Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Основания признания детей оставшимися без попечения родителей». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Если государственная регистрация смерти не была произведена, а медицинское свидетельство о смерти утрачено, орган опеки и попечительства или законный представитель ребенка запрашивает дубликат медицинского свидетельства о смерти и после его получения обращается в органы ЗАГС с заявлением о государственной регистрации смерти родителей ребенка.
В настоящее время общая численность детей, находящихся под надзором в учреждениях для детей-сирот, составляет около 77 тысяч.
По инициативе прокурора Ленинградской области принят региональный закон о постинтернатном сопровождении детей-сирот.
Содержание:
Дети,оставшиеся без попечения родителей
Поскольку законом установлен 30-дневный срок, в течение которого органы опеки должны осуществить постоянное устройство ребёнка, оставшегося без попечения родителей, следует понимать, что отсутствие родителей в течение меньшего срока, чем 30 дней, и наличие родственников ребёнка, осуществляющих заботу о нём, не обязывает органы опеки осуществлять жизненное устройство ребёнка.
Возникают, к сожалению, ситуации, когда дети не посещают школу, не получают по вине родителей медицинской помощи, оставлены без ухода и питания. Такие юридические факты порождают особое правовое состояние — ребенок становится «оставшимся без попечения родителей».
Региональные акты в каждом регионе свои, поэтому их нужно смотреть в местном законодательстве. Льготы сиротам могут быть установлены в социальном кодексе региона или отдельном нормативном акте специально для этой категории.
Также документ определяет основания для помещения ребёнка под надзор в тот или иной тип организаций для детей-сирот, в том числе возможность проживания в них детей после достижения ими 18 лет, но не старше 23 лет и требования к организации жизнедеятельности детей в воспитательных группах по принципу совместного проживания.
Установление правового статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей
Как сообщает пресс-служба областной прокуратуры, закон предусматривает сопровождение и поддержку выпускников интернатных учреждений, испытывающих трудности в адаптации и социализации.
По ее словам, законопроект последовательно обеспечивает право ребенка во всех случаях, когда он остается без родителей, на устройство в семьи родственников и сохранение семейной атмосферы.
Наиболее острой формой проявления безразличия к ребенку со стороны родителей является отказ взять его из учреждения, где он находится. Если это больница или другое медицинское учреждение, то в результате такого отказа после излечения несовершеннолетний попадает в категорию детей, утративших родительское попечение.
Без родительского попечения ребенок беззащитен, некому отстаивать его права, блюсти его интересы, содержать, заботиться о здоровье, наконец, воспитывать. Сам ребёнок с подобным списком потребностей справиться не может.
Она пояснила, что при вынесении такого решения орган опеки и попечительства обязан учитывать заслуживающие внимания обстоятельства, в том числе осведомлены ли дети о своем родстве, проживают совместно или нет, находятся в организации для детей, оставшихся без попечения родителей или проживают в семье (семьях).
Кроме того, устанавливается, что ограничение родительских прав не будет распространяться на родителей в случае отсутствия с их стороны вины, например при болезни. «Указанная мера связана с отобранием ребенка, но при этом сохраняется возможность контактов родителя с ребенком, если суд прямо не запретит это общение в своем решении. Объем ограничения родительских прав устанавливается судом.
Кроме этого, данные организации представлены детскими домами, интернатами для детей-инвалидов, социально-реабилитационными центрами, социальными приютами, а также учреждениями системы здравоохранения (в частности, домами ребенка).
Российское государство и общество всегда уделяло большое внимание защите прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.
Для реализации указанных функций органы опеки и попечительства наделены комплексом полномочий, предусмотренных в различных нормативных актах.
Законопроект определяет, что лишение родительских прав является крайней мерой семейно-правовой ответственности родителей.
В государстве действует система органов, которые должны обеспечить безопасность детей, помочь тем, кто находится в трудной жизненной ситуации.
МОСКВА, 14 июля. /ТАСС/. Группа сенаторов внесла в Госдуму пакет законопроектов, сокращающий перечень оснований для изъятия детей из семьи и предусматривающий такую возможность только на основании решения суда о лишении или ограничении родительских прав.
До устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью или в организации, указанные в пункте 1 настоящей статьи, исполнение обязанностей опекуна (попечителя) детей временно возлагается на органы опеки и попечительства.
Документы Пленума и Президиума Верховного суда по ст. 145 СК РФ
Эти программы принимаются на несколько лет. Местные власти указывают в них, сколько средств они выделили на помощь детям и что именно будут делать.
Даже «взрослый» ребёнок, подросток, который теоретически мог бы сам себя обеспечивать, вряд ли является настолько зрелой личностью, что способен воспитывать сам себя. Именно поэтому законодательство содержит требование о немедленном устройстве ребёнка, предписывая не допускать ситуации, когда за судьбу ребёнка никто не отвечает.
Опекуны, усыновители, попечители и приемные семьи, в которых воспитывают сирот, имеют право на специальные выплаты.
Забота о детях без родителей возлагается на государство. Отделы опеки обязаны вести учет таких несовершеннолетних. Это необходимо для того, чтобы обеспечить своевременную защиту прав и семейное устройство. Рассмотрим, как происходит выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей.
Документы Пленума и Президиума Верховного суда по СК РФ
Поэтому, если родители не могут или не хотят исполнять свои обязанности, государство берет эту функцию на себя. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обучающиеся в федеральных государственных образовательных учреждениях, обеспечиваются бесплатным проездом на городском, пригородном, в сельской местности – на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также бесплатным проездом один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы.
В этом случае защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей возлагается на органы опеки и попечительства.
Ребенок может быть передан в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на постоянное или временное пребывание.
Органы опеки и попечительства исполняют обязанности опекуна или попечителя до того момента, как ребенку исполнится 18 лет.
Вышеуказанный закон категорию детей-сирот выделил в отдельное понятие как один из случаев утраты ребенком родительского попечения.
Утверждено Положение о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей.
Форма свидетельства о смерти утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 1998 года № 709 «О мерах по реализации Федерального закона «Об актах гражданского состояния» (далее — постановление Правительства РФ от 6 июля 1998 года № 709).
Опекуна или попечителя назначает уполномоченный орган в сфере опеки, попечительства и патронажа (муниципалитетом) по месту нахождения ребенка соответствующим решением руководителя муниципалитета. Этот же орган контролирует осуществление опеки (попечительства) – условия проживания ребенка в семье, расходование назначаемых денежных средств в интересах ребенка. Обследование проводится дважды в год.
С момента, когда ребенок попал в трудную жизненную ситуацию (остался без родительского попечения), и до определения его судьбы в порядке устройства в семью или в названные в п. 1 ст. 123 СК РФ организации, в частности, до назначения ему опекуна или попечителя, может пройти довольно значительное время.
Поэтому его нельзя причислить к детям, оставшимся без попечения родителей: они заботятся о ребенке по мере своих возможностей. Если же такой заботы почему-либо нет, имеют место все признаки утраты родительского попечения, отягощенные положением ребенка-беженца, временного переселенца. Органы опеки и попечительства сами могут временно осуществлять функции опекунов или попечителей (см. гл. 20 СК РФ), если не удалось в срок, установленный законом (п. 3 ст. 122 СК РФ), подобрать ребенку семью или поместить его в соответствующее учреждение (ч. 1 п. 2 ст. 123 СК РФ).
Льготы по оплате жилья и коммунальных услуг
В целях устранения разночтений применяется термин «дети, оставшиеся без попечения родителей», вобравший в себя все случаи утраты детьми родительского попечения.
Следует учитывать, что законодательство не устанавливает исчерпывающего перечня случаев, когда ребёнок будет считаться оставшимся без попечения родителей. Приводится лишь один признак того, что ребёнок является оставшимся без попечения родителей — отсутствие такого попечения по любой, в том числе и уважительной, причине.
Считается, что усыновление является самой приоритетной формой семейного устройства. Главное его отличие от других форм – это установление по решению суда. Другие варианты передачи детей в семьи граждан реализуются на основании решения органа местного самоуправления.
Смерть родителей удостоверяется свидетельством о смерти. Началом утраты родительского попечения в этом случае будет день, когда она наступила. При лишении родительских прав, ограничении в родительских правах, признании родителей недееспособными утрата родительского попечения наступает с момента вступления решения суда в законную силу.
При этом форму такого устройства следует рассматривать как временную меру, не исключающую необходимости поиска ребенку приемной семьи.
Размер этих долей может быть уменьшен или увеличен судом с учетом материального или семейного положения сторон и иных заслуживающих внимания обстоятельств.