Требование прокурора как акт прокурорского реагирования в уголовном судопроизводстве

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Требование прокурора как акт прокурорского реагирования в уголовном судопроизводстве». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Акты прокурорского реагирования

А.Ф. Козлов Прокурорский надзор в РФ. Скачать 310847 0 0

… фактам и определяют связанные с ними правовые последствия: судеб­ные приговоры, решения, постановления административных ко­миссий, комиссий по делам несовершеннолетних и т. д. В отношении последних прокурорский надзор проявляется двояко: во-первых, в проверке их законности и опротестовании их при несоответствии действующему законодательству; во-вто­рых, в обеспечении реальности их исполнения. …

Прокурорский надзор как самостоятельная отрасль государственной деятельности Скачать 31748 0 0

… в практическом плане не нужен. Другие видят в нем опасность для самостоятельных органов власти и приписывают прокуратуре полномочия, ставящие ее над самостоятельными ветвями власти. Прокурорский надзор в правовом государстве должен стать важным звеном в многоканальной системе обеспечения законности, укрепления правопорядка и реального осуществления конституционных гарантий. Нет также серьезных …

Шпоры по административному праву Украины Скачать 133865 0 0

… и способами, пре­дусмотренными Конституцией и законами Украины. За­конность должна быть реальной. 10. Система органов государственного управления в Украине, их правовая основа. Субъекты административного права — это все те, кто согласно административно-правовых норм наделены конкретным объемом прав и обязанностей в сфере ис­полнительной власти. Субъекты государственного …

Прокурор в хозяйственном (арбитражном) процессе: опыт Беларуси и иных стран постсоветского пространства Скачать 42513 3 0

… прямого предписания о рассмотрении дел с обязательным участием прокурора, возможности привлечения прокурора к участию в деле по инициативе арбитражного суда, а также не наделяет прокурора правом приостанавливать исполнение судебного акта. Особенности участия прокурора в хозяйственном процессе по белорусскому законодательству Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь (далее — ХПК) …

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И КЛАССИФИКАЦИЯ АКТОВ ПРОКУРОРСКОГО РЕАГИРОВАНИЯ В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ

РОССИИ.

§ 1. Понятие и сущность актов прокурорского реагирования.

§ 2. Классификация актов прокурорского реагирования в уголовном процессе.

ГЛАВА 2. АКТЫ ПРОКУРОРСКОГО РЕАГИРОВАНИЯ В ДОСУДЕБНОМ

УГОЛОВНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ.

§ 1. Акты прокурорского реагирования на стадии возбуждения уголовного дела.

1Л. Акты прокурорского реагирования как поводы для возбуждения уголовного дела.

1.2. Акты прокурорского реагирования на решение о возбуждении отказе в возбуждении) уголовного дела.

§ 2. Акты прокурорского реагирования на стадии предварительного расследования.

2Л. Требование и указание прокурора в системе мер уголовно-процессуального реагирования.

2.2. Признание прокурором доказательства недопустимым.

2.3. Акты реагирования прокурора при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве.

2.4. Акты прокурорского реагирования по уголовному делу, поступившему с обвинительным заключением или обвинительным актом.

ГЛАВА 3. АКТЫ ПРОКУРОРСКОГО РЕАГИРОВАНИЯ

В СУДЕБНОМ УГОЛОВНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ.

§ 1. Акты прокурорского реагирования в стадиях назначения судебного заседания и судебного разбирательства.

1.1. Ходатайства и замечания прокурора в системе мер уголовно-процессуального реагирования.

1.2. Акты прокурорского реагирования при отказе от обвинения и изменении обвинения прокурором.

§ 2. Апелляционные и кассационные представления как акты прокурорского реагирования по уголовным делам.

§ 3. Акты прокурорского реагирования на стадии возобновления производства по уголовному делу ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств.

Итак, самостоятельно прокурор не может предпринимать меры по отношению к правонарушителям. Однако реагировать на нарушения закона он обязан. Что же в этом случае делать?

При обнаружении прокурором факта нарушения законодательства Российской Федерации, он обязан обратить на это внимание соответствующих органов и уполномоченных лиц. Это и есть главное назначение акта прокурорского реагирования. Документ является основным правовым средством для прокурора, который самостоятельно не может привлекать правонарушителей к административной или уголовной ответственности.

Правовые средства прокурорского реагирования можно разделить на пять категорий:

  • Протест.
  • Представление.
  • Постановление.
  • Предостережение.
  • Требование об изменении правового акта.

Акты прокурорского реагирования применяются при специфических обстоятельствах, поэтому распространенное мнение о том, что они взаимозаменяемы, ошибочно.

Вопрос №7. Акты прокурорского реагирования

Постановления относятся к актам, которые обеспечивают прямое взаимодействие прокуратуры и судебных органов. Эти виды актов используются для инициации судебного дела об административном правонарушении. Если есть достаточно соответствующих доказательств, прокурор может вынести постановление о возбуждении уголовного дела.

У прокурорского постановления есть и второе применение. С помощью акта, прокурор может освободить лицо, взятое под стражу, если данная процедура была проведена без достаточных на то оснований. Освобождение не всегда окончательное (возможны варианты освобождения под залог), но повторное заключение под стражу возможно только при пополнении перечня доказательств обвинения.

Выявив нарушения законов, установив обстоятельства, способствующие нарушениям, и виновных лиц, прокурор принимает меры:

    1. к их устранению и недопущению в буду­щем;
    2. к привлечению к установленной законом от­ветственности виновных лиц.

Средства реагирования реализуются посредством пись­менных или устных актов прокурорского надзора, основны­ми из которых являются:

    1. протесты;
    2. представления;
    3. поста­новления;
    4. предостережения.

Закон не устанавливает единого письменного выражения для всех видов актов прокурорского надзора. Для некоторых из них, например протестов, вносимых в по­рядке уголовного судопроизводства, установлена письмен­ная форма, для других, таких как заключения, даваемые прокурором в суде, — устная и письменная формы.

Известно, что прокурор как государственное лицо, осуществляющее надзор, не обла­дает административной властью, т.е. не вправе отдавать распоряжения органам, за исполнением законов которыми он осуществляет надзор. В связи с этим он не может сам непосредственно отменить незаконный правовой акт, вос­становить нарушенную законность, привлечь виновное лицо к административной или иной ответственности.

Акты прокурорского надзора — это специфические правовые акты, вносимые только прокурором в порядке реализации своих полномочий, посредством которых он обращается к компетентным органам с требованием об устранении нарушений законов и привлечении к ответ­ственности виновных лиц.

Некоторой особенностью отличаются акты, выносимые прокурором при осуществлении надзора за исполнением за­конов органами дознания и предварительного следствия. За исключением представлений, эти акты носят распоряди­тельный характер, обязывающий органы дознания и след­ствия выполнить определенные действия.

Акты прокурорского надзора — индивидуальные акты, обращенные к тем или иным органам и должностным ли­цам в связи с определенными фактами (нарушениями зако­нов). Акт прокурорского надзора обязывает другой орган, должностное лицо реагировать на него установленным за­коном образом: рассмотреть его, принять необходимые меры и сообщить прокурору, внесшему его. Правильное со­ставление актов прокурорского надзора, точное и полное выражение в них закрепленных в законе полномочий проку­роров и основанных на них требований — неотъемлемое условие действенности надзора за исполнением законов.

Выбор средств реагирования зависит от следующих факторов:

    • характера нару­шений законов, их причин;
    • распространенности нарушений;
    • вредных последствий, вызванных нарушением законов;
    • сте­пени вины правонарушителей.

Обычно применяются такие средства реагирования и акты прокурорского надзора и из­бираются такие его формы (письменная, устная), которые позволяют достигать наибольшего эффекта и при том наи­более быстро в плане устранения и предупреждения нару­шений законов.

Решение государственного обвинителя федерально-окружного звена о вынесении протеста на правовые акты центральных ведомств и министерств невозможно. Только Генеральный прокурор РФ, а также лица, замещающие его, вправе опротестовать такие акты, не соответствующие законам государства. Соответственно, обвинители наделены полномочиями опротестования правовых документов исполнительных органов соответствующего субъекта, контролирующих структур соответствующего звена.

Причем акты реагирования прокурорского надзора свыше являются обязательными для выполнения всеми нижестоящими прокурорами. В этом случае государственный прокурор имеет право в пределах своей компетенции приносить протесты как к органам своего уровня, так и к нижестоящим. Наоборот быть не может. Между тем допускается возможность подготовки проекта нижестоящим прокурором в случае обнаружения им незаконного акта должностных лиц или органа, находящихся в компетенции прокурора вышестоящего уровня.

В любом из представлений, внесенных прокурором, независимо от федерального уровня, содержится следующая информация:

  1. Указывается должностное лицо или орган, которому направляется акт прокурорского реагирования.
  2. Информационные источники, в которых присутствуют данные о конкретных нарушениях закона.
  3. Непосредственная характеристика нарушений, включающая рассмотрение и анализ причин, условий и обстоятельств, способствовавших допущению ошибок в нормативно-правовых актах.
  4. Прокурорские требования об устранении нарушений и основополагающих обстоятельств, факторов.
  5. Указания прокурора касаемо процедуры и контрольных сроков рассмотрения органом или лицом-нарушителем представления.

Требования прокурора, изложенные в актах прокурорского реагирования, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Это правило вытекает из положений ст. 6 ФЗ о прокуратуре РФ.

Осуществляя надзор за исполнением законов, прокурор обязан принимать все предусмотренные законом меры для устранения правонарушений, а также причин и условий, им способствовавших, привлекать виновных лиц к установленной законом ответственности. Достижение целей, стоящих перед органами прокуратуры, невозможно без соблюдения этого правила. Обязательность исполнения требований прокурора — мощный инструмент, который обусловливает действенность, эффективность прокурорского надзора в целом, возможность активно бороться со всякого рода правонарушениями.

Мало, чтобы требования прокурора были исполнены, очень важно, чтобы они исполнялись своевременно.

Положение о своевременности исполнения требований прокурора является непременным условием эффективности надзорной и ненадзорной деятельности прокуратуры и в особенности деятельности по защите прав и свобод человека и гражданина, а его нарушение влечет за собой неблагоприятные последствия.

Лицо, которому внесен акт прокурорского реагирования, должно своевременно его рассмотреть, принять предусмотренные законом меры и направить ответ прокурору, внесшему акт реагирования, в срок, установленный в законе.

Оперативность (своевременность) внесения, рассмотрения, принятия соответствующих мер и сообщения прокурору о результатах рассмотрения требований, изложенных в акте прокурорского реагирования, — первооснова, руководящее начало деятельности органов прокуратуры, необходимый качественный элемент. Нарушение своевременности исполнения требований прокурора ведет к негативным последствиям в деле обеспечения законности и борьбы с преступностью.

Своевременность исполнения требований прокурора триедина и проявляется, во-первых, в установлении законом срока рассмотрения и направления письменного ответа прокурору; во-вторых, в требовании своевременно принять меры к устранению выявленных нарушений и недопущению их в будущем; в-третьих, в необходимости в отведенный законом срок решить вопрос о привлечении виновных лиц к предусмотренной законом ответственности.

Нередко несвоевременное рассмотрение требований, изложенных в актах прокурорского реагирования, связано с длительной проверкой руководителями предприятий, организаций, учреждений, которым они адресованы, фактов и обстоятельств, изложенных прокурором. Это может произойти, если акт прокурорского реагирования неубедителен, т. е. в полном объеме либо в какой-то части не убеждает субъекта, которому он направлен, в законности и обоснованности требований прокурора. Следовательно, прокурор при составлении акта прокурорского реагирования должен принять все меры к тому, чтобы его акт реагирования был убедительным (мотивированным, надлежащим образом аргументированным с фактической и юридической сторон, грамотно изложенным, понятным)1 независимо от того, будет он проверяться адресатом или нет.

Теория и практика прокурорского надзора свидетельствует о том, что эффективность прокурорского надзора в целом и полнота и своевременность ис полнения требований прокурора в частности прямо зависят от того, насколько конкретно изложены эти требования в акте прокурорского реагирования.

Будучи предусмотренными в ФЗ о прокуратуре РФ, акты прокурорского реагирования имеют процессуальный характер. Они составляются по определенной форме, вносятся определенным адресатам. Закон определяет порядок внесения и рассмотрения актов прокурорского реагирования, права и обязанности прокурора и лиц, рассматривающих эти акты. Ряд общих требований, предъявляемых к актам прокурорского реагирования, определяется приказом Генеральной прокуратуры РФ от 7 декабря 2007 г. № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина». В соответствии с данным приказом в актах прокурорского реагирования должны быть изложены сущность правонарушения, его негативные последствия, причины и условия, способствовавшие его совершению. В конкретных актах прокурорского реагирования в-зависимости от характера правонарушения должен ставиться вопрос об устранении как самого правонарушения, так и способствовавших ему причин и условий, об ответственности виновных лиц. При составлении и внесении таких актов реагирования, как про- -тест и представление, прокурор каждый раз решает вопрос о необходимости своего участия в их рассмотрении.

Особое внимание в названном приказе Генерального прокурора РФ обращается на контроль за рассмотрением внесения актов прокурорского реагирования и фактическим выполнением указанных в них требований.

Несомненно, прокурору предоставлены достаточно широкие полномочия по осуществлению надзора за соблюдением закона, но не выработано четкого и должным образом работающего механизма по их реализации, что отрицательно сказывается на эффективности и оперативности надзора, в частности своевременности исполнения требований прокурора.

Следовательно, предостережение объявляется должностным лицам госу- дарственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, органов военного управления, воинских частей и учреждений. Данный акт может объявляться также руководителям и другим работникам коммерческих и некоммерческих организаций, выполняющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, руководителям общественных (религиозных) объединений (Закон о противодействии экстремистской деятельности). Причем применению предостережений должна в обязательном порядке предшествовать проверка сведений о готовящихся конкретными лицами противоправных деяниях с истребованием от них письменных объяснений.

Данный акт прокурорского реагирования имеет превентивный характер. Его цель — предупредить возможные нарушения, о подготовке которых стало известно прокурору. Предостережение выносится не по факту совершенных правонарушений, а в случаях, когда нарушение только готовится и об этом имеются достоверные данные. Законодатель прямо указывает, что предостережение вносится для предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях. При наличии оснований для привлечения лица к дисциплинарной, материальной, уголовной ответственности про 86 курор использует соответствующее средство реагирования, направленное на привлечение нарушителя к установленной законом ответственности.

Реализация предостережения относится к исключительной компетенции прокурора и его заместителей, другие работники прокуратуры такими полномочиями не обладают. Кроме того, согласно ст. 6 Закона о противодействии экстремистской деятельности предостережения о недопустимости осуществления экстремистской деятельности вправе объявлять только Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместитель либо подчиненный ему прокурор или его заместитель.

Предостережение объявляется во всех случаях, когда у прокурора имею і-ся сведения о готовящихся противоправных деяниях. Такие данные могут бьпь получены в результате проведенных проверок, поступить от контролирующих органов или граждан, от средств массовой информации и из иных источников. Предостережение следует применять только для предупреждения возможных правонарушений. При наличии оснований для привлечения нарушителей закона к дисциплинарной, административной, материальной, уголовной ответственности предостережение о недопустимости нарушения закона, как правило, не применяют. Однако в конкретной ситуации (на основе ее правовой оценки) предостережение должностному лицу, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, -руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам может быть объявлено наряду с другими средствами прокурорского реагирования. На это обращено внимание в указании Генеральной прокуратуры РФ от 6 июля 1999 г. № 239/7 «О применении предостережения о недопустимости нарушения закона». При этом основанием для предостережения могут быть только достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях, могущих привести к совершению правонарушения и причинению вреда государственным или об 87 щественным интересам либо охраняемым законом правам и свободам граждан, не влекущих уголовную ответственность. Оно применяется только при осуществлении надзора за исполнением законов и законностью правовых актов. Для профилактики нарушений закона при производстве дознания, предварительного следствия и при рассмотрении дел судами следует использовать иные средства прокурорского реагирования, предусмотренные законом.

Предостережение имеет обязательную письменную форму. Данный инструмент прокурорского реагирования оформляется в виде специального акта (документа), в котором указываются заголовок, наименование прокуратуры и должностного положения прокурора (или его заместителя), составившего предостережение, фамилия, имя, отчество и .занимаемая должность предостерегаемого лица; описание источников, из которых получены сведения о готовящемся нарушении, послужившие основанием для вынесения предостережения; , изложение существа выявленного нарушения, ссылка на нарушенный закон; краткое перечисление оснований предостережения, требования, предъявляемые к должностному лицу, и указание на последствия в случае невыполнения требований и нарушения закона в виде ответственности, к которой может быть, привлечено предупреждаемое лицо; отметка об объявлении предостережения с указанием даты; должность, классный чин, фамилия и инициалы прокурора или его заместителя, объявившего предостережение. Подписывается предостережение прокурором или его заместителем, объявляющим и вручающим данный акт, и лицом, получившим предостережение.

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Бытовые услуги • Телекоммуникационные компании • Доставка готовых блюд • Организация и проведение праздников • Ремонт мобильных устройств • Ателье швейные • Химчистки одежды • Сервисные центры • Фотоуслуги • Праздничные агентства

  • По порядку применения и своему внешнему выражению они могут быть общими, которые распространяются на все отрасли прокурорского надзора и отдельные участки деятельности прокуратуры, а также специфическими, являющимися характерными для определенных сфер.
  • К первым относится, в первую очередь, опротестование актов, противоречащих действующему законодательству, а также внесение всевозможных представлений об устранении правонарушений.
  • Специфические же средства реагирования включают в себя дачу заключений и заявление всевозможных ходатайств прокурором в судебном порядке.

Таким образом, действия, направленные на устранение выявленных правонарушений в соответствии с действующим законодательством, представляют собой правовые средства реагирования прокуроров на любые нарушения законов.

Реализация этих средств осуществляется используя устные или письменные акты прокурорского реагирования, среди основных из которых стоит выделить протесты, постановления и представления.

Стоит отметить тот факт, что действующие законы не устанавливают какого-то определенного письменного выражения, которое могло бы соответствовать всем видам актов.

Для некоторых из них (к примеру, протестов, вносящихся в процессе проведения уголовного судопроизводства) предусматривается письменная форма, в то время как для других одновременно устная и письменная.

В процессе его подготовки особенное внимание уделяется юридической обоснованности, грамотности, достоверности, а также лаконичности, то есть краткому, но при этом предельно исчерпывающему изложению всех обстоятельств.

Вся информация, которую включает в себя этот акт прокурорского реагирования (образец выше), должна быть предварительно крайне тщательно проверена, а его предложения должны быть максимально конкретными и предусматривать максимально эффективные мероприятия, направленные на устранение правонарушений и их предупреждение.

В том случае, если правонарушение возникает впервые, и при этом руководитель органа не должен обязательно привлекаться к ответственности, представление может вноситься в адрес данного руководителя.

Если же на эти правонарушения последовала реакция прокурора, и при этом от них исходит общественная опасность, или же есть потребность в обращении на эту ситуацию внимания вышестоящих органов, то в таком случае по отношению к ним направляются эти акты прокурорского реагирования.

Виды представлений определяются уже непосредственно самим прокурором при исполнении своих обязанностей. К примеру, могут вноситься обобщенные представления, предлагающие определенные меры, которые нужно принять на подведомственных предприятиях.

Протест, как вариант акта прокурорского реагирования, направлен против незаконно изданного постановления или акта. Документ должен предоставляться уполномоченным органам или прокурором, или его заместителем, и указанные в нем требования подлежат обязательному рассмотрению в течение минимум десяти календарных дней.

Объект рассмотрения — договор, акт, приказ или другой подобный документ, которые были составлены с явными нарушениями делопроизводства и/или прав определенных физических/юридических лиц.

Протест используется с двумя целями:

  • Первая — чтобы аннулировать незаконную документацию, или привести ее в соответствие с действующим законодательством РФ.
  • Вторая — чтобы привлечь составителя незаконного документа к административной (а в особо серьезных случаях — и к уголовной) ответственности.

Решение ситуации с использованием протеста прокурора в порядке надзора состоит из двух шагов. Первый заключается в сборе данных, обосновывающих незаконность рассматриваемого постановления. Второй — это непосредственно составление проекта прокурорского протеста.

Акт прокурорского надзора под названием «представление» напрямую рассматривает случаи нарушения закона, связанные с нарушениями прав и свобод человека и гражданина.

Акт направляется напрямую лицу, уполномоченному устранить допущенное правонарушение. Как и протест, он подлежит обязательному рассмотрению и, если будет принято решение принимать соответствующие меры, то они осуществляются в течение максимум месяца от внесения представления на рассмотрение.

Стандартные поводы для составления прокурорского представления как акта реагирования:

  • Незаконные действия, повлекшие за собой нарушения положений законодательства.
  • Бездействие должностных лиц, повлекшее за собой нарушение положений законодательства.

Если рассмотрением акта прокурорского представления занимается коллегиальный орган, то прокурор должен быть извещен о запланированной дате заседания и ему в обязательном порядке направляется извещение о результате рассмотрения запроса.

ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 22 декабря 2017 года N 36-11-2017

[О методических рекомендациях «О подготовке актов реагирования в рамках прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности»]

Направляются для сведения и использования в работе разработанные Генеральной прокуратурой Российской Федерации методические рекомендации «О подготовке актов реагирования в рамках прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности».

Заместитель

Генерального прокурора

Российской Федерации

В.Я.Гринь

Требование как акт прокурорского реагирования

Требование вносится по фактам нарушений закона по отдельным делам оперативного учета (далее — ДОУ) или оперативно-служебным материалам (далее — ОСМ), а также в связи с ненадлежащим исполнением поручений следователя (дознавателя) по конкретному уголовному делу и т.д.

Таким образом, требование касается частных вопросов и является самой распространенной мерой реагирования в обозначенной сфере прокурорского надзора.

Несмотря на это, наряду с указанием конкретных нарушений законов, прокурор в данном акте может также поставить вопрос о привлечении виновного должностного лица к ответственности (дисциплинарной и др.).

В целях исключения формального и поверхностного подхода к подготовке рассматриваемого акта прокурорского реагирования он должен содержать следующие положения:

суть выявленного нарушения;

ссылки на нормы Федерального закона N 144-ФЗ и других законов, которые нарушены в конкретном случае;

указание на нарушенные положения подзаконных нормативных правовых актов (они приводятся в дополнение к Федеральному закону N 144-ФЗ, так как в соответствии с частью 2 статьи 4 этого Закона организация и тактика проведения ОРМ определяются ведомственными нормативными правовыми актами соответствующих служб).

В случае если нарушения закона связаны исключительно с бездействием по ДОУ, непроведением необходимых ОРМ по выявлению либо раскрытию преступлений, то в требовании об устранении нарушений закона прокурор может сослаться в первую очередь на невыполнение задач оперативно-розыскной деятельности, предусмотренных статьей 2 Федерального закона N 144-ФЗ.

Наряду с этим прокурор вправе указать, какие вопросы, имеющие значение для выявления, пресечения и раскрытия преступлений, не отработаны оперативными сотрудниками. Если же в материалах дела, например, оперативно-поисковом деле (далее — ОПД), присутствуют данные о причастности к преступлению конкретного лица, которые не выяснены в рамках ДОУ, то прокурор уполномочен обязать орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, провести работу в отношении этого лица, не предписывая выполнение конкретных ОРМ. Указанное позволяет исключить шаблонность данного акта реагирования и придать ему точный характер, что повлечет реальное исполнение требования прокурора с целью устранения нарушения закона.

При этом необходимо иметь в виду, что вмешательством в тактику и методику оперативно-розыскной деятельности считаются следующие предписания прокурора:

При подготовке представления об устранении нарушений закона необходимо исходить из общих требований к данному акту прокурорского реагирования, предусмотренных в статье 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

При этом следует учитывать, что представление должно носить обобщенный характер и включать в себя системные нарушения, допускаемые при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, в том числе при ведении ДОУ (ОСМ).

Принимая во внимание характер недостатков, подлежащих отражению в данном акте реагирования, прокурор в обязательном порядке в представлении должен инициировать перед руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, рассмотрение вопроса о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности и иной предусмотренной законом ответственности.

Общее требование о наличии у прокурора полномочия опротестовывать противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо путем обращения в суд предусмотрено в статье 23 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

Применительно к сфере оперативно-розыскной деятельности прокуроры должны приносить протесты на незаконные постановления, распоряжения и иные акты, издаваемые должностными лицами органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. Как правило, к ним относятся постановления о заведении, продлении и прекращении дел оперативного учета, постановления (распоряжения) о проведении отдельных ОРМ и др.

Отмечаются случаи, когда на момент проверки незаконно заведенное дело уже прекращено. В таких ситуациях приносить протест на постановление о заведении дела нецелесообразно. Вместе с тем, прокурор должен отреагировать на данное нарушение в целях недопущения его в дальнейшей работе и отразить его в обобщенном представлении об устранении нарушений закона.

В целях недопущения шаблонности актов прокурорского реагирования и дублирования однотипных требований по одним и тем же нарушениям закона на протяжении длительного времени прокуроры должны принципиально и взвешенно подходить к своим требованиям об устранении нарушений закона, изложенным в разных актах прокурорского реагирования.

Для обеспечения надлежащего исполнения указаний прокуроров об устранении нарушений закона целесообразно принимать непосредственное участие прокурорским работникам в рассмотрении актов прокурорского реагирования (преставление, требование, протест).

Кроме того, рекомендуется проводить контрольные проверки, в ходе которых выяснять устранены ли ранее отмеченные нарушения.

В случае же, если ситуация не меняется, следует обобщать такие факты игнорирования требований прокурора в обобщенном представлении и требовать привлечения виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности.

При необходимости надлежит инициировать вопрос о внесении представления в вышестоящий орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, направляя проект соответствующего акта реагирования в прокуратуру субъекта Российской Федерации, либо сообщать об этом в Генеральную прокуратуру Российской Федерации.

С учетом изложенного, при подготовке актов прокурорского реагирования в рамках надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности прокурорам следует руководствоваться разъяснениями, отраженными в настоящих методических рекомендациях.

Управление методико-аналитического

обеспечения надзора за процессуальной

деятельностью органов предварительного

расследования и оперативно-розыскной

деятельностью

Электронный текст документа

подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:

рассылка

У прокурора существует несколько дополнительных функций. Они выполняются в том спектре, который зависит от каждого индивидуального случая. Среди них стоит отметить следующие:

  1. Участие в тщательном исследовании представленных доказательств.
  2. Выдача заключения по всем появляющимся в процессе ведения дела вопросам и проблемам.
  3. Прокуроры часто выступают в стандартных судебных разговорных прениях с заранее составленной обвинительной речью. Сюда можно отнести высказывание оценки всем собранным доказательствам, представление своего мнения о сложившихся обстоятельствах, оказывающих существенное влияние на заведенное дело.
  4. Высказывание суду своих соображений относительно задействования подходящего под статью УК и категории наказания подсудимого.

Любой прокурор в состоянии обозначить в суде свои специальные кассационные или частные протесты на ранее принятое необоснованное или совершенно несоответствующее закону постановление.

Объекты, имеющие право возбуждать уголовные дела, перечислены в статье 146 УПК. В перечне нет сотрудников прокуратуры. Решение об уголовном преследовании принимается:

  • следователями;
  • дознавателями;
  • руководителями соответствующих структур.

Полномочия районного/городского прокурора на стадии возбуждения уголовного дела сводятся к осуществлению надзора за указанными должностными лицами. Последние передают постановление о возбуждении преследования в течение 24 часов в прокуратуру. В обязанности ее сотрудников входит:

  • выявление несоответствия принятого решения нормам закона;
  • утверждение или отмена таковых.

На практике прокуратура не закрывает дело. Сотрудник госоргана издает документ, в котором обосновывает свою точку зрения. Требование направляется в органы правопорядка. На его основании принимается решение о закрытии дела. При этом следователь может возразить, если считает мнение прокурора неверным. Весь спор оформляется документально, так как от его итога зависят судьбы конкретных людей.

Прокуратура должна указать на процессуальное положение, нарушенное органами правопорядка. Если спорящие стороны не придут к согласию, то материалы направляются в вышестоящие структуры. На данном этапе процесса прокуратура обязана:

  • рассмотреть заявления граждан и должностных лиц о нарушении законодательства;
  • отследить соответствие процедуры нормам, указанным в УПК;
  • защитить права участников мероприятия.

Важно: участие в расследовании должностных лиц, заинтересованных в результатах такового, недопустимо.

Их отстранение, а также выявление причин принятия подобного решения, является ответственностью и обязанностью прокуратуры.

На этом этапе закон наделил прокурора правом:

  1. Осуществлять преследование и контролировать работу дознания и следствия.
  2. Использовать право и руководствоваться им, управлять ходом следствия.
  3. Давать разрешение на ходатайство в судебную инстанцию о каких-либо процессуальных действиях.
  4. Мотивировано отменять незаконно возбуждённое дело.
  5. Требовать исправления в установленные сроки недостатков, выявленных в следственных действиях.
  6. Давать органам дознания указания, в каком порядке необходимо расследовать преступление.
  7. Рассматривать изложенные в письменном виде аргументы следствия о наличии нарушений действующего закона.
  8. Отклонять несоответствующие правовым нормам постановления подчинённых работников прокуратуры.

Круг правовых возможностей прокурора в рамках процессуального законодательства обширен, но направлен на соблюдение Конституционных прав людей, пострадавших от преступных проявлений.

В российском законодательстве указано два этапа судебного разбирательства дела:

  • предварительное;
  • основное.

Работники прокуратуры являются участниками обоих стадий рассмотрения. Они представляют государство на этом этапе. Участие прокурора как гособвинителя в уголовном судопроизводстве заключается в следующем:

  1. Он представляет суду доказательства виновности подозреваемого. Мероприятие необходимо для установления истины и принятия справедливого решения.
  2. В случае необходимости отказывается от преследования человека. Таковое решение представляется в судебном заседании с серьезными обоснованиями и отсылками к нормативным актам в письменно виде.
  3. Опровергает аргументы, приводимые адвокатом пострадавшего. Это право вписано в статью 235 УПК.

Основная обязанность сотрудника прокуратуры в судебном заседании –отстаивание позиции обвинения. Для этого он:

  • представляет доказательную базу;
  • аргументирует свою позицию;
  • отвечает на контраргументы противной стороны;
  • изучает доказательства защиты;
  • предлагает конкретное наказание.

То есть прокурор является полноправным участником судебного разбирательства. Поэтому у него есть право высказывать замечания, задавать вопросы, выступать и пр. Одновременно сотрудник госоргана может аргументировано предложить уменьшение наказания (до принятия соответствующего решения судом). Это делается на таких основаниях:

  • квалифицирующий признак не подтвердился;
  • дело переквалифицировано на иную норму или статью.

У прокурора нет права возражать на применение особого порядка рассмотрения дела. Однако он может не согласиться на такую процедуру. Суд требует аргументации позиции. Она должна опираться на объективные факторы и нормы кодекса.

Участие гособвинителя-прокурора в стадии судебного разбирательства уголовного процесса является важнейшим элементом достижения правосудия. Сотрудник госоргана в ходе процедуры внимательно отслеживает показания противной стороны, анализирует доказательную базу. Это нужно для своевременного изменения мнения обвинения.

В его полномочия на обеих стадиях уголовного судопроизводства входит следующее:

  • участие в прениях сторон;
  • реплики при необходимости;
  • предъявление суду заключительного обвинительного акта перед уходом в совещательную комнату;
  • требование протокола судебного заседания для изучения;
  • возбуждение ходатайств в трехдневный срок после принятия решения.

Прокуратура при наличии соответствующих обстоятельств может во время заседания аргументировано изменить свою позицию. То есть частично отказаться от обвинения или полностью снять таковое. Позиция гособвинителя играет решающую роль в самом процессе и в судьбе подозреваемого.

Кроме того, участие прокурора в судебном разбирательстве направлено на защиту пострадавшей стороны. В ходе рассмотрения уголовных дел выявляются объекты преступного посягательства. В обязанности прокурора входит одновременно защита:

  • госсобственности;
  • имущественных и личных прав гражданина;
  • общественного устройства.

То есть во время заседания представителями прокуратуры постоянно выполняется функция контроля. Они отслеживают процедурные моменты с тем, чтобы выявить неправильное применение или толкование норм. Те задачи, которые госслужащие преследовали в стадии возбуждения уголовного дела, остаются и на этапе судебного разбирательства.

В мировые суды прокуроры обращаются с представлениями относительно принятых первичных решений. В таком случае исполнение постановления приостанавливается. А суд второй инстанции (тот же мировой) назначает рассмотрение предоставленных материалов с участием гособвинителя.

Представление не подается в суд второй инстанции, если первичное решение:

  • оправдывает человека;
  • не предусматривает кары;
  • назначает наказание без отбывания либо с условным сроком.

Сотрудники прокуратуры могут подать кассацию. Таковое мероприятие проводится, если в деле появились обстоятельства, не разобранные прежде. Кроме того, обвинитель как сторона процесса имеет полное право использовать все нормы УПК для достижения своей цели. А таковая состоит в правосудии. Если кассация подана защитой, то прокуратура в обязательном порядке делает письменное возражение.

Надзор за судебными решениями осуществляется соответствующим судом. Прокуратура плотно с ним взаимодействует. Надзорный суд пересматривает вердикты, в которых выявлено:

  • отсутствие законного решения;
  • нарушение сроков обжалования в совокупности с несогласием одной из сторон с его сутью.

Таким образом, прокурор использует дополнительные возможности для достижения справедливости. Если в ходе разбирательства и судопроизводства обвинением цель не достигнута, то оно может обратиться в надзорный суд. Естественно, таковое требует наличия четкой и полной аргументации позиции.

Важно: обвинителю дано право знакомиться с жалобами по разбираемым делам, поданными всеми участниками процесса.

В компетенцию прокуратуры входит надзор за уголовными делами даже после принятия по ним судебного вердикта. Сотрудник госоргана при наличии соответствующего основания истребует материалы в суде. Они проходят тщательную проверку на соответствие нормам законодательства. Если выявлено нарушение такового, то прокурорский работник направляет надзорное представление в суд.

Надзорные полномочия прокуратуры широки. Работники органа обязаны изучать всю полученную информацию и принимать законные решения. К примеру, в новом деле выявлены сведения относительно преступления, по которому суд уже вынес вердикт. Информация могла бы повлиять на последний в сторону изменения. В такой ситуации прокурор обязан истребовать материалы старого дела и изучить все последствия влияния на процедуру новой информации.

По вновь возникшим обстоятельствам сотрудник госоргана направляет требование о возбуждении уголовного преследования, если того требует ситуация. А предыдущий вердикт подвергается тщательной проверке. При выявлении в нем несоответствия законам, прокурор пишет надзорное предписание и направляет его в суд.

Прокуратуре в уголовной процедуре отведено одно из важнейших мест. Цель госоргана – достижение правосудия. А в более широком смысле – защита государства и общества от преступных посягательств, сохранение конституционного строя в стране. Именно поэтому в 2007 году с прокуратуры сняли обязанность по расследованию дел. Ее ныне выполняет Следственный комитет. Такая реформа позволила сбалансировать права и обязанности участников системы правопорядка.

В кассации суд:

  • по заявленным требованиям обвинителя имеет право дать оценку качеству доказательств;
  • принимает документы, не полученные на доследственном этапе, дополнительно внесённые прокурором.

Кассация прокуратуры (представление в письменном виде), поступив в судебную инстанцию, рассматривается судьёй. Суд сообщает в двухнедельный срок о том, где и когда состоится разбирательство. По жалобе обвиняемой стороны на постановление суда прокурор обязан подать возражения.

Законодательство установило исключительные требования к надзорному пересмотру судебных вердиктов, который применяется:

  1. Если не нашло место законное решение на предыдущих судебных этапах.
  2. Если решение суда было не обжаловано в установленный срок, а участники процесса считают, что оно не соответствует закону.

На решение кассационной инстанции, с которым не согласен обвинитель, на имя руководителя надзорного суда подаётся надзорное представление, составленное по установленной форме.

Обвинитель имеет право изучать надзорные жалобы лиц, участвующих в процессе.

Надзорное представление в кассационной инстанции прокурор представляет лично. В судебной коллегии ВС РФ это делает прокурор Генпрокуратуры РФ. Такое представление либо удовлетворяется, либо отклоняется судом.

Полномочия прокуроров находят свое выражение в актах прокурорского реагирования. Выявив нарушения законов, установив обстоятельства, способствующие совершению нарушения, и виновных лиц, их совершивших, прокурор принимает меры к их устранению и недопущению в будущем, а также к привлечению к установленной законом ответственности виновных лиц путем принятия соответствующих актов прокурорского реагирования. Прокуроры в документах прокурорского реагирования должны излагать правовую сущность, а также негативные последствия нарушений закона, причины и условия, которые этому способствовали, ставить вопрос об их устранении и ответственности виновных лиц.

Статьи 23-25, 25.1 Федерального закона «О прокуратуре РФ» предусматривают в качестве средств прокурорского реагирования:

протест,

представление,

постановление о возбуждении производства об административном правонарушении,

предостережение о недопустимости нарушения закона.

  • Международные стандарты ИСО серии 14000
  • Аудирование по вопросам здоровья
  • Закон «О государственном прогнозировании и разработке программ экономического и социального развития»
  • Измерение основных экономических показателей с учетом экологического фактора
  • Задачи государственного регулирования экономикой

© 2011 — 2020 Глас Закона / Правовой Портал

  • Економіка
  • Право
  • Гроші і кредит.Менеджмент
  • Філософія
  • Психологія
  • Художня література
  • Фізиологія та анатомія
  • Медицина
  • Віра та релігія
  • Педагогика
  • Географія
  • Маркетинг
  • Екологія
  • Різні конспекти лекцій
  • Статистика
  • Соціологія
  • Історія
  • Математика і інформатика
  • Аудит
  • Фізика
  • Хімія
  • Культура
  • Англійська мова
  • Фізична культура
  • Логістика
  • Політологія
  • Етика
  • Біржа та інвестиції
  • Фінанси
  • Бізнес
  • Статьи
  • Спорт

Акты и иные средства прокурорского реагирования

Принципы организации и деятельности прокуратуры — основанные на Конституции РФ и федеральных законах основные руководящие положения, определяющие место и роль прокуратуры в государственном механизме страны, организационное построение и деятельность по осуществлению возложенных на прокуратуру функций и стоящих перед органами прокуратуры задач.

Все основополагающие начала организации и деятельности прокуратуры делятся на общие и внутриорганизационные.

Общими являются принципы: законности, централизации, единства, независимости, гласности.

Законность — основополагающий принцип деятельности прокуратуры и необходимое условие реализации всех иных принципов прокурорского надзора.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти и местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Приведенное требование в полной мере относится как к субъектам прокурорского надзора, так и ко всем без исключения органам прокуратуры и прокурорским работникам. Противопоставление законности и целесообразности недопустимо, поскольку именно в законах проявляется высшая целесообразность.

Принцип законности в деятельности прокуратуры означает, что прокуроры обязаны действовать исключительно в пределах определенных законом полномочий, каждое требование прокурора, каждый исходящий от него правовой акт должны основываться на законе и выполняться в формах, предусмотренных законом.

Централизация — основной организационный принцип построения органов прокуратуры и отношений внутри прокурорской системы (ст. 1 ФЗ «О прокуратуре РФ»).

Согласно этому принципу прокуратура РФ составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.

Образование, реорганизация и ликвидация органов и организаций прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляются Генеральным прокурором РФ. Создание и деятельность на территории Российской Федерации органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры Российской Федерации, не допускаются (п. 2, 3 ст. 11 ФЗ «О прокуратуре РФ»).

Прокурор субъекта Российской Федерации назначается на должность Президентом РФ по представлению Генерального прокурора РФ, согласованному с субъектом Российской Федерации в порядке, установленном субъектом Российской Федерации (ст. 15.1 ФЗ «О прокуратуре РФ»).

Прокуроры городов и районов, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуроры (далее — прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры) назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором РФ (ст. 16.1 ФЗ «О прокуратуре РФ»).

Вышестоящий прокурор наделен полномочиями давать нижестоящим прокурорам обязательные к исполнению указания и поручения, контролировать их исполнение. Он наделен правом отменять нормативные акты, изданные нижестоящим прокурором. Вышестоящий прокурор несет ответственность перед Генеральным прокурором РФ за положение дел и состояние работы, как в возглавляемой им прокуратуре, так и в нижестоящих прокуратурах.

Единство — выражается прежде всего в том, что как территориальные, так и специализированные прокуратуры организационно входят в единую систему органов прокуратуры.

Прокуратура РФ составляет единую федеральную централизованную систему органов и организаций и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ (ст. 4 ФЗ «О прокуратуре»).

Кроме того, этот принцип означает единство правового поля прокурорского надзора, общность целей, задач, правовых средств и методов осуществления надзора в стране. Этот принцип также находит свое выражение в установлении на уровне ФЗ «О прокуратуре РФ» единства статуса прокурорских работников, единого срока полномочий для прокуроров каждого звена.

Независимость означает, что прокуроры осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами (п. 2 ст. 4 ФЗ «О прокуратуре»).

Гласность — организационный принцип деятельности прокуратуры, в соответствии с которым органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, а также законодательства о государственной и иной специально охраняемой законом тайне (п. 1 ст. 4 ФЗ «О прокуратуре РФ»).

Реализация принципа гласности организационно обеспечивается созданием в органах прокуратуры специальных структурных подразделений, отвечающих за связь со средствами массовой информации.

Прокуратура РФ представлена в виде независимой и самостоятельной системы — совокупности органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на ее территории, а также выполняющих иные функции, возложенные на органы прокуратуры федеральным законом (схема 16).

Прокурорская система — упорядоченное построение прокурорских органов различных уровней и компетенции, объединенных единой подчиненностью, общностью целей и задач, приемов и способов их достижения.

Генеральный прокурор РФ руководит деятельностью всей системы прокуратуры Российской Федерации. Он издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и организаций прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации деятельности системы прокуратуры Российской Федерации и порядок реализации мер материального и социального обеспечения указанных работников. Генеральный прокурор Российской Федерации несет ответственность за выполнение задач, возложенных на органы прокуратуры.

Генеральный прокурор РФ в пределах выделенной штатной численности и фонда оплаты труда устанавливает штаты и структуру Генеральной прокуратуры РФ, определяет полномочия структурных подразделений, устанавливает штатную численность и структуру подчиненных органов и организаций прокуратуры.

В Генеральной прокуратуре РФ образуется коллегия в составе Генерального прокурора РФ (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности), других прокурорских работников, назначаемых Генеральным прокурором РФ, а также действует научно-консультативный совет для рассмотрения вопросов, связанных с деятельностью органов прокуратуры.

Структуру Генеральной прокуратуры РФ составляют главные управления, управления и отделы (на правах управлений, в составе управлений), в том числе, например, главные управления: организационно-аналитическое; кадров; по надзору за исполнением федерального законодательства; по надзору за следствием и др. Среди управлений можно выделить управления: по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере; по надзору за расследованием особо важных дел; по надзору за производством дознания и оперативно-розыскной деятельностью; по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму; по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе; по взаимодействию со средствами массовой информации и другие.

Особое место в структуре Генеральной прокуратуры РФ отводится управлениям Генеральной прокуратуры РФ в федеральных округах — Центральном, Северо-Западном, Приволжском, Уральском, Сибирском, Дальневосточном, Южном и Северо-Кавказском, которые являются самостоятельными структурными подразделениями, находящимися непосредственно в центрах соответствующих федеральных округов. Компетенция указанных управлений не ограничивается каким-либо одним конкретным направлением деятельности и осуществляется по широкому кругу вопросов.

Управления Генеральной прокуратуры в федеральных округах не подменяют другие подразделения Генеральной прокуратуры РФ и прокуратуры субъектов Российской Федерации. Управления в федеральных округах возглавляют начальники управлений — старшие помощники Генерального прокурора РФ (схема 18).

Начальники главных управлений, управлений и отделов на правах управлений Генеральной прокуратуры РФ являются старшими помощниками, а их заместители и начальники отделов управлений — помощниками Генерального прокурора Российской Федерации.

Служба в органах и учреждениях прокуратуры является федеральной государственной службой (табл. 15).

Прокурорами могут быть только граждане России, имеющие высшее юридическое образование, полученное в учреждении высшего профессионального образования, имеющем государственную аккредитацию, и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности.

Таблица 15. Требования к кандидатам на должность прокуроров (ст. 40.1, 40.2 Закона о прокуратуре РФ)
Должность/необходимые качества Ограничения
Прокурор района (приравненные к нему прокуроры) — лица не моложе 25 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем не менее 3-х лет. Лицо не может быть принято на службу в органы и учреждения прокуратуры, если:

  • имеет гражданство иностранного государства;
  • признано решением суда недееспособным или ограниченно дееспособным;
  • лишено решением суда права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока;
  • имело или имеет судимость;
  • имеет заболевание, которое согласно медицинскому заключению препятствует исполнению им служебных обязанностей;
  • состоит в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители или дети супругов) с работником органа или учреждения прокуратуры, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
  • отказывается от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение служебных обязанностей по должности, на которую претендует лицо, связано с использованием таких сведений.
Прокурор субъекта РФ (приравненные к нему прокуроры) — лица не моложе 30 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем не менее 5 лет. Прокурорским работникам запрещено:

  • заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;
  • быть депутатом законодательного (представительного) органа Российской Федерации, законодательных (представительных) органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления;
  • заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;
  • состоять членом управления коммерческой организации;
  • быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на государственной службе либо который непосредственно подчинен или непосредственно подконтролен ему;
  • использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое государственное имущество и служебную информацию;
  • получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного служащего;
  • получать от физических и юридических лиц вознаграждения, связанные с исполнением должностных обязанностей.

Прокурорские работники не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности.

Прокурор района (приравненные к нему прокуроры специализированных прокуратур) — Генеральный прокурор РФ вправе в исключительных случаях назначать лиц, имеющих опыт работы по юридической специальности на руководящих должностях в органах государственной власти

На должности помощников прокуроров прокуратур городов, районов, приравненных к ним прокуратур в исключительных случаях могут назначаться лица, обучающиеся по юридической специальности в учреждениях высшего профессионального образования и окончившие третий курс указанного высшего учебного заведения.

На прокурорских работников распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и «О противодействии коррупции». Лица, претендующие на замещение прокурорских должностей, представляют сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Лицам, впервые принимаемым на службу в органы прокуратуры, в целях проверки их соответствия занимаемой должности может устанавливаться испытание на срок до 6 месяцев. Продолжительность испытания определяется руководителем соответствующего органа прокуратуры по соглашению с лицом, принимаемым на службу.

Тема: Прокурорский надзор Вопрос 2 из 126:

Акт прокурорского реагирования: виды

Тема: Прокурорский надзор Вопрос 3 из 126:

Тема: Прокурорский надзор Вопрос 4 из 126:

Тема: Прокурорский надзор Вопрос 5 из 126:

Тема: Прокурорский надзор Вопрос 6 из 126:

Тема: Прокурорский надзор Вопрос 7 из 126:


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© Моё Право, 2024 | Все права защищены