Проверка соблюдения земельного законодательства физическим лицом

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Проверка соблюдения земельного законодательства физическим лицом». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  1. Плановые проверки соблюдения требований земельного законодательства
  2. Разработка ежегодного плана проверки
  3. Основания проведения внеплановых проверок
  4. Порядок проверки соблюдения требований земельного законодательства
  5. Пример по проверке соблюдения требований земельного законодательства
  6. Заключение
  7. Наиболее популярные вопросы и ответы на них по проверке соблюдения требований земельного законодательства
  8. Список законов

Проверка соблюдения требований земельного законодательства

В основании любой проверки лежит нормативная база, которой руководствуются в её проведении. Органы, осуществляющие надзор за соблюдением земельного законодательства, в своей деятельности руководствуются Земельным Кодексом РФ. Он является основополагающим документом в этой правовой сфере.

Любой план проверки составляется с учетом типа и категории земель, его формы собственности, целевого назначения и ряда других факторов. Разработка плановых мероприятий происходит в несколько этапов:

  1. Назначение ответственного лица за разработку графика и плана проведения проверок. Оформляется оно приказом руководителя надзорного органа, в котором указывается должность, Ф.И.О. ответственного лица, срок выполнения и описание задачи.
  2. Проверка и согласование. Документ проверяется руководителем надзорного органа или назначенными им для этого лицами, после чего план проверок согласуется с органами прокуратуры соответствующего территориального образования.
  3. Внесение в единую базу всероссийского реестра.
  4. Назначение ответственных лиц за проведение плановых проверок.
  5. Оформление приказа и распоряжения о проведении плановой проверки.
  6. Проведение проверок, выявление нарушений.
  7. Составление актов проверок, вынесение Постановлений об устранении фактов нарушения.
  8. Проверка выполнения Постановления.
  9. Составление документов на взыскание с виновных лиц.

Проводится плановая выездная проверка соблюдения земельного законодательства на основании распоряжения. Лица, проводящие проверки, назначаются приказом руководителя надзорного органа.

В ходе проверки соблюдения земельного законодательства в Калининградской области было выявлено 356 фактов самовольного захвата земель и постройки на них незаконных сооружений. На основании обнаруженных в ходе проверок нарушений, было принято решение об изъятии земель и сносе незаконно возведенных на них построек.

Основным видом земельного надзора и контроля является проверка.

— Проверки возможны на всех категориях земель, — рассказал и.о. начальника отдела государственного земельного надзора Владимир Гуляев.- Порядок проведения проверок отражен в 294 законе от 26 декабря 2008 года. Причем изменения в Земельный Кодекс (п.4 статьи 71-й) предусматривают проверку не только юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, но и граждан.

Сама процедура проверки такова. Сначала в Росреестр поступает обращение, как основание для проверки. Затем выясняется, какая это будет проверка – плановая или внеплановая.

— В первом случае, проверка касается юридического лица и индивидуальных предпринимателей, — объяснил Гуляев. — Она должна быть запланирована до 1 сентября и согласована прокуратурой. Если прокуратура согласовывает проверку, решение публикуется как на сайте прокуратуры, так и на сайте Росреестра.

И первое что нужно знать юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю — проведение плановых проверок не может быть произвольным ни по времени, ни по количеству. Плановые проверки осуществляется не чаще, чем раз в три года. При этом есть четко установленные сроки.

На проверку юридического лица в зависимости от статуса дается: 20 рабочих дней — на крупное предприятие, на малый и средний бизнес — 50 часов, на мелкий бизнес — 15 часов. Обычно на объект должны выходить представители сразу нескольких государственных органов, чтобы одновременно сэкономить время и не слишком досаждать проверяемым.

А вот внеплановые проверки земельного надзора – дело другое. Они бывают трех типов.

Во-первых, проверка возможна в том случае, если нарушение земельного законодательства создают угрозу жизни и здоровью. Такие случаи редки.

Второй вариант — административное обследование земельного участка без взаимодействия с собственником.

Третий вид – проверка по обращению граждан о нарушении имущественных прав.

— В случае выявления нарушения работает Административный кодекс, — объяснил Гуляев. — Составляется акт проверки, выносится предписание об устранении нарушения земельного законодательства. Если имеется правонарушение, то представители земельного надзора начинают административное производство и составляют протокол.

Он обязательно составляется в присутствии лица, в отношении которого производится проверка, или человека. представляющего интересы хозяина, в том случае, если человек обладает соответствующей доверенностью. Далее идет передача на рассмотрение и вынесение постановления.

Правда, есть в законе и серьезные правовые пробелы. Пока что простые граждане – частные собственники — находятся в более ущемленном положении, чем юридические лица и бизнес.

Если для юридических лиц и бизнеса проверка проводится не чаще, чем раз в три года, то для простых граждан лимитов на количество и время проверок нет. Кроме того, по земельным участкам, принадлежащим юридическим лицам, проверки не могут начаться без присутствия представителей этого юридического лица. Для граждан такая процедура не действует. Новый регламент проверок частных лиц, который готовится сейчас, должен внести ясность в эти вопросы.

Что нужно знать, если к Вам пришел государственный земельный инспектор?

В целом же отмечаются положительные тенденции в работе земельного законодательства.

— Сейчас люди стали внимательнее к нарушениям законодательства, – считает Гуляев. — Ведь введены новые пункты КоАП РФ (статья 19.5 пункты 25, 26) и увеличены штрафы.

Так, за невыполнение в установленный срок предписаний федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор, предполагается штраф:
— для граждан — от 10 до 20 тысяч руб.,
— для должностных лиц — от 30 до 50 тыс. руб. или дисквалификацию на срок до трех лет,
— для юридических лиц — от 100 до 200 тыс. руб.

Ну а если правонарушение совершено повторно в течение года, то штрафы становятся еще больше
— для граждан в размере от 30 до 50 тыс. руб.;
— для должностных лиц — от 70 до 100 тыс. руб. или дисквалификацию на срок до трех лет,
— для юридических лиц — от 200 до 300 тыс. руб.

Между тем, если сообщение о нарушении земельного законодательства, поступившее от граждан, ложное, то наказать клеветника, иначе, как через суд, нельзя. Правда, и «доставать» человека регулярно у органов земельного надзора тоже не получится.

— Поскольку внеплановые проверки согласовываются с прокуратурой, то она может просто отказать в проверке.

Сейчас готовится новый административный регламент, где будет четко прописана процедура проверок для граждан, будут увязаны законы и конституционные права.

Много споров принесла «дачная амнистия».

— Раньше, условно говоря, в документах писали 4 сотки – 20 на 20 м, — пояснил Игорь Хохряков. — Но земли в реальном пользовании 20 на 20 никогда не получалось – где-то больше, где-то меньше. Дачная амнистия для того и была проведена, чтобы люди зарегистрировали свои права. Амнистия разрешила узаконить землю, которая не была указана в свидетельстве о праве собственности, но находилась в пользовании гражданина.

— Для ИЖС минимальный участок – 3 сотки. Если же человек к соткам по ИЖС обмеряет еще 699 соток и заявит свои права, то это будет его земля. Но проблема в том, что раньше межевания на земельные участки не проводилось, они объявлялись декларативно, — объяснил Гуляев. — И в площади, и в конфигурации участков есть разночтения. Представьте: тот человек, который ранее использовал участок, делает межевание. А сосед против. Он считает, что при таком размежевании присутствует наложение границ.

В итоге – спор. Обычно он решается с приходом кадастрового инженера, который после обмера вносит изменения в кадастровый учет.

Но возникает другая проблема.

— У нас нет обязанности оформлять земельный участок. Право есть, а обязанности нет, — рассказал Владимир Гуляев. — И многие пользуются землей, не регистрируя ее, чтобы не платить налоги.

Всю проверку соблюдения требований действующего земельного законодательства можно условно разделить на три ступени:

  • подготовка к проведению такой проверки;
  • проведение проверки, формирование первичной документации по полученным результатам;
  • формирование дела об обнаруженном административном правонарушении. На этом же этапе дело передается на рассмотрение государственному инспектору, уполномоченному на проверку использования и охраны земель.

Во время подготовки к проведению проверки должностное лицо, получив распоряжение о проведении проверки соблюдения земельного законодательства, на основании всех полученных им сведений из земельного кадастра и общего государственного фонда, устанавливает следующие данные:

  • точное месторасположение участка;
  • кадастровый номер объекта, подлежащего проверке;
  • категорию земель, к которым относится проверяемый участок;
  • вид разрешенного использования;
  • точную площадь участка;
  • план данного участка;
  • полное наименование землепользователя, если речь идет об организации;
  • вид права, на котором землевладельцу принадлежит данный объект недвижимости;
  • правоустанавливающий документ на данный участок;
  • наименование учреждения, выдавшего такой документ.

Все полученные сведения тщательно анализируется, после чего осуществляется подготовка документов, необходимых для второй стадии проверки, – личного осмотра участка и его инструментального обследования.

Проверка соблюдений требований законодательства также должна проводиться с соблюдением определенных условий, установленных на уровне федерального законодательства. В частности, в ходе проведения проверки, должны выполняться следующие требования законодательства:

  • В ходе осуществления проверки должностное лицо должно проводить все установленные законодательством измерения. Проверка должна быть точной.
  • После проведения проверки должностным лицом должен быть составлен акт. Физическое лицо, являющееся владельцем участка, или представителем организации, должен ознакомиться с данным актом и поставить на нем подпись о своем согласии. Подобный документ должен быть составлен и утвержден в любом случае, вне зависимости от того, были ли выявлены какие-либо нарушения действующего законодательства или нет.
  • Проверка должна проводиться в присутствии двух понятых – незаинтересованных лиц, которые будут подтверждать законность всех совершаемых действий.
  • Если в ходе проведения проверки были выявлены какие-либо нарушения законодательства, должностное лицо, проводящее проверку, должно составить протокол осмотра территории, к которому должен быть приложен акт обмера площади данного объекта недвижимости, схема участка и его фототаблица.
  • Если проверка осуществляется в отсутствии физического лица или представителя юридического лица, при выявлении каких-либо нарушений должностное лицо должно заказным письмом уведомить землевладельца обо всех нарушениях.
  • Если после получения заказного письма собственник не явился для разговора и объяснения причин своего нарушения, должностное лицо выносит ходатайство о препровождении лица, чтобы составить на него акт об административном правонарушении.
  • Согласно требованиям законодательства, если в ходе проверки были выявлены нарушения, которые подтверждены достаточным количеством доказательств, акт об административном нарушении может быть составлен и в отсутствии землепользователя.

Все плановые проверки на соблюдение требований действующего законодательства должны проводиться в четком соответствии с порядком, который устанавливает ежегодный план проведения плановых проверок. Данный документ утверждается уполномоченными на проведение земельного надзора государственными органами. Типовая форма ежегодного плана проведения плановых проверок установлена соответствующим Постановлением Правительства РФ.

Составленный план в обязательном порядке должен быть согласован в прокуратуре.

Ежегодная проверка одного участка земли должна проводиться не чаще одного раза в три года. Ежегодный план разрабатывается каждый год, он индивидуален для каждого отдельного региона страны.

Внеплановая проверка земельного участка физического лица

По результатам проведенной проверки соблюдения требований законодательства должностным лицом могут быть составлены:

  • Акт проверки.

Данный документ должен быть составлен в любом случае, даже если в ходе проведения всех мероприятий не было выявлено никаких нарушений. Акт должен быть подписан понятыми, собственником участка, если он присутствовал на проверке.

Документ также может быть составлен и при выявлении каких-либо нарушений, если должностному лицу требуется самостоятельно уточнить информацию о причинах несоблюдения требований законодательства.

  • Протокол об административном нарушении.

Данный документ составляется только при выявлении на участке каких-либо существенных нарушений, за которые возможно привлечение к административной ответственности. Подписывается двумя понятыми, после чего передается государственному инспектору, проверяющему правильность вынесенного решения.

На законодательном уровне выделено несколько ситуаций, в которых возможно проведение внеплановой проверки соблюдения требований земельного законодательства. В качестве таких ситуаций выступают следующие:

  • если в ходе проведения административного обследования участка земли было выявлено несколько нарушений действующего законодательства, за которые полагается наступление административной или другой юридической ответственности;
  • если государственным органом были получены заявления от граждан, организаций и муниципальных образований о том, что на участке земли имеются нарушения имущественных прав государства, субъектов государства и отдельно взятых муниципальных образований;
  • в рамках выполнения требований законодательного акта о предоставлении участков земли гражданам и юридическим лицам, если запрашиваемый объект недвижимости расположен на территории Дальнего Востока;
  • в рамках действия нормативно-правового акта федерального уровня о порядке оборота земель, предусмотренных для ведения на них сельского хозяйства.

Подобная внеплановая проверка должна проводиться государственными органами власти, осуществляющими земельный надзор после получения согласия прокуратуры, располагающейся непосредственно по месту нахождения запрашиваемого участка земли.

Для проведения проверки земельного участка на соблюдение требований законодательства уполномоченный орган не должен получать согласия у граждан и организаций, пользующихся данным объектом недвижимости.

О том, как проводится земельный контроль в областном центре, рассказал начальник отдела муниципального земельного контроля — муниципальный инспектор управления земельных отношений комитета имущественных и земельных отношений администрации города Белгорода Андрей Лисицкий:

«Мы проводим работу при непосредственном взаимодействии с управлением Росреестра, в виде плановых и внеплановых проверок. Перечень плановых проверок размещён на интернет-сайте администрации города Белгорода в разделе «имущественные и земельные отношения». За 2019 и за текущий год мы провели 315 проверок, из них 254 плановых, 95 материалов была направлены в Управление Росреестра, по итогам которых лицам были вынесены штрафы».

Доля нарушений, вызванных самовольным занятием земельных участков, по словам Андрея Лисицкого, достаточно значительна и составляет на территории Белгорода порядка 71%. Оставшуюся долю выявляемых нарушений составляют неиспользование земельного участка (15,9%) и использование не по целевому назначению (13,1%).

Об особенностях земельного контроля в Белгородском районе рассказал начальник отдела — муниципальный инспектор отдела муниципального земельного контроля управления земельных отношений комитета имущественных и земельных отношений администрации Белгородского района Михаил Гетманов:

«В Белгородском районе существует проблема неиспользования садоводческих земельных участков. Мы провели их инвентаризацию и выявили 326 садоводческих объединений, из которых только 82 действующие. Земельные инспекторы ведёт работу по выявлению владельцев пустующих участков».

На вопрос, есть ли неиспользованные участки в микрорайонах ИЖС, Михаил Гетманов пояснил, что закон не заставляет гражданина сразу построить дом и жить — закон обязывает приступить к строительству в первые три года с момента получения земли, хотя бы залить фундамент. Но если кто-то не приступил, существует определённый порядок изъятия таких земель. Сначала проводится проверка, а затем муниципалитет, обладающий исключительным правом на изъятие таких участков и реализации их с публичных торгов, делает это либо с согласия собственника, либо по решению суда.

Проверка будет проводиться с целью выявления следующего:

  • наличие у хозяина законного основания владеть конкретным участком (либо же он незаконно занимает землю по собственной инициативе)
  • соблюдение целевого назначения земельного участка в плане его применения (например, запрещается возводить дома на землях, которые предназначены для огородничества)
  • нет ли простоя земельного участка, который был выделен для проведения жилищного строительства, огородничества либо садоводства.

Кроме стандартных проверок, которые должны проводиться, по закону выделяется еще одна особая дополнительная процедура, совершаемая госнадзором, а именно административное обследование участка.

Основным отличием данной проверки является то, что владелец земельного участка может быть не в курсе того, что его земля будет находиться под обследованием, потому что он не только не получит никакого уведомления о начале процедуры, но и вовсе не увидит на своем участке никого из проверяющих.

При данном обследовании инспектор будет пользоваться данными о земельном участке, которые он будет собирать и анализировать на основе официальных источников, к которым относятся кадастровый учет, реестр недвижимости и иные источники. Что касается визуального осмотра земельного участка, то он будет проводиться только дистанционно и при помощи аэросъемки. Поэтому участок проверяющие не будут посещать.

По результатам данного обследования допустимы два варианта решения:

  • будет выдано заключение о том, что на участке отсутствуют нарушения земельного законодательства (поэтому следующее обследование будет проводиться не раньше, чем через два года)
  • будет выдан акт об обнаруженных нарушениях (в этом случае будет проводиться внеплановая проверка или будет возбуждено административное производство и произведено привлечение владельца к ответственности, если данных собрано достаточно).

Все заключения и акты можно найти на официальном сайте Росреестра. Поэтому желательно регулярно проверять сайт, чтобы выявить, не появился ли ваш земельный участок при проверке.

Обычно для граждан проводятся два вида проверок от Росреестра: плановые и внеплановые. Также каждая из этих двух проверок может быть выездной (когда нужно побывать на земельном участке) и документальной (когда не проводится посещение земельного участка).

Помимо этого, все плановые проверки имеют определенный график, по которому он совершаются. И данный график получает утверждение каждый год. Данный график со всеми сроками проверок, а также обозначением предмета можно найти на сайте Росреестра. И если ваш участок проверялся три года назад, то он, с большей долей вероятности, тоже будет включен в данный график.

Что касается внеплановых проверок, то они проводятся в том случае, если у Росреестра появляются сведения о том, что есть нарушения в использовании участка (эти нарушения могут быть обнаружены после административного обследования, обращения других лиц либо организаций, а также по предписанию прокурора) либо закончился срок предписания, которое владелец обязан был исполнять.

Если планируется проведение плановой проверки, то владелец участка должен получить уведомление об этом как минимум за три дня, тогда как при проведении внеплановой проверки собственника уведомляют лишь за сутки.

При проведении проверки инспектор может запросить ряд определенных бумаг, а именно:

  • паспорт либо иной документ, удостоверяющий личность владельца земли
  • документ, который подтверждает право на земельный участок
  • документ, который закрепляет границы обследуемого участка
  • документ об использовании земли.

Функции надзорных структур носят характер:

  • предупредительный;
  • информационный;
  • карательный.

Предупредительные действия направлены на профилактику правонарушений, информационные мероприятия нацелены на сбор и систематизацию сведений об объектах, подконтрольных данному органу. Карательные меры регулируют выявление виновных лиц в правонарушениях в отношении земельного фонда, определение формы наказания для них и контроль реализации наказания.

Надзор проводится в нескольких формах:

  • в виде проверок планового и внепланового характера;
  • непрерывного мониторинга соблюдения норм правовых актов;
  • устранения обнаруженных нарушений.

Мониторинг реализуется с помощью обследования объектов земельного фонда, анализа действующих законодательных документов.

Функции земельного контроля распространяются на деятельность предпринимателей по:

  1. Рекультивации земельных объектов.
  2. Улучшению земель.
  3. Реализации мер по защите почв от всех видов эрозии.
  4. Использованию земель Лесного фонда для предотвращения незаконной вырубки лесов, изменения целевого назначения участков на пашни или под строительство коммерческих сооружений.
  5. Соблюдению норм эксплуатации участков в водоохранной зоне.
  6. Поддержанию уровня плодородности сельскохозяйственных земель.
  7. Способам воздействия на плодородные слои грунта для предупреждения действия по самовольному снятию плодородных слоев, истощению земель и их загрязнению химическими веществами.

Порядок реализации контроля осуществляется через такие мероприятия:

  • регулярные осмотры земельных наделов;
  • посещение предприятий, которым выделены земельные участки;
  • при обнаружении нарушений правил эксплуатации во время очередного визита на земельные участки предпринимателей должностные лица контролирующих органов выдают предписания по устранению конкретных нарушений и обеспечению охраны земель, которые обязательны для исполнения всеми категориями предпринимателей;
  • при правонарушениях формируют протоколы, чтобы передать сведения об этом факте для рассмотрения комиссией, результатом этих процедур станет привлечение виновных лиц к конкретной мере ответственности;
  • назначают штрафные санкции.

Предприниматели, уличенные в нарушениях земельного законодательства, не имеют права препятствовать представителям надзорных органов в проведении проверки. При попытках физического воздействия или психологического давления на контролирующих должностных лиц к виновникам могут быть применены дополнительные формы наказания. Пользователи земельных наделов обязаны во время проведения проверки обеспечить свое присутствие на участке или делегировать для представления интересов компании одного из сотрудников.

ВАЖНО! При несогласии с действиями или выводами должностных лиц государственных органов контроля предприниматели могут подать письменную жалобу в вышестоящий орган или обратиться в судебную инстанцию.

Результаты контроля оформляются актами проверок. При обнаружении нарушений к акту прикрепляются составленные проверяющими лицами предписания об устранении недочетов. При наличии в отношении конкретного предпринимателя выданных ему ранее протоколов об административных правонарушениях, их также прикладывают к акту. При формировании предписаний в тексте документа важно указать срок исполнения его норм.

По итогам проведенных проверок и анализа текущих тенденций в правонарушениях надзорными органами составляются прогнозы в отношении исполнения норм законодательства в кратко- и долгосрочной перспективе. Систематизированные данные проверок используются при формировании основного блока национального доклада государственных органов об использовании и текущем состоянии земель страны.

Земельный контроль в отношении физ. лица

1. Плановые проверки соблюдения требований земельного законодательства проводятся в соответствии с ежегодными планами проведения плановых проверок (далее также в настоящей статье — ежегодный план), утвержденными органами государственного земельного надзора, не чаще чем один раз в три года. Ежегодный план подлежит согласованию с органами прокуратуры.

2. Ежегодный план разрабатывается в отношении каждого субъекта Российской Федерации.

3. В ежегодный план включаются правообладатели земельных участков, расположенных в границах соответствующего субъекта Российской Федерации.

4. Требования пункта 1 настоящей статьи о периодичности проведения плановых проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований земельного законодательства применяются при разработке и утверждении ежегодных планов в отношении одного субъекта Российской Федерации.

5. Порядок разработки и утверждения ежегодного плана устанавливается в положении о государственном земельном надзоре, утвержденном Правительством Российской Федерации.

6. Внеплановые проверки соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации проводятся в случаях:

1) предусмотренных частью 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

2) выявления по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений признаков нарушений требований законодательства Российской Федерации, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность;

3) поступления в орган государственного земельного надзора обращений и заявлений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о нарушениях имущественных прав Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, юридических лиц, граждан;

Примечание.

В соответствии с Федеральным законом от 01.05.2016 N 119-ФЗ подпункт 4 пункта 6 статьи 71.1 действует до 1 января 2040 года.

4) предусмотренных частью 23 статьи 8 Федерального закона «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

(пп. 4 введен Федеральным законом от 01.05.2016 N 119-ФЗ)

5) предусмотренных пунктом 16 статьи 6 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

(пп. 5 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 354-ФЗ)

7. Внеплановая проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по основаниям, указанным в подпунктах 2 и 3 пункта 6 настоящей статьи, проводится органом государственного земельного надзора после согласования с органом прокуратуры по месту нахождения объекта земельных отношений, являющегося предметом внеплановой проверки.

8. Согласование с органами прокуратуры проведения внеплановых проверок в отношении граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц по основанию, указанному в подпункте 5 пункта 6 настоящей статьи, не требуется.

  • ИСКИ
    • Гражданские споры
      • Сделки
    • Наследственные споры
    • Трудовые споры
    • Жилищные споры
    • Семейные споры
      • Брак
      • Алименты
      • Дети
  • ЗАЯВЛЕНИЯ
    • Особое производство
    • Судебный приказ
  • ХОДАТАЙСТВА
    • Восстановление срока
    • Судебные расходы
    • Ходатайства в ходе исполнения
    • Ходатайства по экспертизам

    В основании любой проверки лежит нормативная база, которой руководствуются в её проведении. Органы, осуществляющие надзор за соблюдением земельного законодательства, в своей деятельности руководствуются Земельным Кодексом РФ. Он является основополагающим документом в этой правовой сфере.

    Любой план проверки составляется с учетом типа и категории земель, его формы собственности, целевого назначения и ряда других факторов. Разработка плановых мероприятий происходит в несколько этапов:

    1. Назначение ответственного лица за разработку графика и плана проведения проверок. Оформляется оно приказом руководителя надзорного органа, в котором указывается должность, Ф.И.О. ответственного лица, срок выполнения и описание задачи.
    2. Проверка и согласование. Документ проверяется руководителем надзорного органа или назначенными им для этого лицами, после чего план проверок согласуется с органами прокуратуры соответствующего территориального образования.
    3. Внесение в единую базу всероссийского реестра.
    4. Назначение ответственных лиц за проведение плановых проверок.
    5. Оформление приказа и распоряжения о проведении плановой проверки.
    6. Проведение проверок, выявление нарушений.
    7. Составление актов проверок, вынесение Постановлений об устранении фактов нарушения.
    8. Проверка выполнения Постановления.
    9. Составление документов на взыскание с виновных лиц.

    Проводится плановая выездная проверка соблюдения земельного законодательства на основании распоряжения. Лица, проводящие проверки, назначаются приказом руководителя надзорного органа.

    В ходе проверки соблюдения земельного законодательства в Калининградской области было выявлено 356 фактов самовольного захвата земель и постройки на них незаконных сооружений. На основании обнаруженных в ходе проверок нарушений, было принято решение об изъятии земель и сносе незаконно возведенных на них построек.

    Согласно действующему земельному законодательству понятие муниципального земельного контроля заключается в осуществлении ответственными органами местного муниципального самоуправления деятельности по контролю за соблюдением законодательных норм в сфере земельных отношений органами государственной власти, местного муниципального самоуправления, физическими и юридическими лицами, частными предпринимателями и гражданами государства.

    Муниципальный контроль земельной сферы играет важнейшую роль в процессе сохранения, оптимальной эксплуатации, а также предотвращения осуществления всевозможных незаконных действий в отношении земли: загрязнения, самовольного захвата, организации незаконных застроек.

    Особая роль земельного контроля муниципального уровня заключается в предотвращении случаев злоупотребления при переводе земель из одной административной категории в другую. В максимально внимательно муниципальные органы подходят к учету сельскохозяйственных земель.

    Земельный надзор. В Росреестре пояснили, как правильно обращаться с землей

    Муниципальный земельный контроль в отношении физических лиц должен организовываться не чаще, чем один раз в два календарных года. Основаниями для таких действий является обнаружение определенных данных о правонарушении земельного законодательства или же получение доказательств составе нарушения.

    Проверки в отношении юридических лиц проводятся в соответствии с законодательной базой, а также при наличии определенных обстоятельств:

    • в случае истечения срока предписания об устранении нарушений,
    • при поступлении информации о фактах нарушения земельного законодательства.

    Муниципальный земельный контроль проводится в соответствии с действующей законодательной базой, а также при соблюдении определенного плана, основными этапами которого являются:

    • получение распоряжения муниципального руководства при проведении плановой проверки или же наличие серьезного повода для осуществления внеплановой проверки,
    • осуществление непосредственно проверки, составление акта, сборка дополнительных доказательств,
    • передача полученных материалов в главное управление для рассмотрения акта и принятия окончательного решения,
    • рассмотрение материалов проверок и вынесение решения,
    • проверка устранения нарушений законодательства земельной сферы,
    • составление учета муниципальных проверок земли.

    Муниципальный земельный контроль проводится с целью получения максимально достоверной и полной информации, которая может эффективно использоваться любыми государственными органами в целях пресечения различных правонарушений в земельной сфере. Такой контроль позволяет оптимально и рационально использовать все природные ресурсы государственной территории, а также сделать процесс учета и контроля землепользования максимально прозрачным и открытым.

    Ключевые функции проведения муниципального земельного контроля:

    • соблюдение всех правил и законов по использованию государственных земель,
    • исключение случаев самовольного захвата территорий, а также использования участков без официально оформленной документации в законном порядке,
    • предоставление достоверных и полных данных о фактическом состоянии участков,
    • соблюдение целевого предназначения земель,
    • предотвращение случаев порчи земель сельскохозяйственного предназначения, что включает уничтожение, самовольное снятие и перемещение плодородного слоя почвы, использование пестицидов, вредных химикатов, которые представляют опасность для окружающей среды и здоровья людей,
    • своевременность выполнения рекультивации после разработки добычи полезных ископаемых, а также выполнения строительных, изыскательных, внутрихозяйственных и лесозаготовительных работ,
    • выполнение мероприятий по улучшению состояния и охране земель,
    • расстановка и сохранность знаков межевания территорий,
    • исполнение всех законодательных предписаний и устранение всяческих нарушений,
    • соблюдение законности процесса переуступки прав пользования участками,
    • своевременность и законность соблюдения обязанностей по приведению участков в пригодное для использования по целевому предназначению.

    Муниципальный земельный контроль проводят органы местного муниципального самоуправления и все уполномоченные ими подведомственные органы.

    Соответственно, муниципальные учреждения – это органы муниципальных образований, которые избираются местным населением или образуются представительным органом и наделяются всеми полномочиями по решению земельных вопросов муниципального масштаба.

    Осуществление муниципального земельного контроля входит в компетенцию следующих структур:

    • представительного органа муниципального образования,
    • главы муниципального образования,
    • местных администраций.

    Муниципальный земельный контроль проводится в форме инспекторских проверок, которые проводятся в соответствии с установленными планами работ. Основанием для организации такого процесса является указание руководства органа местного муниципального самоуправления.

    Исключением являются случаи непосредственного обнаружения инспектором достаточной информации для составления заключения о нарушениях законодательства земельной сферы.

    Все плановые проверки соблюдения физическими и юридическими лицами, предприятиями земельного законодательства соответственно с нормативами проводятся не чаще, чем один раз в два года. Проведение внеплановых проверок осуществляется со следующими целями и при наличии серьезных поводов:

    • при обнаружении достаточной информации, которая подтверждает правонарушение земельного законодательства,
    • для проверки законности выполнения всех предписаний с целью устранения нарушений земельного законодательства,
    • в случае получения от государственных или муниципальных органов, физических или юридических лиц, частных граждан любых доказательств, которые доказывают факты нарушения земельного законодательства.

    Результатом проведения земельного контроля муниципального уровня является соответствующий акт, в который вносятся данные о виновности или невиновности лиц, а также привлечении их к административной ответственности.

    Муниципальный земельный контроль подразумевает обязательное составление акта, в котором должны содержаться следующие данные:

    • дата, место оформления и учетный номер акта проверки,
    • учетный номер муниципального распоряжения,
    • инициалы лица, которое составляет документ,
    • сведения о понятых и других лицах, которые присутствовали при осмотре места,
    • данные о земельном участке,
    • сведения о лице, которое использует контролируемый участок, а также его объяснения,
    • подписи всех участников процесса проверки.

    В качестве дополнительных доказательств к акту прилагаются фотографические таблицы, замеры площади территории и любые доказательства, которые подтверждают или опровергают наличие правонарушений.

    Новокузнецкого муниципального района для осуществления муниципального земельного контроля; — вносить предложения органам, уполномоченным на распоряжение земельными участками, о полном или частичном изъятии земельных участков в случаях предусмотренных земельным законодательством; — запрашивать в установленном порядке в соответствии со своей компетенцией и безвозмездно получать от отраслевых отделов администрации Новокузнецкого муниципального района, администрации сельских поселений района, учреждений, предприятий, организаций и граждан необходимые для осуществления муниципального земельного контроля сведения и материалы об использовании и охране земель, в том числе документы, удостоверяющие права на земельные участки и находящиеся на них объекты, а также сведения олицах, использующих земельные участки, в отношении которых проводятся проверки, в части, относящейся к предмету проверки.

    Что такое земельный контроль и как он проводится

    • своевременность выполнения рекультивации после разработки добычи полезных ископаемых, а также выполнения строительных, изыскательных, внутрихозяйственных и лесозаготовительных работ;
    • выполнение мероприятий по улучшению состояния и охране земель;
    • расстановка и сохранность знаков межевания территорий;
    • исполнение всех законодательных предписаний и устранение всяческих нарушений;
    • соблюдение законности процесса переуступки прав пользования участками;
    • своевременность и законность соблюдения обязанностей по приведению участков в пригодное для использования по целевому предназначению.

    Муниципальный земельный контроль проводят органы местного муниципального самоуправления и все уполномоченные ими подведомственные органы.

    Российской Федерации; — превышать установленные сроки проведения проверки; — осуществлять выдачу юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по контролю.

    О проведении проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, физическое лицо уведомляются Управлением не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления уведомления установленной формы с копией распоряжения о начале проведения проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

    Понятие муниципального земельного контроля Согласно действующему земельному законодательству понятие муниципального земельного контроля заключается в осуществлении ответственными органами местного муниципального самоуправления деятельности по контролю за соблюдением законодательных норм в сфере земельных отношений органами государственной власти, местного муниципального самоуправления, физическими и юридическими лицами, частными предпринимателями и гражданами государства.

    Муниципальный контроль земельной сферы играет важнейшую роль в процессе сохранения, оптимальной эксплуатации, а также предотвращения осуществления всевозможных незаконных действий в отношении земли: загрязнения, самовольного захвата, организации незаконных застроек.

    • своевременность выполнения рекультивации после разработки добычи полезных ископаемых, а также выполнения строительных, изыскательных, внутрихозяйственных и лесозаготовительных работ;
    • выполнение мероприятий по улучшению состояния и охране земель;
    • расстановка и сохранность знаков межевания территорий;
    • исполнение всех законодательных предписаний и устранение всяческих нарушений;
    • соблюдение законности процесса переуступки прав пользования участками;
    • своевременность и законность соблюдения обязанностей по приведению участков в пригодное для использования по целевому предназначению.

    Муниципальный земельный контроль проводят органы местного муниципального самоуправления и все уполномоченные ими подведомственные органы.

    Под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность. 2.

    Внимание

    Под муниципальным земельным контролем понимается деятельность властных органов муниципальных образований по осуществлению полномочий за соблюдением законодательства в сфере земельных отношений, по порядку пользования, владения и распоряжения земельными участками в пределах границы поселения.

    По смыслу закона все юридические лица, независимо от организационно-правовой формы, физические лица, в том числе зарегистрированные в качестве предпринимателей обязаны соблюдать правовой режим в отношении земель, входящих в состав города, поселения, района на территории которого они проживают и осуществляют деятельность.

    Осуществление муниципального земельного контроля должно быть направлено на профилактику нарушений земельного законодательства, поиск и выявление лиц, незаконно и нерационально пользующихся землей.

    Проведение внеплановой проверки по земельному контролю

    В пункте 3 статьи 72 ЗК РФ описаны требования, которые предъявляются к земельным участкам в рамках осуществления контрольных функций со стороны муниципалитета.

    Органы местного самоуправления городского округа вправе контролировать процесс использования земельных участков, расположенных в пределах границ городского образования. Иными словами, данное ведомство может осуществлять надзорные функции за теми территориями, которые принадлежат исключительно городскому округу.

    Администрация городских и сельских поселений выполняет контроль за площадями, которые расположены в пределах города и на территории сельских поселений.

    Органы местного самоуправления муниципального образования контролируют правоотношения, возникающие в межселенной зоне образования.

    В рамках статьи 9 закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» плановые проверки в отношении участков юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проводятся не чаще чем 1 раз в 3 года. В отношении же земельных участков физических лиц в законе никаких временных рамок нет.
    Кроме плановой проверки может быть проведена также и внеплановая, но для нее нужны веские основания. Внеплановые проверки проводятся в следующих случаях:

    • Для контроля за исполнением предписаний, которые были выданы на ранее обнаруженные нарушения.

    • При обнаружении обстоятельств, которые позволяют предполагать нарушение земельного законодательства.

    • При получении от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц или граждан документов и иных доказательств, которые подтверждают нарушения земельного законодательства.

    Для того чтобы провести проверку необходимо соответствующее распоряжение. В распоряжении указывается ФИО государственного инспектором по использованию и охране земель. «Заверенная печатью копия распоряжения о проведении проверки должна быть предъявлена госземинспектором до начала проведения проверки руководителю или иному должностному лицу юридического лица, либо индивидуальному предпринимателю, либо гражданину одновременно со служебным удостоверением.

    В служебном удостоверении инспектора должна быть указана должность в качестве главного инспектора, заместителя главного инспектора или инспектора.

    В силу своих полномочий земельный инспектор может проверить основания пользования участком, обследовать фактическое состояние земли, а также провести проверку по его целевому использованию. Для этого среди прочего он проводит опрос граждан, получает объяснения, проводит измерения и фотосъемку. Инспектор может провести проверку, как единолично, так и совместно с комиссией.
    Пользователь участка в свою очередь должен будет предоставить документ, который подтверждает законность использования земли. Таким документом может быть, как договор аренды, купли-продажи, так и постановление об отводе участка, или же документы о наследстве.

    Если же земля находится в собственности и получена после 1 января 1999 года, то инспектору в обязательном порядке необходимо предъявить свидетельство о регистрации права собственности.
    Стоит отметить, что все действия инспектора должны быть отражены в соответствующих документах. А по результатам проверки составляется акт, где делается запись о наличии или отсутствии нарушений земельного законодательства на проверяемом участке.

    В случае выявления нарушений законодательства инспектор одновременно с актом должен вручить предписание об устранении нарушений лицу, в отношении которого проводилась проверка.

    Основным видом земельного надзора и контроля является проверка.

    — Проверки возможны на всех категориях земель, — рассказал и.о. начальника отдела государственного земельного надзора Владимир Гуляев.- Порядок проведения проверок отражен в 294 законе от 26 декабря 2008 года. Причем изменения в Земельный Кодекс (п.4 статьи 71-й) предусматривают проверку не только юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, но и граждан.

    Сама процедура проверки такова. Сначала в Росреестр поступает обращение, как основание для проверки. Затем выясняется, какая это будет проверка – плановая или внеплановая.

    — В первом случае, проверка касается юридического лица и индивидуальных предпринимателей, — объяснил Гуляев. — Она должна быть запланирована до 1 сентября и согласована прокуратурой. Если прокуратура согласовывает проверку, решение публикуется как на сайте прокуратуры, так и на сайте Росреестра.

    И первое что нужно знать юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю — проведение плановых проверок не может быть произвольным ни по времени, ни по количеству. Плановые проверки осуществляется не чаще, чем раз в три года. При этом есть четко установленные сроки.

    На проверку юридического лица в зависимости от статуса дается: 20 рабочих дней — на крупное предприятие, на малый и средний бизнес — 50 часов, на мелкий бизнес — 15 часов. Обычно на объект должны выходить представители сразу нескольких государственных органов, чтобы одновременно сэкономить время и не слишком досаждать проверяемым.

    А вот внеплановые проверки земельного надзора – дело другое. Они бывают трех типов.

    Во-первых, проверка возможна в том случае, если нарушение земельного законодательства создают угрозу жизни и здоровью. Такие случаи редки.

    Второй вариант — административное обследование земельного участка без взаимодействия с собственником.

    Третий вид – проверка по обращению граждан о нарушении имущественных прав.

    — В случае выявления нарушения работает Административный кодекс, — объяснил Гуляев. — Составляется акт проверки, выносится предписание об устранении нарушения земельного законодательства. Если имеется правонарушение, то представители земельного надзора начинают административное производство и составляют протокол.

    Он обязательно составляется в присутствии лица, в отношении которого производится проверка, или человека. представляющего интересы хозяина, в том случае, если человек обладает соответствующей доверенностью. Далее идет передача на рассмотрение и вынесение постановления.

    Правда, есть в законе и серьезные правовые пробелы. Пока что простые граждане – частные собственники — находятся в более ущемленном положении, чем юридические лица и бизнес.

    Если для юридических лиц и бизнеса проверка проводится не чаще, чем раз в три года, то для простых граждан лимитов на количество и время проверок нет. Кроме того, по земельным участкам, принадлежащим юридическим лицам, проверки не могут начаться без присутствия представителей этого юридического лица. Для граждан такая процедура не действует. Новый регламент проверок частных лиц, который готовится сейчас, должен внести ясность в эти вопросы.

    В целом же отмечаются положительные тенденции в работе земельного законодательства.

    — Сейчас люди стали внимательнее к нарушениям законодательства, – считает Гуляев. — Ведь введены новые пункты КоАП РФ (статья 19.5 пункты 25, 26) и увеличены штрафы.

    Так, за невыполнение в установленный срок предписаний федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор, предполагается штраф:
    — для граждан — от 10 до 20 тысяч руб.,
    — для должностных лиц — от 30 до 50 тыс. руб. или дисквалификацию на срок до трех лет,
    — для юридических лиц — от 100 до 200 тыс. руб.

    Ну а если правонарушение совершено повторно в течение года, то штрафы становятся еще больше
    — для граждан в размере от 30 до 50 тыс. руб.;
    — для должностных лиц — от 70 до 100 тыс. руб. или дисквалификацию на срок до трех лет,
    — для юридических лиц — от 200 до 300 тыс. руб.

    Между тем, если сообщение о нарушении земельного законодательства, поступившее от граждан, ложное, то наказать клеветника, иначе, как через суд, нельзя. Правда, и «доставать» человека регулярно у органов земельного надзора тоже не получится.

    Много споров принесла «дачная амнистия».

    — Раньше, условно говоря, в документах писали 4 сотки – 20 на 20 м, — пояснил Игорь Хохряков. — Но земли в реальном пользовании 20 на 20 никогда не получалось – где-то больше, где-то меньше. Дачная амнистия для того и была проведена, чтобы люди зарегистрировали свои права. Амнистия разрешила узаконить землю, которая не была указана в свидетельстве о праве собственности, но находилась в пользовании гражданина.

    — Для ИЖС минимальный участок – 3 сотки. Если же человек к соткам по ИЖС обмеряет еще 699 соток и заявит свои права, то это будет его земля. Но проблема в том, что раньше межевания на земельные участки не проводилось, они объявлялись декларативно, — объяснил Гуляев. — И в площади, и в конфигурации участков есть разночтения. Представьте: тот человек, который ранее использовал участок, делает межевание. А сосед против. Он считает, что при таком размежевании присутствует наложение границ.

    В итоге – спор. Обычно он решается с приходом кадастрового инженера, который после обмера вносит изменения в кадастровый учет.

    Но возникает другая проблема.

    — У нас нет обязанности оформлять земельный участок. Право есть, а обязанности нет, — рассказал Владимир Гуляев. — И многие пользуются землей, не регистрируя ее, чтобы не платить налоги.

    Проверка соблюдений требований законодательства также должна проводиться с соблюдением определенных условий, установленных на уровне федерального законодательства. В частности, в ходе проведения проверки, должны выполняться следующие требования законодательства:

    • В ходе осуществления проверки должностное лицо должно проводить все установленные законодательством измерения. Проверка должна быть точной.
    • После проведения проверки должностным лицом должен быть составлен акт. Физическое лицо, являющееся владельцем участка, или представителем организации, должен ознакомиться с данным актом и поставить на нем подпись о своем согласии. Подобный документ должен быть составлен и утвержден в любом случае, вне зависимости от того, были ли выявлены какие-либо нарушения действующего законодательства или нет.
    • Проверка должна проводиться в присутствии двух понятых – незаинтересованных лиц, которые будут подтверждать законность всех совершаемых действий.
    • Если в ходе проведения проверки были выявлены какие-либо нарушения законодательства, должностное лицо, проводящее проверку, должно составить протокол осмотра территории, к которому должен быть приложен акт обмера площади данного объекта недвижимости, схема участка и его фототаблица.
    • Если проверка осуществляется в отсутствии физического лица или представителя юридического лица, при выявлении каких-либо нарушений должностное лицо должно заказным письмом уведомить землевладельца обо всех нарушениях.
    • Если после получения заказного письма собственник не явился для разговора и объяснения причин своего нарушения, должностное лицо выносит ходатайство о препровождении лица, чтобы составить на него акт об административном правонарушении.
    • Согласно требованиям законодательства, если в ходе проверки были выявлены нарушения, которые подтверждены достаточным количеством доказательств, акт об административном нарушении может быть составлен и в отсутствии землепользователя.

    Все плановые проверки на соблюдение требований действующего законодательства должны проводиться в четком соответствии с порядком, который устанавливает ежегодный план проведения плановых проверок. Данный документ утверждается уполномоченными на проведение земельного надзора государственными органами. Типовая форма ежегодного плана проведения плановых проверок установлена соответствующим Постановлением Правительства РФ.

    Составленный план в обязательном порядке должен быть согласован в прокуратуре.

    Ежегодная проверка одного участка земли должна проводиться не чаще одного раза в три года. Ежегодный план разрабатывается каждый год, он индивидуален для каждого отдельного региона страны.

    По результатам проведенной проверки соблюдения требований законодательства должностным лицом могут быть составлены:

    Данный документ должен быть составлен в любом случае, даже если в ходе проведения всех мероприятий не было выявлено никаких нарушений. Акт должен быть подписан понятыми, собственником участка, если он присутствовал на проверке.

    Документ также может быть составлен и при выявлении каких-либо нарушений, если должностному лицу требуется самостоятельно уточнить информацию о причинах несоблюдения требований законодательства.

    • Протокол об административном нарушении.

    Данный документ составляется только при выявлении на участке каких-либо существенных нарушений, за которые возможно привлечение к административной ответственности. Подписывается двумя понятыми, после чего передается государственному инспектору, проверяющему правильность вынесенного решения.

    Если к вам пришел земельный инспектор

    Муниципальный земельный контроль в отношении физических лиц должен организовываться не чаще, чем один раз в два календарных года. Основаниями для таких действий является обнаружение определенных данных о правонарушении земельного законодательства или же получение доказательств составе нарушения.

    Проверки в отношении юридических лиц проводятся в соответствии с законодательной базой, а также при наличии определенных обстоятельств:

    • в случае истечения срока предписания об устранении нарушений;
    • при поступлении информации о фактах нарушения земельного законодательства.

    Муниципальный земельный контроль проводится в соответствии с действующей законодательной базой, а также при соблюдении определенного плана, основными этапами которого являются:

    • получение распоряжения муниципального руководства при проведении плановой проверки или же наличие серьезного повода для осуществления внеплановой проверки;
    • осуществление непосредственно проверки, составление акта, сборка дополнительных доказательств;
    • передача полученных материалов в главное управление для рассмотрения акта и принятия окончательного решения;
    • рассмотрение материалов проверок и вынесение решения;
    • проверка устранения нарушений законодательства земельной сферы;
    • составление учета муниципальных проверок земли.

    Муниципальный земельный контроль проводится с целью получения максимально достоверной и полной информации, которая может эффективно использоваться любыми государственными органами в целях пресечения различных правонарушений в земельной сфере. Такой контроль позволяет оптимально и рационально использовать все природные ресурсы государственной территории, а также сделать процесс учета и контроля землепользования максимально прозрачным и открытым.

    Муниципальный земельный контроль проводится в форме инспекторских проверок, которые проводятся в соответствии с установленными планами работ. Основанием для организации такого процесса является указание руководства органа местного муниципального самоуправления.

    Исключением являются случаи непосредственного обнаружения инспектором достаточной информации для составления заключения о нарушениях законодательства земельной сферы.

    Все плановые проверки соблюдения физическими и юридическими лицами, предприятиями земельного законодательства соответственно с нормативами проводятся не чаще, чем один раз в два года. Проведение внеплановых проверок осуществляется со следующими целями и при наличии серьезных поводов:

    • при обнаружении достаточной информации, которая подтверждает правонарушение земельного законодательства;
    • для проверки законности выполнения всех предписаний с целью устранения нарушений земельного законодательства;
    • в случае получения от государственных или муниципальных органов, физических или юридических лиц, частных граждан любых доказательств, которые доказывают факты нарушения земельного законодательства.

    Основным госорганом, осуществляющим мероприятия внепланового контроля в отношении физ. лиц выступает Росреестр. Именно на него законодательство возлагает обязанности по осуществлению надзора за соблюдением всех правовых норм гражданами-землевладельцами.

    В полномочия Росреестра входит следующая деятельность:

    • Выявление и предупреждение административных правонарушений, преступлений в областях, связанных с земельным законодательством.
    • Контроль за устранением нарушений, выявленных в ходе инспекций, а также возникших в результате них последствий.
    • Наблюдение за соблюдением законодательных норм.

    Обычно инспектора могут проверить следующие моменты входе внеплановой проверки:

    • Целевое использование земельного участка (например, установить факт, что на земле для ИЖС не построен многоквартиник).
    • Контроль за соблюдением границ выделенных участков (самовольный захват чужой территории запрещен).
    • Проверка надлежащего состояния территории (особенно если речь идет о целевом использовании).

    Основные задачи владельца земли – предоставить доступ на участок инспекторам. Он также должен предъявить документы, запрошенные специалистами государственного органа.

    В рамках надзора могут проводить различные проверки также Россельхознадзор (контролирует использование сельскохозяйственных угодий) и Росприродохрана (контроль за соблюдение экологических норм). Но эти госорганы обычно не интересуются участками физ. лиц, которые не используются в коммерческой деятельности. Впрочем, полностью исключать их все же не стоит.

    Сама по себе проверка еще не влечет за собой никаких последствий. Они появятся, только при обнаружении нарушений. По окончании мероприятия инспектора должны составить акт. В него заносятся все результаты их работы.

    Если в ходе проверки были обнаружены нарушения, то гражданин получает предписание. В нем указываются конкретные недочеты и сроки, в течение которых их надо устранить. При наличии оснований для привлечения гражданина к административной ответственности сотрудники госоргана оформляют протокол.

    Важно. Санкции предусмотрены не только за нарушения при пользовании землей. Они могут последовать также при создании препятствий для работы сотрудников госоргана. При повторных нарушениях, имеющих аналогичный характер, штрафы будут существенно выше.


    Похожие записи:

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *