Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок проведения проверок прокуратурой». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
В соответствии с п. 1 ст. 22 Закона о прокуратуре прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:
- по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в п. 1 ст. 21 настоящего Закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
- требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;
- вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.
При этом в соответствии со ст. 6 Закона о прокуратуре:
- требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в ст. 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок (п. 1);
- статистическая и иная информация, справки, документы и их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, представляются по требованию прокурора безвозмездно (п. 2);
- неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влечет за собой ответственность, установленную ст. 17.7 КоАП РФ и ст. 294 Уголовного кодекса РФ (п. 3).
Обратите внимание!
Если Федеральным законом № 294-ФЗ все необходимые сроки для проверки юридических лиц и предпринимателей контролирующими органами установлены, в Законе о прокуратуре они не регламентированы. Это означает, что прокурор в порядке надзора может потребовать от руководителей и других должностных лиц представления необходимых документов в течение очень короткого срока.
Именно такой случай разбирался Конституционным Судом РФ (Постановление от 17.02.2015 № 2-П; далее — Постановление КС РФ № 2-П): в ходе проверки в адрес некоммерческой организации прокуратурой был направлен запрос от 21.03.2014 с требованием в срок до 25 марта того же года представить тексты ряда документов на русском языке, в том числе соглашений с иностранными организациями о пожертвованиях на реализацию соответствующих проектов и отчетов об их реализации за период 2013–2014 гг.
Но если организация достаточно крупная, выполнить это требование за 3 дня затруднительно.
Результатом судебного разбирательства с прокуратурой стало то, что Конституционный суд РФ взаимосвязанные положения п. 1 ст. 22 и п. 1 ст. 6 Закона о прокуратуре признал частично не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой эти положения в нарушение требования формальной определенности закона не устанавливают общие (предельные) сроки проведения органами прокуратуры проверки исполнения законов, а также, предусматривая безусловное исполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий по проведению проверки исполнения законов, в установленный срок, нарушение которого в системе действующего правового регулирования предполагает наступление административной ответственности, не регламентируют конкретные сроки исполнения таких требований.
К сведению
В соответствии с ч. 3 ст. 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (в ред. от 14.12.2015) акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.
В связи с этим Конституционный суд обязал Генеральную прокуратуру РФ внести соответствующие изменения, в том числе определить предельные сроки проведения проверочных мероприятий и сроки исполнения проверяемыми организациями требований прокурора, вытекающих из его полномочий, о представлении необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений (п. 4 Постановления КС РФ № 2-П).
До внесения в действующее законодательство надлежащих изменений разумность этих сроков подтверждается либо опровергается при рассмотрении соответствующих споров судами, имея в виду, что бремя доказывания их разумности лежит на прокуроре.
Содержание:
Прокурорская проверка: требования и нормы
В целях совершенствования прокурорского надзора с учетом правовых позиций, изложенных в Постановлении КС РФ № 2-П, был издан Приказ Генпрокуратуры России от 28.05.2015 № 265 (далее — Приказ Генпрокуратуры № 265).
До внесения предусмотренных названным Постановлением изменений в Закон о прокуратуре в нем даны указания относительно сроков проведения проверки и уведомления проверяемых о принятии соответствующего решения, а также об установлении срока исполнения требования прокурора. Рассмотрим их подробнее.
К сведению
В соответствии с п. 1 ст. 17 Закона о прокуратуре Генеральный прокурор издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и организаций прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации деятельности системы прокуратуры РФ.
Срок предоставления документов
При определении органу (организации) срока предоставления по требованию прокурора статистической и иной информации, справок, документов, других материалов и их копий должностные лица Прокуратуры должны руководствоваться принципом разумности (п. 1.1 Приказа Генпрокуратуры № 265).
Обратите внимание!
Срок исполнения требования прокурора менее чем в один день можно устанавливать в случае угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Уведомление о проверке
При организации проверок соблюдения Конституции РФ и исполнения законов, действующих на территории РФ, государственными органами разного уровня, в том числе органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, решение о проведении проверки должно доводиться до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки (п. 1.2 Приказа Генпрокуратуры № 265).
Срок проведения проверки
Не должен превышать 20 рабочих дней, продлить его можно лишь по решению прокурора (его заместителя) один раз не более чем на 20 рабочих дней. О последующем продлении проверки (на срок, не превышающий 20 рабочих дней) решение принимается вышестоящим прокурором или его заместителем (п. 1.2 Приказа Генпрокуратуры № 265).
Если проверяемый орган (организация) осуществляет свою деятельность на территориях нескольких субъектов РФ, срок проведения проверки устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению, региональному отделению органа (организации).
При необходимости провести специальные исследования, экспертизы, ревизии, получить дополнительные документы и информацию, которые могут повлиять на выводы проверки, по решению прокурора (его заместителя) проверка может быть приостановлена на срок до шести месяцев. Если в этот срок невозможно завершить названные мероприятия либо получить необходимые документы и материалы, срок приостановления проверки может быть продлен по решению вышестоящего прокурора или его заместителя.
О продлении (приостановлении, возобновлении) срока проверки необходимо уведомить руководителя или уполномоченного представителя проверяемого органа (организации).
В течение десяти рабочих дней после завершения проверки руководителю или уполномоченному представителю проверяемого органа (организации) должно быть предоставлено право ознакомления с актом проверки.
Своевременное предоставление информации
Должностным лицам дано указание последовательно добиваться от органов (организаций) своевременного предоставления статистической и иной информации (не размещенной на официальном сайте), справок, документов, других материалов и их копий, а также исполнения изложенных в актах прокурорского реагирования требований (п. 1.3 Приказа Генпрокуратуры № 265), а в каждом случае неисполнения законных требований прокурора — привлекать виновных лиц к установленной законом ответственности.
Четкие критерии проведения прокурорской проверки Законом о прокуратуре не установлены. В связи с этим некоторые положения этого закона Конституционный суд РФ признал частично не соответствующими Конституции РФ и обязал Генпрокуратуру РФ внести соответствующие поправки. До их внесения в целях совершенствования прокурорского надзора Генпрокуратура РФ издала приказ, доведенный до сведения подчиненных работников, в котором были даны указания относительно сроков проведения проверки, уведомления проверяемых о принятии соответствующего решения, а также об установлении срока исполнения требования прокурора.
Анализ арбитражной практики свидетельствует о том, что при возникновении разногласий между проверяемыми и прокуратурой судьи принимают во внимание положения Постановления КС РФ № 2-П и Приказа Генпрокуратуры № 265, но при этом, например, в Постановлении от 29.03.2016 № 02АП-1643/2016 они посчитали, что проверяемый должен был привести нормативное обоснование тому, что в связи с его неуведомлением о проведении прокурорской проверки такая проверка является незаконной, и назвать положения, обязывающие прокурора уведомить его о предстоящей проверке. Полагаем, что подобные моменты будут исключены с внесением соответствующих норм в Закон о прокуратуре.
Н. В. Лебедева,
эксперт
Статья опубликована в журнале «Санэпидконтроль. Охрана труда» № 5, 2016.
- вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность организации;
- истребовать излишние материалы, документы и сведения, которые могут быть получены прокурорами непосредственно в ходе проверки с выходом на место;
- возлагать на организации обязанности по представлению в органы прокуратуры сведений, не относящихся к предмету проверки либо выходящих за ее пределы.
Согласно ст. 21 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы.
Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.
Таким образом, поводами для прокурорской проверки исполнения законов на предприятиях могут быть:
-
- обращение в прокуратуру (как устное, так и письменное), содержащее информацию о нарушении законности в какой-либо сфере;
- материалы СМИ;
- задание вышестоящей прокуратуры;
- указание прокурора о проведении выборочной проверки исполнения законодательства в определенной организации, данное подчиненным работникам на основании сведений о нарушении законности (внеплановая проверка);
- проведение плановой проверки, осуществляемой согласно плану работы прокуратуры на полугодие, в который включена подобная проверка (запланирована на определенный месяц).
Пункт 6 Приказа Генпрокуратуры России от 07.12.2007 №195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» говорит о том, что основаниями для проверки могут служить письменные или устные обращения граждан, сообщения в СМИ, обращения в прокуратуру руководителей предприятий, любых организаций, индивидуальных предпринимателей, любых юридических лиц, которые считают, что нарушены чьи-то интересы, совершенны правонарушения, есть признаки несоблюдения законодательства. Помимо этого, основанием для проверки может стать сообщение от правоохранительных органов или органов контроля.
Прокурорскую проверку легко можно организовать и по заданию вышестоящей прокуратуры либо проверка может осуществляться по заранее составленному графику, то есть быть плановой.
Под прокурорской проверкой следует понимать проверку исполнения законодательных актов со стороны хозяйствующего субъекта, то есть, того, кого эта проверка настигла.
Во время проверки прокурор имеет право беспрепятственно входить в помещении проверяемой организации, после предъявления служебного удостоверения; имеет право получить доступ ко всей документации организации. Прокурор имеет право задавать вопросы специалистам компании, ее руководству, требовать пояснений. Если будут найдены нарушения законодательства, то специалисты компании и/или администрация компании будут вызваны в прокуратуру для дачи объяснений.
►Руководителям организаций следует помнить об одном нюансе. Прокурор хоть и должен иметь доступ к любой документации компании, но перечень ее все равно должен ограничиваться основанием проверки. Например, если проверяется медицинское учреждение по вопросу закупки оборудования, то прокурор никак не может потребовать предоставить статистические данные по пациентам или летальным исходам, то есть истребованная документация должна соотноситься с причиной проверки и не выходить за ее рамки.
Проверка прокуратурой предпринимателя
Проверка прокуратуры без предупреждения осуществляется на основании ч. 1 ст. 22 ФЗ «О прокуратуре РФ». Основаниями для проведения такой проверки могут быть: обращения юридических или физических лиц, информация в СМИ, возникновение угрозы причинения вреда здоровью и жизни граждан, животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, музейным коллекциям, архивным фондам; наличие фактов нарушения прав потребителей; истечение срока выданного ранее предписания, факт его не исполнения; обращение любого из надзорных органов или вышестоящих организаций.
Если в отношении Вашей организации прокурором все-таки вынесено предписание, то за разъяснением каких-либо его положений, вызывающих вопросы, можно обратиться непосредственному к должностному лицу, которое его вынесло.
Если же Вы полностью не согласны с вынесенным предписанием, следует обращаться в суд.
Заявление об оспаривании решения прокурора подается в суд не позднее трех месяцев со дня, когда стало известно о его вынесении. При этом закон содержит оговорку о том, что при наличии уважительных причин пропущенный трехмесячный срок может быть восстановлен судом.
Заявление об оспаривании представления прокурора должно содержать:
- наименование и адрес суда, куда подается заявление,
- наименование и данные заявителя,
- данные предписания и наименование органа, которым это предписание вынесено,
- доказательства того, что предписание является незаконным,
- требование об отмене предписания,
- при необходимости – ходатайство о приостановлении действия предписания
К заявлению следует приложить все документы, на которые Вы ссылаетесь, а также доказательства, подтверждающие Вашу позицию.
Такие дела Арбитражный суд рассматривает в течение трех месяцев со дня поступления заявления в суд. Этот срок может быт продлен судом до шести месяцев по причине особой сложности дела.
Прокурорская проверка, как правило, проводиться только при серьезных нарушениях работодателем. Прокуратура не может подменять собой иные органы. О проведении прокурорской проверки прокурор чаще всего уведомляет работодателя по телефону.
Для проведения проверки прокурор внимательно изучает жалобу, заявление, смотрит законодательство, регулирующее конкретный вопрос.
В ходе проверки прокурор запрашивает документы, изучает документы работодателя, запрашивает объяснения.
Для проведения отдельных проверок прокурор может привлекать сотрудников органов, которые компетентны в определенных вопросах.
По результатам проверки прокурором может быть вынесено постановление, предостережение, предписание об устранение нарушений, может быть принесен протест.
Бывают ситуации, что прокуратура на поступившее заявление дает отписку о том, что проведение проверки по заявленному вопросу является компетенцией иных органов, которые прокуратура не может подменять. Однако, такая отписка не всегда является законной и есть смысл написать жалобу в вышестоящую прокуратуру.
Наш адвокат Адвокатского бюро «Кацайлиди и партнеры» в индивидуальном порядке поможет выбрать наиболее правильную линию поведения и защиты при получении с Вашей стороны предписания или будет защищать вас, как потерпевшего столкнувшегося с произволом в отношении своих прав и законных интересов.
г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 5
остановка транспорта Гагарина
Трамвай: А, 8, 13, 15, 23
Автобус: 61, 25, 18, 14, 15
Троллейбус: 20, 6, 7, 19
Маршрутное такси: 70, 77, 04, 67
Эта брокерская компания появилась в июле 2020 года. Позиционируют себя они как инвестиционное подразделение одноименного банка. Но это очень плохая легенда. Потому что ничего, кроме названия у них и нет. А гарантий мошенники предоставить не могут. В качестве юридического лица нам предлагают довольствоваться компанией Barclay Stone Ltd. Вот только есть одна проблема. Мошенники не смогли бы зарегистрировать такое юридическое лицо на территории Великобритании. В силу нескольких причин:
- Любая принадлежность к такому конгломерату (даже на уровне названия) пресекается.
- Зарегистрировать компанию даже с легальными основаниями в Великобритании очень сложно.
Поэтому мошенники не стали изобретать велосипед. Они действительно создали Barclay Stone Ltd. Это реально существующее юридическое лицо. Но располагается эта компания на территории Сент Люсия. А это маленькое островное государство. Это оффшорная зона и законы РФ или Великобритании там не работают. Более того, брокеры регистрирующиеся на этом острове, стараются не работать с гражданами Соединенного Королевства. Все потому, что власти оффшора до сих пор связаны с представителями Великобритании. Так как это бывшая колония.
Следовательно, если русскоязычные мошенники начнут обманывать граждан Великобритании в оффшорной (подконтрольной) зоне, по голове получат все. Поэтому с британцами компании из Сент Люсии стараются работать. По крайней мере те компании, которые занимаются мошенничеством. Существует и еще несколько одноименных юридических лиц. Они тоже имеют название Barclays или Barclay. Но к реальному банку отношения они никакого не имеют. Это паразитирование на известном имени крупной британской банковской организации. Просто игра на бренде, маркетинговая уловка, не более того.
Если бы все происходило в Британии, от мошенников не оставили бы и мокрого места. Потому что представители банка имеют серьезное влияние во всех сферах (и во власти, в том числе). Никто в здравом уме не решится замахнуться на такую крупную компанию.
Отзывы об этой брокерской компании преимущественно негативные. Потому что это типовой мошеннический проект.
Как прокуратура проводит проверки — сроки и планы
Квартирный вопрос пробрался и в тему ухода за престарелыми. Уже давно нет тех бесплатных государственных квартир, которые получали все и каждый. Теперь недвижимость это настоящий рынок. А в крупных городах это еще и очень ценный товар. Плюс к тому, если раньше к домам престарелых было посредственное отношение, то сейчас все очень сильно поменялось. Потому что существуют и частные дома престарелых. Помимо государственных. Где создается такой уровень жизни, которого порой и у обычных трудоспособных молодых людей не бывает.
Мы не будем осуждать или поддерживать идею о том, чтобы использовать дома престарелых. Увы, но этот тот вопрос, с которым должен остаться каждый из читателей. Моральное право каждого не регулируется действующим законодательством. Вы можете ухаживать за своими престарелыми членами семьи. А можете подыскать для них специализированное учреждение. Мы рассмотрим лишь второй вариант, и его преимущества. Окончательное решение читатель примет самостоятельно.
Опять-таки, в пользу таких специальных учреждений, говорит тот факт, что родственники престарелого гражданина не могут зачастую справляться со всеми обязанностями по уходу самостоятельно. В лучшем случае уход выражается в следующем списке действий:
- Правильные уколы и медикаменты.
- Реабилитация после болезней и травм.
- Постоянное отслеживание состояния и жесткий контроль.
И это в лучшем случае. Когда престарелый родственник отлично себя чувствует и все понимает. Даже в этом случае придется следить за всеми заболеваниями, вовремя возить его на процедуры и делать все необходимое. В такой ситуации о доме престарелых обычно речи даже не идет.
А вот в случае с лежачими стариками все сложнее. Аналогичная ситуация с теми, кто требуется в постоянном уходе сиделки. Оборудования нужно очень много:
- Переоборудование санузла.
- Специальные кровати и противопролежневые матрасы.
- Специальное оборудование в доме.
Иными словами, с престарелыми родственниками сложно. И не все даже хотят этим заниматься. Порой атмосфера в семье из-за пожилых родственников такая, что уже и не совсем понятно, где старику будет лучше. Потому что далеко не все способны вообще за кем-либо ухаживать. Многие говорят о самоотверженности и каких-то других героизированных чувствах и поступках. Впрочем, тут нужно просто расставить все на свои места. Если вы хотите жить для себя и вы не можете совмещать уход (нормальный) с личной жизнью, в таком случае придется принимать достаточно сложное (в моральном плане) решение.
В любом случае, стоит просто оценить окружающую обстановку (в доме) адекватно. Ведь далеко не факт, что переезд в дом престарелых будет худшим решением. Порой в семье с престарелым родственником создается такая токсичная обстановка, что пансионат становится не самым плохим решением.
Плюс к тому, ситуация с домами престарелых в России сильно поменялась со времен развала СССР. Сейчас у нас больше 1200 заведений подобного типа. И это не только государственные, но и коммерческие пансионаты для престарелых. Последние естественно в большинстве своем соответствуют всем современным нормам. А если пансионат действительно хороший, то по уровню сервиса и ухода его можно сравнить с каким-нибудь специализированным загородным отелем. Там есть буквально все:
- Социальная адаптация.
- Круглосуточный уход.
- Постоянная медицинская помощь.
- Физические упражнения и занятия.
- Развлекательные мероприятия.
- Работа с психологом и т.п.
Правда, пансионаты коммерческого характера хоть и обещают вам хорошее обслуживание, не лишены недостатков. Надо понимать, что в той или иной мере, неадекватный персонал все-таки может существовать и в таких пансионатах. Поэтому репутация тут играет огромную роль. Ну а чем выше репутация пансионата для престарелых, тем выше расходы. С другой стороны, это оправдывается хорошим отношением к постояльцам.
Впрочем, если вы дома не можете обеспечить престарелому родственнику даже должный уход, то ни о каком внимании обычно даже речи не идет. Так что пансионат зачастую оказывается даже лучшим вариантом.
Фактически, после передачи всех бумаг и заявления, остается только ждать. Потому что вы будете двигаться по очереди. И надо сказать, что некоторые очереди очень длинные. Порой настолько, что пенсионер рискует не дожить. Увы, это недостаток государственной системы. Плюс к тому, некоторые «особо хитрые» граждане пытаются за взятки получить место в государственном заведении.
И начать следует с того, что попасть в муниципальный дом престарелых по прямому обращению не выйдет. А если и удастся, то только с нарушением закона. И с вашей стороны. И со стороны сотрудников заведения. А еще у такого «способа» есть недостаток посерьезнее, чем уголовная статья за дачу взятки. Это система размещения.
Все муниципальные дома престарелых лишь принимают пациентов. Исходя из своей загруженности. И никто из персонала государственного дома престарелых не может официально провести старика «мимо очереди». Поэтому на нормальные условия (даже если вам удалось) можете не рассчитывать.
И еще один неприятный момент. Дело в том, что даже государственные учреждения (бесплатные по закону) являются коммерческими. Иными словами, финансирование выделяется в таких мизерных объемах, что денежных средств в любом случае не хватит. Возможно они и выделяются в достаточном объеме, но по пути куда-то «пропадают». Оставим вопросы политики и национальных традиций распиливания любых сумм в стороне. В государственных учреждениях оплатить проживанием можно несколькими способами:
- Передача собственной недвижимости (или другого имущества) в собственность самого заведения.
- Оплата близких (ниже того, что требуется в коммерческих заведениях).
- Система взносов.
Взносы может делать сам пенсионер. Заведение будет получать пенсию за престарелого гражданина. Грубо говоря, она будет начисляться прямо в бухгалтерию дома престарелых. Ну а сколько денег достанется пенсионеру в итоге, вопрос риторический. Может быть и 75% от общего размера пенсии. А может быть и 25%. Это не самый приятный вопрос, в контексте обсуждения домов престарелых.
Сам термин иждивенец имеет скорее негативные свойства, нежели позитивная. В быту иждивенцем могут назвать бездельника. Человека который:
- Не обеспечивает себя самостоятельно (несмотря на то что имеет для этого все возможности).
- Пытается жить за счет других.
Но это бытовое определение иждивенца. Впрочем, в некоторых семьях могут в таком же негативном контексте называть иждивенцами своих престарелых родственников. Даже если те очевидно нетрудоспособны. Неспроста государство начало перекладывать ответственность на детей, по уплате алиментов. Теперь даже пожилые родители (при соблюдении определенных условий) могут рассчитывать на денежное обеспечение от своих детей.
В юриспруденции иждивенчество это технический термин. В юриспруденции вообще все термины являются техническими, потому что они не несут какой-то конкретной окраски. Разумеется, если с термином подсудимый или обвиняемый все понятно, то такое термин как иждивенец не прописан на уровне законодательства. Иными словами, он не раскрывается целиком.
Более того, нет даже конкретного списка, который позволил бы отличить иждивенца и обычного гражданина. Однако, по совокупности факторов и свойств это сделать вс е-таки можно. Напоминаем, что иждивенец в юриспруденции это термин без окраса. Иными словами, устанавливается сам факт иждивения (как проживания одного человека за счет другого).
При этом, иждивенца можно определить по критериям. Иными словами, понятие иждивенец в российском законодательстве хоть и не определяется явным образом, но вполне поддается анализу и пониманию.
Начнем с базового законодательства. По 264 статье ГПК РФ само наличие иждивения уже можно расценивать как юридический факт. Следовательно, если это юридический факт, то имущественный права граждан могут зависеть от этого юридического факта. Речь о свойствах прав:
- Прекращение.
- Возникновение.
- Изменение.
Пенсионное законодательство Российской Федерации позволяет сузить ряд критериев, которые будут определять наличие иждивения. Это 173 Федеральный Закон. Есть 3 базовых критерия, которые должны быть, чтобы установить факт иждивения. Итак, иждивенец:
- Не является трудоспособным.
- Является членом семьи.
- Получает средства для существования от третьих лиц (частично или полностью).
Следовательно, с позиции текущего российского законодательства, для определения иждивения должны совпадать все 3 условия. Если одного из них нет, то факт иждивения установить не получится. Ключевым критерием иждивенчества является нетрудоспособность. Если человек является трудоспособным, то назвать его иждивенцем не получится. По крайней мере, с точки зрения юриспруденции. Утратить трудоспособность можно разными способами:
- Инвалидность или отдельные медицинские показания.
- Возраст.
С инвалидностью или медицинскими показаниями всё просто. Если человек инвалид первой группы, то у него отсутствует трудоспособность. Если второй, то он может быть частично трудоспособным. Правда тут есть масса исключений.
С медицинскими показаниями всё еще проще. Для этого даже существует лист временной нетрудоспособности, который человек берет для того, чтобы передать его работодателю. Но не все болезни можно вылечить за условные 15 дней. Иногда состояние организма у человека такое, что он для сохранения жизни вынужден перестать работать. И продолжается это годами. Вот в этом случае тоже можно установить факт иждивения, ведь просто лежать и ничего не делать это затратное мероприятие. Следовательно, кто-то будет обеспечивать нетрудоспособного по медицинским показаниям.
Иждивенцы по возрасту это естественное явление. Во-первых, иждивенцами являются несовершеннолетние лица. А вот уже далее начинаются разнообразные разночтения. Например обучающийся в вузе тоже может быть на иждивении. Или пенсионер. Впрочем, не всегда это так. Потому что человек, который может работать, не будет иждивенцем.
Тут надо ввести другой термин. Это трудоспособное население. Трудоспособным населением называют категорию лиц, которые могут трудиться. И тут не так уж и важно, где именно они могут трудиться. Могут в шахте. Могут на стройке. А могут в офисе. Если могут, и официальная нетрудоспособность не оформлена, то человек является трудоспособным.
Прокурорские проверки: понятие, виды
Начать следует с того, что человек прекрасно осознает, что дела нужно выполнить. И прокрастинация описывает именно такой сценарий. Его можно изложить простым алгоритмом:
- Прокрастинатор знает о том, что дело нужно выполнить.
- Прокрастинатор понимает, что дело является важным.
- Прокрастинатор намеренно откладывает задачу, отвлекаясь на что-нибудь другое.
Отвлекаются прокрастинаторы, как правило, на какие-нибудь незначительные (с функциональной точки зрения) мелочи. Или просто на развлечения.
В той или иной мере прокрастинация является нормальным явлением. Если у вас есть маленькие дети, то вы наверняка наблюдали, как они возятся с игрушками. Маленькие дети часто отвлекаются, их фокус внимания надолго не фиксируется на определенной игрушке. Взрослый человек в этом контексте не может быть точно так же сосредоточен.
Конечно, наверняка найдутся дети, которые увлекутся каким-нибудь конструктором Лего (или чем-то другим) очень надолго. И есть такие же взрослые, которые могут в буквальном смысле «монотонно молотить» одни и те же задачи ежедневно, по 7 дней в неделю.
У прокрастинаторов подобное поведение почти не встречается. Прокрастинация становится проблемой в тот момент, когда время проведенное на работе начинают тратить впустую. Если подойти к вопросу философски, то ничего ужасного в этом и нет. Вот только начальство платит деньги не за то, чтобы вы интересно для себя проводили время. А для того, чтобы выполняли задачи, которые от вас требуются. Именно для этого существует работа. Работодатель нанимает персонал для делегирования полномочий. Руководство в это время может заниматься другими делами (развитием, договорами с крупными корпорациями и т.п.). А обычный офисный клерк должен перекладывать бумажки. Если он не перекладывает бумажки, то существует проблема. Потому что бумажки все-равно придется перекладывать.
Если прокрастинатор пробрался в бухгалтерию или в управление, то проблема становится катастрофой. Потому что за прокрастинацию в работе с государством, последнее может наложить штрафные санкции. А то и вовсе устроить в компании внезапную проверку с выемкой документации.
Если прокрастинатор стоит во главе отдела, то все зависит от того, как реализован процесс работы этого отдела. Иногда бездельники и непунктуальные граждане в управлении просто незаметны. Потому что процесс отлажен до автоматизма, и сотрудники отдела справляются даже без управления. В этом случае прокрастинатор будет лишь замедлять процесс выдачи распоряжений. И в случае чего, сваливать все на персонал. Если же прокрастинатор управляет ключевым отделом компании, где нужен постоянный контроль, то рано или поздно, это закончится провалом.
Согласно Статье №22 ФЗ РФ «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор имеет следующие полномочия:
- По предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона.
- Требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов и материалов или их копий, статистических и иных сведений в сроки и порядке, которые установлены пунктами 2, 2.1, 2.3, 2.4, 2.5 статьи 6 настоящего Федерального закона; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций.
Инициация прокурорской проверки происходит после получения информации о нарушениях, которые на данной стадии нельзя подтвердить или опровергнуть без организации проверки. Решение о необходимости прокурорской проверки принимается самим прокурором или же его заместителем.
Прокуратура должна уведомить организацию/орган, которая/ый подлежит проверке, за сутки до инициации мероприятия. В этом случае должно быть предоставлено решение, где указываются цели и предмет проверки, а также основания.
Если же в период проверки правоприменительный орган получит информацию о других нарушениях со стороны организации\органа, которую невозможно подтвердить или опровергнуть без проверки, прокурор или его заместитель могут расширить предмет проверки для выявления потенциальных нарушений или же инициировать новое мероприятие. Также необходимо уведомить об этом руководство или представителей руководства организации/органа.
Решение о проверке содержит следующую информацию:
- Ф.И.О. и должность прокурора или его заместителя.
- Наименование проверяемого органа/организации.
- Цель, основание и предмет проверки.
- Временной интервал проведения прокурорских мероприятий.
- Ф.И.О. и должность лиц, которые займутся инициацией проверки.
- Требование уведомить о решении руководителя/его представителя проверяемой организации/органа.
- Подпись прокурора или его заместителя.
В решении о расширении проверки должен быть дополнительный пункт, где указаны основания расширения проверки.
Ранее изъятые документы/материалы для проведения проверки и получения информации возвращаются представителям проверяемого объекта, если прокурорская поверка была приостановлена, за исключением следующих случаев:
- В случае необходимости в возбуждении уголовного дела.
- В случае необходимости проведения экспертиз, исследований и прочего.
Если возникает необходимость в продлении проверки, её приостановлении или возобновлении, то каждый раз прокуратура должна уведомлять об этом представителей проверяемого объекта не позже, чем за два дня после принятия решения о мероприятии.
Прокурорская проверка определяется предметом проверки, но для установления нарушений, как правило, используется стандартизированный набор функций:
- Анализ документов, материалов или иных объектов информации, которые относятся к предмету проверки и могут повлиять на итог расследования.
- Опрос граждан и должностных лиц.
Рассмотрение жалобы происходит от трёх до десяти дней, в зависимости от обстоятельств дела. В случаях угрозы жизни или в иных экстренных случаях рассмотрения жалобы происходит незамедлительно. После ознакомления с жалобой прокуратура может полностью или частично удовлетворить в заявлении или же отказать. Заявитель должен получить уведомлении по итогам рассмотрения жалобы, а также о способах обжалования решения.
Процедура расследования должна касаться исключительно предмета проверки. В ином случае необходимо предоставить решение о расширении проверки или новой проверке.
фз о прокуратуре проведение проверки
Прокуратура имеет право провести внеплановую проверку по множеству причин:
- Поступившая жалоба.
- Информация из средств массовой информации.
- Инцидент, зафиксированный иными государственными органами, например, несчастный случай с летальным исходом, и другое.
Для того, чтобы прокуратура имела возможность провести внезапную проверку, необходимо иметь на это основания.
Также в пределах предмета отрасли надзора, которую мы рассматриваем, для прокурора допустимо осуществлять проверки и в ситуациях, когда отсутствует информация относительно имеющих место нарушениях. Это связано с тем, что ключевая часть предмета надзора за тем, как исполняются законы, на основании ст.21 Закона «О прокуратуре» это следование Конституции ряда поднадзорных прокурору органов, должностных и иных лиц. А так как Конституция – это не законодательный акт, то не требуется учитывать приведенные выше требования относительно обязательного наличия данных относительно нарушений в отношении главного нормативно-правового акта государства.
Похожая ситуация наблюдается и относительно проверок прокурором законности правовых актов, которые издаются рядом поднадзорных ему органов, должностных и иных лиц. О данном обстоятельстве говорится в приказе Генпрокурора РФ от 07.12.2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина». А именно в п. 3, где ряду прокуроров предписывается осуществлять надзор за тем, насколько законны правовые акты, которые издаются рядом федеральных органов исполнительной власти, Следственным комитетом РФ, рядом исполнительных и законодательных (представительных) органов власти субъектов РФ, рядом органов местного самоуправления, военного управления, рядом их должностных лиц. Причем надзор важно производить независимо от того, поступила или нет информация относительно нарушения законности.
Исходя из этого, допустимо обозначить следующую классификацию прокурорских проверок. Речь идет о требующих основания для проведения и не требующих основание для проведения. Однозначно во второй ситуации неверно сводить тему к безграничным возможностям прокурора в осуществлении проверочных действий. Потому что, с одной стороны, особенности данных проверок обусловлены рядом положений документации Генпрокурора РФ организационно-распорядительного характера. С другой стороны, прокуроры районной и региональной направленности имеют множество иных задач в надзорной и иной работе, таким образом, факт неограниченных проверок исключен.
Для работы органов прокуратуры свойственно основываться на текущих и иных планах.
При этом важно отметить, что мероприятия, которые включаются в план проверок, в большинстве ситуаций это проверки того, насколько исполняются законы в том или ином направлении общественных отношений.
На практике во время проведения данных проверок поднадзорных органов, ряда должностных и других лиц появляется вопрос относительно того, насколько правомерно проведение прокурорами данных проверок. Объяснить это очень легко. Суть заключается в том, что одна из ключевых частей устройства надзорной работы это работа информационно-аналитической направленности, в пределах которой для прокурора важно исследовать и анализировать сумму поступающих к нему разнообразных данных (включая и статистические) и, основываясь на полученных данных, приходить к выводу о том, необходимо или нет включать в план работы проведение проверки исполнения законов на определенном объекте.
В качестве побудительного мотива для того, чтобы проводить проверку, и задействовать при этом всех или многих прокуроров регионального и районного звена, в последнее время выступает ряд правовых актов высших органов государственной власти. К примеру, в одном из постановлений Совета Федерации Федерального Собрания РФ говорится о том, что важно улучшить надзор за тем, как исполняется законодательство в области использования лесов. При этом уделить особое внимание вопросу обеспечения законности во время осуществления работы по заготовке древесины. Возникновение данной нормы не имеет спонтанный характер, оно обусловлено анализом складывающейся ситуации в стране.
Однозначно, имея определенный запас времени, позволит в данных ситуациях включать ряд соответствующих проверочных мероприятий в план работы. Но тут же важно сказать о том, что данная ситуация при стремительном росте социальной напряженности в отдельных направлениях общественных отношений может выступить в качестве побудительного мотива для того, чтобы провести в пределах структуры прокуратуры ряда больших проверок исполнения законов.
К примеру, история с массовым обманом граждан-застройщиков, которая получила большой общественный резонанс и соответствующую оценку на парламентских слушаниях, стала основой для того, чтобы в начале 2005 г. органы прокуратуры провели ряд обширных проверок во многих регионах. Аналогичная реакция наблюдалась и в Генпрокуратуре РФ после трагедии в клубе «Хромая лошадь», в Перми в 2009 г., которая повлекла за собой множество жертв. Тогда прокуроры вместе с рядом органов противопожарной службы был проведен ряд проверок, которые выявили множество нарушений как тех, кто организовывает массовые мероприятия, так и фактов не следования требованиям закона инспекциями государственного пожарного надзора.
Исходя из этого, на основании рассмотренных признаков допустимо произвести разделение проверок на плановые и внеплановые. Важно отметить, что для второй группы проверок свойственно иметь превентивную направленность, которая позволяет при помощи вскрытия нарушений закона, которые ранее были неизвестны, не допустить совершение последующих злодеяний.
На основании п.2.1 приказа Генпрокурора РФ от 02.10.20017 №155 для прокуроров важно в свое время производить запрос и изучение проектов региональных и муниципальных нормативно-правовых актов, при этом составлять заключения на законопроекты, которые содержат правовой анализ. Это дает возможность отнести данные проверки в ранг превентивных, иными словами, тех, что предполагают реакцию прокурора относительно документов, нормы которого исключительно в ситуациях принятия данного в полной мере или частично будут не соответствовать ряду требований закона. Напротив, при проверке законности нормативно-правовых актов, которые уже вступили в силу, возможно выявить ряд очевидных фактов действия во времени, пространстве и относительно круга лиц не соответствующих закону документов. Иными словами, как противоположность превентивной допустимо воспринимать фактоустанавливающую проверку.
В науке прокурорского надзора существует несколько классических подходов к характеристике проверок.
Так, существуют:
- Целевые проверки, которые применимы для ситуаций проверки конкретных жалоб.
- Комплексные проверки, которые используются для того, чтобы проверить, как исполняется несколько законов, которые регулируют ряд групп общественных отношений. К примеру, во время проверки законодательства относительно защиты прав несовершеннолетнего в части осуществления его прав в образовательном, медицинском, семейном, жилищном и иных направлениях.
- Ряд сквозных проверок, которые необходимы для того, чтобы проверить, как исполняется конкретный закон (группа однородных законов) в каждом или множестве органов необходимого направления. Как правило, в проведение данных проверок участвуют прокуроры всех рангов.
- Ряд совместных проверок, которые предполагают осуществление проверок рядом территориальных прокуроров и прокуроров прокуратур специализированного характера, или рядом прокуроров и контрольно-надзорных органов по плану, который был заранее согласован, и который исключает возможность повторения проверочных действий.
- Ряд контрольных проверок, основная цель которых может являться как обозначением качества, в большинстве ситуаций полноты проверки, которую ранее проводили другие прокурорские работники, так и обозначением фактических результатов, которые достигли поднадзорные органы, должностные или иные лица из-за реагирования прокурора на ряд выявленных им нарушений закона.
- Ряд повторных проверок, которые выступают в качестве разновидности контрольных проверок, во время которых важно установить, как повлияли меры, которые были предприняты прокурором, на состояние законности.
- Ряд показательных проверок, проводимые опытным прокурором для того, чтобы передать навыки ряду молодых сотрудников прокуратуры.
Для того, чтобы определить качество проверки, ее полноту, важно учитывать ряд ключевых показателей.
А именно:
- Объем, который очерчивает границы проверки. Границы проверки должны иметь оптимальный характер, позволяющий качественно и в намеченные сроки осуществить проверки и выполнить ряд поставленных задач. В ситуациях, когда границы проверки узкие, это может привести к не выявленным отдельным нарушениям закона. В ситуациях, когда их установили не оправданно широко, то из-за большого объема работы не получится осуществить проверку надлежащим образом.
- Глубина, для которой свойственно характеризоваться уровнем проникновения в ряд вопросов, которые важно выяснить (доказать). Для нее свойственно найти выражение в максимально обширном обозначении нарушений законов, условий и причин, которые вызвали нарушение, в конкретизации лиц, которые совершили нарушение закона и способствовали им, вредных последствий незаконных деяний, которые были совершены.
Порядок организации и проведения прокурорских проверок
Проверку прокуратуры можно назвать непредсказуемой и потому наиболее опасной для ИП. Причина кроется в том, что правовое регулирование для прокуратуры как надзорного органа фактически отсутствует. Более 10 лет назад (18.02.2000 г.) Конституционный суд РФ принял Постановление № 3-П, в котором отметил, что сроки и процедура прокурорских проверок законодательно не утверждены. Новых документов по этому поводу с тех пор не принималось. Поэтому остается руководствоваться косвенными правовыми актами:
- Федеральный закон «О прокуратуре РФ»;
- разъяснения Конституционного суда РФ;
- документы, изданные самой Генеральной прокуратурой.
Из этих документов следуют лишь 3 момента, касающиеся регламента проверки, которые прописаны четко и однозначно.
- Служащие прокуратуры при проведении проверки должны рассматривать только то, что касается подозреваемого ими правонарушения. В основную деятельность предприятия вмешиваться им не положено.
- Срок проверки не превышает 30 дней. Но не потому, что таково положение о сроках, а по причине того, что именно в месячный срок прокуратура должна дать заявителю ответ на обращение, послужившее поводом для этой проверки.
- Реакция прокурора в случае, если проверка установила нарушение, может быть выражена в следующих формах:
- постановление;
- протест;
- представление;
- предостережение.
Догадаться о предстоящем посещении прокурора практически невозможно, поскольку такая проверка назначается по факту обращения. Пожаловаться на предпринимателя прокурору может:
- недовольный клиент;
- ваш контрагент;
- правоохранитель;
- любой бдительный гражданин.
Инициировать проверку также может обнародование «горячих» фактов в СМИ.
ВАЖНО! Если предприниматель сомневается в законности прокурорской проверки, он может сделать письменный запрос в прокуратуру насчет ее оснований. Ему должны ответить, какой именно сигнал стал поводом для визита прокурора. Результаты проверки, проведенной безосновательно, предприниматель вправе обжаловать.
ФЗ «О прокуратуре», а также п.6 Приказа Генеральной прокуратуры № 195 от 07.12.2007 г. ограничивают основания для прокурорских проверок поводами, подведомственными исключительно прокуратуре, то есть такими, которые не являются компетенцией других надзорных органов. Это могут быть подозрения:
- в экстремистской деятельности;
- в действиях, угрожающих безопасности государства;
- в нарушении миграционных законов и т.д.
Таким образом, прокуратура не может подменять своим контролем другие госорганы. Однако, поскольку в законе полномочия прокурора четко не ограничены, он может обратить внимание на любые нарушения законодательства – хотя бы для того, чтобы в результате передать их в соответствующее ведомство для последующего контроля и наложения наказания.
Довольно часто прокурорские проверки являются «по душу» тех предпринимателей, которые не смогли договориться со своими контрагентами. Для последних жалоба в прокуратуру становится отличной альтернативой судебному иску:
- обращение в прокуратуру для заявителя бесплатно;
- гарантирована быстрая реакция (максимум в месяц);
- ответ прокурора должен быть обоснован, а значит, будет проведено серьезное разбирательство.
Если нарушение будет доказано, работники прокуратуры самостоятельно инициируют судебное разбирательство.
Что может делать представитель прокуратуры, явившись к вам с проверкой?
- Предъявив свое удостоверение, он может свободно перемещаться по всей территории проверяемой организации, входя в любые помещения.
- Получить для изучения требуемые материалы и документы.
- Запрашивать документы для более глубокого изучения.
- Беседовать с ответственными лицами и специалистами по поводу предмета проверки.
- Вызывать нужных лиц для дачи объяснений.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Прокурор обязан уважать банковскую, налоговую и другие охраняемые законом тайны.
Проверки нарушений прокуратурой
Кроме служебного удостоверения, никаких других документов проверяющий предъявлять не обязан. Разъяснение по поводу предмета проверки может быть дано им в устной форме.
Однако, предприниматель может запросить письменный документ, который вызвал проверку (жалобу, поручение от прокурора). Если такой документ показать ему отказываются, он может запросить его в прокуратуре письменно, сославшись на упоминавшееся выше постановление Конституционного Суда, в котором говорится, что прокурорская проверка должна быть гласной.
Не стоит препятствовать прокурору в осуществлении его требований, иначе можете попасть под уголовное преследование. Если вы считаете, что проверяющий интересуется тем, что не имеет отношения к предмету проверки, можно действовать одним из следующих способов:
- предъявить требуемые материалы, а затем обжаловать действия прокурора в суде;
- отказать в предъявлении, а когда прокуратурой будет возбуждено дело о препятствовании проверке, доказывать, что требования были незаконными, так как не относились к предмету проверки;
- прежде чем предъявлять или отказывать в материалах, попросить прокурора уточнить, какие материалы и на каких основаниях ему требуются, а одновременно с этим направить в прокуратуру письменное обоснование невыдачи материалов, отметив, что требования будут исполнены после их конкретизации.
Передавая прокурору оригиналы документов, составьте их реестр под подпись.
Любое неисполнение или частичное исполнения требований проверяющего обязательно оформляйте письменно – обосновывайте объективные причины и уточняйте, что выполните требования после их устранения.
Не лишней будет видеосъемка процесса проверки или ведение аудиозаписи.
Результаты проверки, в лучшем случае, выявят отсутствие нарушений, подозрения в которых стали поводом для визита. Но на практике такое случается нечасто. Предприниматель может получить от прокурора:
- представление с требованиями об устранении нарушений;
- предостережение (если есть подозрение, что правонарушение только готовится);
- инициацию судебного разбирательства (о приостановке деятельности или ликвидации);
- переадресацию к другому органу (если обнаруженные нарушения не в компетенции прокурора).
Форма составления этих документов не закреплена законодательно, прокурор может оформить результаты проверки в виде акта или простого письма.
ВАЖНО! Если предприниматель не согласен с реакцией прокурора, надо подать заявление в суд в течение 90 дней с даты получения решения (ст. 254 ГПК РФ). Внесудебные меры оспаривания действий прокуратуры неэффективны: можно пропустить сроки обращения в суд, ожидая решения вышестоящих органов прокуратуры.
Сроки проведения внеплановой выездной проверки
Согласование внеплановой проверки с прокуратурой
Проведение внеплановой выездной проверки
Внеплановые проверки по 294-ФЗ
Срок рассмотрения обращения в прокуратуру
Надзорные ведомства нередко назначают внеплановые проверки по требованию прокурора. Оно направляется в государственный орган, который уполномочен осуществлять контроль в определенном виде деятельности. Однако в отношении нарушителя может проводиться и внеплановая прокурорская проверка. Причин для ее назначения – множество, так как прокуратура наделена широкими полномочиями. В отличие от других контролирующих органов, она надзирает, как соблюдается законодательство в целом, а не его отдельные нормы и правила.
Проверки / 10:15 18 августа 2020
Регионы могут корректировать прокурорский план проверок
Проверки / 14:05 25 ноября 2016
Если проверка проведена с нарушениями, решение о штрафе может быть отменено
Проверки / 14:30 6 сентября 2019
Прокуратура в ДФО отменила 850 незаконных актов, мешающих бизнесу
Проверки / 10:48 16 ноября 2018
Бизнес-омбудсмен против проверок предпринимателей без прокуратуры
Проверки / 9:52 24 апреля 2018
Прокуратура проверит производственные здания, переоборудованные под ТЦ
Это касается всех: обычных людей, мелких предпринимателей, неизвестных фирм и крупных организаций. Ведь прокуратура может проверять всё что угодно: как соблюдаются права сотрудников на предприятии, правильно ли установлены тарифы на жилищно-коммунальные услуги и имел ли право мэр отменять бесплатный проезд для многодетных. А еще прокуратура проверяет проверяющих: налоговую, районную управу или пожнадзор.
Управа на прокурора 👮
Прокурорская проверка: что это такое и что с этим делать?
Документы. Для обычных проверок справки, копии документов и пояснения нужно собрать за 5 рабочих дней. Если прокуратура проверяет соблюдение закона — за 2 рабочих дня. Если есть угроза жизни, имуществу или экологии — в течение суток.
Если вовремя собрать документы не получается, можно попросить о продлении срока. Увеличить сроки прокуратура может, а уменьшить — нет.
Требования. Прокурор не должен запрашивать информацию не по теме проверки, если только это не страшное нарушение. Документы, которые уже передавались в прокуратуру, нельзя требовать повторно. Достаточно письменно ответить прокурору, когда и по какой проверке предоставлены материалы.
Полномочия. Прокуратура не заменяет другие ведомства и может приходить с проверкой только в крайнем случае. Если налоги проверяет налоговая, а права потребителя — Роспотребнадзор, то прокурор теперь не начнет проверку на свое усмотрение. Для этого нужна серьезная причина и четкое понимание, что без прокурора никак.
Цель проверки. Если прокуратура начала проверку, она должна в решении объяснить, что, зачем и на каком основании проверяет. Расширять предмет проверки без ограничения, как раньше, теперь нельзя. Прокуроры обязаны аргументировать, почему нужна дополнительная проверка, и оформить на нее отдельные документы.
Сроки. На проверку отводится месяц. Продлевать можно только в крайнем случае и не больше чем еще на месяц. Если и этого времени мало, придется просить разрешения в генпрокуратуре. Зато прокурор может приостановить проверку максимум на полгода: например, если нужно провести сложную экспертизу. Если проверку приостановили, документы вернут — можно продолжить работу.
Результаты. Если прокурор не нашел нарушений, он должен составить акт. Этот акт можно показать, если другой прокурор снова захочет проверить то же самое. Устраивать повторные проверки только потому, что так захотелось прокуратуре, теперь нельзя.
Обратитесь в ведомство, которое этим занимается: Росздравнадзор, Роспотребнадзор, Рособрнадзор, МЧС, МВД или местную администрацию. Идти сразу в прокуратуру, как многие привыкли, теперь нет смысла. Прокуратура всё равно передаст жалобу в уполномоченный орган и подключится только в крайнем случае.
Даже если уверены, что поможет только прокурор, напишите жалобу в профильное ведомство, дождитесь ответа, а потом передайте документы в прокуратуру.
Прокуратура РФ представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ (ч. 1 ст. 1 ФЗ №2202-1).
К функциям прокуратуры, осуществляемым последней в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства относятся такие виды прокурорского надзора, как:
- надзор за исполнением законов органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (предметом такого надзора является соблюдение названными субъектами Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории РФ (ч. 1 ст. 21 ФЗ № 2202-1));
- надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (предметом указанного надзора является соблюдение названными лицами прав и свобод человека и гражданина) (ч. 1 ст. 26 ФЗ № 2202-1).
Для осуществления возложенных на прокурора функций, последнему предоставлен ряд полномочий в рамках каждого конкретного вида надзора.
Так, при осуществлении надзора за исполнением законов прокурор вправе, в том числе (ст. 22 ФЗ № 2202-1):
- по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения проверяемых организаций, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона (примечание ФМП: в связи с изменениями, внесенными ФЗ № 294-ФЗ в ФЗ № 2202-1, данные права прокурора теперь ограничены: так реализовать право на вход в организацию прокурор может только в том случае, если им принято решение о проведении проверки, а проверять исполнение законов прокурор сможет на основании не любой поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона, а только такой, которая не может быть подтверждена или опровергнута без проведения проверки. Подробная информация об этом будет представлена в настоящей статье ниже).
- требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых организаций представления необходимых документов и материалов или их копий, статистических и иных сведений в сроки и порядке, которые установлены ч. 2, 2.1, 2.3, 2.4, 2.5 ст. 6 ФЗ № 2202-1 (примечание: информация о данных сроках и порядках будет представлена ниже);
- вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов;
- возбуждать производство об административном правонарушении (по основаниям, установленным законом), требовать привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегать о недопустимости нарушения закона.
Полномочия прокурора при осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина определены в ст. 27 ФЗ № 2202-1 и включают в себя, в частности следующие:
- рассмотрение и проверка заявлений, жалоб и иных сообщений о нарушении прав и свобод человека и гражданина;
- принятие мер по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба;
- принятие мер к тому, чтобы лица, совершившие преступления были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом (при наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления).
Обращаем внимание, что прокурор при осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина вправе также использовать полномочия, предусмотренные для осуществления надзора за исполнением законов ст. 22 ФЗ № 2202-1.
Подробная информация о структуре прокуратуры, ее функциях, иных разновидностях прокурорского надзора, а также о вопросах ответственности за неисполнение требований прокурора представлена в статьях Факультета Медицинского Права «Прокуратура Российской Федерации» и «Прокурорский надзор».
Внеплановая проверка прокуратуры
К числу основных изменений, внесенных в ФЗ № 2202-1 и вступивших в силу 18 марта 2017 года, относятся следующие:
- впервые официально определены сроки, в течение которых руководитель или иной уполномоченный представитель организации обязан предоставлять по требованию прокурора документы, справки, информацию и другие материалы или их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций;
- утвержден перечень информации, документов и материалов, которые прокурор не вправе требовать у организации;
- установлено, что проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором только в том случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки;
- в рамках осуществления надзора за исполнением законов определены:*
- порядок принятия решений о проведении прокурором проверки и о расширении предмета проверки;
- срок проверки, основания и порядок его продления;
- порядок приостановления и возобновления проведения проверки;
- порядок проведения повторной проверки в связи с теми же фактами, которым по итогам ранее проведенной проверки уже была дана или должна была быть дана правовая оценка;
- порядок и срок составления акта по результатам проверки, если в ходе проверки нарушений закона не выявлено.
*Перечисленные порядки и сроки подлежат применению также в рамках проведения прокурором проверок при осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина (ч. 2 ст. 26 ФЗ № 2202-1).
Подробная информация о каждом из названных изменений будет представлена в настоящей статье ниже.
Сроки удовлетворения требований прокурора о предоставлении организацией статистической и иной информации, документов (в том числе электронных документов, подписанных электронной подписью в соответствии с законодательством РФ), справок и других материалов или их копий, необходимых при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций утверждены в новой редакции ст. 6 ФЗ № 2202-1 и являются следующими:
- в течение 5 рабочих дней с момента поступления требования прокурора руководителю или иному уполномоченному представителю организации – при осуществлении, например, проверок в рамках надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина (данный срок является общим, ниже представлены случаи, при которых установлены иные сроки) (ч. 2 ст. 6 ФЗ № 2202-1);*
- в течение 2 рабочих дней с момента предъявления требования прокурора — в ходе проведения проверок исполнения законов (ч. 2 ст. 6 ФЗ № 2202-1);*
- в течение суток с момента поступления требования прокурора (ч. 2.1 ст. 6 ФЗ № 2202-1):
- при наличии угрозы причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, безопасности государства;
- при наличии чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
* Примечание: Обращаем внимание, что в ч. 2 ст. 6 ФЗ № 2202-1 введено положение в соответствии с которым в требовании прокурора о предоставлении материалов, документов и информации, в случаях, указанных в ч. 2 ст. 6 ФЗ № 2202-1 могут быть установлены более длительные сроки.
Кроме того, установлено, что в случае, если проверяемая организация в течение сроков, указанных в ч. 2 ст. 6 ФЗ № 2202-1, уведомляет прокурора в письменной форме с изложением объективных причин о невозможности представления затребованных информации, документов, материалов или их копий в установленный срок, прокурор принимает решение об установлении нового срока для их представления.
В соответствии с вновь введенной ч. 2.3 ст. 6 ФЗ № 2202-1 прокурор не вправе требовать у организации (по общему правилу):
- информацию, документы и материалы или их копии в рамках проведения проверки, не обусловленные целями указанной проверки и (или) не относящиеся к предмету указанной проверки;
- информацию, документы и материалы или их копии, которые передавались органам прокуратуры в связи с ранее проведенной проверкой либо которые официально опубликованы в средствах массовой информации или размещены на официальном сайте органа (официальном сайте организации, создание которого предусмотрено ее учредительными документами) (далее — сайт организации) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».*
* Примечание: В случаях, если прокурор требует у организации названные документы, организация должна указать в ответе на требование прокурора сведения о проверке, в рамках которой передавались такие информация, документы и материалы, и актуальность таких информации, документов и материалов на момент требования или сведения о средствах массовой информации либо об официальном сайте организации, в которых опубликованы (размещены) соответствующие актуальные на момент требования информация, документы и материалы (ч. 2.4 ст. 6 ФЗ № 2202-1).
При этом, следует учитывать, что согласно ч. 2.5 ст. 6 ФЗ № 2202-1 проверяемая организация обязана представить указанные информацию, документы и материалы или их копии при получении требования прокурора, связанного:
- с необходимостью проведения исследования, испытания, специальной экспертизы для получения дополнительной информации, которая может повлиять на выводы проводимой проверки;
- с наличием угрозы причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, безопасности государства, с наличием чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Из ч. 2 ст. 21 и ч. 2 ст. 26 ФЗ № 2202-1 следует, что при осуществлении надзора за исполнением законов и надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы.
При этом, из новой редакции ст. 21 ФЗ № 2202-1 следует, что к участию в проведении проверок исполнения законов и соблюдения прав и свобод человека и гражданина органами управления и руководителями организаций (далее – проверка) могут привлекаться представители иных государственных органов в целях осуществления ими экспертно-аналитических функций (ч. 13 ст. 21, ч. 2 ст. 26 ФЗ № 2202-1).
Еще одним нововведением является то, что с 18 марта 2017 года проведение проверки исполнения законов (как и проведение проверки соблюдения прав и свобод человека и гражданина) осуществляется на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов (нарушения прав и свобод человека и гражданина), требующих принятия мер прокурором, только в том случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки (ч. 2 ст. 21, ч. 2 ст. 26 ФЗ № 2202-1).
Решение о проведении проверки принимается прокурором (или его заместителем) и должно содержать (в обязательном порядке) следующие сведения (ч. 3. ст. 21 ФЗ № 2202-1):
- цели проверки;
- основания проверки;
- предмет проверки.
Принятое решение о проведении проверки должно быть доведено до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемой организации не позднее дня начала проверки (примечание ФМП: нам лично это срок не совсем понятен).
Кроме того, в ч. 3 ст. 21 ФЗ № 2202-1 установлено, что в случае, если в ходе указанной проверки получены сведения, указывающие на наличие в деятельности проверяемой организации иных нарушений законов, требующих принятия мер прокурором, подтвердить или опровергнуть которые невозможно без проведения проверки, прокурор (или его заместитель) принимает мотивированное решение о расширении предмета указанной проверки или решение о проведении новой проверки и доводит принятое решение до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемой организации не позднее дня его принятия.
Типовая форма решения о проведении проверки и типовая форма мотивированного решения о расширении предмета указанной проверки должны быть утверждены Генеральным прокурором РФ.
ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 27 марта 2009 года N 93
О реализации Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»
(с изменениями на 20 мая 2020 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
приказом Генпрокуратуры России от 30 апреля 2009 года N 136;
приказом Генпрокуратуры России от 12 мая 2010 года N 200;
приказом Генпрокуратуры России от 28 ноября 2012 года N 433;
приказом Генпрокуратуры России от 3 июля 2015 года N 355;
приказом Генпрокуратуры России от 20 мая 2020 года N 262.
____________________________________________________________________
В связи с внесением изменений в федеральное законодательство и возложением на органы прокуратуры новых полномочий в сфере организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, руководствуясь п.1 ст.17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»,
приказываю:
1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений, управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, прокурорам городов и районов, другим территориальным, военным и иным прокурорам специализированных прокуратур:
1.1. Обеспечить действенный надзор за исполнением положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Федеральный закон N 294-ФЗ).
1.2. Осуществить организационные мероприятия, направленные на реализацию полномочий по формированию ежегодного сводного плана проведения плановых проверок, принятию решений по заявлениям органов контроля (надзора) и муниципального контроля о согласовании и согласованию проведения внеплановых выездных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе издать организационно-распорядительные документы; определить конкретных работников, исполняющих данные обязанности; провести межведомственные совещания (рабочие встречи) с руководителями органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля соответствующего уровня, на которых определить механизм взаимодействия при осуществлении вышеуказанных действий по осуществлению новых полномочий; обеспечить уведомление органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля о разграничении компетенции органов прокуратуры при согласовании внеплановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с предоставлением соответствующих сведений о таких прокуратурах применительно к каждому территориальному образованию (адреса, номера телефонов, факсов, электронная почта и др.).
(Подпункт в редакции, введенной в действие приказом Генпрокуратуры Российской Федерации от 12 мая 2010 года N 200; в редакции, введенной в действие приказом Генпрокуратуры Российской Федерации от 28 ноября 2012 года N 433.