Внеплановые проверки трудовой инспекции на 2020 год

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Внеплановые проверки трудовой инспекции на 2020 год». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Электронный ресурс онлайнинспекция.рф дает возможность работодателям пройти самопроверку на предмет соответствия требованиям трудового законодательства. В 2018 году такую самопроверку прошли около 550 тысяч компаний. Результаты самопроверки не радужные.

Результат большой трудовой проверки: у трети компаний зафиксированы критические нарушения в вопросе трудовых отношений.

32 % компаний успешно прошли проверку,

35% компаний получили замечания,

33 % компаний имели критические нарушения.

До 31 декабря 2020 года приостановлены проверки трудовой инспекции

В январе 2020 года руководством Роструда было заявлено, что в рамках реформы контрольно-надзорной деятельности в сфере трудовых отношений формируется целая экосистема нового надзора.

Важным элементом надзора в сфере труда станет электронный надзор, предусматривающий переход на автоматический мониторинг соблюдения работодателями трудового законодательства.

Современные трудовые инспекторы получили электронный рабочий инструмент – Автоматизированную систему управления надзорной деятельностью, работодатели и работники — портал инспекция.рф. «Частично переложив на информационные системы функцию реагирования на инциденты, теперь инспектор сможет сконцентрироваться на реализации превентивных, профилактических и разъяснительных мероприятиях», — рассказали в Роструде. Эти слова можно трактовать в том числе и так, что Роструд станет более тесно взаимодействовать как с работниками, так и с работодателями.

Согласно 360-й статьи Трудового кодекса, проверки на соблюдение трудового законодательства, которые проводит трудинспекция, бывают двух видов: о которых известно заранее и те, которые «как снег на голову».

2 вида проверок ГИТ:

  • плановые,
  • внеплановые.

Плановые проверки заранее анонсируются в открытом источнике — Едином реестре проверок. Информация о внеплановых проверках также должна быть внесена в реестр — в течение трех рабочих дней с вынесения решения о проверке.

1 715 036 — количество работников, права которых восстановлены в результате выданных предписаний.

Для плановых проверок установлена периодичность: не чаще одного раза в три года. Для молодых компаний существует «табу» на проверку в течение первых трех лет работы.

Новшества в вопросе плановых проверок.

  1. Применение риск-ориентированного подхода.
  2. В 2015 году Федеральным законом N 246-ФЗ была введена статья о риск-ориентированном подходе при организации государственного контроля. Риск-ориентированный подход предусматривает выбор интенсивности госконтроля (формы, продолжительности, периодичности) в зависимости от того, к какой категории риска или к какому классу опасности относится вид деятельности юрлица или ИП.

    Согласно этому подходу, предприятия делятся на четыре класса опасности. Чем выше класс опасности, чем чаще осуществляются проверки. Если риск не высокий, то работодатель может быть освобожден от проверки на срок до 6 лет. Если риск высок, то проверки могут осуществляться гораздо чаще, но не больше одной проверки в два года.

  3. Использование открытых проверочных чек-листов.

Плановая проверка стала предсказуемой во всех смыслах – она осуществляется не только согласно заблаговременно установленной даты, но и в рамках открытых проверочных чек-листов. Это регламентированный перечень вопросов, на которые должен ответить работодатель. Помимо чек-листа задавать вопросы инспектор не имеет права. Чек-листы находятся в открытом доступе и проверить себя по ним может любой работодатель.

Как ГИТ будет проверять предприятия в 2020 году

Внеплановая проверка трудовой инспекции должна уложиться в 20 рабочих дней. Если инспектору необходимо запросить документы у других ведомств, он вправе ходатайствовать перед своим руководством о приостановке. Проверка может быть приостановлена максимум на 10 дней. И такая приостановка может быть сделана только однократно в ходе внеплановой проверки. При наличии веских оснований срок проверки может быть продлен руководителем ГИТ еще на 20 дней.

Периодичность внеплановых проверок законодательно никак не регламентирована. Если работники будут жаловаться – есть риск погрязнуть во внеплановых проверках.

Чтобы не оказаться в числе тех, кто критически не проходит проверку на требования ТК, не иметь проблем с работниками и, как следствие, – не погрязнуть в проверках трудовой инспекции, нужно иметь отдел высококлассных кадровиков. А это роскошь! Значительную часть работы в этом направлении готовы взять на себя электронные помощники – профильные сервисы СБИС.

СБИС Учет и контроль рабочего времени помогает распределять, учитывать и управлять рабочим временем сотрудников. Табель расчета зарплаты заполняется автоматически. Кроме того, сервис позволяет контролировать рабочее время удаленных сотрудников, что в наше время становится очень актуальным.

СБИС Управление персоналом обеспечит контроль за показателями, учет больничных и отпусков, расчет удержаний и допначислений, более того, сервис является комплексным инструментом мотивации персонала.

Также не забывайте, что проверка может нагрянуть не только из ГИТ, но и из налоговой. Помочь не стать объектом такой проверки призваны сервисы СБИС Бухгалтерия и учет и СБИС Оценка налоговых рисков.

Подробнее о возможностях сервисов СБИС в вопросе управления трудовыми отношениями вам готовы рассказать наши специалисты.

  • Плата за негативное воздействие на окружающую среду: алгоритм расчета в 2021 году
  • Дайджест за ноябрь. Топ‑3 главных изменений по охране труда
  • Дайджест октября. Топ‑3 изменений для специалистов по охране труда
  • Профилактика COVID‑19: действия специалиста по охране труда
  • Самое важное за сентябрь. Топ‑3 изменений для специалистов по охране труда
  • Самое важное за август. Топ‑3 изменений для специалистов по охране труда

Раньше план проверок на следующий год размещали на сайте ГИТ не позднее 1 декабря текущего года. Теперь это будут делать до 10 ноября (п. 41 Административного регламента осуществления Федеральной службой по труду и занятости федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права). Так работодатели получат больше времени на подготовку к проверке и доработку внутренней документации.

По новым правилам единый реестр проверок находится в ведении Генпрокуратуры (ст. 13.3 от 26.12.2008 № 294-ФЗ). План, сформированный Рострудом, публикуется на официальном сайта Генеральной прокуратуры. Именно там можно посмотреть график плановых проверок и выяснить, стоит ли ждать инспектора в гости в ближайшие месяцы.

Как снег на голову. Внеплановые проверки работодателей

Для малого и среднего бизнеса в 2020 году предусмотрены надзорные «каникулы». Проверки ГИТ проводиться не будут (от 01.04.2020 №98-ФЗ). Но есть исключения. Если жизни или здоровью работников что-то угрожает, либо инцидент уже случился — прихода инспектора избежать не удастся. Также следует ждать комиссию, если возникнет чрезвычайная ситуация природного или техногенного характера.

Плановые проверки возможны для предприятия и ИП, если (ст. 26.2 Закона № 294-ФЗ):

  • им присвоен определенный класс риска;
  • они работают в сфере здравоохранения, науки или образования;
  • в течение предыдущих 3 лет были у них штрафы за грубое нарушение КоАП РФ;
  • они работают по лицензии;
  • они подпадают под госнадзор в области использования атомной энергии, радиационной безопасности, контроля качества работы аудиторских компаний и защиты гостайны.

Работодатель может по своей инициативе прекратить проверку. Для этого нужно направить в ГИТ заявление (п. 27 Регламента). Например, проверку следует прекратить, если в ходе её проведения и организации инспектором были допущены грубые нарушения.

К таким нарушениям можно отнести несоблюдение сроков уведомления. Если ГИТ сообщила о проверке менее, чем за три дня (п. 53 Регламента), то её результаты не будут действительны (ст. 20 Закона № 294-ФЗ). Если проверка с нарушением уже происходит, её следует прекратить.

Ещё одним весомым поводом для прекращения может быть анонимность обращения, которое послужило поводом для прихода комиссии. Если информация в обращении заведомо ложная, проверку также следует прекратить (п. 27 и 104 Регламента, ст. 10 Закона № 294-ФЗ).

Раньше инспектор мог запросить любые документы, которые касаются организации или охраны труда. Перечень не был закреплён законодательно. В новом Регламенте появился исчерпывающий перечень документов и (или) информации, необходимых для осуществления федерального госнадзора и достижения целей и задач проведения проверок соблюдения требований трудового законодательства (п. 13 Регламента).

Важный момент для работодателей! Данный список содержит указания только на группы документов. Если инспектор запросил данные, которых в нём нет, работодателю нужно направить в ГИТ вежливый отказ в выполнении запроса со ссылкой на пункт регламента.

В перечне документы разделены на группы. Вот наиболее важные из них:

  • оформление трудоустройства работников, в том числе не достигших 18 лет;
  • организация специальной оценки условий труда;
  • организация охраны труда и проведение периодического обучения;
  • ознакомление персонала с требованиями охраны труда.

Документы из п. 14 Регламента инспектор не вправе требовать у работодателей, потому что может получить их от других ведомств (п. 8 Регламента).

Закон запрещает инспектору требовать выполнения нормативных актов советского периода, а также документов РФ, которые не зарегистрированы в Минюсте России и не опубликованы (п. 8 приказа Роструда от 13.06.2019 № 160).

Например, журналы учёта выдачи инструкций по охране труда и направлений на медосмотр работодатель теперь ведёт исключительно по своему усмотрению. Инспектор не может этого требовать в предписании.

Также инспектор не может требовать от работодателя ведения документации или бланков по форме ГОСТов, если предприятие не указало в своих локальных нормативных актах, что следует этим ГОСТам.

Если проверка занимает слишком много времени, это вредит бизнесу. Чтобы обезопасить предприятия от потерь из-за нерасторопности проверяющих органов, законодательство ввело ограничения. Теперь проверка не может длиться больше 20 рабочих дней (ст. 13 №294 ФЗ). Проверять малые предприятия можно не дольше 50 часов в год. Для микропредприятий действует ограничение в 15 часов в год.

Для предприятий с филиалами в нескольких субъектах РФ закон закрепляет срок проверки общей длительностью не более 60 рабочих дней (пп. 24 и 62 Регламента и ч. 4 ст. 13 № 294-ФЗ).

Если проверка требует длительных расследований, экспертиз и испытаний, срок её проведения могут увеличить не более, чем в 2 раза (п. 24 Регламента). Внеплановые проверки при этом не могут длиться более 20 дней (п. 107 Регламента).

Регламент даёт подробные инструкции по составлению актов проверки. Например, выявленные нарушения инспектор должен изложить подробно, ссылаясь при этом на статьи и пункты законов, требования которых нарушены. Ту же тщательность нужно соблюдать и в подготовке предписания об устранении нарушений.

Вместе с актом нужно обязательно хранить пояснения, проверочные листы и иные доказательства результатов проверки (п. 69, 70, 72, 74 Регламента).

Акт проверки передают лично в руки, либо направляют электронным документом с усиленной квалифицированной электронной подписью, если на проверяемом предприятии организован электронный документооборот. По почте простым письмом отправлять этот документ запрещается (п. 78, 81 Регламента).

Если работодатель не получил акт проверки, он может обратиться в ГИТ с заявлением и результаты проверки отменят (ч. 4 ст. 16 Закона № 294-ФЗ и ст. 20 Закона № 294-ФЗ).

Пусть проверки приходят к вам как можно реже, а их результаты будут всегда на «отлично»:)

Если статья была вам полезна, пожалуйста, оцените ее на «звездной» шкале внизу, где 5 звезд — очень полезна. Мы хотим, чтобы вы получали только нужные материалы, и будем благодарны за обратную связь!

График проверок трудовой инспекции на 2020 год

Основанием для внепланового визита трудовой инспекцией могут стать любые обнаруженные факты нарушения нанимателем норм трудового права. Учитывается информация, поступившая от органов государственной власти, из СМИ, из заявлений и обращений граждан, в том числе из жалоб работников о нарушении их трудовых прав и т.д. Количество внеплановых проверок не ограничено и зависит от количества соответствующих оснований.

О проведении внеплановой проверки компанию уведомят не позже чем за 24 часа до ее начала. Но если основанием стала жалоба работника на условия труда, заранее о приходе инспектора не сообщается.

Ход инспектирования ГИТ регламентирован (Приказ Минтруда от 30 октября 2012 года N 354н, Приказ Минтруда от 21 апреля 2017 года N 377н).

Инспектор труда должен предъявить удостоверение и распоряжение о проведении проверки, а также вручить заверенную копию распоряжения работодателю. Затем он запрашивает необходимые документы, которые руководитель должен представить в виде оригиналов и копий. Проверяющий изучает документы с помощью проверочных листов. Руководители или уполномоченные представители компании должны присутствовать при проведении проверки. По результатам контрольного мероприятия составляется акт с подписями обеих сторон – ГИТ и работодателя.

При выявлении нарушений организация получит предписание об их устранении в определенные сроки, а также протокол об административном правонарушении. По итогам рассмотрения административного материала (в течение 15 дней) решается вопрос о привлечении нанимателя к ответственности.

Компания имеет право на обжалование предписания и постановления о привлечении к административной ответственности.

Руководителям организаций полезно знать об ограничениях, установленных для представителей надзорного органа при проведении надзорных процедур. Так, список документов, которые проверяющий может потребовать, ограничен и утвержден в Перечне на сайте Роструда. То есть, если инспектор потребует что-то за рамками перечня, руководитель имеет право опротестовать это требование.

Плановые проверки государственной инспекции труда длятся не более 20 рабочих дней. Если у организации есть обособленные подразделения, срок устанавливается для каждого из них, но общая продолжительность контрольных мероприятий не может превышать 60 рабочих дней.

Проверочные листы (Приказ Роструда от 10.11.2017 N 655) представляют собой списки контрольных вопросов, которые используют проверяющие для осуществления контроля по определенной теме. Каждый документ предназначен для оценки трудовых отношений сотрудника и нанимателя и определяет требования трудового законодательства. В ходе проверки инспектор имеет право задавать вопросы только из чек-листа по предмету инспектирования. Некоторые листы содержат общеобязательные требования, поэтому предназначены для всех нанимателей. Например, предметом проверки может стать заключение и прекращение трудового договора (№4), установление и выплата заработной платы (№7), проведение спецоценки условий труда (№ 21), обучение по охране труда (№ 28) и т.д.

Каждый лист содержит данные о проверяемой организации, проверяющем должностном лице и основаниях для инспектирования. Таблица с данными о ходе надзорной процедуры включает графы с контрольными вопросами, реквизитами нормативного акта, в котором установлено требование, и графой с ответами на вопросы, которую заполняет инспектор.

Проверочные листы предназначены для проведения плановых проверок всех организаций и ИП, независимо от количества сотрудников, сферы деятельности, организационно-правовой формы.

Плановые проверки выполняются с соблюдением установленного графика, который утверждается заранее. Согласно постановлению Правительства РФ от 30.06.2010 N 489 ежегодный план должен быть утвержден до 31 декабря года, предшествующего проведению контроля. Этот план должен быть согласован с Генеральной прокуратурой РФ. После его окончательного утверждения план проведения контроля соблюдения требований трудового законодательства размещается в открытом доступе на сайте прокуратуры, Роструда и самого контролирующего ведомства. Территориальные подразделения ГИТ публикуют планы проверок по конкретным субъектам Федерации на соответствующих региональных порталах инспекции.

Составление плана осуществляется в соответствии с правилами, описанными в постановлении Правительства от 1 сентября 2012 года N 875. Сейчас в Российской Федерации в области государственного контроля применяются принципы риск-ориентированного подхода. Он предполагает, что деятельность по организации проверок коммерческих компаний осуществляется с учетом степени риска нарушения ими требований трудового законодательства. Для определения этой степени принимаются во внимание три основных критерия:

  • добросовестность работодателя в отношении соблюдения трудовых прав работников. Обнаружение факта таких нарушений снижает этот показатель вплоть до нуля;
  • потенциальная степень вреда здоровью работников, обусловленная особенностями производства в отрасли. Этот показатель рассчитывается отдельно для каждой сферы деятельности;
  • вероятность распространения негативных последствий. Указанный критерий зависит от численности сотрудников предприятия.

На основании перечисленных параметров компании присваивается определенная категория риска.

Категория риска напрямую определяет частоту проведения плановых проверок в отношении конкретной компании. Государственная инспекция труда присваивает каждой проверяемой компании одну из следующих категорий риска:

  • высокий — для этих компаний плановые проверки организуются 1 раз в 2 года;
  • значительный – плановые проверки проводятся 1 раз в 3 года;
  • средний – проверки проводятся 1 раз в 5 лет;
  • умеренный – проверки выполняются 1 раз в 6 лет;
  • низкий – плановые проверки не проводятся.

При этом в соответствии с действующим законодательством на региональных портала ГИТ публикуются актуализированные списки работодателей, отнесенных к наиболее серьезным категориям – от средней до высокой. Если организация полагает, что такая категория присвоена ей ошибочно, она вправе подать в инспекцию мотивированное заявление о пересмотре этого параметра.

Государственная инспекция труда обязана учитывать нормативную частоту проведения контролирующих мероприятий для конкретной организации с учетом присвоенного ей класса риска. Если в результате ошибки или другой причины в план контроля попала организация, которую инспекторы ГИТ проверяли до истечения установленного срока, компания также вправе подать в государственный орган заявление об исключении из составленного графика.

Такие ошибки действительно случаются, поэтому эксперты рекомендуют руководителям предприятий или ответственным сотрудникам в конце календарного года посещать региональный сайт ГИТ или прокуратуры и изучать опубликованный план проверок. Это лучше сделать заранее, чтобы иметь достаточно времени на обжалование неправомерного решения о включении компании в план: чаще всего это оказывается проще, чем подстраивать график работы организации под визит инспекторов.

Кого проверит ГИТ в период пандемии: изменения и практические советы

График плановых проверок публикуется на сайте ответственных государственных органов в табличном виде. Обычно ее можно скачать в формате Excel. Каждая строка этой таблицы содержит все основные сведения, позволяющие достоверно идентифицировать компанию, включенную в план. В их число входят:

  • название предприятия;
  • место ее государственной регистрации;
  • основные реквизиты, включая ИНН и ОГРН;
  • дата регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя;
  • цель проведения проверки;
  • дата начала предыдущей проверки, которая позволяет оценить соблюдение установленных законодательством сроков организации планового контроля;
  • дата начала запланированной проверки;
  • число дней, отведенных на проведение контроля;
  • тип запланированной проверки – в соответствии с действующим законодательством она может быть выездной или документарной;
  • название государственного органа, ответственного за выполнение контроля.

Для аккумулирования информации о выполненных задачах постановлением Правительства от 28 апреля 2015 года N 415 в Российской Федерации предусмотрено ведение Единого реестра проверок. Каждый запланированный визит инспекторов вносится в указанный реестр с присвоением индивидуального номера.

Права юридических лиц и предпринимателей при выполнении обязательного государственного контроля защищены действующим законодательством. Такие ограничения введены для того, чтобы обезопасить предприятия от необоснованно длительных визитов проверяющих, которые часто негативно отражаются на нормальном жизненном цикле предприятия. Работодатель вынужден отвлекать сотрудников от основной работы для подготовки нужных документов, сопровождения инспекторов и выполнения других операций. Для этого иногда даже требуется останавливать производственные линии, что отражается на объеме производства, а следовательно – на прибыли компании.

Действующие ограничения при проведении контроля определены федеральным законом № 294-ФЗ. Основная их часть сформулирована в главе 2 этого нормативного документа. Они включают следующие правила:

  • проверка может проводиться только на основании соответствующего распоряжения или приказа уполномоченного сотрудника ГИТ. Проводить контроль имеют право только инспекторы, указанные в документе;
  • срок проведения проверки для организации не может превышать 20 дней в год, для малого предприятия — 50 часов в год, для микропредприятия – 15 часов в год.
  • Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2020 г. город Москва
  • Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2020 г. Московской области
  • Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2020 г. Белгородской области
  • Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2020 г. Брянской области
  • Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2020 г. Владимирской области
  • Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2020 г. Воронежской области
  • Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2020 г. Ивановской области
  • Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2020 г. Калужской области
  • Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2020 г. Костромской области
  • Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2020 г. Курской области
  • Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2020 г. Липецкой области
  • Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2020 г. Орловской области
  • Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2020 г. Рязанской области
  • Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2020 г. Смоленской области
  • Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2020 г. Тамбовской области
  • Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2020 г. Тверской области
  • Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2020 г. Тульской области
  • Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2020 г. Ярославской области
  • Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2020 г. Республики Адыгея
  • Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2020 г. Республики Калмыкия
  • Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2020 г. Краснодарского края
  • Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2020 г. Астраханской области
  • Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2020 г. Волгоградской области
  • Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2020 г. Ростовской области
  • Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2020 г. Республики Крым
  • Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2020 г. город Севастополь
  • Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2020 г. Республики Дагестан
  • Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2020 г. Республики Ингушетия
  • Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2020 г. Кабардино-Балкарской Республики
  • Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2020 г. Карачаево-Черкесской Республики
  • Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2020 г. Республики Северная Осетия-Алания
  • Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2020 г. Чеченской Республики
  • Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2020 г. Ставропольского края
  • Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2020 г. Республики Башкортостан
  • Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2020 г. Республики Марий Эл
  • Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2020 г. Республики Мордовия
  • Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2020 г. Республики Татарстан
  • Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2020 г. Удмуртской Республики
  • Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2020 г. Чувашской Республики
  • Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2020 г. Пермского края
  • Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2020 г. Кировской области
  • Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2020 г. Нижегородской области
  • Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2020 г. Оренбургской области
  • Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2020 г. Пензенской области
  • Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2020 г. Самарской области
  • Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2020 г. Саратовской области
  • Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2020 г. Ульяновской области
  • Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2020 г. Курганской области
  • Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2020 г. Свердловской области
  • Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2020 г. Тюменской области
  • Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2020 г. Челябинской области
  • Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2020 г. Ханты-Мансийского автономного округа — Югра
  • Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2020 г. Ямало-Ненецкого автономного округа
  • Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2020 г. Республики Алтай
  • Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2020 г. Республики Бурятия
  • Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2020 г. Республики Тыва (Тува)
  • Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2020 г. Республики Хакасия
  • Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2020 г. Алтайского края
  • Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2020 г. Красноярского края
  • Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2020 г. Иркутской области
  • Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2020 г. Кемеровской области
  • Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2020 г. Новосибирской области
  • Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2020 г. Омской области
  • Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2020 г. Томской области
  • Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2020 г. Забайкальского края
  • Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2020 г. Республика Саха (Якутия)
  • Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2020 г. Приморского края
  • Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2020 г. Хабаровского края
  • Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2020 г. Амурской области
  • Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2020 г. Камчатского края
  • Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2020 г. Магаданской области
  • Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2020 г. Сахалинской области
  • Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2020 г. Еврейской автономной области
  • Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2020 г. Чукотского автономного округа

В соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» прокуратура сформировала ежегодный сводный план проведения плановых проверок субъектов предпринимательства на 2020 год.

РЕКОМЕНДУЕМ
Подготовка к проверке без штрафных санкций, по новым требования законодательства РФ.

Общие основания для внеплановых проверок контролирующих органов установлены в ч. 2 ст. 10 закона «О защите прав юридических лиц…» от 26.12.2008 № 294-ФЗ (далее — Закон 294-ФЗ). Применительно к надзору за соблюдением трудового законодательства они конкретизированы в ч. 7 ст. 360 ТК РФ:

  1. Истечение срока исполнения предписания Государственной инспекции труда (далее — ГИТ), вынесенного в результате предыдущей плановой или внеплановой проверки.
  2. Поступление в ГИТ:
  • информации из различных источников (от граждан, организаций, государственных и муниципальных органов, СМИ) о случаях нарушения работодателем законодательства о труде, которые повлекли угрозу здоровью или жизни работников, невыплату причитающихся им сумм, выплату зарплаты ниже МРОТ;
  • жалобы работника на нарушение его трудовых прав;
  • заявления работника о проверке условия охраны труда на его рабочем месте;
  • информации о подмене трудовых отношений гражданско-правовыми, о ненадлежащем их оформлении либо уклонении от заключения трудового договора (это новое основание для проведения внеплановой проверки трудовой инспекцией появилось в 2018 году).
  1. Приказ руководителя ГИТ о проведении проверки, изданный в целях исполнения поручения Президента/Правительства РФ или требования прокуратуры.

Проведение внеплановой выездной проверки в отсутствие одного из перечисленных оснований является грубым нарушением закона (п. 2 ч. 2 ст. 20 Закона 294-ФЗ). Результаты такой проверки недействительны, а виновные должностные лица подлежат ответственности.

Внеплановая проверка трудовой инспекцией

В ч. 21 ст. 10 Закона 294-ФЗ сказано, что проверка в связи с истечением срока исполнения ранее выданного предписания может затрагивать исключительно выполнение этого предписания. Насчет других оснований для внеплановых контрольных мероприятий такой оговорки в законе нет. Но в то же время инспекторы ГИТ не вправе выходить за пределы предмета проверки, который формулируется исходя из основания ее проведения (п. 3 ст. 15 Закона 294-ФЗ).

Периоды, за которые может проводиться контроль, законом не установлены. В приказе на проведение проверки они также не указываются. Поэтому трудовая инспекция может запросить документы за любой период, в том числе в отношении уже уволившихся работников.

Однако объективно возможности работодателя по предоставлению документов ограничены сроками их хранения. Сроки хранения документов, относящихся к трудовым отношениям, установлены в Перечне, утв. приказом Росархива от 20.12.2019 № 236.

Обратите внимание! Приказ Росархива №236 действует с 18.02.2020 года. Как изменились сроки хранения документов читайте здесь.

При отсутствии каких-либо документов по причине истечения срока их хранения работодателю следует направить в ГИТ письменные пояснения. Ответственность ему в этом случае не грозит.

Максимальный срок проверки установлен в ст. 13 Закона 294-ФЗ и составляет 20 рабочих дней. Не имеет значения, выездная это проверка или документарная. Внеплановые проверки не подлежат продлению. Однако ограничений по количеству внеплановых проверок в течение года нет.

Порядок организации внепланового контроля урегулирован ст. 10 и 14 Закона 294-ФЗ, ст. 360 ТК РФ. Не любая информация о нарушениях трудового законодательства обязательно становится поводом для назначения проверки. Закон допускает проведение предварительных проверочных мероприятий, чтобы оценить достоверность полученной информации. Для этого:

  • берутся пояснения у заявителя;
  • изучаются документы предприятия, уже имеющиеся в распоряжении инспекции;
  • могут быть взяты пояснения у представителей предприятия, которое, предположительно, допустило нарушение.

На этом этапе не допускается требовать от работодателя предоставления каких-либо документов. Предварительная проверка прекращается, если:

  • не представляется возможным установить заявителя (обращение было анонимным);
  • установлено, что полученная информация не соответствует действительности.

В иных случаях следует издание приказа о проведении проверки. По общему правилу все контролирующие органы перед проверкой на основании информации об угрозе причинения вреда жизни и здоровью людей обязаны получать согласование прокуратуры. В случаях, не терпящих отлагательства, проверка по данному основанию может быть проведена незамедлительно с извещением прокуратуры (ч. 8 ст. 360 ТК РФ).

О предстоящем внеплановом контроле предприятие уведомляется не позднее чем за 24 часа до его начала. Уведомление не производится, если основанием для проверки выступили:

  • информация об угрозе жизни и здоровью людей;
  • жалоба работника на нарушение его трудовых прав.

Трудовая инспекция может провести как документарную, так и выездную внеплановую проверку. Последняя проводится, если по одним только документам невозможно оценить соответствие деятельности предприятия закону (п. 2 ч. 3 ст. 12 Закона 294-ФЗ).

Вопреки распространенному мнению выездной проверке необязательно предшествует запрос документов. Во-первых, это косвенно подтверждается формулировкой ч. 5 ст. 2 Закона 294-ФЗ. Во-вторых, так считают и суды (см., например, решение Кировского райсуда Екатеринбурга от 12.12.2012 по делу № 2-8354/28(12)). Но если у инспекторов была возможность дать оценку деятельности работодателя по документам, выездная проверка может быть признана неправомерной.

Документарный контроль проходит в следующем порядке:

  1. Изучаются документы работодателя, уже имеющиеся в распоряжении ГИТ (материалы предыдущих проверок, административные дела и т. д.).
  2. При необходимости ГИТ направляет запрос работодателю с требованием о предоставлении документов.
  3. Работодатель в течение 10 рабочих дней с момента получения запроса инспекции обязан его исполнить.

Документы необходимо предоставлять в копиях, удостоверенных подписью ИП или руководителя организации (или представителя по доверенности). Трудовая инспекция не вправе требовать оригиналы документов или нотариальные копии.

При выявлении в представленных документах несоответствий, ошибок и противоречий работодателю будет предложено дать пояснения и представить подтверждающие их документы. Если ГИТ сочтет их недостаточными (равно как если работодатель проигнорирует предложение), проверка может трансформироваться в выездную.

Выездные контрольные мероприятия начинаются с предъявления инспекторами своих служебных удостоверений и копии приказа на проведение проверки (ч. 4 ст. 12 Закона 294-ФЗ). Последняя вручается представителю организации под расписку.

Права инспекторов ГИТ закреплены в ст. 357 ТК РФ. Они могут:

  • присутствовать на территории предприятия в любое время суток;
  • требовать документы, относящиеся к предмету проверки, иную информацию;
  • брать объяснения у представителя предприятия;
  • проводить изъятие используемых на предприятии веществ и материалов и т. д.

Ограничений по времени нахождения инспекторов на предприятии в рамках периода проверки нет. Хотя законодательство РФ напрямую не говорит об этом, согласно ст. 12 Конвенции МОТ «Об инспекции труда…» от 11.07.1947 № 81 проверяющие могут беседовать с сотрудниками компании. Из ч. 6 ст. 12 Закона 294-ФЗ следует, что к проверке могут привлекаться эксперты, не состоящие в отношениях с проверяемой организацией.

ВАЖНО! Инспекторы ГИТ не вправе изымать оригиналы документов. Они могут запросить лишь заверенные представителем предприятия копии. Эти копии независимо от объема передаются на безвозмездной основе.

В то же время проверяющие должны строго следовать законодательству РФ (ст. 358 ТК РФ) и не выходить за пределы ограничений, установленных ст. 15 Закона 294-ФЗ. Например, они не вправе требовать документы, не относящиеся к предмету проверки, и документы, которые имеются в распоряжении иных государственных или местных органов.

Если проверка документарная, то исполнить запрос ГИТ придется в любом случае. А при выездной проверке, согласно п. 2 ст. 15 Закона 294-ФЗ, нужно, чтобы присутствовало одно из следующих лиц:

  • руководитель организации/предприниматель;
  • уполномоченный представитель организации или ИП (по доверенности; как работник, так и стороннее лицо);
  • другое должностное лицо (имеются в виду лица, помимо руководителя имеющие право действовать без доверенности от имени организации).

Только лишь в присутствии рядовых работников ГИТ не вправе провести проверку. Некоторые работодатели используют это в качестве возможности для уклонения от проверки. Однако им нужно иметь в виду следующее:

  1. С 2017 года контролирующие органы получили право явиться для проверки повторно через 3 месяца в случае, если проверка не удалась по причине отсутствия представителя компании, причем без предупреждения (ч. 7 ст. 12 Закона 294-ФЗ).
  2. Обеспечить присутствие своего представителя при выездной проверке — обязанность проверяемого (ст. 25 Закона 294-ФЗ).
  3. Ссылаясь на отсутствие представителя, нужно заручиться документальным подтверждением: приказом на отпуск, на командировку и т. д.
  4. Регулярное отсутствие представителя организации по прибытии проверяющих может быть расценено как уклонение от проверки, а это влечет ответственность по ст. 19.4.1 КоАП РФ.

В пункте 46 регламента № 160 указано, что проведение плановых контрольных мероприятий проводится в зависимости от категории риска компании.

Категория риска Периодичность плановой проверки
Высокий 1 раз в 2 года
Значительный 1 раз в 3 года
Средний Не чаще чем 1 раз в 5 лет
Умеренный Не чаще чем 1 раз в 6 лет
Низкий Проверки не проводят

Административный регламент № 160 в пункте 91 вводит еще одно важное правило. Теперь инспектору прямо прописано, в каком случае нарушение требований трудового законодательства грозит жизни и здоровью работников, соответственно, не может быть заменено на предупреждение.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», частью 11 статьи 262 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Установить, что в 2020 году в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии со статьей 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого и среднего предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, а также в отношении некоммерческих организаций, среднесписочная численность работников которых за 2019 год не превышает 200 человек, за исключением политических партий и некоммерческих организаций, включенных в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, проводятся только:

а) внеплановые проверки, основаниями для проведения которых являются факты причинения вреда жизни, здоровью граждан или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и проведение которых согласовано органами прокуратуры;

б) внеплановые проверки, назначенные в целях проверки исполнения ранее выданного предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, проведение которых согласовано органами прокуратуры;

в) внеплановые проверки, проводимые на основании поручения Президента Российской Федерации, поручения Правительства Российской Федерации с указанием конкретного юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя, требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;

г) внеплановые проверки, основания для проведения которых установлены пунктом 11 части 2 статьи 10 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и пунктом 4 части 10 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

д) внеплановые проверки, назначенные в целях проверки исполнения ранее выданного предписания, решение о признании которого исполненным влечет возобновление ранее приостановленного действия лицензии, аккредитации или иного документа, имеющего разрешительный характер.

2. Установить, что в 2020 году при осуществлении государственного контроля (надзора) в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, не указанных в пункте 1 настоящего постановления, проводятся только:

а) внеплановые проверки, указанные в пункте 1 настоящего постановления;

б) плановые проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность и (или) используемые производственные объекты которых отнесены к категории чрезвычайно высокого или высокого риска либо отнесены к 1 классу (категории) опасности, I классу опасности опасных производственных объектов, I классу гидротехнических сооружений, а также в отношении которых установлен режим постоянного государственного контроля (надзора).

3. Установить, что решения об исключении из ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей плановых проверок, не указанных в пункте 2 настоящего постановления, принимаются органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в течение 7 рабочих дней после вступления в силу настоящего постановления.

4. Органам государственного контроля (надзора) в течение 10 рабочих дней после вступления в силу настоящего постановления представить в Министерство экономического развития Российской Федерации перечень юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 апреля 2020 г., деятельность и (или) используемые производственные объекты которых отнесены к категории чрезвычайно высокого или высокого риска либо отнесены к 1 классу (категории) опасности, I классу опасности опасных производственных объектов, I классу гидротехнических сооружений, а также в отношении которых установлен режим постоянного государственного контроля (надзора).

5. Положения пунктов 1 и 2 настоящего постановления распространяются на виды государственного контроля (надзора), в отношении которых применяются положения Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», включая виды государственного контроля (надзора), муниципального контроля, указанные в частях 31 и 4 статьи 1 указанного Федерального закона, за исключением налогового и валютного контроля.

Актуально на

Проверка трудовой инспекции в 2020 году: как подготовиться

Все проверки со стороны трудовой инспекции строго регламентируются нормами трудового и федерального законодательства. В каждом региональном субъекте могут разрабатываться собственные нормативные акты, предусматривающие проверки территориальной инспекции по труду.

«Проверки регулируются нормами ТК РФ, Федеральным законом № 294 «О защите прав юридических лиц и ИП при осуществлении государственного и муниципального контроля», а также Постановлением Правительства РФ № 875».

«Статья 353 ТК РФ. Государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований по безопасному ведению работ в отдельных сферах деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

Любой работодатель хотя бы раз задумывался над вопросом о том, как подготовиться к проверке трудовой инспекции в 2020 году. Если проверка плановая и известная ее точная дата, подготовиться действительно можно. Хуже, если инспекции приходит с проверкой неожиданно или до ее начала остается не более суток. Вариант выхода из ситуации один – всегда держать внутреннюю документацию в порядке.

Внеплановая проверка трудовой инспекции — это способ органов контроля «потушить пожар», быстро отреагировать на проблему, на нарушение закона. Поэтому надзорные каникулы на внеплановые проверки не распространяются.

Внеплановая проверка осуществляется:

  • если истек срок исполнения организацией ранее выданного предписания об устранении нарушений;
  • если в инспекцию труда поступили соответствующие обращения и заявления о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, а также приведших к невыплате или неполной выплате в установленный срок заработной платы, других выплат, причитающихся работникам, либо установлению заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством;
  • если в инспекцию труда поступили:
    • обращение или заявление работника о нарушении работодателем трудовых прав;
    • запрос работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте в соответствии со ст. 219 ТК РФ;
  • если руководителем инспекции труда издан приказ (распоряжение) в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ, а также на основании требования прокурора о проведении такой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

ВАЖНО! С 01.01.2017 при рассмотрении указанных обращений и заявлений, информации о фактах должны учитываться результаты рассмотрения ранее поступивших подобных обращений и заявлений, информации, а также результаты ранее проведенных мероприятий по контролю в отношении соответствующих юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. На практике это должно означать, что при регулярных жалобах на компанию либо если ранее уже были вынесены предписания или привлечены к ответственности компания или руководитель, по отношению к этому работодателю пропадет понятие презумпции невиновности. Однако механизм еще не разработан, и как это будет происходить в реальности, сейчас сказать затруднительно.

Что проверяет инспекция по труду при внеплановой проверке? В первую очередь, инспекторы должны найти подтверждение нарушения прав работников или в целом трудового законодательства. При отсутствии достоверной информации о лице, допустившем нарушение законодательства о труде, должностным лицом трудовой инспекции может быть проведена предварительная проверка поступившей информации. В ходе проведения предварительной проверки принимаются меры по запросу дополнительных сведений и материалов (в том числе в устном порядке) у лиц, направивших заявления и обращения. В рамках предварительной проверки у юридического лица, индивидуального предпринимателя могут быть запрошены пояснения в отношении полученной информации, но предоставление таких пояснений и иных документов не является обязательным.

При выявлении по результатам предварительной проверки лиц, допустивших нарушение, должностное лицо трудовой инспекции подготавливает мотивированное представление о назначении внеплановой проверки. По результатам предварительной проверки меры по привлечению юридического лица, индивидуального предпринимателя к ответственности не принимаются.

Как узнать о внеплановой проверке трудовой инспекции? Самостоятельно найти такую информацию невозможно. Но в законе указано, что о проведении проверки организация должна быть уведомлена любым доступным способом:

  • о плановой проверке — не позднее чем за три рабочих дня до ее начала;
  • о внеплановой проверке — не менее чем за 24 часа до начала ее проведения.

Документарная проверка может быть как плановой, так и внеплановой, и проводиться по месту нахождения территориального органа государственной инспекции труда. В ходе данной проверки инспектор по труду имеет право запросить документы, подтверждающие трудовые и непосредственно связанные с ними отношения.

При этом если он сочтет, что имеющихся документов недостаточно для проведения проверки, то в адрес организации-работодателя может быть направлен мотивированный запрос о предоставлении дополнительной информации с приложением заверенной копии распоряжения (приказа) руководителя (его заместителя) инспекции. Работодатель в ответ на письмо обязан в течение десяти рабочих дней направить указанные в запросе документы в виде заверенных копий либо в электронной форме.

Проверки 2020: когда может придти трудовая инспекция?

Срок проверки трудовой инспекцией не должен превышать 20 рабочих дней. При этом для микропредприятия такой срок установлен в 15 часов, а для малого предприятия — 50 часов. Однако на сроки проведения внеплановой проверки трудовой инспекцией, если речь идет о выездных и документарных проверках, такое исключение не действует: их срок строго ограничен 20 днями.

При необходимости инспекция может продлить сроки проверки, но не более чем на 20 рабочих дней, а в отношении малых предприятий и микропредприятий — не более чем на 15 часов.

Если решение о продлении сроков проверки принято, то оно должно быть доведено до сведения работодателя не менее чем за три рабочих дня до окончания основного срока проведения проверки.

Продление срока внеплановой и документарной проверок не допускается.

Работодатель имеет право:

  • быть уведомленным в установленные сроки о предстоящей проверке;
  • потребовать, чтобы проверяющие лица продемонстрировали служебные удостоверения;
  • получить заверенную печатью копию распоряжения (приказа) руководителя (заместителя) инспекции труда о проведении проверки;
  • потребовать предъявить копию документа о согласовании проведения проверки с органом прокуратуры, если организуется внеплановая выездная проверка по основаниям, требующим такого согласования;
  • запрашивать у должностных лиц информацию об органе, направившем их для проведения проверки, а также об экспертах и экспертных организациях, участвующих в ней;
  • присутствовать при проверке и давать объяснения по относящимся к ней вопросам;
  • обратиться с просьбой ознакомиться с административными регламентами проведения проверки и порядком ее проведения;
  • отказаться от оплаты проверки;
  • ознакомиться с результатами проверки;
  • предоставить в письменной форме возражения, если он не согласен с фактами, выводами, изложенными в акте проверки (предписании об устранении выявленных нарушений). Возражения вместе с заверенными копиями обосновывающих документов предоставляются в соответствующую инспекцию труда в течение 15 дней с даты получения акта проверки;
  • обжаловать в административном и(или) судебном порядке действия (бездействие) должностных лиц органа, проводящего проверку, повлекшие за собой нарушение прав работодателя;
  • оспорить применение административного наказания по результатам проверки.

При выездной проверке работодатель обязан:

  • предоставлять для проверки документы, относящиеся к предмету, целям, задачам проверки;
  • организовать личное присутствие руководителя при проведении проверки либо обеспечить присутствие должностных лиц или уполномоченных представителей организации, отвечающих за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований в сфере труда и охраны труда;
  • обеспечить беспрепятственный доступ проверяющих на территорию организации, в здания, строения, сооружения, помещения, используемые при осуществлении хозяйственной деятельности, к оборудованию и транспорту;
  • вести журнал учета проверок, типовая форма которого утверждена Приказом Минэкономразвития № 141.

Как оформляют результаты проверок, если нарушений нет? Закон обязывает инспекторов по окончании проверки составлять акт по установленной форме (утв. Приказом Минэкономразвития № 141) в двух экземплярах. Один из них с копиями приложений вручается полномочным представителям работодателя под личную подпись об ознакомлении либо об отказе от ознакомления с актом проверки. При этом руководитель (или уполномоченный представитель) организации вправе отразить в акте свое согласие или несогласие с результатами проверки, а также с отдельными действиями должностных лиц, ее проводивших.

В случае несогласия с выводами, содержащимися в акте, работодатель может обжаловать его в течение 15 дней. Для этого необходимо предоставить в соответствующий орган, указанный в акте, письменные возражения.

Если в ходе проверки были выявлены нарушения, то инспекторы предъявляют работодателю предписание об их устранении. В нем указываются требования об устранении выявленных правонарушений трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, о привлечении виновных в нарушениях лиц к ответственности и т. д.

Если работодателю необходимо устранить нарушения, то в предписании обязательно должна содержаться ссылка на абзац, пункт, часть и номер статьи закона, положение которого нарушено. При нарушении инспектором порядка оформления предписания работодатель имеет право его обжаловать.

Кроме того, работодателя и его должностных лиц могут привлечь к административной ответственности. Постановление о привлечении к административной ответственности может быть обжаловано у руководителя инспекции или в вышестоящей организации и в суде.

Привлечение к административной ответственности чаще всего выражается в наложении штрафа. Работодатели должны помнить, что выявленные в рамках одной проверки несколько нарушений норм законодательства о труде образуют самостоятельные составы административных правонарушений (Постановление Президиума Верховного суда РФ от 15.08.2014 № 60-АД14-16). Это означает, что по итогам одной проверки при обнаружении нескольких разных нарушений штраф будет наложен за каждое.

Вместе с тем работодатели должны знать, что выявленные в ходе двух разных проверок одни и те же нарушения могут образовывать единый состав правонарушения, а значит, штраф в таком случае должен быть только один. Подобный случай разбирал Верховный суд РФ: несколько работников пожаловались в ГИТ на нарушение их прав при сокращении. В результате двух внеплановых проверок инспекторы вынесли два отдельных постановления о привлечении к ответственности должностного лица работодателя, при этом тип правонарушения был единый. Вынося решение по данному делу, судьи подчеркнули, что однотипные нарушения должны быть включены в единый состав административного правонарушения, а значит, и штраф должен быть один, а не два. То, что штрафы выписывались по результатам двух разных проверок, и то, что пострадавшими были разные люди, судьи не посчитали фактом, позволяющим назначить двойное наказание за одно и то же нарушение законодательства о труде (Постановление ВС РФ от 01.10.2018 № 41-АД18-21).

Подводя итог, стоит сказать следующее: не стоит считать ведение кадрового делопроизводства и надлежащее оформление требований по охране труда второстепенной функцией в бизнес-процессах организации. Грамотное и аккуратное соблюдение необходимых процедур защитит компанию как от больших штрафных санкций, так и от судебных исков и иных жалоб работников.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *