Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Специализация волго вятского экономического района». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Волго-Вятский регион представляет крупный индустриальный комплекс с развитой многоотраслевой промышленностью. Отраслями рыночной специализации промышленности являются машиностроение и металлообработка, химическая и нефтехимическая промышленность, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная и лесная промышленность.
Горно-химический цикл «разорван» технологически и территориально. Добыча верхнекамских фосфоритов (Рудничный) формирует начальную стадию цикла, однако в пределах района их перерабатывают только на фосфоритную муку. Производство продуктов основной химии — минеральных удобрений, неорганических кислот, каустической соды развивается на привозном сырье (комбинат в Дзержинске).
По выпуску бумаги район — третий в стране. Развивается биохимия, использующая в качестве сырья отходы лесной и деревообрабатывающей промышленности. Кировский биохимический завод — одно из ведущих предприятий отрасли — выпускает кормовые дрожжи. Кормовые добавки производит также гидролизно-дрожжевой завод в Волжске.
Содержание:
21. Волго-вятский экономический район
ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС базируется в основном на привозном угле, природном газе, поставляемом из других районов, и местном мазуте. Топливно-энергетический баланс района остродефицитен, и это ограничивает развитие в нем энергоемких производств. Основную часть электроэнергии дают тепловыеэлектростанции (ТЭЦ «Чебоксарская-2»).
МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС, формировавшийся в течение длительного времени, отличительно сложная структура, высокая концентрация производства, развитые связи по кооперации. Ведущие его отрасли: транспортное машиностроение (авто- и судостроение), электротехника и приборостроение.
Специализацию района определяют следующие факторы: удобное ЭГП, исторически сложившаяся индустриальная база Нижнего Новгорода (Сормовский завод был одним из крупнейших еще в дореволюционной России), значительные трудовые ресурсы, большие запасы водных и лесных ресурсов при явном недостатке сырьевых и энергетических.
К числу важнейших предпосылок развития и размещения производства относится обеспеченность района трудовыми ресурсами. В течение длительного времени регион испытывал избыток трудовых ресурсов и служил источником для пополнения ими других территорий страны. Экономический кризис привел в настоящее время к росту безработицы, особенно в малых и средних городах с моноотраслевой структурой хозяйства.
Около 60 % запасов фосфоритов относится к лучшим. Неглубокое залегание пластов (от 3 до 30 м) позволяет вести разработку сырья открытым способом, что обеспечивает низкую себестоимость добычи. Однако рудник расположен в самой холодной, суровой и многоснежной части Кировской области, поэтому добыча руд носит сезонный характер.
С индустриализацией района, строительством новых железных и автомобильных дорог резкие территориальные различия в нем во многом сгладились, а разнородные ранее части были соединены в единое целое.
В Кирове имеется крупный кожевенно-обувной комбинат. В Богородске, Кирове, Йошкар-Оле производят также искусственную кожу, часть которой используется в автомобильной промышленности.
Основные заготовки леса ведутся в Кировской и Нижегородской областях. Предприятия по первичной переработке древесины тяготеют к районам лесозаготовок, а глубокая переработка древесины с утилизацией отходов организована на лесоперерабатывающих комбинатах Кирова, Йошкар-Олы, Нововятска.
Среди европейских экономических районов ВВЭР выделяется обеспеченностью водными ресурсами. Поверхностных водных источников достаточно для удовлетворения потребности хозяйства и населения. Главным источником является Волга с ее притоками. Немаловажное значение имеют запасы подземных вод, которыми богат район.
Ведущими отраслями являются машиностроение, металлообработка, химическая, нефтехимическая промышленность, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная и лесная промышленность.
Преобладает (66%) За последние годы резко возросло в Волго-Вятском экономическом районе число безработных, к 1995 г. — около 400 тыс. чел., или более 7% от всего трудоспособного населения района (в России — более 12%). Средних и высших учебных заведений в ВВЭР насчитывается около 170, они находятся в крупных и средних городах и городских поселках.
Ведущими специализирующими отраслями Волго-Вятского района являются машиностроение и металлообработка (более 37%), нефтехимия (около 10%), лесохимия, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность (около 6%). Удельный вес легкой и пищевой промышленности превышает 16%.
Перепрофилирование военно-промышленных предприятий оборонного комплекса, дальней¬шее совершенствование электронной промышленности ещё более усложняет состав машиностроения в районе за счет высокотехнологичных, наукоемких, высокотрудоемких, неметаллоемких производств — основы технического прогресса в народном хозяйстве России.
Еще по теме 5. Волго-Вятский экономический район:
Д запасов древесины приходится на Кировскую и север Нижегородской областей. В природном составе лесов преобладают хвойные породы — ель, сосна, пихта, из мелколиственных — береза, осина, ива, на юге района представлены липа и дуб. В процессе длительной эксплуатации лесосырьевые ресурсы района, особенно хвойных пород, значительно истощены и вывозка древесины из района сокращается.
Выделяются три ведущие отрасли: транспортное машиностроение (судостроение и автостроение), электротехника и приборостроение.
Волго-Вятский экономический район выделяется среди европейских экономических районов обеспеченностью водными ресурсами.
Эти заводы имеют связи по кооперации со многими предприятиями района. Некоторые заводы, входившие в объединение «ГАЗ», теперь самостоятельны и выпускают разнообразную продукцию (автобусы, тягачи, автофургоны, моторы). Волго-Вятский район также специализируется на авиационном машиностроении, в том числе и военном.
Большая часть запасов торфа приходится на Кировскую область. Его запасы имеются также в Нижегородской области и Республике Марий Эл. Из топливных ресурсов район располагает также запасами горючих сланцев, разработка которых в настоящее время не ведется. Территория района признана высокоперспективной по запасам нефти, газа и кимберлита.
Транспорт и экономические связи. Волго-Вятский район имеет различные виды транспорта – и железнодорожный, и речной, и автомобильный, и трубопроводный, а также воздушный. Одно из самых значимых видов транспорта — это железнодорожный, на его долю приходится примерно $2/3$ всех перевозок внутри района.
Район расположен в центральной части европейской территории России, в бассейне рек Волги и Вятки. Географическое положение района на важнейших водных артериях и на пересечении железных дорог, связывающих Центр с Северо-Западом, Поволжьем и Уралом, создает благоприятные условия для развития хозяйства.
Так как в данном районе отсутствует собственная топливно-сырьевая база, что ставит в особую зависимость в топливе от других районов Российской Федерации.
Экономический район имеет достаточно крупные ресурсы сырья для производства строительных материалов: гипс, глины, доломиты, цементное сырье, стекольные пески, строительный камень.
Машиностроение – автомобилестроение (Нижний Новгород – ГАЗ, Павловский автобусный завод, завод самосвалов в Саранске); судостроение (Нижний Новгород; Навашин – все виды судов); станкостроение (Киров, Нижний Новгород, Саров); электротехническое машиностроение – электродвигатели, светотехника, кабельная продукция (Чебоксары, Киров, Кирс, Саранск, Нижний Новгород).
Географическое положение и его особенности
Энергетика базируется на привозном сырье, в связи с чем наблюдается существенный энергодефицит; в районе имеется несколько относительно крупных электростанций – Балахнинская, Нижегородская и Чебоксарская ГЭС. Топливно-энергетический баланс района остродефицитен, и это ограничивает развитие в нем энергоемких производств. Основную часть электроэнергии дают тепловыеэлектростанции (ТЭЦ «Чебоксарская-2»). На Волге построены 2 крупные гидростанции: Горьковская и Чебоксарская. Собственное производство электроэнергии не удовлетворяет потребности хозяйства района.
Ведущими специализирующими отраслями Волго-Вятского района являются машиностроение и металлообработка (более 37%), нефтехимия (около 10%), лесохимия, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность (около 6%). Удельный вес легкой и пищевой промышленности превышает 16%. В составе перечисленных отраслей занято более 66% всех трудовых ресурсов промышленности Волго-Вятского района.
Центры производства химической и нефтехимической продукции — Кстово, Нижний Новгород, Дзержинск и ряд других городов в областях и республиках района.
Численность городского населения составляет примерно 5,9 млн чел, или 70 % от общей численности.
Химическая сфера осуществляет выпуск каустической соды, аммиака, пластмассы, синтетических смол. Стоит отметить лесную промышленность, как самую важную специализацию.
Занимая немногим более 1 % территории Российской Федерации, ВВЭР производит 5,1 % промышленной и 6,4 % товарной сельскохозяйственной продукции страны. В межрайонном территориальном разделении труда район выделяется продукцией таких отраслей рыночной специализации, как машиностроение, химическая и нефтехимическая, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная.
Сельскохозяйственные угодья занимают 40% от общей площади Волго-Вятского района. Пашне принадлежит — 75%, а лугам и пастбищам — 25%. Зерновые культуры занимают в составе посевных площадей — 55% и это определяет тип всего производства сельского хозяйства. Озимая и ярая пшеница, рожь являются продовольственными культурами. Фуражные культуры представлены овсом и ячменем.
Агропромышленный комплекс. Сельское хозяйство и пищевая промышленность разнообразны и, в первую очередь, ориентированы на обеспечение городского населения продуктами питания. Поэтому вблизи городов сформировалась молочно-мясная и овоще-картофельная специализация. В посевах значительна доля зерновых культур.
Ведущая роль принадлежит металлообработке и машиностроению. Они занимают 39,8 % от всей промышленной сферы. Данные отрасли производят автомобили, приборы, электронное и электротехническое оборудование, судна, двигатели, станки.
Волго-Вятский экономический район имеет значительные запасы лесных ресурсов. Лесопокрытая площадь составляет 50% его территории. Основные лесные массивы расположены в Нижегородской и Кировской областях. Назовите важнейшие экономические центры Волго-Вятского экономического региона, и их промышленную специализацию.
Особенности занятости населения
Экономические связи и транспорт. Различные виды транспорта имеются в Волго-Вятском районе: речной, железнодорожный, трубопроводный, автомобильный, воздушный. Железнодорожная транспортная система наиболее развита и занимает 2/3 от всех перевозок населения и груза внутри этого района.
В отраслевой структуре промышленности ведущее место занимает машиностроение и металлообработка (41% от объема промышленной продукции. На втором месте — электроэнергетика (14% от объема промышленной продукции). Далее идут пищевая (12%), химическая и нефтехимическая (11%), лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная (6%) промышленность, черная металлургия (13%).
В состав Волго-Вятского района входят Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Чувашская Республика, Кировская и Нижегородская области.
Крупнейшие города и их достопримечательности
Климат умеренно континентальный с довольно теплым летом и умеренно суровой зимой. Почвы подзолистые, требующие обогащения, к югу от Волги преобладают плодородные серые лесные, деградированные и выщелоченные черноземные почвы. Почвенно-климатические условия в целом благоприятны для развития сельского хозяйства.
Доля пашни около $75$% сельхозугодий и $25$% — это луга и пастбища. В составе посевных площадей ВВЭР зерновые культуры занимают примерно $55$%, что в огромной степени определяет тип для всего сельскохозяйственного производства. Продовольственными культурами являются озимая и яровая пшеница, а также рожь. Среди фуражных культур это в большей степени, ячмень и овес.
Территорию Волго-Вятского района пересекают три железнодорожные магистрали в широтном направлении и одна в меридиональном. Их примерно дублируют автомагистрали.