Свидетельство на право самостоятельного производства судебных экспертиз

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Свидетельство на право самостоятельного производства судебных экспертиз». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

1. Настоящее Положение об аттестации экспертов на право самостоятельного производства судебных экспертиз и о порядке пересмотра уровня их профессиональной подготовки* устанавливает порядок организации и проведения аттестации сотрудников экспертно-криминалистических подразделений в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации на право самостоятельного производства судебных экспертиз, а также пересмотра уровня профессиональной подготовки экспертов.
_______________
* Далее — Положение.


Положение разработано в соответствии с требованиями Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»*.
_______________
* Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 23, ст.2291; 2002, N 1 (ч.I), ст.2.

2. В системе Министерства внутренних дел Российской Федерации право самостоятельного производства судебных экспертиз предоставляется сотрудникам, состоящим на руководящих и экспертных должностях экспертно-криминалистических подразделений (далее — эксперт) и прошедшим подготовку по конкретному виду экспертной специальности в порядке, установленном нормативными актами МВД России.

Право самостоятельного производства судебных экспертиз может быть предоставлено сотрудникам, состоящим на руководящих и преподавательских должностях факультетов (курсов) образовательных учреждений системы МВД России, осуществляющих профессиональное обучение по специальности «Судебная экспертиза», переподготовку и повышение квалификации экспертов органов внутренних дел, прошедшим подготовку по конкретному виду экспертной специальности в порядке, установленном нормативными актами МВД России, а также выпускникам указанных образовательных учреждений, получившим диплом государственного образца по специальности «Судебная экспертиза» (абзац дополнительно включен приказом МВД России от 28 декабря 2006 года N 1098).

3. Перечень экспертных специальностей, по которым в органах внутренних дел Российской Федерации проводится аттестация на право самостоятельного производства судебных экспертиз, приведен в приложении N 1.

4. Аттестация сотрудников экспертно-криминалистических подразделений на право самостоятельного производства судебных экспертиз осуществляется экспертно-квалификационными комиссиями, создаваемыми в порядке, установленном настоящим Положением.

5. Уровень профессиональной подготовки экспертов каждые пять лет подлежит пересмотру экспертно-квалификационными комиссиями.

6. В своей работе экспертно-квалификационные комиссии руководствуются действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации по вопросам подготовки судебных экспертов и настоящим Положением.

7. В системе Министерства внутренних дел Российской Федерации создаются: Центральная экспертно-квалификационная комиссия Министерства внутренних дел Российской Федерации*, экспертно-квалификационные комиссии министерств внутренних дел, главных управлений (управлений) внутренних дел по субъектам Российской Федерации, управлений внутренних дел на транспорте**, экспертно-квалификационные комиссии образовательных учреждений системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, имеющих факультеты (курсы) по переподготовке судебных экспертов*** (пункт в редакции приказа МВД России от 28 декабря 2006 года N 1098.
_______________
* Далее — ЦЭКК МВД России или ЦЭКК, или Центральная комиссия.

Требования к квалификации эксперта

8. ЦЭКК МВД России создается и реорганизуется приказом Министра внутренних дел Российской Федерации.

9. ЭКК МВД, ГУВД, УВД, УВДТ создается и реорганизуется приказом министра внутренних дел, начальника ГУВД, УВД по субъекту Российской Федерации, УВД на транспорте (пункт в редакции приказа МВД России от 28 декабря 2006 года N 1098.

10. ЭКК ВУЗа МВД России создается и реорганизуется приказом начальника соответствующего учебного учреждения МВД России.

11. ЭКК МВД, ГУВД, УВД, УВДТ наделяется полномочиями по проведению аттестации на право самостоятельного производства:

судебных экспертиз по экспертным специальностям, предусмотренным пунктами 3, 10, 16, 18, 19, 20, 27 Перечня экспертных специальностей, по которым в Министерстве внутренних дел Российской Федерации проводится аттестация на право самостоятельного производства судебных экспертиз, при наличии в экспертно-криминалистическом центре не менее 25 экспертов, имеющих право самостоятельного производства соответствующего вида экспертиз;

судебных экспертиз по иным экспертным специальностям — при наличии положительного решения ЦЭКК МВД России по результатам рассмотрения ходатайства министра внутренних дел, начальника ГУВД, УВД по субъекту Российской Федерации, начальника УВДТ.

ЭКК ВУЗа наделяется полномочиями по проведению аттестации на право самостоятельного производства судебных экспертиз по экспертным специальностям, предусмотренным пунктами 3, 10, 16, 18, 19, 20, 27 Перечня экспертных специальностей, по которым в Министерстве внутренних дел Российской Федерации проводится аттестация на право самостоятельного производства судебных экспертиз.
(Пункт в редакции приказа МВД России от 28 декабря 2006 года N 1098.

12. Создание ЭКК в непрофильном образовательном учреждении системы МВД России, а также перечень экспертных специальностей, по которым данная Комиссия проводит аттестацию на право самостоятельного производства экспертиз, осуществляется только по согласованию с ЦЭКК МВД России.

14. ЭКК МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, ВУЗа:

проводит аттестацию сотрудников экспертно-криминалистических подразделений органа внутренних дел и, в соответствии с решением ЦЭКК, сотрудников иных органов и учреждений на право самостоятельного производства судебных экспертиз по профильным для ЭКК экспертным специальностям и предоставляет (отказывает в предоставлении) аттестуемым сотрудникам право самостоятельного производства судебных экспертиз, пересматривает уровень профессиональной подготовки экспертов;

направляет материалы в ЦЭКК МВД России для решения вопроса о лишении сотрудников права самостоятельного производства судебных экспертиз;

организует рецензирование заключений экспертов;

анализирует и обобщает сведения об уровне профессиональной подготовки аттестуемых сотрудников, вносит в ЦЭКК МВД России предложения по вопросам подготовки экспертных кадров;

организует и проводит по решению председателя ЭКК выездные заседания, учебно-методические сборы экспертов;

ведет учет сведений о работе ЭКК и сотрудников экспертно-криминалистических подразделений, которым Комиссией предоставлено право самостоятельного производства судебных экспертиз и подтвержден уровень их профессиональной подготовки;

предоставляет в ЦЭКК МВД России сведения о работе ЭКК и предложения по совершенствованию ее деятельности.

15. В состав ЭКК МВД, ГУВД, УВД, УВДТ входят: начальник экспертно-криминалистического центра — председатель Комиссии; заместитель начальника ЭКЦ — заместитель председателя Комиссии; секретарь Комиссии; члены Комиссии — начальники структурных подразделений центра, наиболее опытные сотрудники, имеющие стаж экспертной работы по соответствующей экспертной специальности не менее пяти лет.

В ЭКК могут входить представители ЭКЦ МВД России и преподаватели экспертных дисциплин образовательных учреждений системы МВД России.

16. В состав ЭКК ВУЗов входят: начальник образовательного учреждения или его заместитель по учебной работе — председатель Комиссии; начальник факультета подготовки экспертов или его заместитель по учебной работе — заместитель председателя Комиссии; секретарь Комиссии; члены Комиссии — ведущие преподаватели экспертных дисциплин.

В ЭКК могут входить представители ЭКЦ МВД России, ЭКЦ МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации (абзац в редакции приказа МВД России от 28 декабря 2006 года N 1098.

24. Аттестация на право самостоятельного производства судебных экспертиз проводится в отношении сотрудников, прошедших в установленном порядке подготовку по конкретному виду экспертной специальности и состоящих на экспертных и руководящих должностях экспертно-криминалистических подразделений, на руководящих и преподавательских должностях факультетов (курсов) образовательных учреждений системы МВД России, осуществляющих профессиональное обучение по специальности «Судебная экспертиза», переподготовку и повышение квалификации экспертов органов внутренних дел, а также выпускников указанных образовательных учреждений, получивших диплом государственного образца по специальности «Судебная экспертиза» (абзац дополнен приказом МВД России от 28 декабря 2006 года N 1098.

Абзац исключен приказом МВД России от 28 декабря 2006 года N 1098..

25. За сотрудником, аттестованным на право самостоятельного производства судебных экспертиз другим государственным судебно-экспертным учреждением или образовательным учреждением, имеющим право подготовки специалистов по специальности «Судебная экспертиза», при назначении его на должность экспертно-криминалистического учреждения или подразделения в системе МВД России, сохраняется право самостоятельного производства судебных экспертиз. Пересмотр уровня профессиональной подготовки данных экспертов осуществляется в порядке, установленном настоящим Положением.

26. Аттестация сотрудников государственных судебно-экспертных учреждений в системе МВД России и подразделений иных федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, в том числе зарубежных государств, на право самостоятельного производства судебных экспертиз и пересмотр уровня их профессиональной подготовки осуществляются по согласованию с руководством МВД России на договорной основе.

27. Сотрудник, аттестуемый на право самостоятельного производства судебных экспертиз или подтверждающий уровень своей профессиональной подготовки, должен:

знать действующее законодательство по вопросам судебной экспертизы, ведомственные нормативные правовые акты, регулирующие судебно-экспертную деятельность, а также теоретические основы судебной экспертизы;

обладать специальными знаниями и практическими навыками, необходимыми для производства конкретного вида судебных экспертиз в соответствии с действующими экспертными методиками.

28. Сотрудник, аттестуемый на право самостоятельного производства судебных экспертиз, приглашается на заседание ЭКК.

Если обучение (стажировка) сотрудника по рассматриваемому виду судебной экспертизы проводилось в экспертно-криминалистическом центре или ВУЗе, ЭКК которого рассматривает вопрос о его аттестации, то в индивидуальном порядке может быть принято решение о проведении аттестации без присутствия этого сотрудника на заседании Комиссии.

29. Аттестация на право самостоятельного производства судебных экспертиз экспертно-квалификационными комиссиями ВУЗов проводится после выполнения сотрудниками экспертно-криминалистических подразделений требований рабочих учебных программ по экспертной специальности для слушателей курсов переподготовки и повышения квалификации экспертов-криминалистов на получение права самостоятельного производства судебных экспертиз.

30. Пересмотр уровня профессиональной подготовки эксперта проводится заочно, если председателем Комиссии не принято иное решение.

Приложение N 2
к приказу МВД России
от 14 января 2005 года N 21

(с изменениями на 28 декабря 2006 года)

Образец свидетельства на право самостоятельного производства судебных экспертиз

1. Центральная экспертно-квалификационная комиссия Министерства внутренних дел Российской Федерации является главным органом в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации по вопросам аттестации сотрудников на право самостоятельного производства судебных экспертиз и пересмотра уровня профессиональной подготовки экспертов.

2. В своей работе ЦЭКК руководствуется законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России, регламентирующими экспертно-криминалистическую деятельность, а также настоящим Положением.

3. Председателем ЦЭКК является начальник ЭКЦ МВД России.

4. В состав ЦЭКК МВД России входят: первый заместитель начальника — заместитель председателя комиссии; секретарь комиссии; члены комиссии — заместители начальника ЭКЦ, начальники структурных подразделений, их заместители и наиболее опытные сотрудники ЭКЦ МВД России, имеющие стаж экспертной работы по соответствующей экспертной специальности не менее пяти лет (пункт в редакции приказа МВД России от 28 декабря 2006 года N 1098.

В ЦЭКК могут входить ведущие преподаватели экспертных дисциплин высших образовательных учреждений системы МВД России.

5. Персональный состав ЦЭКК утверждается приказом начальника ЭКЦ МВД России.

6. Материально-техническое обеспечение работы ЦЭКК осуществляется ЭКЦ МВД России.

7. Решение вопросов о предоставлении экспертам (лишении экспертов) системы МВД России права самостоятельного производства судебных экспертиз.

8. Определение уровня профессиональной подготовки экспертов системы МВД России.

9. Координация и контроль деятельности экспертно-квалификационных комиссий МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, УВДТ и образовательных учреждений системы МВД России, оказание им практической и методической помощи (пункт в редакции приказа МВД России от 28 декабря 2006 года N 1098.

10. Анализ и обобщение состояния использования современных научно обоснованных методик исследования вещественных доказательств в практике производства экспертиз и исследований, внедренных в работу экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел.

Право самостоятельного производства судебных экспертиз даруется исполнителям не просто так; в государственных органах существуют инструктивные положения на этот счет, руководствоваться которыми следовало бы и начальникам частных экспертных служб, и назначающим экспертизу, и тяжущимся — все-таки за этими нормами стоит большой опыт.

От правильности выбора эксперта, от того, занимаются ли профессионалы либо дилетанты, зависит не только формальная полнота ответов и соблюдение сроков. Ставкой в таком случае часто оказывается сама возможность выиграть процесс и добиться справедливости. Ключевым требованием неизменно является подготовка по конкретной специальности.

Периодически (но не реже каждых пяти лет) знания экспертов должны перепроверяться дополнительно, с учетом как методических новаций, изменений в данной отрасли науки, так и перемен в процессуальном законодательстве, в формах документов и делопроизводственных тонкостях отражения результата.

Система добровольной сертификации предназначена для организации и осуществления независимой оценки и подтверждения компетентности негосударственных специалистов судебной экспертизы в конкретном экспертном направлении.

Сертификация в данной системе осуществляется с целью повышения качества судебно-экспертной деятельности и повышения эффективности применения научно-технических достижений в сфере судебной экспертизы и криминалистики.

Объектом сертификации являются негосударственные эксперты на соответствие знаний, навыков и умений предъявляемых данной системой по конкретным экспертным направлениям.

О праве самостоятельного производства судебных экспертиз подробнее

На стоимость процедуры сертификации судебных экспертов влияет множество факторов, в том числе авторитетность компании, регион и прочие условия.

Как показывает практика, стоимость сертификации эксперта по одной специализации колеблется в районе 10-15 тысяч рублей. Некоторые учреждения предлагают скидки на «пакетные предложения», поэтому комплексное получение сертификатов сразу по нескольким направлениям может обойтись существенно дешевле.

В заключение хотелось бы отметить, что наличие сертификата соответствия свидетельствует о достаточном уровне специальной подготовки, накопленного опыта и приобретенных навыков данного специалиста, а также об их соответствии современным требованиям для осуществления профессиональной деятельности в области экспертизы по определенной специальности.

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

16. На ЭКК возлагаются следующие функции:

16.1. Проведение аттестации экспертов на право самостоятельного производства судебных экспертиз.

16.2. Пересмотр уровня профессиональной подготовки экспертов.

16.3. Направление материалов в ЦЭКК МВД России для решения вопроса о лишении экспертов права самостоятельного производства судебных экспертиз.

16.4. Организация рецензирования заключений экспертов в ЭКП.

42. Решение о лишении эксперта права самостоятельного производства судебных экспертиз по конкретной экспертной специальности принимается в случае нарушений требований законодательных, иных нормативных правовых актов, определяющих порядок производства судебных экспертиз, и экспертных методик.

43. Рассмотрение вопроса о лишении эксперта права самостоятельного производства судебных экспертиз по конкретной экспертной специальности осуществляется ЦЭКК МВД России по ходатайству ЭКК.

44. Для решения вопроса о лишении эксперта права самостоятельного производства судебных экспертиз по конкретной экспертной специальности в адрес ЦЭКК МВД России направляются представление, свидетельство на право самостоятельного производства судебных экспертиз, а также материалы, послужившие основанием для ходатайства.

При решении вопроса о лишении эксперта права самостоятельного производства судебных экспертиз по конкретной экспертной специальности ЦЭКК МВД России вправе запрашивать на контрольное рецензирование экспертизы, выполненные им по другим экспертным специальностям, по которым ему предоставлено право самостоятельного производства экспертиз.

45. Сроки рассмотрения материалов о лишении эксперта права самостоятельного производства судебных экспертиз по конкретной экспертной специальности определяются пунктом 31 настоящего Положения.

46. Решение ЦЭКК МВД России о лишении эксперта права самостоятельного производства судебных экспертиз по конкретной экспертной специальности принимается на очередном ее заседании в его присутствии.

Секретарь ЦЭКК МВД России обязан не позднее чем за один месяц письменно уведомить эксперта о дате и месте проведения заседания, на котором будет рассматриваться вопрос о лишении его права самостоятельного производства судебных экспертиз. В случае отказа эксперта от участия в заседании ЦЭКК МВД России или его отсутствия без уважительных причин решение принимается без его участия.

47. На период рассмотрения ЦЭКК МВД России вопроса о лишении эксперта права самостоятельного производства судебных экспертиз он отстраняется от производства судебных экспертиз по конкретной экспертной специальности.

48. При лишении эксперта права самостоятельного производства судебных экспертиз по конкретной экспертной специальности решение ЦЭКК МВД России направляется руководству соответствующего территориального органа МВД России для занесения в личное дело эксперта. В свидетельстве поверх записи о ранее предоставленном праве самостоятельного производства конкретного вида судебной экспертизы ставится штамп «Аннулировано», заверяется подписями председателя и секретаря ЦЭКК МВД России и гербовой печатью ЭКЦ МВД России.

49. Решение ЭКК (ЭКК вуза) может быть обжаловано экспертом (выпускником) в ЦЭКК МВД России в течение одного месяца. Председатель ЦЭКК МВД России при рассмотрении жалобы запрашивает в ЭКК (ЭКК вуза) все необходимые материалы, а из ЭКП — не менее пяти заключений эксперта по уголовным делам, выполненных по различным видам исследуемых объектов конкретной экспертной специальности, с необходимыми приложениями и организует их рецензирование.

49.1. Жалоба рассматривается на заседании ЦЭКК МВД России в следующем составе: председатель ЦЭКК МВД России, его заместитель, секретарь ЦЭКК МВД России, не менее половины членов комиссии.

49.2. На заседание приглашается эксперт, подавший жалобу. В случае отказа последнего прибыть на заседание комиссии без уважительной причины вопрос может быть рассмотрен в его отсутствие.

49.3. При наличии всех необходимых материалов жалоба должна быть рассмотрена в течение одного месяца.

49.4. Решение ЦЭКК МВД России вручается (направляется) лицу, подавшему жалобу.

50. Решение ЦЭКК МВД России о непредоставлении (неподтверждении) или лишении эксперта права самостоятельного производства судебных экспертиз может быть обжаловано в установленном законом порядке.

Как происходит сертификация судебных экспертов и стоимость всей процедуры

63. Контроль за производством экспертиз осуществляется руководителем. Руководитель обязан:

  • создавать необходимые условия для проведения экспертиз, сохранности представленных объектов, соблюдения правил техники безопасности и санитарно-гигиенических норм;
  • контролировать сроки и качество выполнения экспертиз, не нарушая принцип независимости эксперта;
  • при необходимости организовывать консультации экспертов со специалистами экспертных и научно-исследовательских учреждений МВД России, а также других федеральных органов исполнительной власти;
  • организовывать выборочное письменное рецензирование заключений экспертов;
  • в месячный срок информировать ЭКЦ МВД России о фактах вынесения уполномоченными органами (должностными лицами) представлений или частных определений в связи с производством экспертиз в подчиненном экспертном подразделении, результатах их рассмотрения и принятых мерах.

64. При выявлении нарушений экспертом требований законодательства по производству экспертиз, установленных методик их производства, а также наличии иных оснований, вызывающих сомнения в обоснованности выводов конкретной экспертизы, руководитель может письменно проинформировать в установленном порядке об этом орган или лицо, назначившее экспертизу, через его руководителя.

6. Проведение аттестации и пересмотра уровня профессиональной подготовки экспертов.

7. Проведение аттестации и пересмотра уровня профессиональной подготовки начальников ЭКЦ, их заместителей, а также преподавателей — членов ЭКК вузов.

8. Определение базовых ЭКК по конкретным экспертным специальностям для проведения аттестации и пересмотра уровня профессиональной подготовки экспертов ЭКЦ.

9. Принятие решений по результатам рассмотрения ходатайств руководства территориальных органов МВД России о возможности делегирования ЭКК полномочий по аттестации экспертов на право самостоятельного производства судебных экспертиз по конкретным экспертным специальностям.

10. Согласование состава ЭКК вузов, а также перечня экспертных специальностей, по которым данная комиссия проводит аттестацию выпускников на право самостоятельного производства судебных экспертиз.

11. Организация рецензирования заключений экспертов в ЭКП.

Очевидно, что система рецензирования продолжает существовать в данном ведомстве вне зависимости от того, что ни в одном из действующих процессуальных кодексов такой формат оспаривания (пересмотра) результатов заключений судебных экспертов прямо не предусмотрен.

Давайте перейдем к нормативно-правовой базе другого, не менее известного документа , а именно к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 мая 2010 г. № 346Н «Об утверждении порядка организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации», где в разделе XI прямо и четко отражена возможность проведения рецензионных работ по любым заключениям врачей судебно-медицинских экспертов, работающих в системе Минздравсоцразвития:

111. Контроль производства экспертиз осуществляет руководитель ГСЭУ, который обязан:

  • создавать необходимые условия для производства экспертиз, сохранности представленных объектов и материалов дела, соблюдения правил противопожарной и техники безопасности, санитарно-гигиенических правил и норм;
  • контролировать сроки и качество выполнения экспертиз, не нарушая принцип независимости эксперта;
  • организовывать взаимодействие сотрудников ГСЭУ со специалистами экспертных, образовательных, медицинских и научных организаций;
  • организовывать выборочное письменное рецензирование заключений экспертов.

А теперь давайте уделим некоторое внимание системе рецензирования, сложившейся в системе Министерства Юстиции, где механизм рецензирования, также как и во всех прочих государственных ведомствах существует в трех формах.

Давайте остановимся на основаниях для рецензирования:

12. В представлении на работника, направляемого на аттестацию на право самостоятельного производства судебных экспертиз, подписанном руководителем соответствующего СЭУ (структурного подразделения) с проставлением даты, должны быть указаны: фамилия, имя, отчество, год рождения, образование, специальность по образованию, стаж работы в экспертном учреждении, занимаемая должность, полученная экспертная подготовка аттестуемого работника, а также дана оценка его деятельности как специалиста в соответствующей области судебной экспертизы. К представлению прилагаются не менее пяти наблюдательных производств по экспертизам, выполненным сотрудником совместно с наставником. В случаях самостоятельной подготовки эксперта по виду экспертной специальности, дополнительно вводимой в перечень экспертных специальностей СЭУ, утвержденный соответствующим приказом Минюста России, а также при подготовке эксперта в случае отсутствия наставника в судебно-экспертном учреждении к представлению прилагаются не менее пяти учебных наблюдательных производств по выполненным контрольным заданиям в соответствии с программами подготовки, положительная рецензия и отчет о прохождении кратковременной стажировки.

13. Материалы, представленные для аттестации на право самостоятельного производства судебных экспертиз, рассматриваются комиссией в месячный срок.

14. Работник, в отношении которого рассматривается вопрос об аттестации на право самостоятельного производства судебных экспертиз, приглашается на заседание комиссии.

Вопрос о продлении права самостоятельного производства судебных экспертиз при наличии положительных рецензий на экспертные заключения (не менее пяти) в отдельных случаях может быть рассмотрен комиссией заочно.

Как мы понимаем первые две формы рецензионного контроля за результатами работы эксперта являются плановыми и «неконфликтными», и поэтому стоит концентрироваться на рецензировании на основе жалоб сторон по делу и по иным конфликтным обстоятельствам.

24. Вопрос о лишении работника СЭУ права самостоятельного производства судебных экспертиз рассматривается ЦЭКК по мотивированному представлению руководителя соответствующего СЭУ в случаях:

  • грубого или неоднократного нарушения работником норм процессуального законодательства, ведомственных нормативных актов, регулирующих экспертную деятельность;
  • низкой оценки квалификации работника экспертно-квалификационными комиссиями при очередном рассмотрении вопроса о продлении права самостоятельного производства судебных экспертиз.

К представлению руководителя СЭУ должны быть приложены не менее пяти наблюдательных производств и другие документы, подтверждающие наличие оснований для постановки вопроса о лишении работника права самостоятельного производства судебных экспертиз.

Заседание ЦЭКК проводится в соответствии с требованиями п. 10, 14, 15 настоящего Положения.

Протокол составляется в четырех экземплярах. Первый экземпляр вместе с наблюдательными производствами по экспертизам направляется по месту работы и приобщается к личному делу работника; второй — вместе с представлением хранится в ЦЭКК; третий — направляется в структурное подразделение Минюста России, курирующее государственные судебно-экспертные учреждения Министерства юстиции Российской Федерации; четвертый — в комиссию, ранее присвоившую данному работнику право самостоятельного производства судебных экспертиз.

25. Решение зональной экспертно-квалификационной комиссии может быть обжаловано работником в ЦЭКК в течение одного месяца.

ЦЭКК при рассмотрении жалобы истребует из зональной экспертно-квалификационной комиссии все необходимые материалы, а из судебно-экспертного учреждения — не менее пяти наблюдательных производств по экспертизам, выполненным данным работником, и организует их рецензирование.

Приказ Минюста России «Об утверждении Устава федерального бюджетного учреждения (название города) лаборатории судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации», который растиражирован Минюстом ровно по числу экспертных лабораторий, которые раскинуты по всей территории России.

II. Предмет и цели деятельности Лаборатории

2.3. Для достижения указанной цели и решения поставленных задач Лаборатория осуществляет следующие виды деятельности:

— рецензирует заключения экспертов судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации, вносит в координирующий региональный центр судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации (далее — РЦСЭ Минюста России) проекты планов методического рецензирования экспертных заключений.

Как мы могли убедиться, три самых главных экспертных ведомства в один голос заявляют о наличии и успешном функционировании в данных ведомствах системы рецензирования (проверки качества, достоверности и научной обоснованности) судебно-экспертных заключений государственных ведомственных экспертов.

Приказ ФСКН от 28 декабря 2006 г. N 440 «Об утверждении положений об организации обучения экспертов экспертно-криминалистических подразделений органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, об экспертно-квалификационной комиссии федеральной службы российской федерации по контролю за оборотом наркотиков, о порядке аттестации экспертов экспертно-криминалистических подразделений органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ на право самостоятельного производства судебных экспертиз и пересмотра уровня их профессиональной подготовки», где я сразу обнаружил целый ряд упоминаний о наличии в данном ведомстве механизма рецензирования заключений судебных экспертов:

– лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу Закона “О гражданстве”;
– лица, которые приобрели гражданство Российской Федерации в соответствии с Законом “О гражданстве”.

Гражданство Российской Федерации приобретается:

– по рождению;
– в результате приема в гражданство Российской Федерации;
– в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации;
– по иным основаниям, предусмотренным Законом “О гражданстве” или международным договором Российской Федерации.

Последняя редакция комментируемой статьи убрала требование высшего профессионального образования (в качестве основного для эксперта), установив подход, при котором для эксперта достаточно любого высшего образования при дальнейшем дополнительном профессиональном по конкретной специальности.
Следует отметить, что судебные органы расценивают требование о высшем профессиональном образовании для эксперта не обязательно как требование о высшем экспертном образовании (см., к примеру, Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 15 августа 2005 г. N КГ-А40/7465-05).
Поскольку комментируемая норма в последней редакции требует профессионального образования по экспертной специальности только в качестве дополнительного, то “первичное” высшее образование у эксперта может быть любым, в том числе не имеющим отношения к экспертной специальности.

Вызывает удивление, что Закон не учел существование в стране вузов, которые дают выпускникам высшее экспертное образование по специальности “эксперт”. По нашему мнению, можно было предусмотреть для выпускников этих вузов более упрощенный порядок приобретения статуса эксперта.

Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена. Удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования.
Граждане, имеющие начальное профессиональное образование соответствующего профиля, получают среднее профессиональное образование по сокращенным программам.
Среднее профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях) или на первой ступени образовательных учреждений высшего профессионального образования.

Положение предусматривает в целях проведения аттестации экспертов и проверки уровня квалификации экспертов федерального бюджетного учреждения Российского федерального центра судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации (далее – РФЦСЭ), федеральных бюджетных учреждений региональных центров судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации (далее – РЦСЭ), федеральных бюджетных учреждений лабораторий судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации (далее – ЛСЭ) на право самостоятельного производства судебной экспертизы по экспертной специальности создание двух уровней специальных комиссий: в РФЦСЭ – Центральной экспертно-квалификационной комиссии (далее – ЦЭКК) и в РЦСЭ – экспертно-квалификационных комиссий (далее – ЭКК).

СКР разработал требования к специалистам, производящим судебные экспертизы

1. Положение об аттестации на право самостоятельного производства судебной экспертизы экспертов федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации (далее — Положение) устанавливает порядок определения (пересмотра) уровня квалификации и аттестации экспертов федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации: федерального бюджетного учреждения Российского федерального центра судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации (далее — РФЦСЭ), федеральных бюджетных учреждений региональных центров судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации (далее — РЦСЭ), федеральных бюджетных учреждений лабораторий судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации (далее — ЛСЭ) — на право самостоятельного производства судебной экспертизы по экспертной специальности (в объеме специальных знаний, предусмотренных программами по дополнительному профессиональному образованию или их модулем (модулями).

2. Для определения (пересмотра) уровня квалификации и аттестации экспертов РФЦСЭ, РЦСЭ, ЛСЭ на право самостоятельного производства судебной экспертизы по экспертной специальности образуются в РФЦСЭ Центральная экспертно-квалификационная комиссия (далее — ЦЭКК) и в РЦСЭ — экспертно-квалификационные комиссии (далее — ЭКК).

3. Аттестация на право самостоятельного производства судебной экспертизы по экспертной специальности проводится для экспертов РФЦСЭ, РЦСЭ, ЛСЭ, имеющих высшее образование и получивших дополнительное профессиональное образование по конкретной экспертной специальности.

Каждые 5 лет ЦЭКК (ЭКК) пересматривает уровень квалификации и проводит аттестацию экспертов на право самостоятельного производства судебной экспертизы по экспертной специальности.

4. ЦЭКК определяет (пересматривает) уровень квалификации и проводит аттестацию на право самостоятельного производства судебной экспертизы:

экспертов РФЦСЭ и экспертов курируемых им ЛСЭ;

экспертов, занимающих должности руководителей и заместителей руководителей РЦСЭ и ЛСЭ;

экспертов, занимающих должности руководителей структурных подразделений РЦСЭ;

экспертов, являющихся членами ЭКК;

экспертов РЦСЭ, ЛСЭ в связи с отсутствием секции ЭКК по данной экспертной специальности или неполным составом данной секции;

экспертов РЦСЭ, ЛСЭ, прошедших стажировку либо обучение на курсах повышения квалификации в РФЦСЭ.

5. ЭКК определяет (пересматривает) уровень квалификации и проводит аттестацию на право самостоятельного производства судебной экспертизы по экспертной специальности:

экспертов РЦСЭ и курируемых ими ЛСЭ;

экспертов РФЦСЭ, РЦСЭ и ЛСЭ в связи с отсутствием секции ЦЭКК, ЭКК по данной экспертной специальности или неполным составом данной секции;

экспертов РФЦСЭ, РЦСЭ и ЛСЭ, прошедших стажировку в РЦСЭ, в котором действует данная ЭКК.

10. Вопрос об определении уровня квалификации и аттестации экспертов РФЦСЭ, РЦСЭ, ЛСЭ на право самостоятельного производства судебной экспертизы по экспертной специальности рассматривается на заседании ЦЭКК (ЭКК) в следующем составе: председатель ЦЭКК (ЭКК) и (или) его заместитель, секретарь и не менее двух членов соответствующей секции.

11. Определение уровня квалификации и аттестация на право самостоятельного производства судебной экспертизы осуществляются:

эксперта РФЦСЭ и РЦСЭ — по представлению руководителя структурного подразделения РФЦСЭ и РЦСЭ соответственно;

эксперта ЛСЭ — по представлению руководителя данного ЛСЭ;

эксперта, занимающего должность руководителя структурного подразделения РФЦСЭ, — по представлению заместителя директора РФЦСЭ, курирующего экспертную работу;

эксперта, занимающего должность руководителя структурного подразделения РЦСЭ и ЛСЭ, — по представлению руководителя РЦСЭ и ЛСЭ соответственно;

эксперта, занимающего должность начальника ЛСЭ, — по представлению руководителя РЦСЭ, курирующего ЛСЭ;

эксперта, занимающего должность начальника РЦСЭ, — по представлению структурного подразделения Минюста России, курирующего судебно-экспертные учреждения.

12. В представлении на эксперта РФЦСЭ, РЦСЭ, ЛСЭ, направляемого для определения уровня квалификации и аттестации на право самостоятельного производства судебной экспертизы, подписанном лицом, указанным в пункте 11 Положения, должны быть указаны: фамилия, имя, отчество (при наличии), год рождения, образование, специальность по образованию, стаж работы в РФЦСЭ, РЦСЭ, ЛСЭ, занимаемая должность, сведения о дополнительном профессиональном образовании по экспертной специальности, а также дана оценка его деятельности как лица, компетентного в соответствующей области судебной экспертизы.

13. Эксперт РФЦСЭ, РЦСЭ, ЛСЭ, в отношении которого рассматривается вопрос об определении уровня квалификации и аттестации на право самостоятельного производства судебной экспертизы, приглашается на заседание ЦЭКК (ЭКК).

В процессе заседания ЦЭКК (ЭКК) подлежат изучению представление на эксперта РФЦСЭ, РЦСЭ, ЛСЭ, пять заключений, выполненных им в рамках учебной программы подготовки по экспертной специальности за учебный период (далее — учебные заключения), рецензия на учебные заключения, иные материалы (при их наличии). ЦЭКК (ЭКК) предлагает эксперту РФЦСЭ, РЦСЭ, ЛСЭ ответить на вопросы по конкретной экспертной специальности, основам криминалистики и судебной экспертизы, законодательству Российской Федерации и нормативным правовым актам Минюста России, регулирующим судебно-экспертную деятельность, после чего дает оценку уровня его квалификации.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 24 декабря 2017 года приказом Минюста России от 6 декабря 2017 года N 248.

14. Решение вопроса об определении уровня квалификации и аттестации эксперта на право самостоятельного производства судебной экспертизы принимается на основе коллективного обсуждения простым большинством голосов членов ЦЭКК (ЭКК), принимающих участие в заседании.

Эксперт РФЦСЭ, РЦСЭ, ЛСЭ, в отношении которого ЦЭКК (ЭКК) принимает решение об определении уровня квалификации и аттестации на право самостоятельного производства судебной экспертизы, при голосовании не присутствует.

26. Решение ЭКК может быть обжаловано экспертом РЦСЭ, ЛСЭ и ЦЭКК в течение одного месяца.

ЦЭКК при рассмотрении жалобы об отказе в аттестации на право самостоятельного производства судебной экспертизы по экспертной специальности истребует из ЭКК материалы, которые были предметом рассмотрения соответствующей ЭКК, и организует их рецензирование.

Жалоба рассматривается на заседании ЦЭКК в следующем составе: председатель ЦЭКК, его заместитель, секретарь, не менее двух членов соответствующей секции, представитель структурного подразделения Минюста России, курирующего судебно-экспертные учреждения. На заседание приглашается эксперт РФЦСЭ, РЦСЭ, ЛСЭ, подавший жалобу. В случае неявки эксперта на заседание ЦЭКК без уважительной причины жалоба рассматривается в его отсутствие.

Заседание ЦЭКК проводится в соответствии с пунктами 13, 14, 16 Положения.

Решение ЦЭКК вручается (направляется) секретарем ЦЭКК лицу, подавшему жалобу, в течение пяти рабочих дней.

Приложение N 1



Рекомендуемый образец

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Протокол N
заседания Центральной экспертно-квалификационной комиссии федерального бюджетного учреждения Российского федерального центра судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации


«

«

г.

Состав ЦЭКК:

председатель

(инициалы, фамилия, должность, ученая степень)

Приложение N 2



Рекомендуемый образец

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Протокол N
заседания Экспертно-квалификационной комиссии

(наименование судебно-экспертного учреждения)


«

«

г.

Состав ЭКК:

председатель

(инициалы, фамилия, должность, ученая степень)

Назначение и производство экспертизы в судебном процессе

Приложение N 3



Рекомендуемый образец


N
п/п

Номер свиде-
тельства

Фамилия, имя, отчество (при наличии) и место работы лица, получившего свидетельство

Номер специаль-
ности, модуль (при наличии)

Дата аттестации на право самостоятельного производства судебной экспертизы

Подпись лица, получившего свидетельство

1

2

3

4

5

6

    «Экспертное бюро РЕШЕНИЕ», ориентированно только на независимую оценку, мы не занимаемся приписками, мы не работаем на результат по заказу клиента. Мы проводим исключительно независимую экспертизу. Имеется парк специализированного оборудования.

  • Права пациентов на бумаге и в жизни Саверский А.В.
  • Права авторов литературных произведений Камышев В.Г.
  • Постатейный комментарий к Федеральному закону «Об обществах с ограниченной ответственностью» Батяев А.А.
  • Настольная книга судьи по гражданским делам Толчеев Н.К.
  • Настольная книга адвоката Искусство защиты в суде Джерри Спенс
  • Наследственное право Махмутова М.М.
  • Международное публичное право Шевчук Д.А.
  • Международное право Глебов И.Н.
  • Криминология.Избранные лекции Антонян Ю.М.
  • Криминалистическая энциклопедия Белкин Р.С.
  • Карточка судебного эксперта, аттестуемого на право самостоятельного производства судебных экспертиз

    МЧС России

  • Журнал регистрации выдачи свидетельств о предоставлении права самостоятельного производства судебных экспертиз

    МЧС России

  • Протокол заседания Центральной (Региональной) экспертно-квалификационной комиссии на предоставление (продление) права самостоятельного производства судебных экспертиз

    МЧС России

  • Образец бланка свидетельства на право самостоятельного производства судебных экспертиз

    МВД России

  • Квалификационный лист эксперта на право самостоятельного производства судебных экспертиз

    ФСКН России

  • Свидетельство на право самостоятельного производства судебных экспертиз

    ФСКН России

  • Журнал учета выдачи свидетельств на право самостоятельного производства судебных экспертиз

    МВД России

Государственная и негосударственная судебная экспертиза

  • процессуальные ошибки при назначении экспертизы
  • как написать несогласие с экспертизой
  • может ли эксперт отказаться от проведения экспертизы
  • основания для повторной экспертизы в гражданском процессе
  • Психолого-психиатрическая экспертиза в уголовном деле
  • Аварийная экспертиза
  • Авто после экспертизы
  • Авто экспертиза
  • Типовые бланки, договоры
  • Законодательство РФ
  • Законодательство Москвы
  • Законодательство Московской области
  • Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
  • Постановления и Указы
  • Медицинское законодательство
  • Законопроекты
  • Документы СССР
  • Международное законодательство
  • Комментарии к законам
  • Общая судебная практика
  • Судебная практика: Москва и Московская область
  • Судебная практика: Поволжье
  • Судебная практика: Северо-Кавказский регион
  • Судебная практика: Северо-Запад
  • Судебная практика: Урал
  • Судебная практика: Волговятский регион
  • Судебная практика: Восточная Сибирь
  • Судебная практика: Западная Сибирь
  • Юридические статьи
  • Бухгалтерские консультации
  • Финансовые консультации
  • Статьи бухгалтеру

Расследование и судебное разбирательство большинства уголовных дел экономической направленности не обходятся без применения специальных познаний судебного бухгалтера. Правильный выбор участниками судопроизводства квалифицированных экспертов, обладающих необходимым уровнем знаний, умений, профессиональными навыками и опытом работы, является основой проведения объективного, всестороннего и полного исследования, а подготовленное компетентным экспертом заключение послужит одним из доказательств по делу. Действующее законодательство и практика расследования экономических преступлений требуют изменения подходов к оценке квалификационного уровня эксперта и документального подтверждения его профессионального статуса, что, безусловно, будет способствовать повышению качества исследования и аргументированности выводов эксперта при оглашении доказательств по делу.

Согласно действующему законодательству основные принципы судебно-экспертной деятельности заключаются в соблюдении законности и объективности исследований. Нарушение закона при выполнении экспертных действий недопустимо и влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. Следовательно, необходимо определение механизмов совершенствования процесса и процедур проведения судебной экспертизы, закрепленных в законодательном порядке, в том числе предусматривающих уточнение положений отдельных нормативных документов в сфере судебно-экспертной деятельности.

Термин «квалификация» означает способность выполнять конкретную работу и удовлетворять определенным требованиям, предъявляемым к экспертам данного направления судебно-экспертной деятельности [1, с. 69].

Требования о наличии необходимых навыков и квалификации к лицам, занимающимся профессиональной бухгалтерской деятельностью, появились еще в начале XX в. Так, 5 сентября 1924 г. Коллегией Народного комиссариата РКИ СССР было утверждено Положение Института государственных бухгалтеров — экспертов (ИГБЭ), целью которого было наблюдение за постановкой счетоводства и отчетности государственных, концессионных, смешанных, кооперативных, общественных и частных учреждений, обязанных публичной отчетностью. На членов созданного Института возлагались обязанности по проверке годовых и ликвидационных балансов, представлению заключений по разным вопросам счетоводства и отчетности, производству экспертиз по требованиям судебных и административных органов и др. Поскольку выполнение указанных задач требовало определенной компетенции, возникла необходимость установления соответствующих критериев членства в Институте: не допускали лиц, состоящих гражданами СССР менее трех лет, не пользующихся избирательными правами, являющихся собственниками либо участниками торговых или промышленных предприятий. Членами Института также не могли стать лица, практический опыт или моральный облик которых вызывали сомнения (не достигшие возраста 30 лет, не имеющие постоянного места жительства, ограниченные в правах по суду и исключенные из общественных организаций за неблаговидные поступки). Действительные члены ИГБЭ должны были иметь стаж практической работы от 5 до 10 лет. Образовательный уровень претендентов проверялся посредством специального испытания (экзамена) по особой программе. Лица, имеющие специальное бухгалтерское образование, но не обладающие достаточным стажем, могли стать кандидатами в действительные члены Института. По существу, ИГБЭ приобрел монополию на внешнюю ревизию и экспертизу предприятий и учреждений. Однако Институт не стал и не мог стать в полной мере независимой профессиональной корпорацией, поскольку согласно Положению был подконтролен Народному комиссариату РКИ. Следует отметить, что с образованием ИГБЭ повышался статус профессии бухгалтера, а право самоуправления, пусть и ограниченное, могло способствовать развитию самостоятельности и профессиональному росту членов. В 1930 г. ИГБЭ прекратил свое существование [2, с. 70 — 72].

В настоящее время, несмотря на то что законодательством закреплено правовое равенство государственных и негосударственных экспертов, Федеральным законом от 31.05.2001 N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон N 73-ФЗ) [3], а также Приказами Минюста России [4] и МВД России [5] установлены определенные квалификационные требования лишь для государственных экспертов, позволяющие самостоятельно проводить судебно-бухгалтерскую экспертизу. Уровень компетентности государственных экспертов подтверждается экспертно-квалификационными комиссиями Минюста России и МВД России каждые 5 лет. Для иных лиц не существует обязательных требований о прохождении аттестации на право проведения данного вида экспертиз. Документальное подтверждение их профессионализма становится довольно сложной задачей, поскольку наличие диплома об образовании, специальности, присвоенной ученой степени, практического опыта работы, трудового стажа и иные данные не гарантируют, что проведенная экспертиза будет качественной, объективной, всесторонней и достоверной. Таким образом, мы видим, что требования к уровню профессионализма и квалификации государственных экспертов законодательно и нормативно закреплены, а негосударственных — самостоятельно определяют следственные органы и суд исходя из совокупности представленных сведений о данном лице, что, на наш взгляд, является дискриминацией стороны защиты, нарушением принципов правосудия и положений ст. ст. 18, 19, 123 Конституции РФ [6].

Кроме того, проведение судебной экспертизы частным лицом, имеющим сомнительную репутацию и документально не подтвержденную компетенцию, в свою очередь дает возможность вынесения заключения, которое в последующем может быть признано судом в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 75 УПК РФ [7] недопустимым доказательством по делу, а также согласно п. 3 ч. 2 ст. 70 УПК РФ послужит основанием для отвода данного «эксперта». В результате неизбежно последует назначение дополнительной или повторной экспертизы, что значительно увеличит разумный срок уголовного судопроизводства и приведет к нарушениям ст. 17 Конституции РФ и ст. 6.1 УПК РФ.

Практика показывает, что в большинстве случаев у участников судопроизводства к государственным судебным бухгалтерам, прошедшим аттестацию в учреждениях Минюста России или МВД России и получившим соответствующие свидетельства по специальности, не возникает сомнений в компетентности и наличии требуемого уровня специальных профессиональных навыков в сфере бухгалтерского учета, указанных в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденном Постановлением Минтруда России, — «Главный бухгалтер» [4]. К таким знаниям относятся: знание финансового, налогового, гражданского и трудового права, форм и методов бухгалтерского учета на предприятии, организации документооборота и отражения на счетах бухгалтерского учета операций, методов экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности организации, плана и корреспонденции счетов, проведения инвентаризации денежных средств и товарно-материальных ценностей, аудиторских проверок и пр.

Иначе обстоит дело с частными экспертами — бухгалтерами (в том числе аудиторами, ревизорами), не прошедшими добровольную государственную аттестацию в учреждениях Минюста России или МВД России и не имеющими соответствующих свидетельств на право проведения судебно-бухгалтерской экспертизы, но в соответствии с действующим законодательством имеющими равное право на осуществление данного вида экспертизы. Как уже было отмечено, их компетентность и достоверность результатов проведенных ими экспертиз могут вызвать сомнения у участников уголовного судопроизводства.

Мы считаем, что при определении квалификационного уровня негосударственного эксперта необходимо документально подтвердить уровень профессиональных познаний, которыми в обязательном порядке должен обладать бухгалтер, согласно Постановлению Минтруда России от 21.08.1998 N 37.

С учетом действующего законодательства, а также накопленного практического опыта предлагаем установить следующие обязательные требования к кандидатам на право проведения негосударственной судебно-бухгалтерской экспертизы:

  • отсутствие судимости за совершение экономических преступлений;
  • гражданство и место жительства в Российской Федерации (это обусловлено тем, что иностранный гражданин в любой момент может покинуть пределы России и его вызов к следователю или в суд будет проблематичен или невозможен);
  • возраст старше 22 лет, дееспособность;
  • дипломированный выпускник образовательных учреждений МВД России по специальности 40.05.03 «Судебная экспертиза» или наличие высшего образования и дополнительного профессионального образования по указанной специальности.
  1. Смирнова С.А., Омельянюк Г.Г. О концепции модернизации профессиональной подготовки судебных экспертов в СЭУ Минюста России // Теория и практика судебной экспертизы. 2012. N 3 (27). С. 66 — 71.
  2. Бычкова С.М., Макарова Н.Н. Бухгалтерское дело. М.: ЭКСМО, 2008. 336 с.
  3. Федеральный закон от 31.05.2001 N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (ред. от 25.11.2013) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  4. Приказ Минюста России от 07.10.2014 N 207 «Об утверждении Положения об аттестации на право самостоятельного производства судебной экспертизы экспертов федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  5. Приказ МВД России от 09.01.2013 N 2 «Вопросы определения уровня профессиональной подготовки экспертов в системе МВД России» [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  6. Конституция Российской Федерации (ред. от 21.07.2014) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  7. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 31.12.2014) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  8. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.2010 N 28 «О судебной экспертизе по уголовным делам» [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  9. Постановление Минтруда России от 21.08.1998 N 37 «Об утверждении Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих» [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  10. Приказ Минюста России от 27.12.2012 N 237 «Об утверждении Перечня родов (видов) судебных экспертиз, выполняемых в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России, и Перечня экспертных специальностей, по которым предоставляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России» (ред. от 29.10.2013) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Бытовые услуги • Телекоммуникационные компании • Доставка готовых блюд • Организация и проведение праздников • Ремонт мобильных устройств • Ателье швейные • Химчистки одежды • Сервисные центры • Фотоуслуги • Праздничные агентства

  • Город Москва
  • Московская область
    • Дмитров
    • Долгопрудный
    • Домодедово
    • Дубна
    • Егорьевск
    • Железнодорожный
    • Жуковский
    • Ивантеевка
    • Климовск
    • Клин
    • Коломна
    • Королев
    • Красногорск
    • Лобня
    • Лыткарино
    • Люберцы
    • Мытищи
    • Наро-Фоминск
    • Ногинск
    • Одинцово
    • Орехово-Зуево
    • Павловский Посад
    • Подольск
    • Пушкино
    • Раменское
    • Реутов
    • Сергиев Посад
    • Серпухов
    • Солнечногорск
    • Ступино
    • Фрязино
    • Химки
    • Чехов
    • Щелково
    • Электросталь
  • Центральный округ
    • Белгород
    • Брянск
    • Владимир
    • Воронеж
    • Иваново
    • Калуга
    • Кострома
    • Курск
    • Липецк
    • Муром
    • Орел
    • Рязань
    • Смоленск
    • Тамбов
    • Тверь
    • Тула
    • Ярославль, ул. Угличская
    • Ярославль, ул. Советская
  • Северо-Западный округ
    • Санкт-Петербург
    • Архангельск
    • Вологда
    • Великий Новгород
    • Калининград
    • Мурманск
    • Петрозаводск
    • Псков
    • Сыктывкар
  • Южный округ
    • Армавир
    • Астрахань
    • Волгоград
    • Краснодар
    • Новороссийск
    • Новочеркасск
    • Ростов-на-Дону
    • Сочи
    • Элиста
  • Приволжский округ
    • Ижевск
    • Йошкар-Ола
    • Казань
    • Киров
    • Нижний Новгород
    • Оренбург
    • Орск
    • Пенза
    • Пермь
    • Салават
    • Самара
    • Саранск
    • Саратов
    • Ульяновск
    • Уфа
    • Чебоксары
    • Энгельс

    Что такое судебная экспертиза?

    6. В РФЦСЭ при Минюсте России и РЦСЭ создается по одной экспертно-квалификационной комиссии (далее — комиссия), в которой образуются секции по отдельным родам (видам) судебных экспертиз.

    Структура и персональный состав комиссии с распределением обязанностей утверждаются приказом Министерства юстиции Российской Федерации по представлению руководителя соответствующего центра. Изменения в состав и структуру комиссии вносятся в таком же порядке.

    7. В состав комиссии входят: руководитель СЭУ — председатель комиссии, заместитель руководителя — заместитель председателя комиссии, секретарь комиссии, руководители экспертных подразделений.

    В каждую секцию комиссии должны входить не менее двух экспертов, обладающих правом подписи по специальности, относящейся к роду (виду) судебных экспертиз, по которому создана данная секция, и имеющих стаж работы по специальности не менее двух лет.

    В состав комиссии могут быть включены представители экспертных служб иных федеральных органов исполнительной власти, научных учреждений и высших учебных заведений.

    8. Председатель комиссии, а в его отсутствие — заместитель:

    — организует работу комиссии;

    — созывает и проводит заседания комиссии;

    — осуществляет связи по вопросам работы комиссии с другими экспертными учреждениями Минюста России и иными ведомствами, научными учреждениями и высшими учебными заведениями.

    9. Секретарь комиссии:

    — готовит материалы для проведения заседаний комиссии;

    — ведет делопроизводство, связанное с работой комиссии, а также учет экспертов, которым присвоено (продлено) право самостоятельного производства судебных экспертиз;

    — оформляет протоколы заседаний комиссии и направляет их в соответствующее СЭУ и РФЦСЭ при Минюсте России.

    10. Вопрос об аттестации работников на право самостоятельного производства судебных экспертиз по конкретной экспертной специальности рассматривается на заседании комиссии в следующем составе: председатель комиссии и (или) его заместитель, секретарь и не менее двух членов комиссии, представителей соответствующей секции.

    11. Аттестация на право самостоятельного производства судебных экспертиз работника РЦСЭ осуществляется по представлению руководителя структурного подразделения данного РЦСЭ, а работника ЛСЭ — по представлению руководителя данной лаборатории.

    Аттестация на право самостоятельного производства судебных экспертиз руководителя структурного подразделения, в том числе и иногороднего филиала, производится по представлению начальника СЭУ, начальника ЛСЭ — по представлению начальника курирующего РЦСЭ, а начальника РЦСЭ — по представлению структурного подразделения Минюста России, курирующего государственные судебно-экспертные учреждения Министерства юстиции Российской Федерации.

    Аттестация на право самостоятельного производства судебных экспертиз руководителя структурного подразделения РФЦСЭ при Минюсте России производится по представлению заместителя директора РФЦСЭ при Минюсте России по экспертной работе.

    12. В представлении на работника, направляемого на аттестацию на право самостоятельного производства судебных экспертиз, подписанном руководителем соответствующего СЭУ (структурного подразделения) с проставлением даты, должны быть указаны: фамилия, имя, отчество, год рождения, образование, специальность по образованию, стаж работы в экспертном учреждении, занимаемая должность, полученная экспертная подготовка аттестуемого работника, а также дана оценка его деятельности как специалиста в соответствующей области судебной экспертизы. К представлению прилагаются не менее пяти наблюдательных производств по экспертизам, выполненным сотрудником совместно с наставником. В случаях самостоятельной подготовки эксперта по виду экспертной специальности, дополнительно вводимой в перечень экспертных специальностей СЭУ, утвержденный соответствующим приказом Минюста России, а также при подготовке эксперта в случае отсутствия наставника в судебно-экспертном учреждении к представлению прилагаются не менее пяти учебных наблюдательных производств по выполненным контрольным заданиям в соответствии с программами подготовки, положительная рецензия и отчет о прохождении кратковременной стажировки.

    13. Материалы, представленные для аттестации на право самостоятельного производства судебных экспертиз, рассматриваются комиссией в месячный срок.

    14. Работник, в отношении которого рассматривается вопрос об аттестации на право самостоятельного производства судебных экспертиз, приглашается на заседание комиссии.

    Вопрос о продлении права самостоятельного производства судебных экспертиз при наличии положительных рецензий на экспертные заключения (не менее пяти) в отдельных случаях может быть рассмотрен комиссией заочно.

    15. В процессе заседания комиссия изучает представленные на ее рассмотрение материалы, предлагает работнику ответить на вопросы по конкретной экспертной специальности, теоретическим основам судебной экспертизы, нормам процессуального законодательства и ведомственным нормативным актам, регулирующим экспертную деятельность, после чего дает оценку уровню его специальных познаний.

    Решение принимается на основе коллективного обсуждения простым большинством голосов членов комиссии, принимающих участие в заседании.

    Работник, в отношении которого решается вопрос аттестации на право самостоятельного производства судебной экспертизы, при голосовании не присутствует.

    16. Если комиссия не найдет оснований для аттестации работника на право самостоятельного производства судебных экспертиз, то в решении комиссии должны быть указаны мотивы и даны рекомендации. Вновь вопрос о присвоении права самостоятельного производства судебных экспертиз данному работнику может быть рассмотрен не ранее чем через 6 месяцев после выполнения рекомендаций в общем порядке.

    17. О ходе заседания комиссии ведется протокол (приложение N 1), который подписывается председателем и секретарем.

    Протокол составляется в четырех экземплярах. Первый экземпляр вместе с наблюдательными производствами по экспертизам направляется по месту работы и приобщается к личному делу работника; второй — вместе с представлением хранится в комиссии; третий — направляется в структурное подразделение Минюста России, курирующее государственные судебно-экспертные учреждения Министерства юстиции Российской Федерации; четвертый — в РФЦСЭ при Минюсте России.

    18. На каждого работника, который прошел аттестацию на право самостоятельного производства судебных экспертиз, заполняется карточка судебного эксперта (приложение N 2), которая помещается в картотеку комиссии.

    19. В соответствии с решением комиссии работнику выдается свидетельство об аттестации на право самостоятельного производства судебных экспертиз (далее — свидетельство) (приложение N 3).

    Свидетельство подписывается председателем и секретарем комиссии и заверяется печать�� судебно-экспертного учреждения, выдающего свидетельство.

    24. Вопрос о лишении работника СЭУ права самостоятельного производства судебных экспертиз рассматривается ЦЭКК по мотивированному представлению руководителя соответствующего СЭУ в случаях:

    грубого или неоднократного нарушения работником норм процессуального законодательства, ведомственных нормативных актов, регулирующих экспертную деятельность;

    низкой оценки квалификации работника экспертно-квалификационными комиссиями при очередном рассмотрении вопроса о продлении права самостоятельного производства судебных экспертиз.

    К представлению руководителя СЭУ должны быть приложены не менее пяти наблюдательных производств и другие документы, подтверждающие наличие оснований для постановки вопроса о лишении работника права самостоятельного производства судебных экспертиз.

    Заседание ЦЭКК проводится в соответствии с требованиями п. 10, 14, 15 настоящего Положения.

    Протокол составляется в четырех экземплярах. Первый экземпляр вместе с наблюдательными производствами по экспертизам направляется по месту работы и приобщается к личному делу работника; второй — вместе с представлением хранится в ЦЭКК; третий — направляется в структурное подразделение Минюста России, курирующее государственные судебно-экспертные учреждения Министерства юстиции Российской Федерации; четвертый — в комиссию, ранее присвоившую данному работнику право самостоятельного производства судебных экспертиз.

    25. Решение зональной экспертно-квалификационной комиссии может быть обжаловано работником в ЦЭКК в течение одного месяца.

    ЦЭКК при рассмотрении жалобы истребует из зональной экспертно-квалификационной комиссии все необходимые материалы, а из судебно-экспертного учреждения — не менее пяти наблюдательных производств по экспертизам, выполненным данным работником, и организует их рецензирование.

    Жалоба рассматривается на заседании комиссии в следующем составе: председатель комиссии, его заместитель, секретарь, не менее двух членов комиссии, представителей соответствующей секции, представитель структурного подразделения Минюста России, курирующего государственные судебно-экспертные учреждения Министерства юстиции Российской Федерации. На заседание приглашается работник, подавший жалобу. В случае отказа последнего прибыть на заседание комиссии без уважительной причины вопрос может быть рассмотрен в его отсутствие.

    Заседание комиссии проводится в соответствии с п. 17 — 19 настоящего Положения.

    При наличии всех необходимых материалов жалоба должна быть рассмотрена в течение одного месяца.

    Решение комиссии вручается (направляется) лицу, подавшему жалобу.

    Решение ЦЭКК может быть обжаловано в суде.

    Приложение N 1

    к Положению об аттестации

    государственных экспертов

    в государственных

    судебно-экспертных учреждениях

    Министерства юстиции

    Российской Федерации

    Протокол

    заседания экспертно-квалификационной комиссии

    ___________________________________________________

    (наименование экспертного учреждения)

    «__» _________________ г.

    Состав комиссии: председатель ____________________________________

    (фамилия, имя, отчество, должность,

    ученая степень)

    секретарь ________________________________________________________

    (фамилия, имя, отчество)

    члены комиссии ___________________________________________________

    (фамилия, имя, отчество, должность,

    ученая степень)

    __________________________________________________________________

    Утвержден Приказом _______________________________________________

    от «__» _______________ г. N ________

    Экспертно-квалификационная комиссия в соответствии с

    Положением об аттестации государственных экспертов в

    государственных судебно-экспертных учреждениях Министерства

    юстиции Российской Федерации рассмотрела:

    1. Представление _________________________________________________

    (наименование экспертного учреждения)

    об очередном продлении права (досрочном рассмотрении вопроса о

    возможности)


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    © Моё Право, 2024 | Все права защищены