Приостановление коммунальных услуг за неуплату постановление 354

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Приостановление коммунальных услуг за неуплату постановление 354». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Коммунальные структуры вправе уменьшить либо приостановить при образовании долга подачу следующих ресурсов:

  • электроснабжение;
  • природный газ;
  • ГВС;
  • проводное радио;
  • домофон.

Холодную воду и теплоснабжение отключать запрещается. Блокировка канализационного стока может рассматриваться, как нарушение структурой санитарно-технических условий владельца квартиры и высотного дома.

Все тонкости отключения коммунальных услуг за неуплату

Если федеральным законодательством, распоряжениями Президента либо Правительства РФ или другим договором не установлены нормы предоставления удобств ЖКХ, то на последние распространяются настоящие Правила. Соответственно им, приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг происходит по следующему алгоритму:

Поставщик ЖКУ адресует должнику уведомление, где указывается, что в случае неуплаты долга в продолжение 20 суток, считая от дня доставки предписания, по отношению к последнему будут применяться штрафные санкции. Предоставление коммунального ресурса может быть вначале уменьшено, а затем прекращено.

Однако если технические условия не позволяют провести частичное ограничение, организация вправе прекратить снабжение без дальнейшего предупреждения должника.

При существовании недоимки, превосходящей 2-месячный размер платежа за использование ресурсами, прекращается подача только горячей воды. Оставлять жильцов высотного дома без холодного водоснабжения грозит причинением вреда их здоровью. Такой список включает запрет на приостановку канализации и отопления. Кроме ГВС, неплательщикам могут задержать подачу электроэнергии, природного газа, отключить домофон. Процедура ограничения производится без искового заявления в суд, получения от инстанции соответствующего постановления.

Возможно ли отключение коммунальных услуг за неуплату в 2020 году

Предоставление ресурсов осуществляется на платной основе согласно договору между собственником жилого помещения и обслуживающей организацией. Если кто-либо не исполняет обязательств, то пострадавшая сторона задействует механизм восстановления своих прав.

Когда коммунальные платежи не оплачиваются пользователем более 2 месяцев подряд, поставщик имеет право на прекращение подачи, то есть ресурсы могут отключаться. При этом он должен соблюсти определенный порядок уведомления недобросовестного жильца.

Многие думают, что незаконным будет отключение гражданина при наличии уважительных причин неплатежей:

  1. Гражданину долгое время не выплачивают заработную плату или пенсию.
  2. Должник или член его семьи – безработные. При этом могут доказать, что предпринимают усилия для устройства на работу.
  3. Должник или член его семьи серьезно болен.
  4. В квартире проживает инвалид или маленький ребенок.

ЭТО НЕПРАВДА! Законодателем такие послабления не предусмотрены.

Правилами предоставления услуг гражданам предусмотрены ситуации, когда может быть произведено их ограничение без предварительного уведомления потребителя:

  1. Аварийные ситуации на сетях или коммуникациях.
  2. Чрезвычайные ситуации, стихийные бедствия.
  3. Выявления самовольного подключения к системам подачи энергии и ресурсов.
  4. Наличие предписания государственных или муниципальных органов.
  5. Использование приборов, мощность которых превышает технические возможности внутридомовых систем.

После письменного уведомления подача ограничивается, когда:

  1. У потребителя имеется задолженность, превышающая два ежемесячных платежа, рассчитанных исходя из нормативов потребления и утвержденных тарифов. При этом учитывается отсутствие или неисполнение графика погашения задолженности.
  2. Проводится плановый ремонт, обслуживание сетей и коммуникаций.

Закон предусматривает возможность отключения при наличии оснований и соблюдении определенной процедуры:

  • горячего водоснабжения;
  • газа;
  • электричества;
  • теплоснабжения в неотапливаемый период.

Некоторые коммунальные ресурсы запрещено отключать даже при наличии большой задолженности, так как их ограничение ставит под угрозу жизнь, здоровье самого должника и других жителей многоквартирного дома:

  • холодное водоснабжение;
  • отопление.

Если отключить подачу отопления, это приведет к заморозке всей системы.

Специфика договора на предоставление ресурсов жильцам многоквартирного дома зависит от выбранного способа управления:

  • если управлением МКД занимается ТСЖ, собственники заключают договор с руководством товарищества;
  • собственники квартир при отсутствии ТСЖ заключают договор напрямую с ресурсоснабжающей организацией.

Если сумма долга потребителя превышает двухмесячный платеж по нормативу, поставщик имеет право уведомить его. Документ содержит информацию, что в случае невнесения суммы задолженности в течение 20 дней с момента доставки предупреждения последует ограничение, приостановка услуги. Уведомление может быть вручено должнику лично под роспись, направлено заказным письмом по почте или включено в очередную квитанцию об оплате.

ВАЖНО! Уведомить должника могут с помощью телефонного звонка, сообщения через интернет-ресурсы. То есть любым способом, с помощью которого можно подтвердить, что он знал о предстоящей процедуре.

Через 20 дней после уведомления вводится ограничение, а спустя еще 10 дней услуга приостанавливается.

ВАЖНО! Исключение составляют отопление, холодное водоснабжение – их не имеют право отключать ни при каких обстоятельствах.

Правила, утверждённые Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 говорят о том, что можно приостановить или ограничить предоставление услуг после предварительного направления в адрес должника уведомление. Но в том же документе имеется прямой запрет на выключение холодной воды и отопления- пункт 307 Постановления Правительства РФ.

Возобновляют подачу ресурсов спустя два дня после оплаты долга.

Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354

Ограничение и отключение производят работники ресурсоснабжающей организации. При этом составляется акт, где содержатся сведения:

  • дата процедуры;
  • Ф. И. О., адрес должника;
  • каким способом производится;
  • сведения о приборе учета (его номер, текущие показания);
  • основания для ограничения или отключения;
  • срок ограничения.

Акт должен быть составлен в 3 экземплярах, один из них вручается должнику.

Отключение в многоквартирном доме не должно затрагивать ресурсоснабжение квартир добросовестных плательщиков.

Если отключение произведено незаконно, у должника имеются основания на оспаривание таких мер, то можно обжаловать действия РСО.

Если таких оснований нет, то должник обязан выплатить долг полностью или ходатайствовать о рассрочке платежа. Затем нужно обратиться к руководству РСО с документом об оплате, написать заявление на подключение ресурса. Услугу восстановят через 2 дня после погашения долга.

Основную роль в регулировании вопроса оплаты потребленных услуг ЖКХ играет Жилищный кодекс РФ и Постановление Правительства № 354, которым утверждены Правила предоставления гражданам ЖКУ. Последними в качестве принудительной меры предусмотрено право поставщика приостановить/ограничить предоставление услуг после направления в адрес должника соответствующего уведомления за 30 суток до применения санкций.

Потребителей часто беспокоит вопрос правомерности подобных действий. Например, они спрашивают, законно ли отключение горячей воды в многоквартирном доме за долги. Те же Правила устанавливают перечень ресурсов, подачу которых запрещено приостанавливать по санитарным нормам:

  • газ, используемый для отопления;
  • холодную воду;
  • отопление.

Помещение, которое лишено перечисленных услуг, автоматически становится непригодным для проживания, что является прямым нарушением ЖК РФ.

Безусловно, приостановление предоставления услуги не происходит на следующий же день после того, как жилец просрочил оплату за ее потребление. Отключение от услуг за долги перед ЖКХ в 2020 году – это крайняя мера, которой предшествует целый ряд предупредительных мероприятий, направленных на то, чтобы заставить должника расплатиться с поставщиком ресурса.

И только когда все способы воздействия оказались безрезультатными, производится отключение потребителя от услуги. Основанием для этого служат:

  • неоплата в течение трех месяцев;
  • частичная оплата за то же время после того, как было получено уведомление от поставщика;
  • нарушение соглашения по погашению задолженности, заключенного между поставщиком и должником.

Предупреждение, направляемое должнику перед ограничением или приостановлением подачи ресурса, является необходимым элементом процедуры отключения услуг ЖКХ. Без этого она не будет иметь законной силы.

Уведомление должно содержать необходимую информацию о сумме задолженности и предполагаемых санкциях. Оно вручается нарушителю лично под роспись или отправляется по почте заказным письмом (с уведомлением о вручении) либо. путем включения текста уведомления в платежный документ. Возможны и другие способы уведомления. Главное, чтобы они могли подтвердить факт и дату получения уведомления (предупреждения) должником.

Приостановление предоставления коммунальных услуг должнику

Что могут отключить за неуплату коммунальных услуг в многоквартирном доме и частном домовладении, регламентировано ст. 119 Постановления №354.

В нормативном акте перечисляется, подачу каких услуг нельзя приостановить или совсем отключить потребителям, которые пропустили все сроки оплаты и имеют внушительные суммы долгов по ЖКХ. К таким ресурсам относятся отопление и холодное водоснабжение, а также водоотведение.

Поэтому отключение газа за неуплату в многоквартирном доме – реальная неприятность, которая ожидает неплательщика, нарушившего правила расчета за коммунальные услуги. Газ, как и прочие ресурсы, потребляемые жильцами МКД, вполне могут отключить в качестве меры воздействия на должников для оплаты ими долгов по ЖКХ.

УК вправе приостановить подачу электричества и заблокировать оборудование, расположенное за пределами квартиры, например, домофона.

Жильцам, нарушающим законодательные нормы для оплаты потребленных услуг ЖКХ, нужно быть готовыми к тому, что они могут остаться в своих квартирах только с холодной водой и отоплением, которые нельзя отключить по закону. Положительный ответ на вопрос, может ли ТСЖ отключить воду за неуплату, потребитель услышит лишь в том случае, если это горячая вода.

Не стоит легкомысленно относиться к растущей задолженности за квартиру, поскольку отключение услуг – не единственная неприятность, которой она может обернуться. Следующий шаг УК или ТСЖ – обращение в суд.

Выполнение решений суда будут контролировать судебные приставы. Поэтому стоит внимательно относиться к расчетам за услуги ЖКХ и не допускать просрочки платежей.

Если потребитель считает, что отключение ресурса за неуплату коммунальных платежей произведено незаконно, он может обратиться с жалобой в прокуратуру и Жилинспекцию или подать иск в судебную инстанцию на действия УК.

Жалобе должно предшествовать обращение жильца в управляющую компанию. Копия претензии, направленной в УК, и ответ на нее прилагаются к заявлению в контролирующие органы.

Если подобные действия не дали желаемых результатов, перечисленные документы вместе с исковым заявлением подаются в районный суд по месту нахождения объекта недвижимости.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 27.08.2012 N 857, от 16.04.2013 N 344, от 14.05.2013 N 410, от 22.07.2013 N 614, от 19.09.2013 N 824, от 17.02.2014 N 112, от 25.02.2014 N 136, от 26.03.2014 N 230, от 14.02.2015 N 129, от 04.09.2015 N 941, от 25.12.2015 N 1434, от 29.06.2016 N 603, от 26.12.2016 N 1498, от 27.02.2017 N 232, от 27.06.2017 N 754, от 09.09.2017 N 1091, от 27.03.2018 N 331, от 15.09.2018 N 1094, от 15.12.2018 N 1572, от 21.12.2018 N 1616, от 21.12.2018 N 1622, от 28.12.2018 N 1708, от 23.02.2019 N 184, от 22.05.2019 N 637, от 13.07.2019 N 897, от 29.06.2020 N 950)

3. Условиями предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) являются следующие:

а) коммунальные услуги предоставляются потребителям начиная с установленного жилищным законодательством Российской Федерации момента, а именно:

с момента возникновения права собственности на жилое помещение — собственнику жилого помещения и проживающим с ним лицам;

с момента предоставления жилого помещения жилищным, жилищно-строительным кооперативом — члену жилищного, жилищно-строительного кооператива и проживающим с ним лицам;

со дня заключения договора найма — нанимателю жилого помещения по такому договору и проживающим с ним лицам;

со дня заключения договора аренды — арендатору жилого помещения и проживающим с ним лицам;

со дня выдачи застройщику (лицу, обеспечивающему строительство многоквартирного дома) разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию — застройщику (лицу, обеспечивающему строительство многоквартирного дома) в отношении помещений в многоквартирном доме, не переданных им иным лицам по передаточному акту или иному документу о передаче; (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498)

со дня выдачи застройщику (лицу, обеспечивающему строительство многоквартирного дома) разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию, но не ранее принятия помещения в этом доме по передаточному акту или иному документу о передаче, — лицу, принявшему от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) указанное помещение по передаточному акту или иному документу о передаче; (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498)

б) состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется в зависимости от степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома;

в) предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению — круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1;

г) предоставление коммунальных услуг осуществляется в необходимых потребителю объемах в переделах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг;

д) качество предоставляемых коммунальных услуг соответствует требованиям, приведенным в приложении N 1 к настоящим Правилам;

е) техническое состояние внутридомовых инженерных систем и внутриквартирного оборудования соответствует установленным требованиям и готово для предоставления коммунальных услуг.

4. Потребителю могут быть предоставлены следующие виды коммунальных услуг:

а) холодное водоснабжение, то есть снабжение холодной питьевой водой, подаваемой по централизованным сетям холодного водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в случаях, установленных настоящими Правилами, — в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также до водоразборной колонки в случае, когда многоквартирный дом или жилой дом (домовладение) не оборудован внутридомовыми инженерными системами холодного водоснабжения; (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498)

б) горячее водоснабжение, то есть снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в случаях, установленных настоящими Правилами, — в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме. При отсутствии централизованного горячего водоснабжения снабжение горячей водой потребителей в многоквартирном доме осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования); (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498)

33. Потребитель имеет право:

а) получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества;

б) получать от исполнителя сведения о правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, в том числе с использованием цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), установленных для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах и сверх социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы, а также о наличии (об отсутствии) задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, наличии оснований и правильности начисления исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней); (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.07.2013 N 614)

в) требовать от исполнителя проведения проверок качества предоставляемых коммунальных услуг, оформления и предоставления акта проверки, акта об устранении выявленных недостатков;

г) получать от исполнителя информацию, которую он обязан предоставить потребителю в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг;

д) требовать в случаях и порядке, которые установлены настоящими Правилами, изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении;

д(1)) требовать изменения размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению с учетом социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) в случаях и порядке, которые предусмотрены нормативными правовыми актами, регулирующими порядок установления и применения такой социальной нормы, в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности); (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.07.2013 N 614)

е) требовать от исполнителя возмещения убытков и вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также морального вреда в соответствии с законодательством Российской Федерации;

ж) требовать от представителя исполнителя предъявления документов, подтверждающих его личность и наличие у него полномочий на доступ в жилое или нежилое помещение потребителя для проведения проверок состояния приборов учета, достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях приборов учета, снятия показаний приборов учета, для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования, для выполнения ремонтных работ, ликвидации аварии и для совершения иных действий, указанных в настоящих Правилах и договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг (наряд, приказ, задание исполнителя о направлении такого лица в целях проведения указанной проверки либо иной подобный документ);

з) принимать решение об установке индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе прибора учета, функциональные возможности которого позволяют определять объемы потребленных коммунальных ресурсов дифференцированно по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, и обращаться за выполнением действий по установке такого прибора учета к лицам, осуществляющим соответствующий вид деятельности, за исключением случаев установки и ввода в эксплуатацию приборов учета электрической энергии, в отношении которых выполнение указанных мероприятий в соответствии с пунктом 80(1) настоящих Правил возложено на гарантирующего поставщика или сетевую организацию; (в ред. Постановления Правительства РФ от 29.06.2020 N 950)

36. Расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном настоящими Правилами, с учетом особенностей, предусмотренных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы. (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.07.2013 N 614)

37. Расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу.

38. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).

В случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), размер платы за коммунальную услугу по электроснабжению рассчитывается по ценам (тарифам) на электрическую энергию (мощность), установленным для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах и сверх такой социальной нормы. (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.07.2013 N 614)

В случае установления тарифов (цен), дифференцированных по группам потребителей, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается с применением тарифов (цен), установленных для соответствующей группы потребителей.

В случае установления надбавок к тарифам (ценам) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается с учетом таких надбавок.

В случае установления двухставочных тарифов (цен) для потребителей расчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется по таким тарифам (ценам) как сумма постоянной и переменной составляющих платы, рассчитанных по каждой из 2 установленных ставок (постоянной и переменной) двухставочного тарифа (цены) в отдельности.

В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (или компонента на теплоноситель, являющегося составной частью тарифа на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. (в ред. Постановлений Правительства РФ от 14.02.2015 N 129, от 26.12.2016 N 1498)

При установлении для потребителей тарифов (цен), дифференцированных по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов, размер платы за коммунальные услуги, предоставленные в жилом помещении, определяется с применением таких тарифов (цен) в случае, если у потребителя установлен индивидуальный, общий (квартирный) или комнатный прибор учета, позволяющий определить объемы потребленных в соответствующем помещении коммунальных ресурсов дифференцированно по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов. (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498)

При расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.

39. Если при расчете размера платы за коммунальную услугу применению подлежит двухставочный, дифференцированный по зонам суток тариф (цена), то исполнитель в целях расчета постоянной составляющей платы обязан рассчитать в порядке согласно приложению N 2 приходящееся на каждое жилое или нежилое помещение в многоквартирном доме количество единиц той постоянной величины (мощность, нагрузка и т.д.), которая установлена законодательством Российской Федерации о государственном регулировании тарифов для расчета постоянной составляющей платы. (в ред. Постановления Правительства РФ от 29.06.2020 N 950)

80. Учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.

К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.

Начиная с 1 января 2022 г. допуску в эксплуатацию подлежат коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета электрической энергии, соответствующие Правилам предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности). (в ред. Постановления Правительства РФ от 29.06.2020 N 950)

80(1). Установка и эксплуатация индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета электрической энергии в многоквартирном доме, а также эксплуатация коллективных (общедомовых) приборов учета, за исключением случаев организации учета электрической энергии в нежилых помещениях многоквартирного дома, электроснабжение которых осуществляется без использования общего имущества, осуществляются гарантирующим поставщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике с учетом положений настоящих Правил. (в ред. Постановления Правительства РФ от 29.06.2020 N 950)

Определение мест установки приборов учета, установка и ввод в эксплуатацию приборов учета, проведение контрольных снятий показаний и проверок приборов учета, установленных в отношении жилых домов (домовладений), установка и ввод в эксплуатацию и проведение проверок коллективных (общедомовых) приборов учета осуществляются сетевыми организациями и гарантирующими поставщиками в порядке, предусмотренном Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии». (в ред. Постановления Правительства РФ от 29.06.2020 N 950)

Эксплуатация индивидуальных приборов учета электрической энергии в жилом доме (домовладении) осуществляется собственником прибора учета электрической энергии в порядке, предусмотренном настоящими Правилами.

В указанных случаях собственники (пользователи) помещений в многоквартирном доме и жилых домов (домовладений) или исполнитель, управляющая организация, товарищество, кооператив и (или) иные лица, если эти организации и (или) иные лица уполномочены на совершение таких действий, обеспечивают допуск гарантирующего поставщика (сетевой организации — в отношении жилого дома (домовладения) к местам установки приборов учета для организации учета электрической энергии, в том числе для присоединения прибора учета электрической энергии к интеллектуальной системе учета электрической энергии (мощности). (в ред. Постановления Правительства РФ от 29.06.2020 N 950)

В отношении нежилых помещений многоквартирного дома, электроснабжение которых осуществляется без использования общего имущества, жилых домов (домовладений), установка, эксплуатация, замена приборов учета электрической энергии осуществляются сетевой организацией в порядке, предусмотренном Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии». (в ред. Постановления Правительства РФ от 29.06.2020 N 950)

Для учета потребляемой электрической энергии подлежат использованию приборы учета класса точности, соответствующего требованиям Правил предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности). (в ред. Постановления Правительства РФ от 29.06.2020 N 950)

86. При временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета в связи с отсутствием технической возможности его установки, подтвержденной в установленном настоящими Правилами порядке, осуществляется перерасчет размера платы за предоставленную потребителю в таком жилом помещении коммунальную услугу, за исключением коммунальных услуг по отоплению, электроснабжению и газоснабжению на цели отопления жилых (нежилых) помещений, предусмотренных соответственно подпунктами «д» и «е» пункта 4 настоящих Правил. (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498)

Если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета и при этом отсутствие технической возможности его установки не подтверждено в установленном настоящими Правилами порядке либо в случае неисправности индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в жилом помещении и неисполнения потребителем в соответствии с требованиями пункта 81(13) настоящих Правил обязанности по устранению его неисправности, перерасчет не производится, за исключением подтвержденного соответствующими документами случая отсутствия всех проживающих в жилом помещении лиц в результате действия непреодолимой силы. (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498)

87. Размер платы за коммунальную услугу по водоотведению подлежит перерасчету в том случае, если осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению и (или) горячему водоснабжению.

88. Не подлежит перерасчету в связи с временным отсутствием потребителя в жилом помещении размер платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды.

89. При применении двухставочных тарифов перерасчет размера платы за коммунальные услуги производится только в отношении переменной составляющей платы, которая определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании тарифов исходя из объемов потребления коммунальных ресурсов. Постоянная составляющая платы, приходящаяся на занимаемое потребителем жилое помещение, не подлежат перерасчету в связи с временным отсутствием потребителя в жилом помещении, если иное не установлено законодательством Российской Федерации о государственном регулировании тарифов.

90. Перерасчет размера платы за коммунальные услуги производится пропорционально количеству дней периода временного отсутствия потребителя, которое определяется исходя из количества полных календарных дней его отсутствия, не включая день выбытия из жилого помещения и день прибытия в жилое помещение.

91. Перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем в течение 5 рабочих дней после получения письменного заявления потребителя о перерасчете размера платы за коммунальные услуги (далее — заявление о перерасчете), поданного до начала периода временного отсутствия потребителя или не позднее 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя.

В случае подачи заявления о перерасчете до начала периода временного отсутствия потребителя перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем за указанный в заявлении период временного отсутствия потребителя, но не более чем за 6 месяцев. Если по истечении 6 месяцев, за которые исполнителем произведен перерасчет размера платы за коммунальные услуги, период временного отсутствия потребителя продолжается и потребитель подал заявление о перерасчете за последующие расчетные периоды в связи с продлением периода временного отсутствия, то перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем за период, указанный в заявлении о продлении периода временного отсутствия потребителя, но не более чем за 6 месяцев, следующих за периодом, за который исполнителем произведен перерасчет размера платы за коммунальные услуги.

Если потребитель, подавший заявление о перерасчете до начала периода временного отсутствия, не представил документы, подтверждающие продолжительность его отсутствия, или представленные документы не подтверждают временное отсутствие потребителя в течение всего или части периода, указанного в заявлении о перерасчете, исполнитель начисляет плату за коммунальные услуги за период неподтвержденного отсутствия в полном размере в соответствии с настоящими Правилами и вправе применить предусмотренные частью 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации последствия несвоевременного и (или) неполного внесения платы за коммунальные услуги.

Основным документом, на основании которого управляющая компания ограничивает или прекращает предоставление ЖКУ, является Постановление Правительства №354. Нормы, прописанные в документе, могут изменяться или отменяться при наличии дополнительных законодательных актов. К таковым относятся:

  • Федеральные законы РФ;
  • указы Президента;
  • другие постановления Правительства (например, №549, позволяющее потребителям в одностороннем порядке расторгать договор о поставках природного газа).

Положения договора о предоставлении бытового обслуживания, заключенного между поставщиком и потребителем, также могут корректировать пункты постановления.

Отправка уведомлений о возможном прекращении подачи ресурсов прописана в Гражданском кодексе РФ (ст. 345 и 549). Жилищный кодекс, в свою очередь, определяет ситуации, при которых временные блокировки коммуникаций недопустимы.

Правительственное постановление определяет права и обязанности как исполнителей ЖКУ, так и потребителей. Оно устанавливает регламент подписания договоров на получение услуг и их базовые условия. В документе приводятся методики формирования платежных документов в зависимости от наличия или отсутствия у потребителя приборов учета.

Важной частью постановления является гарантия перерасчета суммы в платежном документе. Основанием для него является предоставление услуг низкого качества или отсутствие жильцов на протяжении долгого периода. Для первого случая прописаны требования к проведению контроля качества.

Таким образом, в документе последовательно проводится мысль, что получатель коммунальных услуг и управляющая организация в равной степени несут ответственность по исполнению прописанных в соглашении обязательств.

Если собственник или наниматель жилого помещения продолжительное время не выполняет своих обязательств по оплате коммунальных услуг, управляющая организация вправе приостановить их предоставление.

Согласно Постановлению №354, блокировка может распространяться на:

  • поставку природного газа (в баллонах или по трубопроводу);
  • горячую воду;
  • домофон;
  • подачу электроэнергии.

Хотя сейчас проводное радио не является распространенным явлением, жильцы, пользующиеся этой услугой, при неуплате тоже могут быть лишены доступа к ней.

Управляющая компания не имеет права прекратить подачу холодной воды и устанавливать заглушку на канализацию, так как это нарушает санитарные нормы. Из-за ухудшения условий жизни других жильцов запрещено отключать отопление.

Управляющая организация ограничивает или прекращает предоставление своих услуг, если:

  • потребитель не оплатил счет в установленный срок;
  • сумма долга превышает двухмесячный тариф (зависит от средних норм потребления, показания приборов учета в расчет не принимаются).

При наличии соглашения о погашении задолженности поставщик коммунальных услуг может прекратить их подачу в случае, если были нарушены условия договора.

Ограничение предоставления коммунальных услуг без предварительного уведомления происходит при чрезвычайных ситуациях. Под эту категорию подпадают аварийные факторы в технических коммуникациях или стихийные опасности. Отключение производится по требованию государственных ведомств по надзору и контролю за материально-техническим состоянием оборудования.

Правило это не распространяется на случаи плановых профилактических работ. Если они требуют отключения ЖКУ, управляющая организация обязана известить об этом за 10 дней до приостановки обслуживания.

Ст. 196 Гражданского Кодекса РФ указывает, что исполнитель может взыскать с должника неустойку только за последние 36 месяцев. В случае когда поставщик ЖКУ направляет в суд исковое заявление за больший промежуток времени, ответчик вправе сослаться на эту статью. Но следует учитывать, что она вступает в действие только после личного обращения ответчика. Если судебное решение было принято в его отсутствие, ограничение по сроку давности снимается.

Запрет на отключение: какие коммунальные услуги нельзя отключать

Предоставление коммунальных услуг ограничивается только в тех случаях, когда это не причиняет вреда жильцам. Установить временную блокировку, если это позволяют технические условия, управляющая компания может без обращения в суд. Важно отметить, что задолженность по одному виду услуг (например, газоснабжению) не позволяет ограничивать другой (горячее водоснабжение, домофон и др.).

Итак, после просрочки в 3 месяца с должником начинают досудебную работу. Сначала с ним пытаются вести переговоры, объяснять, почему выгоднее заплатить долг, узнают, по каким причинам он не платит за ЖКХ, предлагают составить график погашения долга – бывает, что договариваются на данном этапе и запускается погашение долга. Но бывает, что должник вообще не идет на контакт, не открывает дверь, не реагирует на письменные уведомления об отключении коммунальных услуг.

Тогда начинается претензионная работа. Такая работа может вестись в разных вариантах:

  1. на платежках всех жильцов дома публикуются номера квартир-должников;
  2. должникам высылаются квитанции об оплате красного цвета;
  3. в холле многоквартирного дома вывешиваются списки должников с просьбой погасить долг;
  4. районное СМИ тоже может опубликовать списки неплательщиков с указанием задолженностей – с этого момента ваши долги больше не секрет, теперь все соседи знают о ваших проблемах, включается аспект «морального воздействия» — это разрешенный законом метод.

Некоторые особенно активные пенсионерки-общественницы, в каждом доме такие найдутся, начинают вести свою работу – при каждом удобном случае озвучивать свое недовольство публично, клеймить, так сказать, позором.

Если и это не оказывает должного эффекта, запускается правовой механизм отключения:

Статья 118 Постановления Правительства РФ №354 от 06.05.2011 года позволяет УК, ТСЖ, ЖСК и прочим представителям исполнительной власти конкретного дома ограничить или вообще приостановить предоставление коммунальной услуги.

Исполнитель направляет должнику письменное уведомление о том, что намерен ограничить или приостановить предоставление какой-либо услуги или услуг. Это уведомление должно вручаться под расписку или направляться по почте заказным письмом, обязательно с описью вложения. После вручения уведомления, исполнитель ожидает 30 дней, в надежде, что жилец решит погасить свой долг. Если этого не происходит, в конкретной квартире сначала ограничивают коммунальные услуги, потом блокируют их подачу вовсе.

Согласно статье 119 Постановления Правительства нельзя ограничивать или отключать холодное водоснабжение и отопление. А все остальное: горячая вода, электроэнергия, санитарно-техническое оборудование, электрооборудование, механическое оборудование подлежат блокировке, как в квартире, так и за ее пределами.

Отключение электричества за неуплату коммунальных услуг

Электроэнергию за неуплату можно отключить только при соблюдении обязательных этапов.

Сначала должнику направляется уведомление о том, что по части электроэнергии у него имеется задолженность, указывается сумма долга и начисленных пени. Если через 20 дней должник не попытался погасить долг, не обратился с просьбой о реструктуризации, не погасил долг полностью, направляется уведомление о наложении штрафных санкций в виде ограничения поставки света. Отправляют такое уведомление обязательно заказным письмом или вручают лично в руки. Ожидают 3 дня. Если должник по-прежнему не попытался решить проблему своего долга , санкции вступают в силу и неплательщик получает новое уведомление. Лишь после соблюдения данного протокола наступит полное отключение электроэнергии. Если данный порядок исполнитель не пожелал соблюсти, неплательщик вправе оспорить отключение, потребовать возместить ущерб. Суд, скорее всего, квалифицирует действия УК как самостоятельное урегулирование вопроса, встанет на сторону жильца и определит возместить ему нанесенный ущерб в полном объеме. Понимая это, исполнительная коммунальная власть стремится выполнять все правовые нормы очень скрупулезно, дабы не давать шансов должнику обратиться за компенсацией в суд.

Отключение канализации за неуплату коммунальных услуг

Существует статья 21 ФЗ за номером 416 от 07.12 2011 года «О водоснабжении и водоотведении». Можно ли блокировать водоотведение в конкретной квартире. Проще говоря, можно ли ставить заглушку в канализационные трубы, относящиеся к квартире должника. После этого, жидкие отходы из квартиры не смогут выводиться. Унитазом действие «заглушки» не ограничится. Не сможет работать стиральная машина, посудомойка, не получится принять ванну, вода из раковины перестанет уходить. Весьма действенный метод. С нормальной жизнью такие условия совсем не сопрягаются. «Приноровиться» к ним не получится.

Правила блокировки канализации говорят о том, что заглушка на канализационном выпуске делает жилое помещение непригодным для проживания и нарушает санитарно-эпидемиологическую безопасность.

В связи с чем управляющую компанию за такие действия можно будет привлечь к ответственности за нарушение лицензионных требований. Судебная практика по вопросу: Постановление Верховного Суда РФ от 05.03.2019 N 47-АД19-2

Порядок отключения воды за неуплату

Как и в других случаях, отключение начинается с уведомления. Должника извещают о том, что у него есть долг и он может погасить его в течение 30 дней. Предупреждение доставляется по почте заказным письмом или вручается лично в руки под расписку. Если должник никак не прореагировал, высылается новое уведомление о намерении перекрыть получение услуги. Должнику даются еще 3 дня «на подумать» и «на что-то предпринять». Только после этого поставка воды прекращается – блок действует 30 дней. За это время УК или ТСЖ, одним словом, исполнитель, подает иск в суд о взыскании средств.

Важно, чтобы уведомление содержало:

  • не общую сумму задолженности, а детализированную по каждому виду неоплаченных услуг
  • в уведомлении должно быть указано, есть ли техническая возможность сначала ограничить оказание услуги, а только потом приостановить

Особо подчеркнем, что приостанавливать можно предоставление всех коммунальных услуг, за исключением отопления, а в МКД — также за исключением холодного водоснабжения (пп. «в» п. 119 новых Правил). Обратим внимание, что согласно прежним Правилам нельзя было приостанавливать предоставление коммунальной услуги по водоотведению. С 01.09.2012 это стало возможным. Практика показывает, что отключение канализации — очень действенная мера по отношению к должникам.

Однако в СМИ можно встретить высказывания экспертов о том, что отключение канализации делает жилое помещение непригодным для постоянного проживания граждан, а это недопустимо согласно пп. «в» п. 122 новых Правил. Действительно, в силу п. 12 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47, жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами водоотведения. Отсутствие системы централизованной канализации не является основанием для признания помещения непригодным для проживания только в одно- или двухэтажном жилом доме (п. 41). Между тем в п. 12 названного Положения сказано, что жилое помещение должно быть обеспечено не только системой водоотведения, но и всеми иными системами: электроосвещения, хозяйственно-питьевого и горячего водоснабжения, отопления и вентиляции, а в газифицированных районах — еще и системой газоснабжения. Если следовать вышеуказанной логике, любое отключение коммунальных услуг делает помещение непригодным для проживания, что абсурдно. Тем более что отключение коммунальных услуг — это мера воздействия на должников, которая носит временный характер: инженерные системы, очевидно, не демонтируются, жилое помещение по-прежнему ими оборудовано, прекращается лишь пользование той или иной коммунальной услугой. Таким образом, по мнению автора, ограничение и приостановление предоставления коммунальных услуг в тех объеме и порядке, которые установлены новыми Правилами, нельзя считать незаконными.

По мнению автора. С 01.09.2012 приостановление предоставления коммунальной услуги по водоотведению производится в рамках закона.

Пункт 119 новых Правил содержит алгоритм действий исполнителя по отключению коммунальных услуг потребителю-должнику. Заметим, что иной порядок может быть установлен федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

Итак, зафиксировав наличие у потребителя задолженности в сумме не менее трех размеров месячной платы, исполнитель направляет должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 30 дней со дня передачи потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо (при отсутствии технической возможности введения ограничения) приостановлено без предварительного введения ограничения. Такое предупреждение доводится до сведения потребителя путем вручения ему под расписку или направления по почте заказным письмом с описью вложения.

Согласно п. 120 новых Правил предоставление коммунальных услуг возобновляется (неважно, было ли оно ограничено или приостановлено) в течение двух календарных дней со дня устранения соответствующих причин, в том числе со дня полного погашения задолженности или заключения соглашения о порядке погашения задолженности, если исполнитель не принял решение возобновить предоставление коммунальных услуг с более раннего момента. Поговорим об этом подробнее.

В новых Правилах не конкретизируется, о какой именно задолженности идет речь. С учетом того, что отключить ту или иную коммунальную услугу можно, только если именно по ней есть задолженность определенного размера, выходит, что и возобновить предоставление отключенной коммунальной услуги нужно, если погашена именно та задолженность, которая стала основанием для отключения. Кстати, если предоставление услуги приостановлено, начислять плату не за что, а вот ограничение предоставления услуги подразумевает пользование ею в определенном режиме, которое должно быть оплачено. Но плата за коммунальную услугу, начисленная за период ограничения ее предоставления, не увеличивает размера задолженности, погашение которой обусловливает возобновление предоставления коммунальной услуги.

Отключение (приостановление и ограничение предоставления) коммунальных услуг рассматривается исполнителями как самый эффективный инструмент в борьбе с неплательщиками, позволяющий добиться должной финансовой дисциплины граждан, которая есть, например, у операторов связи, где отключение за неуплату — стандартная процедура. Отключение коммунальных услуг является законным, только если оно произведено в строгом соответствии с новыми Правилами. Действия исполнителя по отключению и подключению коммунальных услуг не могут быть платными для потребителя. С 01.09.2012 исполнитель вправе отключать водоотведение из помещения должника. Чтобы предоставление коммунальных услуг было возобновлено, необязательно уплачивать долг полностью, достаточно лишь подписать соглашение о порядке погашения задолженности.

Задолженность может возникнуть по разным причинам:

  • Уменьшение дохода гражданина;
  • Некачественная услуга (к примеру, ржавая вода, слабый напор);
  • Рост тарифов;
  • Несвоевременная подача услуги (к примеру, длительные ремонтные работы);
  • Нежелание платить по личным причинам.

Насколько законно отключение? После задолженности в течении 3-х месяцев гражданин получает статус «должник». С этого момента коммунальные службы пристальней следят за данной категорией граждан.

ВНИМАНИЕ! Если внести небольшую сумму, хотя бы в первые 6 месяцев с момента получение статуса «должник», по закону, с собственника снимается статус неплательщика.

Между владельцем жилья и компанией, предоставляющей коммунальные услуги подписывается договор, еще раз дополнительно прописывается количество услуг, порядок оплаты и штрафные санкции. Основным документом же остается Жилищный Кодекс РФ, где прописано, что собственник обязан оплачивать коммунальные услуги.

Следовательно, наличие и неуплата долга — прямое нарушение договора. В свою очередь управляющая компания не имеет законного права расторгнуть его с собственником и в будущем не оказывать услуги. Но может вводить ограничения и штрафы.

ВС пояснил порядок приостановки предоставления коммунальных услуг неплательщикам

Законом предусмотрены ряд смягчающих обстоятельств, при которых можно избежать штрафных санкций:

  • Наличие иждивенцев. Если в квартире проживают маленькие дети, пенсионеры, нетрудоспособные граждане, при наличии надлежащих документов, возможно получить субсидии от государства сроком на полгода. Но при повторной задолженности более 2-х месяцев субсидии автоматически снимаются.
  • Доход семьи ниже прожиточного минимума.
  • При задержке заработной платы длительный срок. Владельцу следует получить справку с места работы, где обязательно указан срок с которого не идет выплата.

На первом этапе с должником ведут переговоры. Пытаются узнать, почему долг неуплачен, объясняют почему выгодней погасить задолженность, предлагают составить график погашения долга. Бывает на этом этапе должник идет на контакт и хотя бы частично вносит средства.

Но чаще всего собственники не идут на контакт, не реагируют на письменные извещения. С такими должниками проводят следующую работу:

  1. высылают квитанции на оплату красного цвета;
  2. на квитанциях других жильцов публикуются номера квартир-должников;
  3. иногда привлекаются региональные СМИ для работы с собственниками.

Поставщик направляет уведомление о задолженности по электроэнергии, предупреждая о штрафных санкциях. Ожидает 20 дней. Если от собственника нет никаких извещений, делает повторное уведомление. Ожидает 3 дня. И только после этого может отключить подачу услуги.

Важно иметь ввиду, что если хотя бы один пункт не был соблюден, суд, чаще всего, встает на сторону собственника и квалифицирует действия поставщика услуг самостоятельное урегулирование вопроса. Возмещение ущерба жильцу произойдет в полном объеме.

Должника оповещают о долге и возможности в течении 30 дней погасить его. Если денежные средства не поступают на счет направляет повторное письмо. Поставщик ожидает 3 дня и, в противном случае, блокирует поставку воды сроком на 30 дней. За это время управляющая компания готовит документы в суд.

Согласно статье 21 Федерального Закона №416 от 07.12.2011 года «О водоснабжении и водоотведении» поставщик может использовать «заглушки». Она помещается в канализационные трубы должника и жидкие отходы из квартиры не выводятся. Не будет работать стиральная машина, невозможно принять ванну или сходить в туалет.

В нашей стране чаще всего подключение происходит с целью хищения электроэнергии. Специалисты, совершая плановый обход, без труда определят нарушителя. Составляется акт и направляется в суд. Собственнику грозит лишение свободы до 48 месяцев и штраф до 15 000 рублей.

Само собой акт хищения может стать основанием для ограничения коммунальных услуг. Чаще всего электроэнергии т.к обойти водоснабжение или отопление намного сложнее.

Стоит отметить, что основанием для ограничения служит ненадлежащее обслуживание квартирных сетей, которое повлекло за собой ущерб другим гражданам или привело к аварийной ситуации.

Ограничение и приостановление предоставления коммунальных услуг

Холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, природный газ, тепловая энергия, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления — это коммунальные ресурсы, которые поставляются потребителям для обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).

Деятельность, связанную с предоставлением потребителям вышеперечисленных коммунальных ресурсов, принято считать коммунальными услугами.

Потребителю могут быть предоставлены следующие виды коммунальных услуг:

• холодное водоснабжение,

• горячее водоснабжение,

• водоотведение,

• электроснабжение,

• газоснабжение,

• отопление.

Коммунальные услуги должны предоставляться потребителю в необходимых для него объемах. Эти услуги должны быть надлежащего качества и соответствовать требованиям законодательства РФ, в том числе Правилам предоставления коммунальных услуг, установленных Постановлением Правительства от 06.05.2011г. №354 (далее -Правила предоставления коммунальных услуг) и договору о предоставлении коммунальных услуг.

Глава XI Правил предоставления коммунальных услуг устанавливает основания для приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг.

Приостановление подачи коммунальной услуги — это временное прекращение подачи потребителю коммунального ресурса соответствующего вида.

Ограничение подачи коммунальной услуги — это временное уменьшение объема поданного потребителю коммунального ресурса. Ограничение возможно, в том числе, путем введения графика предоставления коммунальной услуги в течение суток.

Без предварительного уведомления потребителя исполнитель вправе ввести ограничения в подаче коммунальных услуг или приостановить их подачу в случаях:

  • возникновения (или угрозы возникновения) аварийной ситуации в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения, по которым осуществляются водо-, тепло-, электро-и газоснабжение, а также водоотведение — с момента возникновения (или угрозы возникновения) аварийной ситуации;
  • возникновения стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций (в том числе при необходимости их локализации и устранения последствий) — с момента их возникновения;
  • выявления факта несанкционированного подключения внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам или централизованным сетям инженерно-технического обеспечения — с момента выявления такого подключения;
  • использования потребителем бытовых машин (приборов, оборудования), мощность подключения которых превышает максимально допустимые нагрузки, рассчитанные исполнителем исходя из технических характеристик внутридомовых инженерных систем и доведенные до сведения потребителей, — с момента явления нарушения;
  • получения предписания органа государственного жилищного надзора о необходимости ограничить или приостановить подачу коммунальной услуги из-за неудовлетворительного состояния внутридомовых инженерных систем жилою лома или внутриквартирного оборудования в связи с тем, что их состояние может привести к аварии и (или) угрожает жизни и безопасности граждан, — со дня, указанного в предписании.

Сведения об ограничениях в подаче коммунальных услуг или об их прекращении в связи с возникновением аварийных ситуаций, стихийных бедствий исполнитель обязан зарегистрировать в журнале учета, указав дату, время начала (окончания), и их причины. Проинформировать потребителей об их причинах и предполагаемой продолжительности исполнитель обязан в течение суток.

Для проведения планово-профилактического ремонта и работ по обслуживанию централизованных сетей инженерно-технического обеспечения и (или) внутридомовых инженерных систем, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, исполнитель вправе ограничить или приостановить подачу коммунальных услуг. При этом ограничение или приостановление подачи может происходить не ранее чем через 10 рабочих дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителей (п.117 Правил предоставления коммунальных услуг).

В случае не оплаты или неполной оплаты потребителем коммунальной услуги исполнитель вправе ограничить или приостановить подачу коммунальных услуг в помещение (в жилой дом) потребителя.

Неполной оплатой считается наличие задолженности по оплате одной коммунальной услуги в размере, превышающем сумму 2-х месячных размеров платы за коммунальную услугу, рассчитанных исходя из норматива потребления коммунальной услуги (независимо от наличия или отсутствия у потребителя прибора учета) и тарифа на соответствующий вид коммунального ресурса.

Если потребитель полностью не оплачивает все виды предоставляемых ему коммунальных услуг, исполнитель рассчитывает задолженность потребителя по каждому виду коммунальной услуги в отдельности.

В случае неполной оплаты потребителем-должником коммунальной услуги исполнитель вправе ограничить или приостановить предоставление такой коммунальной услуги в следующем порядке:

Предоставление ресурсов осуществляется на платной основе согласно договору между собственником жилого помещения и обслуживающей организацией. Если кто-либо не исполняет обязательств, то пострадавшая сторона задействует механизм восстановления своих прав.

Когда коммунальные платежи не оплачиваются пользователем более 2 месяцев подряд, поставщик имеет право на прекращение подачи, то есть ресурсы могут отключаться. При этом он должен соблюсти определенный порядок уведомления недобросовестного жильца.

Многие думают, что незаконным будет отключение гражданина при наличии уважительных причин неплатежей:

  1. Гражданину долгое время не выплачивают заработную плату или пенсию.
  2. Должник или член его семьи – безработные. При этом могут доказать, что предпринимают усилия для устройства на работу.
  3. Должник или член его семьи серьезно болен.
  4. В квартире проживает инвалид или маленький ребенок.

ЭТО НЕПРАВДА! Законодателем такие послабления не предусмотрены.

Правилами предоставления услуг гражданам предусмотрены ситуации, когда может быть произведено их ограничение без предварительного уведомления потребителя:

  1. Аварийные ситуации на сетях или коммуникациях.
  2. Чрезвычайные ситуации, стихийные бедствия.
  3. Выявления самовольного подключения к системам подачи энергии и ресурсов.
  4. Наличие предписания государственных или муниципальных органов.
  5. Использование приборов, мощность которых превышает технические возможности внутридомовых систем.

После письменного уведомления подача ограничивается, когда:

  1. У потребителя имеется задолженность, превышающая два ежемесячных платежа, рассчитанных исходя из нормативов потребления и утвержденных тарифов. При этом учитывается отсутствие или неисполнение графика погашения задолженности.
  2. Проводится плановый ремонт, обслуживание сетей и коммуникаций.

Закон предусматривает возможность отключения при наличии оснований и соблюдении определенной процедуры:

  • горячего водоснабжения;
  • газа;
  • электричества;
  • теплоснабжения в неотапливаемый период.

Некоторые коммунальные ресурсы запрещено отключать даже при наличии большой задолженности, так как их ограничение ставит под угрозу жизнь, здоровье самого должника и других жителей многоквартирного дома:

  • холодное водоснабжение;
  • отопление.

Если отключить подачу отопления, это приведет к заморозке всей системы.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *