Организационно правовых форм на 2019 год

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Организационно правовых форм на 2019 год». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

1 00 00 Организационно-правовые формы юридических лиц, являющихся коммерческими корпоративными организациями
2 00 00 Организационно-правовые формы юридических лиц, являющихся некоммерческими корпоративными организациями
3 00 00 Организационно-правовые формы организаций, созданных без прав юридического лица
4 00 00 Организационно-правовые формы международных организаций, осуществляющих деятельность на территории российской федерации
5 00 00 Организационно-правовые формы для деятельности граждан (физических лиц)
6 00 00 Организационно-правовые формы юридических лиц, являющихся коммерческими унитарными организациями
7 00 00 Организационно-правовые формы юридических лиц, являющихся некоммерческими унитарными организациями

ОКОПФ — Общероссийский классификатор организационно-правовых форм

Наименование:
Общероссийский классификатор организационно-правовых форм
Аббревиатура:
ОКОПФ
Обозначение:
ОК 028-2012
По-английски:
Russian classification of organisational and legal forms
Ответственный:
Росстат
Основание:
Приказ Росстандарта от 16.10.2012 № 505-ст
Дата введения:
01.01.2013
Дата окончания:
не установлена (нет приказа об отмене классификатора или его замене новым)
Последнее изменение:
№ 4, действует с 1 января 2019 г
Основание изменения:
Приказ Росстандарта от 24.10.2018 N 839-ст

Принят взамен ОКОПФ (ОК 028-99).

Список документов о введении в действие, отмене классификатора, внесении важных правок. Обратите внимание, что показаны не все официальные документы по классификатору, а только наиболее значимые.

  1. Приказ Росстандарта от 16 октября 2012 года №505-ст
    Принять ОКОПФ (ОК 028-2012) с датой введения в действие 1 января 2013 года взамен ОКОПФ (ОК 028-99).

Приказы, касающиеся изменений в классификаторе (добавления, удаления и корректировки данных), перечислены во вкладке списка изменений.

По классификатору ОКОПФ пока нет комментариев пользователей.

Оставьте комментарий, если 1) у вас есть дополнительная информация по классификатору, 2) заметили ошибки и неточности на сайте, 3) хотите задать вопрос, ответ на который могут дать другие пользователи сайта.

Все поля формы обязательны для заполнения. При отправке сообщения Вы соглашаетесь с условиями Политики конфиденциальности.

Организационно-правовые формы юридического лица – это формы деятельности, которые закреплены непосредственно законодательством страны и определяют права, обязанности и порядок распоряжения активами юридического лица.

Применяемая в России система организационно-правовых форм отражена в Гражданском кодексе РФ, а также в вытекающих из него нормативных актах. Каждая организационно-правовая форма организаций предполагает конкретный перечень обязательств, устанавливает право сделок от лица организации, задает управленческую структуру и прочие элементы функционирования предприятий.

От того, какой вид организационно-правовой формы присутствует у компании, и происходит ее классифицирование. Абсолютно все виды ОПФ прописаны в законодательной базе РФ. Они регламентированы ГК РФ. Именно здесь можно найти определение форм организаций.

Согласно ГК РФ в данный момент различают коммерческие и некоммерческие компании.

Перечень и описание применяемых в Российской Федерации организационно-правовых форм закреплен в нормах Гражданского Кодекса РФ и соответствующих нормативных актах.

В Российской Федерации действует общероссийский классификатор организационно-правовых форм (ОКОПФ). К хозяйствующим субъектам в ОКОПФ относятся любые юридические лица, а также организации, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, и индивидуальные предприниматели.

В общероссийском классификаторе организационно-правовых форм (ОКОПФ) (ОК 028-99 (в ред изменения № 1/99)) каждой организационно-правовой форме соответствует двухразрядный цифровой код, наименование организационно-правовой формы, алгоритм сбора.

С 01.01.2013 года принята и введена в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 16 октября 2012 г. № 505-ст новая версия Общероссийского классификатора организационно-правовых форм (ОКОПФ) ОК 028-2012 взамен Общероссийского классификатора организационно-правовых форм (ОКОПФ) ОК 028-99.

В зависимости от того, какой деятельностью занимается компания, его ОПФ должны обязательно содержать в себе:

  1. Тип компании.

  2. Обязательно определение организации. Что это за организация, с образованием или без образования юридического лица.

  3. Какой собственностью является это предприятие – государственной или частной.

  4. Какой вид у данной компании. Унитарный или государственный вид.

Одним из главных критериев предприятий является классификация по целям деятельности. Отметим, что субъектами деятельности могут быть:

  • физические лица (ИП – индивидуальные предприниматели, без образования юридического лица);

  • юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации).

Гражданский кодекс РФ включает две основные формы ведения предпринимательской деятельности: коммерческие компании и некоммерческие организации. Поскольку юридические лица могут разделяться на коммерческие компании и некоммерческие организации, то цели могут здесь различаться. То есть целями может являться:

  • Получение прибыли — для коммерческих фирм;

  • Общественные интересы, образование, просвещение и пр. — для некоммерческих организаций.

Таким образом, две основные формы ведения предпринимательской деятельности- это:

1. Коммерческие компании.

Для коммерческих организаций основной целью является получение прибыли с ее последующим распределением между участниками.

Основными видами коммерческих организаций являются:

  • хозяйственные товарищества,

  • хозяйственные общества,

  • производственные кооперативы,

  • унитарные предприятия.

2. Некоммерческие организации.

Некоммерческие организации создаются ради других целей и не преследуют получение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. А если прибыль и возникает, то она не распределяется между учредителями, а тратится на уставные цели. К таким целям, как правило, относят: социальные, культурные, образовательные, духовные, благотворительные и другие виды целей.

Некоммерческие организации имеют право заниматься предпринимательской деятельностью только если данная деятельность направлена на достижение целей организации.

Организационно-правовые формы для ведения частного бизнеса в РФ

В законодательно закрепленную систему организационно-правовых форм входят:

  • две формы предпринимательской деятельности (без образования юридического лица);

  • 7 разновидностей организаций коммерческого характера;

  • 7 видов организаций некоммерческого характера.

Согласно ГК РФ возможны следующие организационно-правовые формы собственности:

  • хозяйственные товарищества;

  • хозяйственные общества;

  • производственные кооперативы;

  • унитарные предприятия.

На практике используются такие виды ОПФ коммерческих образований: общества, товарищества, унитарные предприятия, кооперативы.

В некоммерческих образованиях выделяют такие типы: кооператив, общественная организация, различные фонды, товарищества, ассоциации.

КОЛЛЕГИЯ ЕВРАЗИЙСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОМИССИИ

РЕШЕНИЕ

от 2 апреля 2019 года N 54

О классификаторе организационно-правовых форм хозяйствования в рамках Евразийского экономического союза

В целях реализации пунктов 4 и 7 Протокола об информационно-коммуникационных технологиях и информационном взаимодействии в рамках Евразийского экономического союза (приложение N 3 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года) и в соответствии с подпунктом «а» пункта 8 Положения о единой системе нормативно-справочной информации Евразийского экономического союза, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 17 ноября 2015 г. N 155, Коллегия Евразийской экономической комиссии

решила:

1. Утвердить прилагаемый классификатор организационно-правовых форм хозяйствования в рамках Евразийского экономического союза.

2. Включить классификатор организационно-правовых форм хозяйствования в рамках Евразийского экономического союза в состав ресурсов единой системы нормативно-справочной информации Евразийского экономического союза.

3. Настоящее Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования

Председатель Коллегии

Евразийской экономической

комиссии

Т.Cаркисян

УТВЕРЖДЕН

Решением Коллегии

Евразийской экономической

комиссии от 2 апреля 2019 года N 54

Классификатор организационно-правовых форм хозяйствования в рамках Евразийского экономического союза

1. Детализированные сведения из классификатора организационно-правовых форм хозяйствования в рамках Евразийского экономического союза (далее — классификатор) в части кодов и наименований разделов классификатора, кодов и наименований групп, подгрупп и видов организационно-правовых форм хозяйствования представлены в таблице 1.

Общероссийский классификатор организационно-правовых форм (ОКОПФ) ОК 028-2012

4. Настоящий раздел определяет структуру и реквизитный состав классификатора, в том числе области значений реквизитов и правила их формирования.

5. Структура и реквизитный состав классификатора приведены в таблице 5, в которой формируются следующие поля (графы):

«область значения реквизита» — текст, поясняющий смысл (семантику) элемента;

«правила формирования значения реквизита» — текст, уточняющий назначение реквизита и определяющий правила его формирования (заполнения), или словесное описание возможных значений реквизита;

«мн.» — множественность реквизита (обязательность (опциональность) количество возможных повторений реквизита).

6. Для указания множественности реквизитов передаваемых данных используются следующие обозначения:

1 — реквизит обязателен, повторения не допускаются;

n — реквизит обязателен, должен повторяться n раз (n > 1);

1..* — реквизит обязателен, может повторяться без ограничений;

n..* — реквизит обязателен, должен повторяться не менее n раз (n >1);

n..m — реквизит обязателен, должен повторяться не менее n раз и не более m раз (n > 1, m > n);

0..1 — реквизит опционален, повторения не допускаются;

0..* — реквизит опционален, может повторяться без ограничений;

0..m — реквизит опционален, может повторяться не более m раз (m > 1).

Приложение

к классификатору организационно-

правовых форм хозяйствования

в рамках Евразийского экономического союза

Порядок ведения и применения классификатора организационно-правовых форм хозяйствования в рамках Евразийского экономического союза

(в ред. Изменения 1/2013 ОКОПФ, утв. Приказом Ростехрегулирования от 28.06.2013 N 266-ст, Изменения 2/2014 ОКОПФ, утв. Приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 2011-ст, Изменения 3/2018 ОКОПФ, утв. Приказом Росстандарта от 16.10.2018 N 781-ст, Изменения 4/2018 ОКОПФ, утв. Приказом Росстандарта от 24.10.2018 N 839-ст)

Основанием для разработки новой версии Общероссийского классификатора организационно-правовых форм является постановление Правительства Российской Федерации от 2 октября 2006 г. N 595 «О федеральной целевой программе «Развитие государственной статистики России в 2007 — 2011 годах»

РАЗРАБОТАН Управлением организации статистического наблюдения и контроля Росстата, Главным межрегиональным центром обработки и распространения статистической информации Росстата

ПРЕДСТАВЛЕН Федеральной службой государственной статистики

ВНЕСЕН Управлением развития, информационного обеспечения и аккредитации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 16 октября 2012 г. N 505-ст

ВВЕДЕН ВЗАМЕН Общероссийского классификатора организационно-правовых форм ОК 028-99

Дата введения 2013-01-01

Общероссийский классификатор организационно-правовых форм (ОКОПФ) входит в состав национальной системы стандартизации Российской Федерации.

ОКОПФ разработан на основе российского законодательства и предназначен для классификации, систематизации, структурирования и идентификации организационно-правовых форм.

ОКОПФ используется при решении задач, связанных с:

формированием и сопряжением государственных информационных систем и ресурсов;

разработкой официальной статистической информации в рамках организационно-правовых форм;

государственным управлением и регулированием в системе налогообложения и других сферах экономики;

обеспечением межведомственного информационного обмена;

анализом и прогнозированием социально-экономических процессов и явлений.

Объектами классификации в ОКОПФ являются организационно-правовые формы юридических лиц, являющихся коммерческими или некоммерческими организациями; организаций, созданных в соответствии с законодательством без прав юридического лица, и международных организаций, а также граждан, осуществляющих коммерческую деятельность или деятельность, не отнесенную законодательством к предпринимательству.

Под организационно-правовой формой понимается способ закрепления (формирования) и использования организацией имущества и вытекающие из этого ее правовое положение и цели предпринимательской деятельности.

Исходя из способа закрепления имущества и целей предпринимательской деятельности, юридические лица разделяются на организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации), либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).

Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. (в ред. Изменения 2/2014 ОКОПФ, утв. Приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 2011-ст)

Абзац. — Исключен. (в ред. Изменения 2/2014 ОКОПФ, утв. Приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 2011-ст)

Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах: (в ред. Изменения 2/2014 ОКОПФ, утв. Приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 2011-ст)

— потребительских кооперативов, к которым относятся в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы; (в ред. Изменения 4/2018 ОКОПФ, утв. Приказом Росстандарта от 24.10.2018 N 839-ст)

— общественных организаций, к которым относятся в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), общественные движения, органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления; (в ред. Изменения 2/2014 ОКОПФ, утв. Приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 2011-ст)

— ассоциаций (союзов), к которым относятся в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные, нотариальные и адвокатские палаты; (в ред. Изменения 2/2014 ОКОПФ, утв. Приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 2011-ст)

— товариществ собственников недвижимости, к которым относятся в том числе товарищества собственников жилья, садоводческие или огороднические некоммерческие товарищества; (в ред. Изменения 4/2018 ОКОПФ, утв. Приказом Росстандарта от 24.10.2018 N 839-ст)

— казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации; (в ред. Изменения 2/2014 ОКОПФ, утв. Приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 2011-ст)

Виды организационно-правовых форм предприятий в РФ

(в ред. Изменения 2/2014 ОКОПФ, утв. Приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 2011-ст, Изменения 4/2018 ОКОПФ, утв. Приказом Росстандарта от 24.10.2018 N 839-ст)

Организационно-правовыми формами юридических лиц, являющихся коммерческими корпоративными организациями, признаются организационно-правовые формы, в которых создаются юридические лица, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (ГК РФ, ст. 50, п. 1) и учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формирования их высшего органа (ГК РФ, ст. 65.1, п. 1).

Хозяйственными товариществами признаются корпоративные коммерческие организации с разделенным на вклады участников складочным капиталом.

Хозяйственные товарищества могут создаваться в организационно-правовой форме полного товарищества или товарищества на вере (коммандитного товарищества) (ГК РФ, ст. 66).

Хозяйственные товарищества не могут быть реорганизованы в некоммерческие организации, а также в унитарные коммерческие организации (ГК РФ, ст. 68).

Полными признаются товарищества, участники которых (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом (ГК РФ, ст. 69).

Товариществами на вере (коммандитными товариществами) признаются товарищества, в которых наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников-вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности (ГК РФ, ст. 82).

Хозяйственными обществами признаются корпоративные коммерческие организации с разделенным на доли учредителей уставным капиталом.

Хозяйственные общества могут создаваться в организационно-правовой форме акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью (ГК РФ, ст. 66).

Хозяйственные общества не могут быть реорганизованы в некоммерческие организации, а также в унитарные коммерческие организации (ГК РФ, ст. 68).

Акционерными обществами признаются хозяйственные общества, уставный капитал которых разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций (ГК РФ, ст. 96).

Публичными акционерными обществами являются акционерные общества, акции которых и ценные бумаги которых, конвертируемые в их акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах (ГК РФ, ст. 66.3).

Публичное акционерное общество обязано представить для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о фирменном наименовании общества, содержащем указание на то, что такое общество является публичным (ГК РФ, ст. 97).

Непубличными акционерными обществами признаются акционерные общества, чьи акции и ценные бумаги публично не размещаются (путем открытой подписки) и не обращаются (ГК РФ, ст. 66.3).

Обществами с ограниченной ответственностью признаются созданные одним или несколькими лицами хозяйственные общества, уставный капитал которых разделен на доли; участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей в уставном капитале общества (Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», ст. 2).

(в ред. Изменения 2/2014 ОКОПФ, утв. Приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 2011-ст, Изменения 4/2018 ОКОПФ, утв. Приказом Росстандарта от 24.10.2018 N 839-ст)

В основу классификации институциональных секторов экономики положены общие принципы, критерии и понятия СНС-2008, адаптированные к условиям организации экономики Российской Федерации с учетом национального законодательства.

Понятия и определения, приведенные ниже, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, определяются исключительно в целях статистики и применения настоящего Приложения.

Понятия и термины, используемые в настоящем Приложении, по которым не установлены определения, применяются в том значении, в каком они используются в гражданском, бюджетном и других отраслях законодательства Российской Федерации.

Критерии отнесения институциональных единиц к тому или иному институциональному сектору экономики определяются Федеральной службой государственной статистики по данным об их экономической деятельности за каждый отчетный год и применяются с учетом их сохранения в течение трех лет подряд.

Классификация институциональных секторов экономики (КИСЭ) представляет собой стандартное инструментальное средство систематизации и структурирования информации в соответствии с международными правилами и является составной частью нормативно-справочной информации, в том числе для использования в системе государственной статистики.

Основанием для разработки КИСЭ являются:

а) Распоряжение Правительства Российской Федерации от 02.12.2013 N 2242-р о разработке, принятии и введении в действие приложения к Общероссийскому классификатору организационно-правовых форм, содержащего классификацию институциональных секторов экономики;

Международные договоры, регламентирующие представление согласованных данных по СНС-2008:

— Меморандум о взаимопонимании между Государственным комитетом Российской Федерации по статистике и Директоратом статистики Организации экономического сотрудничества и развития о направлениях совместной деятельности (Москва, 22.10.2001);

— Меморандум о взаимопонимании между Федеральной службой государственной статистики Российской Федерации и Европейской комиссией (Евростат) по обмену статистическими данными (Нью-Йорк, 27.02.2013).

1.1 Экономическая территория Российской Федерации — находящаяся под административным управлением Правительства Российской Федерации географическая территория страны, в пределах которой обеспечено свободное передвижение граждан, товаров и капитала.

В экономическую территорию Российской Федерации входят также острова, воздушное пространство, территориальные воды и континентальный шельф, расположенный в международных водах, в отношении которых распространяется юрисдикция Российской Федерации, «территориальные анклавы» в странах остального мира, т.е. четко очерченные части территорий других стран, используемые Правительством Российской Федерации на условиях аренды или права собственности для дипломатических, военных, научных или других целей с официального политического согласия органов государственного управления страны, на территории которой они фактически расположены. На них размещаются и осуществляют свою деятельность посольства, консульства, торговые и другие представительства Российской Федерации за рубежом.

1.2 Институциональная единица относится к резидентам Российской Федерации, если преобладающий центр ее экономических интересов находится на экономической территории Российской Федерации, т.е. когда она в течение года и более осуществляет свою экономическую деятельность на экономической территории Российской Федерации.

Фактическое или предполагаемое место пребывания в течение одного года используется в качестве практического правила; выбор одного года в качестве критерия является условным, он принят для того, чтобы содействовать достижению международной согласованности.

Определение резидента Российской Федерации соответствует Федеральному закону от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», за исключением определения резидентства филиалов единицы-нерезидента.

К резидентам Российской Федерации, помимо юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, относятся на территории Российской Федерации посольства, военные базы, научные станции и прочие единицы резидентов за рубежом. Кроме того, студенты — граждане Российской Федерации, обучающиеся за рубежом, всегда остаются резидентами Российской Федерации.

Филиалы и представительства иностранных юридических лиц, а также субъекты хозяйственной деятельности (хозяйствующие единицы), которым соответствует форма собственности «Собственность российских граждан, постоянно проживающих за границей», осуществляющие свою экономическую деятельность в Российской Федерации, относятся к резидентам Российской Федерации.

(справочная информация к Классификации институциональных секторов экономики)

Экономика в целом включает все институциональные единицы — резиденты Российской Федерации.

Общероссийский классификатор организационно-правовых форм (ОКОПФ)

Определение 4

Хозяйственным товариществом называется объединение физических лиц, которые непосредственно участвуют в деятельности предприятия и владеют долями в совместном (складочном) капитале. Участники такой формы предприятия не могут быть участниками иных объединений.

Различают следующие виды хозяйственных товариществ:

  1. Полное товарищество – объединение, участники которого (так называемые полные товарищи) осуществляют предпринимательскую деятельность только от имени предприятия. В случае, когда имущества объединения недостаточно для погашения долговых обязательств перед кредиторами, последние имеют законное право требовать погашения долгов за счет личного имущества участников. Если кто-то из участников выходит из объединения, он продолжает нести ответственность за выполнение обязательств, возникших в период его участия в объединении, на протяжении 2 лет с момента сдачи финансовой отчетности за год выбытия. Прибыль и убытки при такой форме предприятия разделяются между участниками согласно долям в капитале.
  2. Товарищество на вере (так называемое коммандитное) – при такой организационной форме предприятия участниками могут быть вкладчики, не принимающие непосредственного участия в деятельности предприятия и несущие риски только в пределах суммы вложенного капитала.
Определение 5

Хозяйственным обществом называется объединение физических лиц, вкладывающих денежные средства в общий капитал; при этом учредители не обязаны принимать участие в деятельности объединения и могут осуществлять взносы и в другие объединения.

Различают следующие виды хозяйственных обществ:

  1. Общество с ограниченной ответственностью – объединение, созданное одним или несколькими участниками, владеющими долями в уставном капитале общества. Размер долей закреплен в учредительных документах, ответственность каждого участника общества за результаты деятельности предприятия определяется и ограничивается размером внесенных средств в общий уставной капитал.
  2. Общество с дополнительной ответственностью отличается от общества с ограниченной ответственностью наличием у участников дополнительной ответственности по обязательствам: в случае нехватки имущества общества на погашение задолженностей перед кредиторами привлекается личное имущество всех участников (кратно к стоимости вклада каждого).
  3. Акционерное общество – в такой форме объединения уставной капитал распределен на некоторое количество акций; участники общества – акционеры – осуществляют вклад в уставной капитал посредством приобретения акций предприятия и в дальнейшем имеют право на получение дивидендов (доходов) от чистой прибыли организации. Размер риска убытков определяется и ограничивается стоимостью принадлежащих акций. Акционерные общества существуют в двух формах:
    1. открытого типа (открытое акционерное общество) – общество, в котором участники вправе свободно и независимо осуществлять оборот акций. Само общество при этом правомочно выпускать акции в свободную продажу среди неограниченного круга лиц;
    2. закрытого типа (закрытое акционерное общество) – общество, в котором круг лиц, наделенных правом владеть акциями, определен заранее и представлен в основном самими учредителями. В ситуации, когда один из учредителей желает выйти из состава общества, передать (продать) свои акции он может только другому учредителю этого общества.

Производственные кооперативы также называют артелями. Артели образуются в результате добровольного объединения лиц с целью осуществления совместной деятельности (производственной или хозяйственной) при личном участии (трудовом или ином) и внесении имущественных взносов каждым членом кооператива. Прибыль, получаемая предприятием такой формы, распределяется между участниками соразмерно их участию в деятельности (по тому уже принципу происходит распределение имущества кооператива в случае его ликвидации и после покрытия долговых обязательств). Для такой формы предприятия характерна субсидиарная ответственность за взятые обязательства.

Унитарным предприятием является организация, осуществляющая свою коммерческую деятельность на основе имущества, являющегося собственностью государства или муниципальной собственностью. Таким образом, указанное имущество неделимо и не подлежит распределению в долях. Унитарным предприятием могут быть только государственные или муниципальные организации. Закрепление имущества за унитарным предприятием происходит на праве:

  • хозяйственного ведения. В рамках этого права предприятие владеет и распоряжается имуществом собственника на условиях, установленных законодательно. Имущество в данном случае передается на баланс предприятия;
  • оперативного управления. Реализуя это право, предприятие владеет и распоряжается имуществом только с разрешения собственника на условиях, установленных законодательно, согласно целям деятельности, указаниям собственника и целевому назначению имущества.

Право хозяйственного ведения подразумевает более широкие полномочия и большую самостоятельность.

  • ОКПО
  • ОКАТО
  • ОКФС
  • ОКТМО
  • ОКОГУ
  • ОКОПФ

Выбираем организационно-правовую форму бизнеса

ОКОПФ — это общероссийский классификатор организационно-правовых форм (ОПФ) собственности. Организации и предприниматели получают код ОКОПФ при регистрации. Они присваиваются Росстатом всем хозяйствующим субъектам, независимо от сферы деятельности, размера и местоположения. Код ОКОПФ устанавливается на основании формы собственности, заявленной при регистрации. Код ОКОПФ не уникален, организации, ведущие деятельность в одной ОПФ имеют одинаковые коды. При регистрации, код ОКОПФ получают:

  • коммерческие и некоммерческие организации;
  • унитарные предприятия;
  • филиалы, представительства, подразделения, действующие без образования юрлица;
  • международные компании;
  • ИП и физлица, ведущие деятельность не относимую к предпринимательству.

Код ОКОПФ помогает определить, к какой форме собственности относится организация. С его помощью государство собирает информацию о компаниях, ведет учет, делает прогнозы и дает рекомендации.

ОКОПФ нужен не только государству, он применяется и в практике обладающих им компаний. Его нужно указывать при регистрации и перерегистрации компании. Код является обязательным реквизитом в статистической и бухгалтерской отчетности, включается в банковские реквизиты и единый государственный реестр.

Как можно заметить, никакой пользы для организаций код ОКОПФ не несет. Но его нужно знать, чтобы избежать проблем с контролирующими органами. Подходите к заполнению документации ответственно и используйте только официальную и актуальную информацию.

После регистрации ОКОПФ присваивается Росстатом. При этом не выдается никакого заверенного печатями документа. Коды статистики сообщаются по почте простым письмом. Организации получают коды в течение 7 рабочих дней после регистрации, а предпринимателям их даже не отправляют. Вы можете не знать свой код, но это не наказуемо.

Чтобы узнать код ОКОПФ, вы можете подать письменный запрос в отделение статистики. Это можно сделать лично или направить заявление по почте. В течение 5 рабочих дней вы получите ответ. Однако такой способ потребует затрат времени и сил.

Это самое простое решение. Владелец бизнеса принимает решения единолично, сам несет ответственность за последствия, определяет стратегию развития и методы ее реализации.

В современной экономике индивидуальный бизнес занимает до 70 % рынка. Индивидуальное предпринимательство — деятельность физического лица: оно управляет предприятием единолично. И даже если компания оформляется как юридическое лицо, всё равно полная ответственность лежит на физическом.

Преимущества индивидуального предпринимательства:

  • владелец принимает самостоятельные решения и не обязан согласовывать их с другими лицами;
  • высокий уровень стимулирования — прибыли и убытки достаются самому владельцу, они не обусловлены решениями других лиц;
  • простота организации и структуры предприятия;
  • возможность регулирования и оптимизации ресурсов в потребности, например, по сезону или спросу;
  • возможность привлечения наемных работников,
  • относительная простота регистрации и взаимодействия с налоговыми органами.

Недостатки:

  • владельцу приходится одному решать множество разноплановых задач, иногда без должной компетенции;
  • сложности в поиске высококвалифицированных работников, жаждущих стабильности;
  • финансовые сложности с точки зрения доступности ресурсов, ограничений по кредитованию, невозможности значительно нарастить оборот средств и расширить деятельность без изменения структуры и формы организации.

Баланс преимуществ и недостатков показывает, что эта форма хороша в малых производствах, где не требуется привлекать значительные ресурсы и работать сразу по нескольким направлениям.

Разновидностью индивидуального бизнеса можно считать самозанятость. Она имеет несколько заметных отличий от индивидуального предпринимательства и всегда связана с деятельностью физического лица, без образования юридического. Физлицо не привлекает наемных работников и получает доход не более 2,4 миллионов рублей в год.

Самозанятые могут оказывать услуги, заниматься производством, но пока только в «пилотных регионах» — Татарстане, Москве, Московской и Калужской областях и только по определенным видам деятельности, указанным в перечне.

Специальный налоговый режим будет распространен на 23 региона России сроком на 10 лет. Налоги для них установлены существенно ниже, чем для ИП и компаний. Для начала деятельности необходима регистрация. Самозанятый, он же фрилансер, не может привлекать сторонние средства как представитель бизнеса, а по своим обязательствам отвечает собственным имуществом.

К преимуществам можно отнести независимость, простоту вхождения для людей, обладающих профессиональными навыками и доступом к заказам, низкие налоги (4 — 6 % от дохода). К недостаткам — нестабильность дохода, ограниченность видов деятельности и регионов распространения.

Пока не вполне ясен механизм учета доходов самозанятыми, а в России налогообложение зависит от полученной выручки. Разработано приложение для внесения в него заказа и полученной выручки без кассового аппарата. Аналогичная схема реализована в Беларуси, где достаточно уплатить фиксированный налог, чтобы начать работать.

Коллективный бизнес или предпринимательство относится ко второму уровню. Эта форма организации позволяет использовать совместные ресурсы, делить прибыли и убытки, распределять обязанности по специализации или степени загруженности. Владение, управление и организация предприятия осуществляются в зависимости от условий объединения. Существует возможность привлечения других лиц и их ресурсов.

Преимущества коллективной формы:

  • простота организации на этапе создания, эффективная специализация участников в управлении и стратегическом планировании;
  • доступ к большим объемам ресурсов, возможность привлечения кредитных средств, больший потенциал развития и роста;
  • возможность развития эффективной организационной структуры и привлечения квалифицированных кадров;
  • более высокий уровень доверия, стабильности, оперативности в решениях.

Недостатки:

  • солидарная ответственность — ошибки одного участника приводят к потерям для всей организации и ее учредителей;
  • зависимость от субъектов — партнер может покинуть бизнес, заболеть, передать права другому лицу;
  • риск разногласий и принятия заведомо невыгодных, но компромиссных решений для сохранения предприятия;
  • необходимость создания юридического лица, разработки устава организации, формирования уставного капитала, получения юридического адреса.

Для коллективной и индивидуальной собственности характерна возможность привлечения наемного труда и сторонних средств в виде кредитования и инвестирования.

На следующем уровне стоит корпоративная форма организации. Это наиболее распространенная структура в крупных компаниях, ведущих разветвленную деятельность с гарантиями защиты системы от воли частного лица в составе учредителей.

Для корпорации характерно отсутствие прямого владения со стороны создателей, а права управления возникают по мере приобретения долей. Держатель акций может не принимать прямого участия в управлении, но он получает дивиденды и временами присутствует на общем собрании акционеров. Там он получает отчеты о результатах работы и может высказать свое мнение по стратегическим вопросам.

Ответственность держателя акций определяется размером вложения, его убытки и доходы пропорциональны этой доле. В любой корпорации есть держатели больших пакетов, дающих право заблокировать управленческие решения. К руководству, как правило, привлекаются наемные менеджеры. Они имеют право приобрести часть акций, если это не приводит к конфликту интересов.

Суть корпоративной формы в том, что держатели акций не могут полностью влиять на работу компании. Крупные акционеры обязаны осуществлять продажи своих долей сначала другим акционерам, и только при их отказе — третьим лицам. Эти особенности регулируются корпоративным правом.

Преимущества корпоративного бизнеса:

  • возможность привлечения дополнительных средств за счет эмиссии ценных бумаг;
  • привлечение квалифицированных управленцев и технических специалистов за счет большего уровня доверия к системе;
  • независимость от смены владельцев, поскольку акции, за исключением контрольных пакетов, распространены среди большого количества лиц;
  • распределение доходов в зависимости от степени финансового участия и защита основного капитала от прямого изъятия учредителями или владельцами акций.

Недостатки:

  • налоги платит сначала сама корпорация, а потом и акционеры;
  • отделение владения от управления, что дает возможность менеджменту использовать свое положение и ставит компанию перед необходимостью нести затраты на службы внутренней финансовой и экономической безопасности;
  • пассивность подавляющего большинства акционеров, часто не разбирающихся в нюансах деятельности компании;
  • зависимость от спекулятивных рыночных тенденций, перепродажи и котировки акций, если они выведены на биржи, «плавающая» в зависимости от биржевой цены акций капитализация (общая стоимость компании).

Корпорации привлекают к себе больше внимания со стороны органов государственного контроля и регулирования, особенно в современных условиях, когда рынки и деятельность находятся под постоянным наблюдением на международном уровне. С другой стороны, именно корпоративная форма позволяет разворачивать деятельность в нескольких странах (юрисдикциях) одновременно. Руководство корпорации обязано публиковать открытые отчеты о положении компании.

Форму ведения бизнеса выбирают исходя из нескольких соображений. Ориентируются на финансовые, организационные и правовые основания. Основной критерий выбора — это возможность привлечения финансов. На втором месте стоит профильный фактор — например, производство, торговля, оказание услуг, посредничество. Третий фактор — государственные требования к организации и ведению деятельности в конкретно избранной форме.

Организационно-правовая форма устанавливает права и степень участия владельцев (учредителей, держателей), устанавливает юридический статус компании или предпринимателя, вводит условия ее создания, регистрации, управления и ликвидации. Правовое положение позволяет установить меру ответственности участников бизнеса, распределить эту ответственность на случай банкротства, разделить функции участников по праву принятия решений.

По правовому положению субъекты могут быть отнесены к физическим или юридическим лицам. Первые — предприниматели и самозанятые, дееспособные лица, имеющие право заключать сделки. Они обязаны нести ответственность перед контрагентами и потребителями, обладают правом распоряжения имуществом и ресурсами, нужными для бизнеса. Ответственность предпринимателя и самозанятого распространяется на все их имущество.

Юридические лица обладают имущественными правами и обязанностями. Они могут действовать от своего имени, будучи образованными как группа физических лиц, объединенных общими интересами и вступившими в хозяйственные и финансовые отношения. Но при этом имущество компании (юридического лица) отделено от личного имущества каждого отдельного лица.

Организационно правовых форм на 2019 год

Коммерческие лица в РФ делятся на корпоративные организации и унитарные предприятия. Корпоративными организациями являются:

  • хозяйственные товарищества, которые могут быть в виде полного товарищества, а также товарищества на вере (коммандитным);
  • хозяйственные общества: тут всё просто, всем известные ООО и *АО
  • хозяйственные партнерства
  • крестьянские (фермерские) хозяйства
  • производственные кооперативы

Унитарные предприятия представлены государственными и муниципальными унитарными предприятиями.

Некоммерческие юридические лица представляют собой большую группу, чем коммерческие. Их также разделяют на два подвида: корпоративные организации и унитарные организации.

Корпоративные организации:

  • Потребительский кооператив
  • Общественные организации
  • Общественные движения
  • Ассоциации и союзы
  • Товарищества собственников недвижимости
  • Казачьи общества, которые включены в госреестр казачьих обществ РФ
  • Общины коренных малочисленных народов РФ
  • Адвокатские палаты
  • Адвокатские образования в виде юридических лиц

Наименование на русском языке: Общероссийский классификатор организационно-правовых форм
Наименование на английском языке: Russian Classification of Organisational and Legal Forms
Аббревиатура: ОКОПФ
Обозначение: ОК 028-2012

Общероссийский классификатор организационно-правовых форм (ОКОПФ) входит в состав Национальной системы стандартизации Российской Федерации.

Основанием для разработки новой версии Общероссийского классификатора организационно-правовых форм (ОКОПФ) является постановление Правительства Российской Федерации от 2 октября 2006 г. № 595 «О федеральной целевой программе «Развитие государственной статистики России в 2007-2011 годах».

Организационно-правовые формы: что это такое и какие они бывают

Объектами классификации в ОКОПФ являются организационно-правовые формы юридических лиц, являющихся коммерческими или некоммерческими организациями; организаций, созданных в соответствии с законодательством без прав юридического лица, и международных организаций, а также граждан, осуществляющих коммерческую деятельность или деятельность, не отнесенную законодательством к предпринимательству.

Под организационно-правовой формой понимается способ закрепления (формирования) и использования организацией имущества и вытекающие из этого ее правовое положение и цели предпринимательской деятельности.

Исходя из способа закрепления имущества и целей предпринимательской деятельности, юридические лица разделяются на организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации), либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).

Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах:

  • хозяйственных товариществ и обществ;
  • крестьянских (фермерских) хозяйств;
  • хозяйственных партнерств;
  • производственных кооперативов;
  • государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах:

  • потребительских кооперативов, к которым относятся в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы;
  • общественных организаций, к которым относятся в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), общественные движения, органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления;
  • ассоциаций (союзов), к которым относятся в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные, нотариальные и адвокатские палаты;
  • товариществ собственников недвижимости, к которым относятся в том числе товарищества собственников жилья, садоводческие или огороднические некоммерческие товарищества;
  • казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;
  • общин коренных малочисленных народов Российской Федерации;
  • фондов, к которым относятся в том числе общественные и благотворительные фонды;
  • учреждений, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения;
  • автономных некоммерческих организаций;
  • религиозных организаций;
  • публично-правовых компаний.

Юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган, являются корпоративными юридическими лицами (корпорациями).
К ним относятся хозяйственные товарищества и общества, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, производственные и потребительские кооперативы, общественные организации, ассоциации (союзы), товарищества собственников недвижимости, казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также общины коренных малочисленных народов Российской Федерации.

Юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства, являются унитарными юридическими лицами.
К ним относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, религиозные организации, публично-правовые компании.

К организациям, не являющимся юридическими лицами, но имеющими право осуществлять свою деятельность без образования юридического лица, относятся представительства, филиалы и иные обособленные подразделения юридических лиц, паевые инвестиционные фонды, простые товарищества, а также районные, городские, межрайонные суды (районные суды).

К международным организациям, чья деятельность осуществляется в том числе и на территории Российской Федерации, относятся постоянные объединения межправительственного и неправительственного характера, созданные на основе международных соглашений (устава, статута или иного учредительного документа) и являющиеся международными по своим целям, составу членов, структуре и финансовой поддержке.

Организационно-правовые формы в ОКОПФ сгруппированы в следующие разделы:

  • 1 00 00 — организационно-правовые формы юридических лиц, являющихся коммерческими корпоративными организациями;
  • 2 00 00 — организационно-правовые формы юридических лиц, являющихся некоммерческими корпоративными организациями;
  • 3 00 00 — организационно-правовые формы организаций, созданных без прав юридического лица;
  • 4 00 00 — организационно-правовые формы международных организаций, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации;
  • 5 00 00 — организационно-правовые формы для деятельности граждан (физических лиц);
  • 6 00 00 — организационно-правовые формы юридических лиц, являющихся коммерческими унитарными организациями;
  • 7 00 00 — организационно-правовые формы юридических лиц, являющихся некоммерческими унитарными организациями.

В состав каждого из разделов ОКОПФ включены соответствующие организационно-правовые формы.

В ОКОПФ введены позиции:
1 90 00 «Прочие юридические лица, являющиеся коммерческими организациями», предназначенная для идентификации организационно-правовых форм, установленных законодательством, регулирующим процедуру создания юридических лиц до введения в действие Гражданского кодекса Российской Федерации.

В ОКОПФ использованы иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования.
Каждая позиция в классификаторе содержит:

  • пятиразрядный цифровой код;
  • наименование организационно-правовой формы.

Структура кода классификатора
Формула структуры кодового обозначения ОКОПФ:

X+XX+ХХ,

где:
1-й знак — обозначает раздел классификатора;
2-й и 3-й знаки — тип организационно-правовой формы;
4-й и 5-й знаки — вид организационно-правовой формы.

Форма и пример записи позиций

Код Наименование
1 42 00 Производственные кооперативы (кроме сельскохозяйственных производственных кооперативов)

Список последних обновлений классификатора представлен в таблице ниже.
Подробный отчёт по изменениям каждой позиции классификатора представлен на странице История изменений разделов и кодов классификатора.

Номер изменения Дата утверждения Дата введения в действие
Изменение 1/2013 ОКОПФ 28.06.2013 01.09.2013
Изменение 2/2014 ОКОПФ 12.12.2014 01.01.2015
Изменение 3/2018 ОКОПФ 16.10.2018 01.01.2019
Изменение 4/2018 ОКОПФ 24.10.2018 01.01.2019

Организационно правовые формы некоммерческих организаций предполагают, что денежная прибыль, получена в ходе их деятельности, идет на осуществление уставных целей и задач, зачастую это социальные, образовательные или гуманитарные цели. Некоммерческие организации имеют большое преимущество в том, что освобождены от уплаты большинства налогов. Этим охотно пользуются бизнесмены.

Некоммерческие формы организации выгодно основывать в сферах обучения, СМИ, сообществ по интересам. Они бывают таких вдов:

  • Потребительский кооператив (ст. 123.2 ГК РФ) – не принудительное объединение людей и их имущества для воплощения предпринимательской деятельности, совместных проектов.
  • Общественные и религиозные организации (ст.ст. 123, 26, 123.4 ГК РФ) – объединенная группа людей, по-своему желанию объединившихся для удовлетворения нематериальных потребностей (например, духовных, политических, профессиональных и т.д.).
  • Фонд (123.17 ГК РФ) – не имеет членства, организация, установленная юридическими лицами или/и гражданами, которая существует благодаря добровольным взносам. Ликвидировать такую организацию можно только по решению суда. Может имеет цели: благотворительные, культурные, социальные, образовательные.
  • Товарищество собственников недвижимости (ст. 123.12) – объединяет собственников квартир и других зданий, включая дачи и земельные участки, находящиеся в совместном пользовании.
  • Ассоциация и союз – основаны на членстве, создаются для представления общих интересов, включая общественно-полезные и профессиональные.
  • Казачьи общества – регулируются отдельным законодательством (№ 154-ФЗ). Созданы для добровольного несения службы.
  • Общины коренных жителей народов РФ малой численности (ст. 123.16 ГК РФ) – такие общины создаются с целью защитить исконную среду обитания и сохранить традиции народностей.
  • Учреждения (ст. 123.21 ГК РФ) – создаются для управленческих, социальных или культурных целей.
  • Автономные некоммерческие организации (ст. 123.24 ГК РФ) – предполагает оказание услуг в сфере образования. медицины, культуры, науки и т.д.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *