Государственный кадастр недвижимости земельный кадастр

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Государственный кадастр недвижимости земельный кадастр». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Кадастровая деятельность зародилась за 3000 лет до нашей эры в Древнем Египте. Уже тогда египтяне устанавливали четкие границы участков, определяли их площадь и фиксировали это в своей отчетности. Система ведется с целью получения и мониторинга достоверной информации об имеющихся в стране землях.

Само слово «кадастр» согласно истории возникновения появилось в 27 году до нашей эры в Римской империи. Тогда император Август ввел дань для населения за используемую землю и одновременно учредил перепись населения, что называлось «caputigum registrum». Из двух слов сложили одно – «capitastrum», а после оно трансформировалось в «catastrum».

Кадастр современного типа появился в 1718 году, его изобрел Джакомо Мариони.

Суть в том, чтобы учитывать не только земли и их границы, но также и качество земель, их назначение и прибыль, которую имеет с этого участка его владелец. На основе такого кадастра можно было справедливо определить сумму земельного налога.

Прежде всего, сведения, содержащиеся в Государственном земельном кадастре, используются для решения вопроса о правильном использовании земель.

На основе данных ГЗК принимаются решения о:

  • Изменении целевого характера использования земель;
  • Назначении задач по новому способу эксплуатации земли для увеличения продуктивности ее использования.

Также на основе данных ГЗК производится контроль использования земельных наделов и дается оценка эффективности потенциальных действий, которые могут быть проведены с данной землей.

Ведение Государственного кадастра основано на следующих принципах:

  • Последовательная организация сбора, обработки, учета и хранения информации, полученной при помощи картографических, оценочных, топографических, землеустроительных, почвенных, картографических, топографических, геодезических, геологических и иных видов работ, связанных с постановка земли на учет.
  • Единая система ведения кадастра по всей территории РФ. При этом для ведения кадастровой деятельности используются единые методы, а для отчетности – единые документы.
  • Взаимодействие ГЗК с иными государственными кадастрами: лесным, градостроительным и т.д. Это необходимо для сбора всей необходимой информации о недвижимости в одно целое.
  • Непрерывность осуществления кадастровой деятельности. Периодически в ГЗК должны заноситься новые сведения: постановка земель на учет, назначение новой кадастровой стоимости.
  • Достоверность информации. Внесенные данные всегда должны отображать существующую реальность. Так, Росреестр не реже чем раз в 5 лет пересматривает кадастровую стоимость каждого земельного участка.
  • Полнота информации. Все учтенные земли систематизируются по единому принципу. Определяется их площадь, назначается кадастровый номер (КН) и кадастровая стоимость и т.д. Не допускается пропуск одной или нескольких строк при заполнении информации.
  • Ведение ГЗК на электронном и бумажном носителях и их одинаковая значимость. Но в случае, если по одному и тому же участку имеется расхождения, верным признается вариант, указанный на бумажном носителе.
  • Постоянность хранения данных. Информация из ГЗК не может быть удалена. Ее можно обновить, дополнить, изменить и т.д., но старые данные не удаляются, а остаются на хранении у ответственной службы.
  • Организация работы снизу вверх. Всю основную информацию в ГЗК поставляют низшие, местные структурные подразделения. Значит, любая оптимизация деятельности в первую очередь должна быть направлена на низшие уровни кадастровой службы.
  • ГЗК является основой для решения большинства земельных споров. Оспорить данные, указанные в кадастре, можно только через суд.
  • Доступность данных из ГЗК. Любой желающий может получить интересующую его информацию по учтенному Росреестром земельному участку.
  • Централизованность в руководстве. Любое решение, принимаемое руководителем кадастровой палаты, является обязательным для исполнения всеми территориальными отделами кадастровой службы.

При ведении Государственного земельного кадастра необходимо руководствоваться вышеуказанными принципами, главными из которых являются: организация работы снизу вверх и единая система ведения ГЗК на всей территории РФ.

Основной единицей кадастровой службы являются местные отделения, которые по установленному образцу и в установленный срок осуществляют деятельность по сбору информации и заносят ее в базу данных.

Помимо этого, в обязанности местных отделений входит работа с гражданами (иными заинтересованными лицами), что подразумевает под собой предоставление необходимой информации и выдачу запрашиваемых справок согласно установленному порядку.

Государственный кадастр недвижимости

Служба земельного кадастра выполняет следующие функции:

  • Постановка на учет земельных участков (иных объектов недвижимости). Учет новых земель производится по заявлению заинтересованных сторон. Например, юридического лица, желающего взять в аренду земельный участок.
  • Учет данных о кадастровой стоимости. Не реже, чем раз в 5 лет должна производиться переоценка кадастровой стоимости всех земельных участков. Задача кадастровой службы – фиксировать все изменения в оценке ЗУ, определенные независимыми оценщиками.
  • Предоставление зарегистрированной информации всем заинтересованным лицам (государственным органам, гражданам и т.д.).

Вертикаль службы земельного кадастра имеет 4 ступени:

  1. Федеральный центр земельного кадастра. На сегодняшний день эту функцию исполняет Федеральная кадастровая палата Росреестра. Отсюда принимаются решения об оптимизации деятельности всей кадастровой службы.
  2. Областной земельный кадастр. Представлен в виде филиалов ФКП Росреестра в каждой из областей. Основная функция – обеспечение связи между Федеральным центром и низшими ступенями кадастровой службы. Регулирует деятельность городских и районных служб в своем регионе.
  3. Городской земельный кадастр. Занимается кадастровой деятельностью непосредственно на месте, также контролирует низшую ступень кадастровой службы.
  4. Районный земельный кадастр. Осуществляет кадастровую деятельность на местах.

Регистрацией прав собственности и внесением информации в Госкадастр занимается Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии или Росреестр.

Законодательные акты и нормативы не предусматривают аннуляцию действия устаревших документов.

Разрабатываются и обеспечиваются федеральными государственными службами. Все действия регламентируются регламентами, правилами в рамках законодательных кодексов.

Разновидности кадастров:

  1. Госкадастр недвижимости.
  2. Водный – состоит из 3-х частей: для подземных, наземных вод, использование ресурсов воды.
  3. Лесной – состав, вырубка, целевое использование и др.
  4. Земельный – качество и параметры земель, регистрация пользователей.
  5. Недвижимости – самый объёмный и часто используемый кадастр.
  6. Реестры особо охраняемых земельных участков.
  7. Кадастр территорий для размещения отходов.
  8. Перечень промышленных предприятий, с выбросом химических отходов.
  9. Красная книга.

Одновременно действуют все перечисленные виды кадастров.

За последние 10 лет государственная политика, направленная на модернизацию всех систем жизнеобеспечения страны, даёт плоды. В том числе разработана и внедрена новая система налогообложения, которая позволяет взимать налоги соразмерно доходности субъекта, стоимости его собственности. Регулирует эту систему ГКН.

Государственный кадастр недвижимости – это информационная база, которая содержит всю информацию об учтённом имуществе страны, а также сведения о границах государства.

В том числе информация о:

  • недвижимой собственности физических и юридических лиц;
  • государственной собственности;
  • границах РФ, относительно соседних стран;
  • границы субъектов страны;
  • границы муниципалитетов;
  • границы населённых пунктов – города, деревни, села и т.п.
  • зонахособого назначения и др.

9 видов государственных кадастров

В основе формирования и регламентирования кадастровой деятельности лежат законодательные акты Российской федерации. Они становятся однозначной правовой основой.

Нормативные акты, регламентирующие кадастровую деятельность:

  1. Конституция.
  2. Гражданский кодекс.
  3. Жилищное законодательство.
  4. Лесной, Водный кодекс.
  5. Градостроительное законодательство и др.

Соблюдение перечисленных законов обязательно. В противном случае нарушитель будет наказан.

Ошибки бывают двух видов – технические и кадастровые. В случае с первыми, исправление занимает несколько дней, с момента выявления, второй вариант требует большего количества времени и сил.

Техническая ошибка – это несоответствие данных кадастрового паспорта с данными документов, на которых основывается информация. Например, ошибка в площади объекта, в количестве построек на участке и т.п. Как правило, такая ошибка «оправдана» невнимательностью сотрудника, но времени на устранение уходит не более 5 дней (столько же времени требуется на вынесение отказа).

Для подтверждения ошибки требуется анализ архивных сведений. В случае обнаружения несовпадений кадастровый орган выносит официальное решение о смене данных в реестре. Если решение отрицательное, заявитель может обратиться в суд.

Любые изменения, касающиеся земельных отношений, должны проводиться только с уже созданной нормативной базой, которая, в свою очередь, будет обеспечивать развитие и совершенствование экономики государства, повышать уровень жизни населения, а также оптимизировать уровень социального неравенства.

Нормативно-правовой основой регулирования кадастровой функциональности служит Конституция Российской Федерации. Также существует ряд определённых кодексов, а именно:

  • гражданский;
  • земельный;
  • лесной;
  • градостроительный;
  • водный;
  • жилищный;
  • а также все нововведённые законы и правовые акты.

Все действия, связанные с урегулированием и систематизацией земельных отношений, находятся в Земельном кодексе РФ.

Учет и управление всей статистикой государственного кадастра проводится особой Федеральной службой госрегистрации.

Следует знать, что этот процесс довольно сложный и трудоёмкий, так как необходимо безошибочно вести и корректировать всю статистику и изменения отдельно каждого земельного участка.

Документ государственного кадастра недвижимости (ГКН) — это свод данных, где расположена информация обо всех учтённых объектах недвижимости РФ, а именно: категория земли, кадастровый номер, площадь, стоимость, месторасположение и т. д. Такие данные об объекте подтверждают статус его существования как официально зарегистрированного и поставленного на соответствующий учёт.

Для того чтобы совершать любого рода операции с имуществом, необходимо получить выписку с вышеописанными из ГКН данными.

Существует определённая профессия для проведения всех операций, касающихся недвижимости — кадастровый инженер. Человек данной профессии занимается межеванием и восстановлением границ. А также кадастровый инженер может работать с документацией, касающейся судебных разбирательств. Если подробнее, то этот высококвалифицированный специалист может распознавать старые и новые кадастровые номера, кодировать их и расшифровывать, изменять и регулировать все сведения об объекте недвижимости, а также подготавливать их к выписке.

Информация, находящаяся в базе кадастра, делится на два класса показаний:

Основные:

  • форма имущества (здание, сооружение, помещение и т. д.);
  • кадастровый номер, а также дата его занесения в государственный кадастр. Дата занесения индивидуального номера предусматривает то, что постановление на учёт реализуется в срок 20 рабочих дней с момента предоставления соответствующего заявления;
  • месторасположение границ наглядного предмета недвижимости. Суть ведётся о визуально отображаемой карте и плане этого имущества. Все сведения об общем объёме площади участка находятся в специальном документе под названием технический план;
  • кадастровый номер здания либо сооружения, сведения о помещении, конкретный этаж и подробное описание территории этого этажа.

При покупке дома, квартиры или земли требуется пройти соответствующую процедуру для регистрации и постановки нового участка на учёт. Также это мероприятие потребуется, если зарегистрированный объект уже возведён или были произведены изменения на нём (увеличение границ, перепланировка и т. д.).

Владелец не может зарегистрировать своё имущество, если у него не будет уже внесённых сведений в базу Росреестра (ЕГРН) сведений.

В 2017 году произошло объединение ГКН и ЕГРН, в связи с чем процедура существенно ускорилась, тем самым облегчила процесс и сберегла время граждан. Таким образом, хозяин имущества получает выписку с общими сведениями ЕГРН.

Госуслуга предоставления соответствующих данных об объекте оказывается в бесплатной форме, но при одновременном учёте прав требуется оплатить госпошлину. Сумма госпошлины будет зависеть от вида объекта, его размеров и прочих нюансов.

После проверки и занесения в журнал данных из всех вышеуказанных документов заявитель получает официальную выписку из ЕГРН, которая, в свою очередь, подтверждает права на собственность.

В связи с поправками в Законе ФЗ-218 «О государственном кадастре недвижимости» (последняя редакция), подавать заявление на регистрацию соответствующих прав можно в любом подразделении государственного реестра или МФЦ, независимо от местонахождения объекта.

Процедура Документ
1. Сбор документов Документ, подтверждающий право собственности (например, договор купли-продажи, дарения, аренды)
Геодезический план (карта)
Межевой план
Доверенность, заверенная нотариусом (для доверенного лица)
2. Обращение в кадастровую палату Паспорт (документ удостоверяющий личность)
Квитанция об оплате госпошлины
Заявление
Вышеупомянутые документы
3. Выдача расписки
4. Получение выписки ЕГРН Расписка
Паспорт (документ удостоверяющий личность)
5. Регистрация участка в УФРС Кадастровый паспорт
Договор основания (права на участок)
Межевой план
Квитанция об оплате госпошлины
Заявление
Документ, удостоверяющий личность каждого собственника
6. Выдача расписки
7. Возврат ранее поданных документов Паспорт

В России кадастровый надзор вёлся ещё с 1765 года. При создании специальной комиссии начал вестись учёт земель и межевания. Эти сведения заносились в особую книгу, в которой описывались размеры земельных угодий.

В 1861 году, в связи с отменой крепостного права, платёж за землю подвергся некоторым изменениям. Так, после осуществления определённых реформ, появилась потребность в изучении принципа управления, анализа и выявления выгоды от земель. Проще говоря, был порядок действий, который в итоге привёл к более точной статистике. Так образовался земский кадастр, который действовал без изменений вплоть до 1917 года.

Во времена СССР как такового кадастрового учёта не было, так как земля была собственностью одной большой страны. По прошествии небольшой правовой реформы в 1965 году учёт начал реализовываться по плановым и картографическим материалам, где изображались границы территорий землеустройства.

В нынешней России серьёзные перемены произошли уже 1991 году, когда Государственной думой были приняты новые реформы и кодексы. Главным изменением стала возможность присваивать личные владения на законодательном уровне, а также предпринимать любые действия касательно недвижимости (продажа, аренда и т. д.). В 2007 году был принят Закон ФЗ-221 «О государственном кадастре недвижимости» при внесении ряда поправок и изменений в 2017 году этот закон был введён в состав Закона ФЗ-218 и принят к исполнению. В результате чего была улучшена структура ведения государственного учёта в стране.

Согласно действующим нормативам каждые 5 лет осуществляется инвентаризация недвижимости. Текущее мероприятие можно проходить по желанию, но если имущество в перспективе будет выставлено на продажу, без данной операции это будет невозможно. Также необходимо пройти инвентаризацию при утере кадастрового паспорта. Сам процесс несложный и быстрый — исследование и анализ соответствующего участка кадастровым инженером, по решению которого будет выдан новый паспорт.

Выписка из журнала ЕГРН может подтвердить существование присвоенного номера только в том случае, если объект недвижимости был внесён в базу не ранее 2007 года.

Участок, состоящий в садоводческом товариществе, также подвержен учёту. В этом случае всю ответственность на себя берёт местный муниципальный орган. Это значит, что любой договор о приватизации или передаче имущества в личное владение проходит проверку муниципальным органом. Собственник также вправе распоряжаться землёй только с разрешения самоуправляющейся организации.

Инициатором формирования объекта кадастрового учета выступает существующий или потенциальный собственник. Это происходит в следующем случае:

  • при постановке на учет всего недвижимого имущества или его части;
  • при изменении характеристик имеющих кадастровый номер участков.

Заинтересованное лицо заключает договор с кадастровым инженером на проведение кадастровых работ. В результате определяются границы участка, составляется межевой план, подготавливается пакет документов для подачи заявки о постановке на учет. Смена адреса, изменение категории земельного участка не являются основанием для формирования объекта.

Для обработки таких больших объемов данных требуется надежное программное обеспечение. Оно должно обеспечить наполнение базы, систематизацию и предоставление информации по запросу. Необходимо учесть, что данные вносятся из разных источников:

  • формируются из специализированных кадастров и ведомственных реестров;
  • предоставляются государственными органами;
  • на муниципальном уровне получаются организациями, выполняющими учет и регистрацию недвижимости, осуществляющими операции с ней;
  • вносятся физическими или юридическими лицами при постановке на учет и получении правоустанавливающих документов.

Информационный банк ГКН содержит сведения о природных ресурсах РФ, имеющих важнейшее экономическое значение. Они дифференцированы в зависимости от объекта кадастрового учёта, допускающего полноценное информирование уполномоченных структур, деятельность которых нацелена на природоохранные процессы.В настоящее время в статусе государственных, находятся следующие виды кадастров:

  1. Земельный – включающий все земельные массивы, расположенные на территории государства.
  2. Водный – учитывающий водные пространства РФ и разделяющий их документально зафиксированной границей, с перечнем уполномоченных организаций, использующих их по целевому назначению.
  3. Лесной – учитывающий лесные массивы государства, с внесением в перечень имеющихся пород деревьев, распространённых на отдельных территориях.
  4. Животного мира – включающий в себя перечень флоры, обитающей на территории тех или иных регионов, в том числе – включённых в «Красную книгу». Классифицирует представителей по видам, условиям обитания и территории распространения.
  5. Месторождений и проявлений полезных ископаемых, включая в перечень все известные месторождения.
  6. Особо охраняемых природных территорий, к которым относятся особые зоны земной поверхности, расположенные в экологически чистых зонах или отличающиеся особой уникальностью.
  7. Кадастр отходов – перечень захоронения отходов, с указанием их опасности для почв или проживающего в регионе населения.
  • Единство технологической и информационной деятельности системы, подразумевающий систематическое обновление сведений.
  • Идентификация сведений на электронных и бумажных носителях при аннулировании разночтений. При обнаружении таковых – приоритет информации, представленной документам на бумажных носителях и приведение электронных сведений в соответствие с ними.
  • Исполнение нормативов, предусматривающих особый режим хранения информации.
  • Сохранность устаревших данных в архивах, использование специфических норм хранения для информации, недоступной открытому доступу.
  • Трансляция сведений по запросам граждан и уполномоченных организаций и учреждений.

Это особый вид деятельности, определяющий рентабельность использования земельных массивов в соответствии с установленной категорией, поиск вариантов наиболее эффективного использования таковых.

Проводится на основании анализа информационных данных, получаемых при проведении ревизионных работ в массиве. Позволяет контролировать экологическую и экономическую ситуацию в регионе.

Главный вид деятельности – информационный. Он обеспечивает целевые позиции применения информационной деятельности ГКН для уполномоченных структур и видов работ описанных ниже.

Итак, цели и назначение Государственного кадастра недвижимости это:

  1. Федеральному управлению земельным ресурсом и расположенным в регионах отделениям, для ведения учёта земель, на принадлежащих муниципалитету территориях.
  2. Управлению по использованию и охране земельных ресурсов, в том числе – в региональные отделения.
  3. Для научных теоретических исследований плодородия верхнего слоя почв на различных участках.
  4. Контроль над процессом использования массивов и их частей по целевому назначению и в соответствии с категорией таковых.
  5. Для регистрационных учётных работ с недвижимостью и проводимыми с ней имущественными сделками.
  6. Для ревизионной деятельности массивов в муниципальных образованиях.
  7. Администрации населённого пункта (региона) – для анализа и формировании стратегии земельной политики.

Принимает и выдаёт учётные сведения в виде справок, выписок и свидетельств, а также – договоров имущественных сделок, прошедших регистрацию. Совокупные сведения хранятся здесь в соответствии с нормативами учёта, зашифрованные по кадастровым номерам, на электронных и бумажных носителях.

Имеют расширенный и углубленный во временном промежутке контекст. Документация здесь хранится на бумажных носителях, оформленных определённым образом. Сведения поступают из реестра, в том числе те, что утратили актуальность в связи с уничтожением (гибелью) объекта или по иным причинам. Дела передаются в архив и хранятся бессрочно, не допуская аннулирования.

Важность деятельности ГКН – беспрецедентна. Она составляет огромную систему совокупных данных, которые дифференцированно могут указать любой объект недвижимости и сделать его узнаваемым среди прочих с помощью кадастрового паспорта. О внесении изменений в него читайте в этой статье.

Функционирование ГКН позволяет использовать богатство земельного ресурса РФ в полном объёме, с проведением анализа результата эксплуатации и возможностей улучшения и активизации этого процесса.

Федеральный закон от 6 марта 2019 г. N 22-ФЗ «О внесении изменений в статью 45 Федерального закона «О кадастровой деятельности» Федеральный закон от 28 февраля 2018 г. N 36-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты » Федеральный закон от 29 июля 2017 года № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Федеральный закон от 05 апреля 2016 г. N 95-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и статью 15 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» Изменения в Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» Изменения в отдельные законодательные акты РФ Изменения в ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» Изменения в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации Изменения в отдельные законодательные акты РФ Изменения в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» Изменения в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием ФЗ «О свободном порте Владивосток» ФЗ РФ о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета объектов недвижимости Приняты изменения в ряд законов Приказ Минэкономразвития об утверждении требований к определению площади здания, помещения Приказ Минэкономразвития России о перечне специальностей среднего профессионального образования

Принят Государственной Думой 4 июля 2007 года

Одобрен Советом Федерации 11 июля 2007 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности (далее — кадастровые отношения).

2. Государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.

Особенности земельного кадастра с учетом изменений в законодательстве

Государственный земельный кадастр — систематизированный свод документированных сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков, о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель Российской Федерации и сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с этими земельными участками объектов.

Состоять сведения об объекте недвижимости, которые должны быть включены в кадастр, должны из пунктов, указанных в статье 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ.

Их структура такова:

  1. Вид объекта недвижимости, например, участок земли, сооружение, здание, помещение, место для парковки.
  2. Кадастровый номер и дата его присвоения.
  3. Место расположения объекта.
  4. Учетный номер, который присваивался ранее.
  5. Сведений о ликвидации объекта.
  6. Номер объекта, в результате преобразования которого образовалась новая недвижимость.
  7. Основные характеристики. К ним относятся – площадь, протяженность, глубина, объем, высота, этажность.
  8. Степень готовности объекта строительства. Она указывается в процентах.
  9. Сведения о расположении помещений и строений общего пользования.
  10. Материалы наружных стен.
  11. Год ввода объекта недвижимости в эксплуатацию.
  12. Номера регистрации кадастровых специалистов и даты заключения договоров на осуществление работ соответствующего характера.
  13. Вид помещения, то есть является ли оно жилым или нет.

В кадастр также, как правило, включаются дополнительные сведения об объекте недвижимости:

  1. Стоимость.
  2. Картографические данные лесных, водных и других природных объектах, которые расположены в пределах объекта, если таковым является земельный участок.
  3. Оценка категории территории.
  4. Вид разрешенного использования объекта.
  5. Сведения о близости или частичном вхождении в зону с особыми условиями, в том числе и экономическими либо охраняемой территории.
  6. Данные о включении объекта в реестр культурного наследия.
  7. Наименование здания или сооружения.
  8. Назначение и функции предприятия.
  9. Данные о результатах земельного надзора.

Более подробный перечень содержится в статье 8 Закона № 128-ФЗ.

Все документация, передаваемая в Росреестр, должна соответствовать определенным требованиям. Прежде всего, это подлинность. Данные должны быть достоверными, то есть полученными в официальных организациях. Допускается представление копий. Они должны быть заверены нотариусом. Исключением в данном случае является решения органов власти любого уровня. Они должны быть заверены руководителями инстанций, которые их вынесли. Фамилия, имя, отчество и адрес места проживания физического лица должны быть указаны без сокращений.

Инициатор может получить отказ в удовлетворении своей просьбы, если:

  1. Информация, предоставление которой было оформлено в форме электронного документа, не соответствует установленному формату.
  2. Данные, представленные на бумажном носителе, имеют приписки, зачеркивания, подчистки или помарки, а также выполнены карандашом, что не позволяет достоверно истолковать полученные сведения.
  3. Заявление не подписано инициатором либо его законным представителем. Наличие росписи является обязательным условием для обращения любого характера. В противном случае он является анонимным и не будет рассмотрено.
  4. Представленные данные являются недостоверными. То есть при проведении проверки были выявлены расхождения с официальной информацией.
  5. На копии документа отсутствует заверительная надпись нотариуса, руководителя органа власти или уполномоченного им должностного лица.

В случае выявления указанных недостатков Росреестра вправе отказать заявителю в удовлетворении просьбы. На практике, в большинстве случаев, недостатки выявляются ещё на этапе приема документов. В таких ситуациях заявителю дают время на их устранение, либо возвращают документы сразу. Если человек не согласен с таким решением, он имеет право обратиться в суд за защитой своих прав.

Согласно Закону «О государственной регистрации недвижимости» общий срок осуществления учета объекта недвижимости в кадастре и госрегистрации прав сокращен. При подаче документов в Росреестр он составит:

  • 5 рабочих дней — для кадастрового учета;
  • 10 рабочих дней — в случае одновременного проведения учета и госрегистрации;
  • 7 рабочих дней — для госрегистрации прав.

Если документы будут представляться через МФЦ, то сроки проведения кадастрового учета и госрегистрации прав увеличиваются на два рабочих дня.


Понятие и порядок ведения государственного земельного кадастра

С введением платных парковок на территории г. Тулы многие жители хотят огородить въезд на территорию своего многоквартирного жилого дома, установив шлагбаум. О том, как законно установить шлагбаум, спрашивайте у наших специалистов – консультации бесплатно. Готовим все необходимые документы.

Логично, что единый земельный кадастр России нуждается в администрировании и управлении. Эти функции призвана исполнять Федеральная кадастровая палата (ФКП) – структурное подразделение Росреестра, на которое возложен ряд основных функций службы:

  • ведение госреестра недвижимости (ЕГРН);
  • осуществление госрегистрации объектов недвижимости и сделок с ней;
  • кадастровый учет и утверждение кадастровой оценки;
  • предоставление актуальных сведений из ЕГРН;
  • прием заявлений от граждан и организаций о кадастровом учете, регистрации;
  • определение кадастровой стоимости.

На протяжении последнего десятилетия в России активно формируется единая система кадастрового учета, в которой:

  • интегрированы все существующие информационные системы;
  • объединены все данные об объектах недвижимости;
  • унифицированы регистрационные процедуры.

Этот процесс проходит под началом Росреестра, в рамках которого объединены все кадастровые органы РФ.

Результатом такой работы стало создание ЕГРН и формирование общедоступной публичной кадастровой карты, которую многие воспринимают как официальный сайт земельного кадастра.

Законодатель позволяет выделить 4 главных принципа, лежащих в основе ведения ГКН:

  1. Принцип единства используемых систем и ведения кадастра по всей России.
  2. Принцип непрерывности ведения кадастра и внесения в него изменений для обеспечения актуальных данных.
  3. Принцип открытости информации ГКН: общедоступность сведений.
  4. Принцип совместимости сведений кадастра недвижимости с иными информационными системами: формирование единого ЕГРН.

Можно утверждать, что государственный земельный кадастр ведется в целях систематизации работы по управлению, охране и регистрации прав на землю, деятельности по землепользованию, землеустройству, владением и распоряжением землей.

Сведениями из кадастра могут воспользоваться не только представители власти, но и любые другие лица, ведь информация о недвижимости находится в публичном доступе.

Если рассматривать кадастровое дело как научную дисциплину, можно выделить предмет и методы земельного кадастра. Предметом кадастра можно считать закономерности, используемые при создании и ведении ГКН как единой информационной базы, обеспечивающей граждан актуальными данными о недвижимости.

В деятельности кадастра используются методы математического моделирования и экономической оценки. Это позволяет ГКН исследовать, изучать и обрабатывать поступающую информацию, а также систематизировать ее для выполнения главной задачи.

Подытоживая сказанное, обращаем внимание на изменение принципов и подходов кадастрового учета земель. Прежний земельный кадастр был преобразован в кадастр недвижимости, в котором содержатся сведения обо всех объектах, а не только о земельных участках. Получить сведения из него можно при помощи публичной кадастровой карты либо запроса в ЕГРН. Эти данные всегда актуальны и общедоступны. Функции по ведению кадастра возложены на Росреестр и его территориальные подразделения.

Землеустройство представляет собой комплекс мероприятий по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

Землеустроительные мероприятия осуществляются по ходатайству заинтересованных лиц либо по согласованию с ними. Однако в ряде предусмотренных законом случаев проведение землеустройства носит обязательный характер. Например: изменение границ земельных участков; выявление нарушенных или подверженных эрозии земель; рекультивация и консервация нарушенных земель и др.

1. Изучение состояния земель

Данный вид землеустроительных действий включает:

  • геодезические и картографические работы;
  • почвенные, геоботанические, агрохозяйственные и другие специальные обследования и изыскания;
  • качественную оценку земель;
  • инвентаризацию земель.

1. Материалы геодезических и картографических работ являются основой для проведения всех других землеустроительных действий.

Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. N 1061 утверждено Положение о контроле за проведением землеустройства.

Контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения организациями и гражданами при проведении землеустройства требований законодательства Российской Федерации, а также утвержденных в установленном порядке технических условий проведения землеустройства и требований к нему.

Контроль проводится в соответствии с требованиями Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».

Контроль осуществляется в форме проверок, проводимых в соответствии с планами, утверждаемыми Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (с 1 марта 2009 г. — Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии), а также внеплановых проверок.

Внеплановые проверки проводятся для контроля за исполнением предписаний об устранении ранее выявленных нарушений при проведении землеустройства, а также в случае получения от органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан документов и иных доказательств, свидетельствующих о наличии признаков нарушения требований законодательства Российской Федерации при проведении землеустройства, в том числе при проведении описания местоположения и (или) установления на местности границ объектов землеустройства, на основании заявления лица, заинтересованного в проведении контроля.

При проведении контроля могут выполняться обследование объекта землеустройства и выездные проверки, выполняемые в отношении касающихся этого объекта землеустроительных работ, осуществляемые по месту нахождения объекта землеустройства.

В случае выявления в ходе контроля нарушения земельного законодательства и требований охраны и использования земель полученные копии документов и материалов, а также копия акта передаются соответствующему государственному инспектору по использованию и охране земель.

При выполнении кадастровых работ в целях кадастрового учета уточнения местоположения границ земельного участка местоположение границ подлежит обязательному согласованию с заинтересованными лицами.

Под заинтересованными лицами в данном случае понимаются:

  1. лица — собственники смежных земельных участков (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены:
    • гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование;
    • юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование);
  2. землевладельцы и землепользователи, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения или праве аренды на срок более пяти лет (если собственником земли является публичное образование).

Предметом согласования с заинтересованным лицом является определение местоположения границы земельного участка (в отношении которого проводятся кадастровые работы), одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка.

Согласование местоположения границ проводится по выбору заказчика кадастровых работ либо с установлением границ земельных участков на местности, либо без установления границ земельных участков на местности.

Заинтересованное лицо вправе потребовать согласования местоположения границ с их установлением на местности. В этом случае такое согласование осуществляется с установлением соответствующих границ на местности, за исключением следующих случаев:

  1. земельные участки, местоположение границ которых согласовывается, являются:
    • лесными участками;
    • земельными участками в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов;
    • земельными участками в составе земель сельскохозяйственного назначения, предназначенных для осуществления традиционного природопользования коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;
  2. подлежащее согласованию местоположение границ земельных участков определено посредством указания на природные объекты или объекты искусственного происхождения либо их внешние границы, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости, что позволяет определить подлежащее согласованию местоположение границ таких земельных участков;
  3. подлежащее согласованию местоположение границ земельных участков определено местоположением на одном из таких земельных участков линейного объекта и нормами отвода земель для его размещения.

Закон о государственном кадастре недвижимости выделяет две формы согласования местоположения границ: коллективная форма (путем проведения собрания со всеми заинтересованными лицами) и индивидуальная форма согласования с каждым заинтересованным лицом. Право выбора конкретной формы принадлежит кадастровому инженеру.

Согласование местоположения границ посредством проведения собрания заинтересованных лиц без установления границ земельных участков на местности осуществляется на территории населенного пункта, в границах которого расположены соответствующие земельные участки или который является ближайшим населенным пунктом к месту расположения соответствующих земельных участков, если иное место не определено кадастровым инженером по согласованию с заинтересованными лицами.

Извещение о проведении собрания вручается заинтересованным лицам или их представителям под расписку, направляется по их почтовым адресам посредством почтового отправления с уведомлением о вручении и по адресам их электронной почты в соответствии с кадастровыми сведениями (при их наличии) либо опубликовывается в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации соответствующего муниципального образования.

Опубликование извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ допускается в случае, если:

  1. в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о почтовом адресе любого из заинтересованных лиц или получено извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, направленное заинтересованному лицу посредством почтового отправления, с отметкой о невозможности его вручения;
  2. смежный земельный участок расположен в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и относится к имуществу общего пользования, либо входит в состав земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более чем пяти лиц, либо входит в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Извещение должно содержать в том числе сведения о заказчике соответствующих кадастровых работ, сведения о кадастровом инженере; порядок ознакомления с проектом межевого плана, место или адрес, где с этим проектом можно ознакомиться со дня вручения, направления или опубликования извещения; место, дату и время проведения собрания о согласовании местоположения границ. Полный перечень сведений, обязательных к включению в извещение, содержится в ст. 39 Закона о государственном кадастре недвижимости.

Земельный кадастр РФ, его функции и задачи в 2020 году

С 24 октября 2008 г. в связи со вступлением в силу Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 141-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования земельных отношений» при рассмотрении документов, необходимых для государственного кадастрового учета, установлены специальные условия образования земельных участков.

Вышеуказанным Федеральным законом в ЗК РФ введена новая глава 1.1 «Земельные участки», содержащая понятие земельного участка, а также устанавливающая способы и условия образования земельных участков. Данная глава содержит следующие общие условия образования земельных участков.

1. Образование земельных участков осуществляется на основании волеизъявления следующих лиц:

а) образование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, за исключением случаев:

  • раздела земельных участков, предоставленных садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям граждан, а также земельных участков, предоставленных гражданам на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения;
  • образования земельных участков из земельных участков, предоставленных для комплексного освоения в целях жилищного строительства;
  • образования земельных участков из земельных участков, находящихся в границах застроенной территории, в отношении которой в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации принято решение о ее развитии и заключен договор о развитии застроенной территории;
  • перераспределения земельных участков в соответствии со ст. 11.7 ЗК РФ;
  • иных предусмотренных федеральными законами случаев.

Решения об образовании вышеуказанных земельных участков могут быть приняты также на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки. Обязательным приложением к заявлениям об образовании земельных участков являются кадастровые паспорта образуемых земельных участков, правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки;

б) образование земельных участков из земельных участков, находящихся в частной собственности и принадлежащих нескольким собственникам, осуществляется по соглашению между ними об образовании земельного участка, за исключением выдела земельных участков в счет доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения;

в) образование земельных участков из земельных участков, находящихся в границах застроенной территории, в отношении которой в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации принято решение о ее развитии и заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется лицом, с которым заключен такой договор.

2. Образование земельных участков из участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается только при наличии письменного согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.

Не требуется такое согласие на образование земельных участков из земельных участков:

  • находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям;
  • в случаях образования земельных участков на основании решения суда в обязательном порядке независимо от согласия собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.

В связи с этим в составе документов, представляемых для осуществления государственного кадастрового учета образуемых земельных участков, должны содержаться документы, свидетельствующие о наличии вышеназванного согласия.

3. Соглашение о разделе, об объединении, о перераспределении земельных участков или о выделе из земельных участков является гражданско-правовой сделкой. Данная сделка является основанием для государственной регистрации прав собственности и иных вещных прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков. В случае образования земельного участка на основании решения органа государственной власти или местного самоуправления государственная регистрация осуществляется в соответствии с данным решением.

Государственная регистрация прав осуществляется одновременно в отношении всех земельных участков, образуемых при разделе, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков.

Государственная регистрация прав на землю и сделок с ней представляет собой юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на земельные участки. Она является единственным доказательством существования зарегистрированного права на земельный участок, которое может быть оспорено только в судебном порядке.

Правовой основой государственной регистрации прав на землю являются: ГК РФ (ст. ст. 130 — 132, 164) и Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон о государственной регистрации).

Наряду с государственной регистрацией прав на земельный участок подлежат государственной регистрации также ограничения прав на него, в том числе: сервитуты, ипотека, доверительное управление и др.

Государственная регистрация прав на земельный участок удостоверяется специальным свидетельством о государственной регистрации права. Государственная регистрация договоров и иных сделок с землей удостоверяется посредством совершения специальной регистрационной надписи на договоре или ином документе, выражающем сделку.

Государственная регистрация прав на землю осуществляется путем внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Основаниями для государственной регистрации прав на земельный участок являются правоустанавливающий документ (решение компетентного органа о предоставлении земельного участка, свидетельство о принятии наследства, постановление суда и т.п.) и кадастровый паспорт, которые прикладываются к заявлению правообладателя.

Права на земельные участки, которые возникли до вступления в силу Закона о государственной регистрации, признаны юридически действительными и перерегистрации не требуют до изменения земельных правоотношений, например до перехода права на земельный участок от одного лица к другому. В этом случае права правоприобретателя регистрировались в порядке, установленном действующим законодательством.

Однако с принятием действующего Земельного кодекса, установившего принцип единства юридической судьбы земельного участка и расположенных на нем строений и сооружений, на практике возник ряд серьезных проблем при совершении сделок с земельными участками, вызванных именно этим принципом.

Принцип единства судьбы земельного участка и иных объектов недвижимости предполагает создание земельно-имущественного комплекса как объекта правоотношений, совершение гражданско-правовых операций с которыми требует формирования этого объекта и постановки его на государственный кадастровый учет для последующей государственной регистрации права на него или совершения сделок с ним. В этом и заключается сложность возникшего положения. Дело в том, что формирование каждого из объектов, входящих в земельно-имущественный комплекс, имеет свою специфику, связанную с дореформенными условиями создания этих объектов. Это особенно относится к садово-огородным и дачным участкам, а также земельным участкам, предоставленным для индивидуального и приусадебного строительства в населенных пунктах.

В связи с тем что возведение строений и сооружений на указанных земельных участках осуществлялось, как правило, без специальных разрешений, повсеместно допускались нарушения противопожарных, санитарных, архитектурно-строительных и иных градостроительных требований.

Поэтому формирование объектов недвижимости с соблюдением ныне действующих требований было бы мероприятием малореальным.

Ситуация с формированием и кадастровым учетом земельных участков оказалась еще более сложной. Например, садово-огородные и дачные участки в составе некоммерческих объединений отводились нередко методом землеуказаний, без технико-инструментального закрепления границ на местности и оформления соответствующей технической и картографической документации. То же следует сказать и в отношении территориальной организации земель общего пользования этих объединений (улицы, переулки, санитарные зоны, места складирования строительных материалов, удобрений и т.п.).

В лучшем случае, да и то далеко не всегда, эти требования соблюдались лишь в отношении внешних границ всего садоводческого, огороднического или дачного объединения.

Кроме того, в процессе использования садово-огородных, дачных и иных участков их границы зачастую изменялись за счет земель общего пользования или в результате внутриквартальной перепланировки.

Нередки случаи, когда при оформлении правоустанавливающих документов не указывался вид права, на котором земельный участок был предоставлен, или это право трудно было установить.

В соответствии с гражданским законодательством споры, возникающие в сфере земельно-имущественных отношений, должны разрешаться в судебном порядке. В то же время, учитывая массовый характер правонарушений подобного рода, судебный порядок признания прав не в состоянии был обеспечить легализацию прав граждан на земельно-имущественную недвижимость. В результате граждане — собственники объектов недвижимости не в состоянии были реализовать свои права на совершение сделок с ними.

Государственной кадастр недвижимости – информационная база, содержащая данные обо всех объектах на территории Российской Федерации – участках и объектах недвижимости.

ГКН является подразделением Росреестра.

Основные задачи:

  1. Проводить учет объектов;
  2. Проводить мониторинг границ;
  3. Проводить межевание участков;
  4. Проводить оценку стоимости объектов.

Оформленный по образцу документ, отражающих стоимость объекта.

  • В первую очередь кадастровый номер содержит стоимость объекта. Так как в номере отражена информация о регионе, районе и квартале, на территории, на которой имущество расположено. Это крайне важная информация при покупке участка или загородного дома, так как плодородность почв напрямую зависит от места их расположения.

Справка выдается на каждый из объектов отдельно. Т.е. если на участке находится дом, то справка на сам участок и находящийся на нем дом будет составлена отдельно.

Данные о стоимости объекта обновляются каждые 5 лет. Однако в юридических сделах принимаются справки, срок которых не превышает 1 года.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *