Когда нужно платить утилизационный сбор на свой автомобиль

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Когда нужно платить утилизационный сбор на свой автомобиль». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Об утилизационном сборе россияне узнали в 2012 г. Именно тогда вступил в действие п.1 ст.24-1 закона №89-ФЗ, предусматривающий его взимание. Несмотря на то что с момента введение этой нормы в действие прошло уже более 5 лет, у плательщиков периодически возникают вопросы, касающиеся порядка его администрирования. Выясним, какие правила оплаты утилизационного сбора действуют в текущем году, и предусмотрены ли законодательством причины, позволяющие избежать лишних расходов.

[adinserter block=”1″]

Утилизационный сбор в 2020 году

Идея обложить россиян очередным обязательным платежом возникла у отечественных законотворцев не случайно: основанием послужило ухудшение экологической обстановки в крупных городах и необходимость затрачивать приличные суммы на утилизацию отходов, в частности, отслуживших свой срок транспортных средств.

Согласно нормам указанного выше федерального закона под утилизационным сбором (УС) понимается единовременный платёж, взимаемый государством с покупателей автомобилей для улучшения экологической обстановки и минимизации негативного воздействия от выбросов ТС. Предполагается, что собранные таким образом денежные средства должны расходоваться на проведение мероприятий природоохранного характера.

Обратите внимание, что сбором облагаются не только автомобили, но и другие категории ТС: в частности, самоходные машины, прицепы.

В РФ выплачивать утилизационный сбор обязаны все покупатели транспортных средств независимо от целей их приобретения. Иначе говоря, плательщиками рассматриваемого сбора являются как физические, так и юридические лица.

Заметьте, что сегодня уклониться от уплаты УС нельзя. Отметка о его взимании проставляется в ПТС автомобиля. Без неё поставить машину на регистрационный учёт невозможно.

[adinserter block=”13″]

Покупатели новых автомобилей с проблемой уплаты утилизационного сбора не знакомы. Обязанность вносить платёж за такие машины возложена на производителей и экспортёров ТС. Поэтому покупателям свежих авто достаточно просто удостовериться в том, что в ПТС присутствует соответствующая отметка.

Тем кто приобретает «железного коня» на вторичном рынке, следует быть более внимательными. Помимо тщательной проверки технического состояния автомобиля придётся уделить повышенное внимание документации на него.

Присмотритесь к дате выдачи ПТС: если паспорт выписан ранее 01.09.2012 (даты, когда вступил в действие закон №89-ФЗ), дополнительно уплачивать утилизационный сбор не нужно. Если же приобретается машина, выпущенная позднее этого срока, в паспорте должны присутствовать соответствующие отметки.

Утилизационный сбор 2020: понятие, порядок оплаты, штрафные санкции

В РБ рассматриваемый сбор был введён ещё в 2014 г. С этого момента УС облагаются все ввезённые из-за рубежа автомобили. Исключение делается для ретроавто старше 30 лет, не используемых в бизнес-целях, и для автомобилей, выпущенных в Республике.

Плательщиками УС признаются и юридические лица, и граждане. Как и в РФ, от выплат освобождены дипломаты с семьями, работники международных организаций и беженцы. С февраля 2016 г. базовая ставка УС устанавливается в рублях. Однако её размер заметно вырос:

  • для организаций – в 1,65 раза;
  • для граждан – в 8,25 раз.

Такая мера была предпринята с целью отрегулировать ввоз подержанных иномарок с территории ЕС и привести в соответствие таможенные правила РБ с нормами, действующими в РФ.

От того, по какому основанию выплачивается сбор зависит то, кто будет его получателем. В таблице рассмотрены причины уплаты сбора:

Получатель Причина уплаты сбора
ФНС России ТС приобретается у собственника-льготника
ФНС России В ПТС отсутствуют отметки об уплате УС при наличии такой обязанности
ФТС России ТС приобретается за рубежом и ввозится на территорию РФ

Иначе говоря, если УС взимается по причине того, что ранее авто не подлежало обложению сбором либо сбор не был оплачен из-за небрежности предыдущего владельца, получателем платежа является Федеральная налоговая служба. Если УС облагаются ввезённые из-за рубежа иномарки, денежные средства необходимо вносить на счёт Федеральной таможенной службы.

Потребность в покупке личного средства передвижения возникает у людей часто. Такой транспорт одинаково нужен и обитателям мегаполиса, и тем, кто живет далеко за пределами города. Когда наступает долгожданный момент приобретения, люди часто не знают, как подобрать машину для себя. Чтобы не разочароваться покупкой в дальнейшем, основывайтесь на личных предпочтениях и потребностях. Тогда не будете переплачивать лишних денег за покупку «железного коня».

В качестве примера возьмем один из последних прецедентов. Владимир решил вернуть сумму уплаченного утильсбора спустя три с половиной года после оформления документов на автомобиль. Как и множество других грузоперевозчиков, он поехал за машиной в Россию — там выгоднее и дешевле даже с учетом переплат при постановке на учет в РБ. «В 2015 году пригнал грузовой Renault из РФ, — вспоминает мужчина. — Процедура регистрации типичная, список документов — стандартный. И в этот перечень входила квитанция об уплате утильсбора. Для грузовиков сумма относительно немаленькая — приближалась к эквиваленту 4,5 тысячи долларов. При регистрации не уточняют обстоятельства (хотя стоило бы), а сразу требуют квитанцию. Все воспринимают такое положение дел как должное: надо — значит, надо. Даже подозрений по поводу того, что может быть иначе, не возникает».

Утилизационный сбор: кто и сколько будет платить

В указе №64 от 04.02.2014 «Об утилизационном сборе в отношении транспортных средств» есть пункт 1.7. Приведем его полностью:

«Действие настоящего Указа не распространяется на транспортные средства, зарегистрированные на территории РБ в установленном законодательством порядке до вступления в силу настоящего Указа, а также транспортные средства, выпущенные в свободное обращение либо помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в соответствии с таможенными декларациями, зарегистрированными до вступления в силу настоящего Указа».

Теперь простыми словами. Не надо платить утильсбор: во-первых, если авто уже было зарегистрировано в РБ до начала действия закона; во-вторых, если авто выпущено в свободное обращение.

Сергей запросил копию ПТС у продавца, и оказалось, что машина попала в Россию именно из Беларуси и именно до вступления указа в силу, то есть до 2014 года. «Вооружившись уже копией ПТС и распечаткой самого указа, я опять рванул в МРЭО ГАИ, счастливый в своей правоте, — описал дальнейшие действия tomy. — Однако в качестве ответа услышал фразу „вы неправильно понимаете данный пункт указа“. Я начал рассылать письма во все инстанции — от налоговой и МВД до Совета министров. В результате трехмесячной переписки мной был получен положительный ответ. Только так я смог поставить на учет автомобиль без уплаты утильсбора».

Обе истории, а точнее, необходимость длительных переписок с госорганами, довольно странно выглядят со стороны. Люди вынуждены доказывать, что они правы по закону. При этом сама таможня периодически напоминает: «В отношении транспортных средств, ранее зарегистрированных в установленном порядке на территории Беларуси до 1 марта 2014 года, утилизационный сбор не подлежит уплате». Последнее такое напоминание увидело свет в начале марта 2019 года на официальных сайтах Могилевских облисполкома и райисполкома — очевидно, что в граничащем с РФ регионе вопрос стоит острее. Сообщение начинается со слов «В последние месяцы все чаще стали поступать вопросы по поводу необходимости уплачивать утильсбор в отношении приобретенных в России транспортных средств, ранее вывезенных из РБ».

Суть сбора заключается в обязательстве владельца авто уплатить единоразовую денежную сумму сбора и получить необходимую отметку в паспорте транспортного средства, необходимую для прохождения регистрации автомобиля.

Оплаченная сумма в дальнейшем расходуется на утилизацию автомобиля согласно современным экологическим нормативам.

Отметка об оплате УС должна быть выставлена в паспорте транспортного средства в разделе «Особые отметки». Не ставится подобная отметка в ПТС в следующих случаях:

  • Паспорт был получен на российское авто до 1 сентября 2012 года;
  • Ввоз автомобиля на территорию России был произведен до 1 сентября 2012 года.

Если причиной отсутствия отметки являются вышеуказанные обстоятельства, то владелец авто не должен иметь подобной отметки в ПТС, так как не обязан вносить оплату за соответствующий налог.

Если же владелец транспортного средства совершил покупку вне территории РФ после указанной даты, а затем произвел ввоз машины в Россию, то обязан оплатить сбор.

В случае, если владелец авто освобождается от оплаты утильсбора, то в ПТС должна быть проставлена соответствующая отметка, которая сообщает причины освобождения от оплаты.

Если оформление паспорта было произведено в период с 1 сентября 2012 года до 31 декабря 2013 года, то в документе должна быть выставлена отметка, сообщающая о том, что владелец ТС принимает обязательства утилизации.

В подобном случае не лишним будет выяснить период эксплуатации транспортного средства, указан ли производитель купленного автомобиля в реестре юридических лиц, выполняющих утилизацию собственной продукции.

Проверить подобную информацию возможно онлайн на официальном сайте Минпромторга РФ.

В случае, если производитель больше не утилизирует собственную продукцию, то в реестре будет указана соответствующая информация в поле «Дата исключения из реестра».

Если же в ПТС отсутствует какая-либо отметка, которая относится к утильсбору (за исключением получения ПТС или ввоза авто до 1 сентября 2012 года – отметка отсутствует), это свидетельствует о том, что в отношении данного ТС не была произведена установленная оплата утильсбора.

Предыдущий собственник машины уклонился от уплаты налога, а значит, что процедура ляжет на нового владельца.

Если же подобный факт выяснился до совершения сделки, то покупатель может договориться о снижении стоимости сделки с целью дальнейшей оплаты сбора за свой счёт.

Вопрос-ответ об уплате утилизационного сбора

Стоимость утилизационного сбора можно узнать следующим образом:

УС = БС × К

где:

  1. ∑УС – сумма утилизационного сбора;
  2. БС – базовая ставка;
  3. К – коэффициент расчета суммы согласно перечню размеров утилизационного сбора, который утверждён правительством РФ.

Базовая ставка определяется в зависимости от категории транспортного средства:

  • Стоимость УС легковых автомобилей для личного использования составляет 20000 рублей;
  • Стоимость УС коммерческих легковых авто, а также грузовых и автобусов составляет 150000 рублей.

Коэффициент расчета стоимости сбора определяется такими факторами, как год выпуска транспортного средства, его техническими характеристиками, а именно размером, общей массой, объёмом двигателя.

К примеру, коэффициент расчета для отечественного легкового авто старше трёх лет с массой менее 2,5 тонн составит 0,88. Таким образом, сумма утилизационного сбора в этом случае составит 20 000 рублей.

Информация, связанная с оплатой утилизационного сбора или отсутствием обязательств уплаты в любом случается заносится в паспорт ТС. Соответствующая отметка может отсутствовать в ПТС без нарушения закона в двух случаях:

  1. Паспорт был получен на российское авто до 1 сентября 2012 года;
  2. Ввоз автомобиля на территорию России был произведен до 1 сентября 2012 года.

Новый вид отчисления в казну представляет собой платеж (обязательный), накладываемый на покупателя машины. Цель нововведения – защита окружающей среды от негативного влияния при эксплуатации автомобиля. То есть, законодатель косвенно беспокоится о нашем здоровье и продолжительности жизни, а также защищает природу. Платеж, который вы внесли сегодня, по прошествии лет должен пойти на переработку , уничтожение автотранспортного средства.

Законодатель четко определил только 2 ситуации, которые обяжут вас заплатить сбор за свое авто:

  • Когда авто привезено на территорию России из-за границы – иномарки.
  • Когда бывший владелец машины не платил сбор (умышленно уклонился от своих обязанностей или был освобожден по уважительным причинам). Вы, как новый владелец должны будете заплатить транспортный сбор.

Важно: сбор утилизационный обязан выплатить не каждый следующий автовладелец, а исключительно тот, кому «повезло» первым на территории России сесть за руль. Платеж будет произведен за каждый конкретный автомобиль, единожды.

Помните, если речь идет об авто, выпущенном отечественным производителем – сбор обязан уплатить завод-изготовитель.

Не стоит пытаться уклониться от своих обязанностей. Тем более, что законодатель позволяет некоторым гражданам не выплачивать сумму сбора:

  • Если ваше авто выпущено более 30 лет назад. Но помимо такого возраста придется соблюсти еще такие условия: нельзя использовать его в коммерческих целях, а двигатель, рама и кузов должны быть только «родными», то есть те, который были в первоначальной комплектации.
  • Авто принадлежит консульству, международной организации, дипломатической миссии, или членам семьи сотрудников этих организаций.
  • Если вы вынужденный переселенец и при переезде перевозите свое авто на территорию РФ, как личное имущество.

Важно: две последние уважительные причины не платить сбор прекращают существовать при продаже авто то есть новый владелец в обязательном порядке обязан его уплатить.

Новость недели: Утилизационный сбор для растаможенных авто платить не надо!

Обязательство перед государством в денежном эквиваленте можно рассчитывать по установленной формуле:

∑ УС = БС × К

Показатель коэффициента уточняйте в «Перечень размера утилизационного сбора». Показатель «БС» индивидуальный по такому критерию:

  • Легковой автомобиль – 20 тыс. руб., но только если авто не используется в работе, для получения прибыли.
  • Автобусы пассажирские и грузовой транспорт – 150 тыс. руб, такой же показатель для легковушек, которые используются с целью получения прибыли.

Если вы случайно переплатили сумму сбора или внесли ее ошибочно (повторно) – у вас есть шанс вернуть средства. Обращаемся в уполномоченную организацию с заявлением:

  • Машина отечественная – налоговая служба.
  • Иномарка – таможенный орган.

Заполоняем установленную форму и предоставляем такой пакет официальных бумаг:

  • Гражданский паспорт.
  • Документы на авто.
  • Квитанция – уплата сбора.
  • Документ, который подтвердит, что оплата прошла повторно.

Орган примет решение возвращать сбор или нет в течение 30 дней.

Уплатить необходимый сбор вы имеете право в любом отделении банка, реквизиты можно взять в ГИБДД или уточнить в банке.

Выбор редакции — футер: Актуальные новости

  • 1768 просмотров
  • утилизационный сбор
  • Таможня
  • покупатели
  • ГАИ
  • салон

Утилизационным сбором называется разовый платеж, который должны совершить покупатели либо производители транспортных средств. Он действует на территории РФ с 01.09.2012 г. Целью этого платежа является финансирование утилизации транспорта после эксплуатации в соответствии с требованиями экологического законодательства.

Платить этот сбор должны:

  • производители – перечисляют за изготовленные в РФ транспортные средства;
  • импортеры – за ввезенный в Россию транспорт;
  • покупатели при приобретении авто, по которым ранее сбор не был уплачен.

К покупателям относятся как юридические, так и физические лица. За каждое ТС сбор платится только один раз. Исключением является только его модернизация.

Что такое утилизационный сбор: кто его уплачивает, а кто освобожден от уплаты

Ниже в таблице приведены базовые ставки сбора для различных видов транспортных средств, действующие в 2020 году:

Категория и вид ТС

Ставка утилизационного сбора, тыс. руб.

Это можно сделать через любой банк России наличными средствами или сделать перевод по безналу. При оплате в кассе потребуется предъявить паспорт.

Факт оплаты сбора отмечается в паспорте транспортного средства в разделе «Особые отметки» либо в электронном варианте ПТС. Если же транспортная техника не является объектом данного сбора, то это также должно быть указано в паспорте. Когда ни одной из этих двух отметок нет, то считается, что оплаты не было. Поэтому сделать это придется новому владельцу ТС.

Нормативно-правовыми актами не установлены штрафные санкции не неуплату. Но в таком случае в ПТС не будет соответствующей отметки, а без нее транспорт зарегистрировать не получится. Такое требование содержится в постановлении Правительства РФ № 938 от 12.08.1994 г. (п. 4) и в п. 24 Административного регламента (утв. приказом МВД № 605 от 07.08.2013 г.).

Наряду с экологическими соображениями при уплате этого платежа есть и чисто экономические обоснования:

  1. Прежде всего, государству важно компенсировать свои потери, которые получаются из-за снижения пошлин, предусмотренных на импортируемые из-за границы автомобили.
  2. Наряду с этим такой сбор помогает повысить спрос на отечественные авто, поскольку многочисленные государственные программы предоставляют дополнительные возможности при их покупке (специальные цены, скидки на сборы и т.п.).
  3. Наконец, такой сбор служит основной цели исходя из названия: стремясь минимизировать загрязнение окружающей среды, государство сразу вводит в сумму покупки автомобиля ту часть, которая потом будет потрачена собственно на переработку изношенной машины, не подлежащей восстановлению.

Таким образом, утилизационный сбор, представляет собой разовый (единовременный) платеж, и он вносится только в некоторых ситуациях. Такой взнос гарантирует бесплатную утилизацию и применяется в отношении всех основных транспортных средств:

  • легковых и грузовых автомашин частного и коммерческого использования, вне зависимости от принадлежности (физическому или юридическому лицу);
  • прицепов к автомобилям (легковым и грузовым);
  • самоходных машин (тракторы, квадроциклы, вездеходы и др).

О том, как правильно рассчитать платеж, и кто освобождается от его внесения – далее.

Как правило, взнос не оплачивается отдельно, поскольку его сумма уже заложена в покупку, подобно тому как налог НДС уже заложен в сумму чека на покупку в любом магазине. Таким способом государство повышает собираемость налогов – благодаря удержанию этого сбора у производителей, а также официальных импортеров взнос удерживается автоматически, в момент приобретения.

Обычно соответствующая отметка присутствует в ПТС – т.е. собственник машины всегда имеет подтверждение о том, что ему уже не нужно вносить этот платеж.

Утилизационный сбор: зачем он нужен, кому платить, когда и сколько?

Вне зависимости от особенностей конкретной ситуации (объем двигателя, возраст, масса, вместимость и т.п.) формула, по которой можно рассчитать утилизационный сбор (УС), единая:

УС = БС*К

БС – базовая ставка;

К – специальный коэффициент.

Определение базовой ставки напрямую зависит от того, используется машина для предпринимательской деятельности и получения прибыли, или нет:

  1. Если речь идет о легковом авто, которое используется только в личных целях, ставка составляет 20 000 рублей.
  2. Если рассматривается легковая машина, использующаяся для получения прибыли, а также грузовые машины и автобусы, ставка равна 150 000 рублей.

Есть несколько случаев, когда владельцы освобождаются от этого платежа:

  1. Прежде всего, если гражданин въехал на территорию страны по программе переселения, а также если он был признан вынужденным переселенцем или является беженцем, ищущим убежища, и при этом автомобиль находится в его собственности, а используется только в личных (некоммерческих) целях.
  2. Если с момента выпуска заводом-изготовителем прошло от 30 лет, при этом авто не используется для получения коммерческой прибыли и сохранило оригинальные части конструкции: двигатель, кузов, раму (если он изначально предполагался). Допускается также сохранение этих частей с ремонтом, который привел их в исходное состояние с помощью реставрации.
  3. Если машины были произведены до 10 февраля 2016 года включительно и при этом они не указаны в Перечне авто, на которые полагается оплатить сбор. Этот Перечень принят Постановлением Правительства за номером 1291 (дата принятия 26 декабря 2013 года), он содержится в открытых интернет-источниках.
  4. Наконец, если автомобиль находится в собственности у сотрудников дипломатических миссий, а также членов их семей, и при этом они въезжают на территорию страны, утилизационный сбор на него также не взимается.

На практике крайне редко, но все-таки возникают ситуации, когда взнос был оплачен как прежним собственником, так и новым (ошибочно). Тогда новый владелец имеет право на полный возврат средств, для чего ему нужно обратиться в организацию, на счета которой поступила оплата:

  1. Таможенные органы – в случае с автомобилями, которые были произведены за границей и впоследствии ввезены в Россию.
  2. Местная налоговая инспекция – в случае с машинами, которые были произведены на территории России (в том числе из иностранных комплектующих).

С собой нужно взять такие документы:

  • свой паспорт и копии лицевой страницы и страницы с указанием адреса регистрации;
  • оригинал и копию ПТС;
  • квитанция, которая была получена при оплате платежа (или любой другой финансовый документ, который подтверждает этот факт);
  • документ, доказывающий ошибочность платежа (т.е. бумага, в котором содержится подтверждение ранее сделанной оплаты).

Наряду с ними составляется заявление, бланк которого находится в органе:

  1. Указывается полное официальное название ведомства.
  2. Далее указывается информация о гражданине (ФИО, и адрес) или юридического лица (название, адрес, ИНН, КПП, форма собственности).
  3. Затем приводится просьба вернуть средства с указанием банковского счета, а также обоснование просьбы.
  4. После этого приводится список всех прилагаемых документов, обосновывающих позицию заявителя.

Приобретение автомобиля на российском рынке или за рубежом связано с определенными расходами. Одним из видов доп. платежей, введенных с 2012 года, является утилизационный сбор. Вопросов у автомобилистов в связи с этим нововведением много. Это и увеличение утилизационного сбора, и его размеры, и калькулятор расчета, льготы и т. д. Давайте разбираться со всем этим по порядку.

Утильсбор – это разовый платеж, взимаемый в пользу государства. Уплата утилизационного сбора возлагается на производителя или импортера. На покупателя ТС возлагается только в том случае, если взнос не был внесен до заключения договора купли-продажи.

Впервые вопрос о том, что значит утилизационный сбор и зачем он нужен, поднялся в 2012 году. Президент РФ внес изменения в 5 главу Федерального закона №89. Он был дополнен статьей 24.1. В ней указывались лица, обязанные оплачивать сбор, цели и задачи, сроки внедрения, категории ТС и т. д.

Последние новости о введении нового утилизационного сбора активно обсуждались внутри страны и за рубежом. Импортеры волновались о повышении цен для покупателей за счет увеличения коэффициента, применяемого к базовой ставке. Новость о повышении утилизационного сбора на автомобили в России с 1 января 2020 граждане узнали в ноябре 2019 года.

Оплата утилизационного сбора – это обязанность производителя или одного из собственников ТС. Согласно закону, юридическое или физическое лицо оплачивает утилизационный сбор в следующих ситуациях:

  1. При ввозе автомобиля из-за рубежа. В этом случае оплата производится на таможне, выбор КБК зависит от страны ввоза автомобиля.
  2. При производстве ТС на территории РФ. Автопроизводители оплачивают утилизационный сбор в своих ИФНС.
  3. При покупке ТС у собственника, ранее не оплатившего утилизационный сбор. Оплачивается в отделении ИФНС.

Лица из категории 1 отчитываются на таможню в течение 15 дней с момента уплаты, лица из категории 2 и 3 – в течение 3 рабочих дней.

Утилизационный сбор. Основные аспекты.

От уплаты освобождаются автовладельцы в таких случаях:

  • ТС возрастом более 30 лет. Автомобиль не должен быть источником дохода, использоваться как коммерческий. На нем должен быть установлен оригинальный двигатель, рама и кузов.
  • Машина является собственностью переселенцев, участвующих в программе добровольного возвращения на Родину из-за границы.
  • Автомобиль используется в качестве средства передвижения дипломатического представителя, его семьи, сотрудников дипмиссии.
  • В ПТС стоит штамп об утилизационном сборе, то есть производитель или предыдущий владелец внесли плату до продажи автомобиля.

Расчет утилизационного сбора осуществляется по формуле: БС * К,

где БС – базовая ставка, К – повышающий коэффициент.

  • 20 000 руб. – для колесных ТС, выпущенных в обращение на территории России, категории М1, повышенной проходимости категории G, специальных и специализированных ТС указанной категории;
  • 150 000 руб. – для колесных ТС категорий M2, M3, N1, N2, N3, повышенной проходимости категории G, специализированных ТС указанных категорий, шасси колесных ТС категорий N1, N2, N3, M2, M3, а также прицепов к колесным ТС;
  • 172 500 руб. – для самоходных машин и прицепов к ним, а также спецтехники.

Базовые ставки установлены Постановлениями Правительства №1291 от 26.12.2013 и №81 от 06.02.2016.

Согласно закону, сроки уплаты сбора для физических лиц не устанавливаются. Автовладелец ставит машину на учет только по факту его внесения, до этого момента пользоваться транспортным средством нельзя.

НДС с утилизационного сбора не взимается. В декларацию вносится в составе суммы, потраченной на приобретение транспортного средства или как актив для перепродажи, учитывается в составе МПЗ.

Дело в том, что уничтожение отслужившего свой срок автомобиля, автобуса или другого транспортного средства — дело непростое. Перед тем как пустить его в переработку, нужно аккуратно слить все агрессивные жидкости, а затем открутить все, что агрессивно к окружающей среде. Лишь только после всех этих манипуляций можно воспользоваться прессом и шредером, пустив в переплавку получившееся сырье. Ясное дело, что такой трудоемкий процесс должен подразумевать дополнительные налоги и сборы.

Утильсбор, собственно, и есть плата за полное уничтожение вашего автомобиля, отслужившего свой срок. Существует два способа его получения:

  • изначально заложить стоимость утилизации в цену нового транспортного средства;
  • предложить автовладельцам оплачивать сбор дополнительно.

В России было отдано предпочтение второму варианту. Целями введения такого сбора стали:

  • необходимость дополнительно экономить природные ресурсы через использование переработанного вторсырья;
  • желание улучшить экологические показатели через стимулирование обновления автопарка и, как следствие, уменьшение негативных выбросов в окружающую среду.

Для того чтобы сдать транспортное средство на переработку, необходимо соблюсти несколько условий:

  • автомобиль должен быть старше 6 лет, при этом максимальный возраст значения не имеет;
  • машина должна находиться у вас в собственности не менее шести месяцев;
  • транспортное средство должно быть снято с учета в ГИБДД с целью утилизации, о чем у владельца должна иметься справка, подтверждающая этот факт;
  • автомобиль должен соответствовать заводской комплектации — нельзя оставить на память любимые сиденья или продать соседу коробку передач.

И все же бывают случаи, когда платить утилизационный сбор не понадобится вовсе:

  • если паспорт ТС был выдан до 31.08.12;
  • когда вы являетесь участником государственной программы;
  • если вас официально признали беженцем;
  • в том случае, если вы сами (или ваши ближайшие родственники) являетесь сотрудниками международной организации, диппредставительства или консульства;
  • если вы являетесь владельцем машины-патриарха возрастом старше 30 лет.

Для всех случаев, кроме первого, в ПТС нужно проставить специальную отметку об освобождении от утилизационного сбора, более подробно о том, как это делается, нужно узнать в ГИБДД. Если подобной отметки у вас нет, то платить все равно придется.

  • Что такое лизинг автомобиля для физических лиц? Плюсы и минусы лизинга
  • Как утилизируют автомобили: описание процедуры, порядок действий и рекомендации
  • Экологические сборы: кто должен платить?
  • Таможенные пошлины на ввоз иномарок. Правила ввоза автомобилей в РФ
  • Как поставить на учет автомобиль? Постановка на учет нового автомобиля
  • Что такое лизинг и каковы его преимущества?
  • ПТС автомобиля: замена, восстановление. Что такое ПТС?

Анонсированная правительством новая реформа привела многих водителей в замешательство. На основании приведенных выше данных можно предположить, что большая часть автомобилей стремительно возрастет в цене. Эксперты предсказывают повышение стоимости ТС примерно на 2-4%, но могут быть исключения.

Важно упомянуть, что в прошедшем 2019 году автомобильный рынок уже пережил скачок цен на 10%.

В условиях нестабильной экономики это вызовет серьезные возмущения со стороны потребителей и снизит спрос на новые модели автомобилей.

Ежегодно любители автомобилей сталкиваются с различными нововведениями, которые сильно ударяют по их кошельку. Поэтому неудивительно, что анонсированный рост утильсбора в 2020 году вызвал бурные обсуждения в обществе и породил множество вопросов.

Как рассчитать утилизационный сбор?

Существуют специальные онлайн-калькуляторы, которые позволяют точно определить сумму взноса. Водителю достаточно знать параметры автомобиля, а остальные данные уже занесены в базу и не требуют ручного ввода. Однако люди, которые не доверяют компьютерам, могут самостоятельно рассчитать размер сбора.

Для этого используется формула: БС*К, где первая часть означает – базовая ставка, а вторая – коэффициент расчета, установленный законодательством.

Где можно оплатить утильсбор?

Для проведения операции нужен паспорт и заполненная квитанция, в которой указаны реквизиты получателя. Получить КБК можно на сайте ФНС России. Для оплаты взноса достаточно посетить любое отделение банка и представить все необходимые документы. Чек, заверенный печатью и подписью кассира, станет подтверждением сделки.

Кто освобождается от уплаты?

Владельцы автомобилей могут не платить взнос в таких случаях:

  1. Возраст ТС более 30 лет. Машина не должна служить источником дохода или использоваться в коммерческих целях. Кроме того, двигатель, рама и кузов должны быть оригинальными.
  2. Собственность переселенцев, участвующих в программе по добровольному возвращению на родину.
  3. В ПТС стоит штамп об оплате утильсбора. Производитель или бывший владелец уже внесли необходимую сумму до продажи автомобиля.

Ежегодно автомобильный рынок пополняется новыми моделями машин. Однако в 2020 году покупка транспортного средства обойдется в копеечку, чему поспособствовало увеличение коэффициента утильсбора. Обойти его практически невозможно, поэтому лучше изучить ставки заранее.

Размеры утилизационного сбора для автомобилей установлены Постановлением Правительства РФ № 1291 от 26 декабря 2013 года «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

Для расчета нужно умножить базовую ставку на установленный правительством коэффициент.

На данный момент базовая ставка утильсбора составляет 20 000 рублей для легковых автомобилей. Для транспортных средств, используемых в коммерческих целях, базовая ставка значительно больше – 150 000 рублей.

Ставку нужно умножить на коэффициент, применимый для плательщика. Для физических лиц на легковые автомобили установлен понижающий коэффициент:

  • 17, если машина новая; и
  • 26, если она старше трех лет.

Например, если гражданин ввозит в Российскую Федерацию новый легковой автомобиль (в этой ситуации обязанность по оплате возложена на него самого), он должен будет заплатить утилизационный сбор в размере: 20 000 рублей * 0.17 = 3400 рублей. Если же автомобиль произведен более 3 лет назад, сумма к оплате составит: 20 000 рублей * 0.26 = 5200 рублей.

Для сравнения, юридическое лицо должно будет заплатить за новый легковой автомобиль категории М1 утилизационный сбор с коэффициентом 8.92. Итоговая сумма к оплате составит 178 400 рублей.

Утилизационный сбор не отменяет и не заменяет таможенные пошлины за ввоз транспортного средства. Это дополнительный платеж.

Утильсбор уплачивается в отношении автомобилей категорий М1 (в том числе повышенной проходимости G), M2, M3, N1, N2, N3, прицепов категории О4 с максимальной массой более 10 тонн. Для мотоциклов утильсбор не установлен.

Утильсбор на спецтехнику установлен другим нормативным актом – Постановлением Правительства РФ № 81 от 6 февраля 2016 года «Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним» (в приложении). В 2020 году базовая ставка для спецтехники установлена в размере 172500 рублей, путем применения к ней коэффициента платеж увеличивается от 3 до 160 раз.

Большую часть собираемого утильсбора обеспечивают производители, заводы которых находятся в России. В соответствии с законодательством, утильсбор должен быть уплачен до того, как транспортное средство выйдет на рынок.

Физическое лицо может столкнуться с необходимостью уплатить утилизационный сбор в двух случаях:

  • когда ввозит автомобиль из-за границы
  • если приобрел транспортное средство у продавца, который не уплатил утильсбор по какой-либо причине.

При ввозе автомобиля утилизационный сбор собирает Федеральная таможенная служба (ФТС). Он уплачивается в ходе таможенных процедур.

На уже находящиеся в России ТС утильсбор администрирует Федеральная налоговая служба.

Плательщик должен самостоятельно рассчитать сумму утильсбора и заплатить его по реквизитам, указанным на сайте ФТС или ФНС.

Узнать, оплачен ли сбор, можно из ПТС или паспорта самоходной машины. В разделе «Особые отметки» документа ставится отметка об уплате утилизационного сбора или о том, что оплачивать его не требуется. Такая же отметка вносится и в дубликат ПТС, который выдается взамен потерянного или испорченного оригинала.

Согласно Федеральному закону от 24 июня 1998 года № 89 «Об отходах производства и потребления» утилизационный сбор не платят в отношении следующих видов транспортных средств:

  • автомобилей категории M и N, в том числе повышенной проходимости категории G, с года выпуска которых прошло 30 и более лет, которые не используются в коммерческих целях в оригинальном или отреставрированном до оригинального состояния;
  • транспортные средства участников программ переселения в Россию,
  • автомобили консульств, посольств, международных организаций, их сотрудников и членов их сетей;
  • легковые машины не старше 3 лет, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны в Калининградской области.

Мнение экспертаКомментирует юрист Александр Васильев Зачастую участникам государственных программ и членам их семей приходится доказывать свое право на льготу в суде. Так, Апелляционным определением Свердловского областного суда от 5 апреля 2018 года по делу № 33а-6038/2018 рассмотрено дело, в котором прокурор обратился в суд за защитой прав участников государственной программы по оказанию добровольного содействия переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Таможенная служба попыталась взыскать с них утилизационный сбор за ввезенный в Россию автомобиль ГАЗ 330900-1372 в сумме более 1 миллиона рублей, принадлежащий члену семьи переселяющегося в Россию из Казахстана соотечественника. Суд указал, что освобождение от оплаты утильсбора равным образом распространяется и на самих переселенцев, и на членов их семей, для них установлены равные права и меры поддержки со стороны государства. На этом основании требование ФТС об оплате было признано незаконным.

Если утильсбор был уплачен дважды или в излишнем объеме, переплату можно вернуть в течение 3 лет. Для возврата необходимо обратиться с заявлением в государственный орган, принявший платеж (ФНС или ФТС). К заявлению нужно приложить документы, подтверждающие ошибочную оплату и копию ПТС, а также указать реквизиты банковского счета для получения средств. Решение по заявлению о возврате должно быть принято в течение 30 дней с момента его подачи.

От уплаты освобождаются иностранцы, постоянно проживающие на территории Российской Федерации. Так же, если физическое лицо находится на территории государства по причине исполнения своих прямых должностных обязанностей. Утиль сбор на прицепы или полуприцепы не придется платить в случаи, если их вес не превышает отметку в 10 тонн, и они были приобретены за границей.

Стоит заметить, что в 2014 году законодательство нашей страны решило внести видоизменения в закон. Из-за этого были добавлены круги лиц, которые также не уплачивают сбор. К ним относят:

  • Люди, которые изготовили автомобиль и взяли на себя ответственность осуществить более безопасное обращение или устранение отходов в результате производства;
  • Те люди, которые приобрели свои транспортные средства в странах, являющихся участниками Таможенного союза;
  • Личности, которые приобретали свои автомобили за границей, при этом страны, в которых это было совершено, занесены в свободную таможенную зону.

В самом законе нет информации о его размере. Но, сделать расчет можно и самостоятельно, для этого понадобится небольшая формула.

U= G*V
U – утилизационный сбор
G – Коренной коэффициент
V – величина.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© Моё Право, 2024 | Все права защищены