Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как установить категорию земель?». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Определение категории должно иметь место в любых официальных бумагах, где говорится о земле как объекте права. Их немало.
- Документы властных структур различного подчинения: федеральных, краевых (областных), муниципальных — о выделении земли для индивидуальных нужд граждан. Типичный пример – документ о праве собственности на выделенную землю.
- Договоры о купле-продаже земли, ее обмене, аренде и т.д.
- Сведения Госкадастра недвижимости: паспорт, выписка, Единый госреестр земель и другие.
- Документ о госрегистрации прав на недвижимость. Здесь также указываются основные характеристики земли.
- Другие официальные бумаги, в которых фигурирует интересующий участок. Скажем, акт об изъятии земли из-за её нецелевого использования и т.д.
Содержание:
Категории земель и виды разрешённого использования: что это такое?
При совершении любых действий с землей надо быть уверенным в ее категории безусловно, иначе права и обязанности владельца, связанные с данным участком, могут быть оспорены, а собственник недвижимости пострадать.
Могут быть признаны:
- незаконным — решение о выделении земельного участка;
- несоответствующим — правовой режим использования;
- недействующими — договоры, связанные с участком.
Если владелец земли подаст документы на регистрацию участка без подтвержденной категории, ему будет отказано в регистрации.
При первоначальной постановке земельного массива на кадастровый учёт специально созданная для этого комиссия устанавливает, к какой категории будет отнесена земля.
Из государственного резерва она переводится в земли соответствующего региона, который, в свою очередь, закрепляет ее назначение специальным актом.
Эта характеристика земли не является неизменной и при необходимости может быть изменена по решению региональных властей.
Более позднее определение категории (и ее изменение) зависит от того, в чьем ведении пребывает земля.
Обнаружив, что земельный участок остался без присвоенной категории, необходимо обратиться в местное отделение ГКН с ходатайством об исправлении недочета и внесении соответствующей записи в официальные документы. На это потребуется больше времени.
К ходатайству следует приложить:
- документ на участок;
- кадастровую выписку;
- удостоверение личности.
Стоит очень внимательно готовить пакет документов, так как в случае их несоответствия предъявляемым требованиям ходатайство не будет рассмотрено или в нем будет отказано.
Непосредственная явка в учреждение предпочтительнее, так как:
- не надо делать копий документов, тратить деньги на их удостоверение;
- можно сразу узнать, правильно ли составлено ходатайство, при необходимости тут же исправить ошибки;
- не надо оформлять электронную подпись для работы на сайте госуслуг и т.д.
Заявление допустимо отправить в ГКН по почте или через интернет. Если документы передаются лично – в кадастр или МФЦ — вместе с копиями приносят подлинники, копии сверяются с оригиналом и возвращаются владельцу. При пересылке копии документов заверяются нотариально.
1. К землям Украины относятся все земли в пределах ее территории, в том числе острова и земли, занятые водными объектами, которые по основному целевому назначению подразделяются на категории.
2. Категории земель Украины имеют особый правовой режим.
3. Украина за пределами ее территории может иметь на праве государственной собственности земельные участки, правовой режим которых определяется законодательством соответствующей страны.
1. Земли Украины по основному целевому назначению подразделяются на следующие категории:
- а) земли сельскохозяйственного назначения;
- б) земли жилищной и общественной застройки;
- в) земли природно-заповедного и другого природоохранного назначения;
- г) земли оздоровительного назначения;
- ґ) земли рекреационного назначения;
- д) земли историко-культурного назначения;
- е) земли лесохозяйственного назначения;
- є) земли водного фонда;
- ж) земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и другого назначения.
2. Земельные участки каждой категории земель, не предоставленных в собственность или пользование граждан или юридических лиц, могут находиться в запасе.
1. Отнесение земель к той или иной категории осуществляется на основании решений органов государственной власти, Верховной Рады Автономной Республики Крым, Совета министров Автономной Республики Крым и органов местного самоуправления в соответствии с их полномочиями
Изменение целевого назначения земельных участков осуществляется по проектам землеустройства относительно их отвода.
2. Изменение целевого назначения земельных участков государственной или коммунальной собственности осуществляется Верховной Радой Автономной Республики Крым, Советом министров Автономной Республики Крым, органами исполнительной власти или органами местного самоуправления, которые принимают решение об утверждении проектов землеустройства по отводу земельных участков и передаче этих участков в собственность или предоставления в пользование в соответствии с полномочиями, определенными статьей 122 настоящего Кодекса.
3. Изменение целевого назначения земельных участков частной собственности осуществляется по инициативе собственников земельных участков.
Изменение целевого назначения земельных участков частной собственности осуществляется:
- по земельным участкам, расположенных в пределах населенного пункта, — сельским, поселковым, городским советом;
- по земельным участкам, расположенных за пределами населенных пунктов, — районной государственной администрацией, а в отношении земельных участков, расположенных за пределами населенных пунктов, не входящих в территории района, или в случае если районная государственная администрация не будет образована, — Советом министров Автономной Республики Крым, областной государственной администрацией.
Проект отвода земельного участка частной собственности, целевое назначение которого изменяется, разрабатывается по заказу владельца земельного участка без предоставления разрешения Советом министров Автономной Республики Крым, органа исполнительной власти, органа местного самоуправления на его разработку.
Проект отвода земельного участка разрабатывается в порядке, установленном законом.
Проект отвода земельного участка согласовывается в порядке, установленном статьей 186-1 настоящего Кодекса.
Совет министров Автономной Республики Крым, орган исполнительной власти или орган местного самоуправления в месячный срок со дня получения проекта землеустройства по отводу земельного участка, согласованного в порядке, установленном статьей 186-1 настоящего Кодекса, принимает решение об утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка и изменение ее целевого назначения.
Отказ Совета министров Автономной Республики Крым, органа исполнительной власти или органа местного самоуправления в изменении целевого назначения земельного участка или оставление ходатайства без рассмотрения могут быть обжалованы в суд.
5. Виды использования земельного участка в пределах определенной категории земель (кроме земель сельскохозяйственного назначения и земель обороны) определяются ее собственником или пользователем самостоятельно в пределах требований, установленных законом к использованию земель этой категории, с учетом градостроительной документации и документации по землеустройству.
Земельные участки сельскохозяйственного назначения используются их владельцами или пользователями исключительно в пределах требований относительно пользования землями определенного вида использования, установленных статьями 31, 33-37 настоящего Кодекса.
Земельные участки, относящиеся к землям обороны, используются исключительно согласно Закону Украины «Об использовании земель обороны».
6. Изменение целевого назначения особо ценных земель допускается только для размещения на них объектов общегосударственного значения, дорог, линий электропередачи и связи, трубопроводов, осушительных и оросительных каналов, геодезических пунктов, жилья, объектов социально-культурного назначения, об объектов, связанных с добычей полезных ископаемых, нефтяных и газовых скважин и производственных сооружений, связанных с их эксплуатацией, а также в случае отчуждения земельных участков для общественных нужд или по мотивам общественной необходимости, отнесение земель, указанных в пунктах «а «и» б «части первой статьи 150 настоящего Кодекса, к землям природно-заповедного фонда и другого природоохранного назначения, земель историко-культурного назначения.
Отнесение особо ценных земель государственной или коммунальной собственности, определенных в пунктах «а» и «б» части первой статьи 150 настоящего Кодекса, в земли других категорий осуществляется по согласованию с Верховной Радой Украины.
Согласование материалов места расположения объекта, который предполагается разместить на земельном участке особо ценных земель государственной или коммунальной собственности с изменением его целевого назначения, осуществляется по согласованию с Верховной Радой Украины в порядке, определенном статьей 151 настоящего Кодекса.
7. Изменение целевого назначения земельных участков природно-заповедного и другого природоохранного назначения, историко-культурного, лесохозяйственного назначения, находящихся в государственной или коммунальной собственности, осуществляется по согласованию с Кабинетом Министров Украины.
Нарушение порядка установления и изменения целевого назначения земель является основанием для:
- а) признания недействительными решений органов государственной власти, Верховной Рады Автономной Республики Крым, Совета министров Автономной Республики Крым и органов местного самоуправления о предоставлении (передаче) земельных участков гражданам и юридическим лицам
- б) признания недействительными соглашений относительно земельных участков;
- в) отказа в государственной регистрации земельных участков или признания регистрации недействительной;
- г) привлечение к ответственности согласно закону граждан и юридических лиц, виновных в нарушении порядка установления и изменения целевого назначения земель.
1. Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, предоставленные для производства сельскохозяйственной продукции, осуществления сельскохозяйственной научно-исследовательской и учебной деятельности, размещения соответствующей производственной инфраструктуры, в том числе инфраструктуры оптовых рынков сельскохозяйственной продукции, или предназначенные для этих целей.
2. К землям сельскохозяйственного назначения относятся:
- а) сельскохозяйственные угодья (пашня, многолетние насаждения, сенокосы, пастбища и залежи);
- б) несельскохозяйственные угодья (хозяйственные пути и прогоны, полезащитные лесные полосы и другие защитные насаждения, кроме тех, которые отнесены к землям лесного фонда, земли под хозяйственными зданиями и дворами, земли под инфраструктурой оптовых рынков сельскохозяйственной продукции, земли временной консервации и т.п.).
3. Земли сельскохозяйственного назначения передаются в собственность и предоставляются в пользование:
- а) гражданам — для ведения личного крестьянского хозяйства, садоводства, огородничества, сенокошения и выпаса скота, ведения товарного сельскохозяйственного производства фермерского хозяйства;
- б) сельскохозяйственным предприятиям — для ведения товарного сельскохозяйственного производства;
- в) сельскохозяйственным научно-исследовательским учреждениям и учебным заведениям, сельским профессионально-техническим училищам и общеобразовательным школам — для исследовательских и учебных целей, пропаганды передового опыта ведения сельского хозяйства;
- г) несельскохозяйственным предприятиям, учреждениям и организациям, религиозным организациям и объединениям граждан — для ведения подсобного сельского хозяйства;
- ґ) оптовым рынкам сельскохозяйственной продукции — для размещения собственной инфраструктуры.
4. исключена
5. Земли сельскохозяйственного назначения не могут передаваться в собственность иностраннцам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам и иностранным государствам.
1. Земли, пригодные для нужд сельского хозяйства, должны предоставляться прежде всего для сельскохозяйственного использования.
2. Определение земель, пригодных для нужд сельского хозяйства, производится на основании данных государственного земельного кадастра.
3. Для строительства промышленных предприятий, объектов жилищно-коммунального хозяйства, железных и автомобильных дорог, линий электропередачи и связи, магистральных трубопроводов, а также для других нужд, не связанных с ведением сельскохозяйственного производства, предоставляются преимущественно несельскохозяйственные угодья или сельскохозяйственные угодья худшего качества.
4. Линии электропередачи и связи и другие коммуникации проводятся главным образом вдоль дорог, трасс и т.п.
1. Государственным и коммунальным сельскохозяйственным предприятиям, учреждениям и организациям предоставляются земельные участки из земель государственной и коммунальной собственности в постоянное пользование для научно-исследовательских, учебных целей и ведения товарного сельскохозяйственного производства.
2. Государственные и коммунальные сельскохозяйственные предприятия, учреждения и организации могут арендовать земельные участки, находящиеся в собственности граждан и юридических лиц.
3. В случае ликвидации государственного или коммунального предприятия, учреждения, организации земли, находящиеся в их постоянном пользовании, по решению соответствующего органа исполнительной власти или органа местного самоуправления переводятся в земли запаса или предоставляются другим гражданам и юридическим лицам для использования по их целевому назначению, а договоры аренды земельных участков прекращаются.
Землеустройство — совокупность социально-экономических и экологических мероприятий, направленных на регулирование земельных отношений и рациональную организацию территории административно-территориальных единиц, субъектов хозяйствования, которые осуществляются под воздействием общественно-производственных отношений и развития производительных сил.
Важно! Целевое назначение земель определяют проекты землеустройства по упорядочению территорий населенных пунктов.
Целевое назначение земельного участка — это использование земельного участка по назначению, определенному на основании документации по землеустройству в установленном законодательством порядке.
Для правильного выбора участка, нужно разобраться, для чего предназначен каждый вид земельного участка. Для физических лиц интерес составляют земли, предназначенные для сельскохозяйственной деятельности, а также земли для жилищного и общественного строительства.
К этому виду относятся земли, которые отводятся гражданам для ведения фермерского и крестьянского хозяйства, а также различных видов сельскохозяйственной деятельности. Сельскохозяйственные предприятия могут вести на этих землях товарное сельскохозяйственное производство. Если предприятие не является сельскохозяйственным, то на землях сельскохозяйственного назначения они могут вести только подсобное хозяйство.
Чаще всего земли сельскохозяйственного назначения используются для ведения садоводства. Купив земельный участок недалеко от города, многие граждане используют его для ведения собственного хозяйства, садоводства, огородничества и другой сельскохозяйственной деятельности.
Изменение целевого назначения земли
Для каждого участка земли государством установлена цель его использования, и пользоваться этим участком не по назначению нельзя. Нельзя построить на своем приусадебном участке магазин, а на землях сельхозназначения — многоквартирный дом.
Изменение вида разрешенного использования земельного участка применяется, например, чтобы:
- заработать на перепродаже (земли населенных пунктов оцениваются намного дороже земель сельхозназначения);
- организовать на своем подсобном участке производственное предприятие или торговую точку;
- построить многоквартирный дом на участке, который предназначен для ведения подсобного хозяйства;
- застроить участок сельхозназначения жилыми домами.
Если не произвести изменения разрешенного использования земельного участка, но в то же время использовать его не по назначению, можно оказаться привлеченным к административной ответственности.
Получите совет юриста за 15 минут!
Изменение целевого назначения земельных участков частной собственности по инициативе их собственников осуществляется:
- сельским, поселковым, городским советом, если земельный участок расположен в пределах населенного пункта;
- районной госадминистрацией или Советом Министров АР Крым, если земельный участок расположен за пределами населенных пунктов;
- областной госадминистрацией, если земельный участок не входит в территорию района или райгосадминистрация не создана.
Для этого собственник земли должен обратиться в местные органы власти, которые занимаются землеотведением и получить их согласие. Процедура изменения целевого назначения – процесс длительный и сложный, похожий на приватизацию земли, но имеющий свои особенности.
Смена целевого назначения состоит из следующих этапов:
- Обращение с ходатайством (заявлением) собственника земельного участка в сельский, поселковый или городской совет, либо в районную государственную администрацию в зависимости от месторасположения участка.
- Рассмотрение вышеперечисленными структурами ходатайства и одобрение либо же обоснованный отказ на изменение целевого назначения.
- Подготовка проекта отвода земельного участка.
- Согласование проекта отвода с районным (городским) органом земельных ресурсов, природоохранным и санитарно-эпидемиологическим органами, органом градостроительства, архитектуры и охраны культурного наследия.
- Землеустроительная экспертиза проекта отвода.
- Рассмотрение местными советами или районной госадминистрацией проекта отвода земельного участка и принятие решения об изменении его целевого назначения.
Порядок изменения целевого назначения земельного участка государственной или коммунальной собственности также предусмотрен ст. 20 ЗК и мало отличается от порядка, касающегося земли частной собственности.
Так же заказывается и согласовывается проект отвода, принимается решение об его утверждении и изменении целевого назначения и так же вносятся сведения в ГЗК. Однако инициировать изменение целевого назначения государственной или коммунальной земли вправе землепользователь (лицо, владеющее участком на праве постоянного пользования, или арендатор).
Для этого ему необходимо получить разрешение от соответствующего органа власти (того, который принимал решение о передаче этого участка в пользование) на разработку проекта отвода земельного участка, целевое назначение которого планируется изменить.
Для получения разрешения землепользователь должен направить в соответствующий орган заявление (ходатайство).
Важно! Например, если ФХ арендует государственную землю с целевым назначением «для ведения фермерского хозяйства» и планирует изменить его на «для ведения товарного сельхозпроизводства», то заявление следует подавать в территориальный орган Госземагентства.
При этом фактически происходит разделение земли на два отдельных участка с разным целевым назначением, по каждому такому участку разрабатывается соответствующая техническая документация и на каждую часть земельного участка разрабатывается свой проект отвода (ст. 56 Закона от 22.05.03 г. № 858-IV). Это касается как земель частной, так и государственной или коммунальной собственности.
Использовать земельный фонд без получения разрешения – незаконные действия. В российском законодательстве категории определяются в зависимости от использования, предназначения.
Выделяют такие категории земельных участков:
- ИЖС.
- С/х земля.
- Промышленная.
- Охранная зона.
- Лесное хозяйство.
Также выделяют участки, необходимые для обеспечения безопасности, строительства дорог, транспорта, космической деятельности. Есть ЗУ запаса.
Рассмотрение целевого назначения земельных участков
Смена категории земельного участка проводится после получения на это разрешения органов местного управления. Если субъекта интересует надел под сельское хозяйство, нужно обращаться в исполнительные органы Российской Федерации.
Все действия, выполненные как со стороны субъекта, так и со стороны государственных органов согласованы с действующим законодательством, Земельным Кодексом РФ, Конституцией.
Как поменять категорию земли – инструкция:
- Подготовить нужный пакет документов.
- Подать обращение в уполномоченный орган.
- Ожидать ответа от представителей государственной структуры.
Обращение субъекта рассматривается специальной комиссией, независимо от решения лицо, подавшее обращение уведомляется. Если решение положительное, в кадастровую документацию вносятся изменения.
Примите во внимание: земельный участок должен иметь четко определенные границы, если их нет, перед подачей обращения нужно пригласить специалиста по землеустройству для проведения межевания.
Можно ли поменять категорию земли без вложения денежных средств – нет. Стоимость перевода (изменение ВРИ) – бесплатно. На землю назначается налог, изменился статус надела – изменилась сумма налога.
Нужно заплатить за изменение кадастровой стоимости ЗУ, сумма может составлять 30% от стоимости надела.
Специальная комиссия будет рассматривать заявление на протяжении двух месяцев. За этот период документы будут направлены в различные органы:
- Регистрация ходатайства – один день.
- Уведомление органа кадастрового учета – пять дней при одобрении изменения категории.
- Отправка уведомления заявителю – две недели.
Если участок земли находится в ведении субъекта Российской Федерации, к двухмесячному сроку добавляется еще один месяц.
Если в документах на участок не прописана категория земли – это составит проблему. Для продвижения дела нужно отдельно запросить информацию о категории ЗУ. Для того чтобы это сделать, нужно иметь кадастровый номер, знать площадь надела (эту информацию выдает БТИ).
Если в будущем на территории участка планируется возведение построек, нужно предоставить схему их расположения.
Не всегда удается изменить статус земли, есть ситуации, когда заявитель может получить отказ:
- Нет всей необходимой документации.
- Федеральный Закон не позволяет внести изменения.
- Субъект не получил все нужные согласования.
- В документации допущена ошибка.
- Экологическая экспертиза после проведения проверки дала отказ.
- Паспорт;
- Правоустанавливающая документация;
- Кадастровый паспорт;
- Свидетельство, подтверждающее права землепользования.
[title3] => Изменение ВРИ земельного участка в «Леноблкадастр» [text3] =>
Стоимость услуги изменение вида разрешенного использования, складывается из двух факторов: оплата государственной пошлины и работы наших специалистов. Поэтому окончательная цена смены ВРИ рассчитывается персонально, в зависимости от сложности заказа.
Преимущества обращения в нашу компанию:
- Выезжаем в любой район Ленинградской области;
- Работаем больше 10-ти лет и имеем много положительных отзывов;
- Несём полную ответственность за качество оказанных услуг;
- Работаем в тесном сотрудничестве со всеми разрешительными органами;
- Не пользуемся услугами посредников.
Вам нужно изменить вид разрешенного использования земельного участка? Звоните! Мы проведём процедуру без отказов и бюрократических проволочек.
[micro_product] => 0 [block_image] => 0 [service_content] => [sale_percent] => [price_old] => [sale] => [node_type] => service [node_id] => 4163 ) [text] =>
Виды целевого назначения земельных участков устанавливаются в соответствии с действующим классификатором. Если категория земли не установлена, землепользование признаётся нецелевым, что влечёт за собой правовые последствия для собственника. В лучшем случае, не получится зарегистрировать возведённые на участке объекты, в худшем – налагаются денежные штрафы. Поэтому определение категории земельных наделов является неотъемлемой частью землепользования.
Процедура отнесения участка к определённой категории предполагает ряд сложностей, в которых сложно разобраться без помощи квалифицированного специалиста. Кадастровые инженеры компании «ЛенОблКадастр» помогут установить категорию земли для участков, расположенных в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Мы занимаемся решением таких вопросов больше 10-ти лет, заказать услугу могут физические лица и организации.
Что делать, если категория земли не установлена
Услуги | Стоимость |
---|---|
Юридическая консультация | от 500 ₽ |
Межевание (кадастровая съемка, схема, акт согласования, формирование межевого плана) | от 12000 ₽ |
Сдача и получение документов в Росреестр (по доверенности) | от 4000 ₽ |
Выписка из ЕГРН (1 шт.) | от 250 ₽ |
КПТ из ЕГРН (1 шт.) | от 400 ₽ |
Получение документов из архива | от 5000 ₽ |
Получение выписки из ПЗЗ (правил землепользования и застройки) | от 5000 ₽ |
Консультация кадастрового инженера (за 30 минут, бесплатно при заключении договора) | от 500 ₽ |
Присвоить земельному наделу определённую категорию может специальная комиссия, созданная по требованию первоначального собственника участка. Для этого территория изымается из резервного фонда государства и передается определенному региону. Передача закрепляется специальным актом.
Целевое предназначение определяется региональными властями, исходя из рационального использования земельных ресурсов. В дальнейшем, определение категории землепользования или её изменение зависит от принадлежности участка.
Вопросы о присвоении целевой категории земле решают следующие органы:
- Федеральная собственность – правительство России;
- Региональная собственность – краевые или областные органы власти;
- Муниципальная и частная собственность – органами местного самоуправления.
Если у земли нет категории целевого использования, то такой надел считается нераспределенным и относится к резервному фонду.
Чтобы присвоить земельному участку категорию необходимо:
- Подготовить ходатайство;
- Собрать установленный пакет документов;
- Подать документы в уполномоченную инстанцию;
- Дождаться решения.
Важно понимать, что в присвоении категории может быть отказано. Это решение можно обжаловать через суд, но заранее предугадать исход заседания невозможно. Если сбором документов и подготовкой ходатайства займутся наши специалисты, вероятность отказа будет минимальной.
- Заявление об отнесении участка к одной из установленных категорий;
- Правоустанавливающие документы: договор дарения, купли-продажи, свидетельство о вступлении в права наследника и пр.;
- Выписка из Госреестра по распоряжению недвижимым имуществом;
- Кадастровый паспорт ЗУ;
- Паспорт заявителя – для физических лиц;
- Выписка из ЕГРЮЛ – для организаций.
Как получить землю от государства и не состариться в процессе
Цена оказания услуг рассчитывается в индивидуальном порядке. По закону, категория землепользования присваивается бесплатно, но собственнику придётся оплачивать сопутствующие услуги. Например, подготовку кадастрового плана, установление границ и пр. Окончательная стоимость формируется из общего объёма работ, которые выполняют специалисты «ЛенОблКадастр».
Заказчику необходимо оплатить госпошлину в размере 30% от кадастровой стоимости, т.к. земля фактически выделяется из резервного фонда и у нее меняется категория.
Важно обращаться в те органы, в компетенции которых территориально находится желаемый участок.
- Органы местного самоуправления. Это местные сельсоветы или территориальные громады, в которые добровольно были объединены несколько сел или поселков. Сюда нужно обращаться если земля находится в коммунальной собственности.
- В местные органы исполнительной власти. Иными словами земельный вопрос должен решается в областных и районных государственных администрациях. Или в государственную службу по вопросам геодезии, картографии и кадастра. Здесь можно получить участок земли у государства бесплатно если он находится в государственной собственности.
- Административный суд. Если первые два варианта не сработали по закону (неаргументированный отказ) или если ваш запрос/ходатайство было проигнорировано – суд это единственный шанс отстоять свои права.
Вся процедура от подачи заявления, до получения подтверждающих документов на право собственности, в теории должна проходить примерно за 3 месяца. Но на практике происходит несколько иначе. Большинство граждан поджидает бюрократический саботаж, практически с самого начала. Чиновники могут давать невнятные ответы, которые не касаются сути запроса, с расчетом на то что вы после первой попытки опустите руки и не будете добиваться своих прав, но вы ведь уже знаете как можно получить землю от государства, верно?!
В отписках могут ссылаться на то что в сельсовете нет генерального плана, что якобы нет свободных земельных участков, что ответственное лицо в отпуске и прочие «сказки». В этом случае остается идти в административный суд. А вот судебные дела могут идти месяцами и это в лучшем случае.
Мы ни в коем случае не отговариваем от попытки, тем более что вы знаете процедуру как можно получить землю от государства бесплатно, которая положена каждому гражданину по закону, однако рассчитывать что с первого раза все получится и пройдет гладко тоже не стоит. Если хотите получить свой земельный участок и быть там хозяином – действуйте и запасайтесь терпением.
Земля в Украине, которую можно получить даром рано или поздно закончится. На апрель 2020 года, закон который позволяет бесплатно получить землю от государства является действующим. Если вы пойдете по этому пути – просто не будет, однако настойчивые граждане, которые отстаивают свои права на всех уровнях добиваются результата.
Это категория земли, отведенная специально для компактного проживания людей и размещения объектов инфраструктуры. Земли поселений имеют чёткую границу, отделяющую их от земель других категорий.
В рамках категории земель населенных пунктов выделяют следующие виды разрешенного использования:
- Размещение объектов многоэтажной жилой застройки. Объекты могут располагаться хаотично, образуя улицы, или территориальными блоками, образуя микрорайоны;
- Земли, отведенные под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС, ИЖД);
- Рекреационные зоны. Могут располагаться как внутри самого поселения, так и в пригородной полосе. В соответствии со ст. 98 ЗК РФ к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. П. 2 ст. 98 ЗК РФ устанавливает состав земель рекреационного назначения в которые входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристические и оздоровительные лагеря, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты. П. 5 ст. 98 ЗК РФ запрещается деятельность, не соответствующая целевому назначению такого ЗУ. Земли рекреации предназначены для оздоровительных функций как граждан так и сохранения природных свойств, строить на них можно, но только то, что указано в ст. 98 ЗК РФ. Кроме того, ст.ст. 285 — 286 ГК РФ предусмотрена ответственность за ненадлежащее использование земельного участка. В том случае, если использование участка осуществляется с грубым нарушением правил рационального использования земли, установленных земельным законодательством, в частности если участок используется не в соответствии с его целевым назначением, данный земельный участок может быть изъят у собственника;
- Участки, застроенные промышленными объектами, административными зданиями, сооружениями коммунального хозяйства, продовольственного и не продовольственного снабжения и т.п;
- Земли, отводимые под транспортные узлы — вокзалы, аэропорты, речные и морские вокзалы и т.п;
- Расположение объектов электроснабжения;
- Земли, входящие в состав населенного пункта, но занятые водоемами;
- Участки, отведенные для размещения дорог, каналов, причалов, трубопроводов, воздушных, наземных и подземных объектов связи и т.п;
- Особо охраняемые природные территории в черте населенного пункта. Обычно к ним относят: парки, памятники природы, заказники, объекты, имеющие особую культурную и историческую ценность, ботанические и зоологические сады, музеи под открытым небом и т.п;
- Земля, предназначенная для сельскохозяйственного использования. Несмотря на созвучность с названием одной из категорий, эти земли все равно находятся в рамках целевого назначения земель поселений. К ним относят личные подсобные хозяйства (ЛПХ);
- Все остальные земли, которые могут быть представлены пространством улиц, площадей, участками резерва, особыми объектами, находящимися вне оборота, полосами отчуждений, охранными зонами и т.п;
- Зоны резерва развития поселения.
Не стоит путать разрешенное использование с формой собственности земли. На землях поселений могут размещаться объекты, находящиеся в федеральной, частной собственности, в собственности муниципалитета, субъекта федерации.
Кроме того, не стоит путать размещение отдельных строений с населенными пунктами. Например, дом лесника, пасека, производственные и жилые помещения на горнодобывающих предприятиях, не могут быть частью населенного пункта до тех пор, пока земля под ними не поменяет свою категорию.
Сельское хозяйство является базой существования любого общества и государства. Все это заставило законодателей выделить земли, пригодные к сельскохозяйственному использованию, в отдельную категорию.
В категорию земли сельскохозяйственного назначения входят земельные участки, расположенные вне поселений, хозяйственная функция которых состоит в том, чтобы производить сельскохозяйственную продукцию. Однако, подобно категории населенных пунктов, сельскохозяйственные земли включают в себя целый ряд земель, имеющих своё разрешенное использование.
В пределах земель сельскохозяйственного назначения могут быть следующие виды разрешенного использования:
- Участки, занятые дорогами вместе с полосами отчуждения;
- земли, занятые лесной растительностью (лесополосы, выполняющие функцию защиты полей, лесные участки иного предназначения);
- участки, занятые под хозяйственные строения;
- пашни;
- сенокосы;
- пастбища;
- сады;
- залежные земли.
Залежь может носить характер специального использования, например, с целью повышения плодородия почвы, а может быть вынужденной, когда владелец или пользователь по каким-то причинам прекращает обработку земли в соответствии с её разрешенным использованием. Обычно под залежью понимается последний случай. Преднамеренный перевод земель в залежь обычно производится при потере хозяйственной и экологической ценности участков в связи с природной и техногенной катастрофами, длительным загрязнением, эрозией почвы.
К ним относят земельные участки, используемые только для целей земледелия или животноводства. В свою очередь, сельскохозяйственные угодья делятся на пашни, сенокосы, пастбища, залежи (временно не обрабатываемые земли), участки с многолетними древесными насаждениями. Причем такое деление не произвольное, все виды сельхозугодий имеют специальный правовой статус, который не может быть изменен в произвольном порядке.
Особый статус имеют участки, подвергшиеся мелиорации. Это связано с тем, что для того, чтобы они приобрели необходимые ресурсные свойства, проводились затратные мероприятия по осушению, обводнения, восстановлению плодородия почвы, минимизации эрозии. Часто такие земли нуждаются в обеспечивающих бесперебойную мелиорацию работах.
Не сельскохозяйственные угодья заняты различными сооружениями вспомогательного характера. К ним могут относиться: дороги, коммуникации, защитные лесополосы, водоёмы, строения, обеспечивающие сельскохозяйственное производство.
Этот не сельскохозяйственный статус находится под действием градостроительного регламента, в то время как на сельскохозяйственные угодья его нормативы не распространяются.
Следует отметить разницу между землями сельскохозяйственного назначения и участками земель селитебных территорий, на которых разрешено ведение сельского хозяйства. В первом случае земли являются категорией и имеют целевое назначение, во втором — находятся в черте населенного пункта и имеют специфическое разрешенное использование.
Сельскохозяйственные угодья неоднородны и имеют свои подразделения по принципу кадастровой стоимости:
- Угодья с низким и средним уровнем стоимости. К ним обычно относятся земли длительных залежей, участки, обладающие низким плодородием, подвергшиеся эрозии, загрязнению и т.п;
- Угодья с кадастровой стоимостью значительно выше (50% и более), чем в среднем по данной территориальной единице;
- Угодья, обладающие особой ценностью. Их кадастровая стоимость намного превышает средние величины. Обычно к ним относятся пашни, давно вовлеченные в сельскохозяйственный оборот и обладающие высоким плодородием.
Что мне делать, если категория земли не установлена?
Категория земель лесного и водного фондов предполагает их хозяйственное использование, но только в рамках разрешенного вида деятельности:
- На землях лесного фонда ведется лесное хозяйство, которое чаще всего заключается в лесоустроительном зонировании. По его результатам все земли этой категории делятся на участки, где ведутся рубки и на участки, где лес восстанавливается;
- Земли водного фонда — это территории с водными объектами, водоохранные зоны естественных водоёмов, зоны водозаборов и иных водохозяйственных сооружений.
Категория земель определяется при постановке массива на кадастровый учёт. Это одна из основных характеристик, которая устанавливается изначально. Весь земельный массив определённой категории при участии в обороте отграничивается от земельных массивов других категорий посредством зонирования территории.
Изначально при введении земель в оборот категория устанавливается специальной уполномоченной комиссией, которая проводит ревизию зарезервированных земель для введения их в оборот.
После того как земли из государственного резерва передаются в ведение регионов, их назначение закрепляется специальным актом и сохраняется в условиях муниципального землепользования. При острой необходимости или обоснованной целесообразности, категории земель могут изменяться на региональном уровне, в соответствии с положениями Земельного кодекса РФ.
Каждый ЗУ, поставленный на кадастровый учёт имеет определённое в его отношении целевое назначение. Впоследствии он может использоваться только в том узком смысле, который предполагается его целевым назначением.
Узнать целевое назначение участка можно различными способами.
Некоторые виды назначений соответствуют определённым свойствам функциональных значений.
При приобретении участка в собственность необходимо определять это соответствие. Если вам достался участок, не отвечающий функциональному значению, вы имеете возможность изменить его разрешённое использование и даже – целевое назначение.
В соответствии со ст. 7 Земельного кодекса РФ, принятого 25 октября 2001 г. №136-ФЗ (далее – ЗК РФ) все земли в России по своему целевому назначению делятся на 7 категорий:
- земли сельскохозяйственного назначения;
- земли населенных пунктов;
- земли для нужд:
- промышленности;
- транспорта;
- энергетики;
- связи и телевидения;
- обороны и космической деятельности;
- а также иного специального назначения;
- земли особо охраняемых объектов и территорий;
- земли водного фонда;
- земли лесного фонда;
- земли запаса.
Пункт 2 указанной статьи ЗК РФ «Состав земель в РФ» закрепляет, что все земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного вида использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральними законами.
Земли сельскохозяйственного назначения
В эту категорию входят земли, расположенные за пределами населенных пунктов и определенные для использования в нуждах сельского хозяйства.
В категории земель сельскохозяйственного назначения входят:
- собственно сельскохозяйственные угодья – сенокосы, пашни, плодовые сады, пастбища и др.;
- земли, отведенные под внутрихозяйственные дороги и коммуникации;
- земли, отведенные для создания зон древесно-кустарниковой растительности в целях защиты от воздействия негативных природных и техногенных факторов;
- земли, окружающие замкнутые водоемы;
- земли, занятые зданиями и сооружениями, используемыми в целях хранения и переработки сельхозпродукции.
Земли сельскохозяйственных угодий имеют приоритетный статус и подлежат особой охране. Земли сельскохозяйственного назначения могут быть предоставлены для нужд промышленности или иных несельскохозяйственных нужд. В этом случае предоставляются земли, непригодные для сельскохозяйственного производства, либо земли сельхозугодий максимально худшего качества в соответствии с их кадастровой стоимостью.
Земли населенных пунктов
В эту категорию входят земли, расположенные в черте населенных пунктов (городов, сел, поселков и т.д.) и предназначенные для застройки или размещения инфраструктуры этих населенных пунктов. Целевое назначение земель этой категории определяется нахождением того или иного участка в той или иной территориальной зоне населенного пункта. Согласно ЗК РФ в населенных пунктах выделяют следующие территориальные зоны:
- жилые;
- производственные;
- общественно-деловые
- рекреационные;
- зоны инженерных и транспортных инфраструктур;
- специального назначения;
- иные.
Для каждой из этих зон существуют собственные регламенты, определяющие правовой режим и целевое использование расположенных в этих зонах земельных участков. Для всех участков, которые расположены в пределах одной территориальной зоны, действует единый регламент целевого использования. Этот регламент обязателен к выполнению всеми собственниками, арендаторами и пользователями земельных участков вне зависимости от формы собственности на эти участки.
В соответствии с ЗК РФ участки и расположенные на них объекты при несоответствии их параметров предельным значениям, прописанным в регламенте, или при несоответствии их профиля перечню разрешенных типов использования могут быть запрещены к использованию органами местного самоуправления.
Территориальные зоны, расположенные вне черты городов, но при этом составляющие с этим городом единую природную, социальную и хозяйственную инфраструктуру и не находящиеся в составе земель других населенных пунктов, считаются пригородными. В составе пригородных земель различают;
- зоны сельскохозяйственного назначения;
- зоны отдыха населения;
- зоны развития города.
Земли промышленного и специального наначения
В эту категорию входят земли, используемые для нужд различных отраслей промышленности, энергетики, транспорта и коммуникаций, а также иного специального назначения. Важной особенностью этой категории земель становится то, что многие участки, имеющие данное целевое назначение, окружены охранными, санитарными и иными зонами с особыми условиями использования. Эти условия ограничивают права всех землепользователей вне зависимости от формы собственности.
Земли особо охраняемых объектов и территорий
В эту категорию входят земли, имеющие особое научное, природоохранное, историко-культурное, оздоровительное или иное назначение. Эти земли частично или целиком изъяты из хозяйственного оборота. К землям этого типа относят, например, земли заповедников.
Земли водного и лесного фондов, а также земли запаса
Понятие «разрешенного использования земель» намного шире категорий – для каждой категории может быть предусмотрено несколько видов использования. Определение указанных видов соответствует принципам территориального зонирования территорий, каждый вид использования соотносится с определенной зоной. Общий перечень разрешенных видов пользования землей установлен системой классификаторов. Основной целью установления вида разрешенного использования является конкретизация правового статуса участка земли для вовлечения его в хозяйственный оборот. Субъект, осуществляющий владение или пользование участком земли, обязан подчиняться ограничениям, которые возлагаются на него исходя из разрешенного вида пользования принадлежащей ему земли, а также условиям режима территориальной зоны.
Статья 8 ЗК РФ «Отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую» предусматривает как порядок перевода земель из одной категории в другую, так и процедуру переоформления.
Категории земель (согласно п. 2 ст. 8 ЗК РФ) указывается в:
1) актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов РФ и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков;
2) договорах, предметом которых являются земельные участки;
3) государственном кадастре недвижимости;
4) документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
5) иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ.
Пункт 3 данной статьи ЗК РФ закрепляет, что нарушение установленного Кодексом, Федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.
Категории земель — это система классификации всех территорий РФ, которая основана на их целевом назначении. В свою очередь, целевое назначение — это система характеристик: экологических, биологических, геологических, которые определяют цель и способ эксплуатации земли. Общее количество категорий — 7.
Раздел на категории помогает сохранить и защитить земли как природный объект, поэтому при классификации учитывают фактическое состояние территории. Для каждой категории на законодательном уровне устанавливают режим использования.
Например, если на участке растет лес, его относят к землям лесного фонда. Соответственно, в силу природных характеристик местности, использовать эту территорию для строительства завода или фабрики нерационально. Под промышленные объекты, обычно, выделяют безжизненные территории: пустоши, каменистые равнины. Благодаря этому, биосфере наносится минимальный вред. По этой же системе оценки, под сельское хозяйство отводят земли с плодородной почвой, а охране подлежат территории с уникальным, исчезающим ландшафтом и природным миром.
📁 Государственный кадастр недвижимости;
📁 документы о государственной регистрации прав на земельные наделы;
📁 акты о предоставлении земельных участков, которые выдают федеральные и региональные органы исполнительной власти, а также органы местного самоуправления;
📁 договоры и другие документы, которые оформляются в процессе сделок, предметом которых являются земельные участки.