Как развить интеллект, креативность и эрудицию: упражнения

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как развить интеллект, креативность и эрудицию: упражнения». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Человеческая психика – это комплексная структура, поэтому все процессы в ней взаимосвязаны и взаимообусловлены.

В частности, на интеллект в большей степени оказывают влияние следующие внутренние реалии:

  • Мышление

Некоторые ученые даже считали эти понятия синонимами. Но это в корне неверно. Мышление – это процесс познания и переработки информации, а интеллект – умение грамотно применить знания в нужный момент. Без мыслительных операций интеллектуальный уровень человека был бы весьма низким.

  • Воля

Волевые усилия нужны именно для того, чтобы осваивать новый материал, изучать важные книги, доводить мысли до конечного результата.

  • Память

Умение сохранять, хранить и воспроизводить информацию – неотъемлемая часть интеллекта.

  • Внимание

Интеллектуальных людей отличает внимательное отношение к окружающему миру. Они способны замечать мельчайшие детали, анализировать и изучать их. Развитие интеллекта тесно связано с совершенствованием внимания человека.

  • Креативность

Об этой сладкой парочке: интеллект и креативность, писал еще Гилфорд. Под этим термином подразумевается умение человека мыслить творчески, то есть нестандартно, синтезировать оригинальные идеи.

Как легко развить интеллект, креативность и эрудицию: упражнения

Психологи выделили четыре ключевых характеристики интеллекта:

  1. Глубина ума – способность докапываться до сути явлений и событий.
  2. Пытливость – любознательность, стремление узнавать новое.
  3. Гибкость и подвижность – умение действовать нестандартно, обходить барьеры, преодолевать трудности.
  4. Логичность – способность обосновывать свою точку зрения, грамотно излагать материал.

Некоторые авторы считают и креативность частью интеллекта. Однако это не совсем верный подход, потому что она входит в структуру творчества. Человек может быть весьма креативным, но не интеллектуально одаренным.

Понятие “интеллект” у всех на слуху, но мало кто понимает, что оно в действительности означает. За интеллект часто принимают общую эрудированность, умение логически мыслить или решать математические задачи. На самом деле понятие “интеллект” гораздо шире.

Интеллект – это функция психики, отвечающая за адаптацию человека к окружающему миру. Он состоит из нескольких компонентов, образующих единую сложную систему.

Именно от развития интеллекта зависит, насколько человек будет успешен в жизни. Можно быть ходячей энциклопедией, но совершенно не уметь применять свои знания на практике. А можно при средних способностях достичь просто невероятных результатов.

Интеллект тесно связан с когнитивными функциями – восприятием, вниманием, мышлением, речью. С помощью них он получает “пищу”, которую впоследствии перерабатывает и использует для построения эффективных стратегий и их реализации.

Согласно последним исследованиям, интеллект человека на 50 % определяется генами. Это значит, что у нас есть вторые 50 %, на которые мы можем активно влиять. Наша задача – выжать из них максимум. А для этого нужно постоянно развиваться. Тот, кто твердо усвоит эту истину сейчас, через год сможет достичь таких интеллектуальных высот, которые ему и не снились.

Существует множество всевозможных классификаций интеллекта. Самая известная принадлежит американскому психологу Говарду Гарднеру. Он выделял 8 видов интеллекта:

  • пространственный,
  • телесно-кинестетический,
  • музыкальный,
  • лингвистический,
  • логико-математический,
  • межличностный,
  • внутриличностный,
  • натуралистический.

Согласно теории Гарднера, у каждого есть преобладающий вид интеллекта, который определяет, в чем человек может быть успешен. Исходя из этого, стандартные тесты на определение IQ являются несостоятельными, так как измеряют только уровень логико-математического интеллекта.

Еще одна классификация разделяет интеллект на 4 составляющие:

  1. Ментальный интеллект отвечает за рациональное мышление. Он применим везде, где действуют законы логики.
  2. Физический или телесный интеллект контролирует процессы, связанные с управлением телом.
  3. Эмоциональный интеллект отвечает за эмоции и межличностное взаимодействие.
  4. Духовный интеллект связан с подсознанием, интуицией, этическими категориями.

Все компоненты интеллекта требуют развития. Если вы будете уделять внимание только чему-то одному, вам не достичь гармонии. Какие-то важные сферы жизни будут хромать.

Не верьте всему, что вам говорят про интеллект! Многие постулаты давным-давно устарели и были опровергнуты, но до сих пор “гуляют” в массах. Например, миф о том, что человек использует лишь 3 % своего мозга. Ученые выяснили, что это не так, но людям так нравится эта идея, что они не готовы с ней расстаться.

Вот еще несколько распространенных заблуждений об интеллекте.

Миф 1. Если у вас хороший от природы интеллект, его не нужно развивать.

Люди рождаются с разными умственными способностями – это факт. Однако это не значит, что кто-то будет пахать как лошадь, а кто-то – всю жизнь пользоваться тем, что досталось ему случайно. Если интеллект не развивать, он очень быстро деградирует.

Хорошие интеллектуальные данные стоит рассматривать как аванс, который поможет вам быстрее достичь высоких результатов. Если, конечно, упорно работать и заниматься развитием. И уж точно нельзя использовать их как корм для тщеславия и высокомерия.

Миф 2. Чем старше человек становится, тем сложнее ему развивать интеллект.

В детстве, пока мозг человека еще не до конца сформирован, он очень восприимчив и гибок, как пластилин. Когда завершается формирование всех отделов и структур, мозг утрачивает свою первоначальную гибкость. Происходит это к 15–17 годам. Затем уже возраст не оказывает особого влияния на развитие интеллектуальных способностей. Имеет значение лишь то, занимался человек до этого или нет.

Миф 3. Можно эффективно развивать интеллект, углубляясь лишь в одну область.

Из этого мифа вытекает еще один, очень вредный, – “Школьные знания нам не пригодятся в жизни”. Вам наверняка приходилось слышать или читать рассуждения в духе “А зачем мне, вообще, математика? Что я буду делать с этими формулами?” Или “Мне не нужна биология, я не собираюсь быть ботаником”.

Они в корне неверны. Даже если сами знания вы не будете использовать в повседневной жизни, процесс их получения формирует ваш интеллект. В разных науках используются совершенно разные принципы, методы и подходы. Изучая их, вы формируете развернутую картину мира и учитесь смотреть на вещи с разных сторон.

Миф 4. Развив интеллект до максимально высокого уровня, можно расслабиться и больше им не заниматься.

Все сознательные психические функции и процессы требуют постоянной тренировки. Нельзя прийти в одну точку и остаться в ней навсегда. Можно либо идти вперед, либо катиться назад.

Да и человек вряд ли сможет остановиться, когда достигнет высокого уровня. Потому что эффект от такого развития просто ошеломительный и с лихвой окупает затраченные усилия. Так что если вы чувствуете, что хотите прекратить занятия, значит, до высокого уровня вам еще очень далеко.

Развить свои умственные способности несложно. Достаточно уделять этому процессу 20–30 минут в день. Конечно, не стоит надеяться на заоблачные результаты. Гениями вроде Эйнштейна или Ньютона наши рекомендации и упражнения вас не сделают. Зато они помогут реализовать заложенный в вас потенциал, повысят эффективность деятельности и в целом сделают жизнь более продуктивной.

Чтение – пожалуй, лучший способ развития интеллекта. Читая хорошую литературу, мы расширяем кругозор, учимся логически мыслить, развиваем фантазию и образное мышление. Под хорошей литературой в первую очередь я подразумеваю художественную классику, биографии великих людей, книги по истории, философии, научные труды.

Составьте список книг, которые вы хотите прочитать, и приступайте. 30 книг в год – минимум, необходимый для того, чтобы держать мозг в тонусе. Получится больше – прекрасно!

Очень важно развиваться не только вширь, но и вглубь. Ищите возможность углубить и обогатить уже имеющиеся знания. У вас должна быть область, которую вы знаете вдоль и поперек. Лучше всего, если это будет ваша профессия.

Если в процессе расширения кругозора мы формируем новые нейронные цепи, то, работая над углублением своих знаний, мы устанавливаем связи между уже имеющимися нервными цепочками. В результате все умственные процессы, связанные с конкретной деятельностью, начинают протекать быстрее. Часть из них переходит на бессознательный уровень, освобождая наше сознание. На этом этапе подключается интуиция.

Вспомните, как Дмитрий Менделеев открыл свою знаменитую таблицу. Он долгие годы изучал свойства элементов, много размышлял и работал над проблемой. В итоге последний штрих за него сделал мозг, подарив ему гениальную идею во сне.

Даже если вы никогда не держали кисти в руках и медведь вам на ухо наступил, это не повод отказываться от творчества. Ваша задача не создавать мировые шедевры, а разгрузить мозг. Постоянно занимаясь умственной работой, наше мышление притупляется и начинает испытывать голод по простым и понятным стимулам.

Рисование, лепка, шитье, музыка – выбирайте занятие, которое вам по душе. Уделяйте ему хотя бы пару часов в неделю. Этого достаточно, чтобы дать мозгу отдохнуть от однотипной работы.

  1. Начнем с самого простого вам надо пойти в магазин за продуктами. Не берите с собой шпаргалку, на которой написан перечень товаров, напишите ее и постарайтесь запомнить, что вы написали, потом идите в магазин. Если совсем безвыходная ситуация, то возьмите с собой ваш список продуктов, но постарайтесь не доставать его из сумки. Покупайте на память, а уже в самом конце достаньте и проверьте, все вы купили или нет.

  2. Когда вы разговариваете с сотрудниками, с соседкой по лестничной площадке, с подругой или другом постарайтесь запомнить как можно больше: цвет глаз, одежда, какие – то мелкие делали на одежде или на человеке. Слушайте внимательно, что вам говорят, вникайте в каждую деталь. После разговора постарайтесь вспомнить все до мелочей и прокрутить еще раз у себя в голове. Так можно тренировать слуховую и зрительную память.

  3. Приучите себя читать, это может быть любое время обеденный перерыв или перед сном. Читать можно сначала одну — пять страниц, и постепенно попробуйте дойти хотя бы до десяти или двадцати страниц. Читайте внимательно. После того как вы прочитаете, попробуйте пересказать как можно подробнее. Если нет времени пересказать прочитанное, то вы можете это сделать, пока едите домой или идете в магазин.

  1. По пути на работу или в магазин вы можете запоминать номера домов или номера машин, которые проезжают мимо. Это хорошо тренирует память.

  2. Постарайтесь запомнить ценники в магазине на, те товары, которые вы покупаете. Запомнив цены, вы можете их сравнить с ценами другого магазина.

  3. Если вы готовите новое блюдо, по новому рецепту постарайтесь его запомнить. Можно попробовать написать его на память, на бумаге и потом проверить с оригиналом рецепта.

  4. Выучите наизусть стихотворение порадуйте им своего любимого или любимую. Выучите слова новой песни. По дороге на работу или в магазин вы можете напевать себе новую песенку.

  5. Если вы ходите пешком, то попробуйте изменить маршрут и пройти по другой дороге. Смотрите внимательно, что нового и интересного вы увидели пока шли, возможно, красивые дома и необычные вывески на магазинах, может красивые цветы или пушистые голубые елки. Придя домой вспомните свой новый маршрут и прокрутите его еще раз в своей голове. Чем он вам запомнился? Какие впечатления у вас от этого маршрута? Что нового вы увидели?

Для детей от рождения до двух лет. Упражнение для язычка.

Корова дает молоко: «Му-у-у, му-у-у».

Оса летит: «З-з-з, з-з-з».

Звенит колокольчик: «Дзинь-нь, дзинь-нь».

Жужжит шмель: «Ж-ж-ж, ж-ж-ж».

Поет птичка: «Трель-ль, трель-ль».

Дует ветер: «У-у-у, у-у-у».

Бежит ежик: «Пх-пх-пх, пх-пх-пх».

Зарядка для язычка. Для детей от полутора лет. Посадите ребенка напротив себя, чтобы он хорошо видел ваше лицо. Показывайте следующие движения, потом пусть попробует ребенок сделать самостоятельно, можно делать вместе это упражнение:

  1. Открыть рот.

  2. Кончиком языка провести по верхним зубам.

  3. Несколько раз провести между верхними и нижними зубами.

  4. Высунуть язык вперед, потом спрятать обратно.

  5. Провести языком по губам, как-будто вы облизываетесь.

  6. Повернуть язык вправо, затем повернуть его влево.

  7. Опустить язык вниз, затем поднять наверх.

  8. Спрятать язык во рту.

  9. Ребенок вас видит в зеркальном изображении, поэтому вправо будет левая сторона, а влево будет правая сторона.

Упражнения для развития интеллектуальных способностей

В этом упражнении развиваем речевое дыхание. Научим ребенка правильно произносить звуки: «С», «З», «Ж», «Ш», «Р». Для начала, чтобы научить ребенка правильно произносить эти звуки надо делать глубокий вдох. Это упражнение помогает при заикании и при глотании или съедании звуков и слов.

Летом для помощи в этом упражнении можно взять «одуванчик». На улице летом много одуванчиков. Пусть ребенок учится дуть на одуванчик, он его сдует за три или пять раз, при этом ему надо сделать глубокий вдох.

Зимой для этого упражнения можно использовать снежинки.

Дома можно изготовить самим, например бабочку и подвесить ее на нитку. Дайте ребенку подуть на нее.

Чтобы ум начал работать творчески, нужно его приучить работать в разных направлениях. Вам помогут следующие упражнения на развития креативного мышления.

Упражнение «Найти другое применение предмету». Возьмите, к примеру, обычный предмет табуретку и попытайтесь придумать что ещё с ней сделать. Можно её перевернуть и использовать как подставку для ёлки. Можно использовать её гладкую поверхность в качестве стола. Можно такой метод применить и к словам. Возьмите любое слово и придумайте с ним нестандартную фразу или метафору. Представьте смысл образно, затем сверните и замените символом. Постарайтесь найти этот символ в очертаниях какого-нибудь предмета.

Упражнение «Рассказ из ограниченного количества слов». Чем больше вы ограничиваете для себя реальное пространство, тем больше стимулируется выработка всевозможных мыслей, как можно применить эти слова (как в критической ситуации, когда подключается ресурсы подсознания). Не бойтесь высказывать мысли с фантастическими идеями, не следует ограничивать себя только реальными смыслами.

Это упражнения, которые вам помогут развить креативность.

Упражнение «Сочетая несочетаемое». Попробуйте ассоциировать в словосочетания слова с противоположным смыслом. Например, горячий лед, твердая вата, темный день. Такая игра в ассоциации способствует перестройки ума на другой лад.

Понятие “интеллект” у всех на слуху, но мало кто понимает, что оно в действительности означает. За интеллект часто принимают общую эрудированность, умение логически мыслить или решать математические задачи. На самом деле понятие “интеллект” гораздо шире.

Интеллект – это функция психики, отвечающая за адаптацию человека к окружающему миру. Он состоит из нескольких компонентов, образующих единую сложную систему.

Именно от развития интеллекта зависит, насколько человек будет успешен в жизни. Можно быть ходячей энциклопедией, но совершенно не уметь применять свои знания на практике. А можно при средних способностях достичь просто невероятных результатов.

Интеллект тесно связан с когнитивными функциями – восприятием, вниманием, мышлением, речью. С помощью них он получает “пищу”, которую впоследствии перерабатывает и использует для построения эффективных стратегий и их реализации.

Согласно последним исследованиям, интеллект человека на 50 % определяется генами. Это значит, что у нас есть вторые 50 %, на которые мы можем активно влиять. Наша задача – выжать из них максимум. А для этого нужно постоянно развиваться. Тот, кто твердо усвоит эту истину сейчас, через год сможет достичь таких интеллектуальных высот, которые ему и не снились.

Существует множество всевозможных классификаций интеллекта. Самая известная принадлежит американскому психологу Говарду Гарднеру. Он выделял 8 видов интеллекта:

  • пространственный,
  • телесно-кинестетический,
  • музыкальный,
  • лингвистический,
  • логико-математический,
  • межличностный,
  • внутриличностный,
  • натуралистический.

Согласно теории Гарднера, у каждого есть преобладающий вид интеллекта, который определяет, в чем человек может быть успешен. Исходя из этого, стандартные тесты на определение IQ являются несостоятельными, так как измеряют только уровень логико-математического интеллекта.

Еще одна классификация разделяет интеллект на 4 составляющие:

  1. Ментальный интеллект отвечает за рациональное мышление. Он применим везде, где действуют законы логики.
  2. Физический или телесный интеллект контролирует процессы, связанные с управлением телом.
  3. Эмоциональный интеллект отвечает за эмоции и межличностное взаимодействие.
  4. Духовный интеллект связан с подсознанием, интуицией, этическими категориями.

Все компоненты интеллекта требуют развития. Если вы будете уделять внимание только чему-то одному, вам не достичь гармонии. Какие-то важные сферы жизни будут хромать.

Упражнения на развитие креативного мышления

Развить свои умственные способности несложно. Достаточно уделять этому процессу 20–30 минут в день. Конечно, не стоит надеяться на заоблачные результаты. Гениями вроде Эйнштейна или Ньютона наши рекомендации и упражнения вас не сделают. Зато они помогут реализовать заложенный в вас потенциал, повысят эффективность деятельности и в целом сделают жизнь более продуктивной.

Чтение – пожалуй, лучший способ развития интеллекта. Читая хорошую литературу, мы расширяем кругозор, учимся логически мыслить, развиваем фантазию и образное мышление. Под хорошей литературой в первую очередь я подразумеваю художественную классику, биографии великих людей, книги по истории, философии, научные труды.

Составьте список книг, которые вы хотите прочитать, и приступайте. 30 книг в год – минимум, необходимый для того, чтобы держать мозг в тонусе. Получится больше – прекрасно!

Мы с вами уже выяснили, что бесполезных знаний не бывает. Чем больше их в вашем багаже, тем больше в вашем мозге сформировано нейронных связей. Поэтому всегда ищите возможность узнать что-то новое.

Читайте научно-популярные статьи, смотрите познавательные передачи, интересуйтесь происходящими в мире событиями. И обязательно размышляйте над тем, что узнаете, выражайте свое мнение, обсуждайте с друзьями. Стремитесь к тому, чтобы стать настоящим эрудитом. Это не только поможет вам развить интеллект, но и сделает общение с вами ценным и интересным.

Очень важно развиваться не только вширь, но и вглубь. Ищите возможность углубить и обогатить уже имеющиеся знания. У вас должна быть область, которую вы знаете вдоль и поперек. Лучше всего, если это будет ваша профессия.

Если в процессе расширения кругозора мы формируем новые нейронные цепи, то, работая над углублением своих знаний, мы устанавливаем связи между уже имеющимися нервными цепочками.

В результате все умственные процессы, связанные с конкретной деятельностью, начинают протекать быстрее. Часть из них переходит на бессознательный уровень, освобождая наше сознание.

На этом этапе подключается интуиция.

Вспомните, как Дмитрий Менделеев открыл свою знаменитую таблицу. Он долгие годы изучал свойства элементов, много размышлял и работал над проблемой. В итоге последний штрих за него сделал мозг, подарив ему гениальную идею во сне.

Как развить интеллект, креативность и эрудицию: упражнения

Научно доказано, что чтение не только обогащает наш словарный запас и тем самым развивает наш лингвистический интеллект, но и помогает нам развивать наше воображение, и наш сознание летит, погружаясь в прочитанные истории, чувствуя и сопереживая вместе с героями. То есть чтение не только улучшает наш лингвистический интеллект, но и внутриличностный и эмоциональный интеллект. Если вы хотите быть умнее, читайте много книг. Чтение является одним из наиболее рекомендуемых видов деятельности для церебральной гимнастики.

Как стать умнее? Как вы знаете, эмоциональный интеллект, по меньшей мере столь же важен для достижения успеха в жизни, как рациональный интеллект. Работа над развитием эмоционального интеллекта позволит вам значительно улучшить свой интеллектуальный потенциал, помогающий адаптироваться к окружающей среде и решать возникающие проблемы наиболее эффективным образом.

Как стать умнее? Это может показаться вам нелепым, но чистить зубы с противоположной стороны это хороший способ тренировать свой мозг. Когда мы делаем любую привычную процедуру иным способом, мы заставляем наш мозг находить различные маршруты для достижения того же результата. Это позволяет избежать окисления нейронов и способствует активации и усилению новых нейронных связей.

На сегодняшний день мы все находимся во власти внешнего интеллекта. При нажатии одной лишь кнопки мы получаем 83645776 определений и способов выполнения задач и достижения результатов.

Как стать умнее? Не следует отдавать всю свою интеллектуальную деятельность в руки онлайн переводчиков, GPS-систем, калькуляторов и поисковиков. Перестаньте быть интеллектуально ленивым человеком, несмотря на то, что общество зачастую вас подталкивает к этому.

Сколько времени прошло с тех пор, как вы делали последние арифметические расчеты в уме? Например, разделить цену ужина на количество друзей без калькулятора?

Эта программа стимуляции мозга получила одобрение научного сообщества, и была разработана командой профессиональных неврологов и когнитивных психологов, изучающих процессы синаптической пластичности и нейрогенеза. Вам требуется всего 15 минут в день (2-3 дня в неделю), чтобы стимулировать когнитивные возможности и процессы мозга. Начните прямо сейчас!

CogniFit является профессиональным инструментом для тренировки мозга, который очень прост в использовании и доступен в режиме онлайн. С помощью различных клинических игр инструмент оценивает сильные и слабые когнитивные стороны человека, и автоматически предлагает программу когнитивных тренировок с учетом уникальных потребностей каждого человека.

Вам нужно лишь зарегистрироваться! Все игры на концентрацию созданы на основе на клинических исследований и профессиональных программ стимуляции и нейропсихологической реабилитации.

Несмотря на то, что традиционно это ассоциируется с сумасшедшими, которые бормочут или кричат в одиночку, ученые пришли к выводу, что вести разговор с самим собой – это очень полезно для мозговой деятельности.

Когда мы таким способом создаем сами для себе инструкции, нам удается упростить и обобщить задачу, над которой мы работаем в настоящий момент времени, и оптимизировать наши ресурсы и навыки, чтобы решить возникающие проблемы наиболее эффективным образом.

Среда измерьте свой IQ

Пусть в среду тренажером мозга станут тесты интеллекта на оценку IQ. Их ведь можно выполнять не только с целью измерить уровень своего умственного развития и коэффициент интеллекта, но и в целях интеллектуальной тренировки.

Но эти тесты, как правило, решаются за установленное время. Поэтому сначала надо посмотреть, сколько времени вам выделяется на решение батареи предложенных задач. Затем засечь время и приступить к испытанию.

Кстати, засекая время, вы тем самым задаете себе определенную планку на будущее. Сохраните запись с указанием времени, в которое вы уложились, чтобы в следующий раз у вас была возможность сравнить старые результаты с новыми и отследить свой прогресс.

В вопросе умственных способностей нужно отметить, что интеллект у каждого свой, так как существует ряд его разновидностей. Их, кстати, можно выделить еще с детских лет по манере общения, интересам ребенка, его увлечениям, размышлениям, рассуждениям.

  1. Аналитический. Умение анализировать, сопоставлять, сравнивать информацию, разделять её на логические блоки, выявлять взаимосвязь.
  2. Логический. Человек способен на рассуждение, мышление и анализ, не нарушая формальную логику. Такой тип обладает умением делать логические, верные выводы в соответствующей последовательности.
  3. Критический. Получая информацию, человек подвергает её критике, оценке и легко отсеивает все лишнее, ненужное, неправильное. Так складывается закономерное, чистое мнение.
  4. Дедуктивный. Человек выуживает отдельную, нужную информацию из общего объема, потока и отлично может её сформулировать. Такой тип умеет обобщить, находить закономерности во взаимосвязи разной информации и группировать в одно единое.
  5. Прогностический. Талант планировать, предупреждать, формировать в мыслях будущие события и в то же время удерживать в голове различные варианты решения той или иной задачи.
  6. Абстрактное мышление. Человек может вникнуть в сложнейшие абстрактные процессы, чаще это касается математических, философских задач. Это гениальные личности, способные удерживать в своей голове сложнейшие математические формулы, процессы. Они могут быстро сосчитать сложение, умножение и деление миллиардов за считанные секунды.
  7. Образное мышление. Человек умеет сопоставлять различные по значимости вещи из разных наук, быстро подводить их к общему знаменателю. Люди способны создавать, формулировать разного рода метафоры, расшифровывать сложные идеи и снижать их до упрощенного уровня для более легкого понимания.
  8. Умение концентрироваться. Данный момент скорее относится к тем, кто обладает большой волей и дисциплиной, хотя без интеллекта вряд ли это было бы возможным.

Человеческий рассудок также обладает определенными свойствами:

  1. Логика архитектуры: у каждого разная степень упорядоченности его мышления. Кто-то рассуждает трезво, все мысли в «порядке», а у других разум хаотичный, несвязный, сумбурный.
  2. Широта, глубина человеческого ума: от данного момента зависит уровень «умности» человека. Если он способен более широко и глубже обхватить вопрос, задачу, объект мышления, значит он более умный.
  3. Скорость выполнения мыслительных операций. Здесь, пожалуй, все понятно. Чем быстрее человек соображает, тем у него выше скорость мышления.
  4. Автономия мышления. Некоторые лица могут отлично соображать вне зависимости от воздействия внешних помех, факторов. Они всегда спокойны, особенно в тот момент, когда нужно принять верное решение, создать идею и воплотить её в жизнь.
  5. Отличная оперативка: речь идет о нашей памяти. Чем она лучше, тем больше информации мы можем держать в своей голове и в нужное время воспользоваться ею. Люди с хорошей памятью могут читать наизусть поэмы, пересказывать книги, умножать в голове миллиарды, делить их, формулировать формулы.

У разных людей уровень интеллекта может существенно различаться. Среди нас есть интеллектуалы, тугодумы, люди со средними способностями и те, которых принято называть умственно отсталыми. Но отчего люди бывают столь разными в умственном отношении?

Различные исследования показали, что на формирование умственных способностей человека оказывает влияние в первую очередь генетический фактор. Воспитание, воздействие окружающей среды и случайные внешние воздействия играют гораздо меньшую роль.

Однако и внешняя среда имеет определённое значение для формирования интеллекта. Это такие факторы, как уровень жизни семьи, уровень образования родителей, характер воспитания, доступность школьного образования для детей (в американских исследованиях ученики хороших городских школ оказались более интеллектуальными, чем ученики скромных сельских школ). Исследованиями установлено даже влияние таких отдельных факторов, как годовой доход семьи, размер дома и его стоимость, взаимоотношения между родителями и др.

Нельзя исключать и роль питания. Мозг – достаточно прожорливая структура, и недостаток питательных элементов может привести к снижению его способности обрабатывать информацию.

  • «Аппликация»: подготовьте несколько фигур и деталей, вырезанных из бумаги, и предложите ребенку собрать из них какую-нибудь фигуру или необычную картину.
  • «Ассоциации»: предложите ребенку из трех разных слов составить одно связное предложение. Слова могут быть абсолютно разные – чем меньше они связаны, тем интереснее игра. Например: дождь, телевизор, девочка; машина, пешеходный переход, музыка; телефон, папа, директор школы.
  • «Придумай новую сказку»: предложите ребенку изменить конец знакомых сказок и сочинить свой вариант. Например, «Колобок не сел лисе на язычок, а покатился дальше и встретил…».
  • «Найди все предметы»: покажите ребенку несколько картинок с контурным изображением предметов, наложенных друг на друга. Он должен правильно указать все предметы. Посмотрите, как это выглядит:

Уроки эрудиции. Как легко развить интеллект, креативность и эрудицию: упражнения

Нужно помнить про особенности развития интеллекта детей. Специалисты «Смартума» рассказали о том, как продуктивно заниматься вопросами дополнительного образования детей, и дали рекомендации по развитию умственных способностей ребенка. Какие нужно учесть нюансы и как выбрать подходящее занятие для детей с учетом его возможностей и перспектив в будущем?

Чтобы определиться с выбором оптимального занятия для ребенка, задайте себе несколько вопросов:

  • Какую вы преследуете цель, отдавая ребенка в школу дополнительного образования или кружок? Разностороннее интеллектуальное развитие, спортивные достижения или развитие творческого начала? Совпадают ли ваши интересы с интересом ребенка?
  • Каких результатов вы ожидаете от занятий и через какой срок?
  • Насколько ребенок готов к тяжелым физическим или психологическим нагрузкам?

Предугадать, в какой сфере ребенок сможет проявить себя лучше всего и добиться успеха, крайне сложно. Родители записывают детей на несколько занятий и ждут от каждых больших результатов. Но для начала лучше дать возможность ребенку подготовиться — выработать навык концентрации, усидчивости, улучшить память. Поможет в этом ментальная арифметика.

Преподаватели ментальной академии «Смартум» занимаются с детьми в возрасте от 5 до 16 лет, и в каждом из них видят потенциального гения. Почему ментальная арифметика — лучший способ развития IQ ребенка? На это есть несколько причин:

  • Занятия ментальной арифметикой направлены на равномерное развитие левого и правого полушарий головного мозга. Высокий уровень развитости обоих полушарий, например, как у Эйнштейна, считается признаком гениальности и залогом успеха. Интересные разнообразные уроки ментальной арифметикой способны увлечь любого ребенка, тем самым укрепляя в нем интерес к познанию и творчеству.
  • Результатами занятий ментальной арифметикой становятся фотографическая память, повышенная концентрация внимания и способность к устному счету.
  • Уже через 2–3 месяца регулярных посещений занятий у детей наблюдается повышение успеваемости в школе. Ребенок быстрее выполняет уроки, успевает посещать дополнительные интересные ему кружки и курсы.

Академия ментальной арифметики «Смартум» надеется, что рекомендации по развитию умственных способностей ребенка были вам полезны.

Специалисты «Смартума» уверены, что каждый ученик обладает большим потенциалом, и готовы помочь ему стать уверенным в своих силах и успешным в будущем. Записывайтесь на первое бесплатное занятие!

Как повысить интеллект, не прибегая к таблеткам? Главный совет – отбросьте в сторону лень и начните уделять себе больше внимания. Сделать это непросто, достаточно вашего сильного желания развить вашу эрудицию.

Именно книги стимулируют активную работу мозга. Не зря говорят, что чтение является хорошей профилактикой болезни Альцгеймера в старости. Пусть ваше чтение будет разнообразным – читайте классику, публицистику, научные журналы – вы сможете всегда поддержать разговор на любую тему. Выбирайте известных авторов. Книги, повышающие интеллект, — это те, которые заставляют вас мыслить и рассуждать. Какие книги нужно читать в первую очередь? Мы рекомендуем ознакомиться с русской классикой, популярные романы и новомодные детективы подождут.

Ниже представлен список книг, способствующих развитию интеллекта:

  1. «Интеллект-тренинг», Родионова Анна;
  2. «Мозг на 100%», Кинякина Ольга;
  3. «Основы механического запоминания», Зак Белфор;
  4. «Шесть шляп мышления», Эдвард де Бон;
  5. «Развивайте интеллект…», Филип Картер.

Это не только полезно для развития памяти и интеллекта, но и очень интересно. Во-первых, за границей вы сможете найти общий язык с местными. Во-вторых, это откроет вам новые возможности на вашем профессиональном поприще. Иностранный язык обязательно вам пригодится.

Побольше уделяйте время развивающим играм – подключите к ним вашего ребенка. Хорошо помогают загадки, головоломки, кроссворды, настольные игры – шахматы, шашки. Они не только тренируют мозг, но и развивают усидчивость, терпение и концентрацию внимания.

Откройте словарь на первой попавшейся странице. Возьмите одно слово и запишите его. Откройте другую страницу и выпишите ещё одно слово.

Выявите 3 сходства и 3 различия этих слов. Составьте с ними несколько предложений. Не бойтесь, если придётся поломать голову. Иногда попадаются такие слова, которые, кажется, невозможно связать вместе.

упражнения для развития креативности

Это упражнение для развития креативности лучше выполнять с напарником.

Вы должны взять проблему, которую нужно решить. Сначала вы предлагаете самые безумные и фантастические варианты её решения. Потом думаете, как реализовать идеи, предложенные мечтателем. После этого становитесь скептиком и стараетесь указать все ошибки, допущенные реалистом и фантазёром.

В городе Y работает компания X. Она решила в рамках благотворительности построить для местного детдома спортзал.

Официальная городская газета создаст такой заголовок: «Компания X бесплатно строит спортзал для детского дома». Журналисты из «жёлтой прессы» в погоне за читателями составят заголовок так: «Компания X пиарится за счёт сирот».

Ваша цель — стать журналистом обеих газет и придумать как можно больше вариантов заголовков. Только вместо компании X и детского дома вы должны выбрать свою компанию и свой проект. Подумайте, что могут написать о вас СМИ.

Придумайте новые определения старым словам. Для примера можете взять «Энтимологический словарь» Б.Ю. Нормана. Вот выдержки из этого словаря:

АБОРДАЖ — количество абортов за отчетный период

БАЙКЕР (неол.) — рассказчик баек

БАЛОВАТЬ — посещать балы

БУКАШКА — 1. (уменьш.) маленькая буква; 2. (разг.) букинистический магазин

ВЕЛИКОЛЕПИЕ (архитект.) — обилие лепных украшений

Вообразите себя в роли иностранца, который плохо понимает русский язык. Когда вы говорите «не вешай нос», он представляет средневековую казнь — повешение за нос. Когда вы говорите «метать бисер перед свиньями», он воображает такую картину.

Предложите варианты того, что он может подумать, если услышит следующие фразы.

Упражнение учит рассматривать знакомые вещи с необычного ракурса. Это очень важное умение для творческого человека.

Вам нужно ответить на несколько вопросов:

  1. Что может случиться только с маленькими детьми?
  2. Что может произойти только с миллионерами?
  3. Что может случиться исключительно с гражданами России?
  4. Что может произойти с людьми в возрасте старше 40 лет?

Выполняя это упражнение, вы научитесь генерировать идеи и оценивать, подходят ли они для решения проблемы или нет.

Одними упражнениями не обойтись. Следующие занятия также повышают креативность мышления:

  1. Чтение.
  2. Просмотр фильмов.
  3. Путешествия.
  4. Посещение художественных выставок.
  5. Рисование.
  6. Знакомство с новыми людьми.
  7. Физическая активность.
  8. Сочинение стихов.
  9. Писательство.
  10. Общение.

Чтение книг

Развиваем креативность. 5 упражнений

Физическая активность, оказывается, очень способствует интеллектуальной.

А.Ф. Ахметшина, Н.П. Герасимов (Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н.

Туполева, Набережночелнинский филиал, статья «Связь занятий физической культурой и спортом с развитием интеллекта», материалы конференции «Современные проблемы физической культуры и спорта: ретроспектива, реальность и будущее») пишут, что физические упражнения оказывают влияние на развитие:

  • внимания;
  • наблюдательности;
  • быстроты соображения и др.

Совершенствованию когнитивных навыков способствует хорошее здоровье (проблемы с кровоснабжением мозга, которые возникают при многих заболеваниях, сильно осложняют мыслительные процессы). Это раз.

Интенсивное движение требует как напряжения мышц, так и приложения интеллектуальных усилий. Это два.

И что, чем больше тренируешься, тем лучше? Нет.

В статье «Влияние физических упражнений на организм и интеллектуальные способности человека» (Е.Н. Курганова, И.В. Панина, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева, материалы «Наука-2020») читаем:

Доказан интересный факт, что связь устанавливается только между интеллектом и общим показателем физической формы человека.

Со спортивными достижениями, изнуряющими тренировками, приводящими к переутомлению, это не связанно.

Умственные и когнитивные способности развиты в большей степени у человека, который регулярно занимается физическими упражнениями, но не ставит перед собой цель достижения высоких спортивных результатов.

Ресурсы организма ограничены. Слишком интенсивные тренировки не тонизируют, а изнуряют.

Раз уж вы решили повысить уровень интеллекта, подумайте заодно, как развить кругозор. Взрослого человека постоянно донимают дела, но при желании он сумеет выделить полчаса в день на познавательный отдых.

Читайте научно-популярные книги и новости науки. Смотрите документальные фильмы — из них легко усваивать информацию за счёт сочетания визуального и аудиального восприятия. Не зацикливайтесь на охоте за сугубо фактической информацией: шире мыслить человека учат и свежие эмоции — например, те, которые даёт классическая музыка (см. Как слушать серьёзную музыку?)

Но — важный совет — растите в областях, которые для вас интересны и/или полезны.

Впервые интеллект и его составляющие описал немецкий ученый Вильгельм Штерн в начале XX века. Затем появилось множество шкал и методик для диагностики умственных способностей, знаменитый тест IQ, – в том числе.

Интеллект определяют как устойчивую совокупность мыслительных способностей человека, позволяющих ему адаптироваться в окружающей среде, познавать и изменять ее.

Нельзя приравнивать это понятие к познавательным, умственным способностям. Они являются лишь рабочим инструментом интеллекта.

Рассмотрим более подробно как развить интеллект с помощью специальных действий. Прежде чем перейти к конкретным примерам, следует отметить, что развитие интеллекта невозможно без умения полноценно отдыхать.

Мозг человека должен быть активным, перерабатывать большой объем информации. Это невозможно без хорошего сна. В норме человеку достаточно 8 часов, но все зависит от индивидуальных особенностей. Главное, чтобы индивид чувствовал себя отдохнувшим и полным жизненной энергии к совершенствованию своего интеллекта и развитию креативности.

Кроме того, важен и активный отдых. Для этого идеально подходят пешие прогулки, бег, катание на велосипеде, плавание. Голова при этом имеет возможность на время отключиться от решения глобальных задач.

А теперь перейдем непосредственно к упражнениям и способам развития интеллекта:

Это самый известный и древний способ по совершенствованию умственных способностей человека. Игра в шахматы, шашки и нарды позволяет развить интуицию, задействует интеллект и креативность. Здесь активно работает мышление, память, воля, эмоции. Игрок логически планирует свои ходы, пытается предугадать ответные действия противника.

Кроме известных игр, хорошо повышают интеллект и психологические настольные действия. К ним относят игры «Мафию», «Эволюцию», «Dixit» и другие. В таких играх важны не только знания, но в большей степени коммуникативная компетентность, чтобы донести до других свою точку зрения, почувствовать игроков.

Само название говорит о том, что мозгу придется поработать. К головоломкам относят кубик Рубика, пазлы, разгадывание кроссвордов и сканвордов, математические и другие загадки.

Благодаря этому, можно грамотно организовать интеллектуальный досуг как для взрослых, так и для детей. Ведь очень важно приобщать ребенка к мыслительным операциям с детства. При решении головоломок включается работа и мелкой моторики, благодаря чему развивается соотношение зрительного анализа, мысли и действия.

Человеческая психика – это комплексная структура, поэтому все процессы в ней взаимосвязаны и взаимообусловлены.

В частности, на интеллект в большей степени оказывают влияние следующие внутренние реалии:

Некоторые ученые даже считали эти понятия синонимами. Но это в корне неверно. Мышление – это процесс познания и переработки информации, а интеллект – умение грамотно применить знания в нужный момент. Без мыслительных операций интеллектуальный уровень человека был бы весьма низким.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *