Заключение договоров в международном праве

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Заключение договоров в международном праве». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Одним из основных этапов разработки договора являются переговоры по согласованию текста договора. Форма принятия договора определяется в процессе переговоров, а если договор принимается в рамках международной конференции – правилами процедуры.

По Конституции Российской Федерации в соответствии с Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» 1997 г. в пределах своих полномочий заключает международные договоры (ст.21). Председатель Правительства и министр иностранных дел РФ в силу своих функций и в соответствии с международным правом ведут переговоры и подписывают международные договоры.

Правом на это обладают по вопросам их ведения Государственная Дума, Совет Федерации, субъекты Федераций, а также Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд, Генеральная прокуратура, Центральный банк и Уполномоченный по правам человека.

42. ОРГАНИЗАЦИЯ СЕВЕРОАТЛАНТИЧЕСКОГО ДОГОВОРА (НАТО)

К ним относятся составление и принятие текста договора, установление аутентичности текстов договора и выражение согласия на обязательность договора.

Как правило, заключению договора предшествует договорная инициатива, т. е. предложение одного государства или группы государств заключить определенный договор с одновременным представлением проекта текста договора. Подготовка текста договора осуществляется путем переговоров через обычные дипломатические каналы, на международных конференциях и в международных организациях.

Полномочия на ведение переговоров и подписание межгосударственных и межправительственных договоров (включая подписание обменного письма) оформляются МИД России.

Во вводной части проекта распоряжения Правительства делается ссылка на положение Закона, на основании которого принимается соответствующее решение (п.п.1, 3, 4 ст.11, п.п.1, 3 ст.21 Закона).

Соотношение договора и изданного для его осуществления правового акта состоит в том, что орган или должностное лицо, применяющие право, обязаны руководствоваться правовым актом, который представляет собой официальное понимание государством своих международных обязательств. Лишь в случае явного расхождения применяются правила договора.

При обсуждении данного предложения об­ращается внимание на соответствие договора законодательству РФ, даётся финансово-экономическое обоснование и делается вывод о целесообраз­ности данного решения.

Предложения о заключении международных договоров представляются Президенту непосредственно Министерством иностранных дел. Другие федеральные ведомства по вопросам их ведения представляют предложения совместно с Министерством иностранных дел или по согласованию с ним.

Договор вызывает юридические последствия, т. е. создает права и налагает обязанности на участников лишь с момента его вступления в силу. Международный договор по общему правилу не имеет обратной силы.

Международное право базируется именно на таких договорах. Также, они являются одним из основных инструментов для претворения в жизнь политики стран на внешней арене. Существуют различные виды международных договоров источников международного права в современном законодательстве.

Установлены следующие способы выражения согласия: подписание договора, обмен документами, образующими договор, ратификация договора, его принятие, утверждение, присоединение к нему или любой другой способ, о котором условились стороны.

Заключение международного договора представляет собой процесс, состоящий из ряда последовательных стадий, в ходе которых происходит выработка и принятие текста договора, а также выражается согласие сторон на обязательность договора.
В соответствии со ст. 24 Венской конвенции порядок и дата вступления в силу международного договора устанавливаются в самом договоре или согласуются самими участниками. Договоры могут вступать в силу с даты подписания, ратификации, утверждения, принятия, обмена ратификационными грамотами или сдачи депозитарию определенного числа ратификационных грамот.

Международные договоры являются источниками земельного права и регулируют различные сферы земельных отношений. На основании международных договоров Российской Федерации установлена линия государственной границы. В этих случаях международный договор определяет территориальную сферу действия норм национального…

Поэтому органы, уполномоченные заключать международные договоры, обычно определяются конституцией страны. Конституция Российской Федерации относит заключение, прекращение и приостановление действия международных договоров к ведению Федерации (ст. 71, п. «к»).

Ме­ж­ду­народный до­го­вор — ро­до­вое по­ня­тие, то есть ох­ва­ты­ва­ет все ме­ж­ду­народные со­гла­ше­ния (до­го­вор, кон­вен­ция, со­гла­ше­ние, пакт, ме­мо­ран­дум и так далее ).

Стадия установления аутентичности может совпадать с подписанием договора. Подписание договора является важнейшим способом выражения согласия государства на обязательность для него договора, если он не требует последующей ратификации. Оно дает также право подписавшему договор государству совершить ратификацию, присоединение.

Лю­бой ме­ж­ду­народный до­го­вор яв­ля­ет­ся ре­зуль­та­том со­гла­со­ва­ния воль го­су­дарств или других субъ­ек­тов ме­ж­ду­народного пра­ва.

Утверждение (принятие) означает одобрение договора тем органом, в компетенцию которого входит его заключение.

Порядок заключения, исполнения и денонсации международных договоров в Российской Федерации регламентируется нормами МП, Конституцией РФ, Федеральным законом «О международных договорах Российской Федерации», другими нормативными актами.

59. РАЗОРУЖЕНИЕ. МЕРЫ КОНТРОЛЯ ЗА РАЗОРУЖЕНИЕМ

Во вводной части проекта постановления Правительства делается ссылка на положение Закона, на основании которого принимается соответствующее решение (п.2 ст.9, ст.21 Закона).

В проекты распоряжений Правительства по договорам межведомственного характера включается положение о принятии предложения федерального органа исполнительной власти, согласованного с МИДом (и, если необходимо, с другими федеральными органами исполнительной власти), о проведении переговоров о подписании договора.

Международные договоры представляет собой единую систему взаимосвязанных норм, которые все вместе и каждая в отдельности обязательны для сторон.

Отказ – имеет определенные последствия только при наличии воли того, собственно совершает отказ. В современном международном праве существует обычай, по которому отказываться можно только от прав, а от обязанностей – нельзя. Но и от всех прав также отказываться невозможно.

Стадиями З.м.д. являются выдвижение договорной инициативы, вступление в переговоры и их ведение, составление и принятие текста договора, установление его аутентичности, выражение согласия на обязательность договора. Эти стадии отличаются значительным многообразием конкретных форм, применяемых в дипломатической практике.

Государства заключают международные договоры в лице своих высших органов власти и управления. Органы государства при этом действуют через специально уполномоченных на то лиц, имеющих особые документы, называемые полномочиями.

Кроме полномочий лица, ведущие переговоры, получают от своих правительств инструкции, которые определяют позицию делегаций по обсуждаемым вопросам.

Второй вопрос, который неизбежно возникает при толковании положения о приоритете норм МП, — какие договоры имеются в виду в ст. 15 Конституции РФ? Она не содержит каких-либо уточнений, но вопрос появляется сразу же, и он обоснованно поставлен в литературе (А. Н. Талалаев, И. И. Лукашук, Дж. Гинзбурге)….

Ме­ж­ду­народный до­го­вор — основной ис­точ­ник ме­ж­ду­народного пра­ва, важ­ный ин­ст­ру­мент осу­ще­ст­в­ле­ния внеш­ней функ­ции го­су­дарств.

56. КОНСУЛЬСКИЕ ПРИВИЛЕГИИ И ИММУНИТЕТЫ

Од­на­ко на прак­ти­ке встре­ча­ют­ся мно­го­сто­рон­ние до­го­во­ры, в ко­то­рых на­ря­ду с го­су­дар­ст­ва­ми уча­ст­ву­ют не­субъ­ек­ты ме­ж­ду­народного пра­ва (например, ме­ж­ду­народные или национальные юри­ди­че­ские ли­ца).

Проекты многосторонних договоров нередко подготавливаются международными органами, в частности органами ООН.

Наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права международные договоры являются составной частью правовой системы России (Конституция РФ, ч. 4, ст. 15). Это существенный элемент стабильности международного правопорядка и отношений России с зарубежными странами, функционирования правового государства.

Любой международный договор является результатом согласования воль государств или других субъектов международного права. Государства заключают договор в лице своих высших органов государственной власти или управления.

36. ЗАКЛЮЧЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ДОГОВОРА

Ино­гда име­ет­ся чет­вёр­тая, до­пол­ни­тель­ная часть до­го­во­ра — при­ло­же­ния (со­дер­жит тех­ни­ко-юри­дические нор­мы по вы­пол­не­нию ус­ло­вий до­го­во­ра).

Таким образом, резюмируется, что глава государства, глава правительства и министр иностранных дел таким правом наделены в силу своего должностного положения и служебных функций.

Договор является самой конкретной и понятной формой выражения соглашения, которое заключают различные субъекты международно-правовых отношений для создания юридически обязывающих для данных участников правил – то есть международно-правовых норм, которые касаются появления, пересмотра или прекращения взаимных прав и обязанностей данных субъектов. Председатель Правительства Российской Федерации как глава Правительства и министр иностранных дел Российской Федерации в силу своих функций и в соответствии с международным правом ведут переговоры и подписывают международные договоры Российской Федерации без необходимости предъявления полномочий.

Обычными дипломатическими каналами являются постоянные дипломатические представительства договаривающихся государств. Через них ведутся предварительные переговоры, обмен мнениями по основным пунктам проекта будущего двустороннего договора (реже многостороннего). Они осуществляются путем нотной переписки и устных бесед с соответствующими памятными записками и меморандумами.

Появляется единый согласованный текст международного договора. С проектом договора может выступить и одна сторона. Тогда он может быть положен, с согласия других участников, в основу обсуждения. Однако и в этом случае в ходе переговоров идет процесс согласования воль их участников, рождается один согласованный проект договора.

Многосто­ронние договоры вступают в силу с момента сдачи депозитарию заранее определённого сторонами требуемого количества ратификационных гра­мот.

Международная практика выработала определенные правила подписания договоров. Так, подписи представителей государств под двусторонним договором располагаются друг против друга или одна под другой. В текстах на обоих языках первое место (левое или верхнее) занимает подпись представителя того государства, у которого хранится данный экземпляр договора.

Вне зависимости от того, какое количество участников заключает договор, все эти нормативные акты являются источником международного права. В качестве источников для международной отрасли права, международные нормативные акты имеют разное значение. Универсальные соглашения, которые отражают интересы всех стран, а также открыты для участия в них любых государств.

Заключению международного договора всегда предшествует договорная инициатива со стороны одного или более субъектов международного права, часто – с представлением проекта договора. При согласии с этой инициативой одного или более других субъектов международного права между ними первоначально согласуются… Государства заключают договор в лице своих высших органов государственной власти или управления. Международные организации заключают договоры через свои компетентные органы, указанные в их уставах или других нормативных актах этих организаций.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.