Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Грубая неосторожность пешехода». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Следует признать, что далеко не всегда причинами дорожно-транспортных происшествий с участием пешеходов является невнимательность водителя транспортного средства.
Каждому автомобилисту очень хорошо знакомы ситуации, когда, например, пешеход внезапно начинает переходить (перебегать) дорогу прямо перед движущимся автомобилем, да еще и в неположенном месте из-за объектов и (или) транспортных средств, ограничивающих обзор дороги.
Большинству водителей транспортных средств, наверняка, также известна ситуация, когда в условиях плохой видимости пешеходы движутся по проезжей части, да еще и в темной одежде, а рядом, при этом, для них имеется тротуар.
Здесь хотелось бы обратиться к «безлошадным» участникам дорожного движения.
Содержание:
Грубая неосторожность пешехода
Таким образом, по Вашему делу необходимо доказывать не отсутствие у Вас вины, а наличие вины в действиях прохожего. Ведь в соответствие со ст. 1083 ГК РФ, «вред, возникший вследствие умысла потерпевшего, возмещению не подлежит.
Если грубая неосторожность самого потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда, в зависимости от степени вины потерпевшего и причинителя вреда размер возмещения должен быть уменьшен.
При грубой неосторожности потерпевшего и отсутствии вины причинителя вреда в случаях, когда его ответственность наступает независимо от вины, размер возмещения должен быть уменьшен или в возмещении вреда может быть отказано, если законом не предусмотрено иное. При причинении вреда жизни или здоровью гражданина отказ в возмещении вреда не допускается.»
ДТП, наезд на пешехода, заключение автоэкспертизы «водитель не имел возможности избежать наезд», я не виновен, пешеход нарушил п.4.3. ПДД. По ст. 1083,1079,1085,1086 суд обязал меня выплачивать 400 000 руб. На основании чего назначаются выплаты пострадавшим в ДТП? Не хочу оплачивать чужие ошибки-как этого избежать? Спасибо.
Ссылка ответчика на то, что в настоящее время он не работает, не является обстоятельством, влекущим уменьшение размера ответственности владельца источника повышенной опасности, поскольку на момент рассмотрения дела судом первой инстанции ответчик был трудоустроен, что подтверждается материалами дела.
Кроме того, взыскиваемые судом суммы в счет компенсации морального вреда не должны ставиться в прямую зависимость от размера дохода ответчика, доказательств того, что ответчик не может работать в связи с утратой трудоспособности либо в связи с необходимостью ухода за тяжелобольными членами семьи или по другим уважительным причинам, в суд первой инстанции представлено не было.
Рекомендуем прочесть: Возврат От Поставщика Через Кассу Нужен Ли Чек
Так, доводы ответчика о том, что суд не применил положения ч. 3 ст.
1083 Гражданского кодекса РФ, взыскав непомерно большую для него сумму компенсации морального вреда, без учета его имущественного положения, необходимость оплачивать обучение, наличие судебных решений в пользу иных родственников погибшей, являются несостоятельными, поскольку указанные обстоятельства учтены судом первой инстанции при вынесении решения.
Под основаниями освобождения от ответственности понимаются различные обстоятельства, с которыми закон или договор связывают соответствующие юридические последствия.
Такими основаниями, в частности, являются непреодолимая сила, крайняя необходимость, необходимая оборона, умысел потерпевшего.
В статье 1079 ГК РФ содержится правило, согласно которому вред, причиненный источником повышенной опасности, обязан возместить владелец этого источника, если не докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.
Для возложения ответственности за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих, необходимо установление по делу 3 основных юридически значимых обстоятельств, таких как:
— наступление вреда в результате воздействия источника повышенной опасности;
— противоправность поведения причинителя вреда;
— наличие причинной связи между противоправным поведением и наступлением вреда.
Все эти обстоятельства должны быть достоверно установлены судом, а выводы по ним — изложены в решении. Вины причинителя не требуется. Вместе с тем владелец источника повышенной опасности освобождается от ответственности в полном объеме при наличии умысла потерпевшего, полностью или частично — при грубой неосторожности потерпевшего.
Ответственность водителя, совершившего наезд на пешехода, регламентирована нормами гражданского, административного и уголовного законодательства.
Гражданская ответственность для водителя наступает независимо от наличия его вины, так как автомобиль (а также любое другое транспортное средство) является источником повышенной опасности для окружающих.
Это означает, что причиненный вред в соответствии со ст. 1079 ГК РФ в обязательном порядке подлежит возмещению водителем транспортного средства, если он не докажет, что таковой возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.
Если здоровью пешехода нанесен ущерб, то в соответствии со ст. 1100 ГК РФ он вправе потребовать также компенсацию морального вреда от собственника автомобиля или водителя, находившегося за рулем.
Административная или уголовная ответственность грозит только тем водителям, виновность которых в нарушении требований ПДД, повлекших за собой наезд на пешехода, доказана.
Административная ответственность, в соответствии с КоАП РФ, предусмотрена за причинение вреда здоровью потерпевшего легкой (ст. 12.24 ч.1) и средней (ст. 12.24 ч. 2) тяжести.
Таким образом, наказание в данном случае зависит от тяжести причиненного здоровью потерпевшего вреда, а также наличия либо отсутствия в действиях водителя отягчающих и смягчающих обстоятельств.
К отягчающим обстоятельствам относятся:
-
повторное совершение правонарушений, предусмотренных гл. 12 КоАП;
-
совершение ДТП в состоянии опьянения и др.
Смягчающими обстоятельствами являются:
-
добровольное возмещение причиненного ущерба потерпевшему пешеходу;
-
совершение нарушения беременной женщиной, либо имеющей малолетнего ребенка;
-
совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
-
раскаяние нарушителя и др.
Постановление по делу об административном правонарушении выносит федеральный судья.
Водитель транспортного средства может быть подвергнут:
-
Административному штрафу в размере 2500-5000 руб. либо лишению права управления транспортными средствами на срок 1 — 1.5 года — в соответствии с ч.1 ст.12.24 КоАП РФ.
-
Административному штрафу в размере 10000-25000 руб., либо лишению права управления транспортными средствами на срок 1.5 — 2 года — в соответствии с ч. 2 ст.12.24 КоАП РФ.
Штрафы ГИБДД за нарушение правил дорожного движения
Уголовная ответственность (ст. 264 УК РФ) наступает, если, по заключению судебно-медицинской экспертизы, сбитому человеку по неосторожности причинен тяжкий вред здоровью либо наступила его смерть.
По всем дорожно-транспортным происшествиям, повлекшим за собой тяжкие последствия, в обязательном порядке поводится предварительная проверка в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством России.
Если имеются сведения о виновности водителя, то в рамках уголовного дела осуществляется предварительное расследование, после завершения которого, материалы направляются для рассмотрения в федеральный суд.
При вынесении решения по уголовному делу также принимаются во внимание смягчающие и отягчающие обстоятельства.
Следует также знать, что совершение ранее указанных уголовно-наказуемых деяний водителем в состоянии опьянения значительно увеличивает размер наказания (ч. ч. 2 и 4 УК РФ).
Непреодолимая сила при дтп, как избежать выплаты пострадавшему?
Наезд автомобиля на пешехода – это дорожно-транспортное происшествие, в результате которого произошло столкновение движущегося транспортного средства или груза, который он перевозил, с человеком. Наиболее тяжёлая для водителя ситуация – это если ДТП произошло на пешеходном переходе.
В данной ситуации важно понимать, что по нашему законодательству если автомобиль сбил пешехода на пешеходном переходе, регулируемом или нет, переходящего на зелёный или красный свет светофора, то виноват всегда будет человек управлявший «средством повышенной опасности», а именно автомобилем, и ответственность за данное нарушение придется нести именно ему.
Исходя из этого, каждый автомобилист при въезде на пешеходный переход должен помнить, что самое главное на данный момент – это убедиться, что все пешеходы уже закончили движение и только затем самому двигаться дальше.
Наступит ли административная или уголовная ответственность все зависит от того, какой вред здоровью был причинен потерпевшему.
К примеру, если причинен легкий вред здоровью или средней тяжести, то вы будете отвечать по статье 12.24 КОАП РФ, то есть вы отделаетесь административной ответственностью, она предполагает за данное нарушение:
- Если причинен легкий вред здоровью, штраф от 2500 до 5000 рублей, либо лишение права на управление авто на срок от 1 до 1.5 лет;
- Если причин вред здоровью средней тяжести, то накладывается штраф в размере от 10000 до 25000 рублей, или лишение права на управление транспортным средством на срок от 1.5 до 2 лет.
А вот если в результате ДТП пешеходу причинен тяжкий вред здоровью, подразумевающий потерю какого либо органа, потерю зрения, речи, слуха, неизгладимое обезображивание лица, полную потерю трудоспособности, либо травмы привели к смерти, то это уже состав уголовно наказуемого деяния и водитель будет отвечать по статье 264 УК РФ. Ответственность предполагает арест, принудительные работы, лишение свободы. Все будет зависеть от тяжести вашего деяния и от многих других факторов.
Так же знайте, что придется возмещать вред причиненный здоровью потерпевшего, это помимо ответственности.
С ответственностью мы более менее разобрались, а теперь перейдем к самому интересному!
Согласно пункту 14.1 ПДД водитель обязан приближаясь к нерегулируемому пешеходному переходу уступить дорогу пешеходу идущему или вступившему на проезжую часть. То есть получается, что водитель просто обязан уступить дорогу пешеходу, не важно смотрит он на дорогу или нет, бежит по ней и вообще переходит как хочет.
Ситуация прямо сказать против водителя, в такой ситуации доказать свою невиновность можно только в случае если пешеход сам бросился под машину, то есть умышленно причинил себе вред.
Об этом нам говорит статья 1079 ГК РФ, согласно данной статьи, граждане или юридические лица, деятельность которых связана с повышенной опасностью (а это относится к управлению автомобилем), обязаны возместить вред причиненный источником повышенной опасности, то есть если они своим автомобилем причинили вред здоровью или имуществу потерпевшего, не важно виноват потерпевший или нет, вред возмещается в любом случае. Но так же данные лица могут быть освобождены от ответственности, если докажут, что вред возник вследствие умысла потерпевшего, или непреодолимой силы. То есть здесь, что бы снять с себя ответственность необходимо доказать, что в случившемся был умысел потерпевшего, он целенаправленно бросился под колеса, хотел совершить самоубийство и другие ситуации где может быть умысел.
Так же на основании пункта 1 статьи 1083 ГК РФ, вред причиненный вследствие умысла потерпевшего, возмещению не подлежит. То есть получается, что если человек сам кинулся вам под колеса и это было доказано (к примеру с целью совершить суицид), то водитель будет освобожден от ответственности.
Но так же есть такое понятие, как грубая неосторожность пешехода. Но даже если пешеход проявил грубую неосторожность, это не освобождает водителя от ответственности, данный факт подтверждается судебной практикой и согласно части 2 статьи 1083 ГК РФ, лишь уменьшает ответственность водителя и при причинении вреда жизни или здоровью отказ в возмещении вреда не допускается. К примеру, вы сбили пешехода которые по невнимательности выбежал на переход и не убедился в безопасности, это считается грубой неосторожностью пешехода, при этом причинен вред здоровью и даже в такой ситуации все равно согласно части 2 пункта 2 статьи 1083 ГК РФ, вред причиненный здоровью подлежит возмещению в 100% случаев, но суд учтя грубую неосторожность пешехода, все же может снизить размер вреда подлежащий возмещению, но полностью в такой ситуации освободить от возмещения не может. А если к примеру при грубой неосторожности пешехода вред причинен только его имуществу, а не здоровью, к примеру он нес через переход плазменный телевизор и так же выбежал на переход перед машиной и проявил грубую неосторожность и телевизор в результате разбился (здоровье пешехода не пострадало), то такой вред может не подлежать возмещению, либо уменьшен, так как здоровье не пострадало, вина водителя отсутствует (и это так же должно быть доказано водителем), то суд может отказать в возмещении вреда или значительно уменьшить размер возмещения, так как пешеход сам виноват в случившемся, так как проявил грубую неосторожность.
Если вы сбили пешехода на переходе (умысла попасть вам под колеса у пешехода не было, рассматриваем банальную ситуацию), выполните все возложенные на водителя обязанности в случае ДТП, о которых мы говорили выше. В такой ситуации нужно разбираться досконально, если пешеход получил травмы, то для того, чтобы привлечь водителя к ответственности, требуется установить какой вред причинен здоровью потерпевшего (легкий вред здоровью, средней тяжести, или тяжкий) и после того, как установлено какой вред здоровью потерпевшего причинен, уже определяется степень вины водителя, если пешеход проявил грубую неосторожность, а водитель не нарушал ПДД и возможности избежать столкновения у него не было (что должно быть доказано автотехнической экспертизой), то владелец авто все же будет возмещать вред на лечение пострадавшего, но если у водителя есть ОСАГО, то вред должна возмещать страховая компания, в размере до 500000 руб., то есть если вред пешеходу оценивается в 650000 руб., то 500000 руб., пострадавшему за вас выплатит страховая, а оставшиеся 150000 руб., вы заплатите из своего кармана, так как превышен лимит по выплат по ОСАГО. А вот если все же вина водителя так же как и пешехода есть, то есть водитель нарушал ПДД, что помешало ему избежать столкновения с пешеходом, то все же водитель кроме возмещения вреда, будет так же привлечен в зависимости от причиненного вреда, либо к административной ответственности, либо к уголовной.
Так же необходимо разобраться, виноват ли водитель в случившемся, в большинстве случаев водителя будут привлекать к ответственности, если вред здоровью легкий или средней тяжести, то наступает административная ответственность, если причинен тяжкий вред, то уголовная ответственность. Водителя признают либо виновным, либо установят степень вины, либо вовсе освободят от ответственности, что бывает крайне редко, но в любом случае, такие дела рассматривают должностные лица, инспекторы ГИБДД, но так же никто не запрещает вам за защитой своих прав обращаться в суд (если вы считаете, что должностные лица не корректно провели расследование и сделали неправильные выводы), ведь редко когда инспекторы ГИБДД всесторонне рассматривают ситуацию и выносят справедливое решение, если ситуация спорная и неоднозначная, то необходимо обращаться к специалистам и отстаивать свои права в суде, ведь ГИБДД это не последняя инстанция, суд последняя и именно в судебном порядке с у��етом предоставленных доказательств можно более точно разобраться и определить, кто виноват и кому нести ответственность.
Здесь конечно на лицо нарушение пешеходом правил дорожного движения (грубая неосторожность). Но опять же если его здоровью причинен вред, то оплачивать этот вред будет страховая если у вас есть полис ОСАГО, или вы если полиса нет.
Так же не забываем про пункт 14.6, в котором говорится, что водитель обязан уступить дорогу пешеходам идущим на посадку к остановившемуся в месте остановки маршрутно-транспортному средству или идущим от него, если посадка высадка производится с проезжей части, или с посадочной площадки, расположенной на проезжей части. Ведь пешеходы в такой ситуации могут идти и на красный сигнал светофора и водитель при этом обязан им уступить дорогу, пункт 14.6 ПДД.
Но если пешеход переходил дорогу просто на красный сигнал светофора, то здесь, что касается виновности водителя, опять будут смотреть нарушали ли вы ПДД, ехали ли с установленной скоростью, смотрели ли на дорогу, имели ли возможность избежать столкновения. Ведь бывает, что пешеход не успел перейти дорогу и ему загорелся красный и водители сломя голову начали движение, его не заметили и произошел наезд на пешехода, то в такой ситуации однозначно будет виноват водитель (даже не смотря на то, что пешеход двигался на красный), так как есть пункт 14.3 ПДД, в котором говорится, что когда водителю загорается разрешающий сигнал светофора, он обязан дать возможность пешеходам не успевшим перейти дорогу, закончить переход проезжей части.
Если нарушений с вашей стороны не было, то в такой ситуации у вас есть все шансы избежать как административной, так и уголовной ответственности.
Но если вы нарушали ПДД, то это уже состав административного правонарушения или уголовного, плюсом ко всему вы управляете источником повышенной опасности и должны быть предельно внимательны. То есть если с вашей стороны имелись нарушения и они будут доказаны, то ответственности вам не избежать, отвечать будете либо по 12.4 КОАП РФ, либо по 264 УК РФ, в зависимости от степени тяжести причиненного вреда.
Вроде бы казалось, ситуация банальная, пешеход нарушил ПДД, грубо нарушил, переходил на красный свет (исключение пункт 14.3 ПДД), все очевидно, но это не так, как всегда на стороне потерпевшего все карты и если за водителем в этот момент замечены нарушения, то скорее всего ответственности по закону ему не избежать. А вот если водитель не нарушал ПДД, то ответственность по закону он не несет (уголовную, административную), однако вред здоровью причиненный источником повышенной опасности подлежит возмещению, не зависимо от вины потерпевшего, как мы видим водитель сбивший пешехода платит практически всегда, либо сам если нет полиса, либо страховая если полис имеется.
Вообще ситуации разные и в рамках данной статьи рассмотреть их не возможно и каждая ситуация индивидуальна, в каждой ситуации есть нюансы и детали, сложив которые можно судить о виновности каждого из участников, именно на основании мелочей, экспертиз и фактов принимаются решения о виновности того или иного участника.
Вообще все ситуации связанные со сбитым пешеходом на переходе трактуются в пользу пешехода, у водителя здесь шансы выйти сухим не большие, как уже говорилось, у него не должно в этот момент быть ни одного нарушения и автотехническая экспертиза должна подтвердить, что у водителя не было возможности применить экстренное торможение и предотвратить наезд. Все же здесь доказать невиновность водителя сложно, все будет зависеть от нарушений со стороны пешехода, но данные нарушения лишь смягчают вину водителя, но полностью не освобождают.
Как говорилось выше, освобожден от уголовной или административной ответственности водитель будет только в том случае, если будет доказано, что пешеход умышленно прыгнул под колеса!
В такой ситуации в принципе практически ничего не меняется, но есть интересные моменты.
Водитель будет виноват при любом удобном случае, но опять, чтобы уйти от ответственности, у водителя не должно быть ни одного нарушения, что должно быть подтверждено экспертизой или видеоматериалами, если такие имеются.
В такой ситуации пешеход переходит дорогу в неположенном месте, что уже является нарушением с его стороны, однако не всегда переход дороги в неположенном месте, будет являться нарушением для пешехода. Есть пункт 4.2 ПДД в последнем абзаце которого говорится, что если в зоне видимости отсутствует пешеходный переход или перекресток, пешеход имеет право переходить дорогу под прямым углом, то есть не зигзагом, не по диагонали и не просто бегать по дороге, а идти от одного края дороги к противоположному, но опять же очень осторожно. Но воспользоваться данным правилом пешеход имеет право, если на переходимой дороге, нет разделительной полосы или ограждений и там, где дорога хорошо просматривается в обе стороны и в зоне видимости действительно нет пешеходов.
То есть получается, что если пешеход не видит ни в одной стороне дороги пешеходного перехода или перекрестка, на дороге которую он собирается переходить нет разделительной полосы или ограждений, в том числе разделительных, то согласно пункту 4.2 ПДД пешеход имеет право переходить дорогу, даже если на нем нет обозначенного перехода, но строго под прямым углом от одного края проезжей части к другому. И если в этот момент его собьют, то при выполнении пешеходом всех условий, водителя все равно обвинят, а если он нарушал при этом ПДД, то тем более.
Другое дело если пешеход был нетрезв и проявил грубую неосторожность, здесь водителю будет проще уйти от ответственности, но не во всех случаях, так как переход дороги в нетрезвом виде, еще не является нарушением, другое дело если нетрезвый пешеход выскочил из темноты, или стоящего авто, либо другого препятствия неожиданно, что водитель не успел среагировать и у него не было возможности остановиться, в таком случае конечно ответственность водителя будет меньше, но конечно если водитель не нарушал ПДД (не превышал скорость, ехал с ближним светом фар и вообще принимал все меры предосторожности).
Как видим если пешеход переходит дорогу вне перехода, то это еще не значит, что сбивший его водитель будет прав, есть много нюансов которые необходимо учесть именно для этого будет проводится расследование, в которое входит автотехническая экспертиза, судебно медицинская экспертиза и прочие мероприятия, для полного восстановления картины происшествия. Только когда картина будет в точности или хотя бы приблизительно восстановлена, можно будет делать выводы.
Это, что касается сбитого вне перехода пешехода, знайте это и запомните, просто некоторые водители ошибочно полагают, что если пешеход сбит вне перехода, то за такое ответственности не будет и пешеход виноват на 100%, это не так и как уже говорилось водитель в таких ситуациях управляет источником повышенной опасности и спрос в первую очередь с него.
Пленум ВС РФ № 20. Грубая неосторожность
В соответствии с законами, в случае наезда на пешехода на пешеходном переходе предусмотрены следующие меры ответственности:
- Гражданско–правовая. Этот вид ответственности наступает только в том случае, если пострадавшему не был нанесён вред здоровью. В соответствии со статьёй 1085 ГК РФ, виновник обязан будет возместить нанесённый ущерб за испорченную одежду или сломанные личные вещи, за назначенные пешеходу штрафы, за опоздание или невыполненную работу. Это самый лёгкий тип ответственности.
- Административная. В статью 1224 КОАП в 2020 году не было внесено никаких изменений, и она всё также предусматривает штрафные санкции и лишение прав на различный срок.
- При нанесении легких повреждений – период выздоровления занимает не более 3-х недель и не несёт за собой более тяжёлых последствий. В этом случае водителю грозит штраф в пределах от двух с половиной до пяти тысяч рублей и лишение прав до полутора лет.
- При нанесении повреждений средней тяжести – период выздоровления займёт более 3-х недель, но не имеющих угрозы для жизни и не несущих утраты работоспособности на 1/3. Водителю могут назначить штраф от 10 до 20 тысяч рублей, а также лишение прав на управление транспортным средством до 2-х лет.
- Уголовная. Это самая тяжёлая степень ответственности, наступающая после наезда на пешехода, в результате которого обойтись простым штрафом будет невозможно.
- При нанесении тяжких телесных повреждений – период лечения очень длительный и существует угроза потери работоспособности или даже жизни. Виновнику могут быть назначены принудительные работы – до 2-х лет, ограничение свободы – до 3-х лет, лишение прав до 3-х лет.
- При ДТП на переходе со смертельным исходом – виновника ждут принудительные работы до 4-х лет, лишение свободы по новым правилам до 7-и лет. Обязательно лишение прав.
Мера наказания совершенно не будет зависеть от того, где скончался потерпевший – сразу же после аварии, на пешеходном переходе или уже в лечебном учреждении.
Умышленный наезд на человека, когда тот не нарушал правил ПДД, может стать причиной возбуждения уголовных дел по статьям против личности, если будет доказана вина водителя.
Уголовный кодекс выделяет 3 вида вреда здоровью: легкий, средний, тяжкий. Статья и наказание по ней выбираются в зависимости от степени нанесенных человеку повреждений.
За легкий вред:
- Штраф до 40 тысяч рублей;
- Обязательные работы до 480 часов;
- Исправительные работы на срок до 1 года;
- Арест на срок до 4 месяцев.
За вред здоровью средней тяжести:
- Ограничение свобод сроком до 3 лет;
- Принудительные работы на такой же срок;
- Арест до полугода;
- Лишение свободы сроком до 3 лет.
За тяжкий вред: лишение свободы на срок до 8 лет.
Действия водителя, сбившего пешехода, независимо от вины последнего, четко прописаны в Правилах Дорожного Движения РФ. Подробно действия при ДТП мы расписывали в материале Новые правила оформления ДТП, здесь же приведем действия именно при ДТП с пострадавшими:
ПДД РФ, 2.6. Если в результате дорожно-транспортного происшествия погибли или ранены люди, водитель, причастный к нему, обязан:
• принять меры для оказания первой помощи пострадавшим, вызвать скорую медицинскую помощь и полицию;
• в экстренных случаях отправить пострадавших на попутном, а если это невозможно, доставить на своем транспортном средстве в ближайшую медицинскую организацию, сообщить свою фамилию, регистрационный знак транспортного средства (с предъявлением документа, удостоверяющего личность, или водительского удостоверения и регистрационного документа на транспортное средство) и возвратиться к месту происшествия;
• освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия;
• записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников полиции.
Если говорить обычным человеческим языком, сначала необходимо позаботиться о пострадавшем, оказав ему первую помощь и вызвав скорую. Напомним, вызов скорой с любого оператора связи производится по номеру 112. Вызвать полицию для оформления ДТП.
Если требуется, отправить пострадавшего пешехода на попутке, или если нет попуток, на своем транспортном средстве в медицинское учреждение. Водителю попутки нужно сообщить свои данные и госномер своего автомобиля.
Зафиксировать на камеру телефона место ДТП с разных ракурсов с привязкой к местности и расположение предметов, причастных к ДТП.
Если движение других транспортных средств по дороге невозможно, освободить проезд (после фотографирования). Если можно объехать Ваш автомобиль – не трогать его с места.
Записать фамилии очевидцев.
Сообщить о случившемся в страховую компанию по ОСАГО и КАСКО, возможно, они пришлют страховых комиссаров для осмотра места ДТП и помощи в заполнении документов. Если пешеходу причинен вред здоровью, то возмещать его будет в первую очередь Ваша страховая компания по ОСАГО в пределах максимальной выплаты – с 1 апреля 2015 года она составляет 500 тысяч рублей.
Поскольку, как Вы увидите ниже, ничего хорошего водителю ДТП с пешеходом не сулит, следует очень скрупулезно подойти к оформлению ДТП. Внимательно прочитать документы, оформляемые сотрудником ГИБД на месте ДТП.
Обычно водителю с места ДТП следует явиться в ГИБДД для дачи письменных объяснений. Перед дачей объяснений не будет лишним проконсультироваться к юриста по поводу нюансов ДТП, т.к. от них будет зависеть степень вины водителя и пешехода в ДТП.
При наличии свидетелей ДТП, следует отразить этот факт в объяснении. Объяснение должно содержать полную картину ДТП: характер и направление движения пешехода и автомобиля, погодные условия, дорожные знаки и разметку.
Тут же в объяснении можно ходатайствовать о вызове для опроса очевидцев ДТП в порядке ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ.
Если Вы понимаете, что Вам срочно понадобилась юридическая помощь (например, открылись новые обстоятельства), Вы всегда имеете возможность письменно ходатайствовать об отложении рассмотрения административного дела на один день в связи с необходимостью привлечения к участию в деле защитника.
Часто задают вопрос: что будет, если сбить пешехода на пешеходном переходе или вне перехода? Есть ли ответственность, если водитель не виноват?
Ниже рассмотрим ответственность водителя в том случае, если он виновен в ДТП, и если ПДД он не нарушал.
Если в результате ДТП с пешеходом здоровью последнего причинен вред (иногда это можно установить только после медицинского обследования, в результате выброса адреналина можно просто не почувствовать серьезных повреждений), водителя может ждать ответственность по Административному или Уголовному Кодексу РФ.
Обязательное условия для привлечения к административной или уголовной ответственности водителя – его вина в ДТП, т.е. факт нарушения Правил дорожного движения.
В случае, если пешеходу причинен легкий или средней тяжести вред здоровью, ответственность для водителя, виновного в ДТП, будет административной, по ст. 12.24 КоАП РФ:
КоАП РФ, Статья 12.24. Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего
1. Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого вреда здоровью потерпевшего, —
влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет.
2. Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, —
влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.
Примечания:
1. Под причинением легкого вреда здоровью следует понимать кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности.
2. Под причинением средней тяжести вреда здоровью следует понимать неопасное для жизни длительное расстройство здоровья или значительную стойкую утрату общей трудоспособности менее чем на одну треть.
Как видно из текста закона, за ДТП с причинение легкого или среднего вреда здоровью можно получить штраф или лишение прав до полутора лет.
Ответственность по ст. 264 Уголовного Кодекса РФ наступает в случае причинения тяжкого вреда здоровью или смерти пешехода при условии, что вред причинен вследствие нарушения Правил дорожного движения. Если пешеход вне пешеходного перехода сам забежал Вам под колеса – уголовной ответственности можно избежать.
Грубая Неосторожность Пешехода При Дтп Судебная Практика
Выше указана уголовная и административная ответственность за нарушение ПДД, повлекшее причинения вреда здоровью другого участника ДТП. Однако, к сожалению, нашим законодательством предусмотрена ответственность даже для водителя, которые не нарушал ПДД, даже когда пешеход сам бросился под колеса автомобиля. Так, согласно ст. 1100 Гражданского Кодекса РФ моральный вред подлежит возмещению вне зависимости от вины автовладельца:
Гражданский Кодекс РФ, Статья 1100. Основания компенсации морального вреда
Компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда:
…вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности;
Данная статья вызывает искреннее недоумение, так как принцип справедливости в ее логике не улавливается. Скажем, если человек спрыгнул на Ваш автомобиль с моста, или намеренно разбил голову об опору электрического освещения (линии электропередач также являются источником повышенной опасности), владелец источника обязан возместить моральный вред. На наш взгляд, эта норма не вписывается в общую концепцию справедливости законодательства.
- Всё по замене водительских прав
- Всё по регистрации автомобилей
- Первичное получение водительских прав
- Все о снятии с учета в ГИБДД
- Прохождение техосмотра 2019
- Новые правила оформления ДТП
- Оформление договора купли-продажи
Автомобиль является источником повышенной опасности, поэтому вред, причиненный автомобилем, в большинстве случаев подлежит возмещению владельцем транспортного средства.
Исключением из этого правила будет случай, если водитель докажет, что вред был нанесен вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего (см. п. 1 ст. 1079 ГК РФ).
Суд может уменьшить ответственность владельца автомобиля или полностью освободить его от ответственности, если будет доказано, что потерпевший сам содействовал причинению ему вреда или увеличению степени причинения вреда по причине своей грубой неосторожности (п. 2 ст. 1083 ГК РФ).
Но в случае, когда в результате ДТП причинен вред жизни или здоровью потерпевшего, даже грубая неосторожность со стороны потерпевшего не может являться основанием для отказа в возмещении вреда. В этом случае размер возмещения может быть только уменьшен.
Согласно абз. 4 п. 2 Определения Конституционного Суда РФ № 2454-О от 24 ноября 2016 г., «владелец источника повышенной опасности отвечает за вред, причиненный его использованием, независимо от наличия своей вины в причинении вреда: осуществление деятельности, связанной с повышенной опасностью для окружающих, обязывает к особой осторожности и осмотрительности».
Поскольку гражданская ответственность водителя должна быть в обязательном порядке застрахована по ОСАГО, возмещение вреда в случае ДТП, в результате которого прохожему причиняется вред, производится страховой компанией в пределах, установленных в ст. 7 Федерального Закона № 40-ФЗ от 25 апреля 2002 г.:
- Страховая сумма при наступлении каждого страхового случая в части возмещения вреда, причиненного имуществу потерпевшего не превышает 400 000 руб.;
- Страховая сумма в части возмещения вреда, причиненного здоровью или жизни потерпевшего не превышает 500000 руб.
Если в результате ДТП потерпевший погибает, страховая сумма может быть выдана лицам, которые имеют право на возмещение вреда при смерти кормильца, а если таких лиц нет, то страховая сумма выплачивается близким родственникам потерпевшего: его супругу, родителям, детям. Если потерпевший не имел самостоятельного дохода, то страховая сумма выплачивается лицам, у которых он находился на иждивении (п. 6 ст. 12 Федерального Закона № 40-ФЗ).
Если при ДТП причиняется вред здоровью или жизни потерпевшего, документы о ДТП должны оформляться сотрудником полиции. Кроме этого, водитель, причастный к ДТП, должен заполнить бланк извещения о ДТП, полученный от страховой компании. В извещении согласно п. 3.5 Правил ОСАГО указывается наличие пострадавших пешеходов и, если они известны – их данные для получения ими страховой выплаты.
ДТП, наезд на пешехода, заключение автоэкспертизы «водитель не имел возможности избежать наезд», я не виновен, пешеход нарушил п.4.3.
ПДД. По ст. 1083,1079,1085,1086 суд обязал меня выплачивать 400 000 руб. На основании чего назначаются выплаты пострадавшим в ДТП? Красноярск
1500 стоимость вопросавопрос решён Консультация юриста онлайн Ответ на сайте в течение 15 минут Ответы юристов (9) 3262 ответа 686 отзывов Общаться в чате Бесплатная оценка вашей ситуации Юрист, г.
Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет: Бесплатно с мобильных и городских Бесплатный многоканальный телефон Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните по бесплатному многоканальному телефону , юрист Вам поможет 1.
Омск Бесплатная оценка вашей ситуации Не избежать, платить придется. Коллеги обоснуют почему, но мой ответ точен. Можно попытаться снизить сумму, но Вы видимо сами не справитесь, обратитесь к адвокату. А если не хотите оплачивать, ждите приставов, которые приедут описывать Ваше имущество.
Решением Сосновоборского городского суда от 24 октября 2013 года заявленные Сивяковой Т.В. исковые требования удовлетворены частично, с Очакова А.П., «данные изъяты» в пользу Сивяковой Т.В.
взыскана денежная компенсация морального вреда в размере «данные изъяты» рублей.
В удовлетворении остальной части требований Сивяковой Т.В.
отказано.В соответствии со ст.
1101 Гражданского кодекса РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда.
И, к сожалению, количество таких дел не уменьшается. Вполне закономерно, что в пункте 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 декабря 2008 г.
N 25 “О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения
Виновной в ДТП признали ее.
Страховая компания, в которой была застрахована служебная машина, совершившая наезд, потребовала у потерпевшей возместить стоимость ремонта.
Правомерно ли это? Кто и как должен возместить вред потерпевшей, получившей увечья и перенесшей моральные страдания? В соответствии с правилами п. 1 ст. 1079 ГК РФ владелец источника повышенной опасности (каковым, в частности, является автомобиль) обязан возместить потерпевшему причиненный при ДТП вред, если не докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.
Вред, возникший вследствие умысла потерпевшего, возмещению не подлежит (п.
11 ст. 1083 ГК РФ). В данном случае, по-видимому, потерпевшая действовала неумышленно (если только не будет доказано, что она намеренно бросилась под колеса транспортного средства), а по неосторожности.
Если неосторожность потерпевшей судом будет признана грубой, то в силу п.
- Немедленно остановить автомашину, выставить аварийный знак и включить габаритные огни в режиме аварийной сигнализации.
- Обеспечить защиту пострадавшего от движущегося транспорта для исключения более серьёзных повреждений;
- Оказать необходимую помощь пострадавшему, вызвать службу спасения и ГИБДД. Нужно учитывать, что перемещать пострадавшего нельзя, так как любые перемещения могут быть опасны для его здоровья. Лишь при острой необходимости, если жизнь пострадавшего в опасности, следует отвезти его в больницу на другой машине, не убирая собственный автомобиль до прибытия полицейских. Неоказание требуемой помощи влечёт уголовную ответственность по ст. 125 УК РФ.
- природные явления – землетрясения, ураганы, наводнения, оползни и т. д.;
- явления социального характера – войны, аварии техногенного характера, а также запреты, вводимые государственными органами.
По другой, не менее распространенной классификации, в зависимости от характера, обстоятельства непреодолимой силы делятся на три группы.
- явления физического характера – землетрясения, катастрофы, пожары, ураганы, эпидемии, цунами и прочие катаклизмы;
- явления социального характера – войны, восстания, революции, перевороты, теракты;
- явления юридического характера – запреты, устанавливаемые компетентными органами, эмбарго, моратории и т.
Как установлено судом первой инстанции, ДД.ММ.ГГГГ водитель Очаков А.П., управлявший технически исправным автомобилем «данные изъяты» , выезжая с прилегающей территории от дома «адрес» поворачивая налево в сторону дома «адрес» , совершил наезд на пешеходов П , и Е , переходивших проезжую часть вне зоны пешеходного перехода.
В результате данного дорожно-транспортного происшествия от полученных телесных повреждений П скончалась на месте ДТП.
Согласно свидетельству о рождении, Сивякова Т.В.
Российской Федерации и состояли в прямой причинной связи с наступлением общественно-опасных последствий в виде причинения ему тяжкого вреда здоровью.
Следовательно, при изложенных обстоятельствах можно было сделать однозначный вывод как об отсутствии вины в действиях причинителя вреда, так и о наличии в действиях потерпевшего грубой неосторожности, что и привело к его смерти.
Снижая размер компенсации морального вреда, президиум областного суда указал: суд первой инстанции не учел обстоятельство, что причиной ДТП явилась неосторожность самой истицы, которая переходила проезжую часть дороги, не убедившись в безопасности дорожного движения.
В связи с этим, по мнению президиума, суду первой инстанции при решении вопроса о размере компенсации морального вреда необходимо было применить ст.
1083 ГК РФ.
ВС РФ с такими доводами не согласился и посчитал, что в действиях истицы отсутствовала грубая неосторожность (Обзор законодательства и судебной практики ВС РФ за III квартал 2006 года, утв. Постановлением Президиума ВС РФ от 29.11.2006).
Бремя доказывания наличия в действиях потерпевшего грубой неосторожности лежит на причинителе вреда.
), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.
Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 1083 настоящего Кодекса.
То есть, законопослушный владелец транспортного средства, невиновный в дорожно-транспортном происшествии, не совершающий противоправных действий обязан возмещать вред только потому что он владелец автомобиля вне зависимости от обстоятельств, правомерности действий пешехода и причин нанесения такого вреда. Кроме того часть 2 статьи 1083 ГК РФ не допускает полный отказ в возмещении вреда причиненного здоровью пешехода.
Что делать если наехал на пешехода? Наказания и штрафы при ДТП, советы юриста.
Также виновник может быть лишен права управления ТС на срок на 3 года, но это наказание является дополнительным и не обязательным.
При этом более 45% трагедий происходят по вине пешеходов, вследствие их внезапного появления перед движущимся транспортным средством. Но даже если вина пешехода будет для всех очевидна, более вероятно, что накажут именно водителя автомобиля. А какие еще могут быть шансы и перспективы у пострадавших водителей?
Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 1083 настоящего Кодекса.
Возмещение ущерба причиненного такого рода источником повышенной опасности является обязанностью владельца транспортного средства.
Однако в ряде случаев закон предусматривает освобождение владельца источника повышенной опасности от такой ответственности.
ГК РФ устанавливает правило, в силу которого владелец транспортного средства обязан возместить ущерб, причиненный этим источником, если не представит доказательств того, что причиной ущерба является возникшая непреодолимая сила или умысел самого потерпевшего.
Отсюда, под основаниями освобождения от ответственности понимаются различные обстоятельства, с которыми закон или договор связывают соответствующие юридические последствия.
Принимая во внимание грубую неосторожность . ой Л.Б., которая в момент ДТП внезапно выбежала и перебегала проезжую часть в момент, когда . К.А. осуществлял движение на разрешающий сигнал светофора, судом не учтено, что . находилась в состоянии алкогольного опьянения, что следует из акта судебно-медицинского исследования от ….
Из заключения автотехнической экспертизы № … 2015 года следует, что скорость движения автомобиля ***, государственный регистрационный знак ***, соответствующая длине следов торможения, зафиксированных на месте ДТП, составляет около 32 км/ч. Водитель автомобиля *** не располагал технической возможностью предотвратить наезд на пешехода применением торможения в заданный момент возникновения опасности для движения (л.д. 104-106).
В соответствии с общими нормами действующего законодательства вина лица может проявляться в форме умысла или неосторожности.
При расследовании несчастных случаев на производстве умышленное причинение вреда встречается редко.
Следует лишь подчеркнуть, что согласно пункту 1 статьи 1083 Гражданского кодекса РФ в указанных случаях вред, причиненный здоровью потерпевшего, не может быть возмещен (п. 1 ст. 1083 ГК РФ, ч. 2 ст. 14 Федерального закона № 125-ФЗ).
Рекомендуем прочесть: Тарифы Жкх На Воду С 1 Июля 2020 Года Кемерово
Установить истинные причины и лиц, ответственных за нарушения, приведшие к несчастному случаю, — одна из ключевых задач расследования любого несчастного случая. В числе ответственных объективно могут быть сами пострадавшие.
Многолетняя практика расследования несчастных случаев свидетельствует, что признать работника ответственным за происшествие (то есть фактически установить его вину в несчастном случае) можно только с учетом результатов проведенной всесторонней проверки соблюдения установленного порядка подготовки потерпевшего по охране труда и полноты принятых работодателем мер по обеспечению его безопасности.
Грубая неосторожность потерпевшего при дтп
Таким образом, решение суда можно обжаловать, в порядке главы 39 ГПК РФ, в апелляционном порядке в областной (краевой) суд, в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме, но по основаниям предусмотренным ГПК РФ.
В частности, в случае, если суд не верно оценил доказательства, представленные в суд первой инстанции или неправильно применил нормы права (ст. 330 ГПК РФ).
При этом, по общему правилу дополнительные доказательства нельзя представлять, кроме случая, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, и суд признает эти причины уважительными (ст. 327.1 ГПК РФ).
ДТП, наезд на пешехода, заключение автоэкспертизы «водитель не имел возможности избежать наезд», я не виновен, пешеход нарушил п.4.3. ПДД. По ст. 1083,1079,1085,1086 суд обязал меня выплачивать 400 000 руб. На основании чего назначаются выплаты пострадавшим в ДТП? Не хочу оплачивать чужие ошибки-как этого избежать? Спасибо.
Умысел и неосторожность в совершении правонарушения определяются по характеру отношения правонарушителя к своим действиям и к их последствиям. В данном случае действием является нарушение правил, но не любое, а создающее аварийную обстановку, единственный непосредственный результат этого действия — сама аварийная обстановка.
Все, что происходит с момента возникновения аварийной обстановки, уже не зависит от воли водителя, оказавшегося в этой обстановке по своей или чьей-либо иной вине. Следовательно, умысел и неосторожность в совершении ДТП следует определять по характеру отношения виновного к созданию аварийной обстановки.
Еще раз подчеркнем: вина в ДТП заключается в том, что виновный своими действиями «открывает дорогу» неконтролируемым силам, способным причинить такой вред.
К сожалению, от ДТП не застрахован никто. Ежедневно на дорогах страны происходят тысячи аварий, в которых порой сложно даже установить виновного, не говоря о том, чтобы получить компенсацию за причиненный материальный и моральный вред.
Но даже наличие всех необходимых документов, показаний очевидцев ДТП и других доказательств, не гарантирует благополучный исход дела для истца.
К сожалению, после аварии, в стрессовой ситуации, многие автомобилисты совершают необдуманные поступки: подписывают пустые протоколы, дают расписки и т.д.
Согласно правилам дорожного движения, «пешеход – лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу».
Поскольку пешеход является полноправным участником дорожного движения, то он наделен не только правами, но и обязанностями. И несет ответственность за совершенные правонарушения. Его обязанности: двигаться по тротуарам, пешеходным дорожкам, велопешеходным дорожкам, а при их отсутствии – по обочинам; при движении по краю проезжей части идти навстречу движению транспортных средств, и т.д.
Рассмотрим наиболее частые случаи: наезд на пешехода на регулируемом или нерегулируемом пешеходном переходе, в результате которого человеку причинен вред средней тяжести, не угрожающий его жизни. Это длительное (более 21 дня) расстройство здоровья, которое заключается, к примеру, в закрытом переломе мелких костей, вывихе мелких суставов, иногда потере пальца руки или ноги.
В этом случае рекомендуется:
- обратиться в медицинское учреждение для проведения медицинской экспертизы, определяющей тяжесть причиненного вреда;
- также можно обратиться в независимую экспертную организацию, которая есть практически в любом городе, например, в «Центр медицинских экспертиз», для получения заключения о степени тяжести причиненного вреда;
- если пострадавший длительное время находился на стационарном лечении, то подтверждающим диагноз документом считается выписной эпикриз.
- Пострадавшему необходимо сохранить всю медицинскую документацию, подтверждающую факт и степень причиненного физического вреда здоровью при наезде автомобиля.
Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме, а ее размер определяется судом в каждом случае индивидуально, с учетом характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда. Определяя размер компенсации вреда, суд должен руководствоваться требованиями разумности и справедливости.
Таким образом, вне зависимости от наличия вины в произошедшем ДТП, потерпевший (пешеход) всегда имеет возможность взыскать с автомобилиста как владельца источника повышенной опасности сумму денежных средства в качестве компенсации морального вреда. Однако последнее слово в определении размера подлежащих выплате сумм останется за судом.
Следующая ситуация: когда виновен сам пешеход. Изменится ли его правовое положение в случае такой ситуации?
- Статья 1079 ГК РФ признает, что использование транспортного средства уже само по себе связано с повышенной опасностью для окружающих. Водитель обязан возместить вред, причиненный ТС, если не докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.
- Кроме того, владелец авто может быть освобожден судом от ответственности в случае, если грубая неосторожность самого потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда. При этом размер возмещения вреда должен быть уменьшен в зависимости от степени вины потерпевшего и причиненного им вреда.
- В случае грубой неосторожности потерпевшего и отсутствия вины водителя, когда его ответственность наступает независимо от того, его действия стали причиной вреда пешеходу, размер возмещения должен быть уменьшен или в нем и вовсе может быть отказано.
На первый взгляд может показаться, что законодатель предусмотрел случаи освобождения водителя от ответственности или минимизировал размер возмещения им вреда в случае, когда виновником ДТП признан пешеход, совершивший правонарушение в форме грубой неосторожности. Однако действующим Гражданским кодексом предусмотрены императивные нормы, строго определяющие, что:
С учетом норм действующего законодательства, у потерпевшего в результате ДТП пешехода есть реальная возможность взыскать имущественный и моральный вред с водителя автомобиля-причинителя вреда. Для начала следует попытаться решить вопрос в досудебном порядке, заключив соглашение с приложением необходимых документов. Если во внесудебном порядке урегулировать спор не удалось, за потерпевшим всегда закреплено право на обращение в суд с исковыми требованиями. В том случае, если виновником ДТП признан сам пешеход, которому наездом был причинен имущественный и моральный вред, несмотря на свою виновность, потерпевший имеет право на взыскание с водителя компенсации морального вреда.
Согласно правилам дорожного движения, «пешеход – лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу».
Поскольку пешеход является полноправным участником дорожного движения, то он наделен не только правами, но и обязанностями. И несет ответственность за совершенные правонарушения. Его обязанности: двигаться по тротуарам, пешеходным дорожкам, велопешеходным дорожкам, а при их отсутствии – по обочинам; при движении по краю проезжей части идти навстречу движению транспортных средств, и т.д.
Рассмотрим наиболее частые случаи: наезд на пешехода на регулируемом или нерегулируемом пешеходном переходе, в результате которого человеку причинен вред средней тяжести, не угрожающий его жизни. Это длительное (более 21 дня) расстройство здоровья, которое заключается, к примеру, в закрытом переломе мелких костей, вывихе мелких суставов, иногда потере пальца руки или ноги.
- обратиться в медицинское учреждение для проведения медицинской экспертизы, определяющей тяжесть причиненного вреда;
- также можно обратиться в независимую экспертную организацию, которая есть практически в любом городе, например, в «Центр медицинских экспертиз», для получения заключения о степени тяжести причиненного вреда;
- если пострадавший длительное время находился на стационарном лечении, то подтверждающим диагноз документом считается выписной эпикриз.
- Пострадавшему необходимо сохранить всю медицинскую документацию, подтверждающую факт и степень причиненного физического вреда здоровью при наезде автомобиля.
Пешеход имеет полное право на возмещение причиненного ему вреда. Добиться этого можно как во внесудебном порядке, так и в рамках судебного разбирательства. Первый вариант наиболее предпочтителен. Договоренности, оформленные в письменном виде, сэкономят время обеим сторонам и избавят от излишних судебных расходов.
- предмет соглашения, где кратко описывыются обстоятельства происшествия с указанием степени причиненного вреда;
- размер денежной компенсации и порядок ее выплаты;
- права и обязанности виновника ДТП и потерпевшего (пешехода);
- ответственность сторон соглашения в случае неисполнения возложенных соглашением обязанностей;
- срок действия соглашения;
- порядок разрешения спора в случае неисполнения условий соглашения.
К соглашению необходимо приложить копии документов, подтверждающих факт ДТП и факт причинения вреда здоровью пешехода с указанием степени тяжести вреда. Также обязательным приложением к соглашению будет расписка о получении потерпевшим денежного возмещения, выплаченного виновником ДТП во исполнение возложенных на него обязательств.
Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме, а ее размер определяется судом в каждом случае индивидуально, с учетом характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда. Определяя размер компенсации вреда, суд должен руководствоваться требованиями разумности и справедливости.
Таким образом, вне зависимости от наличия вины в произошедшем ДТП, потерпевший (пешеход) всегда имеет возможность взыскать с автомобилиста как владельца источника повышенной опасности сумму денежных средства в качестве компенсации морального вреда. Однако последнее слово в определении размера подлежащих выплате сумм останется за судом.
С учетом норм действующего законодательства, у потерпевшего в результате ДТП пешехода есть реальная возможность взыскать имущественный и моральный вред с водителя автомобиля-причинителя вреда. Для начала следует попытаться решить вопрос в досудебном порядке, заключив соглашение с приложением необходимых документов.
Если во внесудебном порядке урегулировать спор не удалось, за потерпевшим всегда закреплено право на обращение в суд с исковыми требованиями.
В том случае, если виновником ДТП признан сам пешеход, которому наездом был причинен имущественный и моральный вред, несмотря на свою виновность, потерпевший имеет право на взыскание с водителя компенсации морального вреда.