Особенности рассмотрения дел о несостоятельности банкротстве

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Особенности рассмотрения дел о несостоятельности банкротстве». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Рассмотрение дел о несостоятельности (банкротстве)

После проведения всех мероприятий по выявлению имущества должника и погашения долгов проводится последнее собрание кредиторов, на котором принимается решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о завершении процедуры несостоятельности.

Рассмотрение дел о банкротстве в арбитражном суде завершается вынесением определения о прекращении производства по делу. Обычно для завершения всех мероприятий требуется 2-3 года. Конкретные сроки прописаны в Законе № 127-ФЗ.

Заявление кредитора может быть подписано не только руководителем юридического лица — должника или гражданином-руководителем, но и их представителями. В заявлении кредитора должны быть указаны:

  1. наименование арбитражного суда, в который подается заявление;
  2. наименование (фамилия, имя, отчество — для граждан) должника и его почтовый адрес;
  3. наименование (фамилия, имя, отчество — для граждан) кредитора и его почтовый адрес;
  4. размер требований кредитора к должнику с указанием размера подлежащих к уплате процентов и неустоек (штрафов, пени);
  5. обязательство должника перед кредитором, из которого возникло требование, а также срок его исполнения;
  6. доказательства обоснованности требований кредитора, в том числе вступившее в законную силу решение суда, доказательства, подтверждающие признание указанных требований должником, исполнительная надпись нотариуса;
  7. доказательства, подтверждающие основания заявления кредитора.

В соответствии со ст. 104 АПК и ст. 37 Закона к заявлению кредитора должны быть приложены следующие документы:

  1. доказательства уплаты государственной пошлины — десять минимальных размеров оплаты труда;
  2. доказательства направления должнику копии заявления;
  3. доказательства, подтверждающие обязательства должника перед кредитором, а также наличие и размер задолженности по указанным обязательствам.

Кроме того, к заявлению могут быть приложены решение суда, рассматривавшего требования кредитора к должнику, исполнительные документы (исполнительный лист, акцептованные должником платежные требования, исполнительная надпись нотариуса и др.) либо доказательства, подтверждающие признание должником требований кредитора. К заявлению, подписанному представителем кредитора, прилагается доверенность, подтверждающая полномочия представителя.

Законом установлены некоторые особенности оформления заявления такими заявителями, как государственно- или административно-территориальные образования, налоговый или иной уполномоченный орган.

В соответствии со ст. 38 Закона в случаях, когда кредитором по денежным обязательствам выступает Российская Федерация, ее субъект или муниципальное образование, заявление может быть подано в арбитражный суд уполномоченным на то органом государственной власти или местного самоуправления: правительством, администрацией, министерством, ведомством. В этом случае к заявлению обязательно прилагаются документы о наделении органа, обращающегося в арбитражный суд, соответствующими полномочиями в установленном законом порядке (Положение об органе, Устав и т.п.).

К заявлению налогового или иного уполномоченного органа о признании должника банкротом должны быть приложены доказательства принятия мер к получению задолженности по обязательным платежам в установленном федеральным законом порядке (к примеру, доказательства предъявления платежных документов на инкассо, обращения с иском в суд и т.п.).

Заявление о признании должника банкротом, подаваемое Российской Федерацией, ее субъектом, муниципальным образованием как кредиторами по денежным обязательствам, налоговым или иным уполномоченным органом, прокурором, должно соответствовать требованиям, предъявляемым к заявлению кредитора (ст. 35, 37 Закона), за исключением доказательств уплаты государственной пошлины.

Процессуальные особенности рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве)

Принятие заявления о признании должника банкротом производится судьей арбитражного суда единолично по правилам, предусмотренным ст. 106 АПК. Судья должен вынести определение в течение трех дней после его поступления. В определении о принятии заявления также могут быть указаны меры по обеспечению требований кредиторов, предусмотренные гл. 7 АПК «Обеспечение иска» и ст. 44 Закона.

Если арбитражный суд вводит такую процедуру банкротства, как наблюдение, в определении о принятии заявления указывается о назначении временного управляющего: фамилия, имя, отчество, номер, серия и дата выдачи паспорта или документа, его заменяющего. При отсутствии возможности определить кандидатуру временного управляющего при введении наблюдения, определение о его назначении должно быть вынесено арбитражным судом в течение десяти дней со дня принятия заявления.

Временный управляющий назначается арбитражным судом из числа кандидатур, предложенных кредиторами, а при отсутствии указанных предложений — из числа лиц, зарегистрированных в арбитражном суде в качестве арбитражных управляющих. При отсутствии таких лиц кандидатуру временного управляющего в недельный срок с момента получения запроса арбитражного суда обязан предложить государственный орган по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению.

Отказ в принятии заявления о признании должника банкротом производится судом по основаниям, предусмотренным п. 1, 2 и 3 ч. 1 ст. 107 АПК и ст. 42 Закона, в частности:

1) Если дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде. Дело о банкротстве не может рассматриваться арбитражным судом в следующих случаях:

а) если требования к должнику — юридическому лицу в совокупности составляют менее пятисот, к должнику-гражданину — менее ста минимальных размеров оплаты труда;

б) если заявление подано до истечения трехмесячного срока, исчисляемого со дня, следующего за днем, когда должно быть произведено исполнение денежных обязательств или внесены обязательные платежи;

в) если требования к должнику возникли не в связи с неисполнением им денежных обязательств (к примеру, из обязательства передать имущество, определенное индивидуально-определенными признаками, из трудовых отношений, из обязательств, возникших из причинения вреда жизни, здоровью гражданина, из отношений между должником — юридическим лицом и его учредителями (участниками), вытекающими из такого участия (например, по выплате дивидендов);

г) если в состав требований к должнику включены неустойки (штрафы, пени), иные финансовые санкции и убытки для искусственного создания суммы задолженности в размере более пятисот минимальных размеров оплаты труда для должников — юридических лиц и ста — для должников-граждан;

д) если должником является гражданин, не обладающий статусом индивидуального предпринимателя, а заявление подано до вступления в силу Федерального закона о внесении соответствующих изменений в ГК;

е) если должником является казенное или унитарное предприятие, не основанное на государственной или муниципальной собственности, к которому в соответствии с п. 5 ст. 6 Федерального Закона «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» применяются нормы о казенных предприятиях;

ж) если должником является некоммерческая организация, за исключением потребительского кооператива и фонда (учреждения, общественные и религиозные организации, объединения и т.д.).

2) Если имеется вступившее в законную силу решение арбитражного суда о признании этого должника банкротом, а также определение о прекращении производства по делу в связи с утверждением мирового соглашения или о введении внешнего управления.

При этом следует иметь в виду, что решение арбитражного суда об отказе в признании должника банкротом, вступившее в законную силу, не является препятствием для принятия в последующем аналогичного заявления, поскольку в основание такого заявления могут быть положены другие обстоятельства: долг другому кредитору, изменение финансово-экономического положения должника и т.д.

3) Если в производстве арбитражного суда имеется дело о признании этого должника банкротом.

Определение об отказе в принятии заявления выносится в течение трех дней после поступления заявления в арбитражный суд и может быть обжаловано.

Подготовка дела о банкротстве к судебному разбирательству производится в порядке, предусмотренном ст. 112, 113 АПК, однако имеет и одну существенную особенность.

В случае наличия у должника возражений по требованиям кредиторов, налоговых или иных уполномоченных органов, прокурора арбитражный суд на стадии подготовки дела к судебному разбирательству, по заявлению должника, проверяет в отдельном судебном заседании обоснованность возражений (к примеру, устанавливает размер задолженности конкретному кредитору или ее отсутствие), т.е. фактически разрешает спор о праве.

Таким образом, в рамках подготовки дела к судебному разбирательству по существу рассматриваются требования, мало отличающиеся от традиционных исковых. Необходимость рассмотрения возражений должника на стадии подготовки дела к судебному разбирательству вызвана тем, чтобы к моменту рассмотрения дела о банкротстве арбитражный суд обладал более или менее полными сведениями о наличии или отсутствии задолженности должника, поскольку реальные суммы долга зачастую расходятся с данными кредиторов, налоговых и других органов, бухгалтерскими документами самого должника.

Возражения должника рассматриваются арбитражным судом в заседании, которое должно быть назначено не позднее одного месяца (п. 3 ст. 46 Закона) до установленного срока рассмотрения дела о банкротстве, с обязательным извещением о времени и месте заседания должника, временного управляющего, кредитора, налогового или иного уполномоченного органа, прокурора. Заседание проводится по правилам, установленным АПК для судебного разбирательства, по результатам заседания выносится определение. В определении указывается размер требований кредитора, налогового или иного уполномоченного органа, которые признаны обоснованными. В случае удовлетворения возражений должника в определении указываются суммы, не включаемые в задолженность.

Дело о банкротстве должно быть рассмотрено арбитражным судом в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд (п. 1 ст. 47 Закона). Установление более продолжительного по сравнению с исковым производством (два месяца — ст. 114 АПК) срока рассмотрения дела о банкротстве связано с его (дела) относительно большей трудоемкостью (иногда в деле участвуют до ста лиц; в процессе рассмотрения дела о банкротстве арбитражному суду приходится совершать больше процессуальных действий, чем в исковом производстве). Рассмотрение дела о банкротстве может быть отложено на срок не более двух месяцев (п. 2 ст. 47 Закона).

Судебное разбирательство дел о банкротстве производится по правилам, установленным АПК (гл. 16). Каких-либо особенностей, за исключением порядка заключения и исполнения мирового соглашения, являющегося отдельной процедурой банкротства, Закон не предусматривает.

В соответствии со ст. 48 Закона арбитражный суд по результатам рассмотрения дела о банкротстве принимает один из следующих актов:

  • решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
  • решение об отказе в признании должника банкротом;
  • определение о введении внешнего управления;
  • определение о прекращении производства по делу.

Процедуры банкротства. Вторая стадия рассмотрения дела о банкротстве заключается в проведении процедур банкротства: внешнего управления, конкурсного производства или мирового соглашения.

На данной стадии, особенно при проведении внешнего управления и конкурсного производства, арбитражный суд выполняет нехарактерные для него функции: общее руководство и контроль за ходом процедур, что является еще одной особенностью, отличающей рассмотрение арбитражным судом дел о банкротстве от искового производства.

В частности, арбитражный суд назначает, освобождает и отстраняет арбитражного управляющего; решает вопросы продления и прекращения процедур банкротства; рассматривает заявления и жалобы кредиторов, других участников арбитражного процесса на действия арбитражного управляющего, заявления самого арбитражного управляющего; рассматривает и решает вопрос об утверждении отчета арбитражного управляющего; заслушивает последнего о ходе процедуры банкротства.

В то же время на стадии процедур банкротства — внешнего управления и конкурсного производства — суд выполняет и чисто судебные функции, разрешая разногласия между арбитражным управляющим и работниками должника, между арбитражным управляющим и кредиторами, налоговыми и иными уполномоченными органами по наличию, размеру и составу задолженности, вытекающей из гражданских, трудовых и административных отношений, очередности ее удовлетворения; рассматривает споры, связанные с признанием права собственности и других вещных прав (в целях исключения имущества из конкурсной массы), их защитой, признанием сделок недействительными и т.п.

Таким образом, задачами арбитражного суда на второй стадии рассмотрения дела о банкротстве являются:

  1. Обеспечение путем осуществления надзора за деятельностью арбитражного управляющего правомерности, эффективности и оперативности проведения процедур банкротства.

  2. Решение основных задач арбитражного судопроизводства, указанных в ст. 2 АПК: защита прав и интересов организаций и граждан, содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской деятельности, а также гражданского оборота в целом.

Характерной особенностью рассмотрения всех спорных вопросов по заявлениям и жалобам лиц, участвующих в деле, в процессе осуществления процедур банкротства является то, что они рассматриваются арбитражным судом обязательно в заседании. О времени и месте заседания заинтересованные лица надлежащим образом должны быть уведомлены по правилам, предусмотренным АПК; заседание должно быть проведено не позднее двух недель со дня получения арбитражным судом заявлений и жалоб (п. 1 ст. 55 Закона).

По результатам рассмотрения заявлений или жалоб арбитражным судом выносится определение, возможность обжалования которого ни АПК, ни Закон не предусматривают (п. 3 ст. 55 Закона). Отсутствие возможности обжалования таких определений, несомненно затрагивающих права и интересы лиц, участвующих в деле, связано с необходимостью оперативного рассмотрения дел о банкротстве в целом и проведения процедур банкротства в частности, иначе обжалование таких определений может привести к остановке процесса банкротства.

Целью введения внешнего управления является восстановление платежеспособности должника путем передачи полномочий по управлению должником внешнему управляющему (ст. 2 Закона). Эта процедура может быть введена только в отношении должника — юридического лица (ст. 23 Закона).

Внешнее управление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов. Арбитражный суд, рассмотрев ходатайства кредиторов, самого должника, других заинтересованных лиц, при условии наличия оснований для введения внешнего управления выносит определение о введении внешнего управления, которое подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано (ст. 68 Закона). Обычно вопрос о возможности введения внешнего управления рассматривается собранием кредиторов еще на стадии наблюдения (ст. 65). Решая вопрос о введении внешнего управления, арбитражный суд анализирует имущество должника на предмет определения его ликвидности, состав и квалификацию работников должника, спрос на производимую должником продукцию или оказываемые услуги. При решении вопроса о введении внешнего управления учитываются и возможные социально-экономические последствия объявления конкретного должника банкротом.

Срок проведения внешнего управления ограничен двенадцатью месяцами и может быть продлен арбитражным судом по ходатайству заинтересованных лиц на срок не более шести месяцев (п. 4 ст. 68 Закона).

С момента введения внешнего управления руководитель должника отстраняется от должности; прекращаются полномочия органов управления должника и собственника имущества унитарного предприятия; снимаются ранее принятые арбитражным судом меры по обеспечению прав кредиторов; арест на имущество и другие ограничения по распоряжению имуществом должника могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве, т.е. только тем арбитражным судом, который принял определение о введении внешнего управления; вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам (ст. 70, 71 Закона).

Внешний управляющий назначается арбитражным судом, о чем указывается в определении о введении внешнего управления. К внешнему управляющему переходят все функции органов должника (ст. 69, 74 Закона).

По завершении внешнего управления внешний управляющий представляет собранию кредиторов свой отчет о проделанной работе. Отчет внешнего управляющего подлежит утверждению арбитражным судом (ст. 92 Закона).

При утверждении отчета производство по делу о банкротстве прекращается (ст. 93 Закона). При отказе арбитражным судом в утверждении отчета внешнего управляющего (обычно при сохранении признаков банкротства у должника), в том числе и при наличии соответствующего ходатайства кредиторов, арбитражный суд может вынести решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства (п. 6 ст. 92 Закона).

Рассмотрение дел о банкротстве в арбитражном суде

  • Арбитражный процессуальный кодекс РФ

  • Бюджетный кодекс РФ

  • Водный кодекс Российской Федерации РФ

  • Воздушный кодекс Российской Федерации РФ

  • Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ

  • ГК РФ

  • Гражданский кодекс часть 1

  • Гражданский кодекс часть 2

  • Гражданский кодекс часть 3

  • Гражданский кодекс часть 4

  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Жилищный кодекс Российской Федерации РФ

  • Земельный кодекс РФ

  • Кодекс административного судопроизводства РФ

  • Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ

  • Кодекс об административных правонарушениях РФ

  • Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ

  • Лесной кодекс Российской Федерации РФ

  • НК РФ

  • Налоговый кодекс часть 1

  • Налоговый кодекс часть 2

  • Семейный кодекс Российской Федерации РФ

  • Таможенный кодекс Таможенного союза РФ

  • Трудовой кодекс РФ

  • Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовный кодекс РФ

  • ФЗ об исполнительном производстве

  • Закон о коллекторах

  • Закон о национальной гвардии

  • О правилах дорожного движения

  • О защите конкуренции

  • О лицензировании

  • О прокуратуре

  • Об ООО

  • О несостоятельности (банкротстве)

  • О персональных данных

  • О контрактной системе

  • О воинской обязанности и военной службе

  • О банках и банковской деятельности

  • О государственном оборонном заказе

  • Закон о полиции

  • Закон о страховых пенсиях

  • Закон о пожарной безопасности

  • Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

  • Закон об образовании в Российской Федерации

  • Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации

  • Закон о защите прав потребителей

  • Закон о противодействии коррупции

  • Закон о рекламе

  • Закон об охране окружающей среды

  • Закон о бухгалтерском учете

    • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2020)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.06.2020)

    • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019)

    • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2019)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.04.2019)

    Все документы >>>

    • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2020)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020)

    • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2020)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020)

    • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 (ред. от 09.07.2020)

      «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации»

    Все документы >>>

    • Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 09.11.2020)

      «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

    • Федеральный конституционный закон от 21.03.2014 N 6-ФКЗ (ред. от 31.07.2020)

      «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя»

    • Федеральный закон от 14.03.2002 N 30-ФЗ (ред. от 20.07.2020)

      «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации»

    Все документы >>>

    • Распоряжение Президента РФ от 21.09.2020 N 244-рп

      «О поощрении»

    • Приказ Управления делами Президента РФ от 14.02.2020 N 43 (ред. от 20.08.2020)

      «Об утверждении плана информатизации Управления делами Президента Российской Федерации на 2020 финансовый год и плановый период 2021 и 2022 годов» (вместе с «Планом информатизации государственного органа на 2020 финансовый год и плановый период 2021 и 2022 годов»)

    • Приказ Управления делами Президента РФ от 20.08.2020 N 266

      «О внесении изменений в план информатизации государственного органа на 2020 финансовый год и плановый период 2021 и 2022 годов, утвержденный приказом Управления делами Президента Российской Федерации от 14.02.2020 N 43»

    Все документы >>>

    В соответствии с 51-й статьей ФЗ «О несостоятельности» дела о банкротстве арбитражным судом рассматриваются в срок до 7 месяцев от даты подачи искового заявления. В процессе большая часть этого времени уходит на подготовительные работы органа. Если на лицо все признаки несостоятельности, подтвержденные документально, времени затрачивается меньше.

    Сроки конкурсного производства увеличены до одного года и по ходатайству участников производства могут быть продлены еще на 6 месяцев.

    Арбитраж обязан не позже установленного срока вынести официальное решение, которое после направляется всем участникам процесса.

    Закон позволяет оспаривать судебное решение в случаях:

    • признания претензий истца законными при необходимости введения надзора;
    • отсутствия наблюдения, когда исковое заявление не подлежит разбирательству;
    • процесс приостановлен, надзор не назначен;
    • назначен временный руководитель, вводится наблюдение.

    Фактически протест можно подать, если дело закрыли, отказали в принятии искового заявления, начали сторонний контроль или финансовую санацию. Обжалование остается возможным в период принятия мер финансового оздоровления, до того, как решение о несостоятельности внесут в реестр.

    Заключения о банкротстве стандартно разделяют, учитывая сроки, данные на их опротестование. Например, акт-решение об отказе начала производства обжалуется по общим правилам процессуального кодекса – месяц дается на апелляцию и 2 месяца на кассацию.

    Невзирая на порядок рассмотрения дел, для опротестования мирового соглашения дается месяц на кассацию. Он отсчитывается от даты подачи заявления. Если протест был направлен почтой, датой получения считается не указанная в документе, а та, которая стоит на почтовой квитанции, штемпеле.

    Арбитражный управляющий обязан проинформировать о том, что производство по делу завершено в срок от 30 до 60 дней после вынесения решения арбитражем. На внесение в реестр дается еще 5 дней после получения уведомления от управляющего, поэтому медлить с обжалованием не стоит. Если в установленные сроки от сторон не поступило протестов, решение автоматически считается ими принятым.

    Особенности разбирательства арбитражным судом дел о банкротстве наиболее ярко выявляются в сравнении с нормами АПК, регулирующими порядок рассмотрения арбитражным судом традиционных споров.

    В соответствии с ч. 3 ст. 22 АПК и ст. 5 Закона дела о банкротстве подведомственны только арбитражному суду независимо от того, кто является лицом, участвующим в деле, — юридическое лицо или гражданин. Суды общей юрисдикции дела о банкротстве не рассматривают, не может быть дело о банкротстве передано на рассмотрение и третейского суда (п. 3 ст. 29 Закона).

    Подсудность дел о банкротстве, по существу, является исключительной: заявление о признании должника банкротом может быть подано только в арбитражный суд по месту нахождения должника — юридического лица и по месту жительства гражданина (ст. 28 АПК и ст. 29 Закона).

    Дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом только коллегиально (ст. 14 АПК). Однако принятие заявления о признании должника банкротом и подготовка к судебному разбирательству производятся судьей единолично (ст. 41, 46 Закона).

    Рассмотрение дела о банкротстве характеризуется особым составомучастников. Закон о банкротстве делит участников рассмотрения дела о банкротстве на две группы: лица, участвующие в деле (ст. 30 Закона), и лица, участвующие в арбитражном процессе по делу о банкротстве (ст. 31 Закона). Деление участников на названные группы фактически соответствует структуре рассмотрения дела о банкротстве: лица, участвующие в деле, имеют процессуальные права и несут обязанности на обеих стадиях рассмотрения дела; лица, участвующие в арбитражном процессе, — только на первой стадии: при разбирательстве дела арбитражным судом.

    К лицам, участвующим в деле, относятся должник, арбитражный управляющий, конкурсные кредиторы, налоговые и иные уполномоченные органы по требованиям по обязательным платежам, прокурор, государственный орган по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению, иные лица.

    Круг лиц, которые могут быть должником и конкурсным кредитором, ограничен Законом. В соответствии с п. 2 ст. 1 Закона не могут быть признаны банкротом и выступать в качестве должника казенные предприятия (ст. 115 ГК), некоммерческие организации (общественные, религиозные — ст. 117 ГК, учреждения — ст. 120 ГК, объединения юридических лиц — ст. 121 ГК и иные некоммерческие организации, за исключением потребительских кооперативов — ст. 116 ГК и фондов — ст. 118 ГК). В качестве должников по делу о банкротстве не могут выступать и такие субъекты гражданских правоотношений, как Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования (гл. 5 ГК); филиалы и представительства юридических лиц (ст. 55 ГК).

    К конкурсным кредиторам относятся только кредиторы по денежным обязательствам (ст. 2, 11 Закона), т.е. обязательствам, основанным на нормах гражданского законодательства, за исключением граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, а также учредителей (участников) должника — юридического лица по обязательствам, вытекающим из такого участия (к примеру, из обязательств по уплате дивидендов акционерам, выплате денежного эквивалента пая участникам обществ). Из статьи 4 Закона (п. 2) также можно сделать вывод о том, что к конкурсным кредиторам не относятся и лица, перед которыми должник имеет обязательства по выплате авторского вознаграждения.

    Помимо конкурсных, т.е., условно говоря, гражданско-правовых кредиторов, право на участие в деле о банкротстве и на подачу заявления о признании должника банкротом Закон предоставляет и другим лицам, которые также условно могут быть названы административно-правовыми кредиторами: налоговым и иным уполномоченным органам (к примеру, Пенсионный фонд РФ, другие внебюджетные фонды и их отделения, таможенные органы и т.д.) по требованиям по обязательным платежам: налогам, платежам, пошлинам и т.п. Названные государственные органы хотя фактически и являются представителями Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований, но при рассмотрении дела о банкротстве выступают в качестве самостоятельных участников процесса. При этом названные органы участвуют в деле только при наличии задолженности у должника по обязательным платежам. Если должник имеет задолженность, к примеру, перед государством по денежным обязательствам (по кредитному договору с иностранным банком, выданным под гарантии Правительства), Российская Федерация является конкурсным кредитором (п. 2 ст. 11 Закона). Правом на представление ее интересов в арбитражном суде обладают ее уполномоченные органы (Правительство, министерство и т.п.).

    Прокурор, как и в исковом производстве, является лицом, участвующим в деле, только в случае рассмотрения дела о банкротстве по его заявлению.

    Государственный орган по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению участвует в деле в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)»: при реализации процедуры банкротства отсутствующего должника — ст. 178 Закона, при банкротстве организации, осуществляющей незаконную деятельность по привлечению денежных средств граждан, — ст. 188 Закона. В настоящее время государственный орган по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению сохранил полномочия и по подаче заявлений о признании должника банкротом в качестве органа, уполномоченного Российской Федерацией как конкурсным кредитором, а также по обязательным платежам.

    При рассмотрении дел о банкротстве арбитражный суд использует основные принципы и положения арбитражного процессуального законодательства о доказательствах: их относимость и допустимость, непосредственность исследования, преюдициальный характер установленных ранее юридических фактов (в основном установленный решением любого суда размер долга тому или иному кредитору).

    При рассмотрении дела о банкротстве могут быть исследованы все доказательства, предусмотренные АПК: письменные и вещественные, свидетельские показания и заключения экспертов, объяснения лиц, участвующих в деле. Вместе с тем, как показывает практика рассмотрения дел о банкротстве, основными доказательствами, исследуемыми в процессе о банкротстве, являются письменные: договоры, платежные документы, балансы и иные бухгалтерские документы, справочный материал, в том числе предоставленный, помимо должника, конкурсными кредиторами, налоговыми и иными уполномоченными органами, банками, органами власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и т.д.

    Достаточно часто при рассмотрении дела о банкротстве арбитражный суд использует заключение эксперта (обычно — акт аудиторской проверки), при этом, в отличие от АПК (ст. 66), экспертиза может быть назначена арбитражным судом и по собственной инициативе (п. 5 ст. 46 Закона).

    Законом значительно дополнен перечень обеспечительных мер, предусмотренных ст. 76 АПК. В частности, в соответствии со ст. 44 Закона арбитражный суд может по заявлению лица, участвующего в деле, принять следующие меры по обеспечению прав кредиторов:

    а) запретить совершать без согласия арбитражного управляющего сделки, не предусмотренные п. 2 ст. 58 настоящего Закона (связанные с отчуждением недвижимого имущества, распоряжением иным имуществом, балансовая стоимость которого составляет более 10% балансовой стоимости активов должника, связанные с получением и выдачей займов (кредитов), выдачей поручительства и гарантий, уступкой прав требований, переводом долга, а также с учреждением доверительного управления имуществом должника);

    б) обязать должника передать ценные бумаги, валютные ценности и иное имущество должника на хранение третьим лицам;

    в) ввести наблюдение (ст. 2, 56-58 Закона), которое хотя и называется процедурой банкротства, в процессуальном смысле является не чем иным, как мерой по обеспечению заявления и исполнения решения. Наблюдение вводится с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом. Его введение преследует цель обеспечить сохранность имущества должника и определить дальнейшую тактику кредиторов по отношению к должнику в зависимости от его финансово-экономического положения. Наблюдение проводится под контролем временного управляющего, назначаемого арбитражным судом (ст. 59 Закона).

    Законом о банкротстве не предусмотрены особые основания приостановления производства по делу о банкротстве. Поэтому следует руководствоваться нормами АПК, в частности ст. 81, 82.

    В отличие от Закона о банкротстве предприятий 1992 г. Закон 1998 г. не предусматривает обязанность арбитражного суда приостанавливать производство по делу при введении внешнего управления. Названная процедура — внешнее управление — вводится соответствующим определением арбитражного суда на срок не более 18 месяцев (ст. 68 Закона), а при рассмотрении дела о банкротстве градообразуюших организаций и организаций с численностью работников более пяти тысяч человек срок проведения внешнего управления может быть продлен до десяти лет (п. 3 ст. 135).

    Таким образом, Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» в арбитражный процесс введено новое основание временной остановки судебного разбирательства (помимо перерыва, отложения рассмотрения дела, приостановления производства по делу), поскольку в ряде случаев — недостижения цели внешнего управления, по ходатайству внешнего управляющего (п. 3 ст. 91) или собрания кредиторов (п. 2 ст. 12, п. 6 ст. 92) либо в случае отказа арбитражным судом в утверждении отчета внешнего управляющего (п. 6 ст. 92) — арбитражный суд должен вынести решение о признании должника банкротом, т.е. вернуться к стадии судебного разбирательства.

    Закон о несостоятельности (банкротстве) содержит особые основания прекращения производства по делу. В соответствии со ст. 53 Закона производство по делу подлежит прекращению в случаях:

    а) восстановления платежеспособности должника в ходе внешнего управления;

    б) заключения мирового соглашения.

    Однако с учетом дополнительности процессуальных норм Закона по отношению к нормам АПК арбитражный суд может прекратить производство по делу и по некоторым другим основаниям, установленным ст. 85 АПК, в частности:

    • если спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде. Например, при рассмотрении дела будет установлено, что требования к должнику — юридическому лицу в совокупности составляют менее пятисот, а к должнику-гражданину — менее ста минимальных размеров оплаты труда;

    • если имеется вступившее в законную силу решение арбитражного суда о признании этого должника несостоятельным (банкротом);

    • если организация-должник ликвидирована, о чем внесена запись в государственный реестр;

    • в случае смерти гражданина-должника, поскольку данное правоотношение (объявление банкротом) не допускает правопреемства.

    Закон не называет оснований, по которым заявление о признании должника банкротом может быть оставлено без рассмотрения. Тем не менее заявление может быть оставлено без рассмотрения по двум основаниям, предусмотренным ст. 87 АПК. В частности, если в производстве арбитражного суда находится дело о признании этого должника банкротом, если заявление не подписано или подписано лицом, не имеющим права подписывать его, либо лицом, должностное положение которого не указано.

    В состав судебных расходов по делу о банкротстве, помимо традиционных (государственной пошлины, сумм, подлежащих выплате за проведение экспертизы, назначенной арбитражным судом и т.д.), входят расходы на выплату вознаграждения арбитражным управляющим (ст. 54 Закона). При признании должника банкротом все судебные расходы относятся на его имущество и возмещаются за счет этого имущества вне очереди (п. 1 ст. 54, ст. 106 Закона). При вынесении решения об отказе в признании должника банкротом в связи с отсутствием признаков банкротства должника на момент возбуждения дела о банкротстве судебные расходы относятся на кредиторов, обратившихся в арбитражный суд с заявлением кредитора, и распределяются между ними пропорционально их требованиям (п. 2 ст. 54 Закона).

    Специфической особенностью дел о банкротстве является обязанность должника, подающего заявление в арбитражный суд, представить гарантии наличия у него имущества, достаточного для покрытия судебных расходов по делу о банкротстве (п. 3 ст. 7, ст. 33 Закона). В случае отсутствия таких сведений заявление должника в соответствии со ст. 43 Закона возвращается арбитражным судом. Названные нормы введены законодателем в основном для обеспечения реальности процесса о банкротстве, поскольку нередко реализация решений о признании должников банкротами, принятых арбитражными судами в период действия Закона 1992 г., была невозможна из-за того, что ни один из кредиторов не соглашался перечислить на депозитный счет арбитражного суда суммы, подлежащие выплате конкурсному управляющему, а сам должник такой возможностью не обладал. Законом 1998 г., кроме того, особенным образом регулируются вопросы банкротства отсутствующих должников (§ 2 гл. Х Закона), что дает возможность рассматривать дела и в отношении названной, часто встречающейся категории лиц.

    Обратиться с требованием в арбитражный суд о признании юрлица или гражданина несостоятельным может, как сам должник, так и его ссудодатели, сотрудники, заинтересованные организации. Уполномоченная инстанция на протяжении 5 дней после поступления заявления примет решение о целесообразности процесса.

    Иск должника должен включать следующие пункты:

    • информацию о высшей инстанции;
    • размер требований (в неоспоримом размере);
    • сумму возможных задолженностей;
    • доказательство неплатежеспособности;
    • сведения о предоставленных заявлениях;
    • информацию об имуществе должника;
    • счета с данными всех ссудодателей.

    Компания-должник или физлицо направляет копии заявления уполномоченным органам, конкурсным лицам и другим заинтересованным сторонам, участникам процесса. Заявление кредитора – физического лица или сотрудника заверяется направившим требование лицом. Иск кредитора – компании удостоверяется уполномоченным гражданином (на основании доверенности) или главой предприятия.

    Информация Арбитражный суд , рассматривает предоставленные сведения и принимает решение о возможности начала судопроизводства, проверяет наличие 2-х обязательных требований – предприятие не выплачивает долги от 3-х месяцев и более, общая сумма задолженности не меньше 300 000 рублей (для физлица 500 тыс. руб.).

    Иск от кредиторе должен содержать:

    • сведения об уполномоченном органе;
    • юридические данные организации или адрес и инициалы физического лица (предпринимателя);
    • сумму требований;
    • обязательства перед ссудодателем и их доказательства;
    • информацию относительно нового руководителя.

    Сотрудники организации-должника и заинтересованные стороны имеют право объединиться и направить один иск. Если суд установит признаки несостоятельности и исключит недостоверность банкротства, тогда будет принято решение о производстве. Арбитраж выносит определение о начале первой стадии – надзора, назначает нового руководителя.

    Основная цель данного этапа – сохранить имущество предприятия-должника (физлица) для возможности выполнения предъявленных требований. На первой стадии осуществляется анализ финансово-экономического состояния субъекта.

    Заключение о неплатежеспособности принято делить на виды по срокам их опротестования. Решение-акт об отказе в производстве и о прекращении разбирательства обжалуются по стандартным правилам ПК (на апелляцию – месяц, кассацию – 2 месяца).

    По общим нормам опротестовываются определения, относительно:

    • закрытия дела;
    • отказа о принятии заявления;
    • начала стороннего контроля;
    • финансовой санации.

    Постановление относительно мирного соглашения опротестовывается в определенном порядке: срок кассации – месяц. Если жалоба передана по почте, момент ее подачи устанавливается на основании потовой квитанции или штемпеля.

    Обжаловать решение арбитражного суда о несостоятельности можно до внесения сведений в единый государственный реестр. Арбитражный управляющий представляет информацию об окончании процедуры банкротства в срок 30-60 дней с момента получения постановления от арбитража. В реестр сведения заносятся на протяжении 5 дней с даты их поступления от управляющего.

    Процедура признания организаций и физических лиц неплатежеспособными субъектами требует значительных материальных, временных затрат. Избавиться от всех долгов банкротство не поможет. Существуют и юридические последствия признания субъекта финансово-хозяйственной деятельности неплатежеспособным должником. Поэтому не следует забывать обо всех нюансах процедуры и уточнить их у юриста перед подачей соответствующего заявления.

    ЗВОНИТЕ В ЕКАТЕРИНБУРГЕ +7 (343) 383-59-64

    Чем мы можем Вам помочь?

    Рассмотрение дел о банкротстве

    Рассмотрение дел о банкротстве в арбитражном суде: особенности и этапы процедуры

    Банкротство компании или физического лица – организационно-юридическая процедура, предусмотренная в отношении субъекта, который не имеет никакой возможности рассчитаться по своим долгам. Цель действий – признание организации, физлица несостоятельной категорией перед кредиторами, партнерами и заинтересованными лицами. Для начала процедуры банкротства требуются веские доводы.

    ИНФОРМАЦИЯ
    Законодательством РФ предусмотрено, что банкротство организации или граждан возможно при наличии задолженности по ссудам, погасить которую они не имеют возможности на протяжении трех месяцев со дня окончания срока отведенного в договоре. Сумма обязательств должна превышать 300 тыс. рублей – для фирмы, 500 тыс. руб. для физлица.

    Обратиться с требованием в арбитражный суд о признании юрлица или гражданина несостоятельным может, как сам должник, так и его ссудодатели, сотрудники, заинтересованные организации. Уполномоченная инстанция на протяжении 5 дней после поступления заявления примет решение о целесообразности процесса.

    Иск должника должен включать следующие пункты:

    • информацию о высшей инстанции;
    • размер требований (в неоспоримом размере);
    • сумму возможных задолженностей;
    • доказательство неплатежеспособности;
    • сведения о предоставленных заявлениях;
    • информацию об имуществе должника;
    • счета с данными всех ссудодателей.

    Компания-должник или физлицо направляет копии заявления уполномоченным органам, конкурсным лицам и другим заинтересованным сторонам, участникам процесса. Заявление кредитора – физического лица или сотрудника заверяется направившим требование лицом. Иск кредитора – компании удостоверяется уполномоченным гражданином (на основании доверенности) или главой предприятия.

    ИНФОРМАЦИЯ
    Арбитражный суд, рассматривает предоставленные сведения и принимает решение о возможности начала судопроизводства, проверяет наличие 2-х обязательных требований – предприятие не выплачивает долги от 3-х месяцев и более, общая сумма задолженности не меньше 300 000 рублей (для физлица 500 тыс. руб.).

    Иск от кредиторе должен содержать:

    • сведения об уполномоченном органе;
    • юридические данные организации или адрес и инициалы физического лица (предпринимателя);
    • сумму требований;
    • обязательства перед ссудодателем и их доказательства;
    • информацию относительно нового руководителя.

    Организация (физлицо) может быть признана неплатежеспособной, только при наличии нарушений, указанных в законодательстве (срок просрочки от 3-х месяцев) и доказательной базы относительно неплатежеспособности.
    Заявление о банкротстве подается в арбитражный суд по месту регистрации задолжавшей компании или гражданина либо по их месту нахождения, проживания.

    Список дополнительных документов:

    • бумаги, подтверждающие, что копии иска были отправлены всем заинтересованным лицам;
    • платежку об уплате госпошлины;
    • копию документа о регистрации организации;
    • отчет оценочной компании об имуществе;
    • перечень всех займов;
    • список кредиторов;
    • текущую финансово-экономическую отчетность;
    • данные проведенной инвентаризации;
    • выписки из банка по счетам;
    • сверки с кредиторами;
    • учредительная документация (для компаний);
    • другие бумаги согласно ФЗ-127 ст. 38.

    Судебное разбирательство относительно признания субъекта-должника неплатежеспособным регулируется Процессуальным Кодексом и ФЗ «О банкротстве», поэтому весь процесс объединяет специфические процедуры и традиции арбитражного суда.

    Обобщенные стадии судебного разбирательства в арбитражном суде:

    • инициация процесса;
    • подготовка к разбирательству;
    • рассмотрение сложившегося вопроса;
    • установление определения;
    • вынесение возражения, при несогласии с решением суда.

    Самый важный, ответственный этап – исполнение принятого решения. При изучении вопросов о банкротстве ситуация складывается по-другому: процедура, являющаяся исполнительным производством, входит в сам судебный процесс.

    Этапы процесса банкротства:

    • Разбирательство. Все стадии обычного процесса входят в первый этап рассмотрения дела о признании должника неплатежеспособным субъектом.
    • Банкротство физлица или юрлица – реализация, принятого судом заключения. Основная цель – решение финансовых вопросов, возникших в результате невыполнения фирмой или гражданином своих «обещаний» перед кредиторами, а также уполномоченными организациями.

    Согласно ФЗ «О несостоятельности» ст. 51 период рассмотрения дела неплатежеспособности субъекта РФ – 7 месяцев с момента принятия иска. Столь продолжительный срок связан с длительной подготовительной работой, осуществляемой судом. Не позднее 7 месяцев арбитраж выносит одно из определений или решений, предусмотренных настоящим законом.
    На конкурсное производство отводится 1 год. Участники процедуры могут обратиться с ходатайством о продлении этого периода еще на полгода.

    Банкротство – это состояние, при котором компания или физическое лицо не могут оплатить свои финансовые обязательства перед кредиторами. Обычно это происходит из-за высоких постоянных затрат, неликвидных активов или доходов, чувствительных к экономическим спадам.

    Основной целью банкротства является восстановление платежеспособности лица, имеющего задолженность перед кредиторами по денежным обязательствам, путем введения дополнительной защиты должника и его активов, а также путем назначения управляющего в деле о несостоятельности в целях защиты интересов участников процесса.

    Чтобы рассматривать особенности процедуры несостоятельности в разных случаях, нужно знать, кто может стать субъектами банкротства, и понимать их общую характеристику. Следующие лица могут стать должниками по делам о банкротстве:

    • юридическое лицо;
    • индивидуальный предприниматель или физическое лицо;

    Установленные Законом процедуры для юридических и физических лиц существенно отличаются друг от друга.

    Если для кредитора право на банкротство является правом, то это обязательство для юридического лица, являющегося должником. Должник должен в течение месяца подать в суд на банкротство, если удовлетворение требований одного или нескольких кредиторов делает невозможным выполнение денежных обязательств должника в полном объёме перед другими кредиторами (угроза несостоятельности), а также в других случаях, предусмотренных Кодексом о банкротстве.

    Если директор должника нарушает эти требования, он несет солидарную ответственность за неисполнение требований кредиторов. Нарушение руководителем должника этих требований является предметом судебного разбирательства в арбитражном суде. Если такое нарушение установлено, требования кредиторов могут быть далее заявлены персонально против директора должника.

    В случае если банкротство произошло по вине учредителей должника (участников, акционеров) или других лиц, включая директора, которые имеют право давать указания, обязательные для неплательщика, или могут определять его действия любым другим способом, эти лица могут нести солидарную ответственность по обязательствам заёмщика в случае недостаточности у него активов.

    Есть несколько предупреждающих знаков, указывающих на то, что компания испытывает финансовые трудности. Плохая прибыль может указывать на то, что компания в финансовом отношении нездорова. Борьба за безубыточность свидетельствует о том, что бизнес не может обеспечить себя за счёт внутренних средств и ему необходимо привлекать капитал извне. Это повышает деловые риски компании и снижает ее кредитоспособность по отношению к кредиторам, поставщикам, инвесторам и банкам. Ограничение доступа к средствам обычно приводит к провалу компании.

    Бизнес или частное лицо могут быть не в состоянии исполнить свою обязанность по уплате обязательных платежей. Из вышесказанного следует, что финансовые проблемы обычно являются последним шагом перед банкротством.

    Чтобы исправить ситуацию, компания или частное лицо могут рассмотреть такие варианты, как реструктуризация долга или сокращение расходов.

    Как рассматриваются дела о банкротстве в арбитражном суде

    Первое, что делают многие компании, чтобы не допустить начало процедуры банкротства – это пересматривают свои бизнес-планы. Второе – ищут пути, как сократить расходы.

    Некоторые компании пытаются договориться с кредиторами о реструктуризации долгов, изменении условий погашения задолженности, чтобы улучшить свою ликвидность.

    Для граждан, испытывающих финансовые затруднения, советы по исправлению ситуации аналогичны приведенным выше. Физлица, испытывающие финансовые трудности и невозможность расплатиться с кредиторами, для восстановления своей платежеспособности целесообразно сократить ненужные или чрезмерные привычные расходы, такие как обеды в кафе, поездки и дорогостоящие покупки, которые могут считаться роскошью.

    Если все самостоятельные действия, направленные на улучшение финансовой состоятельности, не принесли положительных результатов, то стоит разобраться, какова в России общая характеристика института банкротства и каковы методы регулирования несостоятельности. Также необходимо иметь представление о том, что из себя представляет специфика правового положения участников правоотношений при банкротстве.

    Цель процедуры финоздоровления – восстановить платежеспособность должника, чтобы появилась возможность погасить задолженность без использования процедур банкротства. Задолженность должна погашаться по графику, который согласовывается с обеспеченными кредиторами и утверждается собранием кредиторов. Так появляется больше шансов для удовлетворения требований кредиторов.

    Финансовое оздоровление проводится в течение двух лет и не может быть продлено свыше этого срока. Организационные вопросы, которые возникают при данной процедуре, поручаются административному управляющему.

    Подведомственность. Дела о банкротстве юридического лица и гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя и крестьянского (фермерского) хозяйства, рассматриваются только арбитражным судом (п. 1 ч. 1 ст. 33 АПК РФ, ст. 6 Закона о банкротстве). Дело о банкротстве не может быть передано на рассмотрение третейского суда (п. 3 ст. 33 Закона о банкротстве), а также быть рассмотрено судом общей юрисдикции.

    Подведомственность дел в связи с требованием физического лица к арбитражному управляющему. Если в процессе арбитражного разбирательства и назначения арбитражного управляющего последним причинен вред физическому лицу, то требования о возмещении причиненных действиями или бездействием арбитражного управляющего убытков рассматриваются согласно п. 1 ст. 22 ГПК РФ судами общей юрисдикции.

    Подсудность дел о банкротстве.Нормы процессуального законодательства формулируют подсудность дел о банкротстве как исключительную (ч. 4 ст. 38 АПК РФ, ст. 6 Закона о банкротстве). То есть такие дела рассматриваются лишь по месту нахождения должника.

    Здесь нет истца или ответчика в общепринятом смысле, а лишь заявители о банкротстве, должник и другие лица.

    Заявление о банкротстве принимается судьей арбитражного суда единолично (см. ст. 42 и посл. Закона о банкротстве), как судьей единолично производится и подготовка дела к разбирательству (ст. 50 Закона о банкротстве). При этом само рассмотрение в дальнейшем уже осуществляется судом только коллегиально (ч. 2 ст. 223 АПК РФ). При этом к рассмотрению таких дел не могут привлекаться арбитражные заседатели (предл. 2 ч. 2 ст. 223 АПК РФ).

    Участники арбитражного разбирательства по делам о банкротстве. Согласно ст. 224 АПК РФ, посвященной праву на обращение в арбитражный суд по делам о несостоятельности (банкростве), с заявлением о признании должника банкротом в арбитражный суд по месту нахождения должника вправе обратиться должник, кредиторы и иные заинтересованные лица в соответствии с федеральным законом, регулирующим вопросы несостоятельности (банкротства). Процессуальное законодательство выделяет две группы участников арбитражного разбирательства по делам о банкротстве: лица, участвующие в деле, и лица, участвующие в арбитражном процессе по делу о банкротстве.

    Лица, участвующие в деле

    1. Должник.Это гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, неспособные удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного Законом о банкротстве. Должниками (и соответственно банкротами) не могут быть признаны казенные предприятия, учреждения, политические партии и религиозные организации (п. 2 ст. 1 Закона о банкротстве, ст. 115 ГК РФ).

    Должниками по делу о банкротстве не могут выступать Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования.

    До внесения соответствующих изменений в ГК РФ процедура банкротства (см. гл. X Закона о банкротстве) не применима и в отношении гражданина, не являющегося предпринимателем (п. 3 ст. 1 Закона о банкротстве).

    2. Арбитражный управляющий.Это гражданин Российской Федерации, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных установленных Законом о банкротстве полномочий и являющийся членом одной из саморегулируемых организаций (ст. 20, 2 Закона о банкротстве).

    Правовой статус арбитражного управляющего определяется прежде всего такими нормативными правовыми актами, как Постановление Правительства РФ от 25 декабря 1998 г. № 1544 «О лицензировании деятельности физических лиц»

    3. Конкурсные кредиторы. Это кредиторы по денежным обязательствам, за исключением граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, а также учредителей (участников) должника – юридического лица по обязательствам, вытекающим из такого участия (ст. 2 Закона о банкротстве). При этом кредиторами по денежным обязательствам являются российские и иностранные физические и юридические лица, а также Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования (ст. 11 Закона о банкротстве). Такие кредиторы имеют право подачи заявления о признании должника банкротом. При проведении процедур банкротства интересы всех кредиторов представляют собрание кредиторов (ст. 12 Закона о банкротстве) и комитет кредиторов (ст. 17 Закона о банкротстве). С момента принятия арбитражным судом к производству заявления о признании должника банкротом кредиторы не вправе обращаться к должнику в целях удовлетворения своих требований в индивидуальном порядке. Все действия в отношении должника от имени кредиторов осуществляются собранием кредиторов и комитетом кредиторов.

    4. Налоговые и иные уполномоченные органы по требованиям по обязательным платежам: налогам, пошлинам, платежам и др. Наряду с налоговыми органами участвовать в деле могут также таможенные органы, органы социального страхования, органы обязательного медицинского страхования, органы пенсионного фонда и др.

    5. Иные лица в случаях, предусмотренных Законом о банкротстве. Среди таких лиц могут быть: органы государственной власти и органы местного самоуправления (см. ст. 2, 11 и др. Закона о банкротстве), государственный орган Российской Федерации по надзору за страховой деятельностью (ст. 183 Закона о банкротстве), государственный орган Российской Федерации по регулированию рынка ценных бумаг (ст. 187 Закона о банкротстве) и др.

    Лица, участвующие в арбитражном процессе по делу о банкротстве

    Особую категорию дел отнесенных к компетенции арбитражного суда, представляют собой дела о несостоятельности (банкротстве). Важной составляющей частью законодательства о несостоятельности (банкротстве) являются процессуальные нормы, регламентирующие порядок возбуждения и рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве). В связи с этим законодатель выделяет процессуальные отношения, опосредующие порядок и условия проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, из совокупности всех отношений, регулируемых арбитражным процессуальным законодательством.

    Особенность регулирования правоотношений несостоятельности (банкротства) обусловлена не только своеобразным единством и дифференциацией различных материально-процессуальных норм в данной категории дел, но и специфичным субъектным составом участников правоотношений (арбитражный управляющий, комитет кредиторов и др.), особым порядком рассмотрения этих дел в суде и т.д.

    Особенности рассмотрения дел о признании несостоятельным (банкротом)

    Подсудность дел о банкротстве, по существу, будет исключительной: заявление о признании должника банкротом может быть подано только в арбитражный суд по месту нахождения должника — юридического лица и по месту жительства гражданина (ст. 28 АПК и ст. 29 Закона).

    Дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом только коллегиально (ст. 14 АПК). При этом принятие заявления о признании должника банкротом и подготовка к судебному разбирательству производятся судьей единолично (ст. 41, 46 Закона).

    Рассмотрение дела о банкротстве характеризуется особым составом участников. Закон о банкротстве делит участников рассмотрения дела о банкротстве на две группы: лица, принимающие участие в судебном разбирательстве (ст. 30 Закона), и лица, участвующие в арбитражном процессе по делу о банкротстве (ст. 31 Закона). Деление участников на названные группы фактически ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙует структуре рассмотрения дела о банкротстве: лица, принимающие участие в судебном разбирательстве, имеют процессуальные права и несут обязанности на обеих стадиях рассмотрения дела; лица, участвующие в арбитражном процессе, — только на первой стадии: при разбирательстве дела арбитражным судом.

    К лицам, участвующим в деле, ᴏᴛʜᴏϲᴙтся должник, арбитражный управляющий, конкурсные кредиторы, налоговые и иные уполномоченные органы по требованиям по обязательным платежам, прокурор, государственный орган по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению, иные лица.

    Круг лиц, кᴏᴛᴏᴩые могут быть должником и конкурсным кредитором, ограничен Законом. В ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с п. 2 ст. 1 Закона не могут быть признаны банкротом и выступать в качестве должника казенные предприятия (ст. 115 ГК), некоммерческие организации (общественные, религиозные — ст. 117 ГК, учреждения — ст. 120 ГК, объединения юридических лиц — ст. 121 ГК и иные некоммерческие организации, за исключением потребительских кооперативов — ст. 116 ГК и фондов — ст. 118 ГК). В качестве должников по делу о банкротстве не могут выступать и такие субъекты гражданских правоотношений, как Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования (гл. 5 ГК); филиалы и представительства юридических лиц (ст. 55 ГК).

    К конкурсным кредиторам ᴏᴛʜᴏϲᴙтся только кредиторы по денежным обязательствам (ст. 2, 11 Закона), т.е. обязательствам, основанным на нормах гражданского законодательства, за исключением граждан, перед кᴏᴛᴏᴩыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, а также учредителей (участников) должника — юридического лица по обязательствам, вытекающим из такого участия (к примеру, из обязательств по уплате дивидендов акционерам, выплате денежного эквивалента пая участникам обществ). Из статьи 4 Закона (п. 2) также можно сделать вывод о том, что к конкурсным кредиторам не ᴏᴛʜᴏϲᴙтся и лица, перед кᴏᴛᴏᴩыми должник имеет обязательства по выплате авторского вознаграждения.

    Помимо конкурсных, т.е., условно говоря, гражданско-правовых кредиторов, право на участие в деле о банкротстве и на подачу заявления о признании должника банкротом Закон предоставляет и другим лицам, кᴏᴛᴏᴩые также условно могут быть названы административно-правовыми кредиторами: налоговым и иным уполномоченным органам (к примеру, Пенсионный фонд РФ, другие внебюджетные фонды и их отделения, таможенные органы и т.д.) по требованиям по обязательным платежам: налогам, платежам, пошлинам и т.п. Названные государственные органы хотя фактически и будут представителями Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований, но при рассмотрении дела о банкротстве выступают в качестве самостоятельных участников процесса. При ϶ᴛᴏм названные органы участвуют в деле только при наличии задолженности у должника по обязательным платежам. В случае если должник имеет задолженность, к примеру, перед государством по денежным обязательствам (по кредитному договору с иностранным банком, выданным под гарантии Правительства), Российская Федерация будет конкурсным кредитором (п. 2 ст. 11 Закона). Правом на представление ее интересов в арбитражном суде обладают ее уполномоченные органы (Правительство, министерство и т.п.).

    Прокурор, как и в исковом производстве, будет лицом, участвующим в деле, только в случае рассмотрения дела о банкротстве по его заявлению.

    Государственный орган по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению участвует в деле в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)»: при реализации процедуры банкротства отсутствующего должника — ст. 178 Закона, при банкротстве организации, осуществляющей незаконную деятельность по привлечению денежных средств граждан, — ст. 188 Закона. В настоящее время государственный орган по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению сохранил полномочия и по подаче заявлений о признании должника банкротом в качестве органа, уполномоченного Российской Федерацией как конкурсным кредитором, а также по обязательным платежам.

    К иным лицам, участвующим в деле о банкротстве, можно отнести: орган местного самоуправления, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ по делам о банкротстве градообразующих организаций и организаций, численность работников кᴏᴛᴏᴩых превышает пять тысяч человек (ст. 133 Закона), государственный орган РФ по надзору за страховой деятельностью при рассмотрении дела о банкротстве страховой организации (ст. 144 Закона), государственный орган по регулированию рынка ценных бумаг по делу о банкротстве профессиональных участников рынка ценных бумаг (ст. 148 Закона).

    При рассмотрении дел о банкротстве арбитражный суд использует основные принципы и положения арбитражного процессуального законодательства о доказательствах: их относимость и допустимость, непосредственность исследования, преюдициальный характер установленных ранее юридических фактов (в основном установленный решением любого суда размер долга тому или иному кредитору).

    При рассмотрении дела о банкротстве могут быть исследованы все доказательства, предусмотренные АПК: письменные и вещественные, свидетельские показания и заключения экспертов, объяснения лиц, участвующих в деле. Вместе с тем, как показывает практика рассмотрения дел о банкротстве, основными доказательствами, исследуемыми в процессе о банкротстве, будут письменные: договоры, платежные документы, балансы и иные бухгалтерские документы, справочный материал, в т.ч. предоставленный, помимо должника, конкурсными кредиторами, налоговыми и иными уполномоченными органами, банками, органами власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и т.д.

    Достаточно часто при рассмотрении дела о банкротстве арбитражный суд использует заключение эксперта (обычно — акт аудиторской проверки), при ϶ᴛᴏм, в отличие от АПК (ст. 66), экспертиза может быть назначена арбитражным судом и по собственной инициативе (п. 5 ст. 46 Закона).

    Законом значительно дополнен перечень обеспечительных мер, предусмотренных ст. 76 АПК. В частности, в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии со ст. 44 Закона арбитражный суд может по заявлению лица, участвующего в деле, принять следующие меры по обеспечению прав кредиторов:

    а) запретить совершать без согласия арбитражного управляющего сделки, не предусмотренные п. 2 ст. 58 настоящего Закона (связанные с отчуждением недвижимого имущества, распоряжением иным имуществом, балансовая стоимость кᴏᴛᴏᴩого составляет более 10% балансовой стоимости активов должника, связанные с получением и выдачей займов (кредитов), выдачей поручительства и гарантий, уступкой прав требований, переводом долга, а также с учреждением доверительного управления имуществом должника);

    б) обязать должника передать ценные бумаги, валютные ценности и иное имущество должника на хранение третьим лицам;

    в) ввести наблюдение (ст. 2, 56-58 Закона), кᴏᴛᴏᴩое хотя и называется процедурой банкротства, в процессуальном смысле будет не чем иным, как мерой по обеспечению заявления и исполнения решения. Наблюдение вводится с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом. Его введение преследует цель обеспечить сохранность имущества должника и определить дальнейшую тактику кредиторов по отношению к должнику в зависимости от его финансово-экономического положения. Наблюдение проводится под контролем временного управляющего, назначаемого арбитражным судом (ст. 59 Закона).

    Законом о банкротстве не предусмотрены особые основания приостановления производства по делу о банкротстве. По϶ᴛᴏму следует руководствоваться нормами АПК, в частности ст. 81, 82.

    В отличие от Закона о банкротстве предприятий 1992 г. Закон 1998 г. не предусматривает обязанность арбитражного суда приостанавливать производство по делу при введении внешнего управления. Названная процедура — внешнее управление — вводится ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующим определением арбитражного суда на срок не более 18 месяцев (ст. 68 Закона), а при рассмотрении дела о банкротстве градообразуюших организаций и организаций с численностью работников более пяти тысяч человек срок проведения внешнего управления может быть продлен до десяти лет (п. 3 ст. 135).

    Таким образом, Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» в арбитражный процесс введено новое основание временной остановки судебного разбирательства (помимо перерыва, отложения рассмотрения дела, приостановления производства по делу), поскольку в ряде случаев — недостижения цели внешнего управления, по ходатайству внешнего управляющего (п. 3 ст. 91) или собрания кредиторов (п. 2 ст. 12, п. 6 ст. 92) либо в случае отказа арбитражным судом в утверждении отчета внешнего управляющего (п. 6 ст. 92) — арбитражный суд должен вынести решение о признании должника банкротом, т.е. вернуться к стадии судебного разбирательства.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *