Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Заключение о возможности формирования земельного участка». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
приказом Главного управления государственного имущества Воронежской области от 24.10.2006 N 476 «Об утверждении Положения о порядке приема и прохождения документов по вопросам распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городе Воронеже»;
Содержание:
Уведомление о начале независимой экспертизы проекта административного регламента предоставления муниципальной услуги «Подготовка заключений о возможности формирования земельных участков для строительства, схем расположения земельных участков и заключений о согласовании использования земельных участков для строительства»
При ответах на телефонные звонки и устные обращения специалист, в чьи должностные обязанности входит исполнение данной функции (далее — специалист), подробно, в вежливой (корректной) форме информирует обратившихся по интересующим их вопросам. Ответ на телефонный звонок должен начинаться с информации о наименовании органа, в который позвонил Заявитель, фамилии, имени, отчестве и должности специалиста, принявшего телефонный звонок.
7. Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в границах застроенной территории, в отношении которой в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации принято решение о ее развитии и заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется лицом, с которым заключен такой договор, в соответствии с документацией по планировке территории, утвержденной в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности.
1. Районный отдел Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга (далее — КЗРиЗ) по месту нахождения земельного участка или Управление землеустройства КЗРиЗ принимают от инициаторов межевания или их уполномоченных представителей заявления о проведении работ по межеванию земельного участка (земельных — участков) с приложением копий необходимых документов (пункт в редакции совместных приказов КЗРиЗУ Санкт-Петербурга, Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по городу Санкт-Петербургу, Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата по городу Санкт-Петербургу» от 10 августа 2007 года N 146/82/41.
- Документ, удостоверяющий личность представителя физического или юридического лица.
- Доверенность или договор, содержащий указание на полномочия доверенного лица по представлению заявителя при предоставлении государственной услуги, указание закона либо акта уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.
Причины могут быть следующими:
- Кадастровая ошибка в документах землеустроительного дела.
Специалист, проводивший межевание, неправильно определил границу, поворотные точки или координаты. Другой вариант: ошибка появилась, когда геодезист установил кадастровый номер или границы участка по чертежу из записей, без выхода на местность. Результат – в базе государственного кадастра у участка одни границы, а в действительности – другие.
- Самозахват земельного участка.
Владелец решил расширить территорию, например, забор. Забор должен проходить точно по межевой линии, не выходя за ее пределы в сторону соседнего участка. На практике многие владельцы участков пытаются зайти за границу собственной территории, игнорируя мнение соседей и тем самым ущемляя их в правах. А иногда такие инциденты связаны на простом заблуждении нарушителей: когда они считают, что данный «кусок» земли принадлежит им. Если устные и собственноручно составленные договоренности с соседями не помогают, лучше всего пригласить кадастрового инженера. Решайте вопросы конструктивно, не устраивая войну с соседями.
- Технические ошибки в землеустроительных документах.
Также случаются технические ошибки: арифметические или грамматические опечатки, описки, в результате чего произошло несоответствие данных. Если виновник ошибки – государственный кадастр недвижимости, то и исправлять ее орган должен без участия собственника участка. Что касается ошибок в учетных записях, где обнаружилось пересечение границ участков, то учетные работы приостанавливаются до того момента, пока не будут выяснены все обстоятельства.
Очень часто споры между людьми можно решить, не доводя до суда. Для этого нужно вызвать кадастрового инженера.
Специалист:
- проведет измерения с помощью современного геодезического оборудования;
- проанализирует землеустроительную документацию;
- выполнит полевые работы;
- составит заключение.
При этом желательно, чтобы присутствовали все заинтересованные стороны. Так каждый сможет задать вопросы специалисту и убедиться в его компетентности. В готовом заключении на земельный участок будут отражены фактические и кадастровые границы участка. Таким образом, противоречия удастся решить прямо на месте без заявления в суд. Если же одна из сторон останется не согласной, данное заключение поможет отстоять интересы в судебном разбирательстве.
Подготовка заключения происходит согласно Федеральному Закону №412. В документе должна присутствовать информация:
- Как устранить несоответствия в расположении границ на бумаге с их расположением в действительности. Такой недостаток препятствует постановке земли на учет
- Возражения, возникшие относительно расположения границ участка, если он выделен из сельскохозяйственных площадей.
Чем грамотнее описана земля, тем проще поставить ее на учет.
Что касается нормативных актов, которые устанавливают порядок формирования земельного участка, то, разумеется, без них не обойтись. Регламент будет в таких делах совершенно необходим.
В перечне таких актов будут:
- Федеральный закон от 29. 12. 2004 № 189-ФЗ (ред. От 01.07.2017) «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».
- Поскольку формирование любого участка подразумевает постановку на кадастровый учет, тут же будет и «Закон о кадастре», полностью — Федеральный закон от 24. 07. 2007 №221-ФЗ.
- Федеральный закон от 29. 12. 2004 №191-ФЗ.
- Постановление Правительства РФ №576 от 07. 08. 2002 г.
- Постановление Правительства РФ № 1223 от 26. 09. 1997 г. (с изменениями от 21.08.2000 г.).
- Приказ Министерства Юстиции РФ №29 от 14. 02. 2007 г.
Органы управления могут образовывать участки. Это происходит в связи с тем, что принимают определенные документы-основания.
- Создана вся проектная документация относительно земельных наделов, которая решит вопросы с межеванием.
- Сформированы документы, что нужны для лесных участков.
- Утвержден проект положения территорий на нужных кадастровых планах.
При этом сам проект межевания необходим для ряда земель. Такими территориями будут:
- наделы, где планируется создавать линейные объекты;
- участки, где находятся многоквартирные дома;
- те земли, что будут предоставлены для освоения комплексного типа;
- территории, выделенные для ведения своего хозяйства какому-либо некоммерческому образованию;
- участки, выданные человеку по договору о том, что он освоит и будет способствовать развитию земли.
Конечно, есть ряд условий, без которых формирование земельного участка никак не может произойти. Рассмотрим их.
- Все владельцы и пользователи определенных участков в письменной форме соглашаются с этим. Согласие должно быть заверено. Это обязательный предварительный этап.
- Определяется категория земель. Если целевое назначение у исходного и создаваемого участков различаются, то нужно приводить их к одинаковому виду. И уже потом формировать ЗУ.
- Должны соблюдаться предельно допустимые размеры для участков. Они зависят от того, где расположен, и каково назначения участка.
- Участок не должен мешать использованию уже существующих зданий и всей территории.
Во-первых, появляется несколько территорий меньшей, чем исходный участок, площади. Во-вторых, правом собственности на них будет обладать владелец изначального участка. Если это была коллективная собственность, то каждый будет в равной мере иметь права на появившиеся наделы. Если, конечно, их соглашение не предусматривает ничего другого.
Следует отметить, что разделение территории может произойти только при согласии ее владельца. Если участок передан кому-то другому, то при согласии арендатора или пользователя. После того как процедура произведена, арендатор имеет полное право на преимущество, когда будет производиться новый договор аренды, уже на те участки, что появились после раздела. Если стороны согласны, то договор аренды остается прежним, но с необходимыми поправками.
Необходимое уточнение. Раздел на основе межевания пространства возможно осуществить лицом, заключившим соответствующий договор о проведении комплексного освоения участков, которые собираются делить.
Довольно любопытное переформирование земель, при котором, как следует из названия, объединяют несколько участков, а не дробят одну большую территорию. Разумеется, такой вариант возможен только в том случае, если участки смежные. После объединения, во-первых, появляется один участок большего размера, чем исходные. Во-вторых, владелец исходных участков, если он был один, становится собственником нового. Если собственников было много, то все они получат право коллективного владения на получившийся в итоге участок.
Нельзя объединять земли, которые были переданы в бессрочное или безвозмездное пользование, и земли, которые предоставлены в праве наследства. Это можно сделать только при условии, что объединяемыми землями владеет один человек.
Этот вариант похож на раздел, но есть существенное различие. Если при разделе изначальный участок прекращает свое существование, то при выделе нет. Участок продолжает существовать, но с уже другими контурами и другой площадью.
Выделены могут быть как одна, так и несколько долей. Однако тот собственник, который потребовал выдела, больше не будет иметь прав на общую собственность. Но право на свой, выделенный участок он, естественно, приобретает.
Процедура формирования земельных участков
После составления Схемы заинтересованное лицо обращается в уполномоченный орган с заявлением об ее утверждении. В указанном заявлении подлежит указанию также цель использования участка (подп. 2 п. 4 ст. 39.11 ЗК РФ).
Правовой центр ДВА М осуществляет юридическое сопровождение процедуры образования и установления (уточнения) границ земельных участков «под ключ», от обращения с заявлением к уполномоченному органу до регистрации права на образованный участок.
В случае если подготовка Схемы не может осуществляться заявителем, то заявление об утверждении схемы расположения земельного участка служит основанием для разработки органом местного самоуправления такой схемы и принятия решения об ее утверждении.
Между тем, Кодекс не устанавливает перечень оснований для отказа в разработке и утверждении Схемы в том случае, если инициатива предоставления земельного участка исходит от заинтересованного лица, однако схема расположения земельного участка должна разрабатываться органом местного самоуправления.
В зависимости от различных вариантов ответа на данный вопрос может работать принцип либо «целесообразности» предоставления, либо «обязательности» предоставления. Представляется, что целью запрета на самостоятельную разработку схемы могло быть желание законодателя вывести образование участков в населенных пунктах из-под общего режима рассмотрения заявлений, который предусматривает строго ограниченный круг оснований для отказа в утверждении Схемы. Идея о том, что предоставление земельных участков на территории населенных пунктов должно подчиняться принципу целесообразности, в то время как на территории сельской местности предоставление участков должно стимулироваться обязательностью такого предоставления, соответствует также политико-правовым мотивам.
Заявление об утверждении Схемы может быть подано лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Порядок направления заявлений в электронном виде установлен Приказом Минэкономразвития России от 14.01.2015 г. № 7, однако в силу переходных положений заявления в электронной форме могут подаваться только с 01.06.2015 г. (п. 26 ст. 34 Федерального закона N 171-ФЗ).
В соответствии с подп. 3 п. 4 ст. 39.11 ЗК РФ следующим этапом процедуры является проверка уполномоченным органом наличия или отсутствия оснований для отказа в утверждении схемы, предусмотренных пунктом 16 статьи 11.10 Кодекса и подпунктами 5 — 9, 13 — 19 пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ.
Очевидно, что данный этап касается случаев, когда схема расположения была представлена самим заявителем. В том случае если заявление подано относительно земельного участка, который необходимо образовать на территории населенного пункта, то орган местного самоуправления по заявлению заинтересованного лица самостоятельно осуществляет подготовку Схемы и проекта решения об ее утверждении, который направляется на согласование в порядке, указанном в п. 3 справки, и должен быть утвержден в 2-месячный срок со дня поступления заявления в уполномоченный орган.
В соответствии с п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, представленной заявителем, является:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи (Утверждены приказом Министерства экономического развития от 27.11.2014г. № 762);
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
В соответствии со статьей 11.9 ЗК РФ образуемые земельные участки не должны:
- отклоняться от предельных (минимальных и максимальных) размеров земельных участков, установленных градостроительными регламентами;
- пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов.
- приводить к невозможности разрешенного использования расположенных на образуемых земельных участках объектов недвижимости;
- приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории(Следует отметить, что формулировка данного пункта может приводить к различному толкованию, поскольку в п. 2 ст. 11.10 ЗК РФ, п. 4 Требований, кроме перечисленных, указаны также несколько иных видов документов, в том числе ПЗЗ. Исходя из буквального толкования, может сложиться впечатление, что несоответствие Схемы другим документам из указанного перечня, например, правилам землепользования и застройки, не является основанием для отказа в ее утверждении. Можно утверждать, в таком случае фактически должен срабатывать подп. 1 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ, поскольку несоответствие Схемы ПЗЗ является нарушением требований к ее подготовке. Между тем, такая законодательная неточность дает значительный простор в понимании несоответствия разрешенного использования или категории земель ПЗЗ как основания для отказа в утверждении Схемы.);
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
В соответствии с п. 14 ст. 11.10 ЗК РФ в решении об утверждении схемы расположения земельного участка в отношении каждого из земельных участков, подлежащих образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка, указываются:
1) площадь земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка;
2) адрес земельного участка или при отсутствии адреса земельного участка иное описание местоположения земельного участка;
3) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии со схемой расположения земельного участка предусмотрено образование земельного участка, в случае его образования из земельного участка, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости;
4) территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок, или в случае, если на образуемый земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется или для образуемого земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, вид разрешенного использования образуемого земельного участка;
5) категория земель, к которой относится образуемый земельный участок.
В решении об утверждении схемы расположения земельного участка также указывается на право гражданина или юридического лица, обратившихся с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, на обращение без доверенности с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, права собственности субъекта Российской Федерации или права муниципальной собственности на образуемый земельный участок (п. 18 ст. 11.10 ЗК РФ).
В соответствии с п. 15 Требований схема расположения земельного участка в форме электронного документа заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью (подписями) уполномоченного должностного лица исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, утвердившего такую схему (подписавшего соглашение, издавшего приказ, постановление, решение).
Орган местного самоуправления обеспечивает подготовку и принятие Решения в течение 3 рабочих дней после получения согласования проекта Решения (п. 12 Порядка), а также в течение 5 рабочих дней с даты принятия решения обязан направить указанное решение с приложением схемы расположения земельного участка в орган кадастрового учета (п. 20 ст. 11.10 ЗК РФ).
Срок действия решения об утверждении схемы расположения земельного участка составляет два года (п. 15 ст. 11.10 ЗК РФ).
Как и до 01.03.2015 г., проведение кадастровых работ и постановку участка на кадастровый учет обеспечивает лицо, обратившееся с заявлением об утверждении схемы расположения участка (подп. 4, 5 п. 4 ст. 39.11 ЗК РФ).
На основании схемы расположения земельного участка кадастровый инженер составляет межевой план, который подлежит представлению в орган кадастрового учета.
Срок осуществления кадастрового учета составляет десять рабочих дней (п. 1 ст. 17 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»).
Тип:
Положительный результат предоставления услуги/исполнения функции
Получаемые документы:
Заключение о возможности хозяйственного освоения земельного участка
Тип:
оригинал
Количество копий:
1
Описание:
Как сформировать земельный участок?
Во время передела земельный участок подвергается кадастровой деятельности. Землеустроительные работы включают в себя несколько этапов:
- Обращение к документации (карта, геодезические данные, кадастровые сведения и др.);
- Оперативное уведомление собственников соседних площадей о проведении кадастровых работ;
- Установление межевых знаков и границ в рамках формируемого земельного надела;
- Составление новой карты с включением межевого плана границ;
- Оформление земельного дела.
Землеустроительная комиссия должна состоять из кадастровых сотрудников (геодезистов) и участников раздела земли. Уведомление всех субъектов должно быть проведено за 7 дней до начала землеустроительных работ. В случае отсутствия получения извещения, заинтересованные лица вправе обжаловать формирование новой территории. Но если уведомление было получено, а лицо не явилось в составе землеустроительной комиссии, проведение межевания считается законным.
По завершению процедуры ответственное за формирование надела лицо составляет межевой план, а при необходимости направляет копии остальным участникам дела. Собранные данные поступают в регистрирующий орган по месту нахождения земельного участка.
Регистрацией прав собственности на недвижимость занимается Государственный кадастр недвижимости (ГКН) или попросту Росреестр. Законом установлено, что формирование надела оформляется после предоставления следующих документов:
- Межевое дело – включает в себя акт установления границ;
- Картографические данные – чертеж новообразованного участка на местности;
- Акт установления межевых знаков – проводится в присутствии государственных органов.
Общая папка с документами называется землеустроительным делом. Указанные сведения понадобятся при любом из способов образования территории: выдел, раздел, слияние или перераспределение.
Документы на передел недвижимости необходимы для внесения участка в государственную кадастровую базу данных. Процедура сопровождается постановкой надела на соответствующий учёт. По итогам регистрации собственник получает кадастровый паспорт, стоимость которого составляет 200 рублей – физическим лицам, 600 рублей – юридическим лицам.
Кадастровый паспорт на земельный участок может быть оформлен в Кадастровой палате (Росреестр) или в территориальном органе МФЦ. Документ на новый участок состоит из кадастровых сведений о земле (местоположение, размеры, межевые границы, стоимость и т.д.). Срок действия паспорта не содержит конкретных временных рамок, а значит действует до того момента, когда надел утратит заявленные границы.
- Регистрация бани
- Раздел земельного участка
- Земельный участок под коммерческую застройку
- Обременение земельного участка
- Межевание земельного участка
- Уточнение границ участка
- Регистрация права собственности
- Участки многодетным семьям
- Купля-продажа участков
- Сервитут на земельный участок
- Переоформление участка земли на родственника
- Покупка земельного участка
- Договор купли продажи земельного участка
- Право собственности
- Выдел земельного участка из общей долевой собственности
- Договор аренды земельного участка
- Формирование земельных участков
- Безвозмездное пользование земельным участком
- Коэффициент застройки участка
- Категории земельных участков и виды разрешенного использования
- Вынос границ земельного участка
- Право постоянного бессрочного пользования земельным участком
- Узнаем собственника земельного участка
- Порядок согласования местоположения границ земельных участков
- Признаки самовольной постройки
- Особенности ипотеки земельных участков
- Выкуп земельных участков
- Изъятие земельного участка
- Прекращение права собственности на земельный участок
- Переход права на земельный участок
- Порядок изъятия земельного участка
- Рыночная стоимость земельного участка
- Залог земельного участка
- Отказ от права на земельный участок
- Земельный участок крестьянского хозяйства
Части земельных участков — это объекты недвижимости, а значит они подлежат Государственному кадастровому учету (ГКУ) и сведения о них вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). Часть земельного участка, как и сам земельный участок может выступать самостоятельным объектом земельно-имущественных правоотношений.
Части земельных участков могут выступать объектами различных сделок и ограничений. Они могут также формироваться в целях рационального использования девелоперами и компаниями-застройщиками своих земельных ресурсов, с целью оптимизации портфеля недвижимости.
Важно понимать, что создание части земельного участка не обозначает раздел земельного участка или полноценного выдела из него.
В случае образования (уточнения) части земельного участка, он сохраняется и продолжает существовать в прежних границах, однако, его часть становится полноценным объектом недвижимости.
Для сравнения:
- раздел земельного участка — это образование двух или более новых земельных участков, когда исходный земельный участок прекращает свое существование (снимается с ГКУ)
- выдел из земельного участка — это образование нового земельного участка и сохранение исходного земельного участка в измененных границах (с измененными характеристиками в ЕГРН).
При образовании части земельного участка исходный земельный участок не подвергается никаким существенным изменениям, в ЕГРН сохраняются его основные характеристики:
- координаты характерных точек границ;
- площадь;
- кадастровый номер.
Основания для оказания услуги, основания для отказа
Межевание позволяет поставить часть земли на учет в отделе Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии (далее в тексте – Росреестр) в качестве отдельной недвижимости, с присвоением уникального кадастрового номера. Отдельные арендодатели предпочитают не тратиться на услуги кадастровых инженеров и обозначать границы арендуемой площади «по старинке» – приложив к договору план (графическое описание) общего участка с обозначенной на нем долей. План-приложение к договору может служить подтверждением индивидуальных характеристик части участка, если договор не нуждается в государственной регистрации.
Соглашение о перераспределении заключается между несколькими лицами, а поэтому оно должно соответствовать установленным письменным формам, а именно договору по установленному законом образцу.
В первую очередь они затрагивают вопросы присоединения частей или отрезов муниципальной земли к частным владениям. Такие земли именуются прирезками. Законодатель позволяет проводить такие мероприятия по присоединению муниципальных земель к частным.
В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления . Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование. То есть, если Вы имеете права собственности на зем.
Уплата налога при продаже земельного участка Владельцем в большинстве случаев является государство. Как оформить дачный домик в собственность в 2020 году — пошаговая инструкция На сегодняшний день для этого нужен технический план
.
Госпошлина, взимаемая за регистрацию права собственности на недвижимость в 2020 году Оплата госпошлины – обязанность граждан и организаций при совершении юридических действий. Перечисляемые средства направляются в бюджет. Госпошлина за регистрацию договора при купле — продаже квартиры Госпошлина при купле — продаже квартиры Сделка по купле — продаже квартиры включает в себя этапы:
Земельные участки создаются при:
- операциях с имеющимися участками;
- выделе из зарегистрированных земель;
- отделении от земли, являющейся госсобственностью.
Первичное образование ЗУ происходит по решению властных структур (местного или федерального уровня). Основанием для создания участков могут стать документы:
- проект межевания, отвечающий Градостроительному плану;
- проектная документация, содержащая информацию о лесных участках;
- утвержденная схема по расположению ЗУ (если отсутствует проект).
Только на основании проекта межевания ЗУ образуются на основе:
- участка, предоставленного с целью освоения земли;
- территории, переданной гражданам (ДНТ, ДНП и т.п.) для ведения садово-огородного хозяйства;
- местности, имеющей федеральное/региональное значение;
- зоны, застроенной жилыми зданиями.
Формирование ЗУ из сельскохозяйственных угодий может происходить как выделение собственной земельной доли для:
- продажи или сдачи участка в аренду;
- расширения домашнего хозяйства;
- создания фермерского подворья.
Постановление о выделении ЗУ из общих земель с/х назначения выносится собранием всех собственников долей. Это же собрание должно определить расположение выделяемого участка. Если процедура не была осуществлена, собственник доли должен известить о начавшемся процессе всех участников и опубликовать информацию в печатном СМИ местного значения.
На опротестование месторасположения выделяемого участка всем собственникам долей отводится один месяц. Если протестов не поступило – участок признается выделенным. Он должен быть освоен в течение трех лет: продан, сдан в аренду, занят растениеводческим или животноводческим хозяйством.
Как и для любого дела, связанного с недвижимостью, необходимо соблюсти ряд формальностей. А именно, подать заявление и подготовить необходимый пакет документов. Что же в него должно входить?
- Межевое дело, которое будет включать в себя акт установления границ.
- Картографические данные. Под этим подразумевается чертеж нового участка на местности.
- Акт установления межевых знаков. Установление должно обязательно проходить в присутствии уполномоченных проводить межевание лиц.
Градостроительный план земельного участка
Часть участка считается по законодательству отдельным земельным объектом.
Право на часть участка появляется в следующих случаях:
- при приобретении во владение дома или иной постройки, которые размещены на чужой земле, новый собственник получает права на ту ЧЗУ, где стоит здание;
- при сдаче в аренду части надела;
- если сервитут имеет отношение не ко всему участку;
- когда на часть состояния, в том числе недвижимого, наложено обременение (в Росреестре должны быть такие сведения об участке).
Во всех вышеописанных ситуациях образование части земельного участка нужно зарегистрировать путём внесения информации о ней в Росреестр. Для этого нужно произвести межевание территории, составить с помощью специалистов план границ и поставить часть надела на кадастровый учёт.
Земли, собственником которых являются органы власти, формируются в связи с принятием одного из документов-оснований:
- создание проектной документации по земельным участкам относительно их межевания;
- формирование документов для лесных участков;
- утверждённая схема положения наделов на кадастровых планах.
Проект межевания обязателен для таких земель:
- для участка, образуемого из надела, предоставленного субъекту на основании договора об освоении и развитии земли;
- для участка, выделенного некоммерческому образованию с целью ведения на нём хозяйства;
- для территорий, предоставляемых с целью комплексного освоения;
- в пределах поселения, на котором стоят многоквартирные дома;
- для земель, где находятся или планируются линейные объекты.
Образование ЗУ путем перераздела, объединения или разделения имеющихся участков должно происходить при строгом соблюдении следующих условий:
- наличие согласия (зафиксированного в письменной форме) всех владельцев и пользователей участков;
- определение категории земель (при отличии целевого назначения исходного и создаваемого участков, необходимо приведение их к одному виду, а затем образование новых ЗУ);
- соблюдение предельно допустимых размеров участков (зависит от расположения участка и его назначения);
- новые ЗУ не должны становиться помехой в использовании имеющихся зданий, строений, мешать эксплуатации территории.
Понятие «многоконтурный земельный участок» пришло на смену понятию «единое землепользование» после принятия в 2008 г. закона «О государственном кадастре недвижимости».
Многоконтурным земельным участком (МЗУ) называют территорию, состоящую из нескольких отдельных участков. Это могут быть:
- несколько контуров, которые разделены между собой;
- ЗУ с вкраплениями (с «дырами»).
На практике многоконтурные ЗУ — это, к примеру, частное подворье, в котором огород или хозяйственный двор отделены от основного двора дорогой или рекой или фермерское хозяйство, где поля и животноводческая инфраструктура находятся на разрозненных участках.
МЗУ присваивается один кадастровый номер, совершать сделки можно только со всеми частями участка одновременно.
Многоконтурный ЗУ может быть образован тем же путем, что и любой другой участок. Единственное требование: все его контуры должны находиться в черте одного населенного пункта, хотя они могут быть расположены в разных его районах.
Земельные участки создаются при:
- операциях с имеющимися участками;
- выделе из зарегистрированных земель;
- отделении от земли, являющейся госсобственностью.
Первичное образование ЗУ происходит по решению властных структур (местного или федерального уровня). Основанием для создания участков могут стать документы:
- проект межевания, отвечающий Градостроительному плану;
- проектная документация, содержащая информацию о лесных участках;
- утвержденная схема по расположению ЗУ (если отсутствует проект).
Только на основании проекта межевания ЗУ образуются на основе:
- участка, предоставленного с целью освоения земли;
- территории, переданной гражданам (ДНТ, ДНП и т.п.) для ведения садово-огородного хозяйства;
- местности, имеющей федеральное/региональное значение;
- зоны, застроенной жилыми зданиями.
Документ, подтверждающий полномочия представителя
Формирование ЗУ из сельскохозяйственных угодий может происходить как выделение собственной земельной доли для:
- продажи или сдачи участка в аренду;
- расширения домашнего хозяйства;
- создания фермерского подворья.
Постановление о выделении ЗУ из общих земель с/х назначения выносится собранием всех собственников долей. Это же собрание должно определить расположение выделяемого участка. Если процедура не была осуществлена, собственник доли должен известить о начавшемся процессе всех участников и опубликовать информацию в печатном СМИ местного значения.
На опротестование месторасположения выделяемого участка всем собственникам долей отводится один месяц. Если протестов не поступило – участок признается выделенным. Он должен быть освоен в течение трех лет: продан, сдан в аренду, занят растениеводческим или животноводческим хозяйством.
При создании ЗУ путем раздела исходной территории:
- образуется несколько участков меньшей площади;
- правом собственности на образовавшиеся участки наделяется владелец «исходника».
Владельцы разделяемого участка, имеющие право общей собственности, в равной степени получают право на образовавшиеся земли, если другой порядок не предусмотрен их соглашением.
Разделение ЗУ может осуществляться только с согласия владельца и, если участок передан другому лицу, арендатора или пользователя. После осуществления процедуры раздела, арендатор имеет право преимущественного заключения нового договора аренды на образовавшиеся участки. При согласии сторон, договор аренды может остаться прежним, но в него должны быть внесены соответствующие изменения.
Раздел на основе межевания территории может быть осуществлен лицом, заключившим договор о комплексном освоении разделяемых ЗУ.
ЗУ могут объединяться, если они имеют смежные границы. Объединение влечет следующие изменения:
- образуется один ЗУ;
- у владельца исходных участков появляется право собственности на новый;
- разные собственники участков, подлежащих объединению, получают право совместного владения на «вторичный» участок.
Недопустимо объединение земель, которые переданы в бессрочное (или безвозмездное) пользование и предоставленных вправе наследства. Подобные операции допустимы, только если владелец этих участков – один человек.
Основное отличие выдела от раздела — при последнем исходный участок перестает существовать. Дальнейшее существование «первичного» участка, но с изменением его контуров, подразумевает выдел.
Выделены могут быть одна или несколько долей. При этом собственник, потребовавший выделения своей доли, утрачивает право на общую землю, но приобретает право собственности на выделенный ЗУ.
Акт выбора земельного участка и проект границ земельного участка
В соответствие с действующим земельном законодательством, кадастровый инженер осуществляет кадастровые работы на основании заключенного договора подряда.
Этап 2.
Подготовка ситуационного плана и подача заявления на предоставление земельного участка в администрацию муниципального района.
В связи с тем, что испрашиваемый земельный участок уже может являться предметом земельно-правовых отношений (например, в отношении участка имеется утвержденная схема расположения земельного участка или он зарезервирован для государственных целей), необходимо уведомить администрацию муниципального района о намерении сформировать земельный участок для дальнейшего предоставления в аренду либо в собственность.
Такое уведомление осуществляется посредством подачи заявления в свободной форме на имя главы администрации муниципального района, в котором должна содержаться просьба о рассмотрении варианта образования земельного участка для дальнейшего предоставления в собственность либо в аренду.
К указанному заявлению следует приложить ситуационный план земельного участка с обозначением расположения земельного участка и прилегающих территорий с указанием вида их разрешенного использования и описанием недвижимого имущества, расположенного или планируемого к возведению на таких прилегающих территориях (в случае наличия такой информации), а также учредительные документы юридического лица.
Ситуационный план подготавливает кадастровый инженер, с которым заключен договор подряда.
В результате данного обращения, орган местного самоуправления принимает решение относительно возможности формирования и дальнейшего предоставления участка под индивидуальное жилищное строительство.
Этап 3.
На основании утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастровый инженер готовит межевой план образуемого земельного участка.
Границы земельного участка согласуются со смежными землепользователями.
Этап 5.
Для людей, которые претендуют на выделение земельного участка на платной основе, через торги, процесс получения займет не более полугода. Но в случае с льготными программами всё намного труднее.
Здесь ситуация зависит от количества обратившихся граждан – чем их больше, тем дольше придется ждать. И тут невозможно сказать точно, поскольку каждая администрация самостоятельно определяет годовой объем земель, который может быть передан безвозмездно. Поэтому срок здесь колеблется от полугода до нескольких лет.
Размер государственной пошлины может быть от 100 рублей до 2000. Все зависит от вида участка, его площади и размеров. Узнать можно на сайте Госуслуги.
Исходный земельный участок в случае раздела прекращает свое существование, а в случае выдела — сохраняется, но уже в измененных границах. Права на вновь образованные земельные участки оформляются в установленном порядке.
Документы на передел недвижимости необходимы для внесения участка в государственную кадастровую базу данных. Процедура сопровождается постановкой надела на соответствующий учёт. По итогам регистрации собственник получает кадастровый паспорт, стоимость которого составляет 200 рублей – физическим лицам, 600 рублей – юридическим лицам.
Сведения о государственной услуге
Понятие «многоконтурный земельный участок» пришло на смену понятию «единое землепользование» после принятия в 2008 г. закона «О государственном кадастре недвижимости».
Многоконтурным земельным участком (МЗУ) называют территорию, состоящую из нескольких отдельных участков. Это могут быть:
- несколько контуров, которые разделены между собой;
- ЗУ с вкраплениями (с «дырами»).
На практике многоконтурные ЗУ — это, к примеру, частное подворье, в котором огород или хозяйственный двор отделены от основного двора дорогой или рекой или фермерское хозяйство, где поля и животноводческая инфраструктура находятся на разрозненных участках.
МЗУ присваивается один кадастровый номер, совершать сделки можно только со всеми частями участка одновременно.
Многоконтурный ЗУ может быть образован тем же путем, что и любой другой участок. Единственное требование: все его контуры должны находиться в черте одного населенного пункта, хотя они могут быть расположены в разных его районах.
Земельные участки создаются при:
- операциях с имеющимися участками;
- выделе из зарегистрированных земель;
- отделении от земли, являющейся госсобственностью.
Первичное образование ЗУ происходит по решению властных структур (местного или федерального уровня). Основанием для создания участков могут стать документы:
- проект межевания, отвечающий Градостроительному плану;
- проектная документация, содержащая информацию о лесных участках;
- утвержденная схема по расположению ЗУ (если отсутствует проект).
Только на основании проекта межевания ЗУ образуются на основе:
- участка, предоставленного с целью освоения земли;
- территории, переданной гражданам (ДНТ, ДНП и т.п.) для ведения садово-огородного хозяйства;
- местности, имеющей федеральное/региональное значение;
- зоны, застроенной жилыми зданиями.
Формирование ЗУ из сельскохозяйственных угодий может происходить как выделение собственной земельной доли для:
- продажи или сдачи участка в аренду;
- расширения домашнего хозяйства;
- создания фермерского подворья.
Постановление о выделении ЗУ из общих земель с/х назначения выносится собранием всех собственников долей. Это же собрание должно определить расположение выделяемого участка. Если процедура не была осуществлена, собственник доли должен известить о начавшемся процессе всех участников и опубликовать информацию в печатном СМИ местного значения.
Одним из неоднозначных моментов будет вариант, когда ЗУ необходимо формировать под многоквартирными домами. Ведь одно дело, когда это, например, три смежных дачных участка или один большой надел (хоть сельскохозяйственного, хоть несельскохозяйственного назначения), и совсем другое, если на земле стоит многоквартирный дом. Даже если он не многоэтажный, а, например, одноэтажный с тремя квартирами. Тут нужен небольшой анализ.
Размеры наделов будут определяться точно в соответствии с Земельным законодательством. Закон о градостроительной деятельности устанавливает, что они будут рассчитываться с оглядкой на фактические объемы землепользования. И конечно же, учитываются правила градостроения. Границы территорий устанавливаются по естественным границам смежных участков, проездам. При этом будут учитываться транспортные системы. Правда, только если это не будет идти вразрез с градостроительным законодательством.
Нормативную площадь территории рассчитывают по указаниям СПЗО — 101 — 98. В формуле учитывается плотность застройки района, сколько в доме этажей, какова транспортная доступность, какая общая площадь всех помещений в доме и другие важные моменты.
При образовании «вторичных» участков, исходные ЗУ (участки, которые разделили или распределили) прекращают существования с момента регистрации новых ЗУ.
При создании ЗУ путем раздела исходной территории:
- образуется несколько участков меньшей площади;
- правом собственности на образовавшиеся участки наделяется владелец «исходника».
Владельцы разделяемого участка, имеющие право общей собственности, в равной степени получают право на образовавшиеся земли, если другой порядок не предусмотрен их соглашением.
Разделение ЗУ может осуществляться только с согласия владельца и, если участок передан другому лицу, арендатора или пользователя. После осуществления процедуры раздела, арендатор имеет право преимущественного заключения нового договора аренды на образовавшиеся участки. При согласии сторон, договор аренды может остаться прежним, но в него должны быть внесены соответствующие изменения.
Раздел на основе межевания территории может быть осуществлен лицом, заключившим договор о комплексном освоении разделяемых ЗУ.