Доклад уполномоченного по правам ребенка за 2020 год

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Доклад уполномоченного по правам ребенка за 2020 год». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Сегодня в Законодательном Собрании по поручению спикера ЗСК Юрия Бурлачко состоялись парламентские слушания по обсуждению доклада Уполномоченного по правам ребёнка в Краснодарском крае за 2020 год. Их провёл председатель комитета по вопросам науки, образования, культуры и делам семьи Виктор Чернявский.

Одним из основных направлений работы Уполномоченного Татьяна Ковалева назвала работу с обращениями граждан. За прошлый год их пришло порядка 2 тысяч. Более 300 человек Уполномоченный принял лично. Среди наиболее проблемных вопросов заявителей прозвучали: определение места проживания ребенка при разводе родителей, организация диетического питания в образовательных учреждениях для детей с ограниченными возможностями здоровья, создание соответствующих условий для обучения детей-инвалидов, предоставление мест в дошкольных учреждениях, лекарственное обеспечение детей-льготников, совершенствование медицинского обслуживания школьников, предоставление жилья детям-сиротам и усиления постинтернатного сопровождения, укомплектованности школ психологами и социальными педагогами. Кроме этого, Татьяна Ковалева заострила внимание на росте детского травматизма и суицидов среди несовершеннолетних, распространения рекламы наркотических средств.

Очень тяжелая ситуация складывается у детей, которые во второй пережили утрату семьи. Это так называемые вторичные сироты. Возвращение в сиротское учреждение может нанести очень серьезную психологическую травму ребенку. Он перестает верить взрослым людям, которые были его семьей. Таких детей в 2020 году было 78. Причем, пятеро пережили отмену усыновления, то есть судебный процесс с изменением имени, фамилии… При этом 17 ребят находились в приемной семье меньше года, еще 22 – прожили в замещающей семье более 5 лет.

Один из принципов работы Уполномоченного – это гласность и открытость. Но в средства массовой информации в основном попадают не системные вопросы, а резонансные происшествия с детьми. Безусловно, на каждое из них мы реагируем, отслеживаем, разбираемся, комментируем. Напомню несколько заголовков: «отец, жаривший руку младенца на сковороде», «отчим, оставивший ребенка в ванне с кипятком», «мать, севшая на диету и морившая голодом годовалого ребенка». С вдохновением освещалась история о том, как жительница Омска то ли продавала, то ли дарила младенца петербургской учительнице. Также в поле зрения масс-медиа попала «мать-кукушка, оставившая в ресторане двоих детей», история новорожденного младенца, найденного в… холодильнике и, конечно «метромалыш» – мальчик, родившийся прямо в петербургской подземке. К чести журналистов надо сказать, что они не только распространяли информацию о том, что мама отказалась от малыша, но и в канун Нового года сообщили, что ребенок отметит этот праздник уже с новой семьей.

В 2020 году в адрес Уполномоченного по правам ребенка в Липецкой области поступило и рассмотрено 318 обращений, что на 27 больше, чем в предыдущем году. Наибольшее их число касалось вопросов сферы образования – 68 обращений. По теме семейных правоотношений поступило 56 обращений. Количество обращений, связанных с вопросами имущественного характера, составило 53 По вопросам социального обеспечения поступило 27 обращений. Вопросы, связанные с правонарушениями и их профилактикой содержались в 26 обращениях. Проблемы охраны жизни и здоровья детей и подростков затрагивались в 17 обращениях.

Представила доклад детский омбудсмен региона Людмила Куракова. Доклад за 2020 год в сравнительном анализе с 2016 и 2020 годами подготовлен в соответствии с Законом Липецкой области «Об Уполномоченном по правам ребенка в Липецкой области». В нем показана деятельность Уполномоченного по правам ребенка, сотрудников его аппарата, а также федеральных, региональных и муниципальных органов власти, представителей общественности, совместно с которыми были проведены проверки соблюдения прав несовершеннолетних, акции и другие мероприятия. Доклад отражает ситуацию с обеспечением прав, свобод и законных интересов детей, проживающих на территории Липецкой области, и содержит предложения, направленные на улучшение основных сфер их жизнедеятельности. Большинство предложений выработаны в результате анализа основных показателей и обращений граждан.

выявление факторов, угрожающих жизни и здоровью детей в местах массового пребывания несовершеннолетних и семей с детьми (парки, скверы, пляжи, детские площадки, в том числе в торгово-развлекательных центрах, спортивные площадки, дворовые территории) и принятие мер по их устранению; объектов, представляющих угрозу жизни и здоровью находящихся на них несовершеннолетних (заброшенных и недостроенных зданий и сооружений), информирование заинтересованных структур о необходимости принятия мер по недопущению проникновения на них детей и подростков.

С целью организации акции на территории Новосибирской области при Уполномоченном по правам ребенка сформирована рабочая группа, в том числе из числа представителей Совета отцов региона, Общероссийского народного фронта («Молодежка ОНФ»), надзорных и правоохранительных органов, министерства труда и социального развития Новосибирской области.

Отчет школьного уполномоченного по правам ребенка за 2019-2020 учебный год

Эта противозаконная ситуация отмечалась и в докладе Генерального прокурора Российской Федерации «Об исполнении законодательства о социальной защите детей-инвалидов» (2002 год), и подтверждается результатами проверок, проведенных прокуратурой Москвы и аппаратом Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в течение 2005 года.

Комиссии по делам несовершеннолетних специализируются на профилактике беспризорности и безнадзорности, а также прочими, связанными с ней вопросами. В сущности, КДН занимается «проблемными» несовершеннолетними. В состав комиссий входят представители исполнительных структур.

Основными задачами Уполномоченного являются:

  • содействие обеспечению основных гарантий осуществления и государственной защиты прав и законных интересов ребенка, восстановлению нарушенных прав и законных интересов ребенка;
  • правовое просвещение граждан в сфере реализации, соблюдения и защиты прав и законных интересов ребенка.

Уполномоченного по правам ребенка
в Курганской области

Почтовый адрес: 640000, Курганская область, г. Курган, ул Гоголя, 56
Прием ведется по адресу: г. Курган, ул. Советская, 75 каб. 2

Необходимость в особой защите детей предусмотрена в Женевской декларации прав ребенка 1924 года, а в 70-х годах прошлого столетия начал развиваться институт уполномоченного по правам ребенка — как разновидность омбудсмена общей компетенции. В 1998 году Россия ратифицировала Конвенцию ООН о правах ребенка — главный международный нормативный документ, посвященный правам детей. Годом ранее в качестве эксперимента ЮНИСЕФ и Минсоцзащиты появились детские уполномоченные в пяти российских регионах — Санкт-Петербурге, Калуге, Псковской, Новгородской и Волгоградской областях. Кто-то из этих «экспериментальных» уполномоченных работал на общественных началах, кто-то в качестве советника губернатора, и результативность такой работы была невысока.

Впервые в стране полноценный институт детского омбудсмена появился в 2002 году в Москве. Согласно региональному закону, уполномоченный избирался Мосгордумой и был независим в своей деятельности от органов госвласти. Первый столичный уполномоченный по правам ребенка, Алексей Головань, инициировал многочисленные разбирательства, а каждый его доклад сопровождался скандалом: в несоблюдении норм защиты прав детей он обвинял федеральную и городскую власть, суд и прокуратуру. В итоге уставшие от активности детского омбудсмена столичные чиновники решили упразднить его должность. В апреле 2009-го успешно работавший институт был ликвидирован, а функции по защите детей переданы службе уполномоченного по правам человека.

Доклад уполномоченного по правам ребенка за 2020

По словам Бунимовича, самое трудное было не прописать какие-то нормы в законе, а убедить власть и людей в том, что это вообще нужно, когда есть прокуратура, суды, следственные органы и общественные организации. «Какая-то логика в этом есть, потому что правозащита и правоохрана по идее должны быть синонимами, — говорит эксперт. — Проблема в том, что в нашей стране они антонимы. И официальные структуры привыкли защищать государство от человека, а не наоборот. Я не могу сказать, что за прошедшие десять лет институт уполномоченного по правам ребенка заслужил огромный авторитет, но, по крайней мере, сама по себе эта идея уложилась в головах людей. И даже то, что многие, в том числе журналисты, в каких-то резонансных ситуациях часто возмущаются: “Где был уполномоченный по правам ребенка?”— уже важно. Это означает, что институт омбудсмена востребован, нужен».

В конце 2018 года был принят федеральный закон, № 501-ФЗ «Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации». До этого федеральный уполномоченный по правам ребенка работал просто по указу президента, в котором почти не было прописано ни каких-то внятных полномочий, ни обязательств, а региональные уполномоченные вообще не имели федеральной «законодательной шапки», напоминает Бунимович. В итоге в одних регионах действовало очень подробное местное законодательство по уполномоченному по правам ребенка, в других не было практически ничего, на практике уполномоченные работали даже без секретаря, который бы отвечал на телефонные звонки.

«Появление нового закона диктует необходимость принимать региональные законы (там, где их не было) или поправки к ним, — говорит Бунимович. — А за этим уже стоит гарантия финансирования и аппарат. Стал более внятным сам статус уполномоченного и его ответственность, что тоже важно, особенно в регионах, где наши коллеги вообще работали на общественных началах. Так что с организационной точки зрения это сработало. Но, как всегда, за федеральным рамочным законом должны появиться региональные нормативные акты. К сожалению, Москва до сих пор не привела свое законодательство в соответствие с федеральным».

Более того, многие регионы, где изначально правозащитные институты были созданы с достаточно широкими полномочиями, сейчас их сокращают, приводя свой закон в соответствие с федеральным. Например, как рассказал уполномоченный по правам ребенка в Кировской области Владимир Шабардин, если раньше его аппарат мог самостоятельно собрать полный пакет документов, связанных с нарушением прав ребенка, чтобы направить его в прокуратуру, то сейчас приходится просить эту же прокуратуру запрашивать некоторые документы, так как сам он такое право потерял. Конечно, это сказывается на сроках и качестве подготовки материалов.

Вопрос полномочий бурно обсуждался на прошедшей в конце ноября 2019 года в Санкт-Петербурге Всероссийской научно-практической конференции «Институт уполномоченного по правам ребенка в РФ — итоги становления и перспективы развития». Именно недостаточность полномочий дает повод для критики института детских омбудсменов, заявил мурманский омбудсмен Борис Коган. С другой стороны, не все оказались согласны с необходимостью участвовать в судебных процессах: по словам уполномоченного по правам человека Пермского края Павла Микова, это дополнительная нагрузка, которую далеко не все могут осилить.

По оценке Голованя, сегодня у детского омбудсмена более скромные полномочия, чем, например, у уполномоченного по правам предпринимателей: «Видимо, предприниматели у нас более беззащитная категория, чем дети». Так, в законе право участвовать по собственной инициативе в гражданских процессах в качестве государственного органа прописано только для уполномоченного по правам ребенка при президенте (ч. 1 п. 5 ст. 6 закона). У региональных омбудсменов таких полномочий нет.

  1. Принять обращение к рассмотрению в случае, если заявитель ранее обжаловал работу госорганов, местных структур, служащих в административном либо судебном порядке, однако принятым решением остался недоволен.

    Разбирательство по обращению уполномоченный вправе начать, если оно поступило не позже года с момента нарушения интересов или с даты, когда заявителю стало известно об этом.

  2. Должностное лицо может не принимать жалобу, разъяснив автору, куда ему необходимо написать в первую очередь.

  3. В ряде случаев Уполномоченный вправе самостоятельно перенаправить заявление в соответствующий орган для разрешения проблемы.
  4. Омбудсмен может отказать в принятии обращения к рассмотрению.

Указанные возможности, по сути, взяты из закона, регламентирующего деятельность уполномоченного по правам человека. Однако детский омбудсмен не наделен таким широким кругом возможностей.

В частности, он не может знакомиться с судебными материалами, приговорами, решениями, определениями, в том числе по отказам в возбуждении судопроизводства. Однако в Указе президента содержался немаловажный пункт. Региональным властям предписывалось определить порядок, в соответствии с которым будет осуществляться деятельность Уполномоченного по правам ребенка в каждом субъекте.

Доклад представила Уполномоченный по правам ребенка в крае З.П. Козлова, которая занимает эту должность с середины прошлого года.

Она отметила, что анализ реального положения дел в области защиты прав детей позволил определить основные сферы, в которых чаще всего встречаются нарушения. Для этого обобщены и обращения граждан, и результаты проведенных проверок.

Большинство проблем, касающихся прав несовершеннолетних остаются актуальными на протяжении ряда лет. Но в докладе сделан акцент на тех вопросах, которых были характерны для отчетного года.

На 1 февраля 2020 года показатель доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет в среднем по Российской Федерации составил 99,23%.

Доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет около 100% (от 99,90% до 100%) обеспечили 66 субъектов Российской Федерации, в 12 субъектах доступность от 99% до 99,90%, в 3 субъектах доступность – от 95% до 99%.

В числе регионов со сложной ситуацией (4 региона) – республики Тыва, Дагестан, Ингушетия и Забайкальский край (доступность менее 95%).

№ 113185-6 «О внесении изменений в статью 242.

1 Уголовного кодекса Российской Федерации в целях противодействия обороту порнографической продукции с использованием несовершеннолетних и (или) среди несовершеннолетних и в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации», внесенный депутатами Государственной Думы С.В.Железняком, О.Ю.Баталиной, О.Г.Борзовой и другими, а также членом Совета Федерации Е.Б.Мизулиной (принят Государственной Думой в трех чтениях).

«Отбирание ребенка у семьи может быть произведено только тогда, когда его дальнейшее пребывание там сопряжено с очевидными угрозами для физического, психического и нравственного здоровья.

Пример с дедушкой и внуком, а также другие случаи, когда в адрес родителей высказываются угрозы забрать ребенка из-за невозможности вносить ипотечные платежи, когда при наступлении проблем подросткового возраста опекунам навязчиво предлагается написать заявление об отказе, мол, все равно не справитесь, свидетельствуют о том, что в крае нет единой государственной семейной политики», — констатировала Ирина Юльевна.

Ирина Мирошникова рассказала о случае, разобраться в котором просил депутат краевого парламента. Дедушка воспитывает неродного внука с трех лет (когда-то он усыновил его отца). Сейчас мальчику десять лет.

В начале года учительница заметила синяк на шее ребенка, органы полиции изъяли мальчика прямо из школы и поместили в социальное учреждение. В суде подтвердилось, что дедушка из-за непослушания внука несколько раз ударил его куском ткани.

«2020 год в Российской Федерации объявлен началом Десятилетия детства.

Начали реализовываться мероприятия, направленные на материальную поддержку семей при рождении и воспитании детей, на создание инфраструктуры детства, на совершенствование медицинской помощи детям и формирование основ здорового образа жизни и на обеспечение информационной безопасности детей.

Кроме этого, 2020 год в нашей республике объявлен Годом образования, а значит, вопросы доступного качественного образования детей будет приоритетны», – озвучила в своем докладе, Уполномоченный по правам ребёнка в Республике Хакасия, Ирина Ауль.

Также детский омбудсмен доложил Евгению Куйвашеву о выполнении на территории Свердловской области поручения главы государства, связанного с необходимостью изучения практики изъятия несовершеннолетних детей из семей с точки зрения возможной избыточности этих мер.

После того как Президент России обратил внимание на эту проблему, по поручению губернатора в Свердловской области при аппарате уполномоченного по правам ребенка была создана специальная рабочая группа, в которую вошли представители органов власти, силовых ведомств, а также общественных организаций и объединений.

» Количество заявлений растет, но это хорошо, поскольку мы говорим о том, что активность жителей повышается, они приходят к нам с вопросами.

Уполномоченным по правам ребёнка представила президенту РФ ежегодный отчет

Доклад подготовлен на основе анализа и обобщения письменных и устных обращений граждан; результатов проверок, проведенных Уполномоченным, и посещений различных детских учреждений; официальных статистических данных; информации органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений, средств массовой информации; сведений, полученных Уполномоченным в ходе участия в совещаниях, встречах, конференциях, «круглых столах», на которых обсуждались вопросы защиты прав и законных интересов детей.

В докладе отражены вопросы реализации прав детей в основных сферах их жизни, ставшие объектом внимания Уполномоченного в 2016 году, а также анализ отдельных направлений краевой государственной политики в отношении детства с точки зрения исполнения принципа обеспечения наилучших интересов ребенка.

Глава парламента Фарид Мухаметшин отметил, что Уполномоченным найдены системные решения в работе с детьми и подростками, тем не менее, остается ряд вопросов, беспокоящих общество и власть. Он обратил особое внимание на большое количество случаев возврата детей обратно в социальные приюты.

Гузель Удачина акцентировала внимание, что многие из поставленных в докладе Уполномоченного за 2020 год проблемных вопросов в сфере детского здравоохранения были проработаны в течение 2020 года. Министерством здравоохранения республики разработана концепция оказания онкологической и гематологической помощи детям, включая строительство Центра детской онкологии, гематологии и хирургии.

Например, в докладе Уполномоченного по правам человека в Свердловской области Т. Мерзляковой за год защите прав детей посвящены несколько разделов, но в докладе даже не упоминается фамилия регионального детского омбудсмена И.

При Павле Астахове официальным сайтом детского омбудсмена был www. Однако после его отставки оказалось, что сайт является личной собственностью Павла Астахова [16]. При этом новый Уполномоченный по правам ребёнка оказалась вовсе без официального сайта и была вынуждена вести общение с населением через социальную сеть Фейсбук [16]. На новом сайте никаких сведений об Астахове и об его деятельности в качестве Уполномоченного размещено не было [17].

В 2020 году к Уполномоченному по правам ребенка в Липецкой области поступило 291 обращение. Многие из них — по защите прав семей с детьми. Волновали родителей вопросы, касающиеся образования, реализации прав детей на жилье. Количество таких обращений по сравнению с прошлым годом практически не изменилось. Вместе с тем, значительно реже липчане просили помощи в решении вопросов охраны здоровья детей. Меньше поступило писем по взысканию алиментов. Проблемы жестокого обращения с детьми подняли 6 человек. 11 писем поступило от граждан по вопросам безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних. Подавляющее большинство обращений в 2020 году пришло от жителей Липецка (65%), Ельца и Грязинского района. Реже к детскому омбудсмену за поддержкой приходили дети-сироты — всего 10 человек в течение прошлого года. В 2020 году детский омбудсмен много внимания уделял оказанию помощи детям и семьям, попавшим в трудную
жизненную ситуацию, проведению профилактики суицидального поведения среди детей и подростков, защите прав и законных интересов школьников. Большая работа проводилась по вопросам правового просвещения несовершеннолетних.

Доклад представила детский омбудсмен региона Людмила Куракова. Он отражает ситуацию с обеспечением прав, свобод и законных интересов детей и подростков, проживающих на территории Липецкой области, и содержит предложения, направленные на улучшение основных сфер жизнедеятельности детей в нашем регионе. Большинство предложений выработаны в результате анализа обращений в адрес Уполномоченного и основных показателей.

В Докладе обозначены проблемные вопросы, которые остаются на контроле Уполномоченного по правам ребенка в Ленинградской области в 2016 году для принятия мер по их разрешению совместно с отраслевыми комитетами Правительства Ленинградской области:

Показана эффективная система правового родительского всеобуча, созданная в пяти общественных приемных Уполномоченного по правам ребенка на базе филиалов Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина.

10.02.2020 Работа над докладом Уполномоченного по правам ребенка.

Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка Анна Кузнецова поддержала создание Ассоциации по развитию детского и молодежного кино. Учредителями новой организации стали киностудия «Союзмультфильм», АНО «Академия развития детского кино и телевидения Алексея Покровского» и ООО «2Д Целлулойд».

В волгоградском регионе 383 семей, где родился второй малыш, уже получили по 50 тысяч рублей — введенная с 1 января губернатором Андреем Бочаровым мера поддержки пользуется популярностью у жителей области.

Для удобства жителей региона личный прием граждан проводился Уполномоченным и сотрудниками его аппарата ежедневно. Осуществлялись выездные приемы граждан в Киквидзенском, Дубовском, Жирновском, Камышинском, Октябрьском, Старополтавском, Суровикинском и Серафимовичском муниципальных районах Волгоградской области, а также в Советском, Краснооктябрьском, Центральном районах Волгограда и общественной приемной г. Волжского.

«Задача обеспечения безопасности наших детей является стратегической не только на уровне государства. Сегодня мы говорим о повышении роли семьи и включении в этот процесс родителей», — отметила Уполномоченный.

Уполномоченный по правам человека Дмитрий Шахов, Уполномоченный по защите прав ребёнка Наталия Соколова и Уполномоченный по защите прав предпринимателей Аркадий Мурылёв предварительно обсудили итоги проделанной ими работы с председателем регионального парламента Александром Котовым, а также с членами профильных парламентских комитетов.

Участники парламентских слушаний задали интересующие их вопросы Уполномоченному по правам человека, высказали предложения, на которые, по их мнению, следует обратить внимание в дальнейшей работе. Например, предложено изучить, насколько острой для нашего края является проблема детского попрошайничества. Был поднят вопрос о возможности стимулирования тех учреждений, которые занимаются созданием комфортной образовательной и воспитательной среды для детей с ограниченными возможностями. В обсуждении доклада приняли участие заместитель начальника управления по делам несовершеннолетних администрации края С.В. Галь, старший помощник руководителя следственного управления СК по краю А.Д. Стамлер, начальник отдела краевой прокуратуры О.Н. Лобанов, помощник начальника УФСИН по краю А.М. Артёменко. Они подчеркнули, что Уполномоченный по правам ребенка работает в тесном взаимодействии с ведомствами, которые они представляют. Причем, обмен информацией носит двусторонний и неформальный характер, что способствует результативной работе. К обсуждению подключились и будущие управленцы. Студентка Кубанского госуниверситета Анастасия Воронина сказала, что изучила доклад Уполномоченного и предложила обратить больше внимания на вопросы борьбы с курением и употреблением спиртных напитков и наркотиков несовершеннолетними. Член экспертно-консультативного совета при комитете по вопросам образования, науки и делам семьи В.П. Бедерханова обратила внимание на то, что для дальнейшего движения вперед очень важно вычленять проблемы и видеть перспективу. Она считает целесообразным в будущем отражать в докладе не только вопросы, которые непосредственно связаны с соблюдением прав детей, но и не оставлять без внимания свободы и законные интересы ребенка. Итоги обсуждения доклада Уполномоченного по правам ребенка за 2013 год подвел В.В. Чернявский. Он отметил системную работу по защите прав несовершеннолетних, многообразие форм и методов работы аппарата Уполномоченного. Виктор Васильевич предложил ежегодный доклад делать более конкретным и четко указывать, кому адресованы те или иные рекомендации. Кроме того, следует внимательно изучить ситуацию в тех муниципальных образованиях, откуда поступает больше всего обращений, провести встречи в советах профилактики этих районов.

Участники парламентских слушаний поддержали доклад Уполномоченного по правам ребенка за 2013 год и предложили вынести его на рассмотрение очередной сессии Законодательного Собрания. Предложения, которые прозвучали в ходе слушаний, рекомендовано учесть при корректировке плана работы на 2014 год.

Должность Уполномоченного по правам участников образовательного процесса учреждается в соответствии с локально — нормативным актом образовательного учреждения Положением об Уполномоченном по правам участников образовательного процесса в целях усиления гарантий защиты прав и достоинства участников образовательного процесса и восстановлению нарушенных прав.

  1. Повышение уровня правовой грамотности обучающихся, педагогов и родителей.
  2. Взаимодействие образовательного учреждения с семьей.
  3. Создание условий для активного участия детей в решении вопросов по расширению и укреплению спектра правового пространства в школе.
  4. Проведение информационной, образовательной и воспитательной работы по предупреждению насилия в отношении несовершеннолетних.
  5. Формирование навыков бесконфликтного поведения у участников образовательного процесса;
  6. Воспитание в личности способности к саморазвитию и самоопределению.
  7. Увеличение количества информационного материала для учеников, педагогов, родителей (на сайте, стенде школы, классных уголках, раздаточный материал для классных руководителей), с целью формирования и укрепления стабильного, организованного правового пространства в учреждении;
  8. Повышение уровня самообразования уполномоченного, с целью наиболее компетентного уровня предоставляемых советов и рекомендаций при разрешении вопросов правового уровня;

Опубликован доклад о защите прав детей в РФ по итогам 2019 года

«Отбирание ребенка у семьи может быть произведено только тогда, когда его дальнейшее пребывание там сопряжено с очевидными угрозами для физического, психического и нравственного здоровья. Пример с дедушкой и внуком, а также другие случаи, когда в адрес родителей высказываются угрозы забрать ребенка из-за невозможности вносить ипотечные платежи, когда при наступлении проблем подросткового возраста опекунам навязчиво предлагается написать заявление об отказе, мол, все равно не справитесь, свидетельствуют о том, что в крае нет единой государственной семейной политики», — констатировала Ирина Юльевна.

Для обеспечения защиты и восстановления нарушенных прав детей Уполномоченный осуществляет свою деятельность по заявительно-выявительному принципу. В этих целях не только проводит личные приёмы граждан, работает с письменными и электронными заявлениями и даёт консультации и разъяснения по телефонным обращениям, но для изучения ситуации на местах осуществляет контрольные выезды в различные детские учреждения ХМАО-Югры. Уполномоченный рассматривает жалобы граждан (взрослых и детей) на нарушения прав несовершеннолетних, при необходимости организует проведение проверок, содействует решению обозначенных проблем, взаимодействуя с профильными министерствами и ведомствами, муниципальными службами, руководителями учреждений, силовыми ведомствами и органами прокуратуры.

Уполномоченный защищает права, свободы и законные интересы ребёнка, определённые Конвенцией ООН о правах ребёнка, Всеобщей декларацией прав человека, Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод, Конституцией РФ, Семейным Кодексом РФ, Федеральным Законом «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ», иные права, установленные Федеральным Законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», другими нормативными правовыми актами РФ и ХМАО-Югры, в случае их нарушения в ХМАО-Югре.

«Для того, чтобы максимально быстро решить этот вопрос, нужно не только принять необходимую целевую республиканскую программу, но и работать над сохранением за детьми льготных категорий жилья, принадлежащего им по праву. К сожалению, многие ребята де-юре имеют свое жилье, но по факту это далеко не так. Мы также активно будем продолжать заниматься этим вопросом», — подчеркнула И. Клюева.

Говоря о социальной помощи семьям, детям и молодежи, И. Клюева особенно выделила работу правоохранительных органов и профильных центров. Наиболее серьезными факторами, способствующими нарушению прав ребенка на воспитание в семье, по мнению И. Клюевой, является развод родителей, невыплата алиментов, насилие в семье и жестокое обращение с детьми.

В настоящее время в федеральное и региональное законодательство внесен ряд изменений, в частности, Правительство РФ определило, как граждане и уполномоченные органы будут получать информацию из Единого государственного реестра ЗАГС в электронной форме; утвержден профессиональный стандарт для работников по присмотру и уходу за детьми (нянь); амбулаторный набор для введения инсулина и резервуар для амбулаторной инсулиновой инфузионной помпы включены в перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам при предоставлении набора социальных услуг и др.

В некоторых домах-интернатах упомянутых областей грубо нарушаются права детей на неприкосновенность личности, защиту от физического и психологического насилия, жестокого обращения, от эксплуатации и применения методов, унижающих человеческое достоинство. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации проинформировал об этих фактах глав администраций и прокуроров субъектов Федерации и ожидает конкретных действий по решению проблем.

• в-третьих, возникновение инвалидизирующих отклонений в развитии в детском возрасте, высокий процент социального сиротства ставят особые задачи в плане социальной защиты, особенно если учесть, что семья ребенка-инвалида, а при возможности и он сам, должны быть активными и неотъемлемыми участниками процесса реабилитации;

Доклад уполномоченного по правам ребенка за 2020 год

В крае по-прежнему отмечается ежегодное увеличение численности людей, лишенных родительских прав, снижение количества случаев восстановления родителей в своих правах. Это тревожный звонок, сигнализирующий о недостатках в работе системы раннего выявления социального неблагополучия семей с детьми и в организации комплексной работы с ними на ранних стадиях кризиса. Анализ ежегодно возрастающего числа жалоб граждан на работу органов опеки и попечительства говорит об отсутствии в крае единых подходов и требований к деятельности этой структуры. Люди возмущаются непрофессионализмом, отсутствием индивидуального подхода, волокитой, безразличием, а порой и грубостью сотрудников.

Ирина Мирошникова рассказала о случае, разобраться в котором просил депутат краевого парламента. Дедушка воспитывает неродного внука с трех лет (когда-то он усыновил его отца). Сейчас мальчику десять лет. В начале года учительница заметила синяк на шее ребенка, органы полиции изъяли мальчика прямо из школы и поместили в социальное учреждение. В суде подтвердилось, что дедушка из-за непослушания внука несколько раз ударил его куском ткани. За это он был привлечен к административной ответственности и оштрафован. Дед и внук уже простили друг друга, мужчина ежедневно навещает ребенка. Однако мальчик пятый месяц проживает в социальном учреждении, определять его дальнейшую судьбу предстоит органам опеки. Специфика ситуации в том, что к этому делу имеют отношения органы опеки двух районов. И у них противоположные мнения по поводу того, возвращать ли внука деду.

В Законодательном Собрании края состоялись парламентские слушания по обсуждению доклада Уполномоченного по правам ребенка в Краснодарском крае за 2013 год. Их провёл заместитель председателя ЗСК – председатель комитета по вопросам образования, науки и делам семьи В.В. Чернявский. В слушаниях приняли участие депутаты краевого парламента, специалисты аппарата Уполномоченного по правам ребенка, представители краевых исполнительных органов власти, судебных и правоохранительных ведомств, общественных организаций, члены экспертного-консультативного совета при комитете ЗСК и общественного экспертного совета при Уполномоченном по правам ребенка, уполномоченные по правам ребенка в муниципалитетах, члены профильного комитета Совета молодых депутатов, студенты-управленцы, проходящие практику в Законодательном Собрании.

Доклад представила Уполномоченный по правам ребенка в крае З.П. Козлова, которая занимает эту должность с середины прошлого года. Она отметила, что анализ реального положения дел в области защиты прав детей позволил определить основные сферы, в которых чаще всего встречаются нарушения. Для этого обобщены и обращения граждан, и результаты проведенных проверок. Большинство проблем, касающихся прав несовершеннолетних остаются актуальными на протяжении ряда лет. Но в докладе сделан акцент на тех вопросах, которых были характерны для отчетного года.

В рамках работы школьным уполномоченным проводился мониторинг соблюдения прав детей с ОВЗ на получение образования, детей, имеющих рекомендации ПМПК на получение образования. Все дети (23 обучающихся) получали в течение года образование, соответствующее возрасту и программе обучения. Данные дети обучаются как на дому, так и посещают образовательное учреждение, обучаясь по адаптированным программам (по рекомендации ПМПК).

Оживлённое обсуждение вызвали поднятые Уполномоченным темы распространения рекламы наркотических и психотропных веществ на улицах крупных городов и борьбы с этим негативным явлением, обеспечения «кибер-безопасности» детей в Интернете. Особый акцент в докладе был сделан на рекомендациях конкретным министерствам и ведомствам по исправлению ситуации там, где это необходимо. На слушаниях прозвучало много интересных предложений от представителей общественных организаций и правоохранительных органов о сотрудничестве. Выступавшие высоко оценили деятельность детского омбудсмена. «Уполномоченным по правам ребёнка в крае проведена большая работа, налажено конструктивное межведомственное взаимодействие как с исполнительными органами власти, судебными и правоохранительными структурами, так и с институтами гражданского общества. В докладе подняты важные и актуальные проблемы, звучат конкретные предложения по их решению», – сказал, подытоживая мероприятие, В.В. Чернявский.

В мероприятии приняли участие депутаты Законодательного Собрания, прокуратуры, Краснодарского краевого суда, представители профильных министерств, правоохранительных органов края, члены экспертных советов при комитете ЗСК и при Уполномоченном по правам ребёнка в крае, представители образовательных учреждений и учреждений социального обслуживания, общественных организаций, молодые депутаты.

Кузнецова: защиту права ребенка на жизнь необходимо дополнить

Комментируя итоги работы с обращениями граждан, омбудсмен подчеркнула, что в прошлом году в ее адрес поступило 162 письменных обращения от граждан, было проведено 120 личных приемов граждан по вопросам оказания содействия в защите и восстановлении нарушенных прав и законных интересов детей. Она также отметила, что наиболее проблемными для жителей полуострова оказались вопросы выплаты социальных пособий семьям с детьми и реализация жилищных прав детей льготных категорий.

Говоря о социальной помощи семьям, детям и молодежи, И. Клюева особенно выделила работу правоохранительных органов и профильных центров. Наиболее серьезными факторами, способствующими нарушению прав ребенка на воспитание в семье, по мнению И. Клюевой, является развод родителей, невыплата алиментов, насилие в семье и жестокое обращение с детьми.

Права ребенка определены Конвенцией ООН о правах ребенка, Конституцией РФ и другими законодательными актами. На практике не всегда эти права соблюдаются, и мы сталкиваемся с насилием в семье, психологическим давлением, конфликтами между учеником и учителем, учителем и родителями.

Должность Уполномоченного по правам участников образовательного процесса учреждается в соответствии с локально — нормативным актом образовательного учреждения Положением об Уполномоченном по правам участников образовательного процесса в целях усиления гарантий защиты прав и достоинства участников образовательного процесса и восстановлению нарушенных прав.

Федеральный служащий ведет свою работу в Москве. Он назначается на пост и снимается с него распоряжением Президента РФ. Ответственность за поддержание жизнедеятельности уполномоченного возложено на Общественную палату.
К 2011 году в структуре института уполномоченного выстроилась «вертикаль» власти с федеральным представителем во главе.

Детский омбудсмен в регионах России утверждается на пост и функционирует по одной из четырех моделей:

  1. Избирается законодательным аппаратом власти или с его одобрения, получает парламентский статус и действует на основании региональных законов.
  2. Назначается главами администрации и интегрируется в систему исполнительной власти.
  3. Задачи детского омбудсмена возлагаются на депутата законодательного собрания или регионального уполномоченного по правам человека.
  4. Деятельность уполномоченного организуется на благотворительных началах.
  • Прием граждан в Аппарате Уполномоченного по правам человека в РК

    Пн — Пт 09:00 — 18:00 (перерыв 13:00 — 14:00)

  • Личный прием Уполномоченного по правам человека в РК

    Четверг 14:00 — 18:00

  • Личный прием Уполномоченного по правам ребенка в РК

    Вторник, Четверг 09:00 — 18:00

  • Личный прием Уполномоченного по правам предпринимателей в РК

    Четверг 14.00-18.00

  • В Хакасии в преддверии Дня шахтера дети угольщиков решили снять клип
  • В Хакасии пройдет горячая линия по вопросам соцвыплат
  • Ирина Ауль предложила депутатам Хакасии заморочиться с детским бюджетом
  • «В целом все хорошо, но…» — в Хакасии детский омбудсмен сделала заявление о медицине
  • В Хакасии детский омбудсмен раскрыла свои доходы и показала автопарк супруга

В РФ проблемы детства имеют приоритетное значение в государственной политике. После ратификации международной Конвенции, страна приняла на себя ряд обязательств. Они касаются обеспечения достойных условий для жизни и развития детей. Формирование специализированной системы защиты интересов несовершеннолетних, включая дальнейшее совершенствование деятельности участковых уполномоченных полиции, сотрудников ОДН, омбудсмена и прочих институтов стало одной из ключевых задач в программе демографической политики государства. Концепция проработана на период до 2025 года.

Омбудсмен может по своему усмотрению принять соответствующий акт о начале производства по обращению или отказе в нем. Законодательство наделяет должностное лицо следующими возможностями:

  1. Принять обращение к рассмотрению в случае, если заявитель ранее обжаловал работу госорганов, местных структур, служащих в административном либо судебном порядке, однако принятым решением остался недоволен. Разбирательство по обращению уполномоченный вправе начать, если оно поступило не позже года с момента нарушения интересов или с даты, когда заявителю стало известно об этом.
  2. Должностное лицо может не принимать жалобу, разъяснив автору, куда ему необходимо написать в первую очередь.
  3. В ряде случаев Уполномоченный вправе самостоятельно перенаправить заявление в соответствующий орган для разрешения проблемы.
  4. Омбудсмен может отказать в принятии обращения к рассмотрению.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *