Как сделать план закупок по шагово в бюджетном планировании в 2019

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как сделать план закупок по шагово в бюджетном планировании в 2019». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Необходимость формирования ПЗ на каждый финансовый период предусмотрена статьей 17 44-ФЗ. Такой документ должен содержать информацию о целях приобретения товаров и услуг, описание закупаемых объектов, данные об объемах выделенного финансирования, планируемые сроки проведения процедур.

Частью 4 статьи 38 44-ФЗ обязанность по составлению и публикации плана возложена на контрактного управляющего и контрактную службу. Сформированный документ должен быть в обязательном порядке утвержден руководителем предприятия и завизирован печатью.

Ранее план составлялся при помощи функционала ЕИС. Теперь сделать это будет невозможно. Министерство финансов 23.10.2018 опубликовало письмо №21-0-04/75903, в котором говорится о необходимости составления документа посредством системы «Электронный бюджет». Если компания создала форму на 2019-2021 годы в ЕИС, до момента введения новых правил, то ей придется снова оформлять ее по новым правилам.

Сама форма документа осталась прежней. Вначале заказчикам нужно заполнить шапку. В нее вносится наименование и реквизиты организации.

План закупок по 44-ФЗ на 2019 год + пошаговая инструкция

Сроки составления и публикации ПЗ прописаны в статье 17 44-ФЗ. Государственные и муниципальные заказчики формируют и утверждают документ в течение 10 дней с момента доведения до них объема прав в денежном эквиваленте на принятие и исполнение обязательств в соответствии с нормами Бюджетного Кодекса России. Для унитарных предприятий срок отсчитывается с момента утверждения плана финансово-хозяйственной деятельностии.

Все организации обязаны опубликовать документ в открытом доступе в течение трех рабочих дней с момента его утверждения. Исключения составляют сведения, признанные государственной тайной.

Опираясь на нормы статьи 191 Гражданского Кодекса России, можно сделать вывод, что срок формирования плана начинает отсчитываться со дня, следующего за датой доведения до организации бюджетных лимитов. День размещения самого отчета также не входит в отведенные 10 суток.

Все государственные заказчики обязаны проводить планирование при помощи системы «Электронный бюджет». Чтобы к ней подключиться, необходимо иметь квалифицированные электронные цифровые подписи для каждого сотрудника, который будет работать с программой. После этого собирается минимальный пакет документов и направляется заявка на подключение. Спустя некоторое время компании предоставляется доступ к личному кабинету в системе.

Формирование документа проводится по следующему алгоритму:

1. Перейти в меню «Управление закупками». Во вкладке «Формуляры» выбрать пункт «Планирование». В открывшемся списке кликнуть «План закупок». Выбрать позиции, исходя из видов расходов.

В документ по планированию закупочной деятельности государственных и муниципальных заказчиков, бюджетных организаций могут быть внесены изменения в следующих случаях:

  • изменились цели проведения закупок (ст. 13 закупочного закона) или требования к объекту закупки (ст. 19 закупочного закона);
  • изменение региональных или местных бюджетных нормативных актов, которыми предусмотрено финансирование на текущий год и плановый период;
  • реализация нормативных актов различных уровней – от федерального законодательства до местных правовых актов, которые не меняют объем бюджетного финансирования;
  • изменения, принятые в ходе общественного обсуждения закупки;
  • использование экономии при проведении закупочной деятельности;
  • контролирующим органом выдано предписание в рамках ст. 99 закупочного закона, в том числе и об отмене закупки;
  • в других случаях, предусмотренных на региональном или местном уровне.

Необходимость формирования ПЗ на каждый финансовый период предусмотрена статьей 17 44-ФЗ. Такой документ должен содержать информацию о целях приобретения товаров и услуг, описание закупаемых объектов, данные об объемах выделенного финансирования, планируемые сроки проведения процедур.

Частью 4 статьи 38 44-ФЗ обязанность по составлению и публикации плана возложена на контрактного управляющего и контрактную службу. Сформированный документ должен быть в обязательном порядке утвержден руководителем предприятия и завизирован печатью.

Ранее план составлялся при помощи функционала ЕИС. Теперь сделать это будет невозможно. Министерство финансов 23.10.

Сроки составления и публикации ПЗ прописаны в статье 17 44-ФЗ.

Государственные и муниципальные заказчики формируют и утверждают документ в течение 10 дней с момента доведения до них объема прав в денежном эквиваленте на принятие и исполнение обязательств в соответствии с нормами Бюджетного Кодекса России. Для унитарных предприятий срок отсчитывается с момента утверждения плана финансово-хозяйственной деятельностии.

Все организации обязаны опубликовать документ в открытом доступе в течение трех рабочих дней с момента его утверждения. Исключения составляют сведения, признанные государственной тайной.

Опираясь на нормы статьи 191 Гражданского Кодекса России, можно сделать вывод, что срок формирования плана начинает отсчитываться со дня, следующего за датой доведения до организации бюджетных лимитов. День размещения самого отчета также не входит в отведенные 10 суток.

Все государственные заказчики обязаны проводить планирование при помощи системы «Электронный бюджет».

Чтобы к ней подключиться, необходимо иметь квалифицированные электронные цифровые подписи для каждого сотрудника, который будет работать с программой.

После этого собирается минимальный пакет документов и направляется заявка на подключение. Спустя некоторое время компании предоставляется доступ к личному кабинету в системе.

Формирование документа проводится по следующему алгоритму:

Как сделать план закупок по шагово в бюджетном планировании в 2019

Порядок формирования закупочного плана определен в письме Минфина №21-03-04/35490.

Заказчиками составляется план на трехлетний период и загружается в «Электронный бюджет», а затем сервис автоматически передает его в ЕИС.

Законодательство о контрактной системе регулирует вопросы подготовки плана закупок, но не содержит ссылок на порядок его публикации в «Электронном бюджете».

При этом федеральным казначейством было подготовлено руководство для пользователей, в котором весьма подробно прописан порядок публикации закупочного плана.

При внесении изменения формируется новая версия документа, а информация о прошлых версиях продолжает быть доступной для ознакомления.

Перед составлением плана до заказчика должны быть доведены лимиты обязательств, и утвержден документ по хозяйственной деятельности. Заказчик не может разместить план-график без этого.

Но так как лимиты часто становятся известны после установленных законом сроков для размещения плана-графика, то заказчик вправе разместить план на известную ему сумму, а затем корректировать его при необходимости.

Для изменения позиции закупочного плана нужно перейти к списку планов в личном кабинете и выбрать нужную позицию для ее изменения.

Планирование закупок заказчиками заключается в разработке и опубликовании в ЕИС следующих документов:

  1. План закупки товаров, работ, услуг сроком не менее 1 года.
  2. План закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств сроком на 5-7 лет.

План закупки товаров, работ, услуг представляет собой информационную базу для всех лиц, заинтересованных в участии в закупках, проводимых заказчиком, поскольку содержит сведения о потребностях заказчика, ценах предполагаемых закупок и их сроках.

Разберем формирование плана закупок в электронном бюджете пошагово. Чтобы перейти в нужный раздел, в главном окне выберите вкладку «Меню», раздел «Управление закупками» и подраздел «Предложение на закупку (АУ/БУ)». Вы попадете в подраздел «Планы закупок АУ/БУ». Перейдите во вкладку, соответствующую бюджетному циклу, с которым будет осуществляться работа, затем во вкладку «Исполнение».
Для этого необходимо нажать на кнопку «Добавить строку» и выбрать пункт «Укрупненная закупка» во вкладке «Товары, работы, услуги». В открывшемся окне «Добавление укрупненной закупки» выберите из справочника название мероприятия госпрограммы или непрограммного направления деятельности (функции, полномочия) и планируемый год размещения.

Инструкция: как заполнить план закупок на 2020 год

Если выбирается исполнение международных обязательств или полномочий государственных органов, то ожидаемый результат не заполняется.

В течение 2019 года потенциальные заказчики обязаны подготовить планы закупок на 2020-2021-2022 годы, и на их основе составить план-график на 2020 год, в соответствии с ФЗ-44.

Таким образом, Законом о контрактной системе установлено ограничение относительно срока размещения извещения об осуществлении закупки, направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) только в случае внесения изменений в план-график закупок.

Повышайте квалификацию на курсе «Профессиональное управление государственными и муниципальными закупками, 256 ак.часов» для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий и получите 1 год профессиональной поддержки на вебинарах.

Несколько абсурдной и нецелесообразной представляется ситуация, когда порядок формирования ИКЗ диктует заказчику порядок формирования лотов. Особенно в случаях, когда, к примеру, объем финансирования закупок на какао не превышает нескольких тысяч рублей.

Заполнением формы должен заниматься только уполномоченный сотрудник, который знает, как составить план закупок на 2019 год и в какой срок нужно подать такой документ. Для удобства можно воспользоваться специальной программой, которая безошибочно формирует плановую документацию и создает различные отчеты.

Рассмотрим пошаговое заполнение плана закупок на 2020 год.

Шаг 1. В колонках под номерами 1-4 отражаются:

  • порядковый номер заказа;
  • идентификационный код, который формируется в соответствии со ст. 23 44-ФЗ и Приказом Минэкономразвития № 422 от 29.06.2015;
  • целевое назначение направления заказа: в него входят наименование конкретного закупочного мероприятия и ожидаемый результат (ст. 13 44-ФЗ).

Законодательно, в соответствии со статьями 13, 19 44-ФЗ и положениями ПП РФ № 552 от 05.06.2015, внесение корректив и дополнений в текущий документ планирования возможно. В связи с тем, что он составляется на трехлетний срок, заказчик не в силах предугадать наступление следующих случаев, допускающих изменения:

  • образование экономии денежных средств;
  • перемены в стоимостных, количественных и прочих условиях контракта;
  • выпуск регулирующего постановления, распоряжения контролирующего органа;
  • отказ от закупочной процедуры;
  • форс-мажорные ситуации.

План-график закупок

Сертификат СТ-1

Запрос на разъяснение документации

  1. Основные требования, нормативно-правовые акты, регламентирующие планирование
  2. Алгоритм формирования и утверждения плана закупок на 2019-2021 года
  3. Особенности заполнения формы обоснования закупок
  4. Особенности заполнения формы плана-графика и обоснования
  5. Особенности применения каталога ТРУ. Ответственность
  6. Изменения в планировании
  7. Вопросы

Форма обоснования закупок утверждена постановление правительства РФ от 5 июня 2015 г. № 555 «Об установлении порядка обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и форм такого обоснования».

Заполнение формы обоснования

Обоснование в отношении объекта закупки представляет собой табличную форму, в которую по каждой закупке вносятся следующие данные:

Идентификационный код. Колонка 2 (Порядок формирования ИКЗ установлен Приказом МЭР № 422 от 29 июня 2015г.).

Наименование объекта закупки. Колонка 3 Оно практически соответствует тому, что в существующих планах-графиках называется «наименование предмета контракта» – например, Персональный компьютер.

Наименование государственной программы, программы субъекта РФ, муниципальной программы. Колонка 4. (в том числе целевой или ведомственной целевой программы, иного документа стратегического и программно-целевого планирования), если закупка планируется в рамках указанной программы.

В настоящий момент в соответствии с бюджетным законодательством, которое предусматривает самое широкое применение программно-целевого метода управления и бюджетирования, деятельность государственных и муниципальных учреждений, как правило, осуществляется в рамках государственных и муниципальных программ. В рамках этих программ формируются и бюджетные расходы на деятельность учреждений (ч. 4 ст. 21, ст. 179 БК РФ).

Например, в Московской области деятельность областных госучреждений среднего профессионального образования осуществляется в рамках региональной Государственной программы Московской области «Образование Подмосковья» на 2014 – 2018 годы (подпрограмма «Профессиональное образование»).

Наименование мероприятия государственной программы, программы субъекта РФ, муниципальной программы. Колонка 5. (в том числе целевой или ведомственной целевой программы, иного документа стратегического и программно-целевого планирования), наименование функции, полномочия государственного органа, органа управления государственным внебюджетным фондом, муниципального органа и (или) наименование международного договора РФ.

В качестве целей закупок федеральное законодательство предусматривает не только реализацию государственных или муниципальных программ, но также выполнение международных обязательств РФ, функций и полномочий государственных органов РФ, органов управления государственными и территориальными внебюджетными фондами РФ, государственных органов субъектов РФ, муниципальных органов, за исключением выполняемых в рамках государственных и муниципальных программ.

Пример

Улучшение материально-технической базы государственных учреждений профессионального образования (если закупка планировалась бы за счет бюджетных средств, передаваемых учреждению в виде субсидии на цели, не связанные с выполнением госзадания), либо «осуществление образовательной деятельности по договорам об оказании платных образовательных услуг в образовательных организациях профессионального образования» (если закупка за счет внебюджетных средств учреждения, получаемых им за оказание платных образовательных услуг).

Если закупка проводится согласно Закона №233-ФЗ, то обоснование не требуется.

Обоснование соответствия объекта и (или) объектов закупки мероприятию государственной (муниципальной) программы, функциям, полномочиям и (или) международному договору РФ. Колонка 6. В данном пункте необходимо указать, каким образом осуществление закупки соответствует указанному выше мероприятию государственной или муниципальной программы.

Полное наименование, дата принятия и номер утвержденных НПА, устанавливающих требования к нормированию или указание на отсутствие такого акта для соответствующего объекта закупки. Колонка 7. Например, если планируется закупка автомобиля для руководителя или заместителя руководителя федерального государственного органа с персональным закреплением, то стоить такой автомобиль может не дороже 2,5 млн руб., если для руководителя (заместителя руководителя) структурного подразделения этого органа – не дороже 1,5 млн руб.

Если планируется закупка ТРУ, по которым будет установлено такое нормирование, в колонке необходимо указать реквизиты соответствующего нормативного правового акта или написать, что акт не утвержден.

Внимание: Прежде чем заполнить обоснование, изучите Постановления по нормированию действующие в Вашем регионе.

Пример обоснования СГОЗ у ЕП по п.4,5 в соответствии с Правилами обоснования закупок (Постановление Правительства РФ от 05.06. 2015 №555)

Идентификационный код закупки Наименование объекта и (или) объектов закупки Наименование государственной программы или программы субъекта Российской Федерации, муниципальной программы (в том числе целевой программы,
2 3 4

18

…… 0017

000

0000

000

Закупки товаров, работ, услуг на сумму, не превышающую 100 (400) тыс. рублей (в соответствии с п. 4 (п.5) ч. 1 ст.93 Федерального закона) Муниципальная программа «Развитие образования » на 2016-2020 годы.

Форма обоснования закупок достаточно простая, однако при ее заполнении возникают сложности. Основная проблема заключается в постановлении правительства № 73 от 25.01.2017, нововведение с 01.01.2018г.

Изменения внесены в требования к планам-графикам (постановление правительства № 553, постановление правительства № 554)

Новая редакция пункта 13: «План-график закупок содержит приложения, содержащие обоснования в отношении каждого объекта закупки, подготовленные в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 7 статьи 18 Федерального закона, в том числе: обоснование НМЦК, заключаемого с единственным поставщиком, определяемых в соответствии со статьей 22 Федерального закона, с указанием включенных в объект закупки количества и единиц измерения товаров, работ, услуг (при наличии)».

Вопрос: Как разместить в ЕИС обоснование НМЦК в ПГ, с учетом новых правил, если есть ограничения по количеству знаков, а в спецификации несколько позиций и по каждой нужно указать ед. измерения и количество?

Это требуется не во всех, но в многих регионах России.

Пример

Наименование объекта закупки Начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) Наименование метода определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)

Обоснование невозможности применения для определения и обоснования НМЦК, ЦКЕП методов, указанных в части 1 статьи 22 Федерального закона “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”

(далее – Федеральный закон), а также обоснование метода определения и обоснования НМЦК, ЦКЕП, не предусмотренного ч.1 ст.22 Федерального закона

3 4 5 6
Бакалея 110 000,00 руб. метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка). Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), является приоритетным для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта на идентичные товары, согласно ч.2 ст.22 Закона № 44-ФЗ.
Обоснование начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в порядке, установленном статьей 22 Федерального закона Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) Обоснование выбранного способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя)
7 8 9
Начальная (максимальная) цена контракта определена в соответствии с требованиями статьи 22 Закона № 44-ФЗ от и с учётом Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, утверждённых Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567.Расчет произведен в приложении № 1 Запрос котировок (ч.2 ст.72 Закона № 44-ФЗ) НМЦК не превышает установленный предел в 500 тыс.руб. и у заказчика имеется лимит ( не более 10% от СГОЗ) на проведение запроса котировок.

Пример расчета с указанием по каждой позиции спецификации

Необходимо сформировать и прикрепить расчет в приложении к обоснованию НМЦК.

Обоснование расчета начальной (максимальной) цены контракта на поставку продуктов питания

Наименование товара

(работ, услуг)

Ед. изм. Кол –во

цена за 1 единицу руб.

В силу ч.6 ст.2 Закона от 01.05.2019 N 71-ФЗ планирование закупок на 2019 год осуществляется по правилам, действовавшим до дня вступления новой редакции Закона № 44-ФЗ. Обоснование закупок в текущих плане закупок и плане-графике проводится по нормам постановления от 05.06.2015 № 555. Данное постановление не отменили, оно применяется заказчиками до конца 2019 года. Обоснование закупок у единственного поставщика и конкурентных закупок в текущем плане-графике проводят по правилам, которые заказчики применяли ранее.

Обосновывать НМЦК по контрактам по ч.4 ст.93 Закона № 44-ФЗ нужно при включении их в план – график закупок.

Формирование и направление планов закупок

ВАЖНО! 01.10.2019 вступил в силу федеральный закон № 71-ФЗ от 01.05.2019. В этом законе указано, что план закупок составлять не нужно. Часть информации из плана закупок перенесли в план финансово- хозяйственной деятельности, а часть в план-график нового образца.

Подробнее о том как заполнять план-график закупок на 2020 года в статье «Заполняем план-график: пошаговая инструкция».

Ввиду того, что заказчик планирует закупочную деятельность сразу на трехлетний срок, предусмотрена возможность внести изменения. Случаи, при которых разрешено это сделать, изложены в ст. 13 и 19 44-ФЗ и ПП РФ № 552 от 05.06.2015.

Подробную информацию и инструкцию мы приводили в статье о том, как внести изменения в документы планирования.

Пошаговая инструкция заполнения плана-графика закупок на 2021 год по 44-ФЗ для заказчиков:

Шаг 1. Заполняем раздел 1. В нем укажите:

  • полное наименование;
  • идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
  • код причины постановки на учет в налоговом органе (КПП);
  • организационно-правовая форма с указанием кода ОКОПФ;
  • форма собственности с указанием кода ОКФС;
  • место нахождения с указанием кода ОКТМО, телефон и адрес электронной почты.
  • Все изменения в законодательстве из-за коронавируса
  • Антикризисные меры: как сохранить бизнес в период COVID-19
  • Запреты и ограничения из-за эпидемии
  • Все изменения по проверкам организаций
  • Как организовать удаленную и офисную работу во время коронавируса
  • Переносы сроков по налогам и сборам
  • Как снизить страховые взносы до 15%
  • Налоговые каникулы и другие меры поддержки организаций
  • Получите доступ на 2 дня ко всем материалам К+

Планирование закупок после 01.10.2019

Формируйте план-график закупок, когда составляется проект бюджета на будущий год или планируется финансово-хозяйственная деятельность (ФХД). После того, как получите лимит бюджетных обязательств или утвердите план ФХД, успейте утвердить план-график в следующие 10 рабочих дней.

Опубликовать план-график в ЕИС нужно сразу после того, как документ проверит Федеральное Казначейство. Обычно проверка занимает 1-3 рабочих дня.

Если не успеете утвердить или разместить план-график в установленные сроки, то вас могут привлечь к административной ответственности и назначить штраф до 30 тыс. рублей (ч.4 ст.7.29.3 КоАП).

Заказчики начнут вносить в план-график меньше сведений. В новой форме плана-графика информация о закупке займут всего 14 столбцов, вместо прежних 33 столбцов.

В первом разделе плана графика указывают информацию о заказчике: наименование, организационно-правовую форму, место нахождения, телефон и электронную почту, а также ИНН коды КПП, ОКПО и другие. Эта информация автоматически формируется в ЕИС или системе, в которой работает заказчик.

Во второй раздел вносят сведения о закупке:

  • идентификационный код закупки (ИКЗ);
  • объект торгов, его ОКДП2;
  • год публикации тендера в ЕИС или подписания договора с единственным поставщиком;
  • бюджет на три года;
  • данные об обязательном общественном обсуждении;
  • организатор централизованной закупки;
  • организатор совместного тендера.

Не нужно указывать такие детали закупки, как НМЦК, размер аванса, вид закупки, количество товаров и объем работ, обеспечение, преимущества для СМП и СОНКО или национальный режим.

Окончательно требования к заполнению плана-графика Правительство РФ должно утвердить осенью 2019 года.

С правилами заполнения плана закупок на 2019 год можно ознакомиться в законе №44-ФЗ, а общий порядок ведения такой отчетности отражен в ПП РФ №552. Чтобы документ был принят к рассмотрению, заказчик должен в нем указать следующую информацию:

  • свой идентификационный код;
  • название объекта;
  • целевое предназначение заказа;
  • объем финансирования, выделенный на проведение закупок;
  • периодичность, с которой будет проводиться процедура;
  • количественные характеристики (в каких единицах измеряются товары (работа, услуги);
  • полное описание закупочных объектов;
  • было ли проведено общественное обсуждение (в случае необходимости);
  • дополнительные пояснения и комментарии;
  • дата согласования документа.

В плане должны быть отражены все предполагаемые закупки, независимо от того, какой способ проведения тендера выбрал заказчик.

Скачать форму плана закупок 44-ФЗ

У ответственного сотрудника предприятия есть не более 10-ти рабочих дней с момента доведения лимитов бюджетных обязательств и утверждения плана ФХД, чтобы заполнить документ, строго придерживаясь норм профильного законодательства. После этого план закупок подлежит тщательной проверке, анализу и утверждению, а подписанный документ в трехдневный срок размещается в ЕИС.

Заполнением формы должен заниматься только уполномоченный сотрудник, который знает, как составить план закупок на 2019 год и в какой срок нужно подать такой документ. Для удобства можно воспользоваться специальной программой, которая безошибочно формирует плановую документацию и создает различные отчеты.

В колонках 1-4 отражается информация следующего характера:

  • номер закупки;
  • ее идентификационный номер (он формируется по правилам бюджетного законодательства);
  • цель осуществления, где указывается название закупочного мероприятия и предполагаемый результат.

Колонки 5-6 документа должны содержать сведения о наименовании объекта. В этой части документа также указывается год, в течение которого планируется публикация извещения о выборе будущего поставщика (исполнителя, подрядчика). При этом в 6 колонке также отражаются данные о дате заключения контракта на выполнение работы (приобретение товаров).

В колонке 13 указывается дополнительная информация о специализированных заказах, что предусмотрено законом № 44-ФЗ. Это должны быть однозначные ответы в форме «да» или «нет».

Колонка 14 предназначена для особых случаев, когда для проведения закупок необходимы общественные обсуждения.

Последняя 15 колонка формы предназначена для случаев, когда в изначально сформированный документ вносились правки и изменения. Здесь указывается обоснование для их внесения.

Чтобы правильно составить такой документ, можно руководствоваться примером заполнения плана закупок на 2019 год.

В связи с тем, что документ составляется на три года, у учреждения может возникнуть необходимость внести в уже утвержденную форму дополнения или уточнения, а также изменить ранее указанную информацию. В соответствии с положениями ПП РФ №552 и законом №44-ФЗ, это можно сделать в таких случаях:

  • удалось добиться экономии выделенного финансирования;
  • были изменены отдельные параметры условий контракта (например, снизилась стоимость продукции, был увеличен объем закупки и т. д.);
  • было принято и утверждено регулятивное распоряжение или постановление контролирующего органа, которое повлияло на потребности учреждения или ход торгов;
  • было принято решение отказаться от проведения закупки;
  • произошла серьезная форс-мажорная ситуация.

В связи с тем, что планирование государственных тендеров – это достаточно сложная и трудоемкая процедура, заказчики часто допускают ошибки при формировании плана закупок. Как правило, речь идет о следующих ситуациях:

  • по какой-то причине указывается некорректная НМЦК. Впоследствии это приводит к тому, что торги не состоятся или их бюджет будет существенно увеличен. Такая недостоверная информация искажает все другие пункты формы;
  • беспричинно не соблюдаются приведенные в документе даты проведения тендеров;
  • массовые торги стартуют в конце года, так как учреждения хотят реализовать выделенный на этот период бюджет. Это происходит из-за того, что они не были проведены в установленный срок, и государственное финансирование осталось неосвоенным;
  • заказчики не учитывают в составленном плане закупки объемом до 100 тыс. руб. Но это серьезное нарушение, которое может привести к серьезным последствиям. В документе должны быть обозначены все формы торгов, которые будут проводиться в отчетный период. Только закупки на 100-400 тыс. руб. должны быть внесены отдельными строками.

Инструкция по заполнению плана-графика на 2021 год

Между прочим, актуальность и сложность вопроса планирования планов закупки, составления проектов видна уже из того обилия специализированных изданий, что выпускаются в последнее время, раскрывая различные тонкие аспекты, нюансы вопроса. Многое обусловлено сложной экономической ситуацией в державе, на основании чего требования закона ужесточаются, равно как и контроль за их соблюдением. Есть и положительная сторона: удается эффективно предупредить злоупотребления, коррупционную составляющую, неэффективную растрату бюджетных накоплений.

Планирование, осуществление закупок могут оказаться зоной ответственности, которой предприятие пренебрегает. В такой ситуации качество оказания услуги, произведенного в результате рабочей деятельности учреждения продукта будет достаточно низким, а сроки – затянутыми. Если не удалось проработать правильно цену контракта, спланировать приобретение, есть вероятность неэффективного расходования средств, что может расцениваться как правонарушение с вытекающими последствиями.

Планирование муниципальных закупок позволяет предупредить непредвиденную отмену операции. Инициатором блока сделки могут выступить контролирующая инстанция, подрядчик или само учреждение, внезапно обнаружившее ошибку и по причине этого вынужденное в срочном порядке прекратить сотрудничество по договоренности. Это приводит к временным потерям, финансовым. Заказчик, неправильно оформивший закупочный процесс, может столкнуться со штрафными санкциями. В частности, из действующих законов следует, что должностное лицо, безответственно, некорректно подобравшее метод закупки, вынуждено отвечать: наказание достигает 50 000 рублей.

На современных предприятиях планирование закупок осуществляется посредством систематизированного подхода к вопросу с использованием эффективных электронных, вычислительных средств, программных комплексов. Это позволяет минимизировать вероятность человеческой ошибки. Последовательность операций представляет собой формирование плана, его согласование с вышестоящими инстанциями, исполнение задуманного. Уже на этапе подготовки необходимо обосновать все запланированные операции, проверить соответствие поставленным перед учреждением целям, а также нормировать закупку. Последнее предполагает контроль качества приобретаемого продукта, заказываемой услуги относительно действующих требований, ожидаемых потребительских качеств. На этапе плана анализируют необходимое количество продукта и предельную цену, по которой его можно приобретать.

Планирование государственных и муниципальных закупок предполагает формирование плана-графика, закупочного плана. Второй тип документации введен с 2016-го. Первый практиковался и раньше, форма его остается неизменной уже несколько лет. График формируется на год. Закупочный план составляется на средний срок и включает в себя все наименования продукции, необходимой учреждению и закупаемой у поставщика. В норме такой документ охватывает трехлетний временной промежуток, так как именно на этот период формируется бюджет.

Чтобы планирование закупок (электронный бюджет, ведомый посредством современных программных продуктов, оказывает существенную помощь специалистам) было максимально эффективным, организовывать вести мероприятия, учитывая требования логистики. При составлении плана нужно ориентироваться в потребностях предприятия, издержках, связанных с рабочими процессами, складских пространствах, доступных для использования. Играют роль и количество материала, необходимое для производственного процесса, сроки, в которых оно должно быть поставлено. Чтобы добиться успеха, нужно учитывать ресурсы поставщиков, возможности организовать собственное производство некоторых расходных материалов, применимых для изготовления конечного продукта, оказания услуги.

Формирование с учетом всего указанного плана закупок в бюджетном планировании применительно к государственным, частным компаниям позволяет наладить рабочий процесс без простоев и финансовых потерь, обусловленных излишками приобретения, порчей расходного сырья. Чтобы выявить, как много материалов нужно (а именно этот показатель является базовым для вычисления большинства прочих), необходимо освоить несколько типовых методов вычислений. Для применения их к конкретной компании предварительно нужно собрать максимально полную информационную базу о применении сходного сырья в промышленности ранее.

В нем надо отражать все закупочные потребности автономного учреждения, поскольку договоры с исполнителями должны заключаться только по результатам закупок, осуществляемых в соответствии с планом (ч. 5.1 ст. 3 Федерального закона № 223-ФЗ). Но из этого правила есть несколько исключений: заказчик все же может подписывать договоры по результатам закупки, не включенной в план, при возникновении потребности в ней:

  • при аварии;

  • при иных чрезвычайных ситуациях природного или техногенного характера;

  • вследствие непреодолимой силы;

  • при необходимости срочного медицинского вмешательства;

  • для предотвращения угрозы возникновения указанных ситуаций.

Помимо закупок срочного характера, в плане не отражаются закупки, поименованные в ч. 15, 16 ст. 4 Федерального закона № 223-ФЗ, – сведения, которые составляют государственную тайну или в отношении которых Правительство РФ приняло решение о неразмещении в ЕИС. Кроме того, в силу п. 4 Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.09.2012 № 932, заказчики вправе не вносить в план закупки стоимостью менее 100 тыс. руб. (при годовой выручке свыше 5 млрд руб. – менее 500 тыс. руб.).

Остальные приобретения надо отразить в ежегодном плане – либо при его первоначальном формировании, либо при внесении изменений. В частности, это касается иных закупок, информация о которых может не публиковаться в ЕИС на основании ч. 5, 15 ст. 4 Федерального закона № 223-ФЗ.

Один из таких случаев – закупка у единственного поставщика стоимостью более 100 (500) тыс. руб. Согласно ч. 5 ст. 4 Федерального закона № 223-ФЗ заказчик может не публиковать в ЕИС информацию о данной закупке (извещение, закупочную документацию, проект договора и пр.). Однако вносить закупки у единственного поставщика в ежегодный план все же надо – никаких исключений для этого случая Правила № 932 не предусматривают.

То же самое относится к двум другим видам закупок, перечисленным в п. 2, 3 ч. 15 ст. 4 Федерального закона № 223-ФЗ:

  • закупка услуг по привлечению во вклады (включая размещение депозитов) денежных средств организаций, получению кредитов и займов, выдаче банковских гарантий и поручительств, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме, открытию и ведению счетов;

  • закупка, связанная с заключением и исполнением договора купли-продажи, аренды (субаренды), иного договора, предусматривающего переход прав владения и (или) пользования в отношении недвижимого имущества.

Заказчики тоже вправе не размещать в ЕИС сведения об этих приобретениях, но в п. 4 Правил № 932 они не указаны. Следовательно, отражать их в плане закупки нужно, а вот формировать и раскрывать иную информацию (извещения, документацию и т. д.) не обязательно.

Форма плана утверждена приложением к Требованиям № 932 и предусматривает помесячную или поквартальную разбивку закупок. Процедура и сроки утверждения ежегодного плана должны быть прописаны в положении о закупке.

К обязанностям заказчиков относятся утверждение и опубликование в ЕИС не только ежегодного, но и «инновационного» плана (письма Минэкономразвития РФ от 23.03.2016 № ОГ-Д28-3721, от 22.06.2015 № Д28и-1718, от 22.05.2015 № ОГ-Д28-7458). Если у автономного учреждения нет закупок, которые включались бы в «инновационный» план или их стоимость меньше 100 (500) тыс. руб., допускается разместить пустой план – это преду­смотрено функционалом ЕИС (Письмо Минэкономразвития РФ от 01.08.2016 № Д28и-2046).

А вот если у заказчика нет потребности в инновационной, высокотехнологичной продукции, но он собирается закупать лекарственные средства, пустым «инновационным» планом ограничиться нельзя. В нем потребуется отразить информацию о закупке лекарств (Письмо Минэкономразвития РФ от 29.01.2015 № Д28и-207).

Критерии отнесения товаров, работ, услуг к инновационной, высокотехнологичной продукции определены федеральными министерствами в своих сферах регулирования (ч. 4 ст. 4 Федерального закона № 223-ФЗ), но до 01.12.2019 эти критерии должны быть доработаны. Правительство РФ, приняв Постановление от 15.06.2019 № 773, установило единые требования к названным критериям – в соответствие им и должны быть приведены нормативные акты федеральных органов власти.

Теперь критерии должны учитывать не только новизну продукции и использование при ее изготовлении передовых технологий (техники), но и экономическую эффективность применения продукции. Эффективность может выражаться в следующем:

  • прогнозируемая совокупная стоимость владения инновационной, высокотехнологичной продукцией в заданном периоде ее эксплуатации ниже совокупной стоимости владения товаром, ранее применявшимся заказчиком, либо соответствует уровню, приемлемому для заказчика, если аналогичный товар ранее им не применялся;

  • применение продукции снижает затраты на достижение целевого эффекта, требуемого заказчику.

Автономным учреждениям надо использовать новые критерии при отнесении товаров, работ, услуг к инновационной, высокотехнологичной продукции и формировании «инновационного» плана. А потому важно уже сейчас учесть требования Правительства РФ и отследить изменения в соответствующих нормативных актах федеральных министерств.

Крупные автономные учреждения, заключившие по результатам закупок за 2019 год договоры на сумму более 250 млн руб., в 2020 году должны проводить целевые закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства (правила работы прописаны в Положении № 1352). Объемы таких закупок нужно предусмотреть при планировании закупочной деятельности на следующий год.

Обратите внимание: с 01.01.2020 объемы закупок у предпринимателей увеличатся. Правительство РФ Постановлением от 01.08.2019 № 1001 внесло изменения в Положение № 1352. Это надо учесть при составлении плана закупки на 2020 год.

Согласно п. 5(1) Положения № 1352 годовой объем планируемых закупок, участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства, должен теперь составить не менее 18 % (вместо 15 %) совокупного годового стоимостного объема планируемых закупок. По итогам года стоимостный объем договоров, заключенных по результатам закупок исключительно у предпринимателей, тоже должен достигнуть 18 %, а объем договоров, заключенных по результатам всех закупок у предпринимателей, – 20 % (вместо 18 %) (п. 5 Положения № 1352). Невыполнение данной обязанности квалифицируется как нарушение. Автономному учреждению придется с 1 февраля и до конца года, следующего за прошедшим (когда было допущено нарушение), руководствоваться Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ в части определения поставщика. Точные границы применения законодательства о контрактной системе установлены в ч. 8.1 ст. 3 Федерального закона № 223-ФЗ.

Но закупки, осуществляемые только среди малых и средних предпринимателей, нельзя проводить, не имея специального перечня товаров, работ, услуг (п. 8 Положения № 1352). Заказчику нужно утвердить этот документ, а потом опубликовать в ЕИС и на своем сайте (п. 10 Положения № 1352).

Перечень, являющийся основанием для целевых закупок, необходим как при планировании, так и при совершении закупочных процедур. Минэкономразвития в Письме от 16.03.2017 № Д28и-1362 указывало, что заказчик не вправе приобретать у предпринимателей продукцию, не включенную в перечень. А вот привлекать к участию в закупке такой продукции любых лиц (в том числе малых и средних предпринимателей) можно.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© Моё Право, 2024 | Все права защищены