Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отвод земельного участка под строительство линейного объекта включает». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
- Учёт земель лесного фонда в Вологодской области / А. А. Тесаловский, Ю. М. Авдеев, Ю. П. Попов [и др.] // Аллея науки. – 2017. – Т. 2. — № 12. – С. 373-376.
- О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую: федер. закон от 21.12. 2004 г. N 172-ФЗ.
- Градостроительный Кодекс Российской Федерации: федер. закон от 29.12.2004 №190-ФЗ.
- Лесной кодекс Российской Федерации: федер. закон от 04.12.2006 N 200-ФЗ.
- Неумывакин, Ю. К., Геодезическое обеспечение землеустроительных и кадастровых работ/ Ю.К. Неумывакин, Москва: Картгеоцентр-Геодезиздат, 1996. – С. 246.
- Земельный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 25.10.2001 № 136-ФЗ.
- СП 36.13330.2012 Свод правил. Магистральные трубопроводы: Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85: утв. Госстроем РФ 25.12.2012 N 108/ГС. – Введ.01.07.2013. – Москва: ФГУП ЦПП, 2014.
- Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей: постановление Правительства РФ от 20.11.2000 № 878// Российская газета. –2000. – 08 декабря. – С. 15.
- О кадастровой деятельности: федер. закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ.
- О газоснабжении в Российской Федерации: федер. закон от 31.03.1999 N 165-ФЗ.
- Условия размещения
- Публичная оферта
- Политика конфиденциальности
- Оплата
- Выпуски журнала
При подготовке материалов изъятия и предоставления земельного участка для строительства в первую очередь решаются три наиболее проблемных вопроса:
-
Изменение целевого назначения использования земельного участка. Например, земельный участок, предоставленный для использования в сельскохозяйственном производстве, изменяет свое целевое назначение, то есть будет использоваться для строительства промышленного объекта. В таком случае необходимо перевести его в состав категории земель промышленности и иного специального назначения.
-
Установление стоимости земельного участка при его выкупе или арендной платы при передаче в аренду, стоимости убытков сельскохозяйственного производства, порядок и условия совершения сделки с земельным участком по передаче прав в соответствии с действующим законодательством.
-
Строительство и функционирование объекта может оказывать негативное воздействие на окружающую природную среду, соседние объекты и жизнедеятельность человека.
Поэтому необходимо учитывать это при размещении объекта и всячески ограничить и свести до минимума это негативное влияние, провести информирование населения о предстоящем строительстве объекта и обосновать целесообразность выбора места размещения объекта на данной территории.
Отношения по поводу земельных участков, лесов, недр, растительного и животного мира, атмосферного воздуха, водных объектов, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации в той мере, в какой это необходимо для рационального использования и охраны указанных объектов.
Ужесточилось законодательство в части оформления строительства на разных землях. Редкий площадной объект обходится без подключения к линейным объектам, и необходимость скорейшего строительства различных линейных объектов абстрактно признают все.
Возможно, главный вопрос при размещении линейного объекта: необходимо ли для него оформлять земельно-правовые документы, если он строится под землей? Ответ на него мы постарались обосновать в предлагаемой статье. Безуслов-но, это обязательно в отношении земли, с поверхности которой строится линейный объект или на поверхности которой останутся части линейного объекта: колодезные люки, входы в метро и др.
Однако оформлять права на землю, под которой будет строиться линейный объект и которая не будет затронута таким строительством, в соответствии с законодательством не обязательно. Как видно, здесь отсутствуют какие-либо указания на глубину земельного участка.
Она имеется только у земельных участков с почвенным слоем и равна его глубине исхо-дя из пункта 2 статьи Гражданского кодекса Российской Федерации [ 2 ] , согласно которому право собственности на земельный участок распространяется на находящийся в границах этого участка поверхностный почвенный слой.
Обычно почвенный слой заканчивается на глубине до полуметра от поверхности земли, реже доходит до метра и совсем редко есть глубже. Есть много земельных участков, где почвенного слоя нет, например под дорогами.
Многочисленные судебные решения подтверждают положения разных законов о том, что земля земельный участок и недра — отдельные объекты. При этом не имеет значения, есть ли в недрах полезные ископаемые.
Обязательно ли для размещения линейного объекта оформлять недропользование?
Даже если прийти к выводу, что для подземных линейных объектов обязательно оформление недропользования, то оно обязательно независимо от того, с поверхности земли либо без ее использования линейный объект размещается под землей.
ГНБ используется уже много лет, в условиях отсутствия свободных земель или трудностей оформления землепользования распространяется больше, но вплоть до г не было общедоступных юридических документов о нем как об освободителе от оформления землепользования над подземными частями линейного объекта.
Содержание:
Отвод земли под линейный объект градостроительный кодекс
Для кого. Для оформления удостоверения необходимо предоставить:. В пакет участника входит:. Посмотреть полную программу семинара и зарегистрироваться на него Вы можете на сайте. Возможно корпоративное обучение для сотрудников только Вашей компании или специальные предложения для корпоративных клиентов. Мой профиль Избранное Биллинг Личный блог. ОФД Мнения
Правительство РФ определило случаи, когда для строительства или реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории.
Речь идет о небольших линейных объектах, строительство которых позволит подключить объекты капитального строительства к сетям, об объектах, которые сами по себе являются частями других линейных объектов, а также об объектах, расположенных внутри одного квартала или микрорайона. С 1 июля г.
Согласно внесенным изменениям разработка документации по планировке территории по общему правилу больше не потребуется.
- И когда речь идет о крупных подобных объектах строительства, то принадлежность их к линейным объектам не вызывает сомнения.ВажноНо вот при более мелких и локальных работах могут возникать спорные ситуации. К примеру, даже реконструкцию участка дороги с установкой автобусной остановки можно при желании причислить к работам по устройству линейного объекта.Равно как небольшие участки водопровода можно оформить, как подведение коммуникаций к жилым или общественным зданиям.
- Иными словами, иногда сложно провести четкое разграничение между линейными и площадными объектами. Порой линейный объект бывает совмещен.
Однако некоторые линейные объекты требуют полного владения земельным участком (дороги, отдельные участки трубопроводов высокого давления и электросетей) , что должно быть обеспечено правом, исключающим права пользования другого лица: арендой, постоянным пользованием или правом собственности.В то же время линейный объект не является препятствием для использования земельного участка по целевому назначению (подземные трубопроводы и линии связи, надземные кабели и провода) , хотя их наличие на земельном участке порождает определенные неудобства для собственника земли.
О них говорил лишь Федеральный закон от 25.10.
2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», где упоминалось, что владельцы линейных объектов могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право собственности или аренду до 2015 г.
Порядок предоставления земельных участков под строительство линейных объектов 11 ст.
1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — Градостроительный кодекс) линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения являются линейными объектами. Согласно п.
Правительством Российской Федерации могут быть установлены иные случаи, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории. 4.
Видами документации по планировке территории являются: 1) проект планировки территории; 2) проект межевания территории.
5.
Применительно к территории, в границах которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, а также не планируется размещение линейных объектов, допускается подготовка проекта межевания территории без подготовки проекта планировки территории в целях, предусмотренных частью 2 статьи 43 настоящего Кодекса.
6. Проект планировки территории является основой для подготовки проекта межевания территории, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи.
С одной стороны, согласно замыслу законодателя, информация о территориальном планировании в градостроительстве должна стать доступней. Федеральные, региональные и местные органы власти будут обязаны обеспечивать доступ к проектам документов территориального планирования и материалам по обоснованию таких проектов, к информации, необходимой для подготовки таких документов.
С другой стороны, на застройщика или заказчика линейного объекта возлагается обязанность выполнять проекты планировки и межевания территории. Без этого невозможно ни проектирование объекта, ни оформление землеотвода и получение разрешения на строительство.
При этом не вполне понятно, как формировать земельные участки под весьма протяженные объекты, если главное правило территориального планирования – отдельно взятый объект капитального строительства не может располагаться на нескольких земельных участках.
Как установить права на такой земельный участок, даже если он будет создан? Неясно, кто и какой объем документации должен предоставить и разработать, если речь идет о трассе длиной в 1000 км, проходящей по территории нескольких субъектов Федерации с населенными пунктами, природными объектами и т. д.
Закон не говорит о том, как быть заказчику железнодорожной ветки или трубопровода, если его объект проходит через муниципальные образования, не обладающие необходимой градостроительной документацией. По-видимому, выполнять ее за свой счет.
А ведь, например, в Ленинградской области из 17 районов только 3 имеют утвержденные схемы территориального планирования. Из 204 поселений разработали градостроительную документацию только в 31, а утверждена она лишь для 12.
При таких условиях работа заказчика над проектами планировки и межевания территории может растягиваться на долгие годы. Риски таких проектов растут. Не потеряем ли мы на этом те немногие частные инвестиции, которые приходят в дорожное строительство?
Отвод земельного участка под строительство линейного объекта включает
По словам председателя комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области Евгения ДОМРАЧЕВА, заинтересованные лица должны обращаться в органы местного самоуправления по месту размещения объектов строительства, чтобы получить информацию о градостроительной документации, имеющейся в конкретном муниципальном образовании.
– В настоящее время мы не располагаем сведениями о том, чтобы кто-либо из обращавшихся за информацией в администрации муниципальных образований получал отказы в выдаче имеющейся градостроительной документации.
Проблема с получением градостроительной документации может, однако, возникнуть тогда, когда она уже устарела и требует обновления либо вообще не разрабатывалась на конкретную территорию, интересующую заявителя.
Действующее законодательство допускает подготовку документации по планировке территории, необходимой для строительства, в том числе и линейных объектов, за счет средств заинтересованных лиц.
Однако подготовка проектов планировки с проектами межевания территорий или градостроительных планов земельных участков будет стоить недешево.
Заплатить придется за выполнение топографической съемки и проектных работ, а также потратить время на их подготовку.
Ключевые слова: ГАЗОПРОВОД; КАДАСТРОВЫЕ РАБОТЫ; ПЕРЕВОД ЗЕМЕЛЬ; МНОГОКОНТУРНЫЙ УЧАСТОК; ОХРАННАЯ ЗОНА; GAS PIPELINE; CADASTRAL WORKS; CONVERSION OF LAND; MULTI-CONTOUR LAND PLOT; EXCLUSION ZONE.
Система кадастрового учета – гарантия осуществления права собственности в отношении объектов недвижимости. В России система постоянно совершенствуется, но всё ещё часто возникают проблемы при постановке земельных участков на кадастровый учет, особенно тех, которые находятся под линейными объектами. Это связано с большой протяжённостью объектов и их прохождением через различные категории земель. Например, с 2008 по 2015 год 65 га одних только земель лесного фонда Вологодской области было временно передано для строительства газопроводов и переведено обратно [1]. На землях населённых пунктов количество пересекаемых линейными объектами участков и различных территориальных зон ещё больше, чем на межселенной территории, с чем и связана сложность регулирования отвода земель для строительства и эксплуатации линейных сооружений.
Необходимо указать, как характеризуется понятие «линейный объект» в федеральном законодательстве. Закон «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» [2] понимает под линейными объектами «дороги, линии электропередачи, линии связи, нефте-, газо — и иные трубопроводы, железнодорожные линии и другие подобные сооружения». Градостроительный кодекс РФ [3] понимает под такими объектами «сети инженерно-технического обеспечения, линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие». Лесной кодекс РФ [4] так же раскрывает понятие линейных объектов через перечисление линий электропередач, связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов.
В литературе [5], посвящённой проблемам обеспечения отвода земель для линейных объектов, указывается, что они «представляют собой систему сооружений, включающие наземные, надземные или подземные конструктивные элементы, протяженность которых значительно превышает их ширину и которые предназначены для обеспечения передвижения, перемещения и передачи материалов и веществ в интересах государства и местного населения». В зависимости от назначения линейные объекты можно разделить на 11 групп [5], представленных на схеме (Рисунок 1).
Все линейные объекты подлежат техническому и кадастровому учету, а сделки с ними – государственной регистрации. В связи с отнесением линейных объектов к недвижимому имуществу регистрирующие органы указывают на то, что оформление права собственности на такие объекты требует соблюдения тех же норм, что и при оформлении любого объекта недвижимого имущества.
Статья 39 . Особенности размещения линейных и точечных объектов инженерной инфраструктуры
1. В пределах территориальных зон всех видов могут находиться линейные объекты, на которые в соответствии со статьей 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации не распространяется действие градостроительного регламента данной территориальной зоны.
Таким образом, рассматривая линейные объекты в качестве объектов недвижимости, следует учесть их специфику: достаточная протяженность, прохождение по значительному количеству земельных участков, имеющих различных собственников и правовой режим.
Раздел 7. Порядок отвода земельного участка для реализации инвестиционного проекта, в том числе процедура перевода земельного участка из категории в категорию.
Как правило, они не отказываются отвечать на вопросы и давать пояснения, и это уберегает от длительных и объемных переделок проектной документации.Линейный объект всегда будет сооружением, а не зданием. Предназначается для различного вида производственных процессов, перемещения как людей, так и грузов, непостоянного нахождения людей, а также сохранения продукции; имеет несущие, а иногда и ограждающие элементы в конструкции.Относительно поверхности земли линейный объект может быть наземным, подземным и надземным. По назначению можно вывести транспортные коммуникации, системы коллекторов (ливневых и канализационных), каналы по водоснабжению, орошению земель, линии связи, трубопроводы для нефтепродуктов, газа, воды.В нормативных документах линейный объект – это достаточно открытое понятие, т.е.
Понятия «объект индивидуального жилищного строительства», «жилой дом» и «индивидуальный жилой дом» применяются в настоящем Кодексе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации в одном значении, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Естественно, что при сооружении газопровода или линии электропередачи заказчики и подрядчики стремятся использовать наименее затратные варианты. Один из способов — сооружение такого линейного объекта по наиболее короткой схеме. По этой причине газопровод или кабельная линия проходят по земельным участкам, принадлежащим различным собственникам.
Проект межхоз. землеустройства города представляет собой сводный проект внутрихоз. землеустройства, который составляется по отдельным городским объектам.
В данной статье также говорится, что порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта РФ.
Процедуру выбора, согласования, изъятия и предоставления (отвода) земельных участков для строительства можно разбить на два этапа.
При этом наиболее спорным является необходимость представления в регистрирующий орган документов, свидетельствующих о предоставлении земельного участка для строительства линейного объекта в установленном законе порядке.
Если же сервитут относится ко всему земельному участку, предоставление кадастрового плана земельного участка не требуется.
Эксперт: Отвод земельного участка под строительство линейного объекта включает
Отсутствие необходимости проведения работ по межеванию земельного участка является еще одним преимуществом сервитута в этой ситуации. В орган, в котором вправе предоставлять интересы собственников, подаётся заявка от потенциального инвестора с мотивированной просьбой предоставить земельный участок. В заявлении указывается площадь, возможные варианты размещения и пожелания.
Согласно ст.29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. 9, 10 и 11 Земельного кодекса РФ.
Порой они бывают совмещены. К примеру, сам по себе трубопровод будет являться линейным сооружением, а вот обслуживающие его подстанции – площадным.При сомнениях лучше советоваться с той организацией, которая впоследствии будет проводить экспертизу данного объекта.
Выбор, согласование, изъятие и предоставление (отвод) земельных участков (площадок, трасс) для строительства объектов производится в соответствии с положениями Земельного кодекса РФ, градостроительного кодекса РФ, земельного законодательства субъектов РФ, муниципальных органов и на основании решений о предоставлении земельных участков для строительства, принимаемых местной администрацией.
Потери с/х производства не выплачиваются при предоставлении земельных участков:1. Для строительства мелиоративных систем, на землях с/х предприятий.2. Под индивид. жилищное строительство в границах НП. 3. Для природоохранных, оздоровительных, заповедных, реляционных, историко-культурных целей.4. Для консервации деградированных в процессе хоз. деят. земель если виновные не установлены. Потери с/х производства выплачиваются в бюджет местной администарции и предназначены для освоения и улучшения земель.
Термин «линейный объект» неоднократно встречается в отдельных федеральных законах. При этом его определение в законодательстве отсутствует, поскольку в нормативных актах всегда перечисляются только отдельные виды линейных объектов, к примеру:
- в соответствии с п. 10.1 ст. 1 ГрК РФ к линейным объектам относятся линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения;
- в пп. 5 п. 3 ст. 11, ст. 51.2 Водного кодекса Российской Федерации к числу линейных объектов отнесены также мосты, подводные и подземные переходы, трубопроводы, подводные линии связи;
- согласно п. 1 ст. 11 закона РФ от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» к линейным объектам относятся подводные и подземные переходы, трубопроводы, подводные линии связи;
- в силу пп. 10 п. 1 ст. 7 закона РФ от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнёрстве, муниципально-частном партнёрстве в Российской Федерации…» линейными объектами являются подводные и подземные технические сооружения, переходы, сооружения связи, линии связи и коммуникации;
- пп. 6 п. 1 ст. 7 закона РФ от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» относит к линейным объектам дороги, линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), нефтепроводы, газопроводы и иные трубопроводы, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Общее определение для линейных объектов пока предлагается только в юридической литературе. Традиционно выделяют следующий перечень характеристик, общих для всех линейных объектов:
- длина объекта намного превышает его ширину;
- объект является сооружением;
- объекту свойственна связь с земельными участками;
- в состав линейного объекта могут входить площадочные объекты, технологически связанные с линейным объектом[495].
При таких обстоятельствах для определения того, является ли объект линейным, целесообразно обращаться к перечням из нормативно-правовых актов, указанных выше. С учётом этого к линейным объектам будут относиться, например, автомобильные дороги, мосты и линии электропередачи.
Инженерные сети прямо упомянуты в качестве линейных объектов в отдельных нормативно-правовых актах. Например, в Постановлении Правительства РФ от 07.03.2017 № 269[496] в качестве линейных объектов прямо указаны электрические сети, сети инженерно-технического обеспечения (тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения). При этом в акте к линейным объектам отнесены в том числе сети, расположенные внутри одного квартала, одного микрорайона.
Согласно позиции Минрегиона России, сформулированной в 2011 году, «инженерно-технические сети, обеспечивающие два и более объекта капитального строительства, рассматриваются как отдельный линейный объект, к которым можно отнести квартальный газопровод и другие линейные объекты (водопровод, канализация, линейно-кабельные сооружения связи и пр.)». При этом Министерство не рассматривает в качестве самостоятельного линейного объекта сети инженерно-технического обеспечения, являющиеся функционально частью отдельного объекта капитального строительства, выходящие за пределы границ земельного участка, отведённого под указанные цели, и при этом не выходящие за пределы элемента планировочной структуры (квартал, микрорайон)[497].
В судебной практике также предлагается определять, является ли сеть инженерно-технического обеспечения линейным объектом, по следующим признакам:
- прокладывается ли она вне здания (до внешней границы наружной конструкции здания);
- проходит ли она через несколько земельных участков;
- имеет ли она значительную протяжённость[498].
Если сеть соответствует этим признакам, она является линейным объектом.
Таким образом, можно утверждать, что к линейным объектам не относятся сети инженерно-технического обеспечения, располагающиеся в границах того земельного участка, на котором размещено здание, энергоснабжение которого они обеспечивают.
Если такие сети выходят за границы земельного участка, но не выходят за пределы элемента планировочной структуры, то с учётом указанного выше Постановления Правительства РФ от 07.03.2017 № 269, позиции судебной практики такую сеть нужно квалифицировать как линейный объект, хотя это противоречит вышеуказанной позиции Минрегиона России.
В ситуации, когда сеть обеспечивает два и более объекта капитального строительства или выходит за пределы элемента планировочной структуры, она является линейным объектом.
После вступления в силу 01.03.2015 большинства положений закона № 171-ФЗ[502] процедура предоставления земельного участка для строительства линейных объектов была существенно изменена.
В пп. 4 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае его предоставления юридическим лицам для размещения объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов, объектов федерального, регионального или местного значения.
По мнению Минэкономразвития России, по рассматриваемому основанию допускается предоставление земельных участков для размещения объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов, в том числе не относящихся к объектам федерального, регионального или местного значения [503]. Такую позицию не разделяют многие региональные чиновники, так что правоприменительная практика отличается в разных регионах.
Для строительства иных, чем вышеуказанные, линейных объектов земельные участки предоставляются в общем порядке с учётом ст. 39.1 ЗК РФ, то есть, как правило, в аренду на торгах.
Есть, однако, и альтернативные способы оформления прав на необходимые земельные участки, земли.
Например, ст. 39.23 ЗК РФ предусматривает, что для размещения линейных объектов, не препятствующих разрешённому использованию земельного участка, может быть заключено соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Например, такое соглашение может быть заключено для строительства примыкания к автомобильной дороге[504].
В соответствии со ст. 39.37 ЗК РФ возможно установление публичного сервитута для использования земельных участков и (или) земель, в частности, в следующих целях:
- размещение объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд;
- складирование строительных и иных материалов, размещение временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы) и (или) строительной техники, которые необходимы для обеспечения строительства, реконструкции, ремонта объектов транспортной инфраструктуры федерального, регионального или местного значения, на срок указанных строительства, реконструкции, ремонта.
Также согласно ст. 39.33 ЗК РФ допускается использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в случае капитального или текущего ремонта линейных объектов, строительства временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирования строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения.
Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 № 1300 «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов» предусмотрено, что строительство следующих линейных объектов на публичных землях, земельных участках может осуществляться при отсутствии договора аренды (соглашения о сервитуте, публичного сервитута):
- Подземные линейные сооружения, а также их наземные части и сооружения, технологически необходимые для их использования, для размещения которых не требуется разрешение на строительство.
- Водопроводы и водоводы всех видов, для размещения которых не требуется разрешение на строительство.
- Линейные сооружения канализации (в том числе ливневой) и водоотведения, для размещения которых не требуется разрешение на строительство.
- Линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешение на строительство.
- Нефтепроводы и нефтепродуктопроводы диаметром DN300 и менее, газопроводы и иные трубопроводы давлением до 1,2 МПа, для размещения которых не требуется разрешение на строительство.
- Тепловые сети всех видов, включая сети горячего водоснабжения, для размещения которых не требуется разрешение на строительство.
- Линии связи, линейно-кабельные сооружения связи и иные сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешение на строительство[505].
- Проезды, в том числе вдольтрассовые, и подъездные дороги, для размещения которых не требуется разрешение на строительство.
В п. 11 ст. 48 ГрК РФ установлено, что подготовка проектной документации линейного объекта осуществляется на основании проекта планировки и проекта межевания территории, а в отдельных случаях на основании решения о подготовке документации по планировке территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка ППТиПМ), а не на основании информации, указанной в ГПЗУ.
При этом п. 4 ст. 4 закона РФ от 29.12.2014 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (далее – закон № 191-ФЗ) предусмотрено, что до 31.12.2015 строительство линейных объектов может осуществляться на основании ГПЗУ (информации, указанной в ГПЗУ).
На основании таких «старых» ГПЗУ могут быть выданы разрешения на строительство, даже если в отношении территории не будут разработаны ППТиПМ (об этом см. далее).
В соответствии с редакцией п. 4 ст. 4 закона № 191-ФЗ в городе Москве ГПЗУ мог использоваться вместо ППТиПМ для строительства линейных объектов в течение более длительного срока – до 31.12.2016.
Отвод земельного участка: особенности процедуры
Как отмечалось ранее, согласно п. 11 ст. 48 ГрК РФ подготовка проектной документации линейного объекта осуществляется на основании ППТиПМ, а в отдельных случаях на основании решения о подготовке документации по планировке территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка ППТиПМ).
На основании решения о подготовке документации по планировке территории может осуществляться подготовка проектной документации линейного объекта федерального значения, регионального значения или местного значения до утверждения документации по планировке территории. Однако в этом случае проектная документация линейного объекта направляется на экспертизу проектной документации только при наличии утверждённого проекта планировки территории, предусматривающего строительство, реконструкцию линейного объекта. Это положение позволяет одновременно разрабатывать документацию по планировке территории и проектную документацию, тем самым сокращая сроки.
Кроме того, исходя из п. 4 ст. 4 закона № 191-ФЗ, до 31.12.2015 проектная документация линейного объекта могла выполняться как на основании ППТиПМ, так и на основании ГПЗУ.
С 01.01.2017 вступили в силу поправки, внесённые в ГрК РФ законом РФ от 03.07.2016 № 373-ФЗ (далее – закон № 373-ФЗ), которым изменены требования к ГПЗУ. Данный закон содержит также переходные положения, относящиеся к градостроительной документации.
Согласно п. 1 ст. 9 закона № 373-ФЗ информация, указанная в градостроительном плане земельного участка, утверждённом до 1 июля 2017 года, может быть использована в течение срока, который установлен нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и не может быть менее чем три года и более чем восемь лет начиная с 1 июля 2017 года, для подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и (или) их частям, строящимся, реконструируемым в границах такого земельного участка, выдачи разрешений на строительство. По истечении установленного срока использование информации, указанной в таком градостроительном плане земельного участка, не допускается.
Таким образом, если линейный объект проектировался на основании ГПЗУ, выданного до 31.12.2015, то разрешение на строительство может быть получено на основании такого «старого» ГПЗУ в течение срока, который должен быть установлен субъектом Федерации, без проверки на соответствие ограничениям, фактически установленным на момент выдачи разрешения на строительство.
Утверждение проекта планировки и проекта межевания территории не является обязательным условием для строительства линейного объекта, если ГПЗУ был получен до 31.12.2015.
В ГрК РФ установлены случаи, когда разработка ППТиПМ не требуется. Согласно пп. 5 п. 3 ст. 41 ГрК РФ разработка указанного документа не требуется, если размещение линейного объекта планируется осуществлять на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и для размещения такого линейного объекта не требуются предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и установление сервитутов. Такие случаи определены выше в соответствии со ст. 39.33 ЗК РФ. Также обратим внимание, что с учётом формулировок пп. 5 п. 3 ст. 41 ГрК РФ под исключение из правила об обязательности ППТиПМ подпадают также случаи установления публичного сервитута согласно ст. 39.37 ЗК РФ. Правительством РФ могут быть установлены иные случаи, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории.
Постановлением Правительства РФ от 07.03.2017 № 269[507], которое принято в соответствии с пп. 5 п. 3 ст. 41 ГрК РФ и вступило в силу с 1 июля 2017 года, установлен такой перечень дополнительных случаев, а именно:
1) строительство, реконструкция линейных объектов, обеспечивающих подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к существующим электрическим сетям, сетям инженерно-технического обеспечения (тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения), при условии, что такое подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства не требует строительства и (или) реконструкции существующих электрических сетей, сетей инженерно-технического обеспечения и что такими линейными объектами являются:
a) линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ включительно, когда расстояние от существующих электрических сетей до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и посёлках городского типа и не более 500 метров в сельской местности;
b) тепловые сети, транспортирующие водяной пар с рабочим давлением до 1,6 МПа включительно или горячую воду с температурой до 150 °C включительно;
c) газопроводы с проектным рабочим давлением не более 0,6 МПа, когда протяжённость от существующих сетей газоснабжения до точки подключения, измеряемая по прямой линии (наименьшее расстояние), составляет не более 500 метров в сельской местности и не более 300 метров в границах городских поселений;
d) водопроводы и водоводы всех видов диаметром до 500 мм;
e) линейные сооружения водоотведения диаметром до 1000 мм.
Землеотвод — это совокупность процедур по установлению участка на местности, определении его границ, с целью его передачи в безвозмездное пользование, либо аренду.
Специалисты анализируют землеотвод в узком и широком смысле. В узком – это местность, переданная в пользование. В наиболее широком представлении – часть земли, на которую появилось право на основе определенных норм закона.
Законом регулируются все этапы распределения и передачи земельных участков:
- подбор;
- регулирование;
- изъятие;
- и обеспечение заказчика участком для существующих потребностей.
Эти и любые другие операции с участками, землевладельцы могут выполнить лишь только после выполнения обмера ЗУ и формирования пакета бумаг, достаточных для формирования межевого дела, и его подачи в Росреестр.
При выполнении земельного отвода действуют последующие правила:
- учет роли земли как основного принципа для существования и деятельности человека;
- приоритет защиты земель;
- заинтересованность людей и организаций в постановлении задач, какие затрагивают их права на землю;
- целостность участков и находящихся на них построек;
- приоритетная сохранность наиболее значимых ЗУ;
- учет ценности применения участков;
- деление земель согласно целевому назначению;
- разделение общегосударственной и местной собственности.
Также землеотводные операции регулируются законодательными нормами и общественными мерами для определения характера возможной деятельности на выделяемом участке.
Процедура по отводу земель, согласно законодательству, подразделяется на две фазы:
- заранее оговаривается размер ЗУ и локализация его расположения;
- производится изъятие и оформление участка, формирование надлежащей документации.
Чтобы утвердить нужный земельный участок, гражданин обязан передать заявление в администрацию того района, где расположен участок. При заблаговременном согласовании проектная организация (либо другая уполномоченная компания, действующая на условиях договора) собирает начальную информацию.
Строительство линейных объектов под чужими землями без прав на них
В соответствии с законодательством, принято разделять следующие виды прав на земельные участки:
- постоянное использование (при отсутствии конкретного срока в договоре);
- пожизненное наследуемое владение;
- аренда;
- сервитут (использование «чужой» земли с некоторыми ограничениями);
- безвозмездное срочное пользование;
- частная собственность.
В некоторых ситуациях для отвода земли под строительство не требуется получения согласования:
- при расположении участка в городском или сельском районе, на которые утвержден Градостроительный план;
- предоставление земельной территории в интересах аграрных потребностей или укрепления лесничества;
- проведение индивидуального жилищного строительства.
При других условиях необходимо заблаговременное координирование с местной администрацией.
В этом мероприятии следует отметить такие процедуры, как:
- оформление ноебходимых бумаг, с установлением границ и пределов выделяемого ЗУ на соответствующей территории;
- определение разновидности допустимого применения территории;
- установление технических критериев, с целью подсоединения строящегося объекта к техническим сетям;
- подписание решения о проведении торгов, либо о предоставлении территории, если аукцион не проводится;
- информирование общественности и СМИ о проведении земельного аукциона;
- постановка земли на кадастровый учет;
- проведение торгов либо предоставление ЗУ без аукционных мероприятий.
Данная статья посвящена строительству/реконструкции (далее — строительство) линейных объектов без оформления прав на чужие земли, с поверхности которых строительные работы не ведутся. Под чужой землей в статье понимаются также земельные участки, под которыми строится (будет строиться) линейный объект, под правами на них — правоустанавливающие документы, технические условия (согласования) или разрешения на размещение линейных объектов без разрешений на строительство, оформляемые с 2015 г по региональным нормативным актам в отношении «нечастных» земель.
В технических заданиях, замечаниях на проектную документацию на линейный объект от организаций градостроительной экспертизы, приостановках/отказах Росреестра в регистрации прав на линейные объекты, некоторых других ненормативных документах разными словами постоянно указывается на необходимость оформления прав на землю под линейные объекты. Безуслов-но, это обязательно в отношении земли, с поверхности которой строится линейный объект или на поверхности которой останутся части линейного объекта: колодезные люки, входы в метро и др. Однако оформлять права на землю, под которой будет строиться линейный объект и которая не будет затронута таким строительством, в соответствии с законодательством не обязательно. Почему? Ответ на этот вопрос решающим образом зависит от законодательного определения понятия «земельный участок».
Согласно пункту 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации[1] (далее — ЗК РФ) «земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально опре-деленной вещи». Как видно, здесь отсутствуют какие-либо указания на глубину земельного участка. Она имеется только у земельных участков с почвенным слоем и равна его глубине исхо-дя из пункта 2 статьи 260 Гражданского кодекса Российской Федерации[2], согласно которому право собственности на земельный участок распространяется на находящийся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой. Обычно почвенный слой заканчивается на глубине до полуметра от поверхности земли, реже доходит до метра и совсем редко есть глубже. Есть много земельных участков, где почвенного слоя нет, например под дорогами.
- Декабрь-2019: изменения земельного и смежного законодательства 2020-01-14
- Лето-2019: очередные существенные изменения земельного и смежного законодательства 2019-08-28
- Эксперту бюро Мазурову А.В. объявлена благодарность 2019-07-26
Что такое линейный объект капитального строительства
- Экспертное мнение по поводу отдаленных последствий внедрения дистанционного обучения и мер профилактики коронавируса в школах. экспертная оценка ряда последствий внедрения цифровых технологий
Эксперты: Е.В.Харитонова Е.А.Савчук
Экспертная оценка ряда последствий внедрения цифровых технологий.
Перед началом работ застройщик должен внимательно ознакомиться с существующими документами планирования территорий, включая имеющиеся схемы. На следующем этапе необходимо изучить межевание земельных участков, при их отсутствии заказать выполнение работ лицензированным кадастровым инженерам. Обновленный проект межевания – обязательное предварительное условие начала строительных работ по ЛО.
Начинать оформление документов можно только после того, как земельный участок под линейным объектом оформлен надлежащим образом. Заявление подается в соответствующий орган, в разрешении должно подтверждаться:
• полное соответствие проекта сооружения с имеющимся планом планировки территории и существующим планом межевания земельных участков;
• возможность строительства ЛО на земельном участке с учетом имеющихся ограничений.
Кроме заявления, в уполномоченные органы предоставляются документы на право собственности землей, данные планировки территории, проекты межевания, проектная документация с указанием схемы расположения объекта.
Следует иметь в виду, что уполномоченные органы не имеют права расширять список документов и на этом основании отказывать заявителям. Разрешительные органы в течение семи рабочих дней с даты приема документации изучают и проверяют ее, отказ в выдаче разрешения доложен иметь подробное описание причин. В случае несогласия застройщик имеет право его обжаловать в установленном законом порядке.
В абсолютном большинстве случаев линейные объекты имеют большую протяженность и затрагивают несколько земельных участков, принадлежащих различным собственникам. Кроме того, эти земли могут принадлежать к той или иной категории, что накладывает дополнительные условия для получения разрешения. А эксплуатация отдельных ЛО требует, чтобы земля принадлежала одному лицу и на одинаковых условиях.
Несмотря на то, что часть ЛО не создает препятствий для использования участков владельцами по их назначению (к примеру, подземные объекты), не все из них дают разрешение на строительство. Решать такие проблемы очень сложно, никаких законодательных актов прямого действия не существует. Все зависит от личных способностей застройщика и его умения находить общий язык с заинтересованными сторонами. Это требуется даже в тех случаях, когда прокладка подземных объектов выполняется с использованием самых современных технологий без нарушения верхнего слоя земельного участка.
Приступать к регистрации можно только после решения вопросов с земельными участками. Здесь также существуют правовые коллизии. Земельное законодательство не делает различий между выделением земли под строительство инженерных коммуникаций и между коммуникациями, а это различные юридические понятия. Еще проблема. Градостроительный кодекс требует, чтобы ЗУ был обязательно вписан в стройгенплан. То есть если ЛО выходит за пределы отведенного участка, то в положительном заключении будет отказано.
Единственный выход – изменение градостроительного плана специально под линейный объект, но на практике сделать это очень сложно по нескольким причинам:
• нет нормативных документов для оформления проектов планировки;
• схемы ЛО являются частью проекта планировки, а не отдельным документом;
• перечисление обязательного присутствия проекта межевания и проекта планировки опять создает неразрешимые проблемы.
Отвод земель для строительства
По мнению юристов, решить несоответствия можно путем принятия специального закона, регулирующего все вышеописанные вопросы. Только так появится возможность ускорить строительство ЛО, исключить вероятность отказов по надуманным причинам органами местного самоуправления и предупредить появление споров при согласовании с соседями.
Дополнительная информация по теме
Что такое геодезическая разбивочная основа для строительства
Геодезический план земельного участка и его особенности
Природоохранные зоны: законодательство и ограничения по строительству
Законом регулируются все этапы распределения и передачи земельных участков:
- подбор;
- регулирование;
- изъятие;
- и обеспечение заказчика участком для существующих потребностей.
Эти и любые другие операции с участками, землевладельцы могут выполнить лишь только после выполнения обмера ЗУ и формирования пакета бумаг, достаточных для формирования межевого дела, и его подачи в Росреестр.
Землеотвод является также обязательной процедурой для формирования и развития общей базы сведений кадастровой службы. При его отсутствии, невозможна легализация возведенной постройки, установление павильонов и осуществление иных операций строительства на выделенной земле.
Выполнять процедуры по отводу земли могут только специалисты и юридические лица, обладающие соответствующими лицензиями. Эксперты по землеотводу квалифицированно, в короткий срок и по доступной цене осуществят полный комплекс мероприятий.
Наличие у компаний соответствующего разрешения и квалификации будет залогом того, что заказчику не придется иметь проблемы юридического характера, возникших из-за разных погрешностей в обмере ЗУ. При появлении спорных моментов, специалисты проведут вынесение границ на местности и урегулируют таким образом все разногласия с соседями.
Отвод земельного участка под строительство в Казани, как и на всей территории РФ, в обязательном порядке сопровождается проведением соответствующих кадастровых работ и сбором необходимого пакета документов. При этом формирование участка включает в себя около 20 последовательных шагов – от заказа и изготовления плана землевладения до процедуры приобщения кадастрового плана.
Неудивительно, что без помощи профессиональной землеустроительной компании, кадастровое формирование земельных участков превращается в долгий и мучительный процесс с многочасовым стоянием в очередях и поиском нужной информации.
К счастью для собственников, в Казани есть опытная и высококвалифицированная в своей области компания, готовая решить любые землеустроительные проблемы и взять на себя формирование земельного участка под строительство. «Кадастровый Инженер» предлагает своим клиентам полный спектр услуг, включая геодезические, картографические и юридические работы.
При этом мы предоставляем как отдельные услуги – межевание, топосъемку и т.д., так и комплекс процедур, направленных на постановление о формировании границ земельного участка.
Земельное законодательство устанавливает две формы предоставления земельных участков для строительства из земель находящихся в государственной или муниципальной собственности:
- Предоставление земельных участков без предварительного согласования места размещения объекта строительства.
- Предоставление земельных участков с предварительным согласованием места размещения объекта строительства.
-
Предоставление земельных участков без предварительного согласования места размещения объекта строительства (земельные участки предоставляются в собственность, аренду либо в безвозмездное срочное пользование, на основании заявления заинтересованного лица, по результатам проведения открытых торгов, конкурса либо аукциона);
ВАЖНО: Размещение объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий) осуществляется строго без предварительного согласования мест размещения объектов.
Если Вы хотите приобрести для себя земельный участок в определенном месте для строительства хозяйственного объекта, Вам нужно запастись терпением, либо же обратиться к специалистам своего дела, которые грамотно, с минимально установленными законодательством сроками проведут все работы по оформлению документов.
Предоставление земельных участков с предварительным согласованием места размещения объекта капитального строительства (земельные участки предоставляются на срок строительства во временное пользование (аренду либо постоянное (срочное/бессрочное) пользование) на основании заявления заинтересованного лица, с обязательным рассмотрением нескольких возможных вариантов размещения объекта и подготовкой акта выбора земельного участка).
Предоставление земельных участков с предварительным согласованием подразумевает согласование со многими инстанциями, включая Управление архитектуры и градостроительства, Министерство экологии и природных ресурсов, Управление Роспотребнадзораи т.д., а с развитыми в нашей стране коррупцией и бюрократизмом поставить заветную подпись в документе далеко не всегда бывает просто, поэтому для экономии своего времени, сил и нервов мы рекомендуем обращаться к профессионалам.
Отвод земельного участка под строительство производственного комплекса
Граница отдельного контура может совпадать с границей части многоконтурного земельного участка, если в пределах указанного контура установлено либо устанавливается ограничение (обременение) вещных прав на такой многоконтурный земельный участок. Каждый контур границы многоконтурного земельного участка отделяется от других контуров его границы иными земельными участками или землями (то есть контуры границы многоконтурного земельного участка не имеют общих характерных точек границ). Образование многоконтурных земельных участков осуществляется по общим правилам образования земельных участков, установленным Главой I.
1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — Градостроительный кодекс) линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения являются линейными объектами. Согласно п. 2 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83 »Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения», сети инженерно-технического обеспечения представляют собой совокупность имущественных объектов, непосредственно используемых в процессе тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения. С учетом того что сети инженерно-технического обеспечения являются прежде всего системой трубопроводов, предназначенных для таких целей, как тепло-, газо-, водоснабжение, то, по мнению Департамента недвижимости, указанные сети возможно отнести к линейным объектам. В настоящее время согласно п.
Федеральный закон «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» относит к линейным объектам дороги, линии электропередачи, линии связи, нефтепроводы, газопроводы и иные трубопроводы, железнодорожные линии и иные подобные сооружения. Градостроительный кодекс Российской Федерации понимает под такими объектами линии электропередачи, линии связи (в т.ч.
Все линейные объекты подлежат техническому и кадастровому учету, а сделки с ними – государственной регистрации.
В связи с отнесением линейных объектов к недвижимому имуществу регистрирующие органы указывают на то, что оформление права собственности на такие объекты требует соблюдения тех же норм, что и при оформлении любого объекта недвижимого имущества.
Границы полосы отвода автомобильной дороги определяются на основании документации по планировке территории, подготавливаемой с учетом утвержденных Правительством РФ норм отвода земель для автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса (38).
Помимо этого, на период строительства дороги для временных нужд (складирование материалов, размещение и передвижение техники, устройство карьеров и т.
д.) в соответствии с проектом могут предоставляться земельные участки на праве срочного пользования. Эти участки по окончании строительства возвращаются прежним землепользователям в состоянии, пригодном для использования по прежнему целевому назначению.
Одновременно им возмещаются убытки, возникшие в связи с временным занятием этих земель.
В случае прохождения трассы дороги по землям, находящимся в частной собственности, они выкупаются у соответствующих собственников в порядке, установленном ст.
Регламент отвода участков под проведение строительных работ
Следующим этапом является решение о предоставлении отведенного участка в аренду путем проведения торгов или без них.
Согласно подп.4 п.2 статьи 39.6 Земельного кодекса, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, испрашиваемые для размещения объектов, предназначенных для обеспечения нефтепроводов, объектов федерального, регионального и местного значения, предоставляются в аренду без проведения торгов.
Земельные участки, предназначенные для размещения автомобильных дорог В Закон включена глава 4 «Особенности использования земельных участков, предназначенных для размещения автомобильных дорог».
В связи с этим в статье даны определения полосы отвода и придорожных полос автомобильной дороги. К полосе отвода автомобильной дороги отнесены земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса.
Выполнение работ по удалению сорной травянистой и древесно-кустарниковой растительности в пределах полосы отвода производится соответствующими подразделениями железных дорог (п. 9
Положения о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог).
2.2.6. Размещение инженерных коммуникаций, линий электропередачи, связи, магистральных газо-, нефтепроводов и других линейных сооружений в пределах полосы отвода допускается только по согласованию с МПС РФ (п. 10 Положения о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог). Условия строительства и эксплуатации указанных объектов определяются соглашением между их владельцами и железными дорогами в соответствии с нормативными актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, принимаемыми по согласованию с МПС РФ (п.
Принципиальным различием данных процедур является субъектный состав будущих правообладателей земельных участков, порядок получения и вид их прав на земельный участок после его предоставления.
При процедуре предоставления земельного участка без предварительного согласования мест размещения объекта право собственности или право аренды земельного участка возникает исключительно по итогам торгов, а его правообладателями становятся граждане и юридические лица.
Предоставление земельного участка с предварительным согласованием мест размещения объекта в собственность не производится, а осуществляется в аренду, постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование в соответствии с рисунком 1.1.
Получить полный текст Однако эксплуатация некоторых линейных объектов требует полного владения земельным участком (дороги, отдельные участки трубопроводов высокого давления и электросетей), что должно быть обеспечено правом, исключающим права пользования другого лица: арендой, постоянным (бессрочным) пользованием или правом собственности.
В то же время большинство линейных объектов не является препятствием для использования земельного участка по целевому назначению (подземные трубопроводы и линии связи, надземные кабели и провода), хотя их наличие на земельном участке порождает определенные неудобства для собственника земли.
Степень этого неудобства отличается, что должно стать определяющим при решении вопроса о пригодности аренды или собственности как вида прав на землю для размещения линейных объектов.
При этом, учитывая положения пункта 1 статьи 218, статьи 263 и пункта 2 статьи 264 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), право собственности на созданный объект недвижимости приобретает собственник либо, если это предусмотрено законом или договором, иной правообладатель земельного участка при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.
Таким образом, для государственной регистрации права собственности на созданный объект недвижимости в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, должны быть представлены документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимости, и правоустанавливающие документы на земельный участок.
В этом случае предусмотрен следующий регламент:
- Выбирается непосредственно сам земельный участок и принимается заключение о возможности предварительного согласования места расположения объекта;
- Проводятся уже описанные мероприятия по формированию самого земельного участка;
- Выбранный земельный участок проходит процедуру постановки на государственный кадастровый учет;
- Местными органами самоуправления выносится заключение о выделении участка земли под индивидуальное жилищное строительство.
Необходимо отметить, что в соответствии с новым Земельным кодексом Российской Федерации процесс предварительного согласования места размещения объекта не осуществляется при выполнении следующих условий:
- В случаях размещения строительного объекта в муниципальном округе или же сельском районном поселении в полном соответствии с имеющимися градостроительными документами о будущей застройке;
- При предоставлении земельного участка в целях удовлетворения нужд сельхоз производителей или поддержания лесничеств;
- При выделении участка гражданину в целях осуществления им личного жилищного строительства, а так же ведения личного подсобного хозяйства.
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру