Правовые основы национальной платежной системы

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правовые основы национальной платежной системы». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Перевод электронных денежных средств осуществляется на основании распоряжений плательщиков в пользу получателей средств.

В соответствии с Законом о национальной платежной системе определение платежных клиринговых позиций участников платежной системы может осуществляться на валовой основе и на нетто-основе.

Особое внимание в процессе функционирования платежной системы должно уделяться обеспечению исполнения обязательств участников платежной системы, с этой целью правилами платежной системы может быть предусмотрено создание гарантийного фонда платежной системы з счет денежных средств участников платежной системы.

Национальная платежная система

Оператор платежной системы, не являющийся кредитной организацией, обязан привлечь в качестве расчетного центра кредитную организацию, которая не менее одного года осуществляет перевод денежных средств по открытым в этой кредитной организации банковским счетам.

Основные правовые нормы, касающиеся национальной платежной системы России, содержатся в данном Законе.

Такая необходимость становится особенно актуальной в ситуации, когда национальная платежная система претерпевает существенные изменения в условиях функционирования новых рыночных механизмов и инфраструктур.

Платёжная система – совокупность организаций, взаимодействующих по правилам платёжных систем в целях осуществления перевода денежных средств, включающая оператора платёжной системы, операторов услуг платёжной инфраструктуры и участников платёжных систем, из которых как минимум 3 организации являются операторами по переводу денежных средств.

Прежде всего в Законе о НПС разделены операторы но переводу денежных средств и операторы электронных денежных средств.

Описан порядок оказания платежных услуг: общие правила перевода денежных средств, особенности перевода по требованию получателя средств и перевода электронных денежных средств, порядок исполнения распоряжения клиента, порядок использования электронных средств платежа, в т. ч. при переводе электронных денежных средств, идентификация клиентов.

Банковские платежные агенты и банковские платежные субагенты участвуют в оказании услуг по переводу денежных средств на основании договоров, заключаемых соответственно с операторами по переводу денежных средств и банковскими платежными агентами в соответствии с требованиями статьи 14 настоящего Федерального закона.

В рамках международной платежной системы могут действовать несколько платежных систем, которые возглавляет оператор платежной системы.

Правовые основы национальной платежной системы.

Организация, намеревающаяся стать оператором платежной системы, должна направить в Банк России регистрационное заявление.

Организации федеральной почтовой связи оказывают услуги почтового перевода денежных средств в соответствии с требованиями Федерального закона от 17 июля 1999 года № 176-ФЗ «О почтовой связи». Достаточность денежных средств, находящихся на банковском счете клиента, для исполнения его распоряжения определяется в порядке, установленном нормативными актами Банка России.

Перевод денежных средств, за исключением перевода электронных денежных средств, осуществляется в срок не более трех рабочих дней начиная со дня списания денежных средств с банковского счета плательщика или со дня предоставления плательщиком наличных денежных средств в целях перевода денежных средств без открытия банковского счета.

Платежная система призвана обеспечивать обращение безналичных денег между экономическими субъектами с целью своевременного, точного и в полном объеме выполнения их платежных обязательств.

Физлица могут использовать неперсонифицированные электронные средства платежа. Это означает, что идентификация клиента в соответствии с Законом о противодействии отмыванию преступных доходов не проводится. Причем установлены следующие условия. Остаток электронных денег в любой момент не должен превышать 15 тыс. руб.

Распоряжение клиента должно содержать информацию, позволяющую осуществить перевод денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов (далее — реквизиты перевода).

Физлица могут использовать неперсонифицированные электронные средства платежа. Это означает, что идентификация клиента в соответствии с Законом о противодействии отмыванию преступных доходов не проводится. Причем установлены следующие условия. Остаток электронных денег в любой момент не должен превышать 15 тыс. руб.

Распоряжение клиента должно содержать информацию, позволяющую осуществить перевод денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов (далее — реквизиты перевода).

В случае, если ранее признанная значимой платежная система не соответствует в течение шести календарных месяцев ни одному из установленных критериев значимости, Банк России выносит решение о признании такой платежной системы утратившей системную или социальную значимость.

На сегодняшний день можно констатировать тот факт, что в мире прослеживается глобальный процесс реформирования правовой базы, касающийся функционирования национальной платежной системы. Как правило, новшества касаются сферы регулирования платежных систем для крупных расчетов в реальном времени и электронных платежных инструментов.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» [8] законодательство Российской Федерации о национальной платежной системе основывается на Конституции РФ, международных договорах РФ и состоит из настоящего Закона и иных федеральных законов.

Обжалование решения Банка России об исключении оператора иностранной платежной системы из реестра операторов иностранных платежных систем, а также применение мер по обеспечению иска (обеспечительных мер) не приостанавливает действия указанного решения Банка России.

The article reviews the basic legal functioning mechanism of the country’s national payment system and studies the main regulatory legal acts regarding the national payment system of the Russian Federation.

Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, могут принимать нормативные правовые акты в целях регулирования отношений в национальной платежной системе.

Основная информация по национальной платежной системе России

Первым же пунктом Главы 1 «Общие положения» регулятор вводит новое для сферы безналичных расчетов понятие — распоряжение о переводе денежных средств.
Особенности проведения процедур приема к исполнению и исполнения распоряжений, а также иных процедур, предусмотренных регламентом функционирования платежной системы Банка России, в течение предварительного, регулярного и завершающего сеансов системы БЭСП.

Внесение наличных денежных средств на свой банковский счет или получение наличных денежных средств со своего банковского счета у одного оператора по переводу денежных средств не является переводом денежных средств.

Если иное не обусловлено применяемой формой безналичных расчетов или федеральным законом, безотзывность перевода денежных средств, за исключением перевода электронных денежных средств, наступает с момента списания денежных средств с банковского счета плательщика или с момента предоставления плательщиком наличных денежных средств в целях перевода денежных средств без открытия банковского счета.

Платежные агенты оказывают услуги по приему платежей в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами».

Требования Банка России к значимой платежной системе применяются по истечении 90 календарных дней со дня получения оператором платежной системы уведомления Банка России о признании платежной системы значимой.

С появлением в банках онлайн-сервиса качество обслуживания в офисах уже не имеет определяющего значения. Туда приходишь не чаще двух раз в год.

Акцепт плательщика может быть дан до поступления требования получателя средств (заранее данный акцепт плательщика) или после его поступления обслуживающему плательщика оператору по переводу денежных средств.

Федеральный закон вступает в силу по истечении 90 дней после официального опубликования, кроме положений, для которых предусмотрены иные сроки.

Введенное понятие национальной платежной системы соответствует институциональному подходу к её определению.

Клиринговые центры- принимают к исполнению передаваемые через операционный центр платежные распоряжения участников платежной системы.
Поступательный рост экономики Российской Федерации и повышение степени ее вовлеченности в мировую экономическую систему обуславливают высокий уровень требований, выдвигаемых к отечественной финансовой инфраструктуре, в том числе к национальной платежной системе.

Общая характеристика национальной платежной системы

Для выполнения отдельных аспектов деятельности при переводах денежных средств могут привлекаться банковские платежные агенты и субагенты.

Объектом платежной системы, которые связывает всех её участников, является платеж или платежная операция.

Оператор электронных денежных средств обязан уведомить Банк России о начале деятельности по осуществлению перевода электронных денежных средств не позднее 10 рабочих дней со дня первого увеличения остатка электронных денежных средств.

Как отмечено в Пояснительной записке к законопроекту, вопросы регулирования платежных систем и наблюдения за ними приобрели для центральных банков многих стран существенное значение.

Понятие, правовое регулирование национальной платежной системы.

Рассмотрен базовый правовой механизм функционирования национальной платежной системы страны. Изучены основные нормативно-правовые акты, касающиеся функционирования национальной платежной системы Российской Федерации.

В уведомлении указываются требования, которым не соответствуют представленные Банку России правила платежной системы, а также срок, который не может быть более 90 дней, для их изменения и повторного представления Банку России для проверки соответствия.

Исследование правовой основы деятельности центральных банков по наблюдению (овернайту) в национальной платежной системе.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *