Защита прав трудового кодекса

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Защита прав трудового кодекса». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Статья 352. Способы защиты трудовых прав и свобод

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Основными способами защиты трудовых прав и свобод являются:

самозащита работниками трудовых прав;

защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами;

государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

судебная защита.

Защита трудовых прав работников

Профессиональные союзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации и их органы представляют и защищают права и интересы членов профсоюзов как индивидуального, так и коллективного характера. Согласно ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. (в ред. от 22 декабря 2014 г.)«О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (далее — Закон о профсоюзах), профсоюз, являясь добровольным общественным объединением граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создается в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.

Таким образом, функция профсоюзов представляется двуединой: представительской и защитной, осуществляемой, как правило, одновременно. Профсоюзы, представляя права, свободы и законные интересы своих членов, обеспечивают осуществление функции их защиты.

Следует отметить, что объектом защиты выступают права и законные интересы, среди которых необходимо выделить индивидуальные, коллективные права (законные интересы) и индивидуальные права (законные интересы) коллективного характера.

Так, участвуя в проведении проверки соблюдения трудовых прав конкретного работника, состоящего в профсоюзе на правах членства, выявляя нарушение его субъективного права и принимая меры к его восстановлению, профсоюз защищает право данного работника, которое является индивидуальным.

Осуществляя контроль за исполнением коллективного договора, профсоюз тем самым обеспечивает защиту коллективных прав. Проведение забастовки также может преследовать цель защиты коллективных интересов работников. При этом, проводя с работодателем консультации по вопросу установления (изменения) правил поведения локальными нормативными актами, например системы оплаты труда, профсоюз осуществляет защиту интересов каждого работника (индивидуально). Однако такой интерес, который является по своей сути индивидуальным, носит коллективный характер в силу того, что касается всех работающих в организации. Требование профсоюза об устранении нарушений законодательства в области охраны труда направлено на защиту индивидуальных прав коллективного характера (право каждого работника и всех одновременно).

Необходимо отметить, что профсоюзы представляют и защищают в установленном порядке права и интересы не только своих членов, но и иных работников (независимо от их членства в профсоюзе).

Так, в силу ст. 11 Закона о профсоюзах права и интересы членов профсоюзов обеспечиваются путем представления и их защиты профсоюзами, их объединениями (ассоциациями), первичными профсоюзными организациями и их органами исключительно по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений. Представление и защита коллективных прав и интересов работников осуществляются независимо от их членства в профсоюзе.

Осуществление профсоюзами защитной и представительской функции обеспечивается рядом правовых средств, среди которых прежде всего следует отметить их права, закрепленные в ТК и Законе о профсоюзах.

Так, в силу ст. 370 ТК профсоюзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений. Его особенность состоит в том, что оно одновременно является и обязанностью профсоюзов.

В целях осуществления защитной функции профсоюзы обеспечивают непрерывный (постоянный) контроль за соблюдением работодателями, должностными лицами трудового законодательства, в том числе по вопросам трудового договора, рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда, гарантий и компенсаций, льгот и преимуществ, а также по другим социально-трудовым вопросам в организациях, в которых работают члены данного профсоюза (ст. 19 Закона о профсоюзах).

Надо сказать, что в отличие от осуществляемого государственными органами власти надзора профсоюзы не могут применять к работодателю меры принуждения. Например, они не вправе приостановить работу организации, отдельных производственных подразделений и оборудования; отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам работы. Они не вправе применять санкции к лицам, допускающим нарушение в области охраны труда, в процессе применения трудового законодательства.

Несмотря на это, российское законодательство предусматривает достаточные правовые средства, позволяющие профсоюзам полноценно осуществлять защитную функцию.

Самозащита с позиции ст. 352 ТК представляет собой один из основных способов защиты трудовых прав работников, который выражается в возможности отказаться от выполнения требований в установленных законом случаях.

Легальное определение понятия «самозащита» отсутствует, что служит причиной неодинакового его толкования. Как правило, под самозащитой понимают способ защиты прав, «при котором субъект права (работник) защищает себя собственными действиями, не прибегая к помощи суда, государственных либо общественных органов». Однако встречается мнение, согласно которому забастовку и локауты признают коллективным способом самозащиты. В качестве аргументов против подобной трактовки самозащиты в учебной литературе приведены характерные признаки рассматриваемого понятия, позволяющие отграничить забастовку от самозащиты. Среди них выделены целевое назначение; правовые последствия; порядок осуществления права на самозащиту; возможности использования одновременно иных способов защиты; самостоятельность (самостоятельное осуществление независимо от иных работников).

Для определения понятия «самозащита» представляется целесообразным учитывать конституционно-правовой смысл нормы, предусмотренной ч. 2 ст. 379 ТК,

сформулированный в Определении Конституционного Суда РФ от 22 апреля 2014 г. № 739-О, согласно которому самозащита представляет собой самостоятельное поведение работника, направленное на обеспечение реализации им права на защиту трудовых прав и свобод. Несколько в ином аспекте приведено толкование ст. 379 ТК в Определении от 22 апреля 2014 г. № 739, которое определяет ее как способ защиты работниками своих трудовых прав, направленный на обеспечение соблюдения работодателем трудовых прав и свобод. Здесь Конституционный Суд РФ рассматривает самозащиту как средство, стимулирующее работодателя к правомерному поведению, которое представляет собой часть правового механизма, обеспечивающего реализацию права (осуществления работником субъективного права, исполнения работодателем юридической обязанности, соблюдения трудового законодательства).

Анализ ст. 379 ТК с учетом конституционно-правового смысла данной нормы, сформулированного Конституционным Судом РФ, позволяет определить самозащиту как один из основных способов защиты трудовых прав, свобод и законных интересов работников. Данное утверждение базируется также на наличии признаков, одинаково присущих всем способам защиты, включая самозащиту.

К их числу следует отнести прежде всего правомерность поведения, выбранного в целях предотвращения либо пресечения правонарушения или восстановления нарушенного права. Защита трудовых прав работников может осуществляться любым не запрещенным законом способом. Вторым признаком, одинаково характерным для всех способов защиты, можно назвать установление законом определенных требований к порядку реализации способа защиты (формы защиты). Третьим признаком является целевое его назначение — предупреждение, пресечение, устранение правонарушения, восстановление нарушенного права. Другими словами, применение способа защиты обусловлено достижением определенной цели — обеспечения полноценного осуществления работником субъективного права, закрепленного в нормативных правовых актах, коллективном договоре (соглашениях), локальных нормативных актах, трудовом договоре. Четвертым признаком является возможность выбора работником способов поведения для достижения указанной цели. Он вправе использовать предусмотренные ТК способы защиты одновременно или выбирать способ (или несколько), наиболее приемлемый к той или иной ситуации.

При этом нельзя не отметить, что самозащита имеет признаки, отличающие ее от иных способов защиты. Среди них можно выделить следующие.

Во-первых, самозащита представляет собой правомерное поведение только в форме бездействия. К самозащите следует отнести проводимые работником мероприятия, предусмотренные ст. 379 ТК, т. е. работнику предоставлено право отказаться от выполнения работы, которая либо не предусмотрена трудовым договором, либо непосредственно угрожает его жизни и здоровью, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Анализ данной правовой нормы свидетельствует о том, что самозащита субъективных прав работника осуществляется путем невыполнения им требований работодателя, которое нарушает его права и законные интересы (в частности, право на здоровые и безопасные условия труда).

Таким образом, самозащита осуществляется в форме бездействия.

Во-вторых, самозащита (право на самозащиту) может быть реализована исключительно субъектом (лицом), чьи права нарушены (нарушаются). Только работник, чьи права нарушены, вправе самостоятельно без участия государственных органов контроля (надзора), органов судебной власти, общественных организаций, их органов воспользоваться данным способом.

Статья 352 ТК РФ. Способы защиты трудовых прав и свобод (действующая редакция)

Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются:

свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности;

запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда;

защита от безработицы и содействие в трудоустройстве;

обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска;

равенство прав и возможностей работников;

обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;

обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности, а также на подготовку и дополнительное профессиональное образование; (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них, право работодателей создавать объединения работодателей и вступать в них; (в ред. Федерального закона от 24.11.2014 N 358-ФЗ)

обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах;

сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного контроля (надзора) за их соблюдением; (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту; (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также права на забастовку в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами;

обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;

обеспечение права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;

обеспечение права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности;

обеспечение права на обязательное социальное страхование работников.

Каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.

Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника. (в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 02.07.2013 N 162-ФЗ)

Не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите, либо установлены настоящим Кодексом или в случаях и в порядке, которые им предусмотрены, в целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации и в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства. (в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 N 204-ФЗ, от 01.12.2014 N 409-ФЗ)

Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Принудительный труд запрещен.

Принудительный труд — выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в том числе:

в целях поддержания трудовой дисциплины;

в качестве меры ответственности за участие в забастовке;

в качестве средства мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития;

в качестве меры наказания за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе;

в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности.

К принудительному труду также относится работа, которую работник вынужден выполнять под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в то время как в соответствии с настоящим Кодексом или иными федеральными законами он имеет право отказаться от ее выполнения, в том числе в связи с:

нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой ее не в полном размере;

возникновением непосредственной угрозы для жизни и здоровья работника вследствие нарушения требований охраны труда, в частности необеспечения его средствами коллективной или индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Для целей настоящего Кодекса принудительный труд не включает в себя:

работу, выполнение которой обусловлено законодательством о воинской обязанности и военной службе или заменяющей ее альтернативной гражданской службе;

работу, выполнение которой обусловлено введением чрезвычайного или военного положения в порядке, установленном федеральными конституционными законами;

работу, выполняемую в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части;

работу, выполняемую вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

К ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих:

основные направления государственной политики в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

основы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (включая определение правил, процедур, критериев и нормативов, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности); (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников);

порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров;

основы социального партнерства, порядок ведения коллективных переговоров, заключения и изменения коллективных договоров и соглашений;

порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров;

порядок осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

систему и порядок проведения специальной оценки условий труда и государственной экспертизы условий труда, организацию контроля качества проведения специальной оценки условий труда; (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ)

порядок и условия материальной ответственности сторон трудового договора, в том числе порядок возмещения вреда жизни и здоровью работника, причиненного ему в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

виды дисциплинарных взысканий и порядок их применения;

систему государственной статистической отчетности по вопросам труда и охраны труда;

особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти. При этом более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. В случае принятия федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации по этим вопросам закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации приводится в соответствие с федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации.

В случаях, если закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации, содержащий нормы трудового права, противоречит настоящему Кодексу или иным федеральным законам либо снижает уровень трудовых прав и гарантий работникам, установленный настоящим Кодексом или иными федеральными законами, применяется настоящий Кодекс или иной федеральный закон.

Полномочия федеральных органов исполнительной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, предусмотренные настоящим Кодексом, могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлениями Правительства Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

Трудовой кодекс Российской Федерации

Течение сроков, с которыми настоящий Кодекс связывает возникновение трудовых прав и обязанностей, начинается с календарной даты, которой определено начало возникновения указанных прав и обязанностей.

Течение сроков, с которыми настоящий Кодекс связывает прекращение трудовых прав и обязанностей, начинается на следующий день после календарной даты, которой определено окончание трудовых отношений.

Сроки, исчисляемые годами, месяцами, неделями, истекают в соответствующее число последнего года, месяца или недели срока. В срок, исчисляемый в календарных неделях или днях, включаются и нерабочие дни.

Если последний день срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Согласно статье №352 ТК РФ, трудящийся может отстоять свои права двумя способами:

  • защититься самостоятельно. Например, отказаться от выполнения своих обязанностей до выполнения законных требований. Об этом сотрудник должен письменно уведомить работодателя, а работодатель, в свою очередь, в соответствии со статьями №379-380 ТК РФ, не может препятствовать ему;
  • обратиться в надзорные органы.

Оказываем бесплатную юридическую помощь населению

Когда нарушаются законные интересы трудящегося, нужно действовать. Действующее законодательство предоставляет сотруднику свободу в выборе средств и способов в целях получения помощи. Можно решить спор самостоятельно, одному, а можно обратиться в различные органы и инстанции за помощью для решения своего вопроса. Для восстановления справедливости все варианты хороши.

Главным органом по защите является Государственная инспекция труда. Инспекция разрешает споры, возникшие между сотрудником и работодателем. Для того чтобы обратиться в службу по защите трудовых интересов работников, необходимо в письменной форме подать жалобу, изложив подробную суть вопроса.

Государственной инспекцией труда рассматриваются в обязательном порядке абсолютно все заявления, даются ответы, при обнаружении нарушения к работодателю принимаются соответствующие меры в виде санкций.

Формы защиты трудовых интересов работников разнообразны.

Существует несколько основных способов:

  • Самозащита, когда сотрудник действует в одиночку;
  • Обращение в профсоюз;
  • Обращение в вышестоящий орган;
  • Обращение в Государственную инспекцию труда;
  • Обращение в комиссию по трудовым спорам;
  • Обращение в органы прокуратуры;
  • Обращение в судебные органы.

Государственный контроль подразумевает осуществление систематических проверок кадровой деятельности организаций со стороны инспекции на предмет выявления нарушений.

Что касается формы изложения жалобы, то она в основном письменная. При самозащите возможно заявление устного характера, выдвижение требований работником к работодателю. При направлении документов в различные инстанции, жалоба должна быть оформлена обязательно письменно.

Самым мирным путем избежать нарушения права работник можно при помощи самозащиты. Чтобы знать свои трудовые права, нужно быть знакомым со статьями ТК РФ. Он представляет собой наглядное пособие, как делать можно и как делать нельзя.

Как только сотруднику стал известен факт нарушения, необходимо приступать к действию. Для начала нужно попытаться в устном порядке обсудить с руководителем возникшую проблему, найти компромисс. Если в устном порядке договориться не пришлось, то следует направить в организацию письменное обращение, в котором подробно изложить суть вопроса. Обращение лучше направить заказным письмом с приложением уведомления, чтобы быть уверенным в том, что получателю оно доставлено.

Согласно законодательству ответ должен последовать в месячный срок. В случае не разрешения проблемы, следующим шагом является обращение в профсоюзный орган организации, а затем в государственные органы по защите трудовых прав.

  • Арбитражный кодекс
  • Бюджетный кодекс
  • Водный кодекс
  • Воздушный кодекс
  • Градостроительный кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Гражданский проц кодекс
  • Жилищный кодекс
  • Земельный кодекс
  • Кодекс судопроизводства
  • Кодекс об правонарушениях
  • Лесной кодекс
  • Налоговый кодекс
  • Семейный кодекс
  • Таможенный кодекс
  • Трудовой кодекс
  • Уголовно-исполн кодекс
  • Уголовно-процесс кодекс
  • Уголовный кодекс
  • Кодекс торг мореплавания
СБЕРБАНК РОССИИ

100% успешных дел

БАНК ВТБ24

100% успешных дел

БАНК ТИНЬКОФФ

100% успешных дел

БАНК ОТКРЫТИЕ

100% успешных дел

АЛЬФА БАНК

100% успешных дел

РУССКИЙ СТАНДАРТ

100% успешных дел

Индивидуальный трудовой спор — не урегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства, о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Индивидуальным трудовым спором признается:

  • спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также

  • лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора.

Индивидуальные трудовые споры рассматриваются:

  • комиссиями по трудовым спорам и

  • судами.

Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров регулируется:

  • Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами,

  • а порядок рассмотрения дел по трудовым спорам в судах определяется, кроме того, гражданским процессуальным законодательством РФ.

Особенности рассмотрения индивидуальных трудовых споров отдельных категорий работников устанавливаются Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами.

Комиссии по трудовым спорам образуются:

  • по инициативе работников (представительного органа работников) и (или)

  • работодателя (организации, индивидуального предпринимателя)

  • из равного числа представителей работников и работодателя.

Работодатель и представительный орган работников, получившие предложение в письменной форме о создании комиссии по трудовым спорам, обязаны в 10 дневный срок направить в комиссию своих представителей.

Примечание. О гарантиях работникам, избранным в состав комиссий по трудовым спорам, см. статью 171 Трудового кодекса РФ.

Представители работодателя в комиссию по трудовым спорам назначаются:

  • руководителем организации, работодателем — индивидуальным предпринимателем.

Представители работников в комиссию по трудовым спорам избираются:

  • общим собранием (конференцией) работников или

  • делегируются представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании (конференции) работников.

По решению общего собрания работников комиссии по трудовым спорам могут быть образованы в структурных подразделениях организации. Эти комиссии образуются и действуют на тех же основаниях, что и комиссии по трудовым спорам организации.

Деятельность комиссии по трудовым:

  • в комиссиях по трудовым спорам структурных подразделений организаций могут рассматриваться индивидуальные трудовые споры в пределах полномочий этих подразделений;

  • комиссия по трудовым спорам имеет свою печать;

  • организационно-техническое обеспечение деятельности комиссии по трудовым спорам осуществляется работодателем.

Комиссия по трудовым спорам избирает из своего состава председателя, заместителя председателя и секретаря комиссии.

  • комиссия по трудовым спорам является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, за исключением споров, по которым Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами установлен другой порядок их рассмотрения;

  • индивидуальный трудовой спор рассматривается комиссией по трудовым спорам, если работник самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с работодателем.

  • работник может обратиться в комиссию по трудовым спорам в 3 месячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права;

  • в случае пропуска по уважительным причинам установленного срока комиссия по трудовым спорам может его восстановить и разрешить спор по существу.

  • заявление работника, поступившее в комиссию по трудовым спорам, подлежит обязательной регистрации указанной комиссией;

  • комиссия по трудовым спорам обязана рассмотреть индивидуальный трудовой спор в течение 10 календарных дней со дня подачи работником заявления;

  • спор рассматривается в присутствии работника, подавшего заявление, или уполномоченного им представителя;

  • рассмотрение спора в отсутствие работника или его представителя допускается лишь по письменному заявлению работника;

  • в случае неявки работника или его представителя на заседание указанной комиссии рассмотрение трудового спора откладывается. В случае вторичной неявки работника или его представителя без уважительных причин комиссия может вынести решение о снятии вопроса с рассмотрения, что не лишает работника права подать заявление о рассмотрении трудового спора повторно в пределах срока, установленного Трудовым кодексом РФ;

  • комиссия по трудовым спорам имеет право вызывать на заседание свидетелей, приглашать специалистов;

  • по требованию комиссии работодатель (его представители) обязан в установленный комиссией срок представлять ей необходимые документы;

  • заседание комиссии по трудовым спорам считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины членов, представляющих работников, и не менее половины членов, представляющих работодателя;

  • на заседании комиссии по трудовым спорам ведется протокол, который подписывается председателем комиссии или его заместителем и заверяется печатью комиссии.

Куда обратиться по защите прав трудовых работников?

Комиссия по трудовым спорам принимает решение тайным голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии.

В решении комиссии по трудовым спорам указываются:

  • наименование организации либо фамилия, имя, отчество работодателя — индивидуального предпринимателя, а в случае, когда индивидуальный трудовой спор рассматривается комиссией по трудовым спорам структурного подразделения организации, — наименование структурного подразделения, фамилия, имя, отчество, должность, профессия или специальность обратившегося в комиссию работника;

  • даты обращения в комиссию и рассмотрения спора, существо спора;

  • фамилии, имена, отчества членов комиссии и других лиц, присутствовавших на заседании;

  • существо решения и его обоснование (со ссылкой на закон, иной нормативный правовой акт);

  • результаты голосования.

Копии решения комиссии по трудовым спорам, подписанные председателем комиссии или его заместителем и заверенные печатью комиссии, вручаются работнику и работодателю или их представителям в течение трех дней со дня принятия решения.

  • решение комиссии по трудовым спорам подлежит исполнению в течение трех дней по истечении десяти дней, предусмотренных на обжалование;

  • в случае неисполнения решения комиссии по трудовым спорам в установленный срок указанная комиссия выдает работнику удостоверение, являющееся исполнительным документом;

  • работник может обратиться за удостоверением в течение одного месяца со дня принятия решения комиссией по трудовым спорам;

  • в случае пропуска работником указанного срока по уважительным причинам комиссия по трудовым спорам может восстановить этот срок;

  • удостоверение не выдается, если работник или работодатель обратился в установленный срок с заявлением о перенесении трудового спора в суд;

  • на основании удостоверения, выданного комиссией по трудовым спорам и предъявленного не позднее трехмесячного срока со дня его получения, судебный пристав приводит решение комиссии по трудовым спорам в исполнение в принудительном порядке;

  • в случае пропуска работником установленного трехмесячного срока по уважительным причинам комиссия по трудовым спорам, выдавшая удостоверение, может восстановить этот срок.

Сотрудник компании имеет следующие права:

  • трудящийся имеет возможность заключать, изменять и расторгать трудовые отношения;
  • работник имеет возможность выполнять работу, которая указана в трудовом договоре;
  • место работника должно отвечать всем нормам по охране труда;
  • сотрудник имеет возможность получать заработную плату без опозданий. Она должна соответствовать уровню его квалификации и проделанной работе;
  • имеет возможность отдыхать;
  • имеет право получать исчерпывающую информацию об условиях труда;
  • имеет возможность проходить дополнительную подготовку и повышать свою квалификацию;
  • имеет возможность объединяться в профессиональные союзы, для осуществления защиты своих интересов;
  • может участвовать в организационном управлении;
  • может участвовать в переговорах и осуществлять заключение коллективных договоров;
  • имеет право защищать свои интересы, свободы, права;
  • может разрешать трудовые споры, как индивидуальные, так и коллективные;
  • может требовать возмещение вреда, который причинен ему на производстве, в том числе и морального;
  • имеет право на обязательное страхование.

Редко можно найти компанию, где соблюдаются абсолютно все права трудящихся. Зачастую они нарушаются даже без злого умысла, когда работник, например, задерживается на работе без оплаты или же выполняет не свою работу, чтобы его заметило начальство. В западных странах более внимательно следят за соблюдением прав простых работников. Обычная ситуация, чем пользуются нечестные работодатели, что работник не знает своих прав.

В России наиболее частые примеры несоблюдения прав трудящегося находятся в следующих областях:

  • порядок заключения трудового договора, а так же его прекращения или изменения;
  • оплата рабочего процесса;
  • охрана трудовой деятельности;
  • режим отдыха и труда;
  • нарушение предоставления компенсаций и гарантий;
  • наложение взысканий.

Сфера охраны труда сотрудников имеет много нарушений. Начальство не исполняет требования, касающиеся аттестации рабочих мест. Она должна проводиться хотя бы один раз в пятилетие для каждого места работника. При наступлении несчастных случаев на работе, руководство пренебрегает следующими моментами:

  • начальство не сообщает в компетентные органы о том, что работник получил серьезные травмы;
  • отсутствие комиссии по расследованию получения травм и наступлении несчастного случая;
  • отсутствие документов, связанных с несчастным случаем.

Как происходит защита трудовых прав работников по трудовому законодательству

Инспекция обращает внимание на такие нарушения, как необоснованное применение взыскания к работнику. Сюда же относится отсутствие письменного объяснения от сотрудника и не составление акта.

Общий порядок отстаивания прав работников

Права трудящихся включают в себя защиту по нескольким аспектам:

  • устраняются причины нарушения;
  • восстанавливаются права сотрудника, которые были нарушены;
  • происходит возмещение вреда.

Рабочий может осуществлять защиту своих прав любым законным способом, в любой форме. За защитой он может пойти в суд, в профсоюзные органы или в органы, осуществляющие контроль и надзор. Так же он может самостоятельно защищать свои интересы.

Согласно трудовому законодательству основными способами защиты прав работников являются:

  • государственный контроль (надзор) по соблюдению трудового законодательства;
  • защита трудовых прав профессиональными союзами;
  • самостоятельная защита работниками своих трудовых прав;
  • защита трудовых прав в судебных органах.

Допускаются и иные, не запрещенные законом, способы защиты трудовых прав. Но приведенный выше перечень достаточен для грамотного поведения в трудовых отношениях.

Государственный контроль (надзор) по соблюдению трудового законодательства возложен на Государственную инспекцию труда. Порядок деятельности инспекции определяется Правительством РФ. Формой надзорно-контрольной деятельности является инспектирование, осуществляемое по поручению Роструда и структурных подразделений Министерства труда РФ.

Наряду с этим, функция контроля в отдельных сферах деятельности возложена на федеральные органы исполнительной власти. К примеру, функциями Министерства труда и социальной защиты РФ являются осуществление политики государства в сфере труда, его оплаты, охраны труда и так далее. Функциями отдела организации санитарного надзора по гигиене труда, входящего в структуру Роспотребнадзора, является проверка работодателей на предмет соблюдения требований санитарного законодательства.

Также к контролирующим органам относится прокуратура. Прокурор проверяет информацию о нарушениях прав человека, разъясняет порядок защиты прав, принимает необходимые меры для пресечения нарушения прав человека, включая осуществление прокурорской проверки по соблюдению охраны труда работников.

Для инициирования проведения проверки в отношении работодателя работник может использовать жалобу в трудовую инспекцию, в прокуратуру, в Роспотребнадзор, в иные государственные органы. Примеры и рекомендации составления таких документов Вы найдете на сайте.

Обычно услуги по представительству работника в суде оказывают юристы, специализирующиеся на трудовых спорах. Адвокаты грамотно изложат позицию истца в судебном заседании. В Москве работает несколько организаций, которые называют себя Общество защиты прав работников. Организация состоит из юристов, разрешающих спорные ситуации между работодателем и работником.

Защита трудовых прав может осуществляться в разных формах. Важно, чтобы используемые методы были предусмотрены законодательством РФ, не противоречили ему. Они представляют собой установленный тип правореализующей деятельности, которая касается применения определенных мер защиты нарушенных, оспариваемых прав сотрудников.

Выделяют юрисдикционные и неюрисдикционные формы правореализующей деятельности. Важно понимать особенности и характеристики каждой. К неюрисдикционным формам относятся согласительные процедуры (переговоры с руководителем компании с целью решения конфликтной ситуации) и самозащита.

Контроль со стороны государства касательно соблюдения положений трудового законодательства возложен на Государственную инспекцию труда. Особенности и порядок функционирования данного органа определяется правительством России. Надзорную деятельность данная организация осуществляет путем инспектирования.

Проверки проводятся по поручениям структурных подразделений Министерства труда, Роструда России. Отделы трудовых инспекций действуют во всех регионах и являются доступными для всех граждан страны, которые нуждаются в отстаивании своих интересов и защите трудовых прав.

Для защиты трудовых прав работников создаются профсоюзы на добровольной основе. Члены организации –люди, у которых общие профессиональные интересы, они трудятся на предприятиях, объединенных определенной сферой деятельности.

Профсоюзы помогают с разрешением вопросов, связанных с участием в социальном партнерстве, с трудовыми спорами, плюс следят за соблюдением норм по трудовому законодательству и нарушением трудовых прав сотрудников предприятия.

Профессиональные союзы никому не подчиняются, являются независимыми организациями. Члены указанных объединений вправе следить за соблюдением условий труда, своевременными выплатами заработанных средств, могут влиять на урегулирование рабочего времени и отдыха, обеспечивать льготы тем сотрудникам, которым это положено по трудовому кодексу.

Работодатели, в свою очередь, обязуются по прошествии недели с момента получения требования от профсоюза, уведомить членов организации о выполнении их требований.

Объединения, созданные при фирмах где трудится работник, чьи права нарушают (по его мнению), может обратиться за помощью в профсоюз. Если такой организации, то в таком случае сотрудник может попробовать самозащиту своих прав.

Обратиться по вопросу защиты прав в случае нарушения со стороны работодателей можно в трудовую инспекцию, профсоюзы, прокуратуру, правоохранительные органы (при оскорблении, рукоприкладстве), налоговые службы или суд.

При обращении в трудиспекцию заявление можно принести лично или отправив его почтой (шаблоны заявлений есть сайте) . Разрешается написание заявления анонимно, если не хотите указывать личные персональные данные. Подача жалобы возможна чрез 90 дней после обнаруженного нарушения. Заявки рассматриваются 1 месяц, но бывают случаи, когда дольше. Об увеличении срока рассмотрения заявителя обязательно уведомляют.

После получения заявления, трудовая инспекция проводит комплексные проверки. После этого выносит решение. Если оно принято и вы выиграли дело — работодатель обязан выполнить предписания за 10 дней.

При обращении в прокуратуру также можно написать обращение или доложить устно, но здесь уже указывайте конкретные статьи Конституции, которые были нарушены. Простые жалобы рассматриваются 15 дней, более сложные до 3 месяцев. Обращение должно быть кратким, понятным, жалобы описаны просто. Излагайте доводы по хронологии, не допуская помарок или ошибок. Добавьте опись приложений к заявлению.

Понятие и способы защиты трудовых прав работников

Глава 57 ТК подробно рассматривает функции государственного контроля, обеспечивающие возможность соблюдения законодательных норм о труде. Полномочия от имени государства здесь осуществляются государственной инспекцией труда. Обратиться в данную структуру за защитой попранных прав или, кроме этого, за объяснением разнообразных сложных нюансов трудового права разрешено для всех работающих.

Наиболее часто в трудовые инспекции поступают жалобы в следующих случаях:

  • сотруднику не представлена работа, оговоренная трудовым договором;
  • несвоевременная или не в полной мере выплата зарплаты, неправомерное перенесение сроков ее выдачи;
  • рабочее место сотрудника не соответствует установленным требованиям и нормам, включая определённым коллективным договором;
  • отказ в предоставлении времени для отдыха либо незаконное сокращение времени отдыха работников;
  • другие несоблюдения прав работающего населения.

За помощью в трудовую инспекцию могут также обратиться граждане, которые считают, что им необоснованно было отказано при приеме на работу.

Обращение обычно направляется письменно, в бумажном, реже в электронном виде. Желательно к жалобе доложить копии документов, которые подтвердят несоблюдение трудовых норм. Согласно действующим нормам сроков давности для направления жалобы в эту инспекцию нет.

Инспекторы обязаны принять меры по документированию достоверности фактов нарушения или же их опровергнуть.

По итогам проведенной проверки в случае выявления любых несоблюдений норм трудового права инспекторами могут быть приняты такие меры по восстановлению попранного права:

  • выдать нарушителю предписание с указанием требований к устранению нарушения;
  • составить в отношении виновного лица либо организации административный протокол;
  • приостановить деятельность организации;
  • отстранить от исполнения должностных обязанностей виновных лиц;
  • подготовить и направить материалы для привлечения виновных к уголовной ответственности.

Трудовой кодекс относит к основным способам защиты трудовых прав и законных интересов работников:

— государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства;

— защита трудовых прав работников профессиональными союзами;

— самозащита работниками своих трудовых прав.

Если указанные способы оказались недейственными, то работники вправе обратиться за разрешением соответствующего трудового спора в комиссии по трудовым спорам или суды.

Под индивидуальным трудовым спором трудовое законодательство понимает неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению трудовых споров.

Индивидуальным трудовым спором признается в том числе спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора.

Согласно статье 385 Кодекса индивидуальный трудовой спор подлежит рассмотрению в комиссии по трудовым спорам в том случае, если работник самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с работодателем.

Работник может обратиться в комиссию по трудовым спорам в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока комиссия по трудовым спорам может его восстановить и разрешить спор по существу.

Суды рассматривают индивидуальные трудовые споры по заявлениям работника, работодателя или профессионального союза, защищающего интересы работника, когда они не согласны с решением комиссии по трудовым спорам. Впрочем, в суд можно обратиться и минуя комиссию по трудовым спорам. Кроме того, инициатором может стать и прокурор, если решение упомянутой комиссии не соответствует законам или иным нормативным правовым актам.

Глава 56. Общие положения

Статья 352. Способы защиты трудовых прав работников
Основными способами защиты трудовых прав и законных интересов работников являются:

  • государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства;
  • защита трудовых прав работников профессиональными союзами;
  • самозащита работниками трудовых прав.

Глава 57. Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

Статья 353. Органы государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, во всех организациях на территории Российской Федерации осуществляют органы федеральной инспекции труда.
Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности наряду с органами федеральной инспекции труда осуществляют специально уполномоченные органы — федеральные надзоры.
Внутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
Государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом.

Статья 354. Федеральная инспекция труда
Федеральная инспекция труда — единая централизованная система государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на территории Российской Федерации.
Положение о федеральной инспекции труда утверждается Правительством Российской Федерации.
Руководство деятельностью федеральной инспекции труда осуществляет главный государственный инспектор труда Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации.
Руководители государственных инспекций труда — главные государственные инспекторы труда назначаются на должность и освобождаются от должности главным государственным инспектором труда Российской Федерации.

Статья 355. Принципы деятельности и основные задачи органов федеральной инспекции труда
Деятельность органов федеральной инспекции труда и должностных лиц указанных органов осуществляется на основе принципов уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, законности, объективности, независимости и гласности.
Основными задачами органов федеральной инспекции труда являются:

  • обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда;
  • обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы
  • трудового права;
  • доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие законов и иных нормативных правовых актов.

Основные трудовые права работников закреплены положениями ст. 21 ТК.

Прежде всего, законодателем выделяется право:

  • на заключение трудового договора;
  • на дальнейшую возможность внесения изменений в него;
  • на его расторжение по своему волеизъявлению.

Трудовой договор, является одним из способов осуществления гарантий, предоставляемых работникам Конституцией РФ, определяющей их правовое положение в системе трудовых правоотношений, которое касается: свободы труда, возможности свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбора рода деятельности, а также профессии.

Основные трудовые права и интересы работников, которые реализуются посредством заключения трудового договора, не могут противоречить правам, закрепленным в международно-правовых документах, Конституции РФ, и законодательстве о труде России.

Трудовые права граждан осуществляются и посредством применения нормативно-правовых документов, которые касаются сферы охраны труда:

  • права на рабочее место, параметры которого должны соответствовать нормативным требованиям охраны труда, а также другим необходимым условиям;
  • права на возмещение причиненного вреда работнику, если он был им получен при выполнении трудовых обязанностей;
  • право обладать информацией, которая касается условий труда;
  • права, на обязательное социальное страхование и т. д.

Вышеуказанные трудовые права граждан обеспечиваются, кроме прочего, и выполнением обязанностей работодателя по отношению к своим работникам, установленных законодательством о труде России, актами индивидуального действия, а также коллективными договорами.

При осуществлении прав работников реализуется комплекс мер со стороны работодателя касаемо условий труда, которые обеспечивают безопасность работы на каждом рабочем месте, (ст. 212 ТК РФ), также право на безопасный труд регулирует ФЗ РФ от 28.12.2013 N 426-ФЗ.

Одним из основных прав граждан является возможность без негативных последствий для себя отказаться от выполнения своих трудовых функций, если это может привести к причинению вреда жизни или здоровью работника.

В число основных прав при осуществлении трудовой деятельности работниками входит выплата заработной платы, которая не может быть меньше установленного государством МРОТ и должна выплачиваться в том порядке и срок, который установил закон (ст. 132 ТК).

Гарантированным Конституцией и нормами трудового законодательства, является и право на отдых работника, а также ограничение временных параметров эксплуатации наемного труда, в течение установленного периода времени. Дополнительно к этому, достаточно большое количество прав работников регулирует и группа правовых норм, которая касается реализации прав на отдых работников (гл. 15 — 19 ТК РФ).

Также законодательство о труде и конституция Россия предоставляет правовую возможность без получения разрешения или согласия работодателя создавать профсоюзы или вступать в них. Правовой основой этому служат статья 30 Конституции РФ и Конвенция МОТ N 87 «О свободе ассоциаций и защите права на организацию» (1948 г.).

Существуют и другие права работников, закрепленные в федеральном законодательстве, а также актах индивидуального действия, трудовых и коллективных договоров, которые реализуются посредством их применения.

Основной правовой возможностью, посредством применения которой обеспечивается социальная защита работников, являются нормы Международного права, а также Конституции РФ. Одним из основных принципов является принцип свободы труда.

Трудовое законодательство содержит нормативные акты, которыми запрещена дискриминация и принудительный труд работников (ст. 34 ТК). Общие принципы и положения социальных прав работника содержат положения ст. 23 ТК.

В число гарантированных прав, при осуществлении социальной политики России, входят и мероприятия, которые касаются трудовой занятости населения (защита от безработицы). Одним из регулирующих актов этой сферы трудовых отношений является ФЗ от 25.12.2008 N 287-ФЗ. Исходя из понимания норм законодательства о труде, а также норм международного права в сфере трудовых отношений, в социальную защиту работников входит осуществление системы мероприятий, которые проводятся на законодательном уровне, и касаются социально-экономических и морально психологических аспектов труда работников. Их целью является минимизация влияния каких-либо факторов, которые могут снизить качество жизни работника, а также ухудшать его условия труда.

Способы защиты трудовых прав и свобод граждан определены положениями ст. 362 ТК, а также ст. 45 Конституции России, которыми гарантируется государственная защита прав и свобод человека.

Правовое положение в трудовых отношениях, изначально определяет неравноправность их сторон. Именно поэтому нормы законодательства о труде, а также Конституции России направлены, в первую очередь, на защиту прав и законных интересов работающего, определяя порядок защиты трудовых прав, поскольку работодатель является независимой экономически, от своего работника стороной. При этом работодатель обладает по отношению к нему дисциплинарной властью, которая определена трудовым договором.

Исходя из этого, законодателем определены основные способы, которыми граждане могут защищать свои трудовые права:

  • самозащита (ст.ст. 379, 380 ТК РФ);
  • защита прав профсоюзами (ст.ст. 372, 373 ТК РФ);
  • применение государственного надзора и контроля за выполнением законодательства о труде и иных нормативных документов, содержащих нормы, регулирующие трудовое право;
  • судебная защита.

Данный вид осуществления защиты своих трудовых прав, предполагает кроме трудового законодательства и правовую необходимость применения норм гражданско-процессуального законодательства ст. ст. 22, 24 ГПК РФ. Они регламентируют подведомственность трудовых споров и дел о восстановлении на работе и рассмотрении трудовых споров.

Роль профсоюзов в защите трудовых прав работников

Роль профсоюзов в защите трудовых прав работников законодатель установил положениями ст. 372 ТК РФ. Особые полномочия, которыми наделены профсоюзы при этом, определяются правой возможностью контролировать, чтобы работодатель соблюдал законодательство о труде, условия договоров и актов индивидуального действия, содержащих нормы трудового права.

Профсоюзы, регулируя спорные отношения и защищая права работников, являются одним из весомых правовых механизмов в системе трудового права России. Они обладают достаточно эффективной возможностью осуществлять систематический надзор в сфере социально-трудовых отношений. А возможность выполнение этих функций ежедневно, определяет большую оперативность вмешательства в ситуации, которые могут сложиться в случаях нарушения прав работников.

Прежде всего, такая правовая возможность существует благодаря закону о профсоюзах (а именно ст.19 этого закона). Для осуществления своих функций профсоюзам предоставлена законодательная возможность создавать свои инспекции труда, которые обладают полномочиями, позволяющими защищать права работников. В основном осуществление контроля профсоюзами касается:

  • трудовых договоров;
  • рабочего времени;
  • своевременности и размера оплаты работы;
  • контроля за охраной труда, а также;
  • окружающей среды, и т д.

Также положение ст. 13 закона о профсоюзах наделяют эту организацию правом осуществлять контроль за выполнением условий коллективных договоров. Осуществляя свои функции, связанные с охраной прав работников, они совместно с надзирающими и контролирующими государственными органами, за соблюдением трудового законодательства.

Если вы осознаёте, что вы правы, то за свои права можно и нужно бороться.

Вас защищает Трудовой кодекс РФ.

В частности, на основании ст. 352 ТК РФ каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещёнными законом.

Основными способами защиты трудовых прав и свобод являются:

  • самозащита работниками трудовых прав;
  • защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами;
  • государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • судебная защита.

Не слушайте тех, кто говорит, что на стороне работодателя целый юридический отдел, а вы всего лишь маленький человек, вам тоже может помочь профессионал.

Важно понимать, что изначально вы находитесь в более выгодном положении, чем работодатель, и судьи зачастую (но не всегда) интуитивно на стороне работника.

Какое-то время назад по ТВ показывали ролики, призывающие не работать с зарплатой в конверте, мотивирующие свои предложения тем, что так вы лишаетесь значительной части пенсии. Вера в пенсию давно уже встала в один ряд с верой в инопланетян, и наш мотив не в этом: очевидно, что доказать «серую» часть чрезвычайно сложно.

Если же волею случая вы стали жертвой подобных отношений, то ищите любые возможности доказать размер «неофициальной» части оплаты труда: снимайте копии, делайте аудиозаписи разговоров. Помните, однако, что в каждом случае список индивидуален, и при помощи профессионального советника вы сможете найти оптимальный для вас способ доказывания.

Разумеется, это идеальный вариант. Однако работодатель зачастую рассчитывает на вашу неподготовленность, желая застать вас врасплох. В этом случае даже если у вас есть консультант, вы можете «подмахнуть» пару страниц не глядя, поддавшись на уговоры доброй женщины из отдела кадров. Ни в коем случае не делайте этого – всегда просите время на обдумывание и детальное изучение того, что вам предстоит подписать.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *