Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Каким будет критерий нуждаемости, определяющий необходимость льгот и пособий». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Изменения, внесенные в ряд законодательных актов, позволят высвободить бюджетные ассигнования и направить их в том числе на цели социальной политики, включая предоставление мер поддержки тех граждан, которые действительно нуждаются в помощи.
Так, в частности, предоставление мер соцподдержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации, детализировано с учетом срока постоянного проживания (работы) граждан в зонах отселения, проживания с правом на отселение, проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Сокращен перечень категорий ветеранов (исключены ветераны государственной службы).
Исключено положение о выплате пособия на ребенка ежемесячно. Теперь законами и иными нормативными правовыми актами субъекта РФ будут устанавливаться размер, порядок назначения, индексации и выплаты данного пособия, включая условия и периодичность выплаты (не реже одного раза в квартал), в том числе с применением критериев нуждаемости.
Также приняты положения, устанавливающие правовые основания создания Единой государственной информационной системы социального обеспечения, задачами которой будут являться:
ведение классификатора мер соцподдержки и перечня категорий получателей;
предоставление информации об основаниях, условиях, способах, формах и фактах предоставления мер социальной защиты (поддержки), услуг и иных социальных гарантий и выплат;
контроль соблюдения гарантированного объема и качества предоставленных услуг, гарантий и выплат.
Оператором системы определен Пенсионный фонд РФ.
Еще в начале 2015 года на заседании президиума Госсовета РФ по социально-экономической ситуации в регионах Президент озвучил директивы относительно дальнейшего развития социальной политики страны на основании критериев нуждаемости для адресного предоставления пособий и иных государственных выплат.
Адресность предполагает выплату помощи из средств бюджета только семьям или отдельным гражданам, испытывающим нужду из-за низкого дохода. Закономерно ожидать от предложенного принципа экономию бюджетных средств с сохранением поддержки гражданам, которые в ней действительно нуждаются.
Между тем, пока задача разрабатывать детально критерии адресности и внедрять их применение на практике возлагается на руководство каждого региона в отдельности. В отношении региональных детских пособий адресность и нуждаемость уже сейчас реализуется самыми разнообразными способами.
В оправдание адресного принципа озвучивается мысль, что категориальный (общий) подход, разработанный в СССР и применяемый по настоящее время, давно себя не оправдывает, а весь цивилизованный мир давно пользуется комбинацией категориальности и адресности.
При этом выплаты, нацеленные на поддержание демографической ситуации и социальную поддержку семей с детьми, по действующему сейчас федеральному законодательству пока не предусматривают назначение по принципу нуждаемости.
В целом при назначении мер социальной поддержки по адресному подходу следует придерживаться принципа заявительной инициативы со стороны нуждающегося гражданина:
- он должен заявить о своей нужде, если считает, что действительно имеет право получать пособия и выплаты;
- задача органов социальной защиты при этом — проверить его нуждаемость по определенным показателям (критериям).
В Минэкономразвития введение новых принципов социальной политики и фактическую отмену выплаты пособий и предоставления социальных льгот по категориям в целом одобряют, однако призывают делать это более разборчиво.
К определению семей, которым действительно нужны меры социальной поддержки, в регионах применяется вариативный подход. Для определения тех, кто оказался за чертой бедности, используют разные показатели:
- среднедушевой доход по области или краю;
- однократный размер прожиточного минимума;
- его сумма, умноженная на коэффициенты 1.5, 2 и даже 2.5 (размер коэффициент зависит от соотношения поступлений в бюджет и дефицита финансов в регионе).
Например, несколько областей оставили возможность детям из многодетных малообеспеченных семей получать бесплатные завтраки и не платить за проезд. Но где-то малообеспеченность — это один прожиточный минимум на человека, а где-то — полтора. В Санкт-Петербурге подошли к вопросу с другой стороны. С начала 2016 года дополнительное ежемесячное детское пособие будет выплачиваться только служащим бюджетной сферы, у которых есть двое и более детей.
По приведенным примерам можно сделать вывод, что некоторые регионы вообще не хотят просчитывать коэффициенты и заниматься какой-либо соцподдержкой, из-за чего и сокращены до нуля многие пособия. Возможно, происходит это из-за недостаточно четкого определения социальных целей и соотношения показателей «экономия бюджета — соцподдержка».
Процесс разработки критериев для адресной поддержки населения еще не завершен. Формально, по словам Президента, социальные программы не отменяются. Однако фактически это выглядит немного иначе.
Отсутствие указаний урезать определенный процент от проводимых ранее соцвыплат — это, скорее, хорошо. Но не начнут ли регионы соревноваться между собой в том, кому больше удастся сэкономить? С другой стороны, показать слишком большую и стремительную экономию — значит, выявить несостоятельность предыдущей политики в плане соцподдержки.
По поводу критериев адресности и нуждаемости руководствам регионов была дана полная свобода. Более того, их полномочия в установлении адресных мер социальной поддержки вскоре могут быть расширены принятием ряда поправок на уровне федеральных законов.
В соответствии с этим законом, теперь получать поддержку от государства будут не те люди, которые относятся к той или иной уязвимой категории населения, а также кто на самом деле заинтересован в государственной помощи. Этот закон был принят из-за того, что было проведено уникальное исследования, по результатам которого было обнаружено, что практически половина людей в стране, которые являются получателями социальной помощи, на самом деле не нуждаются в ней. При этом было выявлено, то некоторые люди, которые действительно являются нуждающимися в поддержке, не получают ее, поскольку не могут доказать свою принадлежность к конкретному слою населения. Именно поэтому с помощью закона о нуждаемости можно оптимизировать все расходы государства на социальную сферу жизни населения.
Содержание:
Каким будет критерий нуждаемости, определяющий необходимость льгот и пособий
Критерий нуждаемости при предоставлении мер социальной поддержки будет рассчитывать величины некоторых видов пособий, к которым относится:
[3]
-
- поддержка от государства для работников сферы фармацевтики и медицины;
-
- пособие по уходу за детьми;
-
- компенсационные затраты на оплату коммунальных услуг для педагогов, которые работают в деревнях;
- материальная поддержка для родителей, предназначенная для нормального воспитания и обучения их детей.
Чиновники говорили о том, что до 2019 года каждая семья при рождении ребенка имела возможность оформить пособие по уходу за ребенком, причем на это не влиял достаток семьи, а также официальное трудоустройство матери или другого человека, оформляющего данное пособие. Однако при введении данного закона люди с небольшим достатком смогут получать поддержку, а вот обеспеченные граждане вынуждены будут заботиться о денежном обеспечении себя и своих детей самостоятельно.
Однако закон о критерии нуждаемости имеет не только сторонников, но и противников. Предполагается, что вводить эти нововведения необходимо тогда, когда в стране наблюдается экономический подъем, а не спад, как в настоящее время. Дело в том, что во многих регионах имеется дефицит бюджета, а если в их власти будет установление размера социальных выплат, а также определение получателей, то в результате во многих городах будут существенно снижены эти выплаты. Поэтому в кризисной ситуации нельзя вносить такие значительные изменения.
Критерии присвоения звания «Ветеран труда» станут строже, а, следовательно, и социальных выплат, связанных с этим званием, будет меньше. Прежде звание «Ветеран труда» получали все, кто был награжден медалями и орденами или имел определенный стаж (женщины – 20 лет, мужчины – 25).
Критерий нуждаемости в социальных услугах лишает права получить звание обладателей ведомственных наград. Причина: каждый год такие награды получают по 500 тыс. человек и по какому принципу – непонятно. Подобная «раздача» обесценивает само звание.
Важный момент: изменения коснутся только тех, кто выходит на пенсию – действующим ветеранам труда за свои льготы бояться нечего.
Досье на проект
Пояснительная записка
В соответствии с частью 5 статьи 8 Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципов адресности и применения критериев нуждаемости» приказываю:
1. Утвердить прилагаемые методические рекомендации по оценке нуждаемости и установлению критериев нуждаемости при предоставлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления мер социальной поддержки (далее — Методические рекомендации).
2. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления применять указанные Методические рекомендации.
Министр труда и социальной защиты Российской Федерации |
М.А. Топилин |
Проект
«Критерии нуждаемости» повлияют на социальные выплаты в России
5. В настоящих Методических рекомендациях используются следующие основные понятия и определения:
семья — совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство лица, связанные родством и (или) свойством (супруги, их дети и родители, усыновители и усыновленные, братья и сестры, пасынки и падчерицы);
меры социальной поддержки — предоставляемые за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета семье (одиноко проживающему гражданину) регулярные и (или) единовременные денежные выплаты, социальные услуги, жизненно необходимые товары;
нуждаемость — недостаток средств, необходимых для сохранения здоровья и обеспечения жизнедеятельности;
критерии нуждаемости — условия, при которых семья (одиноко проживающий гражданин) признаются нуждающимися;
совокупный прожиточный минимум семьи — сумма прожиточных минимумов членов семьи;
среднемесячный совокупный доход семьи (одиноко проживающего гражданина) — сумма учитываемых при определении нуждаемости в мерах социальной поддержки месячных доходов каждого члена семьи (одиноко проживающего гражданина);
оценка нуждаемости — применение органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления критериев нуждаемости для решения вопроса о предоставлении мер социальной поддержки.
21. Оценку нуждаемости семьи (одиноко проживающего гражданина) органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в мерах социальной поддержки, предоставляемых с учетом критериев нуждаемости, рекомендуется осуществлять путем сопоставления среднемесячного дохода семьи (одиноко проживающего гражданина) за 3 последних месяца, предшествовавших месяцу обращения за указанной мерой социальной поддержки, со среднемесячным значением совокупного прожиточного минимума семьи (прожиточного минимума одиноко проживающего гражданина) за тот же период.
25. Сверку данных о доходах и имуществе, принадлежащем на праве собственности членам семьи (одиноко проживающему гражданину), которые представлены заявителем при обращении за предоставлением меры социальной поддержки, с налоговыми органами и отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации рекомендуется осуществлять на основе регламентов межведомственного взаимодействия, установленных в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Представлен проект методических рекомендаций по оценке нуждаемости и установлению критериев нуждаемости при предоставлении органами госвласти регионов и местного самоуправления мер соцподдержки.
Планируется учитывать социально-экономические и демографические факторы, характеризующие уровень доходов населения, состав и половозрастную структуру населения, размер и структуру семей, а также возможности бюджетов субъектов Федерации.
Приводятся формулы расчета совокупного прожиточного минимума семьи (одиноко проживающего гражданина); совокупного дохода.
Меры соцподдержки, предоставляемые с учетом нуждаемости, рекомендуется назначать семьям (одиноко проживающим гражданам) единовременно либо на срок не менее 3 месяцев.
В соответствии с этим законом, теперь получать поддержку от государства будут не те люди, которые относятся к той или иной уязвимой категории населения, а также кто на самом деле заинтересован в государственной помощи. Этот закон был принят из-за того, что было проведено уникальное исследования, по результатам которого было обнаружено, что практически половина людей в стране, которые являются получателями социальной помощи, на самом деле не нуждаются в ней. При этом было выявлено, то некоторые люди, которые действительно являются нуждающимися в поддержке, не получают ее, поскольку не могут доказать свою принадлежность к конкретному слою населения. Именно поэтому с помощью закона о нуждаемости можно оптимизировать все расходы государства на социальную сферу жизни населения.
Каков критерий нуждаемости в 2019 году?
Несмотря на то что регионы вправе сами разрабатывать критерии нуждаемости, были созданы методические рекомендации. Прежде всего оценивается совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина. Учитываются все пособия, зарплата, стипендии и другие источники получения денег.
Отказать в получении помощи могут при определенных условиях:
- владение двумя и более объектами недвижимости;
- земельный участок в собственности (исключение: многодетные семьи);
- наличие автомобиля, срок эксплуатации которого меньше 5 лет.
Для наглядности приведен пример:
Член семьи |
Уровень дохода за последние 3 месяца в сумме |
Расчет |
Женщина |
30 000 |
(30 000 + 60 000 + 30 000)/3/4 = 10 000 рублей на одного члена семьи. Прожиточный минимум в регионе для каждого члена семьи составляет 11 680 рублей. Можно обратиться за выплатами. |
Мужчина |
60 000 |
|
Пенсионер |
30 000 |
|
Ребенок |
Не получает дохода |
Обратиться за пособием не сможет семья, где ее члены сознательно не работают, злоупотребляют вредными привычками. Чтобы ваш доход был минимальным, необходимо встать на учет в Центр Занятости и активно искать работу.
До 1 марта 2021 года власти продлили автоматическое продление пособия до 3 лет семьям, доход которых ниже двух прожиточных минимумов в регионе. Что это значит? Семьям, которым подтвердить право на выплату нужно с 1 октября 2020 года, не нужно посещать органы соцзащиты. Все справки будут собираться без участия граждан.
Какого числа приходят пособия?
Деньги начинают перечисляться не позднее 26 числа месяца, следующего за месяцем, в котором было принято заявление на материальную помощь. Если семья получает региональные выплаты, то срок начисления устанавливают местные органы власти.
Поддержка семьям с детьми в 2020 году будет оказываться из средств регионального бюджета. Условия получения льгот могут различаться в зависимости от региона. Предоставляется выплата на покупку школьной формы, канцелярских товаров.
Можно также попросить о материальной помощи и своего работодателя, однако стоит помнить, что руководитель может и отказать. Если положение совсем критическое и тому есть подтверждение, то можно рассчитывать на значительную помощь от работодателя.
В то же время не стоит забывать и про иную помощь малообеспеченным семьям. Так, с 1 января действует новое пособие для семей с низким уровнем дохода на детей от 3 до 7 лет в размере половины прожиточного минимума на ребенка за 2 квартал 2019 года. Семья с детьми, где родители потеряли работу, в августе так же получат по 3 000 рублей на каждого несовершеннолетнего ребенка. Такую выплату получает один из родителей, даже если оба родителя стоят на бирже труда.
Подать заявление на соответствующую помощь необходимо до 1 сентября, сделать это можно в МФЦ или органах социальной защиты.
Этот вид господдержки доступен москвичам. Если у заявителей нет социальной карты, в центре социального обслуживания или центре соцпомощи семье с детьми товары выдадут в натуральной форме. Если карта есть, ее пополнят баллами, которые можно потратить вместо реальных денег в магазинах партнерской сети. Так, по сертификату в Москве приобретаются холодильники, стиральные машины или телевизоры.
Семьям с детьми баллы перечисляют на покупку детских товаров. Размер такого пополнения – 2000 баллов (или 2 000 рублей).
Критерии нуждаемости при предоставлении мер социальной поддержки
Наравне с вещами длительного пользования нуждающиеся москвичи могут получить продовольствие. Схема та же: при наличии социальной карты на нее поступят баллы, которые к оплате примут магазины-партнеры. Размер пополнения – 2000 баллов (или 2 000 рублей). Если карты нет, в центре социального обслуживания или центре соцпомощи семье с детьми выдается продуктовый набор.
Критерий нуждаемости в социальной защите будет определять размер следующих пособий:
- Пособие по уходу за ребенком.
- Социальная поддержка медицинским и фармацевтическим работникам.
- Компенсации расходов на оплату коммунальных услуг педагогам, проживающих в селах и деревнях.
- Материальная поддержка родителям в воспитании и обучении детей.
За уточнениями обратимся к министру труда М. Топилину. Чиновник объясняет, что ранее родители получали пособие на ребенка независимо от уровня заработка. После вступления в силу принципа нуждаемости деньги будут фактически «отбираться у богатых и отдаваться бедным». Граждане с высокими доходами на пособие претендовать не смогут – такая мера высвободит денежные средства, которые можно будет перераспределить среди родителей с низким достатком.
Не все смотрят на ситуацию так оптимистично, как министр труда. Директор Центра анализа доходов и уровня жизни НИУ ВШЭ Л. Овчарова считает, что для реализации такого проекта выбрано весьма неподходящее время – подобный закон стоило вводить в период экономического роста, а не когда в разгаре кризис. По мнению Овчаровой, бедственная экономическая ситуация приведет к тому, что регионы будут сокращать социальные выплаты излишне интенсивно, а потому без льгот останутся не только «богачи». Возмущена Овчарова и выбором компенсаций – по ее словам, государству стоило экономить не на детях, а на военнослужащих, которые получают около 7 видов выплат.
Не все предложенные инициативы были воплощены в жизнь. Например, предлагалось выдавать технические средства помощи только тем инвалидам, чей постоянный доход ниже определенной планки, а также заменить материальную компенсацию ветеранам Чернобыля на дополнительные услуги в рамках ОМС. Однако М. Топилин высказался против такой инициативы, потому как считает, что ветераны Чернобыля заслужили право на получение материальной компенсации «своим подвигом». Федеральные меры социальной поддержки чернобыльцев и инвалидов не будут корректироваться.
Кроме того, не изменятся многие из региональных выплат, на которые каждый год расходуется свыше 300 млрд. рублей. Получатели региональных льгот – это такие категории граждан, как труженики тыла и жертвы политических репрессий.
Под критериями нуждаемости принято считать условия, при которых семья, либо проживающий в одиночку гражданин, признаются государственными органами нуждающимися.
Чтобы получить государственную поддержку, гражданин должен соответствовать критериям нуждаемости. Обстоятельства, которые способны ухудшить условия жизнедеятельности лица:
- утрата возможности самостоятельной жизнедеятельности (наличие инвалидности, потеря способности передвигаться, удовлетворять свои жизненные потребности);
- наличие в семье лица, признанного инвалидом, нуждающемся в уходе;
- наличие конфликтов внутри семьи с лицами, страдающими пристрастием к наркотическим средствам, алкоголю или азартным играм, что повлекло насилие над родственниками;
- отсутствие работы, в результате чего лицо не имеет средств к существованию;
- наличие в семье детей с выявленными трудностями в адаптации в обществе, поэтому нуждающихся в социальных услугах;
- отсутствие места жительства, включая лиц, не достигших 23 лет, либо выпускники сиротских приютов, а также дети, оставшиеся без родительской опеки;
- отсутствие условий для ухода за инвалидом или ребенком.
Важно! В зависимости от региона, существуют нормативные правовые акты, позволяющие признать гражданина нуждающегося в помощи.
Не сохранилось право на льготы среди семей, у которых зарегистрировано более двух жилых помещений, либо имеются в них доли. Если их суммарная площадь на одно лицо составляет более 18 м2, то граждане не могут быть признаны малоимущими.
Важно! Материнский капитал и страховые выплаты не принимаются в учет при оценке банковского счета.
Не попадают под категорию «малоимущие» семьи, с зарегистрированным дачным домом, площадь которого позволяет каждому из членов выделить долю в 30 м2 и более.
При принятии решения о возможности обеспечения бесплатного обучения в период спортивных мероприятий или физкультурно-оздоровительных услуг детям, учет уровня обеспеченности имуществом не производится.
Закон о нуждаемости: что это такое и в чем его особенность
Закон и нормативно правовые акты в РФ определяют методические рекомендации относительно размеров, а также индексации, порядка назначения и выплат пособий. Региональные власти на основании указанной методики создают свой порядок признания граждан нуждающимися в социальной поддержке.
Основной принцип применения критериев нуждаемости — адресность и контроль соблюдения качества оказанных услуг, соблюдение гарантий и выплат.
После выявления нуждающегося гражданина в помощи государственные служащие определяют объем необходимых услуг, который определяется местными властями, после чего оказывают их. Кроме того, по окончании мероприятий производится разработка социальных мер, направленных на предотвращение иждивенчества в случае, если получатель относится к экономически активному населению.
Вопросы социальной поддержки контролируется ФЗ № 388 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности применения критериев нуждаемости». Принят был он от 29.12.2015.
Скачать для просмотра и печати:
Федеральный закон от 29.12.2015 N 388-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости”
В Федеральном Законе 9 статей, регламентирующих особенности оказания помощи гражданам, пострадавшим в результате катастрофы на АЭС в Чернобыле, ветеранам, детям.
В 2 главе ФЗ № 388 рассмотрена единая государственная информационная система, предназначенная для обеспечения информацией о мерах социальной защиты, социальных услугах и государственной социальной помощи, предоставляемых населению. В статье 6.9–6.11 рассмотрены общие требования к ней, задачи и полномочия операторов.
Помимо граждан, считающих, что закон — это необходимое для РФ нововведение, существуют и противники реформы. Свое мнение они обосновывают тем, что осуществление подобных мер возможно только в ситуации, когда в стране отмечается экономический подъем, а не спад.
В связи с дефицитом бюджета, региональные выплаты будут снижены, что повлечет отрицательную реакцию населения.
В 2019–2020 году в Правительстве РФ планируется введение изменений, согласно которым критерии нуждаемости будут расширены: рассматривается возможность реализации социальной оплаты курортного лечения.
Список социальных выплат и льгот нуждающимся расширят
Не сохранилось право на льготы среди семей, у которых зарегистрировано более двух жилых помещений, либо имеются в них доли. Если их суммарная площадь на одно лицо составляет более 18 м2, то граждане не могут быть признаны малоимущими.
Важно! Материнский капитал и страховые выплаты не принимаются в учет при оценке банковского счета. Не попадают под категорию «малоимущие» семьи, с зарегистрированным дачным домом, площадь которого позволяет каждому из членов выделить долю в 30 м2 и более
Не попадают под категорию «малоимущие» семьи, с зарегистрированным дачным домом, площадь которого позволяет каждому из членов выделить долю в 30 м2 и более.
Закон и нормативно правовые акты в РФ определяют методические рекомендации относительно размеров, а также индексации, порядка назначения и выплат пособий. Региональные власти на основании указанной методики создают свой порядок признания граждан нуждающимися в социальной поддержке.
Основной принцип применения критериев нуждаемости — адресность и контроль соблюдения качества оказанных услуг, соблюдение гарантий и выплат.
После выявления нуждающегося гражданина в помощи государственные служащие определяют объем необходимых услуг, который определяется местными властями, после чего оказывают их. Кроме того, по окончании мероприятий производится разработка социальных мер, направленных на предотвращение иждивенчества в случае, если получатель относится к экономически активному населению.
Статья 15 ФЗ РФ от 28Л 2.2013 г. № 442 «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» (далее — Закон) определяет понятие «нуждаемость гражданина в социальном обслуживании», с помощью которого можно определить возможность или невозможность получения гражданином социальных услуг.
Гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании, в случае если существуют следующие обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности:
Например, согласно Постановлению Правительства Оренбургской области от 31.10.2014 г. № 828-п «Об обстоятельствах, ухудшающих или способных ухудшить условия жизнедеятельности граждан» к числу «иных обстоятельств» отнесены:
- наличие проблем, связанных с социализацией у выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также у граждан (в том числе несовершеннолетних), освобожденных из учреждении уголовно-исполнительной системы Федеральной службы исполнения наказаний и вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа;
- ущерб здоровью (наличие посттравматических расстройств, в том числе психологических травм), полученный вследствие пережитых чрезвычайных ситуаций, вооруженных и межэтнических конфликтов, противоправных действий других лиц;
- утрата жилого помещения или имущественные потери в жилом помещении в результате пожара, наводнения, стихийного или иного бедствия, произошедших в жилом помещении (жилом доме, части жилого дома, квартире, части квартиры, комнате), если заявитель был зарегистрирован по месту жительства (пребывания) в указанном жилом помещении на момент происшествия.
- Также обстоятельством, обуславливающим нуждаемость в социальном обслуживании, является необходимость проезда к месту лечения за пределами Оренбургской области по направлению или рекомендации органа исполнительной власти в сфере здравоохранения и (или) несения расходов на оплату проезда и проживания лица, сопровождающего заявителя, при условии, что среднедушевой доход заявителя (его семьи) не превышает 200% от величины прожиточного минимума, установленной в Оренбургской области на душу населения, а также при отсутствии права на соответствующую государственную социальную помощь как в натуральной, так и в денежной форме в соответствии с ФЗ РФ от 17.07.1999 г. JV® 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
Чтобы получить государственную поддержку, гражданин должен соответствовать критериям нуждаемости. Обстоятельства, которые способны ухудшить условия жизнедеятельности лица:
- утрата возможности самостоятельной жизнедеятельности (наличие инвалидности, потеря способности передвигаться, удовлетворять свои жизненные потребности);
- наличие в семье лица, признанного инвалидом, нуждающемся в уходе;
- наличие конфликтов внутри семьи с лицами, страдающими пристрастием к наркотическим средствам, алкоголю или азартным играм, что повлекло насилие над родственниками;
- отсутствие работы, в результате чего лицо не имеет средств к существованию;
- наличие в семье детей с выявленными трудностями в адаптации в обществе, поэтому нуждающихся в социальных услугах;
- отсутствие места жительства, включая лиц, не достигших 23 лет, либо выпускники сиротских приютов, а также дети, оставшиеся без родительской опеки;
- отсутствие условий для ухода за инвалидом или ребенком.
Важно! В зависимости от региона, существуют нормативные правовые акты, позволяющие признать гражданина нуждающегося в помощи.
Документы необходимые, для получения адресной социальной помощи:
- заявление об оказании адресной помощи;
- паспорт и регистрация по месту жительства;
- документы, подтверждающие доходы на каждого трудоспособного члена семьи (справки 2-НДФЛ, выписки из ПФР, ИФНС и т.д.);
- пенсионное удостоверение, удостоверение ветерана, справка об инвалидности (документы предоставляются при их наличии);
- иные документы, подтверждающие нуждаемость в помощи.
Наиболее полный и точный перечень документов можно узнать в местном отделе социальной защиты.
Не сохранилось право на льготы среди семей, у которых зарегистрировано более двух жилых помещений, либо имеются в них доли. Если их суммарная площадь на одно лицо составляет более 18 м2, то граждане не могут быть признаны малоимущими.
Важно! Материнский капитал и страховые выплаты не принимаются в учет при оценке банковского счета.
Не попадают под категорию «малоимущие» семьи, с зарегистрированным дачным домом, площадь которого позволяет каждому из членов выделить долю в 30 м2 и более.
При принятии решения о возможности обеспечения бесплатного обучения в период спортивных мероприятий или физкультурно-оздоровительных услуг детям, учет уровня обеспеченности имуществом не производится.
Закон и нормативно правовые акты в РФ определяют методические рекомендации относительно размеров, а также индексации, порядка назначения и выплат пособий. Региональные власти на основании указанной методики создают свой порядок признания граждан нуждающимися в социальной поддержке.
Основной принцип применения критериев нуждаемости — адресность и контроль соблюдения качества оказанных услуг, соблюдение гарантий и выплат.
После выявления нуждающегося гражданина в помощи государственные служащие определяют объем необходимых услуг, который определяется местными властями, после чего оказывают их. Кроме того, по окончании мероприятий производится разработка социальных мер, направленных на предотвращение иждивенчества в случае, если получатель относится к экономически активному населению.
В Федеральном Законе 9 статей, регламентирующих особенности оказания помощи гражданам, пострадавшим в результате катастрофы на АЭС в Чернобыле, ветеранам, детям.
В 2 главе ФЗ № 388 рассмотрена единая государственная информационная система, предназначенная для обеспечения информацией о мерах социальной защиты, социальных услугах и государственной социальной помощи, предоставляемых населению. В статье 6.9–6.11 рассмотрены общие требования к ней, задачи и полномочия операторов.
В законе рассмотрены критерии нуждаемости, от которых зависит величина и виды пособий:
- поддержка для сотрудников медицинских и фармацевтических учреждений;
- пособие по уходу за детьми;
- затраты на компенсации услуг ЖКХ для педагогов, работающих по профессии в деревнях и селах;
- материальная помощь родителям, направленная на обеспечение условий для полноценного обучения и воспитания детей.
Ранее возможность получить поддержку государства могли различные слои населения, но после принятия закона помощь оказывается только малообеспеченным семьям.
Помимо граждан, считающих, что закон — это необходимое для РФ нововведение, существуют и противники реформы. Свое мнение они обосновывают тем, что осуществление подобных мер возможно только в ситуации, когда в стране отмечается экономический подъем, а не спад.
В связи с дефицитом бюджета, региональные выплаты будут снижены, что повлечет отрицательную реакцию населения.
В 2019–2020 году в Правительстве РФ планируется введение изменений, согласно которым критерии нуждаемости будут расширены: рассматривается возможность реализации социальной оплаты курортного лечения.
Ранее эту компенсацию могли получать все семьи, чьи дети посещают детский сад, независимо от доходов. С этого года она будет предоставляться с учетом нуждаемости.
Как разъясняла звонившим первый заместитель министра образования Вероника Лесикова (на фото), в декабре прошлого года были приняты изменения в закон об образовании, в соответствии с которым право на получение компенсации части родительской платы будут иметь семьи со среднедушевым доходом, не превышающим полуторную величину прожиточного минимума на члена семьи, установленного в Республике Коми. Многие регионы пошли по пути того, чтобы компенсировать родительскую плату только малообеспеченным семьям. В Коми же решили взять за основу уровень доходов семьи, что, по мнению Вероники Лесиковой, гораздо лучше.
С начала 2016 года в силу вступил закон о нуждаемости, направленный на оптимизацию социальных расходов и позволяющий регионам самостоятельно определять критерий нуждаемости при предоставлении мер социальной поддержки.
Проще говоря, помощь от государства теперь будут получать не те, кто относится к определенной категории граждан, а те, кто в ней действительно заинтересован.
Необходимость введения принципа нуждаемости обусловлена парадоксом, о котором рассказывается в одном из докладов Минфина: 50% из получающих соцпомощь в ней не нуждаются, тогда как 50% из нуждающихся не могут рассчитывать на какую-либо поддержку.
2.1.10. Наличие в собственности членов семьи двух легковых автомобилей, срок эксплуатации одного из которых не превышает трех лет.
При оценке данного критерия не учитывается легковой автомобиль, специально оборудованный для использования инвалидом, в том числе полученный (приобретенный) через органы социальной защиты населения, легковой автомобиль, имеющий более 5 мест для сидения и полученный (приобретенный) многодетной семьей с 4 и более детьми.
Конкретный контингент лиц, виды и формы помощи, ее размеры определяются органами социальной защиты, отделами по проблемам семьи, органами других министерств и ведомств в соответствии с действующими законодательными и нормативными актами Правительства Российской Федерации, с учетом местных условий. Минимальный размер социальной помощи в денежном выражении, как правило, не должен быть ниже величины доплаты до прожиточного минимума на члена семьи, установленного для нетрудоспособных граждан и семей с детьми на региональном уровне.
В 2016 году был принят специальный закон о нуждаемости, который предназначен для оптимизации всех социальных трат. В результате, власти каждого региона получили возможность сами разрабатывать и устанавливать конкретный критерий нуждаемости, на основании которого принимаются различные мероприятия социальной поддержки для населения.
На протяжении нескольких последних лет среди высшего руководства страны, включая президента и правительство, неоднократно высказывались мнения о необходимости перехода при предоставлении гражданам мер социальной поддержки на принципы адресности и нуждаемости.
Помимо обстоятельств, установленных пунктами 1-7 части 1 статьи 15 Федерального закона, ухудшающих или способных ухудшить условия жизнедеятельности гражданина, к таковым обстоятельствам относятся (в соответствии с Законом Красноярского края от 16.12.2014 года № 7-3023):
3.1.
Департаментом информационных технологий города Москвы совместно с Комитетом государственных услуг города Москвы и Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы осуществляется доработка интерактивной формы запроса (заявления) о предоставлении соответствующей государственной услуги на Портале государственных услуг (функций) города Москвы в части обеспечения возможности представления сведений об уровне имущественной обеспеченности.
: Могут Ли Приставы Описать Имущество Если Есть Пенсия
Для практической реализации адресного подхода главам субъектов федерации было поручено составить антикризисный план с установлением принципов оценки граждан, удовлетворяющих критерию нуждаемости. Как к реализации этой задачи на практике подошли регионы?
1.4. При уровне имущественной обеспеченности, определенном в соответствии с настоящим Порядком и превышающем уровень имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям, оценка иных критериев нуждаемости (малообеспеченное) семьи не осуществляется.
«С 1 января 2020 года распространим эту меру поддержки не только на семьи, где полтора прожиточных минимума на человека, а на те семьи, где два прожиточных минимума на человека», — подчеркнул он.
Глава Национального родительского комитета Ирина Волынец беседе с RT также выразила надежду, что решение положительно скажется на демографической ситуации в стране.
«Это на самом деле достаточно приличные деньги, особенно для регионов. И хочется надеяться, что наши мамы при принятии решения о том, что они станут мамами во второй, третий, и последующие разы, будут уверены в том, что государство их поддержит», — подчеркнула Волынец.
По её словам, принятое решение давно назрело. Национальный родительский комитет в своё время также выступал с инициативой об увеличении этих выплат, подчеркнула она.
«То, что сейчас произошло в отношении матерей детей от полутора до трёх лет, — очень долгожданная новость. Хорошо, что сейчас приняли данное постановление. Сумма очень солидная, даже не все поверили сначала, что это правда. Это огромное подспорье», — добавила она.
Волынец также напомнила о другой мере, которая была принята совсем недавно. 19 июня 2019 года Госдума приняла закон о частичной компенсации ипотеки многодетным семьям, в которых после 1 января 2019 года родился третий ребёнок или последующие дети.