Стимулирующие выплаты в бюджетном учреждении здравоохранения

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Стимулирующие выплаты в бюджетном учреждении здравоохранения». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Объем, в котором выплачиваются стимулирующие выплаты медработникам, зависит от:

  • эффективности работы конкретного сотрудника;
  • размера общего стимулирующего фонда в организации.

Для оценки эффективности работников в организациях создаются специальные комиссии:

  • на уровне структурного подразделения — отделения — эта комиссия состоит из трех человек, работающих в этом отделении;
  • на уровне всего учреждения эта комиссия состоит из пяти и более человек и включает в себя руководителя, сотрудников экономической и кадровой служб, представителей профкома.

Общая комиссия распределяет премиальный фонд по подразделениям, издает приказ о стимулирующих выплатах, рассматривает обращения сотрудников, несогласных с политикой премирования в учреждении, определяет общую премиальную политику в учреждении, премируемые результаты работы.

Комиссии отдельных подразделений рассматривают эффективность работы сотрудников этих подразделений и распределяют баллы.

Стимулирующие выплаты медработникам продлили до конца 2021 года

Порядок, раскрывающий, как начисляются стимулирующие выплаты медработникам, следующий:

  1. Ежемесячно комиссия организации оценивает результаты работы всех сотрудников и присваивает заработанные баллы.
  2. Исходя из полученных баллов, вычисляются суммы поощрений для всех сотрудников.
  3. Издается приказ о стимулирующих надбавках, сотрудников знакомят с ним под подпись.

Вопрос о том, предполагают ли стимулирующие выплаты медработникам депремирование, решается внутренним положением организации. Сотрудника лишают премии, если:

  • он не выполнил требования по эффективности работы и не набрал баллов для премии;
  • совершил в рассматриваемом месяце дисциплинарное нарушение;
  • в организации отсутствует финансирование фонда стимулирующих надбавок;
  • по иным основаниям, предусмотренным внутренним положением.

На медицинских работников распространяются единые правила, зафиксированные в специальной программе после старта запущенной в 2011 году модернизации этой сферы.

Благодаря последним изменениям в отношении зарплат сотрудников медучреждений, на стимулирующие теперь вправе рассчитывать и специалисты, и медсестры (средний и младший уровень).

Ответственность за принятие любых решений, касающихся доплат медработникам, возлагают на представителей региональных структур области здравоохранения, а сумму доплаты устанавливают в рамках медучреждения.

Параметры, которые влияют на стимулирующие:

  • численность населения;
  • плотность проживания;
  • преимущественный возраст;
  • особенности и предрасположенности к заболеваниям;
  • смертность.

Помимо этих характеристик на стимулирующие доплаты влияет спектр оказываемых медуслуг, местность, специфика и уровень учреждения.

В отдельных случаях стимулирующая выплата не применима:

  • в отношении руководителей учреждения, если они не входят в категорию практикующих специалистов;
  • к врачам, у которых уже установлена выплата участника национального проекта Здоровья;
  • для лиц, работающих на высокотехнологичной технике, и получающих доплаты за это.

Руководство организации оставляет за собой право отказать в доплате, если есть нарекания к качеству и объему исполняемой работы.

Какие стимулирующие выплаты положены медработникам в ноябре-декабре 2020 года

Размер доплаты за работу с коронавирусными больными теперь будет зависеть от:

  • занимаемой должности медработника;
  • характера работы в одну нормативную смену, которая представляет собой 1/5 продолжительности рабочего времени в неделю, установленного для соответствующей категории работника.

За одну нормативную смену установлены следующие тарифы компенсационных выплат:

  • врачам скорой помощи — 2430 рублей;
  • среднему медперсоналу скорой помощи — 1215 рублей;
  • младшему медперсоналу скорой помощи — 950 рублей;
  • фельдшерам по приему вызовов скорой помощи — 600 рублей;
  • водителям машин выездных бригад скорой помощи — 1215 рублей;
  • врачам стационаров — 3880 рублей;
  • среднему медперсоналу стационаров — 2430 рублей;
  • младшему медперсоналу стационаров — 1215 рублей;
  • врачам, оказывающим помощь в амбулаторных условиях, — 2430 рублей;
  • среднему медперсоналу в амбулаторных условиях — 1215 рублей;
  • младшему медперсоналу — 600 рублей.

Установлены выплаты для сотрудников патологоанатомических бюро.

Президент В.В. Путин в обращении к гражданам 11.05.2020 определил дополнительные стимулирующие выплаты медработникам в 2020 году, введенные из-за пандемии коронавируса. В период с 15.04.2020 по 15.07.2020 размер специальной федеральной доплаты для врачей и иного персонала, служащих в социальных учреждениях, был установлен на уровне:

  • врачам — 40 000 рублей за двухнедельную смену;
  • врачам, непосредственно работающим с коронавирусными больными, — 60 000 рублей за двухнедельную смену;
  • социальным и педагогическим работникам, среднему медицинскому и административному персоналу — 25 000 рублей, а при работе с заболевшими коронавирусом — 35 000 рублей;
  • младшему персоналу — 15 000 рублей, а при работе с больными коронавирусом — 20 000 рублей;
  • техническим служащим — 10 000 рублей, а при взаимодействии с коронавирусными пациентами — 15 000 рублей.

Заработную плату и все положенные надбавки перечислили до 15.05.2020. Позже суммы компенсаций пересмотрели.

Региональные власти вправе устанавливать дополнительные меры поддержки. Вот какие льготы для медицинских и социальных работников приняты в Ленинградской области.

В то время как для всей страны объявлена самоизоляция, медики продолжили работать и активно бороться с распространением коронавируса. Чтобы поддержать медперсонал, который ежеминутно рискует своей жизнью и здоровьем, Владимир Путин ввел специальные доплаты.

Федеральные выплаты медицинским работникам вводятся на три месяца — с апреля по июнь 2020 года. Но если эпидемию сдержать не удастся, то период федеральных выплат по коронавирусу продлят. Факт, получат ли медики обещанную президентом премию, зависит от того, чем занимается специалист. Если медработник непосредственно взаимодействует с больными COVID-19, ему выплатят государственную компенсацию.

Президент обозначил конкретные цифры. Размер федеральной доплаты медработникам зависит от должности медперсонала. Установлены следующие величины:

Категория персонала, непосредственно работающего с инфицированными коронавирусом

Размер федеральной доплаты от Путина

Врачи стационаров, поликлиник, госпиталей и т. д.

80 000 рублей в месяц

Врачи скорой помощи

50 000 рублей в месяц

Средний медицинский персонал

50 000 рублей в месяц

Младший медицинский персонал

25 000 рублей в месяц

Фельдшеры, медсестры и водители экипажей машин скорой помощи

25 000 рублей в месяц

Дополнительно медицинскому персоналу, работающему с коронавирусной инфекцией, предусмотрены повышенные страховые гарантии за счет средств федерального бюджета. Правила предоставления аналогичны страховым гарантиям личного состава Вооруженных Сил России.

На эти цели правительство уже выделило почти 12 млрд рублей, из них:

  • 10,2 млрд направлены в Министерство здравоохранения на выплату специальных федеральных доплат медперсоналу, работающему с инфицированными COVID-19;
  • 1,6 млрд рублей выделены Роспотребнадзору для выплаты стимулирующих доплат персоналу, непосредственно работающему с опасным штаммом коронавируса (работники лабораторий, участники исследований, разработчики вакцин и т. д.).

Медикам положены выплаты за:

  • интенсивную трудовую деятельность и высокие показатели;
  • качество работы;
  • непрерывный стаж и выслугу лет.

К стимулирующим относят и премии по итогам трудовой деятельности.

Сумма выплат и условия их получения устанавливаются на уровне медучреждения коллективными договорами, иными документами. Стимулирование и допфинансирование медработников детских казенных реабилитационных учреждений происходит по общему принципу.

Стимулирующие выплаты: виды и особенности начисления

Денежное стимулирование не распространяется на следующие категории медработников:

  • участники программы «Здоровье», оказывающие услуги по родовспоможению и уходу за новорожденными: педиатры, участковые терапевты и медсестры;
  • медики, оказывающие высокотехнологичную помощь.

Выплаты отменяют:

  • при наличии дисциплинарного взыскания в отчетном периоде;
  • если медик получил от пациентов деньги за медицинскую помощь, которая должна оказываться безвозмездно.

К руководителям учреждения предъявляются особые требования: им не полагаются стимулирующие при выполнении госзаказа ниже 90%, если будут выявлены нарушения правил противопожарной безопасности, и т. д.

Размер выплат назначает специальная комиссия. Величина компенсации варьируется в зависимости от качества услуг, оказанных медработником. Порядок начисления доплат установлен локальным нормативным актом. Документ действует в течение одного года, затем утверждается новый. Вот основные правила, как начисляются стимулирующие выплаты медработникам:

  1. Если в медучреждении надбавки рассчитывают в зависимости от величины окладов, бухгалтер определяет базовую ставку и применяет к ней установленный размер доплат — умножает на процент.
  2. Если в организации действует балльная система оценки эффективности, то расчет ведется по стоимости одного балла. Бухгалтеру необходимо вычислить общее количество баллов, полученных служащим за отчетный период, и умножить их на цену одного балла и групповой коэффициент.

Сумма итоговой компенсации — не меньше или больше рекомендованной Минздравом или Комитетом по здравоохранению конкретного региона.

Чтобы у вас перед погружением в материал возникла ясная картина о надбавках, мы представили краткую схематическую информацию о выплатах в таблице:

Федеральные надбавки в твердой сумме Федеральные надбавки в «процентах» Региональные надбавки
От 25 000 до 80 000 рублей в зависимости от должности От 20% до 100% от среднемесячного дохода по соответствующей должности в субъекте РФ Размер устанавливается соответствующим актом субъекта РФ
Все субъекты РФ Все субъекты РФ, кроме Москвы Установлены во многих субъектах РФ
Медицинские организации, оказывающие:

  • Скорую медицинскую помощь пациентам с COVID-19;
  • Специализированную медицинскую помощь пациентам с COVID-19 в стационарных условиях.

+ Организации, предоставляющие транспортные услуги при оказании скорой медицинской помощи

Медицинские организации, оказывающие:

  • Скорую медицинскую помощь пациентам с COVID-19;
  • Специализированную медицинскую помощь пациентам с COVID-19 в стационарных условиях;
  • Первичную медико-санитарную помощь пациентам с COVID-19 в амбулаторных условиях
Регулируется актом субъекта РФ
Организации любой формы собственности, в том числе частные Организации любой формы собственности, в том числе частные (с учетом изменений, внесенных в ПП РФ № 415 от 29.05.2020) Устанавливается актом субъекта РФ. В некоторых субъектах на выплаты могут рассчитывать также и частные организации, работающие с COVID-19
Выплачиваются с момента поступления в медицинскую организацию первого пациента с подтвержденным диагнозом COVID-19 в течение 3 месяцев, а именно в апреле-июне 2020 года Выплачиваются с момента поступления в медицинскую организацию первого пациента с подтвержденным диагнозом COVID-19 начиная с 30.01.2020 и до отмены Постановления либо до срока, который указан в локальном нормативном акте медицинской организации. Обратите внимание, что конечный срок выплат в Постановлении не установлен Период осуществления выплат регулируется актом субъекта РФ
Утверждены Постановлением Правительства РФ от 12.04.2020 № 484 Утверждены Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 415 Утверждены:

  • Постановлением Правительства Москвы от 06.04.2020 № 343-ПП;
  • Постановлением правительства Ленинградской области от 08.04.2020 № 180;
  • Постановлением Правительства Вологодской области от 13.04.2020 № 375 и др.

Таким образом, выплаты не ограничиваются только лишь федеральными надбавками. Во многих регионах также предусмотрены региональные стимулирующие выплаты, которые финансируются из бюджетов РФ. Многие ошибочно полагают, что в региональных актах конкретизируется сумма выплат, предусмотренных в Постановлениях Правительства РФ № 484 и 415. Однако это не так. В частности, в пункте 15 Постановления Правительства РФ № 415 указано, что субъект Российской Федерации вправе предусмотреть повышение уровня выплат стимулирующего характера за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Например, в Постановлении Правительства Вологодской области от 13.04.2020 № 375, которым установлены дополнительные надбавки для медицинских работников в регионе, прямо установлено, что оно утверждено в соответствии с 15 пунктом ПП РФ № 415.

Итак, выплаты можно разделить на 3 категории:

  1. Федеральные (президентские) надбавки;
  2. Правительственные надбавки;
  3. Региональные надбавки.

С каждой из этих категорий есть свои сложности, которые мы разберем далее.

Москва – не единственный регион, в котором помимо «федеральных» выплат предусмотрены также «региональные» надбавки. Некоторые регионы России в дополнение к «президентским» и «правительственным» выплатам также утверждают свои меры поощрения медицинских работников, которые финансируются из бюджетов субъектов РФ. Рассмотрим некоторые регионы:

Федеральное законодательство в целом регулирует оплату труда бюджетников, в том числе и медработников.

В ст. 129 ТК РФ указаны следующие виды начислений:

  • основные, иначе именуемые базовыми;
  • компенсации, зависящие от специфики региона;
  • стимулирующие;
  • социальные.

На основании п. 6 указанного выше постановления Минздравсоцразвития разработаны и направлены во все учреждения рекомендации, обязательные к исполнению при разработке внутренних документов. Руководствуясь этой бумагой, каждая организация утверждает собственное Положение о стимулирующих выплатах медицинским работникам. Кроме того, издаются соответствующие акты и на региональном уровне.

Приказ Минздравсоцразвития от 29.12.2007 № 818 «Об утверждении перечня видов выплат стимулирующего характера…» содержит ряд конкретных факторов, подлежащих поощрению, а именно:

  • продолжительность и непрерывность стажа;
  • итоги работы;
  • достижения, связанные с напряженностью деятельности;
  • качество труда.

Первые два критерия обычно понимаются однозначно, они являются количественными показателями. А вот, чтобы оценить уровень эффективности, качества, напряженности и результативности, пришлось создать специальную методику. Министерство здравоохранения приказом от 28.06.2013 № 421 предложило региональным ведомствам перечень показателей эффективности, которые следует учитывать при решении вопросов стимулирования, описанных в Методических рекомендациях.

Медработникам часто приходится трудиться за отсутствующего априори или временно товарища. Это далеко не всегда приводит к повышению зарплаты.

Совместителям стимулирующие начислят только в том случае, если их дополнительные обязанности оформлены должным образом, то есть трудовым договором. Врачам, которые заменяют своих коллег-отпускников, тоже могут доплатить. Но и подобный вид совмещения следует оформлять дополнительным соглашением.

Совмещение должностей в рамках основного договора не подлежит дополнительному стимулированию.

В связи с работой по исполнению так называемых, Майских указов Президента РФ (от 2012) в 2017 году произошло серьезное перераспределение финансирования частей, из которых состоят зарплаты медиков. Наблюдается снижение стимулирующих медикам по всей России.

Уменьшение размера поощрительных выплат происходит двумя способами.

В первом случае, ссылаясь на необходимость выполнения федерального законодательства, увеличивали базовую часть оклада. При этом некоторые виды стимулирующих урезали или вовсе отменяли.

Во втором случае сокращали выплаты, которые не регулируются государственными нормативными актами. В основном это коснулось поощрений за качество и интенсивность работ.

С конца 2018 г. изменился порядок расчетов и размер страховых взносов на ОМС неработающего населения, в том числе, в части возрастания стоимости медуслуг. Увеличение таких показателей должно повлечь и соответствующее возрастание оплаты труда медработников, рассчитываемой, исходя из числа обслуживаемых граждан с данным видом ОМС. Однако изменится ли реально оплата труда медработников или эта очередная рокировка в рамках бюджета ФФОМС — покажет лишь практика.

В 2020 г. продолжится перераспределение денежных средств с целью выравнивания показателей оплаты труда бюджетников. Оплата труда медработников должна приводиться в соответствии со средней зарплатой в целом по региону.

Запланированное для младшего медперсонала повышение на 4,3% в 2019 г., на 3,8 в 2020-м и на 3,4% в 2021 г. фактически индексирует оплату труда на уровень инфляции.

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию. Подписывайтесь на наши обновления!

Во-первых, отменены выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, которые были установлены постановлением Правительства № 415-2020 года. Указанный нормативный документ признан утратившим силу.

Во-вторых, введена специальная социальная выплата медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинским работникам, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Данная выплата будет осуществляться Фондом социального страхования.

В-третьих, утверждены правила осуществления Фондом социального страхования Российской Федерации в 2020–2021 годах специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций (их структурных подразделений).

В-четвертых, внесены изменения во Временные правила учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утвержденные постановлением Правительства 373-2020 года. С 1 ноября учету в информационном ресурсе (COVID-19) подлежит информация об организациях, сотрудники которой имеют право на получение специальной социальной выплаты.

Сразу отметим, что специальная социальная выплата не распространяется на медицинских и иных работников организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в которых федеральными законами предусмотрена военная или приравненная к ней служба.

На получение специальной социальной выплаты могут рассчитывать медицинские и иные работники медицинских и иных организаций (их структурных подразделений) следующих категорий:

оказывающие медицинскую помощь (участвующие в оказании, обеспечивающие оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с установленным приказом Минздрава РФ № 198 н-2020 года временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а именно:

  • врачи, оказывающие скорую медицинскую помощь, – 2430 рублей за одну нормативную смену;
  • средний медицинский персонал, участвующий в оказании скорой медицинской помощи, – 1215 рублей (здесь и далее сумма выплаты указана за одну нормативную смену);
  • младший медицинский персонал, обеспечивающий оказание скорой медицинской помощи, выездных бригад скорой медицинской помощи – 950 рублей;
  • фельдшеры (медицинские сестры) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи – 600 рублей;
  • врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, оказывающие специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях, – 3880 рублей;
  • средний медицинский персонал, участвующий в оказании медицинской помощи в стационарных условиях, – 2430 рублей;
  • младший медицинский персонал, обеспечивающий оказание специализированной медицинской помощи в стационарных условиях, – 1215 рублей;
  • врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, оказывающие первичную медико-санитарную помощь, – 2430 рублей;
  • средний медицинский персонал, участвующий в оказании первичной медико-санитарной помощи, – 1215 рублей;
  • младший медицинский персонал, обеспечивающий оказание первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях, – 600 рублей;
  • врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, патологоанатомических бюро и отделений медицинских организаций, проводящих (обеспечивающих проведение) патологоанатомические исследования, связанные с новой коронавирусной инфекцией, – 3880 рублей;
  • средний медицинский персонал патологоанатомических бюро и отделений медицинских организаций, проводящих (обеспечивающих проведение) патологоанатомические исследования, связанные с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), – 2430 рублей;
  • младший медицинский персонал патологоанатомических бюро и отделений, проводящих (обеспечивающих проведение) патологоанатомические исследования, связанные с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), – 1215 рублей;
  • водители машин выездных бригад скорой медицинской помощи, в том числе занятые в организациях, предоставляющих транспортные услуги, при осуществлении медицинской эвакуации пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) –1215 рублей;
  • члены летных экипажей воздушных судов санитарной авиации, в том числе занятые в организациях, предоставляющих транспортные услуги, при осуществлении медицинской эвакуации пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) – 1215 рублей;

врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, средний медицинский персонал, младший медицинский персонал, не оказывающие медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), но контактирующие с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей, – 2430 рублей, 1215 рублей, 600 рублей соответственно за одну нормативную смену.

Перечисление выплат будет осуществляться на банковские счета, а также банковские карты “Мир”.

Специальная социальная выплата предусмотрена ежемесячно с 1 ноября по 31 декабря 2020 года.

Вполне вероятно, что период социальных выплат будет продлен, поскольку Правила осуществления выплат фондом социального страхования установлены на 2020 и 2021 годы.

Специальная социальная выплата производится территориальными органами ФСС ежемесячно.

Выплата за календарный месяц рассчитывается как сумма специальных социальных выплат за фактическое число нормативных смен в календарном месяце.

Нормативная смена определяется как одна пятая продолжительности рабочего времени в неделю, установленной для соответствующей категории работников в организации в соответствии с законодательством.

Расчет выплаты по основной работе и при работе на условиях внешнего и внутреннего совместительства производится раздельно.

Фактическое число нормативных смен в календарном месяце определяется путем деления суммарного отработанного времени по табелю учета рабочего времени за дни работы в соответствующем календарном месяце, в которые работник привлекался к оказанию медицинской помощи (участию в оказании, обеспечению оказания медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), контактировал с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей независимо от длительности контакта с пациентом в эти дни, на нормативную смену. Расчет ведется с округлением до десятой части числа нормативных смен.

Размер специальной социальной выплаты определяется с учетом размеров районных коэффициентов, коэффициентов за работу в пустынных и безводных местностях, коэффициентов за работу в высокогорных районах.

Для получения специальной социальной выплаты работодатель направляет ежемесячно, не позднее 10-го рабочего дня после окончания отчетного месяца, в территориальный орган ФСС по месту своего нахождения реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты в форме электронного документа.
В декабре реестр представляется до 25-го числа исходя из ожидаемого (предполагаемого) рабочего времени полного месяца.

Фондом осуществляется идентификация работников, указанных в реестрах, и проверка факта их трудоустройства в организации, в том числе с использованием страхового номера индивидуального лицевого счета работника в системе обязательного пенсионного страхования.

Специальная социальная выплата осуществляется территориальным органом Фонда в течение 7 рабочих дней со дня получения реестра путем перечисления на банковскую карту национальной платежной системы “Мир” или счет работника.

Стимулирующие выплаты работникам учреждений здравоохранения

«Кадровик. Трудовое право для кадровика», 2010, N 9

С введением в федеральных бюджетных учреждениях новых систем оплаты труда стал актуальным вопрос о выплатах стимулирующего характера, которые переданы на усмотрение руководителя учреждения. С 1 января 2010 г. объем средств на указанные выплаты должен составлять не менее 30% средств на оплату труда, формируемых за счет ассигнований федерального бюджета. В сложившейся экономической ситуации руководители учреждений вынуждены изыскивать средства в пределах утвержденного фонда оплаты труда.

Одной из важнейших составляющих управления персоналом является стимулирование труда.

Стимулирование представляет собой совокупность приемов и способов воздействия на персонал с целью побуждения его к необходимой деятельности.

Словарь трудового права. Стимулирование труда — это установление конкретных форм, размеров, условий получения вознаграждения с целью формирования определенного трудового поведения работника и начисление работнику определенной суммы денежных средств при условии достижения целевых установок, поставленных работодателем.

Некоторые исследователи считают, что стимул — это вознаграждение. Это не совсем правильно, т.к. слово происходит от лат. stimulus (букв.: остроконечная палка, которой кололи зверей и гладиаторов на арене, заставляя их сражаться) и имеет противоположное значение — принуждение. Поэтому более правильно говорить, что стимул — это побуждение к действию или причина поведения человека.

В современном понятии различают четыре основные формы стимулов [1].

  1. Принуждение. История свидетельствует о широком спектре форм принуждения, начиная с внеэкономических (казни, пытки и физическое наказание) и кончая лишением имущества, гражданства и звания. В демократическом обществе на предприятиях используются административные методы принуждения: замечание, перевод на другую должность, выговор, увольнение с работы.
  2. Материальное поощрение. Сюда относятся стимулы в материально-вещественной форме: заработная плата, вознаграждение за результаты, премия из доходов или прибыли, компенсации, путевки, ссуды на строительство жилья и др.
  3. Моральное поощрение. Стимулы, направленные на удовлетворение духовных и нравственных потребностей человека: благодарности, почетные грамоты, почетные звания, ученые степени, дипломы, правительственные награды и др.
  4. Самоутверждение. Внутренние движущие силы человека, побуждающие его к достижению поставленных целей без прямого внешнего поощрения.

Следует отметить, что для экономической ситуации неадекватности уровня оплаты труда материальным потребностям сотрудников, типичной для федеральных и муниципальных учреждений здравоохранения, меры материального стимулирования оказываются наиболее эффективными.

Материальное стимулирование — комплекс различного рода материальных благ, получаемых или присваиваемых персоналом за индивидуальный либо групповой вклад в результаты деятельности организации посредством профессионального труда, творческой деятельности и требуемых правил поведения [2].

Центральную роль в системе материального денежного стимулирования труда играет заработная плата. Она остается основным источником доходов, а значит, заработная плата и в перспективе будет наиболее мощным стимулом повышения результатов труда и производства в целом.

Согласно ст. 129 ТК РФ, «заработная плата (оплата труда работника) — вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты)».

Однако ТК РФ не дает определение понятию «стимулирование труда».

Долгое время считалось, что «работодатель имеет право: . поощрять работников за добросовестный труд. «

Приказом Министерства здравоохранения РФ от 15.10.1999 N 377 было утверждено Положение об оплате труда работников здравоохранения (утратившее силу с 01.12.2008 в связи с изданием Приказа Минздравсоцразвития России от 28.10.2008 N 598н). Этим Положением были предусмотрены надбавка за продолжительность непрерывной работы в учреждениях здравоохранения и надбавки стимулирующего характера. Их перечень был широким: работникам учреждений здравоохранения в пределах выделенных бюджетных ассигнований могли устанавливаться надбавки за применение в работе достижений науки и передовых методов труда, высокие достижения в работе, выполнение особо важных или срочных работ (на срок их проведения), а также напряженность в труде. Надбавки начислялись на оклад (ставку) и предельными размерами не ограничивались. Они могли устанавливаться на определенный срок, но не более одного года, приказом по учреждению по согласованию с выборным профсоюзным органом на основании представления руководителя структурного подразделения. Надбавки отменялись при ухудшении показателей в работе или окончании особо важных либо срочных работ.

Единые рекомендации по оплате труда в бюджетных учреждениях здравоохранение на 2020 год

Главный редактор информационного портала Право-мед.ру Алексей Панов выделил последующие их особенности исходя из убеждений оплаты труда в муниципальных и городских учреждениях здравоохранения:

1. Увеличение оплаты труда работников учреждений здравоохранения, осуществляющих деятельность в системе неотклонимого мед страхования должно осуществляться не только лишь за счет субвенций из бюджета Федерального фонда неотклонимого мед страхования, да и за счет межбюджетных трансфертов региональных бюджетов на финансовое обеспечение территориальных программ ОМС.

3. Аспекты стимулирующих выплаты должны быть зафиксированы в трудовых договорах либо дополнительных соглашениях к ним. При всем этом рекомендован ценность стимулирующих выплат за квалификационную категорию.

4. Оплата труда должна зависеть от свойства оказываемых учреждениями здравоохранения услуг и эффективности деятельности работников по данным показателям и аспектам.

5. Фонд оплаты труда административно-управленческого и вспомогательного персонала в фонде оплаты труда работников учреждений здравоохранения не должен превосходить более 40 процентов.

Условием начисления стимулирующих выплат является наличие сертификата по основной специальности установленного эталона.

Система начисления стимулирующих выплат кардинально изменила схему расчёта зарплат докторов и среднего мед персонала, но действие программки распространяется лишь на отдельные категории медработников. Стимулирующие начисления не полагаются:

  • представителям администрации мед учреждения (те заведующие, кто является практикующими медиками, вправе участвовать в программке);
  • медработникам, занимающимся оказанием сверхтехнологичной помощи;
  • участникам программки “Здоровье” (принимающим роды, ухаживающим за новорождёнными, педиатрам, семейным медикам, участковым терапевтам и помогающим им младшим мед работникам).

Размер стимулирующей доплаты к зарплате не является фиксированным – величина прибавки будет зависеть от объёма оказанным медработником услуг. Каждый месяц администрация поликлиники издаёт приказ о вещественном поощрении заслуживших прибавку служащих. Сумму доплаты каждое мед учреждение устанавливается на своё усмотрение, но с принятием во внимание главных неотклонимых положений разработанной местным Министерством здравоохранения методики.

При предназначении стимулирующей прибавки каждому сотруднику, оцениваются последующие характеристики:

  • практически отработанное время в течение месяца;
  • факт выполнения эталонов оказания мед помощи популяции;
  • оценка эффективности работы мед работника.

Какие бы аспекты не оценивал при начислении стимулирующих выплат работодатель, он должен указать их в локальном Положении об оплате труда. При всем этом малые размеры надбавок снутри учреждения не должны оказаться ниже региональных характеристик, прописанных в правовых актах Минздрава субъекта РФ.

Новые правила выплат медикам в связи с коронавирусом: что изменилось

До того как утвердить Положения о предназначении стимулирующих надбавок, вышестоящие инстанции консультируются с профсоюзами. Такая схема принятия нормативных актов именуется трёхсторонней комиссией, где участвуют наниматели. Собирается она каждый год, другими словами мед учреждения получают управление по установлению выплат также раз в год. Потому локальные Положения о стимулирующих доплатах должны пересматриваться часто. В документе прописываются:

  • аспекты оценки эффективности работы служащих;
  • порядок начисления выплат (должен быть поделён на выплаты, финансируемые из бюджета ФСС и из средств, приобретенных в процессе предпринимательской деятельности);
  • категории медработников, которые могут получать доплаты;
  • источники финансирования надбавок к заработной плате (в больнице должен быть сотворен обособленный фонд).

Положение о выплатах стимулирующего характера в здравоохранении четко ограничивает круг работников, которые могут претендовать на получение материальных доплат к своему основному доходу в качестве заработной платы. Обязательным фактором, который дает возможность начисления как постоянных, так и единовременных выплат, является наличие у медицинского работника сертификата по основной специальности – такое положение прописано в ПП РФ № 583, и прочие факторы (заслуги в работе и т. д.) отменить его не могут.

Кроме того, назначение выплат возможно определенным категориям врачей и медицинских работников с учетом имеющихся ограничений. Так, не полагаются подобные доплаты следующим категориям сотрудников, занятых в сфере здравоохранения.

  • Тем лицам, которые относятся к администрации медицинских учреждений. В отдельных случаях получение доплаты разрешено, но только при условии того, что сотрудник параллельно с выполнением основной функции является еще и практикующим врачом.
  • Работникам медицинской сферы, которые оказывают помощь, относящуюся по соответствующей классификации к высокотехнологичной.
  • Тем сотрудникам, которые являются участниками действующей на территории Российской Федерации программы «Здоровье». Участие в ней предусматривает оказание помощи в приеме родов, уходе за новорожденными, оказание медицинских услуг в качестве педиатра или семейного доктора и т. д.

Говоря о начислениях стимулирующего характера, стоит подробнее рассмотреть виды оплаты труда, которые имеют отношение к сотрудникам, занятым в медицинской сфере.

На основании Трудового кодекса РФ работникам медицинских учреждений положены следующие виды начислений.

  • Базовые, или основные, которые рассчитываются на основании размера оклада и специфики рода деятельности.
  • Компенсационные. Их начисление регулируется нормами, отличающимися в зависимости от региона, в котором работник ведет трудовую деятельность.
  • Социальные. Они могут назначаться в зависимости от принадлежности работника сферы здравоохранения к какой-либо из групп, входящих в список получателей выплат социального характера.
  • Стимулирующие – назначающиеся в результате анализа деятельности и выполнения непосредственных обязанностей врачом или другим медработником.

Стоит отметить, что если все прочие начисления, кроме стимулирующих, строго контролируются посредством федеральных или региональных нормативных актов, то стимулирующие могут регулироваться непосредственно руководством медицинского учреждения. Для выполнения такого действия администрация каждого отдельного учреждения обязана выпустить документ – постановление (созданное, конечно, на основании общего закона о выплатах и не противоречащее его положениям). Данный документ определяет нюансы назначения выплат, которые могут применяться непосредственно к работникам данной организации. Каждый из сотрудников, относящийся к категории лиц, которая может претендовать на получение таких выплат, имеет право ознакомления с данным документом.

Что относится к стимулирующим доплатам? Это денежные начисления, назначаемые ежемесячно на основании принятых критериев оценки работы врачей и медперсонала. В том случае, если в конкретном учреждении на конец календарного года остается неиспользованная часть средств, выделенная исключительно для получения стимулирующих доплат, допускается получение единовременных выплат, которые будут назначены по итогам выполнения работы за текущий год.

На размер начисляемой доплаты определяющее влияние оказывают следующие факторы.

  • Время, которое конкретный сотрудник отработал в течение месяца, за который начисляется выплата.
  • Выполнение медработником стандартов по оказанию первой помощи населению.
  • Эффективность выполнения рабочих обязанностей.
  • Продолжительность трудового стажа работника и его непрерывность.

Бюджетной организацией считается та, чьи источники финансирования выделяются из федерального, регионального или местного бюджета.

К сотрудникам бюджетных организаций относятся:

  • работники системы образования (ВУЗов, колледжей, школ, детских садов и т. д.);
  • сотрудники федеральных государственных учреждений (налоговой, таможенной служб и др.);
  • граждане, работающие в воинских частях;
  • определенные сотрудники исполнительной власти;
  • работники в сфере здравоохранения;
  • граждане, работающие в сфере социального обслуживания;
  • работники культуры.

Стимулирующие выплаты в бюджетном учреждении здравоохранения

Выплаты стимулирующего характера помогают повысить заинтересованность сотрудника в педагогической деятельности, а также привлечь новые кадры. В 2020 году сумма поощрительных премий может составлять до 35% от заработной платы.

Каковы условия получения выплат для учителей школ, преподавателей техникумов и ВУЗов?

  • Постоянное повышение квалификации (прохождение специальных курсов не менее 1 раза в 3 года).
  • Стремление к саморазвитию и самообразованию с целью усовершенствовать профессиональные качества.
  • Участие в конференциях, семинарах, педсоветах.
  • Организация выставок достижений учащихся.
  • Проведение дополнительных занятий со способными учениками, а также детьми из неблагополучных семей.
  • Подготовка учеников к различным конкурсам, олимпиадам, соревнованиям.
  • Ведение кружков и факультативов.
  • Работа с родителями учащихся (привлечение их для участия в учебной жизни, проведение родительских собраний, сотрудничество с родительским комитетом).
  • Контроль за успеваемостью учащихся.
  • Организация экскурсий, посещений творческих и образовательных мероприятий.

В сфере распределения стимулирующих выплат работникам медицины есть свои особенности. Размер поощрений напрямую зависит от объема оказываемых услуг. Каждый месяц руководитель должен издавать приказ с указанием суммы поощрения для конкретных сотрудников. Размеры этих выплат устанавливаются администрацией медицинского заведения.

За что положены премии медработникам?

  • За исполнение стандартов своей профессиональной сферы.
  • За отработанные часы.
  • За эффективность. Для оценки эффективности учитывают, есть ли жалобы на данного сотрудника, имела ли место постановка неверного диагноза, не вызвало ли лечение новые осложнения болезни и т. д.

В Положении должны быть прописаны случаи, когда поощрительная премия может быть отменена или снижена ее сумма.

Что может привести к потере стимулирующей выплаты?

  • Несоблюдение правил техники безопасности.
  • Несоблюдение внутреннего распорядка.
  • Нарушение производственной дисциплины.
  • Невыполнение своих должностных обязанностей.
  • Жалобы третьих лиц.
  • Некачественная работа.
  • Порча имущества организации.

Стимулирующие выплаты могут стать существенной прибавкой к заработной плате сотрудника бюджетной организации. Нужно только ответственно подходить к своей работе и постоянно повышать профессионализм, получая за саморазвитие необходимые баллы.

На медработников, как и на прочих работников бюджетных учреждений, распространяется новая система оплаты труда, введенная постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 № 583. Согласно ее основным положениям оплата труда в бюджетной сфере должна складываться:

  • из базового оклада, определенного по единым тарифно-квалификационным справочникам;
  • компенсационных выплат, зависящих от условий труда;
  • социальных выплат;
  • стимулирующих доплат.

Если первые 3 составляющие урегулированы законодательно, то в установлении доплат стимулирующего характера учреждение обладает достаточной долей свободы. При этом оно должно ориентироваться на рекомендации:

  • единой трехсторонней (Правительство РФ — профсоюзы — работодатели) комиссии по регулированию трудовых отношений в бюджетной сфере;
  • администраций регионов;
  • отраслевых министерств.

Стимулирующие доплаты в бюджетных учреждениях могут выплачиваться:

  • за непрерывный стаж и выслугу лет;
  • результаты труда;
  • интенсивность труда и достижения в работе;
  • качество выполняемой работы (приложение 1 к приказу Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2007 № 818).

Если объем доплат по первым двум группам может быть без особых сложностей привязан к количественным показателям и не требует специальной системы оценки, то для двух последних групп, представляющих собой качественные характеристики, понадобится разработать особую систему привязки к числовым значениям. Именно она и станет индивидуальной для каждого учреждения.

О том, как такие выплаты будут учтены в расходах на оплату труда для целей определения налога на прибыль, читайте в этой статье.

В оценке эффективности труда медработников важны такие показатели, как:

  • применение новых технологий и знаний в работе;
  • снижение показателей заболеваемости и смертности;
  • количество вовремя выявленных заболеваний;
  • факты своевременной госпитализации;
  • участие в профилактике заболеваний;
  • соблюдение санитарных норм и медицинских стандартов;
  • отсутствие неправильных диагнозов или осложнений по результатам назначенного лечения;
  • отсутствие жалоб со стороны пациентов;
  • отсутствие претензий контролирующих органов.

Конкретный набор показателей будет зависеть от должности и специализации работника и вида медицинского учреждения. Рекомендуемые перечни с критериями выполнения и оценкой в баллах для разных должностей — от руководителя учреждения до младшего медперсонала — приведены в приказе Минздрава РФ от 28.06.2013 № 421. Здесь же описаны особенности процедуры оценки, коэффициенты, применяемые в зависимости от должности, и максимальные пределы количества начисляемых баллов.

Стимулирующие выплаты направлены на улучшение качества работы как отдельных медработников, так и всего медицинского учреждения в целом, а также призваны оказать существенное влияние на увеличение заработной платы медперсонала.

См. также: «Критерии для стимулирующих выплат воспитателям в 2019 году».

Федеральным бюджетом на 2020год запланировано повышение оплаты труда медицинским сотрудникам на 5,7%. Это значит, что в медучреждениях будет увеличиваться зарплатная база, и соответственно индексироваться оклады.

Но при этом стоит учитывать, что премиальные выплаты и другие различные надбавки, как и раньше, будут определяться органами местных самоуправлений или руководством здравоохранительных учреждений.

Поэтому, в настоящий момент спрогнозировать, насколько конкретно вырастет заработная плата в определенном регионе, а тем более в больнице невозможно.

Также стоит учитывать, что с 1 января 2020года в России увеличится МРОТ (минимальный размер оплаты труда), который, по мнению аналитиков должен будет составить 11 870рублей. Исходя из этого, зарплата медиков с премиями и надбавками не должна быть меньше указанной суммы.

Этот нюанс касается всех трудящихся здравоохранения, независимо от их специализации, должности и региона, где осуществляется медицинская деятельность. В данном случае есть исключения, которые касаются медучреждений расположенных на крайнем севере или приравненных к нему территориях.

Например, на Чукотке, с учетом всех коэффициентов, МРОТ в 2020году будет составлять 32 476рубля, что соответственно отразится на минимальном размере жалования для медработников.

Получается, что в городских и региональных лечебных заведениях, заработная плата врачей дополнительно поднимется на определенный процент. Это объясняется тем, что в муниципальных медучреждениях оклады медицинского персонала подвязаны к МРОТ. Что касается остальных заведений, то прибавка к жалованию будет только у тех работников, чьи зарплаты после повышения будут ниже установленного МРОТ.

Из достоверных источников стало известно, что повышение заработной платы трудящимся, задействованных в сфере здравоохранения планируется произвести с 1 января 2020года. Для реализации данного повышения, государству придется дополнительной выделить более 150млрд рублей.

Но из-за введенных санкций и возможного падения рубля, выделение данной суммы является весьма затруднительным процессом. Поэтому высокопоставленные чиновники не спешат обнадеживать более 2-х миллионов человек, работающих в учреждениях подконтрольных министерству здравоохранения РФ по поводу повышения жалования.

Данные критерии не действуют, и поощрение не выплачивается в таких случаях:

  • лицо сотрудничает с национальным проектом «Здоровье»;
  • сотрудник клиники уже получает надбавки за высокотехнологическую помощь;
  • заведующий отделением не работает одновременно врачом-специалистом.

Также в выплате могут отказать, если у работника нет мед. страховки.

Помимо перечисленных выше, есть и другие, более детализированные, показатели:

  • важнейшее условие – количество выявленных данным врачом заболеваний, причем именно по его профилю (стадия, на которой была обнаружена патология, не имеет значения);
  • % несвоевременных госпитализаций;
  • количество расхождений между диагнозом при поступлении в стационар и клиническим;
  • % осложнений во время любых мед. манипуляций;
  • индивидуальные достижения, обусловленные напряженностью деятельности;
  • отсутствие / наличие жалоб пациентов (степень их удовлетворенности);
  • правильность заполнения отчетов и других бумаг;
  • соблюдение санитарных правил и т.д.

Минздрав рекомендует специалистам одного уровня начислять одинаковые доплаты в 2019-м.

  • Не всегда замещение и совмещение сказывается на зарплате.
  • Совместителям советуют платить поощрительные, только если они трудятся по договору и в рамках программы модернизации (причем работа, проделанная в рамках основного рабочего времени, не учитывается).
  • Если медик заменяет коллегу в отпуске, ему также могут доплатить, но не всегда.
  • Если хотите получить надбавку в таком случае, оформите дополнительное соглашение.

Система финансовых поощрений преследует главную цель – модернизацию бюджетной медицинской сферы обслуживания в РФ. Она направлена на достижение следующих многогранных задач:

  • отбор лучших самых квалифицированных сотрудников;
  • полную комплектацию клиник персоналом;
  • соблюдение работниками правил внутреннего распорядка;
  • стремление последних добросовестно и максимально эффективно выполнять свою работу;
  • стимуляция личного роста, повышения квалификации, инициативы профессионалов в различных областях мед. обслуживания;
  • обеспечение желания врачей обучаться современным методам, формам работы, овладевать новым оборудованием;
  • увеличение объема предоставляемых услуг без потери качества;
  • улучшение качества диагностики;
  • экономия ресурсов;
  • повышение уровня доверия пациентов, их удовлетворенности результатом обращения в больницу;
  • соответственно повысятся показатели здоровья нации, уменьшится смертность, инвалидность, повысится рождаемость и т. д.

В целом решение всех этих задач в 2019-м году поспособствует общедоступности качественной медицины в России и оптимизации мед. обслуживания.

Министерство здравоохранения и социального развития
Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКОЕ АГЕНТСТВО

ПРИКАЗ

от 24 сентября 2008 года N 324

О Методических рекомендациях по определению величины размера выплат стимулирующего характера при переходе на новые системы оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений здравоохранения и социальной защиты ФМБА России



В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 года N 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений, подразделений, подведомственных органам исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений»

приказываю:

1. Утвердить Методические рекомендации по определению величины размера выплат стимулирующего характера при переходе на новые системы оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений здравоохранения и социальной защиты ФМБА России (приложение N 1).

2. Руководителям подведомственных учреждений здравоохранения и социальной защиты учесть Методические рекомендации при формировании локальных нормативных актов, регулирующих выплаты стимулирующего характера.

3. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя руководителя Саркисьянц В.А.

Руководитель
В.В.Уйба


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *