Порядок внесения изменений в разрешение на строительство

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок внесения изменений в разрешение на строительство». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В пункте 21 ч.10 ст.51 ГрК РФ прописан процесс изменения разрешения. Лица, о которых говорилось ранее (п.21.5-21.7 и 21.9), должны в письменном виде уведомить один из нижеизложенных уполномоченных органов исполнительной власти:

  • РФ;
  • субъекта РФ;
  • муниципальный;
  • или Госкорпорации «Росатом», «Роскосмос», если полномочия, связанные с выдачей документов, находится в их юрисдикции.

Письменное уведомление дополняется следующими документами (в соответствии с п.1-4 ч.21 ст 51):

Возможно ли и как проводится внесение изменений в разрешение на строительство?

Обжаловать отказ можно и в досудебном порядке в случае:

  • если были нарушены сроки рассмотрения заявления и вынесения решения;
  • отказа в приеме документации;
  • необходимости расширить перечень предоставленных документов (помимо обязательных);
  • требований оплаты за внесение изменений со стороны уполномоченного органа.

В законодательстве не предоставлен исчерпывающий перечень случаев, когда есть возможность подать заявление на внесение изменений в разрешение на строительство.

Это сильно затрудняет разрешение спорных вопросов, связанных с изменением проектной документации в ходе строительства. И решения, принятые по запросам, будут зависеть от мнения уполномоченного органа, занимающегося рассмотрением вопроса.

Нередко случается, что в разных муниципалитетах по одному и тому же вопросу принимаются абсолютно противоположные решения. И вместо изменений в уже полученное разрешение на строительство, приходится получать новое или оспаривать решение в досудебном и судебном порядке.

В роли заявителей вправе вступать застройщики или техзаказчики, являющиеся физическими лицами или компаниями (юрлицами). К категории застройщиков относятся субъекты, которые занимаются строительством или реконструкцией капсооружений на принадлежащих им участках (или при наличии соответствующих прав на их застройку). К выполняемым работам также относится подготовка проекта, применяемого впоследствии для возведения (восстановления) здания.

Как внести изменения в разрешение на строительство — порядок действий

Если изменения в разрешение на строительство не внесены из-за отказа уполномоченного органа, заявитель вправе оформить жалобу (до обращения в суд). Это возможно при:

  • Нарушении сроков предоставления бумаги, установленных законодательно.
  • Отказе в приеме документации.
  • Необходимости передачи дополнительных бумаг (кроме указанных в регламенте).
  • Затребовании оплаты и в иных ситуациях.

Жалоба оформляется письменно, подается лично или через представителя. Возможен вариант составления через Интернет, отправка по почте или передача в МФЦ. В бумаге указывается название уполномоченного органа, данные заявителя, информация об обжалуемых решениях и доводы. По результатам рассмотрения принимается решение удовлетворить жалобу или отказать.

Кодексом предусмотрены случаи, при которых требуется внести изменения в разрешение на строительство или реконструкцию здания, постройки, сооружения. Это:

  1. Переоформление разрешения на строительство при смене собственника земельного участка, подлежащего возведению объекта капитального строительства, в случае наличия разрешения, полученного прежним правообладателем (Градостроительный Кодекс РФ статья 51 ч. 21.5).
  2. Образование нового земельного участка под строительство соединением нескольких участков, если для одного из них уже получены разрешительные документы владельцем указанной недвижимости (ст. 51 п. 21.6).
  3. Образование нового земельного участка в результате раздела, выдела частей или перераспределения участков, на которые было выдано разрешение. В этом случае необходимо получить градостроительный план на образованную территорию под строительство. Действующий документ на территорию, из которой образованы участки, утратит свою силу, как только будет получен градостроительный план на один из новых участков (ст. 51 п. 21.7).
  4. При переоформлении лицензии на использование недр. Новый пользователь имеет право осуществлять строительную деятельность или реконструкцию объекта на основании ранее выданного разрешения (ст.51 п. 21.9).

Пунктом 21.10 ст. 51 ГК РФ описана законодательная процедура, как внести изменения в разрешение на строительство. Для этого физическому или юридическому лицу необходимо в письменной форме уведомить уполномоченный орган (федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления, госкорпорацию «Росатом» или «Роскосмос»). К письменному заявлению следует прикрепить нижеперечисленные реквизиты (документы).

  • по п. 1 — правоустанавливающих документов на принадлежащие им земельные участки;
  • по п. 2 и п. 3 — решения органов государственной власти об образовании участков;
  • по п. 3 – градостроительного плана образованного участка под строительство, реконструкцию здания или сооружения;
  • по п. 4 – решения о предоставлении прав на использование недр или решения об изменении (переоформлении) лицензии на использование недр.

Внесение изменений в разрешение на строительство

Градостроительным кодексом (см. статью 51, пункт 21.8) предусмотрен случай, не требующий фиксации изменений при образовании новых земельных участков на территориях, принадлежащих линейному объекту.

Это возможно, если:

  • зона расположения линейного объекта зафиксирована в проекте планировки занимаемой территории;
  • в процессе получения разрешения на строительные работы линейного сооружения заявителем была представлена проектная документация, выполненная по согласованию с проектными данными планировки участка и с проектом межевания территории.

При соблюдении всех перечисленных условий продолжает действовать разрешение на строительство линейного объекта, выданное прежде.

  • Проведем требуемые изыскания для разработки проектной документации и строительства объекта.
  • Узнать подробнее
  • Проведем требуемые работы по обследованию для получения достоверной информации о техническом состоянии объекта.
  • Узнать подробнее

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 352 утвержден перечень услуг, являющихся необходимыми и обязательными для оказания государственных услуг. Разъясните порядок проведения экспертного
сопровождения в условиях отсутствия данной услуги в указанном Перечне и отсутствия соответствующего кода ОКВЭД?

Является ли экспертное сопровождение отдельной государственной услугой, отличной от государственной экспертизы проектной документации? Или выданные заключения по экспертному сопровождению следует учитывать в рамках государственной экспертизы?

Если является отдельной услугой, соответственно, нужно ли дополнительно вносить изменения в Устав, добавлять новый ОКВЭД — какой?

Внесение изменений разрешение на строительство

В соответствии с пунктом 17.3 Положения 4 для проведения оценки соответствия изменений, внесенных в проектную документацию, получившую положительное заключение государственной экспертизы проектной документации, требованиям, установленным частью 3.9 статьи 49 ГрК, в рамках экспертного сопровождения (далее — оценка соответствия в рамках экспертного сопровождения), представляется часть проектной документации, в которую внесены изменения.

При этом, в соответствии с пунктом 45.2 Положения, при проведении оценки соответствия в рамках экспертного сопровождения осуществляется оценка соответствия изменений, внесенных в проектную документацию, получившую положительное заключение государственной экспертизы, требованиям технических регламентов и иным требованиям, включая оценку совместимости изменений, внесенных в проектную документацию, с частью проектной документацией, в которую указанные изменения не вносились.

Просим дать разъяснения, каким образом должна осуществляться оценка совместимости изменений, внесенных в проектную документацию, с частью проектной документацией, в которую указанные изменения не вносились, в случае, если проектная документация для проведения государственной экспертизы представлялась на бумажном носителе?

Примечание: 4 — Здесь и далее постановление Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий»

Согласно п. 17 Положения в случае, если ранее документы представлялись на государственную экспертизу на бумажном носителе, при проведении повторной государственной экспертизы проектной документации, получившей положительное заключение государственной экспертизы, в том числе заключение государственной экспертизы, проводимой в случае, предусмотренном частью 3.10 статьи 49 ГрК, организация по проведению государственной экспертизы в целях оценки совместимости внесенных изменений с проектной документацией, в отношении которой была ранее проведена государственная экспертиза, вправе дополнительно истребовать от заявителя представление материалов проектной документации, в которые изменения не вносились.

Указанные материалы проектной документации представляются заявителем не позднее 3 рабочих дней со дня получения соответствующего запроса в порядке, установленном договором.

Для проведения в случае, предусмотренном частью 3.10 статьи 49 ГрК, государственной экспертизы изменений, внесенных в проектную документацию в ходе экспертного сопровождения (далее — государственная экспертиза по результатам экспертного сопровождения), в рамках срока действия договора об экспертном сопровождении предоставляются:

а) в случае если в результате изменений, внесенных в проектную документацию в ходе экспертного сопровождения, сметная стоимость строительства, реконструкции объекта капитального строительства соответствует установленной в решении о предоставлении бюджетных ассигнований на осуществление капитальных вложений, принятом в отношении объекта капитального строительства государственной (муниципальной) собственности в установленном порядке, стоимости строительства, реконструкции объекта капитального строительства, осуществляемого за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, — заявление о выдаче заключения государственной экспертизы по результатам экспертного сопровождения…

б) в случае если в результате изменений, внесенных в проектную документацию в ходе экспертного сопровождения, сметная стоимость строительства, реконструкции объекта капитального строительства изменилась и не соответствует установленной в решении о предоставлении бюджетных ассигнований на осуществление капитальных вложений, принятом в отношении объекта капитального строительства государственной (муниципальной) собственности в установленном порядке, стоимости строительства, реконструкции объекта капитального строительства, осуществляемого за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, — заявление о выдаче заключения государственной экспертизы по результатам экспертного сопровождения…

Возможно ли считать положительным результатом выполнения экспертных работ по договору об экспертном сопровождении заключение, содержащее выводы о подтверждении (положительное заключение) или неподтверждении (отрицательное заключение) соответствия изменений, внесенных в проектную документацию, подготовленное в соответствии с пунктом 45.9 Положения, если заявителем не подано заявление о выдаче заключения государственной экспертизы по результатам экспертного сопровождения, в соответствии с пунктом 17.4 Положения?

Да, обязательства по договору со стороны экспертной организации можно считать выполненными в том случае, если в рамках срока действия договора об экспертном сопровождении заявитель не обратился с заявлением о выдаче заключения государственной экспертизы по результатам экспертного сопровождения, в котором указывается информация о выданных по результатам оценки соответствия в рамках экспертного сопровождения заключениях в соответствии с пунктом 17.4 Положения

Статья 23. Порядок внесения изменений в разрешение на строительство

1. Заявитель имеет право отозвать заявление с момента поступления в орган, предоставляющий государственную услугу, заявления до начала органом исполнительной власти, предоставляющим государственную услугу, административной процедуры по формированию результата предоставления государственной услуги.2. В целях отзыва заявления заявитель направляет заявление об отзыве заявления в орган, предоставляющий государственную услугу.В случае если государственная услуга предоставляется органом, предоставляющим государственную услугу, исключительно в электронной форме, отзыв заявителем заявления осуществляется в электронной форме с использованием Портала.3. Заявление об отзыве заявления, поступившее после начала органом исполнительной власти, предоставляющим государственную услугу, административной процедуры по формированию результата предоставления государственной услуги, рассмотрению не подлежит.4. Предоставление государственной услуги прекращается с момента поступления в орган, предоставляющий государственную услугу, заявления об отзыве заявления при условии, что указанное заявление подано в течение периода, указанного в пункте 1.5. В случае, указанном в пункте 4 , заявителю направляется уведомление о прекращении предоставления государственной услуги.В случае если государственная услуга предоставляется органом, предоставляющим государственную услугу, исключительно в электронной форме, уведомление о прекращении предоставления государственной услуги направляется заявителю в подсистему «личный кабинет» Портала.6. Прекращение предоставления государственной услуги в связи с подачей в установленном порядке заявления об отзыве заявления не препятствует повторному обращению заявителя за предоставлением государственной услуги.

1. При выдаче разрешения на строительство:

1.1. Несоответствие представленных документов требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 статьи 51 Кодекса), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее — требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка.

1.2. Несоответствие представленных документов требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории (в случае обращения заявителя за выдачей разрешения на строительство линейного объекта).

1.3. Отсутствие документов, предусмотренных пунктами 2.8, 2.9, 2.11, 2.12 регламента оказания государственной услуги «Выдача разрешения на строительство».

1.4. Несоответствие представленных документов требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.

1.5. Обращение заявителя за предоставлением государственной услуги в отношении объектов капитального строительства — многоквартирных домов в границах земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, предоставленного в аренду для комплексного освоения территории, до образования земельных участков из такого земельного участка в соответствии с утвержденными проектом планировки территории и проектом межевания территории.

1.6. Несоответствие представленных документов разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство.

1.7. Несоответствие проектной документации объектов капитального строительства ограничениям использования объектов недвижимости, установленным на приаэродромной территории.

1.8. Отсутствие документации по планировке территории, утвержденной в соответствии с договором о развитии застроенной территории или договором о комплексном развитии территории (за исключением случая принятия решения о самостоятельном осуществлении комплексного развития территории), — в случае, если строительство, реконструкция объекта капитального строительства планируются на территории, в отношении которой Правительством Москвы принято решение о развитии застроенной территории или решение о комплексном развитии территории по инициативе уполномоченного органа государственной власти города Москвы.

2. При внесении изменений в разрешение на строительство:

2.1. В случае изменения правообладателя земельного участка по основаниям, предусмотренным статьей 51 Кодекса;

— отсутствие в заявлении реквизитов документов, предусмотренных пунктами 2.9.1.1 и 2.11.1 регламента оказания государственной услуги «Выдача разрешения на строительство», или копий правоустанавливающих документов на земельный участок в случае, предусмотренном абзацем первым пункта 2.9.1.1. регламента оказания государственной услуги «Выдача разрешения на строительство».

— недостоверность сведений, указанных в заявлении.

2.2. В случае образования земельного участка путем объединения земельных участков, в отношении которых или одного из которых в соответствии с Кодексом выдано разрешение на строительство:

— отсутствие в заявлении реквизитов документов, предусмотренных пунктом 2.12.2 регламента оказания государственной услуги «Выдача разрешения на строительство»;

— недостоверность сведений, указанных в заявлении.

2.3. В случае образования земельных участков путем раздела, перераспределения земельных участков или выдела из земельных участков, в отношении которых в соответствии с Кодексом выдано разрешение на строительство:

— отсутствие в заявлении реквизитов документов, предусмотренных пунктом 2.12.3 регламента оказания государственной услуги «Выдача разрешения на строительство»

— недостоверность сведений, указанных в заявлении;

— несоответствие планируемого размещения объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи градостроительного плана образованного земельного участка;

— несоответствие планируемого объекта капитального строительства разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату принятия решения о внесении изменений в разрешение на строительство.

Обращение заявителя за получением государственной услуги, предоставление которой не осуществляется органом исполнительной власти, предоставляющим государственную услугу.

Представление заявителем документов, не соответствующих установленным требованиям.

Непредоставление следующих документов:

Заявление на предоставление государственной услуги, заполненного посредством внесения соответствующих сведений в интерактивную форму на Портале.

Документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя действовать от имени заявителя (в случае обращения за предоставлением государственной услуги представителя заявителя).

В отдельных случаях заявителем дополнительно представляются:

При обращении за выдачей разрешения на строительство объекта капитального строительства или за выдачей разрешения на отдельные этапы строительства, реконструкции объекта капитального строительства:

Правоустанавливающие документы на земельный участок, в том числе соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута, а также утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, на основании которой был образован указанный земельный участок и выдан градостроительный план земельного участка в случае, предусмотренном частью 1_1 статьи 57.3 Кодекса (в случае если необходимые документы и сведения о правах на земельный участок отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, а также в случае отсутствия указанных документов и сведений в органе исполнительной власти города Москвы, уполномоченном на управление и распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности города Москвы, и земельными участками, находящимися на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена).

Предоставление правоустанавливающих документов на земельный участок не требуется:

— в случае если по заявлению Московского фонда реновации жилой застройки в целях реализации решений о реновации жилищного фонда в городе Москве земельный участок образуется из земельных участков, которые находятся в собственности города Москвы или государственная собственность на которые не разграничена, и (или) из земельных участков, занятых многоквартирными домами, включенными в решения о реновации, и его границы не пересекаются с границами земельных участков, поставленных на государственный кадастровый учет и находящихся в федеральной либо частной собственности, до образования такого земельного участка в соответствии с земельным законодательством на основании утвержденных правил землепользования и застройки города Москвы, проектов планировки территории и схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории;

— в случае если в целях реализации решений о реновации жилищного фонда в городе Москве на землях или земельных участках, которые находятся в собственности города Москвы или государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитута предусматривается строительство, реконструкция, капитальный ремонт линейных объектов инженерной инфраструктуры и иных технологически связанных с ними объектов капитального строительства, перечень которых определяется нормативным правовым актом города Москвы.

Соглашение о передаче в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, органом государственной власти (государственным органом), Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос», органом управления государственным внебюджетным фондом или органом местного самоуправления, полномочий государственного (муниципального) заказчика, заключенное при осуществлении бюджетных инвестиций (далее — соглашение), и правоустанавливающие документы на земельный участок правообладателя, с которым заключено соглашение — при наличии соглашения.

Согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта, за исключением предусмотренных в пункте 6.2 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации случаев реконструкции многоквартирного дома.

Вносить изменения в текущее разрешение обычно необходимо в следующих случаях:

  • изменились характеристики строящегося объекта или его расположение в пределах выделенного земельного участка;
  • сменился застройщик;
  • образовался новый земельный участок;
  • необходимо исправить технические ошибки в документации;
  • права пользования недрами перешли другому лицу.

После согласования поправок в документе указывают новые сведения о допустимых параметрах объекта, его площади, этажности, проценте застройки или застройщике.

Для внесения изменений в текущее разрешение застройщик или его представитель обращается в государственный орган с соответствующими полномочиями. Можно также направить заявку через МФЦ или портал Госуслуг.

Заявитель должен предоставить на рассмотрение:

  • заявление;
  • оригинал разрешения на строительство;
  • сопутствующие документы.

Уполномоченные орган принимает заявку и проводит проверку в течение установленного законом срока. По результатам рассмотрения в разрешительную документацию вносят изменения или дают письменный мотивированный отказ.

Внесение изменений в проектную документацию в 2020


АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА КИРОВА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 октября 2018 года N 2722-п


Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Внесение изменений в разрешение на строительство объекта капитального строительства на территории муниципального образования»

(с изменениями на 9 июня 2020 года)

(в ред. постановлений администрации г. Кирова от 15.02.2019 N 362-п, от 08.07.2019 N 1482-п, от 06.12.2019 N 2979-п, от 24.12.2019 N 3136-п, от 09.06.2020 N 1245-п)




В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», постановлением администрации города Кирова от 20.07.2016 N 2256-п «Об административных регламентах предоставления муниципальных услуг, предоставляемых администрацией муниципального образования «Город Киров», административных регламентах осуществления муниципального контроля» администрация города Кирова постановляет:


1. Утвердить административный регламент предоставления муниципальной услуги «Внесение изменений в разрешение на строительство объекта капитального строительства на территории муниципального образования». Прилагается.


(в ред. постановления администрации г. Кирова от 15.02.2019 N 362-п)


2. Признать утратившими силу:


2.1. Постановление администрации города Кирова от 10.03.2016 N 648-п «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Внесение изменений в разрешение на строительство объекта капитального строительства на территории муниципального образования «Город Киров».


2.2. Пункт 5 постановления администрации города Кирова от 12.09.2016 N 2957-п «О внесении изменений в некоторые постановления администрации города Кирова».


2.3. Пункт 5 постановления администрации города Кирова от 23.05.2017 N 1661-п «О внесении изменений в некоторые постановления администрации города Кирова».


3. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя главы администрации города Кирова Морозова Р.А.



Глава администрации
города Кирова
И.В.ШУЛЬГИН


1.1. Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Внесение изменений в разрешение на строительство объекта капитального строительства на территории муниципального образования» (далее — Административный регламент) определяет круг заявителей, стандарт предоставления муниципальной услуги, состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур в электронной форме и особенности выполнения административных процедур в многофункциональном центре, формы контроля за исполнением Административного регламента, досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего муниципальную услугу, либо муниципального служащего при осуществлении полномочий по предоставлению муниципальной услуги.


(в ред. постановления администрации г. Кирова от 15.02.2019 N 362-п)


Основные понятия в настоящем регламенте используются в том же значении, в котором они приведены в Федеральном законе от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее — Закон N 210-ФЗ) и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и Кировской области.


1.2. Заявителями при предоставлении муниципальной услуги являются физические или юридические лица (за исключением государственных органов и их территориальных органов, органов государственных внебюджетных фондов и их территориальных органов, органов местного самоуправления) либо их уполномоченные представители, обратившиеся в орган, предоставляющий муниципальные услуги, либо в организации, указанные в частях 2 и 3 статьи 1 Закона N 210-ФЗ, или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с запросом о предоставлении муниципальной услуги, выраженным в письменной или электронной форме.


(в ред. постановления администрации г. Кирова от 08.07.2019 N 1482-п)


1.3. Требования к порядку информирования о предоставлении муниципальной услуги.


1.3.1. Порядок получения информации заявителями по вопросам предоставления муниципальной услуги и услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальной услуги, сведений о ходе предоставления указанных услуг, в том числе на официальном сайте администрации города Кирова, а также на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) (далее — Единый портал).


1.3.1.1. При личном обращении заявителя, а также обращении в письменной (электронной) форме специалист, ответственный за предоставление муниципальной услуги, предоставляет заявителю информацию о порядке предоставления муниципальной услуги.


1.3.1.2. Заявитель имеет право на получение сведений о ходе исполнения муниципальной услуги при помощи телефона или посредством личного посещения в соответствии с установленными часами приема органа, предоставляющего муниципальную услугу.


1.3.1.3. Для получения сведений о ходе исполнения муниципальной услуги заявителем указываются (называются) дата и (или) регистрационный номер заявления. Заявителю предоставляются сведения о том, на каком этапе (в процессе выполнения какой административной процедуры) исполнения муниципальной услуги находится представленное им заявление.


1.3.1.4. В случае подачи заявления в форме электронного документа с использованием Единого портала или Портала государственных и муниципальных услуг Кировской области (далее — Региональный портал) информирование о ходе предоставления муниципальной услуги осуществляется путем отображения актуальной информации о текущем состоянии (статусе) оказания муниципальной услуги в «Личном кабинете пользователя».


1.3.1.5. Информация о порядке предоставления муниципальной услуги предоставляется бесплатно.


2.1. Наименование муниципальной услуги: «Внесение изменений в разрешение на строительство объекта капитального строительства на территории муниципального образования» (далее — муниципальная услуга).


(в ред. постановления администрации г. Кирова от 15.02.2019 N 362-п)


2.2. Муниципальная услуга предоставляется администрацией муниципального образования «Город Киров» (далее — Администрация) в лице управления градостроительства и архитектуры.


2.3. Перечень нормативных правовых актов, регулирующих предоставление муниципальной услуги, с указанием их реквизитов и источников официального опубликования размещен на сайте Администрации и на Едином портале.


2.4. Результатом предоставления муниципальной услуги является:


принятие решения о внесении изменений в разрешение на строительство;


отказ в предоставлении муниципальной услуги.


2.5. Исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги.


2.5.1. При приобретении права на земельный участок, в отношении которого в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации выдано разрешение на строительство:


2.5.1.1. Уведомление физического или юридического лица о переходе к нему прав на земельные участки (приложение N 1) в случае, указанном в части 21.5 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.


(пп. 2.5.1.1 в ред. постановления администрации г. Кирова от 09.06.2020 N 1245-п)


2.5.1.2. Правоустанавливающие документы на такой земельный участок.


2.5.1.3. Разрешение на строительство.


2.5.2. В случае образования земельного участка путем объединения земельных участков, в отношении которых или одного из которых в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации выдано разрешение на строительство:


2.5.2.1. Уведомление физического или юридического лица, у которого возникло право на образованные земельные участки (приложение N 2) в случае, указанном в части 21.6 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.


2.5.2.2. Решение об образовании земельных участков, если в соответствии с земельным законодательством решение об образовании земельного участка принимает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.


2.5.2.3. Разрешение на строительство.


2.5.3. В случае образования земельных участков путем раздела, перераспределения земельных участков или выдела из земельных участков, в отношении которых в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации выдано разрешение на строительство:


2.5.3.1. Уведомление физического или юридического лица, у которого возникло право на образованные земельные участки (приложение N 3) в случае, указанном в части 21.7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.


4.1. Контроль за исполнением положений настоящего Административного регламента осуществляется главой Администрации или уполномоченными им должностными лицами.


Перечень уполномоченных должностных лиц, осуществляющих контроль, и периодичность осуществления контроля устанавливаются распоряжением Администрации.


Глава Администрации, а также уполномоченное им должностное лицо, осуществляя контроль, вправе:


контролировать соблюдение порядка и условий предоставления муниципальной услуги;


в случае выявления нарушений требований настоящего Административного регламента требовать устранения таких нарушений, давать письменные предписания, обязательные для исполнения;


назначать ответственных специалистов Администрации для постоянного наблюдения за предоставлением муниципальной услуги;


запрашивать и получать необходимые документы и другую информацию, связанные с осуществлением муниципальной услуги, на основании письменных и устных заявлений физических и юридических лиц, вышестоящих органов власти и контролирующих организаций в сроки, установленные в заявлении или законодательством Российской Федерации.


Плановые и внеплановые проверки полноты и качества предоставления муниципальной услуги осуществляются главой Администрации, а также уполномоченными им должностными лицами в соответствии с распоряжением Администрации.


4.2. Ответственность специалистов закрепляется в их должностных инструкциях.


4.3. Физические и юридические лица могут принимать участие в электронных опросах, форумах и анкетировании по вопросам удовлетворенности полнотой и качеством предоставления муниципальной услуги, соблюдения положений настоящего Административного регламента.


4.4. Действия (бездействие), осуществляемые в ходе предоставления муниципальной услуги на основании Административного регламента, могут контролироваться как заявителями, указанными в подразделе 1.2 настоящего Административного регламента, так и иными лицами (гражданами, юридическими лицами), чьи права или законные интересы были нарушены обжалуемыми действиями (бездействием).


(п. 4.4 введен постановлением администрации г. Кирова от 08.07.2019 N 1482-п)


4.5. Граждане, их объединения и организации могут сообщить обо всех результатах контроля за предоставлением муниципальной услуги через «Личный кабинет пользователя» на Едином портале или Региональном портале.

Минстрой разъяснил порядок продления разрешений на строительство



Приложение N 1
к Административному регламенту


В администрацию муниципального

образования «Город Киров»

_________________________________________

(должность, Ф.И.О. руководителя органа)

от ______________________________________

_________________________________________

(ФИО заявителя; наименование организации,

должность руководителя, ИНН)

Почтовый индекс, адрес, адрес

электронной почты (при наличии):

_________________________________________

Телефон: ________________________________


УВЕДОМЛЕНИЕ о переходе прав на земельный участок (земельные участки)


___________________________________________________________________________

Уведомляю о переходе прав на земельный участок (земельные участки) с

кадастровым номером (номерами) ____________________________________________

___________________________________________________________________________

Правоустанавливающий документ на земельный участок (земельные участки)


Прошу внести изменения в разрешение на строительство

от «___» ______________ 20___ г. N ________________, срок действия которого

установлен до «___» ______________ 20___ г.

___________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________,

(наименование объекта капитального строительства в соответствии

с проектной документацией)


расположенного по адресу:

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

(городское, сельское поселение, иное муниципальное образование,

улица, номер)


За достоверность указанных в настоящем уведомлении сведений застройщик

несет ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Приложения:

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Заявитель: ________________________________________________ _______________

(Ф.И.О. представителя юридического лица, (подпись)

Ф.И.О. физического лица)


«___» ______________ 20___ г.



Приложение N 2
к Административному регламенту


В администрацию муниципального

образования «Город Киров»

_________________________________________

(должность, Ф.И.О. руководителя органа)

от ______________________________________

_________________________________________

(ФИО заявителя; наименование организации,

должность руководителя, ИНН)

Почтовый индекс, адрес, адрес

электронной почты (при наличии):

_________________________________________

Телефон: ________________________________


УВЕДОМЛЕНИЕ об образовании земельного участка (земельных участков) путем объединения земельных участков


___________________________________________________________________________

Уведомляю об образовании земельного участка (земельных участков) с

кадастровым номером (номерами) ____________________________________________

___________________________________________________________________________

Правоустанавливающий документ на земельный участок (земельные участки)


Прошу внести изменения в разрешение на строительство

от «___» ______________ 20___ г. N ________________, срок действия которого

установлен до «___» ______________ 20___ г.

___________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________,

(наименование объекта капитального строительства в соответствии

с проектной документацией)


расположенного по адресу:

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

(городское, сельское поселение, иное муниципальное образование,

улица, номер)


За достоверность указанных в настоящем уведомлении сведений застройщик

несет ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Приложения:

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________


Заявитель: ________________________________________________ _______________

(Ф.И.О. представителя юридического лица, (подпись)

Ф.И.О. физического лица)


«___» ______________ 20___ г.

Заявление на внесение изменений в разрешение на строительство нужно успеть подать не позднее, чем за десять рабочих дней до истечения его срока действия. Отсюда, первое правило — не зевать!

Если срок пропущен — отправят получать новый документ со всеми сопутствующими мероприятиями:

  • актуализация проекта;
  • повторный заход на экспертизу;
  • согласование и утверждение, и т.д.

Если сроки соблюдены, то вносимые изменения тщательно проверяются на соответствие действующим нормам. Иначе «завернут» весь проект. Это правило номер два. Остальные документы подаются в неизменном виде — набор тот же, что и при получении первого разрешения.

Процедура внесения изменений не подразумевает ее приостановки до устранения нарушений, т.е. ждать, пока донесете недостающее или исправите ошибочное, никто не будет. Нет, значит, нет.

Даже если сроки формально соблюдены, то это не гарантирует положительный исход мероприятия по внесению изменений в разрешение на строительство. Попасть в «отказники» можно по невнимательности, например, если:

  • в период с момента первого согласования изменились градостроительные нормы и требования;
  • в ГПЗУ появились новые запреты и ограничения, связанные с возможностями использования земельного участка;
  • либо по причине банального отсутствия в комплекте какого-либо документа из перечня установленных.

Летом 2018 Градостроительный кодекс изменился таким образом, что оттуда исчезло понятие: «модификация» проектной документации. Во что это вылилось?

Законодатель уменьшил пространство для маневра. Если для проектной документации требуется прохождение экспертизы, что предусмотрено для объектов:

  • площадью более 1500 кв.м. и выше 3-х этажей;
  • в границах охранных зон трубопроводов;
  • для массового пребывания граждан и т.д.

то изменить размер окон, тип фасадов и даже цветовое решение на таком объекте без нового заключение экспертизы стало невозможным. Звучит жестко, но на этом настоял Мосгорстрой. В июне 2019 Минстрой России внял мольбам застройщиков и смягчил требования. Сегодня получать новое заключение экспертизы не требуется.

Вместе с тем, Земельный юрист, извлек урок из таких «скачков» законодательства. Сегодня мы очень внимательно подходим к стадии «П». Наши архитекторы-проектировщики делают работу по принципу: меньше сомнительных деталей, выше качество. Мы не просто «рисуем» проект, мы гарантируем, что вся разработанная с нашим участием документация пройдет регистрацию, и сотрудничество с нами не выльется в беготню за внесением изменений в разрешение на строительство.

Нет причин сомневаться, есть основания обратиться. Звоните.

Название Цена для физ. лиц Срок
Консультация по телефону 0 руб. Индивидуальный
Подробная консультация с анализом документов в офисе (скайпе и т.д.) от 5 000 руб. 1 час
Внесение изменений в разрешение на строительство 7 500 руб. от 7 дней

Внесение изменений в разрешение на строительство — забег с препятствиями

А ведь многие даже не знают, что строительство объекта капитального строительства можно начинать только после оформления разрешения на строительство. Даже если вы строите на собственном земельном участке, даже если строите индивидуальный жилой дом (ИЖС). И никакая дачная амнистия (касается ИЖС) не отменяет необходимость оформления разрешения на строительство .

Сама формулировка понятия разрешения на строительство приведено в ч. 1 ст. 51 ГрК РФ.

На заседании Президиума ВС представители «Свея» также ссылались на положительные заключения Центра судебных и негосударственных экспертиз «Индекс», согласно которым корректировка проектной документации на строительство жилых домов соответствует всем нормам, правилам и регламентам. Однако, как отметили судьи Президиума ВС, эксперты не проводили проверку соответствия уже возведенной части измененному проекту. «Между тем изменения проектной документации влияют на конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности как объектов капитального строительства в целом, так и уже возведенной части», – говорится в постановлении. Удовлетворение же требований «Свея» при отсутствии доказательств соответствия уже построенной части объектов условиям измененной проектной документации и требованиям градостроительных и строительных норм и правил, предъявляемым к надежности и безопасности зданий, нельзя признать правомерным, подытожили судьи Президиума ВС.

По словам Курмаева, теперь судам, помимо установления «объективной причины» внесения изменений в проектную документацию, также необходимо будет устанавливать и отсутствие угрозы общественной безопасности (например, проверить характеристики надежности и безопасности как объектов капитального строительства в целом, так и уже возведенной части). В целом, по его мнению, постановление надзора окажет позитивное влияние на правоприменительную практику и будет способствовать единообразию при разрешении подобных споров.

Декабрь 2020
Пнд Втр Ср Чт Пт Сб Вс
30 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3

В роли заявителей вправе вступать застройщики или техзаказчики, являющиеся физическими лицами или компаниями (юрлицами). К категории застройщиков относятся субъекты, которые занимаются строительством или реконструкцией капсооружений на принадлежащих им участках (или при наличии соответствующих прав на их застройку). К выполняемым работам также относится подготовка проекта, применяемого впоследствии для возведения (восстановления) здания.

Заявитель должен передать следующую документацию:

  • Обязательная. Правоустанавливающие бумаги на ЗУ с подтверждением перехода права владения ЗУ или образование нового надела посредством разделения или соединения участка.
  • Дополнительная. Правоустанавливающие бумаги на ЗУ, решение об образовании нового надела, ГПЗУ (в отношении земли, где планируется возведение или реконструкция здания).
  • Дополнительная (при обращении представителя). Доверенность от юрлица с заверкой ЭЦП доверителя и усиленной нотариальной подписью. Бумаги отправляются в виде архива.

Если изменения в разрешение на строительство не внесены из-за отказа уполномоченного органа, заявитель вправе оформить жалобу (до обращения в суд). Это возможно при:

  • Нарушении сроков предоставления бумаги, установленных законодательно.
  • Отказе в приеме документации.
  • Необходимости передачи дополнительных бумаг (кроме указанных в регламенте).
  • Затребовании оплаты и в иных ситуациях.

Жалоба оформляется письменно, подается лично или через представителя. Возможен вариант составления через Интернет, отправка по почте или передача в МФЦ. В бумаге указывается название уполномоченного органа, данные заявителя, информация об обжалуемых решениях и доводы. По результатам рассмотрения принимается решение удовлетворить жалобу или отказать.

Согласно ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство (далее – разрешение) представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, ППТиПМ[349], при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, или требованиям ППТиПМ при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта[350], а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешённым использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством РФ. В случае, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, разрешение на строительство подтверждает соответствие проектной документации установленным в соответствии с п. 7 ст. 36 ГрК РФ требованиям к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке.

По общему правилу разрешение выдаётся по заявлению застройщика органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, которым утверждается и форма заявления. В отношении отдельных видов объектов капитального строительства и земельных участков форма заявления о выдаче разрешения утверждается в особом порядке[351].

Особый порядок выдачи разрешения специально уполномоченными органами (организацией) предусмотрен для некоторых объектов, в частности:

  • объектов космической инфраструктуры;
  • гидротехнических сооружений;
  • объектов, связанных с использованием недр;
  • объектов, связанных с атомной энергией, и т.п.

Например, в случае, если при проведении работ по сохранению ОКН затрагиваются конструктивные и другие характеристики надёжности и безопасности такого объекта, разрешение выдаётся исполнительными органами государственной власти или органами местного само­управления, уполномоченными в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны ОКН (п. 5.1 ст. 51 ГрК РФ).

Также особый порядок выдачи разрешения предусмотрен в случае строительства, реконструкции объекта капитального строительства:

  • на территориях двух и более субъектов РФ (включая осуществляемую на территории одного субъекта РФ реконструкцию объекта, расположенного на территориях двух и более субъектов РФ), в том числе линейного объекта на территории закрытого административно-территориального образования, границы которого не совпадают с границами субъектов РФ, – выдаётся уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
  • на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов) – органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
  • на территориях двух и более поселений или на межселенной территории в границах муниципального района – органом местного самоуправления муниципального района.

При этом в силу прямо установленного ГрК РФ запрета не допускается выдача разрешения на строительство при отсутствии утверждённых ПЗЗ, за исключением строительства, реконструкции объектов федерального, регионального, местного значения, а также объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, регламенты, в случае несоответствия проектной документации объектов капитального строительства ограничениям использования объектов недвижимости, установленным на приаэродромной территории, в иных предусмотренных законом случаях.

Кроме того, если земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду для КОТ, выдача разрешения на строительство многоквартирных домов в границах данной территории допускается только после образования земельных участков из такого земельного участка в соответствии с утверждёнными ППТиПМ.

С 01.01.2021 перечень устанавливаемых ГрК РФ запретов на выдачу разрешения на строительство дополнится запретом на выдачу разрешения на строительство при отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) сведений о границах территориальных зон, в которых расположены земельные участки, на которых планируются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, за исключением строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципального района и объектов капитального строительства на земельных участках, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются.

Перечень документов, которые должны быть приложены к заявлению о выдаче разрешения, содержится в п. 7 ст. 51 ГрК РФ. Требуемые документы должны содержать необходимую информацию о земельном участке, в том числе ГПЗУ, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство[352], о планируемом строительстве/реконструкции, сведения о застройщике.

С 04.08.2018 перечень документов, прилагаемых к заявлению о выдаче разрешения, был скорректирован. Так, в случае строите��ьства, реконструкции объекта капитального строительства, в связи с размещением которого в соответствии с законодательством РФ подлежит установлению зона с особыми условиями использования территории или ранее установленная зона подлежит изменению, к заявлению о выдаче разрешения должно быть приложено решение об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории.

Форма разрешения утверждена Приказом Минстроя России от 19.02.2015 № 117/пр «Об утверждении формы разрешения на строительство и формы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию». Данный Приказ также содержит подробную инструкцию по заполнению разрешения.

Нарушение утверждённой формы или порядка её заполнения при выдаче разрешения может повлечь за собой признание такого разрешения не соответствующим закону и недействующим, а также приостановление строительства до получения нового разрешения. Например, разрешение может быть признано недействующим в связи с несоответствием содержащихся в нём сведений проектной документации[363].

По общему правилу строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения, а осуществление указанных действий при отсутствии разрешения является основанием для привлечения к административной ответственности и/или признания строительства самовольным.

При этом п. 17 ст. 51 ГрК РФ предусмотрен открытый перечень случаев, когда получение разрешения не требуется:

1) строительство, реконструкция гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительство, реконструкция на садовом земельном участке жилого дома, садового дома, хозяйственных построек, определённых в соответствии с законодательством в сфере садоводства и огородничества;
2) строительство, реконструкция объектов индивидуального жилищного строительства;
3) строительство, реконструкция объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и иных некапитальных строений, сооружений);
4) строительство на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования;
5) изменение объектов капитального строительства (их частей), не затрагивающее конструктивные и другие характеристики их надёжности и безопасности и не превышающие предельные параметры, установленные градостроительным регламентом, в т.ч. капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также строительство, реконструкция буровых скважин;
6) строительство, реконструкция посольств, консульств и представительств РФ за рубежом;
7) строительство, реконструкция объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением до 0,6 мегапаскаля включительно;
8) размещение антенных опор (мачт и башен) высотой до 50 метров, предназначенных для размещения средств связи;
9) иные случаи, когда в соответствии с ГрК РФ, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения не требуется[364].

Помимо указанных случаев Постановлением Правительства РФ от 17.08.2019 № 1064[365] было также установлено, что в случае строительства, реконструкции линий связи и сооружений связи, не являющихся особо опасными, технически сложными объектами связи, получение разрешения на строительство также не требуется.

ГрК РФ допускает поэтапное проектирование и осуществление строительства, реконструкции объектов. Соответственно, возможна и выдача разрешения на отдельные этапы (очереди) строительства (п. 12 ст. 51 ГрК РФ). При этом следует отметить, что в конце 2019 года законом № 472-ФЗ[366] в ГрК РФ внесены изменения, в соответствии с которыми предусматривается выделение этапов и в отношении линейных объектов (объектов капитального строительства, входящих в их состав). Получаются такие разрешения в общем заявительном порядке.

При этом под этапом строительства понимается строительство или реконструкция объекта капитального строительства из числа объектов капитального строительства, планируемых к строительству, реконструкции на одном земельном участке, если такой объект может быть введён в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно, т.е. независимо от строительства или реконструкции иных объектов на этом участке, а также строительство или реконструкция части объекта капитального строительства, которая может быть введена в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно, т.е. независимо от строительства или реконструкции иных частей этого объекта капитального строительства (п. 2 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий[367]).

По общему правилу разрешение выдаётся на весь срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства, а на индивидуальное жилищное строительство – на десять лет. Необходимо отметить, что последними серьёзными изменениями в ЗК РФ законодатель установил предельные сроки аренды государственных земель для целей строительства в виде двойного ориентировочного срока на строительство, устанавливаемого Минстроем РФ. Установление этих сроков, по нашему мнению, не определяет фактический срок действия разрешения на строительство (он по-прежнему определяется разделом «Проект организации строительства»).

Разрешение, выданное при отсутствии законных оснований на иной срок, чем предусмотрен проектом, как показывает анализ судебной практики, может быть признано в судебном порядке не соответствующим закону и нарушающим права и законные интересы заявителя[368].

В случае истечения срока действия разрешения до окончания строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта возможно его продление уполномоченным органом (организацией), выдавшим разрешение, по заявлению застройщика, поданному не менее чем за десять рабочих дней до истечения срока действия разрешения[369].

Несоблюдение любого из этих условий является самостоятельным основанием для отказа в продлении разрешения (пп.пп. 7–8 п. 21.15 ст. 51 ГрК РФ).

Необходимо отметить, что ранее установленный законом срок на обращение с заявлением о продлении срока действия разрешения (не позднее чем за шестьдесят дней) зачастую воспринимался уполномоченным органом как пресекательный, несмотря на отсутствие прямого указания на это в законе, и в связи с пропуском застройщиком данного срока уполномоченные органы нередко отказывали в продлении срока действия разрешения. Однако судебная практика по данному вопросу сформировалась таким образом, что суды признают такие отказы не соответствующими закону[370]. В текущей редакции норм, регулирующих порядок внесения изменений в разрешение, данная проблема утратила свою актуальность, так как теперь срок действительно пресекательный, и нет места двоякому толкованию за одним исключением.

Согласно п. 21.5 ст. 51 ГрК РФ физическое или юридическое лицо, которое приобрело права на земельный участок, вправе осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на таком участке в соответствии с разрешением, выданным прежнему правообладателю земельного участка.

Срок действия выданного разрешения при переходе права на земельный участок и/или объекты капитального строительства сохраняется, за исключением установленных законом случаев, когда действие разрешения прекращается на основании решения уполномоченного органа (организации) – п. 21.1 ст. 51 ГрК РФ.

О переходе права собственности на участок, а также об изменении характеристик участка (в случае его объединения, перераспределения, раздела, выдела) новый правообладатель (правообладатель изменённого участка) обязан уведомить орган, выдавший разрешение, для внесения в него соответствующих изменений с приложением соответствующих документов, указанных в пп.пп. 1–4 п. 21.10 ст. 51 ГрК РФ. Если необходимые документы не будут представлены заявителем, уполномоченный орган обязан запросить такие документы или сведения, содержащиеся в них, в соответствующих органах государственной власти или органах местного самоуправления.

Продолжение строительства без приведения разрешения в соответствие с произошедшими изменениями может повлечь за собой сложности с прохождением строительного контроля и надзора, введением построенного объекта в эксплуатацию, а также может стать основанием для привлечения застройщика к административной ответственности[371].

Необходимо отметить, что с принятием поправок в ГрК РФ, вступивших в силу с 04.08.2018[372], правила о внесении изменений в разрешение существенным образом изменились.

Отмена разрешения на строительство – это волевое действие уполномоченного органа по отзыву ранее выданного разрешения на строительство как выданного с нарушениями.

П. 1 ст. 48 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрена возможность отмены изданного муниципального правового акта в порядке самоконтроля. Так, в Постановлении от 06.07.2004 № 1424/04 Президиум ВАС РФ указал, что на основании рассматриваемой нормы уполномоченный орган вправе отменить ранее вынесенное им с нарушением предусмотренных законом процедур распоряжение о предоставлении земельного участка в аренду для строительства. В дальнейшем этот подход был распространён арбитражными судами на иные ненормативные акты, в т.ч. и на разрешение на строительство.

Достаточным основанием для отзыва уполномоченным органом разрешения на строительство, по мнению судов, было нарушение застройщиком или уполномоченным органом ст. 51 ГрК РФ, регулирующей правила выдачи такого разрешения, вне зависимости от степени их существенности, например:

  • отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок[374], истечение срока действия договора аренды[375];
  • несоответствие проектной документации положению о составе проектной документации[376], в том числе отсутствие некоторых необходимых разделов[377];
  • несоответствие ВРИ земельного участка[378];
  • несоблюдение санитарных правил при проектировании (отсутствие учёта санитарно-защитной зоны проектируемого объекта)[379];
  • отсутствие положительного заключения экспертизы проектной документации[380];
  • несоблюдение специальной процедуры при выдаче разрешения[381] и т.д.

Необходимо отметить, что в 2011 году ст. 51 ГрК РФ была дополнена п. 21.1, который предусматривает несколько случаев, когда действие разрешения на строительство может быть прекращено уполномоченным органом:

1) принудительное прекращение права собственности и иных прав на земельные участки, в том числе изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд;
2) поступление предписания уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти о прекращении действия разрешения на строительство на основании несоответствия разрешения на строительство ограничениям использования объектов недвижимости, установленным на приаэродромной территории;
3) отказ застройщика от права собственности и иных прав на земельные участки;
4) расторжение договора аренды и иных договоров, на основании которых у граждан и юридических лиц возникли права на земельные участки;
5) прекращение права пользования недрами, если разрешение на строительство выдано на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами.

После появления этой нормы возник следующий вопрос: может ли быть прекращено действие разрешения на строительство в иных, помимо указанных в п. 21.1 ст.51 ГрК РФ, случаях?

Анализ актуальной практики арбитражных судов свидетельствует о том, что мнения судов разделились. В судебной практике представлено две позиции:

  • отзыв разрешения на строительство возможен, если застройщиком или уполномоченным органом нарушены положения ст. 51 ГрК РФ вне зависимости от наличия обстоятельств, указанных в п. 21.1 данной статьи. При этом п. 21.1 устанавливает специальные основания для отмены разрешения на строительство в ситуации, когда на этапе его выдачи никаких нарушений не было допущено, но впоследствии появились обстоятельства, препятствующие дальнейшему строительству. Анализ практики Верховного Суда РФ[382] и арбитражных судов ряда округов свидетельствует о том, что они придерживаются этой позиции[383];
  • п. 21.1 ст. 51 ГрК РФ устанавливает исчерпывающий перечень обстоятельств, при которых разрешение на строительство может быть отозвано. При этом в решении уполномоченного органа должна быть ссылка на одно из обстоятельств, указанных в п. 21.1, в противном случае решение об отзыве является незаконным. В частности, такую позицию занимает Арбитражный суд Волго-Вятского округа[384].

Таким образом, судебная практика в подавляющем большинстве случаев полагает, что отмена разрешения на строительство в порядке самоконтроля возможна, если это разрешение было выдано с нарушением требований градостроительного законодательства.

Если на этапе выдачи разрешения на строительство ни застройщиком, ни уполномоченным органом не было допущено каких-либо нарушений, то отзыв разрешения на строительство возможен только при наличии обстоятельств, указанных в п. 21.1 ст. 51 ГрК РФ. Если такие обстоятельства отсутствуют, то разрешение не может быть отменено. В случае принятия такого решения застройщик может признать его незаконным в судебном порядке.

Если отмена разрешения на строительство будет обоснована отменой ГПЗУ, то застройщику необходимо обжаловать два незаконных действия органа власти:

  • об отмене ГПЗУ, который соответствовал всем требованиям;
  • об отмене разрешения на строительство, которое может быть отозвано только при наличии неправильно оформленного ГПЗУ.

Между тем, поскольку с 01.07.2017 ГПЗУ перестал относиться к документации по планировке территории и уполномоченный орган должен будет проверять проект не на соответствие ГПЗУ, а на соответствие градостроительным ограничениям, которые действовали на момент выдачи ГПЗУ, представляется, что разрешение на строительство не может отменяться (отзываться) при отмене/отзыве ГПЗУ или выявлении в нём каких-либо ошибок (основанием должно быть именно несоответствие разрешения градрегламенту). Тем не менее это не устраняет необходимости обжаловать отмену ГПЗУ, так как само его наличие является обязательным условием выдачи застройщику разрешения на строительство и разрешения на ввод в эксплуатацию.

С 04.08.2018[386] введён новый порядок строительства ИЖС путём направления специального уведомления о планируемом строительстве объектов ИЖС вместо получения разрешения на строительство.

Следует отметить, что указанными поправками в ГрК РФ также было закреплено легальное определение «объект ИЖС», под которым понимается отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости. Понятия «объект ИЖС», «жилой дом», «индивидуальный жилой дом» равнозначны.

Теперь в целях строительства, а также реконструкции объекта ИЖС или садового дома частные застройщики обязаны направить в уполномоченный орган специальное уведомление о планируемом строительстве, согласно утверждённой форме[387], в порядке, определённом новой ст. 51.1 ГрК РФ.

Из указанной нормы следует, что требование о направлении уведомления о планируемом строительстве распространяется не только на строительство жилых домов, но и на строительство садовых домов, к которым ранее законодательство не предъявляло требований о получении разрешений или иного согласования строительства.

Соответствующее уведомление о планируемом строительстве должно содержать в себе определённый перечень сведений, перечисленных в п. 1 ст. 51.1 ГрК РФ (о застройщике, о земельном участке, о планируемых параметрах постройки и т.д.), а также к нему должны быть приложены документы, перечисленные в п. 3 ст. 51.1 ГрК РФ (правоустанавливающие на земельный участок, описание внешнего облика в определённых случаях), а само уведомление может быть направлено одним из предложенных законом способов: личное обращение, обращение через МФЦ, направление уведомления по почте или через единый портал государственных и муниципальных услуг.

В случае, если в направленном уведомлении о планируемом строительстве отсутствуют необходимые сведения либо к нему не приложены необходимые документы, уполномоченный орган возвращает застройщику уведомление в течение 3 рабочих дней со дня поступления такого уведомления. В этом случае уведомление считается ненаправленным (п. 6 ст. 51.1 ГрК РФ).

После получения уведомления о планируемом строительстве, соответствующего формальным критериям, уполномоченный орган обязан рассмотреть его в течение 7 рабочих дней, результатом чего должно стать направление частному застройщику уведомления о соответствии указанных в уведомлении параметров объекта ИЖС или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения таких объектов на земельном участке либо уведомление о несоответствии.

Срок рассмотрения уведомления составляет 20 рабочих дней в случае, если создание объекта ИЖС или садового дома планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения и в уведомлении о планируемом строительстве не содержится указание на типовое архитектурное решение, в соответствии с которым планируется строительство такого объекта.

Основания для направления застройщику уведомления о несоответствии параметров объекта ИЖС или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения таких объектов на земельном участке перечислены в п. 10 ст. 51.1 ГрК РФ, указанный перечень оснований является закрытым.

В случае, если в установленный срок (7 или 20 рабочих дней) уполномоченный орган не направит частному застройщику, подавшему уведомление о планируемом строительстве объекта ИЖС или садового дома, уведомление о несоответствии параметров объекта ИЖС или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения таких объектов на земельном участке, то поданное уведомление считается согласованным и даёт право частному застройщику осуществлять строительство в соответствии с указанными им в уведомлении параметрами в течение 10 лет со дня направления такого уведомления. Данное право сохраняется также при переходе прав на земельный участок и объект ИЖС или садовый дом, при этом направление нового уведомления о планируемом строительстве не требуется (п. 13 ст. 51.1 ГрК РФ).

В соответствии с концепцией уведомительного порядка строительства объектов ИЖС в ст. 55 ГрК РФ, регулирующей порядок выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию, были внесены дополнения, устанавливающие уведомительный порядок информирования уполномоченных органов об окончании строительства объекта ИЖС (п.п. 16–21 ст. 55 ГрК РФ).

Теперь частные застройщики не позднее одного месяца со дня окончания строительства объекта ИЖС или садового дома в порядке, аналогичном подаче уведомления о планируемом строительстве, направляют в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы уведомление об окончании строительства такого объекта с указанием необходимых сведений и приложением необходимых документов (п. 16 ст. 51.1 ГрК РФ).

Соответствующее уведомление может быть возвращено застройщику в течение 3 рабочих дней со дня его поступления и считается ненаправленным по следующим основаниям:

  • отсутствие в уведомлении предусмотренных сведений или отсутствие документов, прилагаемых к нему;
  • поступление уведомления об окончании строительства по истечении 10 лет со дня поступления уведомления о планируемом строительстве либо если такое уведомление ранее не направлялось.
  • Start up проекты
  • Корпоративные отношения
    • Реструктуризация бизнеса
    • Структурирование организаций
    • Сопровождение отношений с бизнес партнером
  • Корпоративные конфликты
    • Внесудебное разрешение корпоративных конфликтов
    • Судебное разрешение корпоративных конфликтов
  • Недвижимость и строительство
  • Суд и арбитраж
  • Защита интеллектуальной собственности


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *