Венчанный брак распался

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Венчанный брак распался». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

– Отец Александр, вы как-то упоминали о статистике разводов среди венчанных пар. Напомните, пожалуйста, что за статистика?

– Эту статистику я веду уже два года. Все приходы подают в епархиальное управление данные о том, сколько у них было крещений, отпеваний и, в том числе, венчаний. А на первом этаже епархиального управления есть приемная, где сидит батюшка, отец Фома, вынужденный принимать прошения на имя митрополита о расторжении церковного брака – он тоже ведет свою статистику: сколько прошений принято, сколько удовлетворено. Вот эти данные я и сопоставил. В 2014 году в Санкт-Петербурге было 1738 венчаний и примерно 620 разводов. В 2015 году – 1638 венчаний и 901 развод. То есть тенденция – не самая лучшая. За 2016 год, понятно, данных у меня еще нет.

– Церковный развод – это то, что на светском языке люди называют «развенчанием»?

– Да, именно это слово люди, как правило, используют, хотя оно некорректно. Скажем так, на практике они приходят не к самому архиерею, а к его секретарю, или к специально поставленному решать такие вопросы священнику – к тому же отцу Фоме. Причем у отца Фомы есть свое очень мудрое требование: если пара менее года в гражданском разводе, то ее прошение не рассматривается. А с недавнего времени тех, кто хочет подать на развод, сначала стали отправлять ко мне, и лишь после разговора со мной – к отцу Фоме.

– А о чем вы говорите с ними?

– Во-первых, я задаю им вопрос: «Что у вас произошло? Что заставляет вас подавать на развод?» Некоторых этот вопрос удивляет и даже возмущает, потому что люди привыкли, что это их личное дело: захотел – женился, захотел – развелся. Зачем спрашивать?

Я объясняю, что, вступая в венчанный брак, они публично обещали Богу и Церкви хранить любовь и верность друг другу всю жизнь, а тут – «здрасьте». Поэтому, я считаю, вопрос уместен: «Что у вас произошло?» Хотя бы потому, что они получат сейчас церковный развод с правом вступления во второй венчанный брак, и где гарантия, что печальная история не повторится? Но чаще всего люди потом даже благодарят за этот разговор – хотя бы кому-то действительно оказалась важна их семейная история, их семейная трагедия, и хотя бы кто-то их выслушал.

Пока смерть не разлучит: как распадаются венчанные браки

– Очень популярные слова, кстати – «жена да убоится мужа». А как их верно трактовать?

– Мужья должны любить своих жен «как свои тела: любящий свою жену любит самого себя» (Еф.5:28) – об этом апостол Павел говорит в той же главе. А жена да боится своего мужа, то есть жена должна сама себя сдерживать в попытках быть главной в семье. Изначально мужчина и женщина сотворены как равноценные существа, и в отношениях между мужем и женой не было субординации – она возникнет, по слову святителя Иоанна Златоуста, вследствие грехопадения. А так – они разные, но равнозначные половинки единого образа Божия.

В 3-й главе книги Бытия описывается грехопадение. Я не буду сейчас на этом подробно останавливаться, заострю лишь внимание на том, что наказание Бог изрекает отдельно змею, отдельно Еве и отдельно Адаму. Значит – мужчина и женщина равноценны перед Богом, но находятся в разных телах и несут на себе разные последствия грехопадения. И что Бог сказал Еве: «Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою» (Быт. 3:16). Но самое интересное, что на иврите это звучит иначе: «אֶל הָאִשָּׁה אָמַר הַרְבָּה אַרְבֶּה עִצְּבוֹנֵךְ וְהֵרֹנֵךְ בְּעֶצֶב תֵּלְדִי בָנִים וְאֶל אִישֵׁךְ תְּשׁוּקָתֵךְ וְהוּא יִמְשָׁל בָּךְ». Это может быть переведено как: «Многократно усилю боль твою в беременности твоей, через боль будешь рожать детей, при этом будешь испытывать сильное и страстное желание быть над мужем твоим, но это он будет принимать решения относительно тебя».

Бог этим как бы говорит: «Женщина – ты можешь выскочить вперед, у тебя есть для этого все способности плюс есть сильное желание поуправлять мужем. Один раз это у тебя получилось, теперь вы оба лишаетесь Эдемского сада.

У тебя будет это получаться и в дальнейшем, но ни к чему хорошему это не приведет ни для тебя, ни для мужа. Счастливой от этого ты точно не станешь. А поэтому теперь, после грехопадения, когда вы стали смертными – просто даже ради выживания, а также для нормальных отношений между вами и для спасения ваших душ, ты сама должна держать себя ЗА мужем, а не ПЕРЕД мужем. А Адам отныне будет нести ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за тебя».

Адаму же Бог сказал: «За то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей…» (Быт. 3:17). Бог поставил перед Адамом вопрос ответственности, как бы говоря: «Даже если согрешила твоя жена, в первую очередь, Я буду спрашивать с тебя. Я даю тебе власть над женой, но это власть с ответственностью. Ты должен ее беречь, если с ней что-то случилось – отвечаешь ты. Именно поэтому ты не обязан всегда руководствоваться волей твоей жены – взвешивай ситуацию, и последнее слово всегда за тобой. Более того, ты отвечаешь не только за жену, но и за весь материальный мир, который был когда-то тебе дан в обладание. Из-за твоего грехопадения проклятие пало на всю землю, теперь будешь питаться от нее со скорбью».

Однако, и это важно, в Библии нет заповеди о необходимости силового принуждения жены к страху и подчинению своему мужу. Это должен быть выбор самой женщины, ищущей возможности спасти душу и угодить Богу. Если же брать текст Еф. 5:20-33, который читается в таинстве Венчания – там отношения мужа и жены берутся апостолом Павлом за образец, чтобы проиллюстрировать отношения Христа и Церкви. Поэтому «как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем» (Еф. 5:24).

Перед этим, в начале 4-й главы, он рассуждает о Церкви как о теле Христовом, состоящем из людей. Давайте задумаемся, как мы с вами – Церковь Христова – боимся Иисуса Христа? Мы что – забираемся под стол при виде Его иконы, и хотим быть от Него как можно дальше? Нет, конечно! А Он – разве нас бьет и заставляет Себя бояться? Нет! Напротив – мы любим Иисуса Христа: Его иконы у нас на почетном месте, мы зажигаем перед ними лампады, свечи и молимся Ему, доверяемся Ему, исповедуемся Ему, любим Его. А Он – «возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф. 5:25).

Наш страх перед Господом – это страх Его огорчить, сделать что-то противное Ему, но не потому, что мы Его ненавидим; а Он, типа, как злодей – ищет повода нас наказать. Мы боимся огорчить Его – Того, Кого мы искренне любим, ибо сказано: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви. Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас» (1 Ин. 4:18-19).

Следовательно, слова «а жена да боится своего мужа» (Еф. 5:33) однозначно следует понимать как «а жена да держит сама себя в благоговении и уважении с любовью по отношению в своему мужу, боясь его огорчить», а мужу сказано в этом же стихе: «Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя». Приведу еще одно место из Священного Писания на эту тему: «Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе. Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы». (Кол. 3:18-19).

– А почему, на ваш взгляд, вообще становится необходимым давление одного супруга на другого? Ведь в брак вступают любящие друг друга люди, вступают добровольно. Притом это люди, знакомые с христианством, которые знают, что надо уступать, любить, терпеть, смиряться друг перед другом. Зачем давить тогда?

– Одна из причин, с которой я столкнулся не так давно – на выезде по программе «Семейный диалог» Православного объединения «Супружеские встречи», который был в ноябре этого года в Алма-Ате – это вступление в брак не по своей воле, а по благословению духовника. Причем, как я понял, там это часто практикуется, или практиковалось раньше… Я был этим шокирован, но боюсь, что с этим явлением можно встретиться не только там.

– То есть сам брак – не добровольное решение супругов?!

– Да. Духовник говорит: «Ты – выходи за вон того, а ты – женись вот на этой, благословляю!» – и всё. Например, у нас среди участников была пара, где девушка открыто говорила о том, что она всю жизнь любила другого человека и хотела за него замуж, а духовник велел ей жениться на каком-то парне из прихода. Но чуда не произошло, отношения не выстроились.

Опять же, как у нас можно встретить во многих книгах и брошюрках: «Ослушаться духовника – это страшный грех. Живьем в аду сгоришь, если духовника ослушаешься! Если духовник благословляет, значит, так и надо! Слово духовника (или старца) – это слово Божие – его нельзя ставить под сомнение, ибо послушание превыше поста и молитвы…» Вот под этим соусом, бывает, люди выходят замуж и женятся, совершенно не думая сами. Причем, если на выезде «Супружеских встреч» мы просим супругов: «Вспомните время, когда вам было хорошо, когда вы гуляли вместе под ручку, когда смотрели друг другу в глаза, когда мечтали всю жизнь провести вместе, когда просто от того, что вы находитесь рядом, вам было хорошо», – тут получается, что у этих людей такого даже и не было никогда в их жизни.

Это одна из специфических проблем православных людей. Слава Богу, уже не такая массовая, но она есть.

– Но ведь святые отцы пишут, что нужно собственную волю отсекать, действительно, что «послушание выше поста и молитвы». Казалось бы, логично: для чего тогда людям принимать собственные решения, если они могут проявить святое послушание?

– Начнем с того, что на каком-то этапе истории Церкви Православной – примерно веке в пятом – монашество, которое появилось преимущественно в пустынях как отшельничество, начинает распространяться и в городах. Строятся городские монастыри. Монахи перестают быть чем-то диковинным, далеким, живущим в пустыне – они здесь, рядом, и миряне могут их видеть. Часто это люди святой жизни, которые отрешились от всего земного, которые свято блюдут устав, молятся, как никто, постятся, как никто, очень скромные, смиренные, преисполненные добродетелей…

Постепенно возникла идея, что монашество – это путь идеальной христианской жизни, что миряне должны во всем монахам подражать, что подлинные христиане – это монахи, а миряне – это как бы «недоделанные» монахи, те, кому «слабó» принять постриг.

Так что в среде мирян стал культивироваться комплекс по поводу того, что они не ушли в монахи, что они от этого как бы второсортные христиане.

Как только эта точка зрения появилась и стала культивироваться, возникла и другая: что миряне должны хотя бы стремиться уподобляться монахам во всем, насколько это возможно.

В монашеской жизни действительно существует такое важное понятие, как духовное послушание. Но в наши дни этим словом называются очень разные вещи: и административное подчинение архиерею или игумену монастыря, и просто некая трудовая повинность в духовной семинарии или монастыре (на послушание отправляют на поле, в коровник, еще куда-то).

А «послушание» в его изначальном смысле – это некое духовное руководство духовником-старцем, что важно – добровольное, когда послушник вверяет свою волю в руки своего духовного наставника, который, действительно, явил святость жития. Человек, видя эту святость жизни, хочет у него научиться, поэтому доверяется ему, живет рядом с ним, следует его примеру и регулярно, что важно, открывает ему свои помыслы. Каждый вечер послушник приходил к своему старцу и рассказывал – причем, что важно, без оценки, хорошо это или плохо – какие события происходили, какие помыслы и чувства у него при этом возникали, и уже сам старец давал оценку тому, что происходит, советовал, как послушнику себя вести. Причем у такого старца было один-два или три послушника максимум.

Практику откровения помыслов, кстати, многие путают с исповедью.

– А в реальности?

– В реальности это было возможно только в монастырях, для мирян пытаться исповедь превратить в откровение помыслов – это безумие! Большинство приходских священников – вовсе не духоносные старцы, и прихожан у них – не два-три человека.

– А куда исчезают отношения? Люди ведь именно ради отношений женятся и выходят замуж – любят друг друга, тянутся друг к другу. Появляются дети, семья растет, жена воспитывает, «спасается чадородием», муж работает, все это естественный ход событий – а самое главное, любовь, уходит. Почему?

– Насчет выражения «женщина спасается чадородием» не все так однозначно. Скажем, в свое время из-за этого сложилась скандальная ситуация, когда отец Ианнуарий (Ивлиев) – один из специалистов в области новозаветных текстов, преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии, очень хорошо владеющий древнегреческим языком – разбирая этот текст, показал, что там говорится немножко о другом.

По его версии, понимать текст следует так: женщина спасается, несмотря на чадородие. Не в том смысле, что чадородие вредит спасению, конечно же. Если посмотреть сам текст, там сказано: «Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление; впрочем, спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» (1 Тим. 2:13-15).

В общепринятой трактовке получается, что сам факт чадородия спасает: рожай и спасешься. А отец Ианнуарий предположил другое: по тексту получается, что женщина, рожая детей, уже не может принимать такого активного участия в миссии, много молиться, оказывать поддержку неимущим, как могла бы, если бы не было детей. Она вынуждена вкладывать много сил в детей, в житейские заботы и меньше – в духовную жизнь, но, несмотря на это, она спасается. Бог проявляет к ней особую милость, учитывая сам факт того, что у нее много детей, однако при условии проявления ею веры, любви и святости с целомудрием.

Спасает же именно вера, любовь, святость и целомудрие, несмотря на чадородие и связанные с этим житейские заботы.

Кстати, греческая частица διά имеет много значений, поэтому текст может быть переведен как «за чадородие», «через чадородие», «в чадородии», «в течение чадородия», а также «для чадородия» и «несмотря на чадородие». Фраза еще может быть переведена как «ради рожденного чада» или «через рожденное чадо», то есть – если из ребенка вырастет благочестивый христианин, то благодаря этому будет спасена и мать. Речь в этом случае идет не о физиологическом процессе родов, а о рождении человеческой личности, о воспитании ребенка в вере и благочестии.

О том, почему венчанный брак может распасться…

– Другими словами, для того, чтобы семейная жизнь не превратилась в коммуналку, надо прикладывать какие-то специальные усилия на протяжении брака – само собой ничего не сложится?

– Да, именно так. И поскольку не работают традиции предков, на которых зиждется и строится патриархальная семья, возникает особая потребность в том, чтобы обо всем договариваться. А договариваться надо уметь. То есть сейчас возникла потребность в специализированных программах по обучению диалогу в семье. Людей этому нужно учить перед тем, как они вступят в брак, потому что без этого происходит то, что мы сейчас видим.

– Все начинается с неумения общаться, так?

– Совершенно верно. А попытки выстроить диалог самостоятельно приводят еще к большим скандалам. Допустим, один раз попробовали какую-то болезненную тему проговорить – не получилось, вместо разговора – поругались. Значит, в следующий раз эту тему просто не трогаем. Зачем? Иначе еще раз поругаемся! И количество таких больных тем растет, растет с каждым годом, с каждым разом, когда мы поругались. И вот эта тема – табу, эта тема – табу, эта тема – табу. В итоге нам просто не о чем поговорить. А даже если и хочется о чем-то поговорить, то страшно, потому что боимся в очередной раз поругаться. Это то, как люди живут.

– Отец Александр, разве не может быть между мужем и женой табуированных тем? Ну он болеет за Спартак, она за ЦСКА – какие тут компромиссы? Разные у них взгляды на политику или на веру: один супруг – неверующий, другой – верующий, разве они могут найти точки соприкосновения в этой области?

– Понимаете, эти табуированные темы – как нарывы, которые могут закапсулироваться: внутри, полные гноя, и, чуть что не так, они прорвутся и вызовут заражение крови. Поэтому даже эти больные темы надо проговаривать. Нет, никто не говорит, что неверующий должен стать верующим, или что верующий должен стать неверующим! Но о том, как вместе жить с разными мировоззрениями, нужно говорить. Искать компромиссы, искать какие-то точки взаимопонимания.

– А вы сталкивались на практике с парами, которые прекрасно уживаются, несмотря на разные мировоззрения?

– Чаще все же, если они проявляют усердие, любовь, заботу друг о друге и вместе живут, то неверующий к вере приходит. Кстати, очень часто кто-то из супругов первый раз в жизни причащается именно на выезде «Супружеских встреч» и, что радует, потом начинает причащаться регулярно. Так что у наших программ оказывается еще и миссионерский эффект.

Конечно, когда есть конфликт ценностей, здесь крайне сложно помочь людям. Но, тем не менее, надо понимать, что табуированные темы – это мины замедленного действия, которые могут взорваться много-много лет спустя. К тому же сам факт наличия этих тем рождает недоверие друг к другу. Как показывает практика, если удается помочь людям проговорить эти табуированные темы, правильно проговорить, то обычно изменяются и отношения друг с другом.

– Можете привести пример – как это, проговаривать правильно? Есть какие-то правила таких разговоров?

– Скажем так, на наших программах – есть две программы: «Счастье навсегда» – для подготовки к вступлению в брак, и «Семейный диалог» – это программа по работе с семейными парами – и там, и там мы говорим участникам, что есть четыре принципа диалога. И если разговор вместо проговаривания ситуации, нахождения выхода из ситуации превращается в скандал, в крик, заканчивается обидой, то это первый признак того, что нарушен какой-то из этих принципов. А может быть, сразу два, или три, или все четыре.

  • семья
  • брак и развод
  • семейные ценности
  • отношения в семье

«Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви», — цитирует Валерий Сутормин апостола Павла.

И от себя добавляет: «Жена должна быть послушна мне во всем».

Валерий вспоминает, как ограничивал общение жены с подругами, которые «плохо на нее влияли», и настаивал на том, что к ее родителям нужно ездить только вместе. Через пять лет брака жена ушла с двумя детьми.

«Брак — это не формальность, а личные отношения людей, тогда есть семейное счастье и радость, — уверен протоиерей Михаил Потокин, председатель комиссии по социальному служению при Епархиальном совете города Москвы. — Чтобы добиться этого, нужно стать личностью, а это значит — уважать личность другого человека».

По его словам, Домострой — это как раз не про уважение.

«Есть заповедь — люби ближнего. Церковь стремиться дать человеку свободу, чтобы он любил и радовался. Но это любовь не сильного к слабому, а равных личностей. К сожалению, в паре зачастую не считают себя равными», — сетует отец Михаил.

Он отмечает, что многие недовольны, потому что брак «не такой, как у родителей».

«Женщина возмущается мужем, но не знает почему, а просто он не пьет, а ее отец — пил. Она этого не признает, но для многих создать семью — это в первую очередь установить такие отношения, как были у родителей».

Как психолог, отец Александр выделяет и другую тенденцию — люди не решаются создавать семью, поскольку не хотят воспроизводить «кошмар из детства»:

«Девочка не хочет идти по пути мамы, которую бил пьяный отец, а мальчик не принимает роль отца, которого не уважала мать».

Священник считает, что масштаб проблемы колоссальный:

«Прежде чем дать человеку права на управление автомобилем, его отправляют в автошколу. А в наши дни людей нужно учить — в теории и на практике — быть супругами и родителями. Необходимы специальные программы».

Сам он запустил два проекта: «Супружеские встречи» — для потенциальных и реальных супругов и «Школа для родителей и воспитателей», где обучают мам и пап.

«Если подобные проекты будут тиражироваться, есть шанс, что ситуация с разводами начнет меняться в лучшую сторону», — заключает отец Александр.

По данным ВЦИОМ, 89% россиян считают развод в принципе допустимым, 30% его не поддерживают, если семья фактически не распалась, а десять процентов категорически против расторжения брака.

Для Валерия Сутормина разводы не имеют ничего общего с православием. Он верит, что венчание — таинство, которое совершает Бог, и ни человек, ни Церковь не могут его отменить.

«Понятий «развод» или «прекращение брака» в Священном Писании нет. В Библии сказано, что муж может «пустить» жену — и то в одном случае: если она прелюбодействует, — говорит он. — Но и тогда она связана законом, то есть «числится» женой. Прелюбодейка должна оставаться одна до смерти».

Валерий считает, что люди, доверяя священникам, получают справку и, думая, что брака нет, вступают в новую связь, а фактически прелюбодействуют, то есть грешат.

«И если они, не раскаявшись, умрут, то попадут в ад», — утверждает он.

«Уйдя от меня, жена сожительствовала с другим и родила, — возмущается Валерий. — И кто-то на этот грех ее подтолкнул».

С 2013 года он судится (в церковном суде) со священниками, которые, по его мнению, способствовали развалу семьи.

Распался венчанный брак.. Есть ли шанс начать жизнь заново?

Венчание, или церковный брак – это обряд, который производится священнослужителем в храме.

Считается, что это священное Таинство объединяет души влюблённых, позволяет закрепить отношения мужа и жены на небесах и получить одобрение всевышнего на рождение детей.

Венчаться в церкви молодожёнов никто не обязывает. Совершать данный обряд или нет – решают будущие супруги, ведь с юридической точки зрения официальным, законным браком считается лишь процедура регистрация брака в органах ЗАГСа.

Более 2 столетий назад ситуация была иной. До 20 века в России именно церковный брак считался единственно законным, имел все юридические последствия.

Церковная практика брачного заключения была весьма строгой: помимо венчания, молодожёны проходили процедуру обручения, после чего иногда годами могли ждать священного Таинства. Сейчас эти 2 обряда соединены в одном чинопоследовании венчания.

Важно! Венчание — очень серьёзный и ответственный шаг. Решение молодожёнов о совершении священного обряда должно быть обоюдным и обдуманным.

Внимание

Я же больше не изменял, никогда не бил жену, не пьянствовал, все в дом! работал, заимели дачу- стали много времени проводить на земле, все 5лет жена сидела с ребёнком не работала. Обстировала, кормила, ухаживала.Потом интим стал другим, глаза у жены изменилисьЯ становился ей противен, говорила у нас нет семьи, мы не разговариваем совсем, ты сидишь за компьютером особенно зимой, все хуже и хуже отношения становились.Потом она собрала вещи, ребёнка и ушла.

Начала работать.Я думал перебесится и вернётся, звал её обратно.Сейчас 7 месяцев не живём вместе, ребёнка я вижу периодически, пока не изменял ей, деньги отдаю в срок.Жена говорит давай разведемся по человечески, и все, я не хочу с тобой больше ничего, ты для меня только отец ребенка.Я исповедовался в своих старых грехах т.к.

Важно

В настоящее время этот перечень оснований к расторжению брака дополняется такими причинами, как заболевание СПИДом, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа. В целях духовного воспитания брачующихся и содействия укреплению супружеских уз священники призываются к тому, чтобы в беседе, предшествующей совершению Таинства Брака, подробно разъяснять жениху и невесте идею нерасторжимости церковного брачного союза, подчеркивая, что развод как крайняя мера может иметь место только в случае совершения супругами деяний, которые определены Церковью как поводы для развода.

Согласие на расторжение церковного брака не может даваться ради угождения прихоти или для «подтверждения» гражданского развода.

Таинством в православии является придание духовности природным отношениям между представителями двух полов. Биологические отношения супругов должны превращаться во взаимное стремление к Богу и служение ему. Инициатива создания супружеского союза приветствуется православной церковью.

Брак, по своей сути, создается на всю жизнь. Его конечной целью, как и христианской жизни в целом, должно стать спасение души.

«Все! Я от тебя ухожу!»: 1638 венчаний и 901 развод

Поскольку такого понятия, как церковный развод после венчания, не существует, есть только понятие получения разрешения на повторный брак, то рассматривать этот вопрос следует с точки зрения получения благословения.

Причины для того, чтобы церковь признала брак недействительным:

  • измена одного из супругов;
  • смена религии одного из супругов;
  • вступление в другой брак;
  • аборт жены без согласия мужа при отсутствии медицинских показаний к прерыванию беременности;
  • венерические заболевания, такие как СПИД, сифилис и так далее;
  • попытка посягнуть на жизнь другого супруга;
  • исчезновение одного супруга на более, чем 3 года;
  • неспособность иметь детей вследствие самокалечения;
  • тяжелая форма наркомании, алкоголизма;
  • если супруг приговорен к лишению свободы за тяжкие преступления.

Причина должна быть доказана соответствующим документом или другим свидетельством, или справкой.

Супруги должны быть разведены в ЗАГСе, прежде чем получить разрешение

Для прошения нужно обратиться в местное Епархиальное управление, где подскажут, как правильно и на чье имя составить запрос.

Свечи, которые при венчании молодые держат в руках, называются венчальными. После совершения таинства их приносят домой и хранят вместе с иконами, которыми благословляли на брак молодых.

Венчальные свечи не являются святыней, поэтому никаких особенных обрядов делать не нужно

Свечи можно сжечь за молитвой или отнести в храм. Не возбраняется оставить их и хранить в шкатулке или рядом с иконами. Не стоит выбрасывать их или отдавать кому-то другому. Хотя приметы и суеверия, связанные со свечами, по большей части, выдумка, стоит найти им лучшее применение.

Рушник (полотенце) также можно пожертвовать храму, если оно неприятно напоминает о разрушенном браке.

Венчальными иконами называются парные иконы с изображением Пресвятой Богородицы и Иисуса Христа, которыми благословляют супругов при таинстве венчания.

Иконы можно пожертвовать храму, с указанием, что они венчальные. Но иконы никак не зависят от того, когда и при каких обстоятельствах они были приобретены. Ничто не мешает также молиться перед ними и зажигать свечи.

Если венчальные иконы не вызывают никаких печальных ассоциаций, то пусть остаются в доме, вместе с другими иконами, если таковые имеются

Что касается венчального кольца и платья, то опять же, можно оставить их себе или пожертвовать храму кольцо, платье перешить или отдать, а может даже и выбросить. Платье, кольцо – это просто вещи, памятные, но не обладающие никакой мистической силой. Они никоим образом не влияют на жизнь человека после развода.

Развестись после венчания сложно, но возможно. Конечно, стоит заранее осознавать, что таинство соединит вас с определённым человеком на всю жизнь, поэтому подходить к венчанию нужно осознанно. Если ошибка уже совершена, то дело церкви – помочь её исправить. Уважительные причины, искреннее раскаяние и желание жить в православной традиции позволят пережить развод с минимальными потерями, а «очищенные» бывшие супруги смогут спокойно двигаться к новому союзу.

Возможно ли развенчание церковного брака в Православии? Чтобы дать развёрнутый ответ на этот вопрос, необходимо рассказать о православном взгляде на брак. Мужчина и женщина созданы Творцом как два образа человеческого бытия. Они призваны восполнять другу друга и совместно духовно совершенствоваться. Для этого Всевышний и благословил людей вступать в брак. В этом состоянии супруги пребывают в тесной связи:

«Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут двое одна плоть» (Быт. 2:24).

“Дай душе волю – захочет и боле”. Когда распадается брак…

Венчание – это церковное Таинство, то есть священнодействие с незримым участием Самого Господа. В этом Таинстве Бог освящает брачный союз Своей благодатью. Таким образом, естественные отношения между мужчиной и женщиной обретают духовное измерение и брак становится ступенью на пути ко Господу. Образно это показано в Евангельском рассказе о чуде превращения воды в вино, совершённом Христом на свадьбе в Кане Галилейской (Ин. 2:1-11).

Венчание не подменяет собой брак, а дополняет его. Брак без Венчания не является блудом. Церковь настаивает на необходимости проведения Таинства. Но при этом признаёт невенчанный законный союз мужчины и женщины. Приведём слова протоиерея Димитрия Карпенко:

«Не венчанный, но зарегистрированный государством брак — есть брак, который Церковь уважает и не считает грехом».

Венчанием молодожёны словно приглашают Христа на свой праздник и просят благословить их совместную жизнь. Таинство укрепляет отношения и освящает их Божественной благодатью. Однако важно понимать, что оно не является сделкой с Богом и гарантией семейного счастья. Венчание не спасёт брак, если супруги не трудятся над самим собой и не стараются жить по-христиански.

Архимандрит Андрей (Конанос) сравнивает брак с горящей лампадой:

«Если не дольёшь в нее масла, то в скором времени она начнет мерцать и потухнет. Чтобы сохранить брак, необходимо работать над этим, необходимо этому способствовать».

Преподобный Паисий Святогорец учил:

«Супруги должны, насколько это возможно, возделывать добродетель любви, чтобы двое всегда были слиты воедино и чтобы вместе с ними пребывал Третий — наш Сладчайший Христос» («Слова», том 4).

Православная Церковь утверждает нерасторжимость брака. Господь заповедал: «что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19:6). Двое навсегда стали одной плотью и ничто не сможет это отменить. Их единство носит не столько психологический или социальный характер, сколько духовно-бытийный. Поэтому единобрачие в Православии является идеалом, к которому все мы призваны. По церковным канонам, священник может быть женатым лишь единожды, поскольку должен служить примером для прихожан.

Однако, даже в христианской среде некоторые семьи разрушаются. И нередко у бывших супругов возникает вопрос «Как развенчаться?». Выше уже было сказано, что совершённое Таинство отменить нельзя, поэтому «развенчание церковного брака» невозможно. В некоторых случаях Церковь может лишь признать церковный брак утратившим свою каноническую силу. Невиновная сторона при этом имеет право получить благословение на второй брак. Виновной же стороне это благословение может быть дано только при условии покаяния и выполнения епитимии. В крайних случаях допускается и третий брак, но не более. Благословение даётся только епархиальным архиереем.

В Ветхозаветные времена мужчина имел право законно развестись с женой по самому незначительному поводу. Достаточно было всего лишь написать разводное письмо. После исхода из Египта еврейский народ был испорчен язычеством и имел низкий духовной-нравственный уровень. Моисей был вынужден ввести закон о разводных письмах, чтобы хоть как-то поддерживать порядок.

В Новом Завете Господь отменяет это временное правило, чтобы вернуть человека к первоначальному Божественному замыслу о браке:

«Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так; но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» (Мф. 19:8-9).

В отличие от грубого ветхозаветного, обновлённый человек Нового Завета призван к любви и прощению. Поэтому Христос указывает лишь одно уважительное основание для развода – супружескую неверность, которая является страшным грехом.

Интимные отношения мужа и жены (пусть даже и невенчанных) делают их одним целым. Они скрепляют и развивают взаимную любовь двух людей. Если же один из супругов вступает в плотскую связь с посторонним человеком, он предаёт вторую половину и оскверняет свои тело и душу. Благословлённый Богом священный союз попирается в угоду эгоизму и похоти. Супружеская неверность растлевает душу, разрушает любовь и семью. Прелюбодеяние разрывает единение с Богом, и без покаяния душа грешника умирает для спасения:

«Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог» (Евр. 13:4).

В то же время измена не обязательно должна заканчиваться разводом. Протоиерей Сергий Гусельников отмечает:

«Есть случаи супружеской измены, которые всё же бывают поправимы. Совершивший измену осознаёт её как тяжкий грех, просит прощения и кается в этом грехе на Исповеди, обещая перед Богом больше не совершать предательства. И если вторая половина находит в себе душевные силы простить, принять покаяние, то семья восстанавливается. Хотя рана может остаться на всю жизнь. Мне такие случаи известны».

В течение веков Церковь, учитывая реалии нашей жизни, добавляла и другие причины для расторжения брака. Приведём основные из них, ориентируясь на положения Архиерейского Собора РПЦ 2017 года.

Отказ одного из супругов от православной веры. Это делает невозможной совместную жизнь супругов во Христе, ради которой было совершено Таинство. Также на этой почве могут возникнуть проблемы в воспитании детей.

Противоестественные пороки одного из супругов. То есть половые извращения, которые препятствуют христианской семейной жизни и считаются тяжким грехом.

Опасное для второй половины заболевание, а также хронический алкоголизм и наркомания. Как правило, всё это исключает нормальные супружеские отношения. Поэтому из милости к здоровым членам семьи Церковь может расторгнуть брак.

Семейное насилие также является веским поводом для развода. В этому случае существует угроза жизни и здоровью членам семьи.

Злонамеренный уход одного из супругов из семьи или же его безвестная пропажа на 3 года. В таких случаях Церковь проявляет снисхождение к оставшемуся в одиночестве члену семьи и констатирует расторжение фактически распавшегося брака.

Также уважительными причинами для развода Церковь считает намеренное прерывание женой своей беременности без согласия мужа или принуждение им к аборту. Искусственное прерывание беременности в христианстве рассматривается как тяжкий грех. Православная церковь учит, что душа у человека возникает в момент зачатия. Таким образом, аборт является убийством нерождённого ребёнка.

Согласно церковным канонам, брак прекращается и со смертью одного из супругов. Апостол Павел учил:

«Жена связана законом, доколе жив муж её; если же муж её умрёт, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе» (1Кор. 7:39).

Приведём слова протоиерея Павла Гумерова:

«Люди перестали видеть в семье высшую ценность. Все это усугубилось полной вседозволенностью и нравственной деградацией. Мы поддались духу времени, не хотим работать над собой, трудиться над своей семейной жизнью. Если Церковь просто ужесточит меры и сделает церковный развод очень трудным актом, думаю, это ничего не даст.

У христианского брака есть две стороны: духовная и гражданская, правовая. Одна без другой не существует. До революции и заключением браков, и разводами занималась Церковь. Сейчас – государство. Мы не можем не дать человеку развод, если его брак и де факто и де юре больше не существует».

Церковный брак: таинство обряда венчания и особенности жизни в духовном союзе

Расторжение церковного брака совершается в течение двух-трёх недель после официального гражданского развода. Бывшим супругам необходимо прийти в храм, где они венчались, и обратиться к совершившему Таинство священнослужителю. Если это не представляется возможным, то позволяется обратиться в любой другой храм.

Разведённые супруги представляют священнику необходимые документы с их копиями. Это паспорта, свидетельства о венчании и свидетельства о разводе. Священнослужителем проводится частная беседа с разведёнными. Он узнаёт причины их решения и рассказывает о его последствиях.

Далее супругам необходимо написать прошение на имя Управляющего Епархией. В документе обязательно нужно указать дату и место венчания, историю семейной жизни и причины, по которым супруги желают расторгнуть церковный брак. К прошению прилагается документ, в котором священнослужитель излагает личное отношение к данному случаю.

В течение 30 дней от Управляющего Епархией ко священнику приходит разрешение или отказ на расторжение церковного брака. Отказ даётся в том случае, если причины для церковного развода не являются достаточно вескими.

Обратившись к священнику с просьбой развенчать брак, вы должны привести ряд причин, доказывающих недопустимость проживания с супругом под одной крышей

Церковь примет во внимание ваше заявление, если:. Супруг вам изменил

В былые времена люди редко обращались в церковь с такой проблемой, потому что измена считалась большим позором. С точки зрения современной молодежи нет ничего зазорного в том, чтобы признать данный факт и разорвать отношения с недостойным человеком

Супруг вам изменил. В былые времена люди редко обращались в церковь с такой проблемой, потому что измена считалась большим позором. С точки зрения современной молодежи нет ничего зазорного в том, чтобы признать данный факт и разорвать отношения с недостойным человеком.

Мы знаем, что в начале 20 века верующие люди, и в частности, прихожане евангельских церквей подвергались жестоким гонениям. Мужчин-служителей расстреливали, отправляли в ссылки и лагеря, лишали возможностей для получения хорошего образования и карьерного роста. Это привело к тому, что в церквях количество женщин во много раз превышало количество мужчин. Учитывая, что церковь благословляла только браки с единоверцами, многие прихожанки так и оставались одинокими. Некоторые вступали в брак с «неверующими» без венчания, а потом возвращались с покаянием в церковь. В советском обществе разводы хоть и были, но считались чем-то неприличным, а в гонимой церкви, да еще и с огромным гендерным перекосом, они были практически немыслимы.

Как развенчаться в церкви если один из супругов против этого? Скорее всего, никак так как церковь с большей степенью вероятности будет против. Хуже всего, если одна из сторон, не получив благословения на повторное венчание обманет церковных служителей, и примет участие в данном таинстве. Это серьезный грех, и отвечать человек будет перед Богом.

Эта позиция просматривается в том, что священники не дают благословления на, а церковный развод не может быть раньше гражданского. Но даже в дореволюционное время было принято отпускать грех разрушения семьи и разрешать вступать в новый церковный брак невиновному супругу.

Конечно, каждый личность и на формирование характера влияют очень много различных факторов, но общие черты неизменны: Водолеи — творческие, девы — организованные, стрельцы — добрые. И не говорите, что вы этого не замечали. Каким бы категорическим не было ваше мнение относительно гороскопов, прочитав собственный вы хоть на долю секунды задумываетесь над тем, что вас ожидает.
Понятно, что в 90-е годы и в начале 2000-х было модно венчаться, часть людей так «по моде» и повенчались. Помню, в больших городских соборах венчание было поставлено «на конвейер», по несколько пар в день, я сам это видел. Венчание суеверно рассматривалось как гарантия счастливой семейной жизни.

Церковь не считает развод противоречащим православной доктрине, если супруг:

  • Отпал от православия (это сугубо религиозная причина и имеет принципиальное значение только для глубоко верующих людей, но вовлечение супруга в какие-либо экстремистские организации может затронуть даже самую светскую невоцерковленную семью);
  • Прелюбодействует, то есть изменяет второму супругу;
  • Имеет противоестественные пороки – мужеложство, женолюбство, скотоложство;
  • Неспособен к брачному сожитию вследствие врожденного или приобретенного порока здоровья или самоповреждения;
  • Болен проказой, сифилисом, СПИДом, алкоголизмом, наркоманией;
  • Безвестно отсутствует;
  • Осужден к лишению свободы за тяжкие преступления (дореволюционные церковные правила допускали расторжение брака с осужденным к лишению свободы и лишению прав состояния, но современные правила приведены в соответствие с нормами действующего уголовного права);
  • Посягает или посягал на жизнь и здоровье членов семьи (нанес им побои, увечья, причинил повреждение здоровья);
  • Занимается снохачеством (половая связь свекра с невесткой), сводничеством (содействие внебрачным половым связям других), извлекал выгод из непотребств супруга (такое случается, когда супруг понуждает другого супруга к занятиям проституцией, распространяет в целях извлечения выгоды фотографии и видеозаписи элементов половой жизни супруга);
  • Вступил в новый брак (вступить в брак юридически можно только после расторжения предыдущего брака согласно семейному законодательству, но развод по закону не отменяет венчания; а вот вступление супруга в новый брак исключает сохранение венчаного брака);
  • Неизлечимо болен тяжким душевным расстройством, устраняющим возможность продолжения брачной жизни;
  • Злонамеренно оставил супруга вследствие чего брачная жизнь стала невозможно.

В православии влюбленные люди иногда решают скрепить свой союз перед Богом и проводят обряд венчания. Но что делать, если семья распалась? Можно ли развенчаться?

Впервые список причин, дающих возможность православным прихожанам получить у церкви развод, был составлен в 1918 году. Со временем этот перечень был несколько расширен.

Для христианина – обязательный. Но если люди венчаются лишь в угоду каким-то традициям, а может, и моде, таинство не имеет смысла. Как нет смысла требовать венчания с людей неверующих. Благодать Божья дается исключительно по вере. Господь об этом прямо сказал: «Кто верует и крестится, тот спасен будет».

Я объясняю, что, вступая в венчанный брак, они публично обещали Богу и Церкви хранить любовь и верность друг другу всю жизнь, а тут – «здрасьте». Поэтому, я считаю, вопрос уместен: «Что у вас произошло?» Хотя бы потому, что они получат сейчас церковный развод с правом вступления во второй венчанный брак, и где гарантия, что печальная история не повторится? Жизнь не всегда складывается именно так, как хочется человеку. Браки и семьи распадаются по многим причинам. И если в мирской жизни проблем с разводом обычно не возникает, то после венчания пара может столкнуться с серьезными проблемами. Ведь это особое таинство, по поверьям, связывающее молодых на всю жизнь.

Развод после венчания. Можно ли развестись венчанным супругам?

В отличие от православия католическая церковь не позволяет разводиться обвенчанным парам. Однако в некоторых случаях церковный брак у католиков может быть признан недействительным. Основанием к аннулированию католического брака может послужить невыполнение кем-либо из супругов своих обещаний, данных им во время обряда венчания (несоблюдение верности, отсутствие поддержки и другое). Но католическая церковь даже при наличии объективных причин не спешит аннулировать брак. Расторжениями союзов занимается церковный трибунал, а сама процедура может растянуться на несколько лет. Супругам будут советовать не торопиться с разводом и направить все свои силы на примирение и продолжение семейной жизни. В случае признания трибуналом брака аннулированным супругам могут разрешить повторно венчаться или запретить, если на это будут основания.

Ислам не поощряет супружеский развод, считая его самым ненавистным для Аллаха поступком. Но несмотря на это, относится к нему вполне снисходительно. У мусульман получить развод после венчания проще всего мужчине. Для обретения свободы ему достаточно в присутствии свидетелей произнести особую формулу развода. При этом мужчине позволено не объяснять причин, по которым он оставил свою жену (хотя это в исламе не одобряется). Мусульманской женщине будет дан развод только в том случае, если она сможет представить доказательства того, что ее муж плохо выполнял свои обязанности. С одной и той же женой мусульманин может развестись и обвенчаться трижды, после чего она становится для него запретной. Сойтись с ней снова мужчина сможет только после того, как она выйдет замуж за другого мужчину и разведется с ним либо овдовеет.

К разводу после венчания иудаизм, как и остальные религии, относится негативно. Однако если муж и жена в равной степени стремятся к расторжению брака, они смогут сделать это без проблем. Перед обрядом венчания супруг обязан показать своей жене специальный документ (ктуба). В нем будут оговорены все условия будущего брака, включая возможный развод и финансовое обеспечение, которое супруг предоставит своей жене после расторжения брака. Развод после обряда венчания в еврейских семьях возможен только при согласии обеих сторон. В этом случае мужа и жену разведут без долгих проволочек. Получив на руки разводное письмо, каждый из супругов имеет право заключать новый брак перед Богом.

Как правило, в этом случае возможно снисхождение и таинство проводится по первому чину. Однако встречается мнение, что нужно поступать по строгости и если это второй брак хотя бы для одного, нужно употреблять второй чин венчания. По словам отца Алексея в практики ни так часто совершаются повторные церковные браки.

Многие молодые люди сегодня венчаются в церкви, а потом разводятся. Как церковь объясняет и объясняет ли последствия такого греха? Служит ли венчание гарантией долгого брака?
Разрушение церковного брака имеет страшные духовные последствия. Велико Таинство Брака. Сам Христос говорит о сочетающихся в браке: так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф. 19, 6). Духу Святому не угодно разрушение семьи. В семейной жизни должны проявлять терпение как супруг, так и супруга.

На самом деле в поисках нового мужа или жены нет никакого смысла. Люди мало отличаются друг от друга. Мужчины, которые постоянно ищут – живут с одной женой, потом с другой, с третьей, в итоге просто понимают, что жена – она и есть жена. Если в конце концов такой человек останавливает свой выбор на ком-то, это происходит не потому, что он нашел ту, что искал, а потому, что смирился.

Серьёзная и неизлечимая душевная болезнь и расстройство одного из супругов, когда партнёр не был осведомлён об этом.

В случае если доводы будут значимы, батюшке потребуются подтверждающие документы, а именно:

  • свидетельство о расторжении брака;
  • свидетельство о заключении церковного брака;
  • документ, подтверждающие безвестное отсутствие второй стороны, его недееспособность или отбывание наказание в исправительном учреждении (решение суда);
  • справки из лечебных учреждений;
  • иные документы.

Того, что вы называете «развенчанием», в нашей церковной традиции не существует.

В случае если доводы будут значимы, батюшке потребуются подтверждающие документы, а именно:

  • свидетельство о расторжении брака;
  • свидетельство о заключении церковного брака;
  • документ, подтверждающие безвестное отсутствие второй стороны, его недееспособность или отбывание наказание в исправительном учреждении (решение суда);
  • справки из лечебных учреждений;
  • иные документы.

Следовательно не имеет смысла говорить о духовных последствиях гражданского развода, раз для «гражданского брака» нет богословских, духовных оснований.

Что заставляет вас подавать на развод?» Некоторых этот вопрос удивляет и даже возмущает, потому что люди привыкли, что это их личное дело: захотел – женился, захотел – развелся. Зачем спрашивать?

Чтобы получить разрешение на повторный брак, необходимо указывать истинную причину для этого. Церковный суд рассматривает такое прошение и выносит свое суждение — можно повторно венчаться или нет.
Причем обряд венчания, когда он проводится не в первый раз, осуществляется по-другому. В первом венчании царит одна великая радость, произносятся прославления Богу за то, что Господь дал такую любовь. Если обряд проводится второй раз — большую часть обряда венчания составляют покаянные молитвы пред Богом, за то, что первый брак, на который просили благословления, был разрушен.

Любое использование материалов допускается только по согласованию с Редакцией с обязательной активной ссылкой на источник.

При венчании человек как бы обращается к богу: «Господи, вот моя жена, а ее привел к тебе, чтобы получить благословение на наш брак».

За годы советской власти в СССР выросло два поколения атеистов, для которых церковь была олицетворением мракобесия, что полностью соответствовало государственной идеологии. Однако после того как Советский Союз развалился, церковь начала переживать возрождение и многие бывшие атеисты вспомнили о православии.

— Сколько раз можно развенчиваться?

— Нет такого понятия – развенчание, есть чин второбрачия. Причем обряд венчания, когда он проводится не в первый раз, осуществляется по-другому. В первом венчании царит одна великая радость, произносятся прославления Богу за то, что Господь дал такую любовь. Если обряд проводится второй раз — большую часть обряда венчания составляют покаянные молитвы пред Богом, за то, что первый брак, на который просили благословления, был разрушен. Кроме того, на так называемых «второбрачных» раньше не возлагали венцов, в современном же чине венцы есть. Но если хотя бы один из супругов вступает в первый брак, то их венчают по чину для новобрачных.

— А третий церковный брак возможен?

— Третий брак дозволяется Церковью как очень большое снисхождение, а четвертый и последующие браки уже не признаются (50-е правило святителя Василия Великого «Томос единения»).

— Может ли быть основанием для расставания ситуация, когда супруги, как сейчас часто говорят, «не сошлись характерами»?

— Конечно, нет. Чтобы по-настоящему строить семью, нужно идти навстречу друг другу, и подчас убивать собственные желания. Вырастить любовь можно только через преодоления, испытания. «Не сошлись характерами» означает, что супруги не захотели идти навстречу друг другу. Церковь говорит: брак – это великий подвиг, более того – добровольное мученичество.

— Отец Георгий, как церковь и лично Вы относитесь к так называемым «гражданским» бракам, которых сегодня становится все больше?

— Отрицательно. Такой союз — это безответственные отношения между людьми. На юридическом языке он называется сожительством. «Гражданский брак» — выражение совершенно ложное. Настоящим же гражданским браком можно назвать только брак, зарегистрированный в ЗАГСе.

Если между супругами все-таки возникли непримиримые разногласия и было решено развестись, то необходимо обратиться в отдел ЗАГС, где будет пройдена формальная процедура расторжения брака.

Церковный же брак заключается не на бумаге, а перед Богом, именно перед ним супруги несут ответственность за свою семейную жизнь.

Для церкви, как для института, понятия «развенчание» не существует, так как она отрицает само понятие развода, ставя семью на первое место.

Развенчиваться — это значит заключать новый брак на небесах, венчаться повторно.

Вот хорошее видео о гражданском браке и развенчании.

Милостью Божией: как получить развод после венчания

Нелогично даже говорить о том, что распад христианской пары, особенно, если в ней уже растут дети, благословлен церковью, это чисто человеческое решение.

Иисус, живший как человек, видел воочию похотливую человеческую душу, оставил только одно условие прекращения взаимоотношений между мужем и женой — измена.

Таинство венчания — это завет любви, подписанный Самим Богом. Разорвать брачные отношения можно только после установления факта прелюбодеяния. При этом четко сказано, что вступать в союз с людьми, совершившими прелюбодеяние, означает покрыть себя грехом блуда. (Мат. 19:9)

Церковный союз основан на взаимоотношении жениха Иисуса и невесты Церкви.

Помните, если все ваши усилия по сохранению семейного очага не увенчались успехом, и вы ушли от венчанного супруга, следует начать искать спасение в молитве. Чаще молитесь о том, чтобы Бог даровал вам достойного партнера. Только тогда вы сможете встретить человека, с которым вновь обретете счастье и сможете начать новую счастливую жизнь. Всегда старайтесь максимально тщательно анализировать все свои прошлые ошибки дабы не повторить их вновь. Старайтесь быть более терпеливым к недостаткам вашего нового венчанного мужа или жены и храните любовь в своем сердце. В таком случае вы сможете пронести это чувство через года и вам не придется вновь задумываться о развенчании.

Церковь всегда отрицательно относилась к разводу, поэтому развенчаться намного сложнее, чем просто получить свидетельство о расторжении брака. Для этого шага должны очень веские причины. Документально они были установлены еще в начале прошлого века. Для того чтобы провести обряд развенчания, необходимо доказать следующие факты:

  • неверность одного из супругов;
  • принятие другой веры мужем или женой;
  • повторный брак при наличии уже существующего;
  • венерические заболевания, которыми может страдать один из супругов;
  • исчезновение мужа или жены на долгое время (пропажа без вести);
  • попытки на причинение вреда жизни членов семьи;
  • заключение одного из супругов в тюрьму;
  • невозможность к воспроизведению потомства на физиологическом уровне;
  • кровосмесительный брак.

На вопрос о том, сколько раз можно венчаться, церковь отвечает довольно однозначно. Если получить согласие на венчание во второй раз вы можете без особых проблем, то когда вы пойдете за разрешением на венчание в третий раз, на вас посмотрят откровенно осуждающе. Не исключено, что попытаются наставить на путь истинный, напомнив, что метаться от жены к жене (от мужа к мужу) не достойно истинно верующего человека.

Фактически, максимальное количество раз, которое человек может венчаться — три. Особенно, если вам еще не исполнилось 50 лет. Но третий раз могут и не благословить.

Особой формы прошения не установлено, поскольку само прошение не установлено никакими законами и документами. Однако она должна соответствовать основным правилам делопроизводства. Текст должен быть читабельным и точным, а ошибки, недочеты, помарки и прочие неточности не допускаются. Документ можно составить от руки либо напечатать (кому как удобнее). Два метода можно совместить и составить некий бланк, где вручную дописать недостающую информацию.

Прошение состоит из трех основных частей:

  1. Вводная часть:
  • информация о получателе документа (название священного учреждения, имя, чин и т.д.);
  • сведения о просителе (фамилия, имя, отчество, адрес регистрации (проживания) и контактный номер телефона);
  1. Основная часть:
  • сведения о бывших супругах (фамилия, имя, отчество);
  • дата венчания;
  • место венчания (город, наименование священного учреждения);
  • причина развенчания (указывается истинная причина, которая должна быть удовлетворительной для повторного венчания);
  • реквизиты свидетельства о разводе (серия, номер, код актовой записи);
  • сведения о новом супруге, с кем планируется провести обряд венчания во второй раз (фамилия, имя, отчество, причина брака).
  1. Заключительная часть:
  • дата написания;
  • подпись.

К прошению необходимо приложить следующие документы:

  • свидетельство о венчании (от первого брака);
  • свидетельство о расторжении брака;
  • справку-объяснение священника, который производил обряд венчания;
  • доказательства причин развода (справки и документы, имеющие юридическую значимость).

К последним можно отнести:

  • медицинскую справку о той или иной болезни, бесплодии либо аборте без согласия мужа;
  • справка из диспансера о том, что у второго супруга имеется алкогольная или наркотическая зависимость;
  • справка из судебных органов о признании второго супруга виновным в совершение противозаконных действий и назначение ему наказания в виде лишения свободы более чем на три года;
  • справка из ЗАГСа о том, что лицо признано пропавшим безвести;
  • свидетельство о смерти бывшего супруга;
  • прочие.

Важно! Все необходимые документы должны быть откопированы, и вместе с прошением представлены именно копии.

Развенчание церковного брака – возможно ли такое?

Что нужно чтобы развенчаться в церкви? Четкий план действий расписать нельзя, поскольку как таковой отдельной процедуры, предусматривающей развенчание брака, не существует. Кроме того, каждый обряд сугубо индивидуален и оригинален. Многие священнослужители и вовсе отрицают признание данной процедуры, поскольку считается, что брак, заключенный на небесах самый крепкий и нерушимый.

Однако на деле это совсем не так. Многие пары, не до конца осознавшие всю серьезность и ответственность обряда таинства, желают развестись и на небесах. Однако это невозможно. Возможно лишь создание новых уз, которое как бы и предполагает разрыв старых. Многие пары после официального документного развода и не задумываются о том, что их брак продолжает существовать. Однако особо верующие очень озадачены данным вопросом. Итак, что делать?

Повторное венчание, как и обычное, не проводится по вторникам, четвергам и субботам – делается это для того, чтобы брачная ночь не выпадала на постные дни.

Также вас не обвенчают в числа Великих постов или важных церковных праздников, в том числе двунадесятых, престольных и великих. Запрещено проводить обряд во время месячных невесты, так как в эти дни женщина в принципе не имеет права заходить под своды храма.

Совет! Уточните, подходит ли выбранная дата для венчания по церковному календарю или спросите у батюшки, который будет проводить обряд.

Вообще пообщаться со священником, которому вы доверите такое важное таинство, в любом случае стоит, так же как и посмотреть храм, ведь ему предстоит стать колыбелью вашей будущей семьи, а значит, он должен вызывать исключительно положительные эмоции.

В первую очередь расторгните предыдущий брак в загсе или через суд. Для расторжения церковного союза необходимо прийти в церковь, в которой вы венчались, или же в ту, что посещаете, и попросить адрес и имя архиерея вашей епархии, если они вам неизвестны.

Перечень документов вам назовут там же, обычно это свидетельство о расторжении брака, свидетельство о повторной регистрации, в случае болезни предыдущего супруга – медицинская справка, в иных ситуациях – другие подтверждающие документы.

Пишите письмо максимально искренне, но со смирением – попытки перевалить всю ответственность на вторую сторону или обелить себя в глазах владыки не приведут ни к чему хорошему. При спорных ситуациях можно попросить также о личной встрече.

Далее остаётся только ждать вердикта. Если архиерей решит, что ваши причины достаточно уважительны, то вы получите благословение как на расторжение предыдущего брака, так и на второе венчание. Скорее всего, дополнительно будет назначено покаяние, исповедь, епитимья того или иного рода – пост, чтение молитв, паломничество.

Перед самим венчанием обязательно посетите исповедь, а также минимум три дня питайтесь постной пищей и избегайте с супругом интимных отношений. Это поможет очиститься и настроиться на необходимый духовный лад.

Большинство разведенных пар все же не опускают руки, находят свои вторые половинки и хотят пережить таинство венчания еще раз. Позиция церкви по вопросу повторного венчания — в видео:

До переворота 1917 г. культурные основы русского человека во многом опирались на принципы, заложенные в процессе становления православной церкви. Роль церкви в качестве регулятора общественной жизни в прежние времена была более сильной.

Прежде всего, это проявлялось в том, что браки заключались преимущественно в лоне церкви, и венчание в таком случае было обязательным. В современном обществе все изменилось, брачные отношения поменяли свое качество и на венчание решается далеко не каждая пара.

Тем более что количество разводов увеличивается с каждым годом. А как быть, если пара была обвенчана? Возможен ли церковный развод?

Обряд венчание – это невероятно красивая и глубокая по своей сути церемония. Но, к сожалению, не все пары воспринимают это таинство со всей ответственностью. Считается, что браки заключаются на небесах и после венчания пара соединяется невидимыми узами на всю оставшуюся жизнь.

Согласно церковным канонам невозможно развести людей, чей союз заключен на небесах. Церковный брак невозможно прекратить, поэтому процедуры развенчания не существует. Однако после официального развода и при заключении нового брака, вы можете попросить благословения на союз с новым избранником.

Перед тем, как решиться на это, вам нужно быть уверенным в том, что вы не сможете сохранить вашу семью. Для того чтобы получить разрешение на расторжение обряда венчания, вам нужно обратиться в областную Епархию. И только после того, как там вы получите благословение на союз с новым партнером, вас смогут обвенчать. С этой просьбой можно будет обратиться в любой храм.

«Развода нет». Как возможны развенчание и новый брак

Причины для развенчания должны быть действительно серьезными, ваши личные недопонимания с супругом не являются основанием для столь важной процедуры. Священнослужитель просто не воспримет вас в серьез. Основаниями для развенчания могут быть:

Основаниями для развенчания могут быть:

1. Измена супруга. Если супруг постоянно изменяет или живет на две семьи;

2. Насилие в семье. Супруг избивает жену и детей;

3. Признание супруга недееспособным. Это может быть основанием, но с точки зрения православной этики, этот поступок не является гуманным. Получается, что вы бросаете человека в беде и не хотите ему помочь;

4. Супруг решил поменять вероисповедание, например, принял ислам;

5. Сокрытие супругом ВИЧ-инфекции или венерического заболевания;

6. Совершение супругом тяжкого уголовного преступления;

7. Супруг признан пропавшим без вести уже более 5 лет;

8. Супруг стал наркоманом или алкоголиком.

Благословение на новый брак дается только тому, кто неповинен в разрушении семьи. К каждому конкретному случаю церковь подходит индивидуально. Батюшка может посчитать, что оснований недостаточно и отказать в развенчании. По церковным канонам брак может быть заключен не более трех раз.

Прежде чем, обращаться в церковь с просьбой о развенчании, вам нужно всеми силами постараться сохранить семью. Только после того, как вы будете уверены, что спасти семью не удастся, вы можете начать задумываться о развенчании брака. Однако стоит помнить, что такой процедуры как таковой не существует, но существует благословение на новый брак.

Если вы просто не сошлись характерами, постоянно конфликтуете и спорите – это не будет считаться серьезной причиной для развенчания.

К сожалению, многие пары воспринимают венчание просто как красивую традицию и не задумываются о том смысле, который смысл заложен в этом таинстве. Венчание связывает людей на всю жизнь и соединяет их на небесах после смерти.

Церковь – это не зал судебного заседания. Поэтому отнеситесь к этому шагу со всей глубиной вашей души.

На практике развенчивания не существует. Супруги разводятся в ЗАГСе, согласно законам, и живут порознь. Если один из супругов захочет венчаться повторно, то ему нужно подать прошение архиерею на разрешение на повторный брак.

Таким образом, ответ на вопрос можно ли венчаться второй раз после развода – да, можно, с разрешения церкви. Венчаться можно до трех раз. Но причины для расторжения брака, согласно церковным уставам, должны быть весомыми. Повод вроде «не сошлись характерами» не подойдет.

Церковь относится крайне негативно к любому разводу, считая это трагедией и своеобразной смертью семьи. Особенно, если это венчанный брак. Но в любом случае, если семейная жизнь оказывается невозможной для одного или обоих супругов, то развод неизбежен.

Последствия такого непростого решения могут быть тяжелыми, но это вопрос совести каждого из супругов. Церковь не накладывает на разведенных никакого презрения или наказания – это личное дело каждого, и отвечать они будут перед собой и перед Богом. Важный вопрос, который должны задать себе люди, собирающиеся развестись – можно ли сохранить семью или это невозможно.

завести свой онлайн дневник »
новые дневники »

  • 0
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • A
  • B
  • C
  • D
  • E
  • F
  • G
  • H
  • I
  • J
  • K
  • L
  • M
  • N
  • O
  • P
  • Q
  • R
  • S
  • T
  • U
  • V
  • W
  • X
  • Y
  • Z
  • А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Е
  • Ё
  • Ж
  • З
  • И
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Ш
  • Щ
  • Э
  • Ю
  • Я


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *