Имущество свободное в обороте пример земельных участков

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Имущество свободное в обороте пример земельных участков». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.

Решение органа государственной власти или органа мест­ного самоуправления о предоставлении земельного участка — первое и основное юридически значимое действие при пе­реходе права на земельный участок, находящийся в государ­ственной или муниципальной собственности, в собствен­ность частную.

Документы Пленума и Президиума Верховного суда по ст. 27 ЗК РФ

Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий. Общие принципы и порядок проведения зонирования устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Что касается земель всех иных категорий, то если эти земли являются собственностью субъекта РФ, то названные полномочия принадлежат органам исполнительной власти данного субъекта РФ, а в отношении земель, находящихся в муниципальной или частной собственности, – органам местного самоуправления.

Особую категорию земель, владение, распоряжение и пользование которыми происходит по особым правилам, представляют земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота. К ним относятся территории, которые заняты федеральной собственностью, относящейся к объектам:

  • организаций ФСБ;
  • закрытых административно-территориальных образований, создание которых обусловлено особыми видами их деятельности;
  • органов и учреждений Федеральной пенитенциарной службы;
  • гражданских и воинских захоронений;
  • организаций федеральных органов госохраны;
  • использования атомной энергии, хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ.

Изъятыми из оборота являются земли, на которых расположены объекты, обеспечивающие государственную безопасность и оборону, а также объекты атомной промышленности государства.

В частности, из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности объектами организаций федеральной службы безопасности.

Оборотоспособность объектов гражданских прав

Сразу оговоримся, что новый Земельный кодекс РФ принят как бы в усеченном виде: он не регулирует оборот земель сельскохозяйственного назначения, равно как и порядок предоставления таких земель для ведения крестьянского (фермерского) и личного подсобного хозяйства.

Виды объектов гражданских прав, которые могут принад­лежать лишь определенным видам оборота или могут нахо­диться в обороте по специальному разрешению (ограничен­но оборотоспособные), определяются в установленном законом порядке. Такое ограничение оборотоспособности особенно важно в силу того, что, согласно ЗК РФ, только уча­стки, не изъятые из оборота, могут становиться объектами сделок.

В соответствии с п. п. 2, 3 ст. 209, п. 1 ст. 260 ГК РФ владение, пользование и распоряжение землей свободно в той мере, в какой их оборот допускается законодательством.

Территориальные зоны устанавливаются при подготовке правил землепользования и застройки поселений и утверждаются органами местного самоуправления.

Имущество свободное в обороте пример земельных участков

Специальная глава (гл. 3 ЗК РФ), содержащая правовые нормы, регулирующие отношения собственности на землю, начинается со статьи, посвященной собственности на землю граждан и юридических лиц, т.е. частной собственности.

Следует особо отметить специальное ограничение по приобретению земельных участков в собственность, касающееся иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц.

Я.В. Вольвач, заместитель заведующего филиалом «Адвокатская консультация N 71» МРКА (г. Москва), почетный адвокат России.

Пункт 6 настоящей статьи не распространяется на относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения садовые или огородные земельные участки, земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства (в том числе индивидуального гаражного строительства), а также на земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества.

Оборотоспособность объектов недвижимого имущества

Подпунктом 5 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в пункте 4 статьи 27 ЗК РФ.

Оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Образование земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения регулируется настоящим Кодексом и Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

ЗК РФ, Статья 28, статья 29, статья 30, статья 30.1, статья 30.2, статья 31, статья 32, статья 33, статья 34.

Оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Образование земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения регулируется настоящим Кодексом и Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

ЗК РФ, Статья 28, статья 29, статья 30, статья 30.1, статья 30.2, статья 31, статья 32, статья 33, статья 34.

ГК требует, чтобы объекты, изъятые из оборота, были прямо указаны в федеральном законе. Ограниченно оборотоспособные объекты должны определяться в порядке, установленном законом (п. 2 ст. 129 ГК). Одним из таких федеральных нормативных правовых актов, регулирующих оборотоспособность земельных участков, является ЗК.

Согласно российским законодательным нормам, действия, связанные с использованием и охраной земель как основного достояния населения РФ, квалифицируются как земельные отношения. Совокупность норм, которые регулируют эти правоотношения, является правовым режимом земель. Один из признаков, характеризующих наделы как объекты гражданского права, – оборотоспособность земельных участков.

В случаях, когда оборот земельных участков ограничен или они изъяты из него, предоставление наделов в частную собственность невозможно.

Согласно п. 3 ст. 129 ГК земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

При этом к земельным участкам, изъятым из оборота, отнесены в первую очередь государственные природные заповедники и национальные парки как особо охраняемые природные территории, находящиеся в федеральной собственности.

Все земельные участки, в отношении которых существуют ограничения оборота, подразделяются на два вида. К первому виду относятся земли, изъятые из оборота. Они не могут предоставляться в частную собственность и быть объектами гражданско-правовых сделок. Ко второму виду отнесены земли, ограниченные в обороте.

Какие земли считаются изъятыми из оборота

Ограничение оборота земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, обусловлено необходимостью обеспечения их целевого использования в интересах общества. Перечень ограниченных в обороте земельных участков является исчерпывающим. 4.

Субъективные права лиц, осуществляющих владение либо пользование земельными участками, согласно ст. 26 ЗК РФ, удостоверяются документами установленных образцов в со­ответствии с Федеральным законом «О государственной ре­гистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Правомочия гражданина как собственника земельного участка, а также переход земельного участка от одного лица к другому возможны только при наличии соответствующих прав на него.

Запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.

Нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации по ст. 27 ЗК РФ

Таким образом, ограничение, изъятие из оборота, а также и допущение к обороту земельных участков должны быть урегулированы земельным законодательством, а именно ЗК РФ и иными федеральными законами. К упомянутым федеральным законам прежде всего следует отнести те из них, которые устанавливают особые требования к обороту иной, прочно связанной с землей недвижимости, и прежде всего природных объектов.

В ЗК РФ определены особенности их правового режима. Их правовой режим определяется согласно нормам ГК РФ невозможностью свободного отчуждения, а также перехода от одного лица к другому.

Земельные участки, изъятые из оборота и земельные участки, ограниченные в обороте, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд, объектом налогообложения не признаются.

Согласно ст. 58 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (с изм. и доп. от 29 декабря 2004 г.) природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной.

Земля в свободном обороте

В целом нормы комментируемой статьи находятся в соотношении с требованиями законодательства об обороте иных объектов, прочно связанных с землей.

Земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. То есть земельные участки не отнесены ГК РФ ни к одной из указанных ранее групп.

Фактически по стране идет вторая волна приватизации, связанная с приобретением в собственность земельных участков, что обусловливает значительное увеличение судебных споров.
Например, к ограниченно оборотоспособным следует отнести сельскохозяйственные угодья, поскольку они могут принадлежать на праве собственности лишь строго определенному кругу лиц.

Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации по ЗК РФ

С другой стороны, там же установлено правило о том, что не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.

Именно это «триединство» обусловливает невозможность регулирования отношений по поводу земли только нормами гражданского права и требует принятия специальных земельных законов.

Ограничение оборота земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, обусловлено необходимостью обеспечения их целевого использования в интересах общества.

Земельные участки в Российской Федерации являются объектами гражданских прав и согласно ст. 130 ГК РФ относятся к недвижимому имуществу.

В целях организации рекреационной деятельности, в том числе физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, земельные участки в зонах познавательного туризма, рекреационных зонах и зонах обслуживания посетителей могут предоставляться гражданам, юридическим лицам в аренду в соответствии с земельным законодательством.

Именно земельный участок как недвижимое имущество обладает согласно современным нормативным положениям таким правовым качеством, как оборотоспособность. Комментируемая статья, определяя ограничения оборотоспособности, также обращается только к земельным участкам (см. наименование статьи).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *