Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Намеренное ухудшение жилищных условий». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Существует перечень деяний по ухудшению условий проживания, которые не могут трактоваться как умышленные:
- прописка несовершеннолетних детей у одного из родителей;
- прописка мужа (жены), родителей и прочих близких родственников, если соблюдаются законодательные нормативы;
- временная регистрация жильцов;
- отказ от квартиры или же ее доли в качестве дара или отказ дарителя от условий договора дарения;
- признанная судом незаконная сделка с жилой недвижимостью;
- расторжение договора ренты и дальнейший возврат жилья по желанию получателя.
Последствия, которые ожидают граждан при намеренном ухудшении жилищных условий, прописаны в ст. 53 ЖК РФ. Перед тем как перейти к более детальному и подробному рассмотрению злободневной темы, необходимо определиться с тем, что собой подразумевает намеренное ухудшение жилищных условий.
Наиболее полное представление дефиниции ухудшение жилищных условий прописано в определении Конституционного суда РФ под номером 258-О-О. Намеренное ухудшение жилищных условий будет признано осуществленным в том случае, если будет доказано компетентными органами, что субъект правоотношений на протяжении некоторого времени осуществлял действия, повлекшие за собой искусственное ухудшение жилищных условий, которые могут вызвать собой необходимость вмешательства госорганов федерального или же муниципального уровня с целью выделения гражданам благоустроенного жилого помещения из местного жилищного фонда.
Однако в данном случае существуют некоторые законодательные коллизии, которые обусловлены тем, что правовая сущность намеренного ухудшения условий проживания четко не регламентируется ни нормами ЖК РФ, ни опытом судебной практики. Оставил без должного внимания данную практическую проблему и Пленум Верховного суда. Иными словами, какие действия граждан можно считать умышленными, каждый представитель судебных органов может трактовать по-своему, что и вызывает споры в научном сообществе юристов.
Если основываться на теоретических умозаключениях, данных В.М. Корякиным в процессе комментирования ст. 53 ЖК РФ, то можно вывести следующие характеристики намеренного ухудшения жилищных условий с целью постановки граждан на учет как нуждающихся:
- намеренное ухудшение жилищных условий это целенаправленные действия граждан, которые способствуют постановке на учет физлиц, как нуждающихся в улучшении условий проживания;
- ухудшение жилищных условий подразумевает то, что первоначально подобный гражданин не состоит на учете в специализированных органах жилищного фонда;
- намеренное ухудшение жилищных условий осуществляется гражданами преднамеренно для достижения конкретной цели;
- ухудшение жилищных условий влечет за собой участие госорганов, которые могут принять решение о постановке физлица на учет в качестве нуждающегося.
Согласно другой точке зрения, можно также выделить иные, дополняющие признаки преднамеренности деяний граждан. Например, когда совершение действия должно осуществляться специальными субъектами – такими лицами, которые предпринимали попытки целенаправленного ухудшения условий. Однако в этом случае необходимо рассматривать ситуации, которые сопровождались регламентированным законом уменьшением нормы учета общей жилой площади. В данном случае доказать преднамеренность намного сложнее.
Намеренное ухудшение жилищных условий следует рассматривать в том случае, если при осуществлении действия происходит уменьшение учетной нормы на одного субъекта правоотношений за счет одностороннего изменения договора соцнайма, усыновления и др.
Однако здесь следует учитывать этот факт, если до подобных действий норма на одно лицо была более закрепленной законом учетной нормы.
Резюмируя выше сказанное, можно прийти к выводу о том, что преднамеренное ухудшение условий для проживания это активное поведение граждан, которые путем своих действий способствуют достижению цели постановки на учет в качестве нуждающихся.
В случае если компетентный на то орган выявит преднамеренность действия субъекта правоотношений, направленного на ухудшение условий проживания, тогда согласно ст. 53 и 54 ЖК РФ могут наступить определенные правовые последствия для этого лица. Во-первых, для таких граждан выдвигается отказ в постановке на учет как субъектов нуждающейся категории.
Во-вторых, повторно встать на учет в РФ такая когорта граждан может лишь по истечению пятилетнего срока после свершения противоправных действий.
Однако в данном случае следует помнить о том, что факт обнаружения осуществления намеренного действия с целью ухудшения условий не считается детерминантой того, чтобы лица, которые были приняты на учет на территории РФ, были с него сняты. Это обуславливается тем, что в данных ситуациях вступает в действие ст. 56 ЖК РФ. Согласно правовой норме, основанием для снятия с учета является:
- предоставление неверных и заведомо ложных сведений, которые способствовали тому, что лицо было взято на учет;
- противоправные действия, совершенные должностными лицами на территории муниципалитета, которые обусловили постановку на учет.
Право постановки граждан на учет по договору соцнайма регламентировано ст. 49 ЖК РФ. Если субъект правоотношений был принят на учет в жилищной инспекции сразу с учетом нескольких оснований (предусмотренных ЖК РФ и/или Указом Президента РФ, законом субъекта РФ), то лицо может на свой выбор предпочесть один из подобных критериев. Предусматривается постановка на учет и с соблюдением всех оснований.
Однако следует отметить, что такое право имеют только те субъекты, кто признан органами соцзащиты малоимущим. Кого можно отнести к данной категории граждан?
Для определения статуса «малоимущие» органы местной власти берут во внимание средний заработок на человека за предыдущие три месяца в определенной семье, которая совершает правомочные действия для постановки на учет. Для этого комиссия берет во внимание все официальные доходы, которые были получены от трудоспособных граждан, а также пенсионное и стипендиальное обеспечение и проводит расчеты:
- сумма финансового дохода суммируется, после чего делится на три. Путем нехитрых действий удается установить среднемесячный доход семьи;
- далее полученный показатель подлежит делению на количество членов семьи, которая добивается признания статуса малоимущей;
- окончательную сумму сравнивают с прожиточным минимумом, установленным на конкретной территории РФ.
Соответственно, если этот показатель менее заявленной госорганами планки, то такая семья является малоимущей, что гарантирует ей доступность всех благ, в том числе и постановку на учет.
Чтобы возникло право постановки на учет, лица должны совершить определенные действия, а именно: представить в компетентный орган весь необходимый перечень документов, в частности, заявление в письменной форме и документы, которые подтверждают статус нуждающихся.
Предусмотрены современным законодательством и иные категории граждан, чье право на постановку на учет является привилегированным. К примеру, субъекты, получившие инвалидность, а также семьи с детьми-инвалидами, которые признаны нуждающимися согласно ФЗ N 181-ФЗ, ставятся на учет и наделяются жилплощадью с учитыванием основных льгот, предусмотренных законами.
Кроме того, инвалиды, страдающие определенными заболеваниями (перечень установлен Постановлением Правительства России) имеют право получить дополнительную площадь в виде отдельной комнаты, даже если будет превышена учетная норма и норма предоставления. Данное правило является важным критерием для постановки на учет как для получения жилья из федеральной собственности, так и муниципальной.
Приобретение права постановки на учет не подразумевает собой обязанность лица вставать на учет по месту жительства. Главное, чтобы были соблюдены установленные законодательством правила и порядок постановки на жилищный учет. В том случае если какой-либо из критериев будет нарушен или не соблюден, государственный орган наделяется правом отказать нуждающемуся субъекту в постановке на учет, основываясь на ст. 54 ЖК РФ.
Главным законодательным актом является Жилищный кодекс Российской Федерации, а именно статья 53, в которой установлены особенности и последствия правонарушения. Впрочем, ЖК полноценно не раскрывает сущности явления, частично указывая лишь на действия, которые могут считаться неправомерными.
Куда больше внимание уделяется ухудшению жилищных условий ребенка и взрослого Конституционным судом Российской Федерации. Инстанция постановила, что правонарушением будут считаться умышленные действия, направленные на искусственное создание некомфортных для проживания условий.
В примечаниях государственной организации стоит отметка о том, что статья 53 ЖК РФ должна применяться во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 Гражданского кодекса.
Конституционный суд РФ заявляет, что указанные в документах действия не отражают правовой сущности правонарушения и не дают возможности ограничить его от смежных категорий. Из-за некорректности классификации правоохранительные инстанции обязаны подробно изучать и распределять каждый случай неправомерных действий.
Из-за специфики законодательства судебные инстанции обычно разделяют действия по снижению уровня условий проживания в зависимости от категорий населения.
Федеральный закон «О статусе военнослужащего» и Постановление правительства № 512 устанавливают особенности солдатских жилых помещений. При этом порядок получения социальных квартир не отличается от гражданского, как и действия намеренного ухудшения жилищных условий военнослужащих.
К незаконным способам порчи жилой площади относят:
- намеренную продажу или обмен квартиры с целью встать на учет в качестве нуждающегося;
- перепланировку дома, из-за которой уменьшилась площадь территории;
- искусственное расширение семьи путем прописки посторонних людей.
Законодательством допускаются случаи, когда служащий может прописать в квартире родственников-иждивенцев или ребенка. Эти действия не будут считаться неправоверными.
Жилищное право уделяет особое внимание несовершеннолетним как лицам, неспособным самостоятельно принимать решения и нуждающимся в попечителе. За сохранность и комфорт гражданина, не достигшего 18 лет, отвечают официальные представители — родители или опекуны.
Вселение и регистрация несовершеннолетнего не будет считаться правонарушением даже при условии, если количество квадратных метров меньше установленной нормы.
В соответствии со статьей 31 ЖК РФ даже после развода бывшие супруги не имеют права запретить ребенку пользоваться жильем, даже если по брачному договору квартира перешла партнеру, с которым несовершеннолетний не остался.
Особенности получения квартиры молодой семьей регламентированы Постановлением Правительства № 466 от 26.05.2016 года. В этом же законодательном акте описаны причины улучшения жилищных условий для новоиспеченной ячейки общества.
Действия молодых семей, направленных на ухудшение собственных условий проживания, законодательно не отличаются от стандартного набора. Впрочем, некоторые регионы могут дополнять или изменять эти особенности.
Для Москвы следующие действия считаются правонарушением:
- изменение порядка эксплуатации жилья посредством совершения сделок;
- изменение состава семьи;
- вселение в ограниченную площадь сторонних граждан;
- выделение доли помещения;
- отчуждение всего жилья или его доли в пользу родственников.
Как и в остальных случаях, если при совершении указанных действий молодая семья уже находилась в списках нуждающихся, то они не будут считаться нарушителями.
Самый распространенный пример намеренного ухудшения ЖУ — это обмен одной жилплощади на другую, размер которой значительно меньше требуемого законодательством. Как правило, он проводится между близкими родственниками или друзьями.
Если семья из 3 человек сменит 2-комнатную квартиру площадью 50 м² на «однушку», то по закону граждане имеют право подать заявление на улучшение жилищных условий. Но если выяснится, что действия были совершены преднамеренно, то государство откажет в проведении процедуры.
Доказать факт нарушения довольно просто: достаточно изучить историю владения собственностью. Это можно сделать через Росреестр, потому что там регистрируются все операции с недвижимостью.
Если компетентные органы выяснят, что гражданин специально ухудшил свое жилищное состояние с намерениями стать нуждающимся, то единственная ответственность, которая ждет правонарушителя — это отказ в постановке на учет.
При этом нарушитель не сможет повторно вернуться на учет в течение 5 лет. Оспорить решение можно в вышестоящих инстанциях, но шанс на успешное завершение дела крайне мал.
Содержание:
Намеренно ухудшить жилищные условия – к чему приведет?
Федеральное и местное законодательство допускают случаи ухудшения ЖУ, которые не будут считаться противоправными. Чаще всего это связано с несовершеннолетними или близкими родственниками, однако муниципалитет может ввести и свои правила.
Что не считается злоумышленными действиями:
- в жилую площадь прописываются несовершеннолетние граждане по месту жительства любого из супругов;
- вселяются муж, жена или иные близкие родственники, но при условии соблюдения норм законодательства;
- проводятся операции по расторжению договора ренты по инициативе получателя;
- отказ одаряемого от получения нового жилья;
- ситуации, при которых судебные инстанции признают сделку по недвижимости недействительной.
Подобные особенности действуют для лиц всех социальных категорий.
Признаки, которые характеризуют ухудшение жизни граждан, имеют следующий вид:
- В случае процесса обмена жилья, если уменьшается жилая площадь
- Процесс разделение лицевых счетов
- Регистрация дополнительного человека на площади, которая по своим размерам для этого не предусмотрена, например, при заключении брака
- Выселение из имеющейся недвижимости по решению суда, в меньшую по сравнению с предыдущим
- При заключении соглашения на продажу недвижимости, которая иметься в собственности и предназначена для постоянного проживания
- Выделение долей в квартире другим лицам
- В случае если часть жилья становиться непригодным для жилья
- В случае не выполнения обязательств прописанных в договоре найма жилья
- Отказ от найма социального жилья
Одним из условий переселения граждан является признание жилого здания аварийным, то есть непригодным для проживания.
Одним из условий переселения граждан в новое жилье является признание жилого здания аварийным, то есть непригодным для проживания. Ежегодно на территории каждого субъекта РФ создается специальный список многоквартирных домов, которые подлежат расселению и дальнейшему сносу. Как показывает практика, в большинстве случаев новая жилплощадь обладает лучшими эксплуатационными характеристиками, чем те, которыми было наделено признанное аварийным жилье. Поэтому многие граждане намеренно ухудшают условия своего проживания, но при этом не задумываются о том, к каким последствиям могут привести подобные противоправные действия.
Последствия, которые ожидают граждан при намеренном ухудшении жилищных условий, прописаны в ст. 53 ЖК РФ. Перед тем как перейти к более детальному и подробному рассмотрению злободневной темы, необходимо определиться с тем, что собой подразумевает намеренное ухудшение жилищных условий.
Наиболее полное представление дефиниции ухудшение жилищных условий прописано в определении Конституционного суда РФ под номером 258-О-О. Намеренное ухудшение жилищных условий будет признано осуществленным в том случае, если будет доказано компетентными органами, что субъект правоотношений на протяжении некоторого времени осуществлял действия, повлекшие за собой искусственное ухудшение жилищных условий, которые могут вызвать собой необходимость вмешательства госорганов федерального или же муниципального уровня с целью выделения гражданам благоустроенного жилого помещения из местного жилищного фонда.
Однако в данном случае существуют некоторые законодательные коллизии, которые обусловлены тем, что правовая сущность намеренного ухудшения условий проживания четко не регламентируется ни нормами ЖК РФ, ни опытом судебной практики. Оставил без должного внимания данную практическую проблему и Пленум Верховного суда. Иными словами, какие действия граждан можно считать умышленными, каждый представитель судебных органов может трактовать по-своему, что и вызывает споры в научном сообществе юристов.
Последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий
Право постановки граждан на учет по договору соцнайма регламентировано ст. 49 ЖК РФ. Если субъект правоотношений был принят на учет в жилищной инспекции сразу с учетом нескольких оснований (предусмотренных ЖК РФ и/или Указом Президента РФ, законом субъекта РФ), то лицо может на свой выбор предпочесть один из подобных критериев. Предусматривается постановка на учет и с соблюдением всех оснований.
Однако следует отметить, что такое право имеют только те субъекты, кто признан органами соцзащиты малоимущим. Кого можно отнести к данной категории граждан?
Для определения статуса «малоимущие» органы местной власти берут во внимание средний заработок на человека за предыдущие три месяца в определенной семье, которая совершает правомочные действия для постановки на учет. Для этого комиссия берет во внимание все официальные доходы, которые были получены от трудоспособных граждан, а также пенсионное и стипендиальное обеспечение и проводит расчеты:
- сумма финансового дохода суммируется, после чего делится на три. Путем нехитрых действий удается установить среднемесячный доход семьи;
- далее полученный показатель подлежит делению на количество членов семьи, которая добивается признания статуса малоимущей;
- окончательную сумму сравнивают с прожиточным минимумом, установленным на конкретной территории РФ.
Соответственно, если этот показатель менее заявленной госорганами планки, то такая семья является малоимущей, что гарантирует ей доступность всех благ, в том числе и постановку на учет.
Чтобы возникло право постановки на учет, лица должны совершить определенные действия, а именно: представить в компетентный орган весь необходимый перечень документов, в частности, заявление в письменной форме и документы, которые подтверждают статус нуждающихся.
Предусмотрены современным законодательством и иные категории граждан, чье право на постановку на учет является привилегированным. К примеру, субъекты, получившие инвалидность, а также семьи с детьми-инвалидами, которые признаны нуждающимися согласно ФЗ N 181-ФЗ, ставятся на учет и наделяются жилплощадью с учитыванием основных льгот, предусмотренных законами.
Кроме того, инвалиды, страдающие определенными заболеваниями (перечень установлен Постановлением Правительства России) имеют право получить дополнительную площадь в виде отдельной комнаты, даже если будет превышена учетная норма и норма предоставления. Данное правило является важным критерием для постановки на учет как для получения жилья из федеральной собственности, так и муниципальной.
Приобретение права постановки на учет не подразумевает собой обязанность лица вставать на учет по месту жительства. Главное, чтобы были соблюдены установленные законодательством правила и порядок постановки на жилищный учет. В том случае если какой-либо из критериев будет нарушен или не соблюден, государственный орган наделяется правом отказать нуждающемуся субъекту в постановке на учет, основываясь на ст. 54 ЖК РФ.
Согласно статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации: граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. В формулировке отказов в постановке на очередь факт намеренного ухудшения жилищных условий прослеживается наиболее часто, что подтверждается практикой жилищных комиссий муниципальных образований. Итак, закон устанавливает последствия намеренного ухудшения жилищных условий, однако не разъясняет, что же именно понимать под «намеренным ухудшением». Это обстоятельство создает богатую почву для «вольного толкования» данной нормы органами местного самоуправления, что нередко приводит к необоснованным отказам в постановке на очередь и в конечном итоге к судебному разбирательству.
В соответствии с действующим законодательством намеренное ухудшение жилищных условий будет иметь место, если гражданами совершались умышленные действия в целях создания искусственного ухудшения жилищных условий для получения статуса «нуждающихся в улучшении жилищных условий», получение которого может привести к тому, что органы государственной власти и местного самоуправления должны принимать определенные меры в обеспечении их другим жильем.
В соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса РФ (ЖК РФ) для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Принятие на учет молодых семей в качестве нуждающихся в жилых помещениях регламентирует статья 52 Жилищного Кодекса РФ. Порядок ведения органом местного самоуправления учета всех категорий граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается региональным законодательством.
- При принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта РФ период, предшествующий постановке на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, но не менее чем за пять лет.
Такая норма установлена статьей 53 ЖК РФ:
«Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.»
Обычно считается, что жилищные условия ухудшаются «с намерением приобретения права состоять на учете», если граждане стали нуждающимися в результате обмена жилыми помещениями, вселения в жилое помещение других граждан в качестве членов своей семьи, переселения в специализированное жилое помещение либо на жилую площадь на условиях поднайма или в качестве члена семьи собственника, вследствие отчуждения пригодного для проживания жилого помещения, принадлежавшего гражданину на праве собственности, и т.д.
В 2005 году в ЖК РФ появился новый термин «намеренное ухудшение жилищных условий». В ст 53 он трактуется, как действия, способствующие ухудшению условий проживания. Как показывает практика, основная цель этих деяний — желание граждан встать на учет нуждающихся в улучшении жилья.
Однако ни Жилищный кодекс, ни другие законы не раскрывают полностью суть данного термина. Не понятно, кто и каким образом может доказать, что деяния граждан являются намеренным ухудшением своих жилищных условий, и в каком порядке следует устанавливать этот факт. Поэтому органы местного самоуправления вносят свои дополнения и коррективы к положениям, приведенным в Жилищном кодексе.
Отличить преднамеренное ухудшение условий проживания от невиновных действий помогает Конституционный суд, который четко определил правовую сущность этого понятия. По его определению, главный признак намеренности действий — это умышленность деяния, при котором гражданин отдает себе отчет в том, что он делает и какие могут быть после этого последствия.
Любое физическое или юридическое действие по отношению к своему недвижимому имуществу может расшифровываться как преднамеренное вредительство жилью, это касается простых граждан, военнослужащих и несовершеннолетних детей, за которых несут ответственность их родители. Конечно, любое из действий будет рассматриваться судом, но как показывает судебная практика, чаще всего люди из-за своих необдуманных действий делают себе, сами того не зная, отсрочку в получении нового жилья. Рассмотрим действия, которые могут подтвердить намеренное ухудшение жилищных условий граждан.
- Все сделки по дарению, купле-продаже, обмену недвижимого имущества с целью уменьшения своих квадратных метров для проживания.
- Фиктивный бракоразводный процесс, который нужен для получения дополнительной жилой территории.
- Перевод помещения из статуса «жилое» в статус «нежилое» также расценивается как умышленное ухудшение жилищных условий.
- Заселение в квартиру дальних родственников (повлечет за собой уменьшение квадратных метров на одного гражданина).
- Если субъект в принудительном порядке выселяет жильцов со своей жилплощади в помещение с худшими условиями для проживания.
- Человек совершил намеренное ухудшение жилищных условий (подтопление, поджог имущества).
- Если человек имел отличные условия для проживания, но искусственно ухудшил их так, чтобы обратиться в организацию по улучшению условий жилья, что является серьезным нарушением.
- Владелец жилплощади нарочно изменил порядок пользования недвижимым имуществом.
- Если собственник незаконно прописал в квартире несколько посторонних лиц.
- Владелец квадратных метров специально вышел из жилищного кооператива, чтобы получить отдельную долю имущества.
- Жилец не соблюдал правила эксплуатации жилплощади, намеренно не оплачивал коммунальные и иные услуги.
Бывает много случаев, когда действия, которые провоцируют ухудшение жилищных условий, производятся гражданами неумышленно. Таких моментов много, и от них никто не застрахован.
- Холостяк женился и прописал на свою жилплощадь законную супругу.
- Индивид привез к себе в квартиру для дальнейшего проживания родителей, родных братьев, сестер, родственников—инвалидов.
- Произошло рождение/усыновление малыша или собственник привел несовершеннолетнего ребенка на свою жилплощадь, который до этого жил со вторым родителем.
- Молодая семья (муж, жена, ребенок) проживает в двухкомнатной квартире, но со временем женщина рожает еще несколько детей, в результате чего автоматически уменьшается количество квадратных метров на каждого проживающего в помещении.
В этих случаях нарушений никаких не происходит, потому что люди делают это непреднамеренно. Также, если по форс-мажорным обстоятельствам (природные катаклизмы, землетрясения, наводнения) жилье пришло в негодность (полностью или частично), человек имеет право встать в очередь на получение нового жилья или на учет по улучшению жилищных условий.
Военнослужащие — это отдельная категория людей, которые имеет свои льготы и условия проживания, получения жилплощади. У военнослужащих, имеющих большой стаж, вышедших в отставку или на пенсию с выслугой лет, могут также появиться проблемы с получением нового жилья или улучшения жилищных условий.
Все правила по пользованию жилым имуществом определяют Инструкции Министерства обороны РФ. Каждый отдельный случай рассматривается по разным аспектам. Здесь учитывается польза, которую принес военнослужащий, выслуга лет, войска в которых он служил.
- Если военнослужащий привел на свою жилплощадь не заявленных ранее жену и ребенка — это является нарушением.
- Если был произведен обмен квартирами (большей площади на меньшую), что привело к уменьшению квадратных метров на одного проживающего.
- Фиктивный развод, который привел к разделу имущества.
- Создание фиктивного брака, при котором произошла необходимость в регистрации супруги (супруга) на жилплощади владельца.
- Если не были соблюдены правила по эксплуатации имущества, плате коммунальных услуг или произведена умышленная порча жилплощади.
- Произошла сделка по купле-продаже, обмену, дарению жилья, которая повлекла уменьшение квадратной нормы территории на одного зарегистрированного в помещении.
Защита прав несовершеннолетнего ребенка — это основная цель государства. Если он живет с родителями, то его защитниками являются они. Папа и мама несут полную ответственность за него и могут действовать от его лица. Решение жилищного вопроса ребенка лежит на его родителях, опекунах. Если родители разводятся, то вопрос стоит остро, ведь здесь должны учитываться все права ребенка (с кем он будет жить, на чьей территории, в каких условиях).
Если родителями производятся незаконные действия по ухудшению условий проживания ребенка, находящегося в возрасте до восемнадцати лет, то они серьезно нарушают его права. После бракоразводного процесса несовершеннолетний ребенок имеет полное право проживать на территории обоих родителей.
Про закону, каждая сирота имеет право на бесплатное жилье от государства. Для этого нужно стать в специальную очередь. Этого можно и не делать, однако участие не является обязательным. Потому отказ от участия не считается основанием для постановки на учет.
Что не считается намеренных ухудшением жилищных условий
Как уже было сказано ранее, в федеральном законодательстве нет конкретного перечня причин и оснований, считающихся или не считающихся сознательным ухудшением жилищных условий. Но подобные нормы есть в разных регионах (пусть и не во всех). Примерный список различных действий, признанных в качестве намеренного ухудшения условий:
- Обмен или продажа недвижимости.
- Нарушение условий проживания (например, неуплата коммунальных услуг).
- Расторжение брака или другой вариант изменение состава семьи.
- Регистрация в квартире третьих лиц.
- Раздел квартиры между несколькими собственниками.
- Расторжение договора социального найма по требованию жильца.
- Изменение статуса недвижимости (перевод в нежилое состояние).
- Выход из кооператива с соответствующим получением пая.
Основное последствие, также рассматриваемое как срок давности – это ограничение для постановки на учет. Так, исходя из указанной в начале этой статьи ст.53 ЖК РФ, если будет выявлено умышленное ухудшение условий, то заявитель теряет право на постановку на учет сроком на 5 лет.
Пример: Семья, проживающая в двухкомнатной квартире с целью стать на учет и получить более комфортабельное жилье продает свою недвижимость и приобретает небольшую комнату коммунальной квартире. Это рассматривается как умышленное действие, так как в двухкомнатной квартире было достаточно места для всех прописанных лиц. Теперь эта семья не сможет стать на учет в течение следующих 5 лет и будет вынуждена или жить в комнате коммунальной квартиры или же приобретать другое жилье.
Следующий перечень поясняет, что может быть признано намеренным, умышленным ухудшением жилищных условий:
- регистрация (постоянная) еще одного или нескольких человек в объекте недвижимости;
- юридическое разделение лицевых счетов и долей с переоформлением прав собственности в базе данных «Росреестра»;
- переселение по решению судебных инстанций в помещение с худшими потребительскими характеристиками;
- продажа, дарение, иной вид передачи прав собственности с внесением изменений в ЕГРН;
- официальный отказ от заключения договора социального найма с муниципалитетом;
- изменение действующего статуса отдельный частей жилой недвижимости.
Последний пункт можно рассмотреть подробно. Если расширить коридор, кухню, кладовую или санузел за счет комнат, можно уменьшить жилую площадь (общую и в расчете на одного человека). После утверждения проекта и перепланировки появятся условия для постановки на учет в очереди для нуждающихся лиц. Такие действия при отсутствии веских доказательств особой необходимости считаются намеренным ухудшением жилищных условий.
Намеренное ухудшение жилищных условий военнослужащих определяет приказ № 1280 Минобороны от 30.09.2010г. В соответствии с ним намеренным может быть признано вселение близких родственников (с постоянной регистрацией по соответствующему адресу), если эти лица:
- являлись собственниками объектов недвижимости;
- не выполнили процедуры по прекращению владения (пользования) жилыми помещениями.
В перечень намеренных действий включены также следующие позиции:
- заключение брака в фиктивном виде с целью последующей прописки супруги;
- аналогичные действия в ходе развода, подразумевающие выделение долей недвижимости взрослым членам семьи и детям;
- оформление военным дарения, продажи, обмена, других сделок по отчуждению недвижимости (полной или части площади);
- нарушение эксплуатационных правил.
Отдельно приведены ситуации, которые не считаются намеренным ухудшением жилищных условий:
- регистрация детей или других близких родственников сделана в полном соответствии с требованиями действующих федеральных законов либо по соответствующему судебному решению;
- объект недвижимости военнослужащего или супруги (в собственности/ пользовании) является аварийным объектом;
- здание подлежит сносу в плановом порядке.
Отказ человека, пользующегося недвижимостью по договору социального найма, приватизировать имущество не является намеренным действием по ухудшению жилищных условий. Для постановки на учет муниципальные органы руководствуются стандартными правилами и нормативами площади.
К сведению! При плановом сносе (реновации, других программах расселения) владелец комнаты в коммунальной квартире вправе рассчитывать на денежную компенсацию по тарифам, установленным местными законодательными органами. Пользователь по договору социального найма может стать собственником новой квартиры.
Намеренное ухудшение жилищных условий – это любые умышленные действия с целью ухудшения условий проживания для признания их таковыми и получения новых квадратных метров от государства.
Ст.53 ЖК РФ, где фигурирует данное понятие, не дает четких разъяснений, какие именно мероприятия можно расценивать как намеренные.
С целью определения основных признаков злостных действий можно опираться на выводы Конституционного суда и практику юристов, где основной признак подобных намерений – умышленность:
- Продажа благоустроенного жилья с целью покупки ветхой недвижимости;
- Неравноценный обмен – удобную квартиру для большой семьи на маленькую однокомнатную;
- Раздел недвижимости, чтобы стать на учет по улучшению жилищных условий.
Как получить право постоянного бессрочного пользования земельным участком? Подробности по ссылке.
Рассмотрим намеренное ухудшение жилищных условий военнослужащих и судебную практику по этому вопросу.
В судебной практике не часто происходят случаи, когда признается факт специального ухудшения жилищного положения человеком:
- Военная Коллегия суда в своем постановлении от 2008 года установила, что Р. стоял в очереди на получение жилплощади на площади гарнизона Боровичи.
- В этом населенном пункте он в 2001 году приобрел квартиру с тремя комнатами.
- В дальнейшем в ней он зарегистрировал свою мать, а через четыре года продал ей квартиру.
- Сам военнослужащий Р. вместе с тремя членами семьи (супруга и две детей) снимал по договору найма другое помещение для проживания.
2007 года он был исключен из очереди нуждающихся на улучшение условий жительства.
Суд принял это решение, основываясь на нецелесообразность решений, принятых гражданином Р.
Еще один пример:
- Высший суд в 2007 году по Москве и Московской области рассматривал исковое заявление гражданки О. с требованием признать решение комиссии на постановление в очередь на улучшение жилищных условий недействительным.
- Гражданка О. получила отказ по причине намеренного ухудшения жилищных условия в течение последних пяти лет.
- Она подарила трехкомнатную квартиру два года назад своей дочери. Через некоторое время приобрела однокомнатную квартиру, в которой прописала двух других детей.
- Через год гражданка заключила брачный союз с гражданином Д. и прописала его в квартире.
Судебное решение подтвердило отказ комиссии и отказало в удовлетворении требований гражданки.
Причина – преднамеренное ухудшение условий проживания, заключение возможно фиктивного брачного союза с целью признания её нуждаемости в получении квартиры.
Здесь представлена судебная практика о признании права на улучшение жилищных условий в связи с отсутствием их намеренного ухудшения.
Действиями, направленными на уменьшение обеспеченности квадратных метров на человека, являются:
- деление жилой комнаты, её безвозмездный обмен на другое помещение с меньшим метражом;
- перевод комнаты, пригодной для жительства в нежилое помещение;
- смена порядка использования комнаты;
- вселение владельцем жилой площади других граждан в лице членов семьи, исключением из правила является супруг, дети и родители, потерявшие трудоспособность;
- отчуждения помещение, пригодного для жительства;
- расторжение соглашения социального найма по желанию наймодателя;
- выселение гражданина по его инициативе из помещения, которое он занимал в лице нанимателя;
- перераспределение долей собственности, если эти действия стали причиной уменьшения занимаемой площади.
Федеральные программы по улучшению жилищных условий в 2020 году призваны помощь нуждающимся. Каковы условия ипотеки от Сбербанка без первоначального взноса? Читайте здесь.
Так как данное определение обозначается ст. 53 ЖК РФ в достаточно лаконичной форме и нет подробной формулировки, какие именно действия считаются умышленными, этому вопросу дал более четкое обоснование Конституционный Суд в Определении от 19.07.2007 года № 258-0-0.
Каким должно быть расстояние от дома до границы участка? Полная информация в этой статье.
Несовершенство основного законодательного акта — ст.53 ЖК РФ в решении столь щепетильного вопроса дает возможность местным органам власти, в компетенции которых рассмотрение каждого случая, злоупотреблять изъянами статьи и использовать ее в личных интересах.
Ухудшение жилищных условий — понятие и признаки
Любые из перечисленных действий не могут быть признаны намеренным нарушением действующего законодательства, если человек уже зарегистрирован как нуждающийся в улучшении жилищных условий. Иные действия, которые не признают намеренными нарушениями:
- несовершеннолетний ребенок регистрируется по адресу места жительства одного из родителей;
- прописывается по стандартной процедуре близкие родственники (родители, супруги);
- новых жильцов регистрируют временно;
- расторгается договор аренды с последующем возвратом жилья собственнику;
- в ходе судебного разбирательства покупка (иная сделка с оформлением нового владельца недвижимости) признана недействительной.
Также без лишних споров и неблагоприятных последствий можно отказаться от имущества, которое передается в дар. В данном случае не считается, что условия ухудшили намеренно.
Об умышленном ухудшении жилья военнослужащим подробно сказано в Инструкции, на основании которой предоставляется служебное жилое помещение контрактникам или по договору социального найма.
Из данного документа следует, что к таким действиям относятся:
- Умышленное нарушение распорядка пользования жильем;
- Обмен жилья на площадь меньшую по размерам, что создает некомфортное проживание каждого члена семьи;
- Заключение фиктивного брака и регистрация новой половинки на своей территории;
- Расторжение брака и выделение долей в квартире;
- Нарушение пунктов договора социального найма или умышленная неуплата ренты за эксплуатацию жильем в течение длительного периода;
- Отчуждение определенной части квартиры благодаря сделке купли-продажи или составлению дарственной на ее долю, что существенно уменьшит используемую площадь для военнослужащего и его семьи.
Также Инструкция содержит перечень действий, доступных для выполнения и не считающихся умышленными.
Для чего может понадобиться поквартирная карточка? Об особенностях этого документа читайте по ссылке.
Не все деяния квалифицируются, как умышленное изменение в худшую сторону жилищных условий. В частности, к таковым можно отнести следующие действия:
- регистрация ребенка у одного из его родителей, что вытекает из ст. 20 ГК РФ, которая предполагает то, что несовершеннолетний обязан иметь прописку по адресу проживания его отца или матери. Появление новорожденного в семье не может являться злонамеренным ухудшением,
- регистрация в помещении нового члена семьи в связи с замужеством или же прочих родственников, например, родителей собственника,
- временная постановка на учет по собственному адресу, как родственников, так и третьих лиц,
- отказ одаряемого от подарка, которым является жилплощадь, или же отказ непосредственно дарителя от исполнения, заключенного им договора дарения,
- признание сделки не соответствующей законодательству судебным решением,
- аннулирование рентного соглашения и возврат объекта недвижимости.
Так как подобные действия не являются умышленным ухудшением условий проживания, то гражданин при наличии соответствующих оснований, перечень которых приведен в ст. 51 ЖК РФ, может встать в жилищную очередь и получить причитающиеся ему квадратные метры.
Что касается военнослужащих, то предоставление им социального жилья осуществляется на основании Приказа Министерства обороны № 1280 от 30.09.2010.
В п. 4 настоящего нормативного документа указано, что умышленная корректировка в худшую сторону условий проживания может наступить в результате совершения лицом, проходящим военную службу, определенных действий, которые могут выражаться в существенном уменьшении жилой площади.
Некоторые военнослужащие совершенно сознательно идут на такое уменьшение. Например, они могут совершить любую сделку, результатом которой будет отчуждение всего жилья или же только его доли.
Четкая формулировка и расшифровка понятия «ухудшение жилищных условий» в законодательстве РФ отсутствует, но в некоторых региональных нормативно-правовых актах определены некоторые факторы, указывающие на ухудшение условий, в которых проживают люди. Некоторые факторы могут быть весьма спорными и не свидетельствовать о намеренном ухудшении условий проживания.
Если в семье рождается ребенок, или владелец жилплощади зарегистрировал официальный брак, после чего на вверенной ему территории он прописал нового члена своей семьи, это в принципе не может расцениваться как злоумышленное действие, осуществленное с целью получения статуса нуждающегося в государственной поддержке. Учитывая, что разделение между намеренным ухудшением жилищных условий и вынужденным бедственным положением нуждающейся в улучшении условий проживания семьи слишком размытое, то оцениваются такие действия индивидуально в каждом конкретном случае и чаще всего в судебном порядке.
Основными характерными признаками ухудшения жилищных условий являются:
- Наличие умысла завладеть правом на получение бесплатного жилья или материальной помощи для улучшения жилищных условий.
- В результате осуществленных действий условия проживания были на самом деле ухудшены, и человек действительно стал нуждающимся в получении субсидии или жилья от государства.
- В момент совершения действия, влекущего за собой возникновение нужды в жилье, человек не является нуждающимся и не состоит на учете в очереди на квартиру.
Согласно статье 53 ЖК РФ, те, кто для получения права на бесплатное жилье намеренно ухудшают существующие условия проживания, могут встать на учет не ранее, чем по истечении пяти лет с момента их «злодеяния» и при условии, что к тому времени их положение не улучшится.
Факторы, определяющие ухудшение условий проживания, как при умышленных действиях, так и без злого умысла, одни и те же. Разница состоит только в том, что при умышленном ухудшении жилищных условий человек совершает одной из действий вполне осознанно и с целью получения статуса нуждающегося в улучшении жилищных условий. При этом он действительно становится таковым согласно законодательству РФ.
Ненамеренным ухудшением условий проживания являются действия, которые приводят к уменьшению жилищной площади на одного человека или полного лишения права пользования жильем. При этом такие действия не были совершены с целью ухудшения условий для получения права встать в очередь на получение жилья.
Семья из троих человек (мать, отец, ребенок) проживает в квартире 55 квадратных метров, то есть их жилплощади вполне достаточно для нормального проживания на ней семье в таком составе. Но супруги не согласны с этим и решают прописать в доме ребенка мужа от первого брака, который в данный момент с ними не проживает. После прописки четвертого члена семьи квадратных метров не хватает на всех, а соответственно, семья становится такой, что остро нуждается в расширении жилплощади. В данном случае это намеренное ухудшение жилищных условий.
Законодательством определен перечень действий, которые не могут расцениваться как намеренное ухудшение жилищных условий. Это:
- регистрация несовершеннолетнего ребенка в доме, где проживает один или оба его родителя;
- прописка супруга(и) или других близких родственников при соблюдении норм российского законодательства;
- расторжение договора о предоставлении ренты, инициатором которого был получатель ренты;
- временная прописка жильцов по конкретному адресу;
- дарение жилой недвижимости или определенной ее доли или отказ от принятия в дар жилья;
- признание в судебном порядке незаконной сделку, объектом которой выступало недвижимое имущество, с последующим ее аннулированием.
Действиями, которые расцениваются как намеренное ухудшение жилищных условий, являются:
- обмен жилой недвижимости, вследствие чего жилплощадь уменьшилась, и произошло снижение уровня качества жизни;
- разделение между членами семьи лицевых счетов;
- прописка еще одного человека в квартире/доме;
- переселение в меньшее по площади жилое помещение или с худшим уровнем благоустройства (отсутствие некоторых коммуникаций, отопления, водопровода, санузла и т.д.) согласно решению суда;
- продажа или передача жилой недвижимости или определенной ее части в результате заключения юридической сделки;
- изменения размера долей или выделение отдельных долей третьим лицам, в результате чего ухудшаются условия проживания;
- изменение статуса части жилого помещения на нежилое (использование жилой комнаты в качестве кладовой, гардеробной и т.д.);
- отказ от проживания и использования жилья на основании договора социального найма.
Военнослужащие лица – это отдельная категория граждан РФ, для которой критерии преднамеренных действий, ухудшающих условия проживания, описаны в Инструкции Минобороны, подписанной 30 сентября 2010 года.
Ухудшение жилищных условий в случае с военнослужащими имеет свои особенности. Факторами намеренного ухудшения условий проживания военных являются:
Молодые семьи согласно федеральной программе «Молодая семья» и Жилищному Кодексу РФ имеет право на получение субсидии в размере 30% от общей стоимости жилья соответствующего размерам установленным программой и региональными нормативно-правовыми актами нормам квадратных метров в расчете на каждого члена семьи. Иногда при отсутствии полного соответствия нуждающимся в государственной материальной помощи, молодые люди совершают неправомерные действия, пытаясь незаконным путем получить право на постановку в очередь на жилищный сертификат.
Намеренными действиями гражданина, ухудшающими условия проживания, необходимо считать те же действия, что описаны выше, то есть:
- фиктивный брак и развод;
- продажа или дарение жилого помещения;
- отказ от дарственной;
- необоснованная и незаконная прописка третьих лиц и другие.
Очень частая проблема, когда граждане пытаются преднамеренно ухудшить свою площадь проживания для получения от государства льгот на получение нового жилья.
Следует отметить! Что если гражданин уже состоит на учете на получение жилья, совершение преднамеренного изменения условий жилья пожет послужить веской причиной снятия такой личности с очереди и отказ от дальнейшей возможности подачи документов.
Когда вы становитесь в очередь на получение жилья, вы предоставляете выписку из Росреестра государственным служащим. В ней содержатся данные обо всех сделках с объектами недвижимости, в которых вы как претендент на бесплатное жилье были задействованы ранее.
Помимо этого, необходимо подать справку о техническом состоянии дома или квартиры. По итогам рассмотрения такой документации выяснится, стоит ли предоставлять субсидию или бесплатное жилье.
Внимание. Когда вы подаете заявления на участие в государственной программе по получению жилплощади, имейте в виду, что в документах должны быть отражены сведения за последние пять лет.
Следующие действия говорят о сознательном ухудшении обстановки проживания:
- Жилая комната переоборудована в подсобное помещение. Например, вы приняли решение превратить небольшую комнату в гардеробную. Такой шаг уменьшит жилую территорию квартиры. Спустя некоторое время вы подаете заявление на получение более комфортного жилья. Цепочка таких действий будет выглядеть подозрительной, а вы получите гарантированный отказ.
- Продажа объекта недвижимости. Как собственник, вы имеете право распоряжаться жильем по своему усмотрению. Предположим, вы продаете большую и благоустроенную квартиру, взамен чего приобретаете малогабаритное помещение, едва пригодное для жизни в нем. После этого вы захотите подать заявление, чтобы дали соответствующую субсидию на квартиру. Будьте готовы объяснить логичность своего поступка, что будет весьма непросто.
- Развод. Зачастую развод связан с разделом квартиры. Придется доказать, что вы расстались с супругом/супругой не ради того, чтобы стать обладателем более благоустроенного жилища.
- Аварийный дом. Некоторые граждане намеренно занимаются порчей санитарных норм, чтобы стать претендентами на большую жилплощадь.
- Прописка. Незадолго до расселения собственники нередко прописывает к себе в квартиру родственников.
Следующий перечень поясняет, что может быть признано намеренным, умышленным ухудшением жилищных условий:
- регистрация (постоянная) еще одного или нескольких человек в объекте недвижимости;
- юридическое разделение лицевых счетов и долей с переоформлением прав собственности в базе данных «Росреестра»;
- переселение по решению судебных инстанций в помещение с худшими потребительскими характеристиками;
- продажа, дарение, иной вид передачи прав собственности с внесением изменений в ЕГРН;
- официальный отказ от заключения договора социального найма с муниципалитетом;
- изменение действующего статуса отдельный частей жилой недвижимости.
Последний пункт можно рассмотреть подробно. Если расширить коридор, кухню, кладовую или санузел за счет комнат, можно уменьшить жилую площадь (общую и в расчете на одного человека). После утверждения проекта и перепланировки появятся условия для постановки на учет в очереди для нуждающихся лиц. Такие действия при отсутствии веских доказательств особой необходимости считаются намеренным ухудшением жилищных условий.