Госрегистрация прав на землю

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Госрегистрация прав на землю». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Государственная регистрация прав на земельные участки и сделок с ними

Эта процедура обязательна для каждого собственника.

Без оформления необходимых бумаг владелец не имеет возможности свободно распоряжаться своим участком.

Если документы не оформлены, гражданин не может продать или сдать надел в аренду, завещать или подарить. Даже строительство на такой земле может стать источником проблем, ведь формально право собственности может быть оспорено.

Оформление земли зависит от того, каким образом она была получена. Проще всего зарегистрировать объект, перешедший в собственность по договору купли-продажи. К заявлению на регистрацию права собственности необходимо приложить пакет документов, в который входит:

  • паспорт заявителя и его копия;
  • кадастровый план;
  • договор купли-продажи, заверенный у нотариуса;
  • квитанция об уплате государственной пошлины и ее копия.

Обратите внимание!

Заявление должно быть написано собственноручно, в нем указываются точные координаты участка, его площадь и назначение территории.

Если владелец не имеет возможности заниматься оформлением прав лично, он должен выписать нотариально заверенную доверенность на третье лицо. Желательно, чтобы в этой роли выступал юрист, который поможет правильно оформить пакет документов и проследить за чистотой сделки. Юридическая помощь особенно важна в сложных нестандартных случаях, например, оформления в собственность территории, сданной в аренду.

При наследовании участка по завещанию или по закону документы нужно подать в течение полугода после смерти наследодателя.

Бумаги передаются в нотариальную контору по месту жительства, в пакет документов входит:

  • кадастровый паспорт участка и план территории, зарегистрированный в Росреестре;
  • справка о рыночной стоимости участка;
  • завещание наследодателя или документы, подтверждающие родство;
  • свидетельство о смерти;
  • свидетельство о принятии наследства. Список документов дополняет паспорт будущего собственника и заявление о регистрации права на надел. Если он находится на территории некоммерческого садового товарищества, прилагается его устав (копия).

Государственная регистрация права собственности на землю

Приняв решение приватизировать земельного участка, будьте готовы к сложному длительному процессу. Жители города подают документы в городскую администрацию, жители района в поселковый совет. Решение выносится на протяжении 14 дней с момента принятия пакета.

При положительном решении последующие действия зависят от ситуации – надел передается платно или бесплатно. Платно – договор купли-продажи, бесплатно – по наследству.

Независимо от способа приема ЗУ, следующий шаг – обращение в Росреестр. На момент обращения в регистрационный орган, субъект должен иметь на руках такие документы:

  1. Удостоверение личности.
  2. Договор купли-продажи.
  3. Решение государственной администрации.

Дополнительно прикладывается квитанция об оплате налогового сбора, выписка из кадастрового плана, заявление с просьбой зарегистрировать земельный актив. Вместе с землей можно оформить стоящие на ней строения, оформление в собственности земли и дома носит упрощенный характер.

Важно! Если стоящая на участке конструкция является собственностью поселкового совета, рекомендуется не приватизировать ее, а оформить выкуп.

Землеустройство представляет собой комплекс мероприятий по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

Землеустроительные мероприятия осуществляются по ходатайству заинтересованных лиц либо по согласованию с ними. Однако в ряде предусмотренных законом случаев проведение землеустройства носит обязательный характер. Например: изменение границ земельных участков; выявление нарушенных или подверженных эрозии земель; рекультивация и консервация нарушенных земель и др.

1. Изучение состояния земель

Данный вид землеустроительных действий включает:

  • геодезические и картографические работы;
  • почвенные, геоботанические, агрохозяйственные и другие специальные обследования и изыскания;
  • качественную оценку земель;
  • инвентаризацию земель.

1. Материалы геодезических и картографических работ являются основой для проведения всех других землеустроительных действий.

Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. N 1061 утверждено Положение о контроле за проведением землеустройства.

Контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения организациями и гражданами при проведении землеустройства требований законодательства Российской Федерации, а также утвержденных в установленном порядке технических условий проведения землеустройства и требований к нему.

Контроль проводится в соответствии с требованиями Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».

Контроль осуществляется в форме проверок, проводимых в соответствии с планами, утверждаемыми Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (с 1 марта 2009 г. — Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии), а также внеплановых проверок.

Внеплановые проверки проводятся для контроля за исполнением предписаний об устранении ранее выявленных нарушений при проведении землеустройства, а также в случае получения от органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан документов и иных доказательств, свидетельствующих о наличии признаков нарушения требований законодательства Российской Федерации при проведении землеустройства, в том числе при проведении описания местоположения и (или) установления на местности границ объектов землеустройства, на основании заявления лица, заинтересованного в проведении контроля.

При проведении контроля могут выполняться обследование объекта землеустройства и выездные проверки, выполняемые в отношении касающихся этого объекта землеустроительных работ, осуществляемые по месту нахождения объекта землеустройства.

В случае выявления в ходе контроля нарушения земельного законодательства и требований охраны и использования земель полученные копии документов и материалов, а также копия акта передаются соответствующему государственному инспектору по использованию и охране земель.

При выполнении кадастровых работ в целях кадастрового учета уточнения местоположения границ земельного участка местоположение границ подлежит обязательному согласованию с заинтересованными лицами.

Под заинтересованными лицами в данном случае понимаются:

  1. лица — собственники смежных земельных участков (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены:
    • гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование;
    • юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование);
  2. землевладельцы и землепользователи, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения или праве аренды на срок более пяти лет (если собственником земли является публичное образование).

Предметом согласования с заинтересованным лицом является определение местоположения границы земельного участка (в отношении которого проводятся кадастровые работы), одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка.

Согласование местоположения границ проводится по выбору заказчика кадастровых работ либо с установлением границ земельных участков на местности, либо без установления границ земельных участков на местности.

Заинтересованное лицо вправе потребовать согласования местоположения границ с их установлением на местности. В этом случае такое согласование осуществляется с установлением соответствующих границ на местности, за исключением следующих случаев:

  1. земельные участки, местоположение границ которых согласовывается, являются:
    • лесными участками;
    • земельными участками в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов;
    • земельными участками в составе земель сельскохозяйственного назначения, предназначенных для осуществления традиционного природопользования коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;
  2. подлежащее согласованию местоположение границ земельных участков определено посредством указания на природные объекты или объекты искусственного происхождения либо их внешние границы, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости, что позволяет определить подлежащее согласованию местоположение границ таких земельных участков;
  3. подлежащее согласованию местоположение границ земельных участков определено местоположением на одном из таких земельных участков линейного объекта и нормами отвода земель для его размещения.

Закон о государственном кадастре недвижимости выделяет две формы согласования местоположения границ: коллективная форма (путем проведения собрания со всеми заинтересованными лицами) и индивидуальная форма согласования с каждым заинтересованным лицом. Право выбора конкретной формы принадлежит кадастровому инженеру.

Согласование местоположения границ посредством проведения собрания заинтересованных лиц без установления границ земельных участков на местности осуществляется на территории населенного пункта, в границах которого расположены соответствующие земельные участки или который является ближайшим населенным пунктом к месту расположения соответствующих земельных участков, если иное место не определено кадастровым инженером по согласованию с заинтересованными лицами.

Извещение о проведении собрания вручается заинтересованным лицам или их представителям под расписку, направляется по их почтовым адресам посредством почтового отправления с уведомлением о вручении и по адресам их электронной почты в соответствии с кадастровыми сведениями (при их наличии) либо опубликовывается в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации соответствующего муниципального образования.

Опубликование извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ допускается в случае, если:

  1. в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о почтовом адресе любого из заинтересованных лиц или получено извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, направленное заинтересованному лицу посредством почтового отправления, с отметкой о невозможности его вручения;
  2. смежный земельный участок расположен в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и относится к имуществу общего пользования, либо входит в состав земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более чем пяти лиц, либо входит в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Извещение должно содержать в том числе сведения о заказчике соответствующих кадастровых работ, сведения о кадастровом инженере; порядок ознакомления с проектом межевого плана, место или адрес, где с этим проектом можно ознакомиться со дня вручения, направления или опубликования извещения; место, дату и время проведения собрания о согласовании местоположения границ. Полный перечень сведений, обязательных к включению в извещение, содержится в ст. 39 Закона о государственном кадастре недвижимости.

Регистрация права собственности на земельный участок

Кадастровую деятельность вправе осуществлять физическое лицо, которое имеет действующий квалификационный аттестат кадастрового инженера. Кадастровый инженер может выбрать следующие формы своей кадастровой деятельности в качестве:

  1. индивидуального предпринимателя;
  2. работника юридического лица на основании трудового договора.

Форму организации своей кадастровой деятельности и место ее осуществления кадастровый инженер выбирает самостоятельно. Сведения об этом он обязан сообщить органу исполнительной власти субъекта РФ, выдавшему ему квалификационный аттестат, и соответствующему органу кадастрового учета.

Кадастровые инженеры вправе создавать на добровольной основе некоммерческие объединения в форме партнерства, основанного на членстве кадастровых инженеров, профессиональная деятельность которых регулируется соответствующим учредительным документом (уставом, договором).

Кадастровые работы выполняются на основании заключаемого в соответствии с требованиями гражданского законодательства и Закона о государственном кадастре недвижимости договора подряда на выполнение кадастровых работ. Кадастровые работы могут выполняться также на основании судебного определения в случаях, предусмотренных законодательством.

С 24 октября 2008 г. в связи со вступлением в силу Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 141-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования земельных отношений» при рассмотрении документов, необходимых для государственного кадастрового учета, установлены специальные условия образования земельных участков.

Вышеуказанным Федеральным законом в ЗК РФ введена новая глава 1.1 «Земельные участки», содержащая понятие земельного участка, а также устанавливающая способы и условия образования земельных участков. Данная глава содержит следующие общие условия образования земельных участков.

1. Образование земельных участков осуществляется на основании волеизъявления следующих лиц:

а) образование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, за исключением случаев:

  • раздела земельных участков, предоставленных садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям граждан, а также земельных участков, предоставленных гражданам на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения;
  • образования земельных участков из земельных участков, предоставленных для комплексного освоения в целях жилищного строительства;
  • образования земельных участков из земельных участков, находящихся в границах застроенной территории, в отношении которой в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации принято решение о ее развитии и заключен договор о развитии застроенной территории;
  • перераспределения земельных участков в соответствии со ст. 11.7 ЗК РФ;
  • иных предусмотренных федеральными законами случаев.

Решения об образовании вышеуказанных земельных участков могут быть приняты также на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки. Обязательным приложением к заявлениям об образовании земельных участков являются кадастровые паспорта образуемых земельных участков, правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки;

б) образование земельных участков из земельных участков, находящихся в частной собственности и принадлежащих нескольким собственникам, осуществляется по соглашению между ними об образовании земельного участка, за исключением выдела земельных участков в счет доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения;

в) образование земельных участков из земельных участков, находящихся в границах застроенной территории, в отношении которой в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации принято решение о ее развитии и заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется лицом, с которым заключен такой договор.

2. Образование земельных участков из участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается только при наличии письменного согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.

Не требуется такое согласие на образование земельных участков из земельных участков:

  • находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям;
  • в случаях образования земельных участков на основании решения суда в обязательном порядке независимо от согласия собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.

В связи с этим в составе документов, представляемых для осуществления государственного кадастрового учета образуемых земельных участков, должны содержаться документы, свидетельствующие о наличии вышеназванного согласия.

3. Соглашение о разделе, об объединении, о перераспределении земельных участков или о выделе из земельных участков является гражданско-правовой сделкой. Данная сделка является основанием для государственной регистрации прав собственности и иных вещных прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков. В случае образования земельного участка на основании решения органа государственной власти или местного самоуправления государственная регистрация осуществляется в соответствии с данным решением.

Государственная регистрация прав осуществляется одновременно в отношении всех земельных участков, образуемых при разделе, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков.

Государственная регистрация прав на землю и сделок с ней представляет собой юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на земельные участки. Она является единственным доказательством существования зарегистрированного права на земельный участок, которое может быть оспорено только в судебном порядке.

Правовой основой государственной регистрации прав на землю являются: ГК РФ (ст. ст. 130 — 132, 164) и Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон о государственной регистрации).

Наряду с государственной регистрацией прав на земельный участок подлежат государственной регистрации также ограничения прав на него, в том числе: сервитуты, ипотека, доверительное управление и др.

Государственная регистрация прав на земельный участок удостоверяется специальным свидетельством о государственной регистрации права. Государственная регистрация договоров и иных сделок с землей удостоверяется посредством совершения специальной регистрационной надписи на договоре или ином документе, выражающем сделку.

Государственная регистрация прав на землю осуществляется путем внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Основаниями для государственной регистрации прав на земельный участок являются правоустанавливающий документ (решение компетентного органа о предоставлении земельного участка, свидетельство о принятии наследства, постановление суда и т.п.) и кадастровый паспорт, которые прикладываются к заявлению правообладателя.

Права на земельные участки, которые возникли до вступления в силу Закона о государственной регистрации, признаны юридически действительными и перерегистрации не требуют до изменения земельных правоотношений, например до перехода права на земельный участок от одного лица к другому. В этом случае права правоприобретателя регистрировались в порядке, установленном действующим законодательством.

Однако с принятием действующего Земельного кодекса, установившего принцип единства юридической судьбы земельного участка и расположенных на нем строений и сооружений, на практике возник ряд серьезных проблем при совершении сделок с земельными участками, вызванных именно этим принципом.

Принцип единства судьбы земельного участка и иных объектов недвижимости предполагает создание земельно-имущественного комплекса как объекта правоотношений, совершение гражданско-правовых операций с которыми требует формирования этого объекта и постановки его на государственный кадастровый учет для последующей государственной регистрации права на него или совершения сделок с ним. В этом и заключается сложность возникшего положения. Дело в том, что формирование каждого из объектов, входящих в земельно-имущественный комплекс, имеет свою специфику, связанную с дореформенными условиями создания этих объектов. Это особенно относится к садово-огородным и дачным участкам, а также земельным участкам, предоставленным для индивидуального и приусадебного строительства в населенных пунктах.

В связи с тем что возведение строений и сооружений на указанных земельных участках осуществлялось, как правило, без специальных разрешений, повсеместно допускались нарушения противопожарных, санитарных, архитектурно-строительных и иных градостроительных требований.

Поэтому формирование объектов недвижимости с соблюдением ныне действующих требований было бы мероприятием малореальным.

Ситуация с формированием и кадастровым учетом земельных участков оказалась еще более сложной. Например, садово-огородные и дачные участки в составе некоммерческих объединений отводились нередко методом землеуказаний, без технико-инструментального закрепления границ на местности и оформления соответствующей технической и картографической документации. То же следует сказать и в отношении территориальной организации земель общего пользования этих объединений (улицы, переулки, санитарные зоны, места складирования строительных материалов, удобрений и т.п.).

В лучшем случае, да и то далеко не всегда, эти требования соблюдались лишь в отношении внешних границ всего садоводческого, огороднического или дачного объединения.

Кроме того, в процессе использования садово-огородных, дачных и иных участков их границы зачастую изменялись за счет земель общего пользования или в результате внутриквартальной перепланировки.

Нередки случаи, когда при оформлении правоустанавливающих документов не указывался вид права, на котором земельный участок был предоставлен, или это право трудно было установить.

В соответствии с гражданским законодательством споры, возникающие в сфере земельно-имущественных отношений, должны разрешаться в судебном порядке. В то же время, учитывая массовый характер правонарушений подобного рода, судебный порядок признания прав не в состоянии был обеспечить легализацию прав граждан на земельно-имущественную недвижимость. В результате граждане — собственники объектов недвижимости не в состоянии были реализовать свои права на совершение сделок с ними.

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

2. Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.

3. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество — юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее — государственная регистрация прав).

4. Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

5. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

6. Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.

7. Государственный кадастровый учет недвижимого имущества — внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также — объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее — государственный кадастровый учет). (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 315-ФЗ)

8. Положения настоящего Федерального закона не применяются к государственному учету и государственной регистрации прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, участки недр. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

Порядок государственной регистрации прав на землю и сделок с ней

1. Государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее — орган регистрации прав).

2. Федеральный орган исполнительной власти, указанный в части 1 настоящей статьи:

1) координирует и контролирует деятельность органов регистрации прав;

2) обеспечивает соблюдение органами регистрации прав порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, а также осуществляет эксплуатацию федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра недвижимости;

3) разрабатывает и издает методические материалы для органов регистрации прав по вопросам осуществления государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведения Единого государственного реестра недвижимости, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости;

4) обеспечивает обучение и повышение квалификации работников органов регистрации прав;

5) осуществляет иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

3. К компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся: (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

1) прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов; (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

2) проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

3) проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав; (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

4) государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав; (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

5) выдача документов, подтверждающих осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

6) ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в нем; (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

7) принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей; (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

8) иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

Участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, являются собственники недвижимого имущества и обладатели иных подлежащих государственной регистрации прав на него, другие лица в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях, в том числе граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, российские и иностранные юридические лица, международные организации, Союзное государство, иностранные государства, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, кадастровые инженеры, нотариусы, судебные приставы-исполнители, с одной стороны, и орган регистрации прав — с другой.

1. Каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации кадастровый номер, присваиваемый органом регистрации прав.

2. Каждая запись о праве на объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, об ограничении права или обременении объекта недвижимости идентифицируется неизменяемым, не повторяющимся во времени и на территории Российской Федерации номером регистрации.

3. В целях присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров орган регистрации прав осуществляет кадастровое деление территории Российской Федерации на кадастровые округа, кадастровые районы и кадастровые кварталы (далее — единицы кадастрового деления). При установлении или изменении единиц кадастрового деления соответствующие сведения вносятся в Единый государственный реестр недвижимости на основании правовых актов органа регистрации прав.

4. Границы зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, границы публичных сервитутов, границы территорий объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее — объекты культурного наследия), особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, созданных в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (далее — особые экономические зоны), охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, Государственная граница Российской Федерации, границы между субъектами Российской Федерации, границы муниципальных образований, границы населенных пунктов, береговые линии (границы водных объектов), границы Байкальской природной территории и ее экологических зон, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеют неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации идентификационный реестровый номер (далее — реестровый номер границ), присваиваемый органом регистрации прав. (в ред. Федеральных законов от 03.08.2018 N 341-ФЗ, от 27.12.2018 N 538-ФЗ, от 18.07.2019 N 194-ФЗ)

5. Порядок кадастрового деления территории Российской Федерации, порядок присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров, номеров регистрации, реестровых номеров границ устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.

6. Содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости кадастровые номера, номера регистрации, реестровые номера границ обязательны для использования в иных государственных информационных ресурсах, а также при межведомственном информационном взаимодействии.

1. Геодезической основой Единого государственного реестра недвижимости (далее — геодезическая основа) являются государственные геодезические сети, а также геодезические сети специального назначения, создаваемые в соответствии с законодательством о геодезии и картографии (далее — опорные межевые сети). (в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 431-ФЗ)

2. Картографической основой Единого государственного реестра недвижимости (далее — картографическая основа) является единая электронная картографическая основа, создаваемая в соответствии с законодательством о геодезии и картографии. Сведения о картографической основе размещаются на официальном сайте органа регистрации прав в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — официальный сайт). (в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 431-ФЗ)

3. Геодезическая и картографическая основы создаются и обновляются в соответствии с законодательством о геодезии и картографии. (в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 431-ФЗ)

4. Для ведения Единого государственного реестра недвижимости используются установленные в отношении кадастровых округов местные системы координат с определенными для них параметрами перехода к единой государственной системе координат, а в установленных органом нормативно-правового регулирования случаях используется единая государственная система координат. (в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 431-ФЗ)

5. Местные системы координат в отношении кадастровых округов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, указанным в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, в порядке, предусмотренном в соответствии с законодательством о геодезии и картографии. (в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 431-ФЗ)

Государственная регистрация прав на землю и сделок с ней

Процедура оформления перехода прав собственности на земельный участок состоит из следующих этапов:

  1. Оформление документации.
  2. Оплата государственной пошлины.
  3. Составление заявления и передача документации в государственный орган.

ВНИМАНИЕ! В зависимости от ситуации список документов может меняться. При первоначальной регистрации земли с приватизацией, участок сначала ставится на учет в Кадастровой палате.

Государственная пошлина за регистрацию земельного участка в Росреестре для физических лиц составляет 2 000 рублей. Юридические лица за оформление надела в собственность платят до 20 000 р.

Размер государственной пошлины можно снизить, воспользовавшись сайтом Госуслуг. Льгота составляет 30%.

ВНИМАНИЕ! Малоимущие граждане освобождаются от уплаты госпошлины.

Правоустанавливающий документ собственник может забрать в назначенное время лично либо запросить его в электронном формате.

ВНИМАНИЕ! С 2016 года свидетельства о праве собственности не выдаются. Такой документ, выданный ранее, юридической силы не теряет.

В постановке земельного надела на учет могут отказать. Отрицательное решение оформляется в письменной форме.

Собственник получает отказ от госслужбы в следующих случаях:

  • у заявителя отсутствуют права на недвижимость;
  • на участок наложено обременение или судебный запрет на регистрацию;
  • недостаток в перечне или неправильное оформление документации.

При получении отказа собственник имеет право оспорить решение в суде. Однако, если гражданин пытается оформить в собственность землю, относящуюся к заповедной территории, Росреестр не одобряет заявку. Оспаривать решение в суде в таком случае бесполезно.

Регистрация прав на земельный участок

Первое, с чем сталкивается будущий обладатель земли, это — куда обращаться. Регистрацией занимается МФЦ и государственный реестр (к которому относят кадастровые отделения). Помните, что обращаться необходимо в орган по местонахождению земельного участка. Без разницы куда подавать заявление, все данные одинаково вносятся в ЕГРН. Обращение осуществляется лично либо посредством заказного письма, в которое необходимо вложить опись документации, включая сам пакет документов.

Со вступлением в силу закона «О госрегистрации» изменились сроки регистрации права собственности. Со 2-го октября 2017 года действуют следующие сроки регистрации в Росреестре при личной подаче документов в отделение регистрирующего органа:

  • 1 день – при покупке недвижимости по ипотеке с электронной подачей.
  • 3 дня – при оформлении договора купли-продажи, заверенного в нотариальной конторе.
  • 5 дней – для ипотечной недвижимости, оформляемой в залог банку.
  • 7 дней – для стандартных сделок мены, дарения, покупки, выделения доли.

Подсчет срока регистрации прав ведется в рабочих днях. При обращении через многофункциональный центр период ожидания увеличивается на 2 дня, для пересылки документов между ведомством и собственником.

Установлена продолжительность и для снятия обременений:

  1. По предварительному договору, кредитному соглашению – 5 дней.
  2. По решению суда или сотрудника ФССП – 3 дня.
  3. Снятие ипотечного обременения – 3 дня.

Период ожидания также может быть увеличен, если документы подаются через МФЦ.

Пакет документов, как говорилось ранее, собирается заранее, большую его часть составляет правоустанавливающая документация (как правило, договора, в результате заключения которых были переданы права владения). Перечень документов может быть дополнен. Об необходимости дополнения вас уведомит сотрудник регистрирующего органа.

К обязательным документам относят:

  • Документ, удостоверяющий личность предыдущего и настоящего собственника (в случаях с передачей ЗУ административным актом необходимо предоставить паспорт только заявителя).
  • Договор, который устанавливает переход права собственности на земельный участок (купля-продажа, дарственная и так далее).
  • Акт, изданный органами местного самоуправления (выдаётся при приватизации, выкупе).
  • Свидетельство о праве собственности или кадастровая документация (план, паспорт) на земельный участок.
  • Судебное постановление, которое определяет лицо (круг лиц), которому переходят права.
  • Выписка из ЕГРН о наличии, каких-либо капитальных построек на территории земли.
  • Справка об обременениях (арестах, залогах, ипотеке и так далее).
  • Письменное соглашение супруга или супруги на сделку, обязательно к нотариальному удостоверению.
  • Письменное соглашение от других собственников ЗУ, если недвижимый объект находится в долевом владении.
  • Соглашение от органов опеки и попечительства, если сделка затрагивает интересы несовершеннолетнего лица.

Если вы предоставляете договор, благодаря которому у вас возникают права, учтите, что необходимо три экземпляра. Также при отправлении вышеперечисленных документов заказным письмом в регистрирующий орган, необходимо нотариально заверить копии свидетельства о праве собственности и паспорта.

По окончанию подачи заявления, сотрудник выдаёт расписку о принятии вышеупомянутой документации, в которой указываются список и дата принятия документов. Также в расписке указана дата выдачи свидетельства, обычно она составляет около 3 недель.

Если вы выкупили или получили землю от муниципалитета, то порядок будет немного отличаться лишь в сроках и месте обращения. Обратиться в таком случае надо в органы МСУ, с соответствующим заявлением, которое помогут составить сотрудники, основной список документов указан выше. Касательно госпошлины при переоформлении (оформлении прав) она составит 350 рублей, а при регистрации прав — 2 тыс. рублей для физического лица и 22 тыс. рублей для юридического (согласно ст. 333.33 НК РФ). Для регистрации перехода права собственности не обязательно обращаться к профессиональному юристу. Чтобы осуществить данную процедуру самостоятельно, достаточно изучить данную тему и обратиться в регистрирующий орган лично, где при непонимании отдельных аспектов всё будет разъяснено.

Государственная регистрация прав на земельные участки производится при условии возникновения прецедентов:

  1. правопорождающих;
  2. правопрекращающих;
  3. правоизменяющих.

К первой категории относятся имущественные сделки, посредством которых возникает право собственности у приобретателя, с одновременным прекращением юридической правоспособности лица, отчуждающего надел. В их числе:

  1. наследование;
  2. купля-продажа;
  3. дарение;
  4. мена.

Ко второй группе относятся процессы, в результате которых собственник утрачивает владение участком или участок прекращает своё существование в предыдущем юридически закреплённом статусе.
Например:

  1. при уничтожении или гибели объекта;
  2. при изъятии ЗУ;
  3. аресте залоговых земель.

Правоизменяющие гражданские действия оставляют прежний статус правоспособности собственника, но изменяют вид права, который может выражаться в переходе арендных прав на ЗУ. Так же изменения регистрируются при возведении капитального строения, причём – на этапе начала строительства и на этапе ввода здания в эксплуатацию. К правоизменяющим основаниям можно отнести и процесс перерегистрации права собственности в том случае, если надел ранее находился в титульном владении лица, но был переоформлен таковым в собственность.

Регистрирующий орган требует надлежащего документального сопровождения проведённой имущественной сделки или иной гражданско-правовой процедуры.

Кроме гражданско-правового прецедента, выступающего в роли причины, требующей регистрационной процедуры, обязательным основанием является подача заявления на регистрацию земельного участка
правоспособного лица. К ним относятся лица из числа:

  1. собственники ЗУ;
  2. участники имущественных сделок;
  3. представители, действующие по доверенности в интересах правообладателя.

Тонкости процедуры регистрации права собственности на земельный участок

Наконец мы подошли к вопросу как зарегистрировать земельный участок в собственность. Советуем перед началом процедуры прочитать предыдущий пункт про основания, т.к. чаще всего именно отсутствие оснований приводит к неспособности пройти весь путь регистрации удачно. Если вы прочитали и уверены в вашей правоте порядок регистрации права собственности на земельный участок описан далее. Начнем с вопроса куда обращаться.

Государственная регистрация проводится по месту нахождения земель, в местном отделении кадастра и картографии (Росреестре) или в многофункциональном центре (МФЦ). Эти учреждения выполняют равнозначные регистрационные действия, пополняя единый информационный банк.

Обратиться в обозначенные регистрирующие органы допустимо как при личном обращении, так и заказным письмом с вложенной описью и уведомлением о получении, воспользовавшись услугами Почты РФ.

Прилагаемая документация передаётся пакетом, собранным заранее. Она должна отражать правоспособность заявителя и земель, с которыми планируется произвести учётные действия. Обязательные для представления для регистрации права собственности на земельный участок документы:

  1. подлинник гражданского паспорта собственника или обоих собственников, если речь идёт о регистрации договора имущественной сделки.
  2. Для представителей, действующих в интересах собственников – нотариально удостоверенная доверенность и паспорт.
  3. Гражданско-правовой договор при оформлении имущественной сделки.
  4. Административный акт при переоформлении ЗУ в собственность путём приватизации или выкупа.
  5. Административный акт с прилагаемой выпиской из протокола, если ЗУ приобретён при участии в торгах.
  6. Свидетельство о собственности (ином виде права) и кадастровый паспорт ЗУ.
  7. Свидетельство о наследовании – для лиц, вступающих в наследственные права.
  8. Решение суда, если право собственности устанавливалось в судебном порядке.
  9. Нотариально удостоверенное разрешение супруги, если заявитель состоит в браке.
  10. Аналогичное разрешение от сособственников, если участок находится в совместной долевой собственности.
  11. Справка из Росреестра о наличии (отсутствии) капитальных строений.
  12. Справка об отсутствии арестов и иных обременений. Либо о наличии обременения сервитутом, которое не препятствует регистрации права собственности.
  13. Квитанция об уплате госпошлины.

Если документация пересылается по почте, копию паспорта и свидетельства о наследовании следует удостоверить нотариально. Остальные документы, должны содержать оригиналы и копии. Договор имущественной сделки представляется в трёх экземплярах. О документах подтверждающих право собственности на земельный участок читайте в этой статье.

Документация принимается специалистом МФЦ под расписку, в которой указан:

  1. перечень предоставленных документов;
  2. дата их принятия;
  3. срок вторичного посещения.

Госпошлина на регистрационные услуги оплачивается в отделении Сбарбанка или в терминале МФЦ. Она установлена как оплата кадастровых услуг. Её размер зависит от специфики процедуры и правового статуса собственника: при переоформлении собственного надела – 350 рублей. При имущественной сделке для физических лиц – 2 тысячи, а для юридических – 22 тысячи рублей.

Дополнительной оплаты при оформлении регистрации не предусмотрено. Остальные услуги предоставляются безвозмездно. Однако сбор кадастровых справок при подготовке пакета документации может составить сумму, рассчитываемую – от 200 рублей за одну справку. Подготовка кадастрового паспорта – приблизительно 250 рублей, в зависимости от региона расположения ЗУ.

Срок регистрации права собственности на земельный участок составляет 21 рабочий день.

Предполагаемая дата фиксируется в расписке, полученной заявителем. Оставленные в заявлении координаты служат средством обратной связи с заявителем. По ним сотрудник МФЦ связывается с посетителем, если документы подготовлены раньше и сообщает о возможности их получения.

Права на землю, подлежащие государственной регистрации

Свидетельство о праве собственности выдаётся по завершении регистрационной процедуры. Это правоудостоверяющий документ, который констатирует надлежащее проведение процедуры перехода или переоформления прав на ЗУ.

Впоследствии полученное свидетельство прилагается к заявлениям, в которых требуется подтвердить право владения участком. Но в имущественной сделке оно выполняет отдельную функцию и прилагается наряду с правоустанавливающим документом. Например, договором имущественной сделки.

Государственная регистрация прав на земельные участки проводится при любых действиях с земельными участками:

  • оформление права — внесение в ЕГРН (единый государственный реестр прав на недвижимость) сведений о новом или ранее выданном земельном участке;
  • переход права собственности — совершение сделок с земельным участком;
  • наследование — переоформление права собственности в порядке наследования;
  • оформление обременений — передача земельных участков в залог, долгосрочная аренда и т. д.

Правильная регистрация — это удачно завершенная регистрация. Успех проведения данного действия напрямую зависит от точности данных о земельном участке, уже содержащихся в ЕГРН, и правильности оформления документов, поданных на регистрацию.

ЕГРН содержит всю информацию о характеристиках вашего земельного участка, при этом самой важной информацией для вас является — месторасположение земельного участка. Именно наличие в ЕГРН GPS-координат земельного участка является вашей страховкой от посягательств третьих лиц.

Отсутствие GPS-границ земельного участка в ЕГРН можно сравнить с автомобилем без номеров. Вы же не станете ездить на таком?

С отсутствием границ земельного участка в ЕГРН также связаны все основные риски неправомерных сделок. Покупая землю, оформляя дачный участок, вступая в права наследства, спросите себя: готовы ли вы потерять участок из-за юридической безграмотности?

Ошибки или неправомерность действий с земельным участком всегда выявляется при регистрации. Регистратор при проведении государственной регистрации земельных участков проводит правовую экспертизу документов, и при отсутствии к ним вопросов вносит сведения в ЕГРН — единый государственный реестр недвижимости. Если в регистрации сделки отказано, а деньги за участок вы уже заплатили, то доказывать свои права в лучшем случае придется в суде. В худшем — разыскивать горе-продавца и требовать у него вернуть уплаченное другими методами.

ТОП — 4 причин отказов в регистрации земельного участка:

  • на первом месте, как ни странно — опечатки в документах или отсутствие всех необходимых документов;
  • наложение границ земельных участков друг на друга;
  • отсутствие старых архивных документов о выделении земельного участка;
  • технические ошибки в Межевом плане земельного участка.

Иногда гос.регистрация зем.участка откладывается по глупому стечению обстоятельств, а иногда причины становятся настоящим сюрпризом для владельца. Поэтому мы настоятельно рекомендуем нашим клиентам перед походом в Росреестр проверять правильность оформления документов земельного участка. Легче предотвратить катастрофу, чем исправлять ее последствия.

В нашей практике мы встречали столько разных отказов, которые приносили клиенты, что хоть книгу пиши. При проверке земельного участка мы в первую очередь обращаем внимание на цели клиента. Основная задача юриста — выявить в документах те факты, которые будут препятствовать целям клиента: будь то продажа или последующее строительство на земельном участке. При правильном подходе большинство таких фактов можно устранить «во время планового ТО», а не тащить эвакуатор на обочину у Росреестра.

Оставьте заявку на проверку вашего земельного участка прямо сейчас! Позвольте себе роскошь быть уверенным в регистрации Вашего земельного участка!

Название Цена Срок
Консультация по телефону 0 руб. Индивидуальный
Подробная консультация с анализом документов в офисе (скайпе и т.д.) от 5 000 руб. 1 час
Регистрация прав собственности на землю от 10 000 руб. от 7 дней

Государственная регистрация прав на земельные участки.

Регистрация права собственности на земельный участок сопровождается следующим пакетом документов:

  • заявление по образцу, предоставленному в Росреестре;
  • паспорт и ИНН заявителя;
  • правоустанавливающий документ;
  • кадастровый план;
  • документы продавца (личные и правоудостоверяющие);
  • чек об оплате государственной пошлины.

Этот перечень является стандартным и может быть дополнен сотрудником МФЦ или Росреестра. К примеру, если в сделке участвует ребенок, то обязательным будет разрешение от ООП, также может понадобиться согласие от супруги/супруга.

Право собственности на участок регистрируется следующим образом:

  1. Владелец консультируется с сотрудником Росреестра и уточняет, что именно необходимо предоставить для регистрации недвижимости.
  2. Далее нужно подготовить указанный работником госслужбы пакет документов.
  3. После того, как документы будут готовы, необходимо написать заявление (образец можно попросить у сотрудника госслужбы или скачать здесь) и передать все в Регистрационную палату.

Процесс регистрации зависит от того, все ли условия и требования к заполнению и подготовке документов были соблюдены. Если все бумаги в порядке, то субъекту необходимо будет просто прийти в Росреестр с паспортом и распиской о принятии документов (этот документ выдается при подаче заявления) и получить выписку из ЕГРП.

Если в заявлении или любом другом юридическом документе будут обнаружены ошибки или неточности, то заявителю будет предоставлено решение о временном приостановлении регистрации до момента, пока ошибка будет устранена.

Важно! Как правило, на выполнение требований выделяется до 30 календарных дней.

После предоставления необходимого документа, регистрация продолжается в установленном порядке. Если же заявитель никаким образом не среагирует на условие Росреестра, то в прошении зарегистрировать право собственности будет отказано.

Земельный участок входит в перечень объектов недвижимого имущества, определенный статьей 130 Гражданского кодекса РФ. Поэтому в отношении участка земли применяются все правила, предусмотренные законодательством для оформления перехода прав на недвижимость.

Статья 131 Гражданского кодекса РФ регламентирует, что вещные права на недвижимые вещи (в том числе, и на земельный участок) подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП). С 01 января 2017 года вместо ЕГРП в Российской Федерации будет действовать Единый государственный реестр недвижимого имущества (ЕГРН), который будет содержать сведения о переходе прав на землю.

Любой объект капитального строительства (здание, сооружение, имущественный комплекс) не может существовать в отрыве от земли. Одним из главных видов использования земельного участка является строительство.

Переход права на участок земли при отчуждении расположенного на нем объекта недвижимости имеет ряд особенностей, предусмотренных законодательством.

Общее правило, установленное для случаев распоряжения недвижимостью, гласит – одновременно с переходом права собственности на объект капитального строительства к покупателю переходит и право собственности на участок земли. Существует и обратное правило – не допускается отчуждение земли без одновременной продажи здания, находящегося на нем, если они принадлежат одному правообладателю. Данные положения предусмотрены статьями 273, 552 Гражданского кодекса, а также статьей 35 Земельного кодекса РФ.

На практике, при совершении сделки по отчуждению здания, в договоре предусматривается условие об одновременной продаже (мене, дарении) земельного участка. Если отчуждению подлежит участок земли, договор содержит условие о продаже здания, расположенного на нем. В общей стоимости имущества, передаваемого по возмездному договору отчуждения, отдельно указывается цена участка земли и объекта капитального строительства. Такое условие необходимо соблюдать для урегулирования потенциального спора между сторонами договора.

Оформление указанного договора отчуждения участка земли и зданий на нем требует указания всех идентификационных признаков отдельно по каждому объекту. Для земельного участка такими сведениями являются:

  1. Адрес (местоположение);
  2. Общая площадь участка;
  3. Кадастровый номер участка;
  4. Категория земель и вид разрешенного использования;
  5. Сведения из ЕГРП о регистрации права, подлежащего переходу в рамках текущей сделки.

Для объекта капитального строительства эти сведения включают:

  1. Адрес объекта;
  2. Общая площадь здания, а также, по усмотрению сторон, жилая площадь;
  3. Кадастровый (условный) номер объекта;
  4. Данные из ЕГРП о регистрации права, подлежащего переходу в рамках текущей сделки.

Обязательным условием для последующей регистрации перехода права является определение момента фактической передачи имущества новому правообладателю, который фиксируется в отдельном акте приема-передачи либо в самом договоре.

В судебной практике встречаются случаи, когда при отчуждении объекта капительного строительства в договоре отсутствует условие об одновременном переходе прав на участок земли. В этой ситуации у нового правообладателя возникает право требовать у предыдущего собственника (владельца) оформления перехода прав на землю. В случае отказа от регистрации перехода прав на участок, новый правообладатель имеет право подать исковое заявление в суд для защиты своих интересов.

Порядок государственной регистрации прав собственности на земельные участки

  • Регистрация бани
  • Раздел земельного участка
  • Земельный участок под коммерческую застройку
  • Обременение земельного участка
  • Межевание земельного участка
  • Уточнение границ участка
  • Регистрация права собственности
  • Участки многодетным семьям
  • Купля-продажа участков
  • Сервитут на земельный участок
  • Переоформление участка земли на родственника
  • Покупка земельного участка
  • Договор купли продажи земельного участка
  • Право собственности
  • Выдел земельного участка из общей долевой собственности
  • Договор аренды земельного участка
  • Формирование земельных участков
  • Безвозмездное пользование земельным участком
  • Коэффициент застройки участка
  • Категории земельных участков и виды разрешенного использования
  • Вынос границ земельного участка
  • Право постоянного бессрочного пользования земельным участком
  • Узнаем собственника земельного участка
  • Порядок согласования местоположения границ земельных участков
  • Признаки самовольной постройки
  • Особенности ипотеки земельных участков
  • Выкуп земельных участков
  • Изъятие земельного участка
  • Прекращение права собственности на земельный участок
  • Переход права на земельный участок
  • Порядок изъятия земельного участка
  • Рыночная стоимость земельного участка
  • Залог земельного участка
  • Отказ от права на земельный участок
  • Земельный участок крестьянского хозяйства

Потребуются:

  1. Документы, подверждающие постановку недвижимости на кадастровый учет или госрегистрацию (договоры, акты о приватизации жилых строений, судебные описи, свидетельства о получении наследства).
  2. Технический или межевой план с указанием кадастрового номера (КПЗ).
  3. Оригиналы заявлений о государственной регистрации.
  4. Любое удостоверение личности физического лица или представителя юрлица (паспорт и т. п.).
  5. Если в Росреестр обращается не собственник, а его представитель, необходимо подготовить документ, подтверждающий право на совершение сделок от лица владельца недвижимости.
  6. Договор об отчуждении объекта – в случае, когда в качестве сторон сделки выступают организации (общества с ограниченной ответственностью).
  7. Оригинал и ксерокопия документов об ипотеке (если требуется составление закладной).
  8. Квитанция об оплате пошлины на совершение госуслуги.

Регистрация земельного участка в Росреестре или МФЦ стоит одинаково, поскольку сумма зависит только от типа оформляемой территории и того, кто именно заключает сделку: физик или представитель юридического лица.

Так, для участков под личное пользование (дачные хозяйства, гаражи, садовые посадки, индивидуальное жилищное строительство) размер госпошлины составит 200 рублей. Причем малоимущие граждане могут зарегистрироваться бесплатно – достаточно предоставить соответствующий документ. Данная льгота прописана в Жилищном кодексе Российской Федерации.

Для сельскохозяйственных земель сумма пошлины для физических и юридических лиц составляет также 200 российских рублей.

А вот чтобы зарегистрироваться в качестве дольщика на участок для ведения сельского хозяйства, нужно будет заплатить 50 р. Сумма действительна как для индивидуальных застройщиков, так и для предпринимателей.

Все остальные участки оцениваются по различной шкале для физ- и юрлиц. Так, физики заплатят за регистрацию 1000 рублей, представители юридических лиц – 15 тысяч.

Данный документ нужен для подтверждения прав на собственность. Он требуется при заключении всех видов сделок с данным объектом недвижимости (купля-продажа, передача по наследству, долевое строительство и др.).

Даже если вы собираетесь отдать землю под залог в банке, сотрудники попросят предоставить свидетельство о регистрации.

Получить его можно, обратившись лично в органы Росреестра. В последнее время стала популярной распечатка электронного варианта, полученного на сайте госуслуг. Для этого потребуется xml-файл, который будет отправлен на проверку, и сразу после этого – на печать. Это сэкономит время и позволит не сидеть в очереди в местном отделении госорганов.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *