основные вопросы, которые возникают в случае аварии со смертельным исходом. Мы подробно разобрали все виды наказаний, которые неизбежно последуют в случае смерти участника аварии, рассмотрели случаи, когда стороны могут примириться. Тем не менее, хотелось бы добавить, что водителю всегда необходимо быть предельно внимательным и осторожным, поскольку от его действий может зависеть чья-то жизнь.

Дорожные события зачастую происходят молниеносно и непредсказуемо. Об этом нужно помнить даже самым опытным и аккуратным водителям. Если все же произошла трагедия и в аварии погибли люди, степень виновности и меру наказания будет определять суд, всесторонне изучив детали дела.

Многое будет зависеть от действий водителя, обвиняемого в причинении смерти другим участникам дорожного движения. При вынесении постановления суд будет исходить из выполнения водителем следующих действий:

  1. Если в ДТП выявлены пострадавшие, необходимо немедленно вызвать бригаду неотложной помощи, т.к. в обязанности автомобилиста входит принятие первоочередных мер по оказанию помощи пострадавшим.
  2. В случае невыполнения требования о вызове скорой помощи, водителя ждет дополнительное обвинение в преступном бездействии.
  3. В случае сокрытия с места ДТП при наличии жертв, водитель будет привлекаться не к административной, а к уголовной ответственности, а розыском его будут заниматься правоохранительные органы как преступника. Оставление места аварии в данном случае лишь ужесточит наказание суда.

Водитель, спровоцировавший ДТП, привлекается к административной ответственности и несет наказание согласно положений КоАП. Однако в случае наличия пострадавших с серьезными травмами, а также при наличии смертельных исходов, действия водителя будут рассматриваться с точки зрения уголовной ответственности с назначением наказанием по УК РФ.

Основанием для обвинения в причинении смерти человеку станет подтвержденная констатация связи действий нарушителя с последующим летальным исходом. Следует учитывать, что смерть в результате ДТП может быть установлена не только на месте происшествия, но и спустя некоторое время, когда пострадавший участник скончался в больнице.

Не все случаи смерти во время передвижения на автомобиле служат основанием для привлечения к ответственности. Некоторые участники аварии, погибшие в момент ДТП, могли умереть от каких-либо других диагнозов или заболеваний (например, инфаркт в результате испуга в момент аварии). В данном случае, важно правильно установить взаимосвязь смерти и действий виновного в ДТП водителя.

Когда нарушаются правила движения, приведшие к гибели людей, административная ответственность и более легкие наказания становятся невозможны. Водитель будет обвинен в рамках уголовного законодательства.

В процессе судебного разбирательства также будет устанавливаться факт возможного умышленного причинения смерти с использованием автомобиля орудием убийства, а это влечет куда более серьезное наказание и последствия.

Наказание водителю за ДТП с летальным исходом, статья УК РФ

Определить виновника и сформулировать обвинение в его адрес должно следствие, устанавливающее прямую взаимосвязь между поведением водителя за рулем и последствиями преступления.

Следующие параметры позволят определить степень вины и меру наказания виновного:

  1. Автотехническая экспертиза призвана подтвердить или опровергнуть факт возможности предотвращения аварии со стороны автомобилиста, при условии соблюдения им в момент аварии скоростного режима.
  2. Если предотвращение ДТП и его последствий со стороны водителя было невозможно, уголовная мера к нему не применяется, а сам виновник будет нести ответственность за нарушение ПДД в части ст. 10.1, предписывающей снизить скорость или остановиться в аварийной ситуации на дороге.
  3. Совсем иначе обстоит дело, если будет установлено, что автомобилист, обвиняемый в причинении смерти остальным участникам движения, имел возможность заметить угрозу и предпринять меры предотвращения аварии. В данном случае наказание будет определять ст. 264 УК.

В качестве смягчающего фактора может стать тот факт, что жертва происшествия также не предприняла меры безопасности на дороге (не были пристегнуты ремни безопасности, поездка на мототранспорте без шлема и т.д.) Что касается безопасности пассажиров собственного авто, то в данном случае виновник обязан был самостоятельно проконтролировать фиксацию удерживающих средств пассажирами (нарушение п. 2.1.2 ПДД).

Что грозит виновнику ДТП со смертельным исходом
Если ДТП стало причиной смерти по неосторожности одного человека — Принудительные работы на срок до 4 лет.- Либо тюрьма (лишение свободы) на срок до 5 лет. — Лишение свободы до 7 лет
Если нарушение ПДД повлекло по неосторожности смерть 2 и больше лиц — Принудительные работы на срок до 5 лет.- Либо лишение свободы до 7 лет — Лишение свободы до 9 лет

Одновременно во всех случаях предусмотрено лишение водительских прав на срок до 3-х лет и лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (например, в области пассажирских перевозок, грузоперевозок, транспортной безопасности и т. д.).

Смягчающими наказание ситуациями для обвиняемого являются:

  1. Преступления средней тяжести по неосторожности в первый раз, наибольший срок наказания за который превышает 3 года лишения свободы, ввиду случайных стечений обстоятельств.
  2. Несовершеннолетие обвиняемого.
  3. Если у подозреваемого человека есть маленькие дети.
  4. Преступные действия ввиду психологического принуждения, в силу финансовой и служебной зависимости от другого человека.
  5. Преступления, при которых превышены действия по необходимой обороне, правомерность задержания виновного лица, исполнения приказа и распоряжения.
  6. Противоправное и аморальное поведение потерпевших лиц, спровоцировавших ДТП.
  7. Явка с повинной, способствование успешному ходу следствия, розыску похищенного имущества (активное сотрудничество со следователем).
  8. Оказание потерпевшим медицинской и другой помощи, добровольное возмещение материального и морального вреда семьям погибших.

Смягчающие обстоятельства позволяют снизить тюремный срок по правилам УК РФ – ст. 62. Список обстоятельств открытый. Суд самостоятельно вправе учитывать обстоятельства, которые свидетельствуют о возможности смягчить виновному человеку наказание.

Условный срок сам по себе не считается следствием наличия в действиях обвиняемого (подсудимого) признаков, смягчающих его вину. Он возможен в случае, если осужденному вынесено наказание, не превышающее 8 лет тюремного срока, и суд полагает, что его исправление возможно «на воле».

Обстоятельства, которое отягчают вину при ДТП с двумя и более погибшими, обозначены в ст. 63 УК РФ. Они включают:

  • рецидив;
  • алкогольное опьянение и смерть людей – подлежат первоочередному учету;
  • особо активную роль в преступлении и др.

Суд вправе признать отягчающими обстоятельства любые действия, доказанные в ходе предварительного следствия и дискредитирующие обвиняемого (употребление наркотиков, психотропных веществ).

Каким именно будет наказание за ДТП со смертельным исходом, зависит от поведения всех участников процесса на трех основных этапах: на месте аварии, во время уголовного расследования и на судебном процессе. Авария, в результате которой есть пострадавшие, обязательно сопровождается вызовом скорой помощи.

Обязанность каждого водителя сначала позаботиться об оказании помощи, а уже потом сообщать об аварии в полицию и в страховую компанию.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *