Налог на имущество иностранных организаций

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налог на имущество иностранных организаций». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  1. движимое имущество организаций (с налогового периода 2019 года);
  2. земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);
  3. имущество, принадлежащее на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти и федеральным государственным органам, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации;
  4. объекты, признаваемые объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
  5. ядерные установки, используемые для научных целей, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ и хранилища радиоактивных отходов;
  6. ледоколы, суда с ядерными энергетическими установками и суда атомно-технологического обслуживания;
  7. космические объекты;
  8. суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов;
  9. (с 2020 года) суда, зарегистрированные в Российском открытом реестре судов лицами, получившими статус участника специального административного района в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 года № 291-ФЗ «О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края»;
  10. (с 2020 года) воздушные суда, зарегистрированные в Государственном реестре гражданских воздушных судов лицами, получившими статус участника специального административного района в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 года № 291-ФЗ «О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края».

Налогообложение имущества иностранных организаций

^К началу страницы

Отчетный период Квартал Полугодие 9 месяцев Налоговый период Год

Законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации при установлении налога вправе не устанавливать отчетные периоды.

^К началу страницы

Федеральные льготы Региональные льготы

От исполнения обязанности уплатить налог на имущество организаций и авансовые платежи по налогу на имущество организаций за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года освобождаются:

  • организации, включенные в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» на основании налоговой отчетности за 2018 год в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и осуществляющие деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;
  • организации, включенные в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, получающих меры поддержки с учетом введения ограничительных мер в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, который ведется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
  • некоммерческие организации, включенные в реестр некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, ведение которого осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации;
  • централизованные религиозные организации, религиозные организации, входящие в структуру централизованных религиозных организаций, социально ориентированные некоммерческие организации, учредителями которых являются централизованные религиозные организации или религиозные организации, входящие в структуру централизованных религиозных организаций.

От уплаты налога на имущество организаций освобождаются:

Филиалы и представительства иностранной организации самостоятельно исполняют все обязанности российского налогоплательщика, с учетом особенностей, установленных НК РФ для «постоянного представительства» иностранной организации (ст. 306-307 НК РФ).

В частности, иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в России через постоянные представительства, признаются налогоплательщиками налога на прибыль организаций (п. 1 ст. 246 НК РФ).

Для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в России через постоянное представительство, объектом налогообложения по налогу на прибыль признается:

  • доход, полученный иностранной организацией в результате осуществления деятельности на территории РФ через ее постоянное представительство, уменьшенный на величину произведенных этим постоянным представительством расходов;
  • доходы иностранной организации от владения, пользования и (или) распоряжения имуществом постоянного представительства этой организации в РФ за вычетом расходов, связанных с получением таких доходов;
  • другие доходы от источников в РФ, указанные в п. 1 ст. 309 НК РФ, относящиеся к постоянному представительству.

После налогообложения прибыли (в том числе доходов от недвижимого имущества) в России, филиал может переводить свою прибыль головной организации без каких-либо дополнительных налогов.

Налог на имущество иностранных организаций

В этом случае российская компания как налогоплательщик самостоятельно уплачивает налог на прибыль, НДС, налог на имущество и прочие налоги и страховые взносы в общем порядке. При этом она имеет возможность уменьшить прибыль на сумму понесенных расходов, а НДС на сумму применимых налоговых вычетов (в пределах, допустимых НК РФ).

Если у такой российской компании возникает прибыль (в том числе в результате использования недвижимого имущества), она может распределять ее в виде дивидендов в пользу своего иностранного учредителя с уплатой соответствующего налога у источника в РФ по ставке, предусмотренной НК РФ для дивидендов (15%), либо по пониженной ставке в соответствии с СИДН – в зависимости от страны резидентства получателя дохода.

Дополнительно отметим, что иностранные организации, их филиалы и представительства в РФ, а равно российские организации с участием в них иностранных организаций более 25%, не вправе применять упрощенную систему налогообложения (пп. 14 и 18 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

Размер налога рассчитывается по определенной формуле

Пунктом 2 ст.

372 НК РФ устанавливается, что иностранные организации, которые осуществляют деятельность на территории Российской Федерации через постоянные представительства, обязаны вести учет объектов налогообложения (то есть, движимого и недвижимого имущества, принадлежащего компании на праве собственности или на основании концессионного соглашения) в порядке, установленном в Российской Федерации.

В отношении движимого и недвижимого имущества иностранной организации налоговая база исчисляется в том же порядке, как и для российских организаций. То есть, рассчитывается как средняя стоимость имущества. Об этом гласит ст. 375 НК РФ.

Если для некоторых объектов, попадающих под категорию основных средств, не предусмотрено начисление амортизации, их стоимость для налогообложения исчисляется в конце каждого отчетного периода как разница между первоначальной ценой и величиной износа по существующим нормам амортизационных отчислений.

Средняя стоимость имущества, подлежащего налогообложению, определяется по следующей формуле: складываются величины остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца отчетного периода и 1-е число месяца, следующего за отчетным периодом. Результат делится на количество месяцев в отчетном периоде, увеличенное на единицу.

Налоговые ставки на имущество устанавливаются отдельно в каждом субъекте Российской Федерации, но согласно ст. 380 НК РФ они не могут превышать 2,2%. Законодательными органами субъектов РФ также устанавливаются льготы, порядок и сроки уплаты налогов.

Налоговые ставки устанавливаются законодательством

При отсутствии постоянного представительства на территории РФ имущество иностранной компании облагается налогом только в том случае, если оно отвечает ряду условий:

  • Имущество является недвижимым, то есть, оно прочно связано с землей и не может быть перемещено без нанесения ему ущерба. Об этом гласит п. 1 ст. 130 ГК РФ.
  • Имущество находится на территории РФ, включая внутренние воды, территориальное море и воздушное пространство (ч. 1 ст. 67 Конституции РФ).
  • Имущество принадлежит иностранной организации на праве собственности.

Согласно п. 2 ст. 374 НК РФ объектом налогообложения также является имущество, полученное по концессионному соглашению, но поскольку в п. 1 ст.

373 НК РФ все еще имеется норма, согласно которой иностранные организации платят налог, если являются собственниками недвижимости, иностранная организация не признается в отношении такого имущества налогоплательщиком.

Обратите внимание, что в холдингах действует особенная система налогообложения.

Вотношении порядка налогообложениядоходов, получаемых от работы по найму,международные соглашения устанавливаютряд положений, которые могут различатьсяпо формулировкам в Соглашениях,заключенных с разными государствами,но в целом они базируются на единыхпринципах. Заработнаяплата, получаемая резидентом одногодоговаривающегося государства от работыпо найму, может облагаться налогом вдругом договаривающемся государстветолько тогда, когда работа выполняетсяв нем.

Этоположение фактически означает следующее:если работник — резидент иностранногогосударства, с которым РФ заключиласоглашение, выполняет работы не натерритории РФ, то вознаграждение,получаемое им от работы по найму, неподлежит налогообложению в РФ.

Налог на имущество организаций

Перечень организаций, которым предоставляются льготы по уплате налога на имущество, установлен статьей 381 НК РФ.

Согласно ей от уплаты налога освобождаются: организации и учреждения уголовно-исполнительной системы — в отношении имущества, используемого для осуществления возложенных на них функций; религиозные организации — в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности; общероссийские общественные организации инвалидов:

    среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, — в отношении имущества, используемого ими для осуществления их уставной деятельности; уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных организаций, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25%, — в отношении имущества, используемого ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных и некоторых иных), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг); учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные организации инвалидов, — в отношении имущества, используемого ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;

организации, основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции, — в отношении имущества, используемого ими для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов; организации:

    в отношении федеральных автомобильных дорог общего пользования и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью.

Расчет зависит от того, исходя из какой стоимости недвижимого имущества считается налог.

Исходя из среднегодовой стоимости. Тут действует формула:

Налог за год = Среднегодовая стоимость недвижимости × Ставка налога

Исчисленный налог за год надо уменьшить на авансовые платежи — получится сумма налога к уплате или к уменьшению.

Например, среднегодовая стоимость недвижимости — 40 млн рублей. Ставка налога — 2,2%. В течение года начислены авансовые платежи — 662 476 Р. Налог за год:

40 000 000 Р × 2,2% = 880 000 Р

Налог к уплате:

880 000 Р − 662 476 Р = 217 524 Р

Авансовые платежи рассчитываются по специальной формуле:

Авансовый платеж = Средняя стоимость недвижимости × Ставка налога / 4

Исходя из кадастровой стоимости. Налог по каждому объекту недвижимости, облагаемому исходя из кадастровой стоимости, считается отдельно.

Формула для расчета налога:

Налог за год = Кадастровая стоимость недвижимости × Ставка налога

Исчисленный налог также надо уменьшить на уплаченные авансовые платежи. Они считаются так:

Авансовый платеж = Кадастровая стоимость недвижимости × Ставка налога / 4

Кадастровая стоимость берется на 1 января того года, за который считается налог.

Написать комментарий

Исчисление суммы налога на имущество организаций осуществляется по итогам налогового периода, к которому относится календарный год.

С 01.01.2020г. налоговые расчеты по авансовым платежам по итогам отчетных периодов (I квартал, I полугодие, 9 месяцев) сдавать не нужно (п. 2 ст. 386 НК РФ утратит силу). Однако, обязанность по уплате авансовых платежей не отменена. Перечислять их в бюджет необходимо по старым правилам.

Также по итогам каждого отчетного периода (первый квартал, полугодие и девять) необходимо рассчитывать сумму авансовых платежей в размере 1/4 произведения налоговой базы и ставки налога. Таким образом, итоговая сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как разница между суммой налога за налоговый период и суммами авансовых платежей.

В чем разница уплаты налога на имущество российскими и иностранными организациями? Налог на имущество и авансовые платежи подлежат уплате налогоплательщиком в порядке и сроки, установленные субъектами РФ.

Однако, в отношении имущества, находящегося на балансе российской организации, налог и авансовые платежи подлежат уплате в бюджет по местонахождению указанной организации. Иностранные же организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянные представительства, уплачивают налог и авансовые платежи в бюджет по месту постановки указанных постоянных представительств на учет в налоговых органах.

Вопрос: Иностранная организация, осуществляющая деятельность в РФ через постоянное представительство, собирается купить объект недвижимости в другом субъекте РФ. Согласно п. 3 ст. 383, ст. 385 НК РФ, в отношении имущества, находящегося на балансе российской организации, налог подлежит уплате в бюджет по местонахождению указанной организации, а налог в отношении недвижимого имущества необходимо уплачивать по месту нахождения такого имущества.

В соответствии с п. 5 ст. 383 НК иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, в отношении имущества постоянных представительств уплачивают налог и авансовые платежи по налогу в бюджет по месту постановки указанных постоянных представительств на учет в налоговых органах. Однако в НК РФ не содержится пояснений, в какой бюджет необходимо уплачивать налог в отношении недвижимого имущества иностранным организациям, осуществляющим деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства.

1. В какой бюджет должны уплачивать налог и подавать декларацию в отношении недвижимого имущества иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, зарегистрированные в одном субъекте РФ, а владеющие объектами недвижимости в другом субъекте РФ?

2. В каком порядке и в соответствии с налоговыми ставками какого субъекта РФ должны уплачивать налог в отношении недвижимого имущества иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, зарегистрированные в одном субъекте РФ, а владеющие объектами недвижимости в другом субъекте РФ?

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о порядке уплаты постоянным представительством иностранной организации налога на имущество организаций в отношении объекта недвижимого имущества и сообщает.

Согласно статье 373 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налогоплательщиками налога на имущество организаций признаются иностранные организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 Кодекса. Деятельность иностранной организации признается приводящей к образованию постоянного представительства в Российской Федерации в соответствии с признаками, содержащимися в статье 306 Кодекса.

В силу статьи 7 Кодекса, если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 306 Кодекса под постоянным представительством иностранной организации в Российской Федерации понимается филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации (далее — отделение), через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации, связанную с пользованием недрами и (или) использованием других природных ресурсов; проведением предусмотренных контрактами работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию и эксплуатации оборудования, в том числе игровых автоматов; продажей товаров с расположенных на территории Российской Федерации и принадлежащих этой организации или арендуемых ею складов; осуществлением иных работ, оказанием услуг, ведением иной деятельности, за исключением предусмотренной пунктом 4 статьи 306 Кодекса.

Пунктом 5 статьи 383 Кодекса установлено, что иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, в отношении имущества постоянных представительств уплачивают налог и авансовые платежи по налогу в бюджет по месту постановки указанных постоянных представительств на учет в налоговых органах.

Поэтому, если по местонахождению приобретенного объекта недвижимого имущества иностранная организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность, то есть создано постоянное представительство (отделение), то налог на имущество организаций уплачивается по местонахождению данного отделения иностранной организации (т.е. по месту постановки отделения на учет в налоговых органах). Расчет налога производится исходя из налоговой базы (среднегодовой стоимости имущества) и налоговой ставки, установленной законодательством субъекта Российской Федерации о налогах и сборах по местонахождению данного отделения иностранной организации. Налоговая декларация по налогу на имущество организаций представляется в налоговый орган по местонахождению данного отделения иностранной организации.

Если по местонахождению приобретенного объекта недвижимого имущества иностранная организация не имеет постоянного представительства (отделения), то есть не осуществляет регулярную предпринимательскую деятельность, то пунктом 3 статьи 374 Кодекса установлено, что объектом налогообложения для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, признается находящееся на территории Российской Федерации и принадлежащее указанным иностранным организациям на праве собственности недвижимое имущес��во и полученное по концессионному соглашению недвижимое имущество.


Иностранные компании, осуществляющие деятельность в России через постоянные представительства, платят налог (авансовые платежи) в отношении имущества этих представительств. Он вносится в бюджет по месту постановки представительств на налоговый учет.

Если иностранная компания имеет недвижимость в России, но не имеет постоянного представительства (отделения), она также платит налог на имущество организаций. Он вносится по месту нахождения объекта недвижимости. Налог рассчитывается по ставке, установленной в том регионе, в котором находится недвижимость.

Согласно ст. 21 Закона «Об иностранных инвестициях в РФ» государственный контроль за созданием, деятельностью и ликвидацией филиала иностранного юридического лица проводится посредством его аккредитации в порядке, определяемом Правительством РФ. Функции аккредитации обособленных подразделений иностранных юридических лиц, а также ведение реестра обособленных подразделений иностранных юридических лиц выполняют аккредитующие органы, в том числе Государственная регистрационная палата при Минюсте России, Торгово-промышленная палата и др.

Соответственно, для того чтобы определить, необходима ли аккредитация филиала иностранной компании в РФ, нужно понять, создается ли собственно «филиал». Следует отметить, что Закон об иностранных инвестициях не содержит строгого определения термина «филиал иностранной компании», описывая лишь цель его создания.

Филиал де-факто создается, если подразделение иностранного юридического лица:

  • расположено вне места нахождения юридического лица;
  • выполняет все функции или часть функций юридического лица;
  • выполняет функции представительства (представляет интересы юридического лица и ведет их защиту).

Общие условия принятия НДС к вычету закреплены в ст. 171, 172 НК РФ и включают:

  • приобретение товаров (работ, услуг) в целях ведения операций, облагаемых НДС (п. 1 ст. 146 НК РФ);
  • принятие товаров (работ, услуг) налогоплательщиком на учет на основании соответствующих первичных документов;
  • предъявление НДС налогоплательщику выставлением счета-фактуры, оформленного надлежащим образом, т. е. в соответствии с требованиями ст. 169 НК РФ.

В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 148 НК РФ местом реализации работ признается территория Российской Федерации, если работы (услуги) связаны непосредственно с недвижимым имуществом (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов), находящимся на территории Российской Федерации. К таким работам (услугам), в частности, относятся строительные, монтажные, строительно-монтажные, ремонтные, реставрационные работы, работы по озеленению.

Местом реализации отделочных работ, проводимых в Российской Федерации, является Российская Федерация независимо от места деятельности исполнителя или заказчика.

Должен ли налог уплачиваться по месту постановки на учет конкретного отделения, по месту нахождения которого ведутся облагаемые НДС операции? Например, ФАС Восточно-Сибирского округа при вынесении Постановления от 14 января 2005 г. по делу № А19–11 585 / 04-45-Ф02–5593 / 04-С1 признал, что иностранная организация, обязанная уплатить НДС, должна исполнять эту обязанность по месту нахождения каждого обособленного подразделения, через которое совершаются операции, облагаемые НДС. Суд отказал налоговому органу во взыскании пеней и штрафов, руководствуясь тем, что вследствие уплаты НДС через московское отделение (вместо других подразделений) у иностранной организации не образовалось недоимки перед федеральным бюджетом. Однако суд взыскал штрафные санкции за непредставление налоговых деклараций по месту учета каждого обособленного подразделения.

В Постановлении от 30 мая 2002 г. по делу № КА-40 / 3386-02 ФАС Московского округа указал, что «одно отделение иностранной организации не может нести обязанность по исчислению и уплате НДС за другие отделения и не может вычитать из общей суммы налога налог, уплачиваемый по месту нахождения других отделений».

Такую судебную практику нельзя признать сформировавшейся. Из НК РФ следует, что любой НДС (независимо от того, совершались ли налогооблагаемые операции через обособленное подразделение или нет) должен уплачиваться иностранной организацией по месту учета в Российской Федерации. То есть отсутствует прямая связь между представительством облагаемых НДС операций и возникновением обязанности уплаты НДС.

Учет в налоговых органах

Предмет договора девелопмента — возмездное оказание услуг (выполнение работ), а также совершение как от имени и за счет инвестора, так и от имени заказчика и за счет инвестора юридических и иных действий, связанных с сопровождением и контролем за ходом и результатами проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию объекта недвижимости, расположенного на территории России. Заключение и исполнение договора девелопмента предлагается рассмотреть на примере договора между российской и кипрской компанией. Итак, инвестором строительства и заказчиком услуг выступает кипрская компания, имеющая постоянное представительство на территории РФ, а исполнитель услуг — кипрская компания, привлекающая российского субагента и субподрядчиков.

Учитывая характер услуг, в соответствии со ст. 148 НК РФ, названные услуги могут быть отнесены к одной из следующих групп:

  • инжиниринговые услуги (инженерно-консультационные услуги по подготовке строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных и других объектов, предпроектные и проектные услуги, в частности, подготовка техникоэкономических обоснований, проектно-конструкторские разработки и другие подобные услуги), информационные, консультационные или проектные;
  • услуги агента, привлекающего лицо (организацию или физическое лицо) для оказания услуг, предусмотренных подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ (в частности, инжиниринговых, информационных, консультационных, и проектных), от своего имени или от имени инвестора.

Налогообложение вознаграждения, получаемого иностранной компанией — исполнителем услуг, зависит от квалификации услуг.

В силу подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ Российская Федерация признается местом реализации услуг, если покупатель услуг ведет свою деятельность на территории РФ. Правило применяется, в частности:

  • при оказании консультационных, юридических, бухгалтерских, инжиниринговых, рекламных, маркетинговых услуг, услуг по обработке информации, а также при проведении научно-исследовательских и опытноконструкторских работ. При этом к инжиниринговым услугам относятся инженерно-консультационные услуги по подготовке процесса производства и реализации продукции (работ, услуг), подготовке строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных и других объектов, предпроектные и проектные услуги (подготовка технико-экономических обоснований, проектно-конструкторские разработки и др.);
  • оказании услуг агента, привлекающего от имени основного участника контракта лицо (организацию или физическое лицо) для оказания перечисленных видов услуг (услуг, предусмотренных подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ).

Согласно обновленной редакции пп. 1 п. 1 ст. 374 НК РФ объектами обложения налогом на имущество организаций признаются:

  • недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с п. 1 ст. 375 НК РФ, если иное не предусмотрено ст. 378 и 378.1 НК РФ;
  • недвижимое имущество, находящееся на территории РФ и принадлежащее организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения, а также полученное по концессионному соглашению, если налоговая база в отношении такого имущества определяется по п. 2 ст. 375 НК РФ, если иное не предусмотрено ст. 378 и 378.1 НК РФ.

Из приведенных норм следует, что если российская организация имеет на балансе в качестве объектов основных средств недвижимое имущество, которое расположено в том числе на территории, находящейся за пределами РФ, то такая недвижимость организации за границей облагается налогом на имущество организаций по правилам гл. 30 НК РФ.

Налоговая база по налогу на имущество организаций в отношении имущества, принадлежащего российской организации и расположенного на территории другого государства, определяется в соответствии со ст. 375 НК РФ, согласно которой при определении налоговой базы как среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения, такое имущество учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации. В случае если остаточная стоимость имущества включает в себя денежную оценку предстоящих в будущем затрат, связанных с данным имуществом, остаточная стоимость указанного имущества для целей гл. 30 НК РФ определяется без учета таких затрат (п. 3 ст. 375 НК РФ).

При этом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется отдельно (п. 3 ст. 382 НК РФ):

  • в отношении имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации (месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации);
  • в отношении имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс;
  • в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, или постоянного представительства иностранной организации;
  • в отношении имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения;
  • в отношении имущества, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость;
  • в отношении имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.

Пунктом 3 ст. 383 НК РФ установлено, что в отношении имущества, находящегося на балансе российской организации, налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате в бюджет по местонахождению указанной организации с учетом особенностей, предусмотренных ст. 384, 385 и 385.2 НК РФ.

Таким образом, если налог на недвижимость организации за границей не уплачивался, то налог на имущество недвижимость организации в отношении имущества, принадлежащего российской организации и расположенного на территории другого государства, уплачивается в сумме, исчисленной исходя из налоговой базы, определенной в соответствии с п. 3 ст. 375 НК РФ, и ставки налога, установленной законом субъекта РФ в соответствии с п. 1 ст. 380 НК РФ, по месту нахождения организации в Российской Федерации (Письмо Минфина России от 25.05.2016 № 03‑05‑05‑01/29886).

Добавим, что ст. 381 НК РФ устанавливаются случаи, при которых налогоплательщик освобождается от уплаты налога на имущество организаций. При этом НК РФ не предусмотрена возможность освобождения от уплаты налога на имущество организаций при невозможности подтверждения уплаты налога на имущество организаций за пределами территории РФ в случае неопределенности законодательства другого государства, а также при утрате контроля над имуществом, находящимся в другом государстве (Письмо Минфина России от 10.11.2017 № 03‑05‑05‑01/73988).

Итак, если российская организация владеет недвижимостью за пределами РФ, то она должна уплатить налог на имущество недвижимость организации в РФ. Но при этом данное имущество может одновременно облагаться налогом на имущество по правилам государства, на территории которого оно находится. На практике недвижимость облагается налогом на имущество, разным по величине в зависимости от страны нахождения.

Получается, за одну и ту же недвижимость налог нужно заплатить дважды: в той стране, на территории которой она находится, и в РФ по правилам гл. 30 НК РФ. Можно ли избежать двойного налогообложения? Можно.

В силу ст. 386.1 НК РФ фактически уплаченные российской организацией за пределами территории РФ в соответствии с законодательством другого государства суммы налога на имущество в отношении имущества, принадлежащего российской организации и расположенного на территории этого государства, засчитываются при уплате налога в РФ в отношении указанного имущества. Каковы правила проведения такого зачета налогов?

Статьей 386.1 НК РФ установлены следующие условия проведения зачета:

  • размер засчитываемых сумм налога, выплаченных за пределами территории РФ, не может превышать размер суммы налога, подлежащего уплате этой организацией в РФ в отношении указанного имущества;
  • зачет производится в налоговом периоде, в котором был уплачен налог за пределами территории РФ, и только за налоговый период. Провести указанный зачет за отчетный период нельзя;
  • обязательно документальное оформление – заявление и документ об уплате налога за пределами РФ.

Таким образом, избежать двойного налогообложения недвижимости, находящейся за пределами РФ, можно, но данный порядок носит заявительный характер. Это означает, что если организация не обратится в налоговый орган с соответствующим заявлением, то автоматически налоговики никакого зачета не сделают.

Добавим, что возможность рассматриваемого зачета налога на имущество предусмотрена во многих соглашениях об избежании двойного налогообложения, заключенных Правительством РФ с большинством иностранных государств.

Расходы в виде сумм налогов и сборов, уплаченных на территории иностранного государства в соответствии с законодательством этого государства, могут быть учтены налогоплательщиком при определении налоговой базы в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ (Письмо Минфина России от 07.09.2018 № 03‑03‑06/1/64126).

При этом налоги, по которым НК РФ напрямую предусматривает порядок устранения двойного налогообложения путем зачета налога, уплаченного на территории иностранного государства (в том числе ст. 386.1 НК РФ), при уплате соответствующего налога в РФ, учету в составе расходов при расчете налога на прибыль организаций не подлежат.

Статьей 386.1 НК РФ установлен максимально возможный размер зачитываемого налога, уплаченного за пределами РФ: он не может превышать размер суммы налога, подлежащего уплате этой организацией в РФ в отношении указанного имущества. Сказанное означает, что нужно исчислить сумму налога на имущество в отношении зарубежной недвижимости за налоговый период по правилам гл. 30 НК РФ; это и будет максимально возможная сумма засчитываемого налога, уплаченная за пределами РФ.

Если сумма уплаченного за пределами РФ налога на недвижимость превышает сумму налога на это имущество, рассчитанную по нормам НК РФ, то сумму превышения зачесть нельзя (Письмо Минфина России от 25.10.2011 № 03‑05‑05‑01/85).

Если российская организация уплатила налог на недвижимость в государстве, на территории которого расположена данная недвижимость, то для проведения зачета в целях устранения двойного налогообложения нужно подготовить два документа: заявление и документ об уплате налога. Указанные документы подаются российской организацией в налоговый орган по месту нахождения российской организации вместе с декларацией за налоговый период, в котором был уплачен налог за пределами территории РФ.

Заявление на проведение зачета. Начнем с заявления. Никакой отдельной формы данного заявления не установлено, это означает, что его можно составить в произвольном виде. Формулировка просьбы в данном случае может быть, например, следующей:

«Общество с ограниченной ответственностью «Ромашка» просит на основании ст. 386.1 НК РФ произвести зачет налога на имущество, уплаченного на территории Республики Кипр (указывается название иностранного государства) в 2019 году (указывается год уплаты налога за пределами РФ), в счет уплаты налога на имущество организаций за 2019 год согласно представленной налоговой декларации за 2019 год (можно указать КБК).

Сумма налога, уплаченного на территории Республики Кипр, составляет ХХХ руб.»

В качестве приложения к заявлению нужно указать документ, подтверждающий уплату налога на территории иностранного государства.

Отметим, что сумма уплаченного налога указывается в заявлении в рублях, то есть нужно перевести сумму налога, уплаченную в валюте страны нахождения недвижимости, в рубли по курсу ЦБ РФ на дату уплаты налога в иностранном государстве.

Документ, подтверждающий уплату налога за пределами РФ. Еще одним важным документом для проведения зачета налога на имущество является документ об уплате налога за пределами территории РФ. Никакой специальной формы для такого документа российским налоговым законодательством не установлено, он составляется по правилам страны нахождения недвижимости.

Отметим, что это не просто платежный документ на уплату соответствующего налога; он должен быть подтвержден налоговым органом соответствующего иностранного государства. Для этого необходимо обратиться в налоговые органы государства, на территории которого находится недвижимость, за получением документа, подтверждающего уплату налога на имущество, для возможности его зачета на территории РФ (Письмо Минфина России от 11.07.2014 № 03‑08‑05/33833).

Кроме того, поскольку платежный документ составлен на иностранном языке, его нужно перевести на русский язык. Дополним: первичные учетные документы, составленные на иных языках, должны иметь построчный перевод на русский язык (Приказ Минфина России от 29.07.1998 № 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации»).

В статье 386.1 НК РФ никаких разъяснений и требований о нотариальном заверении перевода нет. Не высказывают их и представители контролирующих органов. Например, в Письме Минфина России от 28.06.2013 № 03‑08‑05/24718 говорится, что документы, представленные в целях зачета налога, составленные на иностранном языке, должны быть переведены на русский язык. НК РФ иных требований к оформлению (заверению) документов, составленных на иностранном языке, не предъявляет.

Отметим еще один момент: если налог уплачен самой организацией, то нужно представить документ, подтверждающий уплату налога, заверенный налоговым органом соответствующего иностранного государства, а для налогов, удержанных в соответствии с законодательством иностранных государств или международным договором налоговыми агентами, – подтверждение налогового агента (Письмо Минфина России от 09.10.2007 № 03‑08‑05).

При подготовке указанных документов нужно помнить, что официальные документы, исходящие от иностранных государств (включая налоговые органы иностранного государства), должны быть легализованы. Если же соответствующее иностранное государство является членом Гаагской конвенции от 05.10.1961, то на данных документах достаточно проставления апостиля. Однако апостиль не может быть затребован, если законы, правила или обычаи, действующие в государстве, в котором представлен документ, либо договоренность между двумя или несколькими государствами отменяют или упрощают данную процедуру либо освобождают документ от легализации.

Какое имущество подлежит налогообложению у иностранных организаций

Если российская организация имеет на балансе в качестве объектов основных средств недвижимое имущество, которое расположено на территории, находящейся за пределами РФ, то такая недвижимость облагается налогом на имущество организаций по правилам гл. 30 НК РФ. Но при этом одновременно названное имущество может облагаться налогом на имущество по правилам государства, на территории которого оно находится.

Согласно нормам действующего налогового законодательства в данном случае можно избежать двойного налогообложения: ст. 386.1 НК РФ установлены условия проведения зачета налога, уплаченного за пределами РФ, в счет исчисленного налога на имущество по правилам гл. 30 НК РФ. Но зачесть можно только фактически уплаченный за пределами РФ налог и не более суммы налога на имущество, рассчитанного в соответствии с НК РФ в отношении обозначенной недвижимости.

Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения, №12, 2019 год

Случаи, когда иностранные организации являются плательщиками налога на имущество, перечислены в ст. 373 НК РФ. Так, иностранная фирма уплачивает налог, если она:

  • осуществляет в России деятельность, приводящую к образованию постоянного представительства;
  • не осуществляет в России деятельность через постоянное представительство, но имеет на территории нашей страны, на континентальном шельфе или в исключительной экономической зоне Российской Федерации недвижимое имущество, принадлежащее данной организации на праве собственности.

Соответственно, если иностранная организация не осуществляет в России деятельность, приводящую к образованию представительства, и не имеет принадлежащего ей на праве собственности недвижимого имущества, плательщиком налога на имущество она не является.

Существует один важный нюанс. Статья 7 НК РФ устанавливает приоритет положений международных договоров РФ, касающихся налогообложения, над нормами российского налогового законодательства. Например, согласно ст. 306 Налогового кодекса деятельность иностранной организации приводит к образованию постоянного представительства, а нормами международного договора предусмотрено обратное. В этом случае плательщиком налога на имущество иностранная организация может быть признана, только если у нее в собственности на территории России (на континентальном шельфе или в исключительной экономической зоне России) есть недвижимое имущество.

Иностранные организации, осуществляющие в России деятельность через постоянные представительства, уплачивают налог с движимого и недвижимого имущества, относящегося к объектам основных средств (п. 2 ст. 374 НК РФ). Такие организации обязаны вести учет объектов налогообложения в соответствии с правилами российского бухгалтерского учета, то есть руководствуясь ПБУ 6/01 «Учет основных средств» и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н.

Кроме того, иностранные организации платят налог на имущество с находящихся в их собственности объектов недвижимости, которые не используются в деятельности через постоянное представительство.

Если иностранная организация не осуществляет в Российской Федерации деятельность, она уплачивает налог только со стоимости недвижимого имущества, находящегося в ее собственности.

Обратите внимание: если у иностранной организации, признаваемой плательщиком налога на имущество, нет объектов налогообложения, это не освобождает ее от обязанности представлять отчетность по налогу. Например, иностранная организация, которая ведет деятельность в России через постоянное представительство, но все имущество арендует, должна представлять «нулевую» отчетность.

Как уже было сказано, иностранные организации, осуществляющие деятельность через постоянное представительство, уплачивают налог с имущества, как используемого в этой деятельности, так и не используемого. Порядок определения налоговой базы в этих случаях различен.

Если имущество (движимое и недвижимое) иностранная организация использует в деятельности через постоянное представительство, она определяет по нему налоговую базу так же, как российские фирмы. А именно как среднегодовую (среднюю) стоимость имущества за налоговый (отчетный) период. Для расчета среднегодовой (средней) стоимости имущества нужно сложить остаточную стоимость каждого объекта основных средств по состоянию на 1-е число каждого месяца налогового (отчетного) периода и разделить на количество месяцев в этом периоде, увеличенное на 1. Постоянные представительства, созданные (ликвидированные) после начала календарного года (до конца календарного года), рассчитывают среднегодовую (среднюю) стоимость имущества в общем порядке, то есть с учетом установленной ст. 397 Кодекса длительности налогового (отчетного) периода.

В отношении имущества, используемого в деятельности иностранной организации через постоянное представительство, сумма налога по итогам налогового периода определяется так: среднегодовую стоимость этого имущества надо умножить на ставку налога. Авансовые платежи рассчитываются следующим образом: среднюю стоимость имущества за отчетный период нужно умножить на ставку налога и разделить на 4.

Если же иностранная организация не осуществляет деятельность на территории России или у нее есть недвижимое имущество, которое не используется в деятельности через постоянное представительство, налоговую базу она определяет иначе. По таким объектам налоговой базой является их инвентаризационная стоимость по данным органов технической инвентаризации по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Чтобы получить справку об инвентаризационной стоимости имущества, иностранная организация должна обратиться с запросом в органы БТИ <2>.

<2> В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.09.2004 N 477 с 1 ноября 2004 г. техническую инвентаризацию объектов градостроительной деятельности осуществляют организации (органы), аккредитованные Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости в порядке, устанавливаемом Минэкономразвития России.

Сумма налога по имуществу, которое иностранная организация не использует в деятельности через постоянное представительство, определяется как произведение инвентаризационной стоимости этого имущества на ставку налога. Авансовый платеж в отношении указанного имущества рассчитывается так: инвентаризационную стоимость по состоянию на 1 января календарного года надо умножить на соответствующую налоговую ставку и разделить на 4.

Объект недвижимого имущества

Инвентаризационная
стоимость, руб.

Нежилое здание по адресу: ул. Арбат, д. 1К,
находящееся в собственности с декабря 2003 г.

8 000 000

Нежилое здание по адресу: ул. Арбат, д. 3К,
находящееся в собственности с 3 марта 2005 г.

12 000 000

Рассмотрим заполнение налогового расчета по авансовым платежам по налогу на имущество, который иностранная организация должна представить за I полугодие 2005 г. по месту нахождения объектов недвижимого имущества в г. Москве.

В отношении имущества, налог по которому уплачивается в бюджет г. Москвы — города федерального значения — без направления части суммы в бюджеты муниципальных образований, организация имеет право заполнить либо отдельные, либо единую декларацию (налоговый расчет). Такое право ей предоставлено п. 1.4 Инструкции.

По условиям нашего примера организация заполняет один расчет. При этом поскольку по указанным объектам организация состоит на учете в одной налоговой инспекции, то в налоговой декларации на всех листах указывается любой из присвоенных данной организации КПП по месту нахождения объектов недвижимости.

Таким образом, налоговый расчет по итогам полугодия 2005 г. иностранная организация по месту нахождения объектов недвижимости в г. Москве должна представить в следующем составе:

  • титульный лист;
  • разд. 1;
  • разд. 3 (отдельно по каждому из двух объектов недвижимости).

В разд. 3 иностранная организация указывает информацию об объектах недвижимости, которые она не использует в своей деятельности через постоянное представительство.

По строке 010 отражается один из следующих показателей:

  • наименование объекта недвижимого имущества согласно свидетельству о государственной регистрации прав на объект недвижимого имущества;
  • его адрес или инвентарный (условный) номер.

В нашем примере в строках 010 соответствующих разд. 3 указываются наименования объектов недвижимого имущества согласно выданным свидетельствам о праве собственности:

  • нежилое здание по адресу: г. Москва, ул. Арбат, д. 1К;
  • нежилое здание по адресу: г. Москва, ул. Арбат, д. 3К.

В строку 020 вписывается инвентаризационная стоимость объекта недвижимого имущества по состоянию на 1 января 2005 г. Эти сведения приведены в таблице.

Данные об инвентаризационной стоимости нежилого здания, которое находится в собственности организации с декабря 2003 г., переносятся в строку 020 соответствующего разд. 3 без изменений.

В разд. 1 отражается информация о суммах налога (авансового платежа), которые подлежат уплате в бюджет по данным налогоплательщика.

В строке 010 указывается КБК, по которому зачисляется в бюджет сумма авансового платежа по налогу, проставленная в строке 030 данного раздела.

В нашем примере в строку 010 вписывается КБК 182 1 06 02010 02 1000 110.

В строке 020 проставляется код по ОКАТО в соответствии с Общероссийским классификатором объектов административно-территориального деления ОК 019-95, по которому подлежит уплате сумма авансового платежа по налогу, указанная в строке 030 данного блока.

Налог на имущество организаций и авансовые платежи по налогу подлежат уплате в порядке и сроки, установленные законами субъектов Российской Федерации.

По имуществу, которое находится на балансе российской организации, налог и авансовые платежи по налогу уплачиваются в бюджет по месту нахождения данной организации (с учетом особенностей, предусмотренных в ст. 384, 385 и 385.2 НК РФ).

Иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, в отношении имущества постоянных представительств уплачивают налог и авансовые платежи по месту постановки представительств на учет в налоговых органах.

Если налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, то уплата налога и авансовых платежей производится по месту нахождения объекта недвижимого имущества.

ЭТО ВАЖНО

Налоговые расчеты по авансовым платежам представляются не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода, налоговые декларации — не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Нужно отметить, что в настоящее время имеются случаи, когда суды выносят решения о незаконном включении строений организаций в перечень объектов недвижимости, для которых налоговая база — кадастровая стоимость (Определение Верховного Суда РФ от 04.03.2015 № 5-АПГ 15-4).

В письме ФНС России от 28.04.2015 № БС-4-11/7315 «О налоге на имущество организаций» отмечено следующее: если принято решение об исключении из перечня неправомерно включенного в него объекта недвижимости, то налоговая база в отношении указанного объекта в соответствующем налоговом периоде определяется как среднегодовая стоимость. Корректировка налоговой базы в данном случае не производится.

Если декларация по налогу на момент решения суда уже была сдана, то организация должна подать в налоговую инспекцию уточненную налоговую декларацию. Это необходимо сделать и в том случае, когда в результате перерасчета была выявлена излишне уплаченная сумма налога.

Особенности исчисления налога на имущество организаций не позволяют проводить соответствующую корректировку налоговой базы прошлого года в текущем налоговом периоде.

Г. А. Горина, проф. кафедры налогов и налогообложения РЭУ им. Г. В. Плеханова, канд. экон. наук

Статья опубликована в журнале «Планово-экономический отдел» № 2, 2016.

Иностранные представительства в РФ должны уплачивать определенный процент от своего дохода в бюджет нашей страны. При этом налогообложение иностранных компаний в РФ можно разделить на 2 вида:

  1. Налогообложение компаний, имеющих в РФ представительства.
  2. Налогообложение организаций, которые не имеют в РФ представительств, но получают доход иным образом.

Определимся с тем, что понимают под постоянным представительством. Данное понятие рассматривают в качестве филиала организации. Оно распространяется на все подразделения компании, которые постоянно проводят предпринимательскую деятельность в РФ. В большей части случаев это является предпринимательством, но не всегда. При этом иные вспомогательные подразделения компании могут иметь совсем иной порядок налогообложения.

Одним из объектов для обложения у таких организаций будет доход, полученный ей при осуществлении своей деятельности в РФ. При этом для расчета налоговой суммы учитывается не доход организации, а разница между ее доходами и расходами. Так, например, происходит налогообложение организаций, занятых торговлей.

Кроме того, налог нужно будет уплачивать с доходов, полученных иностранной компании в результате использования (или обычного владения) имущества. Конечно, данное имущество должно быть зарегистрировано на данное представительство. Таким же образом исчисляется налог, как и в предыдущем случае: от суммы полученных доходов отнимается затраты, связанные с получением этого дохода (к примеру, на обслуживание машин, ремонтные работы и др.).

Таким образом, не все иностранные компании уплачивают налоги одинаково. Существуют и такие представительства, которые занимаются исключительно оказанием услуг – вспомогательных и подготовительных. Данные услуги они оказывают на постоянной основе и бесплатно. Однако, независимо от этого они тоже попадают под налогообложение. Но налог исчисляется не с разницы доходов и расходов, а с затрат на осуществление своей деятельности. То есть, чем меньше компания затратит на свои функции, тем меньше ей придется уплатить. В настоящее время налоговая ставка установлена в размере 20%.

О налоге на имущество иностранных юридических лиц

Вид налога Порядок уплаты
Налог на прибыль Под прибылью иностранной организации в РФ понимают доход, полученный от осуществления деятельности через постоянные представительства в РФ, уменьшенный на величину экономически обоснованных расходов, понесенных данными представительствами. Налоговая ставка по налогу на прибыль установлена в размере 20%, из которых 2% перечисляется в федеральный бюджет, а 18% – в бюджет субъекта РФ, в котором осуществляется деятельность.

Если у иностранной компании нет в РФ представительств, но она получает доход от каких-либо российских источников, то налог за нее уплачивает налоговый агент.

НДС Иностранные компании, которые осуществляют реализацию товаров (услуг) через свои представительства в РФ, являются такими же плательщиками налога НДС, как и российские организации. То есть они на общих основаниях уплачивают в бюджет НДС и подают в ФНС налоговую декларацию.

Иностранные организации, которые не имеют в РФ постоянных представительств, также являются плательщиками налога НДС. Но это за них делают налоговые агенты, то есть контрагенты иностранных компаний, состоящие на учете в России.

Налог на имущество

Для иностранных компаний с постоянными представительствами в РФ, объектом налогообложения будет являться имущество (движимое, недвижимое), относящееся к ОС.

Для компаний, не имеющих в РФ постоянных представительств, в качестве объекта налогообложения будет выступать имущество, принадлежащее на правах собственности и находящееся в РФ.

Иностранные компании, уплачивающие налог на имущество, обязаны подавать в налоговый орган по месту учета налоговую декларацию.

Земельный налог Уплачивают иностранные организации, которые на правах собственности владеют в РФ земельным участком. В качестве объекта налогообложения в данном случае выступает земельный участок. Налог компания рассчитывает самостоятельно и уплачивает в местный бюджет региона, в котором расположен участок. Налоговая декларация подается в налоговый орган в соответствии с местом расположения налогового участка.

Налогоплательщиками являются организации, у которых есть имущество, признаваемое объектом налогообложения. Ими могут быть:

1) российские организации;

2) иностранные организации, имеющие постоянные представительства на территории РФ;

3) иностранные организации, которые не имеют постоянного представительства в России, но владеют недвижимым имуществом на территории РФ.

Кто не платит налог на имущество организаций? Не платят этот налог компании, у которых на балансе учтено только движимое имущество: транспорт, оборудование и т.д.

Также налог на имущество не платят организации, применяющие спецрежимы.

  • ЕСХН – только в отношении имущества, которое они используют при производстве, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции и при оказании услуг;
  • УСН – в отношении имущества, налоговая база по которому определяется как среднегодовая стоимость;
  • ЕНВД – в отношении имущества, которое используется для осуществления «вменённой» деятельности и налоговая база по которому определяется как среднегодовая стоимость этого имущества.

Для российской организации объектом обложения является:

1) недвижимость, которая учитывается на балансе как основное средство, если налоговая база в отношении неё определяется как среднегодовая стоимость. Облагать эту недвижимость нужно, даже если она:

  • передана другим лицам во временное владение, пользование, распоряжение;
  • передана в доверительное управление (кроме передачи в ПИФ);
  • внесена в совместную деятельность;
  • получена по концессионному соглашению;
  • получена вами как управляющей компанией ПИФ;

2) недвижимость, находящаяся в РФ и по общему правилу принадлежащая организации на праве собственности (праве хозяйственного ведения), полученная по концессионному соглашению, если налоговая база в отношении неё определяется как кадастровая стоимость .

Для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, объектом обложения является недвижимость, которую использует представительство. Налог они уплачивают в тех же случаях, что и российские организации .

Если недвижимость к деятельности представительства не относится, то она будет объектом обложения в тех же случаях, что и у иностранных организаций, у которых нет представительств в РФ.

Вопрос: Является ли жилье, которое не числится как ОС, объектом обложения налогом на имущество для иностранной организации с представительством в РФ?

Ответ: Да, является, если по общему правилу:

  • недвижимость находится в РФ и принадлежит организации на праве собственности (получена по концессионному соглашению);
  • налоговая база в отношении такого имущества определяется как кадастровая стоимость.

Для иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, объектом обложения является недвижимость, которая по общему правилу:

  • находится на территории РФ и принадлежит таким организациям на праве собственности;
  • получена по концессионному соглашению;
  • налоговая база в отношении такого имущества определяется как кадастровая стоимость.

Для начала проверьте, нет ли у вас недвижимости, облагаемой по кадастровой стоимости. Если есть, рассчитайте налог по каждому такому объекту отдельно.

По общему правилу, если кадастровая стоимость меняется в течение года, это не влияет на расчёт налога (авансов) за текущий и за предыдущие годы. Новую стоимость нужно использовать при расчёте только с 1 января следующего года.

Но есть исключения:

  • Если стоимость поменялась из-за изменения количественных или качественных характеристик объекта, то по новой стоимости нужно считать налог с момента, когда сведения об изменённых характеристиках внесли в ЕГРН.
  • Если стоимость поменялась из-за исправления ошибок или из-за того, что после оспаривания её приравняли к рыночной, то по новой стоимости вы пересчитываете налог за все годы, за которые платили его по старой, неправильной стоимости.

Движимое имущество и земля налогом не облагается. Налог надо платить только с недвижимости – либо по кадастровой, либо по балансовой стоимости.

Организации, применяющие специальные налоговые режимы – УСН и ЕНВД, должны платить налог только с недвижимости, облагаемой по кадастровой стоимости.

Что касается отчётности, то необходимо сдать декларацию и уплатить налог по месту нахождения недвижимости. Обращаю ваше внимание на то, что с 2020 года организации не сдают промежуточную отчётность.

По объектам, расположенным в одном регионе и облагаемым по балансовой стоимости, можно сдавать одну декларацию. Для этого ежегодно до 1 марта направляйте в УФНС уведомление.

Налог на имущество организаций в 2020 году

Последние годы в РФ наблюдается постоянный поток трудовых мигрантов, ситуацию усложнила непростая обстановка на Украине, которая повлекла за собой приезд большого числа беженцев. Устраивая на работу иностранцев, компания должна учесть много нюансов, особенно в той части, которая касается налогообложения, а мигранты не должны забывать, что после получения дохода необходимо заплатить налоги.

Принято считать, что подоходный налог выплачивается стране, где человек провел большую часть времени. При расчете налога во внимание принимают не гражданство, а резидентность — фактическое проживание мигранта в РФ в течение определенного времени. По общему правилу человек признается резидентом, если проживает в России дольше 183 дней в году на протяжении 12 месяцев. Если иностранец живет в РФ меньше этого срока, то он считается нерезидентом. Здесь имеется в виду не календарный год, который начинается с января, а именно период в 12 месяцев, отсчет может вестись и с середины одного года, а закончится в середине другого. К примеру, если сотрудник приехал в РФ в июле, то этот срок закончится в июне следующего года. Именно от этого статуса зависит применяемая ставка, а значит и размер НДФЛ — налога на доходы с физических лиц.

Иностранец получает статус ВКС при выполнении одного главного условия — его заработная плата составляет свыше 2 млн в год (или 1 млн в год для научных и педагогических сотрудников). Прием ВКС на работу накладывает на компанию дополнительные обязанности. Например, работодатель обязан ежемесячно подтверждать, что заработная плата ценного кадра осталась на необходимом уровне.

Для ВКС ставка по НДФЛ составляет 13 %, независимо от достижения им статуса налогового резидента. Но это относится только к заработной плате специалиста высокой квалификации, которая является вознаграждением за выполнение им трудовых функций. Если речь идет о ряде других выплат, например, компенсации за аренду жилья, сотовую связь, доплате за питание, единоразовых премиях, то ставка составит 30 % до достижения ВСК статуса резидента.

Граждане Армении, Казахстана и Белоруссии имеют такую же ставку, как и россияне, — 13 %. Это установлено международными договоренностями.

Для работы в РФ безвизовый иностранец обязан самостоятельно получить патент. За период действия патента мигрант уплачивает фиксированные авансовые платежи по НДФЛ. Их размер для каждого региона различный, к примеру, для Москвы ежемесячная сумма платежа на 2019 год составляет 5000 рублей. Работодатель также рассчитывает НДФЛ с заработной платы мигранта и уменьшает его размер на сумму авансовых платежей, самостоятельно перечисленную иностранцем.

Кроме НДФЛ, с заработной платы работодатель обязан начислить и выплатить страховые взносы в ФСС, ПФ и ФФОМС. То есть налоги с зарплаты включают в себя: НДФЛ и взносы в государственные фонды. Но если в случае с подоходным налогом его сумма удерживается из зарплаты сотрудника, страховые взносы работодатель выплачивает за свой счет.

Выделяют три статуса иностранцев:

  • Временно пребывающие (иностранец въехал в РФ в визовом или безвизовом порядке, не имеет РВП или ВНЖ);
  • Временно проживающие (имеет РВП);
  • Постоянно проживающие (имеет ВНЖ).

На недвижимое имущество иностранных граждан (дом, квартиру, комнату, дачу) начисляется аналогичный налог, как и на жилье россиян. Налоговой базой является суммарная инвентаризационная стоимость всех строений по состоянию на 1 января текущего года.

Ставка налога на имущество:

  • Если по оценочным данным БТИ объект стоит меньше 300 000 рублей, то ставка налога не может быть ниже 0,1 % от налоговой базы;
  • Если инвентаризационная стоимость составляет от 300 000 до 500 000 рублей, то предельный размер налоговых отчислений не может быть выше 0,3 % и ниже 0,1 %;
  • Когда объект стоит свыше 500 000 рублей, максимальный размер ставки ограничен 2 %, но при этом он не может быть ниже 0,3 %.

В каждом региональном образовании действуют свои ставки. Местные власти вправе дифференцировать их, но только в указанных выше диапазонах.

Налог на имущество организаций 2020 — ставка, расчет, срок

По налоговому законодательству, иностранцы, как и россияне, обязаны заплатить налог с любых доходов, полученных в РФ, в том числе и с продажи недвижимости, земельных участков, транспортных средств. Гражданская принадлежность при продаже дома или квартиры не имеет никакого значения, здесь важно налоговое резидентство, так как с этим связаны ставки по НДФЛ: для резидентов — 13%, для нерезидентов — 30 % от суммы, за которую была продана собственность. Чтобы реализовать недвижимость с меньшими затратами, нужно стать резидентом РФ, то есть прожить в стране на законных основаниях больше 183 дней без перерывов.

Резидентами Российской Федерации признаются:

  • — физические лица, являющиеся гражданами РФ, за исключением граждан РФ, признаваемых, постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства;
  • — постоянно проживающие в РФ на основании вида на жительство, предусмотренного российским законодательством, иностранные граждане и лица без гражданства; юридические лица, созданные в соответствии с российским законодательством;
  • — находящиеся за пределами территории РФ филиалы, представительства и иные подразделения резидентов — юридических лиц, созданных в соответствии с российским законодательством; дипломатические представительства, консульские учреждения РФ и иные официальные представительства РФ, находящиеся за пределами территории РФ, а также постоянные представительства РФ при межгосударственных или межправительственных организациях;
  • — РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» Налоги, налогообложение и налоговое законодательство / под ред. Е.Н. Евстигнеева. — СПб: Питер, 2011. -с.12.

Нерезидентами Российской Федерации признаются:

  • — физические лица, не являющиеся резидентами; юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ (мене 183 дней);
  • — организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории России;
  • — аккредитованные в РФ дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;
  • — межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в РФ;
  • — находящиеся на территории РФ филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов Налоги, налогообложение и налоговое законодательство / под ред. Е.Н. Евстигнеева. — СПб: Питер, 2011. -с.13.

Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций:

  • — без ограничений открывать в уполномоченных банках банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте, если иное не установлено законом;
  • — производить расчеты при осуществлении валютных операций через банковские счета, за исключением некоторых валютных операций (передачи физическим лицом — резидентом валютных ценностей в дар РФ, субъекту РФ и (или) муниципальному образованию);
  • — производить расчеты при осуществлении валютных операций через счета, открытые в банках за пределами территории РФ, за счет средств, зачисленных на эти счета;
  • — списывать и (или) зачислять денежные средства, внутренние и внешние ценные бумаги со специального счета и на специальный счет резидента;
  • — осуществлять расчеты через свои банковские счета в любой иностранной валюте с проведением в случае необходимости конверсионной операции по курсу, согласованному с уполномоченным банком, независимо от того, в какой иностранной валюте был открыт банковский счет.

Нерезиденты имеют право:

  • — открывать банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте и валюте РФ только в уполномоченных банках;
  • — без ограничений перечислять иностранную валюту и валюту РФ со своих банковских счетов (с банковских вкладов) в банках за пределами территории РФ на свои банковские счета (в банковские вклады) в уполномоченных банках;
  • — без ограничений перечислять иностранную валюту со своих банковских счетов (с банковских вкладов) в уполномоченных банках на свои счета (во вклады) в банках за пределами территории РФ;
  • — списывать и (или) зачислять денежные средства, внутренние и внешние ценные бумаги со специального счета и на специальный счет нерезидента в установленном ЦБ РФ порядке Налоги, налогообложение и налоговое законодательство / под ред. Е.Н. Евстигнеева. — СПб: Питер, 2011. -с.14.

В Российской Федерации основными налогами, уплачиваемыми физическими лицами, кроме налога на доходы физических лиц, являются:

  • — налог на имущество физических лиц;
  • — транспортный налог;
  • — налог на землю;
  • — налог на дарение.

Рассмотрим, в каком порядке уплачиваются перечисленные налоги иностранными физическими лицами в Российской Федерации.

Как отмечалось ранее, плательщиками налога на имущество в соответствии с главой 30 Налогового кодекса РФ иностранные организации могут являться в двух случаях:

1. Если иностранные организации осуществляют деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства. Согласно статье 374 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, признается движимое и недвижимое имущество, признаваемое объектами основных средств в соответствии с правилами ведения российского бухгалтерского учета. В соответствии с п. 2 ст. 306 Налогового кодекса РФ под постоянным представительством иностранной организации в Российской Федерации для целей главы 30 НК РФ понимается филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации (далее – отделение), через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации. Статьей 306 НК РФ также установлено, что постоянное представительство иностранной организации считается образованным с начала регулярного осуществления предпринимательской деятельности через ее отделение. При этом деятельность по созданию отделения не создает постоянного представительства. Постоянное представительство прекращает существование с момента окончания предпринимательской деятельности через отделение иностранной организации.

При налогообложении имущества, находящемся на континентальном шельфе РФ и принадлежащем иностранной организации, осуществляющей деятельность в РФ, следует учитывать, что в соответствии с письмом Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 9 марта 2006 г. № 03-06-01-04/62 иностранная организация, осуществляющая деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, является налогоплательщиком налога в отношении имущества, находящегося на континентальном шельфе Российской Федерации и относящегося к деятельности этой организации в Российской Федерации через постоянное представительство, если иное не установлено международным договором Российской Федерации (статья 7 Кодекса).

Согласно пункту 5 статьи 383 НК РФ иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, в отношении имущества постоянных представительств уплачивают налог и авансовые платежи по налогу в бюджет по месту постановки указанных постоянных представительств на учет в налоговых органах.

Кроме того, пунктом 1 статьи 386 НК РФ установлено, что в отношении имущества, имеющего местонахождение на континентальном шельфе Российской Федерации, налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу и налоговая декларация по налогу иностранными организациями представляются в налоговый орган по месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации.

Поскольку объекты движимого и недвижимого имущества рассматриваемых организаций подлежат учету в соответствии с российским законодательством, то иностранной организации необходимо вести бухгалтерский учет так же, как и российским организациям. Поэтому при формировании стоимости основных средств для целей исчисления налога на имущество организаций иностранным организациям, осуществляющим деятельность на территории Российской Федерации, необходимо руководствоваться Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденным приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н, и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н. Следовательно, описанные в данном издании ситуации, актуальны не только для российских организаций, но и для иностранных организаций, ведущих деятельность на российской территории.

2. Если иностранные организации имеют в собственности недвижимое имущество на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации. Такие иностранные организации должны уплачивать налог на имущество с недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации и принадлежащего им на праве собственности.

Что касается недвижимого имущества, находящегося на континентальном шельфе РФ, то учитывая тот факт, что континентальный шельф Российской Федерации не является территорией Российской Федерации согласно статье 67 Конституции Российской Федерации, то находящееся на континентальном шельфе Российской Федерации недвижимое имущество иностранной организации, не осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, не подпадает под действие главы 30 «Налог на имущество организаций» Налогового кодекса РФ.

При налогообложении стоимости недвижимого имущества иностранные организации должны также руководствоваться пунктом 2 статьи 375 и пунктом 5 статьи 376 НК РФ, согласно которым объекты недвижимого имущества указанных иностранных организаций принимаются при налогообложении по налогу на имущество по инвентаризационной стоимости по данным органов технической инвентаризации по состоянию на 1 января текущего года. Сумма налога и (или) авансового платежа по налогу на имущество по рассматриваемым объектам недвижимого имущества исчисляется по истечении соответствующего отчетного или налогового периода как 1/4 инвентаризационной стои��ости объекта недвижимого имущества по состоянию на 1 января текущего года, умноженная на соответствующую налоговую ставку.

В соответствии с нормами налогового законодательства наряду с российскими организациями плательщиками налога на имущество организаций при выполнении определенных условий признаются иностранные организации, не осуществляющие деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства.
В статье рассмотрим, что является объектом налогообложения для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, как определяется налоговая база, а также как исчисляется и уплачивается налог на имущество организаций.

Согласно пункту 1 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) налог на имущество организаций устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов Российской Федерации, а с момента введения подлежит обязательной уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Устанавливая указанный налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных главой 30 «Налог на имущество организаций» НК РФ, порядок и сроки уплаты налога (пункт 2 статьи 372 НК РФ).
При установлении налога на имущество законами субъектов Российской Федерации могут также определяться особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии с главой 30 НК РФ, предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

Плательщиками налога на имущество на основании пункта 1 статьи 373 НК РФ признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ.

Иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, наряду с российскими организациями, в соответствии с нормами налогового законодательства признаются плательщиками налога на имущество организаций, если они имеют имущество, признаваемое объектом налогообложения.
О том, что является объектом налогообложения, как определяется налоговая база, а также как исчисляется и уплачивается налог на имущество организаций иностранными организациями, осуществляющими деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, мы расскажем в этой статье.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *