Протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Согласно ст.83.2 ФЗ № 44 победитель электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного частью 14 настоящей статьи) признается заказчиком уклонившимся от заключения контракта в случае, если:

  • в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя
  • не направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи
  • не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 настоящего ФЗ (в случае снижения при проведении электронного аукциона или конкурса цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги).

При этом заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем признания победителя электронной процедуры уклонившимся от заключения контракта, составляет и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы протокол о признании такого победителя уклонившимся от заключения контракта, содержащий информацию о месте и времени его составления, о победителе, признанном уклонившимся от заключения контракта, о факте, являющемся основанием для такого признания, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт.

В соответствии со ст. 83.2 Закона о контрактной системе одновременно с подписанным контрактом этот победитель обязан предоставить обеспечение исполнения контракта, если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено извещением и (или) документацией о закупке, а в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 настоящего ФЗ, также обязан внести на счет, на котором в соответствии с законодательством РФ учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере предложенной этим победителем цены за право заключения контракта. Этот победитель считается уклонившимся от заключения контракта в случае:

— неисполнения требований части 6 статьи 83.2 ФЗ № 44

и (или)

— непредставления обеспечения исполнения контракта либо неисполнения требования, предусмотренного статьей 37 ФЗ № 44, в случае подписания проекта контракта в соответствии с частью 3 настоящей статьи. Такой победитель признается отказавшимся от заключения контракта в случае, если в срок, предусмотренный частью 3 настоящей статьи, он не подписал проект контракта или не направил протокол разногласий[1].

[1] См. Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 7 февраля 2018 г. N 15АП-21292/17

В УФАС обратился заказчик с заявлением о включении в РНП победителя закупки, в связи с его уклонением от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона на оказание услуг по ежедневной уборке служебных помещений и прилегающих территорий. При рассмотрении данного дела антимонопольный орган установил, что победитель процедуры не подписал в установленный срок контракт и не направил его обеспечение . Данный участник закупки пояснил, что он не успел своевременно оформить банковскую гарантию, уведомив об этом заказчика. На заседании комиссии УФАС для подтверждения своей позиции направил доказательство оплаты за предоставление БГ, свидетельствующее об отсутствии намерений уклониться от подписания контракта. При рассмотрении данного дела антимонопольный орган принял решение не включать победителя закупки в РНП. (Решение УФАС по Челябинской области по делу № 074/06/104-426/2019 от 16.04.2019)

Многие заказчики при формировании закупочной документации прописывают требование об отсутствии участников процедуры в реестре недобросовестных поставщиков[3]. Однако это условие не обязанность, а право организатора закупок, но, как показывает практика, заказчики им активно пользуются и документации без данного требования встречаются очень редко. Согласно ст. 104 Закона о контрактной системе в РНП включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов. Сведения о ненадежных участниках , исключается из такого «черного списка» по истечении двух лет с даты ее включения в реестр недобросовестных поставщиков. Уклонение от подписания контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда участник закупочной процедуры не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил для заключения контракта, т.е. создает условия, влекущие невозможность его подписание.

Основанием для включения сведений в РНП является такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности заключения контракта с этим лицом как с признанным победителем аукциона, и, как следствие, нарушающих, права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношениях[4].

[3]* Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) регламентированы Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. N 1062 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)» в соответствии с частью 10 статьи 104 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

* Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) регламентированы Постановлением Правительства РФ от 22 ноября 2012 г. N 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

[4] См. Решение Челябинского УФАС № 074/06/104-714/2019 ОТ 16.05.2019 г.

44‑ФЗ простым языком. Часть 13

РНП служит механизмом защиты не только для заказчиков, работающих по ФЗ № 44, но и для организаторов процедур, осуществляющих свои закупки согласно ФЗ № 223[5].

1. В УФАС поступило обращение заказчика о включении сведений о поставщике в РНП в связи с уклонением от заключения договора участника запроса котировок в электронной форме на поставку телефонов . Комиссия УФАС установила, что победитель процедуры не смог своевременно подписать договор в связи с нахождением ответственного сотрудника в очередном отпуске. По мнению антимонопольного органа, данное обстоятельство не свидетельствует о недобросовестном поведении и нарушении обязательств, принятых обществом при подаче заявки на участие в закупке. (Решение УФАС по Иркутской области №1103/18 от 24.08.2018)

2. В антимонопольный орган обратился заказчик с заявлением о включении в РНП данных об участнике электронного запроса котировок на поставку датчиков для ультразвукового оборудования. При рассмотрении дела антимонопольный орган установил, что победитель закупки подписал договор на ЭТП, не приложив иных документов. Данный участник пояснил, что на электронной площадке указано, что обеспечение исполнение договора не предусмотрено. Однако победитель закупки, после обращения к нему заказчика о необходимости предоставления обеспечения, оформил банковскую гарантию в последний день подписания договора. Посчитав, что поставщик уклонился от заключения договора, заказчик разместил соответствующий протокол об отказе. В своем решении комиссия УФАС поддержала участника процедуры, не включив сведения о нем в РНП, поскольку не сочла его действия уклонением от заключения договора. (Решение УФАС по Алтайскому краю №2120/9 от 22.05.2019)

  • Условия признания победителя проведенных электронных торгов уклонившимися от заключения контракта являются обстоятельства в зависимости от вида проведенных закупок. Законодатель по каждому виду закупок определил закрытый перечень условий при которых победителя закупки могут признать уклонившимся от заключения контракта:

    1. Если победитель конкурентного способа определения поставщика не направил подписанный контракт или протокол разногласий в течение двадцатидневного срока заказчику. В данном случае, заказчик публикует протокол признания победителя уклонившимся от заключения контракта. Заказчик направляет в ОИВ информацию о победителе уклонившемся от заключения договора
    2. Если поставщик опубликовал стоимость поставки в заявке превышающую десять миллионов рублей или стоимость установленную региональным законодательством, если закупка производства для нужд региона. Основание предусмотрено для закупки лекарственных препаратов
    3. Заказчика могут признать уклонившимся, если он не предоставит в течение установленного срока информацию после получения контракта от заказчика
    4. Признать победителя запроса котировок уклонившимся от заключении контракта можно случае, если он не предоставил подписанный контакт заказчику, а также выписку из ЕГРЮЛ, документы о государственной регистрации юридического лица с наличием перевода на русский язык. Срок предоставления документов определяется организатором и публикуется в извещении о проведении запроса котировок
    5. При проведении запроса предложений, в случае если победитель не предоставить в течение семидневного срока с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола и не позднее чем через двадцать дней с даты подписания указанного протокола обеспечение исполнение контракта – победитель может быть признан уклонившимся от заключения договора

    Таким образом, в зависимости от вида конкурентного способа определения поставщика, заказчик может быть признан уклонившимся от заключения контракта.

    Порядок признания победителя уклонившимся от заключения договора представляет собой следующую процедуру:

    1. Организатор проведения закупки в случае пропуска срока предоставления победителем подписанного контракта или протокола разногласий, непредставления обеспечения закупки собирает комиссию по осуществлению закупки.
    2. Комиссия принимает решение о признании или непризнании победителя закупки на электронной площадке уклонившимся от заключения договора. Решение формируется в виде протокола о признании победителя уклонившимся от заключения договора с обоснованием причин уклонения. В протоколе также указывается рекомендации по заключении контракта с лицом, занявшим второе место по результатам проведенной закупки. Протокол подписывается, публикуется в ЕИС в течение 3 дней.
    3. Комиссия также формирует протокол отказа от заключения контракта с победителем процедуры закупки. Протокол создается на основании протокола признания победителя уклонившимся, и далее прикладывается к протоколу отказа от заключения контракта. В протоколе публикуется сведения о проведенной закупке, идентификационные данные, заказчик, также указывается сведения о протоколе, дата, место составления, поставщик. Указываются причины послужившие основанием для отказа от заключения контракта. Протокол подписывается с ЭЦП и публикуется в ЕИС.
    4. В случае признания победителя закупки уклонившимся от заключения контракта, заказчик направляет сведения в уполномоченный орган о таком поставщике. Уполномоченный орган вносит такого поставщика в реестр недобросовестных поставщиков.

    Протокол признания победителя процедуры закупки уклонившимся от заключения контракта формируется комиссией создаваемой заказчиком, организатором проведения процедуры закупки.

    Протокол должен содержать следующие сведения:

    1. Дату, реквизиты документа, номер, место заключения, время
    2. Указывается состав комиссии, председатель, заместитель, секретарь. Комиссия должна быть правомочна, должен быть соблюден кворум
    3. Указывается наименование участника (победителя закупки), его реквизиты
    4. В протоколе указывается протокол рассмотрения признания победителя, указываются основания признания поставщика победителем
    5. Указываются сроки заключения контракта и направления его поставщиком заказчику или иных документов предоставление которых интерпретировано законом
    6. Указываются основания (правовое нормативное основание со ссылкой на нормативный акт) нарушения поставщиком сроков или иных нарушений закона заключения контракта. Уточняется решение о признании поставщика (победителя занявшего первое место) уклонившимся от заключения контракта
    7. Указывается рекомендации заказчику заключить контракт с лицом, занявшим второе место по результату проведенной процедуры закупки

    Далее протокол подписывается всем составом комиссии и публикуется в течение трех дней в ЕИС.

    Комитет ставропольского края по государственным закупкам

    Оспорить протокол признания победителя аукциона уклонившимся от заключения контракта можно в случае нарушения организатором торгов законодательства о закупках. В случае нарушения организатором торгов процедуры проведения аукциона.

    Обжаловать решение комиссии организатора аукциона можно в уполномоченный орган указав на причины нарушения организатором законодательства о закупках (например, если организатор заключил договор с лицом, который являлся единственным участником проведенного аукциона. В данном случае аукцион должен быть признан несостоявшимся).

    В жалобе необходимо указать следующие обстоятельства:

    1. Наименование государственного органа, наименование, реквизиты заявителя, наименование в отношении кого направлена жалоба.
    2. В описательной части указать на фактические нарушения организатором аукциона. Указать нормативное обоснование своей позиции, ссылки на электронную площадку;
    3. В просительной части указать требования в отношении организатора аукциона.

    Обжалование решение антимонопольного органа или действия организатора аукциона, признание недействительными протокола, процедуры аукциона можно обжаловать в судебном порядке.

    В Арбитражный суд подается заявление или жалоба по следующим правилам:

    1. Обязательно указывается суд, стороны (наименование, адрес, реквизиты, контактная информация), размер государственной пошлины
    2. В описательной части необходимо указать какие права нарушены тем или иным лицом, нормативное обоснование своих доводов на законодательные акты
    3. В просительной части необходимо указать соответствующие требования в зависимости от предмета заявления
    4. К заявлению необходимо приложить доказательства, на которые Заявитель ссылается, затем документ подтверждающий оплату госпошлины, отправку сторонам заявления, свидетельство о государственной регистрации лица, выписки из ЕГРЮЛ на сторон, диплом о высшем юридическом образовании представителя, доверенность

    Адвокат Адвокатского бюро «Кацайлиди и партнеры» поможет Вам в составлении претензии организатору торгов в случае неправомерного признании победителя уклонившемся от заключения контракта.

    В случае неправомерных действий организаторов торгов, электронных площадок – возможна помощь в подготовке жалобы в антимонопольный орган на действия или бездействия организатора торгов.

    Жалоба в суд об оспаривании решения антимонопольного органа в случае вынесения административного предписания по устранения допущенных нарушений организатором торгов о признании победителя, уклонившемся от подписания договора.

    В случае нарушения законодательства о закупках организатором торгов, поможет подготовить исковое заявление о признании недействительным и отмене результатов проведения закупки.

    г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 5

    остановка транспорта Гагарина

    Трамвай: А, 8, 13, 15, 23

    Автобус: 61, 25, 18, 14, 15

    Троллейбус: 20, 6, 7, 19

    Маршрутное такси: 70, 77, 04, 67

    Написать комментарий

    В статье 70 Закона 44-ФЗ указаны варианты уклонения участника закупки от заключения контракта и дальнейшие действия заказчика.

    В статье 104 Закона 44-ФЗ оговорена обязанность заказчика направить обращение в антимонопольную службы о внесении уклонившегося участника закупки в РНП.

    Вместе с тем заказчику рекомендовано зафиксировать факт уклонения участника закупки от заключения контракта.

    Настоящая форма разработана в соответствии с положениями ст. 37 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

    Протокол
    о признании победителя аукциона уклонившимся от заключения контракта

    Место составления протокола: [ вписать нужное ]

    Дата составления протокола: [ число, месяц, год ]

    Время составления протокола: [ часы, минуты ]

    Заказчик: [ полное наименование юридического лица ]

    Предмет аукциона: [ вписать нужное ]

    Состав единой комиссии по осуществлению закупок:

    Председатель единой комиссии: [ Ф. И. О. ]

    Члены единой комиссии: [ Ф. И. О. ]

    Всего на заседании присутствовало [ значение ] членов комиссии, что составило [ значение ] % от общего количества членов комиссии.

    Кворум имеется, заседание правомочно.

    Единой комиссией по осуществлению закупок установлено:

    [ Число, месяц, год ] Заказчиком в единой информационной системе были размещены извещение о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе на право заключения государственного/муниципального контракта на [ предмет контракта ].

    На участие в электронном аукционе подали заявки следующие участники аукциона: [ наименование (для юридического лица)/фамилия, имя, отчество (при наличии) (для физического лица), порядковый номер заявки ].

    По результатам электронного аукциона победителем признан [ наименование/Ф. И. О. участника электронного аукциона ], предложивший наиболее низкую цену контракта и заявка на участие в электронном аукционе которого соответствует требованиям, установленным документацией об аукционе.

    В силу пункта [ значения ] документации об электронном аукционе в случае, если при проведении аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки. Указанная информация предоставляется участником закупки при направлении заказчику подписанного проекта контракта. При невыполнении участником, признанным победителем аукциона, данного требования или признании комиссией по осуществлению закупок указанной информации недостоверной контракт с таким участником не заключается и он признается уклонившимся от заключения контракта.

    См. схему проведения электронного аукциона.

    2.3.6.4.1. Протокол признания участника электронного аукциона уклонившимся от заключения контракта >>>

    Победитель электронного аукциона признается уклонившимся от заключения контракта, если в установленный срок не направил заказчику подписанный проект контракта и надлежащее обеспечение исполнения контракта. Кроме того, участник аукциона признается уклонившимся от заключения контракта, если направит заказчику протокол разногласий по истечении 13 календарных дней с даты размещения в ЕИС (на официальном сайте) протокола подведения итогов аукциона (ч. 13 ст. 70, ч. 5 ст. 96 Закона N 44-ФЗ).

    Заказчик в случае признания победителя аукциона уклонившимся от заключения вправе:

    1) заключить контракт с участником аукциона, предложение которого о цене контракта является вторым после победителя (ч. 14 ст. 70 Закона N 44-ФЗ). Для этого заказчику необходимо:

    — получить согласие такого участника на заключение контракта (ч. 14 ст. 70 Закона N 44-ФЗ);

    — составить проект контракта, включив в него предложенные в заявке условия исполнения контракта (ч. 14 ст. 70 Закона N 44-ФЗ);

    — направить проект контракта участнику (ч. 14 ст. 70 Закона N 44-ФЗ);

    — проверить предоставленное вторым участником обеспечение исполнения контракта (ч. 5 ст. 45 Закона N 44-ФЗ);

    — подписать проект контракта, если обеспечение исполнения контракта соответствует установленным требованиям (ч. 14 ст. 70 Закона N 44-ФЗ). В случае непредоставления вторым участником проекта контракта и обеспечения его исполнения (как и при признании обеспечения исполнения контракта ненадлежащим) заказчик признает этого участника уклонившимся от заключения контракта (ч. 15 ст. 70 Закона N 44-ФЗ);

    — направить в контролирующий орган сведения о победителе аукциона, уклонившемся от заключения контракта (ч. 4 ст. 104 Закона N 44-ФЗ);

    2) обратиться в суд с иском о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта (в части, не покрытой суммой обеспечения заявки на участие в аукционе) (ч. 14 ст. 70 Закона N 44-ФЗ).

    К убыткам, причиненным уклонением победителя от заключения контракта, могут быть отнесены, в частности:

    — разница между ценой контракта, предложенной уклонившимся участником, и ценой, по которой заключен контракт со вторым участником либо по результатам проведения повторного определения поставщика;

    — затраты на проведение повторного определения поставщика.

    Протокол признания участника

    Федеральная антимонопольная служба (далее — ФАС России), обобщив практику применения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе), настоящим доводит свою позицию по вопросам, возникающим при заключении контракта по результатам проведения электронного аукциона.

    1. О признании победителя электронного аукциона уклонившимся от заключения контракта.
    1. Теория государства и права. — М.: КноРус, 2012. — 400 c.
    2. Общая теория государства и права. Академический курс в 3 томах. Том 2. Учебник. — М.: Зерцало-М, 2002. — 528 c.
    3. Мельник, В. В. Искусство речи в суде присяжных. Учебно-практическое пособие / В.В. Мельник, И.Л. Трунов. — М.: Юрайт, 2015. — 672 c.

    Мне признать его уклонившимся от заключении Контракта?

    Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
    Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
    Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

    Бытовые услуги • Телекоммуникационные компании • Доставка готовых блюд • Организация и проведение праздников • Ремонт мобильных устройств • Ателье швейные • Химчистки одежды • Сервисные центры • Фотоуслуги • Праздничные агентства

    Для законного отказа от контракта заказчику требуется следовать правильному алгоритму действий, этапы и сроки которого указаны далее:

    1. После принятия решения об отказе в течение одного рабочего дня составить протокол отказа и внести в него информацию о победителе, время и дату, а также одну или несколько причин, указанных в перечне законных оснований со ссылками на подтверждающие документы. Данный протокол затем размещается в ЕИС, и это является обязательным требованием.
    2. В течение 2 рабочих дней с момента публикации в ЕИС копия протокола с подтверждающими документами должна быть направлена победителю процедуры.
    3. Сумма внесенного гарантийного обеспечения должна быть возвращена победителю не ранее чем через 5 рабочих дней с момента направления протокола в ЕИС.

    Далее заказчик может законно заключить контракт со следующим в списке участником торговой процедуры.

    В случае признания поставщика уклонистом с него может быть истребована сумма компенсации убытков в судебном порядке, если таковые превышают сумму вносимого обеспечения.

    Отказ от заключения контракта по 44-ФЗ поставщиком является не столь однозначным и требует определенных усилий со стороны победителя для обоснования своего решения.

    Поставщик может отказаться от участия в процедуре без каких либо последствий, если:

    • заявка заняла второе место по ходу проведения процедуры в формате конкурса или аукциона;
    • заявка заняла третье и последующие места в процедуре формата запросов котировок и предложений.

    Эти случае подразумевают, что поставщик сам решает, заключать ли контракт с заказчиком, если, к примеру, предыдущие участники по каким-либо причинам не смогли этого сделать и организатор процедуры направляет соответствующее предложение подателю следующей завки.

    Если же поставщик уже признан победителем, то обоснованием для отказа от контракта могут служить следующие причины:

    • обнаружение условий, которые поставщик не может выполнить ввиду невыгодности оных или нехватки материальных и квалификационных ресурсов;
    • возникновение рыночной ситуации с резким повышением или понижением уровня цен, связанных с предметом контракта либо условиями его реализации, к примеру, подорожание ГСМ, экологических или таможенных расходов;
    • форс-мажорные обстоятельства, возникающие до момента заключения контракта. Например, стихийные бедствия, выход производственного оборудования из строя и другие ситуации, не зависящие от добропорядочности поставщика.

    При этом действия поставщика, которые явно понимаются как уклонение от заключения контракта, следующие:

    1. Отказ от внесения суммы гарантийного обеспечения контракта в указанные сроки.
    2. Непредставление требующихся документов организатору процедуры в качестве подтверждения обоснований, изложенных выше.
    3. Полученный проект контракта, с подписью или без нее, не был отправлен заказчику в установленные сроки.

    В этих случаях организатором торгов составляется протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта, заключаемого по 44-ФЗ. Сам поставщик при этом может понести определенные последствия.

    В зависимости от причин действия поставщика могут несколько различаться, однако общий их алгоритм схож. Необходимо уведомить заказчика о намерении отказа от контракта в установленные сроки:

    • в случае возникновение обстоятельств непреодолимой силы заказчик уведомляется письмом, составленным в произвольной форме в течение 1 рабочего дня. Текст письма должен содержать ссылку на закупочную процедуру и приложенные документальные подтверждения упоминаемых обстоятельств;
    • если поставщик отказывается от подписания контракта на основании обнаружения неприемлемых условий, составляется протокол разногласий, который направляется заказчику до истечения предельных сроков инициации сотрудничества. При этом заказчик может изменить условия контракта или отказаться от сотрудничества со своей стороны;
    • иногда заказчик и поставщик договариваются об отказе заранее, но предпочитают заключить контракт по закону, чтобы сразу же его расторгнуть на обоюдных условиях. В этом случае необходимо связаться с заказчиком для обсуждения ситуации.

    В любом случае правильными действиями поставщика будет активная связь с организатором процедуры. Если отказ выражен в форме бездействия, это наверняка приведет к негативным последствиям.

    Основное последствие для участника — попадание в список недобросовестных поставщиков.

    Передача информации в РНП не зависит от воли организатора процедуры, поскольку он обязан предоставлять данные в ФАС вне зависимости от своей лояльности победителю (в том случае, если поставщик нарушил сроки предоставления обеспечения, документов или контракта).

    Чтобы не попасть в реестр, поставщику необходимо доказать, что отказ от контракта не был связан с его недобросовестностью, а зависел от обстоятельств, не поддающихся контролю. Обоснования направляются организатору торгов, который после их рассмотрения может отказаться от контракта со своей стороны.

    Если же заказчик уже передал сведенья в ФАС, а поставщик попал в список РПН, то возможно обжалование решения контрольного органа путем подачи заявления в суд.

    В этом случае также потребуется документально подтвердить добропорядочность и факт наличия непреодолимых обстоятельств.

    • Уведомление о подписании госконтракта попало в спам — оснований не включать сведения в РНП нет
    • Письмо Минфина России от 23.06.2020 № 24-01-08/54134 «Об изменении цены контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объекта капстроительства, сохранению объектов культурного наследия и о проверке сметной …»
    • Письмо Минфина России от 11.02.2020 № 24-03-08/9180 «Об изменении цены контракта, а также количества товара, объема работы или услуги при его исполнении»
    • Письмо Минфина России от 03.03.2020 № 24-01-08/15576 «Об обосновании цены контракта при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)»
    • Письмо Минфина России от 10.03.2020 № 24-01-08/17341 «Об определении НМЦК, включении в нее НДС и цене, по которой заключается и оплачивается контракт на проведение работ по текущему ремонту на объектах культурного наследия народов РФ»

    Всю процедуру подписания можно поделить на условные этапы:

    • Заказчик дополняет проект контракта условиями исполнения, которые предложил победитель закупки, а также включает в проект сведения о победителе закупки.
    • Заказчик публикует в ЕИС и на ЭТП проект контракта.
    • Победитель закупки подписывает проект контракта, предоставляет обеспечение. Подписанный контракт и документ об обеспечении публикуются в ЕИС.
    • Заказчик проверяет обеспечение исполнения контракта. Подписывает контракт.

    Заказчик должен разместить в ЕИС проект контракта в течение 5 календарных дней с публикации протокола закупки. В течение следующих 5 календарных дней победитель подписывает проект контракта, размещает его в ЕИС и предоставляет обеспечение контракта. В течение 3 рабочих дней заказчик должен поставить свою подпись на контракте и опубликовать его в ЕИС. После этого контракт считается заключенным, в него нельзя вносить никакие изменения.

    При этом заказчик и победитель не должны слишком торопиться с подписанием. Согласно ч. 9 ст. 83.2 44-ФЗ, в электронных аукционах и конкурсах контракт можно заключить не ранее чем через 10 дней с даты размещения итогового протокола закупки. В запросах котировок и запросах предложений — не раньше 7 дней с даты размещения в ЕИС протоколов.

    Срок заключения контракта может увеличиться на 6 дней. Так, если победитель не согласен с проектом контракта, он может не подписывать его, а разместить в ЕИС протокол разногласий. Сделать это нужно в течение 5 дней с даты направления на подписание контракта заказчиком. Заказчик рассматривает протокол разногласий в течение 3 рабочих дней и публикует в ЕИС доработанный проект контракта. В течение трех рабочих дней победитель подписывает проект контракта в ЕИС.

    Поставщики периодически используют протокол разногласий, чтобы выиграть время до подписания контракта. Например, чтобы успеть подготовить банковскую гарантию на обеспечение контракта.

    Вы просрочили подписание контракта. Часть 3. Лучшая защита — это нападение

    До подписания контракта участник закупки должен внести обеспечение исполнения контракта. Сделать это он может одним из двух способов, на свое усмотрение:

    • Перечислить деньги на расчетный счет заказчика. Счет указан в документации закупки. Необходимую сумму нужно перечислить полностью.
    • Оформить банковскую гарантию. Гарантию должен выдать банк из перечня Минфина. Сведения о ней должны быть включены в единый реестр банковских гарантий, а сама гарантия должна отвечать требованиям документации закупки и 44-ФЗ. Если банковская гарантия не соответствует хотя бы одному из требований, заказчик не примет ее в качестве обеспечения и может признать победителя уклонившимся от заключения контракта.

    Документ, подтверждающий внесение обеспечения, поставщик должен прикрепить в ЕИС до того, как подпишет контракт. В первом случае это будет платежное поручение, во втором — банковская гарантия.

    Размер обеспечения варьируется от 5 до 30% от начальной максимальной цены контракта (НМЦК), но не меньше аванса. Если НМЦК больше 50 млн рублей, то обеспечение составляет от 10 до 30% от НМЦК. Точную сумму заказчик указывает в документации закупки и проекте контракта.

    Если в ходе закупки НМЦК была снижена на 25% и более, то к победителю применяются антидемпинговые меры — размер обеспечения контракта увеличивается в полтора раза от установленной в документации закупки. Исключение составляет случай, когда НМЦК не больше 15 млн рублей, и победитель может подтвердить свою добросовестность — показать три контракта из реестра контрактов, которые он исполнил за последние три года до даты подачи заявки. При этом цена одного из таких контрактов должна составлять не менее 20 % от НМЦК текущей закупки.

    Требования к обеспечению контракта мягче в закупках для субъектов малого предпринимательства (СМП) и социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО):

    • Обеспечение устанавливается в виде процента от цены, предложенной победителем закупки, а не от НМЦК. Это исключает ситуации, когда СМП обязан предоставить обеспечение в размере, превышающем стоимость самого контракта.
    • СМП может совсем не предоставлять обеспечение, если подтвердит свою добросовестность — три контракта из реестра контрактов, которые он исполнил за последние три года до даты подачи заявки. При этом контракты должны быть исполнены без штрафов и их сумма должна быть не менее НМЦК текущего контракта.

    Подписание проекта контракта может быть приостановлено при следующих условиях:

    • есть принятые судом акты либо обстоятельства непреодолимой силы, препятствующие подписанию контракта одной из сторон в установленные сроки;
    • другая сторона уведомлена о том, что есть такие акты или обстоятельства в течение одного дня.

    Тогда подписание контракта приостанавливается на срок исполнения судебных актов или действия обстоятельств, но не более чем на 30 дней.

    Победитель электронной закупки признается уклонившимся от заключения контракта, если в установленный срок не направил заказчику подписанный проект контракта и надлежащее обеспечение исполнения контракта.

    Также уклонившимся может быть признан участник торгов на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствие, средства для оказания скорой медицинской помощи, лекарства, топливо): если в такой закупке НМЦК снизилась на 25% и более, а победитель не предоставил обоснование предложенной цены.

    Поставщик, уклонившийся от подписания контракта, включается в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) на два года. В течение этого срока он не может участвовать в закупках по 44-ФЗ и части закупок по 223-ЗФ.

    Решение о включении в РНП можно оспорить в ФАС и в суде. Для этого нужно предоставить доказательства, что контракт не удалось заключить по обстоятельствам непреодолимой силы.

    Также поставщика признают уклонившимся от заключения контракта, если он не соответствует предъявляемым к участникам требованиям 44-ФЗ либо предоставил недостоверную информацию о своем соответствии, что позволило ему выиграть. В таком случае заказчик отказывается заключать с ним контракт.

    В случае отказа от заключения контракта:

    1. Заказчик оформляет протокол, в который включает время и место составления, данные победителя, основания отказа и реквизиты документов, которые подтверждают факт-основание для отказа.
    2. Возвращает участнику обеспечение контракта.

    Протокол об отказе в заключении контракта размещается в ЕИС не позднее одного рабочего дня с даты, когда будет установлено, что победитель не соответствует требованиям.

    1) Победитель тендера НЕ предоставил заказчику подписанный проект контракта в установленные сроки.2) Участник закупки направил заказчику протокол разногласий к контракту ПОЗЖЕ установленных сроков.3) Победитель гостендера НЕ предоставил обеспечение контракта.

    Уклонение от заключения контракта по 44-ФЗ и 223-ФЗ влечет за собой негативные последствия, как для заказчика, так и для участника закупок. Мы подробнее рассмотрим риски победителя тендера, потому что закон мене лоялен к нему в этой ситуации, чем к заказчику, уклонившемуся от контракта.1) В первую очередь, следует отметить, что уклонившемуся победителю не возвращают сумму обеспечения контракта, перечисленную заказчику. Это прямые материальные убытки.2) Государственный заказчик может обратиться в суд с целью взыскания с победителя закупки компенсации убытков причиненных уклонением от контракта, которые не покрывает сумма обеспечения контракта.
    3) И наконец, сведения об уклонившемся участнике закупок вносятся в Реестр недобросовестных поставщиков (РНП) на 2 года. Эта санкция – имиджевые и репутационные потери.

    Поставщик может избежать попадания в РНП, если ему удастся доказать, что в том, что им не был подписан договор с заказчиком, нет его вины. Пытаться договориться с заказчиком о том, чтобы он не передавал информацию в реестр, не стоит. По закону тот передает сведения в реестр не по своему усмотрению: он обязан это сделать при наличии оснований.

    Внесением участника в реестр недобросовестных поставщиков занимается ФАС на основании информации, которая поступила от заказчика. Попадание в такой реестр фактически лишает компанию права на участие в государственных закупках.

    Информация будет числиться в реестре в течение 2 дней. Для того чтобы оспорить попадание в реестр, поставщику следует обратиться с жалобой в ФАС или с исковым заявлением в суд.

    Таким образом, заказчик наделен правом отказа от подписания договора, но в строго ограниченных 44-ФЗ случаях. Отказ должен быть мотивированным и обоснованным, а поставщик – уведомлен о принятом решении в письменной форме. Поставщик имеет право обжалования действий заказчика в ФАС или в суде. Исполнитель также может уклониться от подписания невыгодного договора, но за это он попадет в реестр недобросовестных поставщиков. Исключить неблагоприятные последствия отказа поставщик может, если докажет возникновение обстоятельств непреодолимой силы, которые препятствуют подписанию договора или вину заказчика.

    Многие заказчики устанавливают особые требования в аукционной документации о том, что информация об участнике не может быть внесена в РНП. Но все же данное действие является необязательным, поэтому заказчик сам принимает решение делать это или нет. Но на практике данные ситуации по включению данных сведений встречаются очень редко.

    Все дело в том, что если бы данное действие было распространенным явлением, тогда при таком стечении обстоятельств участники из РНП могли бы принимать участие в закупочных процедурах. Наш “Центр” оказывает комплексное сопровождение при участии в торгах и тендерах на всех этапах, от поиска интересных закупок до одержания победы.

    К тому же включение сведений в данный реестр происходит в автоматическом режиме и имеется возможность добиться того, чтобы информация не могла быть включена в данный реестр.

    На заказчика накладывается ряд обязанностей, он может отправить данные об участнике, уклонившимся от заключения контракта в особый орган, которым будет являться территориальное управление ФАС со стороны которого должно быть собрано заседание Комиссии по изучению обстоятельств данного дела, а далее совершается действие по заслушиванию сторон.

    Уклонение участника закупки В первую очередь хотелось бы отметить, что в соответствии с 44-ФЗ победителю, уклонившемуся от заключения контракта, не возвращаются деньги, внесенные в качестве обеспечения заявки, что означает наступление для участника закупки немаленьких убытков.

    Более того, при уклонении участника закупки от заключения контракта заказчик имеет право обратиться в суд с иском о возмещении причинённых убытков в части, не покрытой суммой обеспечения заявки.

    В том случае, если сторона не была уведомлена надлежащим образом, решение о внесении сведений в реестр может быть обжаловано в Арбитражном суде с высокой вероятностью принятия положительного для участника решения. Другое дело, что если в контракте вами указаны неверные контактные сведения, на которые это уведомление было направлено, то это останется сугубо вашими проблемами.

    Как избежать занесения в РНП? В ходе заседания Комиссии, заслушиваются мнения сторон по факту уклонения.

    Проще говоря, представитель организации должен доказать, что в действиях организации отсутствуют признаки недобросовестного поведения, то есть следует говорить о том, что участник не имел намерений уклониться от подписания контракта, совершал действия, направленные на подписание контракта.

    В соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, в совокупности с положениями Гражданского кодекса, участник электронного аукциона берет на себя обязанность по подписанию контракта в случае победы в торгах. Таким образом, формируя предложение необходимо заранее просчитывать предпринимательские риски. Победив в торгах, участник не имеет права отказаться от подписания контракта.

    Протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта

    Уклонение от заключения контракта влечет за собой ряд последствий для участника, среди которых:

    • Уклонившийся от заключения контракта участник попадает в РНП, что не позволит ему в течение двух лет участвовать в закупках, где установлено требование об отсутствии участника в реестре;
    • С такого участника заказчик может взыскать сумму убытков, которую не покрывает размер обеспечения заявки;
    • Сумма обеспечения заявки на лицевом счете участника блокируется и направляется заказчику.

    Что же теперь остается делать заказчику, если победитель отказался от заключения контракта?

    Если победитель аукциона уклонился от заключения контракта, то заказчику можно заключить контракт со вторым после победителя участником, в течение 10 дней с момента признания победителя уклонившимся. Второй участник вправе согласиться заключить контракт, но отказ не повлечет за собой никаких последствий, в том числе, касающихся уклонения от заключения контракта.

    Поскольку ч. 14 ст. 70 говорит о том, что второй участник имеет право, а не обязанность заключать контракт, в случае если победитель уклонился от заключения. Информацию об уклонившемся участнике заказчик должен направить в ФАС, ФАС принимает решение о включении такого поставщика в реестр недобросовестных поставщиков. Участник, которого решили внести в РНП, вправе оспаривать решение ФАС.

    Если участник аукциона, предложивший вторую по выгодности цену контракта после победителя согласен заключить контракт, то алгоритм действий заказчика будет выглядеть следующим образом:

    • Надо скорректировать контракт под условия, предложенные вторым участником;
    • Разместить контракт в ЕИС;
    • Проверить обеспечение исполнения контракта;
    • Если обеспечение соответствует установленным требованиям – заказчик размещает подписанный контракт в ЕИС.

    Не позднее трех дней с даты уклонения от заключения контракта победителем, заказчик должен предоставить сведения в ФАС об уклонившемся участнике. Если он этого не сделает, то может понести ответственность по ст. 19.7.2 КоАП в виде штрафа:

    • Для должностных лиц – 15 тысяч рублей;
    • Для юридических лиц – 100 тысяч рублей.

    Константин Эделев, эксперт Системы Госзаказ

    Не подписывайте контракт и документы о приемке, пока не получите от победителя обеспечение.

    Контрагент сам выбирает, в какой форме внести обеспечение контракта или гарантийных обязательств, – предоставить банковскую гарантию или перечислить деньги на счет заказчика.

    Требование предоставить обеспечение включите в извещение или приглашение участвовать в закупке, документацию и проект контракта.
    Читайте, в каком размере и как участники обеспечивают обязательства по контракту и гарантии »

    Что делать в том случае, когда по тем или иным причинам вы не успеваете подписать контракт в течение установленных пяти дней после направления проекта контракта. Прежде всего, направляйте Заказчику протоколы разногласий – это позволит немного продлить отведенный на подписание срок.

    Участник имеет право направить в адрес Заказчика три таких протокола в течение тринадцати дней с даты опубликования протокола подведения итогов. Обязанностью Заказчика является обработка этого протокола. То есть в любом случае, какими бы ни были основания составления протокола, Заказчик не может проигнорировать его.

    Если подписание контракта все равно не состоялось, участнику закупки грозит возможность внесения сведений об организации, учредителях и лицах, являющихся исполнительным органом юридического лица в реестр недобросовестных поставщиков.

    Чем грозит эта санкция? Подавляющее большинство Заказчиков, при составлении аукционной документации, устанавливает требование о том, что сведения об участнике не должны быть внесены в этот черный список гос.закупок.

    Вместе с тем, это не обязанность, а лишь право Заказчика. То есть теоретически документация может этого требования не содержать и тогда организация из реестра имеет полное право участвовать в закупке.

    Другое дело, что такие варианты документации встречаются крайне редко.

    • Протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта по результатам проведения запроса предложений (образец заполнения)

    • Протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона (образец заполнения)

    • Протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта по результатам проведения конкурса (образец заполнения)

    • Заявление участника запроса котировок в контрольный орган в сфере закупок об обжаловании возврата котировочной комиссией заказчика заявки на участие в запросе котировок при осуществлении закупки товара (работы, услуги) для обеспечения государственных (муниципальных) нужд

    • Исковое заявление участника запроса котировок в арбитражный суд о признании незаконным решения (протокола) котировочной комиссии заказчика об отклонении заявки на участие в запросе котировок при осуществлении закупки товара (работы, услуги) для обеспечения государственных (муниципальных нужд)

    • Типовая форма заявки на проведение запроса котировок на право заключения государственного контракта на выполнение работ (оказание услуг, поставку товаров) для нужд префектуры Юго-Восточного административного округа города Москвы

      Префектура ЮВАО г. Москвы

    • Исковое заявление участника запроса котировок в арбитражный суд о признании незаконным решения (протокола) котировочной комиссии заказчика об отказе во включении участника предварительного отбора в перечень поставщиков при осуществлении закупки в целях оказания гуманитарной помощи (или ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного (техногенного) характера)

    Уклонение от подписания контракта 2020 г.

    Редакция 44-ФЗ, действовавшая до 31.07.2019 г., в ч.2 ст.93 имела перечень процедур с единственным участником, при осуществлении которых требовалось размещать извещение в ЕИС. Успеть это сделать нужно было в 5-ти дневный срок до составления контракта.

    В нынешней версии закона данное правило исключили и в ч.3 ст.93 прямо говорится, что публиковать извещение о мероприятии не требуется. Срок заключения договора по 44-ФЗ с единственным участником должен быть отмечен в плане-графике закупок (п.4 ч.2 ст.16 44-ФЗ). Он будет соблюден, если договор будет подписан в том месяце, который прописан в плане-графике. Если организатор не успел в установленное время, он вправе изменить план-график не позднее, чем за 1 день до подписания договора (ч.9 ст.16).

    Таким образом, регламентированный срок подписания контракта по 44-ФЗ с единственным поставщиком определяется с помощью плана-графика. В случае необходимости его разрешается изменить не позднее, чем за 1 день до подписания документа.

    В ч.2 ст.93 приводятся случаи, когда о подписании контракта с единственным исполнителем заказчик обязан известить контрольный орган (п.6, 9, 34 и 50 ч.1 ст.93 44-ФЗ). Например, это может быть заключение контракта на лечение гражданина России за рубежом. Уведомление происходит в течение 1-го рабочего дня после подписания договора.

    Ч.18 ст.34 44-ФЗ оставляет за заказчиком право увеличить объем поставляемой продукции так, чтобы итоговая цена контракта не выходила за рамки начальной максимальной цены контракта (НМЦК). Это разрешено при соблюдении 2-х условий:

    • данная возможность определена закупочной документацией;
    • участник закупки, с которым будут заключаться обязательства, не возражает против таких изменений.

    При этом цена единицы товара не должна быть выше цены единицы товара (исчисляется по формуле: ЦК/количество товара в извещении, где ЦК — цена контракта, предложенная выигравшим участником).

    Для контрактов по строительным работам разрешается менять объем и срок работ не более чем на 30% от указанных в закупочной документации:

    • Если контракт продолжается больше 1 года и его невозможно по независимым от сторон причинам закончить по утвержденной стоимости. Тогда стоимость контракта разрешается увеличить не более чем на 30%, но данное изменение возможно только с разрешения органа исполнительной власти соответствующего уровня.
    • Если обязательства не были выполнены по вине поставщика или по независящим от сторон обстоятельствам, возможно, из-за внесения изменений в проектную документацию. Тогда разрешается единожды увеличить срок исполнения контракта на срок, не превышающий изначального.

    Для остальных контрактов не связанных со строительством можно менять количество товара, объем работы или услуги не более чем на 10% в большую или меньшую сторону.

    Можно изменить цену контракта в случае, если изменились регулируемые тарифы на свет, газ, воду, тепло, либо можно уменьшить цену контракта по соглашению сторон без изменения количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта. Также изменению подлежит цена, количество товара, объем работы (услуги) в случае, когда казенному учреждению уменьшили лимиты финансирования.

    Для малого бизнеса – субъектов малого предпринимательства (СМП) и социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО) – требования к ОИК более простые:

    • ОИК устанавливается не от НМЦК, а в виде процента от цены победителя. Такие меры исключают случаи, когда СМП обязан внести ОИК, превышающее стоимость самих обязательств по договору.
    • СМП может быть освобожден от ОИК, если подтвердит свою добросовестность — 3 контракта из реестра, выполненные им за прошедшие 3 года, до того как была подана заявка. Эти контракты должны быть выполнены без штрафов и их сумма должна быть больше стоимости нынешнего договора.

    Условия, при которых подписание приостанавливается, следующие:

    • есть принятые судом акты либо обстоятельства непреодолимой силы, делающие подписание документа для одной из сторон в установленные сроки невозможным;
    • вторая сторона извещена о том, что есть такие акты или обстоятельства в течение 1 дня.

    В связи с вышеназванными условиями подписание документа откладывается на время действия судебных актов или действия обстоятельств, но не должно превышать 30-ти дней (ч.16 ст.83.2 44-ФЗ).


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.