Как отразит в учете вынужденный простой автотранспорта

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как отразит в учете вынужденный простой автотранспорта». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Нормы законодательного регулирования в части задержек автотранспорта установлены в нескольких законодательных актах. В частности, статья 794 ГК РФ устанавливает право перевозчика привлечь грузоотправителя к ответственности.

Причинами взысканий могут стать задержки грузов, неиспользование поданного транспорта по иным причинам. Нормативы и порядок взыскания определяются в индивидуальном порядке, в соответствии с уставами и кодексами компаний, и по соглашению сторон, в соответствии с договорами и контрактами.

Помимо ГК РФ, вопрос урегулирован и в Федеральном законе № 259-ФЗ от 08.11.2007. П. 4 ст. 35 закона устанавливает юридическую ответственность как грузоотправителя, так и грузополучателя.

Простой транспортного средства можно охарактеризовать следующими признаками:

  1. Задержка транспорта может быть только в период загрузки или разгрузки товаров, продукции и иных категорий грузов. Ответственность определяется условиями договора между сторонами. На общих основаниях за погрузку отвечает грузоотправитель, а за разгрузку — грузополучатель. Но если за погрузку и разгрузку отвечает перевозчик, то претензии должны быть выставлены в его адрес.
  2. Простой транспорта по факту — это задержка, то есть неисполнение или просрочка исполнения исполнителем сроков поставки и иных договоренностей, закрепленных контрактом или соглашением. Следует понимать, что время необходимой стоянки, заправки, технического обслуживания не может быть включено в период задержки; нормативный простой транспортного средства под погрузкой также не учитывается.
  3. За фактическое время задержки предусмотрены штрафные санкции. Размер штрафа определяется договором и исчисляется за каждый час задержки. Если в договоре между сторонами отсутствуют условия об оплате простоя, то исчисление производится по нормативам, закрепленным в законе № 259-ФЗ.

Регламентированные нормы неустоек закреплены в п. 4 ст. 35 закона № 259-ФЗ. За простой при городском и пригородном сообщении штраф взимается в размере 5% от провозной платы. При междугородном сообщении — 1% от среднесуточной провозной платы, если иное не предусмотрено условиями контракта.

Если срок поставки в договоре не обозначен, то задержку рассчитывают по ст. 63 Правил перевозки грузов. В соответствии с ними, каждые 300 километров приравниваются к одним суткам простоя.

Прежде чем говорить о сумме штрафа, необходимо обозначить ответственных лиц. Это намного проще, если условия закреплены в договоре. Но не всегда стороны оговаривают нормативы ответственности за задержку транспортных средств.

Что с кого удерживать: кому, какие штрафы положены?

Основание

Сторона, ответственная за нарушение

Ссылка на НПА

Груз не предъявлен для перевозки

Ответственность налагается на грузоотправителя

П. 4, 5 ст. 10 и п. 1 ст. 35 закона № 259-ФЗ

Отсутствие отметок, указаний и мер предосторожности к перевозке груза в транспортной накладной

Штрафные санкции предусмотрены для грузоотправителя

П. 3 ст. 35 закона № 259-ФЗ

Простой автомобиля под погрузкой, выгрузкой

За загрузку товаров, продукции, грузов отвечает грузоотправитель

П. 4 и 5 ст. 35 закона № 259-ФЗ

За разгрузку несет ответственность грузополучатель

Нельзя взыскать неустойку, если задержка спровоцирована из-за обстоятельств, не зависящих от сторон. Например, возникли обстоятельства непреодолимой силы: были введены ограничения или запрет движения транспортных средств.

ООО «Перевозка» обязуется поставить товары из пункта А в пункт Б за 4 календарных дня в адрес ООО «Весна». Поставка отнесена к категории междугороднего сообщения. Стоимость доставки — 100 000 рублей. Задержка составила 60 часов.

Порядок, как рассчитывается неустойка за простой автотранспорта, можно сформулировать в виде трех шагов:

  1. Высчитываем сумму среднесуточной провозной платы. Для этого общую стоимость доставки делим на срок поставки: 100 000 руб. / 4 дня = 25 000 рублей в сутки.
  2. Исчисляем размер неустойки. Для этого сумму среднесуточной провозной стоимости умножаем на норму простоя и количество часов задержки. Норму простоя определяем в зависимости от категории транспортного сообщения (городской и пригородный — 5%, междугородний — 1%).

Неустойка за простой транспорта по вине заказчика: 25 000 × 1% × 60 часов = 15 000 рублей. ВАЖНО! Как быть с НДС? Начислите налог на добавленную стоимость на сумму неустойки. Представители Минфина однозначно заявили, что НДС должен быть начислен с суммы штрафов, так как эта оплата связана с предоставлением облагаемых услуг. Позиция чиновников закреплена в Письме Минфина России от 01.04.2014 № 03-08-05/14440.

Отметим, что суды занимают иную позицию и считают, что НДС с неустойки начислять не нужно (Постановления Арбитражного суда Поволжского округа от 01.12.2014 № Ф06-17838/2013, ФАС Московского округа от 25.04.2012 № А40-71490/11-107-305). Но ФНС не принимает доводы к учету, и придется оспаривать свою позицию через суд.

Итак, третьим пунктом алгоритма будет начисление НДС:

15 000 × 20% = 3000 рублей.

Вывод:

ООО «Весна» вправе истребовать неустойку в ООО «Перевозка» в сумме 18 000 рублей за 60 часов задержки.

Фактическая задержка транспорта при перевозках отражается в транспортных накладных, путевых листах и иной сопроводительной документации. Следовательно, дополнительной документации не требуется. Период задержки будет отражен в первичке. И этой информации достаточно для расчета и выставления штрафа.

По условиям договора между сторонами перевозки может быть оформлен специальный акт о простое. Унифицированной формы документа не предусмотрено. Но компании могут определить форму в качестве приложения к договору. В таком случае следует оформлять только утвержденный бланк. В остальных случаях допускается оформить акт в произвольной форме.

Специальных требований к формуляру нет. В акте раскройте следующую информацию:

  1. Сведения о перевозчике, грузоотправителе и грузополучателе. А также обозначьте реквизиты иных участников сделки, в соответствии с условиями договора (при наличии).
  2. Ф.И.О. и должность лица, составившего акт.
  3. Реквизиты договора, на основании которого осуществлялась поставка.
  4. Пункт отправления и пункт назначения.
  5. Наименование товара, продукции, груза, отправленного по договору. Обозначьте объем, вес, иные характеристики.
  6. Стоимость услуг доставки для расчета суммы неустойки.
  7. Сведения о транспортном средстве, которое было подано для загрузки, выгрузки.
  8. Пункт, в котором произошла задержка транспортного средства.
  9. Причины простоя.
  10. Конкретное время задержки.

Акт должен быть подписан обеими сторонами. То есть документ подписывает представитель грузоотправителя и грузополучателя.

Штраф за простой автотранспорта

С основанием и расчетом неустойки разобрались. Теперь определим, как выставить счет за простой автотранспорта. Используйте унифицированные формы счета либо иные формуляры, утвержденные в учетной политике компании. Обязательно отразите в документе:

  1. Платежные реквизиты компании получателя. Проверьте, чтобы в документе не было ошибок. Иначе деньги не поступят на расчетный счет.
  2. Сведения о поставщике и покупателе. Распишите реквизиты сторон, в соответствии с договором поставки, доставки.
  3. Основание — пропишите реквизиты договора. Также укажите акт о простое.
  4. Наименование взимаемого платежа. Например, простой автомобиля по вине заказчика.
  5. Впишите сумму штрафа, в соответствии с расчетом. Выделите НДС.

Счет должен подписать руководитель и главбух. Подробная инструкция — в отдельной статье: «Как без ошибок составить счет на оплату».

Отразите в бухгалтерском учете следующие проводки по начислению неустойки за простой транспорта:

Операция

Дебет

Кредит

Признана претензия на неустойку за задержку транспортного средства от контрагента

91-2 «Прочие расходы»

76-2 «Расчеты по претензиям»

Отражена оплата неустойки

76-2

50 — наличными деньгами

51 — безналичным перечислением


Скачать образец счета за простой транспортного средства

Скачать образец акта

В свое время Минфин не раз давал достаточно противоречивые разъяснения по поводу причин простоя в работе. Так, в Письме от 26.07.2002 N 04-02-06/1/106 он указал, что в составе расходов, уменьшающих полученные организацией доходы, могут учитываться расходы, связанные с оплатой времени простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника. Несвоевременное обеспечение производства сырьем, в том числе и в связи с тяжелым финансовым положением, к таким причинам не относится. Расходы организации, связанные с простоями, в таких случаях в целях налогообложения приниматься не должны.

Определение простоя можно найти в ст. 72.2 ТК РФ. Простой — это временная приостановка работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера. Простои могут быть вызваны как внутрипроизводственными, так и внешними причинами.

  1. Организатор грузоперевозки, например диспетчер грузоперевозок, обязан иметь максимальное количество контактных данных. Адреса и телефоны фирмы-перевозчика, обязательно мобильный телефон водителя автотранспортного средства. Ему должна быть известна марка машины и ее номер.
  2. В день осуществления доставки начинайте тревожить водителя-дальнобойщика. Уточните, когда он планирует встать на погрузку. Сколько времени займет этот процесс, и на какой час намечается выезд на маршрут.
  3. Еще раз связываемся с грузополучателем и проговариваем время и день доставки. Планировать время нужно затем, что товар, доставленный до полудня, по правилам разгружается и принимается этим же днем.
  4. Заранее договоритесь с водителем-дальнобойщиком о том, что он будет вас информировать о прохождении маршрута на всем протяжении пути, а по прибытии на место приема товара обязательно известит вас об этом. Если водитель не выходит на связь (по забывчивости) не бойтесь показаться навязчивым, звоните ему регулярно. Вы все-таки делаете общее дело. Для вас это – получение прибыли, для него – заработной платы.
  1. Свяжитесь с лицом, ответственным за разгрузку и уточните, по какой причине задерживается процесс;
  2. Обязательно сразу же уведомьте о задержке грузополучателя. Лучше всего, если получится получить от представителя склада или базы письменное подтверждение о задержке и предполагаемых сроках разгрузки. Это возможно сделать по электронной почте. Ваши позиции перед контрагентами будут чисты, а подтверждение, полученное по почте, является доказательством в суде (если до этого дело дойдет);
  3. Не принимайте никаких отговорок типа: «Скоро разгрузим…, в течение получаса, или после обеда». Все аргументы должны быть подкреплены документально. Обязательно уточняйте по телефону, с кем именно вы беседуете.

№ п/п Аккумуляторные батареи эксплуатируются на: Срок службы, лет При пробеге АТС, не более
1 Грузовых автомобилях 2,5 110 тыс. км
2 Спецавтомобилях на шасси грузовых автомобилей 2,5 110 тыс. км
3 Легковых автомобилях личного пользования 4,0 30 тыс. км
4 Легковых автомобилях (служебных) и малотоннажных 2,5 60 тыс. км
5 Легковых автомобилях (такси) 1,25 140 тыс. км
6 Пикапах и фургонах на шасси легковых автомобилей 2,5 60 тыс. км
7 Специальных автомобилях на шасси легковых авто- мобилей 2,5 60 тыс. км
И т. п.

Парковка и стоянка. Относительно отнесения затрат на парковку и стоянку грузовых автомобилей к составу валовых расходов законодательство не возражает. Что же касается легковых автомобилей, то, в соответствии с пп. 5.4.10 п. 5.4 ст. 5 Закона №283, они не включаются в состав валовых расходов, за исключением случаев, когда такие расходы осуществляют предприятия, основной деятельностью которых является предоставление платных услуг по транспортному или туристическому обслуживанию посторонних граждан или организаций.

Имея на балансе автотранспортные средства, дополнительно ко всем «обычным» налогам предприятие должно уплачивать налог с владельцев транспортных средств и сбор за загрязнение окружающей природной среды. О том, как правильно начислить эти налоги; как заполнять и когда подавать соответствующую отчетность, — см. «ДК» №7/2002, с. 18, «ДДР» №7/2002, с. 61 и этот номер еженедельника, с. 28


1. Закон №1251 — Закон Украины от 25.06.91 г. №1251-XII «О системе налогообложения».

2. Закон №2181 — Закон Украины от 21.12.2000 г. №2181-III «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами».

3. Закон №283 — Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции Закона Украины от 22.05.97 г. №283/97-ВР.

4. Закон о НДС — Закон Украины от 03.04.97 г. №168/97-ВР «О налоге на добавленную стоимость».

5. Приказ №43 — Приказ Министерства транспорта Украины от 10.02.98 г. №43 «Об утверждении Норм расходов топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте».

6. Положение №102 — Положение о техническом обслуживании и ремонте дорожных транспортных средств автомобильного транспорта, утвержденное приказом Минтранса Украины от 30.03.98 г. №102.

7. П(С)БУ 7 — Положение (стандарт) бухгалтерского учета 7 «Основные средства», утвержденное приказом Министерства финансов Украины от 27.04.2000 г. №92.

Марина ЗАВГОРОДНАЯ, аудитор



Следующая статья: В начало статьи



Простой — временная приостановка работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера (ч. 3 ст. 72.2 ТК РФ). Можно ввести простой или нет — ответ зависит от того, как работодатель в приказе обоснует причины, по которым необходимо ввести простой.

Списываем затраты при вынужденном простое

Главам регионов РФ предоставили право приостановить или ограничить деятельность отдельных организаций независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, а также ИП, за исключением организаций, названных в п. 4 Указа от 02.04.2020 № 239.

Можно вводить простой? Мнения среди экспертов разделились:

  • одни полагают, что это возможно;
  • другие категорически не рекомендуют вводить простой, если на работодателя распространяется правило о нерабочих днях с сохранением заработной платы.

В обычной ситуации, когда есть возможность выбирать среди нескольких точек зрения, мы рекомендуем то решение, которое наименее рискованно для работодателя. Нужно учитывать инспекционную практику и возможные трудовые споры с работниками.

Ориентируясь на такой подход, рекомендуем тем работодателям, на которых распространяется Указ о нерабочих днях и деятельность которых приостановлена на этот период, не продлевать простой, введенный до указов, и не вводить его сейчас. Это будет наиболее безопасным для работодателя решением! Издайте приказ о нерабочих днях с сохранением заработной платы. Такие разъяснения также приводятся на сайте онлайнинспекция.рф.Но оценим реальность объективно. Если обойтись без формального подхода. Что сейчас происходит в бизнес-процессах большинства работодателей, которые фонд оплаты труда брали в основном из выручки? Выручки просто нет.

Поэтому рассмотрим еще один подход, как можно обосновать простой в нынешних условиях.

  • Запомните: решение вопроса о возможности или невозможности ввести простой будет зависеть от того, как работодатель обоснует в приказе причины введения простоя.
  1. Если причина экономическая, опыт прошлых кризисов показывал, что такой простой признается простоем по вине работодателя, так как работодатель не может обеспечить работников работой. И тогда платим работнику 2/3 среднего заработка.
  2. Если у работодателя нет сырья, деталей для изготовления продукции, потому что их поставки прекращены, тогда можно было бы говорить о причинах организационного или технологического характера. В приказе можно обосновать, что в связи с этими обстоятельствами простой вводится по причинам, не зависящим от работника и от работодателя.

Теперь вспомним о статье 5 Трудового кодекса:

  • Указы Президента РФ, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить Трудовому кодексу. И в иерархии нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, указы Президента являются подзаконными актами. Их назначение — скорее, дополнять трудовое законодательство.
  • С другой стороны, Указы Президента применять обязательно (ст. 90 Конституции, 5 ТК РФ). За неисполнение работодателя могут привлечь к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.

По какой причине вводить простой — экономического, технологического, технического или организационного характера — решать работодателю.

Рекомендация: когда вводите простой, подробно опишите определение и вид простоя:

  1. Все, что связано с причинами экономического характера, рекомендуем оформлять как простой по вине работодателя.
  2. Если невозможно работать из-за внешних факторов — оформляйте как простой по причинам, не зависящим от работника и работодателя.

Квалифицировать вид простоя нужно, чтобы понять, как его оплачивать.

  • Простой по вине работодателя оплачивается в размере не менее 2/3 среднего заработка работника.
  • Простой по причинам, не зависящим от работника и работодателя, — в размере не менее 2/3 тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя (ст. 157 ТК РФ).

Трудовое законодательство не регламентирует порядок введения простоя. Есть только определение и информация о порядке его оплаты. На практике простой оформляется приказом.

  • срок, на который вводится простой;
  • на кого из работников распространяется простой;
  • что послужило основанием для введения простоя;
  • вид простоя;
  • порядок оплаты;
  • вопрос о нахождении работника: должен ли он быть на рабочем месте или, наоборот, ему запрещено посещение территории работодателя на период простоя.

Обратите внимание: срок введения простоя можно определить конкретными датами или же наступлением события, например, до особого распоряжения главы субъекта об отмене режима повышенной готовности. В этом случае рекомендуем в приказе прописать:

  • порядок отмены введения простоя;
  • порядок уведомления работников о необходимости явиться на рабочее место, если в период простоя доступ туда им был запрещен.

«Стой-постой…», или НДС и плата за простой транспорта

  • Оформление арендных операций
  • Документальное оформление сумм арендной платы
  • Учет автомобиля у арендатора
  • Учет автомобиля у арендодателя
  • Учет арендной платы у арендатора
  • Учет арендной платы у арендодателя
  • Учет сопутствующих расходов, связанных с арендой автомобиля
  • Пример отображения аренды автомобиля в бухучете
  • Налоговый учет у арендодателя
  • Налоговый учет у арендатора

Содержать собственный автопарк многим предприятиям не всегда выгодно, а иногда – просто не по карману, поэтому часто они прибегают к аренде необходимых им автомобилей. В этой статье рассмотрим вопросы оформления и учета аренды у юрлиц транспортных средств.

Рассматривать вопрос оформления арендных операций стоит начинать с соответствующего договора найма (аренды), сторонами которого будут, с одной стороны, арендодатель (наймодатель), то есть сторона, передающая автомобиль в аренду, а с другой – арендатор (наниматель), то есть сторона, которая принимает автомобиль в пользование.

По договору аренды арендодатель передает или обязуется передать арендатору имущество в пользование за плату на определенный срок для осуществления хозяйственной деятельности (ч. 1 ст. 283 ХКУ, ст. 759 ГКУ).

При этом, как и при заключении любого иного договора, стороны арендных отношений обязаны определить и согласовать предмет договора и его условия, определенные законом как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению хотя бы одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (ч. 1 ст. 638 ГКУ).

К существенным условиям договора аренды относятся (ч. 1 ст. 284 ХКУ):

1) объект аренды (состав и стоимость имущества с учетом ее индексации).

Обратите внимание! Определяя предмет, в договоре аренды автомобиля следует зафиксировать марку и модель автомобиля, государственный номер, год выпуска, цвет, номер кузова, реквизиты свидетельства о регистрации автомобиля в органах МВД (технического паспорта);

2) срок, на который заключается договор аренды. Договор аренды может быть заключен как на определенный срок, так и на неопределенный (ст. 763 ГКУ).

При заключении договора на неопределенный срок каждая из сторон имеет право отказаться от договора в любое время, письменно предупредив об этом другую сторону за 1 месяц, если иные сроки не установлены законом или договором.

Кроме того, в ст. 764 ГКУ и ч. 4 ст. 284 ХКУ предусмотрена возможность автоматической пролонгации договора аренды при фактическом продолжении арендных отношений по истечении срока договора, если одновременно имеют место следующие условия:

  • арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора;
  • арендодатель не возражает против этого в течение 1 месяца со дня окончания срока договора.

Договор в таком случае считается возобновленным на срок, ранее установленный им же.

В случае окончания срока договора аренды арендатор обязан вернуть взятое в аренду имущество в том же состоянии, в котором его получил, с учетом нормального износа или в ином состоянии, обусловленном договором (ч. 1 ст. 785 ГКУ);

3) арендная плата с учетом ее индексации;

4) порядок использования амортизационных отчислений;

5) восстановление арендованного имущества и условия его возврата или выкупа.

Правила распределения обязанностей между сторонами по поддержанию в надлежащем состоянии вещи, переданной в аренду, закреплены в ст. 776 ГКУ. В частности, на арендатора возлагается обязанность проведения за его счет текущего ремонта. А вот обязанность проведения капитального ремонта, как правило, возлагается на арендодателя.

Обратите внимание! Эти условия могут быть изменены договором.

Заключая договор аренды автомобиля субъекты хозяйствования должны помнить, что такой договор заключается в письменной форме (ч. 2 ст. 799 ГКУ). Поскольку речь идет об аренде автомобиля предприятием у юридического лица, то обязанности нотариально заверять такой договор нету. Но по желанию сторон и этот договор можно заверить нотариально (скажем, при высокой стоимости автомобиля или при аренде сразу нескольких транспортных средств в рамках одного договора и т.п.).

В отличие от аренды недвижимости ГКУ не требует непосредственную передачу транспортного средства в аренду фиксировать в каких-либо документах. Но, как правило, предприятия предусматривают в соответствующих договорах, что факт передачи автомобиля в аренду они оформляют актом приема-передачи*. Аналогичным актом обычно фиксируют и факт возвращения транспортного средства арендодателю.

__________

* Форма такого акта законодательством не установлена. Поэтому стороны договора определяют ее самостоятельно. За образец можно взять Акт приема-передачи (внутреннего перемещения) основных средств (форма № ОС-1), форма которого утверждена постановлением Госкомстата «Об утверждении типовых форм первичного учета» от 29.12.1995 г. № 352, и / или Акт приема-передачи транспортного средства, приведенный в приложении 2 к Порядку государственной регистрации (перерегистрации), снятия с учета автомобилей, автобусов, а также самоходных машин, сконструированных на шасси автомобилей, мотоциклов всех типов, марок и моделей, прицепов, полуприцепов, мотоколясок, других приравненных к них мая транспортных средствах и мопедов, утвержденному постановлением КМУ от 07.09.1998 г. № 1388 (далее – Порядок № 1388). Но не забудьте дописать в своем акте приема-передачи, что имущество передается во исполнение такого-то договора аренды автомобиля.

Кроме того, техническое состояние автомобиля, переданного в аренду, советуем также документально зафиксировать. Для этого можно составить акт технического осмотра, который подписывают представители сторон и приобщают к договору аренды.

Как мы уже отмечали, не лишним будет предусмотреть в договоре аренды транспортного средства обязанности сторон:

  • по поддержанию его в состоянии, в котором он был передан в пользование (должном состоянии),
  • относительно технических осмотров и ремонтов.

Как мы выяснили, правоотношения по начислению и уплате арендной платы прописывают в договоре об аренде транспортного средства. Однако для подтверждения хозяйственной операции по предоставлению и получению услуг по аренде имущества в течение отчетного периода лишь договора об аренде недостаточно, поэтому следует составить отдельный первичный документ. Это в свое время отметило и Министерство финансов Украины в письме от 30.05.2016 г. № 31-11410-09-10/15182.

Оно советует для осуществления арендных платежей составлять Акт выполненных работ (услуг), который и будет основанием для расчетов, порядок которых определяет договор об аренде. Такой документ подписывают должностные лица как арендодателя, так и арендатора.

Если же условия договора об аренде предусматривают составление другого отдельного первичного документа, который является подтверждением для расчетов по предоставлению услуг (аренды имущества), то следует составлять тот первичный документ, что определен таким договором.

Объект операционной аренды отражается арендатором на внебалансовом счете бухгалтерского учета по стоимости, указанной в соглашении об аренде (п. 8 П(С)БУ 14 «Аренда»).

Таким образом, принятый в операционную аренду автомобиль арендатор отражает в дебет внебалансового счета 01 «Арендованные необоротные активы» по стоимости, указанной в договоре аренды.

После окончания срока аренды, при возвращении транспортного средства, арендодатель «снимает» эту сумму, показав ее в кредите счета 01.

У юрлица-арендодателя переданный в аренду автомобиль продолжает учитываться в составе объектов ОС, то есть на субсчете 105 «Транспортные средства». *

____________

* Для удобства учета переданным в аренду автомобилям целесообразно присвоить соответствующий аналитический субсчет, открытый для этих целей (например, 1051 «Переданные в аренду транспортные средства»).

При этом по нему в общем порядке арендодатель продолжает начислять амортизацию (п. 16 П(С)БУ 14 «Аренда»).

Арендодатель относит сумму амортотчислений:

  • или в дебет счета 23 «Производство» при условии, что аренда является его основным видом деятельности. В дальнейшем эту сумму списывают на субсчет 903 «Себестоимость реализованных работ и услуг»;
  • или в дебет субсчета 949 «Прочие расходы операционной деятельности», если аренда не является его основным видом деятельности.

Обратите внимание! Расходы арендодателя на заключение договора аренды (юридические услуги, комиссионные вознаграждения) признают прочими операционными расходами (субсч. 949) того отчетного периода, в котором они имели место (п. 18 П(С)БУ 14 «Аренда»).

Как выставить счет за простой автотранспорта

Арендная плата арендатор начисляет по всем предписаниям П(С)БУ 16 «Расходы» на прямолинейной основе* в течение срока аренды или с учетом способа получения экономических выгод, связанных с использованием объекта операционной аренды (п. 9 П(С)БУ 14 «Аренда»).

___________

* Это означает, что расходы насчитывают пропорционально каждому отчетному периоду, которым является, как правило (хотя и необязательно), отчетный месяц. Такой период лучше зафиксировать в договоре.

При этом арендную плату в зависимости от направления использования арендованного транспортного средства показывают по дебету следующих бухгалтерских счетов:

  • 15 «Капитальные инвестиции», если арендованный транспорт используют для создания (строительства) собственных объектов необоротных активов, а арендную плату включаются в первоначальную стоимость таких активов путем капитализации;
  • 23 «Производство», если автомобиль участвует непосредственно в процессе производства продукции, выполнения работ, оказания услуг, а сумму арендной платы можно прямо отнести на конкретный вид продукции, работ, услуг (п. 14 П(С)БУ 16 «Расходы» );
  • 91 «Общепроизводственные расходы», если автомобиль используют для общепроизводственных целей (пп. 15.4 П(С)БУ 16 «Расходы»);
  • 92 «Административные расходы», если автомобиль используют в общехозяйственных (административных) целях (п. 18 П(С)БУ 16 «Расходы»);
  • 93 «Расходы на сбыт», если автомобиль используют для нужд сбыта (п. 19 П(С)БУ 16 «Расходы»);
  • 94 «Прочие расходы операционной деятельности», если автомобиль используют для других целей, например, для обслуживания объектов жилищно-коммунального и социально-культурного назначения.

Обратите внимание! Если арендную плату арендатор платит авансом, то такую сумму целесообразно относить в дебет счета 39 «Расходы будущих периодов». При этом, окончательное списание таких расходов произойдет в тех периодах, за которые арендную плату перечислили.

У арендатора плату за аренду автомобиля отражают в учете диаметрально противоположно. Доход от аренды признают другим операционным доходом (субсчет 713 «Доход от операционной аренды активов») соответствующего отчетного периода на прямолинейной основе на протяжении срока аренды или с учетом способа получения экономических выгод, связанных с использованием объекта операционной аренды.

Если же аренда является основным видом деятельности, то доход от такой деятельности отражают на субсчете 703 «Доход от реализации работ и услуг» (см. письмо Минфина от 30.07.2008 г. № 31-34000-20-10/29614).

Когда арендную плату за последующие отчетные периоды арендодатель получает авансом, ее отражают сначала в составе доходов будущих периодов на счете 69. «Доходы будущих периодов». В дальнейшем такую сумму следует включать в состав доходов того периода, в котором насчитали арендную плату.

Статья: О нормах расхода ГСМ на автотранспорте в учреждениях Минюста (Соболева Е.

) («Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение», 2015, N 10) Для каждого типа автомобиля Методическими рекомендациями установлены формулы.

Итак, рассмотрим расчет норматива расхода топлива на конкретных примерах. Пример 1. Легковой автомобиль ГАЗ-3110 работает в городе с населением более 1 млн человек, совершил пробег 90 км.

Многие заказчики поступают довольно хитро, указывая в договоре время на погрузку и разгрузку 24 часа с момента подачи транспортного средства под погрузку/разгрузку. Время прибытия грузовика под погрузку исчисляется с момента предъявления водителем путевого листа в пункте погрузки, а время прибытия под выгрузку – с момента предъявления водителем ТТН в пункте выгрузки.

Сначала необходимо письменно зафиксировать факт случившегося. По закону не установлено никаких унифицированных форм, определяющих оформление данного случая.

Каждая организация должна самостоятельно выработать порядок действий, в т.ч. разработать проекты документов.

В любом случае, главным документом, по которому будет оформляться приостановка работы и производится расчет, является приказ.

Как отразит в учете вынужденный простой автотранспорта

Судебная практика. В свою очередь, Мурманский областной суд в апелляционном определении от 05.03.2014 N 33-377-2014 указал на незаконность объявления простоя, т. к. издание приказа о простое в отношении истцов не было вызвано временной приостановкой работы. Отсутствие работы для истцов имело постоянный характер, не обладая при этом признаками ее временного приостановления.

Срок и время погрузки и разгрузки обязательно должны быть указаны в договоре на перевозку груза. В этом же договоре должны быть прописаны условия оплаты простоя.

Многие заказчики поступают довольно хитро, указывая в договоре время на погрузку и разгрузку 24 часа с момента подачи транспортного средства под погрузку/разгрузку. Время прибытия грузовика под погрузку исчисляется с момента предъявления водителем путевого листа в пункте погрузки, а время прибытия под выгрузку – с момента предъявления водителем ТТН в пункте выгрузки.

Таким образом, если у вас в договоре указана дата выгрузки 1 июня 9.00, то говорить о простое перевозчик может только со 2 июня 9.00.

Некоторые грузовладельцы идут еще дальше и указывают в договоре время, отведенное на погрузку/разгрузку, 48 часов (двое суток).

Советуем перевозчикам крайне внимательно читать условия договора и обсуждать с клиентами особенности оплаты ими простоя, если он будет. А еще лучше – составить свой договор, в котором будут указаны те сроки загрузки/разгрузки, которые устраивают транспортную компанию.

Стоимость сверхнормативного простоя также должна быть указана в договоре на перевозку груза. Следует отметить, что не существует четко установленной стоимости оплаты простоя. Грузовладелец и перевозчик могут указать любую сумму, которая их устраивает. Как правило, при международных перевозках простой стоит в 2 (два) раза дороже, чем при внутренних перевозках.

Простой оплачивается за сутки (даже неполные). То есть если транспорт по вине заказчика простоял в пункте выгрузки 25 часов, то заказчик должен оплатить сумму, равную двум суткам простоя.

В остальной части исковые требования удовлетворению не подлежат, так как частично время простоя, указанное истцом в исковом заявлении и судебном заседании надлежащими документами не подтверждено.

Отметки об убытии транспортных средств, указанные в разовых пропусках, судом не принимаются во внимание, так как Инструкцией о пропускном и внутриобъектовом режиме, утвержденной приказом РУПП «Б» отметки о времени убытия транспортных средств в разовых пропусках не предусмотрены.

Оплата за приобретаемые ГСМ может осуществляться как в момент покупки (наличными по кассовому чеку), так и путем предоплаты. Предоплата обычно безналичная, а следствием ее является либо доставка оплаченного количества топлива на территорию покупателя с обычным комплектом сопроводительных документов (накладная и счет-фактура), либо отпуск предоплаченного объема по частям с применением для этой цели топливных карт.

Топливная карта, переданная водителю, дает ему возможность осуществлять заправку в пределах относящегося к этой карте объема горючего на заправочных станциях поставщика, выдавшего эту карту. Однако ни поступление, ни списание ГСМ по самим топливным картам не делается. Они лишь служат для накопления информации об объеме, фактически отпущенном за период из предварительно оплаченного. По завершении месяца сведения о выданных по всем картам объемах поставщик сводит в единый документ (отчет об осуществленных операциях) и формирует на основании него акт об объемах и стоимости выданного топлива и счет-фактуру.

В проводках это выразится так:

  • Дт 10.3 Кт 71 — покупка оплачена наличными;
  • Дт 60 Кт 51 — с расчетного счета сделана предоплата поставщику;
  • Дт 10.3 Кт 60 — оприходовано топливо по его стоимости без НДС;
  • Дт 19 Кт 60 — учтен НДС, относящийся к полученному топливу.

Удобство применения топливных карт заключается в том, что нет необходимости в выдаче водителю наличных денег, составлении им авансового отчета и сохранении до оформления этого документа кассового чека.

Прежде чем списывать ГСМ с учета (неважно какого, бухгалтерского или налогового), нужно определиться с тем, какое их количество оказалось фактически израсходованным. Для этого по каждому авто осуществляется расчет, в котором остаток топлива, имеющийся в баке на начало периода, суммируется с общим объемом поступлений в этот бак за период и из него вычитается остаток топлива, присутствующий в баке на конец периода. В бухучете всю получившуюся сумму можно списать в расход.

При включении ГСМ в расходы для целей налогового учета должно выполняться требование обоснованности их объемов (письмо Минфина России от 27.01.2014 № 03-03-06/1/2875). Как же можно обосновать расход? Сравнив его с нормативным, т. е. тем, который должен иметь место при выполнении определенной работы в определенных условиях.

Нормативный расход применительно к реально имевшему место применению автотранспорта является величиной расчетной, зависящей от фактически выполненного объема работы, применяемых норм расхода топлива и поправочных коэффициентов, отражающих особенности условий проведения работы. Нормы могут быть разработаны самостоятельно, но чаще всего для таких расчетов применяют нормативы, утвержденные Минтрансом России (распоряжение от 14.03.2008 № АМ-23-р).

Ориентироваться на нормативный расход имеет смысл не только для целей налогового учета, но и для осуществления контроля того, как горючее расходует водитель. Отклонения в ту или иную сторону от норматива неизбежны, но они не должны превышать разумных величин. При существенных же отклонениях либо должны иметь убедительные объяснения, либо водитель должен нести ответственность за перерасход.

Как же правильно списывать ГСМ в бухгалтерском учете? Расход, несущественно отклоняющийся от нормативного, относится в затраты:

Дт (20, 23, 25, 26, 44) Кт 10.3.

Конкретный счет затрат при этом выбирается в зависимости от того, для выполнения каких именно задач предназначается то или иное авто и по какой схеме организуется учет в организации.

Не знаете свои права? Подпишитесь на рассылку Народный СоветникЪ.
Бесплатно, минута на прочтение, 1 раз в неделю.

Сюда же можно отнести обоснованный перерасход. Если же доказано, что перерасход, допущенный водителем, совершен им в своих интересах, то ему может быть предъявлено требование о возмещении материального ущерба, причиненного работодателю:

Дт 73.2 Кт 10.3.

Если юрлицо не применяет ПБУ 18/02, при котором в налоговом учете на счетах учета затрат собираются расходы как принимаемые, так и не принимаемые для налогообложения, то ему удобнее на счета затрат в бухучете относить только те расходы, которые будут учтены при налогообложении, а непринимаемые (в части ГСМ это будут сверхнормативные расходы) собирать на счете 91:

Дт 91 Кт 10.3.

А каким будет учет того топлива, с которым авто покупается, продается либо берется в аренду и возвращается из нее? Самым безопасным вариантом принятия его к учету будет оформление покупки у продавца (арендодателя) при приобретении (получении в аренду) транспортного средства. Оформится это проводкой (с выделением НДС, если в этом будет необходимость):

Дт 10.3 Кт 60.

Когда покупка по каким-то причинам оказывается невозможной, горючее придется учитывать как безвозмездно полученное:

Дт 10.3 Кт 91.

При продаже авто или возврате его из аренды выбытие топлива также лучше оформить через продажу. В этом случае списание ГСМ в проводках выразится так:

Дт 90 (91) Кт 10.3.

То есть его стоимость сформирует себестоимость продажи.

Путевой лист — первичный документ, в котором фиксируется пробег автомобиля. На основании этого документа можно определить расход бензина.

Организации, для которых использование транспортных средств является основным видом деятельности, должны применять форму ПЛ с реквизитами, которые указаны в разделе II приказа Минтранса от 18.09.2008 № 152.

Сомневаетесь в правильности оприходования или списания материальных ценностей? На нашем форуме можно получить ответ на любой вопрос, вызывающий у вас сомнения. Например, в этой ветке можно уточнить какая базовая норма расхода ГСМ, рекомендуемая Минтрансом.

О последних требованиях Минтранса к обязательным реквизитам в путевых листах читайте в материалах:

  • «Расширен перечень обязательных реквизитов путевого листа»;
  • «С 15.12.2017 дня путевой лист оформляем по новой форме»;
  • Путевые листы: с 1 марта 2019 порядок выписки меняется.

Для организаций, которые используют автомобиль для производственных или управленческих нужд, возможна разработка ПЛ с учетом требований закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

С примером приказа об утверждении ПЛ можно ознакомиться .

На практике организации часто используют ПЛ, которые были утверждены еще постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78. В этом постановлении есть формы ПЛ в зависимости от вида автомобиля (например, форма 3 — для легкового автомобиля, форма 4-П — для грузового).

Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов представлены .

О недавних изменениях в форме путевого листа вы можете узнать из наших обсуждений в группе «ВК».

Путевые листы должны регистрироваться в журнале регистрации путевых листов. Учет путевых листов и ГСМ взаимосвязан. В организациях, которые по роду деятельности не являются автотранспортными, ПЛ могут составляться с такой регулярностью, которая позволяет подтвердить обоснованность расхода. Так, организация может оформлять ПЛ 1 раз в несколько дней или даже месяц. Главное — подтвердить расходы. Такие выводы содержатся, например, в письме Минфина России от 07.04.2006 № 03-03-04/1/327, постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 27.04.2009 № А38-4082/2008-17-282-17-282.

О путевых листах для ИП читайте в статье «Какие особенности у путевого листа для ИП (бланк)?».

Все об автомобиле на предприятии. Расходы, связанные с эксплуатацией

Как и все материально-производственные запасы, учет ГСМ в бухгалтерии ведется по фактической стоимости. Расходы, которые входят в фактическую стоимость, указаны в разделе II ПБУ 5/01.

Принятие к учету ГСМ может осуществляться на основании приложенных к авансовому отчету чеков АЗС (если ГСМ приобретал водитель за наличный расчет) или на основании корешков талонов (если бензин приобретался по талонам). Если же водитель приобретает бензин по топливной карте, то учет ГСМ по топливным картам ведется на основании отчета компании — эмитента карты. Списание ГСМ может производиться следующими методами (раздел III):

  • по средней себестоимости;
  • по себестоимости 1-х по времени приобретения запасов (ФИФО).

В ПБУ 5/01 есть еще один способ списания — по себестоимости каждой единицы. Но на практике для списания ГСМ он неприменим.

Самый распространенный способ списания ГСМ — по средней себестоимости, когда стоимость остатка материала складывается со стоимостью его поступления и делится на суммарное количество остатка и поступления в натуральном выражении.

  1. Аккумуляторная батарея. Она обычно рассчитана на регулярную эксплуатацию с подзарядкой в течение 6-8 лет. Во время простоя наблюдается саморазряд батареи вплоть до полного разряда. Простояв без эксплуатации год, аккумулятор уже не сможет восстановиться и потребует замены. Для предотвращения этого явления необходимо регулярно, каждые 2-3 месяца, производить его подзарядку.
  2. Тормозная система. Металл на тормозных колодках за год может покрыться слоем ржавчины. Это снизит эффективность тормозов и может явиться причиной полного выхода колодок из строя. Тормозная жидкость имеет обыкновение напитываться влагой из воздуха. Это приводит к ее разбавлению водой. Такая разбавленная субстанция закипает намного раньше качественной тормозной жидкости, что приводит к отказу тормозов во время движения.
  3. Резиновые уплотнители. Они имеют обыкновение растрескиваться и затвердевать. Для профилактики смазывайте их силиконосодержащей смазкой.
  4. Сальники и уплотнительные прокладки. Если они периодически не смазываются маслом, то на их поверхностях образуются трещины. Это чревато протеканием масла во многих местах.
  5. Моторное масло. При регулярной эксплуатации двигателя масло постоянно перемешивается. Его консистенция, в этом случае, не меняется. При длительном же застаивании может произойти расслоение масла и присадок. Запустить двигатель при наличии такого масло можно, но это чревато его поломкой.
  6. В процессе простоя на стенках бензобака может образовываться конденсат, который стекает в бак, смешиваясь с топливом. Проблемы с работой двигателя в данном случае возникнут обязательно. Также, ориентировочно через 2 года простоя бензин может начать частично утрачивать свои качества.

В случае вынужденного простоя проведите ряд профилактических мероприятий для минимизации вреда длительной стоянки автомобиля:

  • Наполните бак качественным бензином;
  • Замените трансмиссионное и моторное масло;
  • Отсоедините аккумулятор от автомобиля. На зиму перенесите его в отапливаемое помещение, не забывая периодически подзаряжать;
  • Смажьте все резиновые уплотнители смазкой, содержащей силикон;
  • Защитите автомобиль от излишней влаги, накрыв его чехлом.

Рекомендуется, во избежание застоя, хотя бы периодически прокатывать автомобиль несколько метров. Хотя, если есть возможность, прогревайте автомобиль и проезжайте хотя бы несколько сотен метров. Тем самым вы восстановите работоспособность расходных материалов, а также предотвратите старение и коррозирование деталей.

  • Трагическая авария со скорой помощью в Бугульме
  • Схема расположения камер «Автодория» в Бугульме
  • ГИБДД Казани поймала Lexus с рамкой-перевертышем
  • В Татарстане закрыт участок шоссе на реконструкцию в районе 9-км Бугульмы
  • Транспортный налог возможно отменят
  • НА ПРОСПЕКТЕ ПОБЕДЫ В КАЗАНИ СГОРЕЛА МАШИНА
  • В Казани молодой водитель на «Калине» въехал в «Датсун» пенсионера
  • В Татарстане в ДТП с грузовиком погибла семья с маленьким ребенком
  • В Казани пьяный водитель без прав на «Калине» сбил мужчину, задев припаркованные «Фольксваген» и «Тойоту»
  • ОДИН СКОНЧАЛСЯ, ЧЕТВЕРО ПОСТРАДАЛИ: В ТАТАРСТАНЕ ПРОИЗОШЛО МАССОВОЕ ДТП

Простой по вине работодателя: отражаем в учете выплаты работникам

  • Опубликовано фото новой «Нивы» — она похожа на RAV4
  • ГИБДД России рассказала, сколько камер на дорогах
  • Соболь Next обещают выкатить к 2022 году

ВниманиеПоэтому перевозчик сразу знает стоимость простоя автотранспорта. Некоторые заказчики могут упорно отказываться оплачивать простой, или предлагать смешную сумму. В этом случае перевозчик может поступить двумя способами:

  1. Взять предложенные деньги, забыть об этом заказчике и поехать работать дальше.
  2. Начать спорить, выслать заказчику претензию (вместе с копией договора, путевых листов, ТТН, где указаны оговоренные сроки погрузки/выгрузки и факт сверхнормативного простоя).

Если заказчик не оплатит прописанную в договоре стоимость простоя, подать на него в суд.

Естественно, весь процесс затянется на месяцы, причем далеко не факт, что перевозчику будут выплачены положенные деньги. Чтобы защитить себя от непредвиденных ситуаций, следует заранее обсуждать условия оплаты сверхнормативного простоя грузового транспорта и прописывать их в договоре.

Во-первых, простой транспортных средств, согласно Уставу, возможен лишь при погрузке или выгрузке груза. В соответствии с п. 2 ст. 791 ГК РФ и п. 8 ст. 11 Устава погрузка груза в транспортное средство осуществляется грузоотправителем, а выгрузка груза из транспортного средства — грузополучателем, если иное не предусмотрено договором перевозки груза.

Получается, что ответственными лицами за простой транспортного средства могут быть только грузоотправитель или грузополучатель, в случае если обязанность по погрузке/выгрузке договором не возложена на перевозчика.

В частности нередки случаи, когда это происходит в силу недостатка материалов для производства работ или отсутствия работников на своем месте.

Также простой может образоваться из-за поломок оборудования, неисправности техники, снижения спроса на изделия, которые изготавливает предприятие, любых финансовых трудностей.

Не исключаются в качестве причины временной приостановки работ и различного рода аварии, форс-мажорные ситуации.

Простой может привести к

  • уменьшению объемов производства,
  • задержке сроков сдачи объекта,
  • падению доходов,
  • сокращению штата работников и другим неприятным последствиям.

Для того, чтобы избежать простоя, следует своевременно принимать меры для минимизации подобных рисков.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.