Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Предоставление преимуществ организациям инвалидов по 44 фз». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Если в спецификации к проекту контракта предстоящей закупки и в технических документах о приобретаемых товарах, работах или услугах присутствуют категории из списка, указанного в Постановлении №341 от 15.04.2014, то заказчик, формируя извещение о закупке, обязана поставить в нем отметку о выгодах, предоставляемых для ОИ.
В июле 2016 ода, после многочисленных обращений в Министерство труда, Правительством РФ было принято Постановление № 724 от 28.07.2016, являющееся прямым дополнением к Постановлению № 341. Ранее, к списку товаров, работ или услуг, выполняемых ОИ, относились 42 номенклатурных классифицированных позиции. После нововведений их количество увеличилось еще на 16 новых наименований.
После 9 августа 2016 года изменились преимущества инвалидам по 44 ФЗ, перечень расширили, теперь он включает такие позиции, как минеральные воды, фруктовые и овощные соки, хлебцы, сухарики, гренки, постельное белье, хлопковые изделия, хозяйственные изделия, а также услуги санаторно-курортных и спортивных учреждений и многое другое.
Полный список преференциальных товаров можно найти в актуальной редакции Постановления № 341.
УТВЕРЖДЕН постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2015 года N 341 (В редакции, введенной в действие с 9 августа 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2016 года N 724. — См. предыдущую редакцию)
Перечень товаров, работ, услуг, при закупке которых предоставляются преимущества организациям инвалидов
Код по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008)
Наименование товаров и услуг
10.13.14.164
Полуфабрикаты мясные (мясосодержащие) в тесте охлажденные
10.32.1
Соки из фруктов и овощей
10.39.18.110
Овощи (кроме картофеля), приготовленные или консервированные с уксусом или уксусной кислотой
10.71.11
Изделия хлебобулочные недлительного хранения
10.72.11
Хлебцы хрустящие, сухарики, гренки и аналогичные обжаренные продукты
10.72.19
Изделия хлебобулочные сухие прочие или хлебобулочные изделия длительного хранения
11.07.11
В соответствии с законом 44-ФЗ, преференции и преимущества – два совершенно разных понятия.
По закону, некоторые организации могут получить от государства ряд льгот. Последние распространяются на начисление налогов, осуществление тендерных мероприятий, целью которых является удовлетворение нужд государственного либо муниципального уровня.
Закон 44-ФЗ устанавливает для определенного круга исполнителей госконтрактов преференции. В их рамках конечная стоимость договора может быть увеличена в пользу участника.
Стоит пояснить, что понятие «преференция» используют, чтобы обозначить особое положение товаров, изготовленных на территории нашей страны, по отношению к зарубежным. Тогда как преимущества могут быть предоставлены конкретным компаниям.
Но практика показывает, что чаще всего два указанных понятия приравнивают друг к другу и обозначают просто как льготы.
Содержание:
Преференции для инвалидов по 44-ФЗ
Размещая в ЕИС сведения о запланированных торгах, организатор должен зафиксировать информацию о преимуществах в целом ряде документов. А именно это нужно сделать в плане закупок, плане-графике, извещениях, документации о торгах, если приобретаемые ТРУ входят в Перечень. Данное правило зафиксировано в письме Минэкономразвития РФ № ОГ-Д28-7622 от 08.06.2016 г. Нормы, по которым должны предоставляться льготы, указаны в ПП № 341.
Заказчику на данном этапе стоит быть готовым к таким трудностям, затрагивающим следующие аспекты:
Размер преференции.
По п. 21 приложения к письму Минэкономразвития РФ № Д28и-1889 от 30.09.2014 г. закон не требует от организатора торгов указывать процентное выражение льготы. А значит, достаточно прописать в документации, что преимущества будут предоставлены по ст. 29 закона 44-ФЗ.
В ч. 3 ст. 29 закона 44-ФЗ и п. 5 правил сказано, что заказчик имеет право установить преференцию для инвалидов менее 15 % суммы соглашения. Тогда как Минэкономразвития придерживается в своем письме № Д28и-2197 от 15.10.2014 г. мнения, что такая льгота должна быть равна 15 %.
Поэтому заказчику нужно установить преимущество в 15 % по цене договора.
Чтобы организация инвалидов могла получить преференции, ей нужно заявить о своем соответствии характеристикам, установленным ч. 2 ст. 29 закона 44-ФЗ. Для этого ей требуется подать заказчику декларацию в произвольной форме.
Организатор тендера лишен возможности запрашивать у исполнителя дополнительные бумаги, способные подтвердить его соответствие критериям. Данная норма зафиксирована в письмах ФАС РФ № АЦ/37971/14 от 19.09.2014 г. и Минэкономразвития № Д28и-192 от 29.01.2015 г.
Если победителем закупки становится организация лиц с ограниченными возможностями, последняя должна предоставить требование о предоставлении преимуществ. Договор на оказание услуг подписывается по предложенной победителем цене с учетом преференции для инвалидов, при этом сумма не может превышать НМЦК (по пп. 4, 5 Правил, ч. 3 ст. 29 закона 44-ФЗ).
Разберем сказанное на примере. Проводилась закупка светильников, организатор указал в извещении льготу 15 % от цены контракта для инвалидов и установил НМЦК, равную 400 тысяч рублей. По результатам торгов лучшим было признано предложение организации инвалидов, где цена контракта составляла 370 тысяч рублей. С учетом льготы данная цифра выросла до 425 500 рублей, то есть превысила НМЦК. Поэтому договор необходимо было подписать по цене, равной НМЦК, а именно 400 тысяч рублей.
Достаточно часто встречаются ситуации, когда во время аукциона организация инвалидов и победитель предложили поставить ТРУ по одинаковой стоимости. Если победитель уклоняется от своих обязанностей, договор подписывается с организацией инвалидов. В подобной ситуации соглашение заключается по цене с учетом преимущества.
Контрактная система создавалась не только с целью сделать бюджетные траты прозрачнее, но и обеспечить участникам равный доступ к закупкам. Это способствует добросовестной конкуренции. Вместе с тем для отдельных групп предусмотрены преференции. В госзаказе есть три категории льготников:
субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации (СМП и СОНО);
организации инвалидов (ОИ);
учреждения исправительной системы (УИС).
Правила отнесения участников к каждой категории и ссылки на нормативные акты представлены на следующей схеме.
Указанным категориям преимущества предоставляются в том случае, если объект закупки входит в перечень из соответствующего постановления (№ 341 и № 649 соответственно). Заказчик определяется с объектом закупки и сверяется с этими постановлениями. Если товар входит в одной из них, необходимо установить преимущества для соответствующей категории участников.
Преимущества для учреждений УИС и организаций инвалидов таково: контракт будет заключен по цене на 15% выше, чем фигурирует в заявке такого участника. Из формулировки закона может показаться, что преимущество может быть и менее 15%, однако это такая трактовка ошибочна. Подразумевается, что преимущество составляет 15%, но при этом контракт может быть заключен по цене, не выше НМЦК (письмо Минэкономразвития 15.10.2014 № Д28и-2197).
В перечнях постановлений указаны коды по классификатору ОКПД2. Он имеет определенную структуру (показана ниже на примере класса 13 «Текстиль и изделия текстильные»). Преимущества распространяются на все нижестоящие ступени структуры кода.
Структура ОКПД2
13 Класс «Текстиль и изделия текстильные»
13.9 Подкласс «Изделия текстильные прочие»
13.92 Группа «Изделия текстильные готовые (кроме одежды)»
13.92.1 Подгруппа «Изделия текстильные готовые для домашнего хозяйства»
13.92.12 Вид «Белье постельное»
13.92.12.110 Категория «Белье постельное из хлопчатобумажных тканей»
13.92.12.114 Подкатегория «Комплекты постельного белья из хлопчатобумажных тканей»
Например, заказчик испытывает потребность в электрических переносных светильниках. Этому объекту закупки соответствует код ОКПД2 27.40.21.110. Сверяемся с постановлением № 341 и видим, что в него включен код 27.40.2 «Светильники и осветительные устройства». Нужный заказчику объект закупки входит в структуру этого кода. Соответственно, необходимо установить в закупке преимущество для организаций инвалидов.
Важно! Если нужно закупить разные товары, удостоверьтесь, что все они входят в перечень. Только тогда стоит включать их в одну закупку. Если же нужно купить товары помимо перечня, проводите разные процедуры.
Преимущество должно быть установлено в плановых документах и продублировано в закупочной документации, проекте контракта. Также следует указать, что контракт не может быть заключен по цене выше НМЦК. Ниже представлена выдержка из аукционной документации, содержащая оговорку о преимуществе для льготных категорий:
Преимущества, предоставляемые для учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы, организаций инвалидов
Преимущество учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы
Устанавливается заказчиком в соответствии с разделом ________ документации об электронном аукционе в размере до 15% от цены, предложенной учреждением или предприятием уголовно-исполнительной системы, признанным победителем, но не более начальной (максимальной) цены контракта
Устанавливается в размере 15% от цены контракта, но не более начальной (максимальной) цены контракта / Не устанавливается
Преимущество организациям инвалидов
Победитель относится к УИС. В его заявке должно быть требование о предоставлении преимуществ. Если оно есть, преимущество нужно предоставить.
Победитель относится к ОИ. В его заявке должно быть заявление о соответствии категории. Перед тем как подписывать контракт, он должен направить заказчику требование о предоставлении преимущества. Если требование подано, нужно устанавливать цену контракта с учетом преимущества.
Внимание! Если победитель уклонился от заключения контракта, а следующий за ним участник относится к льготным категориям, то преимущество ему также должно быть предоставлено.
Покажем на примере, как рассчитать цену контракта, если победу одержал льготник. Пусть предмет закупки входит в перечень из постановления № 341, а значит, предоставляется преимущество организациям инвалидов. Начальная цена контракта — 300 000 рублей. Победителем признана заявка субъекта категории ОИ с ценой 270 000 рублей. Размер преимущества — 15%.
Рассчитаем цену контракта. Применяется такая формула:
Расчетная цена, учитывающая предоставленное преимущество, выше начальной (максимальной). Таким образом, контракт с организацией инвалидов будет заключен по цене 300 000 рублей, то есть по НМЦК.
Заказчики обязаны закупать у малых и некоммерческих предприятий не менее 15% от совокупного годового объема закупок (СГОЗ). В первую очередь, нужно правильно определить этот объем. Если ошибиться в расчетах или не выдержать этот лимит, то можно получить штраф в размере 50 000 рублей.
Формула расчета СГОЗ:
СГОЗ =
Стоимость контрактов, заключенные в предыдущих финансовых годах, в части, которая оплачивается в текущем финансовом году
+
Стоимость контрактов, заключаемых, исполняемых и оплачиваемых в текущем финансовом году
+
Стоимость контрактов, заключенных в текущем финансовом году, исполнение которых будет перенесено на следующие годы, в части, подлежащей оплате в текущем году
Когда СГОЗ рассчитан, нужно взять от него 15% — это и будет минимум закупок у СМП и СОНО. Однако планируя закупки, нужно брать этот процент с запасом, ведь некоторые из них могут не состояться. В таком случае заказчик рискует не набрать 15%-ный объем и получить штраф.
Преимущество для малого бизнеса стоит устанавливать в тех закупках, объекты которых они в силах поставить. Так, не стоит объявлять закупку для СМП и СОНО, если объектом являются, например, медицинские услуги или топливо. Поскольку компании, которые занимаются поставкой таких товаров и услуг, редко относятся к разряду малых предприятий.
Когда выбраны объекты закупки у СМП, нужно отразить это в плановых документах, закупочной документации и контракте. Есть два важных момента, которые нужно прописать:
Оплата. Если контракт заключен с СМП или СОНО, то с момента подписания документов о приемке до дня оплаты должно пройти не более 15 рабочих дней.
Штрафы. За просрочку платежа начисляются пени. Во всех остальных случаях факты неисполнения или ненадлежащего исполнения контракта караются штрафами. Эти условия должны быть прописаны в обязательном порядке. Нужно указать фиксированную сумму штрафа, определенную исходя из стоимости контракта, а также всю штрафную линейку. Для малых предприятий размеры таковы:
при цене контракта до 3 млн рублей размер штрафа составляет 3%;
при цене контракта от 3 до 10 млн рублей — 2%;
при цене контракта от 10 до 20 млн рублей — 1%.
Пример формулировки положения относительно штрафа приведен на следующем изображении.
Цель Федерального закона № 44-ФЗ заключается не только в создании открытой и конкурентной среды при проведении госзакупок, но и в поддержке определенных категорий поставщиков, которые в этих закупках участвуют.
Согласно требований 44-ФЗ льготные условия предусмотрены для 3-х категорий участников:
1 категория — субъекты малого предпринимательства (сокращенно — СМП) и социально ориентированные некоммерческие организации (СОНКО) (ст.30 44-ФЗ);
2 категория — учреждения и предприятия уголовно-исполнительной системы (УИС) (ст.28 44-ФЗ);
3 категория — организации инвалидов (ст.29 44-ФЗ).
Давайте теперь более подробно рассмотрим, какие преференции предусмотрены для каждой категории участников.
Преференции по 44-ФЗ: что это значит и кто может ими воспользоваться?
Если закупка проводится только среди СМП и СОНКО, то в контракт включается обязательное условие об оплате Заказчиком поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги в срок не более чем в течение 15 рабочих дней с даты подписания Заказчиком документа о приемке (ч.8 ст.30 44-ФЗ). Для остальных закупок (не для СМП и СОНКО) этот срок составляет не более 30 календарных дней.
Общероссийские общественные организации инвалидов (ОИ), их союзы: 80% членов – инвалиды
Организации, уставной (складочный) капитал которых на 100% состоит из вкладов ОИ:
— среднесписочная численность инвалидов по отношению к другим работникам – не менее 50%;
— доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда – не менее 25%.
Предположим, что Заказчиком проводится закупка товара из перечня ПП РФ №341 от 15.04.2014 г. и в документации установлено преимущество для организаций инвалидов в размере 15%. Начальная максимальная цена контракта 100 000 рублей.
Участник №1 (не ОИ) предложил цену — 85 000 рублей. А Участник №2 (ОИ) в своей заявке указал цену — 80 000 рублей. Участник №2 победил, так как указал цену ниже. Но поскольку Заказчиком была установлена 15% преференция для организаций инвалидов, то Участник №2 может воспользоваться своим правом и направить Заказчику требование об увеличении предложенной им цены на 15%. Таким образом контракт с Участником №2 будет заключен по цене 80 000 + 15% = 92 000 рублей.
Единственное правило в данном случае, чтобы цена, по которой будет заключен контракт с победителем, не превышала НМЦК, установленную в документации. В нашем случае это правило соблюдается, т.к. НМЦК — 100 000 рублей, а контракт с учетом преференции 15% заключен за 92 000 рублей.
Если бы Участник №2 (ОИ) победил с ценой 90 000 рублей и воспользовался бы своим правом на получение преимущества в 15%, то контракт был бы с ним заключен за 100 000 рублей, а не за 103 500 рублей (90 000 + 15%).
Постановление содержит правила, которые регламентируют, как определить поставщика, если в конкурсе участвует предприятие инвалидов и определения окончательной стоимости контракта в случае конкурсного выигрыша представителей этих общественных организаций. Во второй части перечисляются товары и услуги, предоставляемые организациями инвалидов, которые подпадают под действие постановления. Касается это:
соков (из фруктов и овощей);
сухариков, гренок хлебцев;
консервированных в уксусной кислоте овощей (исключение составляет картофель);
минеральных вод;
тары из дерева;
упаковочной пластмассовой продукции;
канатов, веревки, сетей из бечевки;
постельного, столового и туалетного белья;
одеял;
колготок, чулочных изделий (вязаных или из трикотажа);
одежды из нетканых материалов;
митенок трикотажных или вязаных, перчатки, изделия из хлопка.
Со всем перечнем, по которому предоставляются преимущества, можно ознакомиться в тексте постановления.
Если организация, в которую входят лица с ограниченными физическими возможностями, участвует в тендерах на государственные заказы, то ей предусмотрены преференции. Они прописаны в правилах Постановления 341, предоставляющие некоторые преимущества относительно стоимости контрактов. Признание победителем организации инвалидов или ПП увеличивает предложенную ими цену на 15 процентов.
Распространяется закон в отношении всероссийских общественных объединений инвалидов:
союзов, объединяющих предприятия людей с физическими ограничениями и лиц, которые в законный способ их представляют в организации должно быть минимум 80% от числа всех работающих;
уставные капиталы этих объединений должны полностью состоять из денежных вкладов компаний инвалидов РФ (не менее половины всех работающих на таких предприятиях должны составлять инвалиды, а на заработную плату выделяется четверть и больше денег от всего объема расходуемых на выплаты средств).
Процедурный этап при отборе поставщика (подрядчика или исполнителя) проходит с учетом предоставления преимущества вышеуказанным участникам, где трудятся инвалиды.
Подходя с формальной точки зрения, преимущества, которыми пользуются поставщики, подрядчики, исполнители, входящие в отдельные категории, не благоприятствуют равноправию в области госзакупок, гарантированному законодательством. Но законом предусматривается особые условия, касающиеся малых предприятий и ПП, социальных некоммерческих проектов, предприятий в составе пенитенциарной системы, организаций, где основную часть трудящихся составляют инвалиды.
Для предприятий инвалидов, которые участвуют в тендерах госзакупок, предусматриваются преференции с соблюдением определенных требований:
обязательное соответствие перечню приобретаемого по контракту;
преференции не действуют, если в конкурсе участвует одна организация или ПП;
часть 2 статьи 29 ФЗ-44 прописывает требования, обязательные для победившего в конкурсе;
Документ содержит предписания, регламентирующие порядок выявления поставщика при участии в конкурсе фирмы нетрудоспособных и фиксирование заключительной стоимости контракта в случае выигрыша такой организацией. Вторая часть постановления содержит список товаров и услуг, подпадающих под действие документа. Преимущества организациям инвалидов по 44 ФЗ предоставляются по следующему перечню товаров и услуг:
овощные и фруктовые соки;
сухарики, хлебцы;
уксусная консервация;
минеральная вода;
деревянные упаковки;
упаковочная пластмассовая продукция;
канат, веревки;
постельное, кухонное и туалетное белье;
одеяла;
вязаные и трикотажные носочно-чулочные изделия;
гостиничный сервис;
спортивные услуги;
устный перевод.
Таким образом, льготы включают не только список изделий и продукции, но и оказываемых услуг.
Перечень преимуществ инвалидам по 44 ФЗ можно условно разделить на несколько больших групп:
Пищевая индустрия (хлебобулочные изделия, соки и воды, полуфабрикаты).
Производственная и повседневная одежда (костюм, куртка, перчатки).
Изделия хозяйственные бытовые из различных материалов (бетонные, гипсовые, пластмассовые, крепежи, винты, мебельная фурнитура, декоративные статуэтки).
Итак, Постановление для инвалидов по 44 ФЗ установило несколько групп товаров и услуг, которые преимущественно государство заказывает у организаций-производителей с участниками инвалидами.
Согласно постановлению по инвалидам по 44 ФЗ, льготы для организаций с нетрудоспособными участниками состоят в следующем:
По просьбе выигравшей стороны стоимость контракта вправе быть приумножена на 15 %. Так происходит, если итоговая назначенная цена не превышает максимально названную на аукционе.
Льготы действуют только на тот список товаров и услуг, который одобрен правительством. Постановление 341 для инвалидов с изменениями на 2019 год существенно расширило список.
Преимущества инвалидам по 44 ФЗ — Постановление Правительства
Закон действует для следующих организаций:
Союзы, объединяющие учреждения людей с ограниченными возможностями здоровья. Нетрудоспособных должно быть не менее 80 %.
Уставный капитал предприятий должен состоять из финансовых вложений компании с сотрудниками с физическими нарушениями здоровья.
Поставщиками становятся преимущественно перечисленные организации в случае их участия в конкурсе. По итогам процедуры отбора предприятие озвучивает свою цену. Постановление устанавливает объем льготы до 15 %.
Закупка осуществляется исключительно у предприятий с нетрудоспособными участниками, легально действующих в РФ и зарегистрированных в реестре. Если товар или услуга не перечислены в соответствующем списке, то льгота не действует.
Таким образом, госзакупка у нетрудоспособных лиц производится по правилам:
Осуществляется в условиях конкуренции. То есть поставщиком выступает не одна организация.
Приобретаемые товары указаны в перечне.
Не рекомендуется покупать единовременно часть товаров из списка вместе с невключенными в список изделиями, продукцией. Во избежание обвинений лучше произвести разные процедуры закупки.
Только ФЗ определяет правила закупки с участием нетрудоспособных лиц.
Письмо Минфина России от 18.05.2020 № 24-01-06/40551 «О возможности предоставления преимуществ в сфере закупок поставщикам (подрядчикам, исполнителям), осуществляющим деятельность в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»
Нужно ли отклонять заявки участников, если они не являются общероссийской организацией инвалидов в закупке с преимуществом для инвалидов по ст 29 44-ФЗ?
Вебинар от 01.08.2019 «Применение национального режима при закупках по 44-ФЗ в 2019»
Приказ Минфина России от 30.04.2019 № 64н “О внесении изменения в приложение к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 4.06.2018 № 126н»
Письмо Минфина России от 15.04.2019 № 24-02-05/26879 «О внесении изменений в приказ Минфина России от 04.06.2018 № 126н»
Дело в том, что схожие с закупочными меры поддержки предоставляются инвалидам и в других отраслях законодательства. В частности можно обратиться к положениям 381 (льготы по налогу на имущество организаций) и 395 (льготы по земельному налогу) статьи НК РФ, которыми организациям инвалидов, а также компаниям, созданным объединениями инвалидов, соответствующих определенным законом условиям, предоставляются налоговые льготы.
Также как и 44-м законе в 381 и 395 статьях сказано, что льготы предоставляются только общероссийским объединениям инвалидов (созданными ими компаниям). Однако по поводу применения этих положений сформирована единообразная судебная практика, по которой право на льготу имеют не только общероссийские объединения инвалидов, но и любые другие их объединения, в том числе региональные.
Такая позиция была доведена до арбитражных судов Информационным письмом Президиума ВАС РФ от 17.11.2011 N 148 (пункт 4 Обзора практики). Такую позицию судьи заняли в рассмотренных делах по вопросу предоставления налоговых льгот (в частности, Постановление Президиума ВАС РФ от 13.02.2002, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 23.11.2006 № А21-10924/2005, ФАС Уральского округа от 03.10.2005 № Ф09-4376/05-С7, ФАС Поволжского округа от 16.04.13 № А65-17023/2012 ).
Позиция Минфина не всегда была последовательной в этом вопросе. Однако в одном из последних писем (письмо от 19 июня 2017 г. N 03-01-11/37874) Минфин сообщил, что компания, созданная региональным объединением инвалидов, являющимся структурным подразделением общероссийской организации инвалидов, имеет право на льготы по налогу на имущество организаций и земельному налогу.
Как видите, в налоговом законодательстве (в отличие от закупочного) Минфин допускает предоставление мер поддержки компании, созданной региональной организацией инвалидов.
Так должны или не должны предоставляться преференции по 29 статье 44-ФЗ организации инвалидов, не являющейся общероссийской? С учетом приведенных позиций Конституционного Суда России, арбитражных судов о недопустимости дискриминации инвалидов полагаем, что преференции должны предоставляться любой организации инвалидов, а не только общероссийской.
Хотя судебная практика по применению 29 статьи 44-ФЗ по этому вопросу еще не сформирована, полагаем, что рано или поздно судьи будут применять аналогичный подход, что и ранее в отношении налогового законодательства.
Какие организации инвалидов имеют преимущества в закупках?
9 декабря 2015 г., 28 июля 2016 г., 22 июня 2018 г., 27 июля 2019 г.
В соответствии с частью 3 статьи 29 Федерального закона “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” Правительство Российской Федерации постановляет:
Правила предоставления преимуществ организациям инвалидов при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении предлагаемых ими цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги;
перечень товаров, работ, услуг, при закупке которых предоставляются преимущества организациям инвалидов.
Председатель Правительства Российской Федерации
15 апреля 2014 г. N 341
Наименование изменено с 7 августа 2019 г. – Постановление Правительства России от 27 июля 2019 г. N 973
Изменения применяются к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок либо приглашения принять участие в которых направлены после 7 августа 2019 г.
Правилапредоставления преимуществ организациям инвалидов при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении предлагаемых ими цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги
(утв. постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 341)
Если рассуждать с точки зрения формализма, предоставляемые отдельным категориям поставщиков, исполнителей или подрядчиков преференции противоречат заявленным в статье 8 закона о госзакупках гарантиям и принципам обеспечения равноправной конкуренции среди претендентов. Однако законом предусмотрены отдельные условия для субъектов малого предпринимательства, социально-ориентированных некоммерческих организаций, учреждений и предприятий уголовно-исправительной системы и предприятий инвалидов.Вопрос участия людей с ограничениями физических возможностей в осуществлении госзакупок затрагивается в статье 29 ФЗ-44. Статья состоит из трех частей, которые гласят следующее:
Организациям лиц с ограниченными физическими возможностями законом предусмотрены преимущества при участии в осуществлении госзакупок. Прописаны в части 3.
Действие положений рассматриваемой статьи распространено на всероссийские общественные объединения инвалидов. В их числе:
Союзы таких общественных предприятий. Процент людей с ограничениями и их законных представителей в них должен составлять не меньше 80% от общего количества членов;
Организации, уставный капитал которых целиком составлен из вкладов всероссийских общественных предприятий инвалидов. В рамках таких компаний численность инвалидов в количественном соотношении должна составлять не менее половины, а доля оплаты труда — не менее четверти от общего объема выплачиваемых средств.
Во время проведения процедур по выбору поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик должен предоставить упомянутым выше предприятиям преимущество. Это требование не действует в случае, когда закупка осуществляется у единственного поставщика. Преимущество предоставляется в контексте озвученной претендентом цены в размере. Размер такой преференции ограничен 15 процентами. Предоставляется в установленном законом порядке и соответственно утвержденному Правительством РФ перечню работ, товаров и услуг. Так называемое «постановление о преимуществе инвалидам по 44 ФЗ», т.е. Постановление Правительства РФ N 341 мы рассмотрим ниже. Если запрашиваемый товар, работа или услуга входят в утвержденный постановлением правительства перечень, заказчик должен указать информацию о предоставлении преимуществ в извещении о проведении закупок и в закупочной документации. Если победителем конкурса становится организация инвалидов, контракт по ее требованию может быть заключен по цене, которую предложит сам победитель, с учетом предоставленного ценового преимущества. Однако конечная цена контракта не может превышать начальную величину, указанную в извещении.
Подведем итоги касательно выдвигаемых законом требований:
В этом случае госзакупка не может проводиться у единственного поставщика. При указанных обстоятельствах статус участника не имеет значения в выборе победителя;
Приобретаемые товары (работы, услуги) должны входить в утвержденный перечень;
Одновременная закупка товаров, часть из которых включена в перечень, а другая — нет, — нежелательна. Лучше их разделить по разным лотам, дабы не быть обвиненным в безосновательном ограничении круга претендентов на участие в закупке;
Победитель должен соответствовать требованиям, прописанным в части 2 ст. 29 ФЗ-44.
Преференции по 44-ФЗ реализуются по различным схемам в отношении каждой из категорий участников госзакупок, которые имеют на них право.
Учреждения уголовно-исправительной системы могут пользоваться преференцией в размере 15 процентов по 44-ФЗ. Это значит, что победившая на торгах организация вправе затребовать увеличение стоимости контракта на 15 %.
При этом не допускается превышение НМЦК, прописанной в извещении об аукционе. К примеру, НМЦК составляет 1,5 млн руб. Победителем закупки стала компания из состава УИС с ценой 1,35 млн руб. Заключение с ней контракта возможно максимум по стоимости в 1,5 млн руб.
, хотя увеличение ее на 15 % позволило бы поднять цену заказа до 1,55 млн руб.
Списки постановлений содержат коды по классификатору ОКПД-2, для которого разработана специальная структура (пример ее приведен ниже для класса 13 «Текстиль и изделия текстильные»). Льготами могут пользоваться производители любых товаров из структуры кода.
Структура ОКПД2:
13 Класс «Текстиль и изделия текстильные»
13.9 Подкласс «Изделия текстильные прочие»
13.92 Группа «Изделия текстильные готовые (кроме одежды)»
13.92.1 Подгруппа «Изделия текстильные готовые для домашнего хозяйства»
Преференции Инвалидам По 44 Фз Постановление Правительства
ОТВЕТ: Действие статьи 29 Закона распространяется на: 1) общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее чем восемьдесят процентов, 2) и на организации, уставный (складочный) капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов и среднесписочная численность инвалидов в которых по отношению к другим работникам составляет не менее чем пятьдесят процентов, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда — не менее чем двадцать пять процентов. Согласно ст.33 Федерального закона №181-ФЗ на организации, которые созданы общероссийскими общественными объединениями инвалидов, и уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, и среднесписочная численность инвалидов в которых по отношению к другим работникам составляет не менее чем 50 процентов, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда — не менее чем 25 процентов, распространяется действие Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» при соответствии данных организаций требованиям, установленным указанным Федеральным законом, за исключением пункта 1 части 1 статьи 4 указанного Федерального закона. Следовательно, организации, уставный (складочный) капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов, могут быть субъектами малого предпринимательства. Объявление процедуры закупки у СМП, СОНКО с одновременным предоставлением преимуществ организациям инвалидов не ограничивает возможности таких организаций на участие в закупке, и, по мнению Института госзакупок, не нарушает ст. 29 Закона № 44-ФЗ. Кроме того, следует отметить, что согласно ч. 1.1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ при определении 15% годового объема закупок у СМП, СОНКО не исключаются закупки товаров, работ, услуг, при осуществлении которых заказчик обязан предоставлять преимущества в соответствии со статьями 28 и 29 Закона № 44-ФЗ. При закупке товаров, работ, услуг, включенных в перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 341 заказчик обязан предоставлять преимущества организациям инвалидов (ч. 3 ст. 29 Закона № 44-ФЗ). Следовательно, если предположить, что объявление процедуры закупки у СМП, СОНКО с одновременным предоставлением преимуществ организациям инвалидов является нарушением ст.29 Закона № 44-ФЗ, тогда фактически заказчик может нарушить другую статью – ст. 30 Закона № 44-ФЗ, так как не наберет необходимого 15% годового объема закупок.
Законодательство о контрактной системе не содержит определения преференций для участников закупочных процедур по 44-ФЗ и отдельной статьи, в которой были бы собраны все возможные преимущества и порядок их предоставления.
В 44-ФЗ устанавливаются преференции для отдельных участников сферы госзаказа в ст. 28-30. Также определенные преимущества предоставляются поставщикам, которые предлагают госзаказчикам товары российского производства или товары из стран ЕАЭС (включая Беларусь) по ст. 14 44-ФЗ, устанавливающей национальный режим закупок.
Преференции по 44-ФЗ означают, что среди прочих равных предложений по условиям исполнения контрактов, сделанных участниками, заказчику следует выбрать того, кто подпадает под определенную категорию лиц, или предоставить им льготы в момент подписания госконтракта.
Помимо положений 44-ФЗ, льготы предоставляются на основании следующих нормативно-правовых актов:
Постановления Правительства №649 от 2014 года с утвержденным перечнем товаров, работ и услуг, которые покупаются у УИС.
Перечня товаров, работ и услуг, которые закупаются у организаций инвалидов по Постановлению Правительства №341 от 2014 года.
Приказа Минэкономразвития№155 от 2014 года об условиях допуска иностранных товаров (вместо него с 2018 года действует Приказ Минфина от 2018 года №126н).
Постановления Правительства №925 о приоритете для товаров российского производства от 2016 года.
Подходя с формальной точки зрения, преимущества, которыми пользуются поставщики, подрядчики, исполнители, входящие в отдельные категории, не благоприятствуют равноправию в области госзакупок, гарантированному законодательством. Но законом предусматривается особые условия, касающиеся малых предприятий и ПП, социальных некоммерческих проектов, предприятий в составе пенитенциарной системы, организаций, где основную часть трудящихся составляют инвалиды.
Законодательство о контрактной системе не содержит определения преференций для участников закупочных процедур по 44-ФЗ и отдельной статьи, в которой были бы собраны все возможные преимущества и порядок их предоставления.
В 44-ФЗ устанавливаются преференции для отдельных участников сферы госзаказа в ст. 28-30. Также определенные преимущества предоставляются поставщикам, которые предлагают госзаказчикам товары российского производства или товары из стран ЕАЭС (включая Беларусь) по ст. 14 44-ФЗ, устанавливающей национальный режим закупок.
Преференции по 44-ФЗ означают, что среди прочих равных предложений по условиям исполнения контрактов, сделанных участниками, заказчику следует выбрать того, кто подпадает под определенную категорию лиц, или предоставить им льготы в момент подписания госконтракта.
Помимо положений 44-ФЗ, льготы предоставляются на основании следующих нормативно-правовых актов:
Постановления Правительства №649 от 2014 года с утвержденным перечнем товаров, работ и услуг, которые покупаются у УИС.
Перечня товаров, работ и услуг, которые закупаются у организаций инвалидов по Постановлению Правительства №341 от 2014 года.
Приказа Минэкономразвития№155 от 2014 года об условиях допуска иностранных товаров (вместо него с 2018 года действует Приказ Минфина от 2018 года №126н).
Постановления Правительства №925 о приоритете для товаров российского производства от 2016 года.
Преференции по 44-ФЗ устанавливаются для следующих категорий участников закупочной деятельности:
Организаций инвалидов (по ст. 29 44-ФЗ).
Учреждений УИС и предприятий этой системы (по ст. 28 44-ФЗ).
Социально ориентированным НКО (по ст. 29 44-ФЗ).
Представителям малого предпринимательства (по ст. 29, 30 44-ФЗ).
Для того чтобы рассчитывать на предусмотренные законодательством преимущества, субъекты закупок должны отвечать определенным условиям.
Так, учреждениям УИС необходимо входить по своему виду в перечень по Постановлению Правительства №89 от 2000 года.
Организациями инвалидов признаются объединения граждан, в которых от 80% участников выступают инвалидами или их законными представителями по правилам ФЗ-181 «О соцзащите инвалидов».
Субъекты малого предпринимательства – это организации, которые подпадают под правила ст. 4 209-ФЗ «О развитии СМП в РФ» от 2007 года. Они должны отвечать установленным требованиям по среднесписочной численности и размеру доходов за год.
Постановление По Инвалидам 44 Фз
В отношении каждой группы участников, которым полагаются преференции по 44-ФЗ, предусмотрены отдельные схемы их реализации.
Для учреждений УИС в случае победы в торгах ценах контракта может быть увеличена на 15% по требованию победителя. При этом она не может превысить установленной в извещении по закупке НМЦК. Например, НМЦК установлена в размере 1,5 млн р.
В закупке победила организация из состава уголовно-исправительной системы с ценой в 1,35 млн р. Контракт с ней может быть подписан по цене в 1,5 млн р.
, хотя по прямым расчетам с учетом преимущества в 15% она могла бы рассчитывать на цену контракта в 1,55 млн р.
Организациям инвалидов преимущества предоставляются по аналогичной схеме. Они также вправе рассчитывать на увеличение цены госконтракта при его заключении. Максимальный размер увеличения составляет 15%, но не более НМЦК.
Преференции для представителей малого бизнеса и НКО социальной направленности заключаются в том, что для них предлагаются отдельные закупки, к участию в которых не допускают представителей крупного бизнеса. Законодательно ограничен лимит таких закупок: он установлен в размере НМЦК в 20 млн р.
Важно учитывать, что для заказчиков установлено правило, что они обязаны размещать закупки у СМП и социально ориентированных НКО в объеме не менее 15% от суммарного объема закупок.
Представители малого бизнеса обладают и преимуществами в части оплаты: исполненные ими госконтракты подлежат оплате в течение 15 дней, тогда как в общем случае оплата осуществляется в течение 30 дней.
Для получения преимуществ в рамках осуществления национального режима участник закупок, который предложит продукцию российского производства, предоставляет соответствующую декларацию или сертификат. Национальный режим может полностью запрещать закупку иностранных товаров или ограничивать их доступ к торгам.
В некоторых случаях компаниям, которые предлагают отечественные товары, предоставляются следующие преференции: контракт с ними заключается по указанной цене. Тогда как при победе участника, предлагающего импортные товары к поставке, цена контракта снижается на 15% от сделанного им предложения.
Сведения о предоставляемых преференциях в рамках конкретной закупки и порядке их получения размещаются заказчиком в ЕИС.
Здесь также указывается на документы, которые должны предоставить заказчики для получения преимуществ.
В соответствии с ч. 6 ст. 2 ФЗ №71 с 1 июля 2019 года закупочные мероприятия можно производить спустя 1 день с момента внесения изменений в график закупок. График редактируется за день:
Планирование закупок осуществляется посредством формирования плана и графика (ст. 16 Закона). График редактируется в случае необходимости, а также в случаях изменения цены контракта, порядка оплаты и по результатам общественного обсуждения (ч. 13 ст. 21 Закона).
На основании ч. 6 ст. 1 ФЗ №71 будут внесены изменения в порядок обоснования закупок (ст. 18 Закона). Теперь обоснованными признаются закупки, отвечающие критериям нормирования (ст. 19 Закона) и цены контракта (ст. 22 Закона). В связи с этим:
предположительно на этапе планирования не потребуется обоснование;
оценка обоснованности не осуществляется в ходе мониторинга;
исключено обязательство по обоснованию объекта и целевого назначения закупки;
исключено обязательство по обоснованию максимальной цены контракта.
Предполагается, что заказчикам потребуется вносить описание, обоснование максимальной цены контракта и проект за 3 месяца до начала закупочных мероприятий.
Соответствующее требование может быть изложено при регламентации условий формирования плана-графика.
Если рассуждать с точки зрения формализма, предоставляемые отдельным категориям поставщиков, исполнителей или подрядчиков преференции противоречат заявленным в статье 8 закона о госзакупках гарантиям и принципам обеспечения равноправной конкуренции среди претендентов. Однако законом предусмотрены отдельные условия для субъектов малого предпринимательства, социально-ориентированных некоммерческих организаций, учреждений и предприятий уголовно-исправительной системы и предприятий инвалидов.
Вопрос участия людей с ограничениями физических возможностей в осуществлении госзакупок затрагивается в статье 29 ФЗ-44. Статья состоит из трех частей, которые гласят следующее:
Организациям лиц с ограниченными физическими возможностями законом предусмотрены преимущества при участии в осуществлении госзакупок. Прописаны в части 3.
Действие положений рассматриваемой статьи распространено на всероссийские общественные объединения инвалидов. В их числе:
Союзы таких общественных предприятий. Процент людей с ограничениями и их законных представителей в них должен составлять не меньше 80% от общего количества членов;
Организации, уставный капитал которых целиком составлен из вкладов всероссийских общественных предприятий инвалидов. В рамках таких компаний численность инвалидов в количественном соотношении должна составлять не менее половины, а доля оплаты труда — не менее четверти от общего объема выплачиваемых средств.
Во время проведения процедур по выбору поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик должен предоставить упомянутым выше предприятиям преимущество. Это требование не действует в случае, когда закупка осуществляется у единственного поставщика. Преимущество предоставляется в контексте озвученной претендентом цены в размере. Размер такой преференции ограничен 15 процентами. Предоставляется в установленном законом порядке и соответственно утвержденному Правительством РФ перечню работ, товаров и услуг. Так называемое «постановление о преимуществе инвалидам по 44 ФЗ», т.е. Постановление Правительства РФ N 341 мы рассмотрим ниже. Если запрашиваемый товар, работа или услуга входят в утвержденный постановлением правительства перечень, заказчик должен указать информацию о предоставлении преимуществ в извещении о проведении закупок и в закупочной документации. Если победителем конкурса становится организация инвалидов, контракт по ее требованию может быть заключен по цене, которую предложит сам победитель, с учетом предоставленного ценового преимущества. Однако конечная цена контракта не может превышать начальную величину, указанную в извещении.
Подведем итоги касательно выдвигаемых законом требований:
В этом случае госзакупка не может проводиться у единственного поставщика. При указанных обстоятельствах статус участника не имеет значения в выборе победителя;
Приобретаемые товары (работы, услуги) должны входить в утвержденный перечень;
Одновременная закупка товаров, часть из которых включена в перечень, а другая — нет, — нежелательна. Лучше их разделить по разным лотам, дабы не быть обвиненным в безосновательном ограничении круга претендентов на участие в закупке;
Победитель должен соответствовать требованиям, прописанным в части 2 ст. 29 ФЗ-44.
Постановление содержит правила, которые регламентируют, как определить поставщика, если в конкурсе участвует предприятие инвалидов и определения окончательной стоимости контракта в случае конкурсного выигрыша представителей этих общественных организаций. Во второй части перечисляются товары и услуги, предоставляемые организациями инвалидов, которые подпадают под действие постановления. Касается это:
соков (из фруктов и овощей);
сухариков, гренок хлебцев;
консервированных в уксусной кислоте овощей (исключение составляет картофель);
минеральных вод;
тары из дерева;
упаковочной пластмассовой продукции;
канатов, веревки, сетей из бечевки;
постельного, столового и туалетного белья;
одеял;
колготок, чулочных изделий (вязаных или из трикотажа);
одежды из нетканых материалов;
митенок трикотажных или вязаных, перчатки, изделия из хлопка.
Со всем перечнем, по которому предоставляются преимущества, можно ознакомиться в тексте постановления.
Распространяется закон в отношении всероссийских общественных объединений инвалидов:
союзов, объединяющих предприятия людей с физическими ограничениями и лиц, которые в законный способ их представляют в организации должно быть минимум 80% от числа всех работающих;
уставные капиталы этих объединений должны полностью состоять из денежных вкладов компаний инвалидов РФ (не менее половины всех работающих на таких предприятиях должны составлять инвалиды, а на заработную плату выделяется четверть и больше денег от всего объема расходуемых на выплаты средств).
Процедурный этап при отборе поставщика (подрядчика или исполнителя) проходит с учетом предоставления преимущества вышеуказанным участникам, где трудятся инвалиды.
Предприятие-претендент на преимущество указывает размер своей цены. Постановление Правительства Российской Федерации ограничивает размер преференций 15 процентами. Их предоставление должно соответствовать правительственным документам, утверждающим перечень, содержащий предоставляемую услугу, выполняемую работу или предлагаемые товары.
Если рассуждать с точки зрения формализма, предоставляемые отдельным категориям поставщиков, исполнителей или подрядчиков преференции противоречат заявленным в статье 8 закона о госзакупках гарантиям и принципам обеспечения равноправной конкуренции среди претендентов. Однако законом предусмотрены отдельные условия для субъектов малого предпринимательства, социально-ориентированных некоммерческих организаций, учреждений и предприятий уголовно-исправительной системы и предприятий инвалидов.
Вопрос участия людей с ограничениями физических возможностей в осуществлении госзакупок затрагивается в статье 29 ФЗ-44. Статья состоит из трех частей, которые гласят следующее:
Организациям лиц с ограниченными физическими возможностями законом предусмотрены преимущества при участии в осуществлении госзакупок. Прописаны в части 3.
Действие положений рассматриваемой статьи распространено на всероссийские общественные объединения инвалидов. В их числе:
Союзы таких общественных предприятий. Процент людей с ограничениями и их законных представителей в них должен составлять не меньше 80% от общего количества членов;
Организации, уставный капитал которых целиком составлен из вкладов всероссийских общественных предприятий инвалидов. В рамках таких компаний численность инвалидов в количественном соотношении должна составлять не менее половины, а доля оплаты труда — не менее четверти от общего объема выплачиваемых средств.
Во время проведения процедур по выбору поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик должен предоставить упомянутым выше предприятиям преимущество. Это требование не действует в случае, когда закупка осуществляется у единственного поставщика. Преимущество предоставляется в контексте озвученной претендентом цены в размере. Размер такой преференции ограничен 15 процентами. Предоставляется в установленном законом порядке и соответственно утвержденному Правительством РФ перечню работ, товаров и услуг. Так называемое «постановление о преимуществе инвалидам по 44 ФЗ», т.е. Постановление Правительства РФ N 341 мы рассмотрим ниже. Если запрашиваемый товар, работа или услуга входят в утвержденный постановлением правительства перечень, заказчик должен указать информацию о предоставлении преимуществ в извещении о проведении закупок и в закупочной документации. Если победителем конкурса становится организация инвалидов, контракт по ее требованию может быть заключен по цене, которую предложит сам победитель, с учетом предоставленного ценового преимущества. Однако конечная цена контракта не может превышать начальную величину, указанную в извещении.
Идея предоставления преимуществ в отношении озвученной цены для отдельной категории поставщиков — организаций инвалидов — была разработана и включена в постановление спустя год после появления закона о государственных закупках N 44-ФЗ. С тех пор текст Постановления дважды претерпевал изменения из-за расширения перечня соответствующих работ и услуг.
Для подробного знакомства с правилами предоставления преференций таким предприятиям, а также с перечнем товаров и услуг, предлагаем скачать Постановление Правительства N 341 «О предоставлении преимуществ организациям инвалидов при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении предлагаемой ими цены контракта» в действующей редакции.
Согласно положениям настоящего закона, все закупки заказчики осуществляют с помощью конкурентных методов определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Среди конкурентных методов выделяются конкурсы:
открытый;
с ограниченным участием;
двухэтапный;
закрытый;
закрытый с ограниченным участием;
аукционы (закрытые, открытые);
запрос котировок;
запрос предложений.
При проведении конкурса выигрывает тот поставщик, который предложил более выгодные условия.
При проведении аукциона выигрывает поставщик, который предложил самую маленькую цену за выполнение условий договора о закупке.
Согласно, положениям Федерального Закона № 44, все заказчики вправе использовать любой метод определения поставщика. Исключение составляют закупки у инвалидов, подобным учреждениям предоставляются преимущества.
Положения настоящей 29 статьи Федерального Закона Российской Федерации о государственных закупках действуют на:
общественные организации людей с ограниченными возможностями;
союзы общественных предприятий людей с ограниченными возможностями.
Вышеуказанные организации должны соответствовать условиям:
члены организации — инвалиды, их численность составляет не менее 50% от всего состава работников;
уставный капитал состоит из вложений общероссийских общественных организаций инвалидов;
доля оплаты труда гражданам инвалидам составляет не меньше 25% в фонде оплаты труда.
Постановление Правительства «О предоставлении преимуществ организациям инвалидов при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении предлагаемой ими цены контракта» было принято 15 апреля 2014 года.
Принят нормативно правовой акт № 341 на основании части 3 статьи 29 Федерального Закона о государственных закупках. 27 июля 2016 года был утвержден законодательный акт № 724, который внес изменения в 341 Постановление.