Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Существенное нарушение прав и законных интересов граждан». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
- Применение международных договоров об авторском праве судами России (практика 2016-2019 г.г.)
- Спорные вопросы применения арбитражными судами норм о косвенном иске
- Осуществление должностными лицами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, производства по делам об административных правонарушениях
- Уголовная ответственность за нарушение избирательного законодательства
- Льготное лекарственное обеспечение граждан Российской Федерации
Содержание:
Определение слова «существенное» в статье 286
« | Декабрь 2020 | » | ||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |
28 | 29 | 30 | 31 |
- Сентябрь 2020 (3)
- Август 2020 (3)
- Июль 2020 (9)
- Июнь 2020 (6)
- Май 2020 (7)
- Апрель 2020 (2)
- Март 2020 (5)
- Декабрь 2019 (2)
- Октябрь 2019 (16)
- Август 2019 (5)
- Апрель 2019 (1)
- Март 2019 (3)
- Конструирование общественно опасных последствий в преступлениях главы 23 УК РФ 2019 / Кириллов Кирилл МихайЛович
- Уголовно-правовая характеристика злоупотребления полномочиями частными аудиторами 2006 / Изосимов С. В.
- Понятие и объективные признаки преступлений, предусмотренных главой 23 уголовного кодекса Росийской Федерации 2019 / Царёв Е.В.
- Существенный вред как признак превышения должностных полномочий (ст. 286 УК РФ) 2015 / Каплин Михаил Николаевич, Бражник Сергей Дмитриевич
- Эволюция понятия должностных преступлений 2010 / Фаргиев Ибрагим Аюбович, Лонерт Наталья Рудольфовна
- Неисполнение сотрудником органа внутренних дел приказа начальника: юридический анализ нового состава преступления главы 30 УК РФ 2010 / Шиханов Владимир Николаевич
- Характеристика существенности причинения вреда как признака превышения должностных полномочий (ст. 286 УК РФ) 2013 / Ильин А.А.
- Ретроспективный формально-юридический анализ признаков состава бездействия должностного лица (по материалам уголовного законодательства Республики Беларусь) 2011 / Ключко Римма Николаевна
- Общественно опасные последствия халатности: понятие и виды 2012 / Елисеев Сергей Александрович, Тыняная Мария Александровна
- Принцип правовой определенности в уголовном праве 2018 / Иванов Никита Георгиевич
Нарушение прав и законных интересов заявителя…
Злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ). Рассматриваемый состав устанавливает ответственность за использование должностным лицом своих служебных полномочий: а) вопреки интересам службы; б) из корыстной или иной личной заинтересованности; в) повлекших существенные нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.
Наряду с основным составом (ч. 1 ст. 285 УК РФ) в ч. 2 и 3 ст. 285 УК РФ описываются квалифицированные составы по признаку специального субъекта в виде лица, занимающего государственную должность, либо тяжких последствий. Если максимум санкции по основному составу — четыре года лишения свободы при наличии альтернативных видов наказания, то максимум санкции в квалифицированных составах — соответственно семь лет и десять лет.
Рассматриваемая статья содержит также примечания, определяющие понятие должностного лица, классифицируя должностных лиц в уголовно-правовом смысле, и пределы применения статей гл. 30 УК РФ к лицам, не являющимся должностными.
Объективная сторона деяния может осуществляться как через действие, так и через бездействие, но всегда с использованием служебных (должностных) полномочий. Использование лицом своего авторитета или авторитета должности, связей, которые он приобрел в связи со своим статусом, для получения каких-либо льгот, преимуществ, выгод не подпадает под признаки рассматриваемого состава.
Закон прямо указывает на то, что должностные действия (бездействие) виновного осуществляются во вред интересам службы (буквально вопреки этим интересам). Речь идет о нарушении целей и задач, во имя которых виновный наделен правомочиями. Причем речь идет не об абстрактно-оценочных суждениях относительно нарушения, а о конкретных указаниях на то, какие именно нормативно обязывающие предписания должностное лицо нарушило. Соответственно к делу необходимо приобщать нормативные акты, характеризующие функциональные обязанности должностного лица и круг его правомочий по их реализации.
Состав преступления, предусмотренный ст. 285 УК РФ, обладает следующими признаками, характеризующими его объективную и субъективную стороны: использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы; совершение преступления из корыстной или иной личной заинтересованности; наступление конкретных последствий преступления — существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства; наличие причинной связи между действием либо бездействием должностного лица и указанными последствиями.
Ответственность за злоупотребление должностными полномочиями может наступить при наличии у должностного лица корыстной или иной личной заинтересованности.
В отличие от структуры состава «коммерческий подкуп» (ст. 204 УК РФ) взяточничество как должностное преступление предусматривается двумя статьями УК РФ — ст. 290 «Получение взятки» и ст. 291 «Дача взятки». Эти два взаимосвязанные состава составляют своеобразную совокупность, которая и охватывается понятием взяточничества, т.е. преступной возмездной сделки между должностным лицом и другим лицом, которое добивается решения какого-либо вопроса в свою пользу или в пользу представляемого им лица. Конечно, возможно самостоятельное существование деяния, предусмотренного одним из названных составов, без другого. Например, получение взятки может осуществляться при обстоятельствах, исключающих уголовную ответственность лица, ее передающего (в частности, если оно добровольно сообщило об этом органу, имеющему право возбудить уголовное дело). Точно также должностное лицо, которому передается взятка, может не принять ее, а организовать разоблачение взяткодателя. Тем не менее типичный случай взяточничества — преступная сделка с участием взяткодателя и взяткополучателя, т.е. совместное существование деяний, предусмотренных ст. 290 и 291 УК РФ.
Взяточничество представляет наиболее опасную форму должностных преступлений.
Взяточничество причиняет серьезный ущерб государственным органам, органам местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям, что выражается не только в подрыве их авторитета, но и в потере гражданами веры в законность и справедливость деятельности этих органов и учреждений.
Получение взятки (ст. 290 УК РФ). Непосредственный основной объект преступления — общественные отношения, обеспечивающие нормальную деятельность государственных органов и органов местного самоуправления. Непосредственный дополнительный объект — общественные отношения, обеспечивающие авторитет указанных органов власти.
Специфика объективной стороны рассматриваемого деяния включает:
а) получение должностным лицом взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера;
б) действия или бездействие в пользу взяткодателя или представляемых лиц;
в) действия, входящие в служебные полномочия должностного лица либо могущие быть осуществленными другим должностным лицом в результате воздействия на него виновным с использованием своего служебного авторитета, в том числе имеющие характер общего покровительства (протекционизма) или попустительства.
Понятия, характеризующие предмет взятки: деньги в смысле ст. 290 УК РФ означают любую валюту, находящуюся в обороте; понятие ценной бумаги дано в ст. 142 ГК РФ как документа, удостоверяющего имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при предъявлении ценной бумаги. Перечень видов ценных бумаг дан в ст. 143 ГК РФ; иное имущество — любые материальные ценности, обладающие товарной стоимостью. Выгоды имущественного характера — это безвозмездное или по заведомо и существенно заниженной стоимости получение виновным платных услуг, например предоставление туристских или курортных путевок, авиационных и железнодорожных билетов, оплата лечения, строительных или ремонтных работ и т.д.
Взятка может быть передана самому должностному лицу или его близким, но с его ведома и согласия. Она может быть вручена непосредственно взяткодателем или посредником. В УК РСФСР 1960 г. существовал специальный состав, предусматривающий ответственность за посредничество. Сейчас законодатель обоснованно счел этот состав избыточным, так как посредничество — разновидность соучастия в даче взятки (а если посредник действует по инициативе должностного лица — то в ее получении).
Передача взятки может носить как открытый, так и замаскированный характер. В частности, в практике все чаще встречаются случаи получения взятки под видом гонорара за лекции, книги, консультирование, а также под видом премирования, карточного проигрыша, предоставления займа, выгодной для должностного лица продажи ему имущества и т.д. Одна из замаскированных разновидностей взятки — ценные подарки, например от иностранных фирм, представители которых ведут переговоры с должностным лицом. Но здесь надо помнить об опасности объективного вменения, когда речь идет о неэтичном, но не уголовно наказуемом поведении начальника, принимающего ценные подарки от подчиненных по случаю юбилея, награждения и т.д. В некоторых таких случаях может иметься состав злоупотребления служебными полномочиями.
При сравнении формулировок ст. 285 и 291 УК РФ относительно пределов действия норм легко обнаружить, что ст. 291 УК РФ устанавливает более широкие пределы. Как уже отмечалось, как злоупотребления служебными полномочиями могут квалифицироваться только действия (бездействие), совершенные в рамках этих полномочий. Между тем взяточничество будет иметь место и в случаях, когда услуга взяткодателю находится вне рамок полномочий должностного лица, но осуществляется с использованием его служебного авторитета. Что касается общего покровительства, о котором также говорит рассматриваемая статья, то речь идет о конкретизированных или общих ожиданиях заинтересованного лица относительно продвижения по службе, защите от возможных последствий противоправного служебного поведения, об отказе от передачи в правоохранительные органы материала о преступных действиях и т.д.
1. Непосредственным объектом являются общественные отношения, складывающиеся по поводу добросовестного отношения должностного лица к своим обязанностям.
2. Объективная сторона выражается в бездействии и заключается в неисполнении (чистое бездействие) или ненадлежащем исполнении (смешанное бездействие) обязанностей должностного лица. Такое поведение является проявлением недобросовестного или небрежного отношения к службе.
Обязательное условие привлечения виновного к уголовной ответственности — наступление общественно опасных последствий в виде крупного ущерба или существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.
3. Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. N 420-ФЗ повысил размер крупного ущерба со 100 тыс. до 1 млн. 500 тыс. руб. (примечание к ст. 293).
4. Существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций состоит в нарушении прав и свобод физических и юридических лиц, гарантированных общепризнанными принципами и нормами международного права, Конституцией РФ; в создании препятствий в удовлетворении потерпевшими своих потребностей, не противоречащих нормам права и общественной нравственности.
Ущемление охраняемых законом интересов общества или государства имеет место при нарушении общественного порядка и общественной безопасности, умалении авторитета органов государственной власти и органов местного самоуправления, нарушении их нормального функционирования и др.
Между деянием субъекта и наступившими последствиями должна существовать причинно-следственная связь.
5. Преступление считается оконченным в момент наступления крупного ущерба, существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций, охраняемых законом интересов общества или государства.
6. Субъективная сторона халатности выражается в вине в форме неосторожности.
7. Субъект преступления специальный — должностное лицо. Согласно примечанию 1 к ст. 285 УК это люди, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
8. Квалифицирующим признаком анализируемого состава преступления выступает неосторожное причинение тяжкого вреда здоровью или смерти потерпевшему.
9. Особо квалифицированный состав халатности присутствует при наступлении по неосторожности смерти двух или более лиц.
1. Объект халатности аналогичен объекту должностного подлога.
2. Объективная сторона содержит несколько обязательных признаков: деяние, последствия и причинная связь между ними. Особенность деяния состоит в том, что оно совершается, как правило, в форме бездействия (неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на соответствующее должностное лицо обязанностей). Бездействие наказуемо в том случае, если лицо обязано было действовать соответствующим образом и было в состоянии так действовать. Деяние альтернативно должно повлечь причинение крупного ущерба или существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства. Размер крупного ущерба установлен в примечании к статье и должен превышать один миллион пятьсот тысяч рублей. Существенное нарушение является оценочным понятием и является вопросом факта (см. примечание к ст. 285 УК). Между деянием и последствиями должна быть установлена причинная связь.
Состав преступления является специфическим с точки зрения конструкции объективной стороны. Такие составы в теории уголовного права принято называть составами с реальным причинением вреда. Говоря иначе, при отсутствии указанных в законе последствий состав преступления отсутствует, виновный будет нести иную ответственность (административную, дисциплинарную).
3. Субъективная сторона халатности характеризуется неосторожной формой вины в виде преступного легкомыслия или небрежности. Преступное легкомыслие сопровождается предвидением виновным наступления вредных последствий, предусмотренных законом, в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения им своих обязанностей по должности и при беспечном расчете на то, что они не наступят. Неисполнение или ненадлежащее исполнение проявляется в форме небрежности, недобросовестности должностного лица по отношению к порученным ему служебным обязанностям. Небрежность не предполагает предвидения виновным наступления негативных последствий, хотя по обстоятельствам происходящего он должен был и мог их предусмотреть. Если лицо не должно было и не могло предвидеть негативного развития ситуации, оно не может нести за это ответственность.
К квалифицирующим признакам халатности (ч. 2 ст. 293 УК) закон относит причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью или причинение смерти человеку. Для установления виновности должностного лица применительно к данным последствиям необходимо доказать наличие причинной связи между его бездействием и причинением тяжкого вреда здоровью или смерти человеку, что требует проведения судебно-медицинской экспертизы.
Особо квалифицирующим признаком халатности является причинение смерти по неосторожности двум или более лицам (ч. 3 ст. 293 УК).
4. Субъектом халатности является только должностное лицо, достигшее возраста 16 лет, вменяемое.
- Басова Т.Б. Уголовная ответственность за должностные преступления: проблемы правотворчества и правоприменения в условиях административной реформы: Автореф. дис. … д-ра юрид. наук. Владивосток, 2005.
- Борков В.Н. Недостатки конструкции состава должностного злоупотребления как причина проблем правоприменения // Уголовное право. 2007. N 4.
- Егорова Н.А. Теоретические проблемы уголовной ответственности лиц, выполняющих управленческие функции: Автореф. дис. … д-ра юрид. наук. Саратов, 2006.
- Марцев А.И. Общие вопросы учения о преступлении. Омск, 2000.
- Таганцев Н.С. Русское уголовное право. Лекции. С.-Петербург, 1902.
- Шнитенков А.В. Ответственность за преступления против интересов службы: Автореф. дис. … д-ра юрид. наук. Омск, 2006.
Статья 285. Злоупотребление должностными полномочиями
Субъект любого преступления – это человек, обладающий всеми необходимыми характеристиками, чтобы понести ответственность за конкретное преступление.
По ст. 285 УК РФ субъект, помимо общих требований к возрасту (с 16 лет) и вменяемости, должен отвечать специальным, т. е. отвечать может исключительно должностное лицо. Кто расценивается как таковое – описано в Примечании 1 к ст. 285, ниже мы раскрываем это понятие.
Объект преступления – та сфера отношений, которой преступное деяние наносит вред.
Злоупотребление полномочиями по ст. 285 УК РФ – это преступление, посягающее на интересы госслужбы, подрывающее нормальное законное функционирование органов, учреждений, организаций, предприятий государства или муниципалитетов.
Уголовная ответственность установлена в целях защиты граждан от коррупционных проявлений и прочих противоправных деяний, совершаемых должностными лицами по службе.
- Злоупотребление полномочиями, совершенное должностным лицом для ликвидации непосредственной опасности для личности, интересов общества и государства, когда ее нельзя было устранить другим способом, не наказуемо по ст. 285 УК РФ (если лицо не превысило пределы крайней необходимости (ст. 39 УК РФ).
- Не наказываются по рассматриваемой норме деяния, связанные с использованием должностных обязанностей, повлекшие негативные последствия, если они совершены по обязательному для исполнения этим лицом приказу или распоряжению (ст. 42 УК РФ).
- Лицо, злоупотребившее полномочиями во исполнение очевидного для него незаконного приказа, несет ответственность на общих основаниях. Издавший такой приказ при определенных обстоятельствах может отвечать по ст. 285 за соучастие в качестве подстрекателя или организатора этого преступления (ч. 3 или 4 ст. 33 УК РФ).
- Должностное лицо, издавшее заведомо противоречащий закону приказ подчиненному, для которого его незаконность не была очевидна, отвечает как исполнитель преступления.
С субъективной стороны деяние характеризуется виной в умышленной форме. Умысел может быть как косвенным, так и прямым. Обязательным элементом субъективной стороны выступает мотив. Им является корыстная либо другая личная заинтересованность. Под первой следует понимать стремление служащего посредством совершения противоправных действий извлечь для себя или иных лиц имущественную выгоду. При этом она не связана с безвозмездным незаконным обращением материальных ценностей в свою пользу или иных граждан.
Под комментируемую норму подпадают действия, направленные, например, на противоправное получение льгот, займа, освобождение от расходов, возврата имущества, оплаты услуг, погашения задолженности и пр. Другая личная заинтересованность проявляется в стремлении служащего извлечь неимущественную выгоду. Она обуславливается такими побуждениями, как семейственность, карьеризм, желание приукрасить реальное положение дел, получить взаимное предоставление услуг, заручиться чьей-либо поддержкой при решении какой-либо проблемы, скрыть некомпетентность и так далее.
Статья 285 УК РФ включает 3 части, по которым наказывается совершение «простого», без отягчающих ответственность признаков злоупотребления полномочиями, квалифицированного и особо квалифицированного.
К должностному лицу, злоупотребившему полномочиями, в отсутствие отягчающих ответственность признаков могут применяться следующие виды наказания:
- Штраф:
- до 80 тыс. руб.;
- в размере всех доходов осужденного, которые он получит за период до полугода.
- Лишение права занимать должности и вести деятельность, определенными судом в приговоре, до 5 лет.
- Принудительные работы до 4 лет.
- Арест от 4 месяцев до полугода.
- Заключение в тюрьме до 4 лет.
Такие пределы очерчены в части 1 ст. 285 УК РФ.
Статья 286. Превышение должностных полномочий
Особо квалифицирующий признак злоупотребления должностным лицом своими полномочиями – наступление тяжких последствий.
В качестве примеров таких последствий ППВС № 19 называет крупные аварии, длительную остановку производства, значительный материальный ущерб, гибель кого-либо, самоубийство и пр.
Такие результаты преступления влекут более строгое наказание: полную изоляцию от общества продолжительностью до 10 лет.
Дополнительное наказание, аналогичное применяемому по второй части, назначается обязательно.
Служебный подлог предполагает, что должностное лицо вписывает в разную официальную документацию недостоверную информацию. Также сюда относится исправление разных сведений в бумагах, которые приводят к искажению достоверных фактов. Данные действия совершаются в личных корыстных целях.
Привлекаются к ответственности за такое преступление не только должностные лица, но и другие служащие, работающие в государственных или муниципальных организациях. Характеристика должностных преступлений такого рода:
- в качестве предмета преступления выступает официальная документация, представленная многочисленными актами, на основании которых предоставляются права, ограничиваются обязательства, удостоверяются разные факты и события, но они обязательно обладают юридической силой и важностью;
- основной целью такого преступления обычно выступает возможность за счет подложных документов завладеть должностному лицу чужим имуществом;
- стандартно такие действия классифицируются в качестве мошенничества;
- существует несколько способов, с помощью которых может выполняться подлог, например, могут вноситься в документацию заведомо ложные сведения, а также могут исправляться достоверные факты;
- наиболее часто изменения вносятся в размеры денежных сумм или в личные данные разных граждан;
- заканчивается состав преступления в тот момент, когда осуществляется непосредственный подлог, а именно заменяются документы поддельными бумагами или вносятся исправления в имеющуюся информацию;
- дальнейшее применение таких документов запрещается, а действия должностного лица рассматриваются как преступление по УК.
Преступления, связанные с подлогом, совершаются при наличии прямого корыстного умысла. У должностного лица должна иметься личная заинтересованность в процессе. Она обычно раскрывается при расследовании должностных преступлений. Подлог может выступать способом приготовления к хищению или сокрытия воровства.
1. Объективная сторона рассматриваемого преступления состоит из трех обязательных признаков: 1) совершения деяния (действия либо бездействия) — использования должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы; 2) наступления последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства; 3) причинно-следственной связи между деянием и последствием.
Основной объект преступления — нормальная, т.е. осуществляемая в соответствии с законодательством, деятельность государственного (муниципального) аппарата власти и управления. В качестве дополнительного объекта могут выступать конституционные права и свободы человека и гражданина, их здоровье, честь и достоинство, охраняемые законом интересы общества и государства.
Постановление ЕСПЧ от 14.02.2017
17. 28 декабря 2007 г. Бугурусланский городской суд вынес в отношении П. и А. приговор. Бугурусланский городской суд признал их виновными в совершении преступления, предусмотренного пунктами «а» — «в» части третьей статьи 286 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ), то есть в превышении должностных полномочий, совершенном с применением насилия, оружия или специальных средств, с причинением тяжких последствий, а также в совершении преступления, предусмотренного частью четвертой статьи 111 УК РФ, то есть в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, повлекшем смерть потерпевшего. Им было назначено наказание в виде семи лет лишения свободы с лишением права занимать должности в структуре Министерства внутренних дел в течение трех лет.
Постановление ЕСПЧ от 28.03.2017
14. В соответствии с пунктом 2 части первой статьи 24 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее — УПК РФ) были вынесены шесть отказов в возбуждении уголовного дела против сотрудников милиции вследствие отсутствия состава преступления. Эти отказы были отменены, поскольку не была проведена всесторонняя проверка. 20 февраля 2006 г. прокуратура Нижегородской области возбудила уголовное дело согласно пункту «а» части третьей статьи 286 Уголовного кодекса Российской Федерации (превышение должностных полномочий с применением насилия).
Постановление ЕСПЧ от 02.05.2017
18. В период с 9 мая 2009 г. по 16 июня 2010 г. следователи следственного отдела по Красноармейскому району вынесли восемь отказов в возбуждении уголовного дела по жалобам заявителя о жестоком обращении, установив в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 24 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее — УПК РФ), что в действиях сотрудников милиции отсутствовали элементы преступлений, предусмотренных статьями 285 и 286 Уголовного кодекса Российской Федерации (превышение полномочий). Эти отказы были отменены начальником или заместителем начальника Следственного отдела по Красноармейскому району как незаконные, и следователям было дано указание провести дополнительную проверку.
Постановление ЕСПЧ от 02.05.2017
15. 29 августа 2007 г. прокурор отказал в возбуждении уголовного дела против сотрудников правоохранительных органов, установив в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, что ни один из элементов преступлений, предусмотренных статьями 286 и 302 Уголовного кодекса Российской Федерации (о превышении полномочий и принуждении к даче показаний, соответственно) не присутствовал при проведении следственных действий следователем Н. или сотрудниками милиции С.И., К.Л., С.А., Ш. и К.Н. Постановление основывалось на следующих показаниях.
Постановление ЕСПЧ от 02.05.2017
20. 23 октября 2008 г. следователь Следственного комитета при Прокуратуре Российской Федерации по Оренбургской области постановил, в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 24 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, отказать в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием состава преступления, предусмотренного статьями 285 и 286 Уголовного кодекса Российской Федерации (превышение должностных полномочий) 1 в отношении сотрудников милиции. Постановление опиралось на те же доводы, что и изложенные в первоначальном постановлении от 31 июля 2006 г., с добавлениями, что после этого заявитель оправился от психического расстройства и был осужден.
- «Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2020)»(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020)
- «Соглашение об организации электронного взаимодействия между Федеральной службой судебных приставов и Правительством Кировской области»(Заключено в г. Москве 24.11.2020 N 00111/20/42-МВ)
- Указ Президента РФ от 23.11.2020 N 735 «О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 27 ноября 2015 г. N 577 «Об установлении штатной численности работников уголовно-исполнительной системы»
- Федеральный закон от 23.11.2020 N 380-ФЗ «О внесении изменения в статью 128 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации»
- Федеральный закон от 23.11.2020 N 379-ФЗ «О внесении изменений в статью 115 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации»
- Указ Президента РФ от 27.11.2015 N 577 (ред. от 23.11.2020) «Об установлении штатной численности работников уголовно-исполнительной системы»
- Приказ Минюста России от 19.11.2020 N 287 «Об утверждении Типового положения о дисциплинарной комиссии исправительного центра»
- Приказ Минюста России N 283, Минздрава России N 1220 от 16.11.2020 «О внесении изменений в Порядок осуществления контроля за исполнением осужденными, признанными больными наркоманией, обязанности пройти лечение от наркомании и медицинскую и (или) социальную реабилитацию, утвержденный приказом Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации от 03.02.2020 N 7/59»
- Приказ Минюста России N 7, Минздрава России N 59 от 03.02.2020 (ред. от 16.11.2020) «Об утверждении Порядка осуществления контроля за исполнением осужденными, признанными больными наркоманией, обязанности пройти лечение от наркомании и медицинскую и (или) социальную реабилитацию»
- Приказ Минюста России от 13.11.2020 N 282 «Об утверждении Порядка принятия решения о пресечении нахождения беспилотных воздушных судов в воздушном пространстве над исправительными учреждениями, следственными изоляторами уголовно-исполнительной системы и прилегающими к ним территориями, на которых установлены режимные требования, а также Перечня должностных лиц уголовно-исполнительной системы, уполномоченных на принятие такого решения»
1. Общественная опасность преступления состоит в том, что в результате его совершения нарушается нормальная, регламентированная законом деятельность аппарата законодательной, исполнительной и судебной власти, а также органов местного самоуправления.
2. В качестве основного объекта преступного посягательства выступают общественные отношения, регулирующие нормальную работу государственного аппарата и аппарата органов местного самоуправления как в целом, так и отдельных его звеньев. Дополнительные объекты — права и законные интересы граждан, организаций, охраняемые законом интересы общества и государства.
3. Объективная сторона характеризуется тремя обязательными признаками: а) использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы; б) наступление в результате этого общественно опасного последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства; в) наличие причинной связи между использованием должностным лицом своих служебных полномочий и указанными вредными последствиями.
3.1. Преступление может быть совершено как путем действия, так и путем бездействия, когда должностное лицо сознательно не выполняет свои обязанности (например, попустительствует совершению преступления).
3.2. Под использованием должностным лицом своих служебных полномочий следует понимать такие действия лица, которые непосредственно вытекали из его полномочий и являлись осуществлением прав и обязанностей, которыми наделялось это лицо в связи с занимаемой должностью, т.е. составляющими его служебную компетенцию (см. п. 10 Постановления Пленума ВС СССР от 30.03.1990 N 4). Исключается УО за использование должностным лицом авторитета занимаемой должности, служебных связей, доверительных отношений с другими должностными лицами и т.п.
3.3. В соответствии с диспозицией нормы деяние должно быть совершено вопреки интересам службы. Это означает, что оно объективно противоречит как общим задачам и требованиям, предъявляемым к государственному аппарату и аппарату органов местного самоуправления, так и задачам, выполняемым отдельными управленческими системами и звеньями, нарушает основные принципы и методы работы.
3.4. Момент окончания преступления (составом, закрепленным в ч. 1) связан с наступлением последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом государственных и общественных интересов.
3.5. Понятие существенного нарушения является оценочным. При его установлении необходимо учитывать количество потерпевших граждан, тяжесть причиненного им морального, физического или имущественного вреда, степень отрицательного влияния на нормальную работу государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, других структурных звеньев государственного аппарата (см. п. 9 Постановления Пленума ВС СССР от 30.03.1990 N 4). Данное последствие может выражаться в причинении материального вреда, нарушении конституционных прав и свобод граждан, создании помех и сбоев в работе органов государственной власти и государственного управления, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, нарушении общественного порядка, сокрытии крупных хищений, других тяжких преступлений и т.п.
4. С субъективной стороны злоупотребление должностными полномочиями — умышленное преступление. Умысел может быть как прямым, так и косвенным. Субъект осознает, что использует свои должностные полномочия вопреки интересам службы, предвидит возможность или неизбежность наступления последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства и желает их наступления, или сознательно допускает эти последствия, либо относится к ним безразлично.
4.1. Обязательным признаком субъективной стороны является мотив — корыстная или иная личная заинтересованность.
4.2. Корыстная заинтересованность выражается в стремлении виновного, используя свои служебные полномочия, извлечь для себя или других лиц незаконную имущественную выгоду. Понятием иной личной заинтересованности охватываются все иные противоречащие интересам службы побуждения личного характера (карьеризм, протекционизм, месть, зависть, подхалимство и т.д.).
4.3. Если виновный руководствовался при совершении противоправных действий иными мотивами (например, ложно понимаемыми государственными или общественными интересами), его действия не могут быть квалифицированы по ст. 285. Вместе с тем такое поведение должностного лица не исключает дисциплинарную ответственность.
5. Субъект специальный. Им может быть только должностное лицо, понятие и признаки которого определены в примеч. 1 к коммент. статье.
5.1. К должностным лицам относятся две категории специальных субъектов: а) лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителей власти; б) лица, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.
5.2. Выполнение перечисленных функций по специальному полномочию означает, что лицо исполняет определенные функции, возложенные на него законом (стажеры органов милиции, прокуратуры и др.), норма��ивным актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица либо правомочным на то органом или должностным лицом. Такие функции могут осуществляться в течение определенного времени или одноразово либо совмещаться с основной работой (присяжные заседатели и др.) (п. 1 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2000 N 6).
Дискриминация, то есть нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, —
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.
1.1. Если в судебном порядке доказано, что инспектор ГИБДД умышленно нарушил Ваши права и интересы, то в этом случае — да.
2.1. Читайте примечание к данной статье: Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает один миллион пятьсот тысяч рублей, а особо крупным — семь миллионов пятьсот тысяч рублей.
3.1. На сайте Роспотребнадзора. Но, не советую на что-то рассчитывать. Для начала, ознакомьтесь с соглашением, с которым Вы согласились при регистрации в игре.
3.2. Вы можете подать жалобу в Роспотребнадзор, Игорь.
4.1. Посмотрите списки адвокатов Палаты адвокатов Вашего субъекта РФ.
5.1. По месту нахождения ответчика.
6.1. Второе. Только вы с таким требованием не можете выходить, только наймодатель.
«Статья 83. Расторжение и прекращение договора социального найма жилого помещения
1. Договор социального найма жилого помещения может быть расторгнут в любое время по соглашению сторон.
2. Наниматель жилого помещения по договору социального найма с согласия в письменной форме проживающих совместно с ним членов его семьи в любое время вправе расторгнуть договор социального найма.
3. В случае выезда нанимателя и членов его семьи в другое место жительства договор социального найма жилого помещения считается расторгнутым со дня выезда.
4. Расторжение договора социального найма жилого помещения по требованию наймодателя допускается в судебном порядке в случае:
1) невнесения нанимателем платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение более шести месяцев;
2) разрушения или повреждения жилого помещения нанимателем или другими гражданами, за действия которых он отвечает;
3) систематического нарушения прав и законных интересов соседей, которое делает невозможным совместное проживание в одном жилом помещении;»
7. В дополнение к предыдущему вопросу:-я директор предприятия именуемое как Гос. учреждение Волгоградская обл. служба спасения во внутренних водах. Можно ли считать удержание зарплаты-существенным нарушением прав и законных интересов граждан?-Считаю что здесь чисто гражданско-правовые отношения. При чем здесь 286 УК? Так ведь можно по этой ст. привлечь любого директора за незаконное увольнение
С уважением Александр.
7.1. Александр, я думаю здесь будет иметь место разбирательство, на какие нужды были потрачены удержанные средства. Если на личные то это УК, если же все было отражено по бухгалтерии, то здесь можно перевести в гражданские правоотношения. В любом случае Вам лучше прибегнуть к помощи специалиста, при необходимости можете обратиться к нам по телефону 8 961 066 75 84.
8.1. Уголовные и гражданские дела не объединяются. Исключение — гражданский иск к уголовному делу, но это другое (вначале возбуждается уголовное дело, потерпевший подает заявление о признании его гражданским истцом и гражданский иск о возмещении вреда, причиненного преступлением. Вопросы удовлетворения гражданского иска решает суд при разбирательстве уголовного дела).
В Вашем случае я не вижу прямых связей между «хулиганкой» и незаконной перепланировкой жилого помещения. Может, правоохранители увидят? Сомневаюсь.
Кстати, по ч. 1 ст. 213 УК РФ лучше обращаться напрямую в милицию. Все равно по данной статье нужно дознание проводить, а на пересылку Вашего обращения из прокуратуры в милицию только время потеряете.
9.1. Вам нужно просить назначить вас опекуном, тогда вы вправе будете обращаться от имени подопечного в суд и защищать его права.
9.2. Нет. Только законные представители или органы опеки и попечительства. Но Вы можете в письменной форме обратиться в районную администрацию в отдел. (он называется по разному) по месту жительства недееспособного. И они уже обязаны проверить правдивость Ваших слов.
Статья 285 УК РФ. Злоупотребление должностными полномочиями
1. Объективная сторона рассматриваемого преступления состоит из трех обязательных признаков: 1) совершения деяния (действия либо бездействия) — использования должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы; 2) наступления последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства; 3) причинно-следственной связи между деянием и последствием.
2. Под использованием должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы следует понимать совершение таких деяний, которые хотя и были непосредственно связаны с осуществлением должностным лицом своих прав и обязанностей, однако не вызывались служебной необходимостью и объективно противоречили как общим задачам и требованиям, предъявляемым к государственному аппарату и аппарату органов местного самоуправления, так и тем целям и задачам, для достижения которых должностное лицо было наделено соответствующими должностными полномочиями. В частности, как злоупотребление должностными полномочиями должны квалифицироваться действия должностного лица, которое из корыстной или иной личной заинтересованности совершает входящие в круг его должностных полномочий действия при отсутствии обязательных условий или оснований для их совершения (например, выдача водительского удостоверения лицам, не сдавшим обязательный экзамен; прием на работу лиц, которые фактически трудовые обязанности не исполняют; освобождение командирами (начальниками) подчиненных от исполнения возложенных на них должностных обязанностей с направлением для работы в коммерческие организации либо обустройства личного домовладения должностного лица).
Ответственность по комментируемой статье наступает также за умышленное неисполнение должностным лицом своих обязанностей в том случае, если подобное бездействие было совершено из корыстной или иной личной заинтересованности, объективно противоречило тем целям и задачам, для достижения которых должностное лицо было наделено соответствующими должностными полномочиями, и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства.
Как использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы следует рассматривать протекционизм, под которым понимается незаконное оказание содействия в трудоустройстве, продвижении по службе, поощрении подчиненного, а также иное покровительство по службе, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности.
В случаях, когда деяние, содержащее признаки злоупотребления должностными полномочиями (ст. 285 УК) или превышения должностных полномочий (ст. 286 УК), совершено должностным лицом для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности, охраняемым законом интересам общества или государства, и эта опасность не могла быть устранена иными средствами, то такое деяние не может быть признано преступным при условии, что не было допущено превышения пределов крайней необходимости (ст. 39 УК).
Не могут быть признаны преступными деяния должностного лица, связанные с использованием служебных полномочий, повлекшие причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам, если они были совершены во исполнение обязательного для него приказа или распоряжения (ст. 42 УК).
Должностное лицо, совершившее умышленное преступление, предусмотренное комментируемой статьей или ст. 286 УК, во исполнение заведомо для него незаконного приказа или распоряжения, несет уголовную ответственность на общих основаниях. При этом действия вышестоящего должностного лица, издавшего такой приказ или распоряжение, следует рассматривать при наличии к тому оснований как подстрекательство к совершению преступления или организацию этого преступления и квалифицировать по соответствующей статье Особенной части УК со ссылкой на ч. ч. 3 или 4 ст. 33 УК.
Должностное лицо, издавшее заведомо незаконный приказ или распоряжение подчиненному лицу, не осознавшему незаконность такого приказа или распоряжения и исполнившему его, подлежит ответственности как исполнитель преступления.
Однако если для достижения преступного результата лицо использует не закрепленные за ним должностные полномочия, а какие-либо связи по службе, авторитет занимаемой им должности и т.д., то состав данного преступления отсутствует.
Помимо совершения деяния в виде использования должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, обязательным элементом объективной стороны преступления является последствие в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, находящееся в причинно-следственной связи с деянием.
3. Под существенным нарушением прав граждан или организаций в результате злоупотребления должностными полномочиями или превышения должностных полномочий следует понимать нарушение прав и свобод физических и юридических лиц, гарантированных общепризнанными принципами и нормами международного права, Конституцией (например, права на уважение чести и достоинства личности, личной и семейной жизни граждан, права на неприкосновенность жилища и тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также права на судебную защиту и доступ к правосудию, в том числе права на эффективное средство правовой защиты в государственном органе и компенсацию ущерба, причиненного преступлением, и др.). При оценке существенности вреда необходимо учитывать степень отрицательного влияния противоправного деяния на нормальную работу организации, характер и размер понесенного ею материального ущерба, число потерпевших граждан, тяжесть причиненного им физического, морального или имущественного вреда и т.п.
Случаи нарушения прав и законных интересов соседей многообразны по своей фактической составляющей, однако с точки зрения юридической природы все возможные и допустимые законом требования соседа укладываются в рамки нескольких исков.
Нарушенные права и законные интересы соседа чаще всего подлежат защите посредством негаторного иска, как бы ни формулировалось требование исходя из специфики ситуации.
В негаторный иск будет облекаться требование о сносе здания, зашедшего за границу соседнего участка, об обрезании корней и ветвей деревьев и кустарников, о запрете проживающему в соседней квартире музыканту играть на скрипке и т.д.
В этих случаях истец требует устранить препятствия в пользовании объектом недвижимости и другие нарушения, не связанные с лишением его владения данным объектом недвижимости.
Особую группу составляют иски об установлении границ между земельными участками, об устройстве межевых знаков.
Иски об установлении границ и (или) об устройстве межевых знаков направлены на внесение определенности в пространственных пределах права.
Надо полагать, что эти требования по своей природе близки к иску о признании права.
Если речь идет об опасности причинения вреда в результате, к примеру, строительства собственником здания или иного сооружения, сосед вправе заявить деликтный иск о запрещении деятельности, создающей такую опасность (п. 1 ст. 1065 ГК РФ).
Все указанные иски могут быть сопряжены с требованием о возмещении убытков.
Если требование соседа основано на ст. 10 ГК РФ, применяются иски исходя из характера нарушения со стороны ответчика: негаторный иск, иск о возмещении убытков и т. д. Иск, вытекающий из ст. 10 ГК РФ, может быть предъявлен в случае, если, например, владелец лежащего выше участка изменил русло реки таким образом, что она перестала протекать по участку соседа.
Специально следует остановиться на сфере применения ст. 293 ГК РФ. В соответствии со ст.
293 ГК РФ, если собственник жилого помещения использует его не по назначению, систематически нарушает права и интересы соседей либо бесхозяйственно обращается с жильем, допуская его разрушение, орган местного самоуправления может обратиться в суд с иском о принудительной продаже такого жилого помещения с публичных торгов.
Как видно, этот способ защиты соседей не относится к сфере соседского права, потому что норма ст. 293 ГК РФ не дает права иска соседу.
Что касается исковой давности, то только негаторный иск не обессиливается давностью. Остальные иски погашаются трехлетней давностью, так как закон не предусматривает соответствующих изъятий.
Однако по своему существу многие иски из числа возможных исков соседей друг к другу не должны подпадать под действие давности (например, иск о сносе представляющей опасность постройки или об определении границ между двумя земельными участками), учитывая, что соседи находятся между собой в постоянном и тесном соприкосновении и невозможность пресечь (предотвратить) нарушение после истечения срока давности будет отравлять всю последующую жизнь соседей. В этом плане правильно поступает § 924 ГГУ, допуская широкие изъятия из действия давности исков, вытекающих из соседских отношений.
Согласно закону «О судебной системе РФ», а также нормам процессуального права, все судебные решения являются обязательными для всех без исключения. Под всеми в данном случае понимаются:
- физические и юридические лица;
- общественные объединения;
- должностные лица;
- органы местного самоуправления;
- органы государственной власти.
Также судебные акты подлежат неукоснительному исполнению. То есть совершению именно тех действий и в тех объемах, как это указано в документе. Но только в том случае, когда акт уже вступил в законную силу. Если это произошло, а решение не исполняется, то можно говорить о нарушении закона.
Преступление, предусмотренное статьей 315, совершается не против лица выигравшего суд. Объектом правонарушения будут интересы правосудия. Это опасно тем, что подобные действия, наряду с причинением вреда другой стороне, нарушают принцип общеобязательности судебных актов и ставят под сомнение авторитет судебной власти.
В ст. 315 УК говорится о злостном неисполнении или воспрепятствовании исполнению приговора, решения или иного акта суда. Под это определение подпадают:
- отказ от действий (бездействие);
- совершение действий не совпадающих с предписанными судом;
- повторный отказ от исполнения.
Для того, чтобы подобные поступки стали преступлением, необходимо, чтобы тот, кто их совершает, действовал с умыслом. Если же причиной неисполнения приговора или решения суда являются какие-либо объективные обстоятельства, то говорить о совершении преступления нельзя. Следовательно, ответственность за такой проступок будет не уголовная, а иная, например, дисциплинарная.
Преступление, прописанное ст. 315 УК, является длящимся, то есть растянутым во времени. Оно начинается в момент неисполнения (злостного) и завершается либо привлечением к ответственности, либо выполнения требований суда. Этим оно отличается, скажем, от кражи или похищения человека. Судебная практика по ст 126 УК РФ признает данное преступление законченным в момент его совершения.
Понятие злостности, без признаков которой проступок не является преступлением, относится к оценочным. Его точного определения в кодексе нет. Поэтому на практике, прежде чем вынести решение по ст.
315, суду важно исследовать все обстоятельства для выявления такого признака. Большую роль при этом будет играть наличие умышленной вины.
А вот мотивы, приведшие к таким действиям, напротив, не учитываются.
Существенное нарушение прав и законных интересов
Игнорирование актов, издаваемых судебной властью, подрывает ее авторитет и заставляет усомниться в основных принципах правосудия. Такие действия ввиду их явной общественной опасности подпадают под понятие преступления. Следовательно, ответственность за них предусмотрена прежде всего уголовная. В ст. 315 УК РФ перечислены основные ее формы:
- штраф;
- лишение права занимать определенные должности;
- обязательные работы;
- принудительные работы;
- арест, лишение свободы.
Уголовная ответственность не исключает и других неблагоприятных последствий для виновного в нарушении закона. Для служащего государственного или муниципального учреждения, коммерческой организации возможна дисциплинарная ответственность, вплоть до увольнения.
В истории юриспруденции было несколько ученых, изучавших законный интерес. Понятие, признаки, виды дозволений одним из первых исследовал Шерщеневич. В своем труде он указывал на то, что люди выработали привычку отстаивать свои юридические возможности, восставать против их нарушения, проявлять недоброжелательное отношение к виновным в этом лицам. Соответственно, сами граждане стараются не выходить за пределы своих прав.
Заслуживает внимания следующая точка зрения. Ее выдвинул Гамбаров. В частности, он писал, что один интерес и обеспечение его защиты не дают полного представления о субъективном праве. В обоснование он приводил следующее. Не для всех интересов предусматривается защита и не все они ведут к праву. Аналогичную мысль высказал и Рождественский. Он отметил, что если охрана интересов имеет место, то из этого не всегда следует возникновение субъективного права. В советское время ученые также разделяли данные категории.
Если юридическая дозволенность не нуждается в необходимом правовом поведении иных лиц как в инструменте обеспечения, то она возводится в категорию законного интереса. Его можно считать определенной возможностью, имеющей преимущественно фактический, социальный, но не нормативный характер. Он выражает разрешенность конкретных действий. Суть законного интереса заключается в простой дозволенности определенной модели поведения. Поэтому его можно представить как своеобразную «усеченную юридическую возможность».
Кроме указанных выше критериев, существуют и прочие признаки, характеризующие законный интерес. Так, например, юридические возможности формально закрепляются в нормах. Соответственно, они имеют четкую юридическую систему. Законные интересы в основном не отражаются в правовых актах, не обеспечиваются конкретными нормативными предписаниями. Пределы возможностей конкретного лица, таким образом, четко не регламентируются – они исходят из комплекса юридических положений, принципов, дефиниций.
- Зарплатная карта
- Исковое заявление
- Квартплата
- Кредитные карты
- Кредиты
- Материнский капитал
- Наследство
- Осаго
- Прописка
- Автокредит
Определить, что совершенное действие либо бездействие является халатностью довольно сложно. Все же на практике компетентные специалисты справляются с этим и ежегодно судами рассматривается порядка 100 уголовных дел по обвинению должностных лиц в халатности.
В качестве примеров подобного следует привести:
- Гражданка Н. обратилась в полицию с заявлением о пропаже своей 16 летней дочери. Следователь К. принял заявление, но рассчитывая на то, что дочь гражданки Н. погуляет и вернется (такое бывало ранее), не стал заводить уголовное дело. Спустя неделю пропавшая была обнаружена мертвой в подвале одного из домов. Смерть наступила в результате обезвоживания организма. Суд пришел к выводу, что если бы следователь К. своевременно дал распоряжения по розыску, то такого результата удалось бы избежать. Бывший следователь К. был осужден по ст. 293 ч. 2. Суд приговорил его к 3 годам лишения свободы.
- Дежурный врач М. проигнорировал необходимость совершения вечернего обхода. Ночью в его отделении скончался пациент. Судебно-медицинская экспертиза подтвердила, что если бы врач провел обход согласно правилам, то он бы смог диагностировать ухудшение состояния больного. М. был признан судом виновным и приговорен к принудительным работам, сроком на 3 года и 6 месяцев. Также ему было запрещено занимать какие-либо медицинские должности, сроком на 2 года.
- Ответственный за пожарную безопасность в психиатрической лечебнице на протяжении длительного времени игнорировал неисправное состояние электрической проводки. Результатом этого стал пожар, унесший жизни нескольких людей. Суд признал подсудимого виновным и приговорил к 5 годам и 3 месяцам тюрьмы.
В 2017 году судами было рассмотрено 169 уголовных дел по ст. 293: по ч. 1 – 106, по ч.1.1 – 2, по ч. 2 – 49, по ч. 3 – 12. Статистика вынесения решений такова: оправданы – 18 человек, осужден 151.
Признанные виновными лица приговорены к следующим видам наказания:
- лишение свободы – 8 человек;
- условное лишение свободы – 34 осужденных;
- ограничение свободы – 1 человек;
- штраф – 56 виновных;
- исправительные работы – 2 человека;
- арест – 49 виновных;
- 1 человек был отправлен на принудительное лечение.
Статические данные еще раз указывают на сложности квалификации такого преступления как халатность. Согласно данным статистики, было оправдано 18 человек, что примерно равно 15% от общего числа обвиняемых. Грамотный и опытный адвокат вполне способен «развалить» обвинение в халатности.
При назначении приговора за халатность, ставшую причиной наступления опасных последствий суд может учесть как смягчающие, так и отягчающие вину обстоятельства.
К числу первых следует отнести:
- совершение преступления в первый раз;
- несовершеннолетие виновного в совершении преступления;
- беременность;
- наличие маленьких детей или других иждивенцев;
- явка с повинной;
- оказание медицинской помощи пострадавшим до прибытия скорой помощи.
К числу отягчающих вину обстоятельств следует отнести:
- рецидив;
- тяжкие последствия совершенного преступления;
- особо актуальная роль в совершении противоправного деяния;
- совершение противоправного деяния в условиях ЧС.
Перечни смягчающих и отягчающих обстоятельств актуальны, но не исчерпывающие.
Ответственность присутствует как в административном кодексе статья 19.1 КоАП РФ, так и в уголовном кодексе статья 330 УК РФ.
Как же хочется сделать все по своему, решить вопрос своими силами и средствами, не обращаясь к юристам, полицию и судебные органы. Взять, да и выкинуть наглого и бессовестного арендатора из занимаемого помещения, которое является моей собственностью или «выселить» на законных основаниях.
Или «заявиться» домой к должнику и, отжимая плечом дверь, потребовать свое, заявляя, что никуда без своих денежек не уйду ни сегодня, ни завтра. Или сменить замки в квартире без согласия бывшей супруги. И что же тут неправильного в таком поведении, ведь захватчик и должник нарушают мои права, а жену я не хочу видеть.
Прочтя данную статью, вы начнете понимать смысл самоуправства, его противозаконность и меру административной и уголовной ответственности.
Нарушение прав и законных интересов граждан
предусмотрено и карается согласно ст. 330 Уголовного кодекса (УК) РФ и ст. 19.1 кодекса об административных правонарушениях (КоАП) РФ.
Часто, субъектом преступления становится тот, кто действительно защищает свое право. Поэтому человек, полагая, что осуществляет допустимую самозащиту своих гражданских прав, творит зло, совершает преступление.
В данном случае речь идет о том, что:
- во-первых, российское законодательство вполне четко и в надлежащем объеме определяет порядок пользования правами и их защиты;
- во-вторых, реализация и защита в ином порядке недопустимы;
- в-третьих, нарушение этого порядка повлечет за собой административную и уголовную ответственность.
Самовольные действия посягают на сам порядок осуществления прав человека и гражданина.
За любой организацией стоит исполнительный орган, а именно генеральный директор. Если фирма производит действия попадающие по указанные статьи, то юридическое или физическое лицо чью права были затронуты, имеет право на защиту и привлечение к ответственности директора юр. лица.
Порядок защиты един для всех, так как, в конечном итоге самоуправство посягает на установленный в государстве порядок управления, порядок осуществления прав и свобод, что может, однако, не влечь в обязательном порядке причинение вреда гражданам и юридическим лицам.
Статья гласит: Самоуправство, то есть самовольное, вопреки установленному федеральным законом или иным нормативным правовым актом порядку осуществление своего действительного или предполагаемого права, не причинившее существенного вреда гражданам или юридическим лицам, и влечет за собой предупреждение или наложение административного штрафа
- на граждан в размере от 100 (ста) до 300 (трехсот) рублей;
- на должностных лиц — от 300 (трехсот) до 500 (пятисот) рублей.
Статья определяет: Самоуправство как самовольное деяние вопреки закону последствием которого явилось причинение существенного вреда.
Подобное деяние наказывается штрафом в размере до 80 (восьмидесяти тысяч) рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до 2 (двух) лет, либо арестом на срок до 6 (шести) месяцев.
При этом то же деяние, совершенное с применением насилия или с угрозой его применения, наказывается принудительными работами на срок до 5 (пяти) лет, либо арестом на срок до 6 (шести) месяцев, либо лишением свободы на срок до 5 (пяти) лет.
Заявление в полицию должно содержать обязательную информацию
- должность и личные данные лица, на чьё имя пишется заявление;
- от чьего имени заполняется документ;
- посередине листа пишется наименование документа;
- текст заявления должен содержать наименование статьи, по которой будет привлекаться виновное лицо;
- вступительная часть должна содержать точную информацию о заявителе, анонимные заявления не принимаются к рассмотрению;
- основная часть заявления содержит точное описание преступления с обозначением координат и состава преступления;
Соответственно, необходимо максимально точно изложить всю информацию. Исходя из них, судья вынесет своё решение, относительно наказания виновного лица. Заключительная часть заявления должна содержать требования. К примеру:
- розыск преступников;
- возврат краденого имущества;
- требование о привлечении к ответственности.
В самом конце документа обязательно проставляется виза заявителя и дата составления.
Судебная практика показывает, что если преступление квалифицировано представителем Фемиды, как самоуправство, виновное лицо привлекается к уголовной ответственности по соответствующей статье. Если судья не утверждает вред существенным, преступник будет наказан только в виде административной ответственности. Судимость к нему применить уже не получится.
Субъектом преступлений, предусмотренных ст. ст. 285, 286 УК РФ, является лицо, осуществляющее функции представителя власти, выполняющее организационно-распорядительные или (и) административно-хозяйственные функции в государственном органе, органе местного самоуправления, государственном и муниципальном учреждении, государственной корпорации, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ и при этом не занимающее в указанных органах государственную должность РФ или государственную должность субъектов РФ.
Правильный выбор метода и способа защиты нарушенных трудовых прав и законных интересов граждан, в том числе на оплату труда, способствует их безусловному восстановлению. В этой связи следует оценивать эффективность способа защиты трудовых прав граждан путем сравнения порядка и сроков рассмотрения трудовых споров в гражданском судопроизводстве с рассмотрением административных и уголовных дел, возбужденных по признакам правонарушений или преступлений, совершенных против трудовых прав граждан, в судах общей юрисдикции. Это обусловлено тем, что трудовое право представляет собой сложный комплексный правовой институт, который регулируется рядом отраслей материального права, в том числе нормами административного, уголовного и гражданского процессуального права.
Из комплексного материально-правового и гражданско-процессуального характера защиты, урегулирования трудовых отношений следует, что выбор эффективного способа защиты трудовых прав и законных интересов необходимо делать в сравнении гражданско-судебного с административным и уголовно-процессуальным способами защиты трудовых прав и законных интересов граждан.
Так, в ст. 5.27 «Нарушение законодательства о труде и об охране труда» Кодекса РФ об административных правонарушениях не предусмотрено специального (самостоятельного) состава правонарушения за невыплату заработной платы, но общими положениями за нарушение законодательства о труде и об охране труда предусмотрена мера наказания в виде штрафных санкций, административного приостановления деятельности, а также дисквалификации, если должностное лицо ранее подвергалось административному наказанию за аналогичное административное правонарушение. В КоАП РФ не предусмотрено такого института, как обращение прокурора в рамках административного судопроизводства с заявлением (иском) в защиту прав граждан о взыскании заработной платы.
В соответствии с ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ, рассматриваются только судьями (мировыми судьями), а дела, предусмотренные ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, рассматриваются судьями в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье (ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ).
Процесс возбуждения производства по делу об административном правонарушении, его рассмотрении имеет достаточно сложный и длительный характер. Согласно требованиям ч. 1 ст. 25.11, ч. 1 ст. 28.1, ст. 28.3, 28.4, 28.5, ч. 2, 5, 6 ст. 28.7, ч. 1 ст. 28.8, ст. 29.6 КоАП РФ срок от возбуждения до рассмотрения дела нередко составляет более 3-х месяцев, это без учета того, что постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в сроки и в порядке норм ст. 25.1 — 25.5, ст. 30.1, 30.2 — 30.8, ст. 30.9 и 30.11 КоАП РФ.
В случае невыплаты работодателем работнику заработной платы более двух месяцев при наличии корыстной или иной личной заинтересованности возбуждается уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного требованиями ст. 145.1 «Невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат» Уголовного кодекса РФ, которая в качестве меры наказания предусматривает следующие санкции: штраф до 300 тыс. рублей, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, лишение свободы до семи лет (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ).
Процесс возбуждения, расследования и рассмотрения в суде таких уголовных дел также достаточно сложный и длительный по сравнению с гражданским способом защиты трудовых прав граждан. Так, в соответствии с подп. «а» п. 1 ч. 2 ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ (далее — УПК РФ) указанные выше уголовные дела подследственны следователям прокуратуры. Срок предварительного следствия составляет 2 месяца (ч. 1 ст. 162 УПК РФ) и может быть продлен прокурором района, города до 6 месяцев (ч. 4 ст. 162 УПК РФ), а при расследовании особо сложных дел — прокурором субъекта РФ или его заместителем до 12 месяцев (ч. 5 ст. 162 УПК РФ).
Поступившее уголовное дело судья может назначить к предварительному слушанию или назначить судебное заседание не позднее 30 суток со дня поступления уголовного дела в суд (ст. 227 УПК РФ).
Заявление в защиту трудовых прав, вытекающее из уголовного дела, не может быть предъявлено в суд, так как это не предусмотрено УПК РФ. Как видно из требований ч. 10 ст. 31, ч. 3 ст. 44, ст. ст. 45, 54 УПК РФ, гражданский иск, вытекающий из уголовного дела, может быть предъявлен только гражданским истцом, его представителями согласно положениям Гражданского кодекса РФ (физическим или юридическим лицом) и только к гражданскому ответчику с требованиями по ГК РФ о возмещении имущественного вреда, если вред причинен преступлением.
Однако не следует недооценивать возможности уголовной юстиции, которые располагают более широким спектром по собиранию доказательств, значительная часть из них, как правило, находится у работодателя, и они могут быть использованы для защиты трудовых прав и законных интересов граждан.
Вместе с тем необходимо учитывать, что пресечение преступления или административного правонарушения представляет собой один из способов защиты трудовых прав путем применения мер воздействия (наказания), который, однако, не решает задачу восстановления нарушенных трудовых прав и законных интересов граждан, как это предусмотрено законодательством о трудовом праве и о гражданском судопроизводстве.
В силу требований ТК РФ, ч. 1 ст. 45, ст. 131 ГПК РФ прокурор вправе обратиться с исковым заявлением в суд в порядке искового производства в защиту оспариваемых: 1) трудовых прав и законных интересов граждан; 2) трудовых прав и законных интересов неопределенного круга лиц. Как отмечалось выше, гражданин сам вправе обратиться в суд с заявлением в порядке искового производства в защиту своих трудовых прав и законных интересов, в том числе с требованием о взыскании начисленной, но не выплаченной работнику заработной платы. Поскольку большинство работников не желает обращаться с письменными заявлениями о нарушении трудовых прав в сфере оплаты труда в прокуратуру или в суд, то прокурор может сам направить в суд исковое заявление в защиту прав работников и без их просьбы. Так он вправе поступить не только в силу нормы ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, но и положений ст. 391 ТК РФ, ч. 1 ст. 3, ч. 2 ст. 4 ГПК РФ с требованиями об оспаривании решений комиссии по трудовым спорам на предмет несоответствия их трудовому законодательству или иным нормативным правовым актам.
В интересах граждан и неопределенного круга лиц прокурорами в 2005 г. предъявлено в суд 341,2 тыс. исков (заявлений) о нарушении трудовых прав, что на 112,8% больше, чем в 2004 г., на общую сумму 2,7 млрд. руб. (+121,5%). Из рассмотренных судом 321,4 тыс. исковых заявлений 287,6 тыс. удовлетворено (89,5%). За первое полугодие 2006 г. эти показатели также растут и составляют: 240,8 тыс. исков (заявлений) в суд (+24,4%) на сумму 1,9 млрд. руб. (+30%), из рассмотренных 206,7 тыс. удовлетворено 174,3 тыс. (84,3%).
Прокурорам, обращающимся в суд с заявлением в защиту трудовых прав, в целях выполнения нормы ч. 2 ст. 3 ГПК РФ, согласно которой отказ от права на обращение в суд недействителен, рекомендуется истребовать у работника объяснение об обстоятельствах нарушения его трудовых прав, законных интересов, а также выяснить, отказывается ли работник от своих трудовых прав, законных интересов или от их защиты в суде.
Если работник передумал и распорядился своим диспозитивным правом на труд по-иному, отказавшись вступать в трудовые отношения с работодателем, то и предмета защиты не будет, прокурор не вправе обращаться в суд с заявлением. Если работник не отказывается от своих материальных прав, но отказывается от их защиты в суде, то прокурор вправе обратиться в суд с заявлением. В случае обращения прокурора в защиту нарушенных диспозитивных трудовых прав и законных интересов гражданина (работника), например, когда последнему отказано в заключении трудового договора, в заявлении должно содержаться обоснование невозможности предъявления иска самим гражданином (работником), чего не требуется для обращения в защиту прав работников на заработную плату. Отсутствие в ГПК РФ перечня уважительных причин и критериев состояния здоровья, в соответствии с которыми гражданин не может самостоятельно обратиться в суд, не освобождает прокурора при подготовке искового (или иного) заявления от выполнения требований закона и подтверждения причин, по которым гражданин не может сам обратиться в суд. При этом прокурор в суд должен представить доказательства, копии документов, подтверждающие не только причины, но и их юридическую важность, то есть причинно-следственную связь с невозможностью работника самостоятельно обратиться в суд с заявлением.
Суду принадлежит право оценки доказанности прокурором невозможности самостоятельного обращения работника в суд по уважительным причинам, но не определения самих уважительных причин (за исключением Конституционного Суда РФ).
Как лицо, участвующее в деле, прокурор пользуется всеми правами и несет процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов. Если прокурор откажется от заявления о заключении работодателя с истцом трудового договора, поданного в интересах другого лица, то рассмотрение дела должно быть продолжено при условии, что это лицо или его законный представитель не заявят об отказе от иска.
Если же работник откажется от указанных выше исковых требований, то суд должен прекратить производство по делу, так как это не противоречит закону, гражданин вправе по собственному усмотрению распорядиться своими способностями к труду.
Однако ни прокурор, ни истец, в интересах которого подано прокурором заявление, не могут, например, отказаться от заявленных требований о взыскании заработной платы, так как это противоречит требованиям императивной нормы (должному поведению сторон) трудового законодательства, запрещающей принудительный труд, и отказа от права на их защиту в суде. Если это и произойдет, то суд не вправе принять такой отказ от иска и прекратить производство по делу, напротив, он выносит об этом определение и продолжает рассмотрение дела по существу (ч. 2 ст. 3, ч. 2 ст. 39, ч. 2 ст. 45, ч. 4 ст. 173, ст. 220 ГПК РФ).