Принципы валютного регулирования и валютного контроля

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Принципы валютного регулирования и валютного контроля». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Нерезиденты вправе без ограничений осуществлять между собой переводы иностранной валюты со счетов (с вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации на банковские счета (в банковские вклады) в уполномоченных банках или банковских счетов (банковских вкладов) в уполномоченных банках на счета (во вклады) в банках за пределами территории Российской Федерации или в уполномоченных банках.

Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля.

Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством Российской Федерации.

Основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в РФ

Государственная внешнеторговая политика осуществляется посредством применения экономического и административного методов регулирования внешнеторговой деятельности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены названным выше Законом, применяются правила международного договора, за исключением случая, когда из международного договора следует, что для его применения необходимо обратиться к внутригосударственному акту валютного законодательства Российской Федерации.

Закон устанавливает основные принципы проведения операций с валютой РФ и с иностранной валютой на территории РФ, разграничивает полномочия органов власти и определяет функции банковской системы в валютном регулировании и валютном управлении валютными ресурсами.

Вторым специальным отраслевым законом в валютной сфере является Федеральный закон от 26.03.98 г. «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», непосредственно урегулировавший множество валютных правоотношений в области обращения соответствующих видов валютных ценностей.

Поможем выполнить любую работу!

Экономические, политические причины и законодательство обуславливают и закрепляют присутствие государства в лице осведомленных органов в области валютных операций резидентов и нерезидентов.

Обязательный срок для предоставления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса.

В России существует значительное число ограничений на валютные операции, направленных на предотвращение утечки капитала и мобилизацию валютных ресурсов. Операции резидентов в иностранной валюте контролируются Банком России и Правительством Российской Федерации – органами валютного контроля.

Валютный контроль — обязательная часть сделки, осуществляемой в иностранной валюте. Нарушение контроля может грозить наложением штрафов.

Исключение неоправданного вмешательства государства и его органов во внешнеторговую деятельность, нанесения ущерба ее участникам и экономики РФ в целом.

Основные принципы валютного регулирования закреплены в Федеральном законе от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Юридические лица — резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с физическими лицами — нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации по договорам розничной купли-продажи товаров, а также расчеты при оказании физическим лицам — нерезидентам на территории Российской Федерации транспортных, гостиничных и других услуг, оказываемых населению.

На учет в АО БАНК «СНГБ» необходимо поставить договоры, одновременно отвечающие следующим условиям:

  1. Договоры, заключенные между резидентом и нерезидентом;
  2. Расчеты по договору осуществляются через счет, открытый в АО БАНК «СНГБ», или через счет, открытый в банке за пределами Российской Федерации (в банке-нерезиденте);
  3. Договор относится к одному из нижеперечисленных видов договоров:

    • Договоры, предусматривающие вывоз товаров с территории Российской Федерации (экспорт товаров) или ввоз товаров на территорию Российской Федерации (импорт товаров), включая агентские договоры, договоры комиссии, договоры поручения.
    • Договоры, предусматривающие выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, включая агентские договоры, договоры комиссии, договоры поручения.
    • Договоры, предусматривающие продажу (приобретение) и (или) оказание услуг, связанных с продажей (приобретением) на территории Российской Федерации (за пределами Российской Федерации) горюче-смазочных материалов (бункерного топлива), продовольствия, материально-технических запасов (за исключением запчастей и оборудования), необходимых для эксплуатации и технического обслуживания транспортных средств в пути следования и в местах остановки (стоянки).
    • Договоры, предусматривающие передачу движимого (недвижимого имущества) по договору аренды, договору финансовой аренды (лизинга).
    • Договоры, предметом которых является получение или предоставление денежных средств в виде кредита (займа), возврат денежных средств по кредитному договору (договору займа), а также осуществление иных валютных операций, связанных с получением, предоставлением, возвратом денежных средств в виде кредита (займа) (за исключением договоров (контрактов (соглашений), признаваемых законодательством Российской Федерации займом или приравненных к займу).
  4. Сумма обязательств по указанным выше договорам должна быть равна или превышать в эквиваленте:

    • для экспортных контрактов — 6 млн. рублей ;
    • для импортных контрактов и кредитных договоров — 3 млн. рублей .

Валютное регулирование и валютный контроль

Правительство РФ на данном этапе не оказывает существенного влияния на развитие валютного законодательства, ограничиваясь нормативным решением отдельных проблем, связанных главным образом с регулированием рынка драгоценных металлов и драгоценных камней.

Резидент представляет в АО БАНК «СНГБ» справку о подтверждающих документах и подтверждающие документы по контракту (кредитному договору), поставленному на учет.

Валютные операции между нерезидентами на территории Российской Федерации в валюте Российской Федерации осуществляются через банковские счета (банковские вклады), открытые на территории Российской Федерации.

Контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями осуществляет Центральный банк Российской Федерации.

Резиденты вправе переводить на свои счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, средства со своих счетов (с вкладов) в уполномоченных банках или других своих счетов (вкладов), открытых в банках за пределами территории Российской Федерации.

Возвращаясь к истории принятия Закона о валютном регулировании, отметим, что он был разработан в целях реализации положений Бюджетного послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ «О бюджетной политике на 2001 год и среднесрочную перспективу», в котором была обозначена необходимость отхода от административных к экономическим мерам воздействия в области валютного регулирования.

Валютный контроль: понятие, цели и направления

ЦБР и его отделения не регистрируются в налоговых органах, так как ЦБР независим от исполнительных органов власти и подотчетен только Государственной Думе и Президенту РФ. Это означает, что председатель правления и совет директоров ЦБР назначается Государственной Думой по рекомендации Президента РФ и вся отчетность о деятельности ЦБР предоставляется только этому органу власти.

Высшим органом управления Центрального банка России является совет директоров (председатель+12 членов правления), срок избрания — 4 года, возможность повторного избрания — 3 года.

Согласно ч. 3 ст. 80 Конституции основные направления внутренней и внешней политики государства определяет Президент РФ в соответствии с Конституцией и федеральными законами. Президент РФ обращается к Федеральному Собранию РФ с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства (п. «е» ст. 84 Конституции).

Деятельность федеральных органов власти в рамках валютного контроля и их взаимодействие по этому вопросу с Центробанком координирует также Правительство РФ.

Валютное законодательство представляется, как уже было отмечено, как комплексная отрасль, которая содержит нормы разнообразных отраслей права. Прежде всего, валютное законодательство формируется из норм финансового, гражданского и административного права. То есть, другими словами, заключает в себе публичные и частные области правового регулирования.

Указанный принцип закреплен законодательством. Это, безусловно, значимое направление правового творчества государства в момент процесса, когда происходит отказ от преобладания влияния администрации на валютные отношения и переход к рыночным инструментам, которые их регулируют.

Для реализации поставленных задач было начато формирование механизмы валютного контроля за внешнеторговой деятельностью. Под которыми понимается совокупность специальных институтов, органов, лиц, участвующих в процессе валютного контроля (субъективная составляющая), а так же набор форм и методов контрольной деятельности (функциональная составляющая).

Российской Федерации направлено на обеспечение реализации единой государственной валютной политики, устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.

Резидент вправе поставить на учет экспортный контракт, заполнив только установленную АО БАНК «СНГБ» форму «Сведения о контракте для постановки на учет».

В одном Заявлении о внесении изменений в раздел I ВБК резидент может указать информацию о нескольких контрактах либо кредитных договорах, принятых на учет, по которым необходимо внести изменения в раздел I ВБК.

Напротив, существует целая система правил, связанных с приобретением валюты для импорта товаров и оплаты услуг иностранных поставщиков, а также с репатриацией экспортной валютной выручки и ее обязательной (частичной) продажей. За соблюдением правил зорко следит ЦБР (орган валютного контроля) с помощью уполномоченных банков (агентов валютного контроля).

В условиях отсутствия специального Валютного кодекса, действующие кодексы содержат лишь отдельные нормы, регулирующие валютные правоотношения преимущественно в части вопросов юридической ответственности за нарушение правил совершения валютных операций.

Такова в общих чертах система валютного регулирования и контроля в России, некоторые детали которой мы рассмотрим далее. Она находится в процессе постоянной либерализации, то есть все больше и больше видов валютных операций попадают в разряд разрешенных.

Поэтому вмешательство государства в проводимые валютные операции резидентов и нерезидентов допускается только в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты и недопущения проведения незаконных валютных сделок и действий.

Операции российских резидентов с валютой и валютными ценностями строго регламентированы. Валютные операции подразделяются на текущие (прежде всего сюда относятся операции, связанные с экспортом и импортом, а также некоторые неторговые операции) и капитальные (прежде всего, связанные с зарубежными инвестициями и другими финансовыми операциями).

Для проведения валютных операций рекомендуется выбирать крупные банки с большим опытом работы и высоким рейтингом.

Так, ст. 8 Конституции гарантирует свободное перемещение финансовых средств и свободу экономической деятельности.

Валютный контроль, его цели, функции и роль в совершении валютных сделок

Что касается нерезидентов, их валютные операции, вообще говоря, также попадают под российское валютное регулирование, но, естественно, только когда они совершаются в России. Однако валютные счета нерезидентов в России не регулируются так, как в случае резидентов, – можно сказать, что эти счета работают «в офшорном режиме».
Эти счета бывают трех типов: типа «К» или конвертируемый (в частности, только с него можно приобретать акции российских предприятий, через него же свободно покупается и продается валюта), типа «Н» или неконвертируемый (в частности, только на него можно получать рублевые кредиты) и типа «Ф» или счет физического лица.

Контроль — обязательный этап любой управленческой деятельности, включающей в себя подготовку управленческого решения, его реализацию и контроль за исполнением.

Важно отметить, что принятый Закон о валютном регулировании разработали с целью проведения в жизнь постановлений Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию России «О бюджетной политике на 2001 год и среднесрочную перспективу». В нем обозначилась необходимость отступления от административных мер воздействия в сфере валютного регулирования к экономическим.

Нормы валютного регулирования и валютного контроля.

Специалисты определяют валютный контроль как некий комплекс определенных действий, благодаря которым государство обеспечивает соблюдение и выполнение правил и законов, связанных с валютными расчетами, а кроме того, ограничивает отток капитала.

Рассматриваемое правовое предписание отражает общую либерализацию современного российского валютного законодательства.

Валютное регулирование осуществляется только на основе федеральных законов, нормативные правовые акты могут регулировать валютные правоотношения в случаях, непосредственно предусмотренных валютным законодательством.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *