Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок обжалования решения налогового органа». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Сначала налогоплательщик должен составить возражения на претензии, содержащиеся в акте налоговой проверки, и отправить их в ФНС в течение месяца с момента получения акта налоговой проверки. Можно представить письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.
Датой получения акта считается дата, которую налогоплательщик сам указал при его получении, поэтому нужно следить, чтобы в акте была проставлена реальная дата вручения, а не более раннее число, иначе срок подачи возражений может сократиться. Если акт был направлен по почте, то датой его вручения считается 6-й день с даты отправки ИФНС заказного письма.
В возражениях нужно указать номер и дату акта проверки и максимально подробно изложить, почему налогоплательщик не согласен с актом в целом или с его отдельными положениями, и по возможности подтвердить свои аргументы документально. Впоследствии, при подаче иска в суд, это будет доказательством того, что налогоплательщик достаточно активно отстаивал свою позицию. Также в перечне приложений надо указывать каждый прикрепляемый документ, чтобы исключить споры о составе заявки.
- чтобы впоследствии вашу заявку рассмотрел суд;
- это бесплатно;
- это несложно и не требует помощи юристов;
- вам не нужно присутствовать на рассмотрении жалобы;
- если в обжаловании отказано, можно понять, почему это произошло, и более тщательно подготовиться к защите своей позиции в суде;
- если решение налоговых органов или должностных лиц в вышестоящем налоговом органе удалось обжаловать, оно будет приостановлено.
- копию свидетельства о регистрации организации;
- обжалуемый акт;
- документы, на которые ссылается налогоплательщик;
- документы о направлении заявления в налоговые органы;
- доверенность представителя;
- документы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка;
- подтверждение оплаты госпошлины.
Срок рассмотрения заявлений — 3 месяца, но он может быть продлен по решению председателя суда до 6-ти месяцев.
Физлица обжалуют решения налоговых органов в суде общей юрисдикции, а ИП и организации — в арбитражном суде по правилам АПК РФ.
Если арбитражный суд отказался удовлетворить заявление, решение суда можно обжаловать в апелляционной и кассационной инстанциях.
К заявлению обычно прилагаются документы, перечисленные в ст. 126 АПК РФ. Приведем наиболее важные из них:
1. Копия оспариваемого решения налогового органа (ч. 2 ст. 199 АПК РФ).
2. Копия решения вышестоящего налогового органа по жалобе налогоплательщика.
Данный документ является доказательством того, что досудебный порядок обжалования соблюдался, поскольку выходить в суд с заявлением можно только после обжалования решения налоговиков в вышестоящем налоговом органе (п. 7 ч. 1 ст. 126, ч. 2 ст. 199 АПК РФ).
Если же вышестоящий налоговый орган не вынес решения своевременно, то к заявлению можно приложить копию жалобы с отметкой вышестоящего налогового органа о ее принятии либо копию описи вложения в почтовое отправление и уведомления о его вручении, если жалоба направлялась по почте.
3. Ходатайство о приостановлении действия оспариваемого решения налогового органа (ч. 3 ст. 199 АПК РФ, информационное письмо президиума ВАС РФ от 13.08.2004 № 83).
Если заявление в суд подается в электронном виде, то все прилагаемые документы также представляются электронно (абз. 2 ч. 1 ст. 41, ч. 2 ст. 126 АПК РФ).
Кроме того, все прилагаемые к заявлению документы вместе с самим заявлением должны быть направлены в налоговую службу и всем лицам, которые участвуют в деле. Направлять документы следует заказной почтой с уведомлением о вручении. Квитанции, свидетельствующие о почтовых отправлениях, прилагаются к исковому заявлению, подаваемому в арбитражный суд (п. 1 ч. 1 ст. 126 АПК РФ).
Основные правила разрешения налоговых споров узнайте из этой публикации.
Содержание:
Как обжаловать решение налогового органа
Заявление в суд можно подать на бумаге или в электронной форме. Изложите в нем аргументы, подтверждающие вашу позицию. Поясните, почему вы считаете доводы налоговиков не соответствующими действительности и/или нормам законодательства.
К заявлению приложите подтверждающие документы и иные бумаги из перечня, указанного в ст. 126 АПК (копии оспариваемого решения налогового органа, копии решения вышестоящего налогового органа по жалобе налогоплательщика и др.).
О том, по какой форме подать возражения на акт проверки, читайте в материале «Пишем возражения на акт налоговой проверки — образец».
Право оспаривать решения фискалов, изложенные в официальной бумаге, закреплено за налогоплательщиком в статье 139 НК РФ[1]. Речь идет о ненормативных актах ФНС, то есть документах, касающихся отдельного лица, а не всех граждан и организаций. Соответственно, решение по результатам налоговой проверки тоже относится к таким актам.
Причиной недовольства часто становятся следующие действия фискалов:
- требования уплатить дополнительные суммы, в том числе не перечисленные ранее налоги и начисленные пени и штрафы. Решения о взыскании дополнительных сумм налоговики принимают, как правило, по результатам выездной проверки. К слову, доначислениями завершается большинство выездных контрольных мероприятий. Причина таких высоких показателей кроется, кроме всего прочего, в проведении «фискалами» подробного предпроверочного анализа. Таким образом налоговики перестраховываются и попросту не выезжают к тем, у кого нет никаких нарушений, и кто не в состоянии оплатить все начисленные суммы. Если налогоплательщик убежден, что назначенные ему взыскания излишни или вовсе никак не обоснованы, решение налоговиков можно оспорить;
- приостановка операций по банковским счетам компании. Закон дает «фискалам» право принять такие меры, если организация, например, не представила вовремя какие-либо обязательные документы[2]. Заморозка операций по счету может заблокировать всю деятельность компании и в итоге привести к значительным убыткам. Налоговый кодекс регламентирует основания и саму процедуру блокировки счетов. Если налоговики этими правилами пренебрегли — решение налоговой службы позволено оспорить;
- отказ в возврате переплаченных налогов. Если ФНС взыскала с компании сумму, которая превышает размер ее реального долга, излишек должен быть отдан обратно налогоплательщику. Чтобы оформить возврат, он подает соответствующее заявление, налоговая рассматривает его не более десяти дней, а затем выносит решение о возврате. Деньги перечисляются в течение месяца. Более того, кроме самой переплаты, инспекторы обязаны перевести налогоплательщику проценты, начисленные на эту сумму[3]. На практике же эта, казалось бы, стройная схема нередко дает сбой: налоговики игнорируют заявления, пропускают сроки или напрямую отказывают удовлетворить просьбу налогообязанного. Разумеется, подобные неправомерные решения и действия подлежат оспариванию;
- отказ в возмещении НДС. По закону заинтересованная компания может заявить о необходимости возврата, а «фискалы» проверить обоснованность требований данного юрлица с помощью процедуры камеральной проверки — все это происходит в соответствии с определенным порядком[4]. При этом закон не описывает обстоятельства, в связи с которыми налоговики вправе отказать в возмещении. Поэтому инспекторы, как правило, весьма вольны в этом вопросе. Впрочем, если решение ФНС кажется налогоплательщику несправедливым, его, конечно, можно обжаловать.
Обжалование решения налоговой может происходить на одном из двух уровней:
- административном, то есть по линии самой ФНС;
- судебном — другими словами, процесс обжалования решения налоговой инспекции протекает в арбитражном суде.
На заметку Важно понимать, что в арбитражном суде обжалуются именно ненормативные акты ФНС. Нормативные документы, действие которых распространяется на всех налогоплательщиков (то есть они не имеют конкретного адресата), оспариваются в порядке административного судопроизводства.
Проходить этапы обжалования необходимо последовательно: сначала административный и только затем судебный. На первом этапе налогоплательщик может подать одну из следующих жалоб:
- апелляционную. Она актуальна, если заявитель хочет, чтобы ФНС пересмотрела документы, еще не вступившие в силу. «Полносильным» документ становится по истечении месяца со дня его вручения адресату. Если месяц прошел, а заявление на пересмотр все-таки не подано, то заинтересованное лицо теряет возможность опротестовать решение в апелляционном порядке;
- общую. Такая жалоба направляется, если решение так и не было оспорено в апелляционном порядке. На то, чтобы оспорить вердикт ФНС в общем порядке, отводится года.
Как практически в любой другой ситуации с обжалованием, данная процедура может выполняться и через суд. Однако сразу искать справедливости там нельзя. Суд не рассматривает сами апелляционные или общие жалобы — он занимается оспариванием актов ФНС, принятых данной службой после рассмотрения обозначенных документов. Соответственно, нужно сперва подать жалобу в вышестоящую налоговую инстанцию, дождаться ее решения и только после этого, если результат оказался неудовлетворительным для заявителя, он может обратиться в суд. При этом у налогоплательщика есть три месяца со дня, когда решение вступило в силу.
Изучим подробнее первый этап пересмотра решения ФНС — внутреннюю налоговую апелляцию. Апелляционная жалоба на налоговое решение и сопутствующие ей документы подаются в ту же налоговую, которая составила спорный документ. После этого у налоговой, принявшей жалобу, есть три дня на то, чтобы отправить ее в вышестоящий орган.
К сведению Если налогоплательщик инициирует пересмотр в апелляционном порядке, документ не вступит в силу, пока не завершится этот этап опротестования. Таким образом, получив жалобу в ответ на свое решение, ФНС не вправе приступать к процедурам взыскания по спорному документу — до тех пор, пока не будут известны результаты рассмотрения.
Подать жалобу в налоговую можно несколькими способами:
- на бумажном носителе, передав непосредственно в подразделение ФНС, чье решение подлежит оспариванию. В ряде подразделений есть специальные окна для приема входящей корреспонденции. При подаче необходимо иметь при себе второй экземпляр жалобы, на котором будет стоять отметка о приеме документа;
- на бумажном носителе, отправив по почте, — квиток об отправке следует сохранить;
- в электронном виде по телекоммуникационным каналам[5];
- через официальный сайт ФНС.
Порядок обжалования решений налоговых органов в суде урегулирован уже Арбитражным процессуальным кодексом РФ. И проводится судебное оспаривание по общим правилам подачи исковых заявлений с учетом дополнительных требований, предусмотренных главой 24 АПК РФ. Сначала заявление об оспаривании решения ФНС направляется в региональный арбитражный суд — это первая инстанция системы АС. На данном этапе дело рассматривает один судья.
Текст судебного заявления должен содержать следующую информацию:
- наименование подразделения ФНС, которое вынесло решение, не удовлетворившее истца;
- реквизиты оспариваемого документа;
- сведения о правах и интересах заявителя, нарушенных оспариваемым решением;
- данные о законах, которым не соответствует решение;
- собственно требования заявителя[9].
Разумеется, одного лишь заявления будет недостаточно. Его необходимо сопроводить:
- документом, подтверждающим отправку копии заявления в орган, который принял оспариваемое решение;
- квитанцией об оплате госпошлины;
- бумагами, которые подтверждают позицию заявителя;
- свидетельством о госрегистрации лица (если речь идет о юрлице);
- доверенностью подписанта — она нужна, если заявление подписывает гражданин, который вправе действовать от имени организации без доверенности;
- выпиской из ЕГРЮЛ (также актуально для юрлица);
- копией решения, которое обжалуется, и апелляционного решения, вынесенного в налоговой;
- при необходимости — ходатайством о приостановлении исполнения спорного решения[10].
На рассмотрение заявления у суда есть три месяца с момента его поступления. Как только все документы будут изучены, суд вынесет решение: он либо согласится с актом налоговой, либо отменит его полностью или частично.
Судебному решению потребуется месяц на вступление в силу. Если заявитель не готов согласиться с полученным результатом, в течение обозначенного времени он вправе инициировать апелляционный пересмотр уже в рамках арбитражной системы. Пока производится пересмотр судебного решения, оно не может вступить в силу. Что немаловажно, даже после того как данное решение станет законным, у заинтересованной стороны все еще останется возможность опротестовать его уже в кассационном порядке — на это ему будет выделено два месяца.
Как бы тщательно и дисциплинированно ни работали сотрудники ФНС, не исключены ошибки, недочеты, намеренные или ненамеренные нарушения порядка и правил проведения процедуры, а также ущемление прав налогоплательщиков. Как известно, в спорах с налоговой цена вопроса порой измеряется десятками миллионов рублей, однако у налогоплательщика есть право потребовать пересмотреть вынесенное в отношении него решение. Причем подавать жалобу налогообязанное лицо может многократно: в апелляционном или общем порядке, а если это не возымело нужного эффекта — даже в судебном. И опротестование может стать более эффективным, если заручиться серьезной профессиональной поддержкой.
Право человека начать налоговый спор закреплено законом: этому вопросу в Налоговом кодексе РФ посвящен целый раздел «Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействий их должностных лиц»[1]. Налоговый спор — это протекающий в установленной форме и разрешаемый компетентным госорганом юридический спор между государством с одной стороны и иными участниками — с другой. А связано такое разногласие, как можно догадаться, с исчислением и уплатой налогов[2].
Согласно НК РФ, у абсолютно любого лица есть право на оспаривание решения налоговой инспекции, даже если оно касается привлечения этого гражданина к налоговой ответственности. К тому же обжалован может быть любой акт независимо от того, нормативный он или нет, — только вот порядок для проведения этих операций предусмотрен разный. Правда, чаще всего оспаривают именно ненормативные акты.
Важно
Ненормативный акт носит адресный характер. В этом состоит его главное, хоть и не единственное отличие от нормативного (НПА). НПА — это документ, устанавливающий общие правила, применяющийся неоднократно и действующий на неограниченное число лиц.
Если акт ИНС, по мнению налогоплательщика, каким-то образом ущемляет его права, можно опротестовать решение налоговой как в досудебном, так и в судебном порядке. Однако не все так просто. Важное уточнение: обратиться напрямую в суд у заявителя не получится. Сначала подать заявление придется в надзорный налоговый орган. Но подробнее об этих нюансах поговорим чуть позже.
А пока разберемся, сколько времени есть у налогоплательщика, чтобы вникнуть в ситуацию и подать жалобу. Здесь все зависит от того, вступило ли решение налоговой в силу. Дело в том, что по закону оно становится действительным через месяц после того, как гражданин получил уведомление о нем, о чем говорится в пункте 9 статьи 101 Налогового кодекса. Это значит, что налогоплательщику нужно успеть за этот месяц подать апелляционную жалобу. У процедуры оспаривания в апелляционном порядке есть свои плюсы. Так, акт ИНС не вступит в силу, пока вышестоящий орган (или тот же, что и вынес акт) не рассмотрит обращение и не придет к какому-либо заключению. Следовательно, уплата налогов, пеней и штрафов также откладывается на время. Как правило, апелляционная жалоба рассматривается также около месяца. При необходимости этот срок продлевается на 15 дней. Нужно быть готовым к тому, что отозвать такую жалобу, пока по ней не будет принято решение, не получится.
Если же налогоплательщик не успел среагировать и решение ИФНС уже вступило в силу, он может подать жалобу в общем порядке. Срок обжалования решения налоговой при таких обстоятельствах — год (отсчитывается со дня его вынесения). При подобном раскладе денежные взыскания не прекращаются. Поэтому в интересах заявителя не медлить с запуском процедуры оспаривания. Примечательно, что обычную жалобу отозвать разрешается.
Это важно
Не всегда разногласие между налогоплательщиком и инспекцией возникает «по вине» последней. ИФНС постоянно сталкивается с все новыми схемами уклонения от налогов. Поэтому ей нередко приходится принимать радикальные решения по отношению к фирмам-однодневкам и к лицам, которые очевидно пытаются уйти от платежей. В ответ на это те часто подают жалобы, рассчитывая, что удача окажется на их стороне и систему получится «обмануть».
Спорные ситуации с налоговой возникают после оценки самой инспекцией деяний налогоплательщика. Чаще всего ИФНС выносит решения после проверок. Как правило, причинами споров является несогласие налогоплательщиков:
- с доначислениями и штрафами. Речь идет, конечно, о необоснованных взысканиях штрафов и пеней;
- с блокировкой счета или приостановлением операций по нему. Такая мера часто применяется в качестве санкций по отношению к реальным нарушителям. Впрочем, случаи с закрытием счета без веских на то причин тоже встречаются;
- с отказом инспекции вернуть излишние выплаты. Налогоплательщик по различным обстоятельствам может допустить уплату обязательных налоговых платежей сверх положенной суммы. Тогда сумма переплаты подлежит возмещению в счет будущих платежей либо возвращается сразу[3];
- с отказом возмещения НДС. Налоговое законодательство не раскрывает всех оснований для отказа в положенном возмещении НДС. Поэтому эту меру так непросто предугадать: причиной может послужить как ошибка, допущенная при составлении декларации, так и сомнительный контрагент.
К сведению
Не так давно были внедрены системы АИС «Налог-3» и АСК НДС-2. Они усилили налоговый контроль над бизнесом, а также поспособствовали тому, что было организовано большое количество выездных проверок. АИС «Налог-3» — мощный инструмент ИФНС, который, по сути, представляет собой искусственный интеллект. АИС создана для администрирования налогов граждан, постановки на учет физлиц и юрлиц, учета контрольно-кассовой техники. В свою очередь, АСК НДС-2 позволяет выявлять тех, кто не оплачивает НДС, на любом этапе поставки товаров, работ либо услуг.
Кроме того, основанием для разногласий также могут стать ошибки, которые сделал сам налогоплательщик, заполняя документы или погашая налоговые платежи.
Совершенно неважно, по каким именно причинам разгорелся налоговый спор, — решение ИНС оспорить реально. Стоит добавить: в том, чтобы этот юридический конфликт разрешился без разбирательств в суде, обычно заинтересованы оба его участника. Только необходимо помнить, что для обжалования решения налогового органа придется неукоснительно соблюдать сроки, о которых речь шла выше, и установленный порядок. А вот этот момент изучим более детально.
Это интересно
К слову, в 2018 году налогоплательщики чаще всего подавали жалобы именно потому, что были не согласны с попыткой ИФНС привлечь их к ответственности из-за «исчезнувших» вдруг контрагентов[4]. Те не уплачивали налоги и попросту пропадали. Эта причина разногласий между плательщиками и инспекцией уже на протяжении долгого времени остается самой распространенной.
Предприниматель, считающий, что налоговая инспекция своим решением нарушает его законные интересы, вправе обратиться в вышестоящую инстанцию — региональное управление ФНС. Если эта мера не принесет желаемого результата, следующим шагом может явиться иск в арбитражный суд. То есть сразу решать дело в судебном порядке нельзя[3].
Обращение в вышестоящий орган ФНС происходит через местную налоговую инспекцию — ту самую, которая составила спорный акт. Именно там находятся все документы, имеющие отношение к делу. Далее местный орган должен передать вашу жалобу в вышестоящую инстанцию.
В течение какого времени допустимо оспаривание решения налоговой? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно знать, когда оно вступает в действие. Согласно НК РФ, этот период составляет 30 дней с момента выдачи акта налогоплательщику[4]. О факте вручения свидетельствует подпись последнего. Если же решение было выслано по почте, датой получения считается шестой день с момента отправки.
Таким образом, у налогоплательщика есть месяц на то, чтобы обжаловать решение налоговой. Но, если он по какой-либо причине не успел сделать этого в установленный срок, ситуацию еще удастся исправить. Вступившее в силу решение можно оспорить в течение года.
В зависимости от сроков различают два типа обращения для отмены решения налоговой. Если предприниматель успел отреагировать в течение месяца, он подает в ФНС апелляционную жалобу. В случае оспаривания уже вступившего в силу решения принято говорить об обычной жалобе.
Выполняя очередную проверку, налоговая инспекция может обнаружить нарушения и обязать плательщика устранить их, что будет отражено в акте. Но иногда решения неправомерны. Налоговики, как и все люди, могут ошибаться, а порой осознанно злоупотребляют своими полномочиями. В подобных случаях закон защищает интересы бизнеса. НК РФ, а конкретно раздел VII и статья 138, предусматривает оспаривание решения налоговой, если оно нарушает права плательщика.
С какими вопросами в акте налоговой проверки может быть несогласен предприниматель? Обычно возражения касаются таких моментов, как:
- Сумма налога к уплате. Если плательщик считает ее необоснованно завышенной, он вправе составить жалобу.
- Беспричинные штрафы. Отсутствие оснований для их начисления также служит поводом для оспаривания решения налоговой.
- Приостановка операций по расчетному счету юрлица. ФНС нередко прибегает к этой мере, чтобы принудить плательщиков к исполнению налоговых обязательств. «Блокировка» счета возможна, например, если предприниматель не подал вовремя налоговую декларацию, не заплатил в положенный срок налоги и сборы[1]. Но иногда представители ФНС применяют данную меру необоснованно, и в таких случаях решение можно и нужно обжаловать.
- Отказ в возврате излишних выплат. Жалоба может касаться не только каких-либо неправомерных действий налоговиков, но и бездействия, если из-за него страдают законные интересы плательщика. В случае переплаты налога организация имеет право обратиться в местный орган ФНС с требованием вернуть излишнюю сумму. Если налоговая инспекция оставляет данное заявление без внимания или отвечает необоснованным отказом, это повод для составления жалобы.
- Отказ в возмещении НДС. Поводом к нему могут послужить ошибки в декларации, других документах, недостаток тех или иных бумаг и любые другие факты, способные вызвать у налоговиков подозрение в фиктивном характере сделки (соответственно в том, что организация незаконным путем пытается завладеть бюджетными средствами). Проблема в том, что перечень причин для отказа в компенсации НДС законодательством не установлен[2]. Это порождает множество спорных моментов. Если представитель юридического лица считает, что налоговики обязаны компенсировать НДС, он может написать жалобу.
Чтобы отменить решение налоговой инспекции, нужно обратиться в орган высшей инстанции — Управление ФНС по региону. Если это не приносит результата, следующим этапом становится обжалование через арбитражный суд. Но в любом случае первоначально жалоба направляется в орган ФНС, который составил акт, поскольку именно там хранятся все относящиеся к делу материалы.
НК РФ предусматривает два типа документов, в которых налогоплательщик излагает несогласие с действиями ФНС. Различие между ними заключается в сроке подачи. Решение налоговой службы вступает в силу в течение 30 дней, считая от даты его получения[3]. Соответственно у налогоплательщика есть месяц, чтобы оспорить действия налоговиков прежде, чем его привлекут к ответственности. Если он успевает уложиться в этот срок, документ называется апелляционной жалобой. Если же по тем или иным причинам решение не будет оспорено за месяц, оно вступит в силу. Но и в этом случае не все потеряно: еще в течение года налогоплательщик имеет право подать обычную жалобу.
Далее подробно расскажем о внесудебном и судебном порядке оспаривания решений налоговых проверок.
Если региональное управление ФНС отказалось удовлетворить претензии налогоплательщика, он вправе оспорить решение налоговой в судебном порядке. То же самое можно сделать, если жалоба не была рассмотрена в течение месяца при отсутствии на то оснований.
Для юридических лиц, а также для ИП предусмотрено обжалование решений налогового органа в арбитражном суде. Порядок этой процедуры регулируется АПК РФ и рядом других нормативных актов.
Оспаривание налоговых решений в суде начинается с подготовки и подачи иска. Сделать это нужно в течение трех месяцев с того дня, как вышестоящий налоговый орган выдал налогоплательщику решение по его жалобе (или же истек срок, отведенный законом на ее рассмотрение)[5]. Перед подачей иска заявитель должен уплатить госпошлину[6].
Заявление составляется по установленному образцу. В нем обязательно должны содержаться следующие данные:
- название и реквизиты арбитражного суда, в который будет направлен иск;
- наименование и юридический адрес организации, подающей заявление (если истцом выступает ИП, нужно указать место его государственной регистрации);
- название и адрес налоговой инспекции, осуществлявшей проверку, и вышестоящего органа, который вынес оспариваемое решение по жалобе;
- сведения об акте проверки и решении УФНС, которые истец намерен оспорить (наименование, номер, дата принятия);
- права налогоплательщика, нарушенные решением налогового органа;
- причины, по которым доводы налоговиков следует признать недействительными (здесь должны быть ссылки на законодательные акты по каждому спорному моменту);
- требование истца о признании недействительным решения налогового органа.
Последним двум пунктам нужно уделить особое внимание. От того, насколько убедительно обоснованы аргументы истца, зависит успех дела. В заявлении нужно отразить все факты, которые прямо или косвенно указывают на незаконность действий налоговиков. Доводы заявителя не должны быть голословными: любой из них следует подкреплять ссылками на соответствующие нормативные акты.
К заявлению необходимо приложить комплект документов:
- свидетельство о регистрации юридического лица;
- копию акта, который истец намерен оспорить;
- копию решения регионального УФНС по жалобе — этот документ доказывает, что налогоплательщиком был пройден этап досудебного оспаривания (а если вышестоящий орган не успел принять решение в срок, нужно приложить копию самой жалобы с подтверждением того, что она была принята);
- документы, ссылки на которые содержатся в исковом заявлении;
- копию доверенности, если жалоба была подана от лица не законного, а уполномоченного представителя юридического лица;
- квитанцию об уплате госпошлины.
Исковое заявление с комплектом приложений можно отправить в арбитражный суд как в печатном виде, так и в электронном. Копии всех документов необходимо отправить также в налоговую.
Обычный срок обжалования решения налогового органа в суде — три месяца. Но в особых ситуациях — если случай сложный и спорный — период рассмотрения заявления может быть продлен до полугода.
Полномочия ФНС не безграничны, и в налоговых спорах закон нередко оказывается на стороне налогоплательщиков. Акт проверки, содержащий нарушения, можно оспорить во внесудебном или судебном порядке. Но для того чтобы добиться успеха в этом деле, необходима юридическая грамотность, опыт в решении подобных вопросов. Поэтому лучше всего не полагаться на свои силы, а доверить составление жалобы специалистам.
Порядок обжалования решения налогового органа в суде
После налоговых проверок субъекты хозяйствования зачастую бывают вынуждены обжаловать принятые налоговыми органами решения. Рассмотрим порядок их обжалования в соответствии с нормами НКУ.
Какие решения налоговых органов обжалуются
В соответствии с действующим законодательством, обжалованы могут быть все решения субъектов властных полномочий. В целом могут быть обжалованы следующие решения налоговых органов:
1) налоговые уведомления-решения об определении сумм денежных обязательств налогоплательщика;
2) любые другие решения органов ГНС по налогам и сборам, а также относительно законодательства, контроль за соблюдением которого возлагается на органы ГНС;
3) налоговые консультации;
4) постановления по делу об административных правонарушениях, принятых налоговым органом.
Основы правового регулирования
Налоговым кодексом установлен ряд норм-принципов, которые необходимо принимать за основу рассмотрения жалоб налогоплательщиков на решения налоговых органов. В их числе:
1) презумпция правомерности решения налогоплательщика (в соответствии с пп. 4.1.4 НКУ, эта презумпция относится к основным принципам налоговой системы);
2) обязательность решения коллизий норм налогового законодательства в пользу налогоплательщика;
3) возложение обязанности доказательства правомерности решения налогового органа не на налогоплательщика, а на налоговый орган (п. 56.4 НКУ).
Как мы уже отмечали на страницах «ДК», НКУ подробнее урегулировал процедуры обжалования решений налоговых органов: некоторые вопросы, которые раньше были урегулированы в подзаконных актах, — теперь урегулированы Кодексом. Кроме того, процедура административного обжалования несколько упрощена — ликвидирован бессмысленный, по нашему мнению, этап, когда первичная жалоба подавалась органу ГНС, вынесшему обжалуемое решение, и на практике нередко рассматривалась тем же заместителем начальника ГНИ, который и вынес обжалуемое решение.
Возражения и жалобы
Напомним, что представление налоговому органу возражения на акт проверки и обжалование решения, принятого по ее результатам, — разные административные процедуры.
Законодательство не устанавливает зависимость между подписанием акта с возражениями или без возражений и правом на обжалование решения, принятого по результатам проверки. То есть, даже подписав акт проверки без возражения, налогоплательщик имеет право обжаловать принятое по ее результатам решение — как в административном, так и в судебном порядке.
Возражения на акт
С одной стороны, право на представление возражений к акту — не обязанность, а именно право, гарантированное пунктами 81.3, 86.7 НКУ плательщику, который не согласен с выводами проверки или фактами и данными, изложенными в акте (справке), составленном по результатам проверки.
А с другой стороны, согласно п. 86.1 НКУ, в случае несогласия плательщика с выводами акта проверки он обязан подписать его с замечаниями, которые имеет право предоставить вместе с подписанным экземпляром акта или отдельно.
Исходя из этого, в случае когда плательщик не согласен с выводами акта проверки или приведенной в нем информацией, считаем целесообразным все же подписать акт с возражениями (замечаниями)1.
Установленный законом срок для предоставления возражений — 5 рабочих дней со дня получения акта (справки).
Пример Акт проверки получен 16 февраля. Последний день предоставления возражений — 22 февраля (16 февраля учитывается, 18 — 19 февраля — выходные дни).
Обратим внимание, что в соответствии с п. 86.7 НКУ налогоплательщик (его уполномоченное лицо и/или представитель) имеет право принимать участие в рассмотрении возражений, о чем он указывает в возражениях (см. образец 1).
- «Дебет-Кредит» 2020
- «Дебет-Кредит» 2019
- «Дебет-Кредит» 2018
- «Дебет-Кредит» 2017
- «Дебет-Кредит» 2016
- «Дебет-Кредит» 2015
- «Дебет-Кредит» 2014
- «Дебет-Кредит» 2013
- «Дебет-Кредит» 2012
- «Дебет-Кредит» 2011
Обжалование в вышестоящем налоговом органе или в суде решения инспекции, которое не устраивает налогоплательщика, предусмотрено ст. 138 НК РФ. Сразу обжаловать решение в суде нельзя. Положения НК РФ закрепляют обязательный досудебный порядок обжалования решения налогового органа и результатов проверки в вышестоящий налоговый орган (как правило, Управление ФНС по субъекту).
Решения налоговой или ее должностных лиц можно обжаловать в вышестоящем налоговом органе или в том же органе, который вынес налоговый акт.
В том налоговом органе, который вынес налоговый акт, можно обжаловать документы, подписанные другими сотрудниками налогового органа, — например, инспектором или начальником отдела. В вышестоящем налоговом органе можно обжаловать любые документы, которые подписаны начальником или заместителем начальника налогового органа.
Выделяют два вида обязательного обжалования:
- апелляционная жалоба — подается до истечения месяца со дня получения налогоплательщиком решения по проверке;
- жалоба — подается в течение одного года со дня вынесения обжалуемого документа, если оно не было обжаловано в апелляционном порядке.
По общему правилу, вышестоящий орган рассматривает жалобу без участия представителя налогоплательщика.
Если итог рассмотрения жалобы вышестоящим органом не удовлетворил налогоплательщика, то он вправе обжаловать его в судебном порядке. В соответствии с ч. 4 ст. 198 АПК РФ, соответствующее заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда лицу стало известно о нарушении их прав и законных интересов оспариваемым решением налогового органа. При оспаривании его в арбитражном суде срок, установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, должен исчисляться с момента истечения срока для рассмотрения жалобы вышестоящим органом.
После обязательного досудебного обжалования решения в вышестоящий налоговый орган можно обратиться не в суд, а подать жалобу в Центральный аппарат ФНС России (абз. 3 п. 2 ст. 138 НК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 100 НК РФ, акт проверки составляется в течение 2 месяцев со дня составления справки о проведенном выездном контрольном мероприятии, которую также обязаны вручить налогоплательщику. В случае проведения камеральной проверки и выявления нарушений законодательства о налогах и сборах, проверяющими составляется акт проверки в течение 10 дней после ее окончания (абз. 2 п. 1 ст. 100 НК РФ). ФНС России в Письмах от 08.12.2017 № ЕД-4-15/24930@ и от 01.02.2018 № СА-4-7/1894@ разъяснила, что нарушение сроков составления (вручения) акта не влечет его незаконность.
П. 6 ст. 100 НК РФ закрепляет, что лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, в течение одного месяца со дня его получения вправе предоставить в ИФНС письменные возражения по указанному акту. Также налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в ИФНС документы, подтверждающие обоснованность своих возражений.
При подготовке возражений на акт проверки, а также документов, которые могут подтвердить изложенные в возражении доводы, налогоплательщику нужно учесть следующее.
- По итогам рассмотрения акта проверки проверяющие могут увеличить сумму налоговых претензий, если это связано с новыми доводами и документами, предоставленными налогоплательщиком с возражениями (Определение ВС РФ от 20.08.2015 № 309-КГ-9617).
- Пункт 6 ст. 101 НК РФ предоставляет ИФНС право по итогам рассмотрения материалов (акта проверки и возражений на него) принять решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля, в рамках которых могут истребоваться документы, допрашиваться свидетели и проводиться экспертизы. Тем самым новые доводы и документы, предоставленные налогоплательщиком в возражениях на акт, с высокой долей вероятности будут пристально исследованы проверяющими в рамках дополнительных мероприятий по контролю в области налогов и сборов.
Если аргументы, изложенные в возражениях на акт проверки, не убедили проверяющих полностью или в части, то выносится решение о привлечении проверяемого лица к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое вступает в силу по истечении одного месяца со дня вручения проверяемому лицу. Именно с этого момента ИФНС вправе начать процедуру принудительного взыскания выявленной задолженности.
Сразу обжаловать решение инспекции в судебном порядке не удастся. Положения НК РФ закрепляют обязательный досудебный порядок обжалования решения налогового органа и результатов проверки в вышестоящий налоговый орган (как правило, Управление ФНС по субъекту).
Выделяют два вида такого обязательного обжалования:
- апелляционная жалоба — если оно не вступило в силу. Подается до истечения месяца со дня получения налогоплательщиком решения по проверке;
- жалоба — если оно вступило в силу. Подается в течение одного года со дня вынесения обжалуемого документа, если оно не было обжаловано в апелляционном порядке.
В обеих ситуациях жалоба направляется непосредственно в тот налоговый орган, который вынес решение. По общему правилу, вышестоящий орган рассматривает жалобу без участия представителя налогоплательщика.
Если итог рассмотрения жалобы вышестоящим органом не удовлетворил налогоплательщика и решение налогового органа не было отменено или было отменено не в полном объеме, то он вправе обжаловать его в судебном порядке путем подачи соответствующего заявления в суд. В соответствии с ч. 4 ст. 198 АПК РФ, соответствующее заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда лицу стало известно о нарушении их прав и законных интересов оспариваемым решением налогового органа. При оспаривании его в арбитражном суде срок, установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, должен исчисляться с момента истечения срока для рассмотрения жалобы вышестоящим органом (Постановление Президиума ВАС РФ от 20.11.2007 № 8815/07).
Важно помнить, что после обязательного досудебного обжалования решения в вышестоящий налоговый орган налогоплательщик вправе не только обратиться в суд с признанием его незаконным, но и подать жалобу в Центральный аппарат ФНС России (абз. 3 п. 2 ст. 138 НК РФ).
ЗВОНИТЕ В ЕКАТЕРИНБУРГЕ +7 (343) 383-59-64
Чем мы можем Вам помочь?
2019-04-17
В случае несогласия лица (налогоплательщика, плательщика страховых взносов, налогового агента или иных лиц) с решением налогового органа о привлечение к налоговой ответственности он имеет право обжаловать его (ст. 137 НК РФ). Для обжалования решения в судебном порядке необходимо пройти порядок внесудебного обжалования (п. 2 ст. 138 НК РФ), порядок и сроки которого зависят от того вступило ли решение в силу или нет.
Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступают в силу по истечению одного месяца со дня вручения лицу или его представителю, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (п. 9 ст. 101 НК РФ). При этом дата вручения решения зависит от способа его передачи:
— представителю под расписку – на дату получения решения, указанную представителем на экземпляре решения ИФНС;
— по почте заказным письмом – на наиболее раннюю из дат: либо день фактического получения заказного письма с решением, либо шестой рабочий день, считая со дня отправки заказного письма;
— в электронной форме по ТКС – на дату принятия решения, указанную в квитанции о приеме.
В течение этого месяца необходимо подать апелляционную жалобу в вышестоящую ФНС. Апелляционная жалоба представляется в налоговый орган, принявший решений, который в течение трех дней со дня поступления указанной жалобы обязан направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган (п. 1 ст. 139.1 НК РФ). Решение по поданной апелляционной жалобе на решение принимается вышестоящим налоговым органом в течение одного месяца со дня ее получения ее получения от нижестоящего органа.
Если решение вступило в силу, то обжаловать его можно в течение года со дня, когда оно было вынесено (п. 2 ст. 139 НК РФ).
Рассмотрение жалобы на результат проверки происходит без участия лица, подавшего апелляционную жалобу, за исключением случаев выявления несоответствия сведений, которые представленных нижестоящим налоговым органом и лицом, подавшим жалобу (п. 2 ст. 140 НК РФ).
В результате рассмотрения апелляционной жалобы налоговый орган вправе (п. 3 ст. 140 НК РФ):
— оставить решение нижестоящего налогового органа без изменения, а жалобу – без удовлетворения;
— отменить или изменить решение налогового органа полностью или в части и принять по делу новое решение;
— отменить решение налогового органа и прекратить производство по делу.
Решение о рассмотрении апелляционной жалобы оформляется в письменной форме и включает обоснованную позицию налогового органа по каждому доводу заявители, а также содержит информацию о том, в какой части жалоба удовлетворена, а в какой части в удовлетворении отказано. В случае необходимо вышестоящий налоговый орган поручает нижестоящему произвести перерасчет налоговых обязательств, что фиксируется в решение.
Решение направляется в адрес лица, подавшего жалобу, в течение 3 рабочих дней со дня его принятия (п. 6 ст. 140 НК РФ).
В случае несогласия с решением, вынесенным вышестоящим налоговым органом по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, лицо, подавшее ее, может обратиться за защитой в арбитражный суд (п. 2 ст. 138 НК РФ).
- Гражданские споры
- Сделки
- Наследственные споры
- Трудовые споры
- Жилищные споры
- Семейные споры
- Брак
- Алименты
- Дети
- Особое производство
- Судебный приказ
- Восстановление срока
- Судебные расходы
- Ходатайства в ходе исполнения
- Ходатайства по экспертизам
Срок подачи жалобы составляет — не позднее одного года для оспаривания в вышестоящий орган и три месяца в суд. При этом, важно помнить, что данный процессуальный срок носит пресекательный характер, то есть пропуск такового незамедлительно влечет отказ в принятии жалобы к рассмотрению.
Так же следует знать, что рассмотрение жалобы налоговым органом не лишает права подать жалобу в суд. Однако, такое правило работает лишь в одну сторону – если спор был разрешен судом, налоговый орган не вправе его рассматривать. Между тем, если поданная жалоба не была по каким – либо причинам рассмотрена и возвращена заявителю, последний не утрачивает возможности оспорить результат налоговой проверки в системе налоговых инспекций либо повторно в суде.
г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 5
остановка транспорта Гагарина
Трамвай: А, 8, 13, 15, 23
Автобус: 61, 25, 18, 14, 15
Троллейбус: 20, 6, 7, 19
Маршрутное такси: 70, 77, 04, 67
• Нарушение сроков исчисления имущественного налога;
• Неправомерное выставление требования об уплате налогов;
• Отказ в предоставлении налоговых вычетов;
• Вынесение решения о приостановлении операций по банковским счетам;
• Отказ в возврате налога.
Решение налогового органа о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения принимаются налоговым органом в двух случаях:
1. В результате проведения камеральной или выездной налоговой проверки лица (группы налогоплательщиков).
В связи с тем, что принятое по результатам налоговой проверки лица решение о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступает в силу по истечении одного месяца со дня его вручения лицу (его представителю), в отношении которого было вынесено соответствующее решение, срок на подачу апелляционной жалобы составляет один месяц.
2. В результате обнаружения фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах, ответственность за которые установлена Налоговым кодексом Российской Федерации.
Принятое налоговым органом решение о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение вступает в силу с момента его вручения лицу (его представителю), в отношении которого оно принято.
Апелляционная жалоба в отношении невступившего в силу решения о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения лица (группы налогоплательщиков) может быть подана в течение одного месяца со дня вручения соответствующего решения лицу (его представителю), в отношении которого оно было вынесено.
Апелляционная жалоба на решение налогового органа о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подаётся до момента вступления в силу обжалуемого решения.
Возможность восстановления вышестоящим налоговым органом срока подачи апелляционной жалобы, пропущенного по тем или иным причинам лицом, в отношении которого вынесено решение о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрена.
Жалоба на вступившее в силу решение о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, может быть подана в течение одного года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.
Жалоба на иные акты налогового органа, а также действия или бездействие его должностных лиц подаётся в течение одного года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.
Принятое вышестоящим налоговым органом по жалобе (апелляционной жалобе) решение или иной акт ненормативного характера может быть, в свою очередь, обжаловано в Федеральную налоговую службу в течение 3 месяцев со дня принятия такого решения или иного акта ненормативного характера.
ВНИМАНИЕ
В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен вышестоящим налоговым органом.
Налоговым законодательством закреплён обязательный досудебный порядок урегулирования налоговых споров, в соответствии с которым решения налоговых органов, вынесенные по результатам камеральных и выездных налоговых проверок, могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящем налоговом органе.
С 1 января 2014 года обязательный досудебный порядок обжалования применяется ко всем налоговым спорам, в том числе в отношении обжалования иных актов налоговых органов ненормативного характера, а также действий или бездействия их должностных лиц.
Налогоплательщикам в целях соблюдения обязательного порядка досудебного обжалования достаточно в установленные Налоговым кодексом сроки обратиться с апелляционной жалобой на невступившее в законную силу решение по результатам камеральной или выездной налоговой проверки, либо с жалобой на вступившее в законную силу решение или иной акт ненормативного характера, либо подать жалобу на действия или бездействие должностных лиц налогового органа.
Решения вышестоящего налогового органа или иной акт ненормативного характера, принятые по итогам рассмотрения жалоб (апелляционных жалоб), могут быть обжалованы как в Федеральную налоговую службу, так и в суд.
Решения или иные акты ненормативного характера, вынесенные Федеральной налоговой службой, действия или бездействие её должностных лиц обжалуются в судебном порядке.
Жалоба (апелляционная жалоба) подается в вышестоящий налоговый орган через налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются.
С учётом того, что апелляционная жалоба подается до вступления обжалуемого решения в силу, то обжалованное в апелляционном порядке решение вступает в силу в части, не отмененной вышестоящим налоговым органом и в необжалованной части со дня принятия вышестоящим
налоговым органом решения по данной жалобе.
Если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, отменит решение нижестоящего налогового органа и (или) примет новое решение, то решение вышестоящего органа вступит в силу со дня его принятия.
Если вышестоящий налоговый орган примет решение об оставлении апелляционной жалобы без рассмотрения, решение нижестоящего налогового органа вступает в силу со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения об оставлении апелляционной жалобы без рассмотрения, но не ранее истечения срока на подачу апелляционной жалобы.
Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган на решение, вступившее в силу, не приостанавливает исполнение обжалуемого решения.
Жалоба (апелляционная жалоба) подается в налоговый орган в письменной форме и подписывается лицом, которое заявляет о нарушении его прав, или его представителем, полномочия которого должны быть документально подтверждены.
• Законными представителями налогоплательщика организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или её учредительных документов.
• Законными представителями физического лица признаются лица, выступающие в качестве его законного представителя в соответствии с нормами гражданского и семейного законодательства (родители, усыновители, опекуны, попечители).
• Уполномоченным представителем организации (физического лица) может быть другое юридическое или физическое лицо, наделенное этой организацией (физическим лицом) соответствующими полномочиями на основании доверенности.
• Доверенность, выданная уполномоченному представителю организации, должна быть подписана её руководителем или иным лицом, уполномоченным на это учредительными документами, и заверена печатью данной организации.
• Полномочия представителя физического лица или индивидуального предпринимателя должны быть подтверждены нотариально удостоверенной доверенностью или доверенностью, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством.
Жалоба (апелляционная жалоба) может быть подана в налоговый орган:
• Лично, а также через законного или уполномоченного представителя в канцелярию налогового органа или окно приёма документов, получив при этом отметку
о принятии на втором экземпляре жалобы;
• По почте (например, ценным письмом с описью вложения, в которой фиксируются перечень отправленных документов и дата направления корреспонденции).
ВНИМАНИЕ
Законодательством не предусмотрена уплата государственной пошлины при обжаловании решений налогового органа в досудебном порядке.
В жалобе (апелляционной жалобе) указываются:
К жалобе могут быть приложены документы, подтверждающие доводы лица, подающего жалобу.
1. Фамилия, имя, отчество и место жительства физического лица, подающего жалобу, или наименование и адрес организации, подающей жалобу;
2. Обжалуемый акт налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие его должностных лиц;
3. Наименование налогового органа, акт ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются;
4. Основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены;
5. Требования лица, подающего жалобу.
В случае подачи жалобы (апелляционной жалобы) уполномоченным представителем лица, обжалующего акт налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие его должностных лиц, к жалобе прилагаются документы, подтверждающие полномочия этого представителя (п. 4 ст. 139.2 Налогового кодекса).
Как обжаловать решение налогового органа: советы предпринимателям
Порядок подачи и рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) включает в себя следующие этапы:
ЭТАП 1
Подготовка и подача жалобы (апелляционной жалобы).
Жалоба (апелляционная жалоба) оформляется в соответствии с требованиями Налогового кодекса Российской Федерации.
ВНИМАНИЕ
Лицо, подавшее жалобу (апелляционную жалобу) до принятия по ней решения, может отозвать её полностью или в части на основании письменного заявления в налоговый орган, ассматривающий соответствующую жалобу. При этом отзыв лишает лицо права на повторное обращение с жалобой (апелляционной жалобой) по тем же основаниям.
Апелляционная жалоба на невступившее в силу решение о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подаётся в
течение одного месяца со дня вручения решения лицу (его представителю), в отношении которого оно было вынесено.
Жалоба на вступившее в силу решение о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, подаётся в течение одного года со дня вынесения обжалуемого решения.
Жалоба на иные акты налогового органа, а также действия или бездействие его должностных лиц подаётся в течение одного года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.
Жалоба на решение или иной акт ненормативного характера, принятые вышестоящим налоговым органом по итогам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) подается в Федеральную налоговую службу в течение 3 месяцев со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе (апелляционной жалобе).
ЭТАП 2
Передача налоговым органом жалобы (апелляционной жалобы) в вышестоящий налоговый орган.
Жалоба (апелляционная жалоба) подается через налоговый орган, чьи документы, действия или бездействие обжалуются, который в течение 3 дней со дня поступления такой жалобы (апелляционной жалобы) направляет её со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.
ЭТАП 3
Рассмотрение жалобы (апелляционной жалобы) вышестоящим налоговым органом.
Жалоба (апелляционная жалоба) на решение о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенное по результатам проведения налоговой проверки, рассматривается вышестоящим налоговым органом в течение одного месяца со дня получения такой жалобы (апелляционной жалобы). Указанный срок может быть продлён не более чем на один месяц.
Жалоба на иные решения налогового органа, а так же действия и бездействие рассматривается вышестоящим налоговым органом в течение 15 рабочих дней со дня её получения.
Указанный срок может быть продлён не более чем на 15 рабочих дней.
ВНИМАНИЕ
Жалобу (апелляционную жалобу) и документы, представленные вместе с жалобой или в процессе её рассмотрения, вышестоящий налоговый орган рассматривает без участия лица, подавшего жалобу (апелляционную жалобу).
Решение налогового органа о продлении срока рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вручается или направляется лицу, подавшему жалобу (апелляционную жалобу), в течение трех рабочих дней со дня его принятия.
Сроки рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) могут быть продлены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения от нижестоящих налоговых органов документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы), или при представлении дополнительных документов лицом, её подавшим.
По итогам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вышестоящий налоговый орган принимает одно из следующих решений:
• Оставляет жалобу (апелляционную жалобу) без удовлетворения;
• Отменяет акт налогового органа ненормативного характера;
• Отменяет решение налогового органа полностью или в части;
• Отменяет решение налогового органа полностью и принимает по делу новое решение;
• Признает действия или бездействие должностных лиц налоговых органов незаконными и выносит решение по существу.
ЭТАП 4
Уведомление лица о принятом вышестоящим налоговым органом решении по результатам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы).
Решение налогового органа по результатам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вручается или направляется лицу, подавшему жалобу (апелляционную жалобу), в течение трёх рабочих дней со дня его принятия.
ЭТАП 5
Исполнение или обжалование принятого вышестоящим налоговым органом решения по жалобе (апелляционной жалобе).
Принятое вышестоящим налоговым органом решение по жалобе (апелляционной жалобе) вступает в силу со дня его принятия и подлежит исполнению.
Первично жалоба на решение налогового органа подается в вышестоящий налоговый орган через ту налоговую инспекцию (управление), решение которой обжалуется.
Порядок обжалования:
- На вступившие в силу ненормативные решения налогового органа, подается жалоба. Срок обращения – 1 год со дня принятия обжалуемого решения. На решения о привлечении к ответственности, которые не вступили в силу, подается апелляционная жалоба. Срок обращения – до вступления обжалуемого решения в силу (1 месяц). Если решение уже вступило в силу, применяется общий порядок – на такое решение жалобу можно подать в течение 1 года.
- На решения, принятые по результатам рассмотрения жалобы, можно подать еще одну жалобу – в центральный аппарат ФНС РФ. В этом случае срок обращения – 3 месяца со дня принятия решения по первой жалобе.
- Если сроки обжалования пропущены по уважительной причине, их можно восстановить. Для этого в текст жалобы включается соответствующее ходатайство, а к жалобе дополнительно прикладываются документы, подтверждающие наличие уважительной причины. Решение о восстановлении срока принимает налоговый орган, который должен рассматривать жалобу. Если решение положительное, жалоба будет рассмотрена, а если нет, то в рассмотрении жалобы будет отказано. В последнем случае сохраняется право на судебное обжалование.
- Куда подавать жалобу:
- на территориальную или межтерриториальную инспекцию ФНС – в соответствующее региональное управление ФНС;
- на региональное или межрегиональное управление ФНС – в центральный аппарат ФНС;
- на Управление ФНС России по Республике Алтай – в межрегиональную инспекцию ФНС по СФО.
- отправить Почтой РФ (желательно заказным письмом с уведомлением);
- отнести в канцелярию налогового органа;
- через свой Личный кабинет на сайте ФНС;
- в электронной форме (при наличии электронной подписи и программно-технических возможностей).
Требования к жалобе, в том числе апелляционной, установлены ст. 139.2 НК РФ. Жалоба готовится в письменном виде и должна содержать следующие данные:
- ФИО, наименование организации и адрес заявителя.
- Когда, кем и по какому вопросу принято обжалуемое решение.
- Основания, по которым заявитель считает, что решение нарушает его права и интересы, а также доводы в пользу позиции заявителя.
- Требования заявителя.
- Дата составления жалобы и подпись заявителя.
Скачать образец жалобы на решение налогового органа
В жалобе рекомендуется более подробно останавливаться на основаниях обращения и приводить доказательства своей правоты. Необходимые документы (в копиях) следует приложить к жалобе.
Для обеспечения быстрого взаимодействия рекомендуется указывать, помимо адреса, номер телефона и адрес электронной почты, другие контактные данные, по которым можно оперативно связаться с заявителем и (или) его представителем.
Если необходимо полностью или частично приостановить действие вступившего в силу решения, нужно вместе с жалобой или в ее тексте подготовить соответствующее ходатайство. Вопрос рассматривается самостоятельно, до рассмотрения жалобы по существу. Просьбу нужно убедительно обосновать.
В течение 3 дней с момента получения жалобы налоговый орган обязан направить документы по инстанции. Далее:
- В течение 5 дней решается вопрос о дальнейшем движении обращения – будет оно рассматриваться или должно быть оставлено без рассмотрения (если есть основания, указанные в ст. 139.3 НК РФ).
- В течение 1 месяца рассматривается апелляционная жалоба. Срок может быть продлен еще на 1 месяц. Если ситуация спорная, есть противоречия между сведениями и документами, представленными заявителем, и материалами налогового органа, заявитель может быть вызван для личного участия в рассмотрении жалобы. Кроме того, у него могут быть затребованы дополнительные сведения и документы.
- В течение 15 дней рассматриваются другие жалобы. Срок может быть продлен еще на 15 дней.
По итогам рассмотрения жалобы возможно принятие одного из следующих решений:
- жалоба признается не подлежащей удовлетворению;
- оспариваемое решение отменяется полностью или в какой-то части;
- оспариваемое решение отменяется с принятием нового решения.
Принятое вышестоящим налоговым органом решение может быть обжаловано в центральном аппарате ФНС РФ. Однако вынесение этого решения – уже достаточное условие для обращения в суд.
Жалобы на решения, принятые в рамках осуществления налоговым органом полномочий по госрегистрации юридических лиц, ИП и других категорий налогоплательщиков, подаются в несколько ином порядке. Срок для обжалования – 3 месяца. Если вышестоящий налоговый орган отказал в удовлетворении жалобы, можно обратиться в центральный аппарат ФНС или в арбитражный суд в течение 3 месяцев.
Обязательному досудебному порядку обжалования подлежат не все ненормативные акты налоговых органов.
Такой порядок распространяется только на два вида решений, а именно – решение о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Специалисты сходятся во мнении, что досудебной процедуре обжалования подлежат только такие решения, в которых отражены нарушения, установленные статьями 120, 122, 123 НК РФ[1].
Поскольку выявление предусмотренных указанными статьями нарушений возможно в ходе налоговых проверок, то можно заключить, что рассматриваемый порядок применятся только к решениям о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности, выносимым по результатам проверок. О правомерность данного вывода также свидетельствуют взаимосвязь положений п.9 ст. 101 и п. 2 ст. 101.2 НК РФ об апелляционном порядке обжалования актов налоговых органов.
Следует отметить, что нарушения налогового законодательства могут быть выявлены налоговым органом и зафиксированы в соответствующем решении также вне рамок проверок. Такие нарушения не связаны с правильностью исчисления налоговой базы и уплаты налогов, но препятствуют осуществлению налогового контроля.
Например, нарушение установленных сроков для представления сведений об открытии и закрытии банковского счета или неподача декларации (ст. 118, 119 НК РФ соответственно). По решениям о таких нарушениях апелляционный порядок обжалования не установлен и применяется иной специальный порядок производства (ст. 101.
4 НК РФ)
Таким образом, по-прежнему без предварительного административного обжалования компания может обращаться в суд за защитой своих прав, нарушенных следующими ненормативными актами налоговых органов:
- решением о привлечении к ответственности по ст.ст. 116-119, 124-129, 129.1, 129.2 НК РФ;
- решением об отказе в возмещении НДС;
- решением об отказе в зачете или возврате излишне уплаченного (взысканного) налога;
- решением о наложении ареста на имущество налогоплательщика;
- решением о взыскании налога, пеней и штрафа за счет денежных средств на счетах в банке, а также за счет имущества налогоплательщика;
- решением о приостановлении операций по банковским счетам.
Существует две возможности административного обжалования решений: в порядке апелляционного производства или в общем порядке. Применение того или иного варианта зависит от того, вступило решение в законную силу или нет. При этом будут различаться процедура и последствия обжалования.
Решение, принятое по результатам проверки вступает в законную силу по истечении 10 рабочих дней со дня его вручения компании (п. 9 ст. 101, п.6 ст. 6.1 НК РФ). В течение указанного периода времени решение считается невступившим в силу и может быть обжаловано в апелляционном порядке (п. 2 ст. 101.2, п. 2 ст. 139 НК РФ).
Жалоба на вступившее в законную силу решение, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, может быть подана в течение одного года с момента вынесения обжалуемого решения (п. 2 ст. 139 НК РФ).
Порядок обжалования решений налоговых органов
Апелляционная жалоба в вышестоящий налоговый орган подается через налоговый орган, решение которого обжалуется (п. 3 ст.139 НК РФ).
Жалобы, направленные непосредственно в вышестоящий налоговый орган, как показывает практика, возвращаются налогоплательщику без рассмотрения.
В результате такой «технической» ошибки компания может пропустить срок для апелляционного обжалования, и решение вступит в силу.
В отличие от процедуры рассмотрения результатов налоговой проверки, налоговым законодательством не предусмотрено участие представителей компании при рассмотрении доводов жалобы. В связи с таким процедурным отстранением компании можно сказать, что рассмотрение жалобы носит формальный заочный характер. Об итогах рассмотрения жалобы компанию письменно уведомят (п. 3 ст. 140 НК РФ).
По итогам рассмотрения апелляционной жалобы вышестоящий налоговый орган вправе (1) оставить решение без изменения, а жалобу без удовлетворения, (2) отменить или изменить решение полностью или в части и принять по делу новое решение, (3) отменить решение и прекратить производство по делу (п. 2 ст. 140 НК РФ). Принятие любого из указанных вариантов решения свидетельствует о завершении процедуры административного обжалования решения, вынесенного по результатам налоговой проверки.
Иначе говоря, принятие по результатам рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом нового решения, не является обстоятельством, препятствующим обращению компании в суд.
Это связано с тем, что такое решение выносится не по результатам налоговой проверки, а в связи с рассмотрением жалобы на решение, вынесенное нижестоящим налоговым органом.
Конечно, при желании компания может обжаловать это новое решение в следующий вышестоящий налоговый орган, однако такое обжалование уже не является условием для обращения в суд.
Сначала налогоплательщик должен составить возражения на претензии, содержащиеся в акте налоговой проверки, и отправить их в ФНС в течение месяца с момента получения акта налоговой проверки. Можно представить письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.
Датой получения акта считается дата, которую налогоплательщик сам указал при его получении, поэтому нужно следить, чтобы в акте была проставлена реальная дата вручения, а не более раннее число, иначе срок подачи возражений может сократиться. Если акт был направлен по почте, то датой его вручения считается 6-й день с даты отправки ИФНС заказного письма.
В возражениях нужно указать номер и дату акта проверки и максимально подробно изложить, почему налогоплательщик не согласен с актом в целом или с его отдельными положениями, и по возможности подтвердить свои аргументы документально.
Впоследствии, при подаче иска в суд, это будет доказательством того, что налогоплательщик достаточно активно отстаивал свою позицию.
Также в перечне приложений надо указывать каждый прикрепляемый документ, чтобы исключить споры о составе заявки.
Налогоплательщику сообщают, где и когда будут рассматриваться акт проверки и возражения — он может присутствовать, давать устные пояснения и представлять подтверждающие документы. При этом аргументы налогоплательщика должны быть указаны в протоколе, который ведется при рассмотрении (п. 4 ст. 101 НК РФ).
Как правило, по итогам рассмотрения акта и возражений принимается одно из следующих решений:
- о привлечении налогоплательщика к ответственности;
- об отказе от привлечения ответственности;
- о проведении дополнительного контроля.
Решения о привлечении к ответственности и об отказе можно обжаловать в вышестоящем налоговом органе и позже в суде. А результаты дополнительных мероприятий налогового контроля сами могут быть предметом для подачи возражений (п. 6.1 ст. 101 НК РФ).
Образец возражения на акт налоговой проверки можно скачать в Информации ФНС «Подача возражений на акты налоговых проверок».
Процедура обжалования решения налоговой включает в себя несколько этапов, первым из которых является составление возражения на претензии налоговой, указанные в акте проверки. Отправить в ФНС их необходимо в срок до 1 месяца с даты получения акта от налоговой. Возражения могут быть составлены как по акту в целом, так и по отдельным положениям акта. Ответ ФНС на возражения должен включать в себя информацию об их рассмотрении. При этом на рассмотрении возражений может присутствовать сам налогоплательщик, давать пояснения и представлять необходимые подтверждающие документы.
В ответ на возражение налогоплательщику должны сообщить, где и когда они будут рассматриваться. Он может присутствовать при рассмотрении возражений, давать свои пояснения и представлять подтверждающие документы инспектору.
По итогам рассмотрения возражений возможны следующие результаты:
- привлечение к ответственности налогоплательщика;
- отказ от привлечении налогоплательщика к ответственности;
- дополнительный контроль.
Важно! Если претензии налогоплательщика налоговая не отклонила, то решение ФНС можно обжаловать в вышестоящем органе или в суде.
Среди наиболее частных оснований для подачи жалобы на налоговый орган, можно выделить следующие:
Основания для обжалования | В чем заключается нарушение ФНС |
Выдача справок | Несоблюдение сроков на:
· обращение взыскания средств, имущества, иной собственности · направление требований по уплате налогов |
Начисление налогов | Например, ошибочное направление уведомления на оплату налога |
Инкассовые поручения | Несоблюдение должностными лицами ФНС установленного срока в 2 месяца для направления инкассового поручения |
Контролирующие мероприятия | Действия по выемке и истребованию документов, а также осмотру помещений налогоплательщика |
Бездействие (отказ выполнять какие-либо действия должностными лицами) | Отказ от выполнения определенных действий, возложенных на должностное лицо ФНС (например, невозврат средств) |
Жалоба на действия сотрудников ФНС может быть направлена посредством интернет через сайт налоговой. Для этого потребуется на сайте налоговой зайти в свой «Личный кабинет» и заполнить предложенные поля. Указать потребуется свои личные данные и порядок решения данного вопроса (например, в какие органы обращение уже было). После этого необходимо будет загрузить сканы подтверждающих документов, если они есть и их можно приложить к рассмотрению.
^К началу страницы
Жалоба подается в вышестоящий налоговый орган, но через налоговый орган чьи документы, действия или бездействия обжалуются. То есть жалоба направляется в адрес налогового органа документы, действия или бездействие, которого обжалуются и именно он направит ее в вышестоящий налоговый орган (п.1
ст.139 НК РФ
).
^К началу страницы
В налоговом законодательстве закреплен обязательный досудебный порядок урегулирования споров, связанных с обжалованием актов налоговых органов ненормативного характера, действий или бездействием их должностных лиц (п. 2 ст. 138 НК РФ).
Примеры иных ненормативных актов налоговых органов, действий/ бездействия налоговых органов которые могут быть обжалованы:
- отказ в возврате налога;
- решение о приостановлении операций по счетам;
- требование об уплате налога, пени или штрафа;
- решение о взыскании налога;
- отказ в предоставлении налогового вычета;
- и иные.
^К началу страницы
В ходе рассмотрения жалобы, до принятия по ней решения можно представить дополнительные документы (п.1 ст.140 НК РФ).
При этом при предоставлении дополнительных документов необходимо пояснить причины, по которым ранее эти документы не предоставлялись (п.4 ст.140 НК РФ).
Заявление необходимо формулировать грамотно и четко. После каждого аргумента лучше всего приводить ссылки:
- на действующие в спорный момент законодательные акты, нормы Налогового кодекса;
- ссылки на судебные акты, изданные Высшим арбитражным судом РФ, Верховным судом РФ или арбитражными судами вашего судебного округа;
- разъяснения Минфина и ФНС России, если они соответствуют спорному вопросу.
Обязательно следует обратить внимание на такие обстоятельства, которые могут повлиять на решение суда, если налогоплательщика все же привлекут к ответственности:
- обстоятельства, исключающие привлечение к ответственности (ст. 109 НК РФ);
- смягчающие обстоятельства (ст. 112, 114 НК РФ);
- обстоятельства, исключающие вину налогоплательщика в совершении правонарушения (ст. 111 НК РФ), и т. д.
Таким образом, составить заявление в суд достаточно непросто, поэтому есть смысл обратиться к грамотным юристам для выполнения этой задачи.
Порядок обжалования действий налогового органа
Вы имеете право в течение месяца со дня получения акта налоговой проверки представить в налоговый орган, который проводил проверку, письменные возражения по данному акту в целом и по его отдельным положениям. В п.6 ст. 100 НК РФ сказано, что вы при этом можете приложить документы (их копии, заверенные нотариально), подтверждающие обоснованность ваших возражений.
Вдобавок, в случае назначения дополнительных мероприятий налогового контроля по результату налоговой проверки, завершенной после 2 июня 2016 года, вы имеете право представить собственные возражения по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля в целом или в части в течение 10 рабочих дней со дня, когда истек срок проведения обозначенных мероприятий. Эти моменты закреплены в п.6 ст.6.1, п.6.1 ст. 101 НК РФ; п. 4 ст. 2 Закона от 01.05.2016 №130-ФЗ.
Рассмотрим конкретный пример. Основание для возражений по акту налоговой проверки
Вы купили недвижимое имущество (квартиру) у гражданина, который носит с вами одну и ту же фамилию, но не состоит в родственных связях. При обращении в налоговый орган за предоставлением имущественного вычета, который предусмотрен пп.3 п.1 ст. 220 НК РФ по расходам на покупку квартиры вы получили отказ. Мотивировано это было тем, что сделка купли-продажи была осуществлена между взаимозависимыми лицами, о чем сказано в п.5 ст.220 НК РФ. Такой вывод налоговый орган сделал на основании того, что покупатель и продавец являются однофамильцами. При написании возражения на акт налоговой проверки нужно сослаться на ошибочность вывода, который сделал налоговый орган, и обратиться с просьбой отмены акта налоговой проверки.
Материалы по проведенной налоговой проверке, куда входит и сам акт налоговой проверки и предоставленные вами в письменном виде возражения, будет рассматривать руководитель (или заместитель руководителя) налогового органа, который проводил проверку. На это законом выделяется срок в 10 рабочих дней со дня, когда окончился срок на подачу возражения. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на 30 дней (об этом гласит п.6 ст. 6.1, п.1 ст. 101 НК РФ).
По результатам рассмотрения будет принято одно из следующих решений:
- Об отказе в привлечении к ответственности;
- О привлечении к ответственности за то, что было совершено налоговое правонарушение;
- О проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.
На законодательном уровне эти моменты обозначены в п.1 ст.101 НК РФ.
Если вы считаете, что принятое решение налогового органа нарушает ваши права, то за вами остается право его обжаловать (ст. 137 НК РФ).
Возможность обжалования решения налогового органа, выраженного в форме правового акта ненормативного характера, равно как и действий такого органа, является одной из базовых гарантий защиты прав налогоплательщика. Данное право закреплено ст. 137 Налогового кодекса (НК) за каждым лицом, если оно полагает что вынесенные акты каким-либо образом нарушают или ограничивают его права.
Процедура обжалования решения налогового органа, сроки такового обжалования, вопросы, связанные с рассмотрением жалоб (и выделяемая в качестве самостоятельного способа апелляционная жалоба) в вышестоящих органах, регулируются нормами налогового законодательства, а именно главой 19 НК. Однако оспорить правомерность подобных актов можно и путем направления соответствующей жалобы в суд, о чем указывает не только НК, но и ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса (АПК). Процедура подачи и рассмотрения жалобы в судебном порядке (в отношении хозяйствующих субъектов) регулируется нормами АПК.
П. 2 ст. 138 НК устанавливается обязательная процедура обжалования в досудебном порядке (а именно — в вышестоящем органе) практически всех решений и иных актов (ненормативных), в том числе принятых после проведения налоговых проверок. Таким образом, лицо не может обратиться в суд, чтобы защитить свои затронутые права, минуя налоговый орган, являющийся вышестоящим по отношению к вынесшему решение.
Исключение: акты ФНС, которые можно обжаловать сразу в судебном порядке.
После вынесения соответствующего решения по процедуре обжалования оно (равно как и первоначальное решение) может быть обжаловано в Арбитражном суде на основании ст. 4 АПК.
При этом важно учитывать мнение ВАС, выраженное в п. 66 вышеупомянутого постановления Пленума № 57, о том, что если срок на обжалование принятого решения в налоговую службу лицом был пропущен, то данный факт должен рассматриваться как несоблюдение досудебной процедуры. В связи с этим суды не должны принимать подобные жалобы. Естественно, кроме случаев пропуска срока по уважительной причине.
- обжаловать любое решение налогового органа может каждое лицо, если оно полагает, что таковым нарушаются его права;
- срок для обжалования установлен в 1 год и 1 месяц для вступившего и не вступившего в законную силу решения соответственно;
- при обжаловании рассматриваемых решений обязательна досудебная процедура обжалования.
Результаты налоговой проверки далеко не всегда удовлетворительны для предпринимателя. Но иногда акты составляются и вовсе с нарушением прав налогоплательщика. Если есть основания предполагать такое, можно оспорить решение налогового органа и добиться, чтобы его признали недействительным. В статье подробно расскажем о том, как это сделать. Узнайте, какие существуют способы обжалования решения налоговой и в каких случаях они применимы.