Памятка бухгалтера издана УФССП России по Республике Карелия (далее Управление), которое действует на основании Положения о территориальном органе Федеральной службы судебных приставов России, утвержденном приказом Министерства юстиции России от 09.04.2007 № 69. При использовании Памятки бухгалтеру необходимо иметь ввиду, что согласно Положения Управлению не предоставлено право разъяснения законодательства.
В соответствии со ст. 12 ФЗ «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 № 229-ФЗ (далее Закон) предусмотрен перечень исполнительных документов:
— исполнительные листы, выданные судами общей юрисдикции и арбитражными судами;
— судебные приказы;
— нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов или их нотариально удостоверенные копии;
— акты органов, осуществляющих контрольные функции о взыскании денежных средств;
— судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях;
— постановления судебного пристава-исполнителя;
— акты других органов в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Для удержания денежных сумм в бухгалтерию предприятия могут поступить:
1. от судебного пристава-исполнителя: постановление и копия исполнительного документа, перечисленного в ст. 12 Закона (в соответствии со ст. 98 Закона взыскание на заработную плату и иные виды доходов должника обращается при исполнении исполнительных документов, содержащих требования о взыскании периодических платежей; о взыскании суммы, не превышающей 10 000 рублей; при отсутствии или недостаточности у должника денежных средств и иного имущества для исполнения требований исполнительного документа в полном объеме);
2. от взыскателя: заявление об удержании суммы долга и исполнительный документ, перечисленный в ст. 12 Закона (в соответствии со ст.9 Закона взыскателем могут быть предъявлены исполнительные документы о взыскании периодических платежей; о взыскании денежных средств, не превышающих в сумме двадцати пяти тысяч рублей);
3. от должника: заявление на имя руководителя организации об удержании суммы долга, например: об удержании алиментов.
Судебный пристав-исполнитель при направлении исполнительных документов в бухгалтерию предприятия направляет реквизиты лицевого или расчетного счета взыскателя для перечисления денежных средств. В случае возвращения перечисляемых денежных средств в связи с выбытием адресата, изменением реквизитов счета бухгалтерия вправе не востребованные денежные средства перечислять на лицевые счета учета денежных средств, поступающих во временное распоряжение подразделений судебных приставов.
В соответствии с «Положением о документах и документообороте в бухгалтерском учете», утв. Минфином СССР от 29.07.1983 № 105, поступившие исполнительные документы необходимо хранить в сейфах, металлических шкафах или специальных помещениях, позволяющих обеспечить сохранность этих документов.
При поступлении документов из службы судебных приставов бухгалтеру необходимо учитывать следующее:
1) в соответствии со ст. 6 Закона требования судебного пристава-исполнителя обязательны на территории РФ для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций.
2) недопустимо самостоятельно вносить изменения в исполнительные документы и постановление судебного пристава-исполнителя по удержанию долга из заработной платы.
3) в соответствии со ст.102 Закона размер задолженности по алиментам определяется в постановлении судебного пристава-исполнителя, исходя из размера алиментов, установленного судебным актом или соглашением об уплате алиментов. Размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в долях к заработку должника, определяется исходя из заработка и иного дохода должника за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось. Если должник в этот период не работал либо не были представлены документы о его доходах за этот период, то задолженность по алиментам определяется исходя из размера среднемесячной заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности. В случае, когда определенный судебным приставом-исполнителем размер задолженности по алиментам нарушает интересы одной из сторон исполнительного производства, сторона, интересы которой нарушены, вправе обратиться в суд с иском об определении размера задолженности. Аналогичные нормы установлены ч. 3 ст. 113 Семейного кодекса РФ, в которых указано, что размер задолженности определяется судебным исполнителем исходя из размера алиментов, определенного решением суда или соглашением об уплате алиментов.
4) в соответствии с налоговым законодательством размер удержания из заработной платы и иных видов доходов должника исчисляется из суммы, оставшейся после удержания налогов.
5) при исполнении исполнительного документа (нескольких исполнительных документов) с должника-гражданина может быть удержано не более 50% заработной платы и иных доходов, за исключением алиментов на несовершеннолетних детей, возмещения вреда, причиненного здоровью, возмещения вреда в связи со смертью кормильца, возмещения ущерба, причиненного преступлением. В этих случаях размер удержаний из заработной платы и иных доходов должника не может превышать 70%. (ч.ч. 2 и 3 ст. 99 Закона).
В ст. 138 Трудового кодекса РФ указано, что общий размер всех удержаний при каждой выплате заработной платы не может превышать 20 процентов, а в случаях, пред��смотренных федеральными законами, — 50 процентов заработной платы, причитающейся работнику.
(далее…)