Как подтвердить отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков 44 фз

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как подтвердить отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков 44 фз». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Для исключения сведений о компании из реестра у поставщика есть несколько вариантов действий:

  1. Дождаться окончания сроков для исключения из реестра (через 24 месяца с даты включения).
  2. Добиться досрочного исключения из реестра по решению ФАС или суда.

Если поставщик считает, что сведения о его компании попали в реестр по формальному поводу, или он стал жертвой недобросовестной конкуренции — в РНП его включили для устранения с рынка закупок, то он может обжаловать действия заказчика. Обжалование допускается в Федеральной антимонопольной службе или в суде.

В случае если мирно уладить сложившуюся проблемную ситуацию с включением в реестр на уровне заказчика не удалось, то поставщику следует обратиться в антимонопольную службу. Именно ФАС занимается ведением РНП и проверяет все сведения, передаваемые заказчиками, на предмет их обоснованности и наличие повода для включения компании в реестр.

Контролеры решают, включать ли данные о поставщике в реестр. Стоит отметить, что заказчики редко идут навстречу поставщикам, так как они обязаны передавать сведения в реестр, и за просрочку им грозит административная ответственность.

Поставщик может добиться исключения и реестра, если ему удаться доказать отсутствие злого умысла в уклонении от подписания контракта (например, из-за технических сбоев на стороне банка поставщик не смог своевременно предоставить гарантию). В качестве доказательств может выступать переписка с банком-гарантом или брокерами.

Обращаться за обжалованием в ФАС имеет смысл, пока сведения не попали в реестр, далее возможен только судебный вариант разрешения споров.

Судебная практика указывает на то, что добиться исключения из реестра можно только при наличии очень веских оснований. Так, если контракт был расторгнут по решению суда, то ФАС не вправе рассматривать основания для расторжения контракта и проверять выводы, сделанные судьей. Если поставщик считает, что в расторжении контракта нет его вины (например, просрочка возникла по независящим от него обстоятельствам), то он может обжаловать решение суда в вышестоящей инстанции. В ФАС обращаться в такой ситуации бессмысленно.

Если поставщику стало известно о передаче сведений заказчиком в ФАС, то он может принять участие в заседании комиссии по данному вопросу.

Поставщику следует заблаговременно оформить возражение на жалобу заказчика с указанием аргументов своей позиции. В пользу заказчика будет играть тот факт, что он имел намерения исполнить свои обязательства. Например, обращался на ЭТП с заявлением о техническом сбое, оформил банковскую гарантию и пр.

В ходе заседания комиссия ФАС примет решение, являются ли изложенные поставщиком причины нарушения 44-ФЗ уважительными. При этом однозначной применительной практики относительно того, что можно рассматривать, как уважительную причину, на сегодня не сложилось. Все зависит от позиции конкретных членов ФАС. Например, некоторые члены ФАС признавали уважительными такие причины уклонения от контракта: поломка компьютера, технический сбой на ЭТП, другие — признавали неуважительными проблемы с доступом в интернет.

Если решение о включении поставщика в реестр уже было вынесено ФАС, то единственным способом для его отмены станет обращение в арбитражный суд (это указано в ч. 11 ст. 104 44-ФЗ). Для отстаивания своих прав нужно подать исковое заявление о признании решения ФАС недействительным и с просьбой об устранении допущенного нарушения.

Одновременно с исковым заявлением поставщик может приложить ходатайство о приостановке включения сведений в реестр (его можно подать, только если сведения о компании еще не появились в РНП). Основанием для этого станет невозможность ведения нормальной хозяйственной деятельности.

Сроки исковой давности по данному вопросу в 44-ФЗ не установлены. По умолчанию они составляют три месяца с момента, когда поставщику стало известно о нарушении прав. Суд может пойти навстречу поставщику, если сочтет, что в действиях поставщика нет признаков умышленности и недобросовестного поведения. Подкреплением данной позиции выступает позиция Конституционного суда о том, что применяемые санкции должны быть соразмерны вине. Так, если поставщик предъявит доказательства отсутствия злого умысла или нарушения существенных условий исполнения контракта по вине заказчика (например, тот не оплачивал своевременно материалы, препятствовал ходу работ, предоставлял некорректные указания по поводу способа ведения работ и пр.), то суд встанет на сторону поставщика. Например, суд вставал на сторону поставщика при просрочке подписания контракта на несколько часов.

В случае если судья признает отсутствие вины поставщика в уклонении от подписания контракта или расторжении с ним договора, то он вынесет официальное постановление. С этим документом поставщик должен обратиться в ФАС, и антимонопольный орган должен исключить сведения из реестра в максимально сжатые сроки.

Декларация об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков

Создание специальной базы данных, включающей сведения о неблагонадежных участниках госзакупок, было предусмотрено для обеспечения обязательств поставщика в рамках процедуры размещения заказов по законам «О контрактной системе…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее — закон № 44-ФЗ), «О закупках товаров…» от 18.07.2011 № 223-ФЗ (далее — закон № 223-ФЗ) и для защиты добросовестной конкуренции, предупреждения злоупотреблений (определение ВС РФ от 12.08.2016 № 310-КГ16-5426).

Основаниями для включения субъекта в реестр недобросовестных поставщиков выступают (п. 2 ст. 104 закона № 44-ФЗ, п. 2 ст. 5 закона № 223-ФЗ):

  • уклонение участника закупок от выполнения контракта;
  • расторжение контракта по судебному предписанию;
  • отказ заказчика в одностороннем порядке от контракта по причине существенного нарушения положений такого контракта со стороны поставщика (законом № 223-ФЗ не предусмотрено).

Важно! Злоупотребления со стороны заказчиков снизит электронное актирование через ЕИС. Смотрите, как им пользоваться и с какого момента электронная приемка в ЕИС станет обязательна.

Рекомендуем. Если госзаказчик предлагает контракт, не соответствующий конкурсной документации, избежать отказа от контракта и включения в реестр недобросовестных поставщиков, можно путем подачи протокола разногласий.

Нет императивной нормы, запрещающей субъекту, включенному в реестр недобросовестных поставщиков, участвовать в закупках. Тем не менее законы 223-ФЗ и 44-ФЗ позволяют заказчику по собственному усмотрению включить в закупочную документацию условие об отсутствии субъекта в таком реестре (п. 1.1 ст. 31 закона № 44-ФЗ, п. 7 ст. 3 закона № 223-ФЗ).

В связи с этим заказчики зачастую просят потенциальных поставщиков представить в комплекте закупочной документации также справку об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков. О том, где можно получить такую справку и какие сведения в ней должны быть отражены, мы расскажем далее.

Также в дополнение к изложенной информации рекомендуем прочитать нашу статью «Как начать участие в госзакупках?».

Утвержденной формы декларации об отсутствии в РНП нет, поэтому организация которая принимает для себя решение принять участие в закупке. Участник имеет право составить эту декларацию при указании в ней всех требуемых сведений.

Вы можете указать следующие сведения:

  • Данные заказчика и его адрес;
  • Данные поставщика и его адрес;
  • Указать название самой декларации или справки;
  • Далее пишется основной текст декларации.

Справка об отсутствии в РНП может иметь разный вид. Она может быть заполнена письменно или может быть распечатана при переходе на сайт ЕИС.

При условии, когда со стороны заказчика устанавливаются в закупочной документации необходимые сведения об отсутствии данных поставщика на сайте ЕИС.

То должны соблюдаться следующие условия:

  • Должна стоять подпись руководителя;
  • Прописывается дата, когда была оформлена справка;
  • Наличие приложений, то есть должны быть предоставлены скриншоты страницы поиска ЕИС и конечный результат)

Выписка из Реестра недобросовестных поставщиков

Согласно части 9 статьи 104 44-ФЗ информация по истечении 2-х лет с даты ее включения в реестр недобросовестных поставщиков исключаются из указанного реестра.

Т.е. в течение 2-х лет участники закупок (поставщики), попавшие в «черный список», практически полностью ограничены в участии в государственных (муниципальных) торгах.

Согласно части 1.1 статьи 31 44-ФЗ, заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном 44-ФЗ реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки — юридического лица.

Но, как показывает практика, данное требование включается практически в каждую тендерную документацию. Даже многие коммерческие компании прописывают данное требование в своих Положениях о закупках. Таким образом, становится очевидно, что включение сведений об участнике закупки (поставщике и т.д.) в РНП накладывает серьёзные ограничения и может негативно сказаться на имидже и деловой репутации организации.

справка об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков

Еще раз повторюсь, что согласно части 1.1 статьи 31 44-ФЗ, заказчик вправе установить требование об отсутствии в РНП сведений об участнике закупки (поставщике). Т.е. как вы понимаете, заказчик может и не устанавливать данное требование в своей документации, что на практике встречается очень и очень редко.

И так, заказчик установил требование об отсутствии сведений в РНП в своей документации, как быть в данной ситуации участнику, какой подтверждающий документ необходимо предоставить?

В части 8 статьи 31 говорится о том, что комиссия по осуществлению закупок не вправе возлагать на участников закупок обязанность подтверждать соответствие указанным требованиям. Т.е. заказчик должен самостоятельно проверить наличие или отсутствие сведений об участнике (поставщике) в данном реестре. Однако участник может по собственной инициативе подготовить справку об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков.

Раньше такую справку можно было сформировать в самом реестре.

Теперь же вместо такой справки можно предоставить заказчику обычное письмо на бланке организации за подписью руководителя, где в произвольной форме указывается, что информация об участнике закупки, в том числе информация об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки отсутствуют в РНП.

Или же можно подготовить декларацию об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков, как отдельно, так и в составе декларации о соответствии участника закупки пунктам 3-5, 7, 9 части 1 статьи 31 44-ФЗ. Образец такой декларации вы можете скачать на моем сайте в разделе “Формы и шаблоны” — пункт 24.

В том случае, если контракт заключен с участником закупки, заявке которого присвоен второй номер, при уклонении победителя от заключения контракта, заказчик в течение 3-х рабочих дней с даты заключения контракта с указанным участником (второй номер) направляет в ФАС информацию, предусмотренную пунктами 1 — 3 части 3 статьи 104, а также выписку из протокола рассмотрения и оценки заявок или из протокола о результатах закупки, и иные свидетельствующие об отказе победителя от заключения контракта документы.

В том случае, если единственный участник закупки, с которым заключается контракт в случаях, предусмотренных пунктами 24 и 25 части 1 статьи 93 44-ФЗ, уклонился от заключения контракта, заказчик в течение 5-и рабочих дней с даты истечения указанного в документации о закупке срока подписания контракта направляет в ФАС, информацию, предусмотренную пунктами 1 — 3 части 3 статьи 104, а также выписку из протокола рассмотрения и оценки заявок или из протокола о результатах закупки, заявке или предложению которого присвоен второй номер, и иные свидетельствующие об отказе победителя от заключения контракта документы.

В случае расторжения контракта по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заказчик в течение 3-х рабочих дней с даты расторжения контракта направляет в ФАС информацию, предусмотренную частью 3 статьи 104, а также копию решения суда о расторжении контракта или в письменной форме обоснование причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

В течение 10-ти рабочих дней с даты поступления вышеуказанных документов и информации от заказчика, ФАС осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов. В случае подтверждения достоверности этих фактов ФАС включает информацию, предусмотренную частью 3 статьи 104, в реестр недобросовестных поставщиков в течение 3-х рабочих дней с даты подтверждения этих фактов.

Административная ответственность заказчика за непредставление или несвоевременное представление информации и документов в ФАС

Согласно ст. 19.7.2 КоАП непредставление или несвоевременное представление в ФАС информации и документов, если представление таких информации и документов является обязательным в соответствии с 44-ФЗ влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 15 000 рублей; на юридических лиц – в размере 100 000 рублей.

правила направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков;

правила ведения реестра недобросовестных поставщиков;

требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков.

  1. ВКЛЮЧЕНИЕ СВЕДЕНИЙ ОБ УЧАСТНИКАХ ЗАКУПОК В РЕЕСТР НЕДОБРОСОВЕСТНЫХ ПОСТАВЩИКОВ
  2. ЕДИНЫЙ РЕЕСТР РОССИЙСКОЙ РАДИОЭЛЕКТРОННОЙ ПРОДУКЦИИ
  3. ПРОВЕРКА ПОСТАВЩИКОВ
  4. Грубые ошибки поставщиков
  5. ЛОВУШКИ ДЛЯ ПОСТАВЩИКОВ В ФОРМЕ 2
  6. ПОРТАЛ ПОСТАВЩИКОВ
  7. ВОЗВРАТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАЯВКИ ПРИ НЕПОДПИСАНИИ КОНТРАКТА
  8. Больничный лист не является основанием для нарушения сроков при подписании контракта
  9. ВКЛЮЧЕНИЕ КОНТРАГЕНТА В РНП
  10. ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА МОСКОВСКОГО УФАС

РЕЕСТР НЕДОБРОСОВЕСТНЫХ ПОСТАВЩИКОВ

Контролирующим органом, занимающимся рассмотрением жалоб заказчика, поданных на недобросовестных исполнителей, и ведением реестра занимается ФАС — Федеральная антимонопольная служба. А в регионах — местные территориальные органы.

Основанием для включения в этот список могут быть следующие причины:

    отказ и уклонение заказчика от исполнения или заключения договора;

    обращение Заказчика в суд и вынесение судом решения о расторжении контракта на основании серьезных нарушений со стороны подрядчика;

    отказ со стороны заказчика от исполнения контракта, по причинам нарушения условия контракта со стороны исполнителя.

В данном реестре содержится следующая информация о данных предприятиях или физических лицах:

  1. Номер и дата записи информации о компании (физ. лице) в реестр.
  2. Уполномоченный орган, включивший недобросовестного исполнителя в реестр.
  3. Информация о поставщике, подрядчике и о месте его нахождения, а именно: наименование юр. лица или ФИО физ. лица; страна, индекс, название территориальной единицы, города, населенного пункта, улица, номер строения, дома, квартиры или офиса; ИНН физического или юридического лица.
  4. Сведения о проведенных торгах: дата аукциона, подведения итогов или признания его несостоявшимся и реквизиты документа, подтверждающего это факт.
  5. Данные о контракте: — дата заключения не исполненного контракта (если она присутствует); —наименование товаров, работ или услуг, на получение которых был рассчитан контракт; —код ОКВЭД товара (работ или услуг); —цена и валюта договора;

    —срок, в который должен быть исполнен контракт.

  6. Причины по которым было вынесено решение о расторжении контракта.
  7. Дата прекращения действия договора.

Внесение в реестр недобросовестных поставщиков грозит подрядчику существенным сокращением торгов, в которых он сможет принять участие в течение 2-х лет, с даты включения его в список. Но помимо торгов по 44-ФЗ, так же есть коммерческие тендеры.

Важно: в случае, если организатор или учредитель компании, внесенной в РНП, будет подавать заявку на участие в качестве физического лица или ИП, то опираясь на инструкцию МинФина, такую заявку стоит отклонить.

в ФЗ №223 нет четких требований к компаниям-подрядчикам относительно их причастности к реестру. Но практически повсеместно у заказчиков в документации встречается требование об отсутствии контрагента в этом списке.

Заказчик может самостоятельно в любой момент проверить поставщика на его добропорядочность в отношении заключенных сделок. Поэтому принимать участие в торгах по 223-ФЗ, в документации которых есть пункт об отсутствии подрядчика в реестре недобросовестных исполнителей, не имеет смысла.

В зависимости от ситуации, действия заказчика немного отличаются. Рассмотрим подробно каждую из ситуаций:

  1. Отмена (расторжение) контракта через суд или отказ от исполнения контракта заказчиком. Заказчик в течении 3-х дней, с момента расторжения контракта, должен направить в ФАС данные, соответствующие ч.3 ст. 104 ФЗ-44, а так же решение суда (его копию) или письмо с обоснованием причин отказа заказчика сотрудничать с данным поставщиком.
  2. Если планируется заключение договора с участником закупки, следующим по списку после отказавшегося победителя, то заказчик должен направить в ФАС информацию (п.1-3 ч. 3 ст. 104) не позже трех рабочих дней с момента заключения договора с участником под номером 2. Также необходимо приложить выписку из протокола рассмотрения заявок, протокола о проведении аукциона или какие-либо другие документы, которые свидетельствуют об отказе победителя от подписания контракта.
  3. Третий случай предусматривает уклонение от подписания договора единственным участником закупки. В данной ситуации заказчик в течение 5-ти рабочих дней после истечения срока подписания договора направляет информацию в ФАС (п.1-3 ч. 3 ст. 104) и прикладывает выписку из протокола рассмотрения заявки, протокола проведения тендера и иных документов, которые могут подтвердить, что единственный подрядчик отказался от заключения договора.

После того, как документы поступают в ФАС, сотрудники данного учреждения в течение 10 рабочих дней должны рассмотреть факты, предоставленные в документации и вынести решение.

Если информации будет недостаточно для вынесения решения, то заказчику в течение 3-х рабочих дней, с момента получения данных ФАС, отправляется об этом уведомление.

И еще 3 дня дается заказчику на обратную связь со службой для предоставления недостающей информации.

Если информация о недобросовестности подрядчика подтверждается, то в течение трех дней ФАС включает в реестр недобросовестных поставщиков данного исполнителя.

Что такое добросовестность поставщика и как ее проверяют в 44‑ФЗ?

От заключения контракта уклонился единственный участник закупки. Заказчик в течение 5 рабочих дней с даты истечения указанного в документации о закупке срока подписания контракта направляет информацию и документы в ФАС.

Если контракт не исполняется или исполняется ненадлежащим образом, то он может быть расторгнут по суду или в одностороннем порядке. В этом случае заказчик должен в течение 3 рабочих дней с даты расторжения контракта направить в уполномоченный орган информацию и документы.

Заказчик направляет документы в ФАС в бумажном виде с сопроводительным письмом с подписью заказчика или уполномоченного должностного лица. Заказчик может отправить документы и в электронной форме, с использованием электронной подписи. Сопроводительное письмо должно содержать перечень прилагаемых документов.

Контролирующий орган проверяет наличие информации и документов, представленных заказчиком.

Согласно части 2 статьи 104 44-ФЗ основаниями для включения сведений об участнике закупки (поставщике) в РНП являются:

  1. Уклонение участника закупки от заключения контракта;
  2. Расторжение контракта с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по решению суда в связи с существенным нарушением им условий контракта;
  3. Односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.

Согласно части 3 статьи 104 44-ФЗ в реестр включается следующая информация:

  1. Наименование организации (для юридического лица), Ф.И.О. (для физического лица);
  2. Место нахождения организации (для юридического лица), место жительства (для физического лица);
  3. Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), или для иностранного лица в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика (ИНН);
  4. Наименование, ИНН юридического лица или для иностранного лица в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог ИНН, являющегося учредителем юридического лица, сведения о котором вносятся в РНП;
  5. Ф.И.О. (при наличии) учредителей, членов коллегиальных исполнительных органов, лиц, исполняющих функции единоличного исполнительного органа юридических лиц, сведения о которых вносятся в РНП;
  6. Даты проведения электронного аукциона, подведения итогов открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, запроса котировок, запроса предложений в случае, если победитель определения поставщика (подрядчика, исполнителя) уклонился от заключения контракта, дата признания несостоявшейся закупки, в которой единственный участник закупки, подавший заявку, окончательное предложение или признанный единственным участником закупки, уклонился либо отказался от заключения контракта, дата заключения неисполненного или ненадлежащим образом исполненного контракта;
  7. Объект закупки, цена контракта и срок его исполнения;
  8. Идентификационный код закупки (с 1 января 2017 года);
  9. Основания и дата расторжения контракта в случае его расторжения по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта;
  10. Дата внесения указанной информации в реестр недобросовестных поставщиков.
  • г. Краснодар,
    ул. Октябрьская 183
    8 (861) 292 77 04
  • г. Симферополь,
    ул. Вилар 4, офис.203
    8 (978) 209 38 11
  • г. Евпатория,
    ул. Конституции 30
    8 (978) 071 69 85

Полномочием по ведению РНП, внесением в него какой-либо информации, удалением информации наделена непосредственно Федеральная антимонопольная служба в соответствии с частью 1 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) и в соответствии с ч. 1 статьи 5 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), а также согласно пункту 5.3.4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331.

В качестве оснований для включения/внесения в РНП выступают:

1. Уклонение от подписания контракта.

Уклонение от заключения контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда участник контракта по небрежности не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения контракта, то есть создает условия, влекущие невозможность подписания контракта. Причинами не подписания контракта может быть не соблюдение сроков подписания контракта, не предоставление информации, обнаружение ошибок в банковской гарантии, невнесение обеспечения исполнения контракта.

Поставщику, принимая решение об участии в закупочной процедуре и, подавая соответствующую заявку, следует понимать, что тем самым он принимает на себя риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом № 44-ФЗ, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона № 44-ФЗ, в том числе, приведших к невозможности заключения договора с ним как лицом, признанным победителем закупки.

В качестве спорной ситуации выступает случаи внесения в РНП при предоставлении банковской гарантии с ошибками. В данном случае, поставщику при рассмотрении дела в ФАС следует предоставить доказательства, что намерения не заключать контракт у него не было.

Следует отметить, что установление одного факта нарушения участником порядка предоставления обеспечения не является достаточным основанием для включения его в реестр недобросовестных поставщиков1.

2. Нарушение существенных условий контракта поставщиков, в связи, с чем заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Согласно ч. 8 ст. 95 Закона № 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ, при условии, что это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона № 44-ФЗ). В Законе № 44-ФЗ установлены обязательные этапы одностороннего расторжения (чч.12-22, ст. 95 Закона № 44-ФЗ):

• Обязательное уведомление второй стороны до расторжения контракта.

• Отмена решения об одностороннем расторжении в случае, если в течение десяти дней от даты уведомления вторая сторона устранила нарушение условий контракта.

• Расторжения в одностороннем порядке можно избежать, если в срок до 10 дней будут устранены недочеты и предприняты действия для того, чтобы контракт был исполнен надлежащим образом.

С точки зрения технической составляющей процесса правила ведения реестров по Закону № 223-ФЗ и Закону № 44-ФЗ во многом схожи. Но по порядку ведения эти реестры отличаются друг от друга.

Общий момент заключается в том, что направление в должные сроки и должным образом сведений в РНП об участниках закупки, уклонившихся от заключения договора, а также о поставщиках, с которыми договоры по решению суда (в одностороннем порядке по инициативе заказчика в случаях, предусмотренных Законом № 44-ФЗ) расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров, являются обязанностью заказчиков (как государственных, так и корпоративных). Сведения направляются в письменном или в электронном виде в центральный аппарат ФАС России или ее территориальные органы по месту нахождения заказчика, направляющего сведения.

В рамках Закона № 223-ФЗ заказчикам дается право установить требования к участникам процедуры об отсутствии сведений как в реестре по Закону № 223-ФЗ, так и в реестре по Закону № 44-ФЗ. При этом можно использовать как оба эти реестра, так и любой из них.

Включение сведений о лице в РНП является, по сути, санкцией за недобросовестное поведение поставщика, что предполагает необходимость учета степени его вины. Закон № 223-ФЗ не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае, без выяснения фактических обстоятельств дела в их совокупности и взаимосвязи. Антимонопольный орган, рассматривающий вопрос о внесении данных о хозяйствующем субъекте в РНП, не должен ограничиваться лишь формальной констатацией факта принятия судом решения о расторжении договора7.

Существует только 2 способа «выхода» из РНП:

• По истечении 2 лет после внесения информации в РНП, все сведения оттуда удаляются

• Обжалование внесение в РНП в суде и доказывание своей правоты. В случае, если суд примет соответствующее решение, информации о поставщике из РНП удаляется.

Таким образом, для того, чтобы не попасть в РНП, поставщикам следует соблюдать следующие условия:

1. Добросовестно исполнять свои обязательства. Нужно к каждому контракту относиться добросовестно.

2. Внимательно прочитать аукционную документацию.

3. Изучая аукционную документацию, следует обращать внимание на условия по НДС: допустимо ли работать без НДС или нет, какой процент НДС допустим. Сюда же следует относить просчет технического задания и себестоимости.

4. Обжаловать решения заказчика (в случае, если это необходимо). Зачастую сами заказчики подают необоснованные жалобы в ФАС для того, чтобы не заключать контракт с неугодным поставщиком, который выиграл тендер.

5. Обязательно принимать участие в заседаниях комиссий в УФАС. Следует опираться на существующую практику ФАС по подобным делам, подкреплять все сносками на гражданское законодательство, законодательство в области закупок, аукционную документацию. В случае вынесения решения ФАС о включении поставщика в РНП, следует обратиться в суд.

Таким образом, РНП является своеобразным барьером, ограждающим государственных заказчиков от недобросовестных участников государственных закупок, обеспечивая, тем самым, реализацию основных принципов осуществления таких закупок: эффективность, результативность проведения закупочных процедур, равная, справедливая конкуренция.

Недобросовестное поведение хозяйствующих субъектов при их участии в государственных торгах не только не способствует реализации вышеуказанных принципов, но и влечет за собой необоснованное, дополнительное расходование бюджетных средств.

Негативное воздействие недобросовестного лица при проведении закупок проявляется не только в дополнительных расходах, связанных с вынужденным увеличением сроков фактического проведения закупки ввиду необходимости заключения договора/контракта с иным участником, а также и с необходимостью проведения повторной процедуры (как в настоящем случае), также и в фактическом неполучении заказчиком результатов работ/услуг/товаров в определенных объеме и сроки, на которые тот изначально рассчитывал.

Тем самым, недобросовестное поведение участников во время проведения одной закупки создает угрозу столкновения других заказчиков с аналогичными действиями таких лиц при проведении иных закупок.

Именно во избежание подобных негативных действий, в целях их предупреждения существует РНП, ведение и реализация функций которого обеспечивается антимонопольными органами посредством изучения и оценки действий участника закупки на предмет недобросовестности.

  • Судебные разбирательства и разрешение споров
  • Сопровождение коммерческой деятельности
  • Международное торговое право и иностранные инвестиции
  • Недвижимость
  • Государственные и корпоративные закупки
  • Антимонопольное право
  • Здравоохранение и фармацевтика
  • Торговля
  • Транспорт и логистика
  • Банки и финансовые институты
  • Телекоммуникации и IT
  • Энергетика
  • Строительство

Участникам закупок стоит помнить о том, что направление информации об участнике для включения в реестр недобросовестных поставщиков является обязанностью заказчика, а не его злым умыслом, соответственно, даже если вины организации в допущении условий для направления информации нет, заказчик все равно должен направить эту информацию.

Соответственно основные усилия участника должны быть уже направлены не на взаимодействие с заказчиком, а на взаимодействие с территориальным органом ФАС, который и будет рассматривать ситуацию по существу.

Давайте теперь рассмотрим с вами основания для включения сведений об организации в рассматриваемый реестр.

Во-первых, информация об участнике включается в РНП, если он стал победителем торгов, но уклонился от подписания госконтракта, при этом такой контракт в итоге был подписан, но со следующим после победителя участником.

Во-вторых, если участник стал единственным допущенным к участию в торгах, но уклонился от заключения контракта, то есть не исполнил своих законом возложенных обязанностей, например, предоставил обеспечение с нарушением установленных условий, или не предоставил его вовсе.

В-третьих, если госконтракт с участником был расторгнут по решению суда. Здесь стоит учитывать, что нарушения со стороны контрагента должны быть предельно существенными, чтобы суд принял подобное решение.

Так же информация об участнике направляется в реестр недобросовестных поставщиков, если заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, и по итогу контракт был расторгнут по инициативе заказчика, в связи с нарушениями его положений контрагентом.

Поскольку в выше обозначенных случаях требуется направлять информацию в РНП при расторжении контракта, то стоит отметить, что при расторжении контракта по обоюдному согласию сторон, этого делать не потребуется, на что было дополнительно обращено внимание в письме Минэкономразвития РФ № Д28и-436 направленном 26.02.2016 г.

Таким образом, рассмотрев общие основания для включения сведений об участнике в реестр, стоит дополнительно оговариваться об исключениях из этих общих правил.

Так, не считается уклонившимся участник, чьей заявке был присвоен второй номер и соответственно информацию о таком участнике не направляется в реестр недобросовестных поставщиков. Именно такая позиция сформирована в письмах Министерства экономического развития и ФАС (письмо от 10.07.2015 г. № Д28и-1968, от 08.12.2014 г. № АЦ/50130/14).

Так же, если основания для включения в РНП возникли в отношении участника закупок, информация о котором уже содержится в реестре, то в таком случае, несмотря на абсурдность ситуации, заказчик все равно обязан направить информацию для включения ее в РНП.

Так же стоит отметить следующее. Обязанность по заключению контракта в соответствии с Законом о контрактной системе возникает только у победителя торгов, и у участника под вторым номером в случае проведения процедуры запроса котировок. У остальных участников торгов есть право отказаться от заключения контракта. Но что если данные участники согласились на заключение контракта, причем форма такого согласия не установлена, а впоследствии передумали и, например, не предоставили обеспечение контракта? Стоит ли направлять и включать информацию о таких участниках в реестр недобросовестных поставщиков? Данный вопрос является дискуссионным в профессиональных кругах и характерен только для Закона о контрактной системе, поскольку в 94-ФЗ были иные правила, для вторых участников заключение контракта было обязательным.

Помимо указанного, основные проблемы и сложности могут возникнуть у организаций с обеспечением исполнения контракта, поскольку любое неисполнение требования законодательства в этой сфере может повлечь включение в реестр. Помимо очевидного непредоставления обеспечения исполнения, существует так же несколько ситуаций, широко распространённых на практике, которые могут привести к включению участника закупки в реестр недобросовестных поставщиков.

Так, если организация предоставила обеспечение в виде перечисления денежных средств на счет заказчика и направила заказчику скан-копию платежного поручения, но денежные средства на момент подписания контракта не поступили на его счет, участник не признается надлежаще исполнившим свою обязанность по предоставлению обеспечения. Поэтому крайне рекомендуется заранее уточнять у заказчика по вопросу поступления денег на счет, и при возникновении такой ситуации немедленно обращаться в банк для скорейшего решения данной проблемы.

С банковской гарантией в качестве обеспечения исполнения контракта тоже есть сложности. Дело в том, что Закон о контрактной системе устанавливает ряд требований к ней, к которым банки относятся крайне негативно. Поэтому многие банки стараются включить в банковскую гарантию условия, которые помогут им в дальнейшем избежать исполнения своих обязанностей, и которые при этом противоречат требованиям законодательства. Так же подобные ошибки часто случаются по недосмотру банковских работников. В конечном итоге ответственность за данные нарушения понесет не банк, а контрагент. Поскольку если при проверке банковской гарантии заказчик выявит нарушение положений Закона 44-ФЗ, то для него это будет равнозначно не предоставлению обеспечения исполнения контракта, и соответственно информация об организации будет направлена в ФАС, что бы они произвели внесение в реестр недобросовестных поставщиков 44-ФЗ инфор��ации о таком участнике.

Отдельно стоит отметить, про расторжение контракта по решению суда. Поскольку такое расторжение не во всех случаях может быть произведено по причине нарушения поставщиком существенных условий контракта, то и не все случаи такого расторжения могут повлечь включение информации о контрагенте в РНП.

Сроки направления информации заказчиком в территориальный орган зависят от основания ее направления. Заказчику дается три рабочих дня после подписания контракта со вторым участником на то, чтобы направить информацию об уклонившемся победителе. И здесь стоит вспомнить о том, что заключение контракта для второго участника является правом, от которого он вполне может отказаться. В таком случае складывается ситуация при которой у заказчика отсутствует начало течения срока для направления информации в реестр недобросовестных поставщиков. Немного больше составляет срок, а именно пять рабочих дней, после истечения срока подписания контракта со стороны участника, если он в данный срок не подписал контракт. Так же 3 рабочих дня дается заказчику после расторжения контракта по вышеуказанным основаниям.

Заказчик направляет информацию в территориальный орган ФАС на бумажном носителе или в виде электронного документа. За неисполнение данной обязанности на должностное лицо заказчика может быть наложен штраф в сумме двадцать тысяч рублей. Информация, направляемая заказчиком и включаемая в РНП, содержит не только сведения об индивидуальном налоговом номере юридического или физического лица, но так же и сведения об учредителях юридического лица, членах его коллегиального органа.

Наличие оснований для направления информации в ФАС, еще не означает наличие оснований для включения сведений об организации в реестр недобросовестных поставщиков. Информация, направленная заказчиком, подлежит рассмотрению по существу специально созданной территориальным органом ФАС комиссией, которая может оценить доводы и принять решение о не включении информации о поставщике, если посчитает их достаточно уважительными и установит отсутствие признаков недобросовестности в действиях участника.

Например, если участник не подписал вовремя контракт по причине сбоев в работе сети Интернет, или проблем с компьютерной техникой, то, скорее всего, это будет достаточным доводом для комиссии. Главное в такой ситуации, это сформировать полную доказательную базу добросовестности своих действий. Поэтому очень важно присутствие представителей поставщика на заседании комиссии. По общему правилу, сведения об участнике в реестре недобросовестных поставщиком действительны в течение двух лет со дня вынесения комиссией решения, которое можно обжаловать в течение трех месяцев в суде.

При установлении требований об отсутствии сведений об участнике закупок в РНП, участник не должен предоставлять каких либо подтверждающих документов, поскольку заказчик самостоятельно должен проверить участника, для чего он может зайти в реестр недобросовестных поставщиков и проверить по ИНН присутствие сведений об участнике. Но, также, не лишним будет предоставить в составе заявки такой документ, как — справка об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков. Такую справку можно оформить самостоятельно. В ней участник в свободной форме декларирует об отсутствии сведений о нем в реестре недобросовестных поставщиков.

Учитывая, что реестр недобросовестных поставщиков возник гораздо раньше введения в действие закона 223-ФЗ, опыт его внедрения и использования практически дословно был использован и для корпоративных закупок. Основания, порядок направления информации, порядок ведения реестра установлен Постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 г. № 1211, положения которого повторяют положения о реестре недобросовестных поставщиков 44-ФЗ. Несмотря на идентичность, это все такие разные реестры, но заказчик по 223-ФЗ имеет право установить требование об отсутствии сведений об участнике и в РНП 44-ФЗ.

Реестр недобросовестных поставщиков

В ЕИС создан специальный раздел, посвященный тем, кто признан недобросовестным исполнителем. Попасть в него можно, если:

  • Предоставить в заявке недостоверную организацию о себе или своем товаре.
  • Уклониться от заключения контракта после присуждения победы на торгах.
  • Получить уведомление суда о том, что контракт расторгается покупателем в одностороннем порядке. Чаще всего подобные решения становятся следствием грубого нарушения каких-либо положений аукциона.

Если участник включен в РНП, в течение двух лет он не имеет права подавать заявки на участие в торгах, если речь идет о поставках товаров или услуг государственным структурам.

В соответствии с ч. 1.1 ст. 31 ФЗ -44 заказчику дается право потребовать, чтобы ни непосредственно организация-участник, ни ее руководители, ни учредители не значились в РНП. И, как показывает практика, покупатели и заказчики этим правом активно пользуются. Никто не хочет доверять тому, кто уже один раз проштрафился и попал в РНП.

Важно: реестр недобросовестных поставщиков ведется не только в отношении торгов по ФЗ-44. Это же касается и тендеров, проводимых в соответствии с ФЗ-223. При этом заказчик имеет право потребовать, чтобы у потенциального исполнителя по ФЗ-223 не было проблем с законом и по ФЗ-44. На пути недобросовестного исполнителя устанавливается двойная преграда.

Важно: даже заказчики в коммерческих торгах имеют право потребовать от исполнителей, чтобы они не числились в РНП. С каждым годом торгов и аукционов, в которых не проверяется информация о включении в РНП, становится все меньше. Это нужно учитывать тем, кто не слишком уважает правила и считает возможным их нарушение.

В то же время на практике частенько используются полулегальные схемы участия в торгах, при которых даже «завсегдатаи» РНП становятся «победителями» аукционов.

1. Заказчик передает сведения в ФАС

Направить информацию о недобросовестности — обязанность заказчика, а не его право. Если он этого не сделает в течение трех рабочих дней, ему грозит административная ответственность.

2. ФАС рассматривает дело и выносит решение

Получив жалобу от заказчика, контролеры из ФАС за 10 дней проверяют добросовестность поставщика. Вы можете участвовать в рассмотрении дела и отстаивать свою добросовестность. Как готовиться к рассмотрению:

  • Заранее оформите возражение на жалобу заказчика, где перечислите факты, которые доказывают, что вы не успели подписать ненамеренно. Если у вас есть желание исполнять контракт, вам нужно показать комиссии ФАС, которая рассматривает дело, что вы сделали все возможное, чтобы своевременно его подписать.
  • Подготовьте документы, подтверждающие намерение исполнить обязательства. Например, банковскую гарантию или платежку о переводе банку обеспечения контракта, обращение к ЭТП с указанием технических неисправностей, скрины и документы, свидетельствующие о сбоях в работе компьютеров или сетей.

Комиссия будет решать, уважительная у вас причина или нет. Правда, сложилась неоднозначная правоприменительная практика по вопросу, какие причины «уклонения» считать уважительными. Все зависит от мнения членов комиссии и сложившейся в регионе практики. Доходит до того, что в результате двух заседаний ФАС выносит разные решения по идентичным контрактам в совместной закупке.

Вот причины, из-за которых победитель не смог заключить контракт и которые в разных регионах признавали уважительными или нет:

Уважительная причина

Неуважительная причина

Уведомление о получении контракта попало в спам

Госпитализация победителя

Сломался компьютер, с помощью которого планировали подписать контракт.

Смена директора

Технический сбой в работе ЭТП

Отсутствие интернета

Если вас заблаговременно не известили о месте и времени рассмотрения дела, рассматривать дело не имеют права, заседание должны перенести. Если вас известили, но вы не пришли, дело рассмотрят без вас.

Если ФАС решит, что нет оснований включать в РНП, вы сможете заключить контракт. А если нет, то в течение трех рабочих дней передаст сведения в реестр. Это решение можно оспорить в арбитражном суде.

3. Обжалование решения

Если все-таки ваша компания оказалась в данном реестре по решению УФАС, существует возможность обжалования решения антимонопольного органа в суде, которым обязательно надо воспользоваться. Так как в случае удовлетворения таких требований, как и на стадии отказа внесения в реестр УФАС, возможно вернуть представленное обеспечение, которое нередко представляет собой значительные суммы.

Ключевым моментом является и то, что у участника закупки, в отношении которого антимонопольный орган принял решение об отказе во внесении в реестр недобросовестных поставщиков, появляется возможность вернуть предоставленное заказчику обеспечение. По общему правилу, победителю торгов, признанному уклонившимся от заключения контракта, обеспечение не возвращается. Для возврата денежных средств необходимо отправить заказчику претензию с требованием о возврате, в случае получения отказа, обращаться в суд за их взысканием. В таком споре очень важно доказать отсутствие намерения у участника закупки не совершать сделку. Как выйти из реестра недобросовестных поставщиков? Все просто. Туда можно пи не попасть, если обратитесь специалистам СтарТендер за профессиональной помощью в срок!

В качестве вывода добавим, что на каждом этапе, любая из сторон должна активно и своевременно отстаивать свою позицию, обосновывая ее соответствующими доказательствами, представлять контраргументы оппонентам, защищая себя всеми доступными средствами.

Если для включения в РНП применили формальные основания (например, не смогли вовремя перечислить обеспечение, так как банк не работал четыре дня подряд из-за праздников), у поставщика есть хороший шанс добиться в суде исключения из РНП. Судебная практика в этом вопросе на стороне поставщиков.

Если поставщик все-таки попал в РНП и не смог обжаловать это в суде, придется ждать два года до исключения из реестра. Обратите внимание, что в РНП передают наименование, адрес, ИНН организации, а также ИНН и ФИО директора и всех учредителей. Поэтому создать новую компания для участия в госзакупках можно только с новым учредителем.

Некоторые «эксперты» от торгов заявляют, что от включения в РНП можно еще и неплохую прибыль получать. Так ли это на самом деле? Нет. Можно пытаться продать себя подороже, заявляя, что даже РНП — не помеха, но на практике такие заявления не имеют смысла.

Если говорить о практической стороне дела, то завсегдатаев РНП могут даже приглашать покупатели к участию в торгах. Но это делается не потому, что им хотят отдать лот на исполнение, а для того, чтобы торги не были признаны недействительными из-за малочисленности участников. Что-то на этом можно получать, но не слишком много. В любом случае заявка данного участника подлежит отклонению.

Более распространена схема «Таран», применяемая в электронных торгах. Но она достаточно сложна из-за того, что требуется сговор, как минимум, трех участников. В большинстве случаев задействуется еще и покупатель, желающий отдать победу «нужному» кандидату.

Схема выглядит так:

  • Участник, которому будет отдана победа, делает первый шаг, снизив первоначальную цену на 0,5% или 1% от НМЦК. На этом его участие в торгах практически заканчивается.
  • Далее в дело вступают «поставщики» из РНП. Можно подключить и тех, кто подал вторую часть заявки не по форме, не приложил все свидетельства или справки. Они быстро начинают снижать цену ниже любого разумного предела. Их задача – не допустить участия в торгах кого-либо еще.
  • Торги останавливаются. Так как ни одного из этих двоих признать победителем нельзя, им становится тот, кто сделал самый первый шаг. Важно при этом, чтобы его заявка соответствовала всем требованиям, выдвинутым заказчиком изначально.

Естественно, нарушители из РНП в данном «мероприятии» участвуют не бесплатно, а за определенное вознаграждение.

Нельзя сказать, что эта схема является чем-то новым. Ее уже изучили и пытаются поставить ей заслон на законодательном уровне. В ч. 27 ст. 44 ФЗ-44 введен пункт, согласно которому, если вторая часть заявки одного и того же исполнителя в течение одного квартала была дважды отклонена, то обеспечение, поступившее по последней заявке, становится собственностью покупателя. Важно: торги должны проводиться на одной и той же ЭТП. Но, тем не менее, схема не потеряла своей привлекательности и еще используется мошенниками.

На площадке Росэлторг решили своими силами бороться с подобными «участниками торгов». Как только кто-то начинает слишком активно снижать цену, рядом с его номером загорается специальный знак, предназначенный для всех остальных. Но важно понимать, что остальные видят, что стали участниками схемы «Таран», но изменить ничего не могут. Им остается только наблюдать со стороны за происходящим.

Вывод: при желании можно «участвовать» в торгах, даже находясь в РНП. Но назвать такую «работу» полноценной сложно. Скорее, это — «помощь» кому-то третьему за определенное вознаграждение. И есть предположение, что с 01.07.2018 года использование подобных схем не будет иметь никакого смысла.

Причины, по которым победитель закупки без злого умысла пропускает срок подписания контракта, могут быть самые разные. Например, заболел специалист тендерного отдела, который вел закупку, или забыли продлить срок действия сертификата электронной подписи.

Если вы уже пропустили срок, когда можно подписать протокол разногласий, то действуйте по этому алгоритму:

  1. Свяжитесь с заказчиком, напишите письмо о согласии подписать контракт.

  2. Попросите его заново открыть контракт для подписания. Он может перевесить контракт на ЭТП, сославшись на изменение в адресном блоке или из-за другой мелкой ошибки или уточнения.

  3. Если заказчик готов заключать с вами контракт, то может сделать от своего имени протокол разногласий и заново вывесить проект контракта.

  4. После этого у вас появится возможность подписать контракт.

Важно очень внимательно соблюдать требования к условиям банковской гарантии и перечислению денег на счет заказчика. Несоответствие этим требованиям — формальный повод включить вас в «черный список». Ситуации могут быть разные:

  1. Вы снизили НМЦ на 25%, не предоставили документ о добросовестности и перечислили обычное обеспечение (а нужно больше в полтора раза в рамках антидемпинговых мер).

  2. Вы сами ошиблись или банк допустил неточность в гарантии: срок меньше положенного, ошибка в сумме (сумма гарантии может быть больше назначенной, но меньше — нет) и т.д.

  3. Наконец, просто не успели вовремя оформить.

Чтобы не оказаться в этой ситуации:

  • заранее рассчитывайте в банке лимит гарантии,
  • согласовывайте с заказчиков проект гарантии,
  • не забывайте про 1,5 обеспечение в закупках, где это требуется.

Если не хватает нескольких дней, попробуйте продлить срок подписания протоколом разногласия или попросите заказчика заново вывесить контракт на ЭТП.

Если совсем не успеваете, есть шанс избежать попадания в РНП, если докажете, что предпринимали попытки получить гарантию. Для этого подойдет переписка с банками или брокерами.

Образец декларации о соответствии участника 2020 года

Если вы нарушаете условия контракта, заказчик может расторгнуть контракт в одностороннем порядке или по суду (например, из-за нарушения сроков работ). Если включение в РНП происходит на основе судебного решения, ФАС не рассматривает причины расторжения контракта и не проверяет выводы судей. Максимум через десять рабочих дней поставщик окажется в РНП.

Если вы не согласны, что просрочка или другое нарушение произошли из-за вас, защищайте свои права в следующей инстанции. Сохраняйте и используйте все письма и документы, которые доказывают, что вы нарушали условия не по своей вине.

Также есть неочевидная ситуация, когда появляется риск попасть в РНП. Заказчик предлагает вам расторгнуть контракт не по обоюдному согласию, а по инициативе с его стороны. Не соглашайтесь на это, так как формально в этом случае заказчик даже без решения суда отправит сведения о вас ФАС.

Есть основания предполагать, что, начиная с 01.07.2018 года, заявки от участников, включенных в реестр, не будут приниматься к рассмотрению даже для участия в торгах, проводимых в электронном формате.

В п. 5 ч. 11 ст. 66 ФЗ-44 появилось дополнение, в соответствии с которым оператору ЭТП дается ровно один час на то, чтобы вернуть заявку ее подателю, если будет установлено, что он значится в РНП. Это касается не только организации или предприятия в целом, но и руководства, учредителей или участников общества, коллегиального органа управления. При этом заказчик в документации к торгам должен установить соответствующее требование по ч. 1.1 ст. 31 ФЗ-44.

Начиная с этого момента, уже не удастся привлекать недобросовестных поставщиков к нечестной игре, не получится с их помощью обеспечивать победу «нужному» участнику. А соответственно, те, кто значится в РНП, лишатся возможности на этом «зарабатывать». Честная игра станет действительно честной!

Точного определения «реестра недобросовестных поставщиков» в законодательстве нет. Но из названия понятно, что это некий упорядоченный список исполнителей, которых в установленном законом порядке признали недобросовестными.

Целью создания такого реестра на сайте Единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС) является пресечение дальнейшего сотрудничества с теми контрагентами, на деловую репутацию которых невозможно положиться, и из-за некачественной деятельности которых могут быть сорваны планы государственных органов и предприятий с участием государства.

Существует четкий регламент, в связи с какими обстоятельствами то или иное юридическое лицо может быть внесено в список недобросовестных компаний.

В реестры недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ и 223-ФЗ включаются фирмы, выигравшие конкурс (тендер) на поставку товаров, либо исполнение работ/услуг, но при этом уклонившиеся от заключения соответствующих договоров.

Также включение в РПН грозит тем подрядчикам и исполнителям, с которыми расторжение заключенных договоров произведено по решению суда, а также, если имел место односторонний отказ заказчика от исполнения своей части договора из-за имеющих место существенных нарушений его условий исполнителем.

В реестр недобросовестных поставщиков включается информация:

  1. Полное наименование юридического лица или ФИО лица физического.
  2. ИНН недобросовестного поставщика (для иностранного лица – документ, его (ИНН) заменяющий).
  3. ФИО или же наименования юридических лиц-учредителей недобросовестного поставщика с указанием их ИНН (если же среди учредителей значится одно или несколько иностранных юридических лиц, то требуется указать их аналоги ИНН).
  4. Даты: электронного аукциона; опубликования итогов открытого конкурса, либо раскрытия итогов конкурса с ограниченным участием; раскрытия результатов двухэтапного конкурса; осуществления запроса котировок, либо запроса предложений. Это даты только тех итогов, по результатам которых произошло нарушение контрагентами последующей процедуры контрактации.
  5. Предмет договора.
  6. Цена договора.
  7. Срок исполнения договора.
  8. Фактические причины и дата расторжения договора при условии наличия судебного решения или же в том случае, если заказчик в одностороннем порядке отказался от исполнения договора.
  9. И, конечно же, дата публикации всего комплекса данной информации на сайте недобросовестных поставщиков.

Компания попала в РНП: что дальше?

В расположенное сверху большое поле вводим любую известную информацию о разыскиваемом по базе РНП недобросовестном контрагенте: наименование или ФИО (полностью или частично), ИНН (или его аналог), ИКЗ (идентификационный код закупки), наименование, ФИО или ИНН учредителей. Ниже выбирается режим: «С учетом всех форм слов» (рекомендуется) или же «Точное соответствие».

Теперь кликаем на значок лупы в правом конце поля ввода.

Рассмотрим отдельные аспекты процедуры внесения в реестр недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ и 223-ФЗ более подробно.

Основания для внесения в реестр недобросовестных поставщиков по 223-ФЗ и по 44-ФЗ схожи:

  • уклонение участника организованных торгов от заключения контракта;
  • расторжение контракта с поставщиком по решению суда;
  • односторонний отказ организатора закупочной процедуры (заказчика) от выполнения своей части договора в связи с существенным нарушением подрядчиком условий контракта (только по 44-ФЗ).

Внимание! Если договор был расторгнут хотя и в судебном порядке, но на основании мирового соглашения (между Заказчиком и Исполнителем) или же по результатам обстоятельств, не связанных с нарушениями Исполнителем условий договора, тогда это не считается основанием для включения организации в реестр недобросовестных поставщиков.

Следует помнить, что в случае выявления фактов недобросовестного отношения к выполнению обязанностей по поставкам в рамках организованных торгов с государственным участием, у заказчика возникает ответственность в обязательном порядке проинформировать об этом органы ФАС (чтобы любой другой государственный орган с помощью реестра в дальнейшем был предупрежден о безответственных лицах).

За ненаправление и несвоевременное направление документов для включения контрагента в РНП согласно ст. 19.7.2 КоАП РФ от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 23.04.2018, с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 14.05.2018) на должностных лиц предусмотрено наложение административного штрафа в размере 15 тыс. рублей, на юридических лиц – 100 тыс.

Закон суров, но данная мера необходима чтобы заинтересованный субъект имел возможность проверить на официальном сайте РНП интересующего его потенциального поставщика.

Предоставляемая информация (обращение) рассматривается территориальным органом ФАС в течение 10 календарных суток. За это время комиссия по контролю в сфере закупок анализирует все предоставленные документы и выносит решение о включении данного поставщика в РНП, либо же отказывает в этом на основании указанных выше причин.

Если же предоставленные сведения о недобросовестном поставщике неполны, то территориальный орган ФАС в срок, не позднее 3 рабочих дней, возвращает этот комплект документов заказчику с перечислением оснований возврата. Заказчик обязан исправить указанные недочеты и заново предоставить документы в ФАС (иначе наступят штрафные санкции). Все это время сведения о контрагенте в реестр недобросовестных поставщиков не вносятся.

Согласно части 1 статьи 104 ФЗ о контрактной системе, формировать реестр по недобросовестным поставщикам с последующим отражением в ЕИС (единой информационной системе) поручено ответственному органу исполнительной власти. Подразделение АС должно учесть в реестре всех представителей бизнеса, которые обязаны были соблюдать условия договора, публично заключаемого по итогам проведения конкурсных процедур.

Реестр недобросовестных поставщиков по 44 и 223 ФЗ

Общие условия, согласно которым субъекты предпринимательства могут быть квалифицированы под санкции антимонопольной службы, прописаны в части второй статьи 104 правил контрактной системы:

  • В первую очередь в регистре учитываются организации, которые выразили отказ в исполнении условий, выставленных государственным заказчиком. Так часто бывает, когда победители провели некачественную подготовку (провели неверные расчеты) или взяли в работу слишком много заказов. В такой ситуации продолжение деятельности становится экономически невыгодным. По этой причине организации, обеспечившие себе загрузку производства, могут год не участвовать в конкурсах;
  • Второй тип ситуаций, в которых происходит дополнение РНП,— расторжение контрактов с организаторами исполнения по решению суда. Обычно иски подаются компаниями, разместивших заказы в рамках действующего законодательства, но не получившие должного качества работ или услуг. Это может быть срыв сроков поставок, ухудшение одной или нескольких партий продукции, несвоевременное документальное обеспечение сотрудничества.

Учет недобросовестных поставщиков осуществляется таким образом, чтобы обеспечить доступ к таким данным со стороны всех участников государственных закупок. В отличие от других аналогичных регистров, базы являются общедоступными и бесплатными. Уточнить нерадивых контрагентов может любой желающий (специалист контрактной службы). Что можно узнать из реестра:

  • Полные реквизиты организации, по которым ее можно идентифицировать. Это наименование, место нахождения, идентификационный номер налогоплательщика. Если включить иностранное предприятие, отражается альтернативное отечественному ИНН обозначение;
  • Даты, в которые были совершены соответствующие нарушения правил заключения контрактов, добавления в банк данных «выбывшей» организации. Это соответственно периоды уклонения от подписания договоров или от поставок согласно утвержденных графиков, внесения новой записи в реестр;
  • Данные для идентификации контракта, по которому было проведен разбирательство. В этом разделе также указывается причина завершения сотрудничества.

С момента, когда реквизиты предприятия добавляются в каталог ненадежных организаций, наступают правовые санкции. Самой очевидной санкцией является блокирование доступа к проведению электронных торгов. При этом государственные заказчики не наделяются правом решения о допуске юридических лиц и предпринимателей к исполнению размещенных ими заказов. Публичность санкции рассчитана именно на ограждение участия недобросовестных компаний в освоении средств бюджета.

Учитывая нормы действующего законодательства, иные правовые санкции для нарушителей не установлены. Однако учитывая общепринятую практику, нахождение организации в каталоге РПН может существенно снизить показатели деловой репутации и даже повлиять на экономическую активность обществ, в которых принимает участие учредитель блокированной компании.

В практику взаимодействия по государственным контрактам внедрены декларации соответствия правилам проведения аукционов. Этот документ присутствует в составе конкурсной документации, обязательной для заполнения соискателями. Оформляется на фирменном бланке компании. В тексте декларации делается указание на подтверждение недоступности организации заявителя в РНП, а том, что в таковом каталоге отсутствуют органы управления, в том числе:

  • Учредители (каждый из участников, если их несколько);
  • Члены Совета директоров;
  • Руководитель, в том числе номинальный, обладающий правом распоряжения и подписи документов по доверенности.

Отправляя такой документ в составе конкурсной документации, заявители берут на себя ответственность за деловую репутацию, а также за то, что их учредитель ранее не принимал участие в государственных закупках в качестве недобросовестного поставщика.

Учитывая тот факт, что на внедрение в базу поставщиков нарушителей уходит 8 дней, теоретически на момент подачи заявок соискатель может быть потенциально ненадежным.

Обратите внимание! В силу того же норматива об организации закупочной деятельности, обязанности подтверждать наличие несостоятельности у компаний не возникает. Равно как и нет права у заказчиков выдвигать подобные требования. Такая норма исходит из регламента состава конкурсной документации, в числе которой нет ни выписок, ни деклараций.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *