Число групп должностей государственной гражданской службы

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Число групп должностей государственной гражданской службы». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Государственная гражданская служба (ГГС) — это профессиональная служебная деятельность граждан России на должностях, обеспечивающих исполнение полномочий госорганов федерального уровня и уровня субъектов, а также лиц, замещающих государственные посты.

Подробную регламентацию ГГС получила после вступления в силу Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ, который подразделяет ее на два уровня:

  1. Должности федеральной гражданской службы, учреждаются федеральным законом или Указом Президента Российской Федерации. Это профессиональная служебная деятельность граждан, которые обеспечивают надлежащее исполнение полномочий федеральных госорганов и лиц, замещающих государственные посты Российской Федерации.
  2. Должности гражданской службы субъектов Российской Федерации, учреждаются законами или иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Ее представители трудятся в целях обеспечения бесперебойной работы органов государственной власти субъекта РФ и лиц, замещающих госдолжности субъекта РФ.

Должности государственной гражданской службы распределяются на 4 категории и 5 групп.

Категории и группы должностей государственной гражданской службы

Действующее законодательство позволяет выделить следующие категории:

  1. Руководители (и их замы) государственных органов и их структурных подразделений, которые либо назначаются на определенный срок, либо не имеют ограничений сроков своей деятельности. Обладают широкими административно-распорядительными полномочиями, правом издавать нормативно-правовые акты и обязательные распоряжения.
  2. Помощники (советники). Их основная функция заключается во всестороннем содействии политикам — лицам, замещающим госдолжности и руководителям госорганов. С этой категорией заключается срочный служебный контракт — с уходом своего начальника уходят и они.
  3. Специалисты. Это граждане, суть работы которых — профессионально обеспечивать выполнение государственными органами поставленных перед ними функций и задач. Эта категория не имеет ограничений по срокам полномочий и получает работу по итогам конкурсного отбора.
  4. Обеспечивающие специалисты. Занимаются организационным, информационным, документационным, финансово-экономическим и хозяйственным обеспечением деятельности госорганов. То есть, в отличие от предыдущей категории, эти специалисты выполняют вспомогательные, а не профессиональные функции. Работают на общих основаниях, без каких-либо ограничений по срокам.

Классификация по группам — от младшей до высшей — показывает, что каждой из них соответствует набор определенных служебных функций, который надлежит исполнять госслужащему.

Итак, Реестр должностей государственной гражданской службы РФ выделяет следующие группы:

  1. Высшие: руководители, помощники (советники) и специалисты.
  2. Главные: руководители, помощники (советники), специалисты и обеспечивающие специалисты.
  3. Ведущие: руководители, помощники (советники), специалисты и обеспечивающие специалисты.
  4. Старшие: специалисты и обеспечивающие специалисты.
  5. Младшие: обеспечивающие специалисты.

ЗВОНИТЕ В ЕКАТЕРИНБУРГЕ +7 (343) 383-59-64

Чем мы можем Вам помочь?

Государственная служба уже несколько лет сохраняет лидерство в рейтинге самых востребованных мест трудоустройства. Система государственных и муниципальных органов — это огромная иерархическая структура. Очевидно, что чем выше позиция — тем она привлекательнее. Разберемся с классификацией должностей госслужащих в России и узнаем, какие компетенции нужны, чтобы претендовать на место в этой структуре.

Государственная гражданская служба (ГГС) — это профессиональная служебная деятельность граждан России на должностях, обеспечивающих исполнение полномочий госорганов федерального уровня и уровня субъектов, а также лиц, замещающих государственные посты.

Подробную регламентацию ГГС получила после вступления в силу Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ, который подразделяет ее на два уровня:

  1. Должности федеральной гражданской службы, учреждаются федеральным законом или Указом Президента Российской Федерации. Это профессиональная служебная деятельность граждан, которые обеспечивают надлежащее исполнение полномочий федеральных госорганов и лиц, замещающих государственные посты Российской Федерации.
  2. Должности гражданской службы субъектов Российской Федерации, учреждаются законами или иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Ее представители трудятся в целях обеспечения бесперебойной работы органов государственной власти субъекта РФ и лиц, замещающих госдолжности субъекта РФ.

Должности государственной гражданской службы распределяются на 4 категории и 5 групп.

Действующее законодательство позволяет выделить следующие категории:

  1. Руководители (и их замы) государственных органов и их структурных подразделений, которые либо назначаются на определенный срок, либо не имеют ограничений сроков своей деятельности. Обладают широкими административно-распорядительными полномочиями, правом издавать нормативно-правовые акты и обязательные распоряжения.
  2. Помощники (советники). Их основная функция заключается во всестороннем содействии политикам — лицам, замещающим госдолжности и руководителям госорганов. С этой категорией заключается срочный служебный контракт — с уходом своего начальника уходят и они.
  3. Специалисты. Это граждане, суть работы которых — профессионально обеспечивать выполнение государственными органами поставленных перед ними функций и задач. Эта категория не имеет ограничений по срокам полномочий и получает работу по итогам конкурсного отбора.
  4. Обеспечивающие специалисты. Занимаются организационным, информационным, документационным, финансово-экономическим и хозяйственным обеспечением деятельности госорганов. То есть, в отличие от предыдущей категории, эти специалисты выполняют вспомогательные, а не профессиональные функции. Работают на общих основаниях, без каких-либо ограничений по срокам.

Классификация по группам — от младшей до высшей — показывает, что каждой из них соответствует набор определенных служебных функций, который надлежит исполнять госслужащему.

Итак, Реестр должностей государственной гражданской службы РФ выделяет следующие группы:

  1. Высшие: руководители, помощники (советники) и специалисты.
  2. Главные: руководители, помощники (советники), специалисты и обеспечивающие специалисты.
  3. Ведущие: руководители, помощники (советники), специалисты и обеспечивающие специалисты.
  4. Старшие: специалисты и обеспечивающие специалисты.
  5. Младшие: обеспечивающие специалисты.
  • ИСКИ
    • Гражданские споры
      • Сделки
    • Наследственные споры
    • Трудовые споры
    • Жилищные споры
    • Семейные споры
      • Брак
      • Алименты
      • Дети
  • ЗАЯВЛЕНИЯ
    • Особое производство
    • Судебный приказ
  • ХОДАТАЙСТВА
    • Восстановление срока
    • Судебные расходы
    • Ходатайства в ходе исполнения
    • Ходатайства по экспертизам

    Категории и группы должностей государственных гражданских служащих

    Должности, принадлежащие к ведущей группе федерального уровня, имеют классный чин советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3 класса.

    Для регионального уровня этой же группы установлен классный чин советник государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации 1, 2 или 3 класса.

    Госслужащие старшей группы федеральных структур госвласти имеют чин референта государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3 класса.

    К старшим должностям организаций и учреждений субъекта Российской Федерации относятся чин референта государственной гражданской службы 1, 2 или 3 класса.

    В самом начале карьерной лестницы госслужбы стоят должности младшей группы.

    К ним имеют отношение те из них, которым присвоен классный чин секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3 класса. Если же должность относится к субъекту РФ, то для нее установлен чин секретарь государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации 1, 2 или 3 класса.

    Для целей настоящего Федерального закона применяемые термины означают:

    1. государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов Российской Федерации (далее также — государственные должности) — должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации;
    2. представитель нанимателя — руководитель государственного органа, лицо, замещающее государственную должность, либо представитель указанных руководителя или лица, осуществляющие полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации.

    Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации (далее также — гражданский служащий).

    Классификация должностей государственной службы

    1. Государственная гражданская служба Российской Федерации (далее также — гражданская служба) — вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее — граждане) на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации (далее также — должности гражданской службы) по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи).
    2. Государственная гражданская служба Российской Федерации подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу (далее также — федеральная гражданская служба) и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации (далее также — гражданская служба субъектов Российской Федерации).

    Принципами гражданской службы являются:

    1. приоритет прав и свобод человека и гражданина;
    2. единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации;
    3. равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего;
    4. профессионализм и компетентность гражданских служащих;
    5. стабильность гражданской службы;
    6. доступность информации о гражданской службе;
    7. взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;
    8. защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.
    1. Регулирование отношений, связанных с гражданской службой, осуществляется:
      1. Конституцией Российской Федерации;
      2. Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации»;
      3. настоящим Федеральным законом;
      4. другими федеральными законами, в том числе федеральными законами, регулирующими особенности прохождения гражданской службы;
      5. указами Президента Российской Федерации;
      6. постановлениями Правительства Российской Федерации;
      7. нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;
      8. конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
      9. нормативными правовыми актами государственных органов.
    2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.

    Взаимосвязь гражданской службы и государственной службы Российской Федерации иных видов обеспечивается на основе единства системы государственной службы Российской Федерации и принципов ее построения и функционирования, а также посредством:

    1. соотносительности основных условий и размеров оплаты труда, основных государственных социальных гарантий;
    2. установления ограничений и обязательств при прохождении государственной службы Российской Федерации различных видов;
    3. учета стажа государственной службы Российской Федерации иных видов при исчислении стажа гражданской службы;
    4. соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших государственную службу Российской Федерации.

    Консультант Плюс: примечание.

    О поступлении на муниципальную службу, прохождении и прекращении муниципальной службы, а также о правовом статусе муниципальных служащих см. Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ.

    Взаимосвязь гражданской службы и муниципальной службы обеспечивается посредством:

    1. единства основных квалификационных требований к должностям гражданской службы и должностям муниципальной службы;
    2. единства ограничений и обязательств при прохождении гражданской службы и муниципальной службы;
    3. единства требований к профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации гражданских служащих и муниципальных служащих;
    4. учета стажа муниципальной службы при исчислении стажа гражданской службы и стажа гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы;
    5. соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий гражданских служащих и муниципальных служащих;
    6. соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших гражданскую службу, и граждан, проходивших муниципальную службу, и их семей в случае потери кормильца.

    Должности государственной гражданской службы

    Чаще всего при приеме на должность проводится конкурс, который состоит из двух этапов.

    Первый этап: объявляется начало приема документов, чаще всего через сообщение в печатном виде или на официальном интернет-ресурсе соответствующего органа госвласти, которому требуется работник. Все соискатели в определенный срок предоставляют отделу кадров запрошенный перечень документов.

    На втором этапе отбора конкурсная комиссия оценивает представленные кандидатуры по документам, проверяет соответствие кандидата квалификационным требованиям и определяет наиболее соответствующего кандидата путем голосования.

    Тех, кто не прошел персональный конкурс по необходимым качествам, могут зачислить в кадровый резерв и вернуться к рассмотрению его кандидатуры при освобождении иной вакансии.

    Классный чин — присвоенный федеральным госслужащим квалификационный разряд. Госслужащим, относящимся к группе руководителей и советников, классные чины присваиваются по результатам квалификационного экзамена.

    Порядок присвоения классных чинов, их соотношение определяется указом Президента РФ:

    • госслужащим, относящимся к высшей группе, присваивается классный чин действительный государственный советник РФ или действительный государственный советник субъекта РФ 1-3 классов;
    • в главной присваивается классный чин госсоветник РФ или госсоветник субъекта РФ 1-3 классов;
    • в ведущей присваивается советник госслужбы РФ или советник госслужбы субъекта РФ 1, 2 или 3-го класса;
    • в старшей — референт госслужбы РФ или референт госслужбы субъекта РФ 1, 2 или 3-го класса;
    • младшей группе государственных гражданских специалистов присваивается секретарь госслужбы РФ или секретарь госслужбы субъекта РФ 1, 2 или 3-го класса.

    Классный чин действительный госсоветник РФ 1-3 классов присваивается Президентом РФ. Госсоветник РФ 1-3 классов присваивается Правительством РФ. Остальные чины присваиваются руководителем федерального госоргана или представителем нанимателя в порядке, установленном законодательством субъекта РФ.

    УТВЕРЖДЕН
    Указом Президента
    Российской Федерации
    от 31 декабря 2005 года N 1574

    (с изменениями на 30 июля 2020 года)

    Наименование должности

    Регистрационный номер (код)

    Понятие и классификация государственных должностей

    Раздел 2

    Перечень должностей в Аппарате Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

    1. Должности категории «руководители»

    Высшая группа должностей

    Руководитель Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

    02-1-1-001

    Руководитель Секретариата Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

    02-1-1-002

    Первый заместитель Руководителя Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

    02-1-1-003

    Заместитель Руководителя Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

    02-1-1-004

    Начальник управления

    02-1-1-005

    Управляющий делами Совета Федерации

    02-1-1-006

    Руководитель Секретариата первого заместителя
    Председателя Совета Федерации Федерального
    Собрания Российской Федерации

    02-1-1-006_1

    (позиция дополнительно включена Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2008 года N 1658)

    Раздел 3

    Перечень должностей в Аппарате Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

    1. Должности категории «руководители»

    Высшая группа должностей

    Руководитель Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

    03-1-1-001

    Первый заместитель Руководителя Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

    03-1-1-002

    Руководитель Секретариата Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

    03-1-1-003

    Заместитель Руководителя Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

    03-1-1-004

    Начальник управления

    03-1-1-005

    Управляющий делами Государственной Думы

    03-1-1-006

    Руководитель Секретариата Первого заместителя Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

    03-1-1-007

    Заместитель руководителя Секретариата Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

    03-1-1-008

    Раздел 4

    Перечень должностей в Аппарате Правительства
    Российской Федерации

    1. Должности категории «руководители»

    Высшая группа должностей

    Первый заместитель председателя коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации

    04-1-1-001

    (Позиция в редакции, введенной в действие с 11 сентября 2014 года Указом Президента Российской Федерации от 10 сентября 2014 года N 627.

    Первый заместитель Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации

    04-1-1-001_1

    (Позиция дополнительно включена с 21 мая 2012 года Указом Президента Российской Федерации от 25 августа 2012 года N 1218)

    Заместитель Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации

    04-1-1-001_2

    (Позиция дополнительно включена Указом Президента Российской Федерации от 25 апреля 2008 года N 582; в редакции, введенной в действие Указом Президента Российской Федерации от 25 августа 2012 года N 1218.

    Пресс-секретарь Председателя Правительства Российской Федерации — заместитель Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации

    04-1-1-001_3

    (Позиция дополнительно включена Указом Президента Российской Федерации от 25 апреля 2008 года N 582; в редакции, введенной в действие Указом Президента Российской Федерации от 25 августа 2012 года N 1218.

    Раздел 5

    Перечень должностей в федеральных министерствах

    (раздел в редакции Указа Президента Российской Федерации
    от 8 сентября 2006 года N 978

    1. Должности категории «руководители»

    Высшая группа должностей

    Первый заместитель федерального министра

    05-1-1-001

    (Позиция в редакции, введенной в действие Указом Президента Российской Федерации от 19 августа 2017 года N 381.

    Заместитель федерального министра

    05-1-1-001_1

    Уполномоченный Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека — заместитель Министра юстиции Российской

    Федерации

    05-1-1-001_2

    (позиция дополнительно включена Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2007 года N 370, в редакции Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2007 года N 585с

    Позиция дополнительно включена с 22 мая 2012 года Указом Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 года N 636; исключена — Указ Президента Российской Федерации от 10 октября 2016 года N 537..

    Позиция дополнительно включена с 22 мая 2012 года Указом Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 года N 636; исключена — Указ Президента Российской Федерации от 10 октября 2016 года N 537..

    Руководитель (начальник) службы федерального министерства**

    Контрольная работа: Группы и категории должностей государственной службы

    В статье 9 Федерального закона учреждены все категории и группы должностей государственной гражданской службы. Она гласит, что существует четыре категории гос. служащих:

    1. Руководители, заместители руководителей.
    2. Помощники — должности для содействия и помощи заместителям гос. должностей.
    3. Специалисты — должности для обеспечения профессиональных функций и задач.
    4. Обеспечивающие специалисты — подгруппы для информационного, финансового, документационного и иного обеспечения гос. компаний.

    Помимо основной классификации по категориям, есть классификация по группам, и путать их не стоит:

    1. Высшие должности — руководители, помощники, специалисты.
    2. Главные должности — руководители, помощники, специалисты, обеспечивающие специалисты.
    3. Ведущие должности — руководители, помощники, специалисты, обеспечивающие специалисты.
    4. Старшие должности — специалисты, обеспечивающие специалисты.
    5. Младшие должности — обеспечивающие специалисты.

    Одна группа должностей, по закону, может содержать несколько категорий. Классификация по группам нужна для более точного определения положения должностного лица на социальной вертикали. Например, руководитель Министерства (министр) и руководитель отдела по финансовым вопросам (директор) стоят не на одном уровне, однако оба являются руководителями.

    Определяющей группой должностей является высшая должность. К высшей группе должностей государственной гражданской службы относится классный чин федеральных служащих — действительный государственный советник РФ I, II и III классов.

    Данный чин гос. службы соответствует военному генерал-полковнику (адмиралу) и генералу флота (адмиралу флота) для I класса. Генерал-лейтенанту или вице-адмиралу для II класса. Генерал-майору для III класса.

    Для работников сферы прокуратуры I класс эквивалентен действительному государственному советнику юстиции. II класс — государственному советнику юстиции II класса. III класс — государственному советнику юстиции III класса.

    Ведущей группе должностей государственной гражданской службы соответствуют советники I, II и III классов.

    I класс службы эквивалентен воинскому капитану и капитан-лейтенанту. II класс — старшему лейтенанту. III класс — лейтенанту.

    Для работник в сфере прокуратуры каждый класс соответствует юристу первого, второго или третьего разряда.

    Специалистов старшей группы должностей государственной гражданской службы называют референтами РФ I, II и III классов. I класс соответствует прокурорскому младшему юристу.

    Старшие должности соответствуют воинским — младший лейтенант, старший мичман или прапорщик. Разница в званиях из-за обычной военной службы или военно-морской.

    В специальных званиях I классу соответствует младший лейтенант полиции, юстиции или ФТС. II классу — старший прапорщик полиции, юстиции или ФТС. III классу — прапорщик полиции, юстиции или ФТС.

    Информация о численности работников и оплате их труда по категориям персонала

    (Ст.10 ФЗ №79)

    Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы — перечни должностей федеральной государственной гражданской службы, состоящие из наименований должностей федеральной государственной гражданской службы, классифицированных по государственным органам, категориям, группам, а также по иным признакам.

    Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» классифицирует государственную службу на следующие виды, составляющие ее единую систему:

    1. государственная гражданская служба;
    2. военная служба;
    3. правоохранительная служба.

    Государственная гражданская служба подразделяется, в свою очередь, на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта РФ.

    В соответствии с действующим законодательством о государственной службе, основанном на конституционно-правовом принципе федерализма (в зависимости от федеративного устройства Российской Федерации), выделяются следующие виды государственной службы: 1) федеральная государственная служба и 2) государственная служба субъектов РФ. Федеральная государственная служба представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.

    Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы. Путем внесения изменений и дополнений в Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» могут быть установлены и другие виды федеральной государственной службы. В субъекте РФ организуется государственная гражданская служба субъекта РФ.

    В соответствии с п. «т» ст. 71 Конституции РФ федеральная государственная служба относится к исключительному ведению Российской Федерации, т. е. правовое регулирование и организация федеральной государственной службы находятся в ведении Российской Федерации (п. 4 ст. 2 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации»). Осуществление правового регулирования государственной гражданской службы субъекта РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Однако практическая организация региональной государственной гражданской службы находится в ведении соответствующего субъекта РФ.

    Государственная гражданская служба Российской Федерации — это вид государственной службы, который представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан, занимающих должности государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и ее субъектов.

    Государственная гражданская служба — это служебная деятельность, направленная на обеспечение полномочий органов, которые осуществляют государственно-управленческие функции для разрешения экономических и социальных задач. Их работа связана с реализацией действий и принятием решений обеспечительного характера. В правовом статусе государственных гражданских служащих не устанавливаются ярко выраженные задачи по осуществлению функций правоохраны, военной деятельности и военного управления. Можно считать, что осуществление служебной деятельности гражданами России в рамках государственной гражданской службы исключает, во-первых, их деятельность на воинских должностях в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, выполняющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства, а во-вторых, служебную деятельность на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, борьбе с преступностью, защите прав и свобод человека и гражданина.

    Военная и правоохранительная служба — это виды государственной службы, связанной с охранительной деятельностью государства, обеспечением личной безопасности граждан, внутренней и внешней безопасности общества и государства в целом, а также с обеспечением правопорядка.

    Управление государственной службой, основной целью которого является удовлетворение интересов государства и публичных интересов в целом:

    1. характеризуется практической деятельностью по определению основных направлений развития и реального функционирования всех элементов этого правового института;
    2. является функцией государственных органов, которая осуществляется в определенных организационно-правовых формах;
    3. реализуется специально созданными государственными органами;
    4. основывается на принципах законности, гласности, подчиненности вышестоящим государственным органам и должностным лицам нижестоящих государственных органов и государственных служащих, единства основных требований, предъявляемых к государственной службе, стабильности государственной службы.

    Система управления государственной службой как на уровне Российской Федерации (на федеральном уровне), так и в субъектах РФ (на уровне субъектов РФ) формируется в целях осуществления, во-первых, координации деятельности государственных органов и их должностных лиц на всех этапах практической организации и функционирования государственной службы и реализации правового статуса государственных служащих и, во-вторых, вневедомственного контроля за соблюдением в государственных органах федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ о государственной службе. Система управления государственной службой позволяет достигать и такой цели, как совершенствование государственной службы, разработка федеральных программ и программ субъектов РФ по ее реформированию.

    Важнейшее средство улучшения управления государственной службой — это формирование кадрового резерва для замещения должностей государственной службы. Существует четыре вида кадрового резерва: федеральный кадровый резерв, кадровый резерв в федеральном государственном органе, кадровый резерв субъекта РФ и кадровый резерв в государственном органе субъекта РФ.

    Средства федерального бюджета и бюджета соответствующего субъекта РФ направляются на финансирование соответственно федеральной государственной службы и государственной гражданской службы субъекта РФ. Порядок такого финансирования устанавливается федеральными законами, законами субъектов РФ, иными федеральными и региональными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    Несмотря на действовавшие в Русском государстве систему приказов, их организационная структура и порядок функционирования была недостаточно прозрачной и не имевшая однозначной законодательной базы. В связи с этим, начало государственной службы в России, как образование чиновничества, связывают с именем Петра I и, в частности, с принятием в 1722 году Табели о рангах — закона о порядке госслужбы в Российской Империи и Российской Республике (соотношение чинов по старшинству, последовательность чинопроизводства)[4]. Принятие этого закона разделило государственную службу на военную, гражданскую и придворную, а также установило иерархию рангов в армии, флоте, гражданской администрации и порядок их соотношения[5].

    В зависимости от чина, к его обладателю следовало обращаться соответственно классу: Ваше высокопревосходительство (высшие чины), Ваше превосходительство, Ваше высокородие, Ваше высокоблагородие, Ваше благородие (низшие чины).

    Одним из положительных моментов Табели о рангах было то, что люди из низших сословий получали возможность выдвинуться в общественном положении, получить дворянство, что на деле должно было способствовать более эффективному исполнению обязанностей службы для движения по карьерной лестнице.

    Система Табели о рангах просуществовала до ноября 1917 года.

    Законодательно государственная гражданская служба в России регулируется Конституцией Российской Федерации[П 1] и федеральными законами:

    • «О системе государственной службы» (от 27.05.2003 № 58-ФЗ) — определяет основные понятия и принципы госслужбы и вводит её разделение на три вида: государственная гражданская служба, правоохранительная служба, военная служба;
    • «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ) — детально регулирует вопросы государственной гражданской службы, включая запреты и ограничения, а также порядок трудоустройства. Вопросы, связанные с осуществлением деятельности госслужащими, не охваченные этим законом, регулируются общероссийским трудовым законодательством.

    Кроме того, существует подзаконная нормативная правовая база, регулирующая отдельные стороны государственной службы: указы Президента России, постановления Правительства России и нормативные правовые акты регионов.

    По данным Росстата, по итогам 2013 года численность сотрудников государственных гражданских (федеральных и региональных) органов власти составляла 786,4 тысячи человек, включая государственные должности[9]. При этом непосредственно в центральных аппаратах федеральных органов власти (расположены преимущественно в г. Москве) должности занимали 39,2 тыс. сотрудников.

    01/1999 01/2001 01/2002 09/2003 01/2005 01/2007 10/2008 10/2009 10/2011 10/2013
    Численность, тыс. чел. 485,6 548,7 576,1 666,8 684,2 791,8 846,3 868,2 827,5 786,4
    Доля от трудоспособного населения (в %) 0,67 0,77 0,8 0,92 0,93 1,05 1,12 1,15 1,09 1,04

    Численность сотрудников муниципальных органов по итогам 2013 года, по данным Росстата, составляла 352,2 тыс. Соотношение числа государственных и муниципальных служащих к жителям составляет 33 чиновника на 1000 человек занятых в экономике (по итогам 2014 года)[10][11].

    В марте 2019 года первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко, выступая на коллегии казначейства, сообщила о начале масштабной реформы государственной службы. По ее словам, в 2020 году численность сотрудников территориальных органов власти сократится на 5%, а в 2021-м — еще на 10%. За этот же период под сокращение подпадут 10% служащих центрального аппарата[12].

    Гражданин не может находиться на гражданской службе в следующих случаях:

    • признание недееспособным или ограниченно дееспособным;
    • наличие не снятой или не погашенной судимости или судебного запрета на работу в госструктурах;
    • отказ от оформления допуска к государственной тайне (если работа связана с доступом к ней);
    • наличие заболеваний при наличии которых запрещено трудоустройство на госслужбу (органические, включая симптоматические, психические расстройства; шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства; расстройства настроения; расстройства привычек и влечений; умственная отсталость; психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ; эпилепсия[21]);
    • близкое родство с руководителем;
    • наличие гражданства другой страны или выход из гражданства России;
    • представления подложных документов или заведомо ложных сведений (в том числе о доходах, имуществе и обязательствах) при поступлении на гражданскую службу;
    • утраты представителем нанимателя доверия в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей.

    В связи с прохождением гражданской службы запрещается:

    • заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также участвовать в управлении хозяйствующим субъектом (за исключением жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, садоводческого, огороднического, дачного потребительских кооперативов, товарищества собственников недвижимости и профсоюза), если ему не поручено участвовать в управлении организацией в порядке предусмотренном соответствующими нормативными правовыми актами;
    • замещать должность гражданской службы в случае:
    1. избрания или назначения на государственную должность[П 4];
    2. избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;
    3. избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе;
    • приобретать ценные бумаги, по которым может быть получен доход;[источник?]
    • быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе-работодателе;
    • получать любые вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения)[П 5];
    • выезжать в зарубежные командировки за счёт физических и юридических лиц (за исключением тех командировок, которые организованы в рамках договорённостей государственных федеральных и региональных органов, или муниципальных органов России с государственными или муниципальными органами иностранных государств, международными или иностранными организациями);
    • использовать не по целевому назначению средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам;
    • разглашать сведения, отнесенные к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие известными в связи с исполнением должностных обязанностей;
    • допускать публичные высказывания, суждения и оценки (в том числе в СМИ и социальных сетях) в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа;
    • принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений;
    • использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума;
    • использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего;
    • создавать или участвовать в создании в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений;
    • прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора;
    • входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций;
    • заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства.

    Несмотря на действовавшие в Русском государстве систему приказов, их организационная структура и порядок функционирования была недостаточно прозрачной и не имевшая однозначной законодательной базы. В связи с этим, начало государственной службы в России, как образование чиновничества, связывают с именем Петра I и, в частности, с принятием в 1722 году Табели о рангах — закона о порядке госслужбы в Российской Империи и Российской Республике (соотношение чинов по старшинству, последовательность чинопроизводства)[4]. Принятие этого закона разделило государственную службу на военную, гражданскую и придворную, а также установило иерархию рангов в армии, флоте, гражданской администрации и порядок их соотношения[5].

    В зависимости от чина, к его обладателю следовало обращаться соответственно классу: Ваше высокопревосходительство (высшие чины), Ваше превосходительство, Ваше высокородие, Ваше высокоблагородие, Ваше благородие (низшие чины).

    Одним из положительных моментов Табели о рангах было то, что люди из низших сословий получали возможность выдвинуться в общественном положении, получить дворянство, что на деле должно было способствовать более эффективному исполнению обязанностей службы для движения по карьерной лестнице.

    Система Табели о рангах просуществовала до ноября 1917 года.

    Государственная гражданская служба — это исполнение полномочий федеральных государственных органов, региональных государственных органов, а также лиц, замещающих государственные должности на федеральном и региональном уровнях[6].

    Замещение государственных должностей или государственных должностей субъектов России не является государственной гражданской службой. Государственные должности Российской Федерации, а также государственные должности субъектов Российской Федерации — должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов[7][6]. Перечень государственных должностей устанавливается указами Президента России[8], а перечень региональных государственных должностей конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации. Например, должность федерального министра является государственной должностью, а служащие министерства — госслужащие, обеспечивающие исполнение полномочий министра.

    Таким образом, гражданская госслужба — это деятельность в Администрации Президента России, Правительстве России, федеральных органах исполнительной власти (министерства, службы, агентства, включая их территориальные органы в регионах), а также в органах исполнительной власти регионов России (администрации субъектов, региональные министерства), в аппаратах Федерального собрания (Государственная Дума, Совет Федерации), судов и некоторых других государственных органах.

    Не являются государственными гражданскими служащими члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, а также судьи и сотрудники правоохранительных органов.

    Законодательно государственная гражданская служба в России регулируется Конституцией Российской Федерации[П 1] и федеральными законами:

    • «О системе государственной службы» (от 27.05.2003 № 58-ФЗ) — определяет основные понятия и принципы госслужбы и вводит её разделение на три вида: государственная гражданская служба, правоохранительная служба, военная служба;
    • «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ) — детально регулирует вопросы государственной гражданской службы, включая запреты и ограничения, а также порядок трудоустройства. Вопросы, связанные с осуществлением деятельности госслужащими, не охваченные этим законом, регулируются общероссийским трудовым законодательством.

    Кроме того, существует подзаконная нормативная правовая база, регулирующая отдельные стороны государственной службы: указы Президента России, постановления Правительства России и нормативные правовые акты регионов.

    По данным Росстата, по итогам 2013 года численность сотрудников государственных гражданских (федеральных и региональных) органов власти составляла 786,4 тысячи человек, включая государственные должности[9]. При этом непосредственно в центральных аппаратах федеральных органов власти (расположены преимущественно в г. Москве) должности занимали 39,2 тыс. сотрудников.

    01/1999 01/2001 01/2002 09/2003 01/2005 01/2007 10/2008 10/2009 10/2011 10/2013
    Численность, тыс. чел. 485,6 548,7 576,1 666,8 684,2 791,8 846,3 868,2 827,5 786,4
    Доля от трудоспособного населения (в %) 0,67 0,77 0,8 0,92 0,93 1,05 1,12 1,15 1,09 1,04

    Численность сотрудников муниципальных органов по итогам 2013 года, по данным Росстата, составляла 352,2 тыс. Соотношение числа государственных и муниципальных служащих к жителям составляет 33 чиновника на 1000 человек занятых в экономике (по итогам 2014 года)[10][11].

    Классный чин гражданской службы— звание (ранг) государственного гражданского служащего, присваиваемое в соответствии с замещаемой должностью (если быть точнее — в соответствии с группой должностей), по результатам квалификационного экзамена[2]. Является аналогом воинского звания. Соотношение воинских званий и классных чинов гражданских служащих определяется указами президента России[13].

    Без квалификационного экзамена классные чины присваиваются следующим категориям гражданских служащих[2]:

    • замещающим должности категории «руководители», относящиеся к высшей группе должностей;
    • замещающим должности категории «помощники (советники)», назначение на которые и освобождение от которых осуществляются президентом России;
    • замещающим должности, относящиеся к главной группе должностей, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Правительством Российской Федерации.

    Классный чин сохраняется за гражданским служащим пожизненно. При нахождении на государственной службе, за классный чин выплачивается дополнительное вознаграждение в размере, установленном актами президента России[2][14].


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.

    © Моё Право, 2022 | Все права защищены