Приказ о изменении вредных условиях труда по соут

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Приказ о изменении вредных условиях труда по соут». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Бывает 4 класса опасности рабочих мест. Они пронумерованы в порядке возрастания:

  • Первый класс – оптимальный. Работник в таких условиях труда имеет возможность полностью восстановить силы во время отпуска. Такие условия труда никаким образом не влияют на здоровье.
  • Второй класс – допустимый. Есть негативные факторы, но их влияние никогда не выходит за рамки принятых нормативов. При осуществлении своих обязанностей в условиях допустимого класса опасности работнику никаких льгот и дополнительных доплат не полагается.
  • Третий класс – вредный. Может быть нанесен вред здоровью (рассматривается как краткосрочная, так и длительная перспектива воздействий условий труда).
  • Четвертый класс условий труда – опасный. Выполнение своих профессиональных обязанностей может повлечь возникновение у работника острых заболеваний. Также к ним относятся те условия, где сотрудник рискует своей жизнью.

Принципиально важный момент: если СОУТ не проводилось, то условия труда считаются теми, которые были при проведении последней аттестации рабочих мест.

Приказ о доплате за вредные условия труда

Помимо приказа, организации, которая имеет дело с вредными условиями труда своих работников, приходится оформлять целый ряд важнейших бумаг (если есть желание сделать все грамотно с юридической точки зрения). В их число включают:

  • Правила трудового распорядка. Этот документ также может называться как-то иначе (свободная форма). Главное, чтобы в учетной политике организации присутствовал локально-нормативный акт, регулирующий суммы доплат.
  • Дополнительные соглашения к трудовым соглашениям либо оформление новых соглашений для вновь принятых сотрудников. При этом изменения вносятся в несколько пунктов, включая и раздел «оплата труда» (это самая важная часть).
  • Расчетный листок. В нем отдельным пунктом должна проходить доплата за вредность, и отдельно – «молочная» компенсация. Иначе выплаченные суммы сложно будет отнести к этим статьям, а при проверках – доказать их существование.

Организация обязана проходить СОУТ (которая решает, к какой категории опасности относятся условия труда):

  • При открытии.
  • Если происходит расширение штата, появляются новые рабочие места.
  • Один раз в каждые 5 лет.

По итогам СОУТ должна предоставляться декларация в инспекцию по охране труда. Проверка условий труда – обязательная процедура для всех работников, кроме тех, кто выполняет свои обязанности удаленно либо работает на дому.

Что же касается пенсионного страхования, то Федеральный закон №167-ФЗ от 15 декабря 2001 года подразумевает, что и пенсионные выплаты увеличатся.

Организация с такими условиями труда перечисляет дополнительные страховые взносы в пенсионный фонд. Из размер определяется статьей 33.2 упомянутого Федерального закона.

Приказ, помимо стандартных реквизитов организации, даты и места подписания, включает в себя:

  • Ссылку на 147 и 372 статью ТК РФ. Вторая может быть заменена ссылкой на один из пунктов коллективного трудового договора.
  • Ссылку на рекомендацию представительного органа сотрудников (при наличии).
  • Перечень должностей, их условий труда.
  • Размер доплаты, которая положена каждому из сотрудников (при условии нахождения на определенной должности).
  • Перечень назначенных членов комиссии: ФИО, должности председателя, его заместителя и секретаря.
  • ФИО ответственного за обследование условий труда.
  • ФИО ответственного за разъяснение информации, которая содержится в документах по доплатам.
  • При необходимости – утверждение Положения об оценке условий труда, фиксация введения его условий.
  • ФИО и должность лица, которое контролирует выполнение приказа.

В силу ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. В этих целях работодатель обязан обеспечить, среди прочих мероприятий, проведение специальной оценки условий труда в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 426-ФЗ).

Смысл спецоценки заключается в том, что работодатель через приглашенную независимую специализированную организацию проводит анализ состояния условий труда на заранее определенных рабочих местах. Это делается для:

  • выявления вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • оценки уровня воздействия таких факторов на работника;
  • определения степени отклонения полученных значений от установленных нормативов;
  • оценки эффективности применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

Какие условия труда считаются безопасными, говорится в ст. 209 ТК РФ: условия, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни воздействия не превышают установленных нормативов.

Воздействие вредного фактора может привести к заболеванию работника, а опасного – к травме. Если в ходе спецоценки рабочего места выявлены таковые, условиям труда присваивается класс (подкласс) вредности и (или) опасности. Всего четыре класса – оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия (ч. 1 ст. 14 Закона № 426-ФЗ). При этом у вредных условий труда есть четыре подкласса (степени).

Отметим, что от того, какой класс (подкласс) условий труда установлен на рабочем месте, зависит:

  • предоставление гарантий и компенсаций работникам (дополнительный отпуск, сокращенная продолжительность рабочего времени, повышенная оплата труда);
  • размер дополнительного тарифа страховых взносов (чем лучше условия труда, тем меньше размер отчислений).

К сведению.

Результаты спецоценки не влияют на тариф взносов на случай травматизма. Тариф устанавливает ФСС, исходя из данных об основном виде экономической деятельности компании за прошлый год (Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 01.12.2005 № 713).

Поддержание условий труда в оптимальном или допустимом состоянии позволяет работодателю снизить издержки, ведь не придется производить выплаты работникам и отчисления в налоговую.

Между тем нередки ситуации, когда работодатель не заботится об условиях труда, не модернизирует производство – и в итоге даже на рабочих местах, где были нормальные условия труда, они становятся вредными или опасными.

Как быть, если спецоценка выявила вредные условия труда?

Cогласно ст. 92 ТК РФ для работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки отнесены к вредным 3-й или 4-й степени или опасным, гарантирована сокращенная рабочая неделя – не более 36 часов. При этом продолжительность рабочего времени конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда.

Обратите внимание.

На основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора, а также письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору, названная продолжительность рабочего времени может быть увеличена, но не более чем до 40 часов в неделю с выплатой работнику отдельно устанавливаемой денежной компенсации в порядке, размерах и на условиях, которые предусмотрены отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями, коллективными договорами.

В соответствии со ст. 117 ТК РФ предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам спецоценки отнесены:

  • к вредным 2-й, 3-й или 4-й степени;
  • к опасным.

Как видим, эта гарантия предоставляется более широкому кругу работников.

Минимальная продолжительность названного отпуска составляет 7 календарных дней и устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов спецоценки.

К сведению.

На основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективных договоров, а также письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору, часть ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, которая превышает 7 календарных дней, может быть заменена отдельно устанавливаемой денежной компенсацией в порядке, в размерах и на условиях, которые определены отраслевым (межотраслевым) соглашением и коллективными договорами.

Эта гарантия предоставляется всем работникам, чьи условия труда признаны вредными или опасными, вне зависимости от класса вредности. В частности, в силу ст. 147 ТК РФ оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере. Минимальный размер повышения составляет 4 % тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда. Конкретные размеры повышения оплаты труда определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, предусмотренном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным или трудовым договором.

Итак, если по результатам спецоценки на некоторых рабочих местах были выявлены вредные производственные факторы и установлен класс вредности, необходимо работникам предоставлять гарантии, предусмотренные ТК РФ (см схему).

Гарантии, предоставляемые работникам в зависимости от класса вредности

Класс

вредности 3.1

Увеличение зарплаты не менее чем на 4 %

Класс

вредности 3.2

Увеличение зарплаты не менее чем на 4 %, предоставление не менее 7 дней дополнительного отпуска

Классы

вредности 3.3 и 3.4

Увеличение зарплаты не менее чем на 4 %, предоставление не менее 7 дней дополнительного отпуска, установление сокращенной продолжительности рабочего времени (не более 36 часов в неделю)

В настоящее время все еще действуют:

1. Списки производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающие право на льготное пенсионное обеспечение (утвержденные Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10).

2. Списки производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день (утвержденные Постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 № 298/П-22).

Данные списки применяются в части, не противоречащей Трудовому кодексу. Согласно последнему работодатель обязан предоставить гарантии и компенсации, если условия труда признаны вредными или опасными. Причем кодекс не обязывает руководствоваться названными списками. Если профессии, должности или виды работ, где условия труда признаны вредными, не обозначены в этих списках, все равно таким работникам полагаются гарантии и компенсации. Руководствоваться при их установлении надо ст. 92, 117 и 147 ТК РФ.

Что сделать после проведения СОУТ, чтобы не оштрафовали

Чтобы работники могли получать гарантии и компенсации, необходимо оформить ряд документов.

Во-первых, нужно ознакомить работников с результатами специальной оценки на их рабочих местах под подпись в течение 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении спецоценки (ч. 5 ст. 15 Закона № 426-ФЗ).

Во-вторых, издается приказ по организации об установлении надбавок к зарплате, дополнительного оплачиваемого отпуска и пр. Приведем пример.

Общество с ограниченной ответственностью «Рубин»

(ООО «Рубин»)

Приказ № 19

об установлении надбавки к заработной плате
и дополнительного оплачиваемого отпуска за вредные условия труда

Н. Новгород 12 апреля 2017 г.

В связи с выявлением по результатам специальной оценки рабочего места дворника по условиям труда вредных условий класса 3.2

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Назначить доплату сотрудникам, работающим дворниками, в размере 4 % оклада, начисляемого за отработанное время.

2. Установить дворникам ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 8 календарных дней.

3. Бухгалтеру Огранкиной Г. Д. с 12.04.2017 рассчитывать зарплату дворникам с учетом доплаты за работу во вредных условиях труда.

Основание: отчет о проведенной специальной оценке условий труда от 12.04.2017.

Директор Каратов Е. П. Каратов

С приказом ознакомлена:

Бухгалтер Огранкина, 12.04.2017

По законодательству условия труда на производствах имеют определенный класс опасности, который присваивается рабочему месту в зависимости от того, какие потенциально небезопасные или вредные факторы имеют место на нем быть.

Всего существуют четыре класса: первый, самый безопасный, т.е. трудящиеся могут осуществлять свои рабочие обязанности без какого-либо ущерба для здоровья.

Второй – с минимальным отрицательным воздействием на организм, третий – уже достаточно вредный, когда негативное влияние на человека довольно ощутимо.

Для того чтобы надлежащим образом провести оценку условий труда первым делом в организации издается соответствующий приказ.

Посредством него назначается специальная комиссия, в которую могут входить не только работники компании, но и представители специализированных экспертных служб.

Далее происходит обход производств, осуществляются необходимые измерения, которые сопоставляются с нормами, установленными в законодательстве, и по их результатам выявляются неблагоприятные факторы.

Бесплатная юридическая консультация:

Для окончания оценки условий труда также издается приказ, в котором подводятся итоги прошедшей процедуры, прописываются меры для устранения найденных нарушений и назначаются ответственные лица. Кроме того, все сотрудники предприятия должны быть ознакомлены с итогами деятельности комиссии под роспись.

Следует отметить, что оценка условий труда должна проводиться с определенной периодичностью, но не реже одного раза в пять лет. Если эта норма будет нарушена, руководство организации, да и само юридическое лицо может быть подвергнуто серьезному административному наказанию.

В отношении оформления документа также все отдается на откуп работникам предприятий: то есть бланк может быть написан от руки или набран на компьютере, при этом для него можно взять обыкновенный листок бумаги или же фирменный бланк. Приказ делается в единственном оригинальном экземпляре, который, по мере надобности может быть размножен.

Самая первая подпись в документе всегда должна принадлежать директору или работнику, временно находящемуся на его месте (поскольку именно от главного лица предприятия всегда издаются подобные распоряжения).

Бесплатная юридическая консультация:

  • Также в бланке должны стоять автографы сотрудников, к которым приказ имеет самое прямое отношение, а также тех, на кого возложен контроль за его исполнением.
  • При этом в некоторых случаях подписи об ознакомлении с приказом можно собирать в отдельном документе (акте или ведомости).
  1. Irena. 05 Июль 2015 в 16:17
  2. ОБРАЗЕЦ Наименование организации ПРИКАЗ №_____ от «____»__________20____г.
  3. О завершении проведения специальной оценки условий труда и утверждении ее результатов

1.

Работу по проведению специальной оценки условий труда в организации ______________________________ считать завершенной. 2.

Утвердить результаты отчет по СОУТ, который включает в себя: 1) сведения об организации, проводящей специальную оценку условий труда, с приложением копий документов, подтверждающих ее соответствие установленным статьей 19 настоящего ФЗ 426 от 28.12.2013 г.

Классификация сложности условий работы приведена в статье 14 закона № 426-ФЗ от 28.12.13. Данный нормативный акт регулирует правила установления вредности и опасности на производстве. Проводится мероприятие по следующей логике:

  1. Работодатель заключает договор с оценочной комиссией и передает ее сотрудникам документацию,
  2. Специалисты организуют оценку каждого трудового места и делают выводы о степени опасности или тяжести, в том числе в разрезе этапов работы,
  3. Итоги деятельности специалистов оформляются в виде акта.

Внимание: акт оценки является основанием для внесения изменений в контракт служащего, занимающего указанное в документе трудовое место.

Перечень профессий, считающихся вредными или опасными, утвержден еще в СССР. Постановление № 298/П-22 от 1974 года до сих пор является действующим. За прошедшие годы многое в производстве изменилось:

  • появились новые технологии, позволяющие облегчить труд,
  • изобретено и введено в производство современное оборудование,
  • возникли профессии, которых ранее не было.

Изменения привели к необходимости провести серьезную ревизию на действующих производствах. Реформа была необходима двум субъектам экономических отношений:

  • работодателям, выплачивающим льготные суммы в рамках статей Трудового кодекса,
  • государству, берущему на себя социальную защиту граждан.

Для сведения: с введением в действие закона № 426-ФЗ началась большая работа по переаттестации мест работы. Она зачастую приводит к переводу должности из тяжелого класса в обычный.

Работа во вредных и опасных условиях компенсируется повышением заработной платы и иными преференциями. Законодательство Российской Федерации возложило на работодателя установление степени тяжести условий труда служащих. Мероприятия проводятся с 2014 года по новым правилам. Теперь специальная организация по договору с предприятием аттестует рабочие места. При смене внешних факторов это зачастую приводит к отмене вредности, а следовательно, уменьшению компенсаций.

Соут — это комплекс мероприятий, в ходе которых комиссия по проведению специальной оценки условий труда оценивает и измеряет на рабочих местах факторы, потенциально способные причинить вред или создать риск работникам.

Классификация сложности условий работы приведена в статье 14 закона № 426-ФЗ от 28.12.13. Данный нормативный акт регулирует правила установления вредности и опасности на производстве. Проводится мероприятие по следующей логике:

Работодатель заключает договор с оценочной комиссией и передает ее сотрудникам документацию;

Специалисты организуют оценку каждого трудового места и делают выводы о степени опасности или тяжести, в том числе в разрезе этапов работы (устанавливаются классы условий труда);

Итоги деятельности специалистов оформляются в виде акта.


Внимание: акт оценки является основанием для внесения изменений в трудовой договор работника.

Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»

Перечень профессий, считающихся вредными или опасными, утвержден еще в СССР. Постановление № 298/П-22 от 25.10.1974 года до сих пор является действующим. За прошедшие годы многое в производстве изменилось:

  • -появились новые технологии, позволяющие облегчить труд;
  • -изобретено и введено в производство современное оборудование;
  • -возникли профессии, которых ранее не было.
  • Изменения привели к необходимости провести серьезную ревизию на действующих производствах. Реформа была необходима двум субъектам экономических отношений:
  • -работодателям, выплачивающим льготные суммы в рамках статей Трудового кодекса;
  • -государству, берущему на себя социальную защиту граждан.

Для сведения: с введением в действие закона № 426-ФЗ началась большая работа по переаттестации мест работы. Она зачастую приводит к переводу должности из тяжелого класса в обычный.

Постановление Госкомтруда СССР от 25.10.1974 № 298/П-22 «Об утверждении списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день»

Отмена надбавки за вредные условия труда по результатам СОУТ. Ч. 6

Руководство предприятия получает аттестационные акты от сотрудников оценочной комиссии. Документацию необходимо утвердить в десятидневный срок. Если существуют сомнения в правильности проведения оценки, то составляется претензия. Таковую можно направить в суд.

Принятые акты являются руководством к действию. Всю кадровую документацию приводят в соответствие с заключением специалистов. Проводится такая работа:

  • -сотрудники предупреждаются об изменении условия договора за 2 месяца до изменения условий (ст.74 ТК РФ);
  • -для каждого составляются дополнения к трудовому договору;
  • -последние проводятся приказом по предприятию;
  • -изменения требуется согласовать с профсоюзной организацией или иным представительским органом;
  • -работникам предлагается подписать дополнение к договору об отмене льгот за вредность или опасность.

Внимание: основанием для издания приказа и дополнения к трудовому договору является аттестационный акт. Его реквизиты должны фигурировать в документах.

При этом работодатель вправе оставить без изменения трудовые договоры сотрудников, условия труда которых изменились в лучшую сторону. В данном случае сотрудники утрачивают право на гарантии за вредные условия труда по закону.

Гражданин, получивший уведомление, должен выбрать наиболее выгодное предложение. Он может:

  • -согласиться на отмену части гарантий и снижение зарплаты (например, перестанут платить за вредность);
  • -попросить перевести на иное место, где гарантии сохранены;
  • -отказаться.
  • В случае отказа происходит разрыв трудовых отношений ввиду серьезных изменений условий работы. Порядок описан в статье 77 ТК:
  • -человека предупреждают за два месяца о новом положении дел;
  • -кадровик направляет в Центр занятости информацию о высвобождении сотрудников;
  • -через два месяца человека увольняют (в некоторых случаях выплачивают выходное пособие);
  • -безработный встает на учет в органах занятости и получает соответствующее пособие.


Совет: в конфликтной ситуации работники могут направить жалобу в Гострудинспекцию. Специалисты проверят правомерность отмены выплат за сложность и вредность.

До 1 января 2014 года в организации была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, на основании которой работникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда, были установлены дополнительные гарантии и компенсации в соответствии с трудовым законодательством. По результатам проведенной специальной оценки условий труда практически всем работникам не положены гарантии и компенсации за работу во вредных условиях труда. Следовательно, льготы подлежат отмене. Каков порядок отмены работодателем в одностороннем порядке предусмотренных Трудовым кодексом РФ гарантий и компенсаций за работу во вредных условиях труда?

Для работников, занятых на работах с вредными и опасными условиями труда, трудовым законодательством предусмотрены такие дополнительные гарантии и компенсации, как

-дополнительный оплачиваемый отпуск,

-оплата труда в повышенном размере,

-сокращенная продолжительность рабочего времени и ежедневной работы (статьи 92, 94, 116, 117, 146, 147 ТК РФ).

Для установления работникам предусмотренных ТК РФ гарантий и компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда применяются результаты проведения специальной оценки условий труда либо результаты проведенной до 1 января 2014 года аттестации рабочих мест по условиям труда (до истечения срока действия таких результатов) (ст. 7, ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»).

Однако работодатель вправе провести специальную оценку условий труда и до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.

При этом частью 3 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» (далее — Закон N 421-ФЗ) установлено, что при реализации компенсационных мер в соответствии с новой редакцией ТК РФ в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на день вступления в силу данного Закона при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для их назначения.

Иными словами, согласно данной норме само по себе изменение законодательства не должно отразиться на положении работников, которым уже были установлены соответствующие компенсации.

Таким образом, если до 1 января 2014 г. работникам были установлены гарантии и компенсации в определенном размере, а проведенная специальная оценка условий труда подтвердила, что такие условия не изменились, работодатель не вправе отменить данные компенсации или предоставлять их в меньшем размере.

Если же по результатам специальной оценки условий труда было зафиксировано изменение условий труда работников, то работодатель вправе изменить и уровень соответствующих гарантий и компенсаций, предоставляемых работникам, в рамках установленных трудовым законодательством пределов.

При этом необходимо учитывать, что условие о компенсациях за работу с вредными условиями труда с указанием характеристик условий труда на рабочем месте является обязательным для включения в трудовой договор (ст. 57 ТК РФ). Соблюдение условий трудового договора является обязанностью работодателя (ст. 22 ТК РФ).

Следовательно, до тех пор, пока соответствующие условия не будут изменены или исключены из трудовых договоров, работодатель обязан предоставлять работникам компенсации в прежних размерах и порядке.

Внести в трудовой договор соответствующие изменения можно либо по соглашению сторон (ст. 72 ТК РФ), либо по инициативе работодателя с соблюдением условий и требований ст. 74 ТК РФ. Так, положения ст. 74 ТК РФ допускают возможность изменения условий трудового договора по инициативе работодателя, когда невозможно сохранить прежние условия по причине организационных и технологических изменений.

В п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 указывается, что одним из таких изменений является совершенствование рабочих мест на основе их аттестации (специальной оценки). Иными словами, для применения ст. 74 ТК РФ в рассматриваемом случае работодателем должны быть совершены какие-то действия, направленные на снижение уровней факторов вредного воздействия производственной среды на здоровье работников или устранение таких вредных факторов, и эффективность этих действий должна быть подтверждена результатами специальной оценки условий труда.

Сам по себе факт проведения специальной оценки не может являться причиной для одностороннего изменения условий трудовых договоров с работниками, поскольку данная процедура только оценивает условия труда, но не меняет их.

Таким образом, утверждение отчета о проведении специальной оценки условий труда само по себе не является основанием для отмены работодателем в одностороннем порядке предусмотренных ТК РФ гарантий и компенсаций за работу во вредных условиях труда. Уровень соответствующих гарантий и компенсаций может быть изменен только в том случае, если по результатам специальной оценки условий труда были зафиксированы изменения условий труда работников, и только с момента внесения в трудовые договоры работников соответствующих изменений в порядке, предусмотренном ст.ст. 72 или 74 ТК РФ.

Если сказать простыми словами, то СОУТ — это оценка рабочих ��ест:

эксперты определяют вредные производственные факторы и оценивают, насколько показатели на производстве соответствуют нормативам.

Оценивать рабочие места должен любой бизнес, в котором работают сотрудники. Оценке подлежат все места, на которых работают люди: в офисе, на кухне в кафе, в швейном цехе и на мебельном производстве.

Специальная оценка условий труда — это, скажем прямо, головная боль. Много возни, бумажек и формальностей.

Но есть у нее и смысл: СОУТ помогает убедиться, что сотрудники работают в нормальных условиях, им есть чем дышать, на них не сыпется радиоактивная известь, а глаза не вытекают из-за сумрака в офисе.

(в ред. Приказов Минтруда РФ от 20.01.2015 N 24н, от 07.09.2015 N 602н, от 14.11.2016 N 642н, от 27.04.2020 N 213н)

В соответствии с частью 3 статьи 8, частью 1 статьи 10, частью 3 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (Российская газета, 30 декабря 2013 г., N 6271) приказываю:

Утвердить:

Методику проведения специальной оценки условий труда согласно приложению N 1;

Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов согласно приложению N 2;

форму отчета о проведении специальной оценки условий труда согласно приложению N 3;

инструкцию по заполнению формы отчета о проведении специальной оценки условий труда согласно приложению N 4.

Министр
М.А.ТОПИЛИН

1. Настоящая Методика устанавливает обязательные требования к последовательно реализуемым в рамках проведения специальной оценки условий труда процедурам:

1) идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов;

2) исследованиям (испытаниям) и измерениям вредных и (или) опасных производственных факторов;

3) отнесению условий труда на рабочем месте по степени вредности и (или) или опасности к классу (подклассу) условий труда по результатам проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов;

4) оформлению результатов проведения специальной оценки условий труда.

1.1. В случае проведения специальной оценки условий труда в отношении условий труда работников, допущенных к сведениям, отнесенным к государственной или иной охраняемой законом тайне, реализация предусмотренных пунктом 1 настоящей Методики процедур осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне. (в ред. Приказа Минтруда РФ от 14.11.2016 N 642н)

1.2. Организация, проводящая специальную оценку условий труда, до начала работ по проведению специальной оценки условий труда, но не позднее чем через пять рабочих дней со дня заключения с работодателем гражданско- правового договора о проведении специальной оценки условий труда, обязана получить в Федеральной государственной информационной системе учета результатов проведения специальной оценки условий труда идентификационный номер предстоящей специальной оценки условий труда и сообщить его работодателю до начала выполнения работ по проведению специальной оценки условий труда, в порядке, установленном Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда <1>«. (в ред. Приказа Минтруда РФ от 27.04.2020 N 213н)

<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 6991, 2019, N 52, ст. 7769. (в ред. Приказа Минтруда РФ от 27.04.2020 N 213н)

Уведомление о получении идентификационного номера направляется в адрес работодателя организацией, проводящей специальную оценку условий труда, на бумажном носителе заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. (в ред. Приказа Минтруда РФ от 27.04.2020 N 213н)

2. Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов (далее соответственно — вредные и (или) опасные факторы, идентификация) включает в себя следующие этапы:

1) выявление и описание имеющихся на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса, источников вредных и (или) опасных факторов;

2) сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов, утверждаемым в порядке, установленном Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (Российская газета, 30 декабря 2013 г., N 6271) (далее — классификатор);

3) принятие решения о проведении исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов;

4) оформление результатов идентификации.

3. Идентификация осуществляется экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда (далее — эксперт). Результаты идентификации утверждаются комиссией по проведению специальной оценки условий труда, формируемой в порядке, установленном Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — комиссия).

4. Выявление на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса, источников вредных и (или) опасных факторов осуществляется путем изучения представляемых работодателем:

технической (эксплуатационной) документации на производственное оборудование (машины, механизмы, инструменты и приспособления), используемое работником на рабочем месте;

технологической документации, характеристик технологического процесса;

должностной инструкции и иных документов, регламентирующих обязанности работника;

проектов строительства и (или) реконструкции производственных объектов (зданий, сооружений, производственных помещений);

характеристик применяемых в производстве материалов и сырья (в том числе установленных по результатам токсикологической, санитарно-гигиенической и медико-биологической оценок);

деклараций о соответствии и (или) сертификатов соответствия производственного оборудования, машин, механизмов, инструментов и приспособлений, технологических процессов, веществ, материалов, сырья установленным требованиям;

результатов ранее проводившихся на данном рабочем месте исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов;

предложений работников по осуществлению на их рабочих местах идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов (при наличии таких предложений). (в ред. Приказа Минтруда РФ от 14.11.2016 N 642н)

результатов, полученных при осуществлении организованного в установленном порядке на рабочих местах производственного контроля за условиями труда (при наличии); (в ред. Приказа Минтруда РФ от 27.04.2020 N 213н)

результатов, полученных при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора. (в ред. Приказа Минтруда РФ от 27.04.2020 N 213н)

Указанные в настоящем пункте документация и материалы предоставляются работодателем при их наличии.

Выявление на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса, источников вредных и (или) опасных факторов может также проводиться путем обследования рабочего места путем осмотра и ознакомления с работами, фактически выполняемыми работником в режиме штатной работы, а также путем опроса работника и (или) его непосредственных руководителей.

5. Сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными классификатором, производится путем сравнения их наименований.

Сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочем месте химических факторов с химическими факторами, предусмотренными классификатором, производится путем сопоставления их химических названий по международным классификациям, синонимов, торговых названий, идентификационных номеров и других характеристик, идентифицирующих химическое вещество.

12. Исследованиям (испытаниям) и измерениям подлежат фактические значения вредных и (или) опасных факторов, которые идентифицированы в порядке, установленном главой II настоящей Методики.

13. Исследования (испытания) и измерения фактических значений вредных и (или) опасных факторов осуществляются испытательной лабораторией (центром), экспертами и (или) иными работниками организации, проводящей специальную оценку условий труда. (в ред. Приказа Минтруда РФ от 14.11.2016 N 642н)

В качестве результатов исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов могут быть использованы результаты исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов, проведенных аккредитованной в установленном законодательством Российской Федерации порядке испытательной лабораторией (центром) при осуществлении организованного в установленном порядке на рабочем месте производственного контроля за условиями труда, но не ранее чем за 6 месяцев до проведения специальной оценки условий труда. Решение о возможности использования указанных результатов при проведении специальной оценки условий труда принимается комиссией по представлению эксперта.

Методики (методы) измерений вредных и (или) опасных факторов, состав экспертов и иных работников, проводящих исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных факторов, определяются организацией, проводящей специальную оценку условий труда, самостоятельно. (в ред. Приказа Минтруда РФ от 14.11.2016 N 642н)

14. При проведении измерений вредных и (или) опасных факторов должны применяться утвержденные и аттестованные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, методики (методы) измерений и соответствующие им средства измерений, прошедшие поверку и внесенные в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений, и (или) методики (методы) измерений, предназначенные для выполнения прямых измерений и соответствующие им средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Методики (методы) измерений и соответствующие им средства измерений должны позволять проводить исследования (испытания) и измерения уровней вредных и (или) опасных производственных факторов условий труда во всех диапазонах, установленных настоящей Методикой. (в ред. Приказа Минтруда РФ от 27.04.2020 N 213н)

При проведении измерений вредных и (или) опасных факторов до 31 декабря 2020 года допускается применение методик (методов) измерений вредных и (или) опасных факторов, допущенных к применению в порядке, установленном до дня вступления в силу Федерального закона от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 26, ст. 3021; 2011, N 30, ст. 4590; N 49, ст. 7025; 2012, N 31, ст. 4322; 2013, N 49, ст. 6339; 2014, N 26, ст. 3366; N 30, ст. 4255; 2015, N 29, ст. 4359), в том числе утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования и обеспечения единства измерений, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, без проведения их аттестации. (в ред. Приказа Минтруда РФ от 14.11.2016 N 642н)

Средства измерений, применяемые при проведении измерений вредных и (или) опасных факторов, должны соответствовать обязательным метрологическим требованиям <1> к измерениям, относящимся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений и производимым при выполнении работ по обеспечению безопасных условий и охраны труда (в том числе по показателям точности измерения). (в ред. Приказа Минтруда РФ от 14.11.2016 N 642н)

<1> Утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 9 сентября 2011 г. N 1034н «Об утверждении перечня измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений и производимых при выполнении работ по обеспечению безопасных условий и охраны труда, в том числе на опасных производственных объектах, и обязательных метрологических требований к ним, в том числе показателей точности» (зарегистрирован Минюстом России 13 октября 2011 г. N 22039).

19. По результатам проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов экспертом осуществляется отнесение условий труда на рабочем месте по степени вредности и (или) опасности к классу (подклассу) условий труда (далее — отнесение условий труда к классу (подклассу) условий труда).

Отнесение условий труда к классу (подклассу) условий труда осуществляется с учетом степени отклонения фактических значений вредных и (или) опасных факторов, полученных по результатам проведения их исследований (испытаний) и измерений в порядке, предусмотренном главой III настоящей Методики, от нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и продолжительности их воздействия на работника в течение рабочего дня (смены).

29. Отнесение условий труда к классу (подклассу) условий труда при воздействии биологического фактора (работы с микроорганизмами-продуцентами, живыми клетками и спорами, содержащимися в бактериальных препаратах) осуществляется в зависимости от превышения значений фактической концентрации микроорганизмов-продуцентов, бактериальных препаратов и их компонентов в воздухе рабочей зоны над значениями предельно допустимой концентрации данных веществ, установленными соответствующими гигиеническими нормативами. (в ред. Приказа Минтруда РФ от 20.01.2015 N 24н)

Отнесение условий труда к классу (подклассу) условий труда при воздействии биологического фактора (работы с патогенными микроорганизмами) осуществляется независимо от концентрации патогенных микроорганизмов и без проведения исследований (испытаний) и измерений в отношении: (в ред. Приказа Минтруда РФ от 20.01.2015 N 24н)

рабочих мест организаций, осуществляющих деятельность в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных и (или) в замкнутых системах генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности при наличии соответствующих разрешительных документов (лицензии) на право осуществления такой деятельности; (в ред. Приказа Минтруда РФ от 20.01.2015 N 24н)

рабочих мест организаций, осуществляющих деятельность в области использования в замкнутых системах генно-инженерно-модифицированных организмов II степени потенциальной опасности; (в ред. Приказа Минтруда РФ от 20.01.2015 N 24н)

рабочих мест медицинских и иных работников, непосредственно осуществляющих медицинскую деятельность; (в ред. Приказа Минтруда РФ от 20.01.2015 N 24н)

рабочих мест работников, непосредственно осуществляющих ветеринарную деятельность, государственный ветеринарный надзор и (или) проводящих ветеринарно-санитарную экспертизу. (в ред. Приказа Минтруда РФ от 20.01.2015 N 24н)

Отнесение условий труда к классу (подклассу) условий труда при воздействии биологического фактора осуществляется в соответствии с приложением N 9 к настоящей Методике. (в ред. Приказа Минтруда РФ от 20.01.2015 N 24н)

47. Отнесение условий труда к классу (подклассу) условий труда при воздействии параметров микроклимата осуществляется с учетом используемого на рабочем месте технологического оборудования, являющегося искусственным источником тепла и (или) холода, и на основе измерений температуры воздуха, влажности воздуха, скорости движения воздуха и (или) теплового излучения (облучения) в производственных помещениях на всех местах пребывания работника в течение рабочего дня (смены) с учетом характеристики микроклимата (нагревающий, охлаждающий) путем сопоставления фактических значений параметров микроклимата со значениями параметров микроклимата, предусмотренных приложениями N 12 — 14 к настоящей Методике. (в ред. Приказа Минтруда РФ от 27.04.2020 N 213н)

48. Отнесение условий труда к классу (подклассу) условий труда при воздействии параметров микроклимата осуществляется в следующей последовательности:

на первом этапе класс (подкласс) условий труда определяется по температуре воздуха;

на втором этапе класс (подкласс) условий труда корректируется в зависимости от влажности воздуха, скорости движения воздуха и (или) теплового излучения (облучения) (экспозиционной дозы теплового облучения <3>). (в ред. Приказа Минтруда РФ от 27.04.2020 N 213н)

За то, что работодатель нарушил установленные законом правила проведения спецоценки или не провел эту процедуру совсем, в 2020 году по-прежнему будут наказывать по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Размеры наказаний не изменились — работодателя предупредят или оштрафуют в следующих размерах:

  • должностных лиц и ИП — от 5 000 до 10 000 руб.;
  • компании — от 60 000 до 80 000 руб.

Отличия штрафов-2020 от действующих в 2019 году — возможность их наложения не только инспекторами во время проверок, но и формирование штрафов в автоматическом режиме.

Специальная компьютерная программа будет осуществлять мониторинг сведений, поступающих в ФГИС СОУТ, и сопоставлять данные о сроке регистрации работодателей с информацией о проведенной ими спецоценке. Если программа обнаружит, что компания действует более года, но не проводила спецоценку, штраф по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ будет начисляться автоматически без участия контролеров.

  • С 2020 года в Закон «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 № 426-ФЗ вносятся изменения и дополнения, по которым у участников СОУТ появятся новые обязанности.
  • Компания-оценщик будет обязана до начала проведения СОУТ зарегистрировать работодателя в ФГИС СОУТ и сообщить ему присвоенный ему этой системой идентификационный номер — без этого номера отчет о СОУТ будет недействительным.
  • Использовать результаты спецоценки можно будет только после того, как сведения о ней появятся в ФГИС СОУТ (сейчас этот момент привязан к дате утверждения отчета).
  • У компании-оценщика появится новая обязанность по информированию работодателя о факте отправки сведений в ФГИС СОУТ о проведенной на его предприятии спецоценке. На это дается 3 рабочих дня с момента отправки таких сведений в информационную систему.
  • С 2020 года штрафы за нарушение порядка проведения СОУТ и непроведение спецоценки будут начисляться не только по результатам проверок, но и в автоматическом режиме по результатам мониторинга сведений, имеющихся в информационной системе.

Сервис формирует для вас персональный налоговый календарь. Учитывает форму собственности, наличие сотрудников и систему налогообложения. Вам не нужно держать все в голове и искать среди всего списка налоговых дат свои. «Моё дело» напомнит об отчетных датах по смс.

Ответ недели: по результатам СОУТ назначена доплата за вредность

Пользователи сервиса «Моё дело» получают консультационную поддержку по бухгалтерским и налоговым вопросам. В любой момент задайте экспертам вопрос по своей деятельности.

Как получить консультацию?

Эксперты консультируют в письменном виде через личный кабинет.

Обратиться в службу консалтинга может любой пользователь с оплаченным доступом к сервису.

Чтобы получить ответ на интересующий вопрос, напишите его в разделе «Консультация бухгалтера». Чем подробнее вы сформулируете вопрос, тем точнее будет полученная консультация.

По каким вопросам можно проконсультироваться?

Вы можете задать любой налоговый или бухгалтерский вопрос по вашей деятельности.

В частности, получить консультацию можно по следующим темам:

  • Бухгалтерский учет малого бизнеса
  • Расчет налогов по УСН, ЕНВД, ПСН
  • Ведение налогового учета
  • Составление отчетности
  • Кадровый учет и расчет зарплаты
  • Порядок документооборота

Консультации пользователям предоставляются ведущими экспертами в области бухгалтерского и налогового учета, имеющими 10-летний опыт.

Сколько вопросов можно задать?

Количество вопросов не ограничено.

При необходимости можно задать уточняющие вопросы, чтобы до конца разобраться в ситуации.

Ответ на свой вопрос вы получите в течение суток.

Не узнает ли налоговая о моих вопросах?

Вы можете быть уверены, что ваша информация не попадет в чужие руки.

Мы гарантируем полную конфиденциальность. Данные пользователя, заданные им вопросы и полученные ответы никогда не будут переданы третьим лицам, в том числе и контролирующим органам.

Сервис «Моё дело» обменивается данными с ведущими российскими банками. Достаточно подключить интеграцию.

Обмен электронными документами с банком полностью автоматизирован. Вы сможете получать банковские выписки и отправлять платежные поручения на оплату прямо из личного кабинета.

Чем полезна интеграция?

С подключенной интеграцией вы сможете проводить платежи в считанные минуты.

Вы можете создать платежное поручение на тот или иной платеж в сервисе в удобном и привычном интерфейсе, а затем просто загрузить готовую платежку в личный кабинет банка в один клик. Останется только подтвердить платеж (как правило, кодом, полученным по смс) и готово.

Также интеграция позволяет загружать из банка выписки о ваших операциях по счету. Вам больше не нужно каждый день посещать банк. Весь документооборот с ним будет проходить по электронным каналам связи.

Отслеживать актуальный остаток денег на расчетном счете банка вы можете в режиме онлайн прямо с мобильного телефона.

Как интеграция облегчит ведение учета?

Интеграция позволяет загружать выписки операций по расчетному счету в банке непосредственно в систему учета. Чтобы выписка загрузилась, нужно просто нажать на активную ссылку.

На основании загруженной выписки, в учете будут отражены операции по поступлениям и платежам. Эти операции автоматически сформируют в учете необходимые бухгалтерские проводки.

После загрузки банковских выписок отраженная в них информация по движению денег попадет во все регистры и отчеты: КУДИР, декларацию по УСН, годовую оборотно-сальдовую ведомость и бухгалтерскую отчетность. Вам не придется отражать доходы и расходы вручную.

В сервисе «Моё дело» реализован полноценный кадровый учет, а также расчет зарплаты и формирование отчетности по сотрудникам.

Учет кадров

Вы сможете вести учет по каждому сотруднику: штатному и внештатному.

В сервисе в автоматическом режиме можно сформировать:

  • Трудовые договоры
  • Приказы о приеме или увольнении
  • Приказы о предоставлении отпусков
  • Личные карточки сотрудников

Расчет зарплаты

В сервисе предусмотрен расчет любых зарплатных начислений и реализован зарплатный проект со «Сбербанком» и «Альфа-Банком».

Вы сможете рассчитать зарплату сотрудника при любом графике его работы.

Помимо зарплаты сервис выполнит расчет:

  • Больничных
  • Отпускных
  • Премий
  • Командировочных

Если сотрудник претендует на налоговые вычеты по НДФЛ, укажите это в данных на сотрудника, и расчет налога с зарплаты будет выполнен с учетом вычетов.

На основании сведений о начислениях работникам, в сервисе автоматически можно сформировать справки о зарплате для назначения социальных пособий.

Налоговый календарь сервиса заблаговременно напомнит о датах выплаты зарплаты и налогов с нее.

Отчетность по сотрудникам

Учет зарплаты и кадров в сервисе позволяет в автоматическом режиме рассчитать все зарплатные налоги и сформировать отчетность:

  • Формы 2-НДФЛ и 6-НДФЛ
  • Отчетность по формам РСВ, СЗВ-М, СЗВ-Стаж, 4-ФСС

Сроки сдачи каждого отчета отображаются в Налоговом календаре.

Перейдя по ссылке соответствующего отчета, вы без труда сможете пошагово сформировать его. А если подключить электронную подпись, отправить отчет можно, не выходя из дома.

Платите зарплату сотрудникам через банк по реестрам? Мы упрощаем выплату зарплаты: встречайте зарплатный проект со «Сбербанком» и «Альфа-Банком».

Больше не нужно начислять зарплату отдельно каждому сотруднику. Просто внесите общую сумму выплаты и выберите сотрудников, а сервис автоматически распределит суммы и начислит зарплаты. У сотрудников должны быть карты «Альфа-банка» или «Сбербанка».

Мы не останавливаемся на достигнутом: список банков и уровень автоматизации данной доработки будут расти так же быстро, как курс доллара!

Мы знаем, как важно не переплачивать, поэтому сервис предложит безопасные способы снижения налогов. Учтет вашу систему налогообложения и форму собственности бизнеса. Каждый способ — законный и не вызовет претензий у налоговой.

Чтобы понятно было, как грамотно провести СОУТ, нужно понимать порядок проведения специальной оценки условий труда и знать “основу основ” при проведении спецоценки на предприятии – это федеральный закон № 426 от 28.12.2013г. А теперь еще и с учетом нововведений, вступивших в силу в 2020 году.

Если вам некогда вникать во все тонкости, читая и изучая нормативку, следуйте пошаговой инструкции и организуете спецоценку «без сучка, без задоринки».

Все на руках есть комиссия и график, которого в своей работе она должна придерживаться, теперь нужно определить, какие же рабочие места у вас есть на предприятии и какое их количество. Для этого потребуется штатное расписание и понимание того, что такое аналогичные рабочие места, всем поголовно проводить не стоит, можно, так сказать, сэкономить и законом это предусмотрено (ч. 5 ст. 9 Закона N 426-ФЗ).

Вот в этом месте, часто бывает недопонимание того, что и как нужно делать или вообще ступор, потому как по статистике 90% предприятий составляют его не корректно и переплачивают. Либо их все же поправит специализированная организация, с которой заключен договор, но об этом чуть позже, многие могут этого и не делать, чтобы больше заработать за каждое рабочее место. Так “гонорар” считается по рабочим местам.

Здесь есть еще такой момент, как определить аналогичные рабочие места. Что это вообще такое? Аналогичные рабочие места – это рабочие места, на которых работающие сотрудники имеют одно и то же:

  • название должности;
  • наименование оборудования;
  • одинаковые должностные и функциональные обязанности;
  • помещение;
  • оснащение и прочее.

Например, специалист по охране труда и главный специалист по охране труда работают в одном кабинете, используя одинаковые компьютеры (одной и той же модели, и года выпуска), но так как наименование должностей разное, то и места аналогичными уже не считаются.Или другой пример, не так давно оказывала консультативную помощь при оформлении документов в проведении СОУТ для небольшой компании, где в штате, помимо всего остального персонала, есть два водителя, работающие на разных авто.

Один работает на Мерседесе и возит директора, а второй на Газеле и занимается развозкой товаров по городу. Так вот, почитав статьи в интернете и не вникнув в суть, бухгалтер пыталась меня убедить, что можно сэкономить, посчитав данные рабочие места водителей, как аналогичные. Пришлось убеждать ее в обратном, для каждой должности в данном случае будет своя карта СОУТ, потому как разные автомобили и должностные обязанности, несмотря на то, что называются одинаково.

А теперь как правильно рассчитать аналогичные рабочие места. Определив все аналогичные места, нужно запомнить формулу. Необходимо общее количество умножить на 20%, но по требованию закона, должно быть не менее двух. Предположим, есть пять конструкторов, было определено, что места аналогичные. Количество мест = 5 * 20% = 1, не смотря на результат в перечне рабочих мест, указываем 2.

Еще один пример, охранники КПП в смену работает 3 человека, сутки через трое, функционал совершенно одинаковый, значит, три рабочих места. Но производя расчет по форме, имеем два аналогичных. С расчетом покончено, читаем алгоритм проведения СОУТ и переходим к перечню рабочих мест. Определенной законом формы нет, поэтому вы вправе составить его на свое усмотрение, но обязательно, утвердив работодателем. Для понимания того, как примерно таблица должна выглядеть, приведу свой образец.

Регистрация специализированной организацией по проведению спецоценки в реестре ФГИС – это нововведение и было включено в алгоритм проведения СОУТ с 2020 года Федеральным законом N 451-ФЗ от 27.12.2019 г. До начала работ по проведению СОУТ должен быть получен специальный идентификационный номер.

Этот номер получает организация, проводящая специальную оценку условий труда в течение 5 рабочих дней с даты заключения договора, который будет фигурировать в итоговом отчете. В базу Минтруда заносится следующая информация:

  1. Полное наименование компании.
  2. Основной регистрационный номер.
  3. ИНН.
  4. Номер рабочего места, численность работников и их СНИЛСы.

Посмотреть этот номер можно в реестре Минтруда и организация-подрядчик, должна отправить вам его в течение 3-х рабочих дней до начала работ заказным письмом или на электронном носителе, подписанным ЭЦП. Проверьте наличие номера в базе Минтруд, если вы его там не обнаружите, специальная оценка условий труда будет недействительна. Такие проблемы никому не нужны, поэтому перестраховывайтесь и всегда проверяйте.

Для специализированной организации потребуется дополнительная информация:

  • штатное расписание;
  • СНИЛСы работников;
  • используемое оборудование на каждом рабочем месте;
  • продолжительность рабочего дня;
  • график работы
  • должностные инструкции на каждого работника;
  • результаты производственного контроля рабочих мест (обязательное нововведение с 2020 года);
  • марка автотранспортного средства, а также год выпуска, госномер и используемое топливо;
  • карта фотографии рабочего времени (очень муторное занятие, не люблю им заниматься, и радуюсь, когда специализированная организация берет это на себя).

Приказ об установлении доплаты за работу во вредных условиях труда

Выявление вредных и опасных факторов – это уже обязанность специализированной организации, но для понимания полной картины происходящего организовывая порядок проведения СОУТ, нужно знать и про этот момент. После сбора информации, исследования рабочих мест и проведения замеров, специализированная организация переходит к определению степени вредности, которые, в свою очередь, делятся на 4 класса.

По окончании проведения СОУТ к каждому из классов будут применены определенные гарантии и компенсации. Примерно так…

Что необходимо делать дальше после проведения СОУТ? Конечно же, ознакомить со спецоценкой работников. Это обязательный этап и провести его нужно своевременно. Собрать все подписи вы должны в течение 30 календарных дней. Не позднее. А если работник находится на больничном, в командировке или отсутствует еще по каким-либо причинам, то срок ознакомления продлевается.

Только имейте в виду, что во время проведения проверки, инспектор может потребовать документ, подтверждающий причину отсутствия. Более того, с каждым годом работники становятся все более просвещенными в области трудового законодательства, что не может не радовать, поэтому если, изучая результаты проведения СОУТ, возникли возражения и замечания, то они (или один сотрудник) может составить их в письменном виде.

Подаются они в компанию-оценщика, работодателю или в профсоюз, они их рассматривают и принимают решение: отклонить или проводится внеплановая специальная оценка условий труд. Все замечания работников обязательно должны быть приложены к отчету о проведении СОУТ.

Если сотрудник уволился и на его место пришел новый, его необходимо также ознакомление с результатами СОУТ. Лист ознакомления очень важен:

  • во-первых, потому что в случае несчастного случая карта СОУТ на данное рабочее место с листом ознакомления будет затребована членами комиссии. Нет листа – штраф по все той же статье КоАП;
  • во-вторых, если работник ознакомился и подписал документ, значит он согласен с теми опасными и вредными производственными факторами, которые на него воздействуют. И компенсацией, которая ему полагается, за работу в таких условиях.

Еще одной обязанностью является размещение на официальном сайте результатов СОУТ. Причем если сайта у вас на самом деле нет, то это обязательство снимается. Во всех остальных случаях оформить их на своем интернет–ресурсе вы обязаны.И сделать это необходимо в течение 30 календарных дней.

В 21 веке уже у каждой компании есть хотя бы не большой, но сайт, где необходимо размещение результатов СОУТ на сайте:

  1. Сводная ведомость.
  2. План мероприятий по улучшению условий труда.

Помимо соблюдения закона, это еще дает работодателю небольшой плюсик в карму. Грамотный соискатель, рассматривая ваш сайт, может обратить внимание на информацию о спецоценке и сделает для себя вывод, что компания серьезная, законы соблюдает и не пройдет мимо. Важно заметить, если будет прием новых сотрудников на данную должность, от руки ничего вписывать не нужно, используйте для этих целей лист ознакомления.

Приложение N 3
к Методике


(справочное)


N п/п

Наименование вещества

Приложение N 4
к Методике



(справочное)


N п/п

Наименование вещества


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

© Моё Право, 2022 | Все права защищены