Материнский Капитал Закон

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Материнский Капитал Закон». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

(в ред. Федеральных законов от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 25.12.2008 N 288-ФЗ, от 28.07.2010 N 241-ФЗ, от 29.12.2010 N 440-ФЗ, от 01.07.2011 N 169-ФЗ, от 16.11.2011 N 318-ФЗ, от 28.07.2012 N 133-ФЗ, от 07.06.2013 N 128-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 23.06.2014 N 171-ФЗ от 21.07.2014 N 216-ФЗ, от 08.03.2015 N 54-ФЗ, от 23.05.2015 N 131-ФЗ, от 28.11.2015 N 348-ФЗ, от 30.12.2015 N 433-ФЗ, от 03.07.2016 N 302-ФЗ, от 28.12.2016 N 470-ФЗ, от 20.12.2017 N 411-ФЗ, от 28.12.2017 N 432-ФЗ, от 07.03.2018 N 56-ФЗ, от 30.10.2018 N 390-ФЗ, от 18.03.2019 N 37-ФЗ, от 27.06.2019 N 151-ФЗ, от 02.08.2019 N 283-ФЗ, от 01.03.2020 N 35-ФЗ, от 13.07.2020 N 202-ФЗ)

Принят
Государственной Думой
22 декабря 2006 года

Одобрен
Советом Федерации
27 декабря 2006 года

Настоящий Федеральный закон устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь.

1. Законодательство Российской Федерации о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также из издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, — меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, а также повышения уровня пенсионного обеспечения с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом (далее — дополнительные меры государственной поддержки); (в ред. Федерального закона от 28.11.2015 N 348-ФЗ)

2) материнский (семейный) капитал — средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом;

3) государственный сертификат на материнский (семейный) капитал — именной документ, подтверждающий право на дополнительные меры государственной поддержки.

1. Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства:

1) женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года;

2) женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки;

3) мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 года;

4) женщин, родивших (усыновивших) первого ребенка начиная с 1 января 2020 года; (в ред. Федерального закона от 01.03.2020 N 35-ФЗ)

5) мужчин, являющихся единственными усыновителями первого ребенка, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2020 года. (в ред. Федерального закона от 01.03.2020 N 35-ФЗ)

Действие положений части 1 статьи 3 (в редакции Федерального закона от 01.03.2020 N 35-ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2020 (пункт 5 статьи 5 Федерального закона от 01.03.2020 N 35-ФЗ).

2. При возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, не учитываются дети, в отношении которых данные лица были лишены родительских прав или в отношении которых было отменено усыновление, а также усыновленные дети, которые на момент усыновления являлись пасынками или падчерицами данных лиц.

3. Право женщин, указанных в части 1 настоящей статьи, на дополнительные меры государственной поддержки прекращается и возникает у отца (усыновителя) ребенка независимо от наличия гражданства Российской Федерации или статуса лица без гражданства в случаях смерти женщины, объявления ее умершей, лишения родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, совершения в отношении своего ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности и повлекшего за собой лишение родительских прав или ограничение родительских прав в отношении ребенка (детей), а также в случае отмены усыновления ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки. Право на дополнительные меры государственной поддержки у указанного лица не возникает, если оно является отчимом в отношении предыдущего ребенка, очередность рождения (усыновления) которого была учтена при возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки, а также если ребенок, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, признан в порядке, предусмотренном Семейным кодексом Российской Федерации, после смерти матери (усыновительницы) оставшимся без попечения родителей. (в ред. Федерального закона от 01.03.2020 N 35-ФЗ)

1. В целях обеспечения учета лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, и реализации указанного права осуществляется ведение федерального регистра лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки (далее — регистр).

2. Регистр содержит следующую информацию о лице, имеющем право на дополнительные меры государственной поддержки:

1) страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования;

2) фамилию, имя, отчество, а также фамилию, которая была у лица при рождении;

3) дату рождения;

4) пол;

5) подпункт утратил силу. (в ред. Федерального закона от 01.03.2020 N 35-ФЗ)

6) серию и номер паспорта или данные иного документа, удостоверяющего личность, дату выдачи указанных документов, на основании которых в регистр включены соответствующие сведения, наименование выдавшего их органа;

7) дату включения в регистр;

8) сведения о детях (фамилию, имя, отчество, пол, дату и место рождения, реквизиты свидетельств о рождении, очередность рождения (усыновления), гражданство);

9) сведения о материнском (семейном) капитале (размере материнского (семейного) капитала, выбранном направлении (направлениях) распоряжения им и о его использовании);

10) сведения о прекращении права на дополнительные меры государственной поддержки.

3. Информация о лице, содержащаяся в регистре, относится в соответствии с законодательством Российской Федерации к персональным данным граждан (физических лиц).

4. Ведение регистра осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения и социального развития.

5. Информация о лицах, содержащаяся в регистре, является государственным информационным ресурсом, функции оператора которого осуществляет Пенсионный фонд Российской Федерации.

6. Информация о лицах, содержащаяся в регистре, предоставляется Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами по межведомственным запросам органов, предоставляющих государственные услуги, или органов, предоставляющих муниципальные услуги, с соблюдением требований Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ «О персональных данных». (в ред. Федерального закона от 01.07.2011 N 169-ФЗ)

7. Информация об установлении дополнительных мер государственной поддержки лицам, указанным в части 2 настоящей статьи, размещается в Единой государственной информационной системе социального обеспечения. Размещение и получение указанной информации в Единой государственной информационной системе социального обеспечения осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи». (в ред. Федерального закона от 07.03.2018 N 56-ФЗ)

1. Лица, указанные в частях 1, 3 — 5 статьи 3 настоящего Федерального закона, или их законные представители, а также законные представители ребенка (детей), не достигшего (не достигших) совершеннолетия, в случаях, предусмотренных частями 4 и 5 статьи 3 настоящего Федерального закона, вправе обратиться непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее — многофункциональный центр) в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации за получением государственного сертификата на материнский (семейный) капитал на бумажном носителе или в форме электронного документа (далее — сертификат) путем подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами либо получить сертификат в беззаявительном порядке в соответствии с частью 1.2 настоящей статьи в любое время после возникновения права на дополнительные меры государственной поддержки. (в ред. Федерального закона от 01.03.2020 N 35-ФЗ)

1.1. Документы (копии документов, сведения), необходимые для вынесения решения о выдаче либо об отказе в выдаче сертификата, запрашиваются Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами в органах, предоставляющих государственные услуги, органах, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, если указанные документы (копии документов, сведения) находятся в распоряжении таких органов либо организаций и лицо, получившее сертификат, не представило указанные документы самостоятельно. Соответствующие органы и организации обязаны рассмотреть межведомственные запросы Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов и направить ответ в срок, не превышающий пяти календарных дней со дня их поступления в такие органы и организации. (в ред. Федерального закона от 01.07.2011 N 169-ФЗ)

1.2. Решение о выдаче либо об отказе в выдаче сертификата выносится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, и сведений, запрашиваемых в соответствии с частью 4 настоящей статьи, в сроки, установленные частью 3 настоящей статьи. При поступлении в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений о государственной регистрации рождения (усыновления) ребенка (детей), содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, и на основании сведений о страховом номере индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования женщины, родившей (усыновившей) ребенка (детей), территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации запрашивает сведения о государственной регистрации рождения (усыновления) предыдущего ребенка (детей), а также сведения, указанные в части 4 настоящей статьи. (в ред. Федерального закона от 01.03.2020 N 35-ФЗ)

2. Форма сертификата, правила подачи заявления о выдаче сертификата и правила выдачи сертификата (его дубликата) устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. (в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

3. Решение о выдаче либо об отказе в выдаче сертификата выносится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в пятнадцатидневный срок с даты приема заявления о выдаче сертификата. Срок принятия решения о выдаче либо об отказе в выдаче сертификата приостанавливается в случае непоступления в срок, установленный частью 4 настоящей статьи, запрашиваемых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации сведений. При этом решение о выдаче либо об отказе в выдаче сертификата выносится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации не позднее чем в месячный срок с даты приема заявления о выдаче сертификата. (в ред. Федерального закона от 30.10.2018 N 390-ФЗ)

1. Материнский (семейный) капитал устанавливается в следующих размерах: (в ред. Федерального закона от 01.03.2020 N 35-ФЗ)

1) 466 617 рублей при условии, что право на дополнительные меры государственной поддержки возникло до 31 декабря 2019 года включительно; (в ред. Федерального закона от 01.03.2020 N 35-ФЗ)

2) 466 617 рублей в случае рождения (усыновления) первого ребенка начиная с 1 января 2020 года. В случае рождения (усыновления) второго ребенка начиная с 1 января 2020 года при условии, что первый ребенок был рожден (усыновлен) также начиная с 1 января 2020 года, размер материнского (семейного) капитала увеличивается на 150 000 рублей и составляет в общей сумме 616 617 рублей; (в ред. Федерального закона от 01.03.2020 N 35-ФЗ)

3) 616 617 рублей в случае рождения (усыновления) второго ребенка начиная с 1 января 2020 года при условии, что первый ребенок был рожден (усыновлен) до 1 января 2020 года; (в ред. Федерального закона от 01.03.2020 N 35-ФЗ)

4) 616 617 рублей в случае рождения (усыновления) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2020 года при условии, что ранее право на дополнительные меры государственной поддержки не возникло. (в ред. Федерального закона от 01.03.2020 N 35-ФЗ)

Действие положений части 1 статьи 6 (в редакции Федерального закона от 01.03.2020 N 35-ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2020 (пункт 5 статьи 5 Федерального закона от 01.03.2020 N 35-ФЗ).

2. Размер материнского (семейного) капитала ежегодно пересматривается с учетом темпов роста инфляции и устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период. В таком же порядке осуществляется пересмотр размера оставшейся части суммы средств материнского (семейного) капитала. (в ред. Федерального закона от 28.07.2010 N 241-ФЗ)

Часть 2 статьи 6 не действовала с 01.01.2018 до 01.01.2020 (статья 12 Федерального закона от 19.12.2016 N 444-ФЗ).

3. Размер материнского (семейного) капитала уменьшается на сумму средств, использованных в результате распоряжения этим капиталом в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

4. Пенсионный фонд Российской Федерации по запросу лица, получившего сертификат, предоставляет информацию о размере материнского (семейного) капитала либо в случае распоряжения частью материнского (семейного) капитала о размере его оставшейся части на бумажном носителе или в электронной форме в соответствии с требованиями, установленными статьей 10 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Порядок предоставления лицу, получившему сертификат, по его запросу информации о размере материнского (семейного) капитала либо в случае распоряжения частью материнского (семейного) капитала о размере его оставшейся части устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения. (в ред. Федерального закона от 20.12.2017 N 411-ФЗ)

  • #ГЛАВНОЕ
  • #РЕСПУБЛИКИ
    • ДНР
    • ЛНР
  • #МИРОВЫЕ НОВОСТИ
  • АВТОРСКИЕ #ПРОЕКТЫ
  • #БЛОГИ
  • В ДНР студенты старших курсов вузов приступят к очным занятиям с 14 декабря
  • В ДНР выявлен за сутки 151 случай COVID-19
  • Украина будет настаивать на выводе российских войск из Приднестровья – Кулеба
  • В Донецке обсудили проблемы нарушения прав русскоязычного населения на Украине
  • Новости по маткапиталу в 2020 году
  • Кому положен материнский капитал
  • Сколько раз можно получить
  • Сумма материнского капитала
  • Как получить маткапитал при рождении ребенка
  • Кому отказывают в получении сертификата
  • Как использовать материнский капитал
  • Выделение долей по материнскому капиталу
  • Можно ли его обналичить
  • Региональный маткапитал
  • Частые вопросы

В некоторых регионах семьям дают региональный материнский капитал. Если у семьи есть такое право, она может использовать региональную программу независимо от федеральной.

Условия выплат материнского капитала тоже определяют регионы. Это может быть поддержка семей, которые усыновляют детей, однократная выплата только на третьего или шестого ребенка. В одних регионах деньги разрешают тратить на любые цели, в других — на сельхозтехнику, еще где-то многодетным гасят долг по ипотеке.

В 2021 года размер материнского капитала вырастет на 3,7%. Напомним, что в 2020 году его сумма выросла ровно на 3%, а до этого его размер не менялся на протяжении 4 лет:

Кстати, базовый размер материнского капитала составляет 250 тысяч рублей. Именно такую сумму семьи получали на старте программы в 2007 году. Далее, на протяжении 15 лет , год от года размер капитала увеличивался на утверждаемый правительством процент (который должен быть не меньше инфляции). Таким образом, 250 тысяч на 2007 год выросли до 466 тысяч рублей на 2020 год.

Индексация Сумма
2007 250 000 ₽
2008 10,50% 276 250 ₽
2009 13% 312 163 ₽
2010 10% 343 379 ₽
2011 6,50% 365 698 ₽
2012 6% 387 640 ₽
2013 5,50% 408 960 ₽
2014 5% 429 409 ₽
2015 5,50% 453 026 ₽
2016 0% 453 026 ₽
2017 0% 453 026 ₽
2018 0% 453 026 ₽
2019 0% 453 026 ₽
2020 3% 466 617 ₽
2021 3,70% 483 882 ₽

Важная деталь, про которую многие семьи не знают. Индексируется не вся сумма по сертификату, а только остаток средств. Рассмотрим на примере.

Предположим, семья Петровых в 2014 году на оплату обучения в ВУЗе старшего ребёнка израсходовала 200 000 рублей из средств материнского капитала. Напомним, что его размер в 2014 году составлял 429 409 рублей. Таким образом, начиная с 2015 года индексироваться уже будет не 429 тысяч, а 229 тысяч рублей:

Подобное поощрение рождаемости доступно для всех людей Российской Федерации, где, начиная с 1 января 2007 года и по 31 декабря 2016 года, появился второй ребенок. Сейчас семейный капитал доступен до 31 декабря 2018 года, благодаря последнему закону о материнском капитале от 30.12.2015 № 433-ФЗ «О внесении изменения в статью 13 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»».

256 закон о материнском капитале предоставляет Пенсионному фонду России заниматься распределением и выдачей средств для семей, попадающих под этот закон. Важно учитывать, что получение материнского капитала возможно только один раз, только для одного ребенка. При этом, когда семья по какой-то причине не оформляет материнский капитал при появлении второго ребенка, то его можно получить при рождении или усыновлении третьего и последующего детей.

Государство предусматривает ежегодную индексацию материнского капитала, изменения в количестве средств, предоставляемых семье, предусмотрены с учетом инфляции и роста цен. К первому января 2017 года материнский капитал составил 492 348 рублей. Первоначальной, выдаваемой в 2007-м году, была выплата в 250 000 рублей.

Семья может получать деньги частями, если это необходимо. При этом, с ходом времени предусмотрено увеличение той части капитала, что еще осталась не выданной.

В 2020 году размер материнского капитала составляет 466 617 рублей за первого ребенка и 616 617 рублей за второго ребенка.

1. Законодательство Российской Федерации о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также из издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.


Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, — меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, а также повышения уровня пенсионного обеспечения с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом (далее — дополнительные меры государственной поддержки);
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2016 года Федеральным законом от 28 ноября 2015 года N 348-ФЗ.

2) материнский (семейный) капитал — средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом;

3) государственный сертификат на материнский (семейный) капитал — именной документ, подтверждающий право на дополнительные меры государственной поддержки.

1. Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства:

1) женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года;

2) женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки;

3) мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 года;

4) женщин, родивших (усыновивших) первого ребенка начиная с 1 января 2020 года;
(Пункт дополнительно включен Федеральным законом от 1 марта 2020 года N 35-ФЗ)

5) мужчин, являющихся единственными усыновителями первого ребенка, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2020 года.
(Пункт дополнительно включен Федеральным законом от 1 марта 2020 года N 35-ФЗ)
____________________________________________________________________
Действие положений части 1 настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 1 марта 2020 года N 35-ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 года, — см. пункт 5 статьи 5 Федерального закона от 1 марта 2020 года N 35-ФЗ.
____________________________________________________________________

2. При возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, не учитываются дети, в отношении которых данные лица были лишены родительских прав или в отношении которых было отменено усыновление, а также усыновленные дети, которые на момент усыновления являлись пасынками или падчерицами данных лиц.

1. В целях обеспечения учета лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, и реализации указанного права осуществляется ведение федерального регистра лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки (далее — регистр).

2. Регистр содержит следующую информацию о лице, имеющем право на дополнительные меры государственной поддержки:

1) страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования;

2) фамилию, имя, отчество, а также фамилию, которая была у лица при рождении;

3) дату рождения;

4) пол;

5) пункт утратил силу с 12 марта 2020 года — Федеральный закон от 1 марта 2020 года N 35-ФЗ;

6) серию и номер паспорта или данные иного документа, удостоверяющего личность, дату выдачи указанных документов, на основании которых в регистр включены соответствующие сведения, наименование выдавшего их органа;

7) дату включения в регистр;

8) сведения о детях (фамилию, имя, отчество, пол, дату и место рождения, реквизиты свидетельств о рождении, очередность рождения (усыновления), гражданство);

9) сведения о материнском (семейном) капитале (размере материнского (семейного) капитала, выбранном направлении (направлениях) распоряжения им и о его использовании);

10) сведения о прекращении права на дополнительные меры государственной поддержки.

3. Информация о лице, содержащаяся в регистре, относится в соответствии с законодательством Российской Федерации к персональным данным граждан (физических лиц).

4. Ведение регистра осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения и социального развития.

5. Информация о лицах, содержащаяся в регистре, является государственным информационным ресурсом, функции оператора которого осуществляет Пенсионный фонд Российской Федерации.

1. Лица, указанные в частях 1, 3-5 статьи 3 настоящего Федерального закона, или их законные представители, а также законные представители ребенка (детей), не достигшего (не достигших) совершеннолетия, в случаях, предусмотренных частями 4 и 5 статьи 3 настоящего Федерального закона, вправе обратиться непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее — многофункциональный центр) в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации за получением государственного сертификата на материнский (семейный) капитал на бумажном носителе или в форме электронного документа (далее — сертификат) путем подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами либо получить сертификат в беззаявительном порядке в соответствии с частью 1_2 настоящей статьи в любое время после возникновения права на дополнительные меры государственной поддержки.»
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2013 года Федеральным законом от 28 июля 2012 года N 133-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 15 июля 2016 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 302-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 12 марта 2020 года Федеральным законом от 1 марта 2020 года N 35-ФЗ.

1_1. Документы (копии документов, сведения), необходимые для вынесения решения о выдаче либо об отказе в выдаче сертификата, запрашиваются Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами в органах, предоставляющих государственные услуги, органах, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, если указанные документы (копии документов, сведения) находятся в распоряжении таких органов либо организаций и лицо, получившее сертификат, не представило указанные документы самостоятельно. Соответствующие органы и организации обязаны рассмотреть межведомственные запросы Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов и направить ответ в срок, не превышающий пяти календарных дней со дня их поступления в такие органы и организации (часть дополнительно включена Федеральным законом от 1 июля 2011 года N 169-ФЗ).
____________________________________________________________________
Положения части 1_1 настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 1 июля 2011 года N 169-ФЗ) не применяются до 1 июля 2012 года в отношении документов и информации, используемых в рамках государственных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или территориальными государственными внебюджетными фондами, и муниципальных услуг, и в отношении документов и информации, находящихся в распоряжении государственных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, территориальных государственных внебюджетных фондов либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг — см. пункт 5 статьи 74 Федерального закона от 1 июля 2011 года N 169-ФЗ.
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
С 1 января 2021 года Федеральным законом от 1 марта 2020 года N 35-ФЗ часть 1_1 настоящей статьи будет изложена в новой редакции.
____________________________________________________________________

1. Распоряжение средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала осуществляется лицами, указанными в частях 1 и 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, получившими сертификат, путем подачи в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации непосредственно либо через многофункциональный центр заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала (далее — заявление о распоряжении), в котором указывается направление использования материнского (семейного) капитала в соответствии с настоящим Федеральным законом.
(Часть дополнена с 1 января 2009 года Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 288-ФЗ; в редакции, введенной в действие со 2 августа 2010 года Федеральным законом от 28 июля 2010 года N 241-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2013 года Федеральным законом от 28 июля 2012 года N 133-ФЗ.

2. В случаях, если у ребенка (детей) право на дополнительные меры государственной поддержки возникло по основаниям, предусмотренным частями 4 и 5 статьи 3 настоящего Федерального закона, распоряжение средствами материнского (семейного) капитала осуществляется усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями ребенка (детей) с предварительного разрешения органа опеки и попечительства или самим ребенком (детьми) по достижении им (ими) совершеннолетия или приобретения им (ими) дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия. Заявление о распоряжении может быть подано усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями ребенка (детей) не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения ребенка, за исключением случаев, предусмотренных частью 6_1 настоящей статьи. Если право на дополнительные меры государственной поддержки возникло в связи с усыновлением данного ребенка, заявление о распоряжении может быть подано не ранее чем по истечении трех лет после указанной даты, за исключением случаев, предусмотренных частью 6_1 настоящей статьи. Распоряжение средствами материнского (семейного) капитала, право на который возникло у ребенка (детей), оставшегося (оставшихся) без попечения родителей и находящегося (находящихся) в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется ребенком (детьми) не ранее достижения им (ими) совершеннолетия либо приобретения им (ими) дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия.
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2009 года Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 288-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 15 июля 2016 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 302-ФЗ.

3. Лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям по следующим направлениям:

1) улучшение жилищных условий;

2) получение образования ребенком (детьми);

3) формирование накопительной пенсии для женщин, перечисленных в пунктах 1, 2 и 4 части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 216-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 1 марта 2020 года N 35-ФЗ.

  • 1. Только за рожденных детей будут платить? А если усыновили?
  • 2. Материнский капитал может получить отец?
  • 3. Какую недвижимость купить на эти деньги?
  • 4. На что еще можно потратить маткапитал?
  • 5. Подаем документы — сколько ждать?
  • 6. Что еще мы должны знать о маткапитале?

С самого начала программа предназначалась семьям, в которых после 1 января 2007 года родился второй ребенок или последующие дети.

С 1 января 2020 года материнский капитал положен и семьям, в который после 1 января 2020 года родится первый ребенок.

Это важно! Рождение детей считается по рождению детей женщиной. То есть если в одной семье женщина родила ребенка, допустим, в 2017 году, и еще одного ребенка в другой семье (с другим мужем) в 2020 году, то ей материнский капитал положен по правилам за второго ребенка.

Напомним также, что мужчины, являющиеся единственными усыновителями ребенка, пользуются правом на маткапитал наравне с женщинами. Но на усыновление в браке право на маткапитал не распространяется (то есть он не полагается при усыновлении пасынков и падчериц).

Размер материнского капитала – вопрос очень интересный. С одной стороны, этот размер написан прямо в законе о материнском капитале и прописан в бумажных сертификатах, которые с 2007 года получили мамы. С другой стороны, существует правило об индексации размера материнского капитала, которая производится в соответствии с бюджетным законодательством. Те, кто получил маткапитал давно, конечно же, знают о том, что индексация суммы то проводилась, то не проводилась.

Кроме того, были периоды, когда из средств маткапитала можно было единоразово перечислить фиксированную сумму.

Кроме того, за счет этих средств можно «назначить» себе при определенных условиях ежемесячную выплату. В любом случае сумма, написанная в сертификате, который находится на руках, скорее всего, не будет соответствовать реальной сумме располагаемого маткапитала.

В 2020 году законодатели решили, что прямо в законе размер материнского капитала надо написать заново, тем более были внесены изменения о праве на маткапитал при рождении первого ребенка.

Маткапитал для жителей ДНР и ЛНР: кто имеет право, где и как оформить

По сравнению с первоначальной идеологией распоряжения средствами материнского капитала, в 2020 году перечень направлений его расходования расширился.

В него включаются:

— улучшение жилищных условий;

— получение образования ребенком (детьми);

— формирование накопительной пенсии для женщин (обратите внимание – мужчины, самостоятельно получившие право на маткапитал, расходовать его на свое пенсионное обеспечение не имеют права);

— приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов;

— получение ежемесячной выплаты на второго (или последующего) ребенка в малообеспеченной семье (лимит дохода в семье для этой выплаты – два прожиточных минимума региона на одного человека).

Это важно! Ограничение о том, что расходовать материнский капитал можно только после исполнения ребенку, в связи с рождением которого он получен, возраста трех лет, в законе по-прежнему сохраняется. Но его применение сильно сокращено.

Прямо с рождения ребенка можно использовать материнский капитал:

— на уплату первоначального взноса и (или) погашение основного долга и уплату процентов по кредитам или займам на приобретение (строительство) жилого помещения, включая ипотечные кредиты, предоставленным гражданам по кредитному договору (договору займа), заключенному с организацией, в том числе кредитной организацией;

— на приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов;

— на оплату платных образовательных услуг по реализации образовательных программ дошкольного образования, на оплату иных, связанных с получением дошкольного образования, расходов;

— на получение ежемесячной выплаты в малообеспеченной семье.

Но, скажем, на прямое приобретение жилья до исполнения ребенку трех лет средства маткапитала по-прежнему направить не получится.

Это дополнительные меры помощи для семей с детьми, которые предоставляются на региональном уровне (из средств местного бюджета). Обычно на такую поддержку могут рассчитывать родители, у которых появился третий ребёнок. Размер и правила использования этой выплаты значительно отличаются в разных регионах: так, в некоторых субъектах РФ на средства сертификата можно приобрести отечественный автомобиль.

Чтобы получить сертификат, надо обратиться в Пенсионный фонд, МФЦ или подать заявку через Госуслуги.

По новым правилам семье не надо будет собирать пакет документов. Достаточно заявления и документа, удостоверяющего личность. Все остальные данные Пенсионный фонд найдёт самостоятельно в едином реестре ЗАГС.

Вместе с этим изменятся сроки рассмотрения:

  • решение о выдаче сертификата принимается в течение 5 рабочих дней (если требуется уточнить сведения — 15 дней);
  • заявление о распоряжении маткапиталом рассматривают в течение 10 дней (если требуется уточнение информации — 20 рабочих дней).

В основном, изменения в программу материнского (семейного) капитала 2020 года направлены на то, что теперь его оформляют семьям в проактивном режиме.

Поправки 2020 в закон о маткапитале:

  • увеличивают сумму господдержки семей;
  • закрепляют новые возможности использования материнского капитала;
  • делают распоряжение средствами более простым и удобным;
  • продлевают срок действия программы.

Право на маткапитал теперь возникает также у:

  • у женщин, родивших (усыновивших) первого ребенка начиная с 1 января 2020 года;
  • мужчин, являющихся единственными усыновителями первого ребенка, ранее не воспользовавшихся правом на допмеры господдержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2020 года.

Одно из главных нововведений – распространение программы материнского капитала на первого ребенка. Все семьи, в которых первенец рожден или усыновлен начиная с 1 января 2020 года, получили право на капитал в размере 466 617 рублей.

Увеличение суммы за второго ребенка

Для семей, в которых с 2020 года появился второй ребенок, маткапитал дополнительно увеличен на 150 000 рублей и таким образом составляет 616 617 рублей.

Такая же сумма положена за третьего, четвертого и любого следующего ребенка, рожденного или усыновленного с 2020 года, если раньше у семьи не было права на маткапитал (например, если первые два ребенка появились до его введения).

С 2021 года оформить материнский капитал и распорядиться его средствами станет возможно в более короткие сроки. Согласно новому порядку:

  • на выдачу сертификата – не более 5 рабочих дней;
  • на рассмотрение заявки о распоряжении средствами – не более 10 рабочих дней.

В отдельных случаях эти сроки могут продлеваться соответственно до 15 и 20 рабочих дней, если возникнет необходимость запросить информацию в других ведомствах.

Утвержденные изменения делают более удобным распоряжение маткапиталом на самое востребованное у семей направление программы – улучшение жилищных условий с привлечением кредитных средств (ипотека).

Чтобы оперативнее направлять материнский капитал на погашение кредитов, соответствующее заявление можно теперь подавать непосредственно в банке, в котором открывается кредит. То есть вместо двух обращений – в банк и ПФР – семье достаточно обратиться только в банк, где одновременно:

  • оформляют кредит;
  • подают заявление на погашение кредита или уплату первого взноса.

ПФР заверяет, что предоставление данной услуги будет развиваться по мере заключения соглашений между банками и Пенсионным фондом России.

Принятые поправки 2020 законодательно закрепили право семей использовать материнский капитал для строительства жилого дома на садовом участке. Необходимые условия, как и раньше, – наличие:

  1. права собственности на землю;
  2. разрешения на строительство жилья.

Отметим, что ранее строительство жилого дома было возможно только на земельном участке, предоставленном для ИЖС.

Сейчас в Министерстве труда и защиты готовится новое постановление, в которое будут внесены поправки в законопроект. Они направлены на то, чтобы упростить всю процедуру сбора документов. Уже все граждане, которые начали строить свои домовладения после 4 августа прошлого года, не собирают теперь огромное количество бумаг для того, чтобы получить разрешение. Вместо этого в установленные органы направляются пожелания о планируемых изменениях. Там указываются параметры здания, а через 7 дней уполномоченное лицо должно дать ответ. Там будет написано либо о соответствии либо о несоответствии нормам. Этот документ и необходим для того, чтобы рассчитать капитал.

По сообщениям представителей уполномоченных органов, сейчас улучшение жилищных условий – это самая популярная процедура, которая касается материнского капитала. В Пенсионном фонде говорится, что за сентябрь из 540 000 поданных заявлений 450 000 касались того, чтобы купить, построить или расширить жильё. Именно это и привело к тому, что законодательных органах программа в дальнейшем развивается.

После внесения изменений в соответствующий закон, которые произошли в октябре, можно сказать о том, что решение о выдаче материнского капитала будет приниматься в несколько раз быстрее. Сейчас у Пенсионного фонда есть для принятия решения целый месяц, а в ближайшем будущем нужно будет укладываться в 15 дней. Помимо этого, законопроект также сокращает сроки и для предоставления необходимых сведений из территориальных органов. Время передачи данных для лишения прав, отмены удочерения сократится до 5 дней. Но на что же можно потратить капитал?

Как получить материнский капитал при рождении ребенка

В новом законе сейчас не предусмотрено такого момента. Он был отправлен на доработку. Сейчас предусмотреть ситуацию никак невозможно. Отказ связан с тем, что государство не хочет брать на себя такие обязательства по материальному обеспечению. Внедрение в этом случае способствовало бы повышению рождаемости в стране и количеству обращений граждан, которые захотят купить новое транспортное средство. Как и в ситуации с законопроектом о том, что с сертификата можно было бы снимать каждый год по 50000 рублей, закон на приобретение автомобиля отклонился сразу же и полностью. Однако нельзя исключать вариант, что он будет принят в дальнейшем.

Конечно, хочется пожелать всем семьям, чтобы они не сталкивались с такими ситуациями и у них не возникал данного рода вопрос. Но всё же направление маткапитала на такие цели сейчас достаточно обосновано. Именно поэтому государство решило рассмотреть этот вопрос и внести некоторые изменения в закон. Сейчас можно распоряжаться средствами на приобретение каких-либо товаров или услуг в соответствии с определенным перечнем, который представлен в специальном постановлении.

Это указано в Распоряжении Правительства РФ №831-р от 30 апреля 2016 г. Принят он был в конце апреля 2016 года. Всего там представлено 47 товаров, а также одна услуга, которую можно полностью погасить маткапиталом.

Что касается этого пункта, то оплачивать образование можно было всегда. При этом неважно, о каком ребёнка шла речь. Можно тратить деньги на любого ребёнка, даже если получался сертификат только на второго. Речь идет необязательно о высшем образовании, хотя оно также включено в перечень оплачиваемых услуг. Приобретать можно абсолютно любые образовательные услуги, в том числе оплачивать услуги платных садов, школ, а также работу няни.

Важно! До прошлого года здесь также существовали некоторые ограничения. Они состояли в том, что нельзя было потратить деньги до того момента, как второй ребёнок достигнет трёхлетнего возраста. Сейчас этот пункт смягчен. Родители могут оплачивать услуги няни даже сразу же после того, как получили сертификат.

В теоретическом аспекте такая возможность существует, и ей можно пользоваться. Раньше она не находила широкого применения. Именно такой момент сейчас многие не используют лишь потому, что не совсем понятна ситуация с пенсионными накоплениями. Именно поэтому материнский капитал никто не старается расходовать на этот пункт.

Но для родителей нескольких детей всё же стоит помнить, что закон предусматривает выдачу средств на эту цель. Сейчас этим вопросом занимается Пенсионный фонд, который рассматривает заявку только после высказывания желания родителей. Если они решают, что в какой-то момент средства нужно будет направить в другое русло, то деньги будут возвращаться и, тем самым, семья сможет обеспечивать себя.

Сейчас существует такая возможность, но она доступна далеко не всем гражданам. Получать такие надбавки могут только те семьи, у которых соблюдаются следующие условия.

  1. Мать ребенка, а также второй малыш имеют гражданство нашей страны.
  2. Ребёнок родился после 1 января 2018 года.
  3. Среднедушевой доход семьи (с учетом детей) менее полутора прожиточных минимумов. Отсчёт берётся для того региона, в котором живёт семья. Для этого учитываются данные за прошлый квартал предыдущего года.

Если в семье соблюдаются такие требования, то она имеет право именно на такое распоряжение средствами. Сумма будет составлять размер прожиточного минимума на ребенка по региону. Такая выплата будет полностью соответствовать той, которую получают семьи, где ребёнок родился после 1 января 2018 года и является первым.

Материнский капитал 2021 – про все изменения в одном месте

  1. Законодательство Российской Федерации о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также из издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
  2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, — меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, а также повышения уровня пенсионного обеспечения с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом (далее — дополнительные меры государственной поддержки);
2) материнский (семейный) капитал — средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом;
3) государственный сертификат на материнский (семейный) капитал — именной документ, подтверждающий право на дополнительные меры государственной поддержки.

  1. В целях обеспечения учета лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, и реализации указанного права осуществляется ведение федерального регистра лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки (далее — регистр).
  2. Регистр содержит следующую информацию о лице, имеющем право на дополнительные меры государственной поддержки:
    1) страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования;
    2) фамилию, имя, отчество, а также фамилию, которая была у лица при рождении;
    3) дату рождения;
    4) пол;
    5) адрес места жительства;
    6) серию и номер паспорта или данные иного документа, удостоверяющего личность, дату выдачи указанных документов, на основании которых в регистр включены соответствующие сведения, наименование выдавшего их органа;
    7) дату включения в регистр;
    8) сведения о детях (фамилию, имя, отчество, пол, дату и место рождения, реквизиты свидетельств о рождении, очередность рождения (усыновления), гражданство);
    9) сведения о материнском (семейном) капитале (размере материнского (семейного) капитала, выбранном направлении (направлениях) распоряжения им и о его использовании);
    10) сведения о прекращении права на дополнительные меры государственной поддержки.
  3. Информация о лице, содержащаяся в регистре, относится в соответствии с законодательством Российской Федерации к персональным данным граждан (физических лиц).
  4. Ведение регистра осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения и социального развития.
  5. Информация о лицах, содержащаяся в регистре, является государственным информационным ресурсом, функции оператора которого осуществляет Пенсионный фонд Российской Федерации.
  6. Информация о лицах, содержащаяся в регистре, предоставляется Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами по межведомственным запросам органов, предоставляющих государственные услуги, или органов, предоставляющих муниципальные услуги, с соблюдением требований Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ «О персональных данных».
  7. Информация об установлении дополнительных мер государственной поддержки лицам, указанным в части 2 настоящей статьи, размещается в Единой государственной информационной системе социального обеспечения. Размещение и получение указанной информации в Единой государственной информационной системе социального обеспечения осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
  1. Лица, указанные в частях 1, 3-5 статьи 3 настоящего Федерального закона, или их законные представители, а также законные представители ребенка (детей), не достигшего (не достигших) совершеннолетия, в случаях, предусмотренных частями 4 и 5 статьи 3 настоящего Федерального закона, вправе обратиться непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее — многофункциональный центр) в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации за получением государственного сертификата на материнский (семейный) капитал на бумажном носителе или в форме электронного документа (далее — сертификат) в любое время после возникновения права на дополнительные меры государственной поддержки путем подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами (их копиями, верность которых засвидетельствована в установленном законом порядке).
    1.1. Документы (копии документов, сведения), необходимые для вынесения решения о выдаче либо об отказе в выдаче сертификата, запрашиваются Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами в органах, предоставляющих государственные услуги, органах, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, если указанные документы (копии документов, сведения) находятся в распоряжении таких органов либо организаций и лицо, получившее сертификат, не представило указанные документы самостоятельно. Соответствующие органы и организации обязаны рассмотреть межведомственные запросы Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов и направить ответ в срок, не превышающий пяти календарных дней со дня их поступления в такие органы и организации.
  2. Форма сертификата, правила подачи заявления о выдаче сертификата и правила выдачи сертификата (его дубликата) устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
  3. Решение о выдаче либо об отказе в выдаче сертификата выносится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в пятнадцатидневный срок с даты приема заявления о выдаче сертификата. Срок принятия решения о выдаче либо об отказе в выдаче сертификата приостанавливается в случае непоступления в срок, установленный частью 4 настоящей статьи, запрашиваемых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации сведений. При этом решение о выдаче либо об отказе в выдаче сертификата выносится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации не позднее чем в месячный срок с даты приема заявления о выдаче сертификата.
  4. При рассмотрении заявления о выдаче сертификата территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации вправе проверять достоверность сведений, содержащихся в представленных документах, и в случае необходимости запрашивать дополнительные сведения в соответствующих органах, в том числе сведения о фактах лишения родительских прав, об отмене усыновления, о совершении в отношении ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности, а также иные сведения, необходимые для формирования и ведения регистра. Указанные запросы территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации подлежат рассмотрению соответствующими органами в пятидневный срок с даты их поступления.
  5. Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации не позднее чем через пять дней с даты вынесения соответствующего решения направляет лицу, подавшему заявление о выдаче сертификата, уведомление об удовлетворении либо отказе в удовлетворении его заявления. В случае обращения заявителя через многофункциональный центр указанное уведомление направляется в многофункциональный центр.
  6. Основаниями для отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата являются:
    1) отсутствие права на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с настоящим Федеральным законом;
    2) прекращение права на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, установленным частями 3, 4 и 6 статьи 3 настоящего Федерального закона;
    3) представление недостоверных сведений, в том числе сведений об очередности рождения (усыновления) и (или) о гражданстве ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникает право на дополнительные меры государственной поддержки;
    4) прекращение права на дополнительные меры государственной поддержки в связи с использованием средств материнского (семейного) капитала в полном объеме.
  7. В случае отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата в соответствующем уведомлении излагаются основания, в соответствии с которыми территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации было принято такое решение. Решение об отказе в удовлетворении заявления о выдаче сертификата может быть обжаловано в вышестоящий орган Пенсионного фонда Российской Федерации или в установленном порядке в суд.
  8. Лица, подавшие заявление о выдаче сертификата, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за достоверность сведений, содержащихся в представляемых ими документах.
  9. Лица, у которых возникло право на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, предусмотренным частями 3-5 статьи 3 настоящего Федерального закона, или их законные представители вправе обратиться с заявлением о выдаче сертификата в порядке, установленном настоящей статьей.
  10. По достижении ребенком (детьми) совершеннолетия либо по приобретении им (ими) дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия законные представители обязаны передать сертификат ребенку (детям).
  1. Материнский (семейный) капитал устанавливается в размере 250 000 рублей.
  2. Размер материнского (семейного) капитала ежегодно пересматривается с учетом темпов роста инфляции и устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период. В таком же порядке осуществляется пересмотр размера оставшейся части суммы средств материнского (семейного) капитала.
  3. Размер материнского (семейного) капитала уменьшается на сумму средств, использованных в результате распоряжения этим капиталом в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
  4. Пенсионный фонд Российской Федерации по запросу лица, получившего сертификат, предоставляет информацию о размере материнского (семейного) капитала либо в случае распоряжения частью материнского (семейного) капитала о размере его оставшейся части на бумажном носителе или в электронной форме в соответствии с требованиями, установленными статьей 10 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Порядок предоставления лицу, получившему сертификат, по его запросу информации о размере материнского (семейного) капитала либо в случае распоряжения частью материнского (семейного) капитала о размере его оставшейся части устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения.

2021: Как можно распорядиться средствами маткапитала, разъяснение Госдумы

  1. 1. Распоряжение средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала осуществляется лицами, указанными в частях 1 и 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, получившими сертификат, путем подачи в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации непосредственно либо через многофункциональный центр заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала (далее — заявление о распоряжении), в котором указывается направление использования материнского (семейного) капитала в соответствии с настоящим Федеральным законом.
  2. 2. В случаях, если у ребенка (детей) право на дополнительные меры государственной поддержки возникло по основаниям, предусмотренным частями 4 и 5 статьи 3 настоящего Федерального закона, распоряжение средствами материнского (семейного) капитала осуществляется усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями ребенка (детей) с предварительного разрешения органа опеки и попечительства или самим ребенком (детьми) по достижении им (ими) совершеннолетия или приобретения им (ими) дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия. Заявление о распоряжении может быть подано усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями ребенка (детей) не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения ребенка, за исключением случаев, предусмотренных частью 6.1 настоящей статьи. Если право на дополнительные меры государственной поддержки возникло в связи с усыновлением данного ребенка, заявление о распоряжении может быть подано не ранее чем по истечении трех лет после указанной даты, за исключением случаев, предусмотренных частью 6.1 настоящей статьи. Распоряжение средствами материнского (семейного) капитала, право на который возникло у ребенка (детей), оставшегося (оставшихся) без попечения родителей и находящегося (находящихся) в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется ребенком (детьми) не ранее достижения им (ими) совершеннолетия либо приобретения им (ими) дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия.
  3. 3. Лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям по следующим направлениям:
    • 1) улучшение жилищных условий;
    • 2) получение образования ребенком (детьми);
    • 3) формирование накопительной пенсии для женщин, перечисленных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона;
    • 4) приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов;
    • 5) получение ежемесячной выплаты в соответствии с Федеральным законом «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей».
  4. 4. Распоряжение средствами материнского (семейного) капитала может осуществляться лицами, получившими сертификат, одновременно по нескольким направлениям, установленным настоящим Федеральным законом.
  5. 5. Правила подачи заявления о распоряжении, а также перечень документов, необходимых для реализации права распоряжения средствами материнского (семейного) капитала, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
  6. 6. Заявление о распоряжении может быть подано в любое время по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей, за исключением случаев, предусмотренных частью 6.1 настоящей статьи.
  7. 6.1. Заявление о распоряжении может быть подано в любое время со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей в случае необходимости использования средств (части средств) материнского (семейного) капитала на уплату первоначального взноса и (или) погашение основного долга и уплату процентов по кредитам или займам на приобретение (строительство) жилого помещения, включая ипотечные кредиты, предоставленным гражданам по кредитному договору (договору займа), заключенному с организацией, в том числе кредитной организацией, на приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, на оплату платных образовательных услуг по реализации образовательных программ дошкольного образования, на оплату иных связанных с получением дошкольного образования расходов, а также на получение ежемесячной выплаты в порядке и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей».
  8. 7.В случае распоряжения в полном объеме средствами материнского (семейного) капитала лицами, получившими сертификат, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в месячный срок после перечисления им в полном объеме средств материнского (семейного) капитала, уведомляет данных лиц о прекращении права на дополнительные меры государственной поддержки. Уведомление производится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в форме, обеспечивающей возможность подтверждения факта уведомления.

(п.7 ст. 8 в редакции Федерального закона № от 00.03.2019)

  1. Заявление о распоряжении подлежит рассмотрению территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в месячный срок с даты приема заявления о распоряжении со всеми необходимыми документами (их копиями, верность которых засвидетельствована в установленном законом порядке), по результатам которого выносится решение об удовлетворении или отказе в удовлетворении заявления о распоряжении.
    1.1. Документы (копии документов, сведения), необходимые для вынесения решения об удовлетворении или отказе в удовлетворении заявления о распоряжении, запрашиваются Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами в органах, предоставляющих государственные услуги, органах, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, если указанные документы (копии документов, сведения) находятся в распоряжении таких органов либо организаций и заявитель не представил указанные документы самостоятельно. Соответствующие органы обязаны рассмотреть межведомственные запросы Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов и направить ответ в срок, установленный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
    1.2. При рассмотрении заявления о распоряжении территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации вправе проверять факт выдачи представленных документов путем направления запросов в соответствующие органы. Указанные запросы территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации подлежат рассмотрению соответствующими органами в четырнадцатидневный срок с даты их поступления.
    1.3. Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы направляют запрос, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, в органы местного самоуправления, органы государственного жилищного надзора, органы муниципального жилищного контроля об отсутствии или о наличии в отношении жилого помещения, приобретение которого в соответствии с заявлением о распоряжении планируется с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала, информации о признании данного жилого помещения непригодным для проживания и (или) о признании многоквартирного дома, в котором находится данное жилое помещение, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
  2. В удовлетворении заявления о распоряжении может быть отказано в случае:
    1) прекращения права на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, установленным частями 3, 4 и 6 статьи 3 настоящего Федерального закона;
    2) нарушения установленного порядка подачи заявления о распоряжении;
    3) указания в заявлении о распоряжении направления использования средств (части средств) материнского (семейного) капитала, не предусмотренного настоящим Федеральным законом;
    4) указания в заявлении о распоряжении суммы (ее частей в совокупности), превышающей полный объем средств материнского (семейного) капитала, распорядиться которым вправе лицо, подавшее заявление о распоряжении;
    5) ограничения лица, указанного в частях 1 и 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, в родительских правах в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, на дату вынесения решения по заявлению о распоряжении, поданному указанным лицом (до момента отмены ограничения в родительских правах в установленном порядке);
    6) отобрания ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, у лица, указанного в частях 1 и 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, в порядке, предусмотренном Семейным кодексом Российской Федерации (на период отобрания ребенка);
    7) несоответствия организации, с которой заключен договор займа на приобретение (строительство) жилого помещения, требованиям, установленным частью 7 статьи 10 настоящего Федерального закона, а также несоблюдения условия, установленного частью 8 статьи 10 настоящего Федерального закона;
    8) наличия информации о признании жилого помещения непригодным для проживания и (или) о признании многоквартирного дома, в котором находится жилое помещение, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
  3. Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации не позднее чем через пять дней с даты вынесения соответствующего решения направляет лицу, подавшему заявление о распоряжении, уведомление об удовлетворении или отказе в удовлетворении его заявления. В случае обращения заявителя через многофункциональный центр указанное уведомление направляется в многофункциональный центр.
  4. В случае отказа в удовлетворении заявления о распоряжении в соответствующем уведомлении излагаются основания, в соответствии с которыми территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации было принято такое решение.
  5. Уведомление заявителей производится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в форме, обеспечивающей возможность подтверждения факта уведомления. В случае обращения заявителя через многофункциональный центр указанное уведомление направляется в многофункциональный центр.
  6. Решение об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении может быть обжаловано в вышестоящий орган Пенсионного фонда Российской Федерации или в установленном порядке в суд.
  7. В случае удовлетворения заявления о распоряжении территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации обеспечивает перевод средств материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении в порядке и сроки, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.

(ч. 1.3 и п. 8 ч. 2 ст. 8 в редакции Федерального закона № от 00.03.2019)

Еще одна мера по контролю за распоряжением средствами материнского капитала – качество жилья. Установление такого требования обусловлено необходимостью соблюдения жилищных и имущественных прав семей с детьми.

Так, новым законом установлено, что жилье, приобретаемое с использованием средств (части средств) материнского/семейного капитала, должно быть признано пригодным для проживания.

При расследовании уголовного дела по данным случаям, как правило, виновным признавали владельца сертификата на материнский (семейный) капитал, который в результате терял право на государственную поддержку и не улучшал жилищные условия.

По данному поводу в госорганы поступали многочисленные обращения граждан.

Что касается практики признания жилого помещения пригодным для проживания уже сложилась и урегулирована постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47. Оно регулирует признание:

  • помещения жилым;
  • жилого помещения непригодным для проживания;
  • многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В соответствии с данным Положением основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания выступает наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан.

Учтите, что новый закон не предлагает специально констатировать факт пригодности жилого помещения для распоряжения средствами материнского (семейного) капитала, а использовать уже имеющиеся сведения.

Так, для получения информации о пригодности или непригодности жилого помещения ПФР (его территориальные органы) делает запрос в органы местного самоуправления, государственного жилищного надзора (муниципального жилконтроля) об отсутствии или наличии данной информации.

Считается, что мероприятия по запросу и получению данной информации не повлекут увеличение срока рассмотрения заявления о распоряжении маткапиталом. При этом для заявителей процедура распоряжения не изменится: представлять дополнительные документы или сведения от не нужно.

Они остались теми же, что и в 2019-м:

  • улучшение жилищных условий;
  • образование детей;
  • накопительная пенсия матери;
  • ежемесячная выплата малоимущим семьям по достижении ребёнком полутора лет.

В марте 2019 года в СМИ появились сообщения, что власти планируют разрешить тратить материнский капитал на строительство домов на садовых участках. Как сообщает РИА «Новости», проект соответствующих изменений в ст. 10 Закона № 256-ФЗ, который регулирует использование материнского капитала, подготовило Министерство труда и социального развития РФ. Но по состоянию на август 2019 года речь идёт только о законопроекте. Будет ли он принят и когда вступит в силу, спрогнозировать невозможно.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *