Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Решение о признании пенсионера малоимущим». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Список необходимых документов для подтверждения статуса малоимущего пенсионера устанавливается органами соцзащиты и зависит от региона РФ. Как правило, в перечень обязательных бумаг входят:
- Паспорт РФ.
- Пенсионное удостоверение.
- Документ, позволяющий подтвердить состав семьи.
- Документ о наличии в собственности пенсионера недвижимого имущества.
- Трудовая книжка.
- Справка о доходах и всех текущих выплатах за последние 3 месяца до даты обращения.
- Заявление по форме об оказании социальной помощи от государства.
Содержание:
Как пенсионеру получить статус малоимущего?
С начала 2019 года отделения Социальной Защиты Населения (СЗН) начала планомерное внедрение программы по выявлению потребностей пенсионеров, где виды помощи будут оказываться как в натуральном виде (одежда, обувь, продукты, соц. помощь), так и в денежном выражении.
Подробнее о данной программе можно ознакомиться в статье сайта «Соцзащита выявит потребности пенсионеров», где детальнее рассмотрены вопросы о новых задачах региональных властей в рамках «майского» Указа Президента страны.
Так пенсионерам соцзащита рассылает информационные письма, где каждому обратившемуся сотрудники СЗН предложат индивидуальные меры поддержки. В большинстве случаев пенсионеры предпочитают дополнительные выплаты, которые начисляются в момент перевода региональных средств, регулирующих прожиточный минимум пенсионера в регионе.
По словам пенсионеров, которые уже обратились в отделения соцзащиты, минимальный размер ежемесячной помощи/выплаты составляет 1000 рублей, но максимальный 3000 рублей. Для получения максимальной выплаты необходимо соблюсти Большинство российских пенсионеров находятся на грани бедности, когда, из-за различных факторов, не остается средств для удовлетворения минимальных потребностей. Это связано в том числе и с размерами выплат, получаемых пенсионерами от государства.
Именно для этих целей федеральное законодательство имеет программы присвоения статуса «малоимущий» для различных категорий граждан. Так что именно дает данный статут пенсионерам?
Пенсионер вправе обратиться в отделение соцзащиты, чтобы сообщить о тяжелом финансовом положении, где первому назначается единовременная помощь, выражение которой пенсионер определяет сам.
Как правило, соцзащита настаивает о необходимости визита сотрудника ведомства, чтобы доставить пенсионеру продуктовую помощь, исходя из размеров потребительской корзины в регионе. Однако, пенсионер вправе написать заявление на получение такой помощи в денежном выражении.
Пенсионеров, имеющих фактический статус «малоимущий», как говорилось выше, немало. Только программы поддержки, к сожалению, распространяются крайне редко и не всегда адресно. Об этом заявляют сами пенсионеры.
«Складывается впечатление, что бюджетные средства, направленные на дополнительные выплаты, остаются в карманах недобросовестных чиновников», — говорят пенсионеры.
Кроме этого, учитывая бюрократические «проволочки» и сложность получения дополнительной помощи, пенсионеры сами зачастую отказываются от ее оформления. В некоторых случаях соцзащита не признает пенсионеров малоимущими, о чем довольно часто сообщают различные СМИ.
Также стоит отметить, что в каждом регионе имеются собственные нормы признания пенсионеров малоимущими, что и предполагает свои виды поддержки. Именно региональные власти регулируют данную норму соответствующей правовой базой.
В действительности и получается, что программы дополнительной поддержки пенсионеров есть, но они фактически не применяются, из-за различных сложностей.
Чтобы получить соцпомощь, нужно обратиться в орган социальной защиты населения по месту постоянной или временной регистрации. Что это за орган, определяет законодательство субъекта РФ, в котором вы живете.
Социальная помощь малоимущим — это государственная услуга, поэтому ее можно получить на портале госуслуг или в МФЦ. Это упрощает задачу. В МФЦ сотрудники подскажут, куда адресовать заявление.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ “О прожиточном минимуме в Российской Федерации” семья пенсионера (одиноко проживающий пенсионер) считается малоимущей (малоимущим) и имеет право на получение социальной поддержки и льгот, если:
- среднедушевой доход семьи пенсионера ниже величины прожиточного минимума, установленного в регионе проживания пенсионера.
Расчет среднедушевого дохода семьи пенсионера осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 05,04.2003 N 44-ФЗ “О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи”.
Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи пенсионера для оказания государственной социальной помощи, утвержден Постановлением Правительства РФ от 20 августа 2003 г. N 512. “О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи”.
Это не только заработная плата членов семьи пенсионера, но и множество других видов выплат:
- абсолютно все выплаты, которые предусмотрены системой оплаты труда;
- суммы среднего заработка, которые были сохранены за человеком в предусмотренных законом случаях;
- суммы компенсаций за выполнение государственных обязанностей, общественных обязанностей;
- выходные пособия, выплаты в связи с выходов в отставку;
- выплаты социального назначения, такие как пенсии, стипендии, пособия по безработице, пособие на ребенка, и т.д.;
- доходы, которые приносит имущество, принадлежащее семье (доходы от сдачи квартиры, внаем, машины, оборудования в аренду и т.д.);
- доходы, полученные от продажи продукции подсобного хозяйства (например, овощи, животные, рыба);
- иные доходы (например, оплата по гражданско-правовому договору, алименты, авторские гонорары, доходы от ценных бумаг).
Малоимущей будет признана семья пенсионера, у которой среднедушевой доход меньше, чем прожиточный минимум. При этом причины, по котором доход семьи пенсионера столь низкий, должны быть уважительными.
Не будет признана малоимущей семья пенсионера, в которой члены семьи являются трудоспособными, но не работают по причине алкоголизма или наркомании.
Что именно понимать под семьей пенсионера, законодательно не установлено. Между тем, этот вопрос важен, ведь именно от количества человек в семье пенсионера и их дохода зависит установление статуса «малоимущая семья». Безусловно, что членами семьи пенсионера являются супруг, дети, братья и сестры. Однако обязательное условие — это совместное проживание и ведение общего хозяйства.
Что такое среднедушевой доход семьи пенсионера
Чтобы определить среднедушевой доход семьи пенсионера, нужно сначала посчитать сумму дохода семьи за последние три месяца. Затем разделить полученную сумму на три, и таким образом мы получим среднемесячный доход семьи. Эту сумму следует разделить на количество членов семьи. Если в итоге получившаяся сумма менее прожиточного минимума, то семья пенсионера признается малоимущей.
Как получить статус малоимущей семьи и зачем
Предоставление мер социальной поддержки и льгот малоимущим семьям пенсионеров осуществляются в целях:
- поддержания их уровня жизни;
- адресного использования бюджетных средств;
- усиления адресности социальной поддержки нуждающихся пенсионеров;
- создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг пенсионерам;
- снижения уровня социального неравенства;
- повышения доходов пенсионеров.
Льготы, которые могут быть предоставлены малоимущих пенсионеров:
- малоимущие пенсионеры имеют право получать льготу на возврат платежей за коммунальные услуги в том случае, если расходы бюджета на уплату этих услуг выше установленного в конкретном регионе уровня;
- малоимущие пенсионеры вправе получать льготы на проезд в городском общественном, рейсовом и пригородном транспорте. Как правило, пенсионерам с малоимущим статусом предоставляют билеты бесплатно или по сниженной цене;
- малоимущие пенсионеры, живущие в северных регионах, вправе один раз за два года вернуть стоимость билетов к месту отдыха и лечения и в обратную сторону. Средства можно возместить, обратившись в Пенсионный фонд РФ по месту жительства, предоставив билеты и необходимые документы;
- в некоторых удаленных регионах РФ для малоимущих пенсионеров доступны программы с господдержкой, благодаря которым пожилые люди имеют право покупать авиабилеты с определенной скидкой;
- в некоторых регионах РФ малоимущие пенсионеры могут получать услуги по лечению и протезированию зубов по льготной стоимости.
Полный список льгот, субсидий и доплат, которыми могут воспользоваться пенсионеры, получившие статус малоимущих, можно получить, обратившись в органы социальной защите по месту проживания.
В законе № 44-ФЗ, который был издан 5 апреля 2003 года, отмечается право на получение социальной помощи. Но для этого важно оформить статус малоимущего.
Справка! Присвоение статуса осуществляется при несоответствии уровня дохода гражданина минимально установленному. Сумма определяется на уровне региона проживания лица.
Не все знают, что нужно, чтобы получить статус малоимущей семьи. Требуется сравнить уровень среднего дохода каждого члена семьи с установленными в субъекте показателями.
Они определяются отдельно для работоспособных лиц, пенсионеров и несовершеннолетних.
Перед тем, как получить статус малоимущей семьи, требуется проверить уровень дохода. Для уточнения суммы нужно сложить поступления, которые имеются у всех членов, а получившийся показатель поделить на количество человек. Дети так же включаются в данный список.
По состоянию на ноябрь 2019 год прожиточный минимум составляет 10 843 рубля (средний показатель):
- для трудоспособных граждан – 11 731 рублей;
- для лиц, находящихся на пенсии – 8 583 рубля;
- для несовершеннолетних иждивенцев – 10 721 рублей.
Но при признании семьи малоимущей за точку отсчета берется размер прожиточного минимума, установленный в регионе. Посмотреть актуальный размер ПМ в вашем регионе можно на сайте Федеральной службы государственной статистики.
На основании пункта 1 Постановления Правительства РФ № 512, которое было издано 20 августа 2003 года, при расчете общего дохода учитываются следующие виды поступлений:
- зарплата гражданина;
- перечисляемые в рамках среднего заработка гражданина средства за определенный период;
- компенсационные выплаты, назначаемые за исполнение обязательств государственного и общественного характера;
- пособия, положенные при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации;
- выплаты социального характера, определяемые, если не работает гражданин (пенсионное обеспечение, пособие по безработице, по уходу за детьми);
- плата, передаваемая за аренду помещения;
- иные перечисления (алименты, доход с банковских вкладов, переданные в наследство денежные средства).
Выделяют категории выплат, которые не могут применяться при расчете среднего дохода. К ним относят:
- социальные выплаты государственного характера, которые ранее были переданы заявителю;
- страховые пособия, положенные в случае наступления страховых ситуаций.
Если один из членов перечисляет алименты, то они не будут учтены в качестве общего дохода.
Для того чтобы пенсионер мог получать дополнительные пособия и льготы, ему необходимо обзавестись статусом малоимущего пенсионера.
Получить такой статус можно только при соблюдении определенных условий и предоставлении полного пакета документов в органы социальной защиты по месту официального проживания.
Как уже говорилось, малоимущими пенсионерами признаются граждане, доход которых ниже величины прожиточного минимума. В свою очередь размер величины прожиточного минимума зависит от региона проживания, уточнить который можно в Пенсионном фонде РФ.
Получение статуса малоимущего пенсионера означает приобретение пенсионером права на социальную помощь от государства в виде субсидий, льгот, различных доплат и т. д.
Для приобретения статуса малоимущего пенсионера пенсионер должен обратиться в органы социальной защиты по месту регистрации со всеми необходимыми документами и написать заявление по установленной форме.
После принятия документов органами социальной защиты будет вынесено решение о назначении социальной помощи или же об отказе в ней с указанием причины.
Список необходимых документов для получения пенсионером статуса малоимущего пенсионера устанавливается органами социальной защиты в регионе проживания пенсионера.
Как правило, в перечень обязательных документов входят:
-
паспорт пенсионера;
-
пенсионное удостоверение;
-
документ, позволяющий подтвердить состав семьи пенсионера;
-
документ о наличии в собственности пенсионера недвижимого имущества;
-
трудовая книжка пенсионера;
-
справка о доходах семьи пенсионера и всех текущих выплатах за последние 3 месяца до даты обращения за статусом малоимущего пенсионера;
-
заявление по установленной форме об оказании социальной помощи малоимущему пенсионеру от государства.
После того, как органами социальной защиты будут приняты у пенсионера все необходимые документы, органы социальной защиты осуществляют их обработку. Принятие решения органами социальной защиты происходит в течение 10 дней с момента подачи пенсионером документов.
После принятия решения органы социальной защиты направляет пенсионеру письменное уведомление о получении статуса малоимущего пенсионера или же об отказе.
Помимо этого, органы социальной защиты могут провести дополнительную проверку предоставленных пенсионером документов.
В этом случае спустя 10 дней с момента подачи заявления пенсионеру будет направлено уведомление о принятии промежуточного решения, а окончательное решение может быть принято в течение одного календарного месяца.
Предоставление мер социальной поддержки и льгот малоимущим семьям пенсионеров осуществляются в целях:
-
поддержания их уровня жизни;
-
адресного использования бюджетных средств;
-
усиления адресности социальной поддержки нуждающихся пенсионеров;
-
создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг пенсионерам;
-
снижения уровня социального неравенства;
-
повышения доходов пенсионеров.
Льготы, которые могут быть предоставлены малоимущих пенсионеров:
-
малоимущие пенсионеры имеют право получать льготу на возврат платежей за коммунальные услуги в том случае, если расходы бюджета на уплату этих услуг выше установленного в конкретном регионе уровня;
-
малоимущие пенсионеры вправе получать льготы на проезд в городском общественном, рейсовом и пригородном транспорте. Как правило, пенсионерам с малоимущим статусом предоставляют билеты бесплатно или по сниженной цене;
-
малоимущие пенсионеры, живущие в северных регионах, вправе один раз за два года вернуть стоимость билетов к месту отдыха и лечения и в обратную сторону. Средства можно возместить, обратившись в Пенсионный фонд РФ по месту жительства, предоставив билеты и необходимые документы;
-
в некоторых удаленных регионах РФ для малоимущих пенсионеров доступны программы с господдержкой, благодаря которым пожилые люди имеют право покупать авиабилеты с определенной скидкой;
-
в некоторых регионах РФ малоимущие пенсионеры могут получать услуги по лечению и протезированию зубов по льготной стоимости.
Полный список льгот, субсидий и доплат, которыми могут воспользоваться пенсионеры, получившие статус малоимущих, можно получить, обратившись в органы социальной защите по месту проживания.
- Урок 14. Льготы пенсионерам: Льготы по уплате транспортного налога для пенсионеров
- Урок 15. Льготы пенсионерам: Региональные льготы по уплате транспортного налога для пенсионеров
- Урок 18. Льготы пенсионерам: Бесплатная (льготная) путевка в санаторий для пенсионеров
- Урок 19. Льготы пенсионерам: Субсидии пенсионерам на возмещение расходов по газификации жилья
- Урок 20. Льготы пенсионерам: Адресная материальная социальная помощь пенсионерам
Малоимущий в России: докажи и получи поддержку государства
Начнем с того, что общий приток денежных средств делится на каждого члена. То есть, если отец зарабатывает 20 000, но при этом его жена в декрете, и соответственно, наличествует несовершеннолетний ребенок – их фактически трое. И под обозначенную категорию они вполне попадают. Но если второй родитель уже давно вышел из декрета, но не имеет дохода, то ему выплаты не положены – он исключается из уравнения. Ведь одним из критериев является сложная жизненная ситуация. Так, если человек просто не может найти работу, то требования будут удовлетворены. Ему нужно встать на учет в Центре занятости. А вот в случаях, когда гражданин просто не хочет работать, он не получит никаких льгот.
Так мы и пришли к общей формуле, отвечающей на вопросы «что значит такой статус», и «кто считается малоимущей семьей». Но для получения дотаций необходимо иметь совокупный доход меньше, чем положено по прожиточному минимуму на каждого члена. При этом человек должен работать либо обладать обоснованными причинами для отказа от трудоустройства:
- недееспособность (дети, инвалиды);
- выход на пенсию (пенсионеры);
- временная нетрудоспособность (медицинские противопоказания или декрет).
В противном случае они не попадут в сегмент, и общий доход не будет учитывать этих членов. Делить заработок придется на меньшее количество. При этом даже если один человек имеет высокую прибыль, это не гарантия отсутствия бедности. Так, родитель может получать 70 тысяч рублей в месяц, второй находиться в декрете и иметь еще двоих несовершеннолетних детей, с которыми дедушка-пенсионер и сестра (брат) с инвалидностью на иждивении. Итого мы имеем 7 человек, которые вместе живут на 70 000, в расчете по 10 на каждого. Поэтому вопросы о том, кто такие малоимущие граждане и кого к ним относят – не так просты для подсчета, как кажется на беглый взгляд.
Зачастую за чертой бедности у нас проживают сельские жители. Разумеется, заработная плата у них не дотягивает до людей в мегаполисах. Но тут тоже есть нюанс, продукция натурального хозяйства (садов-огородов) не учитывается в продуктовой корзине. Это одна из причин, почему количество необеспеченных концентрируется в деревнях.
Но есть в России и регионы, где средний заработок далек от идеала. Так, в Тыве по последним подсчетам почти 40% людей проживают за чертой бедности. А для примера в Татарстане, даже без учета жителей Казани, к нуждающимся относится не более 10%.
Но задача зачастую осложняется не численностью в регионе, а аспектами в использовании своего положения: как получать пособие и признание статуса.
В подавляющем большинстве случаев к категории относятся многодетные ячейки общества. Понятно, что самый логичный вариант, при котором общий доход будет ниже 11 тысяч – это превалирование количество неработающих над работающими. И поскольку инвалидность – это все же редкость, то чаще всего дело конкретно в детях. Причем сам статус многодетности опять же зависит от региона. В одном и троих будет хватать для признания, в другом понадобится пять.
К категории также часто относят и неполные семьи, когда количество зарабатывающих персон сокращается до одной. А если детей еще и двое, то практически всегда это прямой претендент для попадания в льготную группу. Даже получая 30 тысяч рублей на троих – это ниже предельной границы. А в Москве не хватит и 45 000.
Нюанс заключается в том, что аспекты «необходимости улучшения жилища» и «бедности» между собой не связаны. Это совершенно разные дотации и льготы. Но в совокупности они бы стали отличным подспорьем. Просто зачастую группа проживает в стареньких домах, но с приличной площадью квартиры, в «сталинке» прошлого столетия, но с квадратурой под 50 метров. И даже если это мать-одиночка с тремя детьми, а стены в гостиной уже давно осыпаются, жилищные условия по закону будут отличными. Ведь общая квадратура более 10 метров, положенных на одного человека. Именно в таких квартирах обычно проживают люди, которые попадают в льготный сегмент.
Когда мы поняли, что такое малоимущая, малообеспеченная семья, легко предположить их ежедневный рацион. Ведь при денежном обеспечении в 10 тысяч на человека или меньше, получается, что в день у гражданина в среднем есть 300 рублей. И половину этой суммы сразу стоит вычеркнуть. Она пойдет на оплату коммунальных услуг, одежды, школьных товаров, бытовой химии, ремонтных средств и остальных нужных вещей. В итоге мы имеем 150 рублей на питание на день. Разносолов на такую сумму купить не получится. Поэтому пища обычно скромная.
А вот с доходом все сложнее. Как мы уже уточнили, он может быть практически любым. Фактически, без расчета сложно как-либо понять, будет семья малоимущей или нет. В качестве примера, Иван зарабатывает 30 тысяч, имеет двоих детей и воспитывает их в одиночку. А вот Мария и Сергей, заботясь о дочери, работают санитарами в деревенской больнице и получают по 15 000 рублей каждый. Но минимум в регионе установлен на 9 000 ₽. А их прибыль на троих – 30 тысяч. То есть, они не попадают под показатель бедности, а Иван – вполне.
Мы уже можем вывести ряд простых рекомендаций.
- Исключаем трудоспособных людей, не состоящих на учете в центре занятости.
- Все иждивенцы остаются в уравнении, но их показатель доходности равен нулю.
- Любая прибыль на возмездной основе также относится к заработку (сдача в аренду квартиры, систематическая продажа собственных товаров, самозанятые).
- Вычисляется общая сумма посредством налоговой декларации. Незарегистрированная прибыль не будет учтена, но помните, что она в принципе и нелегальна.
Признание гражданина малоимущим допускается при учете некоторых критериев:
- состав семьи;
- размер дохода, получаемый всеми членами одной семьи;
- средний доход на одного гражданина.
Все семьи должны соответствовать определенным жестким условиям, при нарушении которых не допускается пользоваться поддержкой государства. Доход для признания малоимущим должен быть меньше на одного человека, чем прожиточный минимум, принятый в конкретном регионе. Поэтому государственные работники требуют от заявителей многочисленные документы, подтверждающие те или иные денежные поступления.
Признание малоимущими происходит в отношении всей семьи. Причем нередко граждане путаются, когда пытаются определить, кого можно причислить к членам семьи. Этот процесс считается достаточно легким, так как семья представлена определенной группой граждан, имеющих кровные узы. К другим факторам относится:
- совместное проживание, причем у всех людей должна иметься прописка по одному адресу;
- ведение общего хозяйства;
- разделение как доходов, так и затрат.
Допускается включать в состав семьи не только родителей и детей, но и бабушек с дедушками. Входят сюда приемные дети или малыши, над которыми оформлено опекунство или попечительство.
Также нередкими являются ситуации, когда чужие по закону люди ведут общее хозяйство, а также имеют прописку в одной квартире. В этом случае они могут быть признаны семьей, поэтому могут получать статус малоимущих.
Существует специальный закон о признании малоимущими. В ФЗ №44 указывается, каков порядок учета всех денежных поступлений и расходов, на основании которых определяется, можно ли конкретную семью признать малоимущей.
В законе указываются другие сведения, например, какие доходы учитываются, кто входит в состав семьи, а также какие послабления от государства предоставляются таким семьям. К ним относится возможность пользоваться многочисленными льготами или пособиями. Органы соцзащиты вовсе предлагают таким гражданам помощь, представленную в натуральном виде, поэтому дети и родители могут получать вещи и продукты питания.
Признание малоимущими: закон, доход, порядок признания
Доход семи для признания малоимущей – это наиболее сложный нюанс, так как все поступления денег должны подтверждаться документально. Для официально работающих граждан определить свой доход не составит труда, так как достаточно запросить за три месяца на месте работы справку 2-НДФЛ.
Также студенты могут взять справку в учебном заведении. Но дополнительно работники ФНС учитывают все имущество, принадлежащее каждому члену семьи. Поэтому требуется предоставлять данные о ценностях:
- автомобили или иные транспортные средства;
- квартиры или дома;
- участки земли, которые могут иметь разную категорию и назначение;
- дома, оставленные по наследству и находящиеся в деревнях;
- гаражи и даже места, выкупленные на парковке для собственного автомобиля;
- общая или корпоративная собственность;
- дачи и другие аналогичные объекты.
Проверяется наличие оформленных объектов на каждого члена семьи, а скрыть такую информацию не получится, так как работники соцслужбы самостоятельно могут отправить запрос в Росреестр для получения нужных сведений.
Если обращается за признанием малоимущими женщины, находящиеся в разводе с отцом своих детей, то у них должны быть подтверждения того, что они не получают алиментов. В доход может включаться даже бесплатное питание детей в школах, которое предлагается региональными властями на основании разных причин.
Все сведения о разных объектах содержатся в Росреестре, поэтому приходится заказывать выписку из ЕГРН.
Расчет для признания малоимущими считается достаточно простым. Для этого выполняются последовательные действия:
- складываются все официальные доходы, которые могут быть доказаны документами;
- полученное значение разделяется на три месяца;
- доход в месяц далее делится на всех членов семьи;
- такой расчет позволяет получить средний доход на одного гражданина.
Полученное значение надо сравнить с установленным в регионе прожиточным минимумом, причем если оно меньше этого показателя, то существует возможность того, что будет осуществлено признание гражданина малоимущим.
Для более точного расчета рекомендуется обращаться к специалистам, так как прожиточный минимум для трудоустроенного гражданина будет отличаться от этого показателя по отношению к детям, пенсионерам или другим категориям населения.
Признание малоимущими в Москве допускается исключительно при условии, что доход на одного члена семьи будет меньше, чем 15307 руб., так как именно эта сумма является прожиточным минимумом в этом городе.
Будет отказано в присвоении этого статуса, если даже один член семьи находится в трудоспособном возрасте, а при этом не обращается в службу занятости для нахождения работы.
Когда собрали все справки, можно подсчитать доходы.
- Для этого нужно сложить итоговые суммы из каждого документа.
- Полученное число следует разделить на три (по количеству месяцев сбора данных).
- Это число нужно разделить на количество членов семьи.
- В результате получим средний доход на каждого человека.
- Его сравнивают с показателем прожиточного минимума в регионе, установленным соответствующим правительством.
- Если доход меньше, то приобретение статуса малообеспеченной семьи вероятно.
Точный подсчет сделает только специалист, так как прожиточный минимум устанавливается отдельно для каждой категории граждан:
- трудоспособных;
- детей;
- пенсионеров и других.
Пример вычисления среднего дохода
Допустим, за статусом малоимущей обратилась семья, проживающая в Москве. Состав этой ячейки общества:
- мама присматривает за детьми двух и пяти лет (имеет право не работать);
- папа трудится;
- бабушка — пенсионерка.
Обращение произошло 17.02.2017.
Доходы берутся за период:
- ноябрь 2016;
- декабрь 2016;
- январь 2017.
Получились такие суммы:
- папа — 90 тыс. р. за 3 месяца;
- бабушка — 45 тыс. р. за тот же период.
Расчет: (90 тыс. р. + 45 тыс. р.) / 3 / 5 = 9 тыс. р. на одного человека.
Прожиточный минимум в столице (последний показатель) 15 307 тыс. р., следовательно, семейство признают малообеспеченным.
МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 25 февраля 2005 года N 17
Об утверждении Методических рекомендаций для органов
государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного
самоуправления по установлению порядка признания граждан малоимущими
в целях постановки на учет и предоставления малоимущим гражданам,
признанным нуждающимися в жилых помещениях, жилых помещений
муниципального жилищного фонда по договорам социального найма
______________________________________________________________
Документ возвращен без рассмотрения
Министерства юстиции Российской Федерации. —
Письмо Минюста России от 17.03.2005 N 01/1905-ВЯ
______________________________________________________________
В целях методического обеспечения реализации органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления полномочий, установленных пунктом 3 статьи 13 и пунктом 2 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации,
приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по установлению порядка признания граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма (далее — Методические рекомендации) и ввести их в действие с 1 марта 2005 года.
2. Департаменту строительства и жилищно-коммунального хозяйства обеспечить:
доведение Методических рекомендаций до органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
разъяснение применения Методических рекомендаций на основе запросов, поступающих от органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
осуществление оперативной подготовки изменений и дополнений в Методические рекомендации с учетом складывающейся практики их применения органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра В.А.Гончарова.
Министр
В.А.Яковлев
УТВЕРЖДЕН
приказом Минрегиона России
от 25 февраля 2005 года N 17
Настоящие Методические рекомендации для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по установлению порядка признания граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма (далее — Методические рекомендации) носят рекомендательный характер и разработаны с целью единообразного применения положений Жилищного кодекса Российской Федерации органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления и оказания им методологической и методической помощи при определении прав граждан на получение жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма на основе учета доходов граждан и стоимости принадлежащего им имущества.
Настоящие Методические рекомендации содержат:
— рекомендации по установлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации порядка определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, для признания граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма;
— рекомендации по установлению органами местного самоуправления размера, дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, для признания граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма;
— рекомендации по процедурам проведения органами местного самоуправления проверки достоверности предоставленных гражданами сведений и переоценки размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях подтверждения решения о признании граждан малоимущими;
— рекомендации по вопросам организации работы органов местного самоуправления, осуществляющих признание граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма.
Данные Методические рекомендации разработаны в соответствии с нормами Жилищного кодекса, устанавливающими, что «определение оснований признания малоимущих граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» и «определение порядка предоставления малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда», отнесено к компетенции органов государственной власти Российской Федерации (пункты 3 и 4 статьи 12 Жилищного кодекса) и регулируются непосредственно самим Жилищным кодексом.
Данные Методические рекомендации взаимосвязаны с «Методическими рекомендациями по определению порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма».
1.1. Жилищный кодекс Российской Федерации (далее — Жилищный кодекс) устанавливает, что малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению (часть 2 статьи 49 Жилищного кодекса).
1.2. В соответствии с Жилищным кодексом установление порядка определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда отнесено к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 3 статьи 13 Жилищного кодекса). При этом, поскольку принимается соответствующий закон субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 49 Жилищного кодекса), данным полномочием наделены только представительные (законодательные) органы субъекта Российской Федерации.
1.3. В соответствии с Жилищным кодексом установление размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда отнесено к компетенции органов местного самоуправления (пункт 2 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса). При этом органы местного самоуправления принимают решения о признании граждан малоимущими с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 49 Жилищного кодекса).
2.1. До начала проведения процедуры расчета размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и определения стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, необходимо предварительно определить, имеет ли гражданин, обратившийся с заявлением о постановке на учет и предоставлении ему жилого помещения муниципального жилищного фонда (далее — гражданин-заявитель) основание для признания нуждающимся в жилом помещении муниципального жилищного фонда, предоставляемом по договору социального найма (обеспеченность жилым помещением на 1 человека), поскольку процедура оценки доходов и имущества является более трудоемкой как для заявителей, так и для органов местного самоуправления. В дальнейшем настоящие Методические рекомендации исходят из того, что гражданин-заявитель имеет необходимые основания для того, чтобы быть признанным нуждающимся в жилом помещении муниципального жилищного фонда, предоставляемом по договору социального найма.
2.2. Расчет органами местного самоуправления доходов семьи гражданина-заявителя рекомендуется производить на основе сведений о составе семьи этого гражданина. Рекомендации по критериям определения состава семьи и предоставляемых заявителем сведений, подтверждающие данный состав, изложены в «Методических рекомендациях по определению порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению таким гражданам жилых помещений по договору социального найма».
2.3. Критерии отнесения граждан к членам семьи гражданина-заявителя рекомендуется указать в нормативном правовом акте органа государственной власти субъекта Российской Федерации, регулирующем порядок ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма.
3.1. Перечень видов доходов, учитываемых органами местного самоуправления в целях признания граждан малоимущими при определении их права на постановку на учет и получение жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, рекомендуется указать в законе субъекта Российской Федерации, регулирующем порядок определения размера дохода одиноко проживающего гражданина-заявителя или дохода, приходящегося на каждого члена семьи гражданина-заявителя, и стоимости имущества, подлежащего налогообложению и находящегося в собственности одиноко проживающего гражданина-заявителя или гражданина-заявителя и членов его семьи в целях признания граждан малоимущими и предоставления им жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма (далее — Порядок признания граждан малоимущими). В данном порядке рекомендуется указать учитываемые виды доходов в соответствии с перечнем видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 года N 512 «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи» (далее — постановление Правительства N 512).
4.1. В целях признания граждан малоимущими и предоставления им жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма органы местного самоуправления в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, регулирующем порядок признания граждан малоимущими, учитывают стоимость имущества, находящегося в собственности таких граждан и членов их семьи и подлежащего налогообложению, в соответствии с законодательством.
5.1. Законом субъекта Российской Федерации, устанавливающим порядок признания граждан малоимущими, рекомендуется утвердить перечень документов, являющихся основанием для определения размера дохода и стоимости имущества. Такой перечень может включать:
— паспорт гражданина или иной документ, удостоверяющий его личность;
— документы о составе семьи гражданина-заявителя (свидетельство о рождении, о заключении брака, решение об усыновлении (удочерении), судебные решения и др.);
— копии документов из налоговых органов, а также органов по регистрации имущественных прав, подтверждающих правовые основания владения заявителем и членами его семьи подлежащим налогообложению движимым и недвижимым имуществом на праве собственности;
— копии налоговых деклараций о доходах за расчетный период, заверенных налоговыми органами, или другие документы, подтверждающие доходы заявителя и всех членов семьи, которые учитываются при решении вопроса о признании гражданина малоимущим в целях постановки на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма;
— копии документов из налоговых органов, подтверждающих сведения о стоимости принадлежащего на правах собственности гражданину-заявителю и членам его семьи или одиноко проживающему гражданину-заявителю налогооблагаемого недвижимого имущества;
— копии документов из налоговых органов, подтверждающих сведения о категории принадлежащего гражданину-заявителю и членам его семьи или одиноко проживающему гражданину-заявителю на правах собственности налогооблагаемого движимого имущества, определяемой для целей исчисления налоговой ставки по транспортному налогу в соответствии с главой 28 «Транспортный налог» части второй Налогового кодекса Российской Федерации, и о размере транспортного налога, уплачиваемого в соответствии с установленной законом субъекта Российской Федерации ставкой.
5.2. При определении перечня предоставляемых документов рекомендуется в законе субъекта Российской Федерации привести «закрытый» перечень, не допускающий истребования у граждан документов, не предусмотренных данным законом.
5.3. В законе субъекта Российской Федерации, устанавливающем порядок признания граждан малоимущими, рекомендуется также указать, что при наличии у уполномоченного органа местного самоуправления возможности самостоятельного получения необходимых достоверных сведений и документов, в том числе в электронном виде, данный орган имеет право использовать полученные сведения и документы вместо документов, предоставляемых гражданином-заявителем. В этом случае предоставление гражданами-заявителями соответствующих документов не является обязательным.
Для наглядности приведен пример:
Член семьи |
Уровень дохода за последние 3 месяца в сумме |
Расчет |
Женщина |
30 000 |
(30 000 + 60 000 + 30 000)/3/4 = 10 000 рублей на одного члена семьи. Прожиточный минимум в регионе для каждого члена семьи составляет 11 680 рублей. Можно обратиться за выплатами. |
Мужчина |
60 000 |
|
Пенсионер |
30 000 |
|
Ребенок |
Не получает дохода |
Обратиться за пособием не сможет семья, где ее члены сознательно не работают, злоупотребляют вредными привычками. Чтобы ваш доход был минимальным, необходимо встать на учет в Центр Занятости и активно искать работу.
До 1 марта 2021 года власти продлили автоматическое продление пособия до 3 лет семьям, доход которых ниже двух прожиточных минимумов в регионе. Что это значит? Семьям, которым подтвердить право на выплату нужно с 1 октября 2020 года, не нужно посещать органы соцзащиты. Все справки будут собираться без участия граждан.
Какого числа приходят пособия?
Деньги начинают перечисляться не позднее 26 числа месяца, следующего за месяцем, в котором было принято заявление на материальную помощь. Если семья получает региональные выплаты, то срок начисления устанавливают местные органы власти.
Поддержка семьям с детьми в 2020 году будет оказываться из средств регионального бюджета. Условия получения льгот могут различаться в зависимости от региона. Предоставляется выплата на покупку школьной формы, канцелярских товаров.
Можно также попросить о материальной помощи и своего работодателя, однако стоит помнить, что руководитель может и отказать. Если положение совсем критическое и тому есть подтверждение, то можно рассчитывать на значительную помощь от работодателя.
В то же время не стоит забывать и про иную помощь малообеспеченным семьям. Так, с 1 января действует новое пособие для семей с низким уровнем дохода на детей от 3 до 7 лет в размере половины прожиточного минимума на ребенка за 2 квартал 2019 года. Семья с детьми, где родители потеряли работу, в августе так же получат по 3 000 рублей на каждого несовершеннолетнего ребенка. Такую выплату получает один из родителей, даже если оба родителя стоят на бирже труда.
Подать заявление на соответствующую помощь необходимо до 1 сентября, сделать это можно в МФЦ или органах социальной защиты.
Пособие малоимущим семьям в 2020 году
Этот вид господдержки доступен москвичам. Если у заявителей нет социальной карты, в центре социального обслуживания или центре соцпомощи семье с детьми товары выдадут в натуральной форме. Если карта есть, ее пополнят баллами, которые можно потратить вместо реальных денег в магазинах партнерской сети. Так, по сертификату в Москве приобретаются холодильники, стиральные машины или телевизоры.
Семьям с детьми баллы перечисляют на покупку детских товаров. Размер такого пополнения – 2000 баллов (или 2 000 рублей).
Наравне с вещами длительного пользования нуждающиеся москвичи могут получить продовольствие. Схема та же: при наличии социальной карты на нее поступят баллы, которые к оплате примут магазины-партнеры. Размер пополнения – 2000 баллов (или 2 000 рублей). Если карты нет, в центре социального обслуживания или центре соцпомощи семье с детьми выдается продуктовый набор.
Расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина производится исходя из суммы доходов членов семьи или одиноко проживающего гражданина за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления об оказании государственной социальной помощи.
Важно! При расчёте среднедушевого дохода учитываются доходы как в денежной, так и в натуральной форме.
Среднедушевой доход семьи при решении вопроса о признании ее малоимущей и об оказании ей государственной социальной помощи рассчитывается путем деления одной трети суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи.
Доход одиноко проживающего гражданина при решении вопроса о признании его малоимущим и об оказании ему государственной социальной помощи определяется как одна треть суммы его доходов за расчетный период.
Расчётным периодом признаётся период за последние 3 месяца.
Таким образом, для исчисления среднедушевого дохода семьи можно воспользоваться следующей формулой:
СД = РП * 1/3 * КЧС
СД – среднедушевой доход
РП – расчётный период
КЧС – количество членов семьи
Пример № 1. Расчёт среднедушевого дохода семьи.
В многодетной семье Ивановых, насчитывающей 5 членов семьи, источником дохода является лишь глава, заработная плата которого составила за последние 3 месяца:
– сентябрь – 24000 рублей;
– октябрь – 22000 рублей;
– ноябрь – 25000 рублей.
Среднедушевой доход в семье составляет ((24000+22000+25000)*1/3)/5=4733 рубля в месяц.
Для исчисления среднедушевого дохода одинокого гражданина можно воспользоваться следующей формулой:
СД = РП * 1/3
СД – среднедушевой доход
РП – расчётный период
Пример № 2. Расчёт среднедушевого дохода одинокого гражданина.
Иванов И.И. проживает без семьи. С целью присуждения ему статуса малоимущего гражданина за определение его дохода принимается сумма (24000+22000+25000)*1/3=23666 рублей.
Прожиточный минимум в Москве составляет 16957 рублей.
Предельный размер среднего дохода на каждого члена семьи составит 16957*1,5=25436 рублей.
Результаты, полученные при исчислении среднедушевого дохода как семьи, так и одинокого гражданина не превышают предельный размер среднего дохода на человека.
В том случае, когда среднедушевой доход не достигает предельной величины среднедушевого дохода на каждого члена семьи – это даёт право на признание гражданина или семьи в качестве малоимущих.
Благодаря полученному статусу, граждане могут рассчитывать на государственную социальную и материальную поддержку:
- назначение и выплата пособий, предназначенных для поддержки детей;
- помощь в предоставлении одежды, продуктов питания, лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения;
- льготы по налогам;
- льготы по оплате услуг ЖКХ;
- назначение и выплата социальных стипендий;
- предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Таким образом, если у граждан, зарегистрированных по месту постоянного проживания или по месту пребывания в Москве, среднедушевой доход составляет менее 25436 рублей – они могут обратиться в органы социальной защиты для возможности воспользоваться льготами, предназначенными для малообеспеченных граждан.
При расчёте среднедушевого дохода в доходе семьи или одиноко проживающего гражданина не учитываются:
Вид дохода | Комментарий |
Государственная социальная помощь | в виде денежных выплат и натуральной помощи |
Единовременные страховые выплаты |
|